Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансово-экономическая сущность факторинга

Содержание
Введение
1. Основы правового регулированияфакторинга
2. Финансово-экономическая сущностьфакторинга
2.1 Понятие факторинга и его сущность
2.2 Виды факторинга
3. Проблемы и перспективы развитиярынка факторинга
3.1 Тенденции развития российскогорынка факторинга
3.2 Перспективы развития российскогорынка факторинга
Заключение
Список литературы
факторинг финансированиеуслуга
/>/>Введение
В условиях инфляции и нарушенияплатежной дисциплины российские предприятия вынуждены вести поиск новых путей длясвоевременного взыскания дебиторской задолженности. Одним из эффективных способоврешения этой проблемы является факторинг — услуга по финансированию оборотных активови управлению дебиторской задолженностью. Факторинг — это совокупность услуг, оказываемыхкредитной организацией (финансовым агентом) предприятиям (клиентам), предоставляющимкоммерческий кредит другим организациям (должникам).
Наиболее успешно факторингразвивается в то время, когда банки неохотно кредитуют организации, то есть в основномв период экономических кризисов.
Факторинговое обслуживаниенаиболее полезно для малых и средних предприятий, потому что в отличие от крупныхорганизаций они испытывают особые трудности, связанные со сбытом продукции, однаков России в настоящее время клиентами факторинговых компаний в основном являютсякрупные предприятия.
Актуальность данной темы очевиднав последнее время, когда существенно обострился кризис неплатежей. Многие предприятиястановятся заложниками одной большой цепочки должников, каждый участник которойявляется одновременно и дебитором и кредитором. В этом случае вмешательство посредника(банка или фактор-фирмы) помогает решить финансовые проблемы, разомкнуть круг, итем самым, дать возможность предприятиям занять непоколебимое положение на рынкепроизводителей.
В настоящее время деятельностьфакторинговых компаний в России регулируется с различных сторон в рамках действующегозаконодательства: налогового; административного; законодательства, регулирующегодеятельность коммерческих организаций; банковского; уголовного; законодательствао противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем. Несмотря на это,сегодня существует множество нерешенных вопросов, касающихся регулирования российскогорынка факторинга.
Целью данной работы являетсярассмотрение финансово-экономической сущности факторинга.
Для реализации поставленнойцели в работе сформулированы следующие задачи:
1.  Определить правовую основу регулированияфакторинга в России.
2.  Раскрыть понятие факторинга, его сущностии функций.
3.  Привести классификацию факторинговых услуг.
4.  Рассмотреть проблемы и перспективы какроссийского факторингового рынка, так и международного.
В заключение приведены основныевыводы по работе.
/>1. Основы правового регулирования факторинга
Отдельные элементы факторскихопераций появились еще в XIII — XVI веках. Рассматривая историю возникновения факторинговыхопераций, А.С. Комаров указывает, что факторами первоначально назывались комиссионные(торговые) агенты, в функции которых входила не только реализация товаров, производимыхпринципалом, но и предоставление ему денежных авансов и кредитование его производства.Комиссионер продавал товары и выставлял счета от своего имени, не указывая именипринципала. Если он продавал в кредит, то принимал и риск, предоставляя за дополнительноевознаграждение гарантию получения платежа (делькредере). На более позднем историческомэтапе некоторые комиссионные агенты отказались от коммерческих функций и сосредоточилисьна финансовых сторонах обслуживания клиентов. Постепенно факторы перешли к прямойпокупке у поставщика его платежных требований (выставленных покупателям счетов-фактур).
Широкое развитие факторингав начале XX века было вызвано усилением инфляционных процессов, что требовало ускоренияреализации продукции и перевода капитала из товарной в денежную форму. Именно этипричины привели к вытеснению факторингом коммерческого кредита в вексельной форме.Наибольшее распространение подобные операции получили в США в 40 — 50-х годах. Осуществлялисьони в основном крупными банками («Бэнк оф Америка», «Ферст нэшнлбэнк оф Бостон»). Однако официально эти операции были признаны в США в 1963году, когда правительственный орган по контролю за денежным обращением признал факторинговыеоперации законным видом банковской деятельности. В Европе подобные операции сталипроводиться в 60-х годах и получили наибольшее распространение в конце 80-х годов.В основном деятельность финансовых посредников осуществлялась банками либо специализированнымифинансовыми организациями
Факторинговые операции приобрелиисключительно широкое распространение и в международной коммерческой практике. Вместес тем участники оборота столкнулись с ситуацией отсутствия правового регулированияотношений по факторинговому обслуживанию. В континентальном европейском праве специальныенормы о договоре факторинга отсутствовали, отношения сторон регулировались, какправило, общими нормами обязательственного права.
В этих условиях явственнообозначилась потребность в разработке правовых норм регулирующих международные операциипо финансированию под уступку денежного требования.
