Государственный Университет Управления
Заочное отделение
Учебнаядисциплина –Финансы, денежное обращение и кредит
КУРСОВАЯ РАБОТА
натему:
Финансово-кредитнаясистема РФ, принципы ее формирования и функционирования отдельных звеньевМосква 2000
СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………………3
1. Понятие и сущность финансово-кредитной
системы и ее звеньев …………………………………………………5
2. Характеристика,формирование и принципы
функционированияосновных звеньев финансово-
кредитнойсистемы …………………………………………………...10
2.1.Бюджетное звено финансово-кредитной системы …………-
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ………………...12
2.1.2. Государственный кредит ………………………………………14
2.2.Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной
системы ………………………………………………………………15
2.3.Страховое звено финансово-кредитной системы ……….…..20
3.Финансы предприятий различных форм
собственности…………………………………………………….….25
Заключение………………………………………………………………30
Списокиспользованных источников ……………….…………… 32
Введение
Государство не может реализовать своювнутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение своих социально-экономическихпрограмм, функций обороны и безопасности страны, не располагая финансовымиресурсами, не используя широкие возможности воздействия на все эти явленияпосредством финансового механизма. Развитие в стране местного самоуправления,призванного решать задачи местного значения, также требует соответствующегофинансового обеспечения, функционирования финансов муниципальных образований.
Переход к рыночным отношениям требуетусиления роли экономических, в том числе и финансовых, рычагов в регулированииобщественного производства взамен административно-командных методов управления.Развитие этих отношений обусловлено общественным разделением труда, наличиемразных форм собственности и основанных на них организационно-правовых формхозяйственной деятельности, экономической обособленностью и равноправием ихсубъектов, внешнеэкономическими связями. В результате распределениеобщественного продукта и национального дохода происходит в денежной форме.Конституционное и законодательное закрепление разнообразия форм собственностии развития рыночного механизма[1]определяет перспективы расширения и углубления товарно-денежных отношений вРоссийской Федерации.
Финансы как целостная экономическаякатегория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которуювходят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), для каждого из которыххарактерны свои особенности. Необходимость их выделения обусловленамногообразием потребностей общества, которые обслуживают финансы, охватываясвоим воздействием всю экономику страны и социальную сферу. Совокупностьвходящих в состав финансов звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансово-кредитнуюсистему страны.
В финансовой системе Российской Федерациив последние годы произошли существенные изменения в связи с новыми экономическимии политическими условиями (переход к рыночным отношениям, распад СССР,изменение федеративных отношений в Российской Федерации, становление местногосамоуправления и др.). Они коснулись как состава финансовой системы (появилисьновые институты), так и содержания вошедших в нее звеньев, их внутреннегостроения, взаимодействия между собой.
На современном этапе в состав финансовойсистемы Российской Федерации входят:
– бюджетнаясистема, состоящая из государственных (федерального бюджета и бюджетовсубъектов Федерации) и местных бюджетов муниципальных образований;
–внебюджетные целевые государственные и муниципальные
(местные) фонды;
–финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;
–имущественное и личное страхование;
–кредит (государственный, муниципальный и банковский). Названные звеньяфинансовой системы существуют как на федеральном уровне, так и на уровнесубъектов Федерации и местного самоуправления. Все они обладают общимисвойствами финансов как экономической категории, но в силу своих особенностейпо-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе с темвзаимодействуя между собою. Многозвенность финансовой системы способствуетбольшей ее гибкости и эффективности.
1.Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев
Понятие «финансовая система»является развитием более общего понятия «финансы». Финансы, какотмечалось во введении, выражают экономические общественные отношения. Однако вкаждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют своюспецифику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процессвоспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятийобслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП,распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственныйбюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, ипроисходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическимирегионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальныефонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионныйфонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны.Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийнымибедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию – выплаты застрахованномулицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.
Таким образом, каждое звено финансовойсистемы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансоваясистема в целом – совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессекоторых образуются и используются фонды денежных средств.
Другими словами, финансовая система – этосистема форм и методов образования, распределения и использования фондовденежных средств государства и предприятий.
Финансовая система РоссийскойФедерации включает следующие звенья финансовых отношений:
- государственную бюджетнуюсистему;
- внебюджетные специальные фонды;
- государственный кредит;
- фонды страхования;
- финансы предприятий различных формсобственности.
Первые три блока финансовых отношенийотносятся к централизованным финансам и используются для регулированияэкономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношенияпредприятий относятся к децентрализованным финансам и используются длярегулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.
• В1991 г. бюджетная система Российской Федерации претерпела кардинальныеизменения. До этого государственный бюджет Российской Федерации, как и другихсоюзных республик, включался в государственный бюджет СССР, в которомотражались все бюджеты на территории страны, в том числе сельские ипоселковые. Он состоял из союзного бюджета, государственных бюджетов 15 союзныхреспублик и бюджета государственного социального страхования. В союзном бюджетев 1970 – 1990 гг. концентрировались 52 – 50% общего объема ресурсовгосударственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48 – 50%,из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов республик и15% – в местных бюджетах.
В соответствии с Законом РСФСР «Обосновах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября1991 г. и рядом других законов и постановлений Правительства РоссийскойФедерации государственная бюджетная система России была коренным образомперестроена и в настоящее время включает три звена:
ü республиканский бюджет Российской Федерации, или федеральныйбюджет;
ü бюджеты национально-государственных и административно-территориальныхобразований, к которым относятся республиканские бюджеты республик в составеРоссийской Федерации, краевые, областные бюджеты, бюджеты автономных областей,автономных округов и городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Это бюджетысубъектов Федерации;
ü местные бюджеты.
Все эти бюджеты функционируют автономно.Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, апоследние не включаются в федеральный республиканский бюджет.
Таким образом, структура бюджетной системыРоссийской Федерации приближена к структуре бюджетных систем западных стран.
Если в 1992 г. 70% ресурсов поступили вфедеральный бюджет и 30% – в бюджеты территорий и местные бюджеты, то в 1995г. это соотношение соответственно составило 49% и 51%. Однако средствтерриториям не хватает, поскольку расширены их функции, связанные с расходами,и задача состоит в увеличении их собственной доходной базы.
Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение – расширитьсоциальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслейинфраструктуры, обеспечить дополнительными ресурсами приоритетные отраслиэкономики.
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионныйфонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателейи работающих, дотации из федерального бюджета и ресурсов, получаемых отсобственных инвестиций фонда. Средства Пенсионного фонда используются навыплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, завыслугу лет, социальных пенсий, а также пособий на детей, пострадавших отаварии на Чернобыльской АЭС. Так, доходы бюджета Пенсионного фонда РФ на 1996г. утверждены в сумме 163,1 трлн. руб. Из них 137,3 трлн. руб. приходятся настраховые взносы. Основная часть расходов Пенсионного фонда (140,3 трлн. руб.,или 88% от общей суммы расходов) направляется на выплату трудовых пенсий. Ксоциальным фондам относятся также Фонд социального страхования,Государственный фонд занятости населения, Федеральный и территориальный фондыобязательного медицинского страхования.
В соответствии с Указом Президента от 22декабря 1993 г. «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношенияхс бюджетами РФ в 1994 г.» № 2268 в целях усиления контроля зарасходованием государственных финансовых ресурсов в республиканском бюджетеРоссийской Федерации должны быть консолидированы все государственные внебюджетныефонды, доходы которых формируются за счет обязательных платежей предприятий,учреждений и организаций, за исключением Пенсионного фонда, Фонда социальногострахования и Фонда обязательного медицинского страхования с сохранениемцелевой направленности консолидируемых фондов. Органам государственной властисубъектов Российской Федерации рекомендовано консолидировать в бюджетахнационально-государственных и административно-территориальных образованийаналогичные региональные внебюджетные фонды.
• Государственныйкредит представляет собой особую форму кредитных отношений междугосударством и юридическими и физическими лицами, при которых государствовыступает главным образом в качестве заемщика средств. Политику в отношении государственноговнутреннего долга определяет федеральное Собрание Российской Федерации,которое устанавливает его верхний предел при утверждении федерального бюджетана предстоящий финансовый год. Увеличение внутреннего долга за последние годысвязано с эмиссией банкнот Центральным Банком России для покрытия бюджетногодефицита и явилось мощным инфляционным фактором. Задача состоит в том, чтобыбюджетные дефициты, как и в зарубежных странах с развитой рыночной экономикой,покрывались путем выпуска государственных займов, размещаемых средиюридических и физических лиц. Государственный внутренний долг РоссийскойФедерации в 1993 г. достиг 16,1 трлн. руб., его предельный размер в 1995 г.установлен в сумме 159,3 трлн. руб. и в 316 трлн. руб. на 1 января 1997 г.
В 1993 г. для покрытия бюджетного дефицитабыли выпущены новые ценные бумаги – государственные краткосрочные облигации(ГКО) со сроком обращения три месяца и золотые сертификаты Министерствафинансов со сроком обращения один год. В 1994 г. наряду с трехмесячнымиоблигациями эмитированы шестимесячные государственные облигации, а затем сосроком погашения до одного года. В 1995 г. были выпущены облигации Федеральногозайма (ОФЗ) и Государственного сберегательного займа (ОГСЗ), что привело кразвитию рынка государственных ценных бумаг.
В настоящее время внутреннийгосударственный долг России состоит из государственных ценных бумаг,выпущенных
Министерством финансов РФ от имениПравительства России, а также в виде кредитных соглашений с Центральным БанкомРоссии. Все виды заимствований являются срочными и по ним выплачиваютсяпроценты.
• Вусловиях административно-командной системы действовала государственнаямонополия на страховое дело. Страхование осуществлялось на всейтерритории страны Госстрахом СССР, и страховые органы союзных республикнаходились в двойном подчинении – Правлению Госстраха и Министерству финансовсоюзной республики. Деятельность страховой системы была подчинена интересамгосударственного бюджета. Государство безвозмездно изымало из страховых фондовкрупные средства для покрытия бюджетного дефицита. С переходом к рыночнойэкономике созданы объективные условия для активного развития страхования.
В 1990 г. было покончено с государственноймонополией в страховом деле. Наряду с государственными страховыми организациямистрахование осуществляют акционерные страховые компании, получившие лицензиюна проведение страховых операций. В настоящее время на страховом рынкедействуют около трех тысяч страховых компаний.
По мере развития рыночных отношений имущественноеи личное страхование и страхование ответственности приобретают все большеезначение, поскольку степень страхового риска, связанного с возможностьюнаступления стихийных бедствий, спадов производства, политическойнестабильностью, возрастает.
Следует отметить, что четкая специализациясреди российских страховщиков по направлениям страховой деятельности насегодняшний день отсутствует. Большинство страховых компаний проводят операциипо страхованию жизни, страхованию имущества юридических и физических лиц,страхованию грузов, страхованию от несчастных случаев и болезней, страхованиюответственности.
Ведущую роль на страховом рынке занимаетгосударственная страховая компания Росгосстрах, которая за более чем 70-летнийпериод своего функционирования создала мощный механизм страховой защитыотдельных сторон общественного производства, жизни, здоровья, трудоспособностичленов общества. Успешно работают такие акционерные страховые общества, какАСКО, Ингосстрах, «Росно», «Энергогарант»,«Макс», «Россия» и другие страховые компании.
• Финансыпредприятий различных форм собственности (государственные, муниципальные,акционерные, частные, арендные и др.) составляют основу финансов. Здесьформируется преобладающая часть финансовых ресурсов. От состояния финансовпредприятий во многом зависит общее финансовое положение страны.
В условиях рыночных отношений предприятияосуществляют свою деятельность на началах коммерческого расчета, при которомрасходы предприятия должны покрываться за счет собственных доходов. Главнымисточником производственного и социального развития трудовых коллективовстановится прибыль.
Предприятия стали обладать реальнойфинансовой независимостью, самостоятельно распределяют выручку от реализациипродукции, по своему усмотрению распоряжаются прибылью, формируютпроизводственные и социальные фонды, изыскивают необходимые им средства дляинвестирования, используя в том числе и ресурсы финансового рынка.
Предприятия стали свободны от мелочнойопеки со стороны государства, но вместе с тем резко повысилась их ответственностьза экономические и финансовые результаты работы.
В следующей частиработы будут более подробно рассмотрены принципы функционирования основныхзвеньев финансово-кредитной системы Российской Федерации.
2. Характеристика, формирование и принципыфункционирования основных звеньев финансово-кредитной системы
2.1.Бюджетное звено финансово-кредитной системы
Все действующие на территории РоссийскойФедерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, котораяназывается бюджетной системой. В законодательстве было дано ее определение какоснованной на экономических отношениях, государственном устройстве июридических нормах совокупности федерального бюджета РФ, бюджетов субъектовФедерации и местных бюджетов муниципальных образований.
В бюджетную системуРоссии как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясьее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двухуровней:
а) федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Федерации –республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджетыкраев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга,областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.
Третий уровень – местные бюджеты, ккоторым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городови других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальнымиобразованиями в соответствии с федеральным законодательством и законамисубъектов Федерации).
Среди них следует выделить бюджетыадминистративно-территориальных единиц с особым режимом – бюджеты закрытых административно-территориальныхобразований.
Каждый из бюджетов служит финансовой базойдля деятельности соответствующих органов государственной власти или местногосамоуправления.
С 1991 г. при сохранившихся в основномвидах бюджетов бюджетное устройство в РФ претерпело существенные изменения. Содержаниеорганизационно-правовых принципов взаимосвязи между бюджетами еще в рамкахСоюза ССР стало иным после принятия бывшими союзными республиками, в том числеи Российской Федерацией, Деклараций о суверенитете. Бюджеты союзных республикобособились от союзного (федерального) бюджета и перестали представлять вместес ним единый государственный бюджет, утверждаемый высшим органомгосударственной власти страны. Обособление бюджетов произошло и в РоссийскойФедерации, что нашло свое закрепление в Законе РСФСР «Об основах бюджетногоустройства и бюджетного процесса в РСФСР». В результате государственный бюджетРоссийской Федерации перестал утверждаться как ее основной финансовый планформирования и использования единого денежного фонда, в котором сосредоточивалисьсредства всех бюджетов.
Законодательно закреплены в качествеосновы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.
Принцип единства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов вРФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляетсяво взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействиеосуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходныхисточников, создания и частичного перераспределения целевых и региональныхфондов.
Законодательство определяеторганизационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. Кним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетныхклассификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всехуровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составитьконсолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единаяденежная система.
Единство бюджетной системы являетсянеобходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, втом числе налоговой, политики в стране.
Бюджетный кодекс РФ 1998 г. (ст. 29)указывает и на другие проявления и гарантии единства бюджетной системы –единство форм бюджетной документации, санкций за нарушение бюджетногозаконодательства, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровнейи ведения бухгалтерского учета.
Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельногоутверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органамивласти, правом определять направления использования и расходования бюджетныхсредств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещениемизъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, суммпревышения доходов над расходами и экономии по расходам.
Обобщенное выражение рассмотренныепринципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления,свойственных финансовой деятельности российского государства в целом.
В соответствии с законодательствомгосударственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей.Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющиесвои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Онииспользуются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однакоих доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Вседоходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) междубюджетами.
Распределение (разграничение) доходов и расходов бюджетов – этоопределение видов и объемов доходов и расходов, подлежащих включению в каждыйиз бюджетов.
Законодательство устанавливает единуюдля всех уровней бюджетов классификацию доходов и расходов, что обеспечиваетсопоставимость их показателей. Такая классификация обусловлена принципомединства бюджетной системы в РФ.
Впервые в России бюджетная классификацияутверждена законодательным актом – Федеральным законом «О бюджетной классификацииРоссийской федерации» от 15 августа 1996 г.
Закрепленные доходы бюджетной системы – это доходы, которые всоответствии с законодательством полностью или в твердо фиксированной доле (впроцентах) на постоянной или долговременной основе (не менее пяти лет)поступают в соответствующий бюджет.
Для нормального функционирования бюджетов,своевременного финансирования намеченных расходов законодательство предусматриваетутверждение в структуре бюджетов сверх расходов оборотной кассовойналичности в определенной сумме. Оборотная кассовая наличность – этоутверждаемая в составе бюджетов сумма, образуемая за счет остатков средств посоответствующему бюджету, предназначенная для использования в течение года напокрытие временных кассовых недостач. В том же году она должна бытьвосстановлена до утвержденных на начало года размеров.
2.1.1. Государственные внебюджетные фонды РФ
Государственные социальные внебюджетныефонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственныйфонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования)формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов иассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсовэтих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые вдействующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственныхсоциальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако приэтом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленноезадачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощьюобщегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется наположениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав насоциальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потерикормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскуюпомощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственнаязначимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателюотнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретитьизъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов, в томчисле и в целях погашения бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков созданияназванных фондов, согласно действующему законодательству, является особый методфинансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями(страхователями), а в определенных случаях – гражданами (застрахованными) либоорганами управления (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь вседействующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируютсястраховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей –работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов,занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а вопределенных случаях и органов управления вносить обязательные страховыеплатежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовыхресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, ипредопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховойвзнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями(организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетныйфонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенноговозраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, наохрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится постраховым тарифам – ставкам платежей по социальному страхованию с единицыстраховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов вгосударственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФутверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральномзаконе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации,Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фондзанятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинскогострахования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ,Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ ифонды обязательного медицинского страхования в первоначальном вариантеНалогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог,включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном вариантепервой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо«социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены«взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающиесохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый изэтих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налоговогокодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второйНалогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственныесоциальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодательвозможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, темболее что данные предложения поддерживают как ученые, так и представителифинансово-кредитных органов[2].
С учетом анализа норм действующегофинансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственныесоциальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить каквид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам(тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, вцелях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан напенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случаебезработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечениядеятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы вгосударственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки(тарифы).
2.1.2. Государственный кредит
Для привлечения денежных средств в распоряжениегосударства и решения проблем бюджетного дефицита, помимо других способов,применяется государственный кредит.
Слово «кредит» произошло от латинского creditum– ссуда, долг, credere – верить. В толковом словаре В.И. Даля понятие«кредит» раскрывается как «доверие, вера в долг, забор, дача и прием денег илитоваров на счет, на срок». В современном русском языке термин «кредит»сохранил свое основное содержание и определяется как «ссуда, предоставлениеценностей (денег, товаров) в долг; коммерческое доверие». Таким образом, вобщепринятом смысле, кредит – это предоставление денег или товаров в долг наопределенный срок на условиях возмездности и возвратности.
Государственный кредит является одним изосновных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижениябаланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например,конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируютсятакже гражданско-правовыми нормами (ст. 817 ГК РФ). Однако это не влияет наобоснованность вывода о том, что сам государственный кредит являетсясамостоятельным финансово-правовым институтом.
Как совокупность финансово-экономическихотношений государственный кредит представляет собой отношения между государством,с одной стороны, и юридическими и физическими лицами – с другой, при которыхгосударство выступает в роли заемщика временно свободных денежных средствуказанных субъектов.
Правовые основы государственного кредита вРоссийской Федерации закреплены в различных нормативных актах, основным средикоторых является Закон РФ «О государственном внутреннем долгеРоссийской Федерации». Этот закон впервые был принят 13 ноября 1992 г. Ранееспециального нормативного акта, закрепляющего основные положениягосударственного кредита Российской Федерации, не было. Не было такого законаи в бывшем Союзе ССР.
Кредитные отношения такого родаскладываются, как мы выяснили, также на уровне субъектов Федерации и местногосамоуправления и регулируются правовыми актами соответствующего уровня наоснове законодательства Российской Федерации.
Вопросы государственного кредитаконкретных субъектов РФ и муниципального кредита регулируются такжеконституциями и уставами субъектов Федерации, а также уставами конкретных муниципальныхобразований.
Общие же положения, касающиеся правовогорегулирования выпуска в обращение региональных и муниципальных займов содержатсяв Конституции Российской Федерации (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральномзаконе «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Особое место в системе правовых источниковзаймет Бюджетный кодекс РФ, которым комплексно урегулированы правоотношенияпо осуществлению государственных и муниципальных заимствований, а такжеправоотношения в области государственного и муниципального долга.
2.2.Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
Вбанковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколькоуровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках даннойсистемы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеютразличный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфереобщественных отношений – сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеютединые предмет и метод правового регулирования.[3]
Существованиев банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую системувключены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком иглавным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские инебанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы ипредставительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству,является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий дляустойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в ихоперативную деятельность.
Какорган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью ицелесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.[4]Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности какхозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские инебанковские кредитные организации. Банковские кредитные организациипредставляет собой кредитные организации, которые имеют исключительное правоосуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение вовклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанныхсредств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности,срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельныебанковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций длянебанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностраннымбанком является банк, признанный таковым по законодательству иностранногогосударства, на территории которого он зарегистрирован.[5]
Каждаякредитная организация имеет устав, который содержит фирменное (полноеофициальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, переченьосуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахожденияорганов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннегоконтроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения,предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указаннойорганизационно-правовой формы.
Уставныйкапитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников иопределяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы еекредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы дляформирования уставного капитала кредитной организации.
БанкРоссии устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капиталекредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновьрегистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставногокапитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.
Правоосуществления банковских операций кредитная организация получает послегосударственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии,выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделкиосуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России –и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числеправила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.
Кредитныморганизациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материальногопроизводства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а такжезаниматься всеми видами страхования.
Банкивправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции сценными бумагами.
Кредитнаяорганизация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынкеценных бумаг.
Отношениямежду Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются наоснове договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.
Кредитныеорганизации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у другасредства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты черезрасчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.[6]
Центральноеместо в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных скредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных имфункций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организациифункционирования системы в целом.
Структурныеэлементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы поразличным признакам. Так, по признаку наличия государственно-властныхполномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации какединственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческиеполномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранныхбанков.
Образующиесистему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России,кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса(структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России;представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).
Поместу регистрации в банковской системе России действуют организации, созданныеи зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации,зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные запределами Российской Федерации, и их представительства и филиалы, находящиесяв Российской Федерации.[7]
Взависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями,включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие инекоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банкРоссийской Федерации, не имеющий цели получения прибыли.[8]Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качествеосновной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом,руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства ифилиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательствуРоссии признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно теиностранные банки, которые они представляют.[9] Коммерческие банки бывают универсальнымии специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими своюдеятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными подреализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающимисвою деятельность определенной отраслью или программой.
Однимиз важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующиесистему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности.По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные исмешанные кредитные организации. Банк России является государственнойорганизацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являютсяфедеральной собственностью,[10] а 50 % финансовой прибылиперечисляется в федеральный бюджет.
В целяхобеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальныебанки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую системуРоссийской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии сзаконодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей(участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. Кчастным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которыхнаходятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частнойсобственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены ксмешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России иВнешторгбанк России. В зависимости от принадлежности юридических и физическихлиц, внесших свои средства в уставный капитал кредитных организаций, тому илииному государству эти организации могут быть российскими или иностраннымиинвестициями (совместные, иностранные).[11]
Впоследнее время много спорят о месте и роли иностранных банков в России. Вдействующем законе о Центральном банке России предусмотрено равенство правбанков резидентов и нерезидентов в России. Однако под мощным давлениемкоммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков – АРБ) этанорма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17сентября 1993 года «О деятельности иностранных банков и совместных банковс участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации».[12]Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных исовместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня1994 года «О совершенствовании работы банковской системы РоссийскойФедерации»[13] изложенные ограничения были сняты вотношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрениии защите капиталовложений.
Нестабильностьзаконодательства в рассматриваемой области является отражением остройдискуссии по поводу правового положения иностранных и совместных банков нароссийском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции.Сторонники первой считают необходимым существенно снизить деятельностьиностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менеемощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтомутакие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентовсовокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работыс ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс.ЭКЮ или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными,поскольку российским банкам действительно трудно конкурировать с зарубежнымимонстрами. При равных или более привлекательных условиях в российских банкахклиент в силу особенностей российского менталитета все равно пойдет виностранный банк, считая, что последний обеспечит ему большую надежностьвкладов. Для сравнения, сторонники данной позиции приводят пример США,рекламирующих свою якобы абсолютно либеральную к иностранцам политику, примернона 17 тысяч банков приходится всего 250-300 иностранных, а также примерИспании, создавшей совершенную банковскую систему, где до 1992 года иностранныебанки могли иметь только представительства.[14]
Сторонникипротивоположной позиции считают, что протекционистская позиция по отношению кроссийским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, вконечном счете, приведет к полной неконкурентноспособности российских банков, вто время как конкуренция заставит их «крутиться». Важно учитывать иблагоприятное влияние функционирования иностранных банков на уровеньбанковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы.Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежностьбанковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процессаиностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемоприведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результатеинтеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой. В пример,сторонники данной позиции приводят Чехию, где создание банков с полнойиностранной собственностью и совместных банков на национальный рынок не привелк разрушительным результатам: доля во вкладах девяти иностранных банковсоставляет 13 процентов, а в пяти совместных – 18 процентов совокупногобанковского капитала.[15]
Следуетотметить, что никто не ставит вопрос: «Пускать или не пускать иностранныебанки в российскую экономику?», а дискуссии разворачиваются о мере ихдопуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьикапиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они намжелательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы ихпринимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.
Кредитныеорганизации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно неосуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследоватьизвлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности,осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных,информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций дляосуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.
2.3.Страховое звено финансово-кредитной системы
Страхование как система защитыимущественных интересов граждан, организаций и государства является необходимымэлементом социально-экономической системы общества.
Страхование является самостоятельнымзвеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленныхформах: в форме социального страхования и собственно страхования, связанного снепредвиденными чрезвычайными событиями.
Социальное страхование в современныхусловиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанныхна различных формах собственности, как самостоятельная форма страхованияподразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальноестрахование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст.39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданамРоссии гарантируется, второй – поощряется.
Вторая форма страхования – собственнострахование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.
В русском языке понятие «страхование»всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного,нежелательного[16].Например, В. Даль так объясняет значение слова «страховать»: отдавать кому-либо«на страх, на ответ, ручательство, т.е. платить посрочно, за обезпеченьецелости чего, с ответом на условную сумму»[17].
В современном русском языке основной смыслпонятия «страхование» сохранился. Страховать – означает «предотвращать материальныепотери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательствовозместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях»2.
В экономическом аспекте страхованиепредставляет собой систему экономических отношений по поводу образованияцентрализованных и децентрализованных резервов денежных и материальныхсредств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.
С материальной точки зрения в ходестрахования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений– страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийнымибедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенныхсобытий.
Страхование предоставляет гарантиивосстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденныхприродных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние наукрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходовна возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним изнаиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.
Это определяет стратегическую позициюстрахования в странах с развитой рыночной экономикой.
Для современной России ускоренное развитиестрахования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особеннозначимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная частьосновных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственныхструктур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий,обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожарови других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиесяпроизводственные связи, породить сбои в отраслях экономики.
Характерными чертами страхования являются:
1.Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страхованиинельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенногособытия, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размерпричиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя,интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.
2. Возвратностьсредств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат(за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим жестрахователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форместрахования (в отличие от социального) может зависеть не только от величиныпотерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размерастраховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласносреднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти –десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретномустрахователю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероятностныйхарактер отношений при страховании, но не свидетельствует об отсутствии этойхарактерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средствпредназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им всовокупности.
3. Строгоочерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений.Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что суммаущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяетсямежду всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования – юридические ифизические лица – аккумулируют в специализированном предприятии (страховойкомпании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественныхи личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всехстрахователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильныхэкономических условиях хозяйствования.
Таким образом, перераспределительныеотношения при страховании основываются на том, что общее количествострахователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, какправило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь,связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делаетвозможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительнодля возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависетьот количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей,тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтомувозможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносовпоявляется лишь тогда, когда количество страховщиков будет максимальным. Вэтом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.
Страховой деятельностью в РоссийскойФедерации могут заниматься как государственные, так и негосударственныеорганизации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательскийхарактер.
Содержание взаимоотношений государства истраховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинальноизменилось. Государственное управление заменено на государственноерегулирование и контроль (надзор). Системы органов государственногострахования как самостоятельной системы органов государственного управления насовременном этапе не существует.
Основным органом, уполномоченнымгосударством осуществлять надзор за страховой деятельностью, являетсяМинистерство финансов РФ, а точнее – его Департамент страхового надзора. Ранеестраховой надзор был возложен на Росстрахнадзор – Федеральную службу понадзору за страховой деятельностью, которая действовала в России с апреля 1993г. по ноябрь 1996 г. На Департамент страхового надзора Минфина России (какправопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщикипредставляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по
ним (документам) заключения, регистрациистраховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков,установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщениюпрактики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечениемплатежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушенийзаконодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный судиски об их ликвидации.
Сложный характер взаимоотношений пристраховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределилиизменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частностигражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорныеотношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право – отношения,основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяютсистему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования,лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивостиорганизаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора застраховой деятельностью.
Государственный надзор, возложенный нафедеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью,осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании,эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей,страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.
Отношения в области страхования,регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектовможно классифицировать на следующие виды:
1)отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами,исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (ДепартаментомМинфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности вцелях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью вРоссийской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации»);
2)отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору застраховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачилицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов,показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполненияпредписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ«Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи сприостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензийстраховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела вРоссийской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6марта 1998 г.);
3)отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа(Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства)и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечениямонополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховомрынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации»);
4)отношения по обязательному государственному страхованию, где государство какобязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качествестраховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан ивырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так,еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила размещениястраховых резервов[18].Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносовдля предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правилинвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовойустойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации,возвратности, прибыльности и ликвидности.
В целях обеспечения финансовойустойчивости всех страховщиков принято решение о повышении до 1 января 1999 г.минимального размера уставного капитала до 25 тыс. минимальных размеров оплатытруда (МРОТ) при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни; неменее 35 тыс. МРОТ – при проведении страхования жизни и иных видов страхованияи не менее 50 тыс. МРОТ – при проведении исключительно перестрахования (ч. 2ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).
5)отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФпо налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций застраховой деятельностью.
Посколькув условиях рыночных отношений государство и предприятия становятсяравноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только посвоим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования.Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяютнеобходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физическихлиц путем создания страховых фондов.
3.ФИНАНСЫ ПРЕДПРИЯТИЙ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СОБСТВЕННОСТИ
Финансы организаций и предприятий какчасть финансовой системы охватывают процессы создания, распределения ииспользования ВВП в стоимостном выражении. Они функционируют в сферематериального производства, где в основном создаются совокупный общественныйпродукт и национальный доход.
В ходе финансово-хозяйственнойдеятельности коммерческих организаций и предприятий возникают определенные финансовыеотношения, связанные с организацией производства, реализацией продукции,формированием финансовых ресурсов, распределением и использованием доходов.
Финансы организаций и предприятий представляют собой экономические отношения,возникающие в процессе формирования производственных фондов, производства иреализации продукции, образования собственных финансовых ресурсов, привлечениявнешних источников финансирования, их распределения и использования[19].
Такие экономические отношения частоназывают денежными, или финансовыми, хотя финансовые отношения являются частьюденежных отношений, возникают лишь при движении денежных средств исопровождаются формированием и использованием централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.
• Посвоему экономическому содержанию всю совокупность финансовых отношений предприятийможно систематизировать по следующим направлениям:
ü связанные с формированием уставного капитала хозяйствующегосубъекта. Конкретные способы образования уставного капитала зависят оторганизационно-правовой формы хозяйствования. Уставный капитал являетсяосновным источником формирования производственных фондов, приобретения нематериальныхактивов любой коммерческой организации и предприятия;
ü связанные с производством и реализацией продукции, возникновениемвновь созданной стоимости. К ним относятся денежные отношения междупоставщиком и покупателем, транспортом и клиентурой, заказчиком и подрядчикоми т. д.;
ü между коммерческими организациями и предприятиями,связанные с эмиссией и размещением ценных бумаг, с взаимным кредитованием, долевымучастием в создании совместных предприятий;
ü между хозяйствующим субъектом и его подразделениями,вышестоящей организацией, союзами и ассоциациями, членами которых они являютсяпри выполнении взаимных финансовых обязательств;
ü между коммерческими организациями и предприятиями и отдельнымиработниками, возникающие при распределении и использовании доходов, выпуске иразмещении акций, облигаций, выплате дивидендов по акциям и процентов пооблигациям;
ü между хозяйствующими субъектами и финансовой системойгосударства при уплате налогов и других платежей в бюджет, формированиивнебюджетных фондов, получении ассигнований из бюджета, предоставленииналоговых льгот, применении штрафных санкций;
ü между хозяйствующими субъектами и банковской системойв процессе хранения денег в банках, получения и погашения ссуд, уплатыпроцентов за кредит, оказания банковских услуг;
ü между хозяйствующими субъектами и страховымикомпаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников,предпринимательского и коммерческого рисков.
Очевидно, что финансовые отношения,являясь частью денежных отношении, возникают лишь при реальном движенииденежных средств и сопровождаются созданием или изменением величины денежныхфондов.
•Финансам коммерческих организаций и предприятий присущи те же функции,что и общегосударственным финансам, – распределительная и контрольная. Обефункции тесно связаны между собой.
Посредством распределительной функциипроисходят формирование первоначального капитала, образующегося за счетвкладов учредителей, создание основных пропорций в распределении доходов ифинансовых ресурсов, обеспечивается оптимальное сочетание интересов отдельныхтоваропроизводителей, хозяйствующих субъектов и государства в целом.
Объективная основа контрольной функции– стоимостный учет затрат на производство и реализацию продукции (выполнениеработ и оказание услуг) и формирование доходов и денежных фондов. Финансы какраспределительные отношения обеспечивают источниками финансирования воспроизводственныйпроцесс (распределительная функция) и тем самым связывают воедино все фазывоспроизводственного процесса: производство, обмен и потребление. Однакораспределить и использовать доходов больше, чем создано в процессепроизводства и получено после реализации продукции, (выполнения работ иоказания услуг), невозможно. Размер получаемых хозяйствующим субъектом доходовопределяет возможности его дальнейшего развития. От эффективностипроизводства, снижения затрат, рационального использования финансовых ресурсовзависят конкурентоспособность предприятия, его финансовая устойчивость.
При нарушении нормального кругооборотасредств, увеличении затрат на производство продукции (выполнение работ,оказание услуг) снижаются доходы хозяйствующего субъекта и общества в целом,что свидетельствует о нарушении в производственном процессе, недостаточномвоздействии распределительных отношений на эффективность производства.
Распределительные отношения затрагиваютинтересы как общества в целом, так и отдельных хозяйствующих субъектов, ихработников, акционеров, кредитных и страховых институтов. Поскольку краспределению вновь созданной стоимости имеется всесторонний интерес, финансовыйконтроль за деятельностью хозяйствующего субъекта осуществляют:
ü непосредственно хозяйствующий субъект путемвсестороннего анализа финансовых показателей, оперативного контроля за ходомвыполнения финансовых планов, обязательств перед поставщикамитоварно-материальных ценностей, потребителями продукции, государством, банкамии другими контрагентами,
ü налоговые органы, которые следят за своевременностью иполнотой уплаты налогов и других обязательных платежей;
ü контрольно-ревизионная служба Министерства финансовРФ, которая осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностьюпредприятий и организаций, использующих бюджетные средства;
ü коммерческие банки при выдаче и возврате ссуд,оказании других банковских услуг;
ü независимые аудиторские фирмы при проведении аудиторскихпроверок.
Положительный финансовый результатхозяйственной деятельности коммерческих организаций и предприятий свидетельствуетоб эффективности применяемых форм и методов управления финансовыми ресурсами.И, наоборот, отрицательный результат или отсутствие его говорят о недостаткахв управлении финансовыми ресурсами, организации производства и может привестик банкротству хозяйствующего субъекта.
Финансовые отношения коммерческихорганизаций и предприятий строятся на определенных принципах, связанных с основамихозяйственной деятельности: хозяйственная самостоятельность,самофинансирование, материальная заинтересованность, материальнаяответственность, обеспечение финансовыми резервами.
• Принципхозяйственной самостоятельности не может быть реализован безсамостоятельности в области финансов. Его реализация обеспечивается тем, чтохозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельноопределяют свои расходы, источники финансирования, направления вложенийденежных средств с целью получения прибыли. Развитие рыночных отношенийсущественно расширило самостоятельность хозяйствующих субъектов, появилисьновые возможности в инвестировании денежных средств. Коммерческие организациии предприятия с целью получения дополнительной прибыли могут осуществлятьфинансовые инвестиции краткосрочного и долгосрочного характера в формеприобретения ценных бумаг других коммерческих организаций, государства,участия в формировании уставного капитала другого хозяйствующего субъекта,хранения денежных средств на депозитных счетах коммерческих банков. Однакосказать о полной финансовой самостоятельности хозяйствующих субъектов впроцессе формирования финансовых ресурсов и использования принадлежащих имденежных средств нельзя. Государство регламентирует отдельные стороны ихдеятельности. Так, коммерческие организации и предприятия всех форм собственностив соответствии с законодательством уплачивают необходимые налоги всоответствии с установленными ставками, участвуют в формировании внебюджетныхфондов. Начисление амортизации также происходит по нормам, установленнымзаконодательно.
• Принципсамофинансирования. Реализация этого принципа – одно из основных условийпредпринимательской деятельности и обеспечивает конкурентоспособностьхозяйствующего субъекта. Самофинансирование означает полную окупаемость затратна производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производстваза счет собственных денежных средств и, при необходимости, банковских икоммерческих кредитов. В настоящее время не все предприятия и организацииспособны полностью реализовать этот принцип. Предприятия и организации рядаотраслей народного хозяйства, выпуская продукцию, необходимую потребителю, пообъективным причинам не могут обеспечить ее достаточную рентабельность. К нимотносятся отдельные предприятия городского пассажирского транспорта,жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства, оборонной промышленности,добывающих отраслей. Такие предприятия получают дополнительные ассигнования избюджета на разных условиях.
• Принципматериальной заинтересованности – объективная его необходимость диктуетсяосновной целью предпринимательской деятельности – получением прибыли.Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степениприсуща коллективам предприятий и организаций, отдельным работникам игосударству в целом. Реализация этого принципа может быть обеспечена достойнойоплатой труда, оптимальной налоговой политикой государства соблюдениемэкономически обоснованных пропорций в распределении чистой прибыли на потреблениеи накопление.
• Принципматериальной ответственности – означает наличие определенной системыответственности за результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовыеметоды реализации этого принципа различны для отдельных хозяйствующихсубъектов, их руководителей и отдельных работников. В целом для хозяйствующегосубъекта этот принцип реализуется через пени и неустойки, штрафы, взимаемые принарушении договорных обязательств (сроки, качество продукции),несвоевременности возврата краткосрочных и долгосрочных ссуд, погашениявекселей, нарушении налогового законодательства, а также в случае неэффективнойдеятельности путем применения к данному хозяйствующему субъекту процедурыбанкротства. Для руководителей коммерческих организаций и предприятий принципматериальной ответственности реализуется через систему штрафов в случаях нарушенияхозяйствующим субъектом налогового законодательства.
К отдельным работникам предприятий иорганизаций применяется система штрафов, лишения премий, увольнение с работыв случаях нарушения трудовой дисциплины, допущенного брака.
• Принципобеспечения финансовых резервов – необходимость формирования финансовыхрезервов и других аналогичных фондов связана с предпринимательскойдеятельностью, которая всегда сопряжена с риском. В условиях рыночных отношенийпоследствия риска ложатся непосредственно на предпринимателя, которыйдобровольно и самостоятельно на свой страх и риск реализует разработанную импрограмму. В экономической борьбе за покупателя хозяйствующие субъектывынуждены продавать свою продукцию в кредит с риском невозврата денег в срок.При наличии временно свободных денежных средств хозяйствующий субъект вправеразмещать их в виде депозитных вкладов или ценных бумаг с риском получениянедостаточного процента дохода в сравнении с темпами инфляции или новыми болеедоходными сферами приложения денежных средств. Наконец, могут иметь местопрямые экономические просчеты в разработке производственной программы.
Законодательно этот принцип реализуется воткрытых и закрытых акционерных обществах. Величина резервного фондарегламентирована и не может быть менее 15% величины оплаченного уставногокапитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли, поскольку отчисления врезервный фонд производятся до налогообложения прибыли.
Финансовые резервы могут образовывать ихозяйствующие субъекты других организационно-правовых форм собственности посвоему усмотрению, но из чистой прибыли, после уплаты налогов и другихобязательных платежей в бюджет.
Вместе с тем денежные средства,направленные в финансовый резерв и другие аналогичные фонды, целесообразно хранитьна депозитных счетах в банке либо в другой ликвидной форме с тем, чтобы ониприносили дополнительную стоимость.
Все принципы организации финансов хозяйствующихсубъектов находятся в развитии и для их реализации в каждой конкретнойэкономической ситуации применяются свои формы и методы, соответствующие уровнюразвития производительных сил и производственных отношений.
Заключение
Итак, каждое из звеньев финансовой системыконцентрирует специфические финансовые отношения, посредством которых образуютсяи используются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целяхудовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественных потребностей.Эти фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего ицелевого назначения. Централизованные денежные средства в определенныхтерриториальных пределах (например, федеральный, республиканский, областнойбюджеты) используются для удовлетворения общих нужд соответствующейтерритории. К децентрализованным относятся денежные фонды предприятий,организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целейсоответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Целевымиденежными фондами, в отличие от бюджета, являются внебюджетные фонды(Пенсионный фонд. Фонд занятости населения и т.п.). В сравнении с нимигосударственный или местный бюджет – денежный фонд общего назначения.
Центральное место в финансовой системе Российской Федерации занимает бюджетнаясистема. Путем ее использования образуются денежные фонды в формефедерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Такиеденежные фонды необходимы для реализации общегосударственных илитерриториальных социально-экономических планов и программ, обеспечения обороныи безопасности страны. Одновременно они служат финансовой базойсамостоятельности субъектов Российской Федерации, развития местногосамоуправления.
Средства бюджетной системы образуются восновном за счет налогов и иных обязательных платежей юридических и физическихлиц. Однако используется привлечение средств и на возвратной основе черезвнутренний и внешний кредит.
Внебюджетные целевые государственные имуниципальные фонды – новое звенофинансовой системы Российской Федераций, появившееся в начале 90-х гг. Приформировании этих фондов был использован зарубежный опыт. Внебюджетные целевыефонды создаются соответствующими представительными или исполнительнымиорганами государственной власти и местного самоуправления.
Однако в связи с недостаточностью средствв бюджетной системе (бюджетным дефицитом), распыленностью государственныхфинансовых ресурсов по многочисленным фондам, фактами неэффективногоиспользования их в рамках фондов проведено включение (консолидация) вбюджетную систему части этих фондов. Так с 1995 г. в федеральном бюджетеконсолидируются дорожный и экологический фонды, государственный фонд борьбы спреступностью, развития таможенной системы и др. при сохранении своейобособленности в форