Финансы местногосамоуправления Финляндии
Содержание
1. Структура финансовыхорганов Финляндии
2.Организация местных финансов в Финляндии
2.1Местный бюджет
2.2 Виды местных налогови сборов
2.3 Иные источникимуниципальных доходов
3.Формы финансового контроля
Литература
1. Структурафинансовых органов Финляндии
Финляндия являетсянаименее коррумпированной страной в мире. Международная конкурентоспособностьФинляндии во многом основывается на благонадежности ее общественной организациии высоком уровне обслуживания. Население Финляндии имеет достаточно высокиедоходы, а территория Финляндии в экономико-географическом отношении частичнонапоминает северные регионы Российской Федерации.
Для общегоуправления Финляндия разделена на губернии, уезды и коммуны. Структурауправления Финляндии включает 3 уровня:
· государственноецентральное управление;
· региональноеуправление;
· собственноместное управление.
На уровне государства действуют парламент из 200 депутатов,президент страны, кабинет министров и министерства. Во главе независимой судебнойсистемы находятся Верховный суд и Верховный административный суд.
Специфика организации управления на региональном уровне связана стем, что Финляндия, в отличие от России, является унитарным государством.
На региональном уровне по направлениям деятельности создаются региональныесовместные муниципальные советы.
В отличие от Дании и Норвегии в Финляндии нет органов региональногосамоуправления, избираемых населением. Основной аргумент против их создания – введениедля их организации дополнительных налогов, а налоговое бремя финскихналогоплательщиков и без того считается одним из наиболее высоких в европейскихстранах.
Совместные муниципальные советы являютсяорганами, независимыми от своих членов-муниципалитетов с собственными финансамии органами управления. Эти муниципальные советы финансируются своимичленами-муниципалитетами, которые, в свою очередь, получают для финансированиясовместных советов государственные субсидии.
На местном уровнестрана поделена на 455 муниципалитетов, 102 из которых называются городскими и353 – сельскими муниципалитетами.
В Финляндии местное управление основывается на принципе самоуправленияграждан, проживающих на территории муниципалитета. Это самоуправлениегарантируется Конституцией Финляндии и Коммунальным законом 1995 г.Население выбирает органы местной власти – муниципальные советы.
2. Организация местных финансов в Финляндии
Фундаментомдля эффективнойдеятельности местного самоуправления в Финляндии является право муниципалитетовустанавливать собственные налоги.
Основным правовым актом, определяющимпорядок формирования местных бюджетов в Финляндии, является Коммунальный закон.Кроме того, ряд норм содержится в специальном законодательстве – финансовом,налоговом и т.д.
В отличие от российского законодательства Коммунальный закон достаточнодетально регулирует деятельность органов местного самоуправления ФинляндскойРеспублики в области финансов. Он содержит нормы, которые касаютсябухгалтерского учета и отчетности, и иные положения, которые, как правило, вроссийских условиях регулируются уставами местного самоуправления конкретныхгородов и иных населенных пунктов.
2.1 Местный бюджет
Коммунальный закон Финляндии содержитспециальную главу 8 – «Хозяйство коммуны», посвященную финансовым вопросам. Всоответствии с параграфом 65 названного Закона к концу года муниципальный советдолжен принять для коммуны бюджет на следующий календарный год. Интересно, чтозаконодательство страны обязует местные органы осуществлять планированиеразвития территории. Вместе с бюджетом муниципальные советы должны приниматьхозяйственный план на 3 года или более. Бюджетный год считается первым годомхозяйственного плана.
Бюджет и план, в которых определяютсясоциальные и экономические перспективы развития коммуны, должны быть составленытаким образом, чтобы обеспечивать выполнение коммунальных задач, к которымотносятся: образование, здравоохранение, социальное обеспечение, техническаяинфраструктура, контроль за сохранением окружающей среды.
Монополией муниципалитетов является планированиеиспользования земли и обеспечение нормального функционирования городской среды.
В бюджет закладываютсяассигнования, предназначенные для решения задач социально-экономическогоразвития территорий, и приходная смета. Также в нем указываются источникифинансирования. В соответствии с параграфом 65 Коммунального законаассигнования и приходную смету можно учитывать в валовом или чистом объеме. Вбюджете должен, в обязательном порядке содержатся раздел затрат наинвестирование.
Деятельность коммуны и содержание общественных служб должны осуществлятьсяв рамках бюджета. Решение о внесенииизменений в бюджет принимаетсовет коммуны.
Благодаря тому, что планирование работы ифинансов коммуны соединено с разработкой бюджета, бюджет носит в Финляндиивесьма информативный характер. Например, относительно организации детскихдошкольных учреждений бюджет, как правило, содержит, наряду с конечной суммойрасходов по деятельности и инвестициям, также и другие данные (динамикаколичества детей дошкольного возраста, количества детей в детских дошкольныхучреждениях и детей, за которыми смотрят дома, количества сотрудниковучреждений, а также динамика расходов детских дошкольных учреждений и т.д.).
В бюджете может также содержаться оценкарасходов по планированию и строительству нового детского дошкольного учрежденияили сообщение о закрытии работающего учреждения. Уполномоченные или граждане,читая бюджет, понимают, что означает бюджет для развития обслуживаниянаселения. Измерение количества и качества коммунальных услуг и расчетединичных расходов представляют собой инструменты управления, планированияработы коммуны и контроля над ними.
В Финляндии в ведение коммун переданы широкие по сравнению с другимистранами задачи. Поэтому коммуны здесь имеют весьма крупные бюджеты. ВФинляндии сумма бюджетов всех коммун соответствует примерно суммегосударственного бюджета. В расчете на одного жителя в Финляндии коммунальныйбюджет составлял в 2004 г. в среднем 5500 евро на одного жителя в год2.
2.2 Видыместных налогов и сборов
Не позднее принятия бюджета совет должен принять решение о процентеподоходного налога, проценте налога на недвижимость, а также об основных показателяхдругих налогов.
Органы местного самоуправления (муниципалитеты) имеют право устанавливатьналоги для каждого жителя и владельца недвижимости на территории,подведомственной муниципалитету. Ставки налога определяются муниципальнымисоветами один раз в год.
Сумма средств, получаемых от местных налогов в различных муниципалитетах,колеблется от 30 до 70%. Органы местного самоуправления могут использоватьналоговые поступления для выполнения своих функциональных задач без каких-либоограничений.
Основными видами налогов являются следующие.
Налог на доходы. Этотвид приносит муниципалитетам основной доход. (В дополнение к муниципальномуподоходному налогу государство также устанавливает прогрессивную шкалу налогообложениядоходов граждан).
Налог на недвижимость. Средняяставка налога зависит от оценочной стоимости недвижимости и составляет всреднем 0,47%. При этом для помещений, предназначенных для постоянногопроживания, устанавливается ставка около 0,22% стоимости недвижимости, длялетних дачных домиков она более высока – до 0,67%, но в каждом отдельноммуниципалитете эти цифры могут варьироваться.
Кроме того, муниципалитетам дано право устанавливать повышенные ставкиналогообложения на недвижимость электростанций. (Это право может быть примененои в условиях Российской Федерации).
Муниципалитеты получают также часть от общегосударственного налога нанациональные компании.
Сборы и платежи. Источниками доходов для местных органовявляются сборы и платежи, например, за организацию на местах обеспечения водоснабженияи подачу электроэнергии.
Сдача в аренду собственности или распродажа муниципальнойсобственности, земли или сооружений также приносит определенные средстваместным властям.
Местные органы также получают доходы от деятельности муниципальных предприятий,таких как портовые сооружения, общественный транспорт, телекоммуникации,сеть очистных сооружений.
Интересно, что для покрытия расходов финским муниципалитетам предоставленоправо брать займы без каких-либо ограничений, как у себя в стране, так иза рубежом. Эти займы берутся, как правило, только для инвестиций, а не наоперативные расходы. Подобный опыт практически не существует в России, вместе стем, такой способ получения доходов мог бы быть полезен для долгосрочногоразвития территорий Российской Федерации.
2.3 Иныеисточники муниципальных доходов
Серьезным источником муниципальных доходов вФинляндии являются государственные гранты и субсидии, которые обычновыплачиваются в связи с тем, что местные органы взяли на себя оказаниенаселению тех услуг, которые раньше предоставляло государство.
Правовое регулированиевыплаты субсидий осуществляется нормами финансового законодательства – огосударственных субсидиях органам местного самоуправления, о планировании игосударственных субсидиях на социальную сферу и здравоохранение и офинансировании образования и культуры.
Субсидии применяются как общие, так и целевые – под конкретные инвестиционныепроекты.
В общие субсидии на текущие расходы в муниципальный сектор включают:
– субсидии, которые выплачиваются на душу населения (наибольшие выплатынаправляются муниципалитетам слаборазвитых экономических районов Лапландии);
– субсидии на социальную сферу и здравоохранение (размер определяетсяиз расчета на душу населения в зависимости от возрастного состава населениямуниципалитета);
– субсидии на образование и культуру (рассчитывается на душу населенияи, частично, на количество учеников и студентов);
– отчисления от налогов в пользу наиболее бедных муниципалитетов.
При предоставлении государственных субсидийтакже учитывается географическое местонахождение муниципалитета, плотностьнаселения, уровень безработицы, языковой статус (финский / шведский),расположена ли часть или вся территория, подведомственная органу местногосамоуправления, на архипелаге (это дополнительное условие, характеризующееусловия, в которых приходится функционировать муниципалитету).
Целевые субсидии на инвестициипредоставляются отдельно на каждый проект.
По каждому проекту, касающемуся сферысоциальной защиты и здравоохранения или образования, орган местногосамоуправления составляет план-проект. На основании представленного плана и сучетом требуемых бюджетных ассигнований органы самоуправления могут получитьцелевую субсидию на проект с установленным графиком его реализации.
Общая сумма доходов финских муниципалитетов выглядитследующим образом: % Млрд. финских марок Доходы от налогов (местных, а также отчислений от общегосударственных) 45 61 Государственные субсидии 23 31 Поступления от сборов 17 24 Займы 2 2 Другие доходы 13 18
Обращает на себя внимание тот факт, что большая часть местных бюджетов вФинляндии формируется за счет собственных источников органов местногосамоуправления – налоги, сборы, займы, иные платежи. Государственная поддержкане составляет даже одной трети в доходной части.
3. Формы финансового контроля
Каждая коммуна должна иметь надежную систему проверки и контроля.Коммунальную систему контроля можно разделить на внешний и внутренний контроль.
Основные принципы системы проверки и контроля определены в законе окоммунах, однако, в работе соблюдаются и нормы закона и положения о бухгалтерии.Правильная аудиторская практика основывается, наряду с законами, также и нарекомендациях бухгалтерскойкомиссии и ее коммунальной секции, нарекомендациях Союза Коммун Финляндии о ведении счетов, на инструкцияхгосударственных органов и Статистического центра.
Внутренний контроль является неотъемлемой частью постоянного управлениядеятельностью и финансами коммуны. Он направлен на: обеспечение результативностиработы, реализацию поставленных целей, обеспечение надежности бухгалтерии иинформационных систем, обеспечение работы систем управления риском, соблюдениявыданных указаний и инструкций. Он включает контроль над управлениемсобственностью и использованием денежных средств.
Внутренний контроль направлен, особенно, на такие сферы, как закупки,заработная плата, вычисление НДС и возврат сумм НДС, безопасность информационныхсистем, а также выплата пособий и денежной помощи.
Ответственность за организацию внутреннего контроля лежит на коммунальномправлении, а за его реализацию отвечает мэр. Внутренний контроль осуществляетили действующее руководство (мэр, отраслевое руководство). В более крупныхкоммунах им помогает орган внутренней проверки (ревизии). Орган внутреннейпроверки производит анализы, оценки, рекомендации, советы и информацию оподлежащих проверке функциях. Если орган внутренней проверки обнаруживаетнедостатки или проблемы, то он докладывает об этом немедленно руководствукоммуны, которое предпринимает необходимые меры.
Официальный аудитор коммуны обязан в своем отчете давать оценку того,должным ли образом в коммуне организован внутренний контроль.
Внешнийконтроль является независимой от действующего руководствакоммуны функцией. Для внешнего контроля совет уполномоченных каждой коммуныФинляндии должен назначать для коммуны ревизионную комиссию и аудитора, икаждый из них выполняет собственные задачи.
Коммунальный совет уполномоченных назначает в начале своего срока работына четыре года ревизионную комиссию для организации проверки управления ифинансов коммуны. Ревизионная комиссия продолжает свою работу до тех пор, покабудет проведен последний аудит (проверка счетов) периода деятельности советауполномоченных. Председатель и заместитель председателя ревизионной комиссиидолжны быть уполномоченными коммуны. О количестве членов комиссии решениепринимается самим советом уполномоченных. Все ее члены могут бытьуполномоченными, но часть может и не быть.
Важной задачей ревизионной комиссии является оценка того, реализованы либыли функциональные и финансовые цели, поставленные советом уполномоченных.Комиссия должна уделять внимание целесообразности работы, форм работы иорганизации обслуживания. На основе проведенной проверки комиссия выпускает ревизионныйотчет.
Литература
1. И.Д. Черник.Некоторые вопросы организации местных финансов в Финляндии / / Финансы №2,2004.
2. Тимо Линкола. Контрольнад финансами коммуны и отвод лица за небеспристрастность // Финансы №9,2005.