В мае 1988 года на международнойконференции в Оттаве была принята Конвенция о международном факторинге (Оттавскаяконвенция 1988 года), подготовленная Международным институтом унификации частногоправа (УНИДРУА). Конвенция выполнила две важнейшие задачи — выработала с учетомимеющегося опыта национального регулирования ряд унифицированных норм, а также урегулироваламногие вопросы, не имевшие решения в национальных правовых системах. В частности,применительно к уступке требования в рамках факторинга были решены вопросы о действительностиуступки всех текущих и будущих требований, о действии договорных условий о недопустимостиуступки и т.д. По ряду возникающих в практике сложных вопросов в Конвенции не удалосьнайти взаимоприемлемого решения. В частности, осталась неурегулированной очередностьудовлетворения требований фактора (цессионария) и третьих сторон. Таким образом,Конвенция лишь в определенной степени выполнила задачу унификации норм об уступкетребования.
Попытки внедрить факторингна российской почве привели к появлению письма Госбанка СССР от 12.12.89 № 252 «Опорядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежапо платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанныеуслуги». Данное письмо предусматривало лишь случаи переуступки просроченныхтребований – уступка производилась только после получения поставщиком от банка плательщикаизвещения о помещении платежных требований в картотеку № 2 (расчетные документы,не оплаченные в срок).
На уровне закона факторингвпервые был урегулирован частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации,введенной в действие с 1 марта 1996 г.
В ГК РФ термин «факторинг»не используется. Постановлением Президиума ВАС РФ от 06.02.2002 № 5659/01 указываетсяна то, что в соответствии с нормами гл. 43 ГК РФ факторинг представляет собой финансированиепод уступку денежного требования.
В свою очередь, статья 824ГК РФ определяет договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)как договор, в силу которого финансовый агент передает или обязуется передать клиентуденежные средства в счет денежного требования кредитора к должнику, вытекающегоиз предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьемулицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.В главе гл. 43 ГК РФ (ст. 824-833) изложены частные правила регулирования договорафакторинга. В то же время этот договор регулируется и общими положениями об уступкетребования в части, не противоречащей специальным предписаниям о данном договореи существу возникающих на его основе обязательств.
Следует напомнить, что в соответствиис пунктом 1 статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой,залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задаткоми другими способами, предусмотренными законом или договором. Таким образом, фактическиречь идет о том, что договор факторинга играет роль именно обеспечения исполненияпервого обязательства. Причем до наступления обстоятельств, указанных в договоре(например, неплатеж по кредиту), право требования к банку не переходит. Можно говоритьо том, что требование банк получает в некоторой степени условно, т.е. стороны достигаютсоглашения о том, что при наступлении определенных обстоятельств оно перейдет кбанку. А до этого события право требования принадлежит первоначальному кредитору(клиенту банка).
Отметим, что договор уступкиденежного требования недостаточно урегулирован в ГК РФ и является предметом споровюристов-профессионалов. На этот факт обращено внимание в пп. 2.2.1-2.2.4 Концепцииразвития гражданского законодательства Российской Федерации, одобренной решениемСовета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательстваот 07.10.2009.
Указано, что определение договорафинансирования под уступку денежного требования в ст. 824 ГК РФ не содержит всехпризнаков, на основании которых возможно разграничение договора финансирования сдругими видами договоров, в рамках которых возможна передача права требования. Всвязи с этим возникли затруднения при определении круга отношений, на которые распространяютсянормы гл. 43 ГК РФ.
Положения гл. 43 ГК РФ практическине содержат норм, регулирующих взаимоотношения финансового агента и клиента по данномудоговору. В частности, не решены вопросы о порядке исполнения клиентом своих обязанностейпо передаче права требования; об оплате услуг финансового агента и выплате клиентомпроцентов за пользование предоставленными денежными средствами, об ответственностифинансового агента и т.д.
В связи с этим необходимоуточнить сферу применения положений ГК РФ о договоре финансирования, определитьквалифицирующие признаки, необходимые для разграничения указанного договора с другимисделками, в рамках которых права передаются за денежное вознаграждение. Такими признакамимогут быть: длящийся характер отношений, предоставление финансовым агентом, помимофинансирования, и иных услуг клиенту (ведение учета задолженности, инкассированиезадолженности, страхование рисков клиента). Следует расширить круг обязательств,права по которым могут быть предметом данного договора, урегулировать взаимные праваи обязанности финансового агента и клиента.
Положения о договоре факторингаприсутствуют в законодательстве всех стран — членов Европейского союза, как в гражданских,так и в торговых кодексах.
Очевидно, что для успешногои качественного факторинга в России необходимо изучать и использовать европейскийопыт. Особенно это касается вопросов государственного регулирования, налоговогозаконодательства, а также введения на законодательном уровне понятия «факторинг».

