Реферат по предмету "Финансовые науки"


Фонд социального страхования РФ

Сибирская академия государственной службы
Институт переподготовки специалистов
кафедра финансов и кредита
Контрольная работа
по курсу “ государственные и муниципальные финансы ”
тема: " фонд социального страхования рф"
выполнила:
ф.и. о
проверил:
Новосибирск 2008

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение… 3
1.            Внебюджетные фонды РФ… 4
1.1.Значение внебюджетных фондов РФ… 4
1.2.Особенности внебюджетных фондов РФ… 6
1.3.Классификация внебюджетных фондов. 7
2.Фонд социального страхования РФ… 9
2.1.История развития ФСС РФ… 9
2.2.Задачи ФСС РФ… 11
2.3.Доходы и расходы ФСС РФ… 12
Заключение… 16
Список использованной литературы… 18
Введение
Современная рыночная экономика создает адекватную системусоциальной защиты населения, важнейшим звеном которой является социальноестрахование. Становление новой модели социальной защиты должно обеспечиватьпреемственность в социальной политике и соблюдение принципов общественнойсолидарности и социальной справедливости.
К задачам социального страхования относятся: формированиеденежных фондов, из которых покрываются затраты, связанные с содержаниемнетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращениеразрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членовобщества.
Для оценки знаний по курсу «Государственные имуниципальные финансы», я выбрала тему контрольной работы «Фондсоциального страхования РФ». Актуальность выбранной темы заключается впервостепенной важности самого фонда для обеспечения гарантированных государствомпособий. Целью данной работы является рассмотрение Фонда СоциальногоСтрахования как важнейшего внебюджетного фонда в финансовой системегосударства.
Существование государственного социального страхования – этообъективная необходимость и условие нормального, устойчивого развитиясовременного общества. Поэтому и был создан Фонд Социального Страхования,посредством которого государство концентрирует значительные финансовые ресурсыи тем самым обеспечивает надежную социальную защиту населения страны. Длядостижения цели работы мной были рассмотрены такие вопросы как внебюджетныефонды, их особенности и классификация, история возникновения ФСС и его задачи.
1.  Внебюджетныефонды РФ1.1. Значение внебюджетных фондов РФ
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные фондыгосударства. Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые внефедерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которыепредназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионноеобеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, атакже для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых избюджета.
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета ив какой-то мере послужили его основой. Объясняется это тем, что в процессестановления современной системы государственной власти происходило выделениеотдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовыхресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственнойдеятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались ониспециальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не былопостоянным. Одни счета открывались, другие счета закрывались.
Наличие этих фондов, хотя и было необходимо, создавалоопределенные финансовые неудобства. В одних фондах наблюдалась нехваткасредств, в других – избыток. Кроме того, правительство Могло использовать этисредства бесконтрольно, поэтому по мере укрепления централизованногогосударства постепенно происходило объединение специальных фондов в единомгосударственном бюджете. Однако многие внебюджетные фонды сохранили своезначение и самостоятельность и существовали наряду с бюджетом. Специальныесчета создавались для строительства, правительственной предпринимательскойдеятельности, управления денежной массой и государственным долгом, системойсоциального страхования.
Широкое распространение в большинстве стран специальныевнебюджетные фонды государства получили после Второй мировой войны. Сегодня ониявляются полноправным элементом финансовой системы и одним из способовперераспределения финансовых ресурсов.
Выделение наряду с бюджетом специальных внебюджетных фондовобусловлено несколькими причинами:
· необходимостью выделения специальных денежных ресурсов с целью ихболее эффективного и строго целевого использования;
· необходимостью определения особых и одновременно устойчивыхфинансовых источников для удовлетворения специальных потребностей государства;
· необходимостью изыскания дополнительных средств дляудовлетворения общественных потребностей, которые не могут быть в полном объемепрофинансированы из бюджета, но которые являются основой расширения сферыдеятельности правительства в области военных расходов, научных исследований,социальных выплат населению и т.п.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принципфинансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузитьбюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблемуфинансирования бюджета. Имея строго целевое направление использования средств,внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемыегосударством. Конечно, это можно сделать и за счет увеличения налогов, но, какправило, увеличение налогов негативно воспринимается в обществе. А вот еслипроисходит увеличение ставок во внебюджетные фонды, то это воспринимается болееспокойно, поскольку большинство граждан получает доходы из внебюджетных фондов.
Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов– необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов иобеспечение их самостоятельными источниками доходов. 1.2. Особенности внебюджетных фондов РФ
Материальным источником внебюджетных фондов во всех странахявляется национальный доход, а преобладающая часть фондов создается в процессеего перераспределения. В этом смысле внебюджетные фонды являются финансовойкатегорией и частью системы государственных финансов. В то же время внебюджетныефонды обладают целым рядом особенностей. В частности, в России:
· проекты бюджетов государственных внебюджетных фондовпредоставляются одновременно с проектом соответствующих бюджетов на очереднойфинансовый год;
· бюджеты государственных внебюджетных фондов рассматриваются иутверждаются в форме федеральных законов одновременно с принятием федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;
· внебюджетные фонды имеют строго целевую направленность. Ихрасходование может осуществляться исключительно на цели, определенныезаконодательством РФ, в соответствии с бюджетами фондов, утвержденнымифедеральными законами или законами субъектов РФ;
· доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счетобязательных отчислений, а также добровольных взносов физических и юридическихлиц;
· страховые взносы в фонды и взаимоотношения, возникающие при ихуплате, имеют налоговую природу. Тарифы взносов устанавливаются государством иявляются обязательными;
· денежные ресурсы внебюджетных фондов находятся в государственнойсобственности. Они не входят в состав бюджетов, а также других фондов и неподлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом;
· расходование средств из внебюджетных фондов осуществляется по распоряжениюПравительства или специально уполномоченного органа (правления фонда).
Главными источниками формирования государственныхвнебюджетных фондов являются:
— специальные целевые налоги и сборы, установленные длясоответствующего фонда;
— средства из бюджета;
— отчисления от прибыли предприятий, учреждений,организаций;
— прибыль от коммерческой деятельности, осуществляемойфондом как юридическим лицом;
— займы, полученные фондом у ЦБ РФ или коммерческих банков. 1.3. Классификация внебюджетных фондов
В России начиная с 1992 г. действует более двух десятковвнебюджетных фондов, которые были созданы на разных уровнях управления –федеральном, уровне субъектов РФ и местном уровне. Главной причиной их созданиябыла необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов иобеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди нихзаняли социальные внебюджетные фонды.
Одновременно с социальными были созданы и другиевнебюджетные фонды. В конце 90-х гг., исчерпав положительный ресурс отфункционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ принялорешение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив некоторую автономностьэтих фондов. Они были включены в бюджет отдельными статьями, т.е. трансформировалисьв целевые бюджетные фонды. Социальные фонды сохранили статус внебюджетныхфондов и были официально утверждены законодательными актами.
В настоящее время внебюджетные фонды классифицируются понесколько признакам:
· по срокам действия: постоянные и временные;
· по принадлежности к определенному уровню управления: федеральные,региональные, местные;
· по целевому назначению: экономические, социальные,научно-исследовательские, экологические, военно-политические.
В состав государственных внебюджетных фондов РФ входятПенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный иТерриториальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фондыаккумулируют средства для реализации важнейших социальных гарантий:государственного пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медицинскойпомощи, поддержки в случае потери трудоспособности и т.п.
2. Фонд социального страхования РФ2.1. История развития ФСС РФ
В России система социального страхования начала развиватьсяеще с конца 19 века, а революционные события 1905 г. ускорили решение вопросов,связанных с введением обязательного социального страхования.
В 1912 г. третья Государственная Дума приняла пакетстраховых законов: «О страховании рабочих от несчастных случаев напроизводстве», «Об утверждении Совета по делам страхованиярабочих» и др. Общее руководство социальным страхованием в Россииосуществлял Совет по делам страхования рабочих при Министерстве торговли ипромышленности.
После Октябрьской революции 30 октября 1917 г. былаобъявлена программа страхования Советского правительства и издан ряд декретов.В 1918 г. было принято положение о социальном обеспечении трудящихся. Оногарантировало обеспечение всех наемных работников, независимо от характератруда, пособиями при временной утрате заработка в связи с болезнью,беременностью и родами, увечьем. Однако реальное возрождение социальногострахования в России началось в 1921 г. в связи с новой экономическойполитикой. Постановлениями Совнаркома были определены взносы работодателейразличных форм собственности по отдельным видам социального страхования.Устанавливались взносы на временную нетрудоспособность, инвалидность, вдовство,сиротство, безработицу, лечебную помощь. Размер страхового взноса зависел отопасности и вредности производства. Для государственных предприятий взнос былменьше, он составлял на все виды социального страхования 12% фонда оплатытруда.
После окончания НЭПа сохранились лишь отдельные видымедицинского страхования. Однако в целом был осуществлен переход кгосударственной системе социального обеспечения. В 1933 г. социальноестрахование было передано в ведение профсоюзов, а страховые кассы былиликвидированы. Бюджет государственного социального страхования былконсолидирован в госбюджет. Финансы социального обеспечения и социальногострахования включали госбюджет, бюджет соцстрахования, Союзный фондсоцобеспечения колхозников, социальные фонды госпредприятий и колхозов. Долягосбюджета в общих расходах социального обеспечения и страхования составляла95%.
Таким образом, в плановой системе соцстрахованиесуществовало в качестве подчиненного элемента государственной системысоцобеспечения, зависимого от общего состояния бюджета страны. Управлениесистемой соцобеспечения страхования было сложным и бюрократизированным.
Первой попыткой реорганизацией старой системы соцстрахованияможно считать Постановление Совета Министров СССР И ВЦСПС от 15 августа 1990 г." О совершенствовании порядка финансирования расходов на социальноестрахование и социальное обеспечение". В соответствии с этим документом с1 января 1991г. образовывался Фонд Социального страхования СССР. Он передавалсяв ведение ВЦСПС, однако эта мера практически не привела к перестройке содержанияи функционирования социального страхования. Единственным положительным моментомявлялось то, что с образованием данного фонда его средства уже не включались всостав госбюджета. Постепенно Фонд укреплял свое организационное и финансовоеположение. Были утверждены временное положение о Фонде и инструкция о порядкеуплаты страховых взносов и расходовании средств. На местах были созданырегиональные фонды.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26 июня 1992г. №722управление государственным социальным страхованием возлагалось на ПравительствоРФ, поэтому и Фонд социального страхования из ведения профсоюзов был передангосударству. Профсоюзы могли лишь принимать участие в управлении этого фонда.12февраля 1994г. постановлением Правительства РФ №101 было утверждено Положение оФонде социального страхования РФ, в соответствии с которым его деятельностьрегламентируется и сегодня. 2.2. Задачи ФСС РФ
Сейчас ФСС РФ является вторым по объему аккумулируемыхсредств государственным внебюджетным фондом. В федеральном законе РФ №165-ФЗ от16 июля 1999г. определено, что обязательное социальное страхование – это частьгосударственной системы социальной защиты населения, спецификой которойявляется осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхованиеработающих граждан от возможного изменения материального и социальногоположения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Управление ФСС осуществляется Правительством РФ при участииобщероссийских объединений профсоюзов. Председатель ФСС и его заместителиназначаются Правительством РФ. Денежные средства и иное имущество, находящеесяв оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное заподведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральнойсобственностью. Они не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, другихфондов и изъятию не подлежат.
Для обеспечения деятельности ФСС создан центральный аппарат,а в региональных отделениях – аппараты органов ФСС. При ФСС образуетсяправление, при региональных – координационные советы. Руководство деятельностьюФСС осуществляется его Председателем, возглавляющим центральный аппарат Фонда.Отделением руководит Управляющий, Фонд и его региональные отделения являютсяюридическими лицами.
В соответствии с Положением о ФСС основными задачами ФССявляются:
· обеспечение гарантированных государством пособий по временнойнетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранниесроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения имвозраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещениестоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортноеобслуживание работников и их детей;
· участие в разработке и реализации государственных программ охраныздоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
· осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда,в том числе создание резерва;
· разработка совместно с Министерством труда и социального развитияРФ и Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносовна государственное социальное страхование;
· организация работы по подготовке и повышению квалификацииспециалистов для системы государственного социального страхования,разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социальногострахования;
· сотрудничество с аналогичными фондами(службами) других государстви международными организациями по вопросам социального страхования. 2.3. Доходы и расходы ФСС РФ
В России система социального страхования далека отсовершенства. Ее главным недостатком считается отсутствие системыдифференциации страховых взносов, что не позволяет задействовать механизмэкономической заинтересованности работодателя в снижении страховых рисков исвязанных с ними выплат.
Доходы ФСС образуются за счет:
· страховых взносов предприятий, учреждений, а также иныххозяйствующих субъектов независимо от форм собственности;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств фондав ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределахсредств, предусмотренных бюджетом фонда на соответствующий год;
· добровольных взносов физических и юридических лиц;
· ассигнований из федерального бюджета РФ на покрытие расходов,связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие чернобыльскойкатастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского иливоенного назначения и их последствий, а также в других установленных закономслучаях;
· прочих доходов(не принятые к зачету расходы на выплату пособий повременной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессиональногозаболевания; недоимки по обязательным платежам и т.п.).
Основную долю доходов ФСС составляют страховые взносы – 92%от общей суммы доходов.
Все выплаты из ФСС можно условно разделить на три группы:
— выплаты по временной нетрудоспособности;
— санаторно-курортное лечение;
— социальная помощь семьям, имеющим детей.
Если говорить подробнее, то средства ФСС направляются на:
· выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности,родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5лет;
· оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидомили инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет;
· санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов ихсемей, в том числе расходы на лечебное питание;
· частичное содержание находящихся на балансе страхователейсанаториев-профилакториев, имеющих лицензии на право занятия этим видомдеятельности (оплата расходов на питание, лечение и медикаменты, зарплатаработников, культурно-массовое обслуживание);
· частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительныелагеря, находящиеся на территории РФ, для детей работающих граждан;
· частичное содержание детско-юношеских спортивных школ;
· оплата проезда к месту лечения и обратно;
· создание резерва для обеспечения устойчивости фонда на всехуровнях;
· обеспечение текущей деятельности, содержание аппарата управленияфонда;
· проведение НИР по вопросам социального страхования и охранытруда;
· осуществление иных задач в соответствии с задачами фонда.
Средства фонда могут использоваться только на целевоефинансирование указанных мероприятий. Не допускается зачисление средствсоциального страхования на личные счета застрахованных.
Примерно 75% взносов на социальное страхование остается враспоряжении страхователя. По истечению финансового года, если у страхователя остаютсянеиспользованными средства, он обязан их перечислить в федеральный ирегиональный уровни. В то же время в случае превышения фактических расходов надсуммой начисленных страховых взносов страхователь не имеет праваприостанавливать выплату пособий. Недостаток средств ему возмещается за счетисполнительного органа фонда.
Что касается санаторно-курортного обслуживания, то ежегодноисполнительный орган утверждает страхователю лимит средств, которые он можетиспользовать на приобретение путевок.
Основная часть средств социального страхования поступаетработникам непосредственно от работодателей, а меньшая (примерно 22%)перечисляется в Фонд социального страхования для перераспределения междуотдельными предприятиями, учреждениями, организациями.
Министерство экономического развития и торговли РФпредлагает сегодня более широко использовать такие рыночные механизмы, каксистема бонусов(скидок к тарифу) и малусов(надбавок) для страхователей взависимости от уровня производственного травматизма и низкой заболеваемости накаждом конкретном предприятии. Речь идет о том, чтобы максимально привязатьсоциальные страховые выплаты, страховой тариф к реальной ситуации на конкретномпредприятии. В рамках действующей системы ФСС РФ такой привязки добитьсясегодня очень сложно, поэтому предлагается перейти к смешанной системесоциального страхования и более активно привлекать в систему соцстрахованиянегосударственных страховщиков(акционерных страховых компаний).
Заключение
Подведя итоги написанной работы, можно сделать вывод, чтоцель работы достигнута. Отражена огромная роль Фонда Социального Страхования РФкак важнейшего звена в системе государственного социального страхования страны.
В целом выделение в качестве самостоятельного Фонда социальногострахования позволило решить целый ряд проблем. Это дало возможность обеспечитьстрого целевое использование средств, не только сохранить, но и повыситьуровень обеспеченности застрахованных отдельными пособиями. Были увеличенысроки выплаты пособий по беременности и родам, по уходу за ребенком, снятыограничения при выплате пособий по временной нетрудоспособности работающиминвалидам.
Сегодня высказывается и такое предложение, чтобы Фондсоциального страхования был лишь фондом социального обеспечения, т.е.обеспечивал по минимуму выплату каких-либо социальных выплат, помогал наименееобеспеченным людям в случае беды.
Система социального страхования органически связана ссистемой заработной платы, налоговой системой, политикой и состоянием на рынкетруда, демографическим положением в настоящем и его прогнозным положением вбудущем. Пока формирование системы социального страхования не увязано суказанными выше факторами, которые во многом определяют качественные еехарактеристики – уровень страховых выплат, качество и объем услуг по лечению иоздоровлению трудящихся, построить эффективную систему социальной защиты встране не удастся. Страхованием, которое предполагает решение многихтехнических вопросов, должны заниматься профессиональные страховщики, которыедойдут до каждого предприятия, посчитают конкретный риск, возьмут конкретныесуммы страховых взносов на этот риск. При этом должны быть более широкоиспользованы актуарные расчеты при определении тарифов страховых взносов.
Фонд социального страхования как экономический субъектгосударственной финансовой системы не является однородным и не обладает ниабсолютными преимуществами, ни абсолютными недостатками
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993.
2. Федеральный закон " Об основах обязательного социальногострахования" от 16.07. 1999 г. №165 – ФЗ. Собрание законодательстваРоссийской Федерации. 1999. №29. Ст.3686.
3. Федеральный закон «О порядке установления размеров стипендий исоциальных выплат в Российской Федерации» от 07.08. 2000 г. №122 – ФЗ.Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. №33. Ст.3348.
4. О фонде социального страхования Российской Федерации: указ Президента РФот 7 августа 1992 г. №822 // Собр. актов Президента и Правительства РФ. –1992г. — №6. — Ст.319.
5. О фонде социального страхования Российской Федерации: постановлениеПравительства РФ от 12 февраля 1994г. №101 // Собр. Актов Президента иПравительства РФ. – 1994. — №8. – Ст.599.
6. Бабич А.М., Егоров Е.В. и др. Социальное страхование в России и зарубежом. — М.: РАГС, 1998.
7. Верховцев А.В. Государственное и социальное страхование. М.: ИНФРА-М,1999.
8. Ильюхина Т.М. Виды пособий пообязательному социальному страхованию. // Вестник государственного социальногострахования. Социальный мир. — 2003. — № 7.
9. Мысляева И.Н. Государственныеи муниципальные финансы: учеб. – М.: ИФРА-М, 2003.
10. Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. — М.:Издательство «Экзамен» 2003.
11. Социальная политика: реформы социального страхования // Общество иэкономика – 2002. — № 10-11.
12. Финансовая система и экономика/под ред.В. В. Нестерова, Н.С. Желтова. –М.: Финансы и Статистика, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.