Введение
В современномобществе организация и финансирование научных исследований и разработок (НИР)становятсявсе более существенным фактором поступательного развития экономики, повышениясе конкурентоспособности. О внимании, которое уделяется в той или иной страненаучным исследованиям и разработкам, можно судить по таким показателям, какобъем расходов на НИР и их удельный вес в ВВП. По абсолютному объему средств,выделяемых на исследования и разработки, среди стран мира неизменно лидируютСША. где затраты на эти цели составляют не менее 350 млрд долл. в год. В Япониина НИР ежегодно расходуется более 100 млрд долл… в Германии — свыше 50 млрддолл. |1]. Исходя из второго показателя, наиболее «наукоемкими» являютсяхозяйственные системы Швеции (3,7%). Финляндии (3.4%), Японии (3,2%), США(2,7%), Германии (2,5%), Франции (2,2%) [21.
В последние годыв мировой практике для характеристики инновационного потенциала все ширеиспользуется показатель, который кроме величины расходов собственно наисследования и разработки учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численностьзанятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом,степень зашиты интеллектуальной собственности, развитие сферы образования. В2001 — 2007 гг. лидерами инновационного развития согласно этому интегральномупоказателю попеременно являлись США. Финляндия. Швейцария.
инновационныйнаучный исследование финансирование
1 Различныемодели финансирования НИОКР
Основнаячасть общенациональных ассигнований на научные исследования и разработки вразвитых странах поступает из частного сектора, прежде всего промышленныхкомпаний (свыше 60%). Наиболее значительна доля частного сектора вфинансировании научных исследований и разработок в США. Швеции, Финляндии (70 —75%), Бельгии. Германии. Франции (65 — 60%) и других странах, занимающих высшиепозиции в публикуемых рейтингах международной конкурентоспособности.
Средикомпаний мира, выделяющих наибольшие средства на научные исследования иразработки, чаще всего называют IBM,General Electric,Toyota,Microsoft.В этих компаниях отлажены все звенья инновационного процесса, в сферуисследований и разработок привлекаются лучшие умы со всего мира, ведетсяактивная патентная деятельность. В компаниях IBM Toyota,Microsoft,например, ежегодно на исследования и разработки выделяется свыше 6 млрд долл.,что превышает общенациональные расходы на эти цели во многих странах мира(например, Болгарин. Венгрии, Польши. Румынии. Чехии и др.). Компания IBMтолько в США ежегодно получает более 3,6тыс. патентов, а это больше, чемпатентуют во всех частях планеты такие страны, как Португалия, Греция, Испания,Польша и многие другие.
Долягосударства в финансировании НИР в развитых странах составляет около 30 %.Государство финансирует в основном фундаментальные исследования, осуществляемыеуниверситетами, государственными и полугосударственными исследовательскимилабораториями и институтами, оказывает селективную поддержку инновационнымразработкам в частном секторе. Небезынтересно отметить, что подходы краспределению государственных ресурсов на поддержку НИР в частном секторе вразличных странах неодинаковы. Например, в отличие от стран ЕС. где превалируетдиверсифицированный подход в распределении средств между частными фирмами, вСША — направляемые государством средства в НИР частного сектора сконцентрированыв небольшом количестве компаний. Всего 0,5 % американских компаний получают 84%государственных ассигнований на НИР.
Модельс преобладанием государственного финансирования НИР (более 50%) сохраняется внекоторых странах ЕС (Португалия, Греция, Польша, Венгрия. Румыния. Болгария идр.). Однако и в этих странах национальные модели финансирования исследований иразработок постепенно трансформируются в модель с доминированием частногосектора, обеспечивающую, как показывает мировой опыт, большую инновационнуюактивность хозяйствующих субъектов и абсорбционную способность экономическихсистем к инновациям.
Тенденцияк сужению государственных источников финансирования НИР заставляетразработчиков, университеты и другие научные центры искать новые возможности привлечениясредств для финансирования научных изысканий. В результате существеннорасширяются и укрепляются связи университетов и независимых лабораторий скомпаниями частного сектора. Так, Лонг-Айлендская лаборатория (США), являющаясяодним из крупнейших научно-исследовательских центров в области биотехнологии,наряду с государственными субсидиями, получает мощную финансовую поддержкуболее чем от ста компаний (в том числе Exxon,Monsantoи др.). Значительное финансирование университетских НИР осуществляют частныекомпании в Канаде. В Университете Ватерлоо, например, более третипреподавателей различных факультетов выполняют крупномасштабные заказы дляпромышленных корпораций (на деньги миллионов долларов ежегодно). Студенты кразработкам по заказам промышленных компаний, как правило, не привлекаются, нопочти во всех канадских университетах активное участие в научных исследованияхи разработках для промышленности принимают аспиранты. Нередко на базеинициативных групп университетских преподавателей и аспирантов создаютсяорганизационно и административно самостоятельные исследовательские центры илилаборатории, выполняющие НИР, результаты которых имеют коммерческий потенциал.Так. была образована лаборатория лазерной оптики в Лавальском университете(Монреаль), Институт биотехнологий в университете провинции Нью- Брансуик и др.
Подобныесвязи с промышленностью установлены также во многих университетах Европы.Промышленные компании охотно расширяют финансирование «университетских» НИР.Это даст им возможность не только вовлечь инициативных ученых в инновационнуюдеятельность компаний, но и расширить доступ к рынку квалифицированных кадров —выпускников университетов. При этом общей тенденцией является усилениекоммерческого характеравыполняемых университетскими учеными научно-исследовательских работ. Во многомэто достигается благодаря использованию крупными фирмами (особенно в США,Японии) наряду с традиционным финансированием НИР дополнительных стимулов дляисследователей и разработчиков. Такими стимулами могут являться акции, участиев консультативных советах компаний (с соответствующим вознаграждением) и др.Приразличиях в деталях общие принципы формирования инновационных систем в развитыхстранах предполагают, что роль частного сектора состоит в создании технологийна основе собственных исследований и разработок, а также в рыночном освоенииинноваций. Роль государства — в содействии производству фундаментальных знанийи комплекса технологий стратегического характера (прежде всего в университетах,государственных и полугосударственных лабораториях), а также в созданииинфраструктуры и благоприятного инновационного климата для инновационнойдеятельности частных компаний.
Несмотряна уменьшение удельного веса бюджетного финансирования НИР, государство вразвитых странах сохраняет в своих руках широкий спектр гибких формрегулирования этой сферы. Они включают налоговые льготы, льготное кредитование,целенаправленную поддержку малого и среднего инновационного бизнеса, венчурноефинансирование и др. «Гак, законодательство почти всех стран ЕСпредоставляет право предприятиям связи и телекоммуникаций формировать изполученной прибыли специальные инновационные фонды, которые не облагаютсяналогом. Размер такого фонда может составлять от 16 до 50% прибыли предприятия.
Однимиз элементов системы федеральной поддержки НИР в развитых странах являютсясхемы государственного кредитования, которые реализуются через специальносоздаваемые гарантийные фонды. Примером может служить схема гарантированияссуд, работающая в Великобритании, которая реализуется через Департаментторговли и промышленности Великобритании — с одной стороны, и национальнымибанками, имеющими аккредитацию в этой схеме, — с другой. Механизм кредитованияздесь следующий — фирма должна сама обратиться в кредитное учрежден не заполучением ссуды. Если кредитное учреждение не может предоставить ссуды наобычных условиях из-за недостаточного обеспечения или отсутствия положительнойкредитной истории у фирмы, оно обращается в департамент с соответствующейпросьбой о получении обеспечения по кредиту. Правительственные гарантиипредоставляются на 70 — 85% от суммы кредита. Однако фирма-заемщик остаетсяответственной за кредит в случае неудачи, и восстановление полного долгавзыскивается с нее, в ton!числе и через ликвидацию предприятия.
Вряде европейских стран (Польше. Венгрии, Прибалтийских государствах) создаетсясеть фондов кредитного поручительства. инициаторами которых выступают органыместного самоуправления и объединения предприятий. Эти фонды оказывают услугичастному сектору, предоставляя поручительства и гарантии погашения банковскогокредита, при условии использования кредита на финансирование инновационных НИР.
Вовсех развитых странах широко используется льготное кредитование инновационныхпроектов. В Испании и Италии, например, фирмы под низкий процент получаюткредит, покрывающий до 55 % затрат на инновации (малые и средние предприятия — до 65%). Льготный период составляет до двух лет, процентная ставка + 1,00%. ВГермании на разработку новой продукции, услуг, технологии предоставляютсядолгосрочные кредиты (на срок до 10 лет) пол льготные проценты (4,5 — 5.0% вгод).
