1. Понятие финансов
Финансы появилисьодновременно с возникновением гос-ва при расслоении общества на классы.Финансы- экономическая категория, отражающая процесс создания и использованияденежных средств на основе товарно-денежного обращения. Выделяют:централизированные денежные фонды- находятся в непосредственном распоряжениигос-ва и аккумулируются в бюджетной системе; децентрализированные ден. фонды-участвуют в кругообороте средствпред-е различных форм собственности. Ф-мприсуще черты: они тесно связаны с процессом прои-ва; связаны стоварно-денежными отношениями и гос-м; это денежная категория; осущ-траспределение и перераспр. ВВП и НД. Ф-ы выступают в денежной форме. Но невсякие ден отношения явл. финансовыми. Финансовые отношения выражают ден отн.,кот. возникают м/у: пред-и и выше стоящих организаций, при создании ираспределении ден средств; внутри предприятия, при фор-и и кругообороте егофондов; внутри домашнего хоз-ва; м/у пред-м и гос-м при уплате налогов; м/угос-м и граж-и при получении пенсии, степендии.
2. Взаимосвязь финансов с другимиэкономическими категориями
Ф-ы взаимодействуют с: 1)Цена. Экономическим инструментом, благодаря которому стоимость продуктаполучает денежное выражение и становиться объектом распределения является цена.Она определяет конкретную величину ден. ср-в. Она явл. исходной основой на кот.базируется весь дальнейший распределительный процесс. 2) В стоимостномраспределении участвует и з/п. В отличие от финансов З/п поступает в личнуюсобственность отдельных работников и используется для удовлетворения ихпотребностей. Финансы и з/п тесно взаимодействуют. С одной стороны ф-ы участвуютв формирования фондов оплаты труда, с другой- з/п выступает источникомформирования устойчивых пассив.3) В стоимостном распределении участвует икредит. Он во многом однотипен. К-т в отличие от финансов функционирует навозвратной и платной основе. Он выражает движение стоимости от кредитору кзаемщику и обратно. К-ты могут формироваться за счет временно свободных средствфиз. и юр. лиц.
3. Финансовые ресурсы
Распределение иперераспределение стоимости с помощью финансов сопровождается движением средствпринимающих форму фин. ресурсов. Они формируются у субъектов хозяйствованияиго-ва. Фин. ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений.Преимущество фондовых форм: возможность теснее увязать удовлетворениепотребностей с экономическими возможностями; обеспечении концентрации ресурсовна основных направлениях; возможность теснее увязать общественные, коллективныеинтересы; целевое использование средств.
4. Функции финансов
1) распределительная ф-язаключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми фин ресурсами.По средствам налогов в гос бюджете концентрируется ден средства котнаправляются на решение экономических и социальных проблем.2) Контролирующая.Финансы связанные с движением стоимости продукта выраженного в ден формеколлективно отображают воспроизводственный процесс в целом и отдельно его фазы.3)Стимулирующая проявляется в следующем: гос-во маневрируя налоговыми ставками,льготными штрафами, вводя одни отменяя другие налоги создает условия дляускоренного развития одних отраслей и способствует решения проблем. С помощьюналогов гос-во может стимулировать технический прогресс.4) Выполнениефинансовой фискальной функции связано с тем, что с помощью налогов достигаетсяизъятие части доходов предприятия и граждан для содержания гос аппарата обороныстраны и не производственной сферы..
5. Финансовая система
Финансовая система-этосовокупность финансовых отношений. Можно выделить 3 крупные сферы:
1)финансы предприятий,учреждений, организации
2)страхование
3)госуд.финансы
В связи с этим можновыделить след.звенья:
1)в сфере фин.Предприятий:
-фин.предприятийфункционир.на коммерческой основе
-финансы учреждений иорганизации осущест. некомерческ. деят-ть
-финансы обществ.объединений
2)в сфере страхования:
-соц.страхование
-имущественноестрахование
-личное страхование
-страхованиеответственности
-страхов.предприним.рисков
3)в сфере гос.Финансов:
-госуд.бюджет
-внебюджет.фонды
-госуд.Кредит
6. Управление фин-ми
Система управлениифинансами-это комплекс инструментов, финансовых институтов обеспеч-х стабильноеи эффективное функционир-е финансовой системы в целом и отдельных его звеньев.
Госуд.управлен.финансами-этоглавное функция любого госуд. Глав. Цель этого управления достижениефинансов.устой-ти в экономики и финансов независимости.
Конкретными целямиявляется:
-сбалансированностьбюджета
-оптимизация госуд.долга
-устойчивость нац.валюты.
Системауправлен.финансами включает:
-финан.планирование
-прогнозирование
-программирование
-финанс.регулирования
-оперативное управление
-финанс.контроль
7. Финансовая политика
Под фин.политикой понимаюткомплекс мероприятий гос-ва по использованию финансовых отношений.
Основные задачи фин.политики:
1)разработку общуюконцепцию
2)созданиефинанс.механизма
3)управ.финанс.деят-тью
Виды фин. политики:
директивная
регулирующая
К элементам фин.политики можноотнести:
-налоговую политику
-бюджет.политику
-денежно-кредитную
-ценовую
-таможенную
-социальную
-политику в областимеждународных финансов.
Задачи фин. политики:
Политика эк-го роста
Политика стабилизации
Политика ограниченнаяделовой активностью
8. Финансовый рынок
Финансовый рынокпредстав.собой формы организации движений денеж.средств.в экономики. Онфункционир.в виде рынка ценных бумаг и рынка ссудных капиталов.
ФР предназначен дляаккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного ихиспользования.
Используемые на рынкеценные бумаги подразделяются на 2 группы:
1)долговые- имеюттвердо-фиксированную %-ую ставку и обязательства выплатить капит.сумму долга наопредел.дату в будущем (облигация)
2)долевые- представляетнепосредствен.долга их владельца в реальной собственности.(акции)
Фин. рынок можноподразделить на:
-первичные, связанные свыпуском новых ценных бумаг
-вторичные, осуществл.перепродажуценных бумаг .
Функционир.ФР имеетогр.значение для экономики:
1)благодаря им становитсявозможным инвестировать денежные средства в производство
2)облегчается развитиепредпр., обеспечивающих мах прибыль инвесторам .
9. Сущность кредита
Кредитом наз-ся движениеденеж.капитала, предоставленного в ссуду на условиях платности, срочности ивозвратности.
Кредит имеетогромн.значение для эк-ки. Он решает многие проблемы, стоящие перед всейэк.системой.
- Во 1-х, при помощикредита м.преодолеть трудности, связанные с тем, что на одном участкевысвобожд-ся временно свобод.средства, а на других возникает потребность в них.
- Во 2-х, кредитаккумулирует высвободившейся капитал тем самым обслуживает перелив капитала иобеспечивает нормальн. воспроизв-й процесс.
- В 3-х, кредит ускоряетпроцесс денеж.обращения.
Источником ссудногокапитала служат:
- высвобождающиеся изкругооборота ден.средства:
а)средства,предназначенные для восстановления основ.фондов(амортизация)
б)часть оборотногокапитала, высвобождаемая в ден. форме в связи с несопадением времени реализациитоваров м покупки сырья, топлива, материалов.
в)капиталвременносвободный в период м/у поступлением ден. выручки и выплатой з/платы.
— ден.доходы и накопленияличного сектора
— ден.накопления гос-ва
10. Эк-е границы кредита
Эк-ми границамираспространения кредит.отношений яв-ся границы, в пределах кот-хфункционирование кредита объективно необходимо и в кот-х он сохраняет своюсущность.
Восстановить границыкредита в эк-ке можно 3 основ. методами, сущ-щими в мировой эк-й практике:
1)Кредитная рестрикция,этот метод исп-ся в ситуации перекредитования в эк-ке. он заключ-ся вужесточении условий выдачи ссуд и сокращении их объемов.В рез- те уменьшаетсядоступность кредита для потенциальных заемщиков. Подорожание кредита исокращение его объема достигается путем уменьшения ресурсной базы коммерч.Банков за счет увеличения учетной ставки ЦБ., повышения нормы обязательныхрезервов и др эк-их рычагов в регулировании деять-ти коммерч банков.
2)кредитная экспансия,исп-ся в ситуации, когда сущ-т недостаток кредитных вложений в эк-ку, и естьнеобходимость увеличения объемов кредитов.Этот метод основывается наудешевлении кредитов для этого ЦБ понижает нормы обязательных резервов иучетную ставку увеличивая объемы кредитов ЦБ-ка коммерч-им банкам.Возможно также применение ЦБ-ом по купле-продаже гос-ых ценных бумаг и иностр. валюты к-аятак же влияет на ресурсный потенциал ком-их банков.
3)кредитная реформа,явл-ся самым действенным, пред. собой совокупность гос. актов, направ-х наизменение форм и методов кредитования, стр-ры кредитной сис-мы. Кред. реформам. осущ-ся в различных формах в зав-ти от поставленных задач.
11. Ссудный % можно классифиц. поряду признаков
1)по формам кредита
–комерческ. %
-банковский %
-потребит.%
2)По видам кредитныхорганизаций
-учетный % ЦБ
-банковский%
-ламбардный%
3)По видам инвестиции
-% по кредитам вобор.ср-вам
-% инвестиции в ОФ
-% инвестиции ценнойбумаги
4)По срокам кредитования
-% по краткосроч. ссудам
-% по долгосроч. ссудам
-% по среднесроч. ссудам
5)По видам операцийкредитных организации
-депозитный %
-% по ссудам
-% по меж.банковскомукредиту
6)По методам начисления
-простой
-сложный
-дисконтный
-плавующий
-фиксированный
Банковский % можетбыть след-м видом:
-депозитный%
-% по ссудам
-% по инвестициям ценнойбумаги
12. Сущ-ть (понятие) кредит. сис-мы
2 основных понятиякредит. системы:
Во 1-х)как совокупностькредит-х отношений, форм и методов кредитования(пункциональная форма)
Во 2-х)как совокупностькредит-х организаций аккумулирующих свободноденеж.ср-ва и предост. ихссуду(институцион. форма)
В первом аспекте кредитсис-ма представлена банковским, потребительским, коммерческим, гос-ым и дрвидами кредита.Всем этим формам и видам кредита свойственны специфическиеметоды кредитования.Реализуют эти отношения спец-ые кредит-е организацииобразующие кредитную сис-му во втором институциональном понимании.
Ведущим звеноминституц-ой кредитной сис-мы явл-ся банки.Кредитная сис-ма более широкое иемкое понятие, чем банковская система включающая лишь совокупность банков.
13. Функции ЦБ
1)совместно с правит-вом разрабатываети проводит единогос.
денжно-кредит. политику
2)монопольно осущ-тэмиссию наличных денег и организует
налично-денеж.обращение
3)Явл-ся кредиторомпоследней инстанции для кредитных
организаций и организуетсис-му их рефинансирования
4)устанавливает правилаосуществления расчетов
5)уст-т правилапроведение банковских операций
6)обслуживает счетабюджетов всех уровней
7)управляетзолото-валют-ми резервами ЦБ
8)осущ-т гос. регистрациюкред-х организаций, выдает и отзывает лицензии
9)осущ-т банковскийнадзор
10)регестрирует эмиссиюценных бумаг кред-ми организациями
11)осущ-т банков.операциипо поручению правит-ва
12)орган-т и осущ-твалют. регулирование и валютный контроль
13) опред-т порядокосуществления междунаро-х расчетов
14)устанав-т правилаучета и отчетности для банков
15)устанав. и публикует офиц.курсы иностр-х валют
16)участ-т в разработкепрогноза платежного баланса РФ
17)устан-ет порядокдеят-ти валютных бирж
18)проводит анализ ипрогнозирование состояния эк-ки РФ.
14. Денежно-кредитн. политика ЦБ РФ
она выполн-ся основ-миинструм-ми и методами:
1)процентные ставки пооперациям ЦБ. ЦБ устанав. одну или несколько % ставок по операциям, ЦБ исп-т %политику для воздействия на рыночн. %-е ставки
2)нормативы обязат-хрезервов депонируемых кредит организациями ЦБ(резервные требования).Они немогут превышать 20% обязательств банков. В случае отзыва коммерч-го банкалицензии эти резервы могут использоваться для погашения задолженности передкредиторами.
3)операции на открытомрынке. Это купля-продажа ЦБ гос ценных бумаг
4)рефинансированиекредитных организаций.Это кредитование ЦБ кредитных организаций.
5)валютныеинтервенции.Это купля-продажа ЦБ иностр-й валюты на валют. рынке длявоздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег
6)установление ориентировроста денеж. массы. ЦБ устанавливает ориентиры роста одного или неск-хпоказателей ден. массы.
7)прямые и количеств-еограничения, установление лимитов на рефинансирование банков и проведениеотдельных банков-х операций
8)эмиссия облигаций отсвоего имени. ЦБ размещает свои облигации среди кредитных оргнизаций.
15. Коммерческие банки
Кредитн.организация-юрид. лицо, к-рое для извлечение прибыли, как основ. цели своейдеят-ти, на основание лицензии ЦБ имеет право осуществлять банков.операции,предусмотренные законы о банках и банков. дея-сти.
Банк-кредит.организация, к-яимеет исключ. право осущ-ть в совокуп-ти след-щие банков. операции:
— привлечение во вкладыденеж-х средств физ. юрид. лиц
— размещение указ-х ср-вот своего имени и за свой счет на условиях платности, срочности, возвратностиоткрытия и ведения банков-х счетов физ. и юрид. лиц.
16. Банковские операции
1)привлечение во вкладыденежных ср-в физ. и юрид.
лиц(до востребования и наопред. срок)
2)размещение указанныхср-в от своего имени и за свой счет
3)открытие и ведениебанковских счетов физ. и юрид. лиц
4)осуществление расчетовпо поручению клиента
5)инкассация денеж. ср-ви платежных документов, кассовое
обслуживание клиентов
6)купля-продажа иностр-йвалюты в наличной и безналичной форме
7)привлечение во вклады иразмещение драгоценных металлов
8)выдача банков-хгарантий
9)осущ-е перевода денеж.ср-в по поручению физ. Лиц
17. Сделки кред-х организаций
1)выдача поручительств за3-х лиц
2)приобретение права требованияот 3-х лиц
3)доверительноеуправление денеж-ми средствами и иным имуществом
4)осуществление операцийс драгоценными металлами и камнями
5)предоставление в арендуспец. помещений или сейфов для хранения докум-в и ценностей
6)лизинговые операции
7)оказание консультац-х иинформац-х услуг.
18. Государственный бюджет
– совокупный денежныйфонд государства, представляющий по форме таблицу доходы — расходы. Бюджетпредставляет собой форму образования и расходования денежных средств дляобеспечения функций органов государственной власти.
19. Бюджетное устройство
— основанная наэкономических отношениях и юридических нормах совокупность всех видов бюджетовв стране. Главный документ в построении бюджетной системы – Конституция РФ. Поней существуют 2 вида государств: а). Унитарное; б). Федеративное.Унитарноегосударство имеет 2 уровня:1). Общий;2). Местный.Российская Федерация —федеративное государство, имеющее 3 звена.Кроме Конституции, существует в РФзакон, который определяет бюджетное устройство страны. I уровень – Центральныйбюджет (находится в Москве).II уровень – Региональные бюджеты (республики,области, края, Москва, Санкт — Петербург).III уровень – Местные бюджеты(города, района, сельского населенного пункта и т.п.).
20. Принципы бюджетной системы
БС.РФ основано напринципах:1принцип единства бс. Он озн. единства зак-ва принципов бюджетнойорг-и и отчетности.2. прин-п разграничения расходов и дох-в, и ист-в финан-ядифицитов.бюд.м/у бюд-и ..3 принцип само-ти бюд.он означает права и обяз-ти органовгос. власти самостоят-но обеспечить сбалансированность бю-в. самос-но осущ-тьбюд. процесс, самос-но установить налоги и сборы, .4 принцип равенства бю-хправ субъектов РФ и муницип-х образований. Он озн-т определение бю-х полномочийорганов гос. власти, исполь-е расходов обязательств формиров-е доходов всоотв-и с едиными принципами и требованиями. 5 принцип полноты, отражениедоходов, расходов и источников финан-я диф-бюд. 6 принцип общего, совокупногопокрытия расходов бюд-в… Означает что расходы бюд. не могут быть увязаны сопред-ми доходами бюд-а и источниками финансирования дифицита.7 при-п сбалан-тибюд. означает. 8 прин-п резуль-и и эффек-ти означает что при составлении иисполнении бюд-в необход-мо достигать заданные рез-ты с исполь-м с мин.объемовсредств. 9.прин-п прозрачности. 10 прин-п достовер-ти бюд. озн надеж-ть показ-йпрогноза соц-но-эк-о разв-я через территории и реалистичность расчета дох.ирасчетов бюд-а. 11 прин-п адресности и целевого хар-ра бюд-х средств озн-т, чтобюд. ср-ва доводятся до конк-х получателей целей их исполнения.12 прин-пединства кассы.
21. Бюджетная классификация РФ
Она является группировкойдоходов и расходов и источником финанси-ия дефицитных бюджетов б-й системы РФ.Она исп-я для составления и исполнения бюджета, составления бюджетнойотчетности и обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней.Включает в себя: классификацию доходов бюджета; классификацию расходов бюджета;классификацию источников финансирования дефицитов бюджета; класс-ю операцийсектора гос-о управления. 1) класс. доходов бюджета включ в себя код главногоадминистратора доходов бюджета, и коды вида и подвида доходов. 2) Она вкчюч. всебя коды распорядителей бюдж. средств, а также кодов раздела, видов расходов.Едиными разделами и подразделами класс-ии расходов являются: общегос-ыевопросы: национальная оборона, национальная безопасность; нац. экономика;охрана окружающей среды, образование; социальная политика; здравоохранение.
22. Доходы бюджета
Доходы бюджета — этоденежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке всоответствии законодательством в распоряжение органов государственной властисоответствующего уровня. Класс. доходов бюджета включ в себя код главногоадминистратора доходов бюджета, и коды вида и подвида доходов. Адм-р доходовб-а- это органы гос. власти, оргам местного самоупр-я, бюджетные учреждения,осуществляющие контроль за правильностью исчисления дох. бюджета. Единымигруппами и подгруппами доходов явл. налоговые и неналоговые доходы а такжебезвозмездные поступления.
23. Расходы бюджета
Расходы бюджета — денежныесредства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства иместного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономическогосодержания подразделяются на текущие расходы и капитальные.Она вкчюч. в себякоды распорядителей бюдж. средств, а также кодов раздела, видов расходов.Едиными разделами и подразделами класс-ии расходов являются: общегос-ыевопросы: национальная оборона, национальная безопасность; нац. экономика;жилищно-коммунальное хоз; охрана окружающей среды, образование; социальнаяполитика; здравоохранение.
Бюджетные ассигнованиявключают в себя:
— оказание гос. услуг
— соц. обеспечениенаселения
— предоставлениебюджетных инвестиций юр. Лицам
— предоставлениемежбюджетных трансфертов
— обслуживание гос долга
24. Дефицит бюджета
Д.Б. имеет место в томслучае когда расходы б-ов превышают их доходы, в случае превышения доходов надрасходами имеет место профицит бюд-та.
Источники финансированиямогут быть внутр. и внешние:
Внутренние источниким/б в след. формах:
а)кредиты банков в рублях
б)гос.займы путем выпускаценных бумаг в рублях
в)бюджетные кредиты отбюджетов других уровней
г)поступления от продажигос. собственности
Внешние источники м/б:
а) гос. займы в иностр.валюте путем выпуска цен. бумаг
б)кредиты правительствиностр. гос-в, банков, фирм, междунар. финансовых организаций в иностр. валюте.
" Дефицит фед. Бюджета не может превышатьразмер нефте-газового дефицита
" Дефицит субъекта РФ не долженпревышать 15% его доходов
" Дефицит местного бюджета не долженпревышать 10% его доходов
25. Бюджетный процесс
Деятельность органов гос.власти и иных участников бюд-го процесса по составлению, рассмотрению иутверждению проектов бюд-та исполнению и контролю за исполнением бюд-та.Начиная с 2008г. бюд-т принимается на 3 года, после истечения 1го года 3ехлетнего бюд-та, бюд-ты 2,3го годов будут уточняться, но основные параметрыостанутся неизменными.
4 стадии::
· 1.составлениепроекта бюджета
· 2.рассмотрение иутверждение бюджета
· 3.исполнениебюджета
· 4.контроль заисполнением бюджета
1.прект бюджетасоставляется министерством финансов РФ на основе прогноза соц.-эконом. развитиясвободного финансового баланса и бюджетного послания президента РФ. Гл. задачаопределить V денежных ср-в централизуемых в бюджете с целью финансовогообеспечения функций гос-ва. До 15 июля проект бюджета должен поступить вправит-во РФ. Оно в течении месяца рассмотрив. проект федер. бюджета и принеобход. вносит дополнения. До 15 августа проект федер. закона о федер. бюджетевносится в госуд. думу.
2.Одновременно с проектомфедер. бюджета в Госдуму вносятся проекты гос. внебюджетных фондов, сводныйфинансовый баланс и материалы, характириз. финансовую и денежную- кредитнуюполитику. Гос. Дума рассматривает проект бюджета в 4 чтениях. Одновременнорассматрив. законы об изменения налогов, повышения пенсий, стипендий, мин.размеры оплаты труда.
" В 1ом чтении- Гос. дума рассматриваетдоходы, расходы и дефицит бюджета(профицит)
" Во 2ом чтении- расходы по разделам иразмер федер. фонда финансовой поддержки субъектов федерации.
" В 3ем чтении- законопроект рассматр.и утверждается в целом.
Принятый Гос. думой законо федер. бюджете передается на рассмотрение и утверждение совету федерации.Утвержденный закон им, передается для подписание и обнародования президенту РФ.
3.это действие помобилизации и использованию бюджетных ср-в. Органом исполнения федер. бюджетаявл-ся федер. казначейство. Оно действует по принципу единство кассы, на единыйсчет его поступают все бюдж. доходы. На основании бюджетной росписи гл.распорядители и распорядители бюджетных ср-в получают ср-ва для исполнениябюджета. Финансовый год длится с 1го января до 31 декабря(до 25 дек.).
4.контроль за исполнениемосуществляют совет федерации и гос.дума федер. собрания РФ. Счетная палата РФпроводит в министерствах и ведомствах проверки связанные с формированием ииспользованием бюджетных ср-в. Ежеквартально оно представляет совет федерации игос.думу отчеты о ходе исполнения федер. бюджета и дает ежегодное заключение поотчету прав-во РФ об исполнения бюджета.
26. Сметно-бюджетное финансирование
Это порядок выделенияср-в из бюджетов бюджетные учреждения в соответствие с их сметой. Бюджетныеучреждения обычно не имеют доходов, а имеют лишь расходы, кот. финансируются засчет бюджета.
В отд. случаях бюджетныеучреждения могут получать доходы за счет предоставления платных услуг. Этидополнит. ср-ва назыв. небюджетными ср-вами.
Не один расход бюджетногоучреждения не может быть осуществлен без сметы.
Смета бюджетногоучреждения- это финансово-плановый документ, кот определяет объем, целевоенаправление и по квартальное распределение ср-в этого учреждения.
Существует нескольковидов смет:
1.индивид.- составляютсябюджетными учреждениями и содержат расходы этого учреждения.
2.сводные-индивид. сметыобъединяются в сводные, они формируются министерствами и ведомствами втерритор. размере.
27. Сущность и функции денег
Деньги –это один изнаиболее важных разделов эк. науки.
Сущность денегпроявляется ч/з:
1) всеобщую непоср-уобмениваемость
2) самостоятельнуюменовую стоимость
3) внешнюю в-у мерутруда.
Сущность денеграскрывается в их функциях:
" Деньги как мера стоимости.(Способность денег измерять стоимость всех товаров. Для выполнения этой функцииденьги должны обладать стоимостью, следовательно, золото – наилучший вариант).
" Деньги как средство обращения.(Деньги выступают посредником обмена товаров Т-Д-Т. Внутренний акт Т-Траспадается на 2 самостоятельных продажи Т-Д и купли Д-Т)
" Деньги как средство накопления(Раздвоение Т-Д-Т создает возможность и необходимость накопления денег)
" Деньги как средство платежа (Вкачестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги,кредитные карты)
" Функция денег как мировых денег. Вэтой функции мировые деньги выступают как мировое покупательное средство и какмировое средство платежа.
Деньги бывают:
— наличными
— реальные деньги;
— безналичными.
Функции:
1)средства обращения-ден. использубтся при покупке и продажи тов-в.
2) мера стоимости
3) средства сбережения.
4) средства платежа-здесь деньги выступают при отлате6 тов. в кредит, выплата з/п и др.
5) мировые деньги здесьден. выступают в виде золота.
28. Денежный агрегат
В странах рыночнойэкономики применяются различные группировки денег. Они называются денежнымиагрегатами и служат альтернативными измерителями денежной массы в обращении.Известны следующие агрегаты (параметры):
М1 — наличные деньги,счета до востребования, другие денежные вклады, дорожные чеки, иногда — кредитные карточки;
М2 — состоит из М1 плюссрочные вклады небольших размеров и другие легко ликвидные сбережения (то естькоторые легко обратимы в наличные деньги);
М3 — состоит из М2 плюссрочные вклады крупных размеров.
Бывает ещё L — состоит изМ3 плюс большая часть ценных бумаг, имеющих 18-месячный срок погашения. Ониявляются самыми широкими.
29. Виды денег
1)натуральные(действительные)-включают все виды товаров которые яв-ся всеобщими эквивалентами на начальныхэтапах развития товарного обращения, а т.ж деньги из драгоценных металлов.Характерная особенность в том что эти деньги могут существовать не только вкачестве денег, но и в качестве товара. Номинальная стоимость данного видасоот-т их реальной стоимости( ст-ти золота или серебра)
2) символические деньги-называют знаками стоимости, заменителями натуральных денег..
· квазиденьги(почти деньги) – это бесчековые депозиты в коммерческих банках; это все тевклады до востребования, это все срочные вклады, это текущие счета фирм вкоммерческих банках, и это государственные ценные бумаги
· кредитные деньги(банковские деньги) – это банкноты, чеки и векселя. Вексель – это ценнаябумага, удостоверяющая, что какое-то лицо купило у продавца товар в кредит
· электронныеденьги, которыми расплачиваются с помощью электронных сигналов компьютеров икомпьютерных сетей. пластиковые карточки, кредитные карточки, дебетовыекарточки.
· безналичныеденьги – это все текущие счета фирм и все депозиты в коммерческих банках.
30. Понятие денежного обращения
Оно осуществляется вналичной и безналичной формах. Наличное денежное обращение- это движениеналичных денег в сфере обращения и выполнение ими функций ср-ва платежа и ср-ваобращения.
Наличные деньги использ.для:
1.оплаты товаров, работы,услуг.
2.расчетов не связанных сдвижением товаров, а именно: выплата з/п, пенсий, стипендий, пособий, выплатастраховых возмещений при оплате ценных бумаг, налогов, коммун. расходов,командировочных, на представительские расходы, и сельхоз-прод-цию.
Безналичное обращение-это движение ст-ти без участия наличных денег. Доля безналичных расчетовсоставляет более 90%.
Существует 2 группыбезналичных расчетов:
1.по товарным операциям
2.по финансовымобязательствам: платежи в бюджет, погашение кредитов, расчеты со страх.компаниями.
Значение безналичныхрасчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость ср-в, сокращаютналичные деньги в обороте и сокращают изд-ки на печатание и доставку наличныхденег.
Расчеты предпр. по своимобязательством производится в безналичном порядке через учрежд. банка для этогоопределены след. формы безналичных расчетов:
-расчеты платежнымипоручениями
-расчеты платежнымитребованиями-поручениями
-инкассовые расчеты
-расчеты с применениемаккредитивов, чеков, векселей, пластиков. карточек
31. Виды денежной системы
Денежная система-этоустройство денежного обращения сложившийся исторически и закрепленная национ.законодательством.
Ден. сис-масформировались в 16-17 вв. с возникновением и утверждением капитоалистическогопроизв-ва и централизованного гос-ва и нац. рынка. Исторически сложились 2 типаденежных систем, в зависимости от денег выполняющих роль всеобщего эквивалента,т.е.
— система металлич.обращения
— система бумажно-кредитного обращения.
Система Металлическогообращения базируется на действит. деньгах, кот. выполняют все 5 функций, анаходящиеся в обращение бумажные беспрепятственно обмен-ся на действит. деньги.В зависимости от того какое кол-во Ме принято в качестве всеобщего эквивалентавыделяют:
-биметаллизм
-монометаллизм
Биметаллизм- денежн.система, при кот. роль всеобщего эквивалента закреплена гос-вом за 2-мя Ме-ми:медь и серебро/ серебро и золото.
Предусматриваетсянеограниченное обращение и свободное чеканка монет из 2х металлов, а также на 1товар устанавливались 2 цены. Биметаллизм функ-вал в 16-18 вв., а в ряде странЗап. Европы и в 19 в. Это система не обеспечивало устойчивости денежногообращения.
Монометаллизм- денежн.система, при кот. роль всеобщего эквивалента выполняет 1 металл. В этом случаемонеты свободно чеканят из 1го металла: золото/ серебро, и действует одна цена.В России сначала функ-вал серебряный монометаллизм 1842 – 1852 гг., а с 1887г.–золотой.
Различают 3 разновидностизолотого монометаллизма:
-золото-монетный
-золото-слитковый(введенпосле первой Мировой)
-золото-девизный.
32. Элементы современных денежныхсистем
Основные элементысовременной денежной системы:
1. Наименование денежнойединицы и её частей-устанавливается законом денежного значения для соизмеренияи выражения цен товаров
2.Эмиссионныймеханизм-это законодательно-уст-ый порядок выпуска в обращение денежныхзнаков.Осущ-ют: ЦБ эмиссионный, или казначейство.
3.Предоставление кредитовкредитным орг-ям
4.кредитование гос-ва подобеспечение гос.ценных бумаг
5.выпуск банкнот путем ихобмена на ин. валюту
6.структура денежноймассы- соотношение наличных и безналичных денег
7.порядок прогнозногопланирования вкл систему планового обращения
8.механизмденежнокредитного регулирования- это набор инструментов влияния гос-ва на эк-ку
9.порядок установлениявалютного курса(котировка валюты)- соотношение ден. ед страны к ин. валюте
10.порядок кассовойдисциплины хар-ет совокупность правил, форм док-ов, к-ми руководствуются приорганизации наличного обращения денежного оборота
33. Принципы функционирования денежныхсистем
- Централизованное упр-иеденежной системы, осущ ч/з аппарат ЦБ
- Прогнозное планированиеден. оборота, к-ое означает разработку централизованных и децентр-ых планов
- Устойчивость иэластичность ден. оборота, что позволяет расширять или сужать ден. обороты
- Кредитный характер ден.эмиссии.т.е. выпуск ден. знаков осущ-ся в порядке проведения кредит-ых операций
- Принципобеспеченности-ден. знаки должны быть застрахованы активами банка
- Ден. средстваправительству пред-ся только в порядке кредитования на возвратной и платнойоснове
- Комплексныеден-кредитные регулирования осещ-ые ЦБ
- Надзор и контроль заден. обращением
- На тер-ии страныфункционирует только нац. ден. еденица
34. Понятие и ф-ии прибыли
Прибыль- форма ден.накоплений, эк. категория, харак-теризующая фин. результат хоз. деят-типредприятия.
Ф-ии прибыли:
- Прибыль- это важнейшийиндикатор опр-ий кредитоспособность предприятия и его возможность в привлечениизаемных средств, полученных долгосрочных и краткосрочных кредитов
- Стимулирующая, выступаетконечным фин. результатом деят-ти предприятия, она позволяет создавать фондыден. средств, обеспечивающих фин-ие пр-ых и соц программ
- Прибыль яв-ся мсточникомформирования доходов бюджетов различных кровней. Оно поступает в бюджет в виденалогов и различных санкций и исп-ся на различные цели предусмотренные врасходной части бюджета
35. Виды прибыли
Результатом и конечнойцелью хоз. деят-ти предприятия яв-ся прибыль, к-ую принято называть балансовойприбылью.После налоговых выплат обр-ся прибыль ост-ся в распоряжениипредприятия из к-ой формируются:
- Резервный фонд и др.аналогичные резервы
- Фонд накопленя
- Фонд потребления
В состав балансовойприбыли входит:
- Бухгалтерскаяприбыль(убыток)- это конечный фин. результат выявленный в отчетном периоде наосновании бух. Учета всех хоз-ых операций и оценки статей бух. Баланса
- Валовая прибыль – эторазница м/у общей ввырукой от продажи товаров.работ и услуг и себестоимостьюэтих продаж без коммерческих и управленческих раходов
- Налогооблагаемая прибыль– это разница м/у Валовой прибылью и Суммой прибыли, а так же суммы льгот поналогу на прибыль
- Чистая прибыль опр-сяпутем вычитания из балансовой прибыли уплаченных налогов. Чистая прибыльостается в распоряжении предприятия
36. Элементы балансовой прибыли
Балансовая(общая)-чистаяприбыль-сумма налоговых платежей.Является основой для определения величиныналоговой облагаемой прибыли.В целях получения этой прибыли следует уменьшитьна суммы: рентных платежей вносимых в бюджет; доходов; льготы по налогу наприбыль.
Конечный финанс. рез-т –прибыль или убыток складывается из 3-х основн. элементов:
- фин. рез-т отреализации прод-ции(работ, услуг).Представл. собой разницу м/у выручкой от реализац. прод-иибез НДС, акцизов и затратами на произ-во и реализ., включаемыми в себест-тьпрод-ции. Выручка от реализ. определ. либо по мере ее оплаты, либо по мере ееотгрузки. Метод определения прибыли может иметь отличие в различн. отраслях эк-ки:торговля, связь, транспорт, с/х. Этот элемент балансов. прибыли назыв. прибыльюот основн. деят-ти.
- фин. рез-т от реализ.основных фондов и иного имущества предпр. Она назыв. прибылью от прочей реализации. Она определ.прибылью, полученную от реализ. ОПФ и другого имущества, отходов, нематер.активов и иных товарно-матер. ценностей. Прибыль от прочей реализацииопредел-ся как разница м/у выручкой от реализ. и затратами на эту реализ.
- прибыль отвнереализационных операций.Она определ. как разница м/у доходами от внереализационных операций ирасходами на эти операции. Эти операции не связаны с основн. деят-тью предпр.
Доходы от внереализац.операций:
1.доходы от долевогоучастия в деят-ти др. предпр.
2.д-ды от сдачи имуществав аренду
3.д-ды от произв. запасови готовой прод-ии
4. присужденные илипризнанные должником штрафы, пении.
5.сумма ср-в полученныхбезвозмездно
37. Показатели рентабельности
П.Р. явл. относит-ихарак-ми фин.рез-в и эф-ми деятельности предприятия.Они явл. важнейшимихарак-ми ф-ой среды формир-я прибыли.Они явл. обяз. элементами сравнительногоанализа и оценки фин. состояния предп-я.
Показатели рент-ти:
1)Рен-ть капит. вложений.Ркв=прибыль/кап.вложения *100%
2) рен.продукции. Рп=(цена– себестоим)/себестоим *100%
3) рен.общая. Ро=прибыльбалансовая/пр-ые фонды *100%
4) рен. расчетная. Рр=прибыльчистая/пр-ые фонды *100%
38. Методы планирования прибыли
" Прямой укрупненный метод применяется, когда можно опредилитьобъем реализ. продукции в оптовых ценах и по себестоимости. расчеты можно вестипо тов. продукции или по реализов. продукции. Прибыль по товарной продукцииопределяется как разность м/у ценой и себестоимостью, а прибыль пореализованной продукции-разность выручки от реализ. продукции и полнойсебест.реализов. продукции. нужно учитывать, что в расчет. объема реализпродукции, кроме товаров включается остатки готов. проудкции на складах, наконец периода(+) и на нач. периода (-)
" Аналитический метод расчет ведется раздельно по сравнимойи несравнимой продукции. срав. продукция уже выпускается в базисном году,известны ее фактич. себестоимость и объем выпуска. По этим данным определяетсябазовая рентабельность продукции. Прибыль планируемого периода по сравнимойпродукции опред-ся умножением баз. рентабельности на себест. планируемогопериода, далее расчет ведется по след.:
- определяется изменениеобъема продукции
- опред. влияние на ценуизменения ассортимента, кач-во и сортности продук.
- после установленияокончательной цены учитывается ее влияние на изменение прибыли
- влияние на прибыль всехфакторов перечисленных опред. путем их суммирования
- учитывается изменениеприбыли в остатках готовой продук. на начало и конец периода
Прибыль по несравнимойпродукции рассчитывается прямым укрупненным методом.
" Факторный метод
Включает в себя:
- расчет баз. показателей:выручка от реализации, себестоимость, проч. прибыль, структура себестоимости,рентабельность
- постановка целей хоз.деят-ти и опред. портфеля заказов
- прогнозирование индексовинфляции
- расчет прибыли и рентабельностипо различным вариантам производ программы
- выбор оптимальноговарианта
39. Факторы влияющие на прибыль
· внешние – независят от деят-ти п/п-тия но некот-е из них могут оказывать существенноевлияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства.
· внутренние — зависят от деятельности п/п-тия и характеризуют различные стороны работып/п-тия. Они подразделяются на:
" Производственные-наличие и использование основныхэлементов производ-го процесса участвующих в формировании прибыли.Это средствотруда, предметы труда и сам труд по каждому из этих элементоввыделяются группы:
- Экстенсивные факторы,-которые отражают объем производ. ресурсов, пример, изменение численностиработников, использование основных фондов во времени, и непроизводственноеиспользование ресурсов(отходы, брак)
- Интенсивные факторыотносят отражающие эффективность использования ресурсов или способствующихэтому, пример, повышение квалификации работников, производительностиоборудования, внедрение прогрессивных технологий.
" Непроизводственные, связаны в основном с коммерческой,природоохранной и др. видами деят-ти.
Основныефакторы(Относительные)(Писать не обязательно):
¯ Конкурентоспособность продукции – всилу того, что предприятие должно существовать для удовлетворения потребностейклиентов они дают возможность выжить на рынке и получить доход.
¯ Высокая мобильность на рынке — свобода экономического маневра, делающие необходимыми учет рыночной конъюктуры игибкое маневрирование всеми ресурсами для достижения эффекта
¯ Ритмичность и гибкость производства –способная быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросамипотребителей
¯ Разработка мер по улучшениювыпускаемой продукции – способность выпустить товар более высокого качества зату же цену и при тех же издержках производства
40. Распределение и использованиеприбыли
Распределение напредприятии подлежит прибыль, остащаяся после уплаты налогов и дивидентовакционера. Из чистой прибыли в соотв-е с закоко-м предпр. может создавать фонднакопления, фонд потреблениерезервный фонд и др. Если же фонды не создаются тосоставляются сметы расходов:
· Расходы наразвитие пр-ва:
- Расходы наНИОКР, освоение новой прод-ии, модернизацию, техн. перевооружение пр-ва. Из этихже средств погашаются долгосрочные кредиты и % по ним
· Социальная сфера:
- Эксплуатация соц-бытовыхпредметов нах-ся на балансе предприятия
- Строительство объектовнепроизводственного значения
- Проведениеоздоровительных и культурно-массовых мероприятий
· Материальныепоощрения:
- Выплата премий за достиженияв труде
- Оказание материальнойпомощи работникам и пенсионерам
Если прибыль предприятияне расходуется, она остается на предприятии как нерасходованная прибыль прошлыхлет, тем самым увеличивая размер собственного капитала и фин. устойчивость предприятия
41. Денежные фонды и ресурсыпредприятия
Формирование денежныхфондов начинается с момента основания предприятия, в соответствии с законодат-омпредприятие создает уставной капитал.
· Собственныйкапитал подразделяется на: постоянную часть
· Переменную часть:
" Добавочный капитал. Создается за счет прироста ст-тиимущества в результате переоценки основных фондов, эмиссионного дохода ибезвозмездных перечислений на пр-ые цели
" Резервный капитал. Образуется а счет отчислений отприбыли. Его величина должна бытьне менее 15%, но и не более 25%уставного капитала. При этом сумма отчислений не должна превышать50%налогооблагаемой прибыли
" Специальные фонда:
- Валютныйфонд.Формируется па предприятиях осущ-их реализацию прод-ии на экспорт. Иполучающих валютную выручку.
- Фонд накопления исп-сядля расширения и развития пр-ва.
- Фонд потребления исп-сяна соц-ые нужды и нематериальные поощрения работников.
- Амортизационный фондсоздается за счет амортизационных отчисений.Нах-ся на соответствующих счетах ипредназначен для воспр-ва осн. фондов.
Формирование фин.ресурсов п/п осуществляется за счет средств:
· Собственных(прибыль.амортизация. вырука от реализации выбывшего имущества, а так же устойчивыепассивы, к-ые нах-ся в обороте п/п)
· Заемных-денежныесредства передпнные п/п-ию в долг, для осуществления его деят-ти и получениюрибыли:
- Кредиты.
- Лизинги.
- Размещения акций.
- Бюджетные инвестиции.
Предпринимательскийкапитал – это капитал вложенный в уставной капитал другого п/п в целяхполучения прибыли или участия в упр-ии пр-ва
Ссудный капитал –передается во временное пполбзование на условиях платежности. Срочности ивозвратности в виде кредитов банков и средств др. п/п в виде векселей иоблигационных займов.
42. Необходимость и принципы краткосрочногокредитования
Кредит – форма движенияденежного капитала предоств. в ссуду. Ф-ии кредита:
- Распрелелительная — проявл в распределении навозвратной основе ден. средств
- Эмиссионная — заключается в создании кредитныхсредств
- Контрольная – состоит в осуществлении контроляза эф-ью деят-ти эк-их субъектов
Кредит восполняет доп.потребность п/п в оборотных средствах.Причины:
- Сезонный хар-ер пр-ва
- Доп. пр-ый заказ
- Временный кассовыйрезерв
- Фин.затруднения
Принципы Банковскогокредитования:
· Возвратность – основополагающий принцип, отличающийкредит от др видов ден отношений. Возможность возврата обусловленакругооборотом средств замещения нач-ся и закан-ся в ден форме.Существуетпрактика опр-ия конкретного источника погашения долга
· Обеспеченность – может быть товарно-материальныеценности, ценные бумаги, валюта, расчет. Док-ты и др объекты кредитования.Формы обеспечения возвратности:
- залог
- поручительство
- гарантия
- страхование
· Срочность – конкретизирует возвратностькредита во времени. Ссуда выдается на опр-ый срок, после чего она должна бытьвозвращена банку. Срок возврата оговаривается в кредитном договоре.
· Платность – предусматривает уплату заемщикам %за пользование.Их величина уст-ся в виде годовых ставок в кредитном договоре.
43. Класификация видов кредитов
· по основнымгруппам заемщиков кредит может быть выдан:
- хоз-ам
- населению
- органам гос. Власти
· в зависимостиот назначения:
- потребительский
- промышленный
- торговый
- сельскохоз-ый
- инвестиционный
- бюджетный
· по срочности:
- краткосрочные(до 1года).обслуживает текущие потребности
- среднесрочные(1-3 года)
- долгосрочные(3-30 лет).Обслуживают долговременные потребности связанные с необходимостью модернизациипр-ва, осущ-ие затраты по расширению пр-ва
· размерыкредита
- крупные(5% от утавногокапитала банка)
- средние
- мелкие
· по обеспечению
- необеспеченные(бланковые)
- обеспеченные
" залоговые
" гарантированные
" застрахованные
· по способувыдачи
- компенсационные. Кредитнаправляется на расчетный счет заемщика для возмещения его собственных средстввложенных в затраты
- платежные. Ссуда напр-сяна оплату расчетно-платежных док-ов.
· По методампогашения:
- Врассрочку(частями, долями)
- Единовременно на опр.дату.
· По платностиисп-ия
- Платный
- Бесплатный
- Дорогой
- Дешевый. В зависимостиот %-ой ставки
44. Методы краткосрочногокредитования
Методы кредитованияопр-ся хар-ом кредитоуемого объекта, в качестве к-го выступают:
- Товарно- материальныеценности
- Затраты
При накоплении ипоследующем снижении запасов исп-ся кредитование по остатку – в этом случаевыдача и погашение ссуды связана с изменением остатка опред-ых ценностей изатрат. При ее увеличении проичходит выдача ссуды, а при снижении возврат.Кредитование по остатку носит компен-ый хар-ер, т.к. ссуды выдаются подоплаченные ценности. Без привлечения кредита п/п может остатьсянеплатежеспособным.
Для учета выдачи ивозврата ссуд при кредитовании по остатку прим-ся простой ссудный счет. Кол-воссудных счетов у п/п опр-ся кол-ом объектов кредитования.
В случае возникновениявременных фин. затруднений исп-ся кредитование по обороту, т.к. по принципуавтоматизма, когда банк безприпятственно и в полном объеме оплачивает всетребования предъявляемы к клиенту и в таком же режиме зачисляет на счет клиентавсе поступившие ден. средства.
В зависимости отплатежеспособности и надежности клиента могут открывать различные ссудныесчета. Первоклассным надежным клиентам могут открываться контокоррентные счета.В этом случае расчетный счет клиента закрывается, кредитуется вся текущая пр-аядеятельность клиента. Контокоррент представляет собой единый активно-пассивныйсчет, на к-ом концентрируются все текущие расчетные операции клиента.Периодически(раз в квартал) по счету выводиться сальдо. Если оно дебитовое, тов пользу п/п начис-ся %, если кредитовое, то в пользу банка.
Специальный ссудный счетне искл-ет функционирование расчетного счета. Часть выручки от реализациипоступающей на спец. Счет в размере прибыли, аморт-ых отчислений перечиссл-сяна расчетный счет, т.о. кредитование по спецссудному счету несколько ужекредитования по контокорренту, т.к не охватывает вест оборот и не все платежи.
45. Виды краткосрочных кредитов
Кредит предоставляемыйпоставщиком своему клиенту, т.е. отсрочка платежа. Погашение такого кредитапроисходит ч/з фактическую оплату купленных товаров.
· Предоплатапокупателей приводит п/п в такое положение когда потребность в ден. средствахпокрывается посредством заказов клиентов. Как правило предоплатапредоставляется без %. Ее погашение происходит в форме заданных в заказетоваров.
· Краткосрочноебанковское кредитование
- Кредитная линия – онаисп-ся для покрытия краткосрочных разрывов платежа заемщика с целью пополненияобратных средств для закупки ТМЦ.
- Онкальный кредит – этократкосрочный кредит, к-ый погашается по первому требованию.
- Кредит под залог ценныхбумаг. Обязательное условие — высокая степень ликвидности ценных бумаг.
- Контокоррентный кредит
- Кредит подпоручительство 3-х лиц. Поручитель обязуется перед кредитором отвечать заисп-ие заемщиком полностью или частично. При неисполнении или ненадлежащемисп-ии обязательств, поручитель и заемщик отвечают перед кредитором солидарно.Поручитель отвечает в том же объеме что и заемщик, в т.ч. и за уплату %.
- Кредит под банковскуюгарантию – это письменное обязательство.
- Овердрафт – это формакраткосрочного кредитования предоставление к-го осущ-ся путем списания банкомсредств по счету клиента сверх остатка средств на счете.
- Учетный кредит – онпредоставляется предъявителю векселя путем покупки векселя до наступления егооплаты за минусом %(дисконты)
- Форфейтинг – это формакредитования внешнеторговых сделок в форме покупки у экспортера коммерческихвекселей акциптованных импортером. В этом случае покупатель этих векселей (форфейтер)отказывается от права регресса и т.о. принимает на себя все риски.
46. Класификация кап. вложений
Кап. Вложения –совокупность средств на воспроизводство осн. средств.
· Повоспроизводственной структуре:
- Новое строительство:
Возведение объектовосновного, вспомогательного и непроизводственного значения вновь создаваемыхобъектов, а так же филиалы отдельных пр-тв.
- Расширение иреконструкция. Расширение действующих преприятий: считается строительство доп.пр-в на дейст. п/п, а так же строительство новых и расширение сущ-их цехов надейств. п/п. Расширение дейст. п/п – перестройка дейст. цехов связанная ссовершенствованием пр-ва.
- Техн. перевооружение –комплекс мероприятий по повышению технико-эк-го уровня отдельных цехови пр-в наоснове внедрения передовых технологий и замены старого устаревшего оборудования
- Поддержание мощностейдейств. п/п
" Мероприятия по замене выбывшихосновных фондов
" Строительство новых зданий
· Потехнологической структуре: затраты по строительным и монтажным работам, поприобретению всех видов оборудования, прочие кап. Работы
· По назначению:основные фонды пр-го и непр-го назначения
· По отраслямэк-ки:
- Кап. вложения впромышленность:
" Машиностроение
" Химия и нефтехимия
- Сельское хоз-во
- Образование и др.
· По способу пр-васроительно-монтажных работ:
- подрядчиком
- Хоз-ым способом
· В зависимости отисточника финансирования
- Гос-ые
- Собственные
- Заемные, привлеченные
47. Источники финансирования кап. вложений
- Собственные фин. ресурсыи внутрихоз-ые резервы инвесторов(чистая прибыль, амортизация, сбережения граждани юр. лиц, страхование возмещения)
- Заемные фин. ресурсыинвесторов(банковские кредиты, облигационные займы)
- Привлеченные фин.средства инвесторов(средства полученные от эмиссии акций, паевых и иных взносовфиз. и юр. лиц в усавной капитал)
- Ден. средства,централизованные союзами п/п и финансовопромыш-ми группами
- Средства бюджетовпредоставляемые на возмездной и безвозмездной основах
- Средства внебюджетныхфондов
- Средства иностранных инвесторов
48. Методы финансирования кап. вложений
Под методомфинансирования кап. вложений понимают механизм привлечения инвестиционныхресурсов с целью финансирования кап. вложений.
- Внутреннесамофинансирование, предусматривает фин-ие кап. вложений за счет собственныхфин. ресурсов формируемых из внутренних источников(чистая прибыль, амортизация,внутрихоз. резервы).самофинансирование наиболее надежный метод, однако еготрудно прогнозировать в долгосрочном периоде и он ограничен в объемах.
- Финансирование ч/змеханизмы рынка капитала:
" Долевое – фирма выходит на рынок сосвоими акциями, т.е. получает средства от доп. продажи акций, либо путемувеличения числа собственников, либо за счет доп. вложений сущ-их акционеров.
" Долговое – фирма имитирует и продаетна рынке облигации
- Привлечение кап. накредитном рынке. П/п может получить инвестиционный кредит на продолжительныйсрок. Этот кредит носит целевой характер, долгосрочный кредит более выгоден посравнению с облигационными займами.
- Бюджетное финансирование- это выделение бюджета из гос. средств юр. лицам на инвестиционные цели. Ихмогут получать п/п, нах-ся в гос. собственности. Эти инвестиции могут быть вформе:
" Бюджетных ассигнований
" Бюджетных кредитов
" Инвестиционно-налогового кредита – предоставлениеп/п отсрочки и платежа налогов.
49. Долгосрочное кредитованиекапитальных вложений
Необходимость вдолгосрочном кредитовании капитальных вложений возникает из- за дефицита упредприятий собственных средств. Долгосрочным кредитованием капитальныхвложений занимаются крупные устойчивые банки. Объектами банковскогокредитования явл. Затраты по строительству, расширению и реконструкции объектовпроизводственного и непроизводственного назначения, а также движимого инедвижимого имущества.
Порядок предоставления,оформления и погашения кредита регулируется гражданским законодательством,правилами банка и кредитными договорами с заёмщиками. При установлении сроковпогашения кредита банк принимает во внимание след. факторы:
•Окупаемость затрат засчёт чистой прибыли
•Платёжеспособностьпредприятия
•Уровень кредитного риска
•Возможность ускоренияоборачиваемости кредитных ресурсов
50. Источники финансированиякапитальных вложений
Капитальные вложения восновные средства финансируются за счёт след. источников:
•Собственные финансовыересурсы
•Заёмные финансовыесредства инвесторов
•Привлечённые финансовыесредства инвесторов
•Денежные средства,централизованные союзами предприятий и ФПГ
•Средства бюджетов,предоставляемые на возмездной и безвозмездной основах
•Средства внебюджетныхфондов
•Средства иностранныхинвесторов
51. Кредитный договор
По кредитному договорубанк обязуется предоставить денежные средства заёмщику в размере и на условиях,предусмотренных договором. Заёмщик обязуется возвратить полученную сумму в сроки уплатить проценты на неё. Кредитный договор должен быть заключён в письменнойформе.
Условия заключениякредитного договора:
•Предмет кредита
•Цель кредита
•Срок возврата
•Условия выдачи ипогашения
•Процентная ставка
•Форма обеспечениявозвратности кредита
Структура кредитногодоговора:
•Общие положения
•Права и обязанностизаёмщика
•Права и обязанностибанка
•Ответственность сторон
•Порядок разрешенияспоров
•Срок действия договора
•Юридические адресасторон
52. Права и обяз. сторон кред. Договора
К числу обязательствбанка необходимо отнести предоставл. ссуд в соответсв. суммах и в опред. сроки.За нарушение этого обязат-ва предполпг-ся взыскание штрафа в пользу клиента.Также в договоре может быть право банка отказ-ся от предост. кредита, если банкузнает. что клиент не сможет возвратить кредит. В обяз-ва также могут входитьоказание консульт. услуг и тд. Обяз-ва заёмщика более обширны, и они свызаны ссоблюд. принципов. условий и правил кредитования. Заемщик берёт обяз-ва предоставлятьдостоверн. инфу. Отдельно выделяются вопросы организ-ии банк. контроля. онивыдел-ся в случае долгоср. кредита. Банк также в праве проверять финанс.состояние заемщика, его кредитоспособность, использ-е кредита по назначению итд. Каждый банк разраб-ет типовые формы крелитного договора, котрыепериодически заполн-ся с учётом накапл. опыта.
53. Финанс. инвест. деят-ти
В наст время в кач-веисточника финансир-я инвестиций, на ряду с классич., исп-ся и др. способыпривлечения средств. напр, лизинговые операции.
Лизинг — специфич. формафинансир-яв осн. фонды путём покупки осн. средств с послед… предачей хоз.субъекту, осуществляющему инновации.
С эк-кой точки зрениялизинг имеет сходство с кредитом, т.к. в случае покупки имущества в кредит дополного погашения продавец остается собственником своего имущ-ва. В состав лиз.платежа входят амортизации и лиз. процент. Лизинг не явл. банк. операцией вузком смысле слова. В-1. очередь это компетенция лиз. обществ.
Трастовые операции. Траст- это операции по управлению средствами клиента (имуществом), осуществляемые отсвоего имени и по поручению клиента на основании договора с ним. В рос.практике созд-ся ОФБУ- общ. фонды банк. упраления. они созд-ся путём аккумул-яден. средств и ценных бумаг вкладчиков. чтобы потом вложить их в ценные бумагии банк. депозиты др. банков.
54. Гарантия
Это особый вид договорапоручительства, применяемый для обеспечения обязательства между юрид. лицами.Ответственность гаранта носит субсидарный характер, т. е. основным должником вкачестве гаранта могут выступать вышестоящие организации. Гарантия оформляетсягарантийным письмом. Банковская гарантия выдаётся клиентам банка хаопределённую плату.
55. Залог имущества
Залог имущества означает,что залог движимого и недвижимого имущества вправе реализовать его, еслиобеспеченное залогом обязательство не будет выполнено. Залог должен не толькообеспечить возврат ссуды, но и уплату процентов и неустоек по договору.Предметом залога может быть любое имущество, которое может быть отчужденозалогодателем, а также ценные бумаги и имущественные права.
Различают 2 вида залога:
1)При котором предметзалога может оставаться у залогодателя;
2)При котором предметзалога передаётся в распоряжение залогодателю
В первом случаезалогодатель вправе владеть и пользоваться предметом залога. Залогодательобязан застраховать предмет залога и обеспечить меры по его сохранности.
Формы 1-го вида залога:
а)залог товаров вобороте. Заёмщик может реализовать заложенные товары при условии одновременногопогашения части долга или заменой выбывших товаров другими;
б)залог товаров впереработке. Заёмщик вправе перерабатывать в своём производстве заложенныесырьё и материалы;
в)залог недвижимости(ипотека) – это залог предприятий, зданий, сооружений.
Второй вид залога(заклад) предпочтителен, если передаётся имущество, не являющееся недвижимымили передача которого не требует гос. регистрации.
Формы заклада:
а)Твёрдый залог –предусматривает передачу имущества банку и его хранение на складе банка или наскладе заёмщика (товарно-транспортные документы, ценные бумаги)
б)Залог прав. В качествезаклада могут выступать документы о передаче прав владения и пользованияимущества, а также прав на объекты интеллектуальной собственности.
56. Неустойка, штрафы, пени
Неустойка – этоопределённая законом или договором денежная сумма, которую должник обязануплатить кредитору в случае исполнения или ненадлежащего исполненияобязательств. Неустойка устанавливается заранее независимо от размеровпричиненных убытков. Неустойка может выступать в виде конкретной суммы,процента от стоимости обязательства (штраф) и в виде периодически взыскиваемыхсумм, начисляемых за каждый день просрочки (пени).
57. Поручительства
Поручитель обязываетсяперед кредитором физ. или юрид. лица отвечать за исполнение его обязательства.Поручитель и заёмщик отвечают перед кредитором как солидарные должники. Договорпоручительства совершается в письменной форме как приложение к кредитномудоговору. Поручительство заканчивается с прекращением обеспеченного имобязательства.
58. Страхование
Заёмщик заключает состраховщиком договор страхования, в котором предусматривается, что в случаенепогашения кредита страховщик выплачивает кредитору возмещение в размере от 50до 90% непогашенной суммы кредита.
59. Цессия
Это переуступки в пользубанка требований и счетов заёмщика третьему лицу по дебиторской задолженности.Цессия оформляется спец. договором.
Виды:
а) Открытая. Заёмщикизвещает своих дебиторов о цессии и они перечисляют платёж банку-кредитору.
Б) Тихая. Заёмщик неизвещает своих дебиторов.
60. Понятие фин. контроля
Фин. контроль – этосовокупность мероприятий проводимых субъектами контроля по проверке фин.операций в органах бюджетных организаций, иных хоз. субъектов населения.
Фин. контроль – это формареализации контрольной ф-ии финансов. Он пронизывает всю систему финн.отношений в стране. Предметом фин. контроля выступают:
- Бюджетныепоказатели на всех этапах бюджетных процессов
- Фин. показателихоз. субъектов
- Налоговые платежи
- Показатели денежнокредитного рынка
- Страховой рынок
- Валютный рынок
Цель фин. контролясодействовать успешной реализации фин. политики гос-ва. Задачи фин. контроля:
- Содействоватьсбалансированности м/у потребностью фин. ресурсов и размерами ден. фондовгос-ва
- Обеспечениесоблюдения фин. законодательства
- Обеспечениесвоевременности и полности поступивших доходов в бюджет
- Содействиеэффективному и целевому использованию бюджетных средств
- Выявлениерезервов, роста доходной базы бюджетов
- Обеспечениеправильности бух. учета
61. Виды фин. контроля
Фин. контроль можноклассифицировать по различным критериям:
· В зависимости отсубъектов осуществляющих фин. контроль:
- Гос.контроль,к-ый проводят органы гос.власти
- Ведомственныйконтроль, к-ый осуществляют контрольно-ревизные упр-ия министерств и ведомств
- Внутрихоз-ыйконтроль, к-ый проводят финансово-эк-ие службы субъектов хозяйствования
- Общественныйконтроль, выполняемый неправительственными общественными органами
- Правовойконтроль, к-ый проводится правоохранительными органами
- Гражданскийконтроль, осуществляемый физ. лицами при налогообложении их доходов и имущества
- Аудиторныйконтроль, к-ый осуществляет аудиторские фирмы при проведении независимыхпроверок
· По временипроведения:
- Предварительный,осуществляется настадии составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, смет расходов, фин.планов. Он носит предупреждающий характер и способствует предотвращениюнецелевого и неэффективного расходования средств и выявлению резервов ростадохода и прибыли.
- Текущий, — это основной вид деятельностисубъектов фин. контроля. Он ведется в процессе совершения фин. операций с цельювыявления нарушений фин. дисциплины.
- Последующий, проводится по окончании фин. годаили иного отчетного периода. В ходе его проверяются выполнения показателей подоходам и расходам, путем анализа отчетных документов выявляются причиныотклонения плана, а так же резервы увеличения бюджетных доходов.
62. Органы фин. контроля
Состав и структураорганов фин. контроля опр-ся гос. устройством, а так же задачами выполняемыегос-ом да данном этапе. Принципы разделения властей предопределяет созданиеорганов фин. контроля. Подотчетных органам исполнительной и представительнойвласти.
Исполнительная властьосуществляет ф-ии фин. контроля посредством след. институтов:
· Президент РФ, он осуществляет президентскийконтроль, путемформирования нормативно-правовой базы орг-ии финн. контроля
· Контрольноеупр-ие президента РФ,осуществляет надзор за деят-ью органов фин. контроля. Рассмотрения жалоб иобращений к президенту, проверку исп-ия федеральных законов и распоряженийпрезидента
· ПравительствоРФ, контролирует фин.деятельность министерств и ведомств, а так же вопросы бюджетного федерализма.
· Министерствофинансов РФ, — онозанимает особое место в системе гос. контроля… Фин. контроль осуществляют впределах своей компетенции все упр-ие министерства финансов.сущ-ют так же спец.подразделения:
- Федеральнаяслужба финансово- бюджетного надзора,- эта служба проводит ревизии и проверки,контролирует исп-ие всех бюджетов, организует контроль ден. обращения ииспользование валютных и кредитных ресурсов, состояние гос. внутреннего ивнешнего долга, предоставление налоговых льгот, а так же деят-ть аудиторскихфирм.
- Федеральнаяслужба страхового надзора, осуществляет надзор за деят-ью страхового рынка
- Фед.казначейство, осуществляет контроль за исполнением фед. Бюджета.
- Фед. налоговаяслужба. Ее основные задачи: контроль за соблюдением налоговогозаконодательства, проверка правильности исчисления полноты и своевременностиперечисления в бюджет налогов.
- Фед. таможеннаяслужба, контролирует уплату таможенных пошлин, а так же осуществляет валютныйконтроль.
- ЦБ, осуществляетнадзор за деят-ью кредитных орг-ий и осуществляет валютный контроль.
Органы законодательнойвласти осущ-ют парламентский контроль: В обоих палатах фед. собрания созданыкомитеты, к-ые контролируют показатели доходов и расходов, целевое исп-иепривлеченных средств. Кроме того создан спец. контрольный орган – счетнаяпалата РФ. Она ежегодно составляет отчет об исполнении фед. бюджета, а так жепроводит экспертизу фед. законов.
63. Методы фин. контроля
Основными методамипроведения фин. контроля яв-ся проверки, обследования, анализ и ревизии.
· Проверки проводимые органами фин. контроляподразделяются на:
- Документальные(выездные).Проводится непосредственно на п/п по отчетным док-ам в присутствии должностныхлиц.
- Камеральные,проводятся по месту нахождения органов фед. контроля на основе представленныхотчетов.
· Обследование, оно заключается в личномознакомлении контролирующего лица на месте, с отдельными сторонамифинансово-хоз-ой деят-ти п/п, при этом могут рассматривать не только первичныеи отчетные док-ты, но проводятся контрольные замеры работ, расходы ресурсов,поверка скрытых объектов финансирования и налогообложения путем опроса,наблюдения и т.д.
· Анализ, проводится на основе изучения периодическойи годовой отчетности, в ходе анализа выявляются: уровень выполнения плановыхпоказателей, фин. планов и смет, соблюдение норм и нормативов фин. дисциплины.
· Ревизия(основной метод).Виды:
- По ведомственнойпринадлежности:
Ø Ведомственные
Ø Внутрихоз-ые
- По полнотеобхвата:
Ø Полные
Ø Частичные
Ø Комплексные
Ø Тематические
Ø Сплошные
Ø Выборочныекомбинированные
- По отношению кплану:
Ø Плановые(раз в 2года)
Ø Внеплановые
Ø Внезапные
- По привлекаемымматериалам:
Ø Документальные
Ø Фактические
- По очередностиисп-ия ресурсов:
Ø Первичные
Ø Дополнительные
Ø Повторные
В ревизионном процессевыделяют 4 этапа:
a) Подготовительный
b) Собственнопроверка
c) Обработкаматериалов
d) Выводы ирекомендации
По результатам ревизиисоставляется акт ревизии. В нем констатируются выявленные нарушения,указываются виновные лица, делаются окончательные выводы и предлагаются меры поустранению выявленных нарушений.