Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансирование библиотек

Федеральное агентство по образованию
государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Всероссийский заочный
финансово-экономический институт
Филиал в г. Туле
Курсовая работа
по дисциплине:
Финансы бюджетных организаций
На тему:
Финансирование библиотек
(Тема 4, зад.2, вариант 5)

г. Тула, 2009 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Роль и значение библиотек вкультурном развитии населения РФ
1.1  Основные виды библиотек
1.2 Состав и роль ведомственныхбиблиотек
Глава 2. Источники финансированиягосударственных и муниципальных библиотек
2.1 Порядок формирования ииспользования финансовых ресурсов библиотек
2.2 Источники формирования инаправления использования фондов развития библиотек
Глава 3. Источники финансированияведомственных библиотек РФ
Практическая часть
Заключение
Список литературы

Введение
Библиоте́ка —учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности дляобщественного пользования, а также осуществляющее справочно-библиографическуюработу. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотекимикрофиши, микрофильмы, аудио- и видеокассеты, диапозитивы, оптические носители(например, CD-ROM).В данной работа рассматриваются особенности финансированиябиблиотек.
Актуальность выбраннойтемы обусловлена тем, что для более полного удовлетворения потребностейпользователей библиотек в информации, рационального использования фондовбиблиотек государство стимулирует взаимоиспользование их ресурсов. С этой цельюорганы государственной власти финансируют деятельность государственныхбиблиотек, в том числе выполняющих функции центральных, по созданию условий длявзаимоиспользования их ресурсов (межбиблиотечного абонемента, сводныхкаталогов, автоматизированных баз данных, депозитариев).
Система библиотек Россиивключает в себя множество типов (например, научные, публичные и др.) и видовбиблиотек. Одни из них сложились в советский период и отражают подходы куправлению народным хозяйством в СССР. Это касается, прежде всего, библиотекразличных ведомств. Другие библиотеки, например, библиотеки политическихобъединений, возникли лишь в постсоветский период, в условиях перехода оттоталитарного общества к гражданскому правовому, демократическому. Впервыепосле нескольких десятилетий регламентации и строгого контроля за деятельностьюбиблиотек, предполагавшего функционирование преимущественно государственныхбиблиотек, появились библиотеки, не вписывающиеся в “раз и навсегда”устоявшиеся типологические рамки. Возникли библиотеки частные. На территорииРоссии начали свою работу библиотеки, финансируемые зарубежными государствами.Смогли сделать общедоступной свою работу библиотеки различных религиозныхконфессий, национально-культурных объединений. Принципиально измениласьдеятельность сложившихся библиотек, например, библиотек пенитенциарныхучреждений. С другой стороны, перестали функционировать целые сети библиотек,которые были наиболее привилегированными, например, сеть библиотек Домов икабинетов политпросвещения КПСС. Но наиболее значимые изменения коснулись сферыдеятельности библиотек публичных.
Цель данной работызаключается во всестороннем изучении особенностей финансирования библиотек.
Объектом исследования вработе выступают библиотеки. Предметом исследования являютсянормативно-правовые акты, регламентирующие особенность финансированиябиблиотек.
Структурно работа состоитиз введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.

