Содержание.
Стр.
Введение ____________________________________________________3
1.Условия труда и факторы их формирования._____________________4
2.Классификация условий труда_________________________________8
3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК__________11
3.1Оценка тяжести труда.____________________________________11
3.2Оценка напряженности труда. _____________________________12
3.3Оценка действия вредных факторов рабочей среды.___________15
3.4Итоговая оценка условий труда.____________________________17
Заключение. _________________________________________________18
Список используемой литературы._______________________________19
Введение
Рабочее место
– первичное звено производства, находящееся в непосредственном ведении одного рабочего или бригады и включающее в себя комплект материальных элементов, обеспечивающих процесс труда.
Безопасность жизнедеятельности на рабочем месте– это комплекс мероприятий, направленных на создание на рабочем месте необходимых условий для высокопроизводительного труда, на повышение его содержательности и охрану здоровья рабочего.
Комплекс мероприятий охватывает:
– выбор рациональной организации рабочего места и его оснащение оборудованием и инвентарем;
– создание комфортных условий труда;
– рациональную планировку;
– бесперебойное обслуживание рабочего места по всем его функциям.
В данной работе будут кратко описаны основные моменты обеспечения безопасных условий труда контролера ОТК при работе на пробойной установке с напряжением до 1000 Вольт при проверке электротехнических приборов.
1.Условия труда и факторы их формирования.
Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психоло-гических, эстетичных и социальных. Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника, темп и монотонность работы. Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность, на рабочем месте. Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм, поражений током, химического и радиационного загрязнение. Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслуживания машин и механизмов.
Находясь на работе, человек тратит комплекс жизненных сил и энергии не только на достижение определенных результатов труда, но и на реакцию организма, связанную с условиями труда. Условия труда — это совокупность факторов внешней среды, которые влияют на здоровье и работоспособность человека в процессе труда. Условия труда на каждом рабочем месте формируются под воздействием таких групп факторов: производственных, санитарно-гигиенических, факторов безопасности, инженерно-психологичес-
ких, эстетичных и социальных.
Производственные факторы обусловлены особенностями техники и технологии, уровнем механизации и автоматизации труда, качеством оснащения рабочих мест, режимами труда и отдыха. От них зависят физические усилия и нервное напряжение, рабочее положение работника,
темп и монотонность работы.
Санитарно-гигиенические факторы — это температура, влажность, загрязненность воздуха, шум, вибрация, освещенность на рабочем месте.
Факторы безопасности предусматривают защиту работников от травм,
поражений током, химического и радиационного загрязнения.
Инженерно-психологические факторы определяют комфортность на рабочих местах, совершенство конструкции техники, органов управления и средств контроля за ходом технологического процесса, удобство обслу-живания машин и механизмов.
Эстетические факторы определяют красоту производственной среды, приятность форм, цветов и звуков, на рабочем месте, успокоительное оформление зон отдыха и тому подобное.
Социальные факторы определяются взаимоотношениями в трудовом коллективе, стилем руководства, миссией и целями предприятия и мерой их идентификации, с интересами работника. Под действием этих факторов формируется морально психологический климат в коллективе.
В соответствии с рекомендациями Международной организации труда
выделяют десять основных групп факторов производственной среды, которые влияют на работоспособность человека и вызывают у нее усталость:
-физическое усилие
(передвижение или поддерживание грузов, усилия натиска, на предмет труда и тому подобное). Различают четыре уровня физического усилия: незначительное, среднее, тяжелое и очень тяжелое;
-нервное напряжение
(сложность расчетов, высокая ответственность, интеллектуальная нагрузка, особенные требования, к качеству или точности, опасность для жизни и здоровья и тому подобное). Выделяют три уровня нервного напряжения: незначительная, средняя, повышенная;
-темп работы
(количество трудовых движений за единицу времени). Различают три уровня: умеренный, средний, высокий;
-рабочее положение
(положение тела человека относительно средств производства). Различают четыре вида рабочего положения: ограниченное, неудобное, неудобно ограниченное и очень неудобное;
-монотонность работы
(многоразовость повторения однообразных кратковременных операций, действий, циклов). Различают три уровня:
незначительная, средняя, повышенная;
-температура, влажность, тепловое излучение
в рабочей зоне. Различают пять стадий влияния отмеченных факторов: незначительный, повышенный
(сниженный), средний , высокий, очень высокий;
-загрязненность воздуха
(содержимое примесей в 1 куб. м воздуха и влияние их на организм человека). Различают пять степеней загрязненности воздуха: незначительная, средняя, повышенная, сильная, очень сильная;
-производственный шум
(частота шума в герцах, сила шума в децибелах). Различают умеренный, повышенный и сильный шум;
-вибрация, вращение, толчки
на рабочем месте. Различают три уровня значений этих факторов: повышенные, сильные, очень сильные;
-освещенность
в рабочей зоне. Различают два уровня значений этого фактора: недостаточная и плохая .
Изучение условий труда на конкретном предприятии проводится для того, чтобы, во-первых, обнаружить направления и пути их улучшения, и во-вторых, чтобы компенсировать работникам вредное влияние условий труда на их здоровье в денежной или другой форме (повышенная заработная плата, льготы в пенсионном обеспечении, специальное питание, сокращенная длительность рабочего времени и тому подобное). Основной задачей изучения условий труда остается поиск возможностей создания на рабочих местах нормальных условий для работы в таких направлениях как:
-техническое
(создание новой техники , которая обеспечивает сохранение здоровья и минимизацию затрат труда);
-технологическое
(внедрение новых технологических режимов);
-организационное, психофизиологическое и социальное
направления заключаются в оздоровлении производственной среды, в повышении инте-
реса к работе и ее результатам;
-эстетическое
(изменение цветов, звуков, света, форм, которые применяются в производстве, и внедрения в них художественных элементов, положительно влияющих на самочувствие человека во время работы и способствующих повышению результативности труда).
Условия труда характеризуются совокупностью факторов производст-
венной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и
работоспособность человека в процессе труда. В Российской Федерации применяется следующая классификация условий труда: безопасные условия труда, вредные условия труда, опасные условия труда. Она будет рассмотрена в следующей главе.
2.Классификация условий труда.
Безопасными
условиями труда считаются такие условия, при которых
воздействие на работающих людей опасных и вредных производственных
факторов не превышает гигиенических нормативов.
Вредные
условия труда характеризуются превышением параметров опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте по их вредному действию над гигиеническими нормативами.
Оценка вредности условий труда на рабочем месте проводится на основании определения их степени опасности и вредности по уровню превышения значений опасных и вредных производственных факторов над значениями гигиенических нормативов и условий опасности для организма человека.
Рассмотрим классификацию условий труда по степени вредности и опасности.
Исходя из гигиенических критериев и принципов классификации труда, последние подразделяются на четыре класса.
1 класс
характеризует оптимальные условия труда
, т.е. такие условия труда, при которых сохраняется не только здоровье работающих, но и создаются условия для сохранения высокого уровня работоспособности.
Оптимальные нормативы производственных факторов установлены:
− для микроклиматических параметров производственной среды;
− для факторов трудового процесса.
Для других действующих факторов условно за оптимальные принимают такие условия труда, при которых неблагоприятные факторы не превышают уровни, принятые в качестве безопасных для населения.
2 класс
относится к допустимым условиям труда
. Допустимые условия труда характеризуются такими факторами среды и трудового процесса, которые не превышают значений, установленных гигиеническими нормативами для рабочем месте, а возможные изменения функционального состояния организма восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены.
Такие условия труда не должны оказывать неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работающих и их потомство.
Оптимальный и допустимый классы соответствуют безопасным условиям труда.
3 класс
– это вредные условия труда
. Они характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих значения гигиенических норма-тивов и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего и (или) его потомство. Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и степени выраженности изменений в организме работающих людей подразделяются на четыре степени вредности.
1 степень 3 класса (3.1)
– объединяют условия труда, характеризующиеся такими отклонениями факторов от гигиенических нормативов, которые, как правило, вызывают обратимые функциональные изменения и обусловливают риск развития заболевания.
2 степень 3 класса (3.2)
характеризуются условиями труда с такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, которые могут вызывать стойкие функциональные нарушения, приводящие в большинстве случаев к росту заболеваемости с временной утратой трудоспособности, повышению частоты общей заболеваемости, появлению начальных признаков профессиональной патологии.
3 степень 3 класса (3.3)
выражаются условиями труда, которые приводят к развитию, как правило, профессиональной патологии в легкой форме в период трудовой деятельности, росту хронической обще соматической («сома» обозначает тело) патологии, включая повышение уровня заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4 степень 3 класса (3.4)
– это условия труда, при которых могут возникать выраженные формы профессиональных заболеваний, отмечается значительный рост хронической патологии, высокие уровни заболеваемости с временной утратой трудоспособности.
4 класс
– опасные условия труда, характеризуются такими уровнями опасных и вредных производственных факторов, воздействие которых в течение рабочей смены (или ее части) создает угрозу для жизни, высокий риск возникновения тяжелых форм острых профессиональных поражений.
Оценка условий труда в соответствии с характеристикой действующих факторов на рабочем месте дается в зависимости:
− от содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны (по числу раз превышения значений предельно допустимых уровней);
− от наличия биологических факторов;
− от уровня шума и вибрации;
− от действия электромагнитных излучений и полей (по числу критериев, превышающих значения предельно допустимых уровней);
− от показателей микроклимата для производственных помещений и открытых территорий в теплый и холодный периоды года;
− от показателя ТНС-индекса для производственных помещений и открытых территорий в теплый период года;
− от параметров световой среды производственных помещений (для посто-янных рабочих мест);
− от показателей тяжести и напряженности трудового процесса.
В Российской Федерации для оценки факторов рабочей среды, тяжести и напряженности рабочего процесса используется Руководство
Р 2.2.2006-05
«Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда
».
Анализ условий труда контролера ОТК с учетом совокупности вредных факторов рабочей среды, тяжести и напряженности труда, произведенный в соответствии с данным Руководством, рассмотрим в следующей главе.
3.Оценка условий труда на рабочем месте контролера ОТК.
3.1 Оценка тяжести труда.
Тяжесть трудового процесса оценивают по ряду показателей, выраженных в
эргонометрическнх величинах, характеризующих трудовой процесс, незави-симо от индивидуальных особенностей человека, участвующего в этом процессе. Нормативы различаются лишь по полу работника, в зависимости от того, мужчина он или женщина.
Основными показателями тяжести трудового процесса являются:
- физическая динамическая нагрузка;
- масса поднимаемого и перемещаемого груза вручную;
- стереотипные рабочие движения;
- статическая нагрузка;
- рабочая поза;
- наклоны корпуса;
- перемещение в пространстве.
Рассмотрим физическую динамическую нагрузку
в трудовой деятельности контролера ОТК. Работник, находясь на рабочем месте у пробойной установки, берет с транспортировочного устройства (тачки) прибор весом 14 кг, устанав-ивает его в установку (для чего перемещает на расстояние 0,8м.), выполняет необходимые операции по проверке и перемещает агрегат обратно. Всего за смену происходит около 50 таких манипуляций. Для расчета внешней механи-еской работы вес прибора умножаем на расстояние перемещения и еще на 2, т.к. каждый агрегат перемещается дважды, а затем количество проверок в смену .
Итого: 14кг х 0,8м х 2 х 50 = 1120 кг-м.
По нормам руководства данная нагрузка не превышает оптимальную, т.е. по показателю 1.1 данная работа относится к 1 классу
.
Оценим условия труда по массе поднимаемого и перемещаемого груза
. Подъем и перемещение груза весом до 15 кг происходит постоянно в течение рабочей смены. Согласно нормам Руководства нагрузка по перемещению груза относится к допустимой, т.е. ко 2 классу
.
По количеству стереотипных рабочих движений
и статической нагрузке
условия работы относятся к оптимальным (1 класс
).
Рабочая поза
– свободная, стоя проводится до 40% рабочего времени, имеется возможность смены рабочего положения тела. Вынужденных наклонов корпуса
свыше 30 градусов практически нет. Перемещения в пространстве
, обусловленные технологическим процессом, составляют по горизонтали
1 км за смену, по вертикали
– 200м. По всем критериям, указанным в этом абзаце, условия труда относятся к оптимальным, т.е. к 1 классу
.
Таким образом, большинство показателей тяжести трудового процесса контролера ОТК относится к оптимальным, а один показатель - по массе поднимаемого груза – к допустимым (2 класс). Получается, что окончательная оценка тяжести трудового процесса контролера ОТК – класс 2.
3.2. Оценка напряженности труда.
К показателям напряженности трудового процесса отнесены следующие нагрузки: интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, при определении напряженности труда следует учитывать также монотонность нагрузок и режим работы.
Оценим напряженность труда согласно соответствующим критериям Руководства, указанным в таблице 18 этого руководства.
Интеллектуальные
нагрузки характеризуются следующими показателями:
− содержанием работы;
− восприятием сигналов (информации) и их (ее) оценкой;
− степенью сложности задания;
− характером выполняемой работы.
Критерий 1.1 – содержание работы
. В процессе работы решаются простые альтернативные задачи (типа «годен» - «не годен») по прилагаемым инструк-циям, это относится к 2 классу
.
Критерий 1.2 – восприятие сигналов
. После восприятия сигналов (измерения параметров) необходимо сопоставить их с номинальными значениями и на этой основе произвести их заключительную оценку, поэтому класс напряженности (согласно таблице 18 Руководства) – класс 3.1
1.3 – распределение функций по степени сложности задания –
относится к классу 1
(легкому), т.к. по роду деятельности требуется лишь обработка и выполнение задания.
1.4 – характер выполняемой работы
– работа ведется по установленному графику с возможностью коррекции его деятельности - класс 2
.
Рассмотрим напряженность труда контролера в плане сенсорных нагрузок.
Критерий 2.1 – длительность сосредоточенного наблюдения
– составляет до 25 % времени рабочей смены – класс 1
.
2.2 – плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений за час работы
в среднем составляет около 60 , т.е. до 75 – класс 1
.
2.3 – число производственных объектов одновременного наблюдения
не превышает трех, т.е. относится к группе «до пяти» - класс1
.
2.4 – размер объекта наблюдения
– в основном нормально различимые объекты (более 5 мм), но иногда бывает необходимость различать достаточно мелкие надписи, подключать разъемы и т.д. – класс2
.
2.5 – работа с оптическими приборами
– практически отсутствует – класс1
.
2.6 – наблюдение за экранами видеотерминалов
– не превышает 2 часов за смену – класс1
.
2.7 – нагрузка на слуховой анализатор
. В процессе работы периодически возникают акустические помехи, речь во время которых слышна лишь на расстоянии до 3,5 метров – класс2
.
2.8 – нагрузка на голосовой аппарат
небольшая – класс1
.
Эмоциональные нагрузки
тоже имеют свои критерии оценки:
3.1 – степень ответственности за результат собственной деятельности. Значимость ошибки
. – Контролер несет ответственность за выполнение элементов своей работы – класс1
.
3.2 – степень риска для собственной жизни
– вероятна, т.к. происходит работа с оборудованием напряжением до 1000В – класс 3.2
.
3.3 – степень ответственности за безопасность других лиц
– прямая ответственность в должностную инструкцию не внесена, поэтому этот критерий – класс1
.
3.4 – конфликтные ситуации
– за смену не превышают уровень от от 1 до 3, т.е. находятся в пределах допустимого – класс2
.
Чтобы оценить монотонность нагрузок,
надо проанализировать следующие критерии:
4.1 – число элементов, необходимых для реализации простого задания
(например, проверка прибора) – более 10 – класс1
.
4.2 – продолжительность (в сек) выполнения простых заданий или повто-ряющихся операций
– более 100 – класс1
.
4.3 – время активных действий (% от рабочего времени)
– более 20% -класс1
.
4.4 – монотонность производственной обстановки
. На пассивное наблюдение за ходом технологического процесса уходит менее 75% времени, поэтому этот критерий можно тоже оценить как класс1
.
Режим работы
имеет три критерия оценки. Рассмотрим и их.
5.1 – фактическая продолжительность рабочего дня
– 8 часов – класс2
.
5.2 – сменность работы
– односменная без ночной смены – класс1
.
5.3 – наличие регламентированных перерывов и их продолжительность
. В нашем случае при восьмичасовом рабочем дне имеется 45-минутный перерыв, что составляет свыше 9 % рабочего времени, т.е. – класс1
.
Оценим по совокупности критериев напряженность трудового процесса. Из 23 критериев два относятся к вредному классу, шесть – ко второму(допустимому) классу, 15 – к первому (оптимальному). Согласно методике определения напряженности труда рассмотренный нами вид деятельности имеет допустимую степень напряженности - класс2.
3.3 Оценка действия вредных факторов рабочей среды
Химический фактор.
Содержание вредных химических веществ в воздухе рабочей зоны не превышает предельно допустимых концентраций (ПДК), поэтому условия труда по этому критерию – допустимые (класс2
).
Биологический фактор.
Работник не имеет контакта по ходу работы с возбудителями и больными инфекционными и опасными болезнями, содержание патогенных микроорганизмов в рабочей зоне не превышает ПДК. Условия труда по биологическому фактору – допустимые (класс2
).
Аэрозоли преимущественно фиброгенного действия (АПФД)
. Атмосфера в цехе согласно требований для цехов точного машиностроения должна быть очищена от пыли и вредных примесей, соответственно пылевая нагрузка на организм работника не превышает контрольную пылевую нагрузку (КПН), содержание вредных примесей в воздухе не превышает ПДК. Условия труда по этому критерию – допустимые (класс2
).
Виброакустические факторы
. На рабочем месте ультразвук и инфразвук отсутствуют, уровни локальной и общей вибрации, а также шума не превышают ПДК, поэтому условия труда по виброакустике – допустимые (класс2
).
Микроклимат
. Для оценки микроклимата необходимо измерить основные его параметры и сравнить с нормативами согласно СанПиН 2.2.4.548-96 «Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений». При определении нормативов необходимо учитывать категорию работ по энергозатратам – в нашем случае это категория IIа, т.к. энергозатраты составляют от 175 до 232 ватт.
Температура на рабочем месте
. Температура воздуха варьируется в пределах от 20 градусов в холодное время года до 26 в теплое – согласно СанПиН укладывается в допустимые нормы. Температура поверхностей имеет температуру окружающей среды, и тоже не выходит из допустимого диапазона.
Тепловое излучение
отсутствует.
Относительная влажность воздуха
также не выходит за пределы допустимого диапазона – от 20 до 55 %.
Скорость движения воздуха
не превышает 0,1 м/с – оптимальные условия.
Согласно Руководству Р 2.2.2006-05 условия труда по критерию микроклимата относим к допустимым – класс2
.
Световая среда
. Освещение на рабочем месте соответствует нормам для предприятий точного машиностроения. Коэффициент естественной освещен-ности больше 0,5; параметры искусственного освещения – освещенность и коэффициент пульсации - не выходят за пределы нормативных значений, блесткость отсутствует. Таким образом, условия труда по параметрам световой среды относим к допустимым – класс2
.
Неионизирующие магнитные поля и излучениия
. В нашем случае такие вредные факторы, как геомагнитное поле, постоянное магнитное поле, электромагнитные излучения радиочастотного диапазона находятся в пределах естественного фона – класс1. Электрические и магнитные поля промышленной частоты 50 Гц естествееный фон превышают, но менее предельно допустимого уровня (ПДК) – класс2. Общий класс условий труда по этому фактору – класс2
(допустимые условия).
Ионизирующие излучения
отсутствуют, условия по этому фактору – оптимальные .
3.4 Итоговая оценка условий труда.
Теперь на основе вышеприведенных данных об условиях труда произведем итоговую оценку условий труда. Для этого заполним таблицу:
Получается, что все критерии определения вредности условий труда находятся в пределах допустимых или оптимальных. Итоговая оценка условий труда – допустимые условия (класс2)
.
Заключение.
В данном реферате было изучено рабочее место контролера ОТК с точки зрения соблюдения условий труда и произведена их оценка. На основе учета нормированных факторов определения условий труда и характеристик рабочего процесса сделан вывод, что условия труда контролера ОТК по классификации, принятой в Российской Федерации относятся к допустимым – класс2
.
Созданные условия должны обеспечивать комфортную работу Соблюдение условий, определяющих оптимальную организацию рабочего места контролера ОТК при работе на пробойной установке, позволит сохранить хорошую работоспособность в течение всего рабочего дня, что позволит свести к минимуму выпуск некачественной продукции без ущерба для здоровья работника, осуществляющего контроль качества выпускаемой продукции.
Список используемой литературы
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями. – М:, Эксмо, 2010.
2. Руководство Р 2.2.2006-05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация. – М:, Деан, 2006.
3. Анфиловьев Б.А.
Справочно-методическое пособие по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» - Самара, СамГАПС, 2004.
4. Арустамов А.Э.
Охрана труда. Справочник./ Составитель проф. А.Э.Арустамов – М:, Дашков и К, 2008.
5. Глебова Е.В.
Производственная санитария и гигиена труда. Учебное пособие. – М:, Высшая школа, 2005.
6. Микрюков В.Ю.
Безопасность жизнедеятельности. Учебник. – М:, Феникс, 2006.
7. Резчиков Е.А.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. - М., МГИУ, 2005.
8. Сидорова А.И.
Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие. – М:, Кнорус, 2009.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |