Реферат по предмету "Финансовые науки"


Функции финансов в рыночной экономике

Содержание
Введение
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике
1.1 Сущность и необходимость финансов в условияхтоварно-денежных отношений
1.2 Функции финансов в рыночной экономике
2. Финансовый механизм и его элементы
3. Роль финансов в решении социальных проблем
3.1 Воздействие финансов на экономикуРоссийской Федерации
3.2 Использование финансов для решения социальных проблем
Заключение
Библиографический список
Введение
Сущность финансов, закономерностиих развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессеобщественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природойи функциями государства.
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий,отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежныхсредств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйствак регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государстваи его потребностей в ресурсах.
Актуальность выбранной темы обусловленатем, что в странах с развитой рыночной экономикой решение кардинальных вопросовразвития корпораций осуществляется под строгим контролем ее финансового управления.
Успех деятельности акционерных обществво многом определяется знанием всеми сотрудниками основ финансово-экономическогоанализа. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств.
Поэтому вопросы финансового менеджмента(наиболее эффективного управления государственными средствами и средствами предприятий)приобретают исключительно важное значение.
Объектом курсовой работыявляются финансы.
Предмет исследования — рассмотрениефинансов в рыночной экономике.
Целью курсовой работы являетсяизучение финансов в товарно-денежных условиях, их сущность и функции.
Для выполнения поставленнойцели необходимо решить ряд задач:
рассмотреть сущность финансов;
охарактеризовать функциифинансов;
рассмотреть элементы финансовогомеханизма;
раскрыть роль финансов врегулировании развития экономики России.
1. Понятие и функции финансов в рыночной экономике1.1 Сущность и необходимость финансов в условияхтоварно-денежных отношений
Понятие «финансы»неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежныхотношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельцак другому.
Финансы в переводеозначает наличность, доход; в широком смысле — денежные средства, денежные обороты.Деньги — обязательное условие существования финансов, так как они всегда имеют денежнуюформу.
Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляютс понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия.Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемымфункциям.
Финансы — это система экономических отношений по формированиюи использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределениянационального дохода.
Одним из главных признаков финансов является их денежная формавыражения и отражение финансовых отношений реальным движением денежных средств.
Реальное движение денежных средств происходит на второй и третьейстадиях воспроизводственного процесса — в распределении и обмене.
На второй стадии движение стоимости в денежной форме происходитобособленно от движения товаров и характеризуется ее отчуждением (переходом из рукодних владельцев в руки других) или целевым обособлением (в рамках одного владельца)каждой части стоимости. На третьей стадии распределенная стоимость (в денежной форме)обменивается на товарную форму. Отчуждения самой стоимости здесь не происходит.
Таким образом, на второй стадии воспроизводства имеет место одностороннеедвижение денежной формы стоимости, а на третьей — двустороннее движение стоимостей,одна из которых находится в денежной форме, а другая — в товарной.
Так как на третьей стадии воспроизводственного процесса происходятпостоянно совершаемые обменные операции, не требующие какого-либо общественногоинструмента, то финансам здесь нет места.
Областью возникновения и функционирования финансов является втораястадия воспроизводственного процесса, на которой происходит распределение стоимостиобщественного продукта по целевому назначению и субъектам хозяйствования, каждыйиз которых должен получить свою долю в произведенном продукте. Поэтому, важным признакомфинансов как экономической категории является распределительный характер финансовыхотношений.
Финансы существенно отличаются от других экономических категорий,функционирующих на стадии стоимостного распределения: кредита, заработной платыи цены[1].
Первоначальной сферой возникновения финансовых отношений являютсяпроцессы первичного распределения стоимости общественного продукта, когда эта стоимостьраспадается на составляющие ее элементы и происходит образование различных формденежных доходов и накоплений. Дальнейшее перераспределение стоимости между субъектамихозяйствования и конкретизация целевого ее использования тоже происходит на основефинансов.
Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансовобязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическуюформу финансовых ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствования и государстваза счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используютсяна расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворениесоциальных и других потребностей общества. Финансовые ресурсы выступают материальныминосителями финансовых отношений, что позволяет выделить финансы из общей совокупностикатегорий, участвующих в стоимостном распределении. Это происходит вне зависимостиот общественно-экономической формации, хотя формы и методы, с помощью которых образуютсяи используются финансовые ресурсы, менялись в зависимости от изменения социальнойприроды общества.
Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном черезденежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая формаих использования. К преимуществам фондовой формы относятся: возможность теснее увязатьудовлетворение любой потребности с экономическими возможностями, обеспечение концентрацииресурсов на основных направлениях развития общественного производства, возможностьполнее увязать общественные, коллективные и личные интересы[2].
