Реферат по предмету "Финансовые науки"


Финансовое планирование в унитарных предприятиях

Содержание
Введение
1. Организация финансовой службы (отдела) унитарногопредприятия
2. Разработка и утверждение программы деятельностиунитарного предприятия
3. Показатели экономическойэффективности деятельности унитарного предприятия
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Унитарным предприятиемпризнается коммерческая организация, не наделенная правом собственности назакрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятияявляется неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в томчисле между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут бытьсозданы только государственные и муниципальные предприятия (ст.113.1 ГК РФ).
Унитарное предприятие,основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решениюуполномоченного на то государственным органом или органом местногосамоуправления. Собственник имущества предприятия, основанного на правехозяйственного ведения, не отвечает по обязательства предприятия (ст.114 ГКРФ).
В случая, предусмотренныхзаконом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, по решениюПравительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося вфедеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие,основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие)(ст.115.1 ГК РФ).
В России в форме унитарныхпредприятий существуют только государственные и муниципальные предприятия. Ониуправляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным)имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управленияфедеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, оноименуется федеральным казенным предприятием. Все остальные унитарныепредприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственноговедения.
1. Организация финансовой службы (отдела)унитарного предприятия
Основное назначение финансовогоменеджмента — построение эффективной системы управления финансами,обеспечивающей достижение тактических и стратегических целей деятельностипредприятия.
В соответствии с объемом исложностью решаемых задач финансовая служба предприятия может быть представленафинансовым управлением (на крупных предприятиях), финансовым отделом (насредних предприятиях) либо финансовым директором или главным бухгалтером,который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и финансовойстратегией (на малых предприятиях). Примерная структура финансовой службывключает, как правило, подразделения, указанные на рис.1.
/>

Рис.1. Примерная структурафинансовой службы
Качество финансового управленияв значительной мере определяется уровнем бухгалтерского и управленческогоучета. Для того чтобы управление было эффективным, оно должно опираться наразнообразную и достоверную информацию о состоянии как внутренней, так ивнешней среды, быстро реагировать на все происходящие в ней изменения. Учетдолжен строиться таким образом, чтобы оперативно сводить разрозненнуюфинансовую информацию воедино, определять влияние отдельных факторов среды наобщее финансовое положение, своевременно определять отклонения в плановыхпоказателях от реальных. Сосредоточивая свое внимание на отклонениях, менеджерымогут управлять ими, т.е. заниматься именно теми показателями, которые большевсего нуждаются в улучшении.
Аналитический отдел занимаетсяанализом и оценкой финансового состояния предприятия, в том числе выполненияплановых заданий по прибыли и объемам реализации, ликвидности и рентабельности.В задачу этой службы также входит прогнозирование финансовых показателей,исходя из конъюнктуры рынка, деятельности предприятий-аналогов ипредприятий-контрагентов. Специалисты данного отдела могут оцениватьпредполагаемые инвестиционные проекты.
Отдел финансового планирования (каккраткосрочного, так и долгосрочного) разрабатывает основные плановые документы:баланс доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, плановый балансактивов и пассивов. Информационной основой планирования выступают данныеаналитического и оперативного отделов, бухгалтерии, других экономических службпредприятия, а. также нормативные и инструктивные материалы.
Оперативный, отдел инкассируетсчета, накладные и т.п., отслеживает их оплату и в условиях регулированиягосударством наличного обращения следит, чтобы расчеты наличными деньгами междуюридическими лицами не превышали установленного лимита. Этот отдел контролируеттакже взаимоотношения с банками по поводу безналичных расчетов и полученияналичных денежных средств. Претензионная группа в составе оперативного отделарешает споры, возникающие между предприятием и его контрагентами (поставщиками,покупателями), государством (налоговой инспекцией) и внебюджетными фондами поповоду уплаты штрафов, неустоек, начисления пеней и. других мер экономическоговоздействия на предприятие, которые вытекают из условий договоров и нормативнойбазы, регулирующей деятельность предприятия.
Отдел ценных бумаг и валютформирует портфель ценных бумаг и управляет им, поддерживая его оптимальность спозиций доходности и риска. Он также принимает участие в работе валютных ифондовых бирж в целях удовлетворения текущих нужд предприятия в рублевых иливалютных средствах.
В процессе организациифинансовой деятельности используются следующие финансовые инструменты:
финансовые активы — денежные средства;контрактное право получать от другого предприятия денежные средства;контрактное право обмена с другими предприятиями финансовыми инструментами навзаимовыгодных условиях; договорное контрактное право уступки или переуступкиправ требования; контрактные права по доверительному трастовому управлению;
финансовые обязательства — контрактные договорные обязательства по выплате денежных средств,предоставлению другого вида активов другому предприятию, обмену финансовымиинструментами с другими предприятиями на потенциально выгодных условиях.2. Разработка и утверждение программы деятельностиунитарного предприятия
Руководитель федеральногогосударственного унитарного предприятия представляет ежегодно, до 1 августа, вфедеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находитсяпредприятие, проект программы деятельности предприятия на следующий год,разработанной по установленной форме и представляющей собой комплексмероприятий, связанных между собой по срокам и источникам финансирования.
Мероприятия программы должныотражать основные направления деятельности в планируемом периоде по достижениюцелей, определенных уставом, решениями Правительства Российской Федерации ифедеральных органов исполнительной власти.
Вместе с проектом программыпредставляется технико-экономическое обоснование планируемых мероприятий,затрат на их реализацию, а также ожидаемого эффекта от их выполнения.
Одновременно проект программыдеятельности предприятия на следующий год представляется:
в Министерство имущественныхотношений Российской Федерации — в случае если объем выручки предприятия отреализации продукции (работ, услуг) за предыдущий год равен либо превышает 50млн. рублей или балансовая сумма активов предприятия на конец предыдущего годаравна либо превышает 20 млн. рублей;
в территориальный органМинистерства имущественных отношений Российской Федерации — в случае еслипредприятие не отвечает ни одному из двух указанных условий.
Федеральный орган исполнительнойвласти до 1 ноября утверждает программы деятельности предприятий на следующийгод.
Программа деятельностипредприятия представляется федеральным органом исполнительной власти вМинистерство имущественных отношений Российской Федерации в течение 7 дней сдаты ее утверждения.
В случае если проект программыдеятельности предприятия не рассмотрен федеральным органом исполнительнойвласти решение не принято в установленные сроки, программа деятельностипредприятия утверждается Министерством имущественных отношений РоссийскойФедерации до 1 декабря.
Руководитель предприятия ежегодно,до 1 апреля, вместе с отчетом о деятельности предприятия за прошедший годпредставляет в федеральный орган исполнительной власти предложения по уточнениюразмера части прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в текущемгоду, а также при необходимости — предложения по уточнению показателейдеятельности предприятия, предусмотренных программой деятельности предприятияна текущий год.
Часть прибыли предприятия запредыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году,определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год иутвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли,подлежащая перечислению в федеральный бюджет, рассчитывается путем уменьшениясуммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год насумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий годрасходов на реализацию мероприятий по развитию предприятия, осуществляемых засчет чистой прибыли.
При отсутствии утвержденнойпрограммы деятельности предприятия на текущий год часть прибыли предприятия,подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется путемуменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия запрошедший год на сумму обязательных отчислений в фонды предприятия,образованные в соответствии с законодательством и уставом предприятия.
Чистая прибыль (нераспределеннаяприбыль) определяется на основании данных бухгалтерской отчетности.
Контроль за перечислением вфедеральный бюджет части прибыли предприятия осуществляется федеральным органомисполнительной власти и Министерством имущественных отношений РоссийскойФедерации в течение года на основании анализа ежеквартальной отчетностипредприятий и данных реестра показателей экономической эффективности.
Программа деятельности ФГУПдолжна состоять из 4 разделов:
1) краткая характеристика ходареализации программы деятельности предприятия в предыдущем году и в первомполугодии текущего года;
2) мероприятия по развитиюпредприятия в снабженческо-сбытовой, производственной, финансово-инвестиционнойи социальной сферах (суммы затрат и ожидаемый эффект от мероприятий с подробнойклассификацией мероприятий, относящихся к той или иной сфере);
3) бюджет предприятия напланируемый период (финансовое обеспечение программы);
4) показатели деятельностипредприятия на планируемый период (выручка (нетто) от продажи товаров,продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость ианалогичных обязательных платежей), чистая прибыль (убыток), часть прибыли,подлежащая перечислению в федеральный бюджет, стоимость чистых активов).3. Показатели экономической эффективностидеятельности унитарного предприятия
Показатели экономическойэффективности деятельности подведомственных федеральных государственныхунитарных предприятий ежегодно утверждаются федеральными органамиисполнительной власти в составе программ их деятельности. При утверждении программдеятельности и определении подлежащей перечислению в федеральный бюджет частиприбыли федеральных государственных унитарных предприятий федеральный органисполнительной власти руководствуется планируемой суммой доходов федеральногобюджета, формируемых за счет части прибыли всех подведомственных емуфедеральных государственных унитарных предприятий, учтенной при подготовкепроекта федерального бюджета на соответствующий год.
Для унитарных предприятийопределяются утверждаемые и фактически достигнутые величины следующихпоказателей экономической эффективности деятельности (в тыс. рублей):
выручка (нетто) от продажитоваров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость,акцизов и аналогичных обязательных платежей);
чистая прибыль;
часть прибыли, подлежащаяперечислению в федеральный бюджет;
чистые активы.
Выручка от реализации продукции- важнейший результат производственно-хозяйственной и коммерческой деятельностипредприятия; в основном соответствует принятому в мировой практике показателю«объем продаж». Под выручкой от реализации понимается сумма денежныхсредств, фактически поступившая на счета предприятия в банке, в кассупредприятия, и другие поступления в оплату реализованной продукции (работ,услуг) за данный период — месяц, квартал, год. В выручку от реализациипродукции включаются суммы, поступившие за реализацию готовой продукции иполуфабрикатов собственного производства, работ и услуг промышленногохарактера, покупных изделий (ранее приобретенных узлов и деталей для комплектации)и др. Зависит от объема реализованной продукции, ее ассортимента, качества исортности, уровня цен. Своевременность и полнота поступлений выручки отреализации продукции способствует нормальному финансовому состоянию объектахозяйствования.
Выручка-нетто — вся валоваявыручка, которую получает (или предполагает получить) предприятие на основевыполнения заключенных договоров, за минусом налогов, исчисляемых от нее.
Прибыль — превышение доходов отпродажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров.Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продуктахозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на этудеятельность в денежном выражении. Различают: полную, общую прибыль, называемуюбалансовой; чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогови отчислений; бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между ценой (доходамиот продажи) и бухгалтерскими издержками, и экономическую прибыль, котораяучитывает альтернативные издержки. Обычно экономическая прибыль меньшебухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержекпредпринимателя, не учтенных в себестоимости, в которые иногда включаютупущенные возможности; кроме того, бывают издержки, не отраженные в балансе.
Активы — это любая собственностькомпании; машины и оборудование, здания, запасы, банковские вклады и инвестициив ценные бумаги, патенты (в западной практике также деловая репутация); частьбухгалтерского баланса отражающая материальные и нематериальные (гудвилл)ценности предприятия с точки зрения их состава и размещения; превышение доходовнад расходами в некоторых видах балансов (платежный баланс и т.д.); взарубежной практике это любой предмет, материальный или нематериальный, которыйпредставляет ценность для своего владельца. В большинстве случаев это либоналичные деньги, либо то, что может быть обращено в наличные деньги; исключениесоставляют досрочные выплаты ренты, местного налога на недвижимость или налогана автомобиль, то есть платежи ранее установленного срока.
Чистые активы — расчетнаявеличина, определяемая путем вычитания из суммы активов (в которую включаютсяденежное и неденежное имущество по балансовой стоимости, основные средства ииные внеоборотные активы, кроме задолженности участников по их вкладам вуставный капитал, задолженность организации за проданное ей имущество; запасы изатраты; денежные средства, расчеты и прочие активы) сумм ее обязательств.
Заключение
В сфере деятельности ГУП (МУП)предметом современного финансового права охватываются четыре группы отношениймежду государством (муниципальным образованием) и ГУП (МУП):
по финансированию деятельностиГУП;
по выполнению финансовыхобязательств ГУП (МУП) перед государством (муниципальным образованием), включаяналоговые обязательства и обязательства по отчислению части или свободногоостатка прибыли ГУП (МУП);
по установлению государством (муниципальнымобразованием) финансовых нормативов и показателей экономической эффективностиГУП (МУП);
по государственному финансовомуконтролю деятельности ГУП (МУП).
При этом первые две группыявляются одновременно бюджетными отношениями.
Нормы, регулирующие данныеотношения, в своей совокупности составляют правовой институт «финансыунитарных предприятий».
Под финансами унитарныхпредприятий понимается не только прибыль этих предприятий, но и средстваамортизационных отчислений, управление выручкой, тарифная политика предприятия.
Как поступить с прибыльюунитарных предприятий — вопрос давно и принципиально решенный: она частичномобилизуется в бюджет. Существует специальная мера и для убыточных предприятий — зачисление в бюджет в полном объеме амортизационных отчислений.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. — М.: Издательство «ПРИОР», 2004.
2. Постановление Правительства РФ от 10 апреля 2002 г. N 228«Омерах по повышению эффективности использования федерального имущества,закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарныхпредприятий».
3. Правиларазработки иутверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению вфедеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарныхпредприятий (утв. постановлением Правительства РФот 10 апреля 2002 г. №228).
4. Галицкая С.В. Денежноеобращение, финансы, кредит. — М.: Международные отношения, 2002. — 272 с.
5. Попов В.М., Млодик С.Г., Зверев А.А. Анализ финансовыхрешений в бизнесе. — М.: КНОРУС, 2004. — 288 с.
6. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-М, 2001. — 543 с.
7. Шуляк П.Н. Финансыпредприятия. — М.: Издательский дом «Дашков и Ко»., 2000. — 752 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.