Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансы малого предпринимательства РФ

Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и критерии малогопредпринимательства
Глава 2. Организация финансов малого предприятия
2.1 Денежные фонды и резервы предприятий
2.2 Финансовые ресурсы предприятия
2.3 Принципыорганизации финансов
2.4 Этапы жизненного цикла предприятия
Глава 3. Способы государственнойподдержки малого предпринимательства
3.1 Государственная программа финансовой поддержкималого и среднего предпринимательства
3.2 Мониторинг изменений законодательства РФ
3.3 Поддержка малого предпринимательства и доходныйпотенциал местных бюджетов
Заключение
Список литературы

Введение
Вданной курсовой работе исследуется сущность финансов малогопредпринимательства.
Развитиерыночной экономики в России тесно связано с созданием и эффективнымфункционированием малого предпринимательства.
Темамоей курсовой работы очень актуальна, так как для современной экономикихарактерна сложная комбинация различных по масштабам производств – крупных, стенденцией к монопольным структурам, и небольших, создание которых определяетсямногими факторами.
Впоследнее время выявился небывалый рост малого и среднего предпринимательства,особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, большихобъемов оборудования.
Такжеможно отметить, что развитие малого и среднего предпринимательства создаетпрекрасные условия для оздоровления экономики в целом: развивается конкурентнаясреда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительскийсектор и т.д.
Цельданной работы заключается в рассмотрении сущности и критериев малогопредпринимательства, организации финансов на малом предприятии, а такжеспособов государственной поддержки. Поставленная задача была выполнена путеманализа экономической литературы и журналов, посвященных экономическойтематике.
Для достижения поставленной цели,необходимо решить ряд задач:
*  Определить сущность и критерии малогопредпринимательства;
*  Описать организацию финансов малогопредприятия, а именно: денежные фонды и резервы предприятия, финансовыересурсы, принципы организации финансов и этапы жизненного цикла предприятия;
*  Рассмотреть способы государственнойподдержки малого предпринимательства в 2008, 2009 гг., а также определитьвозможные грядущие изменения в 2010 г.;
*  Произвести расчеты по предприятию,для закрепления полученных знаний и навыков, полученных при изучении дисциплины«финансы организации».
Объектом исследования курсовой работыявляется малое предпринимательство РФ.
Предметом исследования являютсяфинансы малого предпринимательства РФ.

Глава1. Сущность и критерии малого предпринимательства
Как показывает мироваяпрактика, малое предпринимательство играет очень существенную роль в экономикестраны. Экономическая и социальная роль малого предпринимательства заключаетсяв праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества дляосуществления предпринимательской деятельности.
Сущность малогопредпринимательства заключается в следующем: малым предпринимательствомназывается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночнойэкономики, имеющими установленные законом признаки.
Функциональноеназначение предприятий, их роль в экономике в значительной мере меняются взависимости от размера предприятия. Крупное и мелкое производства, даже врамках одной территории и отрасли, как правило, не являются взаимозаменяемыми.Отсутствие одного из них – это незаполненная ячейка экономики, имеющая своимследствием общее снижение эффективности производства. Крупные, средние и малыепредприятия дополняют друг друга, создают целостный организм экономики.
Человечество накопилодостаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от ихразмера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсальногокритерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости отнациональности, производственных градаций, отраслевой культуры экономикиустанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.
Основным критерием, наоснове которого предприятия различных организационно правовых форм относятся ксубъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников,занятых за отчетный период на предприятии. К субъектам малогопредпринимательства относятся предприятия, которые осуществляют своюдеятельность относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемыеодним собственником.
Однако средняячисленность персонала предприятия является не единственным критерием отнесенияпредприятий к малому предпринимательству. Также используются такие показателикак: объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставногокапитала и многие другие. Всего применяется около 50 критериев, по которымпредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства.
В Европейском Союзе с 1января 1995 года к малым относятся предприятия, имеющие число занятыхработников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн. евро; сумму баланса менее2 млн. евро. Могут также применяться и другие показатели при отнесениипредприятий к малым.
Комиссией ЕС предложеныследующие критерии отнесения фирм к малым: число занятых работников не должнопревышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее75 млн. евро при условии, что доля крупных компаний в уставном капитале фирмыне превышает одну треть.
В российской практикесуществование малого предпринимательства было разрешено в 1988 году, в этотпериод к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднеечисло ежегодно занятых работников не превышало 100 человек.