На основании всего вышеизложенного можно дать следующее определение:финансы — это денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределениястоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связис формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства,а также использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулированиеработающих, удовлетворение социальных и других потребностей общества.
Условием функционирования финансов является наличие денег, апричиной появления финансов служит потребность субъектов хозяйствования и государствав ресурсах, обеспечивающих их деятельность[3].
Финансы незаменимы потому, что позволяют приспособить пропорциипроизводства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворениепостоянно меняющихся воспроизводственных потребностей. Это происходит с помощьюформирования денежных фондов целевого назначения. Развитие общественных потребностейприводит к изменению состава и структуры денежных (финансовых) фондов, создаваемыхв распоряжении субъектов хозяйствования.
С помощью государственных финансов происходит регулирование масштабовобщественного производства в отраслевом и территориальном аспектах, защита окружающейсреды и удовлетворение других общественных потребностей[4].
Финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностямиобщественного развития. Государство же может, учитывая объективную необходимостьфинансовых отношений, разрабатывать различные формы их использования: вводитьили отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсови т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественногоразвития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономическихотношений.
Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественныйкругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевуюи территориальную структуру экономики, стимулировать быстрейшее внедрение научно-техническихдостижений, удовлетворять другие общественные потребности.
 
1.2 Функции финансов в рыночной экономике
Сущность финансов как особой сферы распределительных отношенийпроявляется прежде всего с помощью распределительной функции. Именно через эту функциюреализуется общественное назначение финансов — обеспечение каждого субъекта хозяйствованиянеобходимыми ему финансовыми ресурсами, используемыми в форме денежных фондов специальногоцелевого назначения.
Объектами действия распределительной функции финансов выступаютстоимость валового общественного продукта (в ее денежной форме), а также часть национальногобогатства (принявшая денежную форму).
Субъектами при финансовом методе распределения выступают юридическиеи физические лица (государство, предприятия, объединения, организации, учреждения,граждане), являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжениикоторых формируются фонды целевого назначения.
С помощью финансов распределительный процесс протекает во всехсферах общественной жизни — в материальном производстве, в сферах обращения и потребления.Финансовый метод распределения охватывает разные уровни управления экономикой: федеральный,территориальный, местный. Финансовому распределению присуща многоступенчатость,порождающая разные виды распределения — внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое,межтерриториальное.
Финансы, связанные с движением стоимости общественного продукта,выраженной в денежной форме, обладают свойством количественно (через финансовыересурсы и фонды) отображать воспроизводственный процесс в целом и различные егофазы. Движение финансовых ресурсов, происходящее как в фондовой, так и в нефондовойформах, составляет основу контрольной функции финансов. Поскольку финансы«пронизывают» все общественное производство, все его сферы и подразделения,все уровни хозяйствования, они выступают универсальным орудием контроля со стороныобщества за производством, распределением и обращением совокупного общественногопродукта. Благодаря контрольной функции финансов, общество знает о том, как складываютсяпропорции в распределении денежных средств, насколько своевременно финансовые ресурсыпоступают в распоряжение разных субъектов хозяйствования, экономно и эффективноли они ими используются и т.д.
Распределительная и контрольная функции — это две стороны одногои того же экономического процесса. Только в их единстве и тесном взаимодействиифинансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.
Инструментом реализации контрольной функции финансов выступаетфинансовая информация. Она заключена в финансовых показателях, имеющихся в бухгалтерской,статистической и оперативной отчетности. Финансовые показатели позволяют увидетьразличные стороны работы предприятий и оценить результаты хозяйственной деятельности.На их основе принимаются меры, направленные на устранение выявленных негативныхмоментов[5].
Контрольная функция, объективно присущая финансам, может реализоватьсяс большей или меньшей полнотой, которая во многом определяется состоянием финансовойдисциплины в народном хозяйстве. Финансовая дисциплина — это обязательный для всехпредприятий, организаций, учреждений и должностных лиц порядок ведения финансовогохозяйства, соблюдения установленных норм и правил, выполнения финансовых обязательств.
В финансовой науке существует ряд дискуссионных вопросов и преждевсего вопрос об экономической природе и границах финансовых отношений. Одни ученыесчитают, что финансы возникают на второй стадии воспроизводственного процесса — при распределении и перераспределении стоимости общественного продукта; другие рассматриваютфинансы как категорию воспроизводства в целом, включая в состав финансов также денежныеотношения на стадии обмена.
