СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие финансовой деятельности государства. Финансовая система
2. Сущностьи значение финансового контроля
3.Виды, формы и методы проведения финансового контроля
4.Государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность
Литература
1. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА. ФИНАНСОВАЯСИСТЕМА
Финансы непосредственно связаны с функционированиемобщественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределенияи использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.Финансы — это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводуобразования, перераспределения и использования фондов денежных средств. Финансыслужат экономическим инструментом распределения валового общественного продуктаи национального дохода.
Управление при помощи денег является наиболее эффективнымрегулятором общественных отношений. Направляя потоки денежных средств дляобразования денежных фондов, которые затем используются на нужды общества,государство, таким образом, стимулирует или, наоборот, ограничиваетдеятельность в определенных сферах. Финансы, помимо этого, являются и лучшиминформационным источником. Недостаточное выделение средств на те или иныеобласти человеческой деятельности приводит к свертыванию этих видовдеятельности, и другим негативным явлениям.
Таким образом, финансовая деятельность государства — этоорганизационная деятельность уполномоченных органов по образованию, перераспределениюи использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств,обеспечивающих бесперебойное функционирование государства на каждом данномэтапе общественного развития[1].
Финансовая деятельность вызвана объективнойнеобходимостью распределения и перераспределения национального дохода,удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но иобщества в целом. Часть совокупного общественного продукта идет на возмещениепотребленных средств производства. Оставшиеся средства образуют национальныйдоход, одна часть которого направляется на оплату труда работниковматериального производства, а другая — на дальнейшее развитие производства,создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержаниеуправленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределениесовокупного общественного продукта и национального дохода происходят в денежнойформе. Это — первое объективное условие существования финансовой деятельности.
Товарное производство, действие закона стоимостиопределили необходимость существования денег, кредита, других экономическихкатегорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также уграждан образуются децентрализованные фонды денежных средств. При финансовой деятельностичасть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения общественныхпотребностей. Это — второе объективное условие существования финансовойдеятельности.
Таким образом, распределение совокупного общественногопродукта и национального дохода, существование денежных отношений обусловилиспециальную финансовую деятельность государства — деятельность его уполномоченныхорганов по организации планового сбора и распределения, перераспределенияденежных средств.
Финансовая деятельность — вид человеческой деятельности,обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостьюсоздания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующихпотребностей. Финансовую деятельность осуществляют государственные органы,органы местного самоуправления, хозяйствующие субъекты. Государство и местноесамоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов всфере финансов. Финансовую деятельность государства осуществляют органыгосударства всех трех ветвей власти, поскольку финансовая деятельность включаетв себя и законодательную деятельность представительных органов власти в областифинансов, и управленческую деятельность исполнительных органов власти, направленнуюна практическую реализацию нормативных актов в сфере финансовых отношений, атакже деятельность судебных органов.
Финансовая деятельность осуществляется уполномоченнымиорганами с помощью разнообразных методов — налоговый метод, пошлины, штрафы,платежи, финансирование, кредитование.
Теперь рассмотрим, что же представляет собой финансоваясистема.
Под финансовой системой Российской Федерации понимают: а)совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованиюи использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупностьгосударственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своейкомпетенции финансовую деятельность[2].
Совокупность финансовых институтов, их взаимодействие посозданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств, образуетфинансовую систему, которая отражает особенности развития государства вусловиях перехода к рынку.
Так, финансовую систему Российской Федераций составляютследующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:
1) государственные финансы;
2) финансы хозяйствующих субъектов:
3) местные финансы;
4) фонды страхования:
5) кредит (государственный и банковский).
Каждый институт финансовой системы подразделяется наэлементы, подинституты в соответствии с внутренней структурой содержащихся внем финансовых взаимосвязей.
Так, государственные финансы включают в себя: бюджетывсех уровней, в том числе государственные внебюджетные фонды (пенсионный,социального страхования, обязательного медицинского страхования).
Институт «финансы хозяйствующих субъектов» объединяеттакие децентрализованные фонды, как финансы предприятий, организаций, функционирующихна коммерческих основах; финансы учреждений и некоммерческих организаций;финансы общественных организаций.
Законодательное закрепление основных принциповорганизации местных финансов принято выделять в самостоятельный институт — местные финансы, которые включают в себя средства местного бюджета, государственные,муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления,другие финансовые ресурсы. Местные финансы определяются как совокупностьденежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения.
В сфере страховых отношений каждое из звеньев,представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видамстрахования: а) личное страхование; б) имущественное страхование; в)страхование ответственности; г) страхование предпринимательских рисков; д)перестрахование.
Институт кредитования образуют: 1)отношения, возникающиемежду клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения, размещенияденежных средств; 2) отношения государственного кредита.
Таков в общем виде состав финансовой системы РоссийскойФедерации.
2. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Государство не может реализовать свою внешнюю ивнутреннюю политику, обеспечивать выполнение социально-экономических программ,не располагая финансовыми ресурсами, а также не осуществляя соответствующийконтроль за законным их формированием и расходованием.
Существование финансового контроля объективно обусловленоналичием контрольной функции, присущей финансам. Будучи инструментомформирования и использования денежных доходов и фондов, они объективно отражаютход распределительного процесса. Названная функция проявляется в контроле зараспределением валового внутреннего продукта по соответствующим фондам ирасходованием их по целевому назначению.
Финансовый контроль направлен на обеспечение динамичногоразвития общественного и частного производства. Он охватывает производственнуюи непроизводственную сферы, нацелен на повышение экономического стимулирования,рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсови природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь,пресечение расточительности, бесхозяйственности. Финансовый контроль охватываетсвоим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере финансовойдеятельности, т.е. в процессе создания, распределения и использованияопределенных фондов денежных средств.
Финансовый контроль – это контроль за финансовой ихозяйственной деятельностью хозяйствующих субъектов, что не исключает, а предполагаетнеобходимость осуществления других видов контроля за хозяйственнойдеятельностью. Он охватывает комплекс тех хозяйственных отношений, от которыхзависят размеры фондов денежных средств и эффективность их использования.
Таким образом, можно дать следующее определение финансовогоконтроля, финансовый контроль – это регламентированная нормами права деятельностьгосударственных, муниципальных, общественных органов и организаций, иныххозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансовогопланирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующиефонды денежных средств, правильности и эффективности их использования[3].
Финансовому контролю как неотъемлемой части финансовойдеятельности присущи те же принципы, на которых строится ее осуществление и которыезаконодательно закреплены в Конституции РФ и иных нормативно-правовых актах.
Принцип законности в финансовой деятельности выражается втом, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежныхсредств детально регламентируется нормативно-правовыми актами, соблюдениекоторых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мергосударственного принуждения. Невыполнение предписаний законодательных и иныхнормативных актов о порядке формирования, распределения и использования фондовденежных средств может повлечь нестабильность в финансовых отношениях,необеспеченность финансовыми ресурсами разнообразных утвержденныхгосударственных программ в различных сферах общественной жизни и другиеотрицательные последствия.
Принцип гласности при осуществлении финансовойдеятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числеи с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансово-плановыхактов, принятых отчетов об их выполнении, результатов проверок и ревизийфинансовой деятельности и т.д.
Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляетсяв установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации исубъектов Российской Федерации в области финансов. Так, в ст. 71 Конституции РФзафиксировано, что в ведении Российской Федерации находятся финансовое,валютное, кредитное регулирование, денежная эмиссия, федеральные банки,федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы; к совместному ведениюРоссийской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесено установлениеобщих принципов налогообложения и сборов в Российской Федераций (ст. 72Конституции РФ).
Принцип плановости в осуществлении финансовойдеятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируетсяна основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядоксоставления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативныхактах.
Основными финансово-плановыми актами являются федеральныйбюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, бюджетыПенсионного фонда и иных государственных внебюджетных фондов:финансово-плановым актом бюджетной организации — смета, баланс доходов и расходов— финансово-плановый акт производственных организаций.
Наряду с названными общими принципами осуществленияфинансовой деятельности финансовый контроль строится и на соответствующих специфическихпринципах- это независимость финансового контроля и объективность икомпетентность.
Независимость контроля должна быть обеспечена: а)финансовой самостоятельностью контрольного органа; б) более длительными посравнению с парламентскими сроками полномочий руководителей органов контроля;в) закреплением в конституции их статуса.
Объективность и компетентность подразумеваютнеукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокийпрофессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленныхстандартов проведения ревизионной работы.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Форма финансового контроля – это способ выражения иорганизации контрольных действий.
В зависимости от времени его проведения финансовыйконтроль осуществляется в следующих формах: предварительный, текущий и последующий.
Предварительный финансовый контроль осуществляется досовершения операций по созданию, распределению и использованию определенныхфондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов,других финансово-плановых актов, при приеме заявок и т.д. Предварительныйфинансовый контроль призван не допускать нерационального расходованияматериальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Текущий финансовый контроль осуществляется в процессевыполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций.Его задача – своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностьюпроизведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностьюрасчетов с бюджетом.
Последующий финансовый контроль проводится послесовершения хозяйственной или финансовой операции по использованию финансовыхресурсов из соответствующих фондов денежных средств. Последующий контрольорганизуется в форме проверок и ревизий правильности, законности ицелесообразности произведенных финансовых операций. Его задача – выявлениенедостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовыхресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной иматериальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению вдальнейшем случаев нарушения финансовой дисциплины.
В зависимости от органов, осуществляющих финансовыйконтроль, он делится на виды: государственный (общегосударственный и ведомственный);и негосударственный (внутрихозяйственный, общественный и независимый).
Государственный контроль осуществляется федеральнымиорганами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, втом числе специально созданными органами исполнительной власти, а такжеорганами представительной власти и исполнительной власти субъектов РФ.
Большое значение для развития государственногофинансового контроля имеет Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 1996г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РоссийскойФедерации».
Данным Указом установлено, что в Российской Федерациигосударственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федеральногобюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежногообращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственноговнутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлениемфинансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Негосударственный финансовый контроль осуществляется безнепосредственного участия государства, но в соответствии с государственнымизаконами и нормативными актами. К негосударственным видам финансового контроляотносятся внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский)контроль.
Основной задачей негосударственного контроля являетсяповышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов,обеспечение достоверности финансовой отчетности.
Внутрихозяйственный контроль проводится самимпредприятием, экономическими службами – бухгалтерией, финансовым отделом,службой финансового менеджмента.
Общественный финансовый контроль осуществляетсяотдельными физическими лицами на добровольных началах.
Аудиторский контроль проводится в двух формах:обязательной и инициативной. Инициативная проверка осуществляется по решениюсамого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится вустановленном порядке, предусмотренном соответствующим постановлениемправительства. Инициатором проверки могут быть государственные органы:прокуратура, казначейство, налоговая служба и др. Аудиторскую проверку могутпроизводить как физические лица, прошедшие государственную аттестацию, так иаудиторские фирмы (включая иностранные), которые могут иметь организационно-правовуюформу, предусмотренную российским законодательством. После получения лицензиина право осуществления аудиторской деятельности они включаются вГосударственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Финансовый контроль может осуществляться различнымиметодами. Метод финансового контроля представляет собой способ конкретноговыражения и организации контрольных действий, направленных на выполнениефункций финансового контроля. Можно выделить следующие основные методыфинансового контроля: ревизия, наблюдение, обследование, проверка, анализ.
Наблюдение направлено на ознакомление с состояниемфинансовой деятельности проверяемого субъекта. Возможно проведение обследованияотдельных сторон финансовой деятельности с использованием таких приемов, каканкетирование и опрос.
Проверка заключается в единичном контрольном действии илиисследовании состояния дел на определенном участке деятельности проверяемойорганизации. Под проверкой может пониматься и мероприятие, заключающееся всборе и оценке информации, касающейся предметов контроля.
Анализ также направлен на выявление нарушений финансовойдисциплины с помощью различных аналитических приемов. Он предполагает изучение хозяйственныхпроцессов, объектов контроля во взаимосвязи, взаимозависимости ивзаимообусловленности, социально-экономической эффективности и конечных финансовыхрезультатов деятельности этих субъектов, складывающихся под воздействиемобъективных и субъективных факторов, получающих отражение через системуэкономической информации.
И, наконец, самым распространенным методом финансовогоконтроля является ревизия, которая проводится с целью установления законностифинансовой дисциплины на конкретном объекте. Законодательство закрепляетобязательный и регулярный характер ревизии. Она проводится на месте и основываетсяна проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской истатистической отчетности, фактического наличия денежных средств.
Специфика ревизии по сравнению с иными методамифинансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченнымигосударственными органами (например, на основании мотивированного постановленияправоохранительного органа, вынесенного в соответствии суголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, чтоее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты(например, ревизоры); ревизия проводится только комиссионно; по окончаниисоставляется акт ревизии, имеющий юридическое значение.
Как правило, ревизии проводятся на основе заранеесоставленной программы работы ревизоров, которые наделены широкими правами:проверять на ревизуемых предприятиях первичные документы, бухгалтерскую отчетность,планы, сметы, фактическое наличие денег, ценных бумаг, товарно-материальныхценностей и основных фондов; проводить частичные или сплошные инвентаризации,опечатывать склады, кассы, кладовые; привлекать специалистов и экспертов дляпроведения ревизии; получать от должностных и материально ответственных лицписьменные разъяснения по возникающим в ходе ревизии вопросам и др. Ревизииподразделяются на несколько видов.
По содержанию ревизии делятся на документальные ифактические. Документальные ревизии включают в себя проверку различных финансовыхдокументов. На основе их анализа можно определить законность и целесообразностьрасходования средств. В ходе фактической ревизии проверяется наличие денег,ценных бумаг и материальных ценностей.
По времени осуществления ревизии делятся на плановые ивнеплановые.
По обследуемому периоду деятельности ревизии делятся нафронтальные и выборочные. При фронтальной (полной) ревизии проверяется финансоваядеятельность субъекта за определенный период. Выборочная (частичная) ревизияпредставляет собой проверку финансовой деятельности только за какой-то короткийпериод времени.
По объему ревизуемой деятельности ревизии подразделяютсяна комплексные, при которых проверяется финансовая деятельность данного субъектав различных областях (в них принимают участие одновременно ревизоры несколькихорганов) и тематические, сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферыфинансовой деятельности.
По окончании ревизии членами комиссии составляется актревизии – документ, имеющий важное юридические значение. Он подписываетсялицами, производившими ревизию, а также руководителем и главным бухгалтеромпроверяемого юридического лица. В акте ревизии указываются цели ревизии,основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины,указываются причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данныхнарушениях лица и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и мерыответственности виновных лиц[4].
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИЕ ФИНАНСОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Финансовую деятельность осуществляют уполномоченные на тоорганы государственной власти, наделенные специальной компетенцией, а такжемуниципальные органы. В то же время практически все органы государства безисключения занимаются финансовой деятельностью. Органы общей компетенции — высшие представительные и исполнительные органы государственной власти — руководят всеми финансами, бюджетом, налогами, денежно-кредитной системой,организуют и осуществляют страхование, валютно-денежное обращение, таможенноерегулирование и эмиссию.
Представительные органы в лице Федерального Собрания,представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправлениярассматривают, обсуждают и утверждают федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ,местные бюджеты.
Правительство РФ обеспечивает подготовку бюджета и егорассмотрение в представительных органах, осуществляет общее руководство исполнениембюджета РФ, занимается другими финансовыми вопросами государства.
В осуществлении финансовой деятельности в соответствии сКонституцией РФ участвует Президент Российской Федерации. Он издает указы пофинансовым вопросам; подписывает федеральные законы; назначает и освобождает отдолжности министра финансов, министра по налогам и сборам, представляетГосударственной Думе кандидатуру председателя Банка России. Ряд контрольныхполномочий реализует Главное контрольное управление администрации ПрезидентаРФ.
Правительства республик в составе РФ, автономной области,автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органовместного самоуправления обеспечивают в пределах своей компетенции руководствофинансами соответствующих национально-территориальных иадминистративно-территориальных (закрытых городов) образований. Посколькуфинансовая система едина, то все перечисленные органы выполняют на своейтерритории функции в отношении финансов в строгом соответствии со своейкомпетенцией.
Органы власти специальной компетенции в зависимости отстепени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:
1) государственные органы, осуществляющие финансовуюдеятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерстваи ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученнымучастком государственной деятельности, они тратят бюджетные ассигнования,создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяетв бюджет, утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределахсвоей компетенции имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования,создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет идругие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансовопределяются специальными нормативными актами.
2) государственные органы специальной компетенции, длякоторых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданыспециально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля.
Систему финансовых органов возглавляет Министерствофинансов РФ. Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) являетсяфедеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферебюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности,государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета ибухгалтерской отчетности, производства и др.
Министерство финансов Российской Федерации осуществляеткоординацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговойслужбы, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службыфинансово-бюджетного надзора и Федеральной службы по финансовому мониторингу, атакже контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативныхправовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей,определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств[5].
Все национально-территориальные и административно-территориальныеобразования имеют в составе своих правительств или администраций управления,соответствующие республиканские министерства финансов или другие органыфинансового управления. В органах местного самоуправления, сельских, поселковыхфинансовой деятельностью могут заниматься объединенные бухгалтерии.
Один из специальных органов, осуществляющих финансовуюдеятельность государства, — который осуществляет руководство в области банковскойдеятельности — Центральный банк РФ (Банк России). Именно на Центральный банквозложена функция эмиссии денег. Вместе с Правительством РФ он определяетполитику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФво взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает ипроводит единую государственную денежно-кредитную политику; монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение[6]; контролирует инаправляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на ихдеятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который,кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка.
Существует также ряд органов, специально занимающихсяконтролем в области финансовой деятельности государства.
Такими специальными органами являются:
Счетная палата РФ — постоянно действующий органфинансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основнаязадача Счетной палаты — организация и осуществление контроля за своевременнымисполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетовфедеральных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетнойполитики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами впроцессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованиемкак бюджетных, так и внебюджетных фондов, за государственной казной, за всемигосударственными денежными накоплениями. Федеральное казначейство находится введении Министерства финансов Российской Федерации.
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежныхсредств, является Министерство РФ по налогам и сборам.
Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы,которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетныхсредств.
ЛИТЕРАТУРА
1.Федеральный Закон РФ « О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»№ 86-ФЗ от 27 июня 2002 // Собрание законодательства Российской Федерации,2002, № 28, ст. 2790.
2.Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329 г.Москва «О Министерстве финансов Российской Федерации»// Российская газета от 31июля 2004 г.
3.Боровкова В.А., Мурашова С.В. Основы теории финансов и кредита. – СПб.: Питер,2004. – 176 с.
4.Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник. – М.: Финансы истатистика, 2004. – 496 с.
5.Лупей Н.А. Финансы: Учебное пособие. – М.: Изд. дом «Деловая литература», 2004.– с. 432.
6.Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К0», 2005.– с. 512.
7.Финансы:Учебник / Под ред. А.И. Архипова, И.А. Погосова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2007. – 632 с.
8. Финансы:Учебник / Под ред. В.П. Литовченко. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К0»,2004. – с.724.
9.Финансы:Учебник для вузов / Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – с. 607.
10.Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. – М.:ТК Велби, изд. Проспект, 2004. – 720 с.
11.Финансы и кредит: Учебное пособие / Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансыи статистика, 2002. – 512 с.
12.Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-воПроспект, 2003. – 536 с.
13.Финансовое право: Учебное пособие для вузов/ Под ред. М.М. Рассолова. – М.:ЮНИТИ – ДАНА, закон и право, 2001. – 444с.