ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Экономическая характеристика ООО«Марка плюс»
2. Финансирование инвестиционного проекта,проводимого ООО «Марка плюс»
2.1 Содержание инвестиционногопроекта строительства нового здания
2.2 Оценка эффективностиинвестиционного проекта
2.3 Кредитование как источник финансированияинвестиционного проекта, проводимого ООО «Марка плюс»
3. Совершенствование структурыисточников финансирования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Для поддержанияконкурентоспособности и доли рынка сбыта, предприятию постоянно необходимопроизводить реконструкцию производственных мощностей, обновление имеющейсяматериально-технической базы, наращивание объемов производственнойдеятельности, освоение новых видов деятельности. Именно поэтому предприятие дляначала его деятельности, а затем и для последующего развития нуждается винвестициях.
Финансовое обеспечение инвестиционного процесса — это, по сути, участие финансов в воспроизводствеосновного капитала. Реализация инвестиционного процессасвязана с поиском решений в области определения возможных источниковфинансирования инвестиций, способов их мобилизации, повышения эффективностииспользования.
Цельюработы является изучение механизма финансирования инвестиционного проекта,реализуемого ООО «Марка плюс».
Всоответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) оценитьэффективность проводимого ООО «Марка плюс» инвестиционного проекта, а такжепроанализировать схему его финансирования;
2) предложитьпути совершенствования структуры источников финансирования инвестиций.
Предметом исследованияявляются методы и источники финансирования инвестиционного проектастроительства ООО «Марка плюс». При написании работы были использованы такиеметоды, как сравнение, обобщение, анализ, синтез данных, аналогия, метод графическогопостроения и др.
1. Экономическаяхарактеристика ООО «Марка плюс»
ООО«Марка плюс» зарегистрировано 21 февраля 2003года за основным государственнымрегистрационным номером 1033500053850. Полноенаименование — Общество с ограниченной ответственностью «Марка плюс»,фирменное наименование — Общество с ограниченной ответственностью «Маркаплюс». Юридическое лицо является действующим, расположено по адресу160000, Вологодская область, город Вологда, улица Московская, 23 А. Запись вЕГРЮЛ внесена 21.02.2003. Наименование органа (лица) Директор – Смирнов А.А.
Основнымвидом деятельности общества является оптовая торговля горюче-смазочнымиматериалами. Реализация ведется по Вологодской области, предприятие имеетпостоянную клиентскую базу. Также реализация ведется в розницу через АЗС,оформленную на одного из учредителей.
Помимоосновного вида деятельности предприятие имеет новое двухэтажное здание, площадикоторого планируется сдавать в аренду. В настоящее время здание достроенополностью, поставлено на учет в УФРС, ведется работа по заключению договоров нааренду помещений.
Посостоянию на 01.07.2009года согласно предоставленной отчетности произведенанализ динамики финансовых показателей деятельности заемщика, расчет оценочныхпоказателей. Согласно проведенному анализу предприятие имеет:
Таблица 1.1
Основные показателидеятельности ООО «Марка плюс» по форме №1Наименование показателя На 01.07.08, тыс.руб. На 01.01.09, тыс.руб. На 01.07.09, тыс.руб. 01.07.09 к 01.07.08 % 01.07.09 к 01.01.09, % Валюта Баланса 32642 42341 45380 139,0 107,18 Активы Внеоборотные активы 1168 31894 38658 3309,8 121,2 Оборотные средства 31474 10447 6722 21,4 64,3 в т.ч. запасы 18582 1787 1868 10,1 104,5 дебиторская задолженность 6277 7532 4602 73,3 61,1 Пассивы Собственные средства (Чистые активы) 381 150 325 85,3 216,7 Займы, кредиты 30722 35201 36175 117,7 102,8 Кредиторская задолженность 1539 6990 8880 577,0 127,0
Анализдинамики валюты баланса показывает, что за Iполугодие 2009 г. она увеличилась на 7%, а за год на 39%. Причем внеоборотные иоборотные активы в долевом соотношении составили соответственно 85% и 15%. В тоже время внеоборотные активы увеличились в 33 раза, что связано состроительством офисного здания. Что касается структуры внеоборотных активов, топо мере возрастания объема незавершенного строительства, доля которогопостепенно увеличивалась и на 01.07.09 составила 97% в их совокупности,остальные строки данного раздела баланса остались практически неизменны. Такжеследует отметить, что объем основных средств уменьшается (примерно на 8,5% всравнении с 01.07.08), что объясняется перепрофилированием деятельностипредприятия.
Всвою очередь оборотные средства за год уменьшились почти на 80% и составили 6722тыс. руб. Прежде всего это связано со снижением объема запасов предприятия (на90%) вследствие использования запасов сырья и материалов на строительствоздания. Также причиной уменьшения оборотных средств послужило снижениедебиторской задолженности на 27%. Данная тенденция свидетельствует о снижениерисков невозврата платежей и улучшению работы предприятия с дебиторскойзадолженностью. Структура оборотных активов имеет следующий вид: 28% — запасы(из них 80% товары для перепродажи), 68% — дебиторская задолженность,платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты, 4% — денежные средства. При этом следует отметить, что товары для перепродажи втечение исследуемого периода сохраняются на прежнем уровне, что свидетельствуето стабильной деятельности организации на рынке реализации ГСМ.
Анализпассива баланса показал, что увеличение объема финансирования деятельности былообеспечено на 6% собственным капиталом и на 94% краткосрочным заемнымкапиталом. Собственные средства организации за Iполугодие2009г. увеличились в 2,2 раза и составляют 325 тыс. руб., в тоже время посравнению с 01.07.2008г. наблюдается снижение показателя на 15%, что связано сдлительной убыточной деятельностью предприятия в 2008г.
Краткосрочныйзаемный капитал, составляя 99,3% пассивов, является, по сути, единственнымисточником финансирования деятельности предприятия. Причем их объем по мереразвития бизнеса постоянно растет. Кредиты и займы и кредиторская задолженностьсоотносятся как 4:1 в заемном капитале организации. Следует отметить, чтокредиторская задолженность по сравнению с данными на 01.07.08 увеличилась почтив 6 раз, тогда как дебиторская задолженность снизилась на 1675 тыс. руб. Исходяиз данных баланса организации за IIквартал кредиторская задолженность практически в 2 раза превышает дебиторскую,что внушает опасения насчет платежеспособности ООО «Марка плюс».
Далеенеобходимо произвести анализ финансового результата деятельности предприятия,отраженного в отчетах и прибылях и убытках за исследуемый период:
Таблица1.2
Основныепоказатели деятельности предприятия по форме №2Наименование показателя На 01.01.09, тыс.руб. На 01.07.08, тыс.руб. На 01.07.09, тыс.руб. 01.07.09 к 01.07.08 % Выручка от продажи товаров 82250 49241 21866 44,4 Валовая прибыль 12841 6548 7033 107,4 Прибыль от продаж 4537 1785 3963 222 Балансовая прибыль 24 330 219 66,3 Чистая прибыль (убыток) (167) 104 175 168,3
Выручказа 2 квартала 2009г. составила 21866 т.р. и уменьшилась на 54% к уровнюпредыдущего года. Данное обстоятельство объясняется снижением наценок на бензини продажей одной из заправок, оформленную на учредителя. Несмотря на это,валовая прибыль выросла на 7,4% в связи со снижением себестоимости проданныхтоваров. Прибыль от продаж увеличилась по сравнению с аналогичным периодомпредыдущего года более чем в 2 раза благодаря сокращению коммерческих расходов.Прежде всего, данное сокращение произошло за счет уменьшения объема продаж.Балансовая прибыль сократилась на 111 тыс. руб. Увеличение объема привлекаемыхкредитов повлекло увеличение статьи процентов к уплате, что в конечном итоге исказалось на размере балансовой прибыли. По итогам работы за 1 полугодие2009года ООО «Марка плюс» получило чистую прибыль в размере 175т.р., в то времякак за 2008год убыток составлял 167 т.р. Таким образом, снижение убытковподтверждает планируемую динамику деятельности предприятия. Увеличениепоказателей финансовых результатов планируется в IIIквартале 2009г., за счет увеличения реализации по основному виду деятельности(летне-осенний период), а также за счет сдачи в аренду здания.
Наоснове предоставленной отчетности рассчитаны следующие показатели:
Таблица1.3
Расчетныепоказатели деятельности ООО «Марка плюс»Наименование показателя На 01.07.08, тыс.руб. На 01.07.09, тыс.руб. Абсолютная разница Рентабельность продаж 0,27 0,56 0,29 Чистая рентабельность продаж 0,016 0,025 0,009 Срочная ликвидность 0,2 0,11 -0,9 Текущая ликвидность 0,97 0,15 -0,82 Коэффициент платежеспособности 1,002 1,06 0,058 Оборачиваемость активов 0,87 0,33 0,54 Оборачиваемость оборотных активов 2,12 2,55 0,43 Коэффициент деловой активности 1,5 0,48 -1,02
Низкиепоказатели ликвидности предприятия объясняются большой величиной кредитов ввалюте баланса. Ожидается, что по мере окупаемости проекта и расчета пообязательствам они достигнут нормального уровня. Исходя из отрицательнойдинамики коэффициентов деловой активности и оборачиваемости активов, можносделать вывод, что предприятие постепенно сокращает обороты основнойдеятельности, готовясь к ее перепрофилированию. Несмотря на это, эффективностьдеятельности ООО «Марка плюс» повысилась, о чем говорит увеличение показателейрентабельности продаж в 2 раза. Прочая рентабельность продаж увеличилась на0,9% за счет увеличения чистой прибыли, что свидетельствует о постепенномвыходе предприятия из убытков и восстановлении эффективности его деятельности.
Такимобразом, можно отметить, что ООО «Марка плюс» ведет свою деятельность (какосновную, так и инвестиционную) в значительной мере за счет заемного капитала.Малый объем собственных средств приводит к наличию высокого риска неплатежей пообязательствам, занижает показатели ликвидности. Финансовая устойчивостьпредприятия оценивается как низкая. Однако с другой стороны такая оценкасостояния и деятельности предприятия не может быть признана верной — отчетностьорганизации в данный период времени (период инвестирования) не может адекватноотражать ситуацию, т.к. сильно искажается наличием большого объемакраткосрочных кредитов.
Такжеследует отметить, что предприятие, финансируя свою деятельность за счет заемныхисточников, вовремя и в полном объеме расплачивается по своим обязательствам, впоследние полгода вышло из убытков и получает прибыль; ведется деятельность попродаже ГСМ и успешно реализован проект строительства здания.
2. Финансированиеинвестиционного проекта, проводимого ООО «Марка плюс»
2.1 Содержаниеинвестиционного проекта строительства нового здания
Основнымвидом деятельности ООО «Марка плюс» является торговля ГСМ различных видов.Однако ввиду насыщенности этого сегмента рынка, а также серьезной конкуренции иобилия компаний-поставщиков в Вологодской области такая деятельность становитсявсе менее рентабельной, продажи сокращаются. Исходя из вышеизложенного,учредителями ООО «Марка плюс» было решено постепенно перепрофилироватьдеятельность организации. В качестве целевой была выбрана сфера сдачи офисныхпомещений в аренду. Это решение обосновывалось развитием бизнеса в городе исоответственно очевидным наличием спроса на «продукт» такого рода, а такжеотносительно малым риском (в сравнении с торговой деятельностью) истабильностью получения дохода.
Инвестиционныйпроект ООО «Марка плюс» посвящен строительству нового двухэтажного здания поадресу: г. Вологда, ул. Доронинская, д. 42. Данный проект планируетсяреализовать силами ООО «Марка плюс», без привлечения каких-либо стороннихстроительных организаций.
Зданиерасположено на перекрестке улиц Доронинская и Дальняя в Заречном микрорайонегорода Вологды. Данное месторасположение выбрано исходя из следующих факторов:
1)Наличие в микрорайоне спроса на такого рода недвижимость, перевешивающуюпредложение;
2)развитие производства и жилищного строительства в районе;
3)наличие вблизи здания автозаправочной станции;
4)оборудованная площадка для парковки транспорта перед зданием;
5)удобное транспортное сообщение с центром города.
Площадьздания составляет 2000 кв. м. Все площади планируется сдавать в аренду подофисы представительствам и филиалам коммерческих организаций. Здание относитсяк категории форматных бизнес центров, ориентировано на мелкие и средниеорганизации. По объемам платных услуг на душу населения, оба города уженаходятся на уровне российских миллионников. В связи с этим, и в Вологде, и вЧереповце следует ожидать бум деловой недвижимости. Касательно предложениякоммерческой недвижимости следует отметить, что в Вологде строится и работаетдовольно много малых бизнес центров площадью 300-500 кв.м., построенных встарой части города. Такие бизнес центры экономически малорентабельны истроятся компаниями для собственного использования. При этом, это единственныйформат деловых зданий, разрешенный к строительству в старой части города. Какуже упоминалось ранее, строительство крупных форматных бизнес центров вцентральной части города Вологда ограничено высотным регламентом и «нарезкой»земельных участков. В Вологде работают несколько неформатных бизнес центровплощадью по 2-3 тысячи кв.м., переоборудованные из зданий проектныхорганизаций. В последнее время в Вологде также построено несколько объектов,подходящих под категорию форматных бизнес центров (класса С), однако не один изних не располагается в Заречном микрорайоне. Таким образом, аналогичного зданияв данном районе не существует, что в совокупности с наличием необходимости в офисныхпомещениях определяет целесообразность реализации инвестиционного объекта.
Ценовая политика разработана таким образом, чтобы сдаваемые площади былидоступны среднему и малому бизнесу. Стратегия ценообразования будетотталкиваться от затрат на строительство. Кроме того, в дальнейшем она будетопираться на спрос на услуги. Планируемая стоимость арендной платы за 1 кв. м.составит 500 руб. без учета НДС. Средняя цена аренды по городу в бизнес центрахформатного класса составляет 650 руб. Она превышает планируемую на 30%, что витоге положительно влияет на предъявляемый спрос на аренду помещений данногоздания.
Окончаниестроительства планировалось на февраль 2009 года. Строительство было выполненов сроки. Предприятие выходит на планируемую мощность (сдача в аренду всехимеющихся помещений) сразу после ввода в эксплуатацию. Доход от аренды офисныхпомещений исходя из планируемой стоимости арендной платы составит в 2009 году –12 млн. руб., в 2010 году – 14 млн. рублей., в 2011 – году 16 млн. рублей.
Длядостижения максимальной мощности, т.е. сдачи в аренду всех имеющихся площадей,необходимо проводить грамотную маркетинговую политику с целью привлеченияклиентов. Руководство ООО «Марка плюс» не планировало проводить крупнуюрекламную кампанию, исходя из выгодного месторасположения объекта и отсутствияконкуренции. Основной упор делался на ценовую политику, наиболее приемлемую дляпотенциальных клиентов.
Напервоначальном этапе проводились небольшие по масштабу рекламные мероприятия,направленные на информирование потенциальных клиентов о сдаче в арендупомещений. Целевое направление рекламы при минимуме затрат достигалось посредствам проведения таких мероприятий, как размещения рекламных объявлений вхоллах офисных и административных зданий, расположенных в этом районе,распространением красочных рекламных листовок в центральной и заречной частигорода, оформлением вывески на фасаде здания, в котором будут сдаваться варенду помещения, объявления в газете.
2.2 Оценкаэффективности инвестиционного проекта
Различаютпростые (статические) и усложненные методы оценки, основанные на теорииизменения стоимости денег во времени. Методические рекомендации по расчетуэкономической эффективности капитальных вложений при использовании простыхметодов предусматривали систему показателей, отвечающую действующим условиямхозяйствования. Применительно к данному инвестиционному проекту строительстваздания, проводимого ООО «Марка плюс», можно рассчитать следующие показатели:
1)коэффициент общей экономической эффективности капитальных вложений
Э= П/К
гдеП — годовая прибыль;
К—капитальные вложения;
Эффективностькапитальных вложений в строительство составила 0,32 руб. с 1 руб. вложений загод.
2)срок окупаемости
Т= К/П
Срококупаемости составил 3,17 лет. Таким образом, исходя из расчетов, проект долженокупиться (т.е. прибыль превысит затраты) чуть более чем через 3 года.
Основнымнедостатком этих показателей, рассчитанных на основе простых методов, являетсяигнорирование временной оценки затрат и доходов. Следовательно, при оценкеэффективности инвестиционных проектов нужно учитывать инфляционные процессы.Оценка проектов усложненными методамибазируется на том, что потокидоходов и расходов по проекту, отраженные в бизнес-плане, несопоставимы. Дляобъективной оценки надо сравнивать затраты по проекту с доходами, приведеннымик их текущей стоимости на момент осуществления затрат, т.е. доходы должны бытьпродисконтированы.
Дляоценки реализуемого на предприятии инвестиционного проекта с учетом временногофактора рассчитаны следующие показатели:
1.период(срок) окупаемости проекта;
2.чистаятекущая стоимость доходов;
3.ставкадоходности (коэффициент рентабельности) проекта;
4.внутренняяставка доходности проекта;
5.модифицированная ставка доходности;
6.ставка доходности финансового менеджмента.
Оценкаэффективности инвестиционного проекта предполагает использование системыпоказателей, т.к. это позволяет в процессе расчета одного показателя устранитьнедостатки другого.
Периодокупаемости определяется как ожидаемое число лет, необходимое для полноговозмещения инвестиционных затрат.
Tок= N0+(P / V)
N0– число лет, предшествующих году окупаемости;
P- невозмещенная стоимость на начало года окупаемости;
V- приток наличности в течение года окупаемости.
Заставку дисконтирования имеет смысл взять уровень инфляции: во-первых, проектфинансируется полностью за счет заемных средств, во-вторых, уровень инфляциипревышает ставку по депозиту, тем самым достовернее отражает снижение стоимостиденег во времени. При предположении, что инфляция в среднем составит 14% за2009 г. и пять последующих, дисконтированный денежный поток составит:
Таблица3.1, тыс. руб.
Расчетдисконтированного денежного потокаПоток Период 4кв.2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Дисконтированный
денежный (35000) 8488 7447 6532 5730 5026 4408 Накопленный дисконт. денежный (35000) (35000) (26512) (19065) (12533) (6803) (1777 2631
Дисконтированныйденежный поток за каждый год рассчитывается по следующей формуле:
ДПдиск=ДПi/(1+r)n,
гдеДПi-денежный поток;
r– ставка дисконтирования;
n– номер шага (года).
Периодокупаемости будет определен следующим образом:
Tок=6,25+1777 /4408= 6,75 года
Такимобразом, реальный доход от инвестиционного проекта начнет поступать только поистечении 6 лет и трех кварталов от периода инвестирования средств. Периодокупаемости проекта информирует о временном периоде, необходимом для возвратавложенных средств, но не учитывает динамику доходов в последующий период.
Методчистой стоимости доходов основывается на сравнении затрат с доходами поинвестиционному проекту, приведенными к текущей стоимости.
ЧТСД= ПД — ПР,
гдеПД — суммарные приведенные доходы;
ПР—приведенные затраты по проекту.
Приучете потоков дохода до 2013 года включительно, а также ставки дисконтирования14%, ЧТСД составит:
ЧТСД=37631- 35000 =2631 тыс. руб.
Ставкадоходности проекта (СДП) рассчитывается как отношение ЧТСД попроекту к величине инвестиций:
СДП=ЧТСД / ПР * 100 %
Дляданного инвестиционного проекта ставка доходности составила 7,5%. Преимуществаставки доходности проекта заключаются в том, что этот показатель являетсяотносительным и отражает эффективность единицы инвестиций. Однако в условияхданного инвестиционного проекта этот показатель отражает доходность лишь запериод до конца 2014 г., тогда как срок эксплуатации (а соответственно и периодполучения прибыли от сдачи в аренду помещений) нового здания составит гораздобольший период. Таким образом, этот показатель при использовании для расчетаэффективности реализуемого инвестиционного проекта строительства можно считатьусловным.
Внутренняяставка доходности проекта (ВСДП) представляет собой ставкудисконтирования, приравнивающую сумму приведенных доходов от проекта к величинеинвестиций (затрат). ВСДП обеспечивает нулевое значение чистой текущейстоимости доходов. Оценка инвестиционных проектов с помощью ВСДП основанана определении максимальной величины ставки дисконтирования, при которойпроекты останутся безубыточными.
Последовательностьрасчета следующая:
1) исходя из предыдущихрасчетов при ставке дисконтирования 14% ЧТСД =2631 тыс. руб.
2) выбор новой ставкидисконтирования; т.к. ЧТСД>0, то и ставка должна быть больше 14%
3) определение суммыпотока доходов, дисконтированных по ставке 18%. Они составит 34498 тыс. руб.Тогда ЧТСД(2) =33846-35000=-1154 тыс. руб.
4) на основерассчитанных показателей составляется следующая пропорция:
/>
Далее решаетсяуравнение, в котором x=2,78%.
5) нахождение непосредственновнутренней ставки доходности проекта:
ВДСП=14+2,78=16,78%
Такимобразом, инвестиционный проект строительства здания останется безубыточным дажепри завышенной ставке дисконтирования 16,78 %.
ВСДПможноинтерпретировать как некий «запас прочности» проекта, отражающий егоустойчивость в условиях возможного повышения риска. Неблагоприятные изменения,затрагивающие как экономику в целом, так и конкретный вид бизнеса, требуютадекватного уровня ставки дисконтирования. Проекты с максимальной величиной ВСДПболее привлекательны, так как потенциально способны выдерживать большиенагрузки на инвестиционный капитал, связанные с возможным повышением егостоимости.
Все используемыепоказатели (за исключением последнего – ВСДП) оказываются под субъективнымвлиянием аналитика. Основой для их расчета служит ставка дисконтирования,которая может быть завышенной, либо наоборот заниженной. Особеннонеблагоприятна ситуация, когда ставка занижена. В этом случае срок окупаемостипроекта может быть существенно отодвинут, либо может вообще никогда ненаступить. Основываясь на данных обстоятельствах ставка дисконтирования былапринята равной 14%, что связано, прежде всего, с нестабильностью российскойэкономики в период кризиса и непредсказуемости дальнейших изменений в областиэкономической, а в частности инфляционной, политики государства.
2.3 Кредитованиекак источник финансирования инвестиционного проекта, проводимого ООО «Маркаплюс»
Реализуемыйинвестиционный проект строительства здания полностью финансируется за счетзаемных источников, а именно за счет срочного кредита в сумме 35 млн. руб. насрок 2 года. Все условия кредитования, в т.ч. срок погашения, процентная ставкаи обеспечение определены в соответствующем кредитном договоре, а такжедоговорах залога и поручительства.
Преимущества данногометода финансирования заключаются в том, что он позволяет полностью и снаименьшими (по сравнению с другими методами) усилиями получить необходимыесредства. Кредитный метод инвестирования предполагает наличие взаимосвязи междуфактической окупаемостью вложений и возвратом кредита в сроки, определенныедоговором. Кредит позволяет сразу начать осуществление инвестиционного проекта,так как, по существу, означает перенос оплаты основной суммы долга наопределенный срок. Процент является фактически установленным, на этапесоставления бизнес-плана легко прогнозируется. Банки предлагают гибкие схемызаимствования и погашения долга, а также могут предоставлять дополнительныеуслуги.
Среди недостатков,прежде всего, можно отметить необходимость платы за кредит (как заемныйисточник) в виде процента, причем данный процент может оказаться достаточновысоким. Ставка процента может пересматриваться (если обратное не учтено вкредитном договоре) в связи с увеличением ставки рефинансирования ЦБ РФ. Дляполучения кредита также необходимо предоставить обеспечение в виде залога илипоручительства как гарантии возврата ссуды. Что касается суммы кредита, то онаможет лимитироваться в зависимости от политики банка, кредитоспособности иплатежеспособности заемщика. Для определения данных характеристик заемщика емунеобходимо предоставить в банк определенный пакет документов, включающийбухгалтерскую отчетность за последние года, бизнес-план инвестиционного проектаи т.д.
ООО«Марка плюс» был предоставлен кредит в сумме 35 млн. руб. сроком на 2 года.Целевое назначение кредита – осуществление инвестиционного проектастроительства здания. За пользование кредитом предприятие обязано уплачиватьбанку проценты по ставке 15% годовых. Проценты начисляются на остатокзадолженности по основному долгу, учитываемой на ссудном счете на началооперационного дня. День зачисления денежных средств на счет Заемщика неучитывается при расчете суммы начисленных процентов. При полном гашении кредитапроценты за пользование кредитом Заемщик обязан уплатить одновременно свозвратом кредита.
Схемагашения кредита предоставлена в таблице ниже:
Таблица3.2, тыс. руб.
Схемагашения кредитаПериод погашения кредита Остаток задолженности Проценты уплаченные Гашение основного долга 4 квартал 2007 года 35000 1323 1 квартал 2008 года 35000 1295 2 квартал 2008 года 35000 1308 3 квартал 2008 года 35000 1323 4 квартал 2008 года 35000 1323 1 квартал 2009 года 32300 1222 2700 2 квартал 2009 года 29300 1095 3000 3 квартал 2009 года 741 29300
Итого х 9630 35000
Стоимостькредита составила 9630 тыс. руб. Расчет производился методом простых процентовисходя из количества календарных дней. Достаточно высокая сумма уплаченныхпроцентов объясняется тем, что до фактического окончания срока строительства(т.е. до 1 кв. 2009 г.) ООО «Марка плюс» не производило гашение суммы основногодолга. Большую часть основного долга планируется погасить в 3 кв. 2009 г. засчет увеличения уставного капитала путем продажи объекта собственностиучредителя – АЗС.
Кредит,предоставленный по настоящему договору, обеспечивается:
· залогомдвухэтажного кирпичного здания офиса с подвалом, площадью 672,1кв.м.,одноэтажного кирпичного здания гаража, площадью 113,1 кв.м., земельного участкаплощадью 4017 кв.м. согласно договору залога от №0553-З от 01.10.2007 года
· поручительствомООО «Марка» согласно договору поручительства №0553П-1 от 01.10.2007года
· поручительствомИванова А.Г. согласно договору поручительства №0553П-2 от 01.10.2007года
· поручительствомСмирнова А.А. согласно договору поручительства №0553П-3 от 01.10.2007года
Исходяиз этого, можно отметить, что учредители предприятия ООО «Марка плюс» имеютдостаточное имущество для частичного покрытия кредита (частично кредитобеспечивается за счет строящегося здания), а следовательно можно предложитьиные менее затратные способы и схемы финансирования данного инвестиционногопроекта, которые делают акцент на использование в том числе и собственныхсредств.
3. Совершенствованиеструктуры источников финансирования инвестиционного проекта, реализуемого ООО«Марка плюс»
Впроцессе анализа финансирования инвестиционного проекта строительства,реализуемого ООО «Марка плюс», были выявлены некоторые недостатки используемогометода финансирования за счет заемного капитала. Наиболее значимый из них – этодороговизна кредитных ресурсов. Поэтому необходимо изыскать более дешевые иодновременно эффективные способы финансирования данного инвестиционногопроекта.
Втеоретической части курсовой работы были рассмотрены разнообразные методыфинансирования инвестиций, которые имеет смысл рассмотреть как потенциальныеметоды для данного предприятия. Изначально необходимо отметить, чтоиспользование бюджетных средств не представляется возможным ввиду чисто коммерческойнаправленности проекта, отсутствия социальной значимости. Также, исходя изтого, что предприятие не является крупным и, в принципе, осуществляяинвестиционный проект, таковой цели не ставит, такие способы как акционированиеи проектное финансирование являются нецелесообразными и малоэффективными.Финансирование полностью за счет собственных средств (т.е. самофинансирование)также представляется нерациональным, т.к. деятельность предприятия фактическиостановится (за исключением строительных работ), предприятие потеряетзначительную часть доходов и соответственно резко возрастет риск банкротства.
Такимобразом, можно сделать вывод, что использование кредитного способафинансирования в принципе эффективно. Однако, для совершенствования финансированияданного проекта строительства можно также:
1) частичноиспользовать собственные средства;
2) пересмотретьсхему погашения кредита (основного долга).
Более подробно этиспособы рассмотрены ниже:
Первый способзаключается в уменьшении суммы кредита путем финансирования инвестиционногопроекта частично за счет собственного капитала. ООО «Марка плюс» не имеетзначительного объема собственных средств. Ее собственный капитал составляетлишь 317 тыс. руб. Однако учредители данного предприятия имеют в собственностиеще несколько фирм, а также личное имущество в виде недвижимости. Данноеимущество учредитель вкладывает в уставный капитал организации в виде денежныхсредств и использует в качестве источника финансирования проекта. Известно, чтов собственности Иванова А.Г. находится АЗС, рыночная стоимость которой наоктябрь 2007 г. составляла 20 млн. руб. Данная АЗС сдается в аренду ООО«Газолин». Цена аренды составляет 500 тыс. руб. за квартал. Между ООО «Газолин»и Ивановым А.Г. заключен договор о последующей купле-продаже данной АЗС в срокне позднее октября 2009 г.
Если предположить, чтоАЗС была продана в октябре 2007 г. по рыночной стоимости, и все полученныесредства были инвестированы в строительство, то сумма необходимых заемныхсредств составит 15 млн. руб. Процентная ставка осталась неизменна и составила15%, схема погашения кредита также не менялась. Она будет выглядеть следующимобразом:Период погашения кредита Остаток задолженности Проценты уплаченные Гашение основного долга 4 квартал 2007 года 15000 567 1 квартал 2008 года 15000 555 2 квартал 2008 года 15000 561 3 квартал 2008 года 15000 567 4 квартал 2008 года 15000 567 1 квартал 2009 года 12300 455 2700 2 квартал 2009 года 9300 402 3000 3 квартал 2009 года 344 9300
Итого х 4018 15000
Исходя из расчетов,общая сумма уплаченных процентных будет равна 4018 тыс. руб. За счет уменьшениясуммы кредита стоимость используемых заемных средств уменьшилась на 58% (или на5612 тыс. руб.). Однако необходимо учесть потерянный доход от арендатора. Данныйдоход составил 4 млн. руб. за 2 года. Тогда общая экономия средств за счетпривлечения собственных средств в качестве источника финансирования проектасоставит: 9630-4018-4000=1612 тыс. руб.
Второй способ такжевключает в себя использование собственных средств. Однако он заключается впересмотре схемы погашения кредита. При продаже АЗС, находящейся всобственности Иванова А.Г., в октябре 2008 г. по той же цене, равной 20 млн.руб. ООО «Марка плюс» может погасить значительную часть основного долга гораздораньше. При этом учредитель продолжает получать доход от сдачи в аренду АЗС втечение года. Данный доход составит 2 млн. руб. Соответственно и потерянныйпотенциальный доход составит 2 млн. руб. При исходных условиях новая схемапогашения кредита выглядит следующим образом:
Таблица 4.2, тыс. руб.
Предлагаемая схемагашения кредитаПериод погашения кредита Остаток задолженности Проценты уплаченные Гашение основного долга 4 квартал 2007 года 35000 1323 1 квартал 2008 года 35000 1295 2 квартал 2008 года 35000 1308 3 квартал 2008 года 35000 1323 4 квартал 2008 года 15000 567 20000 1 квартал 2009 года 12300 455 2700 2 квартал 2009 года 9300 402 3000 3 квартал 2009 года 344 9300
Итого х 7017 35000
Общая сумма уплаченныхпроцентов составит 7017 тыс. руб. За счет пересмотра схемы погашения кредитастоимость используемых заемных средств уменьшилась на 27% (или на 2613тыс.руб.). Учитывая потерянный доход от сдачи в аренду АЗС, общая экономия средствза счет пересмотра схемы погашения кредита (путем привлечения собственныхсредств) составит: 9630-7017-2000=613 тыс. руб.
Основываясь наматематических расчетах, более эффективным (т.е. менее затратным) являетсяпервый способ. Разница в экономии средств составит: 1612-613=999 тыс. руб.Также, учитывая нестабильность российской экономики и неустойчивость рынка,первый способ является более предпочтительным.
Следует отметить, чтореализация обоих вышеназванных способов возможна только при условии учета нетолько средств ООО «Марка плюс», но также ее учредителей. Если полагатьсятолько на имущество самой организации, то единственным возможным способомфинансирования реализуемого ею инвестиционного проекта является кредитование.Однако даже при выбранном способе сложно представить за счет каких средствпредприятие рассчитывалось по основному долгу. Таким образом, реализацияпроекта возможна только при участии стороннего капитала учредителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции являютсянеотъемлемым компонентом экономики любой страны, а инвестирование – важным процессомв деятельности любого предприятия. Финансирование инвестиций – это процесс определения источников и выделения(привлечения займа) денежных средств для инвестиций. Оно носит договорной, прямой, целевой и непрерывныйхарактер. Источники финансирования делятся на внутренние и внешние. Квнутренним относятся собственные средства (прибыль, амортизация), к внешним –заемные (кредиты, займы) и привлеченные (бюджетные средства). Основнымиметодами финансирования инвестиций выступают: самофинансирование, долевоефинансирование, лизинг, бюджетное, кредитное, проектное финансирование. Напрактике для финансирования проекта часто используется смешанное финансированиена основе различных комбинаций вышеперечисленных методов.
Процесс финансированияинвестиционного проекта рассматривается на примере ООО «Марка плюс». Данноепредприятие представляет собой небольшую торговую фирму, занимающуюсякуплей-продажей ГСМ. Анализ бухгалтерской отчетности предприятия показал, чтоглавным источником финансирования его деятельности являются краткосрочныекредиты. Значительного объема собственных средств, а также внеоборотных активов(до постройки здания) не имеет. В связи с очень высокой долей краткосрочныхзаемных средств показатели финансовой устойчивости и ликвидности предприятиянизкие. Прибыль, получаемая предприятием, нестабильна. В последний год объемпродаж сократился (за счет продажи объекта собственности учредителя). Однакоуже в 2009 г. ООО «Марка плюс» вышло из убытков и получает прибыль. Расчет покредитам производится в установленные сроки. Успешно завершено строительствоофисного здания. При этом предприятие продолжает деятельность по торговле ГСМ.
Инвестиционный проектстроительства офисного здания ООО «Марка плюс» был начат в 4 кв. 2007 г.Двухэтажное офисное здание расположено по адресу г. Вологда, ул. Доронинская,д. 42. Площадь здания составляет 2000м2. Планируется все площадисдавать в аренду под офисы представительствам и филиалам коммерческихорганизаций. Предполагаемая стоимость арендной платы 500 руб. за 1 квадратныйметр без учета НДС. Исходя из расчетов показателей эффективности проекта, срококупаемости составил 5,75 лет, ставка доходности — 8,2%, внутренняя ставкадоходности – 17,4%. Инвестиционный проект полностью финансируется за счеткредита в сумме 35 млн. руб. Кредит взят на 2 года под 15% годовых,обеспечивается залогом строящегося здания и поручительством учредителей фирмы.Сумма уплаченных процентов по кредиту за весь срок составила 9630 тыс. руб.
Совершенствованиефинансирования данного проекта направлено, прежде всего, на сокращение затрат,связанных с использованием заемных источников финансирования. Было предложенодва способа сокращения затрат, которые основывались на использованиисобственного капитала (по средствам продажи объекта недвижимости одного изучредителей фирмы). Первый способ заключается в финансировании проекта частичноза счет собственных средств. Это позволит сократить сумму кредита до 15 млн.руб. и соответственно сэкономить 1612 тыс. руб. Второй способ заключается впересмотре схемы погашения основного долга, что позволило бы погасить большуюего часть в более ранние сроки. Данный способ позволяет сократить издержки на613 тыс. руб. Таким образом, первый способ является более эффективным иэкономичным. Сложность применения этих способов в том, что, по сути, самопредприятие не располагает необходимыми собственными средствами и вне средствучредителей единственным возможным методом финансирования является метод,выбранный предприятием. инвестиционный строительствофинансирование кредитование
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Белякова,М.Ю. Методы оценки и критерии эффективностиинвестиционного проекта. /М.Ю. Белякова // Справочник экономиста. — 2006.- №3. с. 17-20
2. Бердникова,Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия /Т.Б. Бердникова // ЭКО. — 2005. — №15. с.28-37
3. Воронцовский, А.В. Инвестиции и финансирование. Методыоценки и обоснование. /А.В. Воронцовский – СПб.: Издательство С.-Петербургскогоуниверситета, 2002. – 284 с.
4. Зимин,А.И. Инвестиции: вопросы и ответы. – М.: ИД «Юриспруденция», 2006 -256 с.
5. Игонина,Л.Л. Инвестиции:учебное пособие / Л.Л. Игонина. – М.: ИНФРА-М, 2007 – 478 с.
6. Инвестиции:Системный анализ и управление/Под ред. Проф. К.В. Балдина – 2 изд. – М.: Издательско-торговаякорп. «Дашков и Ко», 2007 – 288с.13
7. Инвестиции:учеб./ А.Ю. Андрианов, С.В. Валдайцев, Н.В. Воробьев [и др.] – 2-е изд.,перераб. и. доп. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,2007 – 584 с.14
8. Инвестиции:учебное пособие / М.В. Чиченов и др. – М.: КНОРУС, 2007 – 248 с.
9. Кузнецов, Б.Т.Инвестиции: уч. Пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениюподготовки «Экономика»/ Б.Т. Кузнецов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 – 679 с.
10. Колтынюк,Б.А. Инвестиции:Учебник./Б.А. Колтынюк — СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 2003. — 848 с.17
11. Методыоценки инвестиций. // Аудитор. – 2002. — №2. с.8-14
12. Москвин,В.А. Кредитование инвестиционных проектов./ А.В. Москвин // Инвестиции России.– 1999. – №3. с.33-41
13. Нешитой, А.С.Инвестиции: Учебник. – 5-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговаякорп. «Дашков и Ко», 2007 – 372 с.26
14. Пястолов,С.М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / С.М.Пястолов – 2-е изд. – М.: Академия: Мастерство, 2002. – 411с.
15. Глазунов,В.Е. Финансирование инвестиций /В.Е. Глазунов – М.: «Космо». – 2008. – Режимдоступа: www.sunrisefinances.ru