Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Сыктывкарский государственный университет»
Воркутинский филиал
Факультет управления
Кафедра экономической теории и корпоративного управления
Курсовая работа
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Финансовая система: составляющие изначения»
Воркута 2006
Содержание
Введение
Глава
Заключение
Библиографический список
Введение
Изучение экономической структурылюбого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы.Понятие «финансы» происходит от французского finance – совокупностьвсех денежных средств, находящихся в распоряжении предпринимателя, государства,а также система их формирования, распределения и использования. Данное понятиеобычно ассоциируется с теми процессами, которые в хозяйственной жизнипроявляются в разнообразных формах и сопровождаются движением денежных средств.
Актуальность темы исследования заключается в том, что финансовая системаявляется стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта системаявляется основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества иоблегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переходот в основном централизованно планируемой и контролируемой экономики кэкономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает всебя многие элементы, самое важное — создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынкиденег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальныхгосударственных ценных бумаг.
Объектом данного исследования является экономика страны, а предметом –изучение ее финансовой системы. Ее нормальное функционирование – это основа дляформирования рынка капиталов, фондового и ссудного рынка, без которыхсуществование и динамичное развитие экономики практически невозможно. Поэтомупредставляется целесообразным исследовать текущее состояние и предпосылки развитияфинансовой системы России на современном этапе.
Цель работы – рассмотреть наиболее важные вопросы, касающиеся отдельныхзвеньев финансовой системы. Цель исследования определяет постановку следующихзадач: раскрытие основных составляющих финансовой системы, исследование еетекущего состояния на примере Российской Федерации.
Использовались такие методы исследования как обобщение, анализ, синтезизученной литературы.
При написании работы использовались труды Ф.М. Шелопаева, А.С.Булатова,В.В.Шахова, Г.М.Гукасьяна, Г.М.Колпакова, С.В.Галицкой.
Во всех финансовых процессах можно выделить то общее, что их объединяет,– лежащие в основе финансовых операций отношения между различнымихозяйствующими субъектами. Эти отношения определяются как финансовые.
Можно выделить четыре основные группы финансовых отношений:
1. Финансыпредприятий, учреждений, организаций (финансы хозяйствующих субъектов);
2. Государственныефинансы;
3. Страхование;
4. Финансоваясистема кредитования.
В данной работе в первой главерассматривается сущность и структура финансовой системы, во второй ипоследующих - отдельное изучение ее составляющих.
ГЛАВА I. Сущность и структура финансовойсистемы.
Понятие финансовой системы являетсяразвитием более общего понятия – финансов. Финансы выражают экономическиеобщественные отношения. Однако эти отношения проявляются по-разному, имеют своюспецифику в каждом звене финансовой системы.
Понятие финансовой системынеоднозначно. Различают фундаментальную и институциональную финансовые системы.Под функциональной финансовой системой понимают совокупность финансовыхотношений, а под институциональной финансовой системой — совокупностьфинансовых учреждений.
Финансовая система – система форм иметодов образования, распределения и использования фондов для средств человекаи хозяйствующих субъектов. Первичные доходы сферы финансов частных игосударственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовойсистемы любого государства. И это является не только теоретическим положением,поскольку вся их совокупность отражается в сводном балансе финансовых ресурсовРоссии.
Допустимо утверждать, что потребностив финансах есть и у домашнего хозяйства, хотя экономическая наука и практикадалеко не всегда рассматривает домашние хозяйства как самостоятельный субъектфинансовой системы.
Различные общественные потребности ухозяйствующих субъектов и государства обусловливают возникновение тех или иныхвидов финансовых связей. При всем своем разнообразии они имеют некоторые общиечерты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Группировку финансовыхсвязей можно проводить по разным признакам, но наиболее обоснованной являетсяклассификация этих отношений в соответствии с объективными критериями.Финансовые отношения являются по своей природе распределительными, так какраспределяют часть стоимости общественного продукта по субъектам. Именносубъекты формируют фонды целевого назначения в зависимости от того, какую рольони играют в общественном производстве. Поэтому наиболее приемлемым критериемклассификации финансовых отношений является роль субъекта в общественномпроизводстве. [3, c. 262]
В соответствии с этим критерием можновыделить четыре основные группы финансовых отношений, как показано на схеме:/> /> /> /> /> /> /> Финансовая система /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> />
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> /> /> /> /> />
/> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/> /> /> /> />
/> /> Финансы предприятий, учреждений, организаций /> Страхование /> Государственные финансы /> Финансовая система кредитования
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> />
/> финансы коммерческих предприятий /> Финансы некоммерческих учреждений и организаций /> Финансы общественных объединений /> Социальное /> Личное /> Имущественное /> Ответственности /> Предпринимательских рисков /> Государственный бюджет /> Внебюджетные фонды /> Государственный кредит /> Коммерческий кредит /> Банковский кредит /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Внутри каждой группы можно выделитьподгруппы. Совокупность финансовых отношений, указанных в группах и подгруппах,составляет функциональную финансовую систему.
Необходимость существования финансовхозяйствующих субъектов (предприятий, учреждений, организация) объясняетсяпотребностью в ресурсах, обеспечивающих их нормальную деятельность. Такаяпотребность в денежных ресурсах не могла бы быть удовлетворена без финансов.Благодаря финансам в процессе хозяйствования обеспечивается потребностьпроизводства в оборотных средах, в осуществлении инвестиций для расширенияосновного капитала. Поступающая хозяйствующим субъектам денежная выручка зареализированную продукцию (валовый доход) распределяется таким образом, чтоудовлетворяются их потребности в различных финансовых ресурсах.
Между тем вызывает вопрос отношение кобщегосударственным финансам фондов страхования. Такое положение былообоснованным в условиях монопольной деятельности Госстраха. Однако в настоящеевремя в Российской Федерации существует и работает достаточно большоеколичество страховых компаний и фирм различных форм собственности, финансыкоторых не являются общегосударственными.
При этом страховые фонды нельзяотнести и к финансам хозяйствующих субъектов, так как они имеют свою спецификуформирования и использования денежных средств.
В поисках места для страховых фондоврассмотрим второе звено финансовой системы, а именно кредитную систему РФ,которая является основным элементом рынка ссудных капиталов.
Кредитная система представляет собойсовокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынкессудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежногокапитала.[14, c. 33]
Страхование представляет собойсовокупность перераспределительных отношений между участниками страховогодоговора по поводу создания за счет денежных взносов целевого страхового фонда,предназначенного для возмещения возможного ущерба при наступлении страховогослучая. В результате деятельности страховых организаций формируются мощныефонды денежных ресурсов, т.е. происходит аккумуляция и мобилизация денежногокапитала. Следовательно, специфика экономических отношений страховых компаний ифирм позволяет рассматривать их как звено кредитной системы.
Кредитная система РФ подразделяетсяна банковскую систему и специализированные небанковские кредитно-финансовыеинституты.
Банковская система включает БанкРоссии и коммерческие, сберегательные, ипотечные и прочие банки.
К специализированным небанковскимкредитно-финансовым институтам относят негосударственные пенсионные фонды,страховые компании, инвестиционные и прочие фонды.
ГЛАВА II. Финансы предприятий, учреждений иорганизаций
Под финансами предприятий(учреждений, организаций) как экономической категорией понимаются экономические(денежные) отношения, связанные с формированием, распределением (перераспределением)и использованием фондов денежных средств, созданных на предприятиях, а также сучастием в формировании и использовании централизованных фондов.
К группе финансов предприятий,учреждений, организаций относятся следующие виды финансовых отношений:
· финансыпредприятий, функционирующих на коммерческих началах;
· финансыучреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность;
· финансыобщественных объединений.
Финансы коммерческих предприятий
Коммерческий расчет представляетсобой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной формезатрат и результатов деятельности. Целью коммерческого расчета являетсяполучение максимальной прибыли при минимальных затратах. Некоммерческоепредприятие не ставит целью своей деятельности извлечение прибыли, хотя может идолжно работать с прибылью. [3, c.341]
Финансовые ресурсы коммерческихпредприятий — денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжениихозяйствующего субъекта и предназначенные для выполнения финансовых обязательств,осуществления затрат по расширенному воспроизводству и экономическомустимулированию работников. Финансовые ресурсы предприятий формируются за счет:
· собственныхи приравненных к ним средств;
· мобилизацииресурсов на финансовом рынке;
· поступленияденежных средств от финансово-банковской системы в порядке перераспределения.
В качестве первого источникаформирования финансовых ресурсов предприятия выступают доходы (прибыль отосновной деятельности; прибыль от выполняемых научно-исследовательских работ идругие целевые доходы; прибыль от финансовых операций, прибыль отстроительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способоми поступления ит.д.) и поступления (амортизационные отчисления (остаются на предприятии),выручка от реализации имущества, устойчивые (долгосрочные) пассивы, целевыепоступления, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, паевые и иныевзносы членов трудового коллектива и т.п.). [3, c. 343]
Вторым источником формированияфинансовых ресурсов предприятия являются средства, вырученные от размещения нарынке ценных бумаг собственных акций, облигаций и других ценных бумаг, а такжекредиты. Финансирование за счет размещения собственных ценных бумагпредпочтительно для вновь создаваемых или реконстру-ируемых предприятий.
Третьим источником формированияфинансовых ресурсов предприятий служат выплаты страхового возмещения, бюджетныеи отраслевые источники, дивиденды и проценты по ценным бумагам другихэмитентов, прибыль от проведения финансовых операций и др.
Предприятие использует финансовыересурсы следующим образом:
· осуществляетплатежи в финансово-банковской системе;
· инвестируетсобственные средства в капитальные затраты;
· инвестируетфинансовые ресурсы в ценные бумаги;
· образуетденежные фонды поощрительного и социального характера;
· используетфинансовые ресурсы на благотворительные цели, спонсорство и т.д.
Для осуществления хозяйственнойдеятельности предприятия должны располагать производственными фондами. Простоеи расширенное воспроизводство производствен-ных фондов осуществляется принепосредственном участии финансов. С их помощью формируются и используютсяденежные фонды специального целевого назначения.
На предприятиях формируются следующиефонды: уставный фонд; производственные фонды; амортизационный фонд; специальныефонды и др.
Под уставным фондом понимаетсясовокупность средств, внесенных собственни-ками (участниками) в имуществопредприятия для обеспечения его деятельности в размерах, определенныхучредительными документами. Его величина соответствует размеру основных иоборотных средств, инвестированных в процесс производства.
Производственные фонды — совокупностьосновных и оборотных фондов: основные переносят свою стоимость наизготавливаемую продукцию в течение нескольких производственных циклов;оборотные — в течение одного производственного цикла (стоимость сырья,материалов, топлива и других материально-производственных запасов, находящихсяв процессе производства или ожидающих вступления в него).Амортизационный фондформируется для замены изношенного оборудования. Амортизационные отчисления, изкоторых формируется амортизационный фонд, произво-дятся в течение нормативногосрока или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностьюпереносится на издержки производства и обращения. Этот вид отчислений поступаетна расчетный счет предприятия, с которого средства расходуются непосредственнона финансирование новых капитальных вложений, направляются в долгосрочныефинансовые вложения, используются на приобретение строительных материалов,оборудования, нематериальных активов.
Источниками формирования специальныхфондов могут быть: прибыль предприятия; безвозмездно полученные средства другихпредприятий; бюджетные средства; средства централизованных фондов вышестоящихорганизаций; средства добровольных объединений предприятий.
Фонд накопления предназначен:
· дляприобретения основных средств производственного и непроизводственногоназначения;
· уплатыпроцентов за пользование банковским кредитом;
· финансированияНИОКР;
· расходовпо уплате штрафных санкций;
· частично— подготовки и переподготовки кадров.
Из фонда потребления средстварасходуются: на благотворительные цели;
оказание материальной помощи; выплатудивидендов; выплату надбавок к пенсиям;
выплату премий, не связанных спроизводственными результатами; приобретение медикаментов, путевок на лечение иотдых для работников предприятия и их детей.
Полученная выручка делитсяпредприятием на составные части, имеющие специфическое целевое назначение:себестоимость, прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы и т.д.
Основой организации финансовпредприятий является финансовый план. Формой финансового плана служит балансдоходов и расходов, в котором находят отражение результатыфинансово-хозяйственной деятельности предприятия, его взаимоотношения сбюджетом, внебюджетными фондами, банками. Его главная задача — проверка синхрон-ностипоступления и расходования денежных средств, которая обеспечивает поддержаниеликвидности и платежеспособности предприятия, что выражается в постоянномналичии на счетах в банке денежных сумм, достаточных для расчетов пообязательствам.
Если доходы больше расходов, то суммапревышения направляется в резервные фонды. Если расходы превышают доходы, тонедостаток денежных средств восполняется за счет выпуска ценных бумаг, получениякредитов, различных благотворительных взносов и т.д.
Управление финансами предприятияосуществляет финансовая дирекция, состоящая из различных подразделений, ккоторым могут относиться: финансовый отдел, планово-экономический отдел,бухгалтерия, отдел экономического анализа и т.д. Основными ее функциямиявляются: определение цели финансового развития предприятия; разработкафинансовой стратегии предприятия; разработка кредитной политики предприятияустановление сметы расходов финансовых ресурсов для всех подразделенийпредприятия; разработка финансовых планов предприятия; участие в разработкебизнес-плана; обеспечение финансовой деятельности предприятия: осуществлениеденежных расчетов с поставщиками и покупателями; ведение финансового учета и составлениефинансовой отчетности предприятия; анализ финансовой деятельности предприятия.
Финансы некоммерческих учреждений иорганизаций
Учреждения и организации,осуществляющие некоммерческую деятельность, оказывают разнообразные услуг, втом числе социального характера, управленческие, по охране общественногопорядка, обороне страны и т.д. Источники их формирования создаются взависимости от вида и характера оказываемых услуг, которые могутпредоставляться потребителям на платной, бесплатной или смешанной основе.
Источниками формирования финансовыхресурсов учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность,служат:
· бюджетныесредства, выделяемые на основе установленных нормативов;
· денежныесредства, получаемые за предоставленные платные услуги;
· выручкаот сдачи в аренду помещений, сооружений, оборудования;
· добровольныевзносы и безвозмездно передаваемые учреждениям и организациям материальныеценности;
· прочиеденежные поступления.
Из денежных средств, поступивших изуказанных источников, формируется фонд финансовых ресурсов (доход) учреждения,организации. Этот фонд используетсядля выплаты заработной платы, возмещенияматериальных и приравненных к ним затрат, расчетов с другими организациями ибанками, создания фондов экономического стимулирования. [3, c. 344-345]
Некоммерческие учреждения иорганизации, имеющие самостоятельный баланс и расчетный счет, могут привлекатькратко- и долгосрочные кредиты.
Мобилизация и использованиефинансовых ресурсов в некоммерческих учреждениях осуществляется на основесметного финансирования и самофинансирования, означает полное возмещение затратза счет выручки от предоставления платных услуг.
Некоммерческие учреждения иорганизации самостоятельно разрабатывают свои финансовые планы:
· сметурасходов, если они финансируют свою деятельность за счет бюджетных средств;
· сметурасходов и доходов, если они, кроме бюджетных, имеют другие источникифинансирования.
Для составления смет используютсяконтрольные цифры, экономические нормативы и государственный заказ. Контрольныецифры включают:
· численностьи состав обслуживаемого учреждением населения;
· объеми качество выполняемых учреждением услуг;
· показателитехнического оснащения учреждения и обеспеченности транспортом;
· показателисоциального развития трудовых коллективов соответствующих учреждений
Экономические нормативы:
· служатосновой для расчета обшей суммы финансовых средств, необходимые для обеспечениядеятельности учреждения, организации;
· определяютсяс учетом научно обоснованных социальных норм и увеличения потребностейнаселения;
· ихсоблюдение должно обеспечивать возмещение материальных и приравненных к нимзатрат, формирование средств на выплату заработной платы, создание необходимойматериально-технической базы, социальное развитие и материальное стимулированиетрудового коллектива.
Экономические нормативы включают:
· нормативбюджетного финансирования действующего учреждения, организации;
· нормативобразования фонда заработной платы;
· нормативобразования фонда производственного и социального развития;
· нормативобразования фонда валютных отчислений за счет валютной выручки.
Составленная на основе этихпоказателей смета должна иметь обязательные реквизиты и включать три основныхраздела: свод расходов и доходов, производственные показатели, расчеты иобоснования расходов и доходов.
На некоммерческих началах такжефункционируют общественные объединения: творческие союзы, общественныеорганизации, благотворительные фонды, ассоциации и др. В силу добровольностисоздания общественных объединений основным источником их финансовых ресурсовявляются вступительные и членские взносы. Использование общественнымиобъединениями бюджетных средств, формируемых на основе обязательных платежейналогоплательщиков, является недопустимым.
Финансовые ресурсы в некоммерческихучреждениях и организациях используются для покрытия текущих затрат, в томчисле расчетов со сторонними организациями и уплаты процентов за кредит, атакже формирования фондов экономического стимулирования (фонд производственногои социального развития; фонд материального поощрения (фонд оплаты труда); фондвалютных отчислений).
Источниками формирования этих фондоввыступают совокупный доход учреждения и специфические поступления (экономияматериальных затрат, кроме экономии расходов на питание больных, приобретение медикаментов), экономия на расчетах со сторонними организациямии выплатах процентов за кредит, выручка от реализации устаревшего иизношенного оборудования, средства, полученные за предоставление в аренду зданий,оборудования, транспорта и т.д.)
Финансы общественных объединений
Общественные объединения создаются наоснове:
· принадлежностилюдей к одной профессии;
· принадлежностилюдей к определенной социальной группе;
· общихинтересов, увлечений;
· общихподходов к решению задач общегражданского, идеологического значения.
Примерами общественных объединенийявляются:
· профессиональныесоюзы (учителей, шахтеров, врачей);
· политическиепартии;
· творческиесоюзы (художником, писателей, театральных деятелей);
· спортивныеобщества («Динамо», «Спартак»);
· добровольныеобщества (изобретателей, рационализаторов);
· специальныецелевые фонды (Российский международный фонд культуры, фонд конверсии);
· благотворительныефонды (Международный фонд милосердия и здоровья. Российский детский фонд).
Финансы общественных объединенийформируются за счет:
· уплатывступительных и членских взносов;
· выплати льгот из фондов объединений;
· материальныхпожертвований предприятий, учреждений в пользу общественных объединений;
· формированияи использования фондов объединений (фонда заработной платы, фондакапитальных вложений и т.д.);
· передачидоходив вышестоящими инстанциями и получения от них помощи.
Основной источник финансовых ресурсов- вступительные и членские взносы. Они также владеют недвижимостью иимуществом, в том числе на долевых началах, причем собственность не выступаетисточником доходов для отдельных членов общественных объединений. Организацияфинансов этих объединений регламентируется их уставами и лишь частичногосударством. Все доходы общественных объединений направляются на их уставныепотребности. [3, c. 347-34]
В хозяйственно-финансовойдеятельности общественных объединений сочетается коммерческий расчет и сметноефинансирование, что находит отражение в их финансовых планах.
Доходная часть финансовых плановобщественных объединений состоит:
· извступительных и членских взносов;
· доходовот деятельности хозяйственных предприятий;
· доходовот проведения платных мероприятий;
· специальныхденежных отчислений из прибыли предприятий.
Расходная часть финансовых плановобщественных объединений включает:
· затраты,связанные с основной деятельностью;
· затратына содержание аппарата;
· затратына управление капитальным строительством и капитальным ремонтом;
· административно-хозяйственныерасходы;
· расходына международные связи.
В соответствии с уставнойдеятельностью общественные объединения, как правило, не имеют финансовыхобязательств перед бюджетом.
Подведомственные общественнымобъединениям предприятия функционируют на принципах коммерческого расчета. Вслучае увеличения доходов от деятельности подведомственных предприятий онинаправляются на приобретение имущества и снижение.
ГЛАВА III. Государственные финансы
Государственный бюджет
Государственный бюджет выражаетэкономические отношения, способствующие процессу образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств государства, и является основнымфинансовым планом страны, утверждаемым Федеральным Собранием РФ как закон. Сего помощью осуществляется распределение и перераспределение ВНП междутерриториями и отраслями.
Доходы бюджета выражают экономическиеотношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств, которыепоступают в распоряжение органов власти. Главным материальным источникомдоходов бюджета является национальный доход. Когда национального дохода нехватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальноебогатство. [15, c. 578]
Основными методами, используемымиорганами государственной власти для перераспределения национального дохода иобразования бюджетных доходов, служат налоги, займы и эмиссия денег.Соотношение между ними различно по странам и во времени; оно определяетсяэкономической ситуацией в стране, степенью остроты экономических, социальных идругих противоречий, состоянием финансов и финансовой политики государства.[14, c.34-35]
Налоги являются главным методомперераспределения национального дохода; они обеспечивают преобладающую долюдоходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств онисоставляют около />. Доля налогов в доходах членов федерации и местныхбюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных ирегулирующих доходов.
Вторым по своему финансовому значениюдоходом бюджета выступают государственные займы. К займам государство прибегаетпри бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета напредстоящий год. Существуют два пути получения займов: первый – у населенияпутем свободной продажи им государственных облигаций и других ценных бумаг,второй – у центральных и коммерческих банков под обеспечение ценных бумаггосударства. Увеличение объема кредитных операций государства ведет к ростугосударственного долга.
При чрезвычайных обстоятельствах, когдаполучение налоговых платежей и займов оказывается затруднительным, государствообращается к эмиссии денег. Этот метод самый непопулярный, поскольку вызываетрост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит кусилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономическиепоследствия.
Расходы бюджета представляют собойзатраты, выражающие экономические отношения, возникающие в процессеиспользования средств централизованного фонда денежных средств государства по различнымнаправлением. В теории и практике финансов существует несколько признаковклассификации расходов бюджета.
В первую очередь расходы бюджетаподразделяются на процесс расширенного воспроизводства. В этом случае выделяютсятекущие и капитальные бюджетные расходы.
Текущие расходы связаны спредоставлением бюджетных средств юридическим лицам на их содержание и покрытиетекущих потребностей. Эти расходы включают затраты на государственноепотребление, текущие субсидии нижестоящим органам власти, государственным ичастным предприятиям, выплату процентов по государственному долгу и другиерасходы.
Капитальные расходы представляютсобой денежные затраты, связанные с вложением в основной капитал и приростомзапасов. Они включают в себя капитало-вложения за счет бюджета в различныеотрасли народного хозяйства, инвестиционные субсидии и долгосрочные бюджетныекредиты государственным и частным предприятиям и местным органам власти.
По предметному признаку все расходыподразделяются, как правило, на следующие группы: финансирование народногохозяйства; финансирование социально-культурных мероприятий; финансированиенауки; финансирование обороны; содержание право-охранительных органов иорганов государственной власти и управления; расходы по внешнеэкономическойдеятельности; создание резервных фондов; расходы по обслуживаниюгосударственного долга; прочие расходы и выплаты. Дополнительно к указаннымгруппам расходов могут выделяться затраты на выполнение приоритетныхобщегосударственных программ.
Каждая из названных групп расходов(за исключением расходов по целевым программам) делятся в свою очередь поведомственному и целевому признаку.
Ведомственный признак позволяетвыделить в каждой группе расходов составляющее министерство, другоегосударственное учреждение или юридическое лицо, получающее бюджетныеассигнования.
По целевому признаку бюджетныерасходы подразделяются на конкретные виды затрат (заработная плата; начисленияза заработную плату; канцелярские и хозяйственные расходы; командировки и служебныеразъезды; стипендии и т.д.).
Последний признак классификациирасходов – территориальный. В соответствии с уровнем государственногоуправления в Российской Федерации расходы бюджета подразделяются на расходыреспубликанских бюджетов, расходы бюджетов субъектов РФ и расходы местныхбюджетов. Все эти бюджеты функционируют автономно, т.е. бюджеты нижестоящихорганов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджетывышестоящих уровней.
Если в процессе исполнение бюджетапроисходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижениепоступлений доходов бюджета, вводится механизм секвестра расходов. Секвестрзаключается в пропорциональном снижении государст-венных расходов (на 5,10,15 %и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося временитекущего финансового года.
Прогнозы относительно сугубонегативного влияния разработанного федерального бюджета-2007 насоциально-экономическое развитие страны исходят в первую очередь из егодоходно-расходных параметров: доходы запланированы в объеме 6,965 трлн. руб.,или 22,3 ВВП, расходы – 5,464 трлн., или 17,5%, а 1,502 трлн. профицита, т.е.4,8% ВВП будут выведены из народного хозяйства и «заморожены» вСтабилизационном фонде РФ, что, разумеется, обусловит сжатие конечного спроса,а значит, затормозит прирост валового внутреннего продукта. [7, c. 4-5]
Согласно статье 96.3 Бюджетногокодекса РФ, средства Стабилизационного фонда могут использоваться на те илииные нужды страны, если накопленный им объем превышает 500 млрд. руб., причемколичественные параметры использования должны устанавливаться «федеральнымзаконом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, проект котороговносит Правительство российской Федерации». В проекте бюджета-2007соответствующая статья отсутствует, т.е. проектировщики превысили своиполномочия, самостоятельно приняв решение о замораживании в Стабфонде более 1,5трлн. руб. дополнительно к уже накопленному объему средств (на конец 2007г.Фонд составит 4,239 трлн. руб.). [7, c.7]
В российской действительностиконцентрация огромных средств в многочисленных внебюджетных фондах приослаблении государственного финансового контроля в ряде случаев привела кнеэффективному их применению и многочисленным злоупотреблениям (в конце 1993 г.таких фондов насчитывалось более 40). Для усиления контроля за использованиемгосударственных финансовых ресурсов была проведена консолидация государственныхвнебюджетных фондов в федеральном бюджете РФ. Это касалось внебюджетных фондов,доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятий иорганизаций. Консолидация не распространяется на государственные целевыевнебюджетные фонды социального назначения.
Самая крупная статьяконсолидированного бюджета, спроектированная примерно к 2007 г., — «профицитбюджетных ресурсов», равный 1,58 трлн. руб. Учитывая, что он перечисляется вСтабилизационный фонд, средства коего вкладываются в приобретение долговыхобязательств США и ряда государств ЕС, приходится констатировать: главнымдействующим приоритетом бюджетной политики федеральных властей являетсяфинансирование бюджетного дефицита этих держав. Вторая по величине статьярасходов консолидированного бюджета-2007 – «национальная экономика» (1,28 трлн.руб.) – более чем на 60% финансируется за счет территориальных бюджетов. Третьяи четвертая статьи – «образование» (1,23 трлн. руб.) и «здравоохранение» (0,87трлн.) – финансируется территориями на 76%. В основном «центром» (федеральнымправительством) финансируются расходы на «национальную оборону» (0,82 трлн.руб.) и на «национальную безопасность и правоохранительную деятельность» (0,85трлн.), составляющие приоритеты собственного федерального бюджета. Следующие повеличине расходов статьи консолидированного бюджета – «социальная политика»(0,75 трлн. руб.) и «жилищно-коммунальное хозяйство» (0,66 трлн.) в основномфинансируется как раз регионами, причем ассигнования на эти цели изфедерального бюджета в сравнении с 2006 г. уменьшаются (соответственно на 2,9млрд. и 6,8 млрд. руб.). Последние по объему расходной статьиконсолидированного бюджета — «культура» (0,21 трлн. руб.) и «охранаокружающей среды» (0,33 трлн.) – тоже обязаны финансироваться главным образомтерриториями. [7, c.10]
Внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды – средствафедерального правительства и местных властей, связанные с финансированиемрасходов, не включенных в бюджет.
Материальным источником внебюджетныхфондов, как и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.Следовательно, внебюджетные фонды – это один из методов перераспределениягосударством национального дохода в пользу определенных социальных группнаселения. Порядок их образования и использования регламентируется финансовымправом. [14,c. 39]
Решение об образовании внебюджетныхфондов принимает федеральное Собрание РФ, а также представительные органысубъектов РФ и местного самоуправления.
Внебюджетные фонды находятся всобственности государства, но являются автономными. Они имеют, как правило,строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использованиясредств.
К доходам внебюджетных фондовотносятся:
· специальныецелевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
· средствабюджета;
· прибыльот коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
· займы,полученные фондом в центральном банке или коммерческих банках.
К основным социальным внебюджетнымфондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральныйфонд обязательного медицинского страхования.
Пенсионный фонд используется навыплату государственных трудовых пенсий, пенсий военным, инвалидам, компенсацийпенсионерам, пособий для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и другие цели, атакже на пособие пострадавшим от аварий на Чернобыльской АЭС.
Фонд социального страхованияпредназначен для финансирования выплат различных пособий по временнойнетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижении имвозраста 2,5 лет, санаторно-курортного лечения и оздоровления трудящихся ичленов их семей, а также других целей. [14, c. 40]
Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования использует средства на оплату медицинских услуг,предоставляемых гражданам, а также на медицинскую науку, медицинские программыи другие цели.
Государственный кредит
Государственный кредит — совокупностьэкономических отношений между государством в лице его органов власти иуправления,с одной стороны, и физическими и юридическими лицами — с другой, при которых государствовыступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Главная форма кредитных отношений — это те отношения, прикоторых государство выступает как заемщик средств. Реже оновыступает как кредитор, предоставляя ссуды юридический физическимлицам.
Политику в отношении государственного внутреннего долга определяетФедеральное Собрание РФ, которое устанавливает верхний предел при утверждениифедерального бюджета на предстоящий финансовый год. Контроль засостоянием государственного долга и использованием кредитныхресурсов возлагается на Счетную палату РФ.
Как финансовая категория государственный кредитвыполняет две функции — фискальную и регулирующую.
Через фискальную функцию государственного кредита осуществляетсяформирование централизованных денежных фондов государства. Выступая вкачестве заемщика, государство обеспечивает дополнительныесредства для финансирования своих расходов. В промышленноразвитых странах государственные займы являются основным источником финансированиябюджетного дефицита. В современных условияхдоходы, полученные благодарягосударственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Этообъясняется быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.
Положительное воздействие фискальной функциигосударственного кредита заключае-тся в том, что через реализациюналоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги,которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственногозайма, не увеличив (что пришлось бы сделать в противном случае).Зато во время погашения кредитов налоги взимаются не только для ихуплаты, но и для погашения процентов по задолженности.
Налоги являются основным, но не единственным источникомфинансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашениемгосударственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольновоздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег икапиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственныйкредит как инструмент регулирования экономики, государство можетпроводить ту или иную финансовую политику.
Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. В случае финансированиязатрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количествоналичной денежной массы в обращении останется без изменения.
Напротив, если государственный долг финансируется за счет(привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средстванаправляются на выплаты населению, количество денег в обращениивозрастает).
Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика,государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самымспособствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства,тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогимкредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферупроизводства, в то же время она стимулирует накопление в видеприобретения государственных ценных бумаг. До определенного моментаэтот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. Втом случае, е6сли в стране достаточно свободных капиталов,негативное воздействие будет равняться нулю до их полногопоглощения. Только после этого активность государства нафинансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечениегосударством значительной доли денежных накоплений для непроизводительногоиспользования существенно замедлит темпы экономического роста.
Положительное воздействие на производство и занятостьгосударство оказывает, предъявляя спрос на товарынационального производства за счет позаимствованных за рубежом средств,выступая в качестве кредитора и гаранта.
Поддержка малого бизнеса предполагает, что государствоберет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленныммелким предпринимателям, в случае их банкротства.
Большую роль в стимулировании развития производства и занятостииграют кредиты, предоставляемые местными орган власти. С их помощьюобеспечивается ускоренное развитие определенных районов илинеобходимых направлений экономики той или иной территории.
В процессе управления государственным кредитом решаются следующиезадачи:
· минимизация стоимости долга для заемщика;
· недопущение переполнения рынка заемными обязательствами государства и резкого колебания ихкурса. Государственные долговые обязательства, обращающиеся на фондовом рынке, подвержены тем же процессам, что и прочиеценные бумаги, и их курс не совпадает с их номинальной стоимостью;
· эффективное использование мобилизованныхсредств и контроль зацелевым использованием выделенных кредитов;
· обеспечение своевременного возвратакредитов; оптимальное решение задач, определенныхфинансовой политикой.
Рольгосударственных финансов в современных условиях заключается, прежде всего, втом, что они выступают важнейшим инструментом воздействия не процессобщественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста,развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки, ускорения научнотехнического прогресса.
ГЛАВА IV. Страхование
Страхование – экономическаякатегория: система форм и методов формирования целевых фондов денежных средстви их использования на возмещение ущерба при различных непредвиденныхнеблагоприятных явлениях, а также на оказание помощи гражданам при наступленииопределенных событий в их жизни. По формам проведения подразделяется наобязательное (в силу закона) и добровольное. [13, c. 281]
В первые годы становления рыночныхотношений в России, страхование находилось на периферии экономической деятельности.В соответствии с общими макроэкономи-ческими тенденциями страховой сектор вРоссии демонстрирует положительную динамику на протяжении всего послекризисногопериода. [1, c. 122]
Первые итоги проводимой стратегииФедеральной службой страхового надзора (ФССН) стали очевидны уже во второйполовине 2006 г.: впервые за последние 10 лет численность страховщиковопустилась ниже порога в одну тысячу компаний (в едином государственном реестресубъектов страхового дела на 30.09.2006 зарегистрирована 921 страховаяорганизация). Таким образом, в последние 2 года действия государственногорегулирующего органа кардинально изменили показатели рынка, и в ближайшее времяследует ожидать новых структурных качественных сдвигов.
Общая сумма страховой премии (взносов)и страховых выплат по всем видам страхования за 9 месяцев 2006 года составила451,1 и 241,8 млрд. руб. или 117,8 и 105,6 % по сравнению с аналогичнымпериодом 2005 года. По объему страховых премий на душу населения Россиязанимает 70-е место из 78 учетных стран.
Согласно новой редакции закона РФ «Оборганизации страхового дела в Российской Федерации», начиная с 2007 г. страховыекомпании будут разделены на 2 группы: занимающиеся исключительно страхованиемжизни и осуществляющие иные виды страхования.
В России накопительное и пенсионноестрахование пока крайне не развито. Фактически этот вид деятельностиосуществляют лишь несколько компаний. Ведущие позиции занимают AIG Life (в Москве и некоторых других городах) и компаниигруппы «Росгосстрах» (в регионах).
Личное страхование
Личное страхование – отрасльстрахования, где в качестве объектов страхования выступают жизнь, здоровье итрудоспособности человека. Личное страхование подразделяется на страхованиежизни и страхование от несчастных случаев, сочетает рисковую и сберегательнуюфункции, в том числе за счет выдачи ссуд под залог страхового полиса. [13, c.25]
Личное страхование по всей своейпривлекательности в силу низкой убыточности занимает небольшую долю в портфеляхроссийских страховщиков. Основными потребителями услуг по личному страхованиюявляются корпоративные клиенты, для которых оно становится важнейшим элементом«социального пакета». Это обусловливает довольно широкое покрытие страховогополя и, как следствие, низкую убыточность данного вида страхования.
По данным ВСС, около 80-85% взносов и90-95% выплат по личному страхованию (кроме страхования жизни) приходится надобровольное медицинское страхование (ДМС), а 15-20% взносов и 5-105 выплат –на страхование от несчастного случая.
Основными потребителями услуг ДМС позатраченным средствам являются крупные российские предприятия и более 855иностранных компаний, представленных в России. Около 2,4 млн. граждан РФприобрели полис ДМС самостоятельно, в то время как не менее 10 млн. работниковполучают услуги ДМС в рамках «соц. пакета».
По оценкам ВСС, не более 8% населениянашей страны могут получать медицинскую помощь по программам ДМС, что, однако в4 раза больше аналогичного показателя в 2000-2001 гг. При этом большая частьрынка ДМС сконцентрирована в Москве, Московской области, и Санкт-Петербурге, ипримерно 95% компаний лидеров зарегистрированы в Москве.
Страхование имущества
Одним из самых быстродействующихвидов страхования в России в последние годы стало страхование имущества. Объектомстраховых правоотношений выступает имущество в различных видах. Егоэкономическое назначение – возмещение ущерба, возникшего вследствие страховогослучая. Застрахованным может быть имущество, как являющееся собственностьюстрахователя, так и находящееся в его владении, пользовании, распоряжении.Страхователями выступают не только собственники имущества, но и другиеюридические и физические лица. Имущественное страхование подразделяется наподотрасли по форме собственности и социальным группам страхователей. По этомупризнаку различают имущество субъектов хозяйствования: государственное,частное, арендуемое и отдельных граждан на правах личной собственности.
Особым методом в классификацииимущественного страхования является выделение опасностей, иерархически не связанныхмежду собой:
· страхованиеимущества от огня;
· страхованиесельхозкультур от засухи и других стихийных бедствий;
· страхованиеживотных от падежа и вынужденного забоя;
· страхованиетранспортных средств от аварий, угона и других опасностей.
Наиболее популярно у физических лиц –страхование автомобилей. Имущество же предприятий и организаций чаще всегострахуется от группы огневых рисков (пожар, взрыв), от краж, грабежей,умышленного повреждения третьими лицами. Защита от непредвидимых событий все большеохватывает косвенные убытки: затраты на восстановление поврежденного имущества,компенсацию потерь от незапланированной остановки производственнойдеятельности.
Более половины всех взносовюридических лиц приходится на страхование зданий и строений, /> - на страхование грузов. Это малоубыточные видыстрахования, позволяющие российским страховщикам осуществлять выплаты нижесреднего уровня.
Бурный рост добровольного страхованияавтотранспорта граждан в последние годы связан с ростом реальных доходовнаселения и, как следствие, с достаточно быстрым обновление автопарка, вчастности за счет растущего ввоза новых и подержанных иномарок. Прогнозы на2007 год позволяют сделать вывод о продолжении роста рынка страхования каскоавтотранспорта. Известно, что новые автомобили владельцы страхуют более охотно,что и обеспечит прирост данного сегмента рынка. [1, c. 123-124]
Что касается страхования имуществаюридических лиц, то, по мнению экспертов ВСС, основная проблема заключается впереходе от страхования по балансовой стоимости к страхованию имущества порыночной цене. Таким образом, в области страхования имущества в среднесрочнойперспективе следует ожидать уверенного роста на 10-30% ежегодно.
Страхование ответственности
Страхование ответственностипризванообеспечить гарантии возмещения причиненного ущерба третьим лицам. Как и в случаесо страхованием имущества, подавляющая часть взносов поступает от юридическихлиц. В то же время выплаты по страхованию ответственности, делятся примернопоровну. Таким образом, выплаты физическим лицам относительно взносовсущественно превышают выплаты юридическим лицам. На основе анализасоответствующей статистики за последние годы можно сделать вывод о низкойубыточности страхования ответственности.
В результате развития российскогострахового рынка за последние 3 года повысилась экономическая иинституциональная значимость отрасли. Вместе с тем возникли серьезные вызовы инерешенные проблемы, в числе которых можно назвать недостаточную капитализацию,невысокий уровень прозрачности и отсутствие сопоставимых международныхрейтингов. Страховая отрасль нуждается в стимулировании со стороны игосударства, и негосударственных профессиональных организаций.
Социальноестрахование
Социальноестрахование – объективная необходимость. На определенном этапе развитияобщество берет по свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могуттрудиться и получать оплату за труд.
Обоснованная система социальногострахования – одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости,создания и поддержания политической стабильности.
К задачам социального страхованияотносят: формирование денежных фондов, из которых покрываются затраты,связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовомпроцессе; сокращение резерва в уровне материального обеспечения неработающих иработающих членов общества.
Учитывая особую важность социальногострахования, его влияние на общественные процессы, государство во многихстранах создает системы обязательного государственного социального страхования,дающая возможность значительной концентрации ресурсов в единых фондах и темсамым обеспечивающие надежной социальной защитой население страны. В Россииобязательное государственное социальное страхование представлено четырьмяфондами:
· пенсионным;
· обязательногомедицинского страхования;
· социальногострахования;
· занятости.
В формировании и использовании этихфондов есть свои особенности. Задуманные как страховые, они не всегдасоответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. В ихдеятельности очевидны черты бюджетного подхода: обязательность и нормативностьотчислений, плановое расходование средств, отсутствие персонификации накопленийи др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме ониотносятся к внебюджетным фондам.
Однако нельзя не отметить, что нарядус обязательным государственным социальным страхованием возникают и постепенноразвиваются негосударственные пенсионные фонды; некоторые страховые компаниизаключают договоры медицинского страхования.
Президентом В.В.Путиным былутвержден бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации (далее — Фонд) на 2007 год по доходам в сумме 258 806 047,5 тыс. руб., из них наобязательное социальное страхование 169 264 828,5 тыс. руб., и по расходам всумме 287 493 479,5 тыс. руб., из них на обязательное социальное страхование199 603 929,6 тыс. руб. Также он разрешил Фонду направить в 2007 году средствав сумме 669 600,0 тыс. рублей на капитальное строительство, в том числесредства в сумме до 70 000,0 тыс. рублей на социальное развитие системы Фонда и3 676 192,5 тыс. рублей на оплату полной стоимости путевок, предоставляемыхзастрахованным гражданам для доле-чивания в санаторно-курортных учреждениях,расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно послестационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний, утвержденнымПравительством Российской Федерации.[10, c.73-74]
Страхование предпринимательскихрисков
Поскольку главным стимуломпредпринимательской деятельности служит стремление к получению прибыли(дохода), то риск возможности неполучения прибыли и дохода, снижения уровнярентабельности или даже образование убытков и является объектом данногострахования. Объектом данного страхования является деятельность, включающаяинвестирование денежных и других ресурсов в какой-либо вид производства, работи услуг, получение через определенный период дохода.
В страховании экономических рисковвыделяют две подотрасли: страхование риска прямых и косвенных потерь. К прямымпотерям могут быть отнесены, например, потери от недополучения прибыли, убыткиот простоев оборудования, вследствие недопоставок сырья, материалов икомплектующих изделий, забастовок и других объективных причин. Косвенные –страхование упущенной выгоды, банкротство предприятий и пр. [13, c.26]
В современных условиях значение этоговида страхования очень велико. Рынок полон риска и соответственно потерь.Однако наивно было бы полагать, что все предпринимательские риски могут бытьсведены к минимуму. На самом деле существуют риски, которые не беретсястраховать ни одна серьезная страховая компания. Этот вид страхования требуетбольшой подготовленной работы и прежде всего экспертизы проекта.
Ответственность страховой организациипо этому виду страхования заключается в возмещении страхователю потерь,возникших в процессе его предпринимательской деятельности. Страховая сумма какпредел ответственности по договору определяется по заявлению страхователя, но,конечно, с согласия страховой организации. Возможны два варианта ееустановления. Страховая сумма:
· определяетсяв пределах капитальных вложений страхователя;
· включаетне только капитальные затраты, но и определенную нормативную прибыль, котораяожидается от затрат.
При первом варианте возмещаютсязатраты страхователю, его можно назвать страхованием инвестиций. При втором –возмещается и нормативная прибыль, т.е. происходит страхование прибыли(дохода). Страховое возмещение рассчитывается в виде разницы между страховойсуммой и фактическими финансовыми результатами от застрахованной деятельности. Срокидоговоров индивидуальны, они зависят от сроков окупаемости капитальныхвложений.
Одним из конкретных видов страхованияпредпринимательских рисков является страхование убытков вследствие перерывов впроизводстве. Остановка производства ведет за собой неизбежные финансовыепотери. Страхуют, как правило, вынужденный простой, возникший не по винестрахователя. Простой может быть вызван гибелью или повреждением оборудования,непоставками электроэнергии, воды, топлива, другими причинами. Размер ущербазависит от срока простоя.
Подлежащий возмещению ущерб отпростоя складывается из трех составных частей: расходов, произведенных завремя остановки производства; неполученной прибыли; дополнительных затрат,осуществленных с целью сокращения ущерба. Преобладает вторая часть, поэтомуговорят о страховании упущенной прибыли.
При страховании предпринимательскихрисков учитывают еще риск новой техники и технологии, а также биржевые ивалютные риски. Страхование новой техники и технологии имеет общие черты симущественным страхованием, но, кроме того, здесь добавляется страхованиеповышенной прибыли от внедрения новой техники.
Назначение страхования состоит в том,чтобы возместить страхователю возможные потери, если через определенный периодзастрахованные операции не дадут предусмотренного экономического эффекта.
В заключение отметим, что рыночныеотношения предполагают высокий риск предпринимательской деятельности, как ивысокую ее доходность. Абсолютно застраховаться от рыночных рисков нельзя,можно лишь свести их к разумному минимуму. [10, c. 77-79]
Основные цели и задачи развитиястрахового дела определены Концепцией развития страхования в РоссийскийФедерации от 25 сентября 2002 г. № 1361-р. Основной целью развития страховогодела является удовлетворение потребностей в страховой защите населения,организаций и государства с целью стимулирования предпринимательскойдеятельности и аккумулирования долгосрочных инвестиционных ресурсов дляразвития экономики государства. Основными задачами развития страхового делаявляются:
· формированиезаконодательной базы рынка страховых услуг;
· развитиеобязательного и добровольного страхования;
· созданиеэффективного механизма государственного регулирования и надзора за страховойдеятельностью;
· стимулированиеперевода денег населения в долгосрочные инвестиции с использованием механизмовдолгосрочного страхования жизни;
· поэтапнаяинтеграция национальной системы страхования с международным страховым рынком. [6,c. 437]
Страховые премии (взносы) и страховыевыплаты за 9 месяцев 2006 года по Российской Федерации: /> страховые премии (взносы) млрд. руб В % к страховые выплаты млрд. руб. В % к общей сумме Соответствую-щему периоду предыдущего года общей сумме соответствую-щему периоду предыдущего года 1. По добровольному страхованию 255,9 56,7 106,8 83,1 34,4 72,7 в том числе по страхованию жизни 11,7 2,6 35,4 10,6 4,4 18,7 по личному (кроме страхования жизни) 63,1 14 120,6 29,9 12,4 110,3 по имущественному (кроме страхования ответственности) 168,5 37,3 118,9 41,6 17,2 139,5 по страхованию ответственности 12,6 2,8 100,4 1 0,4 118,5 2. По обязательному страхованию 195,2 43,3 136,1 158,7 65,6 138,4 по личному страхованию пассажиров (туристов, экскурсантов) 0,4 0,1 105,5 0,002 0,001 150 по гос. личному страхованию сотрудников ГНС РФ 0,005 0,001 46,5 0,01 0,004 76,4 по гос. страхованию военнослужащих и приравненных к ним в обязательном гос. страховании лиц 5,3 1,2 118 3,2 1,3 103 по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств 45,8 10,1 118 23,5 9,7 118,9 по обязательному медицинскому страхованию 143,7 31,9 144,2 132 54,6 143,8 Итого по добровольным и обязательным видам страхования 451,1 100 117,8 241,8 100 105,6
Страховые премии (взносы) и страховыевыплаты (кроме обязательного медицинского страхования) по федеральным округам:Федеральные округа Страховые премии (взносы) млрд.руб. В % к общей сумме Страховые выплаты млрд. руб. В % к общей сумме
Итого 307,5 100 109,7 100 Центральный ФО 172,2 56 57,3 52,2 Северо-Западный ФО 29,6 9,6 11,6 10,6 Южный ФО 15 4,9 5,6 51 Приволжский ФО 37,5 12,2 14,5 13,2 Уральский ФО 23,5 7,7 10,5 9,6 Сибирский ФО 23,1 7,5 7,8 7,1 Дальневосточный ФО 6,5 2,1 2,4 2,2
ГЛАВА V. Финансовая система кредитования
Развитие рыночных отношенийневозможно представить без системы кредитования. Кредитная система каксовокупность кредитно-финансовых инструментов аккумулирует свободные денежныекапиталы, доходы, сбережения различных субъектов рынка и представляет их вссуду фирмам, правительству и частным лицам. К принципам кредитованияотносятся: возвратность и срочность кредитования; дифференцированностькредитования; обеспеченность кредита; платность банковских ссуд.
Кредит – форма движения ссудногокапитала, т.е. денежного капитала, предоставляемого в ссуду. Необходимостькредита в рыночной экономике обусловлена самой природой капитала изакономерностями его кругооборота и оборота в процессе воспроизводства. Соответственнообразуется 2 основных звена кредитной системы: банковские и парабанковскиеучреждения, формирующие соответственные системы.
Банковская система
Банковская система — это ключевоезвено кредитной системы, концентрирующее основную массу кредитных и финансовыхопераций.
Коммерческий кредит — кредит,предоставляемый предприятиями друг другу при продаже товаров в виде отсрочкиуплаты денег за проданные товары. Орудием этого кредита служат коммерческиевекселя. Коммерческий кредит является основой всей кредитной системы.Необходимость его вытекает из самого процесса воспроизводства. В силу рядапричин одни отрасли выступают со своими товарами на рынке, а у других товарыеще не реализованы, и потому они пока не располагают наличными деньгами. В этихусловиях первые отрасли могут реализовать свои товары лишь путем продажи их вкредит. Коммерческий кредит ускоряет реализацию товаров и весь процесскругооборота капитала. Но он ограничен, прежде всего размерами резервныхкапиталов, имеющихся у предприятия: оно может продавать товары в кредит лишь втой мере, в какой у него имеется излишек капитала. Коммерческий кредит имеетстрого ограниченное направление: он может предоставляться отраслям,производящим средства производства, отраслям, потребляющим их, но не наоборот.
Банковский кредит – это кредит,предоставляемый банками своим клиентам в виде денежных ссуд. Банковскиекредиты играют двоякую роль в процессе производства: с одной стороны, они могутувеличивать размер платежных средств у функционирующих предприятий, а с другой– увеличивают капитал. В первом случае речь идет о ссуде денег, и тогда кредитиспользуется для выполнения долговых обязательств. Во втором случае речь идет оссуде капитала для увеличения его объема.
Таким образом, банковский кредит,во-первых, способствует бесперебойному кругообороту функционирующего капитала,а во-вторых, является могучим средством расширения и совершенствованияпроизводства.
Парабанковская система
Специализированныекредитно-финансовые институты (СКФИ) или парабанковские учреждения отличаеториентация на обслуживание определенных типов клиентуры, либо на осуществлениеодного-двух видов услуг. Их деятельность концентрируется на обслуживаниинебольшого участка рынка и, как правило, на предоставлении услуг специфическойклиентуре. Для СКФИ характерна двойная подчиненность: с одной стороны, т.к.они связаны с осуществлением кредитно-расчетных операций, они вынужденыруководствоваться требованиями ЦБ; с другой стороны, специализируясь накаких-либо финансовых, страховых, инвестиционных или других операциях, СКФИпопадают под регулирующие мероприятия соответствующих ведомств.
Кредитные союзы. По своейсоциально-экономической природе кредитный союз представляет собойпотребительский кооператив, члены которого объединяют свои сбережения в общийфонд, из чего они обеспечивают себя дешевым и легкодоступным кредитом. Длявступления в кооператив необходимо внести пай, который дает право получатькредит и другие финансовые услуги от кредитного союза, а также участвовать вуправлении, осуществляемом на основании кооперативного принципа «один человек –один голос». Деятельность кредитного союза не направлена на получение прибыли
На современном этапе произошловозрождение некогда популярных паевых
инвестиционных фондов (ПИФ). Согласнороссийскому законодательству ПИФ может быть открытым или интервальным. Образуется он за счет аккумулирования средств участников с последующим ихинвестированием в различные финансовые активы. Данный фонд не являетсяюридическим лицом. В настоящее время доверие инвесторов к долгосрочныминвестициям и инвестиционным институтам достаточно слабо. Причин тому много:начиная от потери стоимости вкладов населения и кончая крахом финансовыхпирамид и разорение ряда банков в августе 1998 г. Но постепенно, благодарясозданию информационной открытости, недоверие начинает ослабевать и все большепроявляется интерес к инвестиционным фондам.
Негосударственные пенсионные фонды(НПФ) являются некоммерческими
организациями социальногообразования. Его особенность — чрезвычайно долгосрочный
характер финансовых отношений с вкладчикамии участниками. Негосударственное пенсионное обеспечение позволяет работнику предприятияили иному физическому лицу получать дополнительную пенсию за счет добровольныхпенсионных или страховых взносов самого работника либо третьих лиц в его пользу.Оно осуществляется независимо от системы государственного пенсионногообеспечения. В перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионныйфонд РФ, включены суммы работодателей по договорам с негосударственнымипенсионными фондами.
Заключение
Финансовая система более мобильна,чем система финансов. Она постоянно развивается, предлагает новые финансовыеинструменты и услуги, обеспечивающее бесперебойное движение финансовых потоковв пространстве и времени. Современная финансовая система становится глобальной,поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны друг с другомчерез всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и системуконтрактов, дающих бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. В развитиифинансовых систем важную роль играет финансовая политика, реализация которой взначительной степени обеспечивается функционированием и самой финансовойсистемы.
Библиографическийсписок
1. АбалкинЛ.И. Проблемы страхования в России //Вопросы экономики, 2006, №5.
2. КовальА.П. Перспективы развития страхования жизни: экономические, социальные изаконодательные аспекты //Финансы. 2005. №6.
3. ГалицкаяС.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебник. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
4. ГукасьянГ.М. Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2006.
5. КирьяновМ.П. проблема плохих кредитов //Банковское дело,2007, №3.
6. КолпаковГ.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. идоп. – М.: Финансы и статистика, 2004.
7. МелентьевА.Ю. Проект федерального бюджета на 2007 год //Российский экономический журнал.2006. № 9-10.
8. РайзбергБ.А. Основы экономики: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2000.
9. Теоретическаяэкономика. Политэкономия: Учебник для вузов /Под ред. Г.П.Журавлевой иН.Н.Мильчаковой, — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
10. Финансы:Учеб. Пособие /Под ред. проф. А.М.Ковалевой. – 4-е изд., перераб. И доп. – М.:Финансы и статистика, 2001.
11. Финансыи кредит: Учебник /Под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н.Белоглазовой. –М.: Юрайт-Издат, 2004.
12. ШаховВ.В. Введение в страхование: учеб. пособие – 2-е изд., перераб и доп. – М.:Финансы и статистика, 2000.
13. ШаховВ.В. страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1997.
14. ШелопаевФ.М. Финансы, денежное обращение и кредит: краткий курс лекций. – М.:Юрайт-Издат, 2002.
15. Экономика:Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. /под ред. д-ра экон. наук проф.А.С.Булатова. – М.: Экономистъ, 2003.