Однако распределение и обмен — это разные стадии воспроизводства,имеющие свои, особые экономические формы выражения. Поэтому более правомерно считать,что разные виды денежных отношений выражаются в различных экономических формах:отношения, связанные с распределением денежной формы стоимости общественного продукта,составляют содержание категории финансов, а отношения, возникающие в процессе товарногообращения на основе систематически совершаемых актов купли-продажи, принимают формурасчетов, осуществляемых посредством денег как всеобщего эквивалента и цены какденежного выражения стоимости.
Тем не менее финансовые отношения, будучи распределительнымипо характеру, одновременно являются неотъемлемой составной частью всей системы производственныхотношений, органически взаимосвязаны со всеми стадиями воспроизводственного процессаи могут оказывать воздействие на них[6].
Большинство экономистов, разделяющих распределительную трактовкусущности финансов, возражают против ограничения финансов только перераспределительнымиотношениями, поскольку именно благодаря финансам осуществляется процесс первичногораспределения стоимости на отдельные составные части, каждая из которых получаетопределенное целевое назначение.
К числу дискуссионных относится вопрос о качественных признаках,определяющих специфику финансов как экономической категории. Споры идут в основномо том, включать или не включать в определение финансов такой их признак как императивность.Причем термин ”императивность" трактуется учеными по-разному: одни видят внем активную роль государства по организации финансовых отношений, другие причину,порождающую функционирование финансов[7].
Если под императивностью понимается практическая деятельностьгосударства, направленная на организацию финансовых отношений, выработку форм ихпроявления и использования, то такое употребление термина не вызывает возражений,но ничего не добавляет к характеристике сущности финансов.
Однако в некоторых публикациях императивность трактуется каксущностная черта финансовых отношений. Подчеркивается, что при характеристике категориифинансов без данной черты не обойтись, поскольку именно государство создает новыераспределительные финансовые отношения, что непосредственной причиной возникновенияи развития финансов является деятельность государства и его органов. Подобные утверждениянеправомерны, ибо не сама деятельность государства, а объективные потребности общественногоразвития вызывают существование финансов.
К числу дискуссионных относится также вопрос о функциях финансов.Многие экономисты считают, что финансы выполняют две функции — распределительнуюи контрольную. Хотя в литературе можно найти утверждения, что финансам, помимо этихдвух функций, присущи и другие: производственная (разные авторы называют ее по-разному),стимулирующая, регулирующая и т.д. Но при этом происходит подмена вопроса о функцияхфинансов вопросом об их роли в общественном воспроизводстве, так как это разные,хотя и взаимосвязанные вопросы. Конечно, финансы играют важную роль в общественномвоспроизводстве, с их помощью может стимулироваться эффективное использование факторовпроизводства, регулироваться стоимостные пропорции, обеспечиваться условия для проведениярежима экономии и т.д. Однако отождествлять эти результаты, достигаемые благодаряфункционированию финансов, с их функциями неправомерно.
Некоторые авторы не признают распределительной функции финансов,считая, что она не выражает их специфику, поскольку процессы стоимостного распределенияобслуживаются разными экономическими категориями. Но сторонники распределительнойфункции отнюдь не считают, что она порождена самим фактом функционирования финансовна второй стадии воспроизводственного процесса, а наоборот, они связывают ее соспецифическим общественным назначением финансов, подчеркивая, что ни одна другаякатегория, действующая на стадии стоимостного распределения, не является столь«распределительной», как финансы.
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции:формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов)и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминаютмеханизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действиякатегории финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшейразработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знаниеэкономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатыватьпути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновыватьмеры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системыфинансовых взаимосвязей[8].
2. Финансовый механизм и его элементы
Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговыйпроцесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом.Финансовый механизма — действия финансовых рычагов, выражающихся в организации,планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансовогомеханизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги,правовое, нормативное и информационное обеспечение.
Финансовый метод можно определить как способ действия финансовыхотношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линииуправления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений,связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием иответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержаниев финансовые методы вкладывается не случайно[9].
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производстваи обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляетсобой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственнойдеятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальныхдоходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы.Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного)в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этойдеятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложениякапитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибылина рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежнойхозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производствокапитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут.Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансовогометода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления,экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентныеставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал,портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля.
Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включаетзаконодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовыедокументы органов управления[10].
Нормативное обеспечение функционирования финансового механизмаобразуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания.
Информационное обеспечение функционирования финансового механизмасостоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочейинформации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивостии платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах,процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т.п.; сообщение о положениидел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любыхдостойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, ктовладеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведенияо поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальнойсобственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерногообщества или товарищества.
Финансовый механизм предприятий — это система управления финансами предприятия,предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношенийи фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результатыпроизводства, устанавливаемая государством в соответствии с требованиями экономических законов.
Финансовый механизм предприятийявляется центральным во всем финансовом механизме, что объясняется ведущей рольюфинансов сферы материального производства[11].
Финансовый механизм предприятийдолжен способствовать наиболее полной и эффективной реализации финансами своих функцийи их взаимодействию. Прежде всего, с помощью механизма управления финансами предприятийдостигается обеспеченность их необходимыми денежными средствами.
К функциям финансов на предприятии относятся следующие: обеспечениепредприятияденежными средствами; распределительная; контрольная, которые взаимосвязаны междусобой.
Функция обеспечения предприятия денежными средствамитесно связана с распределительной функцией финансов предприятий, осуществляющейсяс помощью финансового механизма.
Распределительные отношения на предприятииоказывают очень сильное влияние на конечные результаты. На предприятии распределяетсявыручка от реализациипродукции. Часть ее идет на возмещение затрат предприятия,т.е. себестоимость продукции, а другая — представляет собой ее прибыль.  Она,в свою очередь, распределяется между предприятиями и государственным бюджетом.
Финансовый механизмэтих отношений прежде всего включает в себя: зависимость заработной платы от сбытапроизводимой продукции и поступления за нее платежей, экономии от снижения себестоимости продукции;  эффективноговедения хозяйства; обоснованность нормативов распределения прибылимежду предприятиями и бюджетом; обоснованность стимулирования на экономическое стимулирование;эффективность использования средств на НИОКР, реконструкциюи техническое перевооружение, подготовку кадров и другие цели.
Финансовый механизм предприятийи отраслей, связанный с реализацией контрольной функции финансов, строится на основестимулов и санкций, а также соответствующих показателей. Эффективность стимулови санкций, их реальность определяют действительный результат каждого предприятия,его работника.
Главным показателем финансового положения предприятия являетсяналичие средств, на основе которых предприятиесвоевременно рассчитывается с поставщиками, бюджетом, банками, создает необходимыеденежные фонды, удовлетворяет другие потребности.  Вэтом проявляется финансовый контроль предприятия.
Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовымотделом. Главная задача работников финансовых служб предприятиясостоит в наиболее полной практической реализации функций финансов. Это, преждевсего укрепление финансового положения предприятия за счет повышения его рентабельности;  увеличениеприбыли путем роста производительности труда, снижения себестоимости продукции,повышения ее качества, внедрения достижений НТП.
Важное место в деятельности финансовой службы занимают вопросыраспределенияденежных доходов, прибыли; правильная организация расчетов за готовую продукциюи постоянный контрольза выполнением плана по реализации продукции и прибыли; своевременность расчетовс бюджетом; организация взаимоотношений с банками, правильность расчетов с рабочимии служащими, контроль за соблюдением норматива оборотныхсредств.
В настоящее время финансыпредприятий находятся в кризисном состоянии.
Поэтому в данный момент первоочередной задачей для государстваи предприятий является укрепление финансовпредприятий и на этой основе — стабилизация финансов государства.
Основные пути укрепления финансов предприятийсвязаны с оптимизацией используемых ими денежных средстви ликвидацией их дефицита.
Важнейшие направления совершенствования финансовой работы напредприятиях следующие:
системный и постоянный финансовый анализих деятельности;
организация оборотных средствв соответствии с существующими требованиями с целью оптимизации финансового состояния;
оптимизация затратпредприятия на основе деления их на переменные и постоянные и анализвзаимодействия и взаимосвязи «затраты — выручка — прибыль»;
оптимизация распределения прибылии выбор наиболее эффективной дивидендной политики;
более широкое внедрение коммерческого кредитаи вексельного обращения с целью оптимизацииисточников денежных средств и воздействия на банковскую систему;
использование лизинговых отношений с целью развития производства;
оптимизацияструктуры имущества и источников его формирования с целью недопущения неудовлетворительнойструктуры баланса.
финансовый рыночная экономика функция
3. Роль финансов в решении социальных проблем3.1 Воздействие финансов на экономику Российской Федерации
Экономика страныкак сложный народнохозяйственный комплекс может успешно развиваться, когда ее частии подразделения (отрасли, виды производств, территории и т.д.) подчинены потребностямобщества и органично функционируют во взаимодействии друг с другом.
Согласованностьразных частей экономики достигается путем ее регулирования, под которым понимаетсяизменение темпов роста отдельных структурных подразделений с помощью перераспределенияфинансовых ресурсов, благодаря которому создаются необходимые финансовые предпосылкии для осуществления структурных сдвигов в соответствии с изменяющимися потребностямиобщества.