Глава1. Роль и значение библиотек в культурном развитии населения РФ
 
1.1 Основные видыбиблиотек
финансирование библиотекафинансовый ресурс фонд
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о библиотечном деле включает Основы законодательстваРоссийской Федерации о культуре, Федеральный закон «О библиотечном деле»,принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовыеакты Российской Федерации, а также законы и иные нормативные правовые актысубъектов Российской Федерации в области библиотечного дела.
Библиотеки могут бытьучреждены органами государственной власти всех уровней, органами местногосамоуправления, юридическими и физическими лицами.
Федеральный законФедеральный закон от 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3
«О библиотечномделе» (с изменениями от 22 августа 2004 г.) является правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он устанавливаетпринципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественныхобъединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации,свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировойкультуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность.
Настоящий Федеральныйзакон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношениймежду государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями вобласти библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международногоправа.
В соответствии с порядкомучреждения и формами собственности выделяются следующие основные видыбиблиотек:
1) государственныебиблиотеки, учрежденные органами государственной власти, в том числе:
* федеральные библиотеки;
* библиотеки субъектовРоссийской Федерации;
* библиотеки министерстви иных федеральных органов исполнительной власти;
2) муниципальныебиблиотеки, учрежденные органами местного самоуправления;
3) библиотеки Российскойакадемии наук, других академий, научно-исследовательских институтов,образовательных учреждений;
4) библиотекипредприятий, учреждений, организаций;
5) библиотекиобщественных объединений;
6) частные библиотеки;
7) библиотеки,учрежденные иностранными юридическими и физическими лицами, а такжемеждународными организациями в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации.
Государственные имуниципальные библиотеки, централизованные библиотечные системы получают статусюридического лица с момента их регистрации в порядке, установленном действующимзаконодательством.
Статус других библиотекопределяется их учредителями.
НациональнымибиблиотекамиРоссийской Федерации являются Российская государственная библиотека иРоссийская национальная библиотека, которые удовлетворяют универсальныеинформационные потребности общества, организуют библиотечную, библиографическуюи научно-информационную деятельность в интересах всех народов РоссийскойФедерации, развития отечественной и мировой культуры, науки, образования.
Национальные библиотекиРоссийской Федерации выполняют следующие основные функции: формируют, хранят ипредоставляют пользователям библиотек наиболее полное собрание отечественныхдокументов, научно значимых зарубежных документов; организуют и ведутбиблиографический учет россики; участвуют в библиографическом учетенациональной печати, являются научно-исследовательскими учреждениями побиблиотековедению, библиографоведению и книговедению, методическими,научно-информационными и культурными центрами федерального значения; участвуютв разработке и реализации федеральной политики в области библиотечного дела.
Национальные библиотекиРоссийской Федерации действуют на основе настоящего Федерального закона иположений о них, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Национальные библиотекиРоссийской Федерации относятся к особо ценным объектам культурного наследиянародов Российской Федерации и являются исключительно федеральнойсобственностью. Изменение формы собственности указанных библиотек, ихликвидация либо перепрофилирование не допускаются; целостность инеотчуждаемость их фондов гарантируются. Деятельность национальных. Отдельныефункции национальных библиотек Российской Федерации могут делегироваться вустановленном порядке другим федеральным библиотекам и организациям
Национальная библиотекапризвана обеспечить сохранность и доступность всей печатной и смежнойпродукции, выпущенной и выпускаемой данным государством или имеющей к нему тоили иное отношение, могущей быть востребованной читателями. Для обеспеченияполноты фонда национальной библиотеки во многих странах используется системаобязательного экземпляра. В России функции национальной библиотеки выполняютРоссийская государственная библиотека (быв. имени Ленина) в Москве и Российскаянациональная библиотека в Санкт-Петербурге.
В республиках РоссийскойФедерации, автономных округах, автономной области соответствующими органамигосударственной власти могут образовываться национальные библиотеки.
Эти национальныебиблиотеки действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом,принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативнымиправовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовымиактами субъектов Российской Федерации.
Региональныебиблиотекивыполняют роль филиалов национальной библиотеки, что особенно актуально дляотдалённых регионов страны. В России особенно важную роль играют несколькорегиональных библиотек Урала и Сибири, наряду с двумя национальнымибиблиотеками наделённых правом получения обязательного экземпляра.
Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могутприсваивать ведущей универсальной библиотеке статус центральнойбиблиотеки, функции которой выполняют:
* в республике — национальная или республиканская библиотека;
* в автономном округе,автономной области — окружная или областная библиотека;
* в крае, области — краевая, областная библиотека.
Органы местногосамоуправления поселений, являющихся административными центрами муниципальныхрайонов, могут присваивать ведущей универсальной библиотеке соответствующегопоселения статус центральной районной библиотеки.
Органы местногосамоуправления городских округов могут присваивать ведущей универсальнойбиблиотеке соответствующего городского округа статус центральной городскойбиблиотеки.
Центральная библиотекаобязана формировать, хранить и предоставлять пользователям библиотеки наиболееполное универсальное собрание документов в пределах обслуживаемой территории,организовывать взаимоиспользование библиотечных ресурсов и оказыватьметодическую помощь библиотекам.
Федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления могут учреждать специальныецентральные библиотеки по отраслевому принципу и по обслуживанию особых групппользователей библиотек (детского и юношеского возраста, слепых и слабовидящихи других).
Функции центральныхбиблиотек могут распределяться в установленном порядке между несколькимибиблиотеками, которые в этом случае обеспечиваются бюджетным финансированием всоответствии с объемом их деятельности.
Публичныебиблиотекиобеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями.
Год 2003 2004 2005 2006 2007 Число библиотек системы Министерства культуры РФ (тыс. ед.) 49,6 49,1 48,9 48,8 48,8 В том числе: 4566 4524 4496 - - детские (ед.) юношеские (ед.) 45 46 45 43 41 Библиотечный фонд 982,3 978,6 974,1 967,4 965,2 (млн. экз.) Количество книговыдач (млн. экз.) 1 251 1 255 1 266 1 269 1 277 Число пользователей (млн. чел.) 54,6 55,1 55,6 55,9 56,5 Приобретение новых изданий 25,1 25,75 23,4 19,7 19,1 (млн. экз.) Число библиотек, имеющих ПК (ед.) - 1 449 1 698 1 326 1 664 Объем электронного каталога - 13 216 17 405 15 061 17 763 (тыс. зап.) Число библиотечных работников (чел.) 123 088 123 048 123 942 123 262 123 573 Доля бюджета в общих доходах (%) 89 86 72,7 93,9 94,5
В сеть публичныхбиблиотек России входят девять библиотек федерального ведения:
1. Российскаягосударственная библиотека (РГБ, фонд — 41 млн ед. хр.)
2. Российскаянациональная библиотека (РНБ, фонд — 32,5 млн ед. хр.)
3. Всероссийскаягосударственная библиотека иностранной литературы им. М. И. Рудомино (ВГБИЛ,фонд — 4,4 млн ед. хр.)
4. Государственнаяпубличная историческая библиотека (ГПИБ, фонд—3,2 млн ед. хр.)
5. Государственнаяобщественно-политическая библиотека (ГОПБ, фонд — 2,2 млн ед. хр.)
6. Российскаягосударственная библиотека по искусству (РГБИ, фонд — 1,7 млн ед хр.)
7. Государственнаяроссийская юношеская библиотека (ГРЮБ, фонд — 0,9 млн ед. хр.)
8. Государственнаяроссийская детская библиотека (ГРДБ, фонд — 0,8 млн ед. хр.)
9. Российскаягосударственная библиотека для слепых (РГБС, фонд — 0,9 млн ед. хр.). библиотекРоссийской Федерации осуществляется на основе координации и кооперации.
Специальныебиблиотекисобирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых,государственные стандарты, патенты, предсказания на пальмовых листьях и т. п.)или определённой тематики. Необходимость специальных библиотек в ряде случаеввызывается особыми условиями хранения изданий и пользования ими, но по большейчасти связана с невозможностью сосредоточить слишком большое количество изданийв одном помещении и обеспечить работу в одном учреждениивысококвалифицированных специалистов по слишком разным отраслям книжного дела.В России в последние десятилетия особенно важную роль стала игратьВсероссийская Государственная библиотека иностранной литературы, взявшая насебя ряд периферийных для библиотеки функций и превратившаяся благодаря этому вкрупный культурный центр.
Библиотеки для слепыхобеспечивают доступ к информации для слепых и слабовидящих читателей. Такиебиблиотеки содержат книги, набранные рельефным шрифтом Брайля и аудиокниги наразных носителях. Крупнейшая в России библиотека для слепых — РоссийскаяГосударственная библиотека для слепых. Помимо книг, набранных рельефным шрифтоми аудиокниг, она содержит большую коллекцию рельефно-объёмных моделей,позволяющих слепым узнать облик различных объектов[1].
Университетские,институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой,необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются кспециальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Однако, вотличие от специальных библиотек, институтские и ведомственные библиотеки неявляются общедоступными и обслуживают только читателей, относящихся ксоответствующему учебному заведению или ведомству. Впрочем, реализация этогопринципа зависит от национальной традиции и конкретных социокультурных условий:так, в США ряд университетских библиотек обеспечивает свободный доступ к своимфондам для всех желающих.
1.2 Состав и рольведомственных библиотек
Среди других библиотечныхсистем страны необходимо назвать как одну из крупнейших сеть библиотекРоссийской академии наук. Она включает в себя 375 библиотек. Крупнейшими из нихнаряду с Библиотекой РАН (фонд — более 20 млн. ед. хр. ), являются библиотекаИнститута научной информации по общественным наукам (ИНИОН, фонд — 12 млн. ед.хр. ), Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирскогоотделения Российской академии наук (ГПНТБ СО РАН) в Новосибирске (10 млн. ед.хр. ) и Библиотека по естественным наукам (БЕН РАН) в Москве (12,5 млн. ед. хр.)
Особую систему образуютбиблиотеки высших и средних специальных учебных заведений. В нее входит околотрех тысяч библиотек университетов, академии, институтов и колледжейКрупнейшими и старейшими из них являются научные библиотеки Московскогогосударственного университета (10 млн. ед. хр.) и Санкт-Петербургскогогосударственного университета (8 млн. ед. хр.).
Систему библиотек сферыобщего образования возглавляет Государственная научно-педагогическая библиотекаим. К. Д. Ушинского (фонд— 1,6 млн. ед. хр.), а всего в эту систему входитболее 63 тыс. школьных библиотек.
Возможно, наибольшиеизменения претерпела одна из ранее самых обеспеченных и самых сильных систем —система научно-технических библиотек. С 1990 г. продолжается тенденция к сокращению их численности. Ликвидированы в большинстве случаев центральныенаучно-технические библиотеки территориальных центров научно-техническойинформации. Выжили лишь те из них, которые адаптировались к рыночным условиямии стали самоокупаемыми. Перестали существовать и некоторые отраслевыеведомственные библиотеки, что закономерно, ибо количество библиотек исоответствующих сетей, охватывавших всю страну, определялось не столькореальными потребностями в столь гигантском количестве библиотек, созданных всоветское время, сколько интересами той системы управления народным хозяйством,которая сложилась на рубеже 1920—1930-х гг., — системы, основанной не наобщенациональных интересах, а на интересах ведомств.
В настоящее время в сферепромышленности, транспорта и связи насчитывается более 350 научно-техническихбиблиотек. Крупнейшей библиотекой этого профиля является Государственнаяпубличная научно-техническая библиотека России (ГПНТБ РФ, фонд — 8 млн. ед.хр.). К крупнейшим отраслевым библиотекам относятся Центральная научнаясельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ РАСН, фонд — более 3 млн. ед. хр.) иГосударственная центральная научно-медицинская библиотека (ГЦНМБ, фонд — около3 млн. ед. хр.). В сеть специальных сельскохозяйственных библиотек входит более700 библиотек, а сеть медицинских библиотек включает в себя примерно 1500библиотек. Среди других крупных центральных отраслевых библиотек следуетвыделить Центральную научно-техническую библиотеку железнодорожного транспорта(фонд — более 1,5 млн ед. хр.) и Центральную научно-техническую библиотеку построительству и архитектуре (фонд — более 1,2 млн ед. хр.). Разветвленной сетьюбиблиотек располагают Министерство обороны РФ и другие силовые ведомства.
Среди библиотек,специализирующихся на сборе, хранении и распространении определенного видадокументов, особо следует выделить Всероссийскую патентно-техническуюбиблиотеку с фондом около 15 млн ед. хр.
Обслуживанием высшихорганов государственной власти в России занимаются библиотека АдминистрацииПрезидента Российской Федерации (фонд — 2 млн. ед. хр.) и Парламентскаябиблиотека Российской Федерации (фонд—0,5 млн. ед. хр.).
Определеннуюположительную роль в модернизации современных российских библиотек играют изарубежные библиотеки, которые открыты в 1990-е гг. в Москве, Санкт-Петербургеи ряде регионов России. Это библиотеки зарубежных культурных центров. Среди нихнаиболее активно проявили себя Немецкий культурный центр (известный также как“Гёте-институт”) и Французский институт. Эти библиотеки обеспечивают жителейрегионов страны новейшей научной и другой литературой. В некоторых городах обакультурных центра создали на началах кооперации совместные читальные залы набазе центральных региональных библиотек, например, в Смоленске. В определеннойстепени проблемы, стоящие перед библиотеками, решаются на средстваблаготворительных зарубежных фондов, крупнейшим и наиболее активным из которыхв России является Фонд Сороса (Институт “Открытое общество”), имеющий своипредставительства в Москве, Санкт-Петербурге и в ряде регионов России. Насредства этого фонда обеспечен выход федеральных и региональных библиотек(центральных библиотек регионов, библиотек университетов и других вузов) вИнтернет, осуществлено их техническое переоснащение.