Весболее заметную роль в финансировании НИР во многих развитых странах приобретаетподдержка инициативных НИР, выполняемых небольшой фулом исследователей иотдельных исполнителей, предоставляемая в форме фантов специальными фондами наоснове конкурсного отбора представленных проектов. В европейских странах,например, действует большое число таких фондов, образованных на основепарламентских решений, но формально являющихся независимыми организациями. ВБельгии — это Фонд фундаментальных научных исследований, в Дании — Национальныйфонд фундаментальных исследований, в Италии — Фонд прикладных исследований.Фонд технологических инноваций, в Швейцарии — Национальный научный фонд и т. и.В России важными элементами национальной инновационной системы являются такиеинституты поддержки науки и научно-технической деятельности, как Российскийфонд фундаментальных научных исследований и Российский гуманитарный научныйфонд. Фондырасполагают многочисленным штатным персоналом, приглашают для оценки проектовэкспертов «со стороны» (промышленников, чиновников. видных ученыхуниверситетского сообщества, зарубежных специалистов), на основе рациональныхкритериев обеспечивают конкурсный отбор и финансовую поддержку перспективныхрезультатов НИР на самой ранней стадии инновационного процесса. Основнымиреципиентами средств из этих фондов являются представители вузов,государственных и полугосударственных лаборатории и исследовательских центров,научно-технических организаций промышленности (в том числе частных). При этом вразличных странах имеются особенности в распределении средств этих фондов. ВИталии, например, свыше половины средств из таких фондов выделяется наподдержку частно-промышленных НИР. В большинстве же европейских стран основнаядоля поддержки проектов в форме фантов приходится на университеты и другиеобразовательные учреждения. В Швейцарии, например, около 40% средствнационального научного фонда направляется на финансирование университетскихисследований.
Наибольшеераспространение в развитых странах получили два подхода к финансированиюуниверситетских НИР с помощью грантов: индивидуальный (для отдельногоисполнителя и небольшой фулы ученых) и «пакетный» (для научного подразделения вцелом). Первый подход получил наибольшее признание в университетах США. Вевропейских университетах поддержка НИРосуществляется преимущественно методом «пакетного» финансирования. Эта модельфинансирования. по мнению европейских специалистов, больше отвечаетиерархической организации университетских исследований, в которой решающееслово при распределении средств принадлежит руководству подразделения.
Мощныйнаучный потенциал университетов, поддерживаемый солидной финансовой поддержкойгосударства, тесное сотрудничество вузов с промышленностью обусловливают важноеместо университетов в национальных инновационных системах развитых стран. Встранах Северной Америки и Европы, например, университеты осваивают от 12 до 25% общенациональных средств на научные исследования и разработки.
Эффективнойформой партнерства бизнеса, государства и вузов является долевое финансированиенаучных исследований и разработок (совместное бюджетное и частоефинансирование). Она широко распространена в США, Канаде, а в последниедесятилетия получила признание в ряде европейских стран, прежде всего вВеликобритании. Финляндии, Швеции. Греции, Испании, Нидерландах, Польше. Этаформа финансирования обеспечивает гармонию интересов заказчиков и исполнителейНИР. позволяет не только материально стимулировать исследователей, но ирасточительство государственных, частных и других привлеченных средств,рационально распределить риск между сои квесторам и инновационного проекта. Приэтом частные инвесторы получают государственную гарантию возврата вложенныхсредств в расчете на грядущие доходы от реализации проектов. Примером такойформы частно-государственного партнерства может служить Канадскаямикроэлектронная корпорация. Этот инновационный комплекс, расположенный вканадском городе Кингстон (недалеко от Оттавы), объединяет 44 образовательныхорганизации (университетов и организаций профтехнического профиля), 25 частныхкомпаний, 7 других институциональных членов. Основу финансирования этогокомплекса, занимающегося дизайном полупроводников для канадских и зарубежныхпроизводителей, на 2/3 составляют средства федерального бюджета, остальнаячасть финансируется частными компаниями, входящими в данный альянс.
Действеннымспособом активизации инновационных исследований и разработок во многихгосударствах мира становится венчурное финансирование.Речь идетоб аккумулировании бюджетных и внебюджетных средств для финансирования рисковых(венчурных) проектов. Так, в США создано более 900 венчурных компаний и фондовс государственным участием, которые ежегодно вкладывают в инновационные проектыоколо 30 млрд долл. Основными объектами венчурного финансирования выступаютфирмы динамично развивающихся отраслей, основанных на высоких технологиях.Около 3/4 всех средств из венчурных фондов получают компании, работающие всфере информационных технологий, биотехнологии, природоохранной и медицинскойтехнологии.
Частно- государственное партнерство в финансировании НИР через венчурные фонды широкораспространено также в европейских, особенно скандинавских, странах. Так.правительство Финляндии при участии частных фирм венчурного капиталасодействует инновационной активности через Фонд поддержки изобретательства.Фонд оказывает изобретателям и предпринимателям финансовую и консультативнуюпомощь в освоении инноваций, оценке новинок, патентовании и коммерциализациипатентов и т.п. Если профинансированный фондом проект оказывается успешным, то фондполучает определенную долю от реализации нововведений. В случае неудачи возвратасубсидии не предусматривается, ее списывают как убыток. Основные средства фондполучает от Министерства торговли и промышленности, и его годовой бюджетсоставляет около 5 млн евро. Небезынтересно отмстить, что Финляндия сегоднязанимает одно из первых мест в мире по изобретательской активности, уступаялишь Японии. США и Германии. В последниедесятилетия расширяется частно — государственное партнерство в финансированииобъектов инновационной инфраструктуры: технополисов, технопарков,бизнес-центров, маркетинговых центров и др. Одним из распространенных объектовтакого финансирования становятся технопарки. Они создаются но инициативегосударств;» как опорные точки освоения и производства наукоемкой продукции.Основными функциями технопарков (в зависимости от специфики бизнеса) являются:выявление потребностей в инновациях; разработка инновационных идей и проектов:сертификация, патентование и продвижение инновационного продукта: созданиеопытных образцов инновационной продукции; финансовое сопровождение инновационногопродукта; организация информационного взаимодействия и координация всехучастников инновационного проекта. Обычно технопарк не занимается организациеймассового производства, а фокусирует свою деятельность на разработке икоммерциализации инноваций. Среди технопарков наибольшую известность получилиСиликоновая долина (США), София-Антиполис (Франция), Цукуба (Япония),Кембриджский парк (Великобритания) и др. В настоящее время технопарки сталисущественным элементом инновационных систем не только развитых стран, но имногих развивающихся государств.
Общаячерта «паркового» движения в различных странах мира состоит в том, чтоисточником инвестиций при их создании являются бюджеты центральных,региональных и местных органов власти совместно с вложениями частного бизнеса.Чтобы технопарки функционировали эффективно и приносили общественную пользу,вокруг их деятельности формируется благоприятная экономико-правовая атмосфера.Это достигается с помощью государственного регулирования инструментами институтаделового партнерства. Набор таких инструментов различен. В мировой практикенаиболее распространенными являются следующие: административные (упрошенныйпорядок согласования разрешительной и проектной документации, установленияплатежей и залогов по расходам на ведение деятельности, регистрацию. участие ваукционах, тендерах и торгах и др.);
организационные(содействие организации рекламных компаний, выставок и презентаций;информационная и этическая поддержка) и экономические инструменты (прямоегосударственное субсидирование; государственное участие в финансированииисследований и разработок;
страхованиекоммерческих рисков; гарантирование займов, предоставляемых негосударственнымифинансовыми структурами: ускоренная амортизация оборудования; предоставлениельгот по ставкам арендной платы за помещения, по таможенным и иным обязательнымплатежам и сборам и др.).
Каки во многих странах мира, в России технопарки признаются перспективнойорганизационной формой государственно-частного партнерства в инновационнойсфере, им предоставляются разнообразные льготы (налоговые, таможенные,кредитные и др.). Кроме технопарков российское государство инициирует иподдерживает из средств федерального бюджета созданиеиновационно-технологических центров, центров трансфера технологий,информационно-аналитических центров и других объектов инновационнойинфраструктуры. В 1991 — 2007 гг. при государственной поддержке было созданоболее 280таких объектов по всем регионам России (в том числе около 60технопарков).
Такимобразом, развитие партнерства российского государства, бизнеса и вузов ворганизации и финансировании НИР находится в русле общемировых тенденций.Вместе с тем имеются и особенности. Отметим лишь некоторые из них.