Финансовое воздействиена экономические процессы осуществляется через покрытие возникающих затрат финансовымиресурсами, аккумулируемыми субъектами хозяйствования и государством. Финансовыересурсы формируются во всех подразделениях общественного производства, затем происходитих распределение и целенаправленное использование через денежные фонды целевогоназначения. Они являются важнейшим денежным источником расширения производства,роста материального и культурного уровня жизни народа. Недостаток финансовых ресурсовограничивает возможности воздействия финансов на развитие экономики, приводит кнесбалансированности натурально-вещественной и стоимостной структуры общественногопроизводства, различного рода диспропорциям.
Объем и структурафинансовых ресурсов в свою очередь связаны с уровнем развития производства и егоэффективностью. Чем устойчивее и масштабнее производство и выше его эффективность,тем больше при прочих равных условиях размеры мобилизуемых и используемых финансовыхресурсов. При этом величина финансовых ресурсов, инвестируемая в производство, создаетпредпосылки для его роста и совершенствования. От того, куда и в каких объемах направляютсяфинансовые ресурсы, зависит повышение технического уровня производства, рост егомасштабов, создание предпосылок для повышения производительности труда.
Финансовое воздействиена развитие экономики осуществляется методами самофинансирования, кредитования игосударственного финансирования. Самофинансирование основано на использовании собственныхфинансовых ресурсов субъектами хозяйствования. При недостаточности собственных средстворганизация (предприятие) может либо сократить некоторые свои расходы, либо привлечьзаемные средства. Кредитование — это такой способ финансового воздействия на производство,при котором расходы субъекта хозяйствования покрываются за счет ссуды банка, предоставляемойна принципах срочности, платности и возвратности. Государственное финансированиеосуществляется на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетныхфондов, формируемых на разных уровнях государственного управления в процессе распределенияи перераспределения части национального дохода.
Во многих случаяхрыночный механизм вообще не приемлем. Это относится к монополистической деятельности,согласованию частных и государственных интересов. Рыночный механизм не в состоянииобеспечить перераспределение доходов в соответствии с общегосударственными интересами.В кризисных ситуациях рынок слабо влияет на стабилизацию экономики. Поэтому одновременнос методом саморегулирования большое влияние на развитие экономики оказывает государственноерегулирование. Необходимость государственного вмешательства обусловлена решениемзадач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества, — обеспечением структурныхсдвигов в экономике, поддержкой приоритетных направлений экономического развития,расширением и совершенствованием объектов социальной и производственной инфраструктуры.Государственное регулирование основано на использовании законодательными и исполнительнымиорганами власти стоимостных рычагов воздействия на процессы общественного развития:государственных инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельностиразличных государственных структур. Например, с помощью механизма налогообложения,государственного кредитования и финансирования государство побуждает субъектов хозяйствованияразвиваться в том направлении, которое удовлетворяет потребностям общества[12].
В регулированииэкономики задействованы разные сферы и звенья финансовой системы: финансы предприятия,страхование, государственный бюджет и др. Использование финансов в процессах регулированияэкономики обеспечивает изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальнойструктур общественного производства.
В регулированиивоспроизводственных пропорций главным инструментом являются финансы предприятий.С их помощью достигается регулирование воспроизводственной структуры производимогопродукта; обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводствана базе установления оптимального соотношения между средствами, направляемыми напотребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы. В регулированиивоспроизводственных пропорций не исключается участие страхования (в случае ущербаот наступления страховых событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовыхресурсов), бюджета (при использовании механизма налогообложения, выделения бюджетныхсубсидий и др.).
Процесс регулированиявоспроизводственной структуры в условиях рынка осуществляет прежде всего самостоятельносубъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных средств вовнутрихозяйственные фонды целевого назначения. Однако при этом существенна и регулирующаяроль государства, которое с помощью налоговой системы стремится влиять на уровеньобеспеченности предприятий собственными финансовыми ресурсами. Государство используеттакже и другие финансовые рычаги: ускоренную амортизацию, бюджетное финансированиезатрат на подготовку кадров, систему социального страхования и другие рычаги.
Межтерриториальноеперераспределение финансовых ресурсов способствует выравниванию уровней экономическогои социального развития регионов страны, достижению прогрессивных сдвигов в размещениипроизводительных сил на территории страны[13].
Одна из важных задачсовременного этапа развития экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевыхи территориальных пропорций оптимально сочетались все методы перераспределения стоимости- финансовый (в том числе бюджетный), кредитный, ценовой. Необходимо, чтобы каждыйиз указанных экономических методов (инструментов) функционировал в той сфере распределительныхотношений, которая объективно предопределена его общественным назначением и выполняемымифункциями. Разграничение сфер функционирования разных стоимостных регуляторов, усилениеих взаимодействия позволяют активнее использовать финансы (в том числе бюджет) наглавных направлениях экономической стратегии — для регулирования отраслевых и территориальныхпропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике, формирования государственныхрезервов, повышения эффективности всего общественного производства. Для обеспечениянадежного и устойчивого роста экономики, повышения эффективности общественного производстваиспользуются финансы в качестве инструмента экономического стимулирования. Финансовоестимулирование выступает одним из методов регулирования народнохозяйственных пропорций.В свою очередь, регулирование выступает мероприятий и т.п. Санкции же усиливаютматериальную ответственность субъектов хозяйствования за конечные результаты деятельности,нарушение требований договорной, расчетной и финансовой дисциплины.