Глава2. Источник финансирования ведомственных и муниципальных библиотек
 
2.1 Порядокформирования и использования финансовых ресурсов библиотек
В основе государственнойполитики в области библиотечного дела лежит принцип создания условий длявсеобщей доступности информации и культурных ценностей, собираемых ипредоставляемых в пользование библиотеками.
Государство выступаетгарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и не вмешиваетсяв профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев,предусмотренных законодательством Российской Федерации. Государствоподдерживает развитие библиотечного дела путем финансирования, проведениясоответствующей налоговой, кредитной и ценовой политики. ПравительствоРоссийской Федерации разрабатывает в установленном порядке федеральныепрограммы развития библиотечного дела, а также программы, являющиеся составнойчастью федеральных государственных программ сохранения и развития культуры вРоссийской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти организуюткоординацию межрегиональных и межведомственных связей по библиотечномуобслуживанию, в том числе информатизации общества.
Государство поддерживаетразвитие библиотечного обслуживания наименее социально и экономическизащищенных слоев и групп населения (детей, юношества, инвалидов, пенсионеров,беженцев, безработных, жителей сельской местности, жителей районов КрайнегоСевера и приравненных к ним местностей). Органы государственной властистимулируют путем материальной поддержки библиотеки негосударственных формсобственности, организующие бесплатное общедоступное обслуживание населения.
Вопросы развития библиотечногодела учитываются в федеральных государственных программах в соответствии сОсновами законодательства Российской Федерации о культуре.
1. Федеральные органыгосударственной власти обеспечивают:
1) регистрацию и контрольза соблюдением особого режима хранения и использования библиотечных фондов,отнесенных к культурному достоянию народов Российской Федерации;
2) создание ифинансирование национальных и других федеральных библиотек, управление этимибиблиотеками;
3) определение принциповфедеральной политики в области подготовки и переподготовки библиотечных кадров,занятости, оплаты труда;
4) создание ифинансирование образовательных учреждений федерального подчинения,осуществляющих подготовку и переподготовку библиотечных кадров, управлениеэтими образовательными учреждениями;
5) содействие научнымисследованиям и методическому обеспечению в области библиотечного дела, а такжеих финансирование;
6) установлениегосударственных библиотечных стандартов и нормативов, организацию системы информационногообеспечения библиотечного дела7) организацию государственного статистическогоучета библиотек.
2. Органы государственнойвласти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправленияобеспечивают:
1) финансированиекомплектования и обеспечения сохранности фондов соответственно государственныхи муниципальных библиотек;
2) реализацию правграждан на библиотечное обслуживание.
3. Федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации и органы местного самоуправления не вправе принимать решения иосуществлять действия, которые влекут ухудшение материально-техническогообеспечения действующих библиотек, находящихся на бюджетном финансировании, ихперевод в помещения, не соответствующие требованиям охраны труда, хранениябиблиотечных фондов и библиотечного обслуживания. Решения указанных органов, атакже действия их должностных лиц, ущемляющие законные интересы библиотек и ихпользователей, могут быть обжалованы в судебном порядке. Учредитель библиотекив лице государства финансирует ее деятельность и осуществляет контроль за этойдеятельностью в соответствии с действующим законодательством, а также назначаетна должность руководителя библиотеки. Учредитель библиотеки не вправевмешиваться в творческую деятельность библиотеки, за исключением случаев,предусмотренных ее уставом и действующим законодательством.
 
2.2 Источникиформирования и направления использования фондов развития библиотек
Библиотечные фонды,комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а такжесодержащие особо ценные и редкие документы, являются культурным достояниемнародов Российской Федерации и могут объявляться памятниками истории и культурыв соответствии с законодательством Российской Федерации.
Библиотечные фонды,отнесенные к памятникам истории и культуры, находятся на особом режиме охраны,хранения и использования в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
В случае, если библиотекане обеспечивает необходимые условия для сохранности и доступности фонда,отнесенного к памятникам истории и культуры, этот фонд может быть изъят ипередан в состав другой библиотеки решением собственника фонда по представлениюспециально уполномоченного государственного органа по охране памятников историии культуры.
Ликвидация библиотек,фонды которых зарегистрированы в качестве памятников истории и культуры, могутпроизводиться собственниками библиотек только с разрешения специальноуполномоченного государственного органа по охране памятников истории и культурыс обеспечением последующей сохранности и использования указанных фондов.
Рукописные материалы,входящие в фонды библиотек, являются составной частью Архивного фондаРоссийской Федерации.
В целях содействияматериальному обеспечению деятельности библиотек всех форм собственности могутсоздаваться негосударственные фонды развития библиотек. Источником ихформирования являются взносы учредителей этих фондов, поступления отпредприятий, организаций, благотворительные взносы граждан и общественных объединений,доходы от проведения специальных лотерей, аукционов и других коммерческихмероприятий.; Средства указанных фондов используются в целях финансированияпрограмм развития библиотечного дела, координации и кооперации деятельностибиблиотек, на финансирование иных мероприятий в порядке, предусмотренномуставами этих фондов, утверждаемыми их учредителями. Средства фондов развитиябиблиотек могут использоваться в целях стимулирования деятельности любыхбиблиотек независимо от их форм собственности.
Рассмотрим источникифинансирования библиотечных фондов на примере фонда библиотеки среднегоспециального учебного заведения, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 21ноября 2002 г. N 4066
Единый фонд библиотекисостоит из различных видов отечественных и зарубежных изданий (учебной,научной, художественной литературы и др.), неопубликованных, аудиовизуальных иэлектронных документов, микроформ.
Степень устареваемостиосновных учебных изданий устанавливается по циклам дисциплин в соответствии сТребованиями к обеспеченности учебной литературой учебных заведенийпрофессионального образования, утвержденными заместителем Министра образованияРоссийской Федерации от 15.10.1999:
* общегуманитарные,социально-экономические и специальные — последние 5 лет,
* общепрофессиональные,естественнонаучные и математические — последние 10 лет.
Примерная структурафонда:
Основной фонд — частьединого фонда, включающая наиболее полное собрание отечественных и зарубежныхизданий и неопубликованных документов на традиционных и электронных носителяхпо профилю ссуза.
Подсобный фонд — частьединого фонда, пользующаяся наибольшим спросом читателей. Создается причитальных залах и абонементах. Подсобный фонд может быть специализированным,состоящим из документов, отобранных из основного фонда по какому-либо изпризнаков (виду, тематике, читательскому назначению). К подсобному фонду можетбыть организован открытый доступ.
Учебный фонд — специализированный подсобный фонд, включающий в свой состав издания независимоот их вида и экземплярности, предназначенные для обеспечения образовательногопроцесса. Учебный фонд формируется в соответствии с учебными планами ипрограммами ссуза и нормами книгообеспеченности.
Порядок формированияучебного фонда определяется картотекой книгообеспеченности образовательногопроцесса. Картотека содержит информацию об учебных дисциплинах, читаемых вссузе; контингенте студентов и формах их обучения; изданиях, рекомендуемых киспользованию в образовательном процессе по каждой дисциплине независимо отвида документа; коэффициенте книгообеспеченности и др. Картотека может бытьорганизована в карточном или электронном варианте.
Учебные издания идокументы приобретаются по письменной заявке преподавателей ссуза с указаниемназвания дисциплины и количества студентов, изучающих ее. Библиотека имеетправо корректировать экземплярность заказываемого издания, исходя изобеспеченности предмета и установленных нормативов. Предпочтение отдаетсяучебным изданиям, имеющим гриф Министерства образования Российской Федерации идругих федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющихподведомственные образовательные учреждения.
Учебные издания идокументы приобретаются из расчета обеспечения каждого обучающегося минимумомобязательной учебной литературы по всем циклам дисциплин, реализуемыхобразовательными программами. При этом объем фонда учебной литературы с грифомМинобразования России и других федеральных органов исполнительной властиРоссийской Федерации, имеющих подведомственные образовательные учреждения,должен составлять по количеству названий не менее 60 % от всего учебногобиблиотечного фонда.
Научные издания и другиевиды документов приобретаются, исходя из принципа удовлетворения читательскихзапросов в читальных залах.
Издания и документыприобретаются на основе предварительного заказа, который составляется путемпросмотра и отбора по библиографическим источникам информации.
Источникамикомплектования фонда являются библиотечные коллекторы, книготорговые икнигоиздательские организации, фирмы, частные лица, обменные фонды другихбиблиотек, агентство «Роспечать» и др.
Все издания и документы,приобретенные любыми подразделениями ссуза за бюджетные или внебюджетныесредства, полученные в дар или по обмену, поступают в единый фонд библиотеки.
Публичные библиотекиРоссии располагают огромным универсальным фондом всех видов и типов изданий наразличных носителях. В 2000 г. в их фондах насчитывалось около 1 млрд. ед. хр.В фондах публичных библиотек, находящихся ведении Министерства культуры РФ,имеется 965,3 млн. ед. хр., в том числе около 11,5 млн. ед. хр. редких и ценныхдокументов, в т.ч. свыше 1,5 млн. ед. хр. рукописных материалов 5 – 20 вв.,около 0,5 млн. томов старопечатных изданий 15– 19 вв., около 9,5 млн. редких иценных изданий. В РГБ и РНБ хранится 70 % всех книжных памятников, 30% – вдругих федеральных и региональных библиотеках России.
В фондах школьныхбиблиотек насчитывается свыше 1 млрд. ед. хр. (50% составляет учебнаялитература).
Книгообеспеченностьжителей фондами публичных библиотек всех ведомств в 2000г. в России составила 7томов на одного жителя; по библиотекам Министерства культуры – 6,6 (стандартИФЛА – 2–3 тома на каждого жителя). Фонды российских библиотек перегруженыморально и физически устаревшей, а потому и малоиспользуемой литературой.
 
ОБЩЕДОСТУПНЫЕБИБЛИОТЕКИ(на конецгода)Годы Число библиотек, тыс. в том числе Библиотечный фонд, млн. экз. в том числе Число экземпляров в среднем на 1000 человек населения в городах и поселках городского типа в сельской местности в городах и поселках городского типа в сельской местности всего в городах и поселках городского типа в сельской местности 2004 49,9 12,2 37,7 988 637 351 6888 6087 9054 2005 49,5 11,3 38,2 977 624 353 6843 5992 9138 2006 48,3 11,9 36,4 958 613 345 6733 5907 8963 2007 47,5 11,4 36,1 945 610 335 6656 5876 8772
 
Ежегодное поступлениеновых изданий в библиотеки системы Минкультуры России, по сравнению с 1990 г., уменьшилось в три раза и составило в 2000 г. всего 19,1 млн. экз. Порогом достаточностиможно было бы считать ежегодные приобретения библиотеками 38-40 млн. экз. новыхкниг.
Библиотеки РФ значительноразличаются объёмами своих фондов и масштабами своей деятельности. Самыекрупные центральные библиотеки субъектов РФ в Ростове-на-Дону (5,1 млн. ед.хр.), Самаре (4,1 млн. ед. хр.), Кирове (4,0 ед. хр.). Нижнем Новгороде (3,9млн. ед. хр.). Фонды 5 библиотек (Красноярск, Омск, Казань, Уфа, Воронеж)превышают 3 млн. ед. хр. 25 библиотек имеют фонды св. 2 млн. 22 – св. 1 млн.,остальные — менее 1 млн.
Велика разница вколичестве читателей, обслуживаемых библиотеками этого типа. Например, в 2000 вОмской государственной областной научной библиотеке было зарегистрировано 132359 пользователей, а в Иркутской – 26 234. Также неоднородна статистика поколичеству читательских посещений за год. Например, в Тверской УНБ ихнасчитывалось свыше 685 тыс., в Курской – 214 тыс., а в Саратовской – 187 тыс.
Согласно рекомендациямИФЛА, фонд публичной библиотеки должен обновляться за 10 лет и в нём должныприсутствовать 10% изданий, вышедших в свет за последние 2 года.Соответственно, в фонде должно быть 5% новинок текущего года. Объём поступленийновых изданий в публичные библиотеки в расчете на тысячу жителей по регионамРоссии различается в 26 раз:
от 20 изданий в СевернойОсетии, 31 – в Дагестане, 49 – в Пензенской области, 37 – в Курской области, до406 – в Эвенкийском АО, 463 – в Ненецком АО, 487– в Мурманской области, 562 – вЧукотском АО (при нормативе ЮНЕСКО — 250 книг на тысячу жителей). Этотпоказатель превышен в 8 регионах России и не достигнут в 80.
Децентрализация ирегионализация власти привели к усилению неравенства возможностей и качествабиблиотечного обслуживания, а значит – доступа населения к информации. Из-занедостаточного финансирования библиотек и несформированности книготорговой сетидо 80-90 процентов издаваемых в России новых книг отсутствуют не только вбиблиотеках, но и на территории многих регионов даже в единственном экземпляре.Это препятствует цивилизованному развитию нашей страны и сохранению единогоинформационного пространства. Появились богатые и бедные в информационномотношении регионы, населенные пункты и целые слои населения, информационныйразрыв между которыми усиливается. Нарастают различия и между библиотеками дажеодного типа внутри одного субъекта Федерации, между направлениями и темпамиразвития библиотечного дела разных субъектов Федерации, что подтверждается иданными государственной статистики и данными мониторинга состояниябиблиотечного дела, который последние годы ведет Отдел библиотек Министерствакультуры России.
Для того чтобы улучшитьположение библиотек и библиотекарей во всех регионах страны, необходимостремиться к решению общесистемных задач. Во-первых, добиваться понимания всемобществом того, что библиотеки — это фундамент интеллекта нации, а свободныйдоступ к информации – залог ее развития. Во-вторых, добиваться повышенияэффективности бюджетных расходов во всей сфере культуры. С социальной иобщекультурной точки зрения, для этого необходимо выработать:
· четкие критерииопределения приоритетных направлений действий и их финансирования;
· экономическуюмодель ресурсного обеспечения всей отрасли культуры, чтобы минимизироватьнерациональные расходы, ликвидировать бессистемное финансирование объектовкультуры, программ культурного развития, отдельных мероприятий;
· критерииэкономической и социальной эффективности принимаемых и реализуемых решений;
Доля расходов на культурув консолидированном бюджете субъектов Российской Федерации. Многим кажется, чтоименно этот фактор определяет библиотечные зарплаты и благополучие библиотек.Но это не так.
Последнее место врейтинге субъектов Федерации занимает Ямало-Ненецкий округ – 1%, который побиблиотечным зарплатам находится на 2-м месте в стране.
Предпоследнее место средивсех субъектов Российской Федерации делят богатые Москва и Татарстан, а такжесравнительно бедная Томская область, выделяющие 1,7% на культуру в своихконсолидированных бюджетах.
Лидируют по этомупоказателю сравнительно богатая Белгородская область – 4,8%, бедная Алтайскаяреспублика и еще более бедная Республика Тыва (по3,9%). То есть разница постране по этому показателю составляет 5 раз.
Доля расходов набиблиотеки в консолидированном бюджете на культуру субъектов Федерацииразличается по стране почти в 3 раза. Больше всего из бюджета культурывыделяется на библиотеки в Сахалинской области и в Курганской областях – треть,в Ростовской области – 21%, в Татарстане – 12%, в Москве – 9,5%.
Еще более интересносравнение показателей поступления финансовых средств на библиотечноеобслуживание одного жителя.
Эта цифра различается поРоссии в 27 раз. Ситуация здесь снова меняется на прямо противоположную.Корякский автономный округ – 303 рубля на жителя. Казалось бы, поскольку этосеверная территория, так и должно быть. Однако тоже северная Якутия,находящаяся на втором месте, отстает почти в три раза – 123 рубля. Дальше идут:Вологодская область – 48 рублей, Кемеровская область – 35 рублей,Санкт-Петербург – 34 рубля, Москва – 27 рублей (в 5 раз меньше, чем Якутия),Тульская область – 15 рублей, Ульяновская область – 12 рублей,Кабардино-Балкария – 11 рублей.
И, наконец, предпоследниймакропоказатель, который стоит проанализировать. Доля средств, израсходованныхна приобретение литературы от всех библиотечных расходов. Это уже не столькополитика региональных властей, сколько политика самих библиотек. Здесь разницапо стране достигает 50 раз: на комплектование фондов библиотек Мордовия тратит43% библиотечного бюджета, Калужская область – 26%, Санкт-Петербург – 15%,Москва – 11%, Ханты-Мансийский округ (там самая высокая зарплата) – 4%, Курскаяобласть – 2%, Северная Осетия не тратит ничего, библиотеки там существуюттолько за счет даров. Во всяком случае, такое положение дел фиксируетгосударственная статистика, если ее внимательно анализировать.