В настоящее время внашей стране, согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «Огосударственной поддержке малого предпринимательства в РоссийскойФедерации», под субъектами малого предпринимательства понимаютсякоммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектовРФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов непревышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, неявляющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которыхчисленность работников за отчетный период не превышает следующих предельныхуровней:
1.  впромышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек;
2.  всельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;
3.  воптовой торговле – 50;
4.  врозничной торговле и бытовом обслуживании – 30;
5.  вдругих отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Средняя численностьработников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех егоработников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характераи по совместительству с учетом реально отработанного времени, а такжеработников представительств, филиалов и других обособленных подразделенийуказанного юридического лица.
Таким образом,определен критерий выделения малых предприятий – по численности работающих.Несовершенство данного критерия, да и других критериев, также очевидно.Например, на электростанции, где многомиллионные основные фонды приводятся вдействие несколькими работниками.
Те, кто впервыесталкивается с малыми предприятиями, обычно допускают типичную ошибку: считаютмалые предприятия одним из видов предприятий, подобно государственным,арендным, совместным, семейным и т.д. Это неверно, малые предприятия в этотперечень не могут быть включены. Малые предприятия – это не вид, неорганизационно-правовая форма, а размер предприятия. Из всех имеющихся видовпредприятий: государственных, коллективных, совместных, кооперативов и т.д.,выделяется их часть по критериям численности работающих. Таким образом, существуютмалые государственные, малые совместные, малые частные и прочие виды малыхпредприятий.
В этой связи становитсяочевидным, для малых предприятий не существует какой-то универсальной, общейдля всех их видов системы ценообразования, материально-технического снабжения,оплаты труда, управления и т.д. Все эти системы функционирования предприятияопределяются по их видам.
Бытует и еще одношироко распространенное заблуждение, будто бы вид малого предприятияпредопределяется тем, какая организация является его учредителем. Безусловнойсвязи здесь нет. Малые предприятия могут создаваться гражданами, членами семьии совместно с другими лицами, государственными, арендными, совместнымипредприятиями, общественными организациями и т.д. Кроме того, малые предприятиямогут создаваться совместно указанными органами, предприятиями, организациями игражданами.
Если учредителем малогопредприятия является государственная организация, то это отнюдь не означает,что новое образование будет именно малым государственным предприятием.Имущество, выделяемое из состава государственного предприятия, может быть сданов аренду кооперативом. Вид созданного предприятия – кооператив. Могут быть идругие варианты.
В то же времяиндивидуальные и семейные частные предприятия, названные так именноприменительно к учредителям, не могут быть иного вида. То есть по таким видаммалых предприятий учредительство и вид малых предприятий совпадают.
Малые предприятия,осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковымпо критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовомобъеме оборота или в годовом объеме прибыли.
В Российской Федерациик субъектам малого предпринимательства относятся также и индивидуальныепредприниматели, т.е. физические лица, занимающиеся предпринимательскойдеятельностью без образования юридического лица.
В г.Москве установлено,что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получениеподдержки со стороны органов власти г. Москвы, относятся индивидуальныепредприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскуюдеятельность в соответствии со следующими критериями:
1.  районих непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы иМосковской области, т.е. субъекты малого предпринимательства (юридические лица)не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рыноксбыта произведенной ими продукции (работ, услуг) может выходить за указанныеграницы;
2.  онине должны относиться к категории дочерних или зависимых хозяйственных обществ,фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовыхорганизаций;
3.  среднесписочнаячисленность работающих (с учетом работающих по договорам подряда исовместительству) должна быть:
1.  впромышленности, в строительстве – 200 человек и меньше;
2.  вдругих отраслях сферы материального производства – 100 человек и меньше;
3.  вотраслях непроизводственной сферы – 60 человек и меньше.
Юридические лица,отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, вносятся в Реестрсубъектов малого предпринимательства.
Сущность малогопредпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:
1.  Формированиеконкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворениюпотребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
2.  Расширениеассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь кудовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышениюкачества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3.  Приближениепроизводства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4.  Содействиеструктурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономикегибкость, мобильность, маневренность;
5.  Привлечениеличных средств населения для развития производства. Партнеры в малыхпредприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чемв крупных;
6.  Созданиедополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7.  Болееэффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов,освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
8.  Вовлечениев трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа накрупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры,инвалиды, учащиеся);
9.  Формированиесоциального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
10.Активизациянаучно-технического прогресса;
11.Освоениеи использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
12.Содействиедеятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующихизделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
13.Освобождениегосударства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды ивыкупа.

Глава 2. Организацияфинансов малого предприятия
 
2.1  Денежныефонды и резервы предприятий
Формированиеденежных фондов предприятия начинается с момента его организации. Предприятие всоответствии с законодательством создает уставной капитал.
Уставнойкапитал – основной первоначальный источник собственных средств предприятия.Формируют основной и оборотный капитал, которые в свою очередь направляются наприобретение основных производственных фондов, нематериальных активов,оборотных средств.
К числуденежных фондов предприятия относится добавочный капитал. Он создается за счет:прироста стоимости имущества в результате переоценки основных фондов,эмиссионного дохода (превышения продажной цены акций над номинальной);безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей на производственныецели.
Результатомпредпринимательской деятельности являются доходы, которые выступают в формевыручки от реализации, которая поступает на расчетный счет предприятия. Выручкаэто прежде всего источник возмещения затрат на производство, продвижение нарынок и реализацию товаров (работ, услуг).
Результатоми конечной целью деятельности предприятия является получение прибыли. Посленалоговых выплат образуется прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, изкоторой в дальнейшем формируются резервный капитал и другие аналогичныерезервы, а также фонд накопления и фонд потребления.
Резервныйкапитал – денежный фонд предприятия, который образуется в соответствии сзаконодательством Российской Федерации и учредительными документами. Источникомего формирования являются отчисления из прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия. Он предназначен для покрытия убытков отчетного года, выплатыдивидендов при отсутствии или недостаточности прибыли отчетного года для этихцелей.
Фонднакопления – денежные средства, предназначенные для развития производства.Использование этих средств связано как с развитием основного производства вцелях увеличения имущества предприятия, так и с финансовыми вложениями дляизвлечения прибыли.
Фондпотребления – денежные средства, направляемые на социальные нужды,финансирование объектов непроизводственной сферы, единовременное поощрение,выплаты компенсационного характера и другие аналогичные цели.
2.2 Финансовыересурсы предприятия
Финансовыересурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов ипоступлений извне, предназначенные для выполнения финансовых обязательствпредприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с расширениемпроизводства.
Финансовыересурсы предприятия по своему происхождению разделяются на собственные(внутренние) и привлеченные на различных условиях (внешние).
Собственныефинансовые ресурсы включают в себя прибыль и амортизационные отчисления.
Амортизационныеотчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основныхпроизводственных фондов и нематериальных активов. Они имеют двойственныйхарактер, так как включаются в себестоимость продукции и в составе выручки отреализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясьвнутренним источником финансирования как простого, так и расширенноговоспроизводства.
Привлеченные,или внешние, источники формирования финансовых ресурсов можно также разделитьна собственные, заемные и бюджетные ассигнования. Это деление обусловленоформой вложения капитала.
Ссудныйкапитал передается предприятию на условиях платности и возвратности в видекредитов банков, выданных на разные сроки, средств других предприятий в видевекселей и облигационных займов.
Бюджетныеассигнования могут использоваться как на безвозвратной так и на возвратнойоснове. Как правило, они выделяются для финансирования государственных заказов,отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственнойподдержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственноезначение.
Использованиепривлеченных финансовых ресурсов чаще используется крупными предприятиями, чеммелкими или средними.
Финансовыересурсы используются предприятием в процессе производственной и инвестиционнойдеятельности. Они находятся в постоянном движении и пребывают в денежной формелишь в виде остатков денежных средств на расчетном счете и в кассе предприятия.
2.3 Принципыорганизации финансов
Организацияфинансов предприятия строится на определенных принципах: хозяйственнойсамостоятельности, самофинансировании, материальной ответственности,заинтересованности в результатах деятельности, формировании финансовыхрезервов.
1.  принцип хозяйственнойсамостоятельности предполагает, что предприятие самостоятельно независимо оторганизационно-правовой формы хозяйствования определяет свою экономическуюдеятельность, направления вложений денежных средств в целях извлечения прибыли.
2.  Принцип самофинансирования означаетполную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции,инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств.Реализация этого принципа – одно из основных условий предпринимательскойдеятельности, обеспечивающее конкурентоспособность предприятия.
3.  Принцип материальной ответственностиозначает наличие определенной системы ответственности за ведение и результатыхозяйственной деятельности. Финансовые реализации этого принципа различны дляотдельных предприятий, их руководителей и работников предприятий. Всоответствии с российским законодательством предприятия, нарушающие договорныеобязательства (сроки, качество продукции), расчетную дисциплину, допускающиенесвоевременный возврат краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашение векселей,нарушение налогового законодательства уплачивают пени, неустойки, штрафы. Вслучае неэффективной деятельности к предприятию может быть применена процедурабанкротства. Для руководителей предприятия применяется система штрафов, лишениепремий, увольнение с работы в случаях нарушения трудовой дисциплины,допущенного брака.
4.  Принцип заинтересованности врезультатах деятельности определяется основной целью предпринимательскойдеятельности – извлечение прибыли. Заинтересованность в результатаххозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия,самому предприятию и государству в целом. На уровне отдельных работниковреализация этого принципа должна быть обеспечена достойной оплатой труда засчет фонда оплаты труда и прибыли, направляемой на потребление в виде премий,вознаграждений по итогам работы за год, за выслугу лет, материальной помощи идругих стимулирующих выплат. Для предприятия данный принцип может бытьреализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политикии соблюдением экономически обоснованных пропорций в распределении чистойприбыли на фонд потребления и фонд накопления. Интересы государстваобеспечиваются рентабельностью деятельности предприятия.
5.  Принцип обеспечения финансовыхрезервов связан с необходимостью формирования финансовых резервов дляобеспечения предпринимательской деятельности, которая сопряжена с рискомвследствие возможных колебаний рыночной конъюнктуры. В рыночной экономикепоследствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, который самостоятельнопринимает решения, реализует разработанные программы с риском невозвратавложенных денежных средств.
Финансовыерезервы могут формироваться предприятиями всех форм организационно – правовыхформ собственности из чистой прибыли, после уплаты налогов и другихобязательных платежей.
Вместе стем денежные средства, направляемые в финансовый резерв, целесообразно хранитьв ликвидной форме, чтобы они приносили доход и при необходимости могли легкобыть превращены в наличный капитал.
2.4 Этапы жизненного цикла предприятия
Любой бизнес начинается с постановки и ответа на следующиетри ключевые вопроса: Какова должна быть величина и оптимальный состав активовпредприятия, позволяющие достичь поставленные перед предприятием цели и задачи?
- Где найти источникифинансирования и каков должен быть их оптимальный состав?
- Как организоватьтекущее и перспективное управление финансовой деятельностью, обеспечивающееплатежеспособность и финансовую устойчивость предприятия? Решаются эти вопросыв рамках финансового менеджмента, являющегося одной из ключевых подсистем общейсистемы управления предприятием.
Составным элементом приведенных методов являются специальныеприемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды,котировка валютных курсов, акциз, дисконт и т.д. основой информационногообеспечения системы финансового управления составляет любая информацияфинансового характера: бухгалтерская отчетность, сообщения финансовых органов,информация учреждений банковской системы, информация товарных, фондовых ивалютных бирж, прочая информация. В современном малом бизнесе необходимыспециальные знания управления структурой бизнеса. Шансы фирмы на успехповышаются по мере ее взросления. Фирмы, долго существующие при одномвладельце, приносят более высокий и стабильных доход, чем фирмы, часто меняющиевладельцев. Если в управлении фирмы участвует не один человек, апредпринимательская команда состоит из двух — четырех лиц, шансы на выживаниевыше, поскольку коллективное решение принимается более профессионально. Наживучести малых фирм сказываются и размеры финансирования на первом этапе.Жизненный цикл малого бизнеса — это жизненный цикл товара, составляющегопредмет деятельности предприятия. Можно выделить четыре основных этапажизненного цикла малого предприятия.
I   этап- научные исследования, разработка технологии и создание коммерческой схемытовара — это прентальный период предприятия.
IIэтап — начало производства товара и выход его на рынок — это детствопредприятия. этап — коммерческий успех товара — зрелость предприятия.
IIIэтап – коммерческий успех товара – зрелость предприятия.
IYэтап — деградация рынка товара — жизненный закат предприятия. Финансовомуменеджеру необходимо постоянно решать вопрос, как сделать, чтобы вместе с товаром,заканчивающим свой земной путь, не умирало и само предприятие? Вероятно, надововремя отказываться от деградирующих товаров и подгадывать к этому моментустремительный взлет новых товаров. При ставке не на один, а на несколькотоваров у предприятия снижается порог рентабельности и легче достигается нужныйуровень доходности.
Попытаемся ответить на вопрос, каковы особенности каждого изэтапов жизненного цикла предприятия малого бизнеса — особенности, которыенеобходимо учитывать финансовому менеджеру предприятия.
На первом этапе выручка практически нулевая, а денежныепотоки предприятия отрицательные, потому что затраты на исследования, оплатутруда не покрываются доходами. Велик риск: производство товара и услуг и ихкоммерциализация потребуют значительных инвестиций в достаточно длительномвременном интервале. На этом этапе руководитель предприятия вряд ли можетрассчитывать на банковские кредиты. Предприятие существует на собственныесредства владельца. Второго этапа, если собственных и привлеченных средствнедостаточно, чтобы покрыть хотя бы часть базовых расходов, многие предприятиямогут не пережить. На этой стадии резко вырастают затраты, но еще не доходы.Денежные потоки пока «отрицательные». Главные задачи этого этапа какможно рачительнее управлять оборотными средствами, а также постараться получитьвнешнее финансирование. Необходимо помнить об основной дилемме финансовогоменеджмента: больнее всего капкан «либо рентабельность, либоликвидность» зажимает именно малое предприятие на первых двух этапах егоразвития, т.к. предприятие стремится быстрее нарастить оборот, а дефицитликвидных средств все увеличивается. На третьем этапе предприятие добиваетсякоммерческого успеха. Финансово-хозяйственное положение улучшается, хотя темпыприроста оборота несколько снижаются по сравнению со вторым этапом. Денежныепотоки должны стать положительными, поскольку выручка увеличивается и дажестановится достаточной для покрытия и накопившихся прежних, и неизбежных новыхрасходов. Теперь у предприятия возникают производственные и коммерческиепроблемы: нужно усиливать торговую сеть, делать рекламу. Иногда возникаетнеобходимость в технической доводке товаров и услуг по результатам реакциирынка. Все это требует денег. Но теперь уже более зрелому, возможно, имеющему неплохуюкредитную историю и в финансовом отношении крепкому предприятию легче получитьвнешнее финансирование в виде банковского кредита.
Однако следует помнить, что, если предприятие, желая взятьмаксимальную долю рынка, превысит разумные темпы прироста продаж, то темподорвет свою ликвидность и платежеспособность.
Печального IVэтапа желательно избежать. Жизнь показывает, что стратегически выигрывает тот,кто заранее тратится на разработку и внедрение новых товаров и услуг,сознательно идя на некоторое снижение финансовых результатов предыдущего этапа.Если рост активов превышает рост нераспределенной прибыли, задолженность должнапокрывать эту разницу. Эта задолженность может принимать форму банковскогокредита или увеличения степени использования кредиторской задолженности порасчетам. Наиболее важные различия в финансовом менеджменте крупного и малогобизнеса состоят в доступе к ресурсам, в постановке целей и в уровнеликвидности. Доступ на финансовый и денежный рынки для малых предприятийчрезвычайно загружен, т.к. получить кредит не удается не только из-за егодороговизны, но и вследствие рискованного финансового положения предприятия иотсутствия кредитной истории. Малое предприятие обычно не ставит перед собойцель максимизировать курс акций, показать капитализации и уровень дивиденда.
В малом бизнесе иной набор, иной уровень и иная иерархиярисков, нежели в крупных компаниях.
Вообще, парадоксальное сочетание наибольшего риска снаименьшей доходностью сопутствует малому предприятию на первых стадиях егосуществования. Поэтому частное финансирование для малого бизнеса сильнозатруднено. Предприятия малого бизнеса имеют, как правило, пониженный, посравнению с крупными предприятиями, уровень ликвидности, т.к.:
в малом бизнесе относительно меньше денег вкладывается взапросы и дебиторскую задолженность (об этом говорят и более высокие показателиоборачиваемости запасов и дебиторской задолженности);
у предприятий малогобизнеса относительно выше текущие обязательства.

Глава3. Способы государственной поддержки малого предпринимательства
 
3.1Государственная программа финансовой поддержки малого и среднегопредпринимательства[1]
ПартнёрамиРосБР являются 80 банков, которые в 2009 году получили 97% предусмотренныхлимитами средств. Предприниматели, получившие кредиты по Программе финансовойподдержки, смогли увеличить объёмы выручки, сохранить рабочие места. «РосБР и вдальнейшем продолжит активную работу по финансированию МСП.
ОАО «РосБР» реализует государственную программу финансовойподдержки малого и среднего предпринимательства с 2004 года.
Стратегическая цель Банка в области поддержки малого исреднего предпринимательства (МСП) – расширение финансовой поддержки развития субъектов МСП вцелях:
- диверсификацииструктуры экономики; - увеличения занятости населения, развитиясамозанятости; - увеличения ВВП; - увеличения налоговых поступлений; - формированиясреднего класса общества.
Основными задачами Банка в области поддержки МСП являются:
1.  обеспечение равных возможностейдоступа субъектов малого и среднего предпринимательства к среднесрочным идолгосрочным финансовым ресурсам на всей территории Российской Федерации, впервую очередь в ресурсодефицитных регионах;
2.  организация финансовой поддержки, впервую очередь, предприятий производственной сферы, а также предприятий,реализующих инновационные и высокотехнологичные проекты, тем самым, способствуяизменению отраслевой структуры кредитования;
3.  финансирование построения и развитияинфраструктуры поддержки малых и средних предприятий (организаций,предоставляющих микрокредиты, бизнес-инкубаторов, лизинговых компаний,региональных фондов поддержки МСП, технопарков, многофункциональных деловыхцентров для субъектов МСП и т.д.).
С 19 июня 2009 года Банк начал реализацию программы«Рефинансирование».
Программаосуществляется в соответствии с утвержденным 05 февраля 2009 годаНаблюдательным советом Внешэкономбанка Порядком осуществления государственнойкорпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства.
Финансоваяподдержка МСП осуществляется по двум направлениям:
— через банки-партнеры;
— через организации инфраструктуры поддержки.
Получитьфинансовую поддержку может предприятие или индивидуальный предприниматель,которые относятся к категории субъектов МСП и соответствуют стандартам(условиям) кредитования МСП. Для этих целей субъекту МСП необходимо обратитьсяк участнику Программы (банку или организации инфраструктуры поддержки).
ОАО «РосБР» не предоставляет финансирование или иные видыуслуг непосредственно субъектам МСП.
В целяхреализации Программы ОАО «РосБР» производит:
— оценку иотбор участников Программы;
— распределение между ними денежных средств на дальнейшую поддержку субъектовМСП;
— контроль целевогоиспользования предоставленных средств.
Финансоваяподдержка осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов,регламентирующих работу ОАО «РосБР» по Программе.
ФинансированиеМСП через банки-партнеры. Банки являются основным источником финансовых средствдля предприятий МСП, поэтому совершенствование именно этого направленияприоритетно для Российского банка развития. Кроме действующей программыдвухуровнего финансирования разрабатываются и новые механизмы. В частности,предполагается внедрение программы рефинансирования кредитных портфелейбанков-партнеров. Она состоит в том, что сформированный банком-партнеромпортфель кредитов, уже предоставленных субъектам МСП, может быть использован имдля обеспечения нового финансирования в РосБР. При этом обязательным условиемтакого рефинансирования является направление полученных средств на дальнейшеекредитование малого и среднего бизнеса.
Дляобеспечения равнодоступности средств финансовой поддержки субъектов МСПиспользуется региональные лимиты. Они утверждаются Наблюдательным советом РосБРв соответствии с предложениями, подготовленными Минэкономразвития России взависимости от уровня развития сегмента МСП и достаточности его кредитования вконкретном регионе.
Региональныелимиты распределяются между банками-партнерами посредством установления имрегиональных квот в зависимости от возможности кредитования субъектов МСП вразличных регионах и размера кредитного риска, который РосБР готов принять нарассматриваемый банк. В случае, когда в одном регионе на участие в Программепретендует несколько банков, предпочтение будет отдаваться финансовыминститутам, имеющим длительный опыт кредитования малого бизнеса, а также темкредитным организациям, которые готовы и способны оказывать субъектам МСП поддержкуна наиболее выгодных условиях. Приоритетом также будут пользоваться банки,финансирующие субъекты МСП, занятые в сфере производства, транспорта и связи,или реализующие проекты в сфере науки, инноваций и высоких технологий.
Критерииотбора банков-партнеров включают также стандартные требования к финансовомуположению, наличию рейтингов рейтинговых агентств.
Вопределении процентной ставки кредитования банков-партнеров РосБР опирается надействующую ставку рефинансирования Банка России. Средневзвешенная ставкафинансовых ресурсов для банков-партнеров составляет по состоянию на 1 мая2009г. 11,74% годовых (что ниже ставки рефинансирования Банка России).
Такимобразом, предоставление кредитных ресурсов в рамках Программы поддержкисубъектов МСП осуществляется Российским банком развития на максимально льготныхусловиях, обеспечивая самому банку лишь необходимую безубыточность операций.
В рамкахдальнейшего совершенствования Программы финансовой поддержки МСП Банк будетуделять особое внимание снижению кредитной ставки для конечных заемщиков –малых и средних предприятий, а также стандартизации кредитных процессов врамках действующей Программы.
3.2Мониторинг изменений законодательства РФ[2]
ВГосдуму внесен законопроект, предлагающий освободить малый бизнес отобязательного аудита (03.02.2010)
КомитетГосдумы РФ по собственности выступил с инициативой об освобождении субъектовмалого предпринимательства от обязательного аудита. Соответствующие поправки взакон об аудиторской деятельности были внесены в Госдуму 28 января 2010 г.
Документотносится к антикризисным мерам. С его помощью предполагается снизитьфинансовую и административную нагрузку на малый бизнес.
Всоответствии с действующим законодательством обязательный аудит проводится втом случае, если объем выручки от продаж в организации за предшествующийотчетному год превышает 50 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерскогобаланса по состоянию на конец года, предшествующего отчетному, превышает 20миллионов рублей. Из-за этой нормы организации, являющиеся малыми предприятиямии созданные в форме ООО, в том числе микропредприятия, несут значительныерасходы на проведение ежегодных аудиторских проверок. В условиях экономическогокризиса такие расходы ухудшают финансовое положение многих предприятий малогобизнеса и ставят под вопрос возможность продолжения ими своей деятельности.
Взаконопроекте предлагается увеличить максимальное значение объема выручки с 50до 400 миллионов рублей и максимальное значение суммы активов бухгалтерскогобаланса, до достижения которых не требуется проведение обязательного аудита, с20 до 160 миллионов рублей.
Перспективыразвития малого и среднего бизнеса в 2010 г.:
1.предлагается плоская шкала налогообложения без отсечения по годовой зарплате в415 тыс. рублей, а также вернуться к ставке в 26% для всех предприятий,сохранив льготы малому и инновационному бизнесу и ставку по ЕСН 15,5%.
2.предлагается принять закон об аренде имущества с его последующим выкупом,согласно которому НДС за выкуп имущества платить будет не нужно. Идополнительно внести два закона – о продлении сроков выкупа для арендованногомалым бизнесом муниципального имущества и о распространении правил выкупа нетолько на муниципальное, но и на федеральное имущество.
3. Ввести вхозяйственный оборот нематериальные активы, благодоря чему возможно ежегодноеповышение ВВП на 30%.
Нематериальнымиактивами являются бренды, интеллектуальная собственность, патенты и их «семьи»,изобретения, информационные и виртуальные технологии. Абсолютным лидеромоборота нематериальных активов в мире являются США (в 2008 году их оборотсоставил $14,5 трлн), а относительным – Япония, доля оборота нематериальныхактивов которой в экономике составляет 37%. Доля оборота нематериальных активовв России – 0,3%.
4. Снижение кредитной ставки для малого и среднего бизнеса. В 2008 году была запущена программаподдержки малого и среднего бизнеса через дочерние банки Внешэкономбанка. Этапрограмма поддержки малого и среднего бизнеса охватывает 78 субъектов РФ, в нейучаствуют порядка 80 региональных банков. Средний размер наиболее популярныхкредитов составляет от 20 до 50 миллионов рублей. Ставка на выходе отРоссийского банка развития — 10,5 процента, реальная эффективная ставка сейчаспорядка 15 процентов.
3.3Поддержка малого предпринимательства и доходный потенциал местных бюджетов[3]
Вразвитии доходного потенциала местных бюджетов значительную роль играетстановление на территории муниципалитетов малого предпринимательства. Особенноактуально это стало после вступления в силу новой редакции Бюджетного кодексаРФ, где в ст.61.1 предусматривается зачисление в бюджеты муниципальных районов единогоналога на вмененный доход по нормативу 90%.
Какпоказывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство,учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании иподдержке со стороны органов государственной и муниципальной власти. При этом вструктуре системы поддержки малого бизнеса выделяются три основных уровня:федеральный, региональный и местный, каждый из которых образует некую систему,представленную тремя взаимосвязанными блоками: концептуально-программным,организационно-ресурсным и функциональным. В связи с этим считаемцелесообразным сформулировать следующее определение: система поддержки малогобизнеса – это система управления развитием малого бизнеса и его всестороннегообеспечения, активно и целенаправленно воздействующая на внешнюю среду малыхпредприятий, оказывающая им прямую помощь и обеспечивающая эффективнуюсамоорганизацию и самосовершенствование.
Главнымпринципом управления развитием малого бизнеса должно стать созданиеэкономических и правовых условий ведения рыночного хозяйства, когда бы внешняясреда не угнетала, а стимулировала предпринимательскую активность,способствовала саморазвитию и улучшению конкурентоспособности с учетомотраслевых, географических, национальных, исторических особенностей и традиций,а также зарубежного опыта, создавая равные хозяйственные возможности для малыхи более крупных предприятий и проявления самостоятельности и предприимчивости.Система поддержки должна содействовать:
— добросовестной конкуренции;
— формированию широкого слоя собственников;
— созданию развитой инфраструктуры малого предпринимательства на федеральном,региональном и местном уровнях;
— развитию приоритетных видов деятельности малого бизнеса;
— участию малых предприятий в реализации народнохозяйственных программ ипроектов, а также в поставках продукции и выполнении работ для государственныхнужд;
— модернизации производственных фондов малых предприятий, внедрению прогрессивныхтехнологий и новой техники;
— устойчивому функционированию субъектов малого предпринимательства за счетуменьшения коммерческих и финансовых рисков, связанных с малым бизнесом.
Какпоказывает мировая и отечественная практика, государство и муниципалитеты могутсыграть решающую роль в запуске механизмов управления развития малого бизнеса,и, в первую очередь, в сфере финансового обеспечения деятельности субъектовмалого бизнеса. Финансовая поддержка малого предпринимательства можетосуществляться по двум основным направлениям.
Первоеиз них предполагает направление бюджетных средств непосредственно в сферумалого бизнеса, т.е. связано с оказанием субъектам малого предпринимательствапрямой финансовой помощи в виде гарантий по кредитам коммерческих банков;полной или частичной компенсации финансовым структурам недополученной прибылипри кредитовании малых предприятий по пониженной процентной ставке, а такжесовместного финансирования за счет бюджета и финансово-кредитных организаций.Такая финансовая помощь может быть как безвозвратной, не оговоренной какими-либопредварительными условиями, так и предполагающей использование средств строгопо назначению при условии их возврата или компенсации. В любом случае передмуниципалитетом стоит важнейшая задача обеспечения необходимого уровнябюджетных ассигнований и их эффективного использования. Необходимопредусмотреть специальные бюджетные ассигнования на цели поддержки и развитиямалого бизнеса в размере фиксированной доли расходов местных бюджетов.
Второенаправление представляет собой форму косвенной финансовой поддержки бизнеса,нацеленной на создание благоприятных условий для привлечения инвестиций инакопления капитала в этом секторе экономики. Соответствующие меры могутвключать общегосударственные и региональные режимы льготного налогообложениямалых предприятий, внедрения упрощенных систем налогообложения; установленныхнорм ускоренной амортизации основных фондов малых предприятий; распространениев сфере малого предпринимательства системы лизинга и т.д. Данное направлениенаиболее присуще государственной и региональной поддержке малого бизнеса.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Modernism Essay Research Paper Introduction Print
Реферат Community Policing Essay Research Paper The most
Реферат Yet Untitled Essay Research Paper
Реферат Культура как мера развития человека
Реферат Оптимізація маркетингової стратегії підприємства на основі портфельного аналізу на прикладі підп
Реферат Социальная безопасность шахтеров
Реферат «Практикум по биохимии для 10 класса»
Реферат Умови прийому до вищих навчальних закладів України 1 частина
Реферат Формування асортименту контроль якості та організація торгівлі напівкопченими ковбасними виробами
Реферат Внешняя среда организации и е влияние на эффективность управления
Реферат Средства массовой информации информирование и предвыборная агитация
Реферат Понятие налогового учета Налоговый бюджет организации
Реферат Ag Research Project Essay Research Paper RESEARCH
Реферат Период Патристики. Аврелий Августин
Реферат Анализ характерных особенностей политической и экономической жизни восточнославянского общества