В нынешней системефинансовых взаимоотношений как льготы, так и санкции пока слабо задействованы надостижение лучших результатов хозяйствования. В действующих в настоящее время законодательныхактах система льгот не сориентирована на обеспечение приоритетных направлений развитияэкономики. Недостаточно результативны и применяемые финансовые санкции. Главнымих недостаток в том, что они несоразмерны с величиной упущенной выгоды, особеннов части санкций за выполнение договоров поставки. Система финансовых льгот и санкцийв данном случае нуждается в совершенствовании с тем, чтобы повысить заинтересованностьсторон по договору в укреплении их отношений и повышении двусторонней ответственностиза выполнение договорных условий по поставкам продукции.
 3.2 Использование финансов для решения социальных проблем
Социальная сфераохватывает важнейшие стороны человеческой жизни. Ключевым направлением ее развитияявляется повышение жизненного уровня людей.
Понятие «уровеньжизни» употребляется в широком и узком значении. В широком смысле уровень жизниохватывает объем и структуру потребления, экономические и производственные условиятруда и стимулы к труду, количество и качество свободного времени, изменения в демографическихпроцессах, размеры и состав собственности граждан, гарантии материального обеспечениячленов общества и семей, другие предоставляемые обществом возможности для всестороннегоразвития личности. В узком (конкретном) значении «уровень жизни» представляетсистему количественных (натуральных и стоимостных) показателей, характеризующихобъем, степень и качество удовлетворения потребностей человека (размер душевогопотребления продовольствия и других товаров, обеспеченность семей товарами длительногопользования культурно-бытового назначения, среднедушевой денежный доход семьи, прожиточныйминимум, реальные доходы и другие показатели).
Формирование уровняжизни происходит при непосредственном и активном участии финансов. Объем потребленияматериальных и нематериальных благ зависит от величины доходов граждан и социальнойполитики государства. Уровень жизни населения определяют, конечно, не номинальные,а реальные денежные доходы, объем которых зависит не только от величины оплаты труда,средних размеров предпринимательской прибыли, средней доходности ценных бумаг, нои от действующей системы налогов, ценового регулирования, уровня инфляции, размерадотирования и других факторов. Реальные доходы граждан образуются в результате многократногофинансового распределения и перераспределения стоимости. Они включают наряду с основнымитрудовыми доходами также и определенные суммы финансовых надбавок и вычетов. В условияхрыночных отношений роль надбавок и вычетов существенно возрастает, они приобретаютхарактер финансовых регуляторов денежных доходов населения[14].
Независимо от конкретныхформ и методов финансовое регулирование денежных доходов населения призвано решатьследующие задачи:
повышение общегоуровня жизни населения;
достижение социальнойсправедливости по отношению к различным категориям и социальным группам граждан;
обеспечение прожиточногоминимума и конституционных гарантий для всех граждан;
стимулирование трудовойи деловой активности населения.
Главными финансовымиинструментами (регуляторами), с помощью которых обеспечивается реализация указанныхзадач, являются: налоговая система, общественные фонды потребления, благотворительныеи близкие к ним по назначению социальные фонды.
Система налогов,конечно, сама по себе не является источником повышения жизненного уровня населения,однако она, с одной стороны, создает условия для их роста, а с другой — регулируетразмеры денежных доходов. Косвенные налоги, и прежде всего налог на добавленнуюстоимость, обеспечивают изъятие доходов всех групп населения в бюджет через потребительскиецены. Преобладание таких налогов недопустимо, так как приводит к резкому снижениюблагосостояния граждан, в первую очередь малообеспеченных категорий.
Наиболее эффективновоздействие на размеры денежных доходов населения осуществляется через налогообложениефизических лиц. В нашей стране при налогообложении действует широкая система вычетовс таким расчетом, чтобы предотвратить естественное для большей части граждан стремлениек наращиванию своих доходов более быстрыми темпами по сравнению с ростом производительноститруда и повышением его качественного уровня. Для этого необходимо определить характери уровень вычетов из доходов физических лиц. Важно также, чтобы под финансовым воздействиемнаходились дивиденды, проценты, выигрыши и другие виды поступлений от инвестированиясредств в ценные бумаги. Освобождение от уплаты налогов ряда указанных доходов свидетельствуетлишь о неразвитости налоговых отношений.