Глава3. Источники финансирования ведомственных библиотек РФ
Финансирование ведомственныхбиблиотек регламентируется Положением об основах хозяйственной деятельности ифинансирования организаций культуры и искусства (утв. постановлениемПравительства РФ от 26 июня 1995 г. N 609). Рассмотрим особенности финансированияданного вида библиотек.
Финансовые средстваведомственных библиотек образуются за счет:
* бюджетных ассигнованийи других поступлений от учредителя; доходов от платных форм культурнойдеятельности; платежей за оказание услуг по договорам с юридическими ифизическими лицами;
* добровольныхпожертвований, субсидий, средств, полученных по завещаниям;
* кредитов банков и иныхкредитных учреждений;
* других доходов ипоступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры бюджетногофинансирования ведомственных библиотек рассчитываются исходя из нормативов,определенных в установленном порядке, а при отсутствии таких нормативов — наоснове общих принципов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Бюджетные ассигнованиявыделяются на следующие цели:
* оплату труда работников(специалистов, творческого, управленческого, производственного ивспомогательного персонала) как состоящих в штате, так и привлекаемых подоговорам, выплату гонораров авторам произведений, используемых организациейкультуры;
* содержание зданий(включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочиеаналогичные расходы), оборудования, транспорта и (или) затраты на их аренду;
* содержание природныхкомплексов и объектов, относящихся к данной ведомственных библиотек;
* комплектованиебиблиотечных фондов, формирование новых и пополнение существующих музейныхколлекций, обеспечение особого режима их хранения, приобретение материалов дляреставрации фондов, научно-методическую деятельность;
* материальноеобеспечение художественного воплощения творческих замыслов (создание новыхпостановок, представлений, подготовку концертных программ и других видовмассовых зрелищ, организацию фестивалей, выставок, проведение работ по созданиюи обновлению экспозиций) и поддержание в рабочем состоянии материальногооформления постановок (программ, номеров), художественных экспозиций;
* оснащение ведомственныхбиблиотек современными техническими средствами и оборудованием, в том числеобеспечивающими безопасность фондов хранения и здания ведомственных библиотек;
* проведение капитальногоремонта;
* другие затраты,связанные с основной деятельностью ведомственных библиотек.
Запрещается нецелевоеиспользование бюджетных ассигнований, выделяемых на осуществление основнойдеятельности ведомственных библиотек, в том числе размещение бюджетныхассигнований на депозитных счетах кредитных учреждений и приобретение ценныхбумаг для получения организацией культуры дополнительного дохода.
Поступление средств извнебюджетных источников не является основанием для уменьшения размера бюджетныхассигнований ведомственных библиотек
Финансированиеведомственных библиотек и корректировка размера бюджетных ассигнованийосуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Поступающие из различныхисточников средства, в том числе доходы ведомственных библиотек отпредусмотренной уставом (положением) деятельности, за исключением средств,полученных от ведения предпринимательской деятельности, ассигнований накапитальный ремонт, реставрацию памятников истории и культуры, содержаниеприродных комплексов и объектов, оснащение техническими средствами иоборудованием, а также добровольных пожертвований, имеющих целевое назначение,включаются в общий доход ведомственных библиотек и образуют ее единый фондфинансовых средств.
Из средств общего доходаорганизация культуры осуществляет возмещение материальных затрат, расчеты пообязательствам с юридическими и физическими лицами, выплачивает проценты закредит, заработную плату, надбавки, доплаты и другие выплаты стимулирующегохарактера, начисления на заработную плату и иные текущие расходы. Оставшиесясредства направляются в фонд творческо-производственного и социального развитияведомственных библиотек.
Отчисления в фондтворческо-производственного и социального развития производятся ежеквартально(ежемесячно) и учитываются в общей сумме затрат по основной деятельностиведомственных библиотек.
В фондтворческо-производственного и социального развития направляются также:
* бюджетные ассигнования,выделяемые на капитальный ремонт, реставрацию, содержание природных комплексови объектов, оснащение техническими средствами и оборудованием;
* средства, полученные отреализации в установленном порядке излишнего, устаревшего и изношенногооборудования и других материальных ценностей;
* целевые взносыфизических и юридических лиц.
Средства фондатворческо-производственного и социального развития расходуются на творческое,производственное и социальное развитие ведомственных библиотек и не могут бытьиспользованы на оплату труда, выплату материальной помощи и других видовденежных вознаграждений.
Положение о фондетворческо-производственного и социального развития разрабатывается иутверждается организацией культуры самостоятельно в соответствии с настоящимПоложением и в порядке, предусмотренном уставом (положением) ведомственныхбиблиотек.
Не использованные вотчетном периоде средства не могут быть изъяты у ведомственных библиотек илизачтены учредителем в объеме финансирования следующего года.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
 
Задание2. Составлениепроекта сметы доходов и расходов больницы, поликлиники. Это задание состоит из трех частей. В первой приводятся общиепоказатели для проведения предварительных расчетов к составлению проекта сметыбольницы. Во второй части приведены показатели по вариантам (городская исельская больницы), городская поликлиника. В третьей, т. е. в табл. 7—11 и15—20, даются формы расчетов.
Присоставлении проектов смет городской и центральной районной больниц необходимо:
1. Определить среднегодовое количествопо типам коек и определить расходы на питание больных в планируемом году (табл.7 и 12).
2. Произвести расчет расходов намедикаменты, мягкий инвентарь и прочие расходы в планируемом году (табл. 8 и16).
3. Исчислить фонд заработной платыбольницы в планируемом году (табл. 9 и 17).
4. Рассчитать затраты на оплату дежурствв ночное время и праздничные дни (табл.10 и 18)
5. Исчислить расходы на коммунальныерасходы (табл. 11 и 19).
6. Составить проект сметы доходов ирасходов больницы (табл. 20).
7. Написать краткую пояснительнуюзаписку к проекту сметы больниц, поликлиники, в которой дать подробнуюхарактеристику расчетов к каждой таблице и сделать выводы о достаточностивыделенных ассигнований на содержание больницы.
Исходныеданные для расчетов сметы расходов для больниц
Расходына приобретение предметов длительного пользования предусматриваются в размере10% от текущих расходов, а на капитальный ремонт — в размере 15% от текущих расходов.
Начислениеединого социального налога производится в размере 26% фонда оплаты труда.
Надбавкик заработной плате работников в сельской местности составляют — 25%.
Расходына медикаменты на 1 больного в день:
хирургическиекойки  32 руб.
инфекционныекойки  35 руб.
детскиекойки              25 руб.
прочиекойки              30 руб.
Расходына питание составляют на 1 больного в день:
хирургическиекойки 25 руб.
инфекционныекойки  20 руб.
детскиекойки 20 руб.
прочиекойки 18 руб.
Прочиетекущие расходы на 1 больного составляют в планируемом году 100 руб. в год.
Числодней функционирования:
хирургическиекойки 300 дней
инфекционныекойки  180 дней
детскиекойки              280 дней
прочиекойки              300 дней
Расходына мягкий инвентарь на 1 койку в год:
ранеефункционирующая койка 150 руб.
вновьвведенная койка       350 руб.
Средняяставка заработной платы по ETC:
врачи                           1615руб.
средниймедперсонал 930 руб.
младшиймедперсонал 580 руб.
прочийперсонал          670 руб.
Показателидля исчислениясреднегодового количества коек в городской больнице

Таблица1 На начало года На конец года Срок ввода Хирургические койки 25 30 01.05 Инфекционные койки 15 15 Детские койки 40 45 01.07 Прочие койки 55 60 01.12
 
Таблица2. Показатели для исчисления фонда заработной платы Врачи Сред, мед. персонал Младший мед. персонал Прочий мед. персонал Количество ставок на 1 койку Хирургические койки 0,5 0,7 0,3 0,2 Инфекционные койки 0,5 0,8 0,4 0,3 Детские койки 0,4 0,7 0,3 0,2
  Прочие койки 0,4 0,7 0,3 0,2
  Надбавка за непрерывный стаж работы 58%
  Количество праздничных дней 10
  Количество ночных часов в год 2920
  Количество ставок для работы в ночное время и праздничные дни Средне-час. ставка Число ставок
  Врачи 10 8
  Средний медперсонал 7 15
  Младший медперсонал 4 12
  Прочий персонал 5 7
  /> /> /> /> /> /> /> /> />
 
Таблица3 Показатели для определения затрат на коммунальные услуги Ед. изм. Лимит на планируемый год Тариф, руб. Теплоэнергия тыс. Гккал 2 235,8 Электроэнергия тыс. кВт-ч 54 0,66 Вода и канализация
тыс. м3 3,9 5,4
 
