Реферат по предмету "Финансовые науки"


Федеральный бюджет как основа финансовой системы

НОУ ВПОТульский Институт Управления и Бизнеса
 
 
 
 
 
 
 
Курсоваяработа
На тему: «Федеральныйбюджет как основа финансовой системы»
Студент Симакова Н.В. Гр. ЭУК-09
Руководитель Макарова О.Г.
 
 
Тула 2011 г.

/>Содержание
Введение
Глава 1. Сущность и функции финансов
Глава 2. Финансовая система и еезвенья
2.1 Содержание и структура финансовойсистемы
2.2 Внебюджетные фонды
2.3 Государственный кредит
2.4 Финансы хозяйствующих субъектов
Глава 3. Федеральный бюджет какоснова финансовой системы
3.1 Основные параметры бюджета
3.2 Доходы федерального бюджета 2010г
Заключение
Список литературы

Введение
Государство управляетобществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной,религиозной и др. Основу экономической структуры составляют отношения,возникшие в государстве, в которых участвуют четыре субъекта: государство,регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права иобязанности. Вступая между собой в отношения, они участвуют в товарно-денежныхотношениях, что приводит к созданию финансовой системы государства. Финансоваясистема пронизывает всю национальную экономическую систему, начиная отдомохозяйств, индивидуальных и партнерских предприятий, корпоративныхпредприятий и заканчивая государством. Финансовая система оказывает значительноевлияние не только на распределение и обмен, но и на производство и потребление.Понять содержание и особенности финансовой системы можно через раскрытиесущности финансов и финансовых отношений.
Основу финансовой системысоставляют денежные фонды. Под денежными фондами (или денежными, финансовымиактивами) следует понимать определенные суммы денег или других ценных бумаг,которые имеют, во-первых, соответствующие и четко определенные направленияформирования, во-вторых, такие же соответствующие и четко очерченныенаправления использования.
Финансовая системазанимает важное место в макроэкономике, так как экономическая жизнь страны взначительной мере зависит от ее состояния. В качестве проблем современного общества,которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпыразвития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание вадаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнююсоциальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс,низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Актуальностьтемы исследования определяетсянеобходимостью повышения эффективности функционирования финансовой системыРоссийской Федерации, что является одним из важнейших факторов экономическогороста в процессе рыночной трансформации. Взаимодействие финансовых, кредитных,бюджетных звеньев в существенной степени влияет на производственный иинвестиционный потенциал и решение социальных проблем. Поэтому огромную роль играетэффективное использование финансовых ресурсов, встает вопрос об оценкефинансовых возможностей, имеющихся для реализации принимаемых решений. Речьидет об определении объема ресурсов, которые могут быть мобилизованы дляфинансирования производственной и социальной сфер. Направление реальныхфинансовых потоков на решение острых проблем в жилищно-коммунальном хозяйстве,транспорте, здравоохранении и образовании. Эффективность функционирования финансовойсистемы Российской Федерации определяется как внешними условиями, так икачеством ее системы управления. Проблема совершенствования финансовой системы,повышения эффективности ее функционирования сложна и многогранна. В этой связивозрастает актуальность исследования вопросов повышения эффективности всехзвеньев финансовой системы и особенно их взаимодействия в современных условиях.
Целью моейработы является исследование финансовой системы, ее звеньев и функций,рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета напримере Российской Федерации; проанализировать доходы и расходыгосударственного бюджета за девять месяцев 2010 года.
Исходя изпоставленной цели, определены следующие задачи:
1. Дать определениепонятия финансов и финансовой системы, их сущности и функций.
2. Обозначитьподсистемы, сферы и звенья финансовой системы.
3. Подробнееразобрать функционирование одного определенного звена финансовой системы (мноюбыл выбран федеральный бюджет РФ).
4. Проанализироватьстатистические данные, относящиеся к функционированию финансовой системыстраны.
Предметомисследования работы является финансовая система РФ, ее сферы и звенья. Объектомисследования работы — финансовые отношения в государстве.
При написанииработы были использованы описательно-аналитический, экономико-статистическийметоды экономической теории, анализ документов.
Анализ литературы,используемой при написании работы, показывает, что данной проблеме посвященодостаточно большое количество монографий, учебников, статей. В работе использованы учебные пособия, периодическиепечатные издания, статистические данные и информация, публикуемая наофициальных сайтах Министерства финансов РФ, Российской газеты и др.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав,заключения, списка использованной литературы и приложений; содержит четырерисунка, две таблицы. Список использованной литературы включает 18наименований.

Глава 1. Сущность ифункции финансов
Категория «финансы»может рассматриваться с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупностьфондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первомслучае финансы выступают в качестве инструмента распределения иперераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудияконтроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются какособая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движенияцентрализованных и децентрализованных денежных средств. В условиях рыночнойэкономики государственные финансы являются инструментом государственнойполитики и государственного регулирования экономических систем.
Важнейшие свойствафинансов определяются как их признаки.
Основные признакифинансов выражаются в следующем:
1) финансы выступают вкачестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения,использования, перераспределения и накопления денежных средств;
2) распределительныйхарактер денежных отношений связан с движением реальных денег;
3) движение денежныхсредств имеет, как правило, односторонний(однонаправленный) характер;
4) финансы как денежныеотношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;
5) финансы выступают вкачестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование)воспроизводственного процесса в экономике;
6) финансы являются однимиз инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнениегосударством его функций и задач.
Перечисленные признакифинансов составляют необходимые условия реализации функций финансов.
Основными функциями финансовявляются:
· функцияраспределения и перераспределения национального дохода на федеральном,региональном и местном уровнях в форме межтерриториального, межотраслевого,внутриотраслевого и внутрихозяйственного движения финансов;
· контрольнаяфункция финансов, обеспечивающая проверку соблюдения законодательства в областифинансов и выполнение финансовых обязательств;
· регулирующаяфункция финансов, состоящая в организации финансовых отношений и в воздействиигосударства на развитие экономики посредством финансовых рычагов.
Функционирование финансовосновывается на следующих базовых принципах:финансовый бюджет фонд расходный
1. принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетаниеинтересов в сфере финансовых отношений на федеральном и территориальномуровнях;
2. принцип единства финансов, означающий единствонормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной системы,единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен бытьфинансовый учет;
3. принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовыхотношений;
4. принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов ирасходов, своевременное исполнение денежных обязательств;
5. принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческихструктурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственныхфинансах — как мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговыхпоступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденнымипараметрами;
6. принцип диверсификации источников финансирования и вложенийресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;
7. принцип стратегической ориентированности финансов,предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов. Конкретнойформой реализации этого принципа явился принятый в 2007 г. принцип 3 летнегофинансового планирования, который распространит свое действие и на другие сферы(на деятельность «Газпрома», на планирование государственногооборонного заказа и др.);
8. принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечениемгласности, т.е. доступности, финансовой информации;
9. принцип разграничения полномочий и предметов ведения вобласти финансовой деятельности между законодательной, исполнительной исудебной властями;
10. принцип научного подхода к организации финансов, означающий, чтофинансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию;
11. принцип экономичности и рациональности, требующийэффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;
12. принцип управляемости финансовыми потоками, предполагающийнедопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовыхобязательств.
Перечисленные принципыфункционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовыхресурсов и управления ими.
Под финансовыми ресурсамипонимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектовфинансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являютсягосударство, органы местного самоуправления, предприятия, организации,домохозяйства.
Различают следующие видыфинансовых ресурсов:
· собственныесредства;
· мобилизационныесредства;
· средства,поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов,располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовыхресурсов.
Собственными средствамиявляются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходыгосударственных и муниципальных предприятий идоходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения -заработная плата,премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы отпредпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личнымимуществом, пенсии, пособия, стипендии.
Мобилизационнымисредствами являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссияденежных средств, доходы от эмиссии ценныхбумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др.
Средства, поступающие впорядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальныхобразований — обязательными платежами; на уровне хозяйствующих субъектов идомохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровнедомохозяйств — поступлениями средств от кредитно — финансовых операций.
Как самостоятельноепонятие существует категория «финансовые ресурсы страны». К ним относят: часть ВВП, представленную валовой прибылью экономики; отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды; налоги на производство и импорт; налоги сфизических лиц; сбережения домашних хозяйств и кредиты, полученные из зарубежных стран.Роль финансов в экономике Россииопределяется тем, что финансы являются одним изосновных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративныхоснов устройства государства, обеспечения экономической эффективности исоциальной справедливости, стимулированияинвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы,глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международныхрынков капиталов, повышения качества жизни граждан.
В целом состояниеэкономики страны определяется прежде всего состоянием финансовой системы. Всовременной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:
1)обеспечение реальногосектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами;
2)переход насреднесрочную систему бюджетного планирования;
3)достижениесбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
4)совершенствованиеналоговой системы;
5)повышение эффективностииспользования государственной, муниципальной и частной собственности;
6)совершенствованиебюджетного федерализма;
7)обеспечение единстваденежно- кредитной и финансовой политики;
8)укрепление финансовогоконтроля;
9)развитие системыстрахования;
10)активное вовлечениесбережений населения в денежный оборот;
11)интеграция в мировуюфинансовую систему на равноправной основе и др.

Глава 2. Финансоваясистема и ее звенья
2.1 Содержание иструктура финансовой системы
Функции и роль финансовреализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляетсяраспределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.Финансовая система представляет собой встроенный элемент экономической системы,обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежныхсредств.
Содержание и структурафинансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежнойлитературе. В западной литературе понятие «финансовая система»определяется как совокупность финансовых рынков и финансовых инструментов,используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Такаятрактовка устраняет из финансовой системы государственное звено, и уязвимостьтакого подхода четко проявляется на примере современного кризиса, в преодолениипоследствий которого государство становится важнейшим антикризисным институтомс набором соответствующих финансовых инструментов воздействия.
В отечественнойлитературе превалирует функциональный подход к содержанию финансовой системы.Она определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовыхотношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондовденежных средств. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев)обусловливается различным участием субъектов экономических отношений вобразовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании ииспользовании денежных фондов и доходов.
Разграничения финансовойсистемы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, атакже в методах формирования и использования фондов денежных средств (таблица 1.). Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство, услуги,создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение частиВВП в бюджет и внебюджетные фонды. Черезгосударственный бюджет мобилизуются ресурсы в централизованный бюджетный фондгосударства с дальнейшим перераспределением между экономическими регионами,отраслями, министерствами, службами, агентствами, социальными группами населения.
Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных игосударственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовойсистемы любого государства. В соответствии с рассматриваемой точкой зренияотечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из двухукрупненных подсистем: государственных и муниципальных финансов, финансовхозяйствующих субъектов.В зависимости отконкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они в своюочередь делятся на звенья (рис. 1).
/>
Рисунок 1. Подсистемы извенья финансовой системы
Государственные имуниципальные финансы:
· бюджетнаясистема;
· внебюджетныефонды;
· государственныйкредит.
Финансы хозяйствующихсубъектов:
· коммерческихпредприятий и организаций;
· финансовыхпосредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховыхорганизаций и других финансовых институтов);
· некоммерческихорганизаций.
В настоящее времягосударственная бюджетная система России представлена следующими звеньями:
· федеральныйбюджет;
· территориальныебюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краевые, областныеавтономных областей, автономных округов и городские Москвы и Санкт-Петербурга);
· бюджетымуниципальных образований (местные бюджеты)
Современная бюджетнаясистема России трех уровней определенным образом приблизилась к структуребюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство.
2.2 Внебюджетные фонды
Внебюджетные фондысоздаются на определенный срок или действуют постоянно. Их формирование связанос необходимостью иметь независимые от принятия или непринятия государственногобюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворениятаких важнейших общественных благ, как социальное обеспечение издравоохранение.
Для аккумуляции ииспользования средств этих фондов государство применяет специфические формы иметоды. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звеногосударственных финансов. По признаку целевой направленности использованиясредств внебюджетные фонды можно объединить в две группы: внебюджетные фондысоциального назначения и внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевогохарактера. Кроме того, образуются внебюджетные фонды территориального значения.
В российской действительностиконцентрация значительных средств(почти равных федеральному бюджету) вовнебюджетных фондах при ослаблении государственного финансового контроля в рядеслучаев приводила к их неэффективному использованию. Для усиления контроля за распределениемгосударственных финансовых ресурсов была произведена консолидация рядагосударственных внебюджетных фондов в федеральном бюджете.
Это касалось внебюджетныхфондов, доходы которых формировались за счет обязательных платежей предприятийи организаций. Целевая направленность консолидированных фондов сохраняется.Консолидация не распространилась на государственные целевые внебюджетные фондысоциального назначения: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ иФедеральный фонд обязательного медицинского страхования.
ПФ Российской Федерациисоздан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения вРоссийской Федерации и является самостоятельным финансово-кредитнымучреждением.
ФСС Российской Федерациисоздан в целях обеспечения государственных гарантий в системе социальногострахования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованиемсредств социального страхования. ФОМСпредназначен для аккумулирования денежных ресурсов на обязательное медицинскоестрахование граждан, обеспечение стабильности государственной системыобязательного медицинского страхования и выравнивание финансовых ресурсов егопроведения.

2.3 Государственныйкредит
Государственный кредитвыделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как емуприсущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечениюсредств в централизованные фонды государства. Государственный кредитпредставляет собой особую форму денежных отношений между государством июридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает вкачестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта.
Наиболее широкодеятельность государства проявляется как заемщика средств. Его операции вкачестве кредитора, предоставляющего ссуды или гарантии юридическим и физическимлицам, значительно уже. Тем не менее, в последнее время финансирование избюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом ростагосударственных расходов над возможностями расширения собственной доходнойбазы, что позволяет обеспечить покрытие запланированных расходов бюджета вусловиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и дляпреодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всехуровней.
2.4 Финансы хозяйствующихсубъектов
Финансы хозяйствующихсубъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности,-относительно самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основнаячасть доходов, которая в результате перераспределения по установленнымгосударством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а такжевнебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых)средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантийгосударства направляется на финансирование как текучей, так и инвестиционнойдеятельности предприятий в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансовхозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья: финансы коммерческих организаций, финансы некоммерческихорганизаций. Финансовые отношения каждого из этих звеньев имеют специфику,связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированиемдоходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.
Таким образом, вотечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладаетфункциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, нерассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающиераспределение перераспределение денежных ресурсов в экономике.
Обобщая рассмотренныеподходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что она встранах с рыночной экономикой представляет собой сложно структурированнуюсистему, которой присущи как функциональная, так и институциональная основы.Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы.
Финансовая системапредставляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) ифинансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментовформирование и использование денежных средств государства, организаций инаселения.
Таким образом, финансоваясистема состоит из трех взаимосвязанных подсистем, каждая из которых, в своюочередь, включает несколько подсистем более низкого уровня. Так, в подсистемефинансов секторов экономики выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансыгосударства, финансы хозяйствующих субъектов, финансы граждан (домохозяйств).
Реализациясоответствующих отношений осуществляется через финансовые институты двумяспособами: путем прямых финансовых отношений между отдельными субъектаминазванных сфер (а также внутри них) и опосредованных финансовых отношений междусубъектами, т. е. через финансовые рынки.
Институциональная подсистемапредставляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовыхрынков, организаций (учреждений-посредников), финансовых инструментов иинформационных технологий обеспечивает перераспределение ограниченныхфинансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов вопределенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этихресурсов.
Перераспределение средствс помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движениемфинансовых потоков (рис.2.).
/>
/>/>Рисунок 2. Финансовыепотоки
Финансовые организации иучреждения, как коммерческие, так и некоммерческие, являются активнымипосредниками в реализации финансовых отношений, движении финансовых потоков, аследовательно, и в обеспечении эффективности финансовой политики всех субъектовсистемы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуги продуктов. К таким финансовым институтам относятся организации, учреждения,осуществляющие и регулирующие финансовую деятельность: Минфин России,Федеральное казначейство, Банк России, Федеральная налоговая служба (ФСНРоссии), фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые иинвестиционные компании, использующие для оказания услуг различные финансовыеинструменты.
Финансовая системаотносится к динамичным системам, что обусловливает ее подвижное равновесие,ведущее к развитию и изменению структурных компонентов системы, финансовыхинститутов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансоваясистема, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты иуслуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространствеи времени. Административная реформа, начавшаяся в нашей стране в 2004 г.,внесла существенные изменения в государственную инфраструктуру финансовойсистемы. Однако эффективность этих преобразований можно будет оценить немногопозднее.
Современная финансоваясистема принимает глобальны характер, поскольку финансовые рынки и финансовыепосредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационнуюсеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала ифинансовых потоков. В развитии финансовых систем важную роль играет финансоваяполитика, реализация которой в значительной степени обусловливаетсяфункционированием и самой финансовой системы, которая в современных условияхэкономического роста, достигаемого в значительной степени за счет ценовогофактора на сырьевые ресурсы, требует более тонкой настройки.

Глава 3. Федеральный бюджет как основафинансовой системы
Главным звеном финансовой системы государства является федеральныйбюджет, который представляет собой форму образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств для обеспечения функций органовгосударственной власти. Федеральный бюджет является основным финансовым планомстраны, утверждаемым Федеральным Собранием Российской Федерации в качестве закона.
Через госбюджет государство концентрирует у себя значительнуюдолю национального дохода для финансирования народного хозяйства,социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержанияорганов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходитперераспределение национального дохода, что создает возможность маневрироватьденежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развитияобщественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовуюполитику на всей территории страны.
В условиях перехода на рыночные отношения государственныйбюджет сохраняет свою важную роль. Изменяются лишь методы его воздействия наобщественное производство путем создания иного режима расходования бюджетныхсредств. В современных условиях развитие общественного производстваобеспечивается не методами бюджетного финансирования и дотирования, а с помощьюэкономических методов, использование которых позволяет перейти к финансовомурегулированию экономики. Средства бюджета должны направляться на осуществлениеинвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсииоборонных отраслей. Расходы бюджета в области экономики призваны способствоватьформированию рациональной структуры общественного производства, наращиваниюнаучно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы.Применяя различные формы воздействия на экономику, государство способносущественно изменить сложившиеся народнохозяйственные пропорции, напримерликвидировать нерентабельные предприятия или их перепрофилировать.
Важная роль государственного бюджета не ограничиваетсяфинансированием сферы материального производства. Бюджетные ресурсынаправляются также в непроизводственную сферу (образование, здравоохранение,культуру и др.). Финансирование предприятий и учреждений социально-культурногонаправления осуществляется за счет бюджетных и внебюджетных фондов. Расходыбюджета, обусловленные реализацией социальной политики государства, имеютогромное значение. Они позволяют государству развивать систему народногообразования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан вмедицинском обслуживании, повышать уровень их социального обеспечения,осуществлять социальную защиту.
Расходы бюджета на социально-культурные мероприятия имеют нетолько социальное, но и экономическое значение, так как представляют важнейшуючасть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышенияматериального и культурного уровня жизни народа.
Рассмотрим исполнение бюджета.
3.1 Основные параметры федерального бюджета
Основными параметрами бюджетаназывают суммарные цифры ожидаемых доходов и расходов государства, а такжетакие показатели, как инфляция, курс рубля и цена на нефть, — параметры,которые в значительной степени влияют на цифры будущих доходов и расходов.(рис. 3)Как видим, второй год кряду бюджет РФ будет с большим дефицитом.

/>
Рисунок 3. Основные параметры бюджетов 2009 и 2010 гг.
Рассмотрим, кудабудут направлены расходы, какие статьи расходов выросли слишком сильно, а какиечересчур урезались. Из пояснительной записки к документу о государственномбюджете — 2010 можно «извлечь» структуру расходов(таб.2)
Еслианализировать изменения в бюджете на 2010 год по сравнению с бюджетом натекущий год (см. таблицу 2), то в разрезе крупных статей расходов в целом всего4 статьи оказались «в плюсе»: общегосударственные вопросы (+23,7%),нац. оборона (+3,4%), нац. безопасность (+5,6%) и межбюджетные трансферты, авернее их самая крупная составляющая —

/>
Таблица 2. Структурарасходов
2 значения «с учетом инфляции» получены с учетом показателяинфляции на 2010 год на уровне 10%: каждый рубль 2009 года «эквивалентен»в реальном выражении 1,1 рублям 2010 года.
трансферты пенсионному фонду РФ (+30%). В то же время все остальные видырасходов оказались «в минусе» — с самым значительным минусом у статьирасходов «Национальная экономика» в объеме -500 млрд. (или -27%).
Кромединамики объемов крупных статей расходов, интересно также, какие подстатьирасходов изменились значительнее всего. Статья межбюджетных трансфертовувеличилась на 174 млрд., однако динамика ее компонентов еще более драматична.Важной составляющей являются трансферты пенсионному фонду, которые вырослиболее чем на 580 млрд. руб. Остальные составляющие, это различная помощьбюджетам других уровней, а также фондам социального и медицинского страхования былиуменьшены более чем на 400 млрд. руб., за счет чего и был компенсирован такойзначительный рост трансфертов в пенсионный фонд РФ.
Статья «Национальнаяэкономика» оказалась в самом большом минусе — расходы по ней снизилисьболее чем на 500 млрд. В то же время, расходы по этой статье в 2010 годупревзойдут уровень 2008 года, даже в реальном выражении.
/>
Рисунок 4.Расходы на общегосударственные вопросы

Статья «Общегосударственныевопросы» увеличивается на протяжении всех 3 лет. Рост планируемых в 2010году расходов на 227,4 млрд. рублей обусловлен, в основном, ростом расходов намеждународные отношения и международное сотрудничество (+34,5 млрд.), наобслуживание государственного и муниципального долга (+101 млрд.), а такжеростом расходов на «другие общегосударственные вопросы» (+113 млрд.).
Общая картина ясна: расходы бюджета-2010 незначительно отличаются отрасходов-2009. При этом в структуре бюджета-2010 значительно выросли показателиобщегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов (за счет увеличениятрансфертов пенсионному фонду), а также умеренно выросли расходы на нац.оборону и нац. безопасность (+3,4% и +5,6%). При практически неизменном общемобъеме расходов бюджета-2010 в сравнении с бюджетом-2009 для финансированиявышеприведенных увеличившихся расходов были значительно сокращены расходы нанациональную экономику (-500 млрд, или -27%), трансферты другим бюджетам (крометрансфертов пенсионному фонду РФ), а также умеренно (в пределах 4—9%) былисокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение,культуру и т. д.
Стоитотметить, что в номинальном выражении относительно бюджета-2008 расходыбюджета-2010 по всем статьям выросли. Именно поэтому, с учетом «антикризисной»особенности 2009 года, к эмоциональным суждениям о снижении расходов на те, илииные статьи бюджета в сравнении с текущим годом стоит относиться достаточнокритично.
3.2 Доходыфедерального бюджета за январь -сентябрь 2010 года
По предварительной оценке, за январь-сентябрь 2010 года в бюджетРФ поступило 6 трлн. 6,969 млрд. рублей, или 77,2% к общему объему доходовфедерального бюджета, утвержденному федеральным законом «О федеральномбюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Кассовое исполнение расходов составило 6 трлн. 734,616 млрд.рублей, или 65,9% к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям и 65,8%к уточненной росписи. Первичный дефицит достиг 562,311 млрд. рублей.
Объем ВВП России за 9 месяцев 2010 года составил 32 трлн. 729,7млрд. рублей.
По данным Минфина, Федеральная налоговая служба за январь-сентябрьтекущего года мобилизовала в федеральный бюджет 2 трлн. 351,149 млрд. рублей,или 78% к прогнозным показателям доходов федерального бюджета на 2010 год;Федеральная таможенная служба — 3 трлн. 111,616 млрд. рублей (76,6%).
Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом обеспечилодоходы в сумме 42,350 млрд. рублей (71,6% к прогнозу). Другими федеральнымиорганами было перечислено в бюджет 501,856 млрд. рублей (77,9% к прогнознымпоказателям).
Доходы без учета доходов от перечисления части прибыли ЦентробанкаРФ и управления средствами Резервного фонда и Фонда национальногоблагосостояния (ФНБ) – 196,916 млрд. рублей или 59,3% к прогнозным показателямдоходов федерального бюджета на 2010 год.
Добавим, что на 1 октября 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 1 трлн. 258,258 млрд. рублей,совокупный объем средств ФНБ — 2 трлн. 722,147 млрд. рублей.

Заключение
Таким образом,ознакомившись с общими вопросами устройства финансовой системы РФ можносказать, что финансы — это денежные отношения, возникающие в процессераспределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта ичасти национального богатства в связи с формированием денежных доходов инакоплений у субъектов хозяйствования и государства. Использованием их нарасширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих,удовлетворение социальных и других потребностей общества. Сущность финансовпроявляется в их функциях: распределительной, контрольной и регулирующей. Важнымспецифическим признаком финансов, отличающим их от других распределительныхкатегорий, является то, что финансовые отношения всегда связаны с формированиемденежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов.
Во второй главе курсовойработы подробнее рассмотрели характеристики составных подсистем финансовойсистемы. Таким образом, финансовая система — это система взаимосвязанныхэлементов: государственных и муниципальных финансов, финансов хозяйствующихсубъектов. Каждый элемент в свою очередь делится на звенья, что в едином целомсоставляет структуру влияющих друг на друга финансовых сфер государства.
Таким образом,проанализировав множество источников можно сделать вывод, что финансоваясистема Российской Федерации координирует движение денежных средств посредствомразличных фондов и требует постоянного совершенствования, учитывая постоянноменяющиеся экономические условия и предпосылки.
Втретьей главе рассмотрели федеральный бюджет и проанализировали бюджет 2010года. За январь-сентябрь 2010 года в бюджет РФпоступило 6 трлн. 6,969 млрд. рублей. Расходы бюджета-2010 незначительноотличаются от расходов 2009 г. При этом в структуре бюджета 2010 г. значительновыросли показатели общегосударственных расходов и межбюджетных трансфертов. Былисокращены другие статьи расходов: на ЖКХ, образование, здравоохранение,культуру и т. д.Первичный дефицит достиг 562,311млрд. рублей.
В ходе проведенной работыбыли достигнуты поставленные передо мной задачи: даны определения финансов,финансовой системы, их сущности и их функций; освещена структура финансовойсистемы Российской Федерации; достаточно полно рассмотрено функционированиеодного из звеньев финансовой системы – федерального бюджета РФ.
Итак, мыможем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настольковажную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофическиепоследствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится поджестким контролем государства. Используя различные методы, государство добиваетсятакого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики,эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.
В то же время экспертыотмечают, что развитие финансовой системы страны на ближайшие 12-15 лет является более чем своевременным. Неконкурентоспособная и не готовая встретитьвызовы глобализации финансовая система может сама по себе стать не простотормозом экономического развития, но и причиной кризиса любого масштаба. В тоже время правильно организованная и ориентированная финансовая система можетстать важным антикризисным механизмом и фактором социальной стабильности.
Финансовая система страныдолжна удовлетворять спрос со стороны населения на инструменты использованияего сбережений — помогать формированию и росту достатка среднего класса.

Список литературы
1. Ашмарина Е.М.Современная финансовая система РФ // Государство и право, №6,2004
2. Воронин Д.М.Финансовое обеспечение экономического роста РФ// Финансы и кредит, 2006
3. Григорьев А.С.,Гурвич, Е.М., Савайтюгин А.Г. Финансовая система и экономическое развитие //Мировая экономика и международные отношения, №7,2003
4. Государственные имуниципальные финансы: учебное пособие / под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд.,прераб. и доп. – М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2007. — 319 с.
5. Завьялов Д.Ю.Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы, №6,2008
6. Лахтина Т.А. Осущности финансовой системы как элемента современного государства// Финансовоеправо. 2005. №4
7. Ломакин В.К.Мировая экономика: Учебник для вузов. / В.К. Ломакин. – М.: Финансы, 2008–671 с.
8. Лялин В.А.Финансовый рынок в России / Деньги, №7, 2007
9. Новикова М.В. "Государственные и муниципальные финансы: конспект лекций".- М.: Эксмо,2008
10. Социально-экономическое положение России. — М.: ИИЦ «Статистика России»,2009
11. Сплендер В.А.Финансы, денежное обращение и кредит. — М.: МИЭМП, 2007
12. Терещенко О.В.,Костяева Е.В. Финансовая система Российской Федерации в современных условиях:лекция для студентов заочного отделения. / О.В. Терещенко, Е.В. Костяева. –Изд-во НГТУ, 2006. – 78 с.
13. Теория финансов:Учебное пособие. / Под ред. С.И. Берлин. – М.: Юрайт, 2007. -575 с.
14. Финансы и кредитУчебник/под ред. проф.М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. 2-е изд.перераб. и доп.-М.: Высшее образование, Юрайт — Издат, 2009.-609 с.
15. www.flime.ru
16. www.rg.ru
17. www.minfin.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.