Важным каналом,через который осуществляется участие финансов в повышении благосостояния граждан,являются общественные фонды потребления. Они выступают финансовой базой реализацииконституционных прав и гарантий, декларируемых государством в социальной сфере,и используются для оказания населению бесплатных услуг, выплаты денежных пособийи предоставления различных льгот. Специфика распределения благ через общественныефонды потребления заключается в их целевом характере, т.е. в непосредственной связиразмеров и видов социального обслуживания с удовлетворением конкретных потребностейопределенных групп населения.
Механизм общественныхфондов потребления позволяет государству непосредственно воздействовать на структурупотребительских расходов граждан в интересах выравнивания социально-экономическогоположения различных категорий населения, обеспечивать защиту социально слабозащищенныхи малообеспеченных категорий граждан.
Состав и объем жизненныхблаг, предоставляемых через общественные фонды потребления, зависят в первую очередьот структуры расходов государственного бюджета, за счет средств которого формируетсяосновная часть средств этих фондов. В условиях рыночной экономики должна существенновозрастать социальная роль бюджета, выражающаяся в существенном увеличении долирасходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме используемых бюджетныхресурсов. В странах с высоким уровнем потребления удельный вес расходов на социальныенужды в государственном бюджете составляет 45-55%.
Непосредственнос общественными фондами потребления связаны благотворительные и близкие к ним поназначению социальные фонды. Роль данного источника в удовлетворении потребностейобщества будет увеличиваться, ибо рынок неизбежно порождает социальную дифференциациюграждан, в результате чего образуется нередко значительная по численности группалюдей, не обеспечиваемых ни государственными структурами, ни предприятиями и организациями.Для таких категорий граждан финансовая помощь может поступать в основном в порядкеблаготворительности.
В понятие уровняжизни составной частью входят производственные и экономические условия труда. Производственныеусловия включают техническую вооруженность и технологию трудового процесса, профессиональнуюи общегуманитарную подготовленность кадров, уровень охраны труда и техники безопасности.Экономические условия труда подразумевают в первую очередь мотивацию человека кактивной трудовой деятельности.
Побудительные мотивык труду выступают в качестве исходной фазы совершения трудовых процессов. В условияхрыночного хозяйствования главным инструментом финансового воздействия на стимулированиетрудовой активности становится участие работников в распределении чистой прибылипредприятий и в управлении производством исходя из доли владения совместным имуществом.
С помощью финансовсоздаются условия и для подготовки трудовых ресурсов через систему финансированияучебных заведений. Источниками финансирования могут выступать средства центральногои местных бюджетов, внебюджетных фондов, а также средства заинтересованных в подготовкекадров предприятий и организаций. Важную роль играют средства благотворительныхи других специальных целевых фондов. Финансирование может осуществляться и на спонсорскихначалах[15].
Отлаженный механизмналоговых и социальных льгот служит мощным стимулом наращивания частными владельцамисвоего производственного потенциала, совершенствования техники и технологии, улучшениякачества продукции и услуг, стимулирования трудовых усилий.
Воздействие финансовна улучшение производственных условий труда осуществляется на основе направленияденежных средств на постоянное обновление материально-технической базы производства,стимулирование внедрения прогрессивных технологий, снижение доли неквалифицированных,тяжелых и вредных для здоровья человека работ. Помимо собственных средств предприятийи организаций, привлекаются средства новых акционеров, кредиты банков, организацийи частных лиц, а на государственных предприятиях — бюджетные субсидии.
Государство содействуетразвитию производства на передовой научно-технической основе через систему налогообложенияхозяйствующих субъектов, при которой из облагаемой прибыли подлежит исключению частьосуществляемых предприятием затрат на проведение научно-исследовательских работ,подготовку и освоение новых прогрессивных технологий и видов продукции, опытно-конструкторскихработ. Важное значение имеет и практика включения в себестоимость продукции расходов,связанных с ускоренной амортизацией основных фондов, одновременным прекращениемначислений и списанием на себестоимость амортизационных отчислений по оборудованиюи другим видам основных фондов, если по ним истекли нормативные сроки эксплуатации.
Для охраны трудаи соблюдения техники безопасности работ на предприятиях осуществляются постоянныетекущие расходы, связанные с обеспечением нормального режима трудовой деятельности(соблюдение техники безопасности, требований соответствия уровню квалификации).Эти расходы обеспечиваются на основе коллективных договоров как за счет средствфондов социального назначения, формируемых из остающейся у предприятия чистой прибыли,так и за счет имеющихся в распоряжении профсоюзов средств.
Непосредственнос охраной труда связано развитие социальной инфраструктуры предприятий и регионов.Государство при этом предоставляет предприятиям и организациям существенные налоговыельготы при условии их участия в финансировании социальных нужд (например, уменьшениеподлежащей налогообложению прибыли на величину затрат, связанных с содержанием находящихсяна их балансе объектов здравоохранения, образования, культуры и др.). Однако указаннаяльгота предоставляется в пределах социальных расходов, устанавливаемых местнымиорганами власти. Другая часть расходов на социальные нужды зависит от прибыли, остающейсяу предприятия после уплаты налогов. Это материальная помощь нуждающимся работникам,оплата дополнительных отпусков, в частности женщинам, воспитывающим детей, надбавкик пенсии, поощрения работников учреждений социальной инфраструктуры.
Одним из важнейшихпоказателей развития общества и уровня жизни его граждан являются социальные гарантии,охватывающие наиболее существенные стороны материального и социального жизнеобеспечениялюдей. Государство устанавливает в этой области нижние границы, в рамках которыхоно берет на себя соответствующую защиту членов общества. Главными социальными гарантиямив условиях рыночной экономики являются: обеспечение материального содержания работниковв случае потери ими работы; материальное содержание и оказание медицинской помощинетрудоспособным членам общества; выплата компенсаций в связи с рождением детейи необходимостью ухода за ними; получение бесплатного государственного жилья частьюграждан.
Решение указанныхзадач непосредственно связано с установлением соответствующего финансового механизма.В частности, для этого созданы такие звенья, как государственный фонд социальногострахования, федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования,выступающие экономической основой для обеспечения выплат соответствующих социальныхкомпенсаций и оказания медицинской помощи; предусматриваются в соответствующих бюджетахсредства на трудоустройство членов общества, потерявших работу, на предоставлениедля части граждан бесплатного государственного жилья, а также дотаций на содержаниежилищного хозяйства.
Новым направлением в области социальныхгарантий стала индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией.Порядок индексации доходов и компенсации потерь населения на территории РоссийскойФедерации установлен соответствующими федеральными законами.
Заключение
Таким образом, суммируя все изложенноев данной курсовой работе, можно сделать вывод, что финансы возникли в условиях регулярноготоварно-денежного обращения в связи с развитием государства и его потребностей вресурсах.
Главное назначение финансов состоитв том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребностигосударства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовыхресурсов.
Финансы отражают уровень развития производительныхсил в отдельных странах и возможности их воздействия на макроэкономические процессыв хозяйственной жизни.
Состояние экономики страны определяетсостояние финансов. В условиях постоянного экономического роста, увеличения ВВПи национального дохода финансы характеризуются своей устойчивостью и стабильностью;они стимулируют дальнейшее развитие производства и повышение качества жизни гражданстраны.
Финансы выражают денежныеотношения, возникающие между: предприятиями в процессе приобретения товарно-материальныхценностей, реализации продукции и услуг, предприятиями и вышестоящими организациямипри создании централизованных денежных средств и их распределении; государствоми предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей.
Библиографический список
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. — М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2005. — 760 с.
2. Барин В.Г. Необходимость разработки теоретических проблем функций финансовв рыночных условиях // Финансы. — 2004. — №3. — С.11-12
3. Белоусов А.Р. Использование финансовых ресурсов через денежные фонды // Финансы.- 2004. — №4. — С.29
4. Берлин С.И. Теория финансов: Учебник. — М.: Аст, 2007. — 387 с
5. Бирданская Г.Д. Ограничения финансового контроля // Финансы. — 2008. — №1.- С. 19
6. Болотин В.В. Финансовый механизм в России и его проблематика // Финансы.- 2006. — №3. — С.23
7. Дробзина Л.А. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. — М: ЮНИТИ, 2005.- 434 с.
8. Жадов Р.В. Специфика финансового механизма в России // Финансы. — 2007.- №4. — С.23
9. Ковалева В.В. Финансы: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 564 с.
10. Ключевая А.В. Необходимость финансов в рыночных условиях // Финансовая газета.- 2007. — №6. — С.21
11. Колпакова Г.И. Финансы, денежное обращение, кредит. — М.: Проспект, 2007.- 432 с.
12. Налимова О.Р. Необходимость правового обеспечения финансового механизма вРоссии // Финансы и кредит. — 2007. — №8. — С.23-25
13. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. — М.: Дашков и К, 2007. — 512 с.
14. Осипов В.Р. Расширение функций финансов в товарно-денежных условиях // Финансы.- 2005. — № 10. — С.22
15. Фаран Т.М. Роль финансов в решении социальных проблем // Финансовая газета.- 2007. — №3. — С.28-29.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.