Формырасчетов
 
Таблица4. Расчет расходов на питание  Количество коек Норма расходов, руб. Число дней функционир. Сумма расходов, тыс. руб. на начало года на конец года Средне-годовое вдень в год Хирургические койки 25 30 28 25 708 300 212500 Инфекционные койки 15 15 15 20 300 180 54000 Детские койки 40 45 43 20 850 280 238000 Прочие койки 55 60 55 18 998 300 299250 Итого 135 150 141 83 2856 1060 803750
Располагаяданными о количестве коек на начало и конец планируемого года и сведениями осроках развертывания сети, определяют среднегодовое количество коек по формуле:
Кср=К1+(К2 – К1)*n /12,
где Кср— среднегодовое количество коек в планируемом периоде; К1 —количество коек на начало планируемого года; К2 — количество коек наконец планируемого года; п — число месяцев функционирования новых коек.
1.Среднегодовое количество хирургических коек:
К ср=25 + (30-25)*8/12 = 28
Аналогичносчитаются и остальные среднегодовые показатели
2. Нормарасходов на питание в день дано в исходных данных.
3. Чтобы рассчитать норму расходов в день умножим среднегодовое количество коек нанорму расходов на 1 больного в день.
4. Числодней функционирования каждой койки даны в исходных данных.
5. Суммарасходов = число дней функционирование * норму расходов в год на каждый видкоек.
Формулырасчетов представлены на рис 1.

/>
Рис 1.формулы расчетов расходов на питание.
Таблица5. Расчет расходов на медикаменты, мягкий инвентарь и прочих расходов  Среднегодовое количество Норма расходов, руб. Сумма расходов, коек койкодней на 1 день в год тыс. руб. Медикаменты Хирургические койки 28 8500 32 X 272000 Инфекционные койки 15 2700 35 X 94500 Детские койки 43 11900 25 X 297500 Прочие койки 55 16625 30 X 498750 Итого 141 39725 122   1162750   Мягкий инвентарь     Количество коек на начало года 135 X X 150 20250 Прирост коек 15 X X 350 5250 Итого 150       25500 Прочие расходы Всего коек 141 X X 100 14125
 
Формулырасчетов представлены на рис 2.
/>
Рис 2.Формулы расчетов расходов на медикаменты, мягкий инвентарь и прочие расходы.
Таблица9. Расчет расходов на заработную плату  Среднегодовое количество коек Кол-во ставок на 1 койку Кол-во ставок на все койки Средняя ставка зарплаты в месяц Фонд заработной платы в год, тыс. руб. Фонд заработной платы врачей           Хирургические койки 28 0,5 14 1615 271320 Инфекционные койки 15 0,5 7,5 1615 145350 Детские койки 43 0,4 17,2 1615 333336 Прочие койки 55 0,4 22 1615 426360 Итого 141 х 60,7 х 1176366 Фонд заработной платы среднего медперсонала           Хирургические койки 28 0,7 19,6 930 218736 Инфекционные койки 15 0,8 12 930 133920 Детские койки 43 0,7 30,1 930 335916 Прочие койки 55 0,7 38,5 930 429660 Итого 141 х 100,2 х 1118232 Фонд заработной платы младшего медперсонала           Хирургические койки 28 0,3 8,4 580 58464 Инфекционные койки 15 0,4 6 580 41760 Детские койки 43 0,3 12,9 580 89784 Прочие койки 55 0,3 16,5 580 114840 Итого 141 х 43,8 х 304848 Фонд заработной платы прочего персонала           Хирургические койки 28 0,2 5,6 670 45024 Инфекционные койки 15 0,3 4,5 670 36180 Детские койки 43 0,2 8,6 670 69144 Прочие койки 55 0,2 11 670 88440 Итого 141 х 29,7 х 238788 Всего фонд заработной платы         2838234 Надбавка за непрерывный стаж, %         58% Сумма, тыс. руб         1646175,7
 
Исходные данные длярасчета таблицы 9 даны в таблице 2. Формулы расчета на рис 3.
 
/>
Рис 3. Расчет заработнойплаты.
 

Таблица10Оплата работы в праздничные дни и ночное время   Кол-во ставок Средняя ставка, в час. Кол-во дней Кол-во часов Сумма расходов, тыс. руб. Оплата работы в праздничные дни           Врачи 8 10 10 7 5600 Средний медперсонал 15 7 10 7 7350 Младший медперсонал 12 4 10 7 3360 Прочий персонал 7 5 10 7 2450 Итого 42 х х х 18760 Оплата работы в ночное время           Врачи 8 10 х 2920 233600 Средний медперсонал 15 7 х 2920 306600 Младший медперсонал 12 4 х 2920 140160 Прочий персонал 7 5 х 2920 102200 Итого 42 х   х 782560
 
Исходные данные длярасчета таблицы 10 даны в таблице 2. Формулы расчетов на рис 4.
/>
Рис 4. Расчет оплатыработы в праздничные дни и ночное время.
Таблица6. Расчет затрат на коммунальные услуги и прочие расходы  Ед. изм. Лимит на планируемый год Тариф, руб.(1 ед) Сумма, тыс. руб. Теплоэнергия
тыс. м3 2 235,8 471,6 Электроэнергия тыс. кВт-ч 54 0,66 35,64 Вода и канализация
тыс. м3 3,9 5,4 21,06
 
Исходнаятаблица для расчетов – таблица 3. Так как единицы измерения даны в тыс. ед., тосумма тоже будет в тыс. рублях. Расчет показан на рис 5.
 
/>
Рис 5.Расчет коммунальных платежей.
 
Таблица20. Смета расходов городской поликлиники на 2005 годНаименование Код показателя Сумма, тыс. руб.   Текущие расходы 100 000 4856654,682   Закупки товаров и оплата услуг 110 000 4856654,682   Оплата труда государственных служащих 110 100 1646175,7 Табл.9 Оплата работы в праздничные дни и ночное время 110 110 801320 Табл 10 Начисления на оплату труда (26%) 110 200 428005,682 26% от оплаты труда Приобретение предметов снабжения и расходных материалов 110 300 1980625   Мягкий инвентарь и обмундирование 110 320 14125 Табл.8   Продукты питания 110 330 803750 Табл.7 Медикаменты 110 340 1162750 Табл.8 ОПЛАТА КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ 110 700 528,3   Оплата потребления тепловой энергии 110 720 471,6 Табл.11 Оплата потребления электроэнергии 110 730 35,64 Табл.11 Оплата водоснабжения помещения 110 740 21,06 Табл.11 КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ 200 000 777064,7491   КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОСН. ФОНДЫ 240 000 777064,7491   Приобретение оборудования и предметов длительного пользования 240 120 48566,54682 10% от текущих расходов КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО 240 200     Капитальный ремонт 240 300 728498,2023 15% от текущих расходов Капитальный ремонт объектов непроизводственного назначения 240 330     ИТОГО РАСХОДОВ 800 000 5633719,431   ИТОГО ДОХОДОВ      
 
Таблицыиз которых взяты данные отмечены справа от данной таблицы. Формулы расчетов рис6.
 
/>
Рис 6.Расчет сметы расходов.
 
