Министерство образования и науки Российской Федерации
Сибирская академия финансов и банковского дела
Кафедра: «Финансы и кредит »
Вариант 4
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Финансы организаций»
на тему: «Характеристика источников формирования денежных фондовпредприятия. Оценка финансовой устойчивости предприятия»
Выполнила: Проверила:
Глушкова Р.А.Конципко Н.В.
ГруппаИСД-78ф (у)
Новосибирск
2008
Содержание
Введение. 4
1. Характеристика источников формирования денежных фондов.Движение денежных средств организаций. 5
1.1. Расчетные и кассовые операции организаций. 5
2. Финансовая устойчивость. Принятие решений. 14
2.1. Традиционные показатели. 14
3. Расчет показателей для формирования сметы затрат напроизводство и реализацию продукции. 23
3.1. Материальные затраты… 23
3.2. Расходы на оплату труда. 24
3.3. Единый социальный налог (отчисления на социальныенужды) 24
3.4. Амортизация основных фондов. 25
3.5. Расчет прочих затрат. 26
3.6. Итого затрат на производство. 28
3.7. Производственная себестоимость. 28
3.8. Расчет суммы коммерческих расходов. 29
4. Расчет показателей для формирования годового финансовогоплана организации (баланса доходов и расходов) 35
4.1. Расчет показателей для формирования доходной частифинансового плана 35
4.1.1. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) 35
4.1.2. Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся враспоряжении предприятия. 38
4.1.3. Излишек собственных оборотных средств. 38
4.1.4. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. 39
4.2. Расчет показателей для формирования расходной частифинансового плана 39
4.2.2. Налог на доходы… 40
4.2.3. Расчет суммы средств остающихся в распоряжениипредприятия для последующего распределения. 41
5. Инвестиционный план. 44
Вывод по результатам расчетов. 46
Заключение. 47
Список использованной литературы… 48
Введение
В настоящейработе требовалось раскрыть сущность формирования денежных фондов предприятия,как основной составляющей деятельности предприятия, и показателей финансовой устойчивости,как завершающего этапа анализа деятельности предприятия.
Далее,требовалось рассчитать основные аналитические, таблицы — составить смету затратна производство и реализацию продукции, финансовый план, инвестиционный план ибюджет фонда оплаты труда. В заключении требовалось найти сумму свободныхресурсов (не имеющих определенного направления распределения) и предложитьнаправления распределения.
1. Характеристика источников формирования денежныхфондов. Движение денежных средств организаций1.1. Расчетные и кассовые операции организаций
В условияхразвития товарно-денежных отношений в процессе купли-продажи товаров,выполнения работ, оказания услуг, удовлетворения различного рода обязательств вденежной форме, а также при распределении и перераспределении денежных средстввозникают расчеты. Сумма всех платежей, совершенных организациями и населениемза определенный промежуток времени, представляет собой денежный оборот страныза данный период. По всей структуре денежный оборот подразделяется на две сферы:наличную и безналичную.
Налично-денежныйоборот включает платежи наличными деньгами и в основном связан с доходами ирасходами населения.
Основнаячасть денежного оборота — безналичный оборот, представляющий собой совокупностьплатежей, совершаемых путем безналичных перечислений по счетам плательщиков иполучателей средств, зачета взаимных требований, В ведущих промышленно развитыхстранах он составляет 80-90% всего денежного оборота.
Безналичныйплатежный оборот в России обеспечивает такие сферы хозяйственных отношений, какреализация продукции, работ, услуг, получение и возврат банковских кредитов,выплата и использование денежных доходов населения Участниками этиххозяйственных связей являются организации, объединения, кооперативы, банки,финансовые учреждения, а также население.
Безналичныйплатежный оборот характерен тем, что полностью проходит через кредитныеорганизации.
Связьбезналичного и налично-денежного оборотов проявляется в систематическомпереходе денег из сферы безналичного в сферу налично-денежного оборота иобратно.
Системарасчетов организаций включает следующие основные элементы:
1) наличныерасчеты, порядок ведения кассовых операций;
2) безналичныерасчеты и принципы их организации;
3) порядокоткрытия организациями счетов в банках для осуществления расчетов;
4) заключениедоговора банковского счета между банком и клиентом;
5) формыбезналичных расчетов.
Гражданскийкодеке РФ предусматривает применение на территории Российской Федерацииплатежей в наличной и безналичной форме и раскрывает сущность основных формбезналичных расчётов.
Установленразличный порядок расчетов с участием граждан в зависимости от связи этихплатежей с предпринимательской деятельностью граждан.
Разрешеноосуществлять расчеты с участием граждан, не занимающихся предпринимательскойдеятельностью, как наличными деньгами без ограничения сумм, так и в безналичнойформе.
Однакорасчеты с гражданами, связанными с предпринимательской деятельностью, должныосуществляться, как правило, в безналичном порядке.
В настоящеевремя юридические лица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами,если суммы по одному платежу не превышают 2 млн. рублей. Платежи междуюридическими лицами сверх указанной суммы должны осуществляться в безналичномпорядке.
Длярегламентирования налично-денежного оборота в стране действует «Порядок ведениякассовых операций в Российской Федерации». Этот порядок применяется всемиорганизациями и учреждениями независимо от организационно-правовых форм и сферыдеятельности.
Кассовыеоперации – это операции, связанные с принятием, хранением, выдачей наличностикассами организаций.
В РоссийскойФедерации действуют следующие основные правила ведения кассовых операций.
1. Организациинезависимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранитьсвободные денежные средства на счетах в учреждениях банка.
2. Организациипроводят расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядкечерез банки.
3. Дляосуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассуи вести кассовую книгу по установленной форме.
4. Наличныеденьги, полученные организациями в банках, должны расходоваться по целевомуназначению.
5. Организациимогут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленныхбанками по согласованию с их руководителями. Лимит остатка денег в кассеустанавливается в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работыорганизации с утра следующего дня с учетом среднедневной выручки и расходаналичными деньгами (кроме расходов на оплату труда и социально-трудовые выплаты),особенностей деятельности и режима ее работы, порядка и сроков сдачи выручки вбанк, а также необходимости ускорения оборачиваемости денег, своевременногопоступления их в кассу банка, обеспечения сохранности и сокращения встречныхперевозок денег. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
6. Организациидолжны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитовостатка наличных денег в кассе в порядке и в сроки, согласованные собслуживающими банками.
Наличныеденьги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и вобъединенные кассы при организациях для последующей сдачи в банк, а также предприятиясвязи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
7. Организациимогут хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов толькодля оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендии не более3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера иприравненных местностях, до 5 дней) включая день получения денег в банке.
8. Определеныпорядок приема и выдачи наличных денег, оформление кассовых документов. Приемналичных денег кассами организаций осуществляется по приходным кассовым ордерам.Наличные деньги из касс выдаются по расходным кассовым ордерам или надлежащеоформленным другим документам (платежным ведомостям, заявлениям на выдачуденег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с реквизитамирасходного кассового ордера. Приходные и расходные кассовые ордера, а такжедокументы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем, главнымбухгалтером или лицами, на это уполномоченными.
9. Банкиобязаны систематически контролировать кассовую дисциплину своих клиентов дляисключения злоупотреблений с излишками денег, сохранения налично-денежногооборота.
В РоссийскойФедерации основным видом денежных расчетов являются безналичные расчеты. Безналичныерасчеты — это денежные расчеты путем записи по счетам в банках, когда деньгисписываются со счета плательщика и зачисляются на счет получателя.
Чем ширеприменяются безналичные расчеты, тем меньше требуется наличных денег,уменьшаются издержки обращения по хозяйству в целом и в сфере денежногообращения.
Безналичныерасчеты между субъектами хозяйствования содействуют завершению последнего этапакругооборота средств в хозяйстве. Поступление денег на счет в банкесвидетельствует о том, что продукт производства реализован, т.е. получилобщественное признание, затраты на его создание возмещены, полученная прибыльсосредоточилась на счете предприятия в банке, и ее можно использовать поназначению, продолжить процесс производства.
