Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовое планирование и управление в бюджетных учреждениях

Финансовое планирование иуправление в бюджетных учреждений

Введение
Актуальность темыработы состоит в том, что важнейшим условием эффективного функционированиянациональной экономики является рациональное и эффективное использования средствбюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. В этойсвязи существенное значение имеет финансовое планирование деятельностиучреждений, финансируемых из бюджета. Бюджетные учреждения одна из самыхмногочисленных групп, функционирующих в нашей стране. Это учреждения,организации, содержание которых обеспечивается за счет средств федерального, региональныхи местных бюджетов.
В бюджетнуюсистему государства мобилизуется более половины финансовых ресурсов создаваемыхв стране. Этим обусловливается большое значение финансов бюджетных учреждений вэкономике страны.
Подавляющая часть бюджетных учреждений выполняет различные социальные функции.Поэтому от величины средств, предоставляемых из бюджетной системы этим учреждениям,от эффективности их использования зависит выполнение социальных задач, стоящихперед обществом.
Финансирование бюджетных учреждений обусловлено тем, что организации отраслейнепроизводственной сферы не имеют, как правило, доходов и получают необходимыеим средства из бюджета. Расходы производятся по смете и имеют строго целевойхарактер. Отпуск средств осуществляется в целях обеспечения конституционныхправ граждан и гарантирует одинаковое финансирование определенных социальныхстандартов в таких сферах как здравоохранение, культура, образование, социальнаязащита и некоторые другие.
Совершенствованиефинансового планирования и управления в бюджетных учреждениях являетсяактуальной темой на данный период.
Цельработысостоит в изучении и анализе финансового планирования и управления в бюджетныхучреждениях и разработке рекомендаций по совершенствованию финансовогопланирования в бюджетных организациях.
Задачиработы:
1.  Изучение теоретическихоснов финансового планирования и управления в бюджетных учреждениях.
2.  Изучить финансовоепланирование и управление в Верховном Совете Республики Хакасия.
3.  Разработать мероприятияпо совершенствованию финансового планирования и управления в Верховном СоветеРеспублики Хакасия.
Объектомисследования является Верховный Совет Республики Хакасия.
Предметомисследования является система финансового планирования и управления вдеятельности бюджетного учреждения.
Методыисследования: в работе использовались общенаучные методы – анализ и синтез,группировка, сравнение, системный подход.
Теоретическая и практическая значимость работы: в работе предложены путисовершенствования планирования бюджетаВерховного Совета РеспубликиХакасия, позволяющие: обеспечить повышение результативности и эффективностиобслуживанияграждан; повысить прозрачность бюджетного планирования и обеспечить надежнуюстатистическую базу; укрепить бюджетную дисциплину; повыситьтехническиевозможности планирования, и как следствие – высвободить время ипредоставитьнеобходимые инструменты для более качественно решения экономических задач;оперативно перейти на новые методы бюджетного планирования (вчастности,на технологию среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного нарезультат).
Результаты работы могут быть использованы для совершенствования организациифинансового планирования в законодательных органах Республики Хакасия.Предложенная методика содержит конкретные решения, которые позволяютмаксимально быстро получить полезный результат.
1. Финансовое планирование и управлениев бюджетных учреждениях1.1 Понятие финансового планирования и управления
Планирование деятельности предприятий является важной предпосылкойсвободного предпринимательства, распределения и потребления ресурсов и товаров.С переходом к новым условиям хозяйствования предприятия обрели возможностьсамостоятельно планировать свою деятельность, оценивать ее результаты,распределять ресурсы. Р. Акофф заметил, что лучше планировать для себя – неважно,насколько плохо, чем быть планируемым другими – неважно, насколько хорошо.
Сущность внутрифирменного планирования в рыночной экономикезаключается в выборе целей развития, форм хозяйственной деятельности, способових осуществления, которые при использовании ограниченных производственных ресурсовмогут привести к достижению прогнозируемых качественных и количественныхрезультатов.
Под планированием, как правило, понимается процесс разработки ипринятия целевых установок в количественном и качественном выражении,определения путей их наиболее эффективного достижения.
Финансовое планирование обеспечивает сбалансированность междуобъемом финансовых ресурсов и их распределением.
Использование финансового планирования на российских предприятияхограничивается действием ряда факторов:
- высокаястепень неопределенности на российском рынке, связанная с продолжающимисяглобальными изменениями во всех сферах общественной жизни;
- незначительнаядоля предприятий, располагающих финансовыми возможностями для осуществлениясерьезных финансовых разработок;
- отсутствиеэффективной нормативно-правовой базы отечественного бизнеса.
В этих условиях эффективное финансовое планирование доступно лишькрупным компаниям, обладающим значительными средствами для привлечениявысококвалифицированных специалистов, способных вести широкомасштабную плановуюработу.
Процесс финансового планирования включает несколько этапов:
- анализфинансовых показателей за предыдущий период, составление основных прогнозныхдокументов, прогнозирование последствий текущих решений;
- уточнениепрогнозов и составление текущих финансовых планов;
- оперативноепланирование.
Основными задачами финансового планирования на предприятииявляются:
- обеспечениенеобходимыми финансовыми ресурсами;
- определениенаправлений эффективных вложений капитала, оценка его использования;
- выявлениевнутрихозяйственных резервов увеличения прибыли;
- рационализацияотношений с бюджетами, банками, страховыми компаниями и организациями;
- соблюдениеинтересов акционеров и других инвесторов;
- контрольза финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностьюпредприятия.
Финансовое планирование можно разделить: перспективное, текущее(годовое) и оперативное.
Перспективное планирование, охватывающее период до трех лет (взависимости от экономической стабильности, возможностей прогнозирования),определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширенного воспроизводства.Оно включает разработку финансовой стратегии и прогнозирование финансовойдеятельности, определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выборэффективных способов их достижения. Цели финансовой стратегии должны бытьподчинены общей стратегии развития и направлены на максимизацию рыночнойстоимости предприятия.
Период реализации стратегии зависит от ряда факторов, к основнымиз которых относятся динамика макроэкономических процессов, тенденции развитияотечественного и мировых финансовых рынков, отраслевая принадлежность испецифика производственной деятельности предприятия, факторы риска.
На основе финансовой стратегии определяется финансовая политикапредприятия по конкретным направлениям финансовой деятельности: налоговому,амортизационному, дивидендному, эмиссионному и т.д.
Основу перспективного планирования составляет прогнозирование,представляющее собой предвидение возможных изменений и предполагающееразработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использованиекоторых позволяет определить один из вариантов финансового развития с учетомспрогнозированных тенденций. В свою очередь, прогноз является результатом анализаи обобщения имеющейся информации с последующим моделированием возможныхвариантов развития ситуации и финансовых показателей. При этом предполагается,что основные параметры, показатели деятельности предприятия относительностабильны на достаточно длительных временных промежутках.
На основе полученных в результате перспективного планированияпрогнозов, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств,бухгалтерского баланса оценивается финансовое положение предприятия на конецпланируемого периода.
На основе прогнозируемых прибылей и убытков определяется величинаожидаемой прибыли, благодаря чему определяются объемы продаж продукции,обеспечивающие безубыточность производства; размеры желаемой прибыли, создаютсянеобходимые предпосылки для повышения уровня гибкости финансовых планов за счетманевра ценовыми факторами, объемами продаж и т.д.
Прогноз движения денежных средств отражает движение денежныхпотоков по всем видам деятельности, позволяет финансовым менеджерам оценитьэффективность использования предприятием финансовых средств, определить ихисточники, необходимые объемы, синхронность их поступления и расходования.
Текущее планирование представляет собой дальнейшую конкретизациюпрогнозов по перечисленным выше направлениям.
Годовой план движения денежных средств с разбивкой по кварталам,месяцам напрямую отражает действительное их движение, притоки и оттоки денежныхсредств по всем направлениям деятельности, что позволяет контролироватьреальность поступления средств, обоснованность расходов, определять потребностив заемных средствах.
Заключительным документом финансового плана является бухгалтерскийбаланс, отражающий все изменения в активах и пассивах в результатезапланированных мероприятий, состояние имущества и финансов предприятия. Данныеоб изменении материальных активов берутся из долгосрочного планафинансирования; размеры запасов – из планов производства и снабжения; основойпланирования стоимости основных средств являются инвестиционные проекты.
В пассиве баланса изменение собственного капитала рассчитываетсяисходя из возможностей его увеличения на момент составления плана и изменениярезервного капитала, образуемого в соответствии с законодательством иучредительными документами. Объем необходимого заемного капитала получается какразность между активом баланса и собственным капиталом.
Оперативное финансовое планирование осуществляется для контроля запоступлением средств на расчетный счет и расходованием финансовых ресурсов ивключает составление платежного календаря, кассового и кредитного плана.
Исходя из периодичности основных платежей предприятия платежныйкалендарь может составляться на месяц, декаду, пятидневку.
В процессе его составления учитывается необходимость обеспеченияденежными поступлениями предстоящих расходов, формирования и учета изменений винформационной базе о притоках и оттоках; анализа неплатежей по суммам иисточникам возникновения, разработки мероприятий по их преодолению; расчетов посуммам и срокам временно свободных средств и потребности в кредитах.
Значительная часть расходов предприятия финансируется за счеткредитных средств, поэтому важным аспектом финансового планирования являетсяразработка кредитного плана, в котором обосновывается размер испрашиваемогокредита, сумма, которую необходимо будет выплатить банку с учетом процента,эффективность кредитного мероприятия.
В механизме взаимодействия различных служб и подразделенийпредприятия, обеспечения взаимосвязи производственного планирования сфинансовым все возрастающая роль принадлежит системе бюджетного планирования иуправления (бюджетирования).
В технологиях бюджетного управления, составляющих ядроуправленческого механизма большинства зарубежных и растущего числа российскихкомпаний, реализуется современный подход к управлению, сущность которого можетбыть сведена к постановке целей, планированию, контролю на основе разработанныхпланов, анализу результатов, выявлению причин отклонений и принятию решений, ихустраняющих.
В отличие от бюджета, под которым понимается насыщенныйколичественными показателями документ, в соответствии с которым предприятиеведет свою хозяйственную деятельность, бюджетирование – это процесс составленияи реализации данного документа в практической деятельности компании или план,оформленный в виде системы бюджетов.
Сущностью бюджетирования является балансирование доходов ирасходов с четко определенными местами их возникновения и закреплениемответственности за их движение за конкретными лицами, благодаря чему появляетсявозможность отслеживания во времени соотношения между изменением прибыльности,платежеспособности и экономическим потенциалом предприятия.
Бюджеты разрабатываются для всех структурных подразделенийпредприятия, затем сводятся в единый бюджет, называемый генеральным.
Разработка системы финансового управления предприятием направленана максимально эффективное достижение сформулированных целей и задач. На многихпредприятиях сложилась структура управления, неадекватная происходящим вэкономике изменениям. Основные ее недостатки следующие:
- подразделенияи филиалы чрезмерно замкнуты на высшем руководстве (генеральном директоре) и,как следствие, перегружены (сложность в выполнении функциональныхобязанностей);
- угенерального директора много заместителей с часто пересекающимся диапазономответственности;
- отсутствуетдостаточная информационная поддержка деятельности предприятия;
- отделавтоматизации системы управления предприятием работает, как правило, набухгалтерию и в меньшей степени на отделы снабжения, маркетинга и финансовыйотдел;
- различныеаспекты работы с персоналом разнесены по функциональным подразделениям снеодинаковым уровнем подчиненности (отдел кадров, отдел работы с персоналом,отдел организации труда и заработной платы);
- отсутствуетслужба управления изменениями, которая определяет в конкретный момент времениориентацию предприятия на изменения внешней среды.
Указанные факторы приводят к ситуации, когда многие задачи(включая задачи развития) не решаются в связи с тем, что нет ответственных лицлибо их слишком много. На отдельных предприятиях структура не формализована.
Руководителю предприятия целесообразно проводить детальный анализсуществующей структуры управления, выявлять ее сильные и слабые стороны,определять базовые принципы, в соответствии с которыми возможна еереорганизация. К таким принципам относятся:
- адекватностьназначения и функций управляющей системы целям и стратегии предприятия;
- имитированиечисла замкнутых связей, приходящихся на каждого руководителя структурногоподразделения;
- восприимчивостьк изменениям внешних условий и способность к быстрой трансформации управляющихструктур для решения возникающих краткосрочных и долгосрочных задач;
- способностьк переработке и точному распространению среди менеджеров различного уровняполезной информации, необходимой для принятия решений локального характера;
- жесткийконтроль за исполнением управленческих решений и результатов;
- соблюдениеправила делегирования полномочий, при котором каждый менеджер в своей четкосформулированной сфере компетенции вправе принимать самостоятельные решения инести за них полную ответственность;
- соответствиеквалификации руководителей и сотрудников кругу их функциональных обязанностей;
- разработкаи внедрение на постоянной основе программы обучения и повышения квалификациименеджеров низшего и среднего звеньев в соответствии с целями и задачамипредприятия.
Содержаниемстратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определениеего центров доходов и центров расходов.
Планированиефинансовых показателей осуществляется посредством определенных методов. Методыпланирования – это конкретные способы и приемы расчетов показателей. К основнымметодам финансового планирования относят:
1.  Нормативный метод – сущностьнормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, чтона основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативоврассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в ихисточниках. Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносови сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотныхсредствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм инормативов, которая включает:
- федеральныенормативы;
- республиканские(краевые, областные, автономных образований) нормативы;
- местныенормативы;
- отраслевыенормативы;
- нормативыхозяйствующего субъекта.
Нормативныйметод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемныйпоказатель, можно легко рассчитать плановый показатель.
2.  Расчетно-аналитическийметод – сущность это метода планирования финансовых показателей заключается втом, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя,принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периодерассчитывается плановая величина этого показателя. Данный метод планированияшироко применяется в тех случаях, когда отсутствуют технико-экономическиенормативы, а взаимосвязь между показателями может быть установлена косвенно, наоснове анализа их динамики и связей.
Расчетно-аналитический метод широко применяется припланировании суммы прибыли и доходов, определении величины отчислений отприбыли в фонды накопления, потребления, резервный, по отдельным видамиспользования финансовых ресурсов и т.д. Этот метод планирования показывает влияниефакторов на величину прибыли, однако он в достаточной степени не учитываетвлияние всех меняющихся условий хозяйствования на финансовые результаты и необеспечивает их достоверности, прежде всего из-за постоянно меняющихся условийхозяйствования.
3. Балансовый метод – сущностьбалансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, чтопутем построения балансов достигается увязка имеющихся в наличии финансовыхресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется, преждевсего, при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов,планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды – фонднакопления, фонд потребления и др.
4.  Метод оптимизацииплановых решений – сущность данного метода заключается в разработке несколькихвариантов плановых расчетов, с тем чтобы выбрать из них наиболее оптимальный.Собственно прогнозирование осуществляется в ходе имитационного моделирования,когда при расчетах варьируют темпами изменения базового показателя и независимыхфакторов, а его результатом является построение нескольких вариантов прогнознойотчетности.
5.  Экономико-математическоемоделирование – сущность экономико-математического моделирования в планированиифинансовых показателей заключается в том, что оно позволяет найтиколичественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями ифакторами, их определяющими. Эта связь выражается черезэкономико-математическую модель. Экономико-математическая модель представляетсобой точное математическое описание экономического процесса, т.е. описаниефакторов, характеризующих структуру и закономерности изменения данногоэкономического явления с помощью математических символов и приемов (уравнений,неравенств, таблиц, графиков и т.д.). В модель включаются только основные(определяющие) факторы.1.2 Особенности финансового планирования в бюджетныхучреждениях
В настоящеевремя планирование расходов является важнейшим инструментом повышенияэффективности управления бюджетными финансами. От того, насколько качественнобудет осуществляться планирование, во многом зависит обоснованность подготовкии принятия решений, затрагивающих все области финансово-хозяйственнойдеятельности учреждения. В ходе реформы бюджетного процесса планированиестановится одним из главных рычагов, применяемых в целях повышениярезультативности расходов и доходов бюджета, оценки их влияния на экономику.
Вопросыбюджетного планирования находятся в центре внимания финансистов-практиков.Минфин России ведет непрерывную работу по совершенствованию бюджетногопланирования.
До недавнеговремени система планирования включала в себя составление проекта сметы расходови доходов бюджетной организации, утверждение ее распорядителем, исполнениесметы в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств. Планированиеосуществлялось по статьям бюджетной классификации путем индексации фактическихрасходов предшествующего финансового года. Как правило, индексацияпроизводилась на величину индекса инфляции, обозначенного в законе офедеральном бюджете на текущий год. Такой порядок планирования позволялполучить необходимые цифры для обеспечения дальнейшей деятельности учреждения.Одновременно предполагаемые расходы никак не увязывались с достижениемопределенных показателей в деятельности учреждения. Анализ и контроль былвозможен только в части сопоставления плановых и фактических показателей.
Всоответствии со ст. 70 БК РФ бюджетные средства расходуются по следующимнаправлениям:
- оплататруда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами,регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
- перечислениестраховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
- трансфертынаселению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законамисубъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
- командировочныеи иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательствомРФ;
- оплататоваров и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
- оплататоваров и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключениягосударственных или муниципальных контрактов.
По сути этоукрупненная экономическая классификация расходов бюджета, которая в дальнейшемдетализируется в целях планирования и учета.
Большинствоплановых норм и нормативов (пожалуй, кроме сферы оплаты труда и денежныхкомпенсаций и трансфертов) при составлении смет самостоятельно рассчитывалисьбюджетными учреждениями с учетом местных цен и тарифов.
Статьибюджетной классификации жестко привязаны к определенным целям расходов,обеспечивая тем самым действенный механизм контроля целевого назначениярасходов. Одновременно изменчивость и нестабильность экономических условийзачастую требуют внесения изменений в утвержденные планы (лимиты) на год,перераспределения средств между статьями. Решение о таком перераспределениипринимает Минфин России. Невысокая оперативность механизма перераспределениязатрудняла эффективное управление краткосрочным планированием и расходованиемсредств на уровне учреждения.
В целом системесметного планирования присущи следующие недостатки.
1.Непрозрачность планирования – показатели плана не характеризовалиобоснованность расходов.
2. Затратныйпринцип – при планировании отталкивались от сложившегося уровня расходов,отсутствовали стимулы к их снижению.
3. Отсутствиеоперативного механизма в обоснованном изменении плановых показателей.
Сама системасметного планирования, основанная на затратном принципе, создает трудности напути совершенствования управления бюджетными финансами, что и определяетнеобходимость ее реформирования. Бюджетная политика меняется, что влечетизменения в порядке составления финансовых планов и смет.
Любоебюджетное учреждение может оказаться в ситуации, когда свою потребность вфинансировании придется доказывать на конкретных цифрах и в условиях жесткойконкуренции. Таким образом, грамотное планирование может сыграть решающую рольв деятельности учреждения.
На первомэтапе составления плана возникнет необходимость в группировке расходов(расходных обязательств) в зависимости от их характера: действующие ипринимаемые.
Практикапоказывает, что состав значительной части расходов учреждения предопределенранее принятыми нормативными актами, заключенными договорами, сложившимся фондомоплаты труда. Эти расходные обязательства (расходы) называются действующими.Такие расходы подлежат обязательному включению в планируемый бюджет и их легкообосновать с использованием достаточно простых правил пересчета (прямой счет,индексация). Для существенной корректировки объема действующих обязательствнеобходимо внесение изменений в действующие нормативные акты.
В то же времясуществуют расходные обязательства, возникающие многократно или однократно,причем одновременно с принятием соответствующего нормативного акта. Примеромможет служить решение об увеличении пособий, денежного довольствия, заработнойплаты в бюджетной сфере, осуществление инвестиционных проектов. Такие расходныеобязательства называются принимаемыми. Их обоснование потребует тщательнойпроработки.
Главноевнимание уделяется рассмотрению плана принимаемых расходных обязательств,причем данный план будет рассматривается после принятия плана действующихобязательств либо после заблаговременного их сокращения (при наличии экономии).
Методологическоеруководство планированием, в том числе разработка порядка формирования бюджетовдействующих и принимаемых обязательств, методики расчетов необходимых затратдля их выполнения, будет осуществляться Минфином России.
До внесения изменений в БК РФ выделение планов (бюджетов)действующих и принимаемых обязательств предлагается осуществлять на этапесоставления проекта перспективного финансового плана и проекта бюджета.
Весной 2005 года вышел нормативный документ, на которыйориентируются бюджетные учреждения при организации планирования. В ПостановленииПравительства от 06.03.2005 №118 «Об утверждении Положения о разработкеперспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год» (далее – Постановление)даны четкие определения понятий, используемых при составлении финансовыхпланов:
- «текущийгод» – год, в котором разрабатывается план;
- «очереднойгод» – год, следующий за текущим;
- «отчетныйгод» – год, предшествующий текущему;
- «отчетныйпериод» – год, предшествующий отчетному, отчетный год, текущий год;
- «плановыйпериод» – очередной год и последующие 2 года;
- «субъектыбюджетного планирования» – федеральные министерства, федеральные службы иагентства, имеющие право распределять ассигнования и лимиты бюджетныхобязательств федерального бюджета по подведомственным распорядителям (всоответствии с Указом Президента от 09.03.2004 «314 «О системе и структурефедеральных органов власти»);
- «бюджетсубъекта бюджетного планирования» – используемый для целей бюджетногопланирования общий объем расходов субъекта.
Таким образом, план на очередной финансовый год будет являтьсясоставной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год впередфинансового документа (то есть 2005 г. – первый год трехлетнего плана на2005–2007 гг., 2006 г. – на 2006–2008 гг. и т.д.).
Заметим, что в силу достаточно высокой степени неопределенности впрогнозировании на первых порах не должно быть каких-либо ограничений поизменению ранее утвержденных параметров. Одновременно рассматриваетсявозможность сокращения финансирования в случае несоответствия заранееустановленным показателям эффективности. Нормативная база показателейэффективности будет вырабатываться в каждой сфере деятельности в зависимости отцелей и специфики. Показатели могут предусматривать оптимальное соотношениемежду затратами и полезным эффектом; отсутствие непроизводительных затрат;достижение определенной цели с минимальными затратами или достижениемаксимального результата с помощью строго определенного объема ресурсов.
