Содержание
Введение
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике
1.1 Общее понятие о государственных финансах
1.2 Место и роль государственных финансов в экономике
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета как основногоресурса финансовых отношений
2.2 Значение внебюджетных фондов
2.3 Сущность и основные элементы государственного кредита
Заключение
Список использованной литературы
/>Введение
Россия переживает сегоднятрудности не только в области государственного устройства, но и в сфереэкономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многомсвязано с достижением финансовой стабилизации.
Прошедшие годы показали всюсложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса, финансовыхотношений в Российской Федерации. Становится ясным, что одним из значимыхфакторов успешного развития российской экономики должно стать эффективное играмотное управление финансами, выражающееся в проведении государственнойфинансовой политики.
Для правильного осуществленияпоставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокийподход к пониманию сущности, финансовых ресурсов, а также элементов, еесоставляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовыхмероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы,несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, ужесоздавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов,определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительнаясамостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономическихотношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономикиоборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживаетреализацию возможностей, заложенных в последней.
Научный подход к выработкефинансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественногоразвития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшеготребования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Актуальность выбранной дляисследования темы заключается в том, что одним из значимых факторов успешногоразвития российской экономики должно стать эффективное и грамотное управлениефинансовыми ресурсами страны, выражающееся в проведении государственнойфинансовой политики.
Целью данной курсовой работыявляется изучение финансовых ресурсов России и ее основных составляющих. Дляреализации поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
- проанализировать государственные финансы и их роль в рыночнойэкономике,
- проанализировать место и роль государственных финансов в экономике,
- дать характеристику и классификацию финансовых ресурсов страны.
1. Государственные финансы и их роль в рыночной экономике
1.1 Общее понятие о государственных финансах
Финансыявляются инструментом, обеспечивающим образование, распределение ииспользование денежных средств субъектов хозяйствования в процессепроизводства, распределения и использования валового внутреннего продукта. Этасфера экономического устройства общества посредством финансовых операцийобслуживает производство, реализацию и потребление товаров и услуг. В основефинансов лежат деньги и их движение. Финансы организуют денежные потоки иобеспечивают потребности предприятий, государства, домашних хозяйств и другихсубъектов в формировании и расходовании фондов денежных средств. В этой связифинансы отражают взаимоотношения всех юридических субъектов хозяйствования идомашних хозяйств, связанные с образованием и движением фондов денежныхсредств.[1]
Государственныефинансы являются составной частью общей финансовой системы. Как известно,экономика стран в соответствии с системой национальных счетов подразделяется напять секторов: нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;финансовые учреждения; органы государственного управления; частныенекоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);домашние хозяйства. К этим секторам добавляется сектор остальных стран мира. К каждомуиз этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы.Совокупность финансов институциональных единиц каждого сектора в ихвзаимодействии между собой и с другими секторами образует финансы секторовэкономики и финансовую систему страны в целом, а общий объем финансовыхресурсов институциональных единиц и экономических секторов характеризуетвеличину финансовых ресурсов страны. Совокупность финансов институциональныхединиц государственного сектора образует систему государственных финансов.
Мотивыфинансовой деятельности государства отличаются от мотивов деятельности другихсубъектов экономической жизни. Основным мотивом деятельности домашних хозяйствявляется получение прибыли и доходов в виде заработной платы, процентов,дивидендов и т.п. В сфере предпринимательской деятельности определяющимфактором принятия решений является получение финансовой выгоды, что оказываетвоздействие на формирование материально-вещественной структуры воспроизводства.Основным мотивом финансовой деятельности государства является образование ирасходование фондов денежных средств для реализации им своих функций.
Государственныефинансы являются инструментом мобилизации средств всех секторов экономики дляпроведения государственной внутренней и внешней политики. Они представляютсобой единый комплекс финансовых операций органов государственного управления,с помощью которого аккумулируются денежные средства и осуществляются денежныерасходы.
Основнымфинансовым фондом страны, обеспечивающим образование, распределение ииспользование централизованных фондов денежных средств как обязательногоусловия функционирования любого государства, является государственный бюджет.Наряду с государственными бюджетами существенную роль играют внебюджетныефонды. Вместе они составляют государственные финансы страны.
Финансовыересурсы сектора государственного управления формируются главным образом за счетналогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями, организациями и домашнимихозяйствами.
Потребностьв государственных финансах порождается самим фактом существования государства инеобходимостью денежного обеспечения выполняемых им функций. В наиболее общемвиде основной функцией органов государственного управления является проведениегосударственной политики и выполнение государственных задач посредствомпредоставления нерыночных товаров и услуг для их потребления населением иобществом в целом, а также посредством перераспределения доходов (осуществлениятрансфертов) и богатства.
Средства,мобилизуемые посредством государственных финансов, используются для расходов наобщегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частногопредпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление,общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона.Аккумуляция средств в бюджете позволяет государству осуществлять социальныепрограммы, направленные на развитие человека, культуры, здравоохранения,образования, на поддержку семей с низкими доходами, решение жилищной проблемы.Собирая и распределяя денежные ресурсы, государство получает возможностькорректировать действие саморегулирующегося рыночного механизма, воздействоватьна функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределениедоходов в секторах экономики. С их помощью осуществляется межсекторальное, межотраслевоеи межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование истимулирование экономики с учетом долгосрочных интересов страны.Перераспределение ресурсов между секторами экономики отраслями, социальными группамии территориями является рычагом структурной перестройки экономики, реализацииелевых и научно-технических программ.
Государствоосуществляет свои функции не в целях получения коммерческой выгоды или прибыли,а для обеспечения коллективного потребления. В этом плане государственныефинансы отражают взаимоотношения между государством, с одной стороны, июридическими лицами и домашними хозяйствами, с другой, по поводу обязательныхплатежей в денежные фонды государства и использования этих средств в интересахналогоплательщиков.[2]1.2Место и роль государственных финансов в экономике
Государственныефинансы занимают определенное место и играют определенную роль в общей системеэкономической и политической жизни страны, мобилизуя денежные ресурсы длявыполнения государством своих функций.
Основнымифункциями государства, обеспечивающиминормальное политическое, экономическое и социальное развитие, являются:
- оказание государственных услуг общего назначения;
- разработка, принятие, реализация и совершенствованиезаконодательных актов, в том числе формирующих институциональные основырыночного хозяйства;
- разработка и реализация экономической политики;
- разработка и реализация социальной политики, финансированиеосновных общественных и социальных услуг, поддержка слабозащищенных группнаселения;
- регулирование интеграции в мировую политическую систему и мировуюэкономику;
- осуществление мер по охране окружающей среды.
Оказаниегосударственных услуг общего назначения включаетфункционирование органов государственной власти, оборону, общественный порядок,защиту прав собственности и гражданских прав населения.
Обеспечениезаконодательных основ страны предполагаетнаряду с выработкой и реализацией законов организацию их исполнения. Вотношении экономики законодательство формирует институциональные основы рынка иопределяет пропорции дополняющих друг друга рыночного и государственногомеханизмов обеспечения рыночного хозяйства.
Разделениеполномочий между законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти,между центральными, региональными и местными органами власти, принятие такихосновополагающих актов, как Гражданский кодекс, законов об акционерныхобществах, ценных бумагах, земле, ипотеке, векселях, Налоговый кодекс и т. п.,должно обеспечить устойчивую систему, сдерживающую волюнтаристсткие действиягосударственных органов, и создать хозяйственно-правовые основы длядеятельности в условиях рынка. Полномочия между различными структурами могутбыть разделены по-разному. Однако важно не только четко сформулироватьзаконодательные нормы, но и обеспечить их непротиворечивость, устойчивость ипрактическую реализацию. Доверие к законодательным установлениям,последовательное проведение в жизнь принятых законов и предсказуемость действийгосударственных органов, руководствующихся законами, не менее важны, чем самизаконы. Коррумпированность государственного аппарата и высокая преступностьподрывают основы рыночного хозяйствования, ведут к формированию теневойэкономики.
Разработкаи реализация экономической политики призванаобеспечить макроэкономическую и социально-политическую стабильность и созданиеблагоприятных условий для экономического и социального развития. На основесистемы регулирования государство способно активно воздействовать на характер ирезультаты рыночной деятельности в интересах общества в целом.
Чтобыгосударство было эффективным, необходимы пути и методы, которые должны бытьразличными и зависят от конкретной обстановки. То, что годится для стран сразвитой рыночной экономикой, может не подойти для Китая, России, Аргентины илиАфганистана. Даже для одной и той же страны на разных этапах должны быть свои рецепты.Мировой опыт учит, что не существует общих шаблонов действий, не зависящих отконкретной ситуации. В 1932 г. президент США Гувер пытался преодолеть депрессиюпутем подавления инфляции, сбалансирования бюджета и твердого доллара. Эта,казалось бы, респектабельная соответствующая монетаристскому подходу политикапривела к экономическому краху. Пришедший ему на смену в 1933 г. президентРузвельт вопреки ортодоксальным рекомендациям не побоялся дефицитагосударственного бюджета, девальвировал доллар, запретил вывоз золота исеребра, организовал общественные работы и сумел вывести страну из кризиса.
Большинствоныне развитых стран на ранних стадиях развития использовали те или иные способыпротекционизма и стимулирования развития рынка. В относительно недавнем прошломЯпония, Южная Корея, ряд других стран в дополнение к созданию институциональныхоснов рынка использовали различные методы поддержки экономики своих стран. Дляэтих целей использовались, в частности, субсидии для стратегических направленийразвития, содействие развитию инфраструктуры, различные формы содействия экспорту,защиты внутреннего рынка. В зависимости от конкретных условий проводилась таили иная валютная, торговая, кредитная финансово-промышленная политика.Проведение этих мер базировалось на эффективной деятельности сильногогосударства.
Государствообеспечивает взаимодействие и регулирование отношений с другими странами путемучастия в ООН, МОТ, ЮНЕСКО, (ТО, международных финансовых и кредитныхорганизациях, а в региональных организациях и на двусторонней основе в политической,военной, культурной, экономической и иных сферах.
Проблемырегулирования интеграции в мировую экономику приобрели особую актуальность вконце XX — начале XXI вв. Развитие международной торговли и движение капиталов далиимпульс к усилению вовлеченности стран в мировые экономические процессы. Этосвязано с появлением новых информационных систем, сокращением налогообложения,стремлением преодолеть ограничения государственных органов внутри отдельныхстран, возможностями и желанием высокоразвитых стран использовать своипреимущества, обусловленные выпуском продукции более высоких стадий обработки,высокотехнологичной и наукоемкой, а также широкими возможностями использованиямеждународных валютных и фондовых рынков.
Государственноерегулирование охраны окружающей среды осуществляетсяна основе государственных законодательных норм, бюджетных расходов самогогосударства, воздействия на частное предпринимательство с помощью рыночныхмеханизмов, привлечения внимания общественного мнения, средств массовойинформации и др.
Наиболееобщими предпосылками эффективности государства являются следующие:
- объем осуществляемых государством функций и реализуемые им мерыдолжны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам исоциально-политической обстановке в стране;
- используемые меры и механизмы должны быть работоспособными исодействовать улучшению экономической ситуации;
- работа госаппарата должна улучшаться, при этом имеется в видунацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление интересовотдельных групп и слоев населения, не совпадающих с общенациональными,ликвидация коррупции.
Средствомрешения проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовомупотенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение илирасширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производитьсяна основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечениюпредоставляемых им благ и услуг, снятия существующих или принятия новыхобязательств, требующих государственных расходов.
По мерероста экономического потенциала страны возможности государства и егоспособность расширять свои функции увеличиваются. Государственные расходы встранах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы XX в. составляли околополовины ВВП, тогда в развивающихся странах — около 1/4 или 1/3. Попыткистран с менее развитой экономикой обеспечить своим гражданам такой же объемтоваров и услуг, как в развитых странах, обречены на провал, кроме вреда,ничего принести не могут. Сначала нужно добиться повышения экономическогопотенциала страны.
Государствоиграет существенную роль в экономической жизни раны. Рыночные условияхозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийноеформирование отношений жду участниками воспроизводственного процесса,натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состояниишить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связигосударство проводит определенную экономическую политику, осуществляя прямое (спомощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическоерегулирование экономики путем воздействия на такие ее важнейшие составляющие,как финансы, денежное обращение, кредит, цены, валютные отношения и др.
2. Классификация и особенности финансовых ресурсов страны
/>
2.1 Понятие и сущность государственного бюджета как основного ресурса финансовых отношений
Финансовыересурсы Российской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
Эти триблока финансовых отношений относятся к централизованным финансам ииспользуются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам ииспользуются для регулирования и стимулирования экономики и социальныхотношений на микроуровне.
Финансовые отношения,складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением,называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовыхсостоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе,непременным участником которого является государство (в лице соответствующихорганов власти), и, во-вторых, связаны сформированием и использованием централизованного фонда денежных средств,предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей[3].
Бюджетные отношенияхарактеризуются большим многообразием, поскольку охватываютразные направления распределительного процесса (между секторами экономики,сферами общественной деятельности, отраслями народного хозяйства, территориямистраны) и охватывают все уровни хозяйствования (федеральный, республиканский,местный).
В процессе функционированиябюджетные отношения получают соответствующее им материально-вещественноевоплощение; они материализуются (овеществляются) в бюджетном фонде страны,имеющем сложную организационную структуру. Конкретная величина бюджетногофонда, отражающая степень централизации финансовых ресурсов в рукахгосударства, зависит от ряда факторов: уровня развития экономики; методовхозяйствования на предприятиях, в организациях, учреждениях; решаемых обществомэкономических и социальных задач и т.п.
Совокупность бюджетныхотношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны составляетпонятие государственного бюджета. По экономическойсущности государственный бюджет - это денежные отношения, возникающие угосударства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределениянационального дохода (частично — и национального богатства) в связи собразованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного нафинансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нуждобороны и государственного управления. Благодарябюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы нарешающих участках экономического и социального развития.[4]
Будучи экономической формойсуществования реальных, объективно обусловленных распределительных отношений,выполняя специфическое общественное назначение — по удовлетворению потребностейобщества и его государственно-территориальных структур, бюджет можетрассматриваться в качестве самостоятельной экономической категории. Этакатегория, являясь частью финансов, характеризуется теми же чертами, которыеприсущи финансам в целом; но одновременно имеет особенности, отличающие ее отдругих сфер и звеньев финансовых отношений. К числу особенностей относятсяследующие:[5]
- государственный бюджет является особой экономической формойперераспределительных отношений, связанной с обособлением части национальногодохода в руках государства и ее использованием с целью удовлетворенияпотребностей всего общества и отдельных его государственно-территориальныхформирований ;
- с помощью бюджета происходит перераспределение национальногодохода, реже — национального богатства между отраслями народного хозяйства, территориямистраны, сферами общественной деятельности;
- пропорции бюджетного перераспределения стоимости в большей мере,чем у других звеньев финансов, определяются потребностями расширенного воспроизводствав целом и задачами, стоящими перед обществом на каждомисторическом этапе его развития;
- область бюджетного распределения занимает центральное место всоставе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением бюджетапо сравнению с другими звеньями.
Взгляд на бюджет как наэкономическую категорию не сразу получил свое признание. Лишь в последние годы преобладающей стала точказрения, согласно которой государственный бюджет спозиций экономической сущности может рассматриваться в качестве самостоятельнойэкономической категории, а с позиций законодательного установления финансовойбазы государства — как его финансовый план.
Сущность государственного бюджетакак экономической категории реализуется через распределительную(перераспределительную) и контрольную функции. Благодаря первой происходитконцентрация денежных средств в руках государства и их использование с цельюудовлетворения общегосударственных потребностей; вторая позволяет узнать,насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжениегосударства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетныхсредств, эффективно ли они используются. Особенности государственного бюджета какэкономической категории накладывают отпечаток и на выполняемые им функции.Содержание функций, сфера и объект их действия характеризуются определительнойспецификой.
Сфера действияраспределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступаютпочти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетногоперераспределения является чистый доход; однако, это не исключает возможностиперераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, аиногда и национального богатства.
Контрольная функциязаключается в том, что бюджет объективно — через формирование и использованиефонда денежных средств государства — отображает экономические процессы,протекающие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджетможет «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государствафинансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размерцентрализуемых ресурсов государства объему его потребностей и т.д. Основуконтрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетныхпоступлений и расходных назначений.[6]
Государственный бюджетвсегда являлся важным инструментом воздействия на развитие экономики исоциальной сферы. С его помощью государство, осуществляя перераспределениенационального дохода, может изменять структуру общественного производства,влиять на результаты хозяйствования, осуществлять социальные преобразования ит.д.
Большое влияние на экономикустраны способен оказывать бюджет благодаря тому, что он может использоваться винтересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиальнонового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственнойсистемы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налоговогорежима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и томуподобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новыетехнические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге- служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства спредприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетногофонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различныевиды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, аих материально-вещественным воплощением — денежный средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являютсярезультатом распределения стоимости общественного продукта между различнымиучастниками воспроизводственного процесса, а с другой — выступают объектом дальнейшегораспределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняяиспользуется для формирования бюджетных фондовтерриториального, отраслевого и целевого назначения.[7]
/>
Рис.1 Структура доходов бюджета.
Основной статьей доходагосударственного бюджета являются налоговые поступления. Экономическаясущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися угосударства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношенияобъективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизациюденежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог можетрассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумяфункциями — фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетныйфонд; реализуя вторую, государство влияет на воспроизводство, стимулируя илисдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопления капитала, расширяя илиуменьшая платежеспособный спрос населения.
Доходы бюджетов ¾ денежные средства,поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии сзаконодательством в распоряжение органов государственной властисоответствующего уровня.
Конкретными формамипроявления категории налога являются виды налоговых платежей, устанавливаемых законодательными органами власти. Сорганизационно-правовой стороны налог — это обязательный платеж,поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и установленныесроки. Совокупность разных видов налогов, впостроении и методах исчисления которых реализуются определенные принципы,образуют налоговую систему страны.
Выделяют следующие основные виды налоговых доходов:[8]
- налоги на прибыль, доход, прирост капитала;
- налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- налогина внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.
Неналоговые доходы, к которым в соответствии сост. 41 Бюджетного кодекса относятся:
- доходыот использования имущества, находящегося в государственной и муниципальнойсобственности;
- доходыот платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведениисоответственно федеральных органов исполнительной власти, органовисполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
- средства,полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной,уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, атакже средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ,муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходыв виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетнойсистемы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
- иныененалоговые доходы (прибыль Банка России, доходы от внешнеэкономическойдеятельности).
Безвозмездные перечисления (ст. 45 Бюджетногокодекса РФ) включают следующие поступления:
- Отнерезидентов;
- Отдругих уровней власти (дотации, субвенции, средства, перечисленные по взаимнымрасчетам, трансферты, прочие безвозмездные поступления);
- Отгосударственных внебюджетных фондов;
- Отгосударственных предприятий и учреждений;
- Отнаднациональных организаций.
Доходы бюджета — этоденежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствиизаконодательством в распоряжение органов государственной властисоответствующего уровня. Расходы бюджета — денежные средства, направляемые нафинансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Виды доходов бюджетов: налоговые(федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы и пени),неналоговые, безвозмездные перечисления, а также обособленно учитываются доходыцелевых бюджетных фондов. К неналоговым доходам относятся доходы:[9]
- от использования, продажи и иного возмездного отчуждениеимущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- от платных услуг, оказанных государственными или муниципальнымиорганами власти и учреждениями;
- средства, полученные в результате применения мергражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы,конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
- финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней идр.
- государственныезаймы они осуществляются с помощью выпуска и реализации государственных ценныхбумаг (облигаций и казначейских векселей) у внебюджетных фондах (например, уфонда страхования по безработице или пенсионного фонда) и в порядке получениякредитов у банков (эта форма финансирования бюджетного дефицита частопрактикуется местными властями). Их доля в государственном бюджете составляетот 10% до 20%;
- эмиссия(выпуск) бумажных и кредитных денег. Использование эмиссии денег для пополненияказны является на самом деле формой налогообложения — инфляционным налогом.
Рассмотрим также источникидоходной части госбюджета:[10]
- 70-80 % формируют налоговые поступления;
- в значительно меньшей степени — доходы от внешнеэкономическойдеятельности;
- и доходы государственного предпринимательства.
Российская экономика переживает большиетрудности: замедлен рост валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций,уменьшается собираемость налогов и других государственных сборов и платежей,растут расходы по обслуживанию сборов и платежей, растут расходы пообслуживанию внутреннего и внешнего государственного долга. Сложное положение всоциальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень потребления.
Главными задачами бюджетнойполитики остаются повышение благосостояния населения и обеспечение устойчивогороста экономики страны на основе стабильного функционирования и развитиябюджетной системы. В связи с этим бюджетная политика должна способствоватьповышению качества и доступности бюджетных услуг, формированию благоприятногопредпринимательского климата, повышению конкурентоспособности отечественнойэкономики, сокращению масштабов бедности, обеспечению социальной стабильностина основе одновременного роста доходов работников как государственного, так ичастного сектора экономики.
Одобренные ПравительствомРоссийской Федерации перспективный финансовый план и бюджет «расширенногоправительства» должны быть основой для формирования основных характеристикфедерального бюджета на очередной финансовый год. Планы снижения налоговогобремени, принятия новых обязательств, проведения структурных реформ в экономикедолжны быть увязаны с базовым прогнозом параметров бюджетной системы.
Государство должноотказаться от сметного финансирования бюджетной сети и прямого предоставлениязначительной части бюджетных услуг и перейти к принципу их оплаты всоответствии с получаемыми обществом результатами. Необходимо продолжитьразработку предложений в этом направлении.
С 2005 года одновременно сосуществлением мер в области пенсионного, медицинского и социальногострахования может быть заметно снижена эффективная ставка единого социальногоналога, что станет серьезным стимулом для легализации заработной платы, нынеукрываемой от налогообложения.
В этих сложнейших условиях в Министерствефинансов России подготовлены основные направления бюджетной и налоговойполитики на период до 2010 года. Ее целями и задачами являются:
· достижение устойчивого экономическогороста и создание для этого соответствующих макроэкономических условий;
· рост реальных доходов и потреблениянаселения.
Чтобы успешно решить поставленные задачи,приоритетными направлениями бюджетной политики на среднесрочнуюперспективудолжны быть определены:
· осуществление налоговой реформы наоснове принятия Налогового кодекса и повышение на этой основе собираемостиналогов;
· осуществление бюджетной реформы наоснове принятия Бюджетного кодекса и упорядочения бюджетного процесса вРоссийской Федерации;
· полномасштабный переход на казначейскоеисполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РоссийскойФедерации, местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов;
· сокращение государственных расходов приполном выполнении бюджетных обязательств;
· сокращение дефицита федеральногобюджета до 2% ВВП;
· снижение государственных заимствований,увеличение сроков их погашения при уменьшении доходности государственных ценныхбумаг и процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовыхресурсов в реальный сектор экономики;
· совершенствование межбюджетныхотношений.
Поставленные цели можно достичь толькопри реализации активной промышленной политики на основе разработкиреалистичного федерального бюджета, снижения высоких издержек производства,повышения платежеспособного спроса, устранения неплатежей, ускоренияинвестиционных процессов за счет эффективного использования бюджета развития.
/>2.2 Значение внебюджетныхфондов
Второезвено финансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г.насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных иостальные фонды производственного назначения.
Внебюджетныефонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению,стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечитьдополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Внебюджетныефонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный периодисточника денежных средств, используемых для финансирования конкретныхсоциальных потребностей общегосударственного значения (государственныевнебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельныхрегиональных или ведомственных программ экономического характера,осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектовРФ и органами местного самоуправления.
Длявнебюджетных фондов характерно четкое установление доходных источников,позволяющих достаточно точно прогнозировать объемы средств этих фондов и, чтоне менее важно, контролировать целевое использование указанных финансовыхресурсов. Внебюджетные фонды являются важным звеном в системе публичныхфинансов во всех развитых странах мира.
Предшественникамивнебюджетных фондов являлись специальные фонды, которые появилисьзадолго до возникновения бюджета для решения государством конкретных задач. Ониносили, как правило, временный характер; число их росло в связи с увеличениемзадач, стоящих перед государством. В современных условиях внебюджетные фондыпредставляют собой механизм перераспределения национального дохода, а иногда ичасти совокупного общественного продукта, с целью защиты интересов отдельныхсоциальных групп населения, решения конкретных задач экономического характера.
Историческивнебюджетные фонды создавались двумя путями:
• выделениеиз бюджета определенных, особо значимых расходов и создание специальных фондовдля их финансирования;
•формирование фондов с собственными источниками доходов.[11]
Внебюджетныефонды всегда имеют строго целевое назначение и управляются автономно отбюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной илимуниципальной собственности. При превышении доходов над расходами фондов (т. е.наличии положительного сальдо) средства этих фондов зачастую используютсямногими странами на возвратной основе для покрытия бюджетного дефицита.
Большинствофондов создаются в процессе перераспределения национального дохода с помощьюспециальных налогов, сборов, займов, а также выделения средств из бюджета.Бюджетные средства переводятся в фонды в виде субсидий и субвенций либо в формеотчислений от налоговых доходов. Внебюджетные фонды могут также привлекать изаемные средства для решения конкретных задач.
Такимобразом, внебюджетные фонды — это специфическая форма перераспределения ииспользования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретныхсоциальных и экономических потребностей общегосударственного либо региональногозначения.
Фондыразличаются по правовому положению и целям создания.
Поправовому положению фонды делятся на государственные и местные. Первыенаходятся в распоряжении центральных властей (в государствах с федеративнымустройством они могут находиться и в распоряжении властей субъектов федерации);вторые — в распоряжении органов местного самоуправления.
Взависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фондыподразделяются на: фонды социального назначения (их иногда называютфонды социального страхования) и экономические фонды. Первыепредназначены в основном для решения задач социального характера, вторые имеютэкономическую направленность.
Внебюджетныефонды как институциональные структуры являются самостоятельными финансовыми, аиногда и финансово-кредитными учреждениями и зачастую, имея целью получениедополнительных доходов, выступают в качестве крупных инвесторов прежде всего нарынке государственных ценных бумаг. Более того, государство зачастую принуждаетвнебюджетные фонды приобретать государственные ценные бумаги. Таким образом,можно говорить о том, что внебюджетные фонды выступают в ряде случаев вкачестве своеобразного «кредитора» государственных бюджетов.
Правовойосновой создания внебюджетных фондов в Российской Федерации первоначальноявлялся Закон РСФСР от 10 октября 1991 г. № 1734-1 «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса в РСФСР». На его основе были приняты правовыеакты, регулирующие функционирование внебюджетных фондов социального назначения.С введением в действие Бюджетного кодекса РФ указанный выше закон утратил силу(отменен).
ВРоссийской Федерации к фондам социального назначения относятся: (1) Пенсионныйфонд РФ (ПФ);
(2) Фондсоциального страхования РФ (ФСС);
(3)Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования(соответственно ФФОМС и ТФОМС). До 2001 г. существовал также Государственныйфонд занятости населения РФ (ГФЗН).
Эти фондыпризваны обеспечить конституционные права граждан Российской Федерации наполучение пенсий, социального пособия в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, на охрану здоровья и медицинскую помощь, защиту от безработицы и т.п.
Предельныйобъем субвенций бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на выплатупенсий и пособий, осуществляемую в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации за счет средств федерального бюджета, а также на доставку и пересылкупенсий установлен в 2004 году в размере 59499,2 млн. рублей, в том числе 1757,2млн. рублей на погашение задолженности федерального бюджета по финансированиювыплаты пенсий перед бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации,фактически сложившейся в 2002 году, 500,0 млн. рублей на погашениереструктурированной задолженности федерального бюджета перед Пенсионным фондомРоссийской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 апреля 2002 годаN 35-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за2000 год».
Пенсионныйфонд РФбыл образован постановлением Верховного Совета РСФСР от 22декабря 1990 г. в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в Российской Федерации. Он является самостоятельнымфинансово-кредитным учреждением, выполняющим отдельные банковские операции.Денежные средства и иное имущество Фонда являются государственнойсобственностью Российской Федерации. Денежные средства Пенсионного фонда невходят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда иотчет о его исполнении утверждаются федеральным законом.
Второезвено финансовой системы — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г.насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных иостальные фонды производственного назначения.
Внебюджетныефонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению,стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечитьдополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Государственнаяпенсионная система в России функционирует на принципе непрерывной финансовой солидарностипоколений работающего и нетрудоспособного населения. Сложившаяся в Россиидемографическая ситуация увеличивает пенсионную нагрузку на работающеенаселение. В этих условиях государство стремится поднять уровеньгосударственных пенсий до минимального прожиточного уровня, что ведет квыравниванию государственных пенсий и ослаблению стимулов к их «зарабатыванию».
Общееруководство Пенсионного фонда осуществляется правлением, оперативное управление— исполнительной дирекцией. В субъектах Российской Федерации органамиоперативного управления являются отделения Пенсионного фонда, а в городах ирайонах — уполномоченные отделения.[12]
ПравлениеПенсионного фонда и его исполнительная дирекция осуществляют перераспределениесредств Фонда между регионами для обеспечения сбалансированности доходов ирасходов в отделениях и уполномоченных Отделениях Пенсионного фонда. Финансовоеположение Пенсионного фонда к 2004 г. значительно укрепилось. В 2003—2004 гг.неоднократно производилось увеличение пенсий.
Индивидуальныйучет в системе государственного пенсионного страхования строится на следующихпринципах:
• единствогосударственного пенсионного страхования в РФ;
•всеобщность и обязательность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ иучета сведений о застрахованных лицах;
•доступность для каждого застрахованного лица сведений о нем;
•использование сведений о застрахованных лицах для целей пенсионногообеспечения;
•соответствие сведений о суммах страховых взносов, представляемых каждымплательщиком для индивидуального учета, сведениям о фактически перечисленныхэтим плательщиком суммах страховых взносов;
•осуществление индивидуального учета в процессе всей трудовой деятельностизастрахованного лица.
На каждоезастрахованное лицо Пенсионный фонд РФ открывает индивидуальный лицевой счет спостоянным страховым номером. Пенсионный фонд РФ и его территориальные органывыдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство государственногопенсионного страхования, содержащее страховой номер и анкетные данные.
Фондсоциального страхования создан в Российской Федерации в соответствии с УказомПрезидента РФ от 7 августа 1992 г. № 822 «О Фонде социального страхованияРоссийской Федерации» и действует в соответствии с Положением от 12 февраля1994 г. № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации».
Фондпредназначен для управления средствами государственного страхования. Онвыступает в качестве специализированного финансово-кредитного учреждения приПравительстве РФ.
Фонд, егорегиональные и центральные отраслевые отделения являются юридическими лицами,имеют текущие валютные и иные счета в банках. Главными задачами Фонда являются:
•обеспечение гарантированных государством пособий по временнойнетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранниесроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения имвозраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещениестоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортноеобслуживание работников и их детей;
• участие вразработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников,мер по совершенствованию социального страхования.
Фондыобязательного медицинского страхования (далее — ОМС) созданы для реализациигосударственной политики в области обязательного медицинского страхования всоответствии с Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинскомстраховании граждан в Российской Федерации», полностью введенным в действие с18 января 1993 г. (Положения, касающиеся добровольного страхования идеятельности страховых медицинских организаций, вступили в силу с 1 октября1991 г.)
Цель медицинскогострахования состоит в предоставлении гарантий гражданам при возникновениистрахового случая на получение медицинской помощи за счет накопленных средств,а также в финансировании профилактических мероприятий. Медицинское страхованиеосуществляется в Российской Федерации в двух видах: обязательном идобровольном.
Обязательноемедицинское страхование является составной частью государственного социальногострахования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равныевозможности в получении медицинской и^ лекарственной помощи, предоставляемой засчет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях,соответствующих программам обязательного медицинского страхования.
Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования создан в соответствии сПостановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 г. №4543-1 «О порядкефинансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год» идействует на основании Положения, утвержденного данным постановлением.
Для финансированиямероприятий по реализации государственной политики занятости населения с 1992до 2001 г. существовал Государственный фонд занятости населения РФ. Онбыл образован в соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «Озанятости населения в Российской Федерации». Фонд занятости не имел статусаюридического лица, а средства Фонда находились в оперативном управлении ираспоряжении Федеральной службы занятости населения и подведомственных емутерриториальных органов. Фонд представлял собой трехуровневую систему,включающую фонды занятости в городах и районах, на базе которых создавалисьрегиональные фонды занятости, формировавшие федеральную часть фонда.
Основнымифункциями Фонда занятости являлись:
•профессиональная подготовка и переподготовка граждан, включая содержание(аренду) учебных заведений и выплату стипендий обучающимся по направлениюорганов службы занятости;
• выплатыпособий по безработице, а также оказание материальной и иной помощи членамсемьи безработного, находящимся на его иждивении; оплата временнойнетрудоспособности безработным гражданам;
• созданиеи содержание информационных систем рынка рабочей силы;
•организация общественных работ.
Кэкономическим внебюджетным фондам в Российской Федерации относятсяведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального(регионального) развития. Они создаются на федеральном уровне по решениюорганов Федерального Собрания России, указами Президента, постановлениямиПравительства, а на местном уровне — по решению законодательных(представительных) органов власти субъектов РФ местного самоуправления.
2.3 Сущность и основные элементы государственного кредита
• Государственныйкредит представляет собой особую форму кредитных отношений между государствоми юридическими и физическими лицами, при которых государство выступает главнымобразом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственноговнутреннего долга определяет Федеральное Собрание Российской Федерации, котороеустанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджета напредстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годысвязано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетногодефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобыбюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой,покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых среди юридическихи физических лиц.
Государственный кредит — этоурегулированная нормами финансового права деятельность государства,направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц играждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности,возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован ибеспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств РоссийскаяФедерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях погосударственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
Взятые в займы денежныесредства у населения, хозяйствующих субъектов и других государств поступают враспоряжение органов государства, превращаясь в дополнительные финансовыересурсы. Они могут быть использованы просто как планируемый бюджетный ресурс,ресурс для пополнения внебюджетных фондов на специальные цели, инвестиционныйресурс, но как правило, государственные займы в разных формах используютсяособенно интенсивно для покрытия бюджетного дефицита.
Источником погашениягосударственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета,где ежегодно эти расходы выделяются в отдельную сроку. Однако в условияхнарастания бюджетного дефицита государство может прибегнуть к рефинансированиюгосударственного долга, т.е. погасить старую государственную задолженностьпутем выпуска новых займов. В сферу государственно-кредитных отношений попадаютвременно свободные средства населения и хозяйствующих субъектов, но непредназначенные для текущего потребления. Конечно, при определенных условияхнаселение может сознательно идти на ограничение потребления, как было в годыВеликой отечественной войны. В условиях тоталитарного государства ограничениетекущих расходов часто происходило принудительно, и население должно былоподписываться на государственные займы в размере нескольких зарплат в ущербсебе.
В настоящеевремя внутренний государственный долг России состоит из государственных ценныхбумаг, выпущенных Министерством финансов РФ от имени Правительства России, атакже в виде кредитных соглашений с Центральным Банком России. Все видызаимствований являются срочными и по ним выплачиваются проценты. Общее понятиегосударственного долга Российской Федерации, его состав, принципы управления ипорядок обслуживания сформулированы и законодательно закреплены в Бюджетномкодексе РФ.
Подгосударственным долгом понимаются долговые обязательства Российской Федерацииперед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами,международными организациями и иными субъектами международного права.Государственный долг Российской Федерации полностью и без условийобеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом,составляющим государственную казну. В зависимости от заемщика публичный долгподразделяется на государственный долг Российской Федерации, государственныйдолг субъекта РФ и муниципальный долг.
Долговыеобязательства Российской Федерации могут существовать в форме:
• кредитныхсоглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитнымиорганизациями, иностранными государствами и международными финансовымиорганизациями, пользу указанных кредиторов;
•государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;
• договорово предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоровпоручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательствтретьими лицами;
•переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долгРоссийской Федерации на основе принятых федеральных законов;
•соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имениРоссийской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательствРоссийской Федерации прошлых лет
Мировойрынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включаетоблигации, казначейские векселя, казначейские ноты и т. п. Муниципальные ценныебумаги эмитируются местными органами власти и по статусу приравниваются кгосударственным ценным бумагам наряду с субфедеральными обязательствами.Муниципальные облигации бывают двух типов: общего долга и доходные. По облигациямобщего долга выплата процентов и погашение обеспечивается сбором местныхналогов. Их назначение — финансирование строительства муниципальных больниц,школ. Доходные облигации покрываются доходами от тех объектов, длястроительства которых они эмитировались,— эстакад, мостов, жилых домов и т. п.Для инвесторов это более привлекательный финансовый инструмент.
Особоеместо в системе государственных займов занимают ценные бумаги,гарантированные федеральным правительством. Эмитентом в этом случае выступаютструктуры, пользующиеся поддержкой правительства. Примером таких ценных бумагмогут быть облигации системы фермерского кредита и облигации федеральных банковжилищного кредита в США, облигации федеральной почты и облигации федеральнойжелезной дороги в Германии, облигации Российского акционерного общества«Высокоскоростные магистрали» (РАО «ВСМ») и т. п.
От именигосударства эмитентом, т. е. органом, осуществляющим выпуск ценных бумаг,обычно выступает уполномоченный орган, к функциям которого отнесено составлениеи (или) исполнение федерального бюджета; в России — это Министерство финансов.Эмитентами ценных бумаг субъекта Российской Федерации и муниципальныхобразований являются соответствующие органы субъекта РФ и местногосамоуправления.
В качествеагента Министерства финансов часто выступает Центральный банк, который, в своюочередь, может уполномочить определенные инвестиционные институты или банкивыступить официальными дилерами или маркетмейкерами конкретного выпускагосударственных бумаг.
Функции попроведению государственной политики РФ в области рынка ценных бумаг, контролюза деятельностью профессиональных его участников через определение порядка ихдеятельности, а также по определению стандартов эмиссии ценных бумагосуществляет Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг.
Вдальнейшем рынок федеральных займов будет развиваться в направлениисовершенствования и расширения инструментов заимствования в сторону удлинениясроков и удешевления займов, вовлечения новых категорий инвесторов. В июне 2001г. Министерство финансов РФ выпустило государственные ценные бумаги со срокомпогашения в 2004 г. Эти бумаги будут иметь четыре купона в год, и процентнаяставка по ним будет более высокой, чем по ГКО, находящимся сейчас обращении. Внастоящее время готовится проект постановления правительства, в соответствии скоторым Минфин России выпустит ценные бумаги для институальных инвесторов —пенсионных и инвестиционных фондов со сроком обращения до 30 лет.
Кризис 1998г. нанес серьезный удар по финансовому рынку России. Он привел к ряду дефолтоврегионов, невозможности обслуживать займы за счет собственных ресурсов.Причинами этого стало снижение бюджетных доходов, отсутствие возможностирефинансировать долг в силу кризиса доверия и падения котировок займов, а такжерезкого роста их доходности. Этому способствовало и то, что часть средстврезервных фондов для погашения субфедеральных облигаций была размещенаадминистрациями районов в ГКО — ОФЗ, дефолт по которым еще больше сократилфинансовые возможности региональных властей. Лишь три субъекта Федерации —Москва, Санкт-Петербург и Челябинская область — продолжали обслуживать своиобязательства. Санкт-Петербург даже разместил новые бумаги, но раскупалось неболее 10—16% эмиссии.
В силусложившихся обстоятельств и сократившегося спроса инвесторов в 1999—2002 гг.многие субфедеральные эмитенты «свернули» свои облигационные программы, чемуспособствовало также увеличение доходов бюджетов всех уровней и соответственно— временное снижение потребностей в дополнительных финансовых ресурсах. Так, в1999 г. в Министерстве финансов были зарегистрированы эмиссии 8 субъектовФедерации (в 3 раза меньше, чем в 1998 г.) и 6 муниципальных образований (в 1,5раза меньше), в 2004 г. прошли регистрацию эмиссии облигации девяти субъектовФедерации и трех городов.
Некоторому«затишью» на рынке субфедеральных облигационных заимствований способствовалотакже известное ужесточение законодательства, регулирующего субфедеральныезаймы, которое наложило ряд ограничений на привлечение регионами заемныхсредств. В качестве причины этого ужесточения можно считать дефолт 1998 г., атакже попытку правительства сориентировать территории на активизацию резервов ивозможностей оздоровления доходной части бюджета, особенно в сфере неналоговыхдоходов.
Оживлениюгосударственных и муниципальных заимствований может способствовать и рядособенностей современного российского финансового рынка. С одной стороны, этовозросшая ликвидность банковской системы, которая нуждается в новыхинструментах и объектах для инвестирования. С другой стороны, снижениепроцентных ставок на финансовых рынках страны делает облигационныезаимствования выгодными для эмитентов и позволяет проводить их на болеедлительный срок (сейчас прослеживается интерес к вложениям на срок до 3—5 летпротив сроков вложений до одного года в докризисный период).
Государственныегарантии и поручительства выступают особой формойзаимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами. Подгосударственной или муниципальной гарантией в Бюджетном кодексе РФ признаетсяспособ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которых РоссийскаяФедерация, ее субъект или муниципальное образование, выступая гарантом, дает письменноеобязательство отвечать за исполнение лицом — получателем гарантии — своихобязательств перед третьими лицами полностью или частично. Получателямигосударственных (муниципальных) гарантий являются субъекты РФ, муниципальныеобразования, юридические лица. Назначение гарантии — обеспечение исполнения(обязательств получателей гарантии перед третьими лицами.
Переоформлениедолговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации —еще одна форма долговых обязательств государства, закрепленная вБюджетном кодексе РФ. Так, в 2001 г. Правительство РФ и Центральный банк РФпереоформляют принадлежащие по состоянию на 1 января 2001 г. Центральному банкуРФ векселя Минфина РФ со сроками погашения до 31 декабря 2001 г. ипричитающиеся к оплате по ним проценты, исчисленные на 1 января 2001 г.,в государственные ценные бумаги со сроками погашения с 2019 по 2004 г. свыплатой дохода один раз в год начиная с 2002 г. в размере 1% годовых.
Заключение
Место ироль государственных финансов в экономической жизни определяется как самим фактоммобилизации, перераспределения ирасходования средств, так ицеленаправленной государственной политикой государства в областигосударственных финансов. В этой связи государственные финансы рассматриваютсяне только как инструмент привлечения средств с помощью обязательных платежей, икак один из ведущих экономических рычагов государства.
Государственныеи рыночные механизмы сосуществуют и дополняют друг друга. Нормальноесоциально-экономическое и политическое развитие страны предполагает эффективноефункционирование государства. Для успешного развития страны требуются какэкономические и технологические предпосылки, так и институциональная да: нормыи правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определениероли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях,способность государства законодательно определять, финансировать и практическиреализовать принятые законодательные нормы, обеспечивать экономическуюстабильность и благоприятные условия для деятельности субъектов хозяйствования.В общем виде, казалось бы, все понятно тем не менее роль и возможностигосударства и государственных финансов в общественном развитии, поиски ответовна вопросы том, чем должно и чем не должно заниматься государство, а еслидолжно, то какими методами, на протяжении длительного времени родятся в центревнимания политиков и экономистов.
Государственныефинансы являются, как уже отмечалось, инструментом, с помощью которого органыгосударственной власти аккумулируют денежные средства и осуществляют денежныерасходы и, таким образом, создают условия для выполнения государством своихфункций.
Вместе стем, сосредоточивая в своих руках и расходуя огромнее финансовые ресурсы,органы государственного управления являются самостоятельным крупным участникомэкономических и финансовых процессов в стране: в государственных финансахразличных стран аккумулируется от 25 до 50% ВВП, органы государственногоуправления выступают в роли крупнейших (15—25% ВВП) покупателей на рынкетоваров и услуг.
Финансовые ресурсыРоссийской Федерации включают следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетную систему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
Эти триблока финансовых отношений относятся к централизованным финансам ииспользуются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне.Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам ииспользуются для регулирования и стимулирования экономики и социальныхотношений на микроуровне.
Финансовые отношения,складывающиеся у государства с предприятиями, организациями, учреждениями и населением,называются бюджетными. Специфика этих отношений как части финансовыхсостоит в том, что они, во-первых, возникают в распределительном процессе,непременным участником которого является государство (в лице соответствующихорганов власти), и, во-вторых, связаны с формированием и использованиемцентрализованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворенияобщегосударственных потребностей.
Второе звенофинансовых ресурсов — внебюджетные специальные фонды. В 1993 г.насчитывалось более 20 внебюджетных фондов, в том числе — 4 социальных иостальные фонды производственного назначения.
Внебюджетныефонды имеют строго целевое назначение — расширить социальные услуги населению,стимулировать развитие отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечитьдополнительными ресурсами приоритетные отрасли экономики.
Внебюджетныефонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный периодисточника денежных средств, используемых для финансирования конкретныхсоциальных потребностей общегосударственного значения (государственныевнебюджетные фонды социального назначения); для финансирования отдельныхрегиональных или ведомственных программ экономического характера,осуществляемых федеральными органами исполнительной власти, а также субъектовРФ и органами местного самоуправления.
Государственный кредит — этоурегулированная нормами финансового права деятельность государства,направленная на получение в кредит, т.е. взаймы, денег от юридических лиц играждан, а также других государств на условиях возвратности, срочности,возмездности и добровольности. В порядке исключения может быть использован ибеспроцентный заем денежных средств. В отношении других государств РоссийскаяФедерация может выступать как должником, так и кредитором. В правоотношениях погосударственному кредиту стороны не могут изменять предписаний государства.
/>Список использованной литературы
1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. Денежное обращение. Кредит:учебник. – М.: ЮНИТИ, 2007
2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлятькапиталом? — М.: Финансы и статистика, 2001.
3. Берлин С.И. Теорияфинансов. – М.: Приор,2003.
4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций для студентоввысших учебных заведений. — М.: Общество Знание, 2003.
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Юрайт, 2000.
6. Бюджет и бюджетное финансирование: сборник нормативных документов.– М.: Финансы, 2003.
7. Гавриленков Е. Российская экономика: перспективымакроэкономической политики //Вопросы экономики. 2004. №4.
8. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. — М.:ИНФРА-М, 2004.
9. Дворкович А., Шарипова Е. Государственная финансовая политика в2004 году //Вопросы экономики. 2005. №4.
10. Деревянченко Т. Казначейство – государственный контролерисполнения федерального бюджета //Финансы. 2004. №4.
11. Комягин Д. Органы, осуществляющие контроль за перечислениемдоходов бюджетов //Право и экономика. 2003. №3.
12. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях. //Финансы,2004, № 5. — С. 7-8.
13. Парамонова Т. Денежно-кредитная политика ЦБ и его роль вдостижении макроэкономической стабилизации //Деньги и кредит. 2004. №10.
14. Рогова О. Ориентиры развития денежно-финансовой системы//Экономист. 2003. №7.
15. Сабуров Е., Типенко Н., Чернявский А. Бюджетный федерализм имежбюджетные отношения //Вопросы экономики. 2000. №1.
16. Суник Б. Государственная политика и бюджетный кодекс //Встреча.2004. №2.
17. Финансы: Учебник для вузов. /Под ред. М.В, Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М. Сабанти. – М.: Перспектива; Юрайт, 2006.
18. Финансово-кредитный словарь под ред. Гарбузова В.Ф. – М.: Финансыи статистика, 2007
19. Финансы. /Под ред. В.М. Родионовой. Учебник. — М.: Финансы истатистика, 2006.
20. Финансы. Денежноеобращение. Кредит: Учебник для вузов /Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д.Андросова и др.; под ред. проф. Л.А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007
21. Финансы: Учебное пособие. /А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова,В.Д. Богачева и др.; под ред. проф. А.М. Ковалевой. — М.: Финансы истатистика, 2006