Московский институт радиотехники электроники иавтоматики
факультет экономики и управления
Курсовая работа по микроэкономике на тему:
Формирование и распределение прибыли фирмы
Преподаватель:
доцент,
кандидатэкономических
наук
Выполнила:
Москва, 2005г.
Оглавление
Введение
1. Экономическаясущность прибыли
1.1 Понятие прибыли
1.2 Виды прибыли
1.3 Функции прибыли
1.4 Источники полученияприбыли
1.5 Принципыраспределения прибыли и ее использование
1.6 Максимизацияприбыли
1.7 Риски, связанные сполучением прибыли
2. Рольвнутрифирменного планирования в процессе
формирования и распределенияприбыли
2.1 Планированиеприбыли
2.2 Ошибки, возникающиепри внутрифирменном планировании прибыли предприятия
2.3 Экономическиймеханизм управления
Заключение
Список использованнойлитературы
Введение
В наше время в условиях рыночной экономикиполучение прибыли предприятием является непосредственной целью производства. Каждоепредприятие стремится получить как можно большую прибыль при минимальныхзатратах. Прибыль создает определенные гарантии для дальнейшего существования иразвития предприятия. Каждое предприятие, прежде чем начать производствокакой-либо продукции, определяет, какую прибыль оно сможет получить, ведь оноотвечает своим имуществом за ошибки, неправильно принятые решения илисовершенные действия. Достижение главной цели — максимизации прибыли возможнотолько при правильном, глубоком анализе сложившейся ситуации на рынке ипродуманном планировании деятельности предприятия. Полученные в ходепредпринимательской деятельности опыт и знания принципов и методов научногопредвидения помогает специалисту понимать суть происходящих явлений и врезультате этого принимать верные решения в различных ситуациях. Предпринимательскийталант, энергичность и решительность руководства фирмой – незаменимые качествана пути к успеху. Однако любое управление требует научного предвидения в формепрогноза или плана. Не любого прогноза или плана, — ей нужен хорошообоснованный образ будущего, основанный на знании сущности экономическихтенденций и явлений. Это — аксиома управления любого уровня хозяйствования.
Величинаприбыли зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и финансовойдеятельности предприятия. Поэтому при рыночной экономике одним из важнейших показателейоценки эффективности деятельности предприятий является прибыль — качественный инаиболее эффективный показатель, полно отражающий эффективность производства, объеми качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровеньсебестоимости и т.д. Тема прибыли в современных условиях очень актуальна, т.к.от нее зависит финансовая устойчивость не только конкретного предприятия, но истраны и общества в целом. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимуломк обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, онаявляется базой экономического развития государства.
Втеоретической части данной курсовой работы (п. 1) раскрывается понятие прибыли,существующие виды прибыли, выполняемые функции, источники получения, принципыраспределения прибыли и ее использование, максимизация и риски, связанные сполучением прибыли. В аналитической части работы (п. 2) рассматриваются методыпланирования прибыли, ошибки, возникающие при внутрифирменном планировании
Цельюданной работы является определение роли внутрифирменного планирования впроцессе формирования и распределения прибыли.
Всоответствии с поставлено целью работы задачами являются:
1.раскрыть экономическую сущность понятия «прибыль»;
2.рассмотреть виды прибыли, выполняемые функции, источники получения, принципыраспределения прибыли, ее использования и максимизации;
3.выявить риски, связанные с получением прибыли;
4.установить источники формирования прибыли, порядок исчисления и способыраспределения;
5.проанализировать применяемые в экономике методы планирования прибылипредприятия и экономический механизм управления стоимостью, затратами инепосредственно прибылью.
1. Прибыль
1.1Понятие прибыли
Дляначала определим, что же такое прибыль. «Прибыль представляет собой выраженныйв денежной форме чистый доход, представляющий собой разницу между совокупнымдоходом и совокупными затратами». (2; стр.223)
Такимобразом, прибыль — это основной источник финансовых ресурсов предприятия,связанный с получением валового дохода, она является важнейшей экономическойкатегорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Какэкономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сферематериального производства.
Прибыльимеет следующее значение в деятельности предприятий:
•в обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и являетсяодним из показателей ее эффективности;
•используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельностии производительности труда;
•выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и являетсяважнейшим финансовым ресурсом предприятия.
1.2Виды прибыли
Основнымивидами прибыли являются:
общаяприбыль (убыток) отчетного периода — балансовая прибыль (убыток);
валоваяприбыль;
прибыль(убыток) от реализации продукции (работ, услуг);
прибыльот финансовой деятельности;
прибыль(убыток) от прочих внереализационных операций;
налогооблагаемаяприбыль;
чистаяприбыль.
Накаждом предприятие формируется четыре показателя прибыли,
существенноразличающиеся по величине, экономическому содержанию и функциональномуназначению. Базой всех расчетов служит балансовая прибыль – основнойфинансовый показатель производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Дляцелей налогообложения рассчитывается специальный показатель – валоваяприбыль, а на ее основе – прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, необлагаемая налогом. Оставшаяся в распоряжении предприятия после внесенияналогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистойприбылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия.Формирование прибыли выглядит таким образом. (см. рис.2)
/>
Рис.2. Формирование прибыли на предприятии
Прибыльна предприятии зависит не только от реализации продукции, но и от других видовдеятельности, которые ее либо увеличивают, либо уменьшают. Поэтому в теории и напрактике выделяют так называемую «балансовую прибыль».
Балансоваяприбыль (убыток) предприятия включает:
— прибыль от продаж
— результат от операций с имуществом и финансовой деятельности
— результат от внереализационных операций.
Прибыльот реализации товарной продукции определяется путем вычета из общей суммы выручкиот реализации продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов) затрат напроизводство и реализацию товарной продукции, включаемых в себестоимостьпродукции. Прибыль (или убыток) от реализации прочей продукции и услуг нетоварногохарактера определяется аналогично, раздельно по всем видам деятельности, т.е. прибыль(или убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных идругих хозяйств, находящихся на балансе основного предприятия. Прибыль (илиубытки) от реализации основных фондов и другого имущества рассчитывается какразность между выручкой от реализации этого имущества (за вычетом НДС, акцизов)и остаточной стоимостью по балансу, скорректированной на коэффициент, соответствующийиндексу инфляции. Основной элемент балансовой прибыли составляет прибыль от реализациипродукции, выполнения работ или оказания услуг. Прибыль от реализации имущества– это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия.Он отражает прибыль (убытки) по прочей реализации, к которой относится продажа насторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия. Прибыль (илиубытки) от внереализационных доходов и расходов определяется как разница междуобщей суммой полученных и уплаченных:
-штрафов,пени и неустоек и других экономических санкций;
-процентов,полученных по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;
-курсовойразницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;
-прибылейи убытков прошлых лет, выявленных в отчетном году;
-убытковот стихийных бедствий;
-потерьот списания долгов и дебиторской задолженности;
-поступленийдолгов, ранее списанных как безнадежные;
-прочихдоходов, потерь и расходов, относимых в соответствии с действующимзаконодательством на счет прибылей и убытков.
Такимобразом, балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле
Пб= ± Пр ± Пи ± Пв.о,
гдеПр – прибыль (убыток) от продаж или от реализации продукции, выполнения работ иуслуг;
Пи- прибыль (убыток) от операций с имуществом и финансовой деятельности;
Пв.о– доходы (убытки) от внереализационных операций.
Крометого, выделяется валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыльза минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами),нематериальными активами и иным имуществом. Валовая прибыль — часть валового доходапредприятия, фирмы, которая остается у них после вычета всех обязательныхрасходов.
Валоваяприбыль уменьшается на следующие виды доходов (прибыли):
а)доход от долевого участия в деятельности других предприятий;
б)доход от сдачи в аренду и других видов использования имущества, а также отпосреднических операций и сделок;
в)доход юридических лиц по государственным облигациям и другим
государственным,ценным бумагам, а также доходы от оказания услуг по их размещению;
г)суммы прибыли, по которым установлены налоговые льготы.
Послевсех перечисленных корректировок валовой прибыли остается налогооблагаемаяприбыль, с которой уплачивается налог на прибыль. Во всех странах с рыночной экономикойприбыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемуюприбыль, которая представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений врезервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения,отчислений на капиталовложения. Налогооблагаемая прибыль определяется специальнымрасчетом. Она равна балансовой прибыли, уменьшенной на сумму: отчислений врезервный и другие аналогичные фонды, создание которых предусмотренозаконодательством (до достижения размеров этих фондов не более 25% уставного фонда,но не свыше 50% прибыли, подлежащей налогообложению);
.рентных платежей в бюджет;
доходовпо ценным бумагам и от долевого участия в деятельности других предприятий;
доходовот казино, видеосалонов и пр.;
прибылиот страховой деятельности;
прибылиот отдельных банковских операций и сделок;
курсовойразницы, образовавшейся в результате изменения курса рубля о отношению ккотируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам;
прибылиот производства и реализации производственной
сельскохозяйственнойи охотохозяйственной продукции.
Врезультате на предприятии, остается так называемая чистая прибыль предприятия,т.е. прибыль, остающаяся в его распоряжении. Она определяется как разность междубалансовой прибылью и суммой налогов на прибыль, рентных платежей, налога наэкспорт и импорт, налога на превышение фактических расходов на оплату труда посравнению с нормируемой.
1.3Функции прибыли
Прибыльвыполняет ряд функций:
1.Прибыль является показателем эффективности производства, она ориентируетпредприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.
2.Распределительная функция заключается в том, что при ее участии происходит распределениеприбыльного продукта между сферой производства и непроизводственной сферой, междупредприятием и обществом, предприятием и работниками.
3.Стимулирующая функция. Прибыль стимулирует применение технического прогресса впроизводстве, стимулирует повышение результативности или эффективности работы фирмы.Эффективность определяется отношением результата хозяйственной деятельности кзатратам. Именно ожидания получить в будущем экономическую прибыль заставляютфирмы осуществлять инновации. Эти нововведения стимулируют новые инвестиции,увеличивают общий выпуск и занятость. Поэтому погоня за прибылью с помощьювнедрения и использования инновации одновременно способствует и экономическомуросту.
4.Прибыль является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источниковобразования доходной части государственного бюджета.
5.Помимо всего этого, прибыль выполняет задачу более эффективного распределенияресурсов среди альтернативных видов производства, дистрибьюции и продаж.Предприниматели стремятся извлечь прибыль и избежать потерь. Наличие в отраслиустойчивой прибыли – это сигнал о том, что общество хотело бы расширить даннуюотрасль, в результате чего в нее начинается переток ресурсов от фирм иотраслей, не являющимися рентабельными. Таким образом, вознаграждение в видеприбыли становиться не только стимулом к расширению отрасли, но и финансовымисредствами, с помощью которых фирмы в этих отраслях могут увеличивать своипроизводственные мощности. И наоборот, убытки являются наказанием тем фирмам,которые не смогли направить свои производственные усилия на создание товаров иуслуг, более всего нужных потребителю. Эти потери сигнализируют о том, чтообщество желало бы, чтобы масштабы не нужного ему производства сократились.
1.4Источники получения прибыли
В условиях рыночных отношений, имеются три основных источника получения прибыли:
Первыйисточник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтомукасается практически всех предприятий. Эффективность его использования зависитот знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитиепроизводства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли вданном случае зависит:
во-первых,от правильности выбора производственной направленности предприятия по выпускупродукции (выбор продуктов, пользующихся стабильным и высоким спросом);
во-вторых,от создания конкурентоспособных условий продажи своих товаров и оказания услуг(цена, сроки поставок, обслуживание покупателей, послепродажное обслуживания ит.д.);
в-третьих,от объемов производства (чем больше объем продаж, тем больше масса прибыли);
в-четвертых,от ассортимента продукции и снижения издержек производства. При углублениианализа прибыли мы приходим к выводу, «что может существовать иной источникэкономической прибыли, не связанный с управляющей, инновационной и рисковойфункцией предпринимателя» (5; стр.673) — монопольная власть. Это монопольноеположение предприятия по выпуску той или иной продукции или уникальности продукта.Поддержание этого источника на относительно высоком уровне предполагает постоянноеобновление продукта. Здесь следует учитывать такие противодействующие силы, какантимонопольная политика государства и растущая конкуренция со стороны другихпредприятий. Третий источник проистекает из инновационной деятельностипредприятия. Его использование предполагает постоянное обновление ассортимента выпускаемойпродукции, обеспечение ее конкурентоспособности, рост объемов реализации и увеличениемассы прибыли.
1.5Принципы распределения прибыли и ее использование
Прибыльявляется источником финансирования разных по экономическому содержаниюпотребностей. При ее распределении пересекаются интересы как общества в целом влине государства, так и предпринимательские интересы учредителей предприятия иинтересы отдельных работников. Объектом распределения является валовая прибыль.
Законодательнораспределение прибыли реализуется в части, поступающей в Федеральный бюджет ибюджеты субъектов Федерации в виде налогов и других обязательных платежей.Распределение оставшейся части прибыли является прерогативой предприятия,регламентируется внутренними документами предприятия и фиксируется в егоучетной политике.
/>
Рис.3. Распределение прибыли
Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, используется им самостоятельно инаправляется:
— на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских итехнологических работ, а также работ по созданию, освоению и внедрению новойтехники;
— на совершенствование технологии и организации производства;
— на модернизацию оборудования;
— улучшение качества продукции; — техническое перевооружение;
— реконструкцию действующего производства.
— на формирование резервных фондов;
— на выплату доходов учредителям (участникам);
— на создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальнойсферы);
Чистаяприбыль также является источником пополнения собственных оборотных средств.Кроме того, она направляется на уплату процентов по кредитам, полученным на восполнениенедостатка собственных оборотных средств, на приобретение основных средств, атакже уплату процентов по просроченным и отсроченным кредитам. За счет чистой прибылиуплачиваются некоторые виды сборов и налогов.
Обеспечиваяпроизводственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли,предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондомнакопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры ивместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия. Прибыль,остающаяся в распоряжении предприятия, служит не только источником финансированияпроизводственного и социального развития, а также материального поощрения, но ииспользуется в случаях нарушения предприятием действующего законодательства дляуплаты различных штрафов и санкций. Так, из чистой прибыли уплачиваются штрафы принесоблюдении требований по охране окружающей среды от загрязнения, санитарныхнорм и правил. При завышении регулируемых цен на продукцию (работы, услуги) из чистойприбыли взыскивается незаконно полученная предприятием прибыль.
Хозяйствующийсубъект самостоятельно определяет направления использования прибыли, если иноене предусмотрено Уставом.
Схемараспределения чистой прибыли предприятия (пример):
ЧП= РФ + ФН + ФП,
гдеЧП – чистая прибыль, РФ – резервный фонд,
ФН– фонд накопления, ФП – фонд потребления.
Резервныйфондсоздается субъектами на случай прекращения их деятельности для покрытия кредиторскойзадолженности. Он является обязательным для акционерных обществ, кооперативов, предприятийс иностранными инвестициями. Акционерные общества зачисляют в резервный фонд такжеэмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостьюакций, вырученную при их реализации по цене, превышающей их номинальнуюстоимость. Эта сумма не подлежит какому-либо использованию или распределению,кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости. Резервныйфонд акционерного общества используется на выплату процентов по облигациям идивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибылидля этих целей. Его размер должен составлять не менее 15 % уставного капитала.Ежегодно резервный фонд пополняется за счет отчислений, составляющихпрактически не менее 5% прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Кроме покрытиявозможных убытков от деловых рисков финансовый резерв может быть использован надополнительные затраты по расширению производства и социальному развитию,разработку и внедрение новой техники, прирост собственных оборотных средств и восполнениеих недостатка, не другие затраты, обусловленные социально-экономическим развитиемколлектива.
Фонднакопления — средства, направленные на производственное развитиепредприятия, техническое перевооружение, реконструкцию, расширение, освоение производствановой продукции, на строительство и обновление основных производственныхфондов, освоение новой техники и технологий в действующих организациях и иные аналогичныецели, предусмотренные учредительными документами предприятия. Фонд накопления показываетрост имущественного состояния хозяйствующего субъекта, увеличение собственныхего средств. Вместе с тем операции по приобретению и созданию нового имущества хозяйствующегосубъекта не затрагивают фонд накопления. Фонд накопления уменьшается только прииспользовании его средств на погашение убытков отчетного года, а также врезультате списания за счет накопительных фондов расходов, не включенных в первоначальнуюстоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств.
Фондпотребления – средства, направляемые на осуществлениемероприятий по социальному развитию (кроме капитальных вложений), материальномупоощрению коллектива предприятия, приобретение проездных билетов, путевок в санатории,единовременном премировании и иных аналогичных мероприятий и работ, неприводящих к образованию нового имущества предприятия.
Фондпотребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фондасоциального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любыхвидов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социальногоразвития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашениекредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссудымолодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитиютрудовых коллективов.
Существуеттакже и второй подход в распределении прибыли предприятия, когда остающаяся враспоряжении предприятия прибыль не распределяется по фондам, а образует единыймногоцелевой фонд, концентрирующий как прибыль, которая направляется нанакопление, так и свободные средства, которые могут быть направлены как нанакопление, так и на потребление. При различных подходах предприятиясамостоятельно определяют пропорции распределения прибыли по основнымнаправлениям.
В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок представления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.
Порядокраспределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятияи определяется положение, которое разрабатывается соответствующими подразделениямиэкономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствиис уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых изприбыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развитияпроизводства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социальногоразвития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).
1.6Максимизация прибыли
Передлюбым современным предпринимателем стоит проблема максимизации прибыли иминимизации убытков. Существуют два принципа анализа максимизации прибыли:
— сопоставление совокупной выручки и совокупных издержек;
— сопоставление предельной выручки и предельных издержек (основан на предельноманализе);
Принципмаксимизации прибыли говорит о том, что в целях достижения максимальной прибылифирма должна выбрать такой объем выпуска, при котором значения предельнойвыручки и предельных издержек равны.
Существуютфакторы, которые влияют на величину прибыли. Они классифицируются по различнымпризнакам:
— внешние
— внутренние
Всвою очередь внутренние факторы подразделяются на:
— внепроизводственные
— производственные (экстенсивные и интенсивные) (см. рис. 1)
Факторы, влияющие на величину прибыли
/>/>
/>/>Внутренние Внешние
/>/>Производственные Внепроизводственные Экстенсивные Интенсивные
Рис.1. Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
Внешниефакторы – это природные условия, государственноерегулирование цен, тарифов, процентов, налоговых ставок и льгот, штрафныхсанкций и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но оказываютзначительное влияние на величину прибыли.
Производственныефакторы – это факторы, которые непосредственно влияют напроизводство; интенсивные – качественные изменения, экстенсивный– количественное изменение.
Внепроизводственныефакторы – снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность,социальные условия труда и быта и др.
1.7Риски, связанные с получением прибыли
Однакополучение прибыли в условиях рынка всегда связано с риском — над предприятиемпостоянно висит угроза потерять вложенный капитал целиком или частично. Именно поэтомув теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», котораяпо своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам вбанк. Таким образом экономическую прибыль – всю или часть — можно рассматриватькак вознаграждение за готовность предпринимателя пойти на такой риск.
Посвоему содержанию понятие «риск» относится как к хозяйственной, коммерческой, таки к финансовой деятельности. Для определения риска используются два основныхметода: статистический и экспертный. В основе статистического лежат приемы математическойстатистики (расчет вариации, дисперсии и стандартного отклонения по показателямфинансово-хозяйственной деятельности). Этими показателями являются рентабельностьпроизводства, продукции, инвестиций, продаж и т.д. Связывая экономическую прибыльс неопределенностью и риском, важно разграничить страхуемые и нестрахуемыериски. Некоторые виды риска – например, пожара, наводнения, кражи, несчастногослучая, можно выразить в численном виде, т.е. страховые компании могут созначительной степенью точности оценить среднее число подобных несчастныхслучаев. В результате эти риски являются страхуемыми. Фирмы могутизбежать потерь из-за них, осуществляя известные затраты в виде ежегодныхстраховых взносов, или страховой премии, выплачиваемых страховым компаниям.
Совсемдругое дело – нестрахуемые риски бизнеса, на которые предприниматель обязанидти, так как именно они – потенциальный источник экономической прибыли. Нестрахуемыериски — это прежде всего неконтролируемые и непредсказуемые измененияспроса и предложения, с которыми сталкивается фирма, и, как результат,колебания ее издержек и доходов. Можно выделить три общим источниканестрахуемых рисков:
— Изменения общей экономической ситуации. Снижение деловой активности(экономический спад), например, может привести к значительному понижениюспроса, продаж и, следовательно, к убыткам фирмы. Процветающая фирма можетпонести эти убытки, даже не совершая собственных ошибок по организации бизнеса.
— Структурные изменения в экономике. В реальной жизни вкусы и пристрастияпотребителей, технологии, объем имеющихся в наличии ресурсов, цены товаров иуслуг постоянно меняются, что, в свою очередь, приводит к изменению затрат идоходов отдельных фирм.
— Изменения государственной политики. Введение новых регулирующих актов, напримеротмена того или иного тарифа или изменение концепции национальной безопасности,могут существенно повлиять на затраты и доход отдельных отраслей и компаний.
Полностьюизбежать риска в предпринимательской деятельности практически невозможно, но существуетсистема методов смягчения его отрицательных последствий. К ним относятся самострахование(создание резервных фондов), участие в венчурных компаниях, заключение фьючерсныхсделок и т.д.
Независимо от изменения величин прибыли и затрат, существуют риски, которые и потребитель, и фирма должны нести, так как без этого они просто не смогут дальше заниматься бизнесом. В реальной, динамичной экономике компенсацией за принятие этих рисков может стать получение экономической прибыли.
2.Роль внутрифирменного планирования в формировании и распределении прибыли
2.1Планирование прибыли
Процесс управленияформированием прибыли начинается с планирования. От того, насколькодостоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешнаяфинансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Расчет плановой прибылидолжен быть экономически обоснованным, что позволит осуществлять своевременноеи полное финансирование инвестиций, прирост собственных оборотных средств,соответствующие выплаты рабочим и служащим, а также своевременные расчеты сбюджетом, банками и поставщиками. Следовательно, правильное планированиеприбыли на предприятиях имеет ключевое значение не только для предпринимателей,но и для экономики в целом.
Существуеттри основных метода планирования прибыли:
1.метод прямого счета
2.аналитический метод
3.метод совмещенного расчета
Методпрямого счета применяется, как правило, при небольшомассортименте выпускаемой продукции; прибыль при этом исчисляется как разницамежду выручкой от реализации товарной продукции в соответствующих ценах (завычетом НДС и акцизов) и полной ее себестоимостью:
П= (О × Ц) ― (О × С),
гдеП – плановая прибыль
О– объем выпуска товарной продукции в планируемомпериоде в натуральном выражении
Ц– цена на единицу продукции (за вычетом НДС и акцизов)
С– полная себестоимость единицы продукции
Прибыльот реализуемой продукции (Прп) рассчитывается по формуле
Прп= Врп – Срп,
гдеВрп – планируемая выручка от реализации продукции в действующихценах (без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок)
Срп– полная себестоимость реализуемой в предстоящемпериоде продукции
Объемреализуемой продукции предстоящего планового периода в натуральном выраженииопределяется как сумма остатков нереализованной продукции на началопланируемого периода (пн) и объема выпуска товарной продукции в течениепланируемого периода (Птп) без остатков готовой продукции, которые не будутреализованы в конце периода (Пк). Плановая прибыль от реализации продукции рассчитываетсяпо формуле
Прп= Пн + Птп – Пк
Достоинствомданного метода является его простота. Однако его целесообразно использовать припланировании прибыли на краткосрочный период.
Аналитическийметод планирования прибыли применяется прибольшом ассортименте выпускаемой продукции и заключается в определении влиянияотдельных факторов на плановую прибыль. При аналитическом методе прибыльопределяется не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а повсей сравнимой продукции в целом. Прибыль по несравнимой продукции определяетсяотдельно.
Методсовмещенного расчетавключаетэлементы первого и второго способов. Так, стоимость товарной продукции в ценахпланируемого года и по себестоимости отчетного года определяется методомпрямого счета, а воздействие на плановую прибыль таких факторов, как изменениесебестоимости, повышение качества, изменение ассортимента, цен и другие,выявляется с помощью аналитического метода.
Указанныевыше методы не единственные, существуют и другие способы составления планаприбыли, такие как анализ лимита рентабельности, прогноз рентабельности,анализ перекрытия ликвидности и многие другие аналитические методы.
2.2Ошибки, возникающие при внутрифирменном планировании прибыли предприятия
Наиболее частоприводят следующие проблемы, возникающие при распределении прибыли:
· Хорнгрени Фостер (1982) предупреждают о таком явлении, как дисфункциональное принятиерешений. Это принятие решений, выгодных для одного подразделения приполном пренебрежении затратами или потерей выгод в других подразделениях.Подобная ситуация может возникать из-за отсутствия гармонии или соответствиямежду общими целями организации, а также из-за недостатка информации дляуправляющих подразделениями о том, как отразятся их решения на других подразделениях.
· Естьоснование говорить, что децентрализация может влиять на межличностныеотношения внутри компании. Сейтц (1977) подчеркивает, что зачастуюсотрудники одного центра прибыли не хотят затруднять себя налаживаниемэффективных связей и сотрудничать с персоналом других подразделений. Подобныйразрыв в межличностных отношениях может привести к тому, что разработкаэффективных программ по повышению производительности и прибыльности осложнится.
· Передачавысшим руководством права на принятие решения может привести к тому, что можнов некоторой степени потерять контроль над действиями. Децентрализованныеорганизации, как правило, имеют более высокие административные расходы,чем централизованные. Центры прибыли, центры инвестиций и другие центры обычноимеют свой собственный аналитический персонал и консультантов, что ведет кнекоторому дублированию. Управляющие в децентрализованных подразделениях могутполучать большее жалованье, чем управляющие с меньшей ответственностью. Возможнанесоразмерность в обеспечении подразделений квалифицированными управляющими, атакже финансистами и плановиками.
· Наиболеечасто управляющих подразделениями критикуют за то, что они переоцениваютзначение краткосрочных результатов в ущерб долгосрочным улучшениям в производительности.Мерчант (1989) предполагает, что эту проблему можно решить, скорректировавструктуру вознаграждений, чтобы уменьшить значение краткосрочных результатовдеятельности и таких индикаторов прибыли, как доля рынка.
Вместес тем, обобщая изученную информацию по этой теме, можно сделать вывод, чтосуществует ряд наиболее распространенных ошибок, допущение которых отрицательновлияет на управление формированием прибыли от продаж, касающихся многихроссийских предприятий:
- отсутствиеспециалистов, ответственных за планирование и анализ финансовых результатов;
- отсутствиестратегического планирования на предприятии;
- несовершеннаяи постоянно изменяющаяся организационная структура предприятия.
- адаптацияплана.
Адаптацияплана зависит от выбора момента принятия планового решения. Затягивание этогомомента ради сбора и анализа информации может привести к замедлению и потеривремени, поэтому необходим выбор времени принятия планового решения, а затемразработка процесса его адаптации в учётом вновь поступающей информации.
2.3Экономический механизм управления
Напроцесс формирования прибыли предприятия сильно влияет уровень отпускных цен,себестоимость продукции, ассортиментные сдвиги в составе продукции стоимостьреализуемой продукции.
Экономическиймеханизм управления стоимостью продукции необходим предприятию, т.к. онформирует его внутреннюю рыночную среду, обеспечивающую быструю реакцию напостоянно изменяющуюся ценовую ситуацию внешнего рынка.
Быстрореагировать на конкурентно-ценовую ситуацию и требования внешнего рынка можно,если управление стоимостью продукции строить как управление величиной полныхзатрат предприятия и его подразделений.
Неотъемлемымэлементом механизма управления стоимостью продукции предприятия являетсярасчетный центр, в котором для каждого подразделения открыт субсчет. Всевзаиморасчеты между подразделениями и предприятием, платежи, отчисления, в томчисле погашение различных кредиторско-дебиторских обязательств, производятсятолько через соответствующие субсчета расчетного центра.
Реализуяэкономический механизм управления стоимостью продукции, предприятие формируетсобственный внутренний рынок, базирующийся на регулируемых затратах, ставкахстимулирования и т.д. Такой механизм, даже в условиях несовершенной рыночнойконкуренции и монополии цен, отсутствия режима благоприятствования со стороныгосударства и региона, создаст предприятию ряд преимуществ.
— способностьбыстро и адекватно реагировать на складывающуюся на внешнем рынке ценовуюситуацию и постоянно возникающий спрос.
— возможность соизмерять затраты и конечный финансовый результат подразделения,эффективнее использовать имущественный комплекс.
— использование внутренних кредитно-дотационных возможностей в управлениидоходами и прибылью, возможность перераспределения средств на выпуск продукциис улучшенными свойствами или новых видов продукции.
— достижение высокой конкурентоспособности продукции, упрочение позиции на рынкахсбыта и завоевание новых ниш.
Дляуправления затратами необходимо точное определение их состава иназначения, четкое их разнесение по объектам управления, отслеживание движения,расходования и регулирование.
Процессуправления затратами начинается с формирования на определенный календарныйпериод нормативной базы постоянных, переменных, смешанных затрат,используемой во всех сферах финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Управлениепостоянными затратами заключается в отслеживании процесса их покрытия. Вслучае изменения хозяйственной ситуации нормативы корректируются аппаратомуправления предприятия по согласованию с собственником. Об эффективностииспользования подразделением постоянных затрат судят по величине покрытия всехзатрат, по произведенным платежам и отчислениям, в том числе в фонд прибылипредприятия.
Эффективностьиспользования переменных затрат зависит от квалификации руководителя иаппарата управления подразделения. Нормативная база переменных затратформируется на основании расчетов по действующим или вновь вводимым нормам инормативам, трансфертным ценам, тарифам, расценкам, ставкам с использованиемразличных методов калькуляции затрат (по заказам, процессам, себестоимости ит.д.). При установлении нормативов можно ориентироваться на определенныйуровень затрат, сложившийся ранее на предприятии. Для их точной оценки, разнесенияпо объектам управления и последующего анализа могут использоваться общепринятыеметоды оценки и учета.
Постоянно-переменныезатраты можно регулировать различными способами. Так, управление прямымипостоянно-переменными затратами прошлого периода нужно сводить к их погашениюза счет собственных источников. Косвенные постоянно-переменные затраты можнорегулировать традиционными общепринятыми методами. Затраты будущих периодовимеют существенное значение для принятия стратегических управленческих решений.Поэтому они вначале должны быть оценены (например, инвестиционные проекты – попериоду окупаемости, величине отношения “затраты – поступления” и т.д.), азатем регулироваться традиционными методами.
Принормировании затрат необходимо иметь ввиду учетную политику, формируемуюадминистрацией и фиксируемой вуставе предприятия, как упоминалось ранее.
Управлениеформированием прибыли – необходимый, но сложный и трудоемкий процесс,неразрывно связанный со всей деятельностью предприятия от приобретения сырья ивыплат заработной платы до сдачи в аренду производственных помещений и работы сдебиторами.
Управлениеформированием прибыли можно разделить на четыре основные группы:
— управление ценами;
— управление объемом продаж;
— управление затратами;
— управление ассортиментом продукции.
Каки в любом управлении, в управлении формированием прибыли от реализациипродукции (работ, услуг) можно выделить следующие этапы – учет, анализ и планирование.
Представленным тремэтапам сопутствует контроль: контроль соответствия и достоверности учитываемыхданных, контроль качества анализа, контроль планирования реальных и достижимыхпоказателей.
Заключение
Входе данной работы мы пришли к выводу, что прибыль является основным источникомсобственных средств фирмы. С одной стороны, прибыль рассматривается какрезультат деятельности фирмы, с другой, как основа ее дальнейшего развития. Длястраны прибыль фирм означает наполняемость доходной части бюджета, возможность решениясоциальных проблем страны в целом.
Экономическаяситуация, сложившаяся в России в последнее десятилетие, требует от предприятий повышенияэффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрениядостижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управленияпроизводством, преодоления бесхозяйственности и активизации предпринимательства.
Предпринимателистремятся получать всё больший доход, предельно экономно использоватьестественные, трудовые и инвестиционные ресурсы и максимально широкореализовывать такой ресурс, как свои творческие и организационные (предпринимательские)способности в избранной ими сфере деятельности, что служит мощным стимулом развитияи совершенствования производства, раскрывает созидательные возможности частнойсобственности. Заинтересованность предприятий в производстве и реализации качественной,пользующейся спросом на рынке продукции, отражается на величине прибыли,которая при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от объемареализации этой продукции.
Постоянноеулучшение технологического процесса производства, повышение качестваоказываемых услуг, “нормальное” налоговое законодательство, расширениепроизводства, снижение себестоимости продукции или услуги, грамотное иэффективное управление – это самые главные, но далеко не все, слагаемыемаксимизации прибыли предприятия в стране с рыночной экономикой. Но в условияхрыночных отношений предприятие должно стремиться помимо получения максимальной прибыли,еще и к рациональному, оптимальному использованию уже полученной прибыли. Это позволитне только удерживать свои позиции на рынке, но и обеспечить динамичное развитиеего производства в условиях жёсткой конкуренции.
Поискрезервов для повышения эффективности — одно из важнейших задач любого производства.Выявлять и практически использовать эти резервы можно только с помощью тщательногофинансового экономического анализа и планирования.
Изучив данную тему, мы видим, чтоприменение планирования создает важные преимущества:
— делает возможной подготовку киспользованию будущих благоприятных условий;
— проясняет возникающие проблемы;
— стимулирует менеджеров к реализациисвоих решений в дальнейшей работе;
— улучшает координацию действий ворганизации;
— создает предпосылки для повышенияобразовательной подготовки менеджеров;
— увеличивает возможности в обеспечениифирмы необходимой информацией;
— способствует более рациональномураспределению ресурсов;
— улучшает контроль в организации;
В свою очередь можно сделать вывод, чтоотсутствие планов на предприятии сопровождается колебаниями, ошибочными маневрами,несвоевременной переменой ориентации, что является причиной плохого состояниядел, если не краха их.
В соответствии споставленной целью курсовой работы можно сделать следующие выводы:
— Экономический механизм управления стоимостью, затратами и соответственноприбылью продукции крайне необходим предприятию, т.к. его использованиеобеспечивает быструю реакцию на постоянно изменяющуюся ситуацию внешнего рынка,тем самым влияя на формирование прибыли предприятия.
Грамотное распределениечистой прибыли – одно из основных направлений внутрифирменного планирования,значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. И от того,насколько достоверно определена плановая прибыль, будет зависеть успешнаяфинансово-хозяйственная деятельность предприятия.
Итак, значение прибыли, как цели и условия существования экономического субъекта в условиях рыночной экономики, огромно. Прибыль, вот для чего, и ради чего, человек — предприниматель, рискует своими капиталовложениями. Ведь вкладывая каждый рубль, имеющийся у него, он надеется получить от него отдачу, в виде прибыли. Производители, стремясь к ее получению, увеличивают объем производства продукции, улучшают ее качество и ассортимент. Этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей. Положительный результат работы предприятия предполагает качественное управление процессом создания прибыли. Ведь именно от получаемой прибыли зависит экономическая устойчивость предприятия. Также прибыль является стимулом к рациональному использованию ресурсов всех видов. Что немаловажно для экономики в целом. Государство должно всячески помогать развиваться предпринимательству в стране, ведь это одна из основных частей государственного дохода. А осуществлять оно это может через законодательные акты.
Внутрифирменноепланирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ееосновным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальныевопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержаниевнутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом.Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производстваматериальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли.В рыночной экономике государство и предприятие являются основными независимымисубъектами планово-регулируемой производственно-хозяйственной деятельности.
Списокиспользованной литературы
1. Скляренко В.К.,Прудников В.М., Экономика предприятия, конспект лекций, Москва: Инфра-М, 2001
2. Волков О.И.,Девяткин О.В., Экономика предприятия (фирмы), Москва: Инфра-М.-3-е изданиепереработанное и дополненное, 2004.-601с.
3. Тертышник М.И.,Экономика предприятия, Москва: Инфра-М, 2005.-301с.
4. Бланк И. А.,Управление прибылью, Москва: Ника-Центр, 1999
5. Макконнелл К.Р., БрюС.Л., Экономикс, Москва: Инфра-М.-16-е издание, 2006.-940с.
6. Попова Р.Г.,Самонова И.Н., Добросердова И.И. Финансы предприятий, Питер, 2003.-224с.
7. Сергеев И.В.,Экономика предприятия, Москва: Финансы и статистика, 2002.-304с.
8. Финн Р. Планированиеи успех. Москва: Финпресс, 1999.
9. Ресурсы Интернета:
— Журнал «Российскийналоговый курьер»
www.rnk.ru/rnk/article.phtml?code=1130
www.rnk.ru/rnk/archive_number.phtml?num=12&year=2005
— FINDAYфинансовые новости
www.finday.ru/index.php?p=index
— Московский налоговыйкурьер
www.mosnk.ru/mnk/index.phtml
— ЗАО«Аскери-АССА», 2005.
www.
CONSULTING.RU