СОДЕРЖАНИЕ.
Введение …………………………………………………………………………3
Гл. 1. Сущность, задачи и условияперехода на УСНО ………………..……6
1.1. УСНО для целейбухгалтерского и налогового учета ……..….17
1.2. Организация иведение налогового учета при УСНО …….….19
1.2.1. Учет доходов…………………………………………..….20
1.2.2. Учет расходов………………………………………..……22
1.2.3. Ведение книги учетадоходов и расходов ………….…..24
1.3. Достоинства и недостатки УСНО……………………………………...26
Гл. 2. УСНО (практическая часть)…………………………………….….…29
Заключение ……………………………………………………………………34
Список использованной литературы ………………………………….……35
Приложения ……………………………………………………………..……36
ВВЕДЕНИЕ
Для эффективногофункционирования рыночного хозяйства необходимым условием является формированиеконкурентной среды путем развития предпринимательства, в том числе малогобизнеса. Подобная форма предпринимательства обладает достоинствами: этогибкость и моментальная приспособляемость к конъюнктуре рынка, способностьбыстро изменять структуру производства, быстро создавать и оперативно применятьновые технологии и научные разработки; это также дух инициативы,предприимчивость и динамизм.
В настоящее время малыепредприятия стали по существу основой экономики наиболее развитых стран. Втаких странах на долю малого и среднего бизнеса приходится примерно 50-70% ВВП.В России же малый бизнес представляет собой свыше 880 тыс. предприятий, а также4,5 млн. человек занимающихся предпринимательством без образования юридическоголица, на долю которых приходится по разным оценкам от 10 до 12% ВВП. Количествозанятых здесь составляет 12млн. человек.
Немаловажным является тотфакт, что за счет налоговых и иных поступлений от хозяйственной деятельностималых предприятий в значительной мере формируются бюджеты в субъектах РФ.
В истории развитияобщества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку длявыполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей емутребуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собранытолько посредством налогов.
В укреплении экономическойпозиции России налоги играют немалую роль. Им отводится важное место средиэкономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночнуюэкономику.
Стабильность системыналогообложения позволяет предпринимателю увереннее чувствовать себя: не знаятвердо, каковы будут условия и ставки налогообложения в предстоящем периоде,невозможно рассчитать, какая же часть ожидаемой прибыли уйдет в бюджет, а какаядостанется предпринимателю. Однако любая система налогообложения отражает характеробщественного строя, состояние экономики страны, устойчивостьсоциально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству.Поэтому, по мере изменения указанных условий, налоговая система перестаетотвечать предъявляемым к ней требованиям и в нее вносятся необходимыеизменения.
Это в полной мереотносится и к той части налогового законодательства Российской Федерации,которая регулирует сферу малого бизнеса. В частности, для повышения активностипредпринимательской деятельности граждан и малых предприятий налоговымзаконодательством было установлено несколько специальных режимов налогообложения.
Развитие малого бизнесастановится одним из важнейших направлений экономических преобразований встране. Концепция его дальнейшего развития должна предусматривать как созданиеобщих рыночных предпосылок — рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма,так и специальную государственную систему поддержки. Эти два звена концепциидолжны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержкасферы малого предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целейгосударственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и нарегиональном уровне в переходный к рыночным отношениям период.
Малое предпринимательствоимеет свои особенности, от которых зависят характер и методы решенияэкономических, организационных, инфраструктурных и других вопросов поддержкиразвития предпринимательства со стороны государства.
Целью курсовой работы являетсяисследование существующих специальных налоговых режимов в России, возникающиепри этом проблемы и перспективы развития.
Для достижения указаннойцели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность ироль УСНО;
— исследовать и датьхарактеристику УСНО, выявить её преимущества и недостатки;
— рассмотреть УСНО дляцелей бухгалтерского и налогового учета;
— создать учетнуюполитику организации.
В качестве объектаисследования выбрано ООО «Прогресс».
Теоретической иметодологической основой исследования курсовой работы послужили труды отечественныхи зарубежных экономистов по вопросам применения специальных налоговых режимов,материалы периодической печати. В работе использованы законодательные инормативные акты.
Сущность,задачи и условия перехода на УСНО.
Налогоплательщики.
Согласно ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщикамипризнаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие наупрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленномнастоящей главой.
Организация имеет право перейти на упрощеннуюсистему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котороморганизация подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения,доходы, определяемые в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса, непревысили 15 млн. рублей.
Налогоплательщики, которые не вправе применятьупрощенную систему налогообложения:
1) организации, имеющие филиалы и (или)представительства;
2) банки;
3) страховщики;
4) негосударственные пенсионные фонды;
5) инвестиционные фонды;
6) профессиональные участники рынка ценных бумаг;
7) ломбарды;
8) организации и индивидуальные предприниматели,занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализациейполезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;
9) организации и индивидуальные предприниматели,занимающиеся игорным бизнесом;
10) нотариусы, занимающиеся частной практикой,адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатскихобразований;
11) организации, являющиеся участниками соглашений оразделе продукции;
12) организации и индивидуальные предприниматели,переведенные на систему налогообложения для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей;
13) организации, в которых доля участия другихорганизаций составляет более 25 процентов.
14) организации и индивидуальные предприниматели,средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период,определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительнойвласти, уполномоченным в области статистики, превышает 100 человек;
15) организации, у которых остаточная стоимостьосновных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии сзаконодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 млн. рублей.
16) бюджетные учреждения;
17) иностранные организации, имеющие филиалы, представительстваи иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели,переведенные на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видовдеятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности,вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иныхосуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. При этом ограниченияпо численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов,установленные настоящей главой, по отношению к таким организациям ииндивидуальным предпринимателям определяются исходя из всех осуществляемых имивидов деятельности. [346.12. НК].
Объектыналогообложения.
Для целей упрощеннойсистемы налогообложения объектом выступают: доход и доход, уменьшенный навеличину расходов. Данный объект заменил используемые ранее валовую выручку исовокупный доход. Для целей статьи 346.14 доходом признаются все виды доходов.Доходы, уменьшенные на величину расходов, это все доходы, указанные в настоящееглаве, за минусом расходов, исчерпывающий перечень которых также указан внастоящей главе.
Большим плюсом являетсявозможность налогоплательщика самому выбирать объект налогообложения, в отличиеот ранее действовавшего закона, где объект выбирал орган государственнойвласти. Хотя объект выбирает сам налогоплательщик, это не лишаетгосударственный орган права предоставления льгот для отдельных категорийналогоплательщиков. [346.14. НК].
Налоговаябаза.
Налоговая базапредставляет собой количественное выражение объекта налогообложения. Дляупрощенной системы налогообложения налоговой базой является денежное выражениеобъекта налогообложения, т.е. денежное выражение доходов или доходов,уменьшенных на величину расходов. Но доходы не всегда поступают в денежнойформе, доходы, полученные в натуральной форме тоже признаются объектомналогообложения. В случае, если доходы получены в натуральной форме, то ониучитываются по рыночным ценам.
Для доходов, полученных виностранной валюте никаких специальных норм не предусмотрено. Доходы и расходы,выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами,выраженными в рублях. Однако доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте,пересчитываются в рубли по официальному курсу ЦБ РФ, установленномусоответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.
Датой получения доходовбудет день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, полученияиного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Расходаминалогоплательщиков признаются затраты после их фактической оплаты.
Для упрощенной системыналогообложения установлено два способа получения налоговой базы в зависимостиот объекта налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы организацииили индивидуального предпринимателя, налоговой базой признается денежноевыражение доходов. А если объектом налогообложения являются доходы организацииили индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов,налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величинурасходов.
При определении налоговойбазы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налоговогопериода. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами — первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Все доходыскладываются, начиная с первого января.
К расходам, полученным вэтом году можно прибавить сумму убытка, полученного в предыдущих налоговыхпериодах, и уменьшить на эту сумму налоговую базу. Непременным условием приэтом будет являться одно обстоятельство. Налогоплательщик должен был применятьупрощенную систему налогообложения и использовать в качестве объектаналогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в тех налоговыхпериодах, откуда он берет убытки. При этом под убытком понимается превышениерасходов над доходами.
Указанный убыток не можетуменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся частьубытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на10 налоговых периодов.
Налогоплательщик обязанхранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка и сумму, на которуюбыла уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всегосрока использования права на уменьшение налоговой базы на сумму убытка. А такжечетыре года после этого, т.к. налоговая инспекция может проверить налоговуюдеятельность налогоплательщика за последние три года.
Убыток, полученныйналогоплательщиком при применении общего режима налогообложения, не принимаетсяпри переходе на упрощенную систему налогообложения. Убыток, полученныйналогоплательщиком при применении упрощенной системы налогообложения, непринимается при переходе на общий режим налогообложения.
Если налогоплательщикприменяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величинурасходов, то он уплачивает минимальный налог.
Минимальный налогпредставляет собой 1 процента налоговой базы, которой являются доходы.Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общемпорядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Налогоплательщик имеетправо в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммойуплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, врасходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков,которые могут быть перенесены на будущее.
При переходе с общегорежима налогообложения на упрощенную систему и обратно существуют некоторыеособенности в определении налоговой базы.
Налогоплательщик,перешедший на упрощенную систему, вправе вернуться к общей системеналогообложения. Налогоплательщик, применяющий упрощенную системуналогообложения, вправе перейти на общий режим налогообложения с началакалендарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года,в котором он предполагает перейти на общий режим налогообложения. Также вслучае, если по итогам налогового (отчетного) периода доход налогоплательщикапревысит 15 млн. рублей или стоимость амортизируемого имущества, находящегося всобственности налогоплательщика-организации, превысит 100 млн. рублей, тоналогоплательщик считается перешедшим на общий режим налогообложения с началатого квартала, в котором было допущено это превышение.
Организации, ранееприменявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, припереходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила:
1) на дату перехода наупрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежныхсредств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплатупо договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после переходана упрощенную систему налогообложения;
2) на дату перехода наупрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточнаястоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период примененияобщего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммойначисленной амортизации.
В отношении основныхсредств, числящихся у налогоплательщика, оплата которых будет осуществленапосле перехода на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимостьучитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором былаосуществлена оплата такого объекта основных средств;
3) не включаются вналоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощеннуюсистему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начисленийуказанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогуна прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;
4) расходы,осуществленные налогоплательщиком после перехода на упрощенную системуналогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на датуих осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течениепериода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, еслиоплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную системуналогообложения;
5) не вычитаются изналоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощеннуюсистему налогообложения в оплату расходов налогоплательщика, если до переходана упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчисленииналоговой базы по налогу на прибыль организаций.
6) не вычитаются изналоговой базы убытки, понесенные налогоплательщиком в период общего режиманалогообложения.
Организации, применявшиеупрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложенияс использованием метода начислений выполняют следующие правила:
1) не включаются вналоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режимналогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы быливключены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощеннойсистемы налогообложения;
2) расходы,осуществленные налогоплательщиком в период после перехода на общий режимналогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на датуих осуществления независимо от даты оплаты таких расходов.
3) при переходе на общийрежим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражаетсяостаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальнойстоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период примененияупрощенной системы налогообложения. При этом суммы расходов на приобретениеосновных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период, еслиони превысили суммы амортизации не уменьшают остаточную стоимость основныхсредств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, аполученная разница признается доходом при переходе на общий режимналогообложения. [346.18. НК].
Что выгоднее для«упрощенца»: 15% или 6%?
Сегодня мыпостараемся обозначить основные правила, которых стоит придерживаться организациямна упрощенном режиме налогообложения при выборе объекта налогообложения исоответственно налоговой ставки.
В соответствии со статьей346.20 Налогового кодекса существует два вида ставок:
· в случае, еслиобъектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается вразмере 6 процентов;
· если объектомналогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговаяставка устанавливается в размере 15 процентов.
Несмотря на отсутствиекаких-либо рекомендаций в Налоговом кодексе и отраслевых документах,налогоплательщики выработали следующую схему расчета выгодности примененияодной или другой ставки.
Так, если расходысоставляют более 60 процентов от выручки, то более экономным станет применениеставки 15 процентов, в противном случае оптимально платить 6 процентов отдохода.
Пример 1: Выручка компании за март 2007 годасоставила 550000 рублей.
К расходам компании можноотнести:
· з/п в размере100000 рублей;
· «зарплатные»налоги и прочие отчисления – 23000 рублей;
· приобретениетоваров – 210000 рублей.
Таким образом, еслирасходы превысят 60% от выручки, то 15% от разницы должно быть перечислено вбюджет. Эти 60% составляют 330 рублей (550*60%), а сумма расходов равна 330000рублей или 60,5% от выручки. Сумма налога составит:
(550000-333000)*15%=32,55рубля.
Если, например, компанияне может учесть приобретение товаров в расходах по каким-либо причинам, тоуместнее ставка 6%, исходя из следующего расчета:
( 100000 + 23000) =123000 рублей или 22,4% от выручки.
550000 * 6% = 33000рублей.
(550000 – 123000) * 15%= 64050 рублей.
В противном случае, какследует из примера, сумма налога возрастет почти в 2 раза.
Какопределить правильную ставку?
Прежде чем определиться вконкретном случае, какая же ставка налога выгоднее, нужно составить планбудущих расходов компании и сравнить его с перечнем допустимых расходов для«упрощенцев», перечисленных в статье 346.16 Налогового кодекса. Тем более, чтоон был значительно расширен в результате последних законодательных изменений вэтой области [2].
По-другому описаннуюсхему называют «20 на 40». Это подразумевает, что налогоплательщику надоопределить процентное отношение размера доходов, уменьшенных на величинупроизведенных расходов в соответствии с положениями главы 26.2 Налоговогокодекса, к общему размеру поступлений. Если процент меньше 20, то выбираетсяобъект «доходы минус расходы», если больше 40 — «доходы». Когда данноеотношение находится в интервале от 20 до 40 процентов, нужно оценить размерстраховых взносов на пенсионное страхование. При значительных суммах платежей вкачестве объекта налогообложения следует использовать полученные доходы.
В целом, предпочтительнееопределить объект налогообложения в виде доходов. Так можно будет не толькоупростить учет, но и снизить налоговые риски, которые связаны с учетомрасходов. [14].
Налоговаядекларация.
Не позднее 25июля все «упрощенцы» должны перечислить в бюджет сумму единого налога иотчитаться перед ИФНС о результатах своей работы за шесть месяцев года. Дляэтого необходимо направить в инспекцию декларацию, форма которой утвержденаприказом Минфина от 17 января 2006 г.
Самадекларация состоит из титульного листа и двух разделов. Порядок заполнениятитульного листа идентичен для всех налоговых деклараций. В специальных строкахлиста надо указать отчетный период, за который сдается бланк, объект обложенияи т. п. Кроме того, отдельные поля предназначены для информации о самойкомпании (название, код деятельности по ОКВЭД и т. д.).
Как ни странно, но какраз код ОКВЭД вызвал некоторые вопросы у бухгалтеров, поскольку фирмы на УСНОвправе осуществлять сразу несколько видов деятельности. Какой же в этом случаекод надо указывать? По мнению представителей главного финансового ведомства,данная проблема решается очень просто. Компании всего-навсего надо указать любойкод из своих кодов ОКВЭД. [8].
Представить отчет вналоговую можно как лично, так и послав по почте или с помощью специальнойпрограммы. Причем в последнем случае затраты на приобретение и установку ПОфирма сможет без проблем учесть в составе расходов. Впрочем, то же самоекасается и абонентской платы. Единственное, что не совсем ясно в данном вопросе— к какой статье затрат их отнести. Представители Минфина указали, что еслипрограмму можно отнести к амортизируемому имуществу, то расходы на ееприобретение будут учитываться через амортизацию (п. 3 ст. 346.16 НК). [5].
Если же программа неудовлетворяет критериям основного средства, то представители главногофинансового ведомства предлагают отнести расходы на ее приобретение кматериальным затратам. Основание — подпункт 5 пункта 1 и пункт 2 статьи 346.16Налогового кодекса. Абонентскую плату в любом случае, по мнению Минфина, можноотнести к расходам на оплату услуг связи (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).
Представители главногофинансового ведомства сообщили, что расходы на приобретение программы для сдачиотчетности в электронном виде можно отнести к затратам на покупку софтов дляЭВМ и баз данных (подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК). Каким именно методомвоспользоваться из тех, что предложили финансисты, решать фирме самой. [6].
Тут нельзя не отметить,что списывать расходы по ОС, приобретенным в рассрочку, вполне можно равнымидолями в течение года, начиная непосредственно с квартала, в котором произошелокончательный расчет за покупку. Представители главного финансового ведомстваподарили «упрощенцам» официальное освобождение от утомительного пересчетаналоговых обязательств за истекшие отчетные периоды. Вместе с тем без ложкидегтя все же не обошлось: методика, предложенная финансистами, несколькозатормаживает процесс списания средств, вложенных в оборудование. [7].
Пример 2: ООО «Кедр» приобрело в рассрочкуосновное средство стоимостью 240000 руб. Оплата завершена в апреле 2007 года.
До того, как Минфинвыпустил разъяснения № 03-11-04/2/85, фирма могла ежеквартально списывать нарасходы по 60 000 руб. (240 000 руб.: 4 кв.). Таким образом, в декларации поединому «упрощенному» налогу за первое полугодие была бы учтена сумма 120 000руб. Кроме того, ООО «Кедр» обязано было бы подать еще и «уточненку» за Iквартал, скорректировав первоначальные данные на 60 000 рублей.
По новым же правилам,расчет надо сделать так:
240 000 руб.: 3 кв. = 80 000 рублей.
Получается, что вдекларации за полугодие ООО «Кедр» должно указать сумму в размере 80 000рублей. Остальная часть стоимости «зачтется» ежеквартально до конца года.
1.1. УСНОдля целей бухгалтерского и налогового учета.
Организации, перешедшиена УСНО, освобождаются от ведения бухгалтерского учета, кроме учета основныхсредств и нематериальных активов.
Следует отметить, чтоучет основных средств и нематериальных активов ведется на основаниисоответственно ПБУ 6/01 и ПБУ 14/2000. При учете основных средств иматериальных активов организация применяет первичные формы учетной документации(ОС-1, инвентарные карточки и так далее).
Как же учитыватьприобретение, амортизацию и списание основных средств и нематериальных активовпри переходе на УСНО?
Согласно статье 346.16 НКРФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшаетполученные доходы на: расходы на приобретение (сооружение, изготовление)основных средств и расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком)нематериальных активов.
Для основных средств,приобретенных в период применения УСНО, и для нематериальных активов начислениеамортизации не предусмотрено. Их стоимость включается в расходы сразу в полномобъеме. При этом для основных средств моментом признания расходов, кромефактической оплаты, является дата их ввода в эксплуатацию. Для нематериальныхактивов моментом признания расходов по приобретению является момент принятияобъекта нематериальных активов на бухгалтерский учет (подпункт 2 пункта 3статьи 346.16 НК РФ).
Некоторые организацииведут бухгалтерский учет в целях:
· необходимостивозврата к традиционной системе налогообложения;
· подготовкистатистической отчетности;
· внутреннегоконтроля (подотчетные лица);
· определенияналоговой базы по НДФЛ, страховым взносам;
· расчета пособийпо временной нетрудоспособности;
· выплатыдивидендов.
Если организация,применяющая УСНО, предполагает выплачивать дивиденды, то бухгалтерский учетследует вести. При начислении и выплате такой организацией доходов в видедивидендов другим организациям (применяющим обычный режим налогообложения), онаобязана в общеустановленном порядке удержать у источника выплаты налог поставке 9% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российских организацийроссийскими организациями и физическими лицами — налоговыми резидентами РоссийскойФедерации; 15% — по доходам, полученным в виде дивидендов от российскихорганизаций иностранными организациями, а также по доходам, полученным в видедивидендов российскими организациями от иностранных организаций (статья 284 НКРФ), и перечислить его в федеральный бюджет.
Минфин разъяснил, что организация,работающая по УСНО, не освобождена от ведения бухгалтерского учета и сдачибухгалтерской отчетности по всей организации в целом. [9].
Законодательствомустановлена обязанность налогоплательщика вести налоговый учет показателейсвоей деятельности на основании книги учета доходов и расходов.Налогоплательщики, применяющие УСНО, были обязаны отражать не только показателидеятельности, необходимые для исчисления налоговой базы и суммы единого налога,но и вести учет показателей, не влияющих на расчет налога. [5].
Налоговый учет призванобеспечить формирование необходимых для целей исчисления показателей единогоналога.
Основанием для отраженияопераций в налоговом учете служат первичные документы, даты и номера которыхдолжны быть отражены в соответствующей графе Книги учета доходов и расходоворганизаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения. Под первичными документами понимаются оправдательныедокументы, которыми оформляются хозяйственные операции. Суммы налогазачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующегораспределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетныхфондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.
1.2. Организацияи ведение налогового учета при УСНО.
Существуют следующие требования поорганизации и ведению учета, а также составлению отчетности при примененииупрощенной системы:
1. Предприятиямпредоставляется право оформления первичных документов и ведения книги учетадоходов и расходов по упрощенной форме, в том числе без применения двойнойзаписи, плана счетов и соблюдения иных требований к ведению бухгалтерскогоучета и отчетности.
2.Сохраняется действующий порядокведения кассовых операций и представления необходимой статистическойотчетности.
3. Минфином РФ устанавливаются формакниги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственныхопераций.
4. Сохраняетсядействующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налогана приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений вгосударственные социальные внебюджетные фонды.
5. По итогамдеятельности за отчетный период (квартал) организация предоставляет в налоговыйорган в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом:
· расчетподлежащего уплате единого налога с зачетом стоимости патента
· выписку из книгиучета доходов и расходов (по состоянию на последний рабочий день отчетногопериода) с указанием совокупного дохода (валовой выручки), полученного заотчетный период
· припредоставлении указанных документов организация предъявляет для проверкипатент, книгу учета доходов и расходов, кассовую книгу, платежные поручения обуплате единого налога (с отметкой банка об исполнении платежа)
1.2.1. Учетдоходов.
Далеко не всегда фирмаможет позволить себе приобрести то или иное оборудование или своевременно найтинеобходимые средства на развитие бизнеса. В таких случаях, как правило, напомощь приходит учредитель или бизнес-партнер, который благородно предоставитбеспроцентный заем. И в том, и в другом случае у «упрощенца» возникает, поидее, материальная выгода. Надо ли ее учитывать при расчете базы по единомуналогу?
Сначала разберем первуюситуацию, когда в качестве спонсора выступает учредитель «упрощенца». Согласнопункту 1 статьи 346.15 Налогового кодекса компании на УСНО учитывают доходы отреализации в том же порядке, что и организации на общем режиме, иными словами,в соответствии с положениями статей 249 и 250 Налогового кодекса. В пункте 8последней, в частности, сказано, что доход в виде безвозмездно полученногоимущества признается в качестве внереализационного дохода при условии, что доляучредителя в уставном капитале не превышает 50 процентов. В противном случае,«упрощенцам» не надо увеличивать свои доходы на стоимость имущества,полученного от собственника.
Впрочем, такое же правилодействует и в отношении операций, по которым передающей стороной выступаетдочерняя компания. Если доля участия материнской фирмы в уставном капитале«дочки» составляет более половины, то средства, переданные последней, не признаютсядоходом у материнской. [12]. По мнению представителей главного финансовоговедомства, деньги, полученные безвозмездно, можно расходовать на любые цели,полностью игнорируя какие бы то ни было сроки. Что же касается иного имущества,то его нельзя кому-либо передавать в течение одного года.
Если же фирма на УСНОполучила беспроцентный займ, то «постороннего» дохода в виде материальнойвыгоды у нее возникать не будет. [11]. По мнению чиновников, хорошую службукомпаниям сослужила статья 250 Налогового кодекса, в которой попросту непредусмотрено включение сумм материальной выгоды в состав внереализационныхдоходов. Отсюда финансисты сделали вывод, что «упрощенцы» вовсе не должныопределять ее величину по договорам беспроцентного займа.
1.2.2. Учетрасходов.
Переченьрасходов, которые «упрощенцы» могут учитывать при расчете единого налогаявляется закрытым. Но тем не менее, у налогоплательщиков по-прежнему возникаютвопросы. На некоторые из них ответил Минфин России в своем очередном письме. Минфин России раскрыл порядок учета отдельных видов расходовналогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения. [12].
Ошибкидопускают все.
Следует отметить, что вуказанном письме Минфин России охватил сразу четыре вопроса. Между тем, приответе на один из них финансистами была допущена небольшая описка. Данный фактеще раз подтверждает то, что от ошибок не застрахован никто.
Как указал Минфин России,до 1 января 2007 года расходы на приобретение сырья и материалов учитывались помере их списания в производство, а расходы на приобретение товаров,предназначенных для дальнейшей реализации, — по мере реализации товаров.Поэтому налогоплательщики вправе осуществлять учет таких расходов по состояниюна последнее число каждого месяца на основании данных налоговых реестров илирасчетов, формы которых утверждаются самостоятельно.
Расходы будут учитыватьсяединовременно по мере их оплаты. Как раз в датах и произошла путаница.Финансовое ведомство предложило учитывать расходы по мере оплаты с 1 январятекущего года. Но, согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона № 85-ФЗ, онвступает в силу только с 1 января 2008 года. [3].
Вступилив силу.
В то же время часть нормФедерального закона № 85-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие уже с1 января 2007 года. Это касается, например, расходов на приобретение,сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку,дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружениеосновных средств «упрощенцев», оговоренных в подпункте 1 пункта 1 статьи 346.16Налогового кодекса. На сумму таких расходов налогоплательщики могут уменьшатьполученные доходы с учетом требований подпунктов 3 и 4 той же статьи. Так, впункте 3 речь идет о моменте признания расходов на основные средства инематериальные активы. Если объекты приобретены в период применения УСНО, торасходы принимаются в момент ввода в эксплуатацию (для основных средств) ипостановки на бухгалтерский учет (для нематериальных активов).
Если же основные средстваи нематериальные активы появились в организации до перехода на УСНО, то здесьвсе зависит от срока полезного использования:
· если до 3 лет —расходы принимаются в течение года;
· если от 3 до 15лет — расходы учитываются пропорционально: в первый год — 50 процентов, вовторой год — 30 процентов и в третий год — 20 процентов;
· если более 15 лет— расходы учитываются в течение 10 лет.
Спорныепоправки.
С 1 января 2007 годадействует и подпункт 4 пункта 2 статьи 346.17 Налогового кодекса, которымустановлено, что расходы на приобретение (сооружение, изготовление) основныхсредств учитываются только по оплаченным основным средствам и после введенияобъекта основных средств в эксплуатацию.
Федеральный закон № 85-ФЗввел также пункт 4 в статью 346.17 Налогового кодекса. В соответствии с егонормами при переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходовна объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы,относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения ввиде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются. Остаетсянепонятным, не противоречит ли этот пункт другим нормам налоговогозаконодательства. К примеру, говорящим о том, что при переходе с УСНО на общуюсистему налогообложения расходы, учтенные при «упрощенке», должны приниматься врасчет.
В таком случаеполучается, что режим налогообложения влияет на исчисление налогооблагаемойбазы больше, чем объект налогообложения.
Чиновники такженапомнили, что на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 346.16 Налоговогокодекса налогоплательщиками, применяющими УСНО, при определении налоговой базыучитываются расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособностив соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом в рамкахрасходов на оплату труда учитываются суммы налога на доходы физических лиц,алиментов и прочие удержания из заработной платы. [12].
Важно помнить, что,согласно пункту 2 статьи 346.17 Налогового кодекса, расходами налогоплательщикапризнаются затраты после их фактической оплаты путем списания денежных средствс расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способепогашения задолженности — в момент такого погашения.
1.2.3. Ведениекниги учета доходов и расходов.
Согласно статье 346.24 Кодекса налогоплательщикиобязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых дляисчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов ирасходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядокотражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальнымипредпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения,утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Организации и индивидуальные предприниматели,применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов впорядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. [4].
Налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательскойдеятельности, подлежащие налогообложению в виде единого налога на вмененныйдоход, обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций вналичной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации (ст. 346.26 Кодекса).
Порядок ведения кассовых операций в РоссийскойФедерации (в том числе ведения кассовой книги), утвержденный решением СоветаДиректоров Центрального банка Российской Федерации от 22.09.1993 N 40,предусмотрен только для предприятий, объединений, организаций и учрежденийнезависимо от их организационно-правовых форм и сферы деятельности. Данныйпорядок регулируется исключительно Банком России.
Таким образом, для индивидуальных предпринимателей,применяющих специальные налоговые режимы, законодательно установлено ведениеналогового учета показателей своей деятельности, необходимых для исчисленияналоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов (дляиндивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную системуналогообложения); ведение кассовой книги для них не предусмотрено.
1.3. Достоинстваи недостатки УСНО.
С 2008 года изменятсяправила работы на «упрощенке». Причем большинство нововведений сделаютприменение этого спец. режима более выгодным.
Во-первых, расширитсяперечень затрат, которые можно будет учитывать при определенииналогооблагаемого дохода. «Упрощенщики» смогут учитывать расходы на достройку,дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС,затраты на обслуживание ККТ, расходы на вывоз мусора, а также затраты нахранение, обслуживание и транспортировку товаров, предназначенных дляпоследующей продажи.
Второе нововведение –основные средства можно будет списывать по мере оплаты. Это оценят компании,которые покупают дорогостоящее имущество с рассрочкой платежа. Чтобы учестьстоимость такого имущества в расходах, больше не придется дожидаться, когда онобудет полностью оплачено.
Другая поправка упростити сделает более выгодной работу всем компаниям на УСНО, независимо от объектаналогообложения. Она касается ситуации, когда «упрощенщик» разорвал контракт спокупателем и вернул ему аванс. В соответствии с новой редакцией Налоговогокодекса РФ нужно будет включить предоплату (аванс) в доходы того отчетного(налогового) периода, когда получены деньги. А после того, как аванс будетвозвращен, на его сумму надо уменьшать доходы текущего отчетного либоналогового периода.
Несмотря на всеположительные изменения, в «упрощенке» останется достаточно много существенныхнедостатков.
К достоинствам упрощеннойсистемы можно отнести:
1. значительнуюэкономию на налогах. Фирма платит только один налог (единый) вместо нескольких(НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);
2. заполнение исдачу в инспекцию только одной декларации по единому налогу;
3. право не вестибухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
К недостаткам“упрощенки”, в частности, относят:
1. Вероятностьутраты права работать на “упрощенке”. В этом случае фирма должна будетдоплатить налог на прибыль и пени;
2. Отсутствиеобязанности платить НДС может привести к потере покупателей – плательщиковэтого налога;
3. При переходе с“упрощенки” необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;
4. При потере права применять“упрощенку” нужно восстанавливать данные бухучета за весь “упрощенный” период;
5. Перечень затрат,которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому“упрощенные” фирмы (при объекте налогообложения “доходы минус расходы”) несмогут отразить многие затраты. Например, представительские расходы, потери отбрака, издержки на услуги банка и др;
6. Перед переходомна “упрощенку” нужно восстановить НДС по оприходованным, но не списаннымценностям;
7. У фирмы нет праваоткрывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров изаниматься отдельными видами деятельности (например, банковской или страховой).
Как мы видим, недостаткову упрощенной системы больше, чем достоинств.
Один из главных плюсовспец. режима – экономия фирмы-“упрощенца” на налогах.
Именно из-за нееприменять “упрощенку” многим компаниям выгодно. На этой системе у фирмыостается больше собственных средств. Однако это не всегда так. Основнаяпроблема “упрощенных” фирм связана с налогом на добавленную стоимость. Дело втом, что любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товартакже у плательщика НДС. Сумму налога, которую ему предъявит поставщик товара,он сможет принять к вычету. Чего не произойдет при покупке ценностей у “упрощенной”компании. Поэтому, чтобы не потерять конкурентоспособность, “упрощенцу”приходится снижать стоимость товаров как раз на сумму этого налога. Только втаком случае покупателю будет все равно – приобретать товар у обычной или“упрощенной” фирмы. Но такая торговля станет невыгодной уже продавцу. Пояснимсказанное на примере.
Таким образом, чтобыпринять правильное решение, переходить фирме на спец. режим или нет, нужнопроанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. Очевидно,что особенно выгодна “упрощенка” небольшим фирмам, работающим с покупателями,которым неважно, указан в стоимости покупки НДС или нет (например, прирозничной торговле). Ведь, как показывает практика, многие компании уходят отспец. режима только потому, что крупные заказчики – плательщики НДСотказываются с ними работать. [14].
2. УСНО(практическая часть).
ООО «Прогресс» приобрелоавтомобиль до перехода на УСН. Его балансовая стоимость – 350 000 руб. Вбухгалтерском учете ежемесячная сумма амортизации составляет 7000 руб., вналоговом – 3500 руб. (применен понижающий коэффициент 0,5).
Дебет 08 Кредит 60 – 350 000руб. – отражена стоимость приобретения легкового автомобиля; (См. Прил.№3 – акто приемке-передаче основных средств; См. Прил.№4 — инвентарная карточка учетаобъекта основных средств.)
Дебет 19 Кредит 60 –63 000 руб. – отражен НДС по приобретенному легковому автомобилю;
Дебет 60 Кредит 51 –413 000 руб. – оплачены счета по приобретению легкового автомобиля; (См.Прил.№5 – платежное поручение.)
Дебет 01 Кредит 08 –350 000 руб. – оприходован легковой автомобиль по полной первоначальнойстоимости.
В результате у«Прогресса» возникла вычитаемая временная разница и отложенный налоговый актив:
Дебет02 Кредит 02 субсчет «Временные вычитаемые разницы»
– 3500 руб. (7000 руб. x0,5) – отражена временная вычитаемая разница;
Дебет09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 840 руб. (3500 руб. x24%) – начислен отложенный налоговый актив.
С 1 января 2006 годаорганизация перешла на УСН. К моменту перехода остаток по счету 02 субсчет«Временные вычитаемые разницы» у «Прогресса» составил 42 000 руб., а по счету09 – 10 080 руб. (42 000 руб. x 24%).
Поскольку после переходана «упрощенку» погасить отложенный налоговый актив и уменьшить на него налог наприбыль фирма не сможет, его нужно списать. Бухгалтер «Прогресса» сделал этозаключительными проводками года (31 декабря 2005 года):
Дебет02 субсчет «Временные вычитаемые разницы» Кредит 02
– 42 000 руб. – списанавременная вычитаемая разница;
Дебет99 Кредит 09
– 10 080 руб. – списанотложенный налоговый актив.
На момент перехода наспецрежим (на 1 января 2006 года) остаточная стоимость автомобиля составляла:
— в бухгалтерском учете –266 000 руб.;
— в налоговом учете – 308000 руб.
За весь 2006 год«Прогресс» имел право списать на расходы часть стоимости автомобиля в сумме 154000 руб. (308 000 руб. x 50%). Каждый квартал в книгу учета доходов и расходовбухгалтер должен был записывать сумму:
154 000 руб.: 4 квартала= 38 500 руб.
С 1 июля 2006 года (черезполгода после начала применения УСН) фирма вынуждена применять общий налоговыйпорядок. К моменту возврата к традиционной системе остаточная стоимостьавтомобиля оказалась равной:
— в бухгалтерском учете –224 000 руб. (266 000 руб. – 7000 руб. x 6 мес.);
— в налоговом учете – 231000 руб. (308 000 руб. – 38 500 руб. x 2 квартала).
Бухгалтеру придетсявосстановить списанные при переходе на «упрощенку» временную вычитаемую разницуи отложенный налоговый актив:
Дебет02 субсчет «Временные вычитаемые разницы» Кредит 02
– 42 000 руб. –восстановлена списанная временная вычитаемая разница;
Дебет99 Кредит 09
– 10 080 руб. –восстановлен списанный отложенный налоговый актив.
За полгода работы на«упрощенке» начислена амортизация:
– в бухгалтерском учете –42 000 руб. (7000 руб. x 6 мес.);
– в налоговом учете – 77000 руб. (38 500 руб. x 2 квартала).
Таким образом, 30 июня2006 года бухгалтер должен сделать в учете записи:
Дебет44 Кредит 02
– 42 000 руб. – начисленаамортизация по автомобилю;
Дебет02 Кредит 02 субсчет «Временные вычитаемые разницы»
– 35 000 руб. (77 000 –42 000) – частично погашена временная вычитаемая разница;
Дебет68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 8400 руб. (35 000 руб.x 24%) – частично погашен отложенный налоговый актив.
С июля 2006 года вбухгалтерском учете «Прогресс» продолжит начислять амортизацию в сумме 7000руб. в месяц. В налоговом учете ее будут рассчитывать исходя из остаточнойстоимости автомобиля. Об этом сказано в пункте 3 статьи 346.25 Налоговогокодекса. И поскольку срок полезного использования машины установлен, то надоисходить из него. Предположим, что оставшийся срок полезного использования автосоставляет 32 месяца. Он одинаков и для бухгалтерского, и для налогового учета.Однако сумма амортизации будет разной:
– в бухгалтерском учете –7000 руб.;
– в налоговом учете –3609,37 руб. (231 000 руб. / 32 мес. x 0,5).
То есть бухгалтер будетотражать в учете временную вычитаемую разницу в сумме 3390,63 руб. (7000 – –3609,37) в течение 32 месяцев (до тех пор, пока автомобиль не самоамортизируетсяв бухучете):
Дебет44 Кредит 02
– 7000 руб. – начисленаамортизация по автомобилю;
Дебет02 субсчет «Временные вычитаемые разницы» Кредит 02
– 3390,63 руб. – отраженавременная вычитаемая разница;
Дебет09 Кредит 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
– 813,75 руб. (3390,63руб. x 24%) – начислен отложенный налоговый актив.
Через 32 месяца вбухучете амортизацию перестанут начислять, а в налоговом учете – продолжат (всумме 3609,37 руб.). С этого момента временные вычитаемые разницы и отложенныеналоговые активы будут постепенно погашаться до полной амортизации автомобиля вналоговом учете.
Каждый месяц бухгалтер«Прогресса» будет делать проводки:
Дебет02 Кредит 02 субсчет «Временные вычитаемые разницы»
– 3390,63 руб. – частичнопогашена временная налогооблагаемая разница;
Дебет68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» Кредит 09
– 813,75 руб. (3390,63руб. x 24%) – частично погашен отложенный налоговый актив.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
За прошедшие 10 лет малоепредпринимательство постоянно сталкивается со множеством трудностей, которыезаставляют его действовать сообразно складывающейся ситуацией и нередко внеправового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе уходаот их уплаты.
Субъекты малогопредпринимательства являются стабильным источником налоговых поступлений,важнейшим способом преодоления дотационности местных бюджетов, малоепредпринимательство является необходимым и неотъемлемым субъектом рынка.
Государством неоднократноприменялись меры для развития малого бизнеса. Это отражается в ходе принятия в1995г. Федерального закона «О государственной поддержкепредпринимательства РФ» и в 1996г. Федерального закона «Об упрощеннойсистеме налогообложения, учета и отчетности для субъектов малыхпредприятий». Однако, данные законы не проявили себя в полной мере и необеспечили решения задач наиболее полного учета объектов обложенияиндивидуальных предпринимателей и малых предприятий. Очередным шагом длядальнейшего развития данного сектора рынка, а также логичным продолжениемупрощенной системы налогообложения был закон «О едином налоге на вмененныйдоход для определенных видов деятельности».
Установленныйзаконодательством Российской Федерации специальный налоговый режим в видеупрощенной системы налогообложения предоставляет субъектам малогопредпринимательства возможность снижения налогового бремени, упрощения учета иотчетности, сокращения документооборота.
Упрощенная системаналогообложения обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так,например, ряд налогов, такие как налог на прибыль организации (налог на доходыфизических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имуществоорганизаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальныхпредпринимателей), ЕСН, НДС заменяются единым налогом, с сохранениемобязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничныхлистов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощаетведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вестиналоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогув отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятия тольков отношении одного налога.
Также немаловажным фактомявляется упрощение бухгалтерского учета для налогоплательщиков, применяющихупрощенной системой налогообложения. Данное упрощение заключается в том, чтоотпадает необходимость ведения громоздкого бухгалтерского учета сиспользованием различных ведомостей, регистров, журналов, с заменой его бухгалтерскимучетом с использованием Книги учета доходов и расходов, в которой порядокведения бухгалтерских записей максимально упрощен. Данное обстоятельствопозволяет сэкономить деньги на оплату услуг бухгалтера, приобретенияканцелярских товаров и специализированного программного обеспечения, т.к.бухгалтерский учет по предложенной схеме может производить сам индивидуальныйпредприниматель, руководитель малого предприятия или другое уполномоченноелицо, не имеющее специального образования или опыта работы, без использованиядорогостоящей вычислительной техники.
Есть необходимостьобратить внимание еще на один недостаток упрощенной системы налогообложения,который заключается в необходимости возврата на основной режим в случаепревышения установленных лимитов в отношении суммы полученного дохода в течениигода, а также величины остаточной стоимости объектов основных средств.Налоговое законодательство устанавливает требование возврата на основной режимв случае нарушения указанных лимитов, начиная с того квартала, в которомпроизошло данное нарушение. В такой ситуации у налогоплательщика возникаетсложность восстановления бухгалтерского и налогового учета за относительнобольшой промежуток времени (от нескольких дней до более двух месяцев). Но такуюопасность возможно исключить, если налогоплательщик будет постоянно следить заразмером получаемого дохода и остаточной стоимости объектов основных средств, ив случае приближения данных величин своевременно организовать налоговый ибухгалтерский учет по правилам, установленным для налогоплательщиков,применяющих основной режим налогообложения.
Несмотря на перечисленныевыше недостатки, положительные стороны УСНО значительно облегчают трудналогоплательщиков в области налогового и бухгалтерского учета, что делаетупрощенную систему налогообложения привлекательной для субъектов малогобизнеса.
Одна из положительныхсторон упрощенной системы налогообложения проявляется в возможности переносаполученных убытков на последующие налоговые периоды
Действующая с 2003 годаупрощенная система предоставляет налогоплательщику самостоятельный выборобъекта налогообложения, что делает возможным при прогнозе налогового бремениучесть специфику деятельности организации или индивидуального предпринимателя.Такие налоговые прогнозы очень важны при планировании работы субъектапредпринимательства.
Специальный налоговыйрежим — «Упрощенная система налогообложения» охватывает контингентналогоплательщиков, который никак нельзя назвать незначительным. Стимуломперехода на упрощенную систему, предусматривающую добровольное принятиерешения, является резкое снижение ставки налога до 6% с выручки и 15% с чистогодохода, то есть практически в два раза. Если учесть, что налогоплательщики,использующие упрощенную систему налогообложения, имеют право пользоватьсямногими преимуществами, которые получили плательщики налога на прибыль врезультате введения НК РФ, то целесообразность перехода очевидна. В частности,для них существенно расширены границы налоговых вычетов, в том числе за счетрасходов на приобретение основных средств, предусмотрен перенос убытков набудущее, а доходы и расходы в любом случае определяются кассовым методом.
Результатом проведенногов настоящей работе исследования упрощенной системы налогообложения являетсявывод о том, что действующая в настоящий момент упрощенная системаусовершенствована с учетом опыта прошлых. В целом можно констатировать, чтокоррективы экономически выгодны налогоплательщикам.
СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Налоговый кодексРФ, по состоянию на 1.01.2007г.
2. Федеральный закон№ 101-ФЗ, от 21.07.2005 г.
3. Федеральный закон№ 85-ФЗ, от 17.05.2007 г.
4. Федеральный закон№ 129-ФЗ, от 21.11.1996 г.
5. Письмо №03-11-04/2/79, от 2.04.2007 г.
6. Письмо №03-11-04/2/100, от 12.04.2007 г.
7. Письмо № 03-11-04/2/85,от 3.04.2007 г.
8. Письмо №03-11-05/53, от 28.03.2007 г.
9. Письмо №03-11-04/3/465, от 20.10.2006 г.
10. Письмо №03-11-04/2/63, от 13.03.2007 г.
11. Письмо №03-11-04/2/79, от 2.04.2007 г.
12. Письмо №03-11-04/2/159, от 5.06.2007 г.
Интернет.
13. http://www/consultant/ru/
14. http://www/naluchet/ru/
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Учетнаяполитика для «упрощенца»
Налоговыйкодекс РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную системуналогообложения (УСН), составлять учетную политику для целей налогового учета.Кроме того, организации, перешедшие на УСН, освобождены от обязанности ведениябухгалтерского учета, за исключением учета основных средств (ОС) инематериальных активов (НМА). Возникает справедливый вопрос: нужна ли«упрощенцу» учетная политика для целей налогового и бухгалтерского учета?
Ответоднозначный. Да, нужна. И в первую очередь для того, чтобы обезопасить своюорганизацию от претензий со стороны налоговых органов.
Ведь, с однойстороны, гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» не устанавливает такойобязанности, с другой – содержит возможные варианты отражения расходов. Вчастности, по товарам, приобретенным для дальнейшей реализации, материалам,используемым в производстве продукции (работ, услуг).
ПРИКАЗ
по обществу сограниченной ответственностью “Прогресс”
об учетной политикеорганизации на 2006 год.
“15” декабря 2005 года.
На основании и всоответствии с ФЗ от 21.11.1996 г. №129-ФЗ – “О бухгалтерском учете”,Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ,утвержденным приказом Минфина России от 29.07.1998 №34н, Положением побухгалтерскому учету “Учетная политика предприятия” ПБУ 1/98, утвержденнымприказом Минфина России от 09.12.1998 № 60н, НКРФ,
ПРИКАЗЫВАЮ:
Принять на 2006 годследующую учетную политику.
Учетная политика дляцелей налогового учета.
1. Утвердить формы первичныхдокументов для целей ведения налогового учета.
2. Утвердить формы аналитическихрегистров для целей ведения налогового учета.
3. Установить дляцелей налогового учета метод оценки производственных запасов при отпуске их впроизводство и прочем выбытии, установить разные методы оценки для целейналогового учета.
4. Установить дляцелей налогового учета метод оценки товаров при их продаже, установить разныеметоды оценки для целей налогового учета.
5. Налоговый учетзатрат на производство ведется с разделением затрат на прямые и косвенные.
Учетная политика дляцелей бухгалтерского учета.
1. При осуществлениибухгалтерского учета использовать План счетов, утвержденный приказом МинфинаРоссии от 31.10.2000 №94н.
2. Правильностьотражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечиваютлица, составившие и подписавшие их. Формы первичной документации, ихпериодичность и порядок составления определяются в графике документооборота.
3. Утвердить формыпервичных документов для целей ведения бухгалтерского учета.
4. В целяхисчисления НДС установить метод определения выручки от реализации по мерепоступления средств за товары (работы, услуги) при безналичных расчетах – вучреждениях банков, при расчетах наличными деньгами – в кассу организации.
5. В целяхисчисления налога на прибыль организации установить метод определения выручкиот реализации по кассовому методу.
6. Амортизацию поосновным средствам начислять линейным способом.
7. Первоначальнаястоимость нематериальных активов погашается линейным способом по нормамамортизационных отчислений, рассчитанным организацией исходя из первоначальнойстоимости и срока их полезного использования.
8. Установить дляцелей бухгалтерского учета метод оценки производственных запасов при отпуске ихв производство и прочем выбытии, установить разные методы оценки для целейналогового учета.
9. Товары,приобретенные для продажи в розницу, принимать к учету по стоимости ихприобретения.
10. Затраты позаготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимых домомента их передачи в продажу, включать в издержки обращения.
11. Установить дляцелей бухгалтерского учета метод оценки товаров при их продаже, установитьразные методы оценки для целей налогового учета.
12. Бухгалтерскийучет затрат на производство ведется с подразделением затрат на прямые икосвенные.
13. В бухгалтерскомучете незавершенное производство оценивается методом инвентаризации пофактической производственной себестоимости.
14. Коммерческиерасходы для целей бухгалтерского учета включаются в себестоимостьсоответствующих видов продукции прямым путем.
15. Оценку готовойпродукции в бухгалтерском учете производить по фактической производственнойсебестоимости.
16. Сроки инаправления списания расходов будущих периодов определяется в соответствии сдействующим законодательством исходя из конкретной хозяйственной ситуации иутверждать приказом руководителя организации.
17. Резервыпредстоящих расходов и платежей не создавать.
18. Резервы посомнительным долгам для целей отражения в бухгалтерском учете не создавать.
19. Периодичность ипорядок распределения дивидендов определяются собранием акционеров.
20. Учет разницымежду суммой фактических затрат на приобретение долговых ценных бумаг и ихноминальной стоимостью на счете 91 производить в момент погашения (илиреализации).
21. Резервы подобесценение вложений в ценные бумаги в бухгалтерском учете не создавать.
22. При реализацииили ином выбытии ценных бумаг, списание на расходы стоимости выбывших ценныхбумаг производится по методу ЛИФО.
23. Проводитьинвентаризацию в обязательном порядке в случаях, установленных действующиминормативными документами. Кроме того, проводить полную инвентаризацию имуществаи обязательств организации один раз в год по состоянию на 1 ноября.
1. Обеспечитьведение бухгалтерского и налогового учета в полном соответствии с Положением поведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, Планом счетовбухгалтерского учета и инструкцией по его применению, утвержденной приказомМинфина России от 31.10.2000 № 94н, и другими действующими нормативными актамив области методологии бухгалтерского учета.
2. Обеспечитьсвоевременное и полное представление необходимой отчетности заинтересованнымпользователям в соответствии с действующим законодательством.
3. При ведениибухгалтерского и налогового учета обеспечить возможность оперативного учетаизменений действующего законодательства.
4. Обеспечитьвозможность достоверного определения налогооблагаемой базы для расчета сбюджетом и внебюджетными фондами по установленным налогам и прочим платежам всоответствии с действующим налоговым законодательством.
5. При формированиизатрат на производство продукции (работ, услуг) руководствоваться главой 25НКРФ.
6. Для организациибухгалтерского и налогового учета определить сроки составления документов,правила внесения исправлений, порядок восстановления и дооформления документов,правила хранения бухгалтерских документов, используемые сокращения и т.д.
Контроль за исполнениемнастоящего приказа оставляю за собой.