Постановлением вводится понятие «ведомственная целевая программа»(далее – ВЦП), которая является элементом программно-целевого метода бюджетногопланирования. На протяжении ряда лет в законах о федеральном бюджетепредусматривалось использование целевых программ при реализации определенныхзадач. Но, как показала практика, действующим целевым программам присущ ряднедостатков (отсутствие четких целей, конкретных результатов и ответственностиза их достижение), которых не должно быть при формировании ВЦП. Этот механизмдолжен обеспечивать прямую связь между затратами и результатами, способствоватьсоблюдению единого подхода к формированию и рациональному распределениюфинансовых ресурсов по конкретным программам и проектам, повышать эффективностьосвоения средств.
Ведомственная целевая программа – комплекс мероприятий, илинаправлений расходования бюджетных средств, направленных на решение конкретнойзадачи субъекта бюджетного планирования (главного распорядителя). Кведомственной целевой программе будут предъявляться следующие требования:
- четкаяформулировка цели в соответствии со сферой деятельности главного распорядителя;
- описаниеожидаемых результатов в количественной оценке;
- наличиесистемы показателей для оценки программы;
- обоснованиепотребности в ресурсах для достижения цели;
- разграничениеполномочий и ресурсов между бюджетными учреждениями, находящимися в ведениисубъекта бюджетного планирования.
Таким образом, при планировании бюджетным учреждениям придетсяраспределить свои расходы между программами главных распорядителей. В суммовомвыражении ВЦП будут ограничены размером выделенных бюджетных средств.
Поскольку структурной единицей планирования для главныхраспорядителей останутся распорядители (получатели) средств федеральногобюджета, порядок составления финансовых планов будет совпадать. Неизменнымостанется то, что данные в цифровом и натуральном выражении, необходимые дляпланирования, пойдут снизу вверх, от распорядителей (получателей) средствбюджета к главным распорядителям и субъектам бюджетного планирования (главнымраспорядителям).1.3 Особенности финансового управления в бюджетных учреждениях
Определение управления в широком смысле приводят В.М. Родионова,Ю.Я. Вавилов, Л.И. Гончаренко и другие, понимая под управлением«совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект длядостижения определенного результата».
Вне зависимости от уровня и направления воздействия процессуправления любой системой может быть разделен на отдельные этапы,представленные и характеризуемые определенными видом управленческойдеятельности; условный цикл осуществления управленческих действий состоит изследующих этапов процесса управления: прогнозирование, планирование,регулирование, контроль и анализ.
Перечисленные этапы характерны для любой системы управления. Темне менее, следует заметить, что существует множество вариантов выделения этаповпроцесса управления, которые часто обусловлены особенностями тех или иныхсистем управления.
В бюджетных учреждениях на сегодняшний день используются двемодели финансового управления. Первая, затратная модель, основанная надетальном контроле и управлении расходами, известна как сметное финансирование,«управление бюджетными ресурсами». В ней приоритет отдается контролю затратбюджетополучателей с помощью системы целевого финансирования и контролябюджетных ассигнований через коды операций сектора государственного управления(КОСГУ). Предполагается, что при полном финансировании в соответствии сбюджетной росписью результаты заложены уже при распределении бюджетныхресурсов.
Вторая модель финансирования, ориентированная на управлениерезультатами, основана на прямой взаимосвязи «средства – результат» даже науровне получателей бюджетных средств. При этом средства выделяются в рамкахпрограммно-целевого метода, а результатом является конкретное исполнение цели,ради которой эти средства были выделены.
Для определения эффективности деятельности бюджетного учреждениянедостаточно знать, что результат получен. Он есть как при первой системефинансирования, так и при второй. Важно дать оценку эффективности полученногорезультата.
Чтобы оценить эффективность, необходимо иметь базу сравнимыхэкономических показателей (плановых показателей с фактическими, одногоучреждения с другим и т.п.), а также регламентированную базу формированиязатрат на единицу продукции, работ, услуг.
На сегодняшний день экономической базы формирования сравнимыхпоказателей нет. Существует лишь укрупненная база формирования затратучреждения, основанная на принципе совокупного покрытия затрат.
В связи с этим целесообразна организация управленческого учета всистеме данных бухгалтерского учета и отчетности учреждений бюджетной сферы какна уровне получателей государственных средств, так и на уровнях субъектов РФ иФедерального агентства по образованию.
Управленческий учет – это не что иное, как системаинформационно-аналитической поддержки управления.
К сожалению, на сегодняшний день решение этой задачи осложненослишком узким кругом показателей бухгалтерской отчетности (табл. 1).

Таблица 1. Проблемы, решаемые системой управленческого учетабюджетных учрежденийПроблема Решение
Отчетные данные основаны на данных
бухгалтерского учета, остальные
данные собираются выборочно, и
проверка их подлинности требует
значительной трудоемкости
Расширить рамки спектра экономической
информации, основанной на данных
бухгалтерского учета и отчетности
Доходы и расходы учитываются по
принципу совокупного покрытия
затрат (за исключением хозрасчетной
деятельности по налоговому учету)
Совокупное покрытие затрат не
позволяет определить достоверную
себестоимость
Детализация расходов в разрезе
КОСГУ дает возможность проводить
анализ по целевому использованию
средств
Показатели КОСГУ не дают конкретной
и сравнимой характеристики
по направлениям затрат, нельзя
однозначно в разрезе КОСГУ сравнить
деятельность учреждений (если
провести ремонт своими силами,
то КОСГУ 211, 213, 340; проведение
ремонта по договору – КОСГУ 225, 226)
Финансирование по укрупненным
статьям осуществляется без оценки
эффективности деятельности
бюджетного учреждения
Оценивать эффективность деятельности
бюджетного учреждения,
основанной на принципах
экономичности, результативности,
продуктивности, оценки
последовательности стратегии
Для перехода от «управления
бюджетными ресурсами» к «управлению
результатами» возникает острая
потребность проведения
предварительного, текущего и
последующего анализа и аудита,
прогнозирования результатов
эффективной деятельности
бюджетного учреждения
Создать информационно-аналитическое
обеспечение для организации
управленческой системы,
способствующей эффективной
деятельности бюджетных
учреждений
Известно, что для принятия управленческих решений любого уровнянеобходимо расширение спектра экономической информации, как в количественном,так и в качественном направлении.
Суть управленческого учета заключается в принятии обоснованныхрешений на основе бухгалтерских данных. А для обеспечения эффективностиуправленческих решений важно наличие достоверной и своевременной информациипредварительного и текущего контроля, для наиболее раннего диагностированиянегативных тенденций.
Сегодня особую актуальность приобретает способ финансирования,ориентированный на конкретный результат. Государство должно не выделятьсредства на содержание, а вкладывать их – т.е. иметь возможность выбора. Знаязатратность, учреждения могут участвовать в конкурсе на выделение именно имфинансирования. У отраслевого министерства будет финансовый документ дляпрогнозирования рисков вложения, оно сможет реально оценить, в каком учрежденииэкономически целесообразно обучать, например, экономиста, а в каком – юриста,учитывая оптимальность произведенных расходов с учетом достигнутого уровнякачества.
Подводя итог первой главы, следует сказать следующее. Финансовоепланирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов иплановых показателей (нормативов) по обеспечению развития учреждениянеобходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовойдеятельности в будущем.
Универсальных рецептов, которые могли бы одинаково успешноприменяться в различных бюджетных учреждениях, нет. Но есть методы, сиспользованием которых могут быть построены системы управления бюджетнымучреждением. Они представляют собой формализованную совокупность понятий ипроцессов, позволяющую создать описание того, как бюджетное учреждение должноработать, и имеют сугубо конструктивный характер, то есть их можно восприниматькак набор инструкций (алгоритм).
2. Финансовое планирование и управлениев Верховном Совете Республики Хакасия 2.1 Общая характеристикаВерховного Совета РХ
Верховный СоветРХ является постоянно действующим высшим представительным и единственнымзаконодательным органом государственной власти Республики Хакасия.
ВерховныйСовет осуществляет свою деятельность на основе Конституции РоссийскойФедерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов, указовПрезидента Российской Федерации, Конституции Республики Хакасия, ЗаконаРеспублики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» и иных законовРеспублики Хакасия.
Верховный Совет Республики Хакасиясостоит из 75 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации, постоянноили преимущественно проживающими на территории Республики Хакасия, на основевсеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании срокомна четыре года. 38 депутатов избираются по республиканскому избирательномуокругу в составе списка кандидатов от соответствующего избирательного объединения,который был допущен к распределению депутатских мандатов в Верховном Совете РеспубликиХакасия, и 37 – по одномандатным избирательным округам.
Верховный Совет РХ избирает ПредседателяВерховного Совета РХ, его заместителя и формирует на своём заседании в порядке,определяемом Регламентом Верховного Совета Республики Хакасия, ПрезидиумВерховного Совета Республики Хакасия, состоящий из председателей комитетов(комиссий) в составе не более одной пятой от установленного общего числадепутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Кроме этого Верховный Совет избираетсвоего представителя в Совет Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации и формирует Контрольно-счетную палату Республики Хакасия.
Структура Верховного Совета РХпредставлена в Приложении 1.
Полномочия Верховного Совета РеспубликиХакасия устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральнымизаконами, Конституцией Республики Хакасия и законами Республики Хакасия и могутбыть изменены только путём внесения соответствующих поправок в КонституциюРоссийской Федерации и (или) пересмотра её положений, путём принятия новыхфедеральных законов, Конституции Республики Хакасия и законов Республики Хакасия,либо путём внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в эти действующиеакты.
В области бюджетного устройства ибюджетного процесса Верховный Совет РХ осуществляет законодательноерегулирование и обладает следующими бюджетными полномочиями, утвержденнымиЗаконом Республики Хакасия «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе вРеспублике Хакасия» от 1 июля 2003 года №44 с последующими изменениями:
- рассматривает прогноз консолидированного бюджета РеспубликиХакасия, рассматривает и утверждает республиканский бюджет, бюджетытерриториальных государственных внебюджетных фондов Республики Хакасия,изменения и дополнения, вносимые в них;
- рассматривает и утверждает отчеты об исполнении республиканскогобюджета, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондовРеспублики Хакасия, осуществляет контроль за исполнением;
- утверждает программы социально-экономического развития РеспубликиХакасия и отчеты об их исполнении;
- утверждает долгосрочные целевые программы и отчеты об их исполнении;
- вводит региональные налоги и сборы, устанавливает размеры ставокпо ним и предоставляет налоговые льготы в порядке, предусмотренномзаконодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- распределяет доходы от федеральных, региональных налогов и сборов,иных доходов республиканского бюджета между республиканским бюджетом и местнымибюджетами в соответствии с действующим законодательством;
- разграничивает полномочия по осуществлению расходов междуреспубликанским бюджетом и местными бюджетами;
- устанавливает порядок и условия предоставления финансовой помощииз республиканского бюджета местным бюджетам;
- формирует и определяет правовой статус собственных контрольныхорганов, осуществляющих контроль за исполнением республиканского и местныхбюджетов;
- устанавливает порядок образования и деятельности территориальныхгосударственных внебюджетных фондов Республики Хакасия;
- устанавливает порядок образования, использования и отчетности заиспользованием средств целевых бюджетных фондов Республики Хакасия;
- определяет перечень государственных внутренних заимствованийРеспублики Хакасия;
- устанавливает размер части прибыли республиканских унитарныхпредприятий, отчисляемой в республиканский бюджет;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексомРоссийской Федерации, иными правовыми актами бюджетного законодательстваРоссийской Федерации, Республики Хакасия.
Правовое,организационное, аналитическое, финансовое и материально-техническоеобеспечение деятельности Верховного Совета РХ, его Президиума, комитетов,депутатов Верховного Совета РХ осуществляет Аппарат Верховного Совета РХ,который возглавляет руководитель Аппарата Верховного Совета РХ.
АппаратВерховного Совета является постоянно действующим органом Верховного Совета РХ.И он не прекращает свою деятельность с окончанием срока полномочий депутатовВерховного Совета РХ очередного созыва. Аппарат осуществляет свою деятельностьво взаимодействии с Аппаратом Правительства РХ, управлениями и отделамиГосударственной думы, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, органамигосударственной власти субъектов РФ и Республики Хакасия, органами местногосамоуправления РХ, а также общественными организациями и объединениями.
СтруктураАппарата Верховного Совета РХ представлена в Приложении 2.
Финансовоеобслуживание деятельности Верховного Совета РХ, его Президиума, Аппаратаобеспечивается бухгалтерией Аппарата за счет средств, предусмотренныхреспубликанским бюджетом Республики Хакасия.
Деятельностьбухгалтерии осуществляется на основе текущего и перспективного планирования,сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности иколлегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников занадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельныхпоручений главного бухгалтера.
В своейдеятельности бухгалтерия руководствуется Конституцией РФ, действующимзаконодательством РФ; Бюджетным, Налоговым, Трудовым, Административным иГражданским кодексами, нормативными правовыми актами и методическими материаламипо вопросам бухгалтерского учета РФ, Конституцией РХ, действующимзаконодательством РХ, постановлениями и Регламентом Верховного Совета РХ, егоПрезидиума, относящимися к профилю работы бухгалтерии, распоряжениями ПредседателяВерховного Совета РХ и руководителя Аппарата Верховного Совета РХ, Положениемоб Аппарате Верховного Совета РХ, Положением о бухгалтерии Аппарата ВерховногоСовета РХ.
Деятельностьбухгалтерии осуществляется на основе текущего и перспективного планирования,сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности иколлегиальности при их обсуждении, персональной ответственности работников занадлежащее исполнение возложенных на них должностных обязанностей и отдельныхпоручений главного бухгалтера.2.2 Сметныйпорядок планирования и финансирования в Верховном Совете РХ
Основойфинансового планирования бюджетной организации является смета расходов. Несмотря на то, чтобюджетные организации всегда жили «по смете», законодательно определенного понятиясметы не существовало. В 2008 году в Бюджетный кодекс РФ это понятие быловведено. Статья 161 БК РФ гласит, что на основании бюджетной сметы, котораяведется согласно БК РФ, бюджетное учреждение расходует бюджетные средства.
Бюджетнаясмета, по определению статьи 6 БК РФ, – это документ, который устанавливаетлимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения в соответствии склассификацией расходов бюджета. Где под лимитом бюджетных обязательствподразумевается объем прав бюджетного учреждения в денежном выражении напринятие бюджетных обязательств и их исполнение в текущем финансовом году.
Бюджетнаясмета расходов – это особая форма финансового плана, определяющая объем ицелевое направление использования средств для содержания организаций или проведениякаких-либо мероприятий.
Чтобыспланировать расходы в предстоящем финансовом году, финансовому органу,отвечающему за составление проекта любого бюджета, необходимо знать прогнозпредстоящих расходов. Для этого на этапе составления проекта соответствующегобюджета бюджетные учреждения – участники бюджетного процесса определяют своипотребности в расходах на предстоящий период в разрезе действующих ипринимаемых обязательств и отражают их в проекте бюджетной сметы. Обоснованиебюджетных ассигнований (на очередной финансовый год и плановый период) ониподтверждают расчетами и, как правило, пояснительной запиской, т. к. никтолучше самого бюджетного учреждения не знает свои нужды и потребности. Все этиданные бюджетное учреждение представляет главным распорядителям.
Статья 158 БКРФ законодательно закрепляет за главными распорядителями право планироватьсоответствующие расходы бюджета. На этом основании главные распорядителиобобщают сведения из проектов бюджетных смет своих подведомственных учрежденийи с учетом собственных потребностей передают их финансовому органу в качествеобоснования бюджетных ассигнований.
Кроме того,статья 221 «Бюджетная смета» БК РФ предусматривает, что смета бюджетногоучреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главнымраспорядителем бюджетных средств, в ведении которого это учреждение находится.Однако необходимо, чтобы порядок непременно соответствовал общим требованиям,устанавливаемым Министерством Финансов России.
До 1 января2008 года такого документа Минфина России не существовало. Впервые общиетребования к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет главноефинансовое ведомство утвердило приказом от 20 ноября 2007 года №112н «Об общихтребованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных сметбюджетных учреждений». Данный документ представляет несомненный интерес, какдля бюджетных учреждений, так и для главных распорядителей бюджетных средств.Тем более что согласно статье 161 БК РФ, Положения, установленные БК РФ, относящиесяк бюджетным учреждениям, распространяются на органы государственной власти(государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы)и органы управления государственными внебюджетными фондами.
Сметыразличают по уровню обобщения затрат согласно задачам сметного планирования ифинансирования административно-территориальных образований и страны в целом.
Вфинансово-бюджетном хозяйстве используются:
- индивидуальныесметы учреждений;
- общиесметы расходов;
- сметырасходов на централизованные мероприятия;
- сводныесметы.
Основусметного планирования и финансирования составляет нормативный метод определениярасходов.
Нормированиепозволяет:
- обеспечитьравные финансовые условия деятельности типичным организациям;
- влиятьна структуру расходов для более рационального их распределения;
- определитьнаучно обоснованный уровень расходов по отдельным видам и статьям;
- определитьуровень и структуру доходов организаций.
Основой анализа исполнения сметы расходов в Верховном Совете являетсяотчет об исполнении бюджета. Данный отчет утвержден в форме закона РеспубликиХакасия «Об исполнении республиканского бюджета РХ за 2008 год» от 30.06.2009 г.№38-ЗРХ.
Представим исполнение сметы расходов по годам в виде таблицы.Причем в данной таблице проследим динамику планирования расходов по различнымстатьям за 2007, 2008 и 2009 годы.

Таблица 2. Исполнение сметы расходов по годам Запланировано в смете расходов Утверждено в законе о бюджете Исполнено Отклонения Наименование 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 2009 2007 2008 Оплата труда и начисления на оплату труда 30365 37167 44316 30365 37167 44316 27739 36936 - -2626 -231,3 Заработная плата 23830 30216 35692 23830 30216 35692 22432 30016 - -1398 -200 Прочие выплаты 300 477 700 300 477 700 248 450 - -52 -27 Начисления на оплату труда 6235 6474,3 7924 6235 6474,3 7924 5059 6470 - -1176 -4,3 Приобретение услуг 7590 11799 12791 7590 11799 12791 5925 10780 - -1665 -1019 Транспортные услуги 550 600 665 550 600 665 378 490 - -172 -110 Услуги связи 1020 1083 1200 1020 1083 1200 825 937 - -195 – 146 Коммунальные услуги 620 650 800 620 650 800 344 473 - -276 -177 Услуги по содержанию имущества 1000 2505,4 2700 1000 2505,4 2700 800 2150 - -200 -355,4 Прочие услуги 4400 6960,7 7426 4400 6960,7 7426 3578 5760 - -822 -1200 Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям 8724 _ _ 8724 _ _ 7798 _ - -926 - Прочие расходы 460 390 590 460 390 590 411 370 - -49 -20 Поступления нефинансовых активов 3900 7297,6 6550 3900 7297,6 6550 3746 7018 - -154 -279,6 Увеличение стоимости основных средств 1400 4271 1550 1400 4271 1550 1173 4121 - -227 -150 Увеличение стоимости материальных запасов 2500 3026,6 5000 2500 3026,6 5000 2573 3100 -
+ 73
+ 73,4 Пособия по социальной помощи гос. служащим _ _ 3000 _ _ 3000 _ _ - - Итого расходов 51039 58654 67247 51039 58654 67247 45619 52789 - 5420 5865
Из таблицы 2 видно, что при жесткой экономии бюджетных средств,Верховный Совет РХ в 2007 году сэкономил денежные средства в сумме 5 420тысяч рублей, что составляет 10,62% от суммы, утвержденной в Законе о бюджетена 2007 год. В 2008 году экономия составила 5 865 тысяч рублей, чтосоответственно составляет 10% от суммы, утвержденной в Законе о бюджете на 2008год.
Нужно отметить, что в 2008 и 2009 году наблюдается увеличениеобъема финансирования расходов Верховного Совета РХ. Если рассматриватьпроцентные соотношения, то ситуация следующая:
- всопоставлении с 2007 годом, в 2008 году увеличение суммы расходов изреспубликанского бюджета составило 12,98%;
- всопоставлении с 2008 годом, в 2009 году увеличение суммы расходов изреспубликанского бюджета составило 12,78%.
Еслипроследить динамику финансирования в разрезе статей расходов, то анализследующий:
Приоритетнымнаправлением по объему финансирования расходов являются расходы на Оплату трудаи начисления на оплату труда. Объем финансирования по годам следующий: в 2007году – 30 365 тыс. руб.; в 2008 году – 37 167 тыс. руб.; в 2009 году в бюджетезаложена сумма 44 316 тыс. руб. Удельный вес от общего финансированиясоставил соответственно: 60,8%; 69,97%; 65,9%.
По статье«Увеличение стоимости основных средств» объем финансирования составляет: в 2007году – 1 173 тыс. руб.; в 2008 году – объем расходов, запланированныйВерховным Советом, увеличивается до 4 271 тыс. руб.; в 2009 году –1 550 тыс. рублей. Увеличение расходов по данной статье в 2008 году былосвязано с запланированным ремонтом зала заседаний Верховного Совета РХ, аименно с заменой и модернизацией мебели, оборудования, электронной системы сопровождениязаседаний, в соответствии с проектно – сметной документацией на ремонт.
В 2007 и 2008 году был допущен перерасход по статье «Увеличениестоимости материальных запасов» на 73 тыс. рублей и 73,4 тыс. рублейсоответственно. В данной статье предусматриваются расходы на оплатугорюче-смазочных материалов, з/частей и комплектующих к компьютерной иоргтехнике, расходных материалов для фотопринтера, копировального аппарата иризографа, различных хозяйственных расходов, приобретение бланков и буклетов. Т.е.все те расходы, которые не регламентированы, т. к. на протяжении всеговремени планировались на основе затрат в предыдущем году, в отличие от другихрасходов, планирование которых было основано на тарифах, либо на сметахрасходов, которые просчитывали проектные организации, либо установленныхнормативными актами.
Из приведенной таблицы 2 также видно, что по отдельным статьямрасходов денежные средства не выделялись вообще.
Подводя итогвторой главы, следует сказать следующее. Анализируя систему финансовогопланирования в Верховном Совете РХ, пришли к выводу, что финансовоепланирование и управлении осуществляется на основе следующих федеральныхзаконов и норм: Бюджетный Кодекс РФ, Налоговый кодекс Российской Федерации,приказов Министерства финансов РФ, на основе бюджета на очередной финансовыйгод, Законах Республики Хакасия, постановлениях Правительства РХ и ПрезидиумаВерховного Совета РХ, приказами, распоряжениями Министерства финансов РХ идругими нормативными актами.
Как правило, в началенового финансового года каждое бюджетное учреждение пересматривает политикупланирования расходов, которой пользовалось в течение предшествующего отчетногопериода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения.Поэтому при планировании расходов руководству Аппарата Верховного Совета РХ ибухгалтерии следует подумать о разработке нормативов обеспеченностиматериальных запасов сотрудников Аппарата, для того, чтобы избежать перерасходапо данной статье. 2.3 Анализ планированиярасходов в Верховном Совете РХ
СметаВерховного Совета РХ утверждается на бюджетный (календарный) год и выражаетгодовой свод расходов по статьям затрат. Как правило, бухгалтерия ВерховногоСовета РХ в третьем квартале составляет и предоставляет бюджетную заявку наочередной финансовый год, которую затем подает на утверждение главномураспорядителю бюджетных ассигнований. Данная заявка составляется на основепрогнозируемых объемов, а также с учетом исполнения сметы расходов отчетногопериода.
Бюджетная заявка составляется в разрезе кодов бюджетнойклассификации с приложением расчетов по каждому направлению расходованиясредств.
На основании бюджетной заявки формируется смета бюджетнойорганизации. Реально на сегодняшний день Верховный Совет составляет сметурасходов, которая по своей сути является плановым документом, определяющимобъем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемыхнепосредственно из бюджета.
Рассмотрим процесс планирования расходов Верховного Совета РХ в2007 году.
Нарассмотрение Председателю Верховного Совета РХ главным бухгалтером былапредставлена смета расходов Верховного Совета РХ на 2007 год. По расчетамучреждения на его содержание в 2007 году необходимо 51 039 тыс. руб. В томчисле ФОТ 23 830 тыс. руб.
В таблице 3представлены некоторые статьи и суммы расходов, запланированных бухгалтериейВерховного Совета РХ, на 2009 год.
Таблица 3. Смета расходов на 2009 годНаименование статьи Код статьи УТВЕРЖДЕНО Всего тыс. руб. В том числе по кварталам I II III IV Оплата труда и начисления на оплату труда 210 30365 6745 13657 4580 5383 Заработная плата 211 23830 5295 10742 3550 4243 в том числе Оплата труда гражданских служащих (аппарат) 0 05 15380 3215 7060 2585 2520 (председатель) 0 24 990 250 282 255 203 (депутаты) 0 25 7460 1830 3400 710 1520 Услуги связи 221 1020 170 250 300 300 Услуги по содержанию имущества 225 1000 20 100 680 200
Кпредставленной на утверждение смете прикладываются обоснованные расчеты, т.е.прикладывается расшифровка сметы расходов на содержание Верховного Совета РХ на2009 год. Данная расшифровка очень важна, так как именно при помощи этихдокументов устанавливается необходимость расходов Верховного Совета,определяются и уточняются их права и обязанности по использованию денежныхфондов.
Рассмотрим расшифровку статей расходов, представленных в таблице 3.
Согласно смете расходов на 2009 год, на услуги связи запланировановыделить 1020 тысяч рублей. Расчет расходов на услуги связи на 2009 г.представлен в таблице 4.

Таблица 4. Расчет расходов на услуги связи на 2009 годКод Перечень услуг Сумма (тыс. руб.) 221 Сотовая – 3,0 × 3 (номера) × 12 (месяцев) = 108 тыс. руб. 1020 Спутниковая – 1,0 × 12 (месяцев) = 12 тыс. руб. Междугородняя – 12 × 12 (месяцев) = 144 тыс. руб. Городская связь – 23 × 12 (месяцев) = 276 тыс. руб. Услуги Интернета – 15 × 12 (месяцев) = 180 тыс. руб. Фельдъегерская связь – 4,0 × 12 (месяцев) = 48 тыс. руб. Франкировальные услуги – 18 × 12 (месяцев) = 216 тыс. руб. Почтовые расходы – 3 × 12 (месяцев) = 36 тыс. руб.
Услуги связи на территории РФ осуществляются на основании договораоб оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданскимзаконодательством, а именно в соответствии с Федеральным законом «О связи» от07.07.03 №126-ФЗ. Отношения между пользователями услуг связи и оператором связирегламентируются в заключенных договорах. Обязательным приложением к договоруна оказание услуг связи является тарифный план, на основании которогооказываются данные услуги. В соответствии с этим, расчет в таблице 4, суммырасходов на услуги связи складывается:
- суммырасходов в соответствии с выбранным тарифным планом, предлагаемым компанией,оказывающей услуги связи;
- суммырасходов за услуги связи за предыдущий период, а именно за 2008 год.
Согласно смете расходов на 2009 год (см. таблица 3), на услуги посодержанию имущества запланировано выделить 1000 тыс. руб. Расчет расходов науслуги по содержанию имущества на 2009 г. представлен в таблице 5.

Таблица 5. Расчет расходов на услуги по содержанию имуществаКод Перечень услуг Сумма (тыс. руб.) 225 Оплата за модернизацию компьютерной техники – 20 шт. × 10,0 = 200 тыс. руб. 1000 Оплата текущего ремонта оборудования и инвентаря – 350 тыс. руб. Техобслуживание и ремонт автотранспорта – 350 тыс. руб. Текущий ремонт помещений (побелка, покраска) – 150 тыс. руб. Ремонт комнаты отдыха – 150 тыс. руб. Текущий ремонт кабинетов 15 × 100,0 = 1500 тыс. руб.
Сумма расходов на услуги по содержанию имущества, представленногов таблице 5, планируется только на основе расходов за предыдущий период, аименно за 2008 год.
Как видно из таблицы 2, наибольший удельный вес в составе сметызанимают расходы на заработную плату.
Расчет оплаты труда государственных служащих Аппарата ВерховногоСовета РХ осуществляется на основании:
- ЗаконаРеспублики Хакасия «О государственных должностях Республики Хакасия игосударственной гражданской службе Республики Хакасия» от 28 февраля 2008 года №9-ЗРХ;
- ПостановленияПрезидиума Верховного Совета Республики Хакасия «Об утверждении Положения опорядке определения денежного содержания и материального стимулированиягосударственных гражданских служащих Аппарата Верховного Совета РеспубликиХакасия» от 16 мая 2007 года №126-п.
- идругих нормативных актов РФ в области начисления заработной платы.
Необходимо отметить, что размеры должностных окладов гражданскихслужащих законодательных и исполнительных органов государственной властиРеспублики Хакасия определяются относительно оклада Председателя ПравительстваРХ. Согласно статьи 15, Закона Республики Хакасия «О республиканском бюджете РеспубликиХакасия на 2009 год»» от 25.12.2008 г. №78-ЗРХ, с 1 января 2009 годадолжностной оклад Председателя Правительства РХ определяется в размере15 435 рублей. Кроме выше перечисленного, расходы по статье 211основывается на штатном расписании и фактических выплатах в предшествующемгоду.
Оплата трудагражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основнымсредством их материального обеспечения и стимулирования профессиональнойслужебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Как наглядновидно из штатного расписания, денежное содержание в Верховном Совете РХ состоитиз месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой имдолжностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего всоответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которыесоставляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а такжеиз ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Кдополнительным выплатам в Аппарате Верховного Совета РХ относятся:
1)ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службев размерах:
при стажегражданской службы в процентах
от 1 года до5 лет – 10%
от 5 до 10лет – 15%
от 10 до 15лет – 20%
свыше 15 лет– 30%
2)ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданскойслужбы. Под особыми условиями понимается совокупность должностных прав иобязанностей, ответственности гражданского служащего и необходимости строгогособлюдения ограничений, связанных с гражданской службой.
Наряду с этимучитывается:
- сложностьи напряженность профессиональной служебной деятельности;
- специальныйрежим работы;
- инициативностьи творческий подход к выполняемой работе;
- проведениеработы, отличающейся новизной, большим объемом, оперативностью исполнения.
3) премии завыполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяетсяпредставителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственногооргана, исполнения должностного регламента;
Припланировании прочих выплат по статье 212 бухгалтер руководствуется планомповышения квалификации на будущий год, учитывает количество матерей,находящихся в отпуске по уходу за ребенком по достижении им 1,5 лет,предусматривает количество командировок, исходя из предыдущего года. Крометого, на Верховном Совете РХ лежит обязанность уплачивать единый социальныйналог (взнос). Порядок и условия его уплаты установлены главой 24 Налоговогокодекса РФ.
Расходы поначислениям на оплату труда тоже регламентируются Налоговым Кодексом РФ идругими нормативными актами РФ.
Таблица 6. Расчет расходов по начислению ЕСН.Наименование статьи Код УТВЕРЖДЕНО Всего тыс. руб. В том числе по кварталам I II III IV
начисления на оплату труда (ЕСН)включая тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний 213 6235 1390 2815 940 1090

В качестве примера, в Приложении 3 приведен расчет фондазаработной платы некоторых работников Аппарата Верховного Совета РХ на 2009год.
Затем просчитываются и другие статьи расходов с учетом предложенийструктурных подразделений Аппарата Верховного Совета РХ, и все это сводится всмету расходов.
Данная смета,после утверждения Председателем Верховного Совета РХ направляется нарассмотрение и включение в Бюджет РХ Правительству РХ.
В Законе РХ«О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2009 год» от 25 декабря 2008 г.№78-ЗРХ четко представлено распределение расходов республиканского бюджета на2009 год по разделам, подразделам, целевым статьями видам расходовфункциональной классификации расходов бюджетов РХ, в том числе и для ВерховногоСовета.
Заключение
На основаниисделанных выводов предлагается следующее:
1.  Система сметногопланирования, основанная на затратном принципе, создает трудности на путисовершенствования управления бюджетными финансами, что и определяетнеобходимость ее реформирования.
2. Присоставлении бюджетным учреждением сметы расходов и доходов в нее должен быть заложентот объем денежных средств, использование которых позволит достичь поставленныхперед бюджетным учреждением целей и задач, то есть конечных результатов егодеятельности на определенный период.
3. Всложившихся условиях усилить роль и значение среднесрочного финансовогопланирования. Это необходимо по нескольким причинам.
Во-первых,удлинение горизонта бюджетного планирования необходимо для целеймакроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики. Необходимо видетьпараметры доходов, расходов, дефицита бюджета, которые влияют на многие условияразвития экономики.
Во-вторых, всфере общественных финансов невозможно ставить цели, задачи, результатыдеятельности, как минимум, трехлетней перспективы. При годовом горизонтепланирования любой администратор бюджетных средств думает об одном: как быосвоить выделенные ассигнования и не потерять, а еще лучше нарастить их вследующем году. Среднесрочное финансовое планирование – необходимая предпосылкадля реструктуризации бюджетного сектора и внедрения методов бюджетногопланирования, ориентированного на результаты.
В-третьих,среднесрочное финансовое планирование повышает эффективность администрированиярасходов. Появляется возможность для заключения долгосрочных государственных контрактов,решения хронической для российских бюджетов проблемы остатков средств на счетахза счет обмена ассигнованиями, предусмотренными на разные годы трехлетнегоцикла, повышения равномерности расходования средств.
Именнопоэтому среднесрочное финансовое планирование давно стало общепризнаннойпрактикой. Оно заявлено и в действующей редакции Кодекса. Однако статья оперспективном финансовом плане до недавнего времени реально не применялась.Перспективный финансовый план носил справочно-аналитический характер и не былжестко увязан с проектом бюджета. И только с 2005 года на федеральном уровненачалась интеграция перспективного финансового плана в обычный, регулярныйбюджетный процесс, когда первый год перспективного финансового плана являетсяпроектом бюджета на очередной год, а остальные проектировки задаютпредсказуемые параметры расходов и доходов на следующие два года.
В сметубюджетного учреждения должны быть включены только те обязательства, которыетребуют заключения трудовых соглашений или государственных контрактов. Ихпредлагается выделить в группу обязательств по оказанию государственных услуг,понимаемых в широком смысле как деятельность органов власти и подведомственныхим учреждений.
По каждомуассигнованию, обеспечивающему оказание государственных услуг, должно стоятьгосударственное или муниципальное задание. Каждый распределитель бюджетныхсредств, каждое бюджетное учреждение должно показывать в явном виде, ради чегопредоставлены те или иные права на принятие бюджетных обязательств исоответственно принесли ли она ожидаемый результат.
Каждоебюджетное ассигнование, с одной стороны, выражает расходные обязательства,выражает полномочия, нормативно-правовую базу деятельности органов власти. Сдругой стороны, для каждого бюджетного ассигнования сформулированогосударственное (муниципальное) задание. Это и есть бюджетирование,ориентированное на результаты.
Такимобразом, изложенные выводы и предложения позволят повысить эффективностьформирования и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения,достичь поставленных перед ним целей и задач на определенный период.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс РоссийскойФедерации (часть первая, вторая, третья).
3. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации. // СЗ РФ. – 1998. – №31. – ст. 3823.
4. Федеральныйзакон от15.08.1996 г. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации»:в ред. от 23 дек. 2004 г. // Там же. – 1996. – №34. – ст. 4030.
5. Конституция Республики Хакасия.
6. Закон Республики Хакасия «ОВерховном Совете Республики Хакасия» от 19.09.1995 года №46.
7. ЗаконРеспублики Хакасия «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в РеспубликеХакасия» от 01.07.2003 года №44-ЗРХ.
8. ПриказМинфина«Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетныхсмет бюджетных учреждений» от 20.11.2007 года №112-Н.
9. Амборский В.И.,Грищенко А.А. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научныхучреждениях. – М.: 2005. – 234 с.
10.  Гаврилова А.Н. Финансовый менеджмент: Учебноепособие. – М.: КОНРУС, 2005. – 251 с.
11.  Гервиц Л.Я., Масталыгина Н.А, Финансовое планированиеи анализ в бюджетных учреждениях. – М.: 2005. – 420 с.
12.  Малинина Е.А. Смета бюджетногоучреждения в определении бюджетного законодательства. // БиНо: Бюджетныеучреждения, 2009 – №3.
13.  Мирошкин Н.П. Финансы бюджетныхучреждений: Учебное пособие. – Ижевск: ИЭ Уральского отделения РАН, 2005. – 111 с.
14.  Панков Д.А. Анализ хозяйственнойдеятельности бюджетных организаций: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2007. –409 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Великая Отечественная война 1812г
Реферат Политические и правовые учения в Древнем Риме
Реферат Курсова робота на тему Створення та обробка динамічних зображень
Реферат История народно хозяйственного развития Японии и е роль в мировой экономике 90 х годов
Реферат Конфуцианская концепция социальной сущности человека на примере Японии
Реферат Протекторат Богемии и Моравии
Реферат Экономико-географическая характеристика Северо-Западного района Октябрьская железная дорога
Реферат Використання комп'ютера при літературознавчій пропедевтиці в початковій школі
Реферат Осирис
Реферат The Red Badge Of Courage 4 Essay
Реферат Российские предприниматели: Сидоровы, Крымовы, Дородновы и предприниматели Приволжья
Реферат Православная проповедь и молитва как феномен современной звучащей речи
Реферат Ehrlich
Реферат Бюджетна система України і принципи її побудови
Реферат Проектирование математического и программного обеспечения