Подобныерасчеты способствуют концентрации денежных ресурсов в банках. Временносвободные денежные средства предприятий и организаций, хранящиеся в банках,являются одним из источников кредитования, позволяют развивать кредитныеотношения. От правильной организации системы безналичных расчетов в целомзависит своевременность и быстрота осуществления расчетов между хозорганами, ихфинансовое положение, состояние платежной дисциплины в стране.
В условияхразвития рыночных отношений применяются следующие основные принципы организациибезналичных расчетов.
Первыйпринцип — осуществление безналичных расчетов по банковским счетам, которыеоткрываются клиентам для хранения и перевода средств. Проведение расчетов черезбанк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и ихматериальной ответственностью за свои действия.
Второйпринцип — при всем многообразии форм собственности и характера деятельностипредприятий за ними остается право свободного выбора форм расчетов изакрепления их в хозяйственных договорах. Ограничение свободы выбора со стороныбанка не допускается.
Третийпринцип — перечисление средств по счетам предприятий осуществляется попоручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможностьпредприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условийдоговора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцептаплатежа.
Четвертыйпринцип — очередность списания денежных средств со счета клиента.
Установленыдва правила определения очередности платежей со счетов клиентов банка.
Первоеправило относится к тем случаям, когда на счете имеются денежные средства,сумма которых достаточна для удовлетворения всех требований, предъявляемых ксчету. В этой ситуации предъявленные расчетные документы должны оплачиваться впорядке календарной очередности платежей, т.е. в порядке их поступления в банкплательщика.
Второеправило — при недостаточности денежных средств на счете списание средствосуществляется в следующей очередности:
в первуюочередь выполняется списание по исполнительным документам, предусматривающимперечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требованийо возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований овзыскании алиментов;
во вторуюочередь — списание по исполнительным документам, предусматривающим перечислениеили выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплатетруда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, повыплате вознаграждений по авторскому договору;
в третьюочередь — списание по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджети во внебюджетные фонды;
в четвертуюочередь — списание по исполнительным документам, предусматривающимудовлетворение других денежных требований;
в пятуюочередь — списание по другим платежным документам в порядке календарнойочередности.
Списаниесредств со счета по требованиям, относящимся к одной очереди, осуществляется впорядке календарной очередности или наступления сроков платежа.
Безналичныерасчеты могут осуществляться с расчетного, текущего, бюджетного счетов, счетафинансирования капитальных вложений, текущего валютного счета,корреспондентского счета банка.
Расчетныесчета открываются всем организациям независимо от формы собственности,работающим на принципах коммерческого расчета и имеющим статус юридическоголица. Владелец расчетного счета имеет право распоряжаться средствами на счете. Онимеет свой отдельный баланс, выступает самостоятельным плательщиком всехпричитающихся с него платежей в бюджет, самостоятельно вступает в кредитныевзаимоотношения с банками. По расчетному счету в отличие от текущего проводятсяоперации коммерческого характера.
Текущиесчета открываются организациям и учреждениям, не занимающимся коммерческойдеятельностью и не имеющим статус юридического лица. Бюджетные счета — бюджетнымучреждениям и организациям, состоящим на федеральном, республиканском илиместном бюджете. Самостоятельность владельца текущего и бюджетного счетасущественно ограничена по сравнению с владельцем расчетного счета. Их владельцымогут распоряжаться средствами на счете строго в соответствии со сметой,утвержденной вышестоящей организацией.
Со счетафинансирования капитальных вложений проводятся расчеты по договору подряда(субподряда) на капитальное строительство.
Для открытиярасчетного, текущего и бюджетного счетов в банк представляются следующиедокументы: заявление на открытие счета; копия решения о создании организации(или учредительный договор), копия устава (положения), карточка образцовподписей и оттиска печати, справка налоговой инспекции о постановке предприятияна учет для взимания налогов, документ, подтверждающий регистрацию в качествеплательщика страховых взносов.
Открытиекоммерческим банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчетно-кассовомуобслуживанию осуществляются на основе заключения банком и клиентом договорабанковского счета. По этому договору банк обязуется принимать и зачислять насчет, открытый клиенту, денежные средства, а также выполнять поручения клиентао перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении другихопераций по счету.
Клиентвправе открывать в банках необходимое ему количество расчетных, депозитных ииных счетов. В соответствии с договором банковского счета клиент обязуетсясоблюдать требования действующих нормативных актов, регулирующих порядокосуществления расчетных и кассовых операций; представлять в банк вустановленные сроки бухгалтерскую, статистическую отчетность, другие документы,необходимые для организации расчетно-кассового обслуживания, предварительно вписьменной форме уведомлять банк о закрытии счета, об измененияхорганизационно-правовой формы, юридического и почтового адреса.
Права лиц,осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении выдаче средств сосчета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов,предусмотренных законом, в соответствии с установленными банковскими правиламии договором банковского счета. Договором может быть предусмотрено, чтораспоряжение денежными средствами, находящимися на счету, может осуществлятьсяпутем представления расчетных документов в электронной форме, а также сиспользованием иных видов связи, например факса.
В связи стем, что расчетно-кассовое обслуживание клиентов осуществляется банками наплатной основе, в договоре предусмотрена оплата клиентом этих услуг банка. Вдоговор включают размер процентной ставки, уплачиваемой банком за минимальныйили средний остаток средств, находящийся на счету клиента. Важно выделить вдоговоре ответственность обеих сторон за невыполнение взятых на себяобязательств. Например, в случаях несвоевременного зачисления на счетпоступивших клиенту средств или необоснованного списания банком со счета, атакже невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счетаили об их выдаче банк обязан уплатить на эту сумму клиенту проценты в порядке ив размере, предусмотренных ст.395 ГК, т.е. размер процентов определяется поместу жительства (нахождения) кредитора учетной ставкой банковского процента надень исполнения денежного обязательства.
Клиентвправе досрочно и в одностороннем порядке расторгнуть договор банковского счета.Договор расторгается по заявлению клиента.
Банк можетдосрочно расторгнуть договор в судебном порядке в следующих случаях:
если втечение месяца после получения клиентом соответствующего предупреждения банкаостаток денежных средств на его счете будет ниже минимального размера,предусмотренного банковскими правилами или договором;
приотсутствии в течение года расчетных операций по этому счету.
2. Финансовая устойчивость. Принятие решений
Одна изважнейших характеристик финансового состояния предприятия — стабильность егодеятельности. Она связана со структурой баланса предприятия, степенью егозависимости от кредиторов и инвесторов. Но степень зависимости от кредиторовоценивается не только традиционным показателем соотношения собственных изаемных источников финансирования. Это более многогранное понятие, включающееоценку и величины собственного капитала, оборотных и внеоборотных активов,состав последних и ряд других балансовых показателей.
В отличие отпонятия «платежеспособность» понятие «финансовая устойчивость» — одновременно иболее широкое, и более расплывчатое. В него включается набор разнородныхкоэффициентов, которые, однако, при углубленном рассмотрении находятся вбольшей взаимозависимости, чем может показаться на первый взгляд. 2.1. Традиционные показатели
1. Коэффициентконцентрации собственного капитала (практически же он имеет другое название: коэффициентавтономии). Он рассчитывается как отношение собственного капитала к общей суммеисточников финансирования (валюте баланса). Считается, что чем выше значениеэтого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо отвнешних кредиторов предприятие. Однако по поводу границ привлечения заемныхисточников финансирования существуют разные мнения. Наиболее распространеннойявляется точка зрения, что доля собственного капитала в валюте баланса должнабыть достаточно велика. Нижний предел этого показателя оценивают в 60-70% всехисточников финансирования.
Впредприятие с высокой долей собственного капитала кредиторы вкладывают средстваболее охотно, поскольку оно с большей вероятностью может погасить долги. Ноесть и другая точка зрения: рациональна структура капитала, в которойпреобладают заемные источники. Это свидетельствует о степени доверия кпредприятию со стороны банков и других кредиторов, а значит, о его финансовойнадежности.
2. Коэффициентфинансовой зависимости. Это показатель, обратный коэффициенту концентрациисобственного капитала по смысловому значению. Рост его означает увеличение долизаемных средств в общей сумме источников финансирования, при этом долядолгосрочных и краткосрочных обязательств принимается в расчет суммарно.
3. Коэффициентманевренности собственного капитала. Он показывает, какая часть собственногокапитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. вложена воборотные активы. Эта часть представляет собой собственные оборотные средства. Остальнаячасть собственного капитала финансирует внеоборотные активы, т.е. капитализирована.Уровень этого коэффициента может существенно изменяться в зависимости от видадеятельности предприятия, структуры его активов в целом и оборотных активов вчастности.
4. Коэффициентструктуры долгосрочных вложений. Логика расчета этого показателя основана напредположении, что долгосрочные ссуды и займы используются для финансированияосновных средств и других долгосрочных вложений. Коэффициент показывает, какаячасть внеоборотных активов профинансирована за счет долгосрочных заемныхисточников.
5. Коэффициентдолгосрочного привлечения заемных средств. Это доля долгосрочных заемныхисточников в общей величине собственного и заемного капитала предприятия. Содной стороны, наличие долгосрочных займов свидетельствует о доверии кпредприятию со стороны кредиторов, об уверенности их в устойчивомдолговременном развитии предприятия. Однако, с другой стороны, постоянный ростэтого показателя может означать и негативную тенденцию, свидетельствующую обусилении зависимости предприятия от внешних кредиторов.
6. Коэффициентсоотношения собственных и заемных средств. Этот коэффициент дает наиболее общуюоценку финансовой устойчивости предприятия. Он показывает, сколько собственныхисточников финансирования приходится на каждый рубль заемных. Показатель оченьмобилен в динамике, а его уровень зависит от структуры активов и специализациипредприятия, а также от соотношения долгосрочных и краткосрочных заемных источниковв суммарной величине обязательств предприятия. Попытки определить средниерекомендуемые значения этого коэффициента, на наш взгляд, нецелесообразны, таккак практически его нормальные значения могут резко различаться из-законкретных условий деятельности предприятия.
7. Коэффициентобеспеченности запасов собственными источниками финансирования. Он показывает,какая часть балансовых запасов финансируется за счет собственного капитала. Независимоот характера деятельности предприятия, но при условии, что балансовые запасыблизки к необходимым их размерам, коэффициент должен быть близок к 1. Соответственно,если фактическое наличие запасов ниже действительной потребности предприятия вних, нормальный уровень коэффициента должен превышать 1, и, наоборот, приналичии излишних запасов он может быть ниже 1. В случае очень существенныхотклонений коэффициента от 1 необходимо оценить, в какой степени собственныеоборотные средства покрывают минимальные запасы, необходимые для осуществленияцикла деятельности предприятия.
8. Коэффициентустойчивого финансирования. Это отношение суммарной величины собственных идолгосрочных заемных источников финансирования к стоимости активов предприятия.Он показывает, какая часть имущества финансируется за счет устойчивых источников;кроме того, он отражает степень зависимости или независимости предприятия откраткосрочных обязательств.
9. Индекспостоянного актива. Это отношение внеоборотных активов к собственному капиталупредприятия. Характеризует, какая доля собственного капитала направляется напокрытие немобильной части имущества.
10. Коэффициентизноса. Определяется как частное от деления накопленной суммы износа напервоначальную балансовую стоимость основных средств. Таким же образом можнорассчитывать коэффициент износа по нематериальным активам. Коэффициент износапоказывает, в какой степени замена и обновление основных средств инематериальных активов могут быть профинансированы за счет начисленного износа.При этом следует учитывать, сколь долго служат основные средства, имеет лиместо их ускоренная амортизация, каков порядок начисления износа нематериальныхактивов.
11. Коэффициентреальной стоимости имущества. Он рассчитывается как частное от делениясуммарной стоимости основных средств, запасов сырья и незавершенногопроизводства на стоимость имущества предприятия. Перечисленные элементыактивов, включаемых в числитель коэффициента, — это средства производства,необходимые для основной деятельности, производственный потенциал предприятия. Понятно,что коэффициент имеет ограниченное применение, однако он представляет интересдля предприятий производственной сферы. Многочисленные переоценки основныхсредств, проводившиеся в последние годы, как в централизованном порядке, так иотдельными предприятиями, не позволяют рекомендовать какой-либо нормальныйуровень коэффициента. Кроме того, он, естественно, различается в зависимости ототраслевой принадлежности предприятия. Ориентировочно можно считать минимальнымуровнем коэффициента для производственного предприятия 0,5. Если фактически напроизводственном предприятии он оказался ниже, это может свидетельствовать опреобладании других видов деятельности над основной. Но такое предположениенеобходимо проверить по показателям выручки и прибыли от продаж.
Исходныеданные: Наименование показателя Исходные данные (тыс. руб) 1. Уставный капитал (фонд), тыс. руб. 235000 2. Среднесписочная численность работающих, чел. 1790 3. Материальные затраты: 3.1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные полуфабрикаты и изделия 6300 3.2. вспомогательные материалы 255 3.3. топливо и энергия 1485 3.4. плата за природные ресурсы в пределах лимита 132 4. Расходы на оплату труда: 4.1. выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость 20 4.2. материальная помощь, включаемая в себестоимость 23 5. Отчисления на социальные нужды, в том числе (в%): 5.1. пенсионный фонд 20 5.2. фонд социального страхования 3,2 5.3. фонд обязательного медицинского страхования 3,8 6. Средний размер ФОТ 1-го работника в месяц (тыс. руб) 8,6 7. Балансовая стоимость ОПФ на начало года, в том числе: 7.1. функционирующих на предприятии 13950 7.2. сданных в аренду 149 7.3. стоимость фондов, срок службы которых истекает на начало года 1154 8. Ввод в действие ОПФ в течение года, в том числе 8.1 I квартал 1136 8.2 II квартал 129 8.3 IV квартал 291
9. Стоимость выбывших из эксплуатации ОПФ, в том числе
9.1 I квартал
9.2 II квартал
119
116 10. Арендная плата, полученная (уплаченная) за сданные в аренду (арендованные) ОПФ 119 11. Средняя норма амортизационных отчислений с учетом применения ускоренной амортизации, в% 14 12. Прочие затраты (расходы), в том числе: 12.1. налог на пользователей автомобильных дорог, в% от выручки без учета НДС 1,2 12.2. плата за выбросы в окружающую среду 6 12.3. оплата информационных и аудиторских услуг 132 12.4. оплата банку: 12.4.1. по процентам за предоставленный кредит,% годовых 26,5 12.4.2. услуг 5 12.5. отчисления в ремонтный фонд (в% от среднегодовой стоимости ОПФ) 4 12.6. другие расходы 2 13. Списано на непроизводственные счета 7 14. Изменение остатков незавершенного производства (+, -) 4 15. Коммерческие расходы (в% от производственной себестоимости) 8 16. Рентабельность продукции без учета НДС, в% (прибыль/себестоимость) 20 17. Расходы на рекламу 410 18. Представительские расходы 220 19. Индекс инфляции, учитываемый для расчета выручки в% (ежемесячный прирост) 1,3 20. Фактические (ожидаемые): 20.1 остатки готовой продукции на складе на начало года по производственной себестоимости 130 20.2 сгруженной (не оплаченной) продукции на начало года по производственной себестоимости 10 20.3 остатки продукции на ответственном хранении у покупателей на начало года по производственной себестоимости 11 21. Прогнозируемые остатки: 21.1. нормы запаса готовой продукции на складе на конец года (в днях) 6 21.2. средние сроки оплаты продукции по отгрузке в днях (средние сроки) 4 21.3. остатки продукции на ответственном хранении у покупателей на конец года по производственной себестоимости 18 21.4. остатки отгруженной продукции покупателям на конец года по производственной себестоимости 69 22. Выручка от реализации имущества 248 23. Расходы по реализации имущества 31 24. Доходы от внереализационных операций: 24.1. от операций с ценными бумагами 125 24.2. от сдачи имущества в аренду 221 24.3. от долевого участия в деятельности других предприятий 217 24.4. курсовые разницы по операциям с иностранной валютой 8 24.5. прочие поступления 20 25. Сумма налога на реализацию горюче-смазочных материалов (ГСМ) 10 26. Сумма уплаченных таможенных пошлин (экспортные и импортные) 85 27. Сумма налога на имущество 191 28. Ставка налога на доходы в% к базе 12 29. Ставка налога на содержание жилищного фонда и объектов социокультурной. сферы в% от выручки (без НДС) 1,5 30. Ставка налога на прибыль (в% к базе) 24 31. Распределение чистой прибыли (в%): 31.1. фонд накопления 75 31.2. фонд потребления 20 31.3. резервный фонд 5 32. Резервный фонд в соответствии с учредительными документами (в% к уставному капиталу) 15 33. Прирост (по сравнению с началом года) кредиторской задолженности, постоянно находящейся у предприятия на конец года, в% 7 34. Потребность в собственных оборотных средствах на начало года 2240 35. Индекс инфляции для расчета прогноза потребности в собственных оборотных средствах на конец года в% 1,8 36. Сумма льгот, предоставляемых предприятию и учитываемых при расчете налога на прибыль 27 37. Средства иностранного инвестора, привлекаемые 1600 38. План капитальных вложений, потребность в инвестициях на год (из перспективного плана), в том числе осваиваемых: 2160 38.1. собственными силами 940 38.1.1. в том числе строительно-монтажные работы (СМР) 600 39. Норма плановых накоплений в строительстве, в% 35 40. Оборотные активы стройки: 40.1 на начало года 789 40.2 на конец года 1104 41. Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся у стройки: 41.1. на начало года 119 41.2. на конец года 117 42. доходы от попутной добычи минерально-строительных материалов на пятне застройки 162 43. Выручка от реализации имущества стройки 375 44. дивиденды, выплачиваемые по акциям предприятия акционерам 1135 45. Надбавки к пенсиям выплачиваемые 102 46. Затраты, связанные с реализацией имущества стройки 325
Смета затратна производство и реализацию продукции на 2009 год№ пп Элементы затрат Сумма, тыс. руб. 1 Материальные затраты, ВСЕГО, в том числе 8172,0 1.1. Сырье и основные материалы (за вычетом возвратных отходов), покупные изделия и полуфабрикаты 6300,0 1.2. Вспомогательные материалы 255,0 1.3. Топливо и энергия 1485,0 1.4. Плата за природные ресурсы в пределах лимита 132,0 2. Расходы на оплату труда, ВСЕГО, в том числе 184771,0 2.1. Заработная плата, начисленная за выполненные работы 184728,0 2.2. Выплаты стимулирующего и компенсационного характера, включаемые в себестоимость 20,0 2.3. Материальная помощь, включаемая в себестоимость 23,0 3. Единый социальный налог (отчисления на соц. нужды), ВСЕГО, в том числе 48040,5 3.1. Пенсионный фонд 36954,2 3.2. Фонд социального страхования 5912,7 3.3. Фонд обязательного медицинского страхования 5173,6 4. Амортизация основных фондов, ВСЕГО, в том числе 1909,1 4.1. Собственных основных фондов 1909,1 4.2. Арендованных основных фондов 5. Прочие затраты, ВСЕГО, в том числе 1005,44 5.1. Налог на пользователей автомобильных дорог 1444,14 5.2. Плата за выбросы в природную среду в пределах норм 6 5.3. Оплата информационных и аудиторских услуг 132 5.4. Оплата банку, ВСЕГО, в том числе 175,8 5.4.1. Проценты за кредит в пределах ставки ЦБ + 3 пп 170,8 5.4.2. За услуги 5 5.5. Отчисления в ремонтный фонд 545,5 5.6. Другие расходы 2 6. Итого затрат на производство, ВСЕГО 243898,04 7. Списано затрат на непроизводственные счета, ВСЕГО 7 8. Изменение остатков незавершенного производства (+,-), всего +4 9. Производственная себестоимость продукции, ВСЕГО 243895,04 10. Коммерческие расходы, ВСЕГО, в том числе 19511,6 10.1. Расходы на рекламу, включаемую в себестоимость 410 10.2. Представительские расходы в пределах норм 76,4 10.3. Прочие расходы 19025,2 11. Полная себестоимость продукции, ВСЕГО 263413,64 12. Стоимость продукции в договорных ценах без учета НДС 316096,36 13. Стоимость продукции в договорных ценах с учетом инфляции без учета НДС 368884,45 14. Стоимость продукции в договорных ценах с учетом инфляции и НДС 433567,04
3. Расчет показателей для формирования сметы затратна производство и реализацию продукции
Смета затрат– документ внутреннего использования, позволяющий не только контролироватьобщий уровень затрат и их динамику, а также сопоставлять их величину поструктурным подразделениям и фирмам. Смета затрат позволяет определять уровеньсамоокупаемости по предприятию в целом и его отдельным подразделением.
Длясоставления сметы затрат на производство необходимо выполнить следующие расчеты:3.1. Материальные затраты
Кматериальным затратам относятся основные и вспомогательные сырьё и материалы,полуфабрикаты и комплектующие, топливо и энергия всех видов, запасные части дляремонта, затраты, связанные с использованием природного сырья, затраты наработы и услуги производственного характера, выполняемые стороннимиорганизациями.
МЗ =/>, где
ЭлементыЗатратi – затраты на:
— сырье иосновные материалы;
— вспомогательныематериалы;
— топливо иэнергию;
— плата заприродные ресурсы в пределах лимита.
МЗ = 6300+255+1485+132=8172,0тыс. р.
3.2. Расходы на оплату труда
В составе расходовна оплату труда отражаются расходы на оплату труда основного производственногоперсонала предприятия.
Расчётплановой годовой суммы фонда оплаты труда за выполненные работы, изготовленнуюпродукцию и оказание услуг:
ФОТр = ЗПср.. м * Чсп * 12, где
ЗПср. м –зарплатасреднемесячная;
Чпс – среднесписочнаячисленность персонала;
12 – количествомесяцев в году.
ФОТр =8,6*1790*12=184728,0тыс. р.
Расчёт ФОТкак базы для расчёта отчислений на ЕСН:
ФОТ = ФОТр+МП+Квып, где
МП –материальная помощь персоналу;
Кв –компенсационные выплаты, включающие компенсацию за инфляцию и неблагоприятные условиятруда;
ФОТ =184728,0+20+23=184771,0тыс. р. 3.3. Единый социальный налог (отчисления насоциальные нужды)
ЕСН = 26% отФОТ;
ПФ = ФОТ*20%;
ФСС = ФОТ*3,2%;
ФОМС = ФОТ*2,8%,
где ЕСН –единый социальный налог;
ПФ, ФСС,ФОМС – суммы отчислений соответственно в пенсионный фонд, фонд социальногострахования, фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ =184771*20% = 36954,2 тыс. р.;
ФСС = 184771* 3,2% = 5912,7 тыс. р.
ФОМС =184771 * 2,8% = 5173,6 тыс. р.
ЕСН = 36954,2+ 5912,7 + 5173,6 = 48040,5 тыс. р.
ЕСН =184771*26%=48040,5
3.4. Амортизация основных фондов
Отражаетсумму амортизационных отчислений на полное восстановление основныхпроизводственных фондов.
Среднегодоваястоимость ОПФ:
Фср. год =/>, где
Фнач –стоимость объектов ОПФ, функционирующих на начало планового периода;
Фвв, Фвыб — стоимостьвновь водимых и выбывающих объектов ОПФ за год;
tвв, tвыб – сумма календарныхмесяцев, начиная с месяца следующего за месяцем ввода (выбытия) до концапланового периода. Если это не первое число месяца;
12 –количество месяцев в году.
Фнач =ОПФфункц ± Фаренд – Фспис,
где ОПФфункц– стоимость объектов ОПФ, реально функционирующих на начало планового периода;
Фаренд –стоимость объектов ОПФ, сданных в аренду;
Фспис – стоимостьобъектов ОПФ, списанных к началу планового периода.
Согласноусловий договора аренды, текущее содержание объекта ОПФ и формированиеамортизационных отчислений осуществляет арендатор.Т. к. мы выбираем «-», то вэтом случае дополнительные расчеты производить не надо.
Аар=136*8=10,9тыс. р.
Фн =13375+10,9-1320=12065,9 тыс. р.
Объекты ОПФ,вводимые в течение года:
I квартал – в январе;
II квартал – в мае;
IV квартал – в декабре.
Объекты ОПФ,выбывающие из эксплуатации в течение года:
I квартал – в феврале;
II квартал – в июне.
Фср. год =12647 + 1136*(12-1) /12 + 129*(12-5) /12 + 291*(12-12) /12 – 119*(12-4) /12 –116*(12-6) /12 = 13606 тыс. р.
Годоваясумма амортизационных отчислений
∑А =Фср. год*NА,
где ∑А– годовая сумма амортизации основных фондов;
N – годовая норма амортизации (см. исх. д. п.11).
∑А=13606*14%=1904,84 тыс. р. />3.5. Расчет прочихзатрат
Кэкономическому элементу затрат – прочие затраты – относятся налоги, сборы,платежи (в том числе по обязательным видам страхования), отчисления в страховыефонды (резервы) и другие обязательные отчисления.
Расчёт суммыналога на пользователей автомобильных дорог:
НПА = Вн*N%,
где Вн–выручка периода предшествующего планируемому с учетом НДС, тыс. р.;
N%– ставка налога на пользователей автомобильных дорог.
Вн = Вбр*(1-РНДСст),
где Вбр — выручкапериода брутто;
РНДС ст –расчётная ставка НДС.
РНДС ст = 18/ (100+18) = 0,1525
Вн =142000*(1-0,1525) = 120345,0 тыс. р.
НПА =120345,0 *1,2% = 1444,14 тыс. р.
Расчет платыза кредит:
Процент закредит принимается в пределах ставки центрального банка процента годовых запредоставляемый кредит
Плкр = ∑Кв*N,
где N – годовая ставка платы за предоставленный кредит,% (см. исх.д. п.12.4.1);
∑Кв –сумма капитальных вложений, финансируемых за счет заемных средств.
Размердолгосрочного кредита определяется как разность между потребностью винвестициях (см. п.38 исх. д) и суммой средств, осваиваемых собственными силами(см п.38.1 исх. д).
∑Кв = ∑Кр= Пинв — ∑СС,
где Пинв –потребность в капитальных вложениях, (см. исх. д);
∑СС–сумма средств, осваиваемых собственными силами (см. исх. д).
∑Кр = 2160,0– 940,0 = 1220,0 тыс. р.
Плкр =1220,0*26,5%=323,3 тыс.
Определениенормируемой величины платы за кредит, относимой на себестоимость готовойпродукции:
Нормативнаявеличина – та часть, которая относится на прочие затраты или на себестоимость.
Плкрс/с= ∑Кр*(ЦБ+3п.п),
где ЦБ –ставка рефинансирования ЦБ – 9% (ставку рефинансирования принимать какфактическую, уменьшенную на 0,5%);
3п. п – трипроцентных пункта.
Плкрс/с =1220,0*(11%+3%) =170,8 тыс. р.
Полученнуюсумму необходимо проставить в одноименный пункт сметы затрат на производство.
Определениясуммы платы за кредит, превышающую нормируемую величину:
∆К =Плкр – Плкрс/с
∆К = 323,3– 170,8 = 152,5 тыс. р.
∆К – относитсяна чистую прибыль и проставляется в расходной части «Финансового плана» п.2.1.3.
Расчёт суммыотчислений в ремонтный фонд:
Отчисления времонтный фонд равны 4% от стоимости (в среднем в год) основныхпроизводственных фондов:
Орем. ф. =Фср. год*N,
где N – норматив отчисления в ремонтный фонд (см. исх. д. п.12.5)
Орем. ф. =13606 *4%=544,24 тыс. р. 3.6. Итого затрат на производство
Расчетэлемента «итого затрат на производство» определяется как сумма материальных затрат,расходов на оплату труда всего, ЕСН, амортизации ОПФ, прочих затрат.
Зитого =МЗ+ФОТн+ЕСН+∑А+Проч.
Зитого = 2304,18+ 1904,84 + 48040,46 + 184771,0 + 8172,0 = 245192,48 тыс. р3.7. Производственная себестоимость
Себестоимостьпродукции – это денежное выражение затрат на производство и реализациюпродукции, т.е. стоимости природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательныхматериалов, топлива, энергии, амортизации основных фондов, трудовых ресурсов(заработной платы и начисленного единого социального налога), прочих расходов,используемых в производстве продукции, а также внепроизводственных затрат.
Производственнаясебестоимость характеризует величину общих затрат предприятия на производствоконкретного вида продукции.
Производственнаясебестоимость продукции определяется как сумма затрат на производство минусзатраты на непроизводственные счета, плюс (минус) изменение остатковнезавершенного производства.
Спроизв =Зитого±ЗНП–ЗНС,
где Зитого –общая сумма затрат;
ЗНП –изменение остатков незавершенного производства;
ЗНС –затраты отнесенные на непроизводственные счета.
Спроизв = 245192,48– 7 + 4 = 245189,48 тыс. р. 3.8. Расчет суммы коммерческих расходов
Суммакоммерческих расходов:
Зком =Спроизв * N,
где Спроизв– производственная себестоимость;
N – норматив коммерческих расходов(см. исх. д. п.15).
Зком = 245189,48*8%= 19615,16 тыс. р.
Для расчетарасходов на рекламу включаемых в себестоимость и представительских расходов впределах норм необходимо использовать табличный метод расчетов (см. исх. данные– нормативы для исчисления предельных размеров представительских расходов ирасходов на рекламу в год) по сумме выручки свыше 50 млн. руб.
В сметузатрат проставляются расчетные (нормативные) указанные группы расходов. Суммыпревышения нормативов относятся на чистую прибыль организации (см. одноименныйпункт расходной части «Финансового плана» по аналогии с ∆К)
Послеопределения нормативных сумм расходов на рекламу и представительских расходовпроизводится их сравнение с аналогичными показателями исходных данных.
Коммерческиерасходы представлены следующими видами расходов:
Зком = Зрекл+ Зпред + Прком
Представительскиерасходы и расходы на рекламу финансируются по норме – за счет себестоимостиготовой продукции, свыше нормы – за счет чистой прибыли.
— представительскиерасходы:
в пределахнорм представительские расходы составляют:
Нпред =58,0+0,02%*(Вбр-50000)
Нпред =58,0+0,02%*(142000-50000) = 76,4 тыс. р.
по исходнымданным — 220,0 тыс. р.
следовательно,в себестоимость включается 76,4 тыс. р.
В нашемслучае выполняется неравенство Нпред
∆ =Ф–Н,
где ∆- сумма превышения проставляется в расходной части финансового плана.
∆ =220,0-76,4 = 143,6 тыс. р.
— расходы нарекламу:
в пределахнорм расходы на рекламу составляют:
Нрекл = 528,0+0,5%*(Вбр-50000)
Нрекл = 528,0+0,5%*(142000-50000)= 988,0 тыс. р.
по исходнымданным – 410,0 тыс. р.
следовательно,в себестоимость включается 410,0 тыс. р.
прочиерасходы:
Прочиерасходы в общей сумме коммерческих расходов определяется как разница междуобщей суммой коммерческих расходов и суммы расходов, относимых на себестоимостьготовой продукции в части представительских расходов и расходов на рекламу.
Прком = Зком– (Зпред+Зрекл)
Прком =19615,16 — (76,4 + 410,0) = 19128,76 тыс. р.
Полнаясебестоимость продукции
Полнаясебестоимость включает производственную себестоимость и внепроизводственныерасходы.
Сполн =Спроизв + ЗНС + Зком,
где ЗНС –затраты отнесенные на непроизводственные счета;
Зком – общаясумма коммерческих расходов.
Сполн = 19615,16+ 245189,48 + 7 = 264811,64 тыс. р.
Стоимостьпродукции в договорных ценах без учета НДС
Ц12 = Сполн*(1+ R),
где R – рентабельность продукции в относительных единицах.
Ц12 =264811,64*(1+0,2) = 317773,97 тыс. р.
Стоимостьпродукции в договорных ценах с учётом уровня инфляции без учета НДС
Определениевыручки с учетом планируемой годовой инфляции:
Ц13 = Ц12*(1+Nинф),
где Nинф — годовая инфляция в относительных единицах(см. исх. д. п.19). Расчет годовой инфляции осуществляется методом сложного процента.
Ц13 = 317773,97*(1+0,013)^12 = 370842,22 тыс. р.
Стоимостьпродукции в договорных ценах с учётом инфляции и НДС
Ц14 =Ц13+НДС,
где НДС –сумма налога на добавленную стоимость:
НДС = ДС *ПрНДС,
где ДС –добавочная стоимость;
ПрНДС –прямая ставка НДС, N = 18%
ДС = Ц13 –МЗ*(1+ Nинф)
ДС =370842,22– 8172,0*(1+0,013) ^12 = 361305,5 тыс. р.
НДС = 361305,494*18%= 65034,9 тыс. р.
Ц14 =361305,5+65034,9 = 435877,21 тыс. р.
На основерасчётов сводится смета затрат на производство и реализацию продукции.
ФИНАНСОВЫЙ ПЛАН на 2009 год №№ пп Наименование разделов (статей) Сумма, тыс руб ДОХОДЫ И ПОСТУПЛЕНИЯ 1 Прибыль ВСЕГО 104596,8959 в том числе 1,1 от реализации продукции(работ и услуг) 104329,8959 1,2 от реализации имущества 217,0 1,3 от реализации основных фондов в строительстве 50,0 2 Доходы ВСЕГО 745,0 в том числе 2,1 от операций с ценными бумагами 125,0 2,2 от сдачи имущества в аренду 221,0 2,3 от долевого участия в деятельности других предприятий 217,0 2,4 от попутной добычи строительных материалов на пятне застройки 162,0 2,5 прочие доходы 20,0 3 Амортизационные отчисления ВСЕГО 1904,84 в том числе 3,1 Амортизационные отчисления 1904,84 3,2 арендная плата полученная 4 Отчисления в ремонтный фонд 544,2 5 Кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении предприятия 2682,882685 6 Излишек собственных оборотных средств 2823,06263 7 Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве 0,0 8 Штрафы, пени, неустойки полученные - 9 Поступления ВСЕГО 1600,0 в том числе 9,1 централизованных средств - 9,2 бюджетных ассигнований - 9,3 средств от иностранных инвесторов 1600,0 9,4 от выпуска ценных бумаг - 9,5 займов, полученных от юридических лиц - 9,6 прочие - 10 Заемные средства ВСЕГО 1220,0 в том числе 10,1 долгосрочные заемные средства 1220,0 ВСЕГО доходов и поступлений (БАЛАНС) 116116,9212 РАСХОДЫ И ОТЧИСЛЕНИЯ 1 Отнесенные на финансовый результат ВСЕГО 26802,39942 в том числе 1,1 налог на имущество предприятий 191,0 1,2 налог на рекламу 1,3 налог на содержание жилищного фонда и объектов соц — культурной сферы 1805,084746 1,4 сбор на благоустройство территории 1,5 другие 95,0 1,6 Льготы по налогу на прибыль ВСЕГО 27,0 1,7 Налог на прибыль ВСЕГО 24594,91467 (справочно: налогооблагаемая прибыль) 102478,8111 1,8 Налог на доход ВСЕГО 89,4 (справочно: налогооблагаемый доход) 745,0 2 Использование денежных фондов предприятия ВСЕГО 78539,49647 в том числе 2,1 Фонд накопления ВСЕГО 58904,62235 (справочно: за счет прибыли) 2,1,1 инвестирование в основные фонды 2,1,2 пополнение недостатка собственных оборотных средств 2,1,3 оплата процентов банка сверх ставки (ЦБ +3 пп) 152,5 2,1,4 плата за сверхнормативные выбросы в окружающую среду 2,1,5 плата за природные ресурсы сверх лимита 2,1,6 расходы на рекламу сверх нормы 2,1,7 налог на рекламу с расходов сверх норм 2,1,8 представительские расходы сверх нормы 143,6 2,1,9 иммобилизация средств в строительстве 317 2,1,10 другие 58291,52235 2,2 Фонд потребления ВСЕГО 15707,89929 (справочно: за счет прибыли) 2,2,1 дивиденды, выплачиваемые по акциям предприятия акционерам 1135,0 2,2,2 надбавки к пенсиям 102,0 2,2,3 другие 14470,89929 2,3 Резервный фонд ВСЕГО 3926,974823 3 Использование ремонтного фонда 544,2 4 Штрафы, пени, неустойки уплаченные 5 Другие направления использования средств ВСЕГО 10230,78531 ВСЕГО расходов и отчислений (БАЛАНС) 116116,9212
4. Расчет показателей для формирования годовогофинансового плана организации (баланса доходов и расходов)
Основнымизадачами планирования финансов являются: выявление резервов и мобилизация всехденежных средств (ресурсов) для финансирования экономического финансовогоразвития предприятия; обеспечение полного и своевременного расчета с бюджетом; разработкаосновных разделов финансового плана предприятия с учетом его реальныхфинансовых возможностей. Годовой финансовый план (баланс доходов и расходов) предприятияявляется основным финансовым документом, в котором отражается движение средствпредприятия и обеспечивается соответствие доходов и расходов, связанных с обязательствамиперед бюджетом, банками, поставщиками и подрядчиками.
Финансовоесостояние предприятия определяется как обеспеченность или необеспеченностьпредприятия достаточными денежными средствами и финансовыми ресурсами дляосуществления нормальной хозяйственной деятельности и своевременного проведенияденежных расчетов. Финансовое состояние и платежеспособность предприятияопределяются на основании расчета ряда показателей по балансу предприятия наопределенную дату, на основе сопоставления ресурсов (активов) предприятия с ихисточниками (обязательствами и собственным капиталом). 4.1. Расчет показателей для формирования доходнойчасти финансового плана4.1.1. Прибыль от реализации продукции (работ,услуг)
Для того,чтобы рассчитать прибыль от реализации продукции (работ, услуг) необходимоскорректировать выручку с учетом уровня инфляции, полученную при реализациипродукции ожидаемого плана производства.
Преал =Всопост — Ссопост,
где Всопост– выручка, сопоставимая с учетом остатков;
Ссопост –себестоимость от реализации.
Плановаявыручка определяется с учетом переходящих остатков:
Всопост =Ц13 + O1 — O2,
О1, О2 –переходящие остатки готовой продукции, на которые корректируется плановая суммавыручки.
О1= (п. 20.1+ п. 20.2 + п. 20.3) *(1+Кр) *(1+R) *(1+Nинф),
где п. 20.1– фактические (ожидаемые) остатки годовой продукции на складе на начало года попроизводственной себестоимости;
п. 20.2 –фактические (ожидаемые) остатки отгруженной (не оплаченной) продукции на началогода по производственной себестоимости;
п. 20.3 –фактические (ожидаемые) остатки продукции на ответственном хранении упокупателей на начало года по производственной себестоимости;
R – рентабельность продукции в относительных единицах;
Кр – долякоммерческих расходов в себестоимости;
Nинф – индекс годовой инфляции.
О1 = (130,0+ 10 + 11) *(1+0,08) *(1 + 0,2) *1,167 = 228,4 тыс. р.
O2= O2*+O2**,
где O2*– переходящие остатки на будущий период в оценке по нормезапаса (в днях);
O2**– переходящие остатки в оценке по производственнойсебестоимости.
O2* = Cпроизв/360 *(п.21.1+п.21.2) *(1+ Кр) *(1+ R) *(1 + Nинф),
где п.21.1. — нормы запаса готовой продукции на складе на конец года (в днях);
п.21.2. — средниесроки оплаты продукции по отгрузке в днях (средние сроки)
О2*=(245189,48/360)*(6,0+4,0) *(1+0,08) *(1+0,2) *1,167=10300,90 тыс. р.
O2** = (п.21.3+п.21.4) *(1 + Кр) *(1+ R)*(1 + Nинф),
где п.21.3. –остатки продукции на ответственном хранении у покупателей на конец года попроизводственной себестоимости;
п.21.4. –остатки отгруженной продукции покупателям на конец года по производственнойсебестоимости.
О2**=(69,0 +18,0) *(1+0,08) *(1+0,2) *1,167= 131,58 тыс. р.
О2 =10300,90 + 131,58 = 10432,48 тыс. руб.
Всопост = 370842,22+228,38– 10432,48 = 360638,12 тыс. р.
Ссопост =Сполн + О^1 – О^2,
где Сполн –полная себестоимость планового выпуска продукции с пересчетом на инфляцию;
О^1, О^2 –переходящие остатки в оценке по полной себестоимости с учетом уровня инфляции.
О^1 = О1 /(1+ R);
О^2 = О2 /(1+ R);
О‘1 = 228,38/ (1+0,2) = 190,31 тыс. р.
О‘2 =10432,48 / (1+0,2) = 8693,74 тыс. р.
Ссопост =264811,64 + 190,31 – 8693,74 = 256308,218 тыс. р.
Преал =360638,12 – 256308,218 = 104329,89 тыс. р.
К прибыли отреализации прочей продукции относятся работы и услуги не промышленногохарактера, но в данной случае такие работы и услуги отсутствуют, поэтому,прибыль от реализации продукции увеличивается выручкой от реализации имущества(исходные данные) за минусом расходов по реализации имущества.
Пимущ = Вр –Зр,
где Вр –выручка от реализации (см. исх. д. п.22);
Зр – затратына реализацию (см. исх. д. п.23);
Пимущ = 248,0– 31,0 =217,0 тыс. р.
Поф = Вр. с.– Зр. с.,
где Вр. с. –выручка от реализации имущества стройки (см. исх. д. п.43);
Зр. с. –затраты, связанные с реализацией имущества стройки (см. исх. д. п.46).
Поф = 375,0– 325,0 = 50,0 тыс. р. 4.1.2. Кредиторская задолженность, постояннонаходящаяся в распоряжении предприятия
Крзад =НОСср * Nкрзад,
где Nкрзад – прирост кредиторской задолженности, постояннонаходящейся у предприятия на конец года (в%) (см. исх. д. п.33).
НОСср –норматив оборотных средств (плановая потребность организации на год в оборотныхсредствах).
НОСср =(НОСн + НОСк) / 2,
где НОСн –норматив оборотных средств на начало планового периода;
НОСк –норматив оборотных средств на конец планового периода.
НОСк = НОСн*(1 + Nинф)
НОСк =2240*(1+1,8/100) ^12 = 2774,73 тыс. р.
НОСср =(2240 + 2774,73) /2 = 2507,37 тыс. р.
Крзад = 2507,37*7%= 1755,16 тыс. р. 4.1.3. Излишек собственных оборотных средств
Оср = (О1 +О2) / 2,
где О1∆,О2∆ — переходящие остатки в оценке по производственной себестоимости сучетом инфляции.
Оср = (228,38+ 10432,48) /2 = 5330,43 тыс. р.
НОСср
Δ = Оср– НОСср
Δ = 5330,43-2507,37=2823,06тыс. р. 4.1.4. Мобилизация внутренних ресурсов встроительстве
Размермобилизации (иммобилизации) внутренних ресурсов в строительство определяется поформуле:
М = (Ак – Н)± ∆К,
∆К =К2 – К1,
где Ак –оборотные активы стройки на конец планового периода;
Н –оборотные активы стройки на начало планового периода;
∆К –изменение кредиторской задолженности, постоянно находящейся в распоряжениистройки за время планового периода;
К1, К2 –соответственно на начало, на конец периода.
ΔК =117,0– 119,0 = — 2,0 тыс. р.
М = (789-1104)– 2,0 = — 315,0 тыс. р.
В данномвыражении получился знак «-», следовательно, имеет место иммобилизацияфинансовых ресурсов, сумма которой проставляется в расходной части финансовогоплана.
Заемнымисредствами считается вся рассчитанная ранее сумма кредита, причем кредитсчитается долгосрочным, т.е. в текущем году не планируется возврат всей заемнойсуммы, а только уплата процентов.
Всегодоходов и поступлений рассчитывается как сумма десяти пунктов доходной частифинансового плана, причем пункты рассчитываются в соответствии с принципомдекомпозиции (т.е. принципом вложенности). 4.2. Расчет показателей для формирования расходнойчасти финансового плана
Налог насодержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы рассчитывается:
Н = Вн*N,
где Вн –чистая выручка;
N – ставка налога.
Вн =Вбр*(1-РНДС ст),
где Вбр — выручкапериода брутто;
РНДС ст –расчёт ставка НДС.
РНДС ст = 18/ (100+18) = 0,1525
Вн =142000*(1-0,1525) = 120345,0 тыс. р.
Н =120345,0*1,5% = 1805,1 тыс. р.
2.2.1. Налогооблагаемаяприбыль
Одним изосновных налогов уплачиваемых предприятием является налог на прибыль,исчисляемый от налогооблагаемой прибыли. В целях налогообложения из валовойприбыли исключается прибыль других видов деятельности, а также доходы, покоторым ставка налогообложения отличается; отчисления в резервные фонды ильготы.
Пн = П(п.1дох. части) –/>
п.1.1. –налог на имущество предприятий;
п.1.2. –налог на рекламу;
п.1.3. –налог на содержание жилищного фонда и соц. -культурной сферы;
п.1.4. –сбор на благоустройство территории;
п.1.5. – другие;
п.1.6. –льготы по налогу на прибыль.
Пн =104596,89-191,0-1805,1-95,0-27,0 = 102478,81 тыс. р.
Нп = Пн *N,
где N – ставка налога на прибыль, N = 24%.
Нп =102478,81*24% = 24954,91 тыс. р. 4.2.2. Налог на доходы
Нд = Дн * N,
где Дн –налогооблагаемый доход (п.2 доходной части);
N – ставка налога на доходы, 12%.
Нд = 745,0*12%= 89,4 тыс. р. 4.2.3. Расчет суммы средств остающихся враспоряжении предприятия для последующего распределения
Српред = ЧП+ ЧД,
где Српред –средства, остающиеся в распоряжении предприятия;
ЧП – чистаяприбыль;
ЧД – чистыйдоход.
ЧП = Пн — Нп
ЧП = 102478,8-24594,91= 77883,89 тыс. р.
ЧД = Дн — Нд
ЧД = 745,0-89,4= 655,6 тыс. р.
Српред = 77883,89+655,6= 78539,49 тыс. р.
Средства краспределению включают в себя фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд.
Фонднакопления
ФН =78539,49*75%= 58904,62 тыс. р.
Фондпотребления
ФП =78539,49*20%= 15707,89 тыс. р.
Резервныйфонд
РФ =78539,49*5%= 3926,97 тыс. р.
Резервныйфонд необходимо проверить на нормативную величину:
ФРнорм=УК*N,
Где УК –размер уставного капитала;
N – предельное значение норматива, N=15%(см. исх. д. п.32).
ФРнорм=235000,0*15%=35250,0 тыс. р.
Если текущиеотчисления (плановые) меньше предельного значения, то ставится текущееотчисление, в противном случае в соответствующую графу проставляетсянормативное значение, а дельта (величина, превышающая) перераспределяется междуфондом накопления и фондом потребления в тех же пропорциях. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН на 2009 год (ПЛАН КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ) /> /> № пп Наименование разделов (статей) Сумма, тыс руб. Фактическое финансирование инвестиций /> Доходы и поступление средств в инвестиции /> 1 Собственные средства ВСЕГО 60618,36 /> 20,00% в том числе /> 1,1 прибыль 58291,52 /> 1,2 амортизационные отчисления 1904,84 1904,84 /> 1,3 прочие внутренние финансовые ресурсы: всего 422 /> в том числе: /> 1,3,1 плановые накопления в строительстве (хоз. способ) 210 /> 1,3,2 доходы от попутной добычи минерально-строительных материалов на пятне застройки 162,0 /> 1,3,3 прибыль от реализации основных средств в строительстве, выполняемого хозяйственным способом 50,0 /> 1,3,4 прочие собственные средства: всего 0,0 /> 7,7% 2 Привлеченные средства ВСЕГО 1600,0 /> в том числе: /> 2,1 централизованные средства 0,0 /> 2,2 бюджетные ассигнования (инвестиционные средства) 0,0 /> 2,3 эмиссия ценных бумаг 0,0 /> 2,4 займы, полученные от юридических лиц 0,0 /> 2,5 средства иностранных инвесторов 1600,0 255,16 /> 2,6 прочие привлеченные средства 0,0 /> 3 Заемные средства ВСЕГО 1220,0 /> 26,50% в том числе: /> 3,1 долгосрочные заемные средства 1220,0 /> 3,2 другие /> ИТОГО доходов и поступления средств в инвестиции (БАЛАНС) 63438,36 2160,0 /> Потребность в инвестициях (из плана капитального строительства) /> 1 Потребность в инвестициях ВСЕГО 2160,0 /> в том числе: /> 1.1 выполняемые подрядным способом 1220,0 /> 1.2 выполняемые собственными силами (хозяйственный способ) 940,0 /> в том числе: /> 1.2.1 стоимость строительно-монтажных работ 600 /> ИТОГО потребность в инвестициях (БАЛАНС) 2160,0 />
5. Инвестиционный план
Подинвестициями понимают денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в томчисле имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые вобъекты предпринимательской или иной деятельности в целях получения прибыли илидостижения иного полезного эффекта. Инвестиции – это все виды имущественныхценностей, вкладываемых в объекты различных отраслей экономики в целяхполучения в последующем прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Кинвестициям относятся денежные средства, целевые банковские кредиты, паи, акциии другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права пользованияземлей и другими природными ресурсами, а также имущественные права, другиеценности.
Инвестиционнаядеятельность – это вложение инвестиций и осуществление практических действий вцелях получения прибыли или достижения иного полезного эффекта.
Винвестиционном плане рассчитывается только 1 показатель:
п.1.3.1. Плановыенакопления в строительстве
Нплстр = СМР* N (%), где
СМР — планкапитальных вложений, потребность в инвестициях на год (из перспективного плана),в том числе строительно-монтажные работы
N — норма плановых накоплений в строительстве, в%
Нплстр = 600* 35% = 210,0 тыс. р.
Послезаполнения пунктов 1,2,3 необходимо сопоставить цены источников финансирования.
Стоимостьзаемных средств определяется платой за кредит (7,7% годовых), характеризуетзатраты заемщика (копейки) уплачиваемые за каждый рубль заемных средств
Стоимостьсобственных средств – определяется, как рентабельность продукции,характеризующая сумму копеек получаемых за каждый вложенный рубль (20%).
Стоимостьпривлеченных средств определяется самостоятельно – 26,5%.
Необходимодостроить 4-й столбец, где указать сумму финансирования из конкретныхисточников.
Итог 4-гостолбца = Итого потребности в инвестициях (баланс) БЮДЖЕТ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА И ФОНДА ПОТРЕБЛЕНИЯ на 2009 год №№ пп Наименование разделов (статей) Сумма, тыс руб ИСТОЧНИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА (ФОТ) И ФОНДА ПОТРЕБЛЕНИЯ (ФП) 1 Фонд оплаты труда, относимый на издержки производства и обращения (себестоимость) 184771,0 2 Прибыль (фонд потребления) 15707,89 3 Доход (фонд потребления) 4 Прочие ИТОГО средств фонда оплаты труда и фонда потребления 200478,89 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ ФОТа и ФП 1 Использование средств ФОТа, учитываемого в себестоимости продукции (ВСЕГО) 184771,0 в том числе: 1,1 заработная плата за выполненные работы (начисленная) 184728,0 1,2 компенсационные и другие выплаты 20,0 1,3 материальная помощь 23,0 2 Использование средст ФП, производимое за счет чистой прибыли 1237,0 в том числе: 2,1 выплата дивидендов 1135,0 2,2 надбавки к пенсиям собственным пенсионерам 102,0 2,3 прочие 0,0 ИТОГО использование ФОТа и ФП 186008,0 3 Недостаток (свободный остаток) средств ФОТа и ФП 14470,89 Вывод по результатам расчетов
По итогам производственно-хозяйственнойдеятельности предприятия был получен свободный денежный остаток средств ФОТа иФП в размере 14470, 89 тыс. р. Эти средства по решению руководства былинаправлены:
материальнаяпомощь – 3260,0 тыс. р.;
надбавки кпенсиям пенсионерам и премии заслуженным работникам предприятия – 7920,0 тыс. р.;
компенсационныеи другие выплаты – 1730,89тыс. р.;
доставка кместу работы — 1560 тыс. р.
Такиемероприятия позволят создать заинтересованность работников в качестве конечногопродукта и повысить мотивацию их труда, а также привлечь на предприятиевысококвалифицированных специалистов.
Суммасвободных финансовых ресурсов нашего предприятия составила 82993,19 тыс. руб. Ихиспользование будет проводиться по следующим направлениям:
38000,0 тыс.р. на увеличение объемов производства за счет расширения сети продаж, чтоприведет к увеличению прибыли предприятия;
4993 тыс. р.на предоставление в качестве кредита ОАО «ДомСтрой» на 1 год под 18% годовых;
9000,0 тыс. р.разместить временно свободные денежные средства сроком 1 год на депозитномсчете в банке под 10-12% годовых;
35000,0 тыс.р. на покупку государственных ценных бумаг.
Заключение
Порезультатам данной расчетно-аналитической работы, мы можем сделать вывод, чтонаше предприятие неубыточное и приносит прибыль, что у нас имеется свободныйостаток денежных средств в фонде оплаты труда, фонде потребления и другихденежных фондах, который мы эффективно можем вложить в развитие своегопредприятия, а так же инвестировать другие предприятия с целью полученияприбыли.
Кроме этогозначительные средства пошли на компенсационные и другие выплаты, материальнуюпомощь персоналу организации, что должно в значительной степени повлиять накачество и объем труда работников.
Список использованной литературы
1. Крейнина М.Н.Финансовый Менеджмент. Учебное Пособие.2-е издание. Москва, «Издательское делои сервис», 2001год, 400с.
2. ФинансовыйМенеджмент. Учебное пособие. А.Н. Гаврилова, Е.Ф. Сысоева, А.И. Барабанов. Москва,Кнорус, 2005г, 336с.
3. Финансовыйменеджмент. Учебник для вузов. Под ред. академика Г.Б. Поляка.2-е издание. Москва,ЮНИТИ-ДАНА, 2004год, 527с.
4. Финансыорганизаций (предприятий). Ковалев В.В., Колчина, М.Н., Романовский А.Д.
5. Крылов Э.И. Анализэффективности инвестиционной, инновационной, финансовой и хозяйственнойдеятельности предприятия: Учебное пособие. В 2ч. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. Ч.1:256с.; Ч.2: 153с.