Западныемодели часто-государственного партнерства в развитии инновационнойинфраструктуры предполагают, как правило, доминирование государственногофинансирования на ранней стадии инновационного проекта, когда требуются «деньгидля посева» («speed money»)и надежные гарантии для старта. Например, в Германии. Франции, Нидерландах долягосударства в общих инвестициях при создании объектов инновационнойинфраструктуры составляет порядка 75%, в Великобритании — 60%. На более позднихфазах эксплуатации и функционирования объектов ситуация меняется на противоположную— роль частного сектора в софинансировании возрастает.
2 Отечественнаямодель частно — государственного финансирования объектов инновационнойинфраструктуры
Вотечественной модели частно — государственного финансирования объектовинновационной инфраструктуры акценты обычно расставляются иначе. Так, в проектесоздания крупного технопарка в Дубне из бюджетных источников выделяется 2,6млрд руб. (13,4 % общего объема затрат), тогда как объем частных инвестиций врамках этого проекта должен составить 16.8 млрд руб. Такая модель, в отличие отевропейской, обеспечивает меньшую мотивацию частного бизнеса к партнерству вразвитии инновационной инфраструктуры. Нельзя также не признать, что степеньинтеграции российских вузов в новые организационные формы частно-государственного партнерства винновационной сфере пока незначительна. В большинстве российских вузов нет никадров, ни оборудования, ни финансовых ресурсов для проведения серьезныхнаучных исследований и разработок. По данным Министерства образования и наукиРФ, в 2008г. научной работой занимались не более 15% российских вузов.
Благоприятныепредпосылки для активизации научной работы в российских университетах, болеетесного взаимодействия образования и бизнеса формируются внедряемыми с 2008 г.новыми правилами лицензирования и аккредитации вузов. Правила, в частности,предусматривают предоставление статуса университета лишь вузам, где ведетсянаучная работа, имеются не менее семи укрупненных специальностей подготовки,аспирантура, профильный диссертационный совет, современное оборудование ипрограммное обеспечение и др. Кроме того, наряду с государственнойаккредитацией вузов появится профессиональная, которую будет осуществлятьРоссийский союз промышленников и предпринимателей.
Предполагаетсясоздание национальных исследовательских университетов (НИУ), которые станут«кузницей» кадров для самых высокотехнологичных отраслей экономики, обеспечатинтеграцию образовательного, научного и экономического потенциала, создадутэффективную систему коммерциализации результатов научных исследований. При этомНИУ получат не только значительные академические свободы (собственные программыобучения и дипломы своего образна), но и дополнительное бюджетноефинансирование в размере 1 млрд руб. ежегодно. Первыми статус НИУ получили двароссийских вуза МИФИ и МИСнС, со временем их число возрастет до 15.
Заключение
Таким образом,мировой опыт позволяет констатировать, что в инновационной экономике структуручастно-государственного партнерства можно рассматривать как матрицу, в которойинституты исполнительной и законодательной власти (по вертикали) и структурычастного бизнеса (по горизонтали) интегрируют имеющиеся в их распоряженииресурсы и взаимодействуют для достижения синергетического эффекта.
Важная функциягосударства в этом взаимодействии состоит в том, чтобы сбалансировать интересыбизнеса с общенациональными приоритетами, краткосрочные тактические задачи сдолгосрочными перспективами развития общества. Другими словами, государственное«вмешательство» в инновационную сферу должно быть направлено на организациюрационального функционирования совокупного капитала общества.
При этомрыночные механизмы координации инновационной деятельности частного сектора внаправлении достижения общественно значимых результатов должны сочетаться спереходом от неэффективных административных технологий государственногорегулирования инновационным процессом к гибким методам интервенционализма,требующим глубоких профессиональных знаний, владения современным экономическиминструментарием.
Списокиспользованной литературы
1) World population. Data Sheet.Washington, DC. 2008. P. 3 — 7; World economic outlook. IMF. Washington. April.2010.P. 2. 72, 235, 242.
2) ResearchPolicy. 2008. № 2. P.806; Проблемы теории и практики управления. — 2009. — № I0.-C.6I.
3) World's Best R&D Companies //Research & Development. — 2008. — № 10. P. 13. — Table 1.
4) ОрешенковА.Государственная политика поддержки НИОКР в частном секторе // Проблемы теории ипрактики управления. — 2010. — N?6. — С. 39.
5) Сувориков А. В. Основные результаты ипроблемные вопросы развития в Российской Федерации национальной инновационнойсистемы Инновации. 2009. — № 9. С. 8.
6) G. Niosi.Canada's regional innovation systems. McGill-Quecn university press.Montreal& Kingston- London-Ithaca. 2007/>.