Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовая деятельность государства и органов местного управления и самоуправления

ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО УПРАВЛЕНИЯ ИСАМОУПРАВЛЕНИЯ

ОГЛАВЛЕНИЕ
 
СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИГОСУДАРСТВА
ОРГАНЫ ОБЩЕЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Национальное собрание РеспубликиБеларусь
Президент Республики Беларусь
Совет Министров Республики Беларусь
Органы местного управления исамоуправления
ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Министерство финансов
Министерство по налогам и сборам
Комитет государственного контроля
Национальный банк Республики Беларусь
Государственный таможенный комитет
Органы фонда социальной защитынаселения
Списоклитературы

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА
 
В связи с необходимостьюобеспечивать себя финансовой базой государство осуществляет финансовуюдеятельность. В ходе этой деятельности производится планомерное,целенаправленное образование (мобилизация), распределение и использованиегосударственных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Как отмечает Г.А.Воробей, лучший способ управления государством — это управление при помощиденег.
Регулируя и направляяпотоки денежных средств для образования денежных фондов, которые впоследствиирасходуются на нужды общества, государство может стимулировать или сокращатьдеятельность определенных сфер производства. И такое управление в современныйпериод государство осуществляет через свою финансовую деятельность.
Субъекты финансовойдеятельности освещаются главным образом как государственные органы и органыместного самоуправления. Естественно, что основная задача по мобилизации ирасходованию фондов денежных средств ложится на уполномоченные государственныеорганы всех ветвей власти.
Основная роль в финансовойдеятельности принадлежит самому государству, т.к. практически все органыгосударства без исключения занимаются этой деятельностью.
Рассмотрим субъекты,которые принимают участие в мобилизации денежных средств в доход государства.Это:
1) высшие представительныеи исполнительные органы государственной власти. Они руководят финансами,бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой, организуют и осуществляютгосударственное страхование, валютно-денежное обращение, таможенноерегулирование и эмиссию (раздел VII Конституции Республики Беларусь).
2) органы местногосамоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководство финансамив соответствующих административно-территориальных образованиях. Посколькуфинансовая система страны едина, то все местные органы выполняют на своейтерритории обязанности в отношении финансов в строгом соответствии со своейкомпетенцией.
3) государственные органыспециальной компетенции:
а)систему финансовыхорганов возглавляет Министерство финансов. Оно в большей мере принимает участиев расходовании денежных средств.
б)Министерство по налогами сборам Республики Беларусь. Само название говорит о важности организациинадлежащего соблюдения норм налогообложения и обеспечения, прежде всегопоступлений денежных средств в бюджеты и государственные внебюджетные фонды;
в)Национальный банкРеспублики Беларусь.
4) все организации,занимающиеся хозяйственной и коммерческой деятельностью. Они выступаютплательщиками налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей. Они такжемогут быть заемщиками по государственному кредиту;
5) граждане какналогоплательщики, а также они могут быть кредиторами государства путемхранения денег в отделениях Сбербанка Республики Беларусь и как покупателиценных бумаг государства.
Раскроем правовоеположение некоторых государственных органов более подробно.

ОРГАНЫ ОБЩЕЙКОМПЕТЕНЦИИ
 
Национальное собраниеРеспублики Беларусь
Согласно ЗаконуРеспублики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 370-З «О Национальном собрании РеспубликиБеларусь», Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь (далее –Национальное собрание) является представительным и законодательным органомРеспублики Беларусь, который состоит из двух палат – Палаты представителей иСовета Республики.
Конституцией определенытакие полномочия Палаты представителей как рассмотрение проектов законов, в томчисле об утверждении основных направлений внутренней и внешней политикиРеспублики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международныхдоговоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод иобязанностей граждан; о гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;о правах национальных меньшинств; об утверждении республиканского бюджета иотчета о его исполнении; установлении республиканских налогов и сборов; опринципах осуществления отношений собственности; об основах социальной защиты;о принципах регулирования труда и занятости; о браке, семье, детстве,материнстве, отцовстве, воспитании, образовании, культуре и здравоохранении; обохране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов; обопределении порядка решения вопросов административно-территориальногоустройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве,судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; обобъявлении войны и о заключении мира; о правовом режиме военного ичрезвычайного положения; об установлении государственных наград; о толкованиизаконов;
В пределах,предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, палатыНационального собрания имеют право на получение информации об исполнениизаконов и о ходе исполнения республиканского бюджета.
Палата представителей иСовет Республики в пределах своей компетенции вправе получать информацию о ходереализации Основных направлений внутренней и внешней политики РеспубликиБеларусь и Военной доктрины Республики Беларусь, утвержденных программнымизаконами.
В данных целях палатыНационального собрания вправе по согласованию с Президентом Республики Беларусьзаслушивать информацию:
1) Премьер-министраРеспублики Беларусь – о ходе выполнения одобренной Палатой представителейпрограммы деятельности Правительства Республики Беларусь;
2) Генерального прокурораРеспублики Беларусь – о состоянии законности в Республике Беларусь;
3) Председателя Комитетагосударственного контроля Республики Беларусь – о результатах осуществляемого вРеспублике Беларусь государственного контроля, в том числе за исполнениемреспубликанского бюджета;
4) Председателя ПравленияНационального банка Республики Беларусь – о ходе выполнения основныхнаправлений денежно-кредитной политики на текущий год.
Президент РеспубликиБеларусь
Права, обязанности истатус Президента Республики Беларусь закреплены в Конституции Республики Беларусь1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканскихреферендумах 1996 и 2004 годов.
Согласно статье 84Конституции, Президент Республики Беларусь:
1) назначаетреспубликанские референдумы;
2) назначает очередные ивнеочередные выборы в Палату представителей, Совет Республики и местныепредставительные органы;
3) распускает палаты вслучаях и в порядке, предусмотренных Конституцией;
4) назначает шесть членовЦентральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканскихреферендумов;
5) образует, упраздняет иреорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь, другие органыгосударственного управления, а также консультативно-совещательные и иные органыпри Президенте;
6) с согласия Палатыпредставителей назначает на должность Премьер-министра;
7) определяет структуруПравительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает отдолжности заместителей Премьер-министра, министров и других членовПравительства, принимает решение об отставке Правительства или его членов;
8) с согласия СоветаРеспублики назначает на должность Председателя Конституционного Суда,Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числасудей этих судов;
9) с согласия СоветаРеспублики назначает на должность судей Верховного Суда, судей ВысшегоХозяйственного Суда, Председателя Центральной комиссии по выборам и проведениюреспубликанских референдумов, Генерального прокурора, Председателя и членовПравления Национального банка;
10) назначает шесть судейКонституционного Суда, иных судей Республики Беларусь;
11) освобождает отдолжности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судейВерховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателяи членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканскихреферендумов, Генерального прокурора, Председателя и членов ПравленияНационального банка по основаниям, предусмотренным законом, с уведомлениемСовета Республики;
12) назначает надолжность и освобождает от должности Председателя Комитета государственногоконтроля;
13) обращается спосланиями к народу Республики Беларусь о положении в государстве и об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики;
14) назначаетруководителей республиканских органов государственного управления и определяетих статус; назначает представителей Президента в Парламенте и другихдолжностных лиц, должности которых определены в соответствии сзаконодательством, если иное не предусмотрено Конституцией;
15) осуществляет иныеполномочия, возложенные на него Конституцией и законами.
Совет МинистровРеспублики Беларусь
Согласно ЗаконуРеспублики Беларусь от 23 июля 2008 г. № 424-З «О Совете Министров РеспубликиБеларусь», Совет Министров Республики Беларусь – Правительство РеспубликиБеларусь является коллегиальным центральным органом государственного управленияРеспублики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией РеспубликиБеларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системойподчиненных ему республиканских органов государственного управления и иныхгосударственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительныхорганов.
Совет МинистровРеспублики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законамиРеспублики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь обладает следующимиполномочиями в финансовой сфере:
1) обеспечиваетпроведение единой финансовой политики;
2) в соответствии сбюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет нарассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканскомбюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполненииреспубликанского бюджета за отчетный финансовый год;
3) ежегодно рассматриваети представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов обюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и обутверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондовза отчетный финансовый год;
4) осуществляетрегулирование внутреннего и внешнего государственного долга РеспубликиБеларусь;
5) обеспечиваетпривлечение, использование и погашение внешних государственных займов(кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
6) выступает от имениРеспублики Беларусь при предоставлении государственных гарантий РеспубликиБеларусь;
7) определяет меры пообеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшениюфинансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
Так же Совет МинистровРеспублики Беларусь может осуществлять иные полномочия в финансовой сфере всоответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь иактами Президента Республики Беларусь.
Органы местногоуправления и самоуправления
Согласно ЗаконуРеспублики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь», местное самоуправление – формаорганизации и деятельности населения, проживающего на соответствующейтерритории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемыеим органы социальных, экономических и политических вопросов местного значенияисходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностейразвития административно-территориальных единиц на основе собственнойматериально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправлениеосуществляется через местные Советы депутатов, органы территориальногообщественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативыграждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или)возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участияграждан в государственных и общественных делах.
Местное управление –форма организации и деятельности местных исполнительных и распорядительныхорганов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственныхинтересов и интересов граждан.
Советы в пределах своейкомпетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересысоответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях сдругими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2) утверждают программысоциально-экономического развития соответствующейадминистративно-территориальной единицы, местный бюджет и отчет о егоисполнении;
3) определяют в пределах,установленных законом, порядок управления и распоряжения собственностьюсоответствующей административно-территориальной единицы;
4) устанавливают всоответствии с законом местные налоги и сборы;
5) предоставляют илипоручают исполнительным и распорядительным органам предоставлять в порядке,определенном Президентом Республики Беларусь и законами, льготы по налогам,сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
6) определяют ставкиплатежей в случаях, установленных законодательными актами (в том числе ставкиплаты за аренду охотничьих и рыболовных угодий, водных объектов);
7) заслушивают отчетыпредседателя Совета, а также органов Совета, избираемых, назначаемых илиутверждаемых председателем Совета должностных лиц, отчеты и иную информациюпредседателя и иных должностных лиц соответствующего исполкома по вопросам,отнесенным к компетенции Совета;
8) решают вопросыделегирования отдельных полномочий Советам других территориальных уровней,исполкомам, их председателям, органам территориального общественногосамоуправления;
Так же Советы могутосуществлять иные полномочия в соответствии с актами законодательства.
Согласно статье 121 Конституции,утверждение программ экономического и социального развития, местных бюджетов иотчетов об их исполнении, установление в соответствии с законом местных налогови сборов относится к исключительной компетенции местных Советов депутатов.
Территориальноеобщественное самоуправление – деятельность граждан на добровольной основе поместу их жительства на части территории административно-территориальной единицы(территории микрорайонов, жилищных комплексов, кварталов, улиц, дворов,агрогородков, поселков, деревень и др.) в целях решения вопросов местногозначения непосредственно или через органы территориального общественногосамоуправления.
Основными задачамитерриториального общественного самоуправления являются:
1) содействие вреализации прав, свобод и законных интересов граждан;
2) оказание помощиисполнительным и распорядительным органам, Советам в работе с гражданами;
3) изучение, анализ иучет мнения граждан по вопросам экономического и социального развития, охраныокружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
4) привлечение граждан крешению вопросов улучшения сохранности, эксплуатации, ремонта, благоустройстважилых домов и придомовых территорий;
5) участие в мероприятияхпо социальной поддержке семей и различных категорий граждан, нуждающихся втакой поддержке (детей, молодежи, пожилых людей, инвалидов и других);
6) содействие ворганизации досуга граждан;
7) содействие в решениииных вопросов местного значения.
По решению местногособрания или органа территориального общественного самоуправления на территориигорода районного подчинения, поселка городского типа, сельсовета можетпроводиться сбор средств на финансирование и (или) возмещение расходовсоответствующего местного бюджета на цели, определенные местным собранием илиорганом территориального общественного самоуправления (далее – средствасамообложения). Средства самообложения включаются в соответствующий местныйбюджет и расходуются исключительно на цели, определенные местным собранием илиорганом территориального общественного самоуправления. Местное собрание илиорган территориального общественного самоуправления устанавливают размерыотчислений средств самообложения, определяют сроки их уплаты и категорииграждан, участвующих в отчислении этих средств, рассматривают и утверждаютотчет исполкома первичного уровня об использовании средств самообложения.
Средства самообложения,не использованные в текущем финансовом году, остаются на счету соответствующегоместного бюджета и используются в очередном финансовом году на эти же либо иныецели, определенные местным собранием или органом территориального общественногосамоуправления.
Контроль за порядкомотчисления средств самообложения и целевым использованием собранных средствосуществляется исполкомами базового уровня.
Исполком являетсяисполнительным и распорядительным органом на территории области, города,района, поселка, сельсовета, а местная администрация – на территории района вгороде.
Исполкомы в пределахсвоей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересысоответствующей административно-территориальной единицы во взаимоотношениях сдругими государственными органами, иными организациями и гражданами;
2) осуществляютсоставление проекта местного бюджета и готовят отчет о его исполнении;
3) обеспечиваютисполнение местного бюджета, поступление предусмотренных доходов и расходованиебюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
4) предоставляют попоручению Советов в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь и законами,льготы по налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты;
5) распоряжаютсякоммунальной собственностью в порядке, установленном Советами, а такжеосуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
6) осуществляют иныеполномочия, предусмотренные настоящим Законом и другими актамизаконодательства.
Местные администрации впределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством:
1) представляют интересысоответствующего района в городе во взаимоотношениях с другими государственнымиорганами, иными организациями и гражданами;
2) участвуют всоставлении и исполнении соответствующих местных бюджетов (администрациирайонов в городе Минске – бюджетных смет администраций районов в городеМинске);
3) распоряжаютсякоммунальной собственностью в порядке, установленном городским Советом, а такжеосуществляют контроль за ее использованием на соответствующей территории;
4) обеспечиваютгосударственные минимальные социальные стандарты в области социальной поддержкии социального обслуживания, оплаты труда, пенсионного обеспечения и в другихобластях;
5) осуществляют иныеполномочия, предусмотренные актами законодательства.

ОРГАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙКОМПЕТЕНЦИИ
 
Министерство финансов
Согласно ПостановлениюСовета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь», министерство финансов РеспубликиБеларусь (далее — Минфин) является республиканским органом государственногоуправления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь.
Основными задачамиМинфина являются:
1) проведение единойфинансовой политики, осуществление регулирования и управления в финансовойсфере деятельности и координация деятельности в этой сфере другихреспубликанских органов государственного управления;
2) обеспечение активногоиспользования финансов в целях повышения эффективности производства, ростанационального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм иструктур;
3) разработка предложенийпо обеспечению роста финансовых ресурсов, совершенствованию форм финансовыхвзаимоотношений организаций и граждан с государством и использованию кредитныхресурсов;
4) эффективное проведениебюджетно-финансовой и налоговой политики;
5) участие в организацииинвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешнейгосударственной задолженности, осуществление регулирования внутреннего ивнешнего государственного долга Республики Беларусь, привлечение, использованиеи погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешнийгосударственный долг Республики Беларусь;
6) контроль засоблюдением финансовых интересов государства, в том числе в процессе интеграцииРеспублики Беларусь в мировое хозяйство и др.
Минфин в соответствии свозложенными на него задачами:
1) осуществляетразработку основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политикигосударства;
2) организует работу посоставлению проекта республиканского бюджета, определяет порядок, срокисоставления и представления в Минфин республиканскими органами государственногоуправления, областными и Минским городским исполнительными комитетами,организациями прогнозных данных о доходах и расходах бюджетов для разработкипроекта республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующихдоходов республиканского бюджета в консолидированные бюджеты областей и бюджетг.Минска, а при необходимости — для уточнения доходов и расходов бюджетов впроцессе их исполнения. Составляет проект республиканского бюджета, ежегодноразрабатывает проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовыйгод и представляет их в Совет Министров Республики Беларусь;
3) участвует в работе посоставлению краткосрочных и долгосрочных прогнозов экономического развитиягосударства, его платежного баланса;
4) разрабатываетпредложения о принципах формирования республиканского бюджета, взаимоотношенийреспубликанского бюджета с консолидированными бюджетами областей и бюджетомг.Минска, участвует в определении принципов бюджетных взаимоотношений РеспубликиБеларусь с другими государствами;
5) в соответствии сзаконодательством разрабатывает и определяет порядок, сроки, переченьпоказателей и формы представления материалов, необходимых для составленияпроекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированномубюджету Республики Беларусь, определения объемов межбюджетных трансфертов инормативов отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета вконсолидированные бюджеты областей и бюджет г.Минска;
6) на основе расчетных показателейконсолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска, экономической ситуациив республике в целом и социально-экономического положения конкретныхадминистративно-территориальных единиц разрабатывает нормативы отчислений отрегулирующих доходов (в процентах) республиканского бюджета в консолидированныебюджеты областей и бюджет г.Минска, которые определяются законом ореспубликанском бюджете на очередной финансовый год;
7) на основе анализаэкономического положения республики, отраслей экономики иадминистративно-территориальных единиц осуществляет краткосрочное исреднесрочное прогнозирование обеспечения республиканского бюджета финансовымиресурсами;
8) проводит работу посовершенствованию налогового законодательства Республики Беларусь, а также поподготовке проектов международных соглашений по вопросам налогообложения.Анализирует влияние действующей налоговой системы на обеспечение доходной частиреспубликанского бюджета и на финансовое состояние юридических лиц;
9) определяет порядокфинансирования расходов, предусмотренных по бюджетам;
10) осуществляетисполнение республиканского бюджета, составляет роспись доходов и расходов,источников покрытия дефицита и устанавливает с участием соответствующихреспубликанских органов государственного управления поквартальное распределениедоходов и расходов республиканского бюджета, в установленном порядкеосуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертовмежду республиканским бюджетом и местными бюджетами;
11) осуществляет систематическийконтроль за исполнением республиканского бюджета, за соблюдением банкамиРеспублики Беларусь кассового исполнения республиканского бюджета, решает посогласованию с Национальным банком Республики Беларусь вопросы, касающиесяисполнения бюджета;
12) регулирует финансовыевзаимоотношения между республиканским бюджетом и государственными целевымибюджетными и внебюджетными фондами;
13) анализирует и принеобходимости корректирует в утвержденных пределах и с учетом имеющихся финансовыхресурсов исполнение республиканского бюджета;
14) анализирует иобобщает информацию об исполнении республиканского бюджета, местных бюджетовобластей и г.Минска, смет доходов и расходов государственных целевых бюджетныхи внебюджетных фондов;
15) организует учет ипроведение бюджетно-финансовых операций, связанных с государственнымифинансовыми средствами;
16) осуществляетподготовку и уточнение порядка управления государственными финансовымисредствами и их учета;
17) управляет средствами,находящимися на счетах по учету средств республиканского бюджета, открытыхМинистерству финансов и его территориальным органам;
18) формирует переченьреспубликанских органов государственного управления, находящихся в их веденииорганизаций, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, средствакоторых аккумулируются на счетах казначейства;
19) устанавливает порядоки сроки составления и представления периодической и годовой отчетности обисполнении консолидированных бюджетов областей и бюджета г.Минска и обисполнении бюджетных смет бюджетных организаций, финансируемых изреспубликанского бюджета;
20) и иные полномочияпредусмотренные законодательными актами.

Министерство поналогам и сборам
Согласно ПостановлениюСовета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь», Министерство поналогам и сборам Республики Беларусь (далее — МНС) является республиканскиморганом государственного управления, проводящим государственную политику иосуществляющим регулирование и управление в сфере налогообложения,государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевойспиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта (далее — алкогольнаяпродукция) и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольныхнапитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфередругих республиканских органов государственного управления.
Основными задачами МНСявляются:
1) осуществление впределах своей компетенции контроля за соблюдением налогового законодательства,законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видовдеятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфереагроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а такжеправильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов(пошлин) (далее — налоги), иных обязательных платежей в случаях, установленныхактами Президента Республики Беларусь, пеней, штрафов (далее — иныеобязательные платежи) в бюджет, в том числе в государственные целевые бюджетныефонды (далее — бюджет);
2) осуществление контроляза соблюдением законодательства, регулирующего производство и обороталкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламуалкогольных напитков и табачных изделий;
3) учет причитающихся куплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей вбюджет;
4) разработка предложенийоб упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядкаисчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налоговогоконтроля, и других предложений о совершенствовании налогового законодательства,его унификации, осуществляемой в рамках интеграционных процессов РеспубликиБеларусь и Российской Федерации;
5) осуществление впределах своей компетенции валютного контроля;
6) предупреждение,выявление и пресечение нарушений законодательства в пределах своей компетенции;
7) разработка (участие вразработке) международных договоров Республики Беларусь по вопросамналогообложения.
МНС в соответствии свозложенными на него задачами выполняет следующие функции:
1) осуществляет всоответствии с законодательством контроль за:
1.1) соблюдениемналогового законодательства, законодательства о предпринимательстве,лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности,деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларированиифизическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления,своевременностью и полнотой уплаты иных обязательных платежей в бюджет;
1.2) соблюдениемустановленного порядка приема наличных денежных средств при реализации товаров(работ, услуг), использования кассовых суммирующих аппаратов, специальныхкомпьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров, расчетов междуюридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь;
1.3) соблюдениемзаконодательства, регулирующего деятельность страховых организаций и иныхорганизаций, осуществляющих финансовые операции (за исключением банков инебанковских кредитно-финансовых организаций);
1.4) игорным бизнесом исоблюдением законодательства при осуществлении деятельности в этой сфере;
1.5) соблюдениемустановленного порядка предоставления и использования безвозмездной (спонсорской)помощи;
1.6) соблюдениемустановленного порядка использования иностранной безвозмездной помощи, а такжеимущества и средств, полученных от реализации такой помощи;
1.7) целевымиспользованием денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров(имущества), работ и услуг, предоставляемых в рамках проектов (программ)международной технической помощи и освобождаемых от обложения налогами иотчислениями, взимаемыми в бюджет, а также в государственные внебюджетныефонды;
1.8) полнотой и своевременностьюпоступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества,обращенного в доход государства, а также имущества, взыскание на котороеобращено в счет исполнения налогового обязательства, уплаты пеней;
1.9) соблюдениемзаконодательства: регулирующего производство и оборот алкогольной продукции итабачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков итабачных изделий; регулирующего действия с простыми и (или) переводнымивекселями; по вопросам бухгалтерского и налогового учета, учетапредпринимательской деятельности, учета доходов и расходов, применяемого приупрощенной системе налогообложения; устанавливающего особые режимыналогообложения; о маркировке товаров контрольными (идентификационными)знаками; о ведении кассовых операций; об осуществлении посредническойдеятельности при продаже товаров; об обращении нефтяного жидкого топлива;
2) осуществляет валютныйконтроль (контроль за принятием иностранной валюты в качестве платежногосредства, осуществлением валютно-обменных операций, обязательной продажейиностранной валюты);
3) организуетдеятельность инспекций МНС по вопросам осуществления контроля в сферах,указанных в пунктах 1 и 2, а также по: обеспечению взыскания неуплаченных (неполностью уплаченных) налогов, иных обязательных платежей в бюджет; ведениюГосударственного реестра плательщиков (иных обязанных лиц), Государственногореестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющихпроизводство, хранение (как вид предпринимательской деятельности) табачныхизделий, оптовую и розничную торговлю ими, Государственного реестра юридическихлиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и обороталкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этиловогоспирта; регистрации кассовых суммирующих аппаратов, специальных компьютерныхсистем, билетопечатающих машин и таксометров (за исключением кассовыхсуммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых в своейдеятельности Национальным банком, банками), применяемых для приема наличныхденежных средств при реализации товаров (работ, услуг); обеспечению учетаизъятого, арестованного или выявленного ими имущества, подлежащего обращению вдоход государства либо на которое обращается взыскание в счет неисполненного налоговогообязательства, неуплаченных пеней, а также осуществлению контроля за полнотой исвоевременностью поступления в доход бюджета денежных средств, подлежащихперечислению в бюджет за полученное для иного использования имущество;обеспечению ими возмещения организациям, индивидуальным предпринимателямрасходов по хранению имущества, на которое обращено взыскание в счетнеисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней, в том числетранспортных расходов по доставке имущества к месту хранения, и другихрасходов, связанных с организацией его реализации и реализацией или инымиспользованием, в том числе в случае возврата такого имущества собственнику,иных расходов в случаях, предусмотренных законодательными актами и др.
Комитетгосударственного контроля
В соответствии с ЗакономРеспублики Беларусь от 1 июля 2010 г. № 142-З «О Комитете государственногоконтроля Республики Беларусь и его территориальных органах», Комитетгосударственного контроля является государственным органом, осуществляющимгосударственный контроль за исполнением республиканского бюджета,использованием государственной собственности, исполнением актов ПрезидентаРеспублики Беларусь, Парламента Республики Беларусь, Правительства РеспубликиБеларусь и других государственных органов, регулирующих отношениягосударственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения,а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями ПрезидентаРеспублики Беларусь.
Основными задачами Комитетагосударственного контроля и его территориальных органов являются:
1) защита интересовгосударства от противоправных посягательств в экономической сфере, обеспечениеэкономической безопасности Республики Беларусь;
2) проверка выполненияпоручений Президента Республики Беларусь, контроль за выполнением которых всоответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен наКомитет государственного контроля;
3) осуществлениегосударственного контроля за эффективным и рациональным использованиеморганизациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств игосударственной собственности;
4) осуществлениегосударственного контроля за исполнением актов Президента Республики Беларусь,Парламента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь и другихгосударственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, а также по иным вопросам всоответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь;
5) проведение комплексныхмероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательныхтенденций в экономике и социальной сфере;
6) выявлениенеиспользуемых резервов повышения эффективности экономической деятельности,развития реального сектора экономики;
7) предупреждение,выявление и пресечение правонарушений в экономической сфере;
8) принятие эффективныхмер по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, ифинансирования террористической деятельности;
9) ведение вустановленном порядке административного процесса;
10) выполнение иных задачв соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.
Комитет государственногоконтроля и его территориальные органы осуществляют в пределах своей компетенциигосударственный контроль за:
1) исполнениемреспубликанского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетныефонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов,соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности,хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов игосударственных внебюджетных фондов, а также проводят в установленном порядкепроверку отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовыйгод;
2) использованием (расходованием)средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельностигосударственных органов, иных государственных организаций;
3) принятием мер подебюрократизации государственного аппарата;
4) исполнениемзаконодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряженияобъектами государственной собственности;
5) соблюдениемгосударственными органами, иными организациями, включая резидентов свободныхэкономических зон, и индивидуальными предпринимателями законодательства вобласти инвестиционной деятельности;
6) использованием(расходованием) организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетныхсредств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов,инновационных фондов, государственного имущества, мер государственнойподдержки;
7) законностьюиспользования организациями и индивидуальными предпринимателями материальныхресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
8) соблюдениемгосударственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовымиорганизациями, иными организациями и индивидуальными предпринимателямизаконодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
9) соблюдениемгосударственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядкаорганизации и проведения проверок;
10)финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов, в том числедипломатических представительств и консульских учреждений Республики Беларусь;
11) соблюдениемзаконодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами,драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях,включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, в томчисле по приемке, получению, сбору, отгрузке, реализации, расходованию, учету,инвентаризации, хранению, отпуску, перемещению (включая транспортировку),переработке редкоземельных металлов, драгоценных металлов и драгоценных камней,а также по их сбору и сдаче в Государственный фонд драгоценных металлов идрагоценных камней Республики Беларусь;
12) соблюдениемустановленного порядка учета, сбора, хранения, транспортировки, использования,заготовки (закупки), переработки, отгрузки или реализации металлопродукции,черных и цветных металлов, их лома и отходов;
13) исполнениемзаконодательства в области отношений государственной собственности,хозяйственных, финансовых и налоговых отношений, валютного законодательства ипо иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента РеспубликиБеларусь Национальным банком Республики Беларусь, иными банками, небанковскимикредитно-финансовыми и страховыми организациями;
14) соблюдениемзаконодательства о ценных бумагах и др.
Национальный банкРеспублики Беларусь
Согласно статье 24Банковского кодекса Республики Беларусь, Национальный банк – центральный банк игосударственный орган Республики Беларусь – действует исключительно в интересахРеспублики Беларусь.
Основными целямидеятельности Национального банка являются:
1) защита и обеспечениеустойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности икурса по отношению к иностранным валютам;
2) развитие и укреплениебанковской системы Республики Беларусь;
3) обеспечениеэффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы.
В соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь от 13 июня 2001 г. № 320 «Об утверждении Устава Национального банка Республики Беларусь», Национальный банкосуществляет следующие функции:
1) разрабатывает Основныенаправления денежно–кредитной политики Республики Беларусь и совместно сПравительством Республики Беларусь обеспечивает проведение единойденежно–кредитной политики Республики Беларусь в порядке, установленномзаконодательными актами;
2) осуществляет эмиссиюденег;
3) регулирует денежноеобращение;
4) регулирует кредитныеотношения;
5) организуетфункционирование платежной системы Республики Беларусь;
6) является для банковкредитором последней инстанции, осуществляя их рефинансирование;
7) осуществляет валютноерегулирование;
8) организует иосуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченныебанки и небанковские кредитно–финансовые организации в соответствии сзаконодательством;
9) выполняет функциицентрального депозитария государственных ценных бумаг и ценных бумагНационального банка, если иное не определено Президентом Республики Беларусь;
10) осуществляет выпуск(эмиссию) ценных бумаг Национального банка;
11) выполняет функциифинансового агента Правительства Республики Беларусь, местных исполнительных ираспорядительных органов по вопросам исполнения республиканского и местныхбюджетов и консультирует их по этим вопросам;
12) дает согласие наосуществление банками и небанковскими кредитно–финансовыми организациямиопераций с ценными бумагами в случаях, предусмотренных законодательством;
13) осуществляетгосударственную регистрацию банков и небанковских кредитно–финансовыхорганизаций;
14) осуществляетлицензирование банковской деятельности;
15) регулируетдеятельность банков и небанковских кредитно–финансовых организаций по еебезопасному и ликвидному осуществлению и проводит надзор за ней;
16) устанавливает правилаи порядок осуществления банковских операций;
17) устанавливает длябанков и небанковских кредитно–финансовых организаций, банковских групп ибанковских холдингов* требования по осуществлению ими внутреннего контроля идр.
Государственныйтаможенный комитет
Согласно Таможенномукодексу Республики Беларусь, таможенными органами являются Государственныйтаможенный комитет Республики Беларусь (далее – ГТК) и таможни.Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственноподчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которыхспособствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы.
Положение о Государственномтаможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом РеспубликиБеларусь.
В соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь от 21 апреля 2008 г. № 228 «О некоторых вопросах таможенных органов», основными задачами ГТК являются:
1) проведениегосударственной таможенной политики, осуществление регулирования и управления всфере таможенного дела и координация в этой сфере деятельности другихреспубликанских органов государственного управления и иных организаций;
2) обеспечение в пределахсвоей компетенции экономической безопасности Республики Беларусь, защита ееэкономических интересов;
3) разработка иприменение средств таможенного регулирования в целях развитияторгово-экономических отношений Республики Беларусь;
4) организация исовершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, созданиеусловий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границуРеспублики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций играждан, обеспечение реализации этих мер;
5) предупреждение ипресечение контрабанды, иных преступлений, административных правонарушений всфере таможенного дела;
6) обеспечение выполнениямеждународных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела.
На ГТК могут бытьвозложены иные задачи в соответствии с актами Президента Республики Беларусь,законами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров РеспубликиБеларусь, принятыми в пределах его компетенции.
ГТК в соответствии свозложенными на него задачами:
1) разрабатывает и вноситв установленном порядке Президенту Республики Беларусь предложения осовершенствовании государственной таможенной политики;
2) информирует ПрезидентаРеспублики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и Государственныйсекретариат Совета Безопасности Республики Беларусь об угрозах экономическойбезопасности Республики Беларусь;
3) разрабатывает иреализует утверждаемые Президентом Республики Беларусь или Советом МинистровРеспублики Беларусь программы развития таможенного дела в Республике Беларусь;
4) принимает участие вразработке проектов нормативных правовых актов, определяющих правовой,экономический и организационный механизмы реализации государственной таможеннойполитики;
5) принимает участие вразработке и реализации мер экономической политики в отношении товаров,перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь;
6) принимает в пределахсвоей компетенции нормативные правовые акты в сфере таможенного дела;
7) по согласованию сПрезидентом Республики Беларусь создает, ликвидирует и реорганизует таможни, атакже организации, подчиненные ГТК, если иное не предусмотрено ПрезидентомРеспублики Беларусь;
8) осуществляетруководство таможнями и организациями, подчиненными ГТК;
9) организует деятельностьтаможен по взиманию таможенных платежей, по контролю за правильностью ихисчисления, своевременностью и полнотой уплаты, применяет меры попринудительному взысканию таможенных платежей в бюджет;
10) организует системуконтроля за правильностью определения таможенной стоимости и страныпроисхождения товаров;
11) вносит вустановленном порядке предложения о совершенствовании мер тарифного инетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
12) осуществляет ведениеТоварной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, дает разъяснения по ееприменению;
13) осуществляет ведениереестров таможенных агентов (представителей), таможенных перевозчиков, складоввременного хранения и таможенных складов, объектов интеллектуальнойсобственности, банков и небанковских финансово-кредитных организаций,признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей, лиц,обладающих статусом «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»и др.
Органы фондасоциальной защиты населения
В соответствии с УказомПрезидента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», Фондсоциальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РеспубликиБеларусь (далее – Фонд) является органом государственного управления средствамигосударственного социального страхования в структуре Министерства труда исоциальной защиты. В структуру Фонда входят центральный аппарат, 6 областных иМинское городское управления, 150 городских, районных и районных в городахотделов.
Основными задачами Фондаявляются реализация государственной политики по управлению средствамигосударственного социального страхования, разработка в пределах его компетенциипредложений о совершенствовании законодательства о государственном социальномстраховании, осуществление профессионального пенсионного страхования,международное сотрудничество в этих областях деятельности.
Фонд в соответствии свозложенными на него задачами:
1) организует икоординирует работу по управлению средствами государственного социальногострахования;
2) осуществляет сбор иаккумулирование обязательных страховых взносов, взносов на профессиональноепенсионное страхование и иных платежей на государственное социальноестрахование (далее – взносы);
3) финансирует расходы навыплату трудовых и профессиональных пенсий, пособий в установленныхзаконодательством случаях, мероприятия по обеспечению занятости населения, атакже иные расходы, предусмотренные законодательством о государственномсоциальном страховании;
4) организует и ведетиндивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах дляцелей государственного социального страхования, в том числе профессиональногопенсионного страхования, обеспечивает их конфиденциальность и сохранность, атакже осуществляет контроль за правильностью представления плательщикамивзносов сведений, необходимых для ведения индивидуального(персонифицированного) учета;
5) финансирует расходы насанаторно-курортное лечение и оздоровление в соответствии с законодательством;
6) размещает средствапрофессионального пенсионного страхования в банке, уполномоченном обслуживатьгосударственные программы;
7) осуществляеткапитализацию временно свободных средств государственного социальногострахования;
8) разрабатывает и вноситв установленном порядке предложения о размерах и тарифах взносов;
9) назначает ивыплачивает профессиональные пенсии;
10) осуществляет контрольза правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления)взносов, принимает предусмотренные законодательством меры к плательщикамвзносов, нарушающим порядок их уплаты, а также представляющим для назначения ивыплаты профессиональных пенсий документы, содержащие недостоверные сведения;
11) контролируетправильность использования средств государственного социального страхования,направляемых на финансирование выплаты трудовых и профессиональных пенсий,пособий, других расходов в установленных законодательством случаях;
12) осуществляет в установленномзаконодательством и международными договорами порядке выплату пенсий и пособийлицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь;
13) сотрудничает смеждународными организациями по вопросам своей компетенции, участвует в разработкеи реализации международных договоров по вопросам государственного социальногострахования;
14) в установленномпорядке разрабатывает и вносит предложения о совершенствовании законодательствао государственном социальном страховании;
15) осуществляет разработкуи внедрение информационных технологий и автоматизированных систем обработкиинформации по вопросам государственного социального страхования, назначения ивыплаты профессиональных пенсий;
16) создает и ведет базуданных по всем категориям плательщиков взносов и получателям профессиональныхпенсий;
17) в установленномпорядке ведет бухгалтерский учет и государственную статистическую отчетность;
18) в установленномпорядке осуществляет закупки товаров (работ, услуг) за счет средств,предусмотренных сметой на содержание Фонда на очередной финансовый год;
19) проводит ревизиифинансово-хозяйственной деятельности территориальных органов;
20) в установленномпорядке вносит предложения о размерах тарифов на доставку пенсий и иных выплатиз средств государственного социального страхования и др.

Списоклитературы
 
1. Банковский кодексРеспублики Беларусь № 441-З: принят Палатойпредставителей 03 октября 2000 г.: одобрен Советом Республики 12 октября 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 14.06.2010г.
2. ВопросыМинистерства по налогам и сборам Республики Беларусь: постановление СоветаМинистров Республики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1592: с изменениями идополнениями от 18.03.2010 г.
3. Вопросы Министерстватруда и социальной защиты Республики Беларусь: постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1589: с изменениями и дополнениями от28.04.2010 г.
4. ВопросыМинистерства финансов Республики Беларусь: постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь, 31.10.2001 г., № 1585: с изменениями и дополнениями от28.04.2010 г.
5. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареферендумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Беларусь, 2006. – 95 с.
6. Налоговый кодексРеспублики Беларусь (Общая часть) № 166-З: принят Палатой представителей 15ноября 2002 г.: одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 г.: текст Кодекса по состоянию на 29.12.2009 г.
7. Об утвержденииУстава Национального банка Республики Беларусь: Указ Президента РеспубликиБеларусь, 13.06.2001 г., № 320: с изменениями и дополнениями от 29.07.2010 г.
8. О Комитетегосударственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах:Закон Республики Беларусь, 1.07.2010 г., № 142-З.
9. О местномуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь,4.01.2010 г., № 108-З
10. О Национальномсобрании Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 8.07.2008 г., № 370-З:с изменениями и дополнениями от 15.07.2010 г.
11. О некоторыхвопросах таможенных органов: Указ Президента Республики Беларусь, 21.04.2008г., № 228: с изменениями и дополнениями от 16.06.2010 г.
12. О ПрезидентеРеспублики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 21.02.1995 г., № 3602-XІІ: сизменениями и дополнениями от 06.10.2006 г.
13. О РегламентеПалаты представителей Национального собрания Республики Беларусь: постановлениеПалаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, 09.10.2008г., № 1033-П3/IX
14. О РегламентеСовета Республики Национального собрания Республики Беларусь: постановлениеСовета Республики Национального собрания Республики Беларусь, 19.12.2008 г., №57-СР4/I
15. О СоветеМинистров Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 23.07.2008 г., №424-З: с изменениями и дополнениями от 31.12.2009 г.
16. О Фондесоциальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты: УказПрезидента Республики Беларусь, 16.01.2009 г., № 40: с изменениями идополнениями от 13.02.2010 г.
17. Таможенный кодексРеспублики Беларусь № 204-З: принят Палатойпредставителей 07 декабря 2006 г.: одобрен Советом Республики 20 декабря 2006г: текст Кодекса по состоянию на 15.07.2009г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.