Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовое поведение населения и финансовые пирамиды

Введение
Внастоящее время МВД России выступает за ужесточение уголовной ответственностиза организацию «финансовых пирамид». По оценкам МВД, за последние 9лет жертвами «финансовых пирамид» в России стали около 500 тыс.человек. В общей сложности они потеряли 9,5 млрд. рублей и почти 240 млн.долларов. За указанный период было возбуждено и расследовано 324 уголовных делао «финансовых пирамидах». В настоящее время 52 из них приостановленыв связи с розыском подозреваемых.
Вусловиях современного общества российский рынок развивается очень быстрымитемпами. Одна за одной появляются новые компании, частные предприятия,предпринимательства и так далее. Все они очень разнообразны, хотя и объединяетих одна цель – добиться максимальной прибыли. Существует множество вариантовдостижения этой прибыли, одна из которых – это применение наиболее эффективногоспособа по реализации своих товаров или услуг.
 

Финансовоеповедение населения и финансовые пирамиды
Подфинансовым поведением населения понимается деятельность домохозяйства по поводумобилизации и использования денежных ресурсов. В отличие от трудовой ипотребительской активностей, в рамках которых деньги являются либо целью, либоресурсом, финансовая активность связана с «обменом» (конвертацией) денег наденьги (будущие и/или большие), и в этом случае последние являются иресурсом, и целью.
Доходыдомохозяйства образуются путем поступления натуральных ресурсов (продуктыпитания, произведенные в подсобном хозяйстве, или выданная в натуральной формезаработная плата и т.п.) и денежных ресурсов (заработная плата, пенсии,проценты по вкладам и т.п.) и рассчитываются за некоторый период времени(неделю, месяц, год).
Видыфинансового поведения. Ряд исследователей выделяют позитивное и негативноефинансовое поведение. Позитивное – это деятельность домохозяйств по уменьшениюдолгов и высвобождению средств из сферы текущего потребления для осуществлениявложений в будущие доходы. Негативное — деятельность домохозяйств, ведущая кобразованию долгов, «проеданию» части имущества и сбережений.
Элементамифинансового поведения являются сбережения, кредиты, инвестиции, страхование.
Однимиз основных элементов финансового поведения домохозяйств являютсясберегательные действия, которые объединяют все виды финансовой активности ипротивопоставляются текущему потреблению. Сбережениями называют остаток личногодохода (домохозяйства), который не был использован на выплату налогов и покупкутоваров и услуг.
Видысбережений.
Денежныесбережения (денежные средства (рублевые и валютные), хранимые в наличной формеи в форме банковских депозитов),
Финансовыесбережения (акции и другие ценные бумаги, страховые полисы),
Натуральныесбережения, или сокровища (купленные драгоценные металлы, произведенияискусства и прочие ценные предметы, не используемые в текущем потреблении)
Сбережения-потребление(купленные недвижимость, товары длительного пользования),
Сбережения“под будущее потребление” (вложения в строительство недвижимости, кредитованиепродавцов недвижимости, потребительских товаров и услуг)
Кредитыявляются отрицательными сбережениями. И здесь прилагательное «отрицательные» посуществу отрицает их определение как сбережений, ибо взятие кредита (не важно,в банке или у частных лиц) является формой мобилизации средств для поддержаниятекущего потребления, в то время как сбережения имеют своей целью обеспечениебудущего. По содержанию взятие кредита — акт, прямо противоположныйсберегательному действию
Особыйвопрос касается различения сбережений и инвестиций. Так, если семейные сбережениявкладываются в собственное предприятие или личное подсобное хозяйство, онипревращаются в инвестиции. Инвестиции – это производственные накопления,которые противопоставляются сбережениям в узком смысле слова, то естьнепроизводственному использованию денежных ресурсов с целью извлечения будущихдоходов или обеспечения будущего потребления. Инвестиции — это вложения вхозяйственную деятельность, т.е. нацеленные на получение прибыли, а не процентаили ренты. Инвестиции могут иметь краткосрочный характер, связанный собслуживанием оборотных средств, а также средне- и долгосрочный характер,связанный с вложениями в основной капитал.
Основанием,по которому страхование относится к сберегательному поведению, является то, чтооно выполняет функции сбережений «на черный день».
Чтокасается мотивов сберегательного поведения, в ходе исследования выявлено, чтоосновная масса домохозяйств формирует сбережения в целях приобретениядорогостоящих товаров и услуг. Значительной по численности группой домашниххозяйств движет так называемый мотив комфортности. Следующим по значимости длядомашних хозяйств является мотив создания страхового запаса для непредвиденныхрасходов. Около 13% домашних хозяйств формируют сбережения под влияниемамортизационного мотива, т.е. для замены устаревших или пришедших в негодностьпредметов длительного пользования. В целях получения прибыли при вложении всобственное дело формируют сбережения только 9% домашних хозяйств.
Такимобразом, сберегательное поведение домашних хозяйств формируется под влияниемразличных мотивов сбережений, значимость которых во многом определяетсясоциально-демографическими характеристиками населения. Мотивы, под влияниемкоторых формируются инвестиционно-ориентированные сбережения, наименее значимыдля населения, что подтверждает необходимость систематических мер для ихформирования.
Количествожертв финансовой игры АО «МММ» по России оценивается экспертами от 5до 24 миллионов, но реального числа пострадавших не знает никто. Следуетотметить, что в основном акционерами АО «МММ» становились рядовыевкладчики, включая пенсионеров и инвалидов. И именно эти группы населенияпострадали больше всех.

Сетевоймаркетинг
Врамках данной работы рассматривается многоуровневый (сетевой) маркетинг какодин из способов достижения наилучших результатов в бизнесе. Рассмотрение этойпроблемы довольно актуально, так как в настоящее время компаний, работающих врамках сетевого маркетинга очень много, и главная задача на сегодняшний момент– выяснить, насколько выгодно обычному человеку работать в такой компании икакие перспективы ставит перед ним сетевой маркетинг.
Исходяиз этого, возможна следующая формулировка цели исследования: изучить условия иперспективы работы в сетевом маркетинге.
Длятого чтобы перейти к решению данной цели, следует разобраться в том, что жетакое сетевой маркетинг, выяснить его сущность и основные принципы.
Итак,в самом общем виде сетевой маркетинг, также называемый многоуровневыммаркетингом (MLM – Multi Level Marketing) – это эффективный способ розничнойторговли различными товарами и услугами, маркетинговая концепция,предполагающая создание сетевой организации, призванной продвигать товары иуслуги от производителя к потребителю, используя прямой контакт человека счеловеком.
В чемже состоит его эффективность? Можно выяснить это, сравнив, сколько ступенейпонадобится товару, чтобы пройти от производителя к потребителю в обычнойторговой схеме и в схеме сетевого маркетинга.
Вобычной торговой сети дело обстоит так: производитель создает товар, затемпродает его крупному оптовому дистрибьютору. В свою очередь крупныйдистрибьютор, ради большей выгоды продает товар более мелкому дистрибьютору,который перепродает товар посреднику, занимающемуся распространением продукциипо розничным точкам. И только после того, как товар попал к розничномупродавцу, его покупает потребитель.
Схематорговли с помощью многоуровневого маркетинга выглядит следующим образом:производитель создает товар, передает его дистрибьютору, который в свою очередьраспространяет его среди потребителей.
Такимобразом, эффективность сетевого маркетинга достигается в большей степениблагодаря уменьшению «звеньев» торговой цепи между производителем ипокупателем.
Безусловно,это не главная причина успеха компании, работающей в рамках сети. Существуетряд условий, которых должна придерживаться такая компания, чтобы добитьсяуспеха. Этих условий множество, но целесообразно перечислить самые основные ихних.
Во–первых,это характер предлагаемого товара. Главное условие здесь – это наличие такогопродукта, в котором потребитель будет нуждаться постоянно. Немало важнымусловием также является высокое качество предлагаемого товара и егосоответствие потребностям современного человека. Во-вторых, система маркетингадолжна быть достаточно простой. В противном случае «новички», пришедшие вкомпанию, не будут справляться с маркетинг-планом и, в конечном счете, выйдутиз сети. В-третьих, наличие комфортных условий для работы с клиентами. То естьклиент должен быть доволен тем, как его обслужили при заказе товара. Впротивном случае компания может «потерять» этого человека. И последнее,четвертое – это активное и целенаправленное руководство структуройдистрибьюторов, проведение мастер-классов, школ и так далее, для повышенияэффективности работы сотрудников.
Возвращаяськ цели исследования, заметно, что каждый человек, решивший работать в сфересетевого бизнеса, может продержаться там достаточно долго и достигнуть тогоуровня прибыли, который ему необходим. От чего это зависит? Возможно проследитьнеобходимые причины.
Вкаждой сетевой компании существует свой маркетинг-план. Фактически, этодокумент, согласно которому работает компания. Обычно в рамках этого документаобъясняется принцип работы в компании: общая характеристика фирмы, основные понятияи термины, используемые в маркетинге компании, квалификация ступеней достиженияуспеха, условия премий и бонусов, устав фирмы. Основное условие успеха – этоправильное понимание принципов маркетинг-плана, конечно, при условии, чточеловек сам этого хочет. Для работы в сетевых компаниях не важно, сколькочеловеку лет, каков уровень его образования, не нужно уходить с основного местаработы, менять стиль жизни и так далее. Увеличения дохода в сетевой компанииможно добиться двумя способами: либо продавая свой товар, либо создавая своюструктуру путем подписания новых людей в компанию. Но самое важное условие, окотором говорят абсолютно все сетевые компании – это желание самого человекапонять продукцию фирмы и уметь правильно о ней рассказать.
Такимобразом, обозначим основные результаты, полученные в ходе анализа:
1. Развитие сферысетевого маркетинга продвигается быстрыми темпами. Например, сейчас в Тюменисуществует порядка 50 крупных сетевых компаний, хотя еще 10 лет назад эта цифраедва достигала 20;
2. с экономическойточки зрения преимущество сетевого маркетинга состоит в том, что товар проходитминимальный путь от производителя к покупателю;
3. с точки зрениясоциологии человек в сетевом маркетинге получает возможность стать болееобеспеченным в материальном плане, что в свою очередь является немало важнымусловием для его социальной удовлетворенности.

Явлениерейдерства
В2008 году стоимость российских бизнес-активов, попавших под рейдерские захваты,составила по различным оценкам от 160 до 260 миллиардов рублей. По мнениюаналитиков, годовой оборот компаний, специализирующихся на рейдерском бизнесе,достигает четырех миллиардов долларов. И с каждым годом эти цифрыувеличиваются. Все возрастающие масштабы этого явления делают рейдерство серьезнойугрозой экономике и обществу.
Классическаяамериканская модель рейдерства предполагает, что захват предприятия обосновантолько, если компания неэффективно управляется и использует свои ресурсы, еслина предприятии существует недооцененность их активов, то есть стоимость акцийкомпании значительно меньше стоимости ее имущества, хотя на самом делепоследнее стоит дороже ее капитализации. Таким образом, рейдерство выступаетинструментом вытеснения неэффективных собственников предприятий с рынка.
Рейдерствоже в России имеет свои особенности, связанные со спецификой развития истановления современной российской экономики. К ним относятся, во-первых,несовершенство законодательной базы в области формирования и деятельностиакционерных обществ, судопроизводства, связанного с корпоративными спорамит.п., которое предоставляет рейдерам множество практически законным способовперехвата управления компанией.
Далее,в отличие от западного рейдерства при рейдерских захватах в России очень частоиспользуются как полулегальные, так и нелегальные методы, от создания фиктивныхюридических лиц до прямого насилия. Большинство всех фактических случаевзахвата предприятий включают в себя те или иные элементы нарушениязаконодательства.
Прирейдерских операциях в России очень часто используется административный ресурс.Практически ни один захват предприятия с помощью рейдерства не обходится безподкупа чиновников, судей или других государственных служащих, или, по крайнеймере, без активного лоббирования интересов рейдеров в государственныхструктурах. Также рейдеры активно используют информацию о даче взяток илидругих подобных нарушениях со стороны владельцев предприятий-жертв4 для шантажаили возбуждения уголовного дела.
Всеэто приводит к тому, что в России любое, даже прибыльное и перспективноразвивающееся предприятие может стать жертвой рейдерского захвата. В результатерейдерство в его ныне существующем варианте приводит к сокращению рабочих мест,снижению темпов развития организаций и в итоге, к снижению эффективностифункционирования экономики в целом, искажению значения института собственности,утрате контроля над стратегически важными отраслями, уничтожению эффективноработающих предприятий, росту социальной напряженности и даже дестабилизациигосударства.
В настоящеевремя государство проводит активную политику по ограничению негативныхпоследствий рейдерства и взятию его под контроль. Так, в последнее времяразрабатываются и вносятся поправки в законодательство, предназначенныеустранить его недостатки, которыми пользовались рейдеры, ведется активнаяборьба против криминальных рейдеров, проводятся крупные показательные уголовныепроцессы. Таким образом, государство успешно усиливает контроль над рейдерством– благодаря таким мерам многие рейдеры отказываются от использованиякриминальных схем.
Однаков то же время федеральные и местные органы власти также выступают субъектомрейдерства, либо непосредственно, либо через государственные предприятия — этотакже можно выделить как одну из особенностей российского рейдерства. Здесьможно выделить несколько целей такого поведения: с одной стороны, это позволяетподдерживать стабильность в обществе и экономике, когда через рейдерствонаказываются неэффективные собственники, предприниматели, отказывающиеся отпринятия участия в решении социальных проблем, а иногда и сами рейдеры. Затем,путем получения контроля над наиболее перспективными и стратегически важнымипредприятиями, который был утрачен во время приватизации, последовательноосуществляется процесс консолидации экономики, активно проводимый государствомв последние годы в России. С другой стороны, другим субъектам рынка под угрозойрейдерского захвата может навязываться государственная экономическая политика,что нарушает провозглашаемый принцип свободы и независимости хозяйствующегосубъекта. Все это в итоге может привести к тотальному господству государства нарынке.
Пирамидына рынке ПИФов и ценных бумаг
Однимиз самых быстроразвивающихся рынков в России является рынок паевыхинвестиционных фондов (ПИФов) и ценных бумаг. Целью исследования являлосьизучение мнения о рынке инвестиций именно целевой аудитории — молодыхпрофессионалов с высоким уровнем дохода. Именно эти люди со временем будутобладать достаточно значительным капиталом, требующим вложений.
Исследованиепоказало, что число молодых людей, уже пользовавшихся услугами инвестиционныхкомпаний намного ниже, чем тех, которые не пользовались. Заслуживающим вниманияявляется тот факт, что абсолютное большинство респондентов утверждают, что вбудущем они обязательно воспользуются данными услугами. Это говорит о том, чтобольшинство респондентов собираются в будущем достаточно жестко планироватьсвой бюджет и делать сбережения и инвестиции.
Тотфакт, что лишь меньшая часть молодых людей уже воспользовалась услугамиинвестиционных компаний, можно объяснить как недостатком накопленных средств,так и недоверием к ПИФам как к эффективному финансовому инструменту инедостатком знаний о рынке инвестиций вообще. Респонденты зачастую проводятпараллели между ПИФами и ваучерами, МММ. Причем данная ассоциация достаточнонегативно сказывает на отношении к ПИФам.
Чтокасается мнения респондентов, уже пользовавшихся услугами инвестиционныхкомпаний, относительно качества предоставляемых услуг инвестиционнымикомпаниями в России, то здесь мы можем придти к выводу, что только программноеобеспечение является неудовлетворенной потребностью многих из них. Например,люди, которые занимаются интернет-трейдингом, жалуются на задержку полученияинформации о текущем состоянии рынка. А люди, которые вкладывают свои деньги вПИФ, жалуются на то, что нет регулярных оповещений о стоимости пая и т.д.
Важноотметить, что все респонденты отметили очень мало факторов, которые смогутповлиять на их выбор инвестиционной компании.
Первыми очень важным критерием выбора инвестиционной компании 95% опрошенных назвалирезультат их собственного исследования (анализа) рынка ПИФов и ценных бумаг.Все опрошенные считают, что собственный опыт и достоверное, их собственное,знание о чем-либо помогут им оказаться на вершине.
Вторымфактором стало мнение референтных групп — друзей, знакомых и родственников.Особенно ценны мнения тех людей, которые уже имели опыт инвестированиякапитала, или тех, кто давно работает в этой области.
Третьимфактором, влияющим на выбор инвестиционной компании, является мнениеавторитетного печатного издания. В пример практически все опрошенные привелитакие издания и сайты, как РБК-daily, quote.ru и www.investfunds.ru. Если этоне сможет повлиять на окончательный выбор, то хотя бы направит его вопределенном направлении. И как считают многие респонденты «в правильномнаправлении».
Четвертымфактором, все назвали рекламу. Основными средствами рекламы инвестиционныхкомпаний респонденты назвали: 1) Наружную рекламу (перетяжки, рекламные щиты,расклейки в лифтах жилых домов и в вагонах метро); 2) реклама в печатных СМИ(журналы авиакомпаний, глянцевые журналы); 3) Интернет-реклама (на главныхстраницах популярных поисковых систем, на страницах популярных сайтов).
Чтоже касается восприятия опрошенными инвесторами (или будущими инвесторами)рекламы как таковой, то здесь существуют два мнения. Первые говорят, что естьреклама запоминающаяся, но не понятно какой смысл она в себе несет. Например,многие респонденты не понимали, к чему на сайте инвестиционной компании «ТройкаДиалог» изображены практически все виды спорта (от плавания до формулы 1). По-разномуистолковывался и слоган данной инвестиционной компании.
Другиесомневаются в сохранении высокой доходности ПИФов на данный момент, поскольку вбольшинстве своем реклама инвестиционных услуг излишне однотипна, и частооперирует фактами высокой доходности ПИФов из прошлого, которые были всегооднажды в прошлые годы, следовательно, многие потребители не воспринимают этурекламу как достоверную.
Целевымпотребителем ПИФов в столице с точки зрения респондентов являются профессионалы28-50 лет со средним уровнем дохода (от 800 долларов на человека в семье вмесяц), поскольку максимальная цена одной акции не превышает 30 000 рублей.Таким образом опрошенные респонденты скорее всего в ближайшем будущем будутименно целевой аудиторией рынка ПИФов а не ценных бумаг, потому что пока неимеют в наличии достаточных средств для капиталовложений на рынке ценных бумаги возможности воспользоваться услугой «доверительное управление», котораяпредоставляется от минимального вложения в 10 000 долларов.

Заключение
Всередине 90-х годов российское население столкнулось с новым на то время длясебя явлением – финансовыми пирамидами. Тогда появилось сразу несколькоорганизаций, действовавших по принципу пирамидальных выплат и выдававших себяза акционерные общества: «Чара», «Тибет», «Русский домСеленга» и другие. Но, безусловно, самой грандиозной и скандальной из нихстало АО «МММ».
Основнымимерами по борьбе с рейдерством в России могут быть, с одной стороны, дальнейшеесовершенствование законодательства в проблемных его областях, обеспечениегосударственной защиты эффективных собственников, уменьшение зависимостиорганизаций от административного ресурса, и с другой стороны, установлениеобщественного контроля и контроля со стороны собственников организаций задеятельностью государства и государственных предприятий в области слияний ипоглощений.
Взаключение можно с уверенностью сказать, что рынок ПИФов и ценных бумаг сегодняне характеризуется большим числом финансовых пирамид и будет привлекать всебольше и больше клиентов, в связи с тем, что в современной Россиипрослеживается тенденция к тому, что большинстов респондентов хочет иметь дополнительныйдоход к заработной плате. И на данный момент это можно эффективно сделать,воспользовавшись услугами инвестиционных компаний.

Списоклитературы
 
1. Богомолова Т.Ю.,Тапилина В.С. Финансовое поведение домохозяйств в России в середине 90-х годов//Экономическая наука современной России. – 2008 — №4.
2. Радаев В. В.Уроки «финансовых пирамид», или что может сказать экономическаясоциология о массовом финансовом поведении // Мир России. — 2002. — № 2.
3. Скурятина Е.Сберегательные стратегии населения: основные понятия и операционализация//Экономическая социология, том 3, №2, 2002.
4. Сечко Н.Н.Инновационные стратегии малого предпринимательства Беларуси: социологическийанализ // Вестник ГрГУ им. Я. Купалы. – 2007. – №4.
5. Об инновационнойдеятельности в РБ в 2006 г. (Стат.сб.) – Минск: Минстат РБ, 2007.
6. Труд и занятостьв Республике Беларусь. (Стат. сб.) – Минск: Минстат РБ, 2008.
7. Соколова Г.Н.Белорусская модель инновационного развития: социально-экономические проблемыреализации // Общество и экономика. – 2008. – № 7.
8. Борисов Ю. (2008)Игры в «Русский М&А». М.: Изд-во «Спец-Адрес».
9. Делягин М.Г.(2007) Рейдерство: «Черный бизнес» России. Краткое изложениеаналитического доклада. М., 2006.
10.  Ионцев М.Г. (2009) Корпоративныезахваты: слияния, поглощения, гринмэйл. М.: Ось-89.
11.  Исаков В. (2007) Рейдерство. Чтоделать с этим разбоем? // РФ сегодня, №17.
12.  Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Дж.(2007) Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-бизнес.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.