/>/>2. Финансово-экономическаясущность факторинга2.1Понятие факторинга и его сущность
Факторинг — это достаточно новый вид услуг в областифинансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанныес банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.
Факторинг представляет собойфинансово-посредническую операцию, состоящую в уступке поставщиком финансовому посреднику(банку или фактор фирме) своих прав по требованию от покупателей оплаты поставленнойим продукции (работ, услуг). В его основе лежит покупка финансовым посредником счетов-фактурклиента (поставщика) на условиях полной или частичной оплаты стоимости отфактурованныхпоставок. В основе факторинга лежит покупка банком (факторской компанией) счетов-фактурклиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (70-90%) отфактурованныхпоставок и оплаты остальной части (за вычетом процента за кредит) в строго обусловленныесроки независимо от поступления выручки от дебиторов.
В соответствии с Конвенциейо международном факторинге, принятой в 1988 г. Международным институтом унификациичастного права, операция считается факторингом, если она удовлетворяет одному изследующих признаков:
· наличие кредитованияв форме предварительной оплаты долговых требований;
· оказание поставщикууслуг по ведению бухгалтерского учета, прежде всего в части реализации и дебиторскойзадолженности;
· инкассирование дебиторскойзадолженности поставщика;
· страхование поставщикаот кредитного риска.
Целью факторингового обслуживаниякредиторов является своевременное погашение дебиторской задолженности, сокращениепотерь из-за задержки платежей, предотвращение появления сомнительных долгов и повышениеликвидности предприятий.
При уступке будущее денежноетребование должно перейти к посреднику после того, как возникло само право на получениес должника денежных средств. Предприятие-кредитор не отвечает за неисполнение илиненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случаепредъявления его банком или фактор-фирмой к исполнению, если иное не предусмотренодоговором. Таким образом, факторинг предусматривает переуступку любой дебиторскойзадолженности.
Применение факторинговогообслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективыувеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехваткиденежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей,связанных с производственным процессом.
Поставщик должен производитьтовары или оказывать услуги высокого качество, иметь перспективы быстрого расширенияпроизводства и увеличения прибыли, и сугубо временные причины нехватки денежныхсредств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточногоуровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственнымпроцессом, в значительной мере усложняют его хозяйственную деятельность.
Факторинговому обслуживаниюне подлежат:
·  предприятия с большим количеством дебиторов,задолженность каждого из которых выражается небольшой суммой;
·  предприятия, занимающиеся производствомнестандартной или узкоспециализированной продукции;
·  строительные или другие фирмы, работающиес субподрядчиками;
·  предприятия, реализующие свою продукциюна условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;
·  предприятия, заключившие со своими клиентамидолгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работили до осуществления поставок (авансовые платежи).
Факторинговые операции такжене производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделенийпредприятий.
Отмечаются следующие преимуществафакторинга от кредита: факторинг бессрочен и включает оплату целой серии поставокв течение срока действия договора, не требуется залог. Его отсутствие предполагаетотсутствие расходов на оценку, страховку и оформление залоговых документов.
Можно также привести следующиепреимущества факторинга: переуступка права требования долга от заемщика факторинговойкомпании позволяет поставщику быстрее получить денежные средства, клиент минимизируетсвои риски в случае, если заемщик не вернет долг. Кроме того, ввиду того что кассовыйметод может использоваться только некоторыми организациями, основным методом признаниядоходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль является метод начисления,поэтому факторинг исключает кассовые разрывы при выполнении этих налоговых обязательств.Факторинг также не отражается на балансе предприятия в форме обязательства и позволяетувеличивать выручку. Следовательно, кредитный рейтинг организации растет, и стоимостьбанковского финансирования уменьшается. Существует возможность отнесения на себестоимостьвсех комиссий за факторинг, что позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Еще одним преимуществом факторингаявляется использование новых возможностей, то есть, имея в своем распоряжении денежныесредства, размер которых растет с увеличением объема продаж, организация имеет возможностьзакупать и продавать в больших количествах, обновлять и расширять производственныемощности, выходить на новые рынки сбыта.
/> 
2.2 Виды факторинга
Классический факторинг в тойформе, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческогокредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочкиплатежа за проданные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когдапокупатель не выдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск.Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именнофакторинговые компании в силу предполагаемых ими услуг.
В настоящее время выделяютнесколько видов факторинговых операций.
1.  Внутренние (если поставщик и его клиент,т.е. стороны по договору купли-продажи, а также фактор-фирма находятся в одной итой же стране) или международные. Доля внутреннего факторинга без финансированиясоставляет 9%, а на международный факторинг приходится 1%. Иными словами, основнойоборот факторинговых компаний мира приходится на внутренний факторинг. Это объясняетсятем, что внутренний факторинг является более дешевым, чем международный.
2.  Открытые (если должник уведомлен об участиив сделке фактор-фирмы) или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника приоткрытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре,подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является фактор-фирмаи что платежи должны осуществляться в ее пользу. При конфиденциальном факторингеникто из контрагентов клиента не осведомлен о кредитовании его продаж фактор-фирмой.В данном случае плательщик ведет расчеты с самим поставщиком, который после полученияплатежа должен перечислить соответствующую его часть факторинговой компании дляпогашения кредита.
3.  Различают такие понятия, как факторингс регрессом, когда финансовый агент может потребовать денежные средства от поставщикатовара в случае неполучения их от покупателей-должников, и факторинг без регресса,когда факторинговая компания не имеет права требовать денежных средств от клиента,то есть весь кредитный риск несет финансовый агент. Но во втором случае стоимостьуслуги будет намного больше, поэтому наиболее популярным видом факторинга являетсяфакторинг с регрессом. При этом фактор-фирма может воспользоваться правом регрессаи при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случаеотказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Данное условие предусматриваетсяв случае, если поставщики уверены, что у них не могут появиться сомнительные долговыеобязательства, либо что они достаточно тщательно оценивают кредитоспособность своихклиентов, разработав собственную достаточно эффективную систему защиты от кредитныхрисков, либо в силу специфики своих клиентов. И в том, и в другом случае поставщикне считает нужным оплачивать услуги по страхованию кредитных рисков. Однако гарантированныйдля поставщика своевременный приток денежных средств может обеспечиваться толькопри заключении соглашения без права регресса. Необходимо отметить, что если долговоетребование признано недействительным, фактор-фирма в любом случае имеет право регрессак поставщику. В настоящее время безрегрессный факторинг почти не используется, ив основном предоставляется факторинг с регрессом. На внутренний факторинг с регрессомприходится 77%, на внутренний факторинг без регресса — 13%.
4.  С условием о кредитовании поставщика вформе предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований), илиоплаты требований к определенной дате. Основным преимуществом предварительной оплатыявляется то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговыхтребований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличенииобъемов своих продаж. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленныхдолговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определеннуюдату или по истечении определенного срока.
В современных условиях наиболееуниверсальной системой финансового обслуживания клиентов является конвенционный(открытый) факторинг. За клиентом практически сохраняются только производственныефункции. Поскольку в этом случае клиенты фактор-фирм могут отказаться от сохранениясобственного штата служащих, выполняющих те функции, которые принимает на себя фактор-фирма,то возникает достаточно существенная экономия средств. Эта экономия в сочетаниис выгодами от «дисконтирования фактур» компенсирует высокую стоимость обслуживания(0,75-3% годового оборота в зависимости от размера капитала, финансового положенияи кредитоспособности клиента).
Форфейтинг — специфическаяформа факторинга, состоящая в покупке у продавца продукции (экспортера) товарныхвекселей, акцептованных зарубежным покупателем (импортером). Форфейтинговыми услугамисегодня пользуются в основном экспортеры при реализации продукции на внешнем рынке.
По условиям форфейтинга экспортерпереуступает свои требования по векселям финансовому посреднику (форфейтору), атот сразу выплачивает ему всю сумму долга за вычетом комиссионного вознаграждения.В отличие от обычного учета векселей, форфейтинг предполагает переход всех расходовпо дебиторской задолженности к форфейтору. Поэтому последний обычно требует предоставлениягарантий солидного банка, находящегося в стране импортера.
Для страхования от валютногориска форфейторы приобретают требования в устойчивых иностранных валютах. Учетнаяставка, являющаяся формой комиссионного вознаграждения, варьируется в зависимостиот категории должника, срока платежа по векселю и вида валюты. Она, как правило,выше стоимости остальных факторинговых услуг, что обусловлено простотой процедурыоформления форфейтинговой уступки и переходом всех рисков к форфейтору./>
3.Проблемы и перспективы развития рынка факторинга3.1Тенденции развития российского рынка факторинга
В последние годы российскийрынок факторинга стремительно развивался, увеличивалось число его участников, постояннопоявлялись новые продукты. Финансовый кризис, несомненно, отразился на российскоми мировом рынках факторинга, замедлив темпы их роста.
Факторинг является динамичными гибким финансовым инструментом, поэтому при ухудшении макроэкономической ситуациив стране он быстрее сбавил объемы предоставленного финансирования в сравнении спрочими финансовыми инструментами. Темп роста рынка факторинга в 2008 г. сократилсяна 75% — до 16%, а по итогам 2009 г. объем рынка, по данным «Эксперта РА»,составил 361 млрд. руб., то есть сократился на 40%. В то же время стоит отметить,что без учета данных компании «Еврокоммерц», которая была лидером рынкав 2008 г., падение составило около 30%. Последние данные, опубликованные Ассоциациейфакторинговых компаний по итогам девяти месяцев 2009 г., свидетельствуют о ростерынка на 36% по сравнению с первым полугодием. Таким образом, во втором полугодии2009 г. рынок факторинга преодолел падение и начал расти. Кроме того, в сравнениис другими рынками финансовых услуг темпы развития рынка факторинга остаются высокими.
О положительных тенденцияхна рынке российского факторинга свидетельствуют результаты статистического исследования,проведенного Ассоциацией факторинговых компаний (АФК), по итогам I квартала. Так,объем российского рынка факторинга в 1 квартале 2010 г. составил 78 млрд. руб. Исходяиз этого и принимая во внимание характерный для рынка факторинга рост объемов вовтором полугодии в соотношении к первому, можно оценить годовой объем рынка в пределах390-470 млрд. руб. По итогам 2009 г., по данным АФК, объем рынка составил 320-330млрд. руб., а по оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» — 361 млрд.руб.
Таким образом, по итогам 2009г. рынок потерял по разным прогнозам 20-40% (рис. 1). Несмотря на это, «ЭкспертРА» прогнозирует в 2010 г. прирост рынка в размере 25-35%.
/>
Рис. 1. Темп прироста рынкафакторинга в 2009 г.
В целом данные АФК по I кварталу2010 г. подтверждают положительные прогнозы для рынка в текущем году: объем выплаченногофинансирования в объеме 52 млрд. руб. и общий портфель непогашенного финансированияв размере более 41 млрд. руб., более 80% сделок приходится на внутренний факторингс правом регресса.
Таким образом, на сегодняшнийдень можно констатировать, что независимые инвесторы пока не обратили внимания нарынок факторинга. В то же время стоит отметить, что этот рынок привлекателен дляинвесторов, поскольку позволяет получить сравнительно высокую доходность относительнодругих финансовых инвестиций (порядка 20-40% годовых в зависимости от стоимостифондирования и выбранной политики риск-менеджмента), кроме того, отсутствует контрольза данным рынком со стороны государственных регуляторов.
Однако большинство возможныхинвесторов «отпугивает» их недостаточная информированность о спецификефакторинга, отсутствие необходимой методологической базы и специализированного программногообеспечения.
Здесь важно отметить, чтодля запуска успешной, то есть конкурентоспособной, факторинговой компании необходимоучитывать различные направления ее деятельности. Выделим следующие основные функциональныесоставляющие факторингового предпринимательства:
· фондирование (источникифинансирования);
· риск-менеджмент;
· внутренние бизнес-процессы;
· ИТ-обеспечение;
· маркетинг;
· продажи и региональнаясеть;
· персонал.
На данный момент созданиеи разработка «с нуля» всех вышеперечисленных составляющих факторинговойкомпании представляет собой достаточно долговременный и затратный процесс, что иограничивает выход независимых инвесторов на рынок факторинга. В то же время в ближайшеевремя стоит ожидать появления на рынке факторинговых компаний, связанных с различнымифинансово-промышленными группами и холдингами. Данные компании будут в первую очередьнацелены на оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности холдинга, работу споставщиками и клиентами на условиях отсрочки платежа.
Некоторые эксперты прогнозируют,что в ближайшее время может произойти более четкая сегментация участников рынкапо видам предлагаемых ими продуктов. В частности, банки будут предлагать факторинговыепродукты, в основе которых будет лежать предоставление финансирования крупным исредним клиентам с низким уровнем риска, чтобы не подпадать под требования ЦБ РФо создании резервов. В то же время факторинговые компании будут предлагать болееспецифические продукты для среднего и малого бизнеса. В подтверждение данной тенденцииможно отметить появление в минувшем году на рынке ряда небольших региональных факторинговыхкомпаний, ориентированных на работу с малым и средним бизнесом в конкретных регионах.Знание специфики местного бизнеса помогает им более точно оценить риски клиентови дебиторов, а также предоставить своим клиентам более гибкие условия обслуживания.
В этой связи необходимо болееподробно остановиться на видах продуктов, представленных на российском рынке. Подробноеописание общепринятых факторинговых продуктов приведено в табл. 1 (Приложение 1).
В то время как для мировогорынка факторинга, по данным International Factors Group (IFG) за 2009 г., 47% приходитсяна факторинг с регрессом, около 31% на факторинг без регресса (со страховым покрытием),а 23% на так называемый invoice discountin, на российском рынке доля факторингас регрессом доминирует за явным преимуществом. По данным «Эксперта РА»за 2009 г., доля безрегрессного факторинга сократилась с 17 до 11,5%, а доля международногофакторинга и прочих факторинговых продуктов не превысила и 1%.
Качество и состав предлагаемыхна рынке продуктов тесно взаимосвязаны со структурой его нынешних участников. Нарынке преобладают банки, однако для них факторинг далеко не всегда является значимымпродуктом.
Можно выделить участниковрынка, для которых факторинг является единственным видом бизнеса, одним из основныхвидов деятельности либо второстепенным направлением бизнеса (дополнительной услугой).Для подавляющего большинства факторинговых компаний факторинг является основными единственным видом деятельности. Для банков-факторов, а также для некоторых финансовыхкомпаний, факторинг является одним из направлений бизнеса, и степень его приоритетностиможно определить исходя из доли факторинга в общем объеме бизнеса компании или банка.Остальные «косвенные» участники рынка факторинга (страховщики, коллекторы)обычно используют факторинг как дополнительную услугу.
Наряду с качественными критериямидля определения рыночных позиций нужно также использовать и количественные. Самыеочевидные показатели для определения рыночной/конкурентной позиции — доля рынка,а также объем бизнеса в абсолютном выражении.
Распределение российских факторовпо рыночной доле приведено в табл. 2 (Приложение 2). Эти данные могут быть использованытолько для самой общей оценки, поскольку дают очень мало информации для определениярыночного положения конкретной компании.
В то же время стоит отметить,что на долю пятерки лидеров рынка приходится почти 72%, в то время как доля 13 игроков- а это более половины от общего числа — ничтожно мала и составляет менее 1%.
Это свидетельствует о серьезнойсегментации среди участников рынка, как по объему бизнеса, так и по перспективамразвития.
Можно провести сегментациюфакторов исходя из таких количественных показателей, как: количество обслуженныхпо договорам факторинга компаний за год и объем уступленной фактору дебиторскойзадолженности, приходящейся на одну обслуженную компанию (тыс. руб.).
Первый показатель позволяетне столько оценить величину бизнеса фактора, сколько определить его стратегию развития,а именно, ориентируется ли он на «массовый» сегмент рынка или на обслуживаниенебольшого числа клиентов. С другой стороны, данный показатель оценивает степеньразвития бизнеса — находится он в стадии зрелости, становления или на начальнойстадии. Будем считать крупными тех факторов, которые обслуживают более 100 клиентов,а факторов, обслуживающих менее 30 клиентов, относить к мелким.
Второй показатель позволяетоценить клиентские сегменты, с которыми работает данный фактор, — относятся оник крупному, мелкому или среднему бизнесу. При этом надо учитывать, что поставщикине передают на обслуживание фактору весь свой оборот, а также то, что некоторыеиз них могут уступать свою дебиторскую задолженность фактору только в случае, когдаим необходимо получить финансирование. Поэтому, на наш взгляд, можно использоватьследующие значения для проведения сегментации: если объем задолженности на однуобслуживаемую фактором компанию составляет не более 30 млн. руб. в год, то данныйфактор преимущественно работает с малым бизнесом, если показатель составляет от30 млн. до 300 млн. руб., то основная часть клиентов представляет средний бизнес,а при значении показателя более 300 млн. руб. фактор в основном обслуживает крупныйбизнес.
Используя для анализа данные«Эксперта РА» за 2009 г., можно выделить шесть сегментов рынка факторинга(рис. 2 — Приложение 3).
В первый сегмент входят факторы,имеющие начальную конкурентную позицию в силу недавнего выхода на рынок, либо банкис небольшой рыночной долей, для которых развитие факторинговых услуг не являетсяприоритетным.
Второй сегмент представленбанками среднего размера и региональными факторинговыми компаниями, которые ввидуограниченности своих ресурсов не могут претендовать на большую рыночную долю.
Третий сегмент формируют специализированныеотраслевые банки, которые ориентируются на работу с клиентами, представляющими определенныеотрасли.
К четвертому сегменту относятсярегиональные банки, которые предоставляют услуги факторинга в определенном регионе.Банки-факторы, формирующие пятый сегмент, работают преимущественно со средним икрупным бизнесом. Факторы-«бутики» — это в основном зарубежные банки,которые предоставляют услуги факторинга только ограниченному кругу своих клиентов.Универсальные факторы ориентированы на работу с компаниями разных размеров: от крупногодо малого бизнеса.
Таким образом, с одной стороны,видна тенденция, свидетельствующая о дифференциации (специализации) участников рынка,а с другой — четко выделяются различные рыночные сегменты, ориентированные на разныегруппы потребителей./>3.2Перспективы развития российского рынка факторинга
Двумя наиболее распространеннымивидами факторинга на российском рынке являются факторинг с регрессом и факторингбез регресса. В связи с кризисом многие факторы перестали предлагать клиентам факторингбез регресса как более рисковый. По итогам 2009 г. доля сделок безрегрессного факторингаснизилась до 11,5% от общего числа сделок, и такой вид факторинга предлагали своиклиентам лишь девять факторов, три из которых проводили лишь единичные сделки пофакторингу без регресса. Остальные виды факторинга, в том числе международный (сделкипо нему проводили лишь три участника рынка), занимают не более 1% в общем объемесделок и предлагаются лишь отдельными участниками рынка.
Согласно мнениям ряда экспертов,высказанным в исследовании «Эксперта РА» и на V Ежегодной конференции«Факторинг в России-2010: стратегии роста», основными двигателями ростарынка факторинга в 2011 г. должны стать безрегрессный факторинг и региональный факторинг.Однако первый из данных факторов роста представляется сомнительным.
В Западной Европе успешноеразвитие факторинга без регресса связано с широким распространением страхованиякредитных рисков. Страховщики на основе общедоступной информации о финансовом положениикомпаний легко выставляют на них лимиты, которыми пользуются факторинговые компаниии банки, страхуя свои кредитные риски и зачастую отдавая кредитный анализ сделкина откуп страховщикам. В России этот сегмент страхового рынка развит слабо, на немработают от силы 4-5 компаний, и подобные сделки можно считать единичными. Крометого, тарифы страховщиков по подобному страхованию довольно высоки и составляют0,5-1% от суммы страхового лимита.
В такой ситуации российскиефакторы могут предлагать факторинг без регресса лишь в том случае, если увереныв своих оценках рисков по сделке и готовы — за определенную плату — принимать ихна себя. В 2009 г. лишь несколько компаний проводили подобные сделки, да и то внебольших количествах и для проверенных клиентов. Поэтому говорить о резком изменениив данном направлении и резком скачке качества риск-менеджмента у остальных факторовв течение 2010 г. вряд ли стоит.
Второе направление роста — региональный факторинг — представляется более реальным. По итогам 2009 г., по данным«Эксперта РА», доля Москвы и Санкт-Петербурга в общем объеме сделок составила78%. Несомненно, это создает большой потенциал для роста факторинга в регионах.В первую очередь в этом должны преуспеть банки федерального значения с широкой региональнойсетью, такие как Промсвязьбанк, Альфа-Банк, ФК «Лайф» (на базе Пробизнес-банка).
Еще одним фактором роста моглобы стать расширение числа клиентов среди малого и среднего бизнеса. После кризисав течение 2009 г. доля компаний малого бизнеса среди клиентов факторов довольнозначительно снизилась — на 27%. Эта тенденция представляется довольно тревожной.Ее изменению может способствовать получение рядом факторов в 2009 г. целевых кредитныхлиний от Российского банка развития, направленных на финансирование факторинговыхсделок с малым бизнесом. Но по-прежнему проблемой остается недоступность факторингадля малого и микробизнеса: большинство факторов не готово принимать на финансированиедебиторскую задолженность в размере менее 5-10 млн. руб. в месяц.
Отметим также, что прошедшийгод оставил нерешенным ряд проблем, которые продолжат «тормозить» развитиеотечественного рынка факторинга:
1) отсутствие должной законодательнойбазы. До сих пор нет специального законодательного акта о факторинге, и пока дажене ведется работа по его разработке. В этой связи остается законодательно неурегулированнымряд важнейших моментов, касающихся уступки прав требований: уведомление должника,порядок действий при взаимозачетах и списаниях со стороны должника (дебитора) идр.;
2) слабое развитие страхованиякредитных рисков. Данный факт серьезно затрудняет развитие факторинга без регрессаи увеличивает стоимость данной услуги для клиентов, делая ее зачастую нецелесообразнойввиду высокой цены;
3) низкий уровень риск-менеджментафакторов. Отсутствие у многих участников рынка полноценной методологической базыи квалифицированного персонала ограничивает их возможности по совершенствованиюимеющихся и созданию новых продуктов для клиентов;
4) недостаточная информированностьпотенциальных клиентов-предпринимателей о данной услуге. Уровень знаний о факторингесреди клиентов, особенно в регионах, остается на довольно низком уровне;
5) отсутствие консолидациисреди факторов.
Совместные усилия по развитиюрынка в рамках объединения его участников могли бы серьезно повысить конкурентоспособностьфакторинга в сравнении с другими финансовыми услугами, а также привлечь к рынкувнимание законодателей и инвесторов.
Анализ особенностей факторинговогопредпринимательства в российских условиях, степени развития позволяет выделить следующиеособенности рынка факторинга в России:
— российский рынок факторингапо степени развития представляет собой развивающийся рынок.
— в настоящий момент на российскомрынке преобладают ценовые методы конкуренции, однако факторы постепенно все большеевнимание начинают уделять таким составляющим неценовой конкуренции, как дифференциациясвоих продуктов и стимулирование сбыта;
— факторинговые продукты однойфакторинговой компании конкурируют между собой;
— снижается уровень концентрацииучастников рынка, происходит движение рынка в сторону большей специализации егоучастников.
/>Заключение
Подводя итоги, можно сказать,что факторинг является сравнительно новой для нашей страны системой улучшения ликвидностии снижения финансового риска при организации платежей.
Факторинг — весьма эффективная форма кредитованияоборотных средств поставщиков, так как по своей сути он включает инкассированиедебиторской задолженности поставщика, гарантию от кредитных рисков, от появлениясомнительных долгов.
Мировая практика в областипроведения факторинга выработала множества вариантов факторинговых соглашений, использованиекоторых зависит от специфики факторинговых компаний и их клиентов.
В заключение следует отметить,что факторинг имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными видами кредитов:
· факторинг позволяетоперативно привлекать дополнительные оборотные средства;
· предоставляется насколь угодно малые объемы поставок;
· не требует иного обеспечения,кроме уступки клиентом денежного требования к дебиторам;
· является возобновляемымфинансированием;
· оплачивается толькоза период фактического финансирования, т. е. с момента финансирования банком поставкиклиента (поставщика) до момента поступления средств от покупателя;
· не требует длительногоанализа кредитоспособности клиента со стороны банка.
Кроме того, кредит и связанныес ним расходы носят постоянный характер и уплачиваются непосредственно предприятием,а факторинг и связанные с ним расходы, хоть и являются по сравнению с кредитом болеедорогой услугой, носят переменный характер и погашаются за счет средств, поступающихот дебиторов.
В России же в настоящее времяфакторинг не достиг того уровня, который имеется в ряде стран с развитой рыночнойэкономикой. Развитие факторинга в нашей стране столкнулось с множеством проблем,например, неплатежи предприятий, вызванные продолжающимся экономическим кризисом.
Финансовый кризис не мог неотразиться на показателях российского рынка факторинга в 2009 году. Объемы внутреннегои международного факторинга существенно снизились, сократилось и количество участниковрынка. Однако во второй половине года были отмечены и позитивные тенденции. По прогнозамэкспертов, в 2010 году отечественный факторинг ожидает рост основных показателей.Ведущие игроки, работающие на рынке более пяти лет, решили свои основные проблемы,связанные с кризисом, готовятся к расширению бизнеса за счет новых сегментов и дальнейшейконкурентной борьбе. Результатом «перезагрузки» российского факторингадолжно стать не только снижение процентных ставок и повышение доступности услугидля клиентов, но и логическое воплощение в бизнес-моделях тенденций, проявившихсяв связи с кризисом:
— повышение качества сервисаи клиентоориентированности предложений;
— усиление риск-менеджментакак основного внутреннего бизнес-процесса;
— внедрение надежных IT-платформи электронного факторинга;
— повышение маркетинговойактивности;
— расширение продуктовогоряда.
Вернуть доверие потенциальныхклиентов, партнеров и инвесторов — одна из ключевых задач на будущее для российскихфакторов. Об успехе ее решения можно будет говорить не ранее 2011 года.
/>Список литературы
1.Гражданский кодекс РФ.
2.Амукова Л.И., Мельцас Е.О.Особенности и преимущества факторинга. //Бухучет в строительныхорганизациях", № 5, май 2010.
3.Андреева Л. Договор финансированияпод уступку денежного требования (факторинг). //Бухгалтерский учет. 2003. № 12.
4.Бурова M.E. Факторинг. М., 2002.
5.Дереш С. Факторинговые операции:правовые аспекты. // Хозяйство и право. № 2. 2009.
6.Ефимова Л.Г. Банковские сделки. М.,2000.
7.Жуков Е.Ф. Трастовые ифакторинговые операции коммерческих банков. М., 2005.
8.Ивасенко А.Г. Факторинг.Новосибирск, 2007.
9.Ивасенко А.Г. Факторинг. Сущность.Проблемы. Пути развития в России. М., 2006.
10.Исследования Эксперт РА:«Рэнкинг факторинговых компаний, 2009 год». //http://www.raexpert.ru/ratings/factoring/2009
11.Исследования Эксперт РА:«Российский рынок факторинга в 2009 году: в поисках точек роста».//http://www.raexpert.ru/researches/factoring/2009/
12.Исследования Эксперт РА:«Российский рынок факторинга в первом полугодии 2009 года: прерванный полет».//http://www.raexpert.ru/ratings/factoring/2009-1/
13.Комаров А.С. Финансирование подуступку денежного требования. //Гражданский кодекс Российской Федерации.Комментарии. Ч. 2. /Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. М.,2004.
14.Леднев М.В. Факторинг ПРО.//Банковское кредитование, № 4, июль-август 2010 г.
15.Ситникова Е. Факторинг как способобеспечения исполнения обязательств. //Бухгалтерия и банки, № 10, октябрь 2009.
16.Суханов Е.А. Договорфинансирования под уступку денежного требования (договор факторинга). М., 2006.
17.Хотинская Г.И., Докукина Е.В.Рынок факторинговых услуг: состояние и тенденции развития. //Маркетинг услуг. №2, 2008.
18.Шевченко Д. Российский факторинг:перезагрузка. //Консультант, №» 9, май 2010.
19.Эрделевский А. Договор факторинга.//Российская юстиция. 2007. № 1.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.