Пояснительная записка
1. По заданию 2 необходимо рассчитать и заполнить формырасчетов, для варианта №5 это таблицы 7- 11, 20.
2. В таблице 7, располагая данными околичестве коек на начало и конец планируемого года и сведениями о срокахразвертывания сети, определяют среднегодовое количество коек. Расходы напитание больных определяются исходя из среднегодового количества коек, денежныхнорм на питание и числа дней функционирования.
3. В таблице 8 расходы на медикаменты,мягкий инвентарь, прочие расходы исчисляются исходя из среднегодовогоколичества коек и денежных норм.
4. В таблице 9 Расходы на оплату трудаопределяется по врачам, среднему, младшему медицинскому персоналу, прочемуперсоналу по видам и профилям коек исходя из средней ставки заработной платы ичисла ставок на I койку. Фондзаработной платы увеличивается на средний процент повышения за непрерывный стажработы.
5. В смете расходов больницы отдельнопредусмотрены затраты на оплату работы в праздничное и ночное время с учетомколичества часов дежурств, количества занятых ставок и среднечасовой ставкизаработной платы. Эти расчеты отражены в таблице 10.
6. Располагая данными о лимитахпотребления энергоресурсов и тарифах на них, определяем сумму ассигнований накоммунальные и прочие услуги. Заполняем таблицу 11.
7. На основании расчетов предыдущихтаблиц заполняем смету расходов городской поликлиники.
8. Подробные расчеты таблиц показаны нарисунках по ходу выполнения данной работы.
9. Итого расходов на содержаниегородской больницы составило 5 633 719,43 тыс. руб., из которых 777 064,75 тыс.руб. составляют капитальные расходы, и 4 856 654,68 тыс.руб. – текущие расходы.
10. Сделать выводы одостаточности выделенных ассигнований на содержание больницы не удалось занеимением показателей дохода данной больницы.

Заключение
 
По итогам проведенногоисследования теоретической части сделаем следующие выводы:
На территории РоссийскойФедерации создаются и действуют библиотеки различных форм собственности впорядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации инастоящим федеральным законом.
Библиотека — информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающееорганизованным фондом тиражированных документов и предоставляющее их вовременное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может бытьсамостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия,учреждения, организации.
Общедоступная библиотека- библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом иуслугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и формсобственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности,отношению к религии.
В дальнейшем развитиекорпоративных библиотечных систем должно привести к тому, что библиотеки,наряду с генерированием сводных электронных каталогов путем распределенияобработки новых поступлений совместными усилиями, будут:
· создаватьполнотекстовые базы данных (электронные библиотеки) путем формирования вэлектронном виде своей части коллекции, доступной для удаленных пользователей;
· организовыватьслужбы заказа электронной доставки документов;
· интегрироватькорпоративные ресурсы в мировое информационное пространство;
· осуществлятьрекламирование создаваемой информационной продукции и предоставляемых услуг.
Для успешной деятельноститаких корпоративных библиотечно-информационных систем необходимо:
· четкоеразграничение полномочий между участниками;
· использованиеобщих авторитетно-нормативных файлов;
· использованиеединых коммуникативных форматов или обеспечение их конвертирования;
· качественное иоперативное выполнение всеми участниками взятых на себя обязательств.
Говоря о финансированиибиблиотек, можно сказать, что это не выгодно из-за отсутствия доходов, и, крометого, затратно: необходимо регулярно пополнять книжный ассортимент, платитьзаработную плату работникам библиотек.
В практической части быларассчитана смета расходов по городской больнице. Основные расходы данного учреждениясоставляют текущие расходы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Основызаконодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации иархивах от 07.07. 1993 г. №5341-1. // ПБД «Консультант Плюс 3000»- base.konsultant.ru
2. ПриказМинобразования РФ от 11 апреля 2001 г. N 1623 «Об утверждении минимальныхнормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части,касающейся библиотечно-информационных ресурсов»// ПБД «Консультант Плюс3000»- base.konsultant.ru
3. ПриказМинобразования РФ от 27 апреля 2000 г. N 1246 «Об утверждении Примерного положенияо формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения» // ПБД«Консультант Плюс 3000»- base.konsultant.ru
4. ПриказМинобразования РФ от 27 апреля 2000 г. N 1247 «О системе координациибиблиотечно-информационного обслуживания образовательных учреждений РоссийскойФедерации» // ПБД «Консультант Плюс 3000»- base.konsultant.ru
5. ПриказМинкультуры РФ от 2 декабря 1998 г. N 590 «Об утверждении „Инструкцииоб учете библиотечного фонда“ // ПБД «Консультант Плюс 3000»- base.konsultant.ru
6. Федеральный законот 29 декабря 1994 г. N 78-Ф3 «О библиотечном деле» (с изм. и доп. от 22августа 2004 г.) // ПБД «Консультант Плюс 3000»- base.konsultant.ru
7. Федеральный закон«О государственной поддержке средств массовой информации и книгоизданияРоссийской Федерации» от 01.12.1995 г. № 191-ФЗ. // ПБД «Консультант Плюс3000»- base.konsultant.ru
8. Бабич А.М.,Егоров Е.В., Жильцов Е.М. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. М.:РАУ, 1993.
9. Бюджетная системаРоссии: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.– 550 с.
10.  Кузьмин Е. И. Библиотечная Россия нарубеже тысячелетий. Государственная политика и управление библиотечным делом:смена парадигмы. М.: Либе-рея, 1999.—223с.
11.  Кузьмин Е.И. Современное состояниебиблиотечной России. .- [Электронный ресурс]: Экономический Интернет-журнал. –Режим доступа: World Wide Web. URL: www.budgetrf.ru
12. Российскийстатистический ежегодник 2008г. — М., 2008
13.  Немирова Г.И. / Попова М.Г.Финансовое обеспечение деятельности публичных библиотек в условиях развитиярыночных отношений /Журнал «Финансы и кредит» 2(206) — 2006 январь-[Электронныйресурс]: Научный Интернет – журнал — Режим доступа: World Wide Web. URL:. www.fin-izdat.ru/journal/fc/detail.php?ID=6137
14.  Общедоступные библиотеки РоссийскойФедерации в цифрах 1999 год / ГИВЦМКРФ.М.,2000.
15.  Общедоступные государственныебиблиотеки Российской Федерации в 1995-1998 годах: (Аналитический обзор) /ГИВЦМКРФ. —М., 1999. — 6с.
16.  От массовой к публичной библиотеке:Материалы семинара (1-11ноября 1999 г., Москва) / Моск. библ. ассоц.Рос. гос.б-ка для слепых. М., 1993,
17.  Состояние сети основных учрежденийсистемы Министерства культуры Российской Федерации / / Ориентиры культурнойполитики: Информационный выпуск №1 /ГИВЦМКРФ.М..2003.С.51-101.
18.  Тюлина Н. И. Национальная библиотека:Опыт типологического анализа. М.: Книжная палата, 1988. — 184с.
19.  Финансы бюджетных организаций:Учебник / Под ред.проф. Г.Б. Поляка. – М.: Вузовский учебник, 2005. – 363 с.
20.  ru.wikipedia.org/wiki/%C1%E8%E1%EB%E8%EE%F2%E5%EA%E0


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :