Введение
В 2004 г. был создан Стабилизационный фонд Российской Федерации как продолжение бюджета развития,который впервые появился в истории российского бюджета 5 ноября 1998 года.Основной идеей «бюджета развития» было финансирование государством крупныхпроектов в промышленности (главным образом в ВПК), которые должны были стать«локомотивами развития» российской промышленности в условиях кризиса.
По замыслу экономистовФонд должен способствовать стабильности экономического развития страны,являться одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности,уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики отнеблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров. Такженазначение фонда в выполнении функций стратегического назначения: выполнениеобязательств Правительства РФ перед иностранными партнерами; погашениевозможного дефицита бюджета страны.
Стабилизационный фондзадумывался как благое начинание государственной власти. Однако только небольшаячасть россиян имеет представление об этом макроэкономическом инструменте.Власть не разъясняет населению смысл создания Стабилизационного фонда. Внастоящее время все чаще возникают вопросы об использовании накопленийСтабилизационного фонда, о том стоит ли его использовать. Большая частьроссиян, судя по социологическому опросу, говорит: давайте потратимСтабилизационный фонд, но при этом абсолютно не понимает, какие последствиямогут наступить после бессмысленной и несбалансированной растраты. Многиеполитики и экономисты предлагают использовать средства накопленные в Фонде.Точек зрения существует множество.
До конца 2004 годаразговор о судьбе излишков Стабилизационного фонда вообще был теоретическим,ведь тратить можно только средства, накопленные свыше неприкосновенного запасав 500 миллиардов рублей[1]. Однако вскоре в Стабилизационномфонде действительно появились излишки, и только тогда начали всерьеззадумываться над тем, что с ними делать. Одни призвали привлечь эти деньги дляинвестиций в инфраструктуру (так как без этого невозможно удвоить ВВП), другиепредложили вкладывать их в инновации и поддержать перспективные венчурныепроекты.
Некоторые такженастаивают на повышении базовой цены на нефть (цены отсечения), а значитсокращении отчислений в Стабилизационный фонд. Эту идею можно понять — во-первых, на стерилизацию уходят средства, которые были бы не лишними вбюджете, а, во-вторых, хочется остановить постоянные внеплановые рекордыпополнения «госзаначки». Кроме того, каждый стерилизуемый рубльпотенциально означает для государства упущенную выгоду. Получить эту выгодуможно, только наладив эффективное распределение бюджетных средств.
Целью данной работыявляется раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российскойфедерации.
Для достижения этой целинеобходимо определить:
1) что такое Стабилизационный фонд;
2) выяснить является ли такой фонд чисто российскимизобретением или такие фонды существуют не только у нас;
3) охарактеризовать подобные фонды в других странах (еслиони есть);
4) рассмотреть из каких источников формируетсяСтабилизационный фонд РФ;
5) рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие внего;
6) проанализировать какие доходы приносит вложение средств;
7) показать, на что расходуются основные средства идоходы фонда.
И в заключении я хочу вданной работе изложить предложения о возможных путях использования средствСтабилизационного фонда.
1 Стабилизационныйфонд России
1.1 СозданиеСтабилизационного фонда РФ, стабилизационные фонды других стран
1 января 2004 года былсоздан Стабилизационный фонд Российской Федерации, который является частьюфедерального бюджета. Фонд призван обеспечивать сбалансированность федеральногобюджета при снижении цены на нефть ниже базовой[2]. «Цену отсечения», тоесть тот уровень цены нефти, начиная с которой дополнительные доходы поступаютв Стабилизационный фонд, устанавливают в соответствии с Бюджетным кодексомРоссийской Федерации, глава 13.1, статья 96.1, 96.2. С 1 января 2006 года ценаотсечения установлена на уровне 27 долларов США за баррель сорта Юралс[3].
Фонд способствуетстабильности экономического развития страны, является одним из основных инструментовсвязывания излишней ликвидности, уменьшает инфляционное давление, снижаетзависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений отэкспорта сырьевых товаров.
Фонды подобныероссийскому Стабилизационному фонду существуют во многих странах. По некоторымоценкам, в мире существует около 35 таких фондов. Основные цели этих фондов вцелом совпадают. Во-первых — это снижение зависимости бюджета и экономики вцелом от поступлений от экспорта сырьевых товаров (Чили, Норвегия, Казахстан,Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта и т.д.). Во вторых — обеспечение равномерного распределения доходов от использованияневозобновляемых природных ресурсов во времени, т.е. их сбережение (Норвегия,Чили, Казахстан, Азербайджан, Аляска, канадская провинция Альберта, Австралия).И в третьих- снижение инфляционного давления на экономику страны (во всехфондах). Существование фондов способствует поддержке долгосрочноймакроэкономической устойчивости стран, однако не полностью решает задачу рациональногоиспользования бюджетных средств. Для этого должна проводиться разумная иэффективная политика в области бюджетных расходов.
Различия междусуществующими фондами обычно находятся в деталях. Так, существует несколькораспространенных способов формирования и использования фондов: способ«полного сбережения», способ «постоянного потребления» иправило «средней цены».
«Способ полногосбережения» предполагает сбережение всех поступлений от невозобновляемыхресурсов с переводом части средств на покрытие дефицита «несырьевого»бюджета, то есть бюджета без учета поступлений от сырьевых товаров. Обычно этотперевод или трансферт эквивалентен доходу от управления средствами фонда.Средства фонда за исключением трансферта сберегаются и инвестируются в иностранныефинансовые активы. Этот способ используется в Норвегии[4].
«Способ постоянногопотребления» заключается в том, что ежегодно расходуется только постоянныйдоход от сырьевого сектора, то есть трансферт в бюджет из фонда остаетсяпостоянным по отношению к ВВП. Остальные средства сберегаются и инвестируются виностранные ценные бумаги. Этот способ используется в Казахстане.
«Способ средней цены»предполагает что поступления от нефти в части, не превышающей цену отсечения,направляются в бюджет, все что свыше — в Стабфонд. Подобная практика, такназываемый способ «средней цены», существует в ряде подобных фондов,наиболее яркий пример — Медный стабилизационный фонд в Чили[5].Механизм его формирования следующий: правительство ежегодно определяетдолгосрочную цену на медь и рассчитывает объем перечисляемых в фонд средств поопределенной формуле, в зависимости от превышения фактической цены поэкспортным контрактам над базовой долгосрочной. Особенность в том, что этиправила применяются к государственной медной компании и по сути являются длянее дополнительным налогом. Средства фонда приравниваются к золотовалютнымрезервам и управляются ЦБ. Правительство может их использовать, в случае еслицена меди ниже базовой. Средства фонда направляются на выплату внешнего долга исубсидирования цен на бензин.
1.2Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ
СредстваСтабилизационного фонда являются стратегическим резервом государства, которыйнеобходим для обеспечения бюджетных обязательств правительства внеблагоприятных экономических ситуациях. Очевидно, что в случае резкого паденияцен на нефть может произойти резкое сокращение доходов государства от еереализации, что может неблагоприятно отразится и на курсе рубля к иностраннойвалюте. Таким образом, с экономической точки зрения, наиболее обоснованонакапливать средства Стабилизационного фонда в иностранной валюте.
В текущих условияхиспользование средств Стабилизационного фонда внутри страны приведет к подрывумакроэкономической сбалансированности, ускорению роста внутреннего спроса,превышающего рост предложения, либо перераспределению средств фонда в пользуспекулятивного сегмента национального финансового рынка. Это усилит и без тогонарастающее инфляционное давление и значительно повысит темпы укрепления рубля,а также усилит зависимость национального финансового рынка от мировойконъюнктуры цен на нефть.
Направление средствСтабилизационного фонда на приобретение ценных бумаг российских эмитентовявляется крайне опасным, поскольку масштабное изъятие в случае неблагоприятнойконъюнктуры средств фонда из обращающихся на национальном фондовом рынке финансовыхинструментов приведет к дестабилизации последнего. С другой стороны, возможныекризисные явления на российском рынке ценных бумаг могут вызвать падениестоимости активов Стабилизационного фонда, то есть могут подорвать егоспособность исполнять роль стратегического резерва государства.
Совсем недавно МинфинРоссии внес в правительство предложения о преобразовании Стабилизационногофонда РФ в Нефтегазовый фонд. В составе нового фонда предлагается выделитьРезервный фонд и Фонд сбережений, которые будут различаться функциями, а,следовательно, и правилами управления[6].
Резервный фонд долженбудет обеспечивать стабильность расходов федерального бюджета и полноевыполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть игаз.
Фонд сбережений будетвыполнять функцию сбережения части нефтегазовых доходов для будущих поколений иобеспечения устойчивости бюджетной системы в долгосрочном временном горизонте.
Исходя из целейРезервного фонда, управление его средствами должно осуществлять в соответствиис консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагаетсяразмещать в высоколиквидные долговые обязательства иностранных государств.Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии Резервного фондадолжны соответствовать действующему порядку управления средствамиСтабилизационного фонда.
При управлении средствамиФонда сбережений возможно применять инвестиционную стратегию, позволяющуюразмещать средства на долгосрочной основе не только в высоколиквидныегосударственные ценные бумаги, но и в менее ликвидные, более доходные, новместе с тем и более рискованные финансовые инструменты: акции, корпоративныеоблигации и производные финансовые инструменты.
Кроме того, ситуация, прикоторой уровень государственных инвестиций фактически зависит от текущегоразмера труднопрогнозируемых нефтяных доходов, является крайне опасной длябюджета страны. Предпологается, что средства Стабилизационного фонда являютсястратегическим резервом государства и в случае ухудшения внешнеэкономическойконъюнктуры правительство Российской Федерации должно использовать их дляфинансирования дефицита бюджета.
Основными задачамиСтабилизационного фонда являются поддержание макроэкономической стабильности вгосударстве и сглаживание зависимости бюджетных расходов от внешнеэкономическойконъюнктуры.
1.3Управление и контроль над средствами Стабилизационного фонда
В соответствии со статьей 96.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации ПравительствоРоссийской Федерации постановляет:
1) Установить, чтоуправление средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее — Стабилизационный фонд) может осуществляться:
а) путем приобретения за счет средствСтабилизационного фонда иностранной валюты в долларах США, евро и английскихфунтах стерлингов (далее — разрешенная иностранная валюта) и ее размещения наоткрытых в Центральном банке Российской Федерации банковских счетах вразрешенной иностранной валюте (далее — счета по учету средствСтабилизационного фонда). За пользование денежными средствами на счетах поучету средств Стабилизационного фонда Центральный банк Российской Федерацииуплачивает проценты, установленные договором банковского счета по учету средствСтабилизационного фонда (далее — договор банковского счета);
б) путем приобретения за счет средствСтабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств, в которыемогут размещаться средства Стабилизационного фонда.
2) Утвердитьприлагаемый перечень требований к долговым обязательствам иностранныхгосударств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фондаРоссийской Федерации.
3) Управлениесредствами Стабилизационного фонда осуществляется Министерством финансовРоссийской Федерации.
4) Министерствуфинансов Российской Федерации в месячный срок разработать и утвердить:
а) нормативную валютную структурусредств Стабилизационного фонда, порядок приведения фактической валютнойструктуры средств Стабилизационного фонда в соответствие с нормативной;
б) нормативы минимального и максимальногосроков до погашения выпусков долговых обязательств, указанных в подпункте«б» пункта 1 настоящего постановления;
в) порядок расчета и зачисления процентов,начисляемых на остатки средств на счетах по учету средств Стабилизационногофонда, и иные условия договора банковского счета;
г) порядок взаимодействия с Федеральнымказначейством при
проведении операций по счетам по учету средств Стабилизационного фонда.
5) Федеральному казначействув месячный срок после утверждения нормативных актов, указанных в пункте 4настоящего постановления, заключить с Центральным банком Российской Федерациидоговор банковского счета.
6) Министерствуфинансов Российской Федерации представлять в Правительство Российской Федерациив составе отчетности об исполнении федерального бюджета квартальные и годовыеотчеты о размещении средств Стабилизационного фонда. При этом:
а) в квартальном отчете по состоянию на1 апреля, 1 июля, 1 октября отражаются:
- объем приобретенной разрешенной иностранной валюты и разрешеннойиностранной валюты, размещенной на счетах по учету средств Стабилизационногофонда;
- расчетные ставки процентов за пользование денежными средствами на счетах поучету средств Стабилизационного фонда;
- расчетные суммыдохода за пользование денежными средствами на счетах по учету средствСтабилизационного фонда;
- наименования иосновные характеристики приобретенных за счет средств Стабилизационного фонда долговых обязательств иностранных государств;
- доход, полученный от размещения средств Стабилизационного фонда в долговыеобязательства иностранных государств по видам долговых обязательств иностранныхгосударств;
б) в годовом отчете, кроме информации, предусмотренной подпункте «а» настоящего пункта, отражаются:
- сведения обостатках средств на счетах по учету средств
Стабилизационного фонда;
- сведения опроцентах, уплаченных за истекший год за пользование денежными средствами насчетах по учету средств Стабилизационного фонда;
- годовой доход,полученный от размещения средств
Стабилизационного фонда в долговые обязательства иностранных государств повидам долговых обязательств иностранных государств[7].
2Формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации
2.1 Правилаинвестирования средств Фонда
Фонд аккумулируетпоступления средств вывозной таможенной пошлины на нефть и налога на добычуполезных ископаемых (нефть), при цене на нефть сорта Юралс, превышающей базовуюцену[8].
Согласно предназначениюФонда — служить стратегическим финансовым резервом государства, его средствамогут размещаться в долговые обязательства иностранных государств, переченькоторых утверждается Правительством Российской Федерации.
Правительство РоссийскойФедерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями пораспределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядокуправления средствами Фонда.
В соответствии сутвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществлятьсяследующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
1) путемприобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранныхгосударств;
2) путемприобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетахпо учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России.За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачиваетпроценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждаетсяМинистерством финансов Российской Федерации[9].
В настоящее времяМинистерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда согласновторому методу (путем размещения средств на валютных счетах в Банке России). При этом согласно утвержденному Министерствомфинансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов,начисляемых на счета по учету средств Стабилизационного фонда в иностраннойвалюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты,эквивалентные доходности портфелей, сформированных из долговых обязательств иностранныхгосударств, требования к которым утверждены Правительством РоссийскойФедерации.
Правительство РоссийскойФедерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, вкоторые могут размещаться средства Фонда, относятся:
1) долговыеобязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии,Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов,Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, еврои английских фунтах стерлингов;
2) долговыеобязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочнойкредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств«Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratingsили Standard & Poor's)либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «МудисИнвесторе Сервис» (Moody’s Investors Service);
3) долговыеобязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска иобращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп(погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их квыкупу (погашению) эмитентом;
4) долговыеобязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговыхобязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
5) долговыеобязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет неменее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларахСША, не менее 1 млрд. евро- для долговых обязательств, номинированных в евро, ине менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
6) долговыеобязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными длячастного (непубличного) размещения.
Срок до погашения долговыхобязательств иностранных государств на день их приобретения (день формированияпортфеля) находится в диапазоне, ограниченном следующими сроками (в годах)[10]:
1) Минимальный срок — 0,25;
2) Максимальный срок — 3
В настоящее времясредства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре[11]:
1) Доллар США — 45 %
2) Евро — 45 %
3) Фунт стерлингов — 10 %
Утвержденная МинфиномРоссии нормативная валютная структура средств фонда обеспечивает минимизациювлияния высокой волатильности международных валютных рынков на финансовыерезультаты размещения его средств. Данное соотношение валют соответствуеттекущей тенденции снижении веса доллара США и увеличении веса других валют приформировании иностранными центральными банками своих валютных резервов. В то жевремя доллар также будет сохранять важную роль в мировой экономике, и его раносбрасывать со счетов.
В настоящее время в целяхповышения эффективности размещения средств Стабилизационного фонда МинфиномРоссии проводится анализ целесообразности дополнения перечня иностранных валют, в которые могут быть инвестированы средстваСтабилизационного фонда.
По состоянию на 1 марта2007 г. совокупный объем Стабилизационного фонда Российской Федерации составил2 708,85 млрд. рублей, что эквивалентно 103,55 млрд. долларов США. Указанныйобъем средств соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначействав Центральном банке Российской Федерации по учету средств Стабилизационногофонда в рублях и иностранной валюте по состоянию на конец предыдущего дня,пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным БанкомРоссии на эту дату. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Стабилизационногофонда в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2007 г. составили[12]:
44,31 млрд. долларов США;
34,60 млрд. евро;
5,19 млрд. фунтовстерлингов Соединенного королевства.
2.2 Анализдоходности размещения средств Стабилизационного фонда
Для анализа мной былвыбран отчетный период с 01.01.06 по 31.12.06.
Данные для анализаполучены с официального сайта Минфина Российской Федерации. Котировки курсавалют получены с официального сайта Центробанка Российской Федерации.
Перечень операций и суммыначислений и списаний за данный период указаны в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Переченьопераций и суммы начислений и списаний
Дата
операции Содержание операции Сумма операции (руб.) Зачислено Списано Остатки на 01,01,06 1237034969628,31 27,01,06 Зачисление дополнительных доходов от НДПИ и вывозной таможенной пошлины 176488634900,00 31,01,06 Зачисление остатков средств федерального бюджета на 01,01,06 45551639000,00 09,02,06 Возврат излишне перечисленных средств 40000000,00 28,02,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 103632042900,00 27,03,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 114773280600,00 27,04,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 122592102500,00 30,05,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 128936640400,00 02,06,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 2243342000,00 27,06,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 135583980100,00 26,07,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 140236707100,00 15,08,06
Досрочное погашение части
внешнего долга РФ перед
странами-членами Парижского
клуба 616769271300,00 25,08,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 138921652900,00 22.09,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 157093234200,00 29,09,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 12053753200,00 25,10,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 152971738600,00 24,11,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 135243246400,00 22,12,06
Зачисление дополнительных
доходов от НДПИ и вывозной
таможенной пошлины 131409807000,00
ИТОГО ПРЯМЫЕ ДОХОДЫ СТАБФОНДА РФ
2317957500128,31 22,12,06
Зачисление доходов от
размещения средств
Стабилизационного фонда
Российской Федерации 22987528874,43
Таким образом наглядновидно, что за отчетный год на счет Стабилизационного фонда было сделаныначисления дополнительных доходов от Налога на добычу полезных ископаемых и отвывозной таможенной пошлины. Также были произведены списание средств на досрочноепогашение части внешнего долга РФ перед странами-членами Парижского клуба ивозврат излишне перечисленных средств[13].
На конец периода объемсредств Стабилизационного фонда составил 231795500128 руб. 31 коп. С этихсредств был начислен доход от их размещения в размере 22987528874 руб. 43 коп.,что составило 0,99%.
С 24 июля 2006 г. наосновании Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2006г. №229в целях управления средствами Стабилизационного фонда Российской Федерациистали приобретать иностранную валюту за счет рублевых накоплений Стабилизационногофонда. К концу отчетного периода все средства Стабилизационного фонда былипереведены в иностранную валюту. Объем средств на валютных счетах приведен втабл. 2.2
Таблица 2.2
Объемсредств Стабилизационного фонда на валютных счетах
Наименование
иностранной
валюты
Остаток на счете,
у. е. Курс Центробанка РФ на 22.12.2006 (руб. за 1 у.е.) Остаток на счете, руб. по курсу Центробанка РФ Доллар США 39008325809,61 26,2928 1025638108846,94 Евро 30525238290,75 34,7065 1059424182737,86 Фунт стерлингов 4590176797,76 51,7048 237334173292,90
ИТОГО:
2322396464877,69
При пересчете объемаинвалютных средств в рублевый эквивалент видно, что существует разница междуитогами доходов Стабилизационного фонда в размере 4438964749 руб. 38 коп., ноэта разница составляет всего лишь 0,2% от объема денежных средств Фонда.Величина дохода от размещения средств Стабилизационного фонда составила 1%.
На совещании президента иправительства России Г. Греф сообщил, что инфляция в 2006 г. составила 9%.Таким образом, средства, накопленные в Стабилизационном фонде, обесценились на8%. И потери в результате инфляции составили 185791717190,22 руб.
На основании проведенногоанализа можно сделать вывод, что Стабилизационный фонд в 2006 г. понес убытки.
3Распределение стабилизационного фонда Российской Федерации
3.1Распределение средств в соответствии с законодательством
В соответствии сзаконодательством РФ средства Фонда могут быть использованы на покрытиедефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой цены.Если накопленный объем средств Фонда превышает 500 млрд. рублей, суммапревышения может быть использована на иные цели. Объем использования средствФонда определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующийфинансовый год[14].
В начале 2006 г. Счетнойпалатой была проведена проверка по вопросам формирования и использованияСтабилизационного фонда Российской Федерации и по вопросам эффективностиразмещения средств Стабилизационного фонда.
По результатам проверкиСчетной палаты работы Стабилизационного фонда в 2005 г. было определено, что механизм, обеспечивающий юридическую безопасность средств Стабилизационногофонда при их инвестировании в долговые обязательства иностранных государств неутвержден, и по этому операции по управлению средствами Стабилизационного фондане проводились.
В 2005 году средстваФонда превысили уровень в 500 млрд. рублей, и их часть была направлена навыплату внешнего долга Российской Федерации и покрытие дефицита Пенсионногофонда Российской Федерации в следующих объемах:
1) 93,5 млрд. рублей(эквивалент 3,3 млрд. долларов США) было направлено на погашение долга передМеждународным валютным фондом;
2) 430,1 млрд.рублей (эквивалент 15 млрд. долларов США) — на погашение долга передстранами-членами Парижского клуба;
3) 123,8 млрд.рублей (эквивалент 4,3 млрд. долларов США) — на погашение долга передВнешэкономбанком по кредитам, предоставленным Министерству финансов РоссийскойФедерации в 1998-1999 годах для погашения и обслуживания государственноговнешнего долга Российской Федерации;
4) 30 млрд. рублей(эквивалент 1,04 млрд. долларов США) направлено на покрытие дефицита Пенсионногофонда Российской Федерации[15].
Счетная палата РФ 24 мая2007 г. включила в план проверок на этот год проверку расходования средствСтабилизационного фонда в 2006 г. Об этом заявил на заседании комиссии СоветаФедерации по взаимодействию со Счетной палатой зампред Счетной палаты АлександрСемиколенных. По мнению Счетной палаты: средства Стабилизационного фондарасходуются нецелесообразно. «Деньги там лежат без движения, то что приэтом наше государство еще и заимствует деньги — это мы не одобряем», — подчеркнул А. Семиколенных[16].
Счетная палата ужепредлагала различные варианты инвестирования средств из Стабилизационногофонда. Она считает, что деньги, накопленные государством, необходимо инвестировать.
СтерилизуемаяСтабилизационным фондом денежная масса является одним из основных факторовсдерживания инфляции. Средства фонда разрешено тратить на два приоритетныхнаправления — покрытие дефицита Пенсионного фонда и выплату внешних долгов.Так, правительство собирается в ближайшие несколько лет погасить долг в 43миллиарда долларов Парижскому клубу кредиторов. Средства, необходимые дляэтого, будут изыскиваться в том числе и из Стабилизационного фонда.
3.2 Предложенияпо возможному использованию средств Стабилизационного фонда
Благодаря высоким ценамна нефть российское правительство постоянно пополняет Стабилизационный фонд.Как следовало бы распорядиться этими деньгами? 25-26 июня 2005 г. ВЦИОМ был проведен Всероссийский опрос. Опрошено 1594 человека в 153 населенных пунктах в 46областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает3,4 процента[17]. Данные опроса приведеныв табл. 3.1.
Таблица 3.1
ДанныеВсероссийского опроса на тему: « Как распорядиться сбережениями Стабфонда»Благодаря высоким ценам на нефть российское правительство постоянно пополняет стабилизационный фонд. Как следовало бы распорядиться этими деньгами? Вложить в реформу системы здравоохранения 213 чел Повысить пенсии 184 чел Вложить в сельское хозяйство 178 чел Повысить зарплаты бюджетникам 171 чел Вложить в промышленность, построить современные предприятия 158 чел Вложить в реформу системы образования 125 чел Построить современные дороги 118 чел Повысить другие социальные выплаты (инвалидам, сиротам и т. д.) 99 чел Погасить досрочно внешний долг страны 92 чел Вложить в фундаментальную науку и в сферу высоких технологий 86 чел Профинансировать перевооружение российской армии 39 чел Стабилизационный фонд трогать нельзя, это неприкосновенный запас на случай резкого падения цен на нефть 33 чел Профинансировать улучшение экологической обстановки 26 чел Вложить в дорогостоящие проекты, поднимающие мировой престиж страны (освоение космоса, проведение Олимпиады в России, постройку высокоскоростной магистрали Москва- Петербург и т. п.) 13 чел Профинансировать модернизацию электроэнергетической системы России 6 чел Другое 7 чел Затрудняюсь ответить 46 чел
Причем по данным того жеопроса большинство людей хотят, чтобы эти деньги работали внутри страны, а неуходили на досрочное погашение внешнего долга страны. Данные приведены втаблице 3.2.
Таблица3.2
Данныеопроса на тему: « Правильно ли поступает правительство?»Как Вы считаете, правильно ли поступает правительство, которое готово расходовать средства стабилизационного фонда только на досрочное погашение внешнего долга? Всего опрошенных Сторонники политических партий «Единая Россия» КПРФ ЛДПР «Родина» Да 23% 29% 18% 22% 22% Нет 61% 57% 72% 62% 69% Затрудняюсь ответить 16% 14% 11% 16% 9%
При этом не зависимо отполитических пристрастий, уровня доходов, уровня образования подавляющее числоопрошенных считает, что если уж и использовать активы Стабилизационного фонда,то использовать их надо в нашей стране, вкладывая в акции, ценные бумаги нашихкомпаний, что показывают данные приведенные в таблице 3.3
Таблица3.3
Данныеопроса на тему: «Как и где хранить средства Стабфонда»Как Вы считаете, где и как правительство должно хранить средства Стабилизационного фонда Всего опрошенных Оценка своего материального положения Очень хорошее, хорошее Среднее Плохое, очень плохое В России – в рублях, в отечественных банках, в ценных бумагах российских предприятий, компаний 76% 70% 78% 74% За рубежом — в иностранной валюте, в зарубежных банках, в ценных бумагах зарубежных предприятий, компаний 9% 17% 9% 7% Затрудняюсь ответить 15% 12% 13% 19%
3.3 Моипредложения по возможному использованию средств Стабилизационного фонда
Я считаю, что сверхдоходыот экспорта нефти, которые формируют стабилизационный фонд, можно былопотратить гораздо более эффективно, резко снизив налогообложение. Причем,снижать налоги избирательно, прежде всего стимулируя рост высокотехнологичныхотраслей, отраслей, имеющих экспортный потенциал, не сырьевой, и за счет этогокак раз снизить зависимость экономики нефтяного фактора, ведь запасы нефти дажев нашей стране не безграничны.
На что нужно тратитьденьги? Я думаю, что это вопрос, который зависит от того, какие общество целиставит.
Если мы ставим цель,например, повышение здоровья нации, снижение смертности, повышениепродолжительности жизни, то тогда, в первую очередь, на медицину. Потому чторезкое сокращение расходов на медицину привело сегодня к катастрофическомусостоянию.
Если ориентироваться наразвитие российского производителя то не надо изымать эти деньги из экономики,а путем снижения налогообложения оставить их конкретным хозяйствующимсубъектам, которые используют эти деньги на те же самые инвестиции, но в своемконкретном производстве. Например, оставить их малому бизнесу; оставить ихоборонному комплексу, у которого есть экспортный потенциал; оставить ихотраслям, которые в состоянии обеспечить инновации. А то, что бюджет страны недоберет за счет снижения налоговых сборов покрыть средствами Стабилизационный фонда,ведь он и предназначен для покрытия дефицита бюджета. Хотя из-за сниженияналоговых ставок собираемость налогов может увеличиться или остаться на том жеуровне, ведь кто-то из производителей решиться выйти из «тени».
Довольно странно быловидеть, как наш президент убеждал иностранных инвесторов вкладывать деньги в российскуюэкономику в Петербурге во время встречи глав «Большой восьмерки», в то времякак сам, будучи главным потенциальным инвестором, с огромным Стабилизационнымфондом, ничего с этими деньгами не делал.
За счет средств Стабилизационногофонда власть может вернуть доверие народа к себе! Наше правительство тратитогромные деньги Стабилизационного фонда на выплату внешних долгов. Но известно,что Конституционный суд в 1993 году обязал правительство признать внутреннийдолг нашего народа[18]. В этой связи можнопредложить правительству израсходовать часть Стабилизационного фонда на выплатунекоторым социально незащищенным категориям граждан части денег для погашениясбережений, утраченных в результате реформ. Кстати, это было бы абсолютноправильно, даже по логике того Стабфонда, который сегодня есть и защищензаконом, потому что внутренний долг перед вкладчиками Сбербанка — это такое жеобязательство власти, как и перед иностранными кредиторами, тем более что денегв Стабфонде гораздо больше, чем нужно сегодня на выплату внешнего долга.Вернуть в число кредиторов собственных граждан — это обязанность власти, и этобудет работать в плюс, потому что наше население! Его сбережения могут явитьсяисточниками внутренних инвестиций.
Сейчас наша страна сталазаложницей Стабфонда. Идет гигантский приток нефтедолларов в страну. ЕслиЦентральный банк не вмешивается или почти не вмешивается в ситуацию, буквальночерез несколько недель в этом случае доллар начинает стоить порядка, скажем, 20рублей за доллар. Может быть, 13. Что это означает? Это означает, чтоавтоматически наши товаропроизводители становятся в два раза менееконкурентоспособны по отношению к импорту, с соответствующим закрытиемпроизводства, потерей рабочих мест и прочее, прочее. К сожалению, те нескольколет, когда рубль был сильно девальвирован после известного кризиса 98-го года,были потрачены не на переделку технологической базы, не на улучшение корпоративнойкультуры и менеджмента, а на дележ собственности.
А вот о том, как средствафонда инвестируются, о том, как они должны быть защищены от инфляции, на этотсчет окончательного решения нет. И это, кстати, один из упреков, которыйрегулярно и совершенно справедливо предъявляется авторам идеи Стабилизационногофонда. Эти деньги фактически обесцениваются, как минимум, в меру российскойинфляции, потому что в лучшем случае и то частично они размещаются в западныеценные бумаги, доходность которых сейчас чрезвычайно низка.
Заключение
Я считаю, что целипоставленной мной в начале работы я достиг.
В данной работе я показалисторию становления Стабилизационного фонда нашей страны, привел примерыподобных фондов в других странах. Проанализировал эффективность использованиясредств фонда. При помощи данных Всероссийского центра исследованияобщественного мнения рассказал о предложениях по использованию средств, оботношении людей к намерениям правительства в отношении хранения и использованияактивов Стабилизационного фонда. Высказал свои предложения по их использованию.
В экономических ВУЗахучат будущих экономистов зарабатывать деньги, вкладывать заработанные деньги ипреумножать их, просчитывать возможные финансовые риски, просчитыватьвероятные потери и пытаться их исключить либо свести их к минимуму. Но, ксожалению, наши министры ответственные за экономическое состояние странынаучились только копить деньги, складывая их мертвым грузом. Такой вывод мнепозволяет сделать анализ доходности размещения средств Стабилизационного фонда.
Если деньгиаккумулированные в Стабилизационном фонде нельзя пустить в оборот, из-заопасения роста инфляции, зачем покупать деньги других стран? Не лучше ли хранитьрезервы в золоте или других драгметаллах создавая золотой запас страны которыйне подвержен инфляции. Именно этим путем идет Китай, который наращивает свойзолотой запас. И мы можем видеть какими темпами развивается экономика Китая.
Тут же уместно вспомнить нашуисторию — экономическую политику, которую в своё время проводил выдающийсяминистр финансов царской России С. Ю. Витте. Всемирную известностьполучила его денежная реформа 1895 — 1897 гг., в результате которойроссийский рубль стал одной из наиболее прочных конвертируемых валют мира.Витте не накапливал свободные деньги в стабфондах, а расходовалих на строительство железных дорог, развитие промышленности, наукии образования. В результате за последнее десятилетие XIXв. количество предприятий в России возросло в 1,4 раза, объёмпромышленного производства удвоился, было учреждено около 150 учебных заведений.
В настоящеевремя мы слишком много добываем и слишком много экспортируем.А возможности наши не безграничны. Со временем добычаи экспорт нефти будут снижаться, а другой конкурентоспособнойпродукции у нас недостаточно — в России с самого началаэкономических реформ ставка была сделана на топливно-энергетическийкомплекс.
Сейчас самымприоритетным, самое эффективным направлением использования средствСтабилизационного фонда — это финансирование науки, образования и здравоохранения.Тем самым мы создадим условия для развития страны не как сырьевого придаткавсего мира, но как высокоразвитой страны с развитой перерабатывающей,наукоемкой промышленностью.
Списоклитературы
1) Бюджетный кодексРоссийской Федерации
2) Федеральный законот 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» (сизменениями от 29 июня, 28 июля, 20 августа, 10 ноября 2004 г.)
3) Федеральный законот 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ «О федеральном бюджете на2005 год» (с изменениями от 5 июля, 4 ноября 2005 г.)
4) Федеральный законот 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ «О федеральном бюджете на 2006год» (с изменениями от 26 июля 2006 г.)
5) Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2005 г. «О бюджетной политике в 2006 году»
6) Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2006 г. «Обюджетной политике в 2007 году»
7) Приказ Министерствафинансов РФ от 22 мая 2006 г. N 157
8) ПриказМинистерства финансов РФ от 22 мая 2006 г. N 158
9) Постановление ПравительстваРФ от 21 апреля 2006 г. N 229
10) ПостановлениеПравительства РФ от 23 января 2004 г. N 31
11) «РоссийскаяБизнес – газета» №520 от 23 августа 2005 г.
12) Общественно –политический еженедельник ИТАР-ТАСС «Эхо планеты» №48 (815) от 28 ноября 2003 г.
13) «Московскиеновости» №41 от 29 октября 2004 г.
14) «Политическийжурнал» №15 -16 (158 – 159) от 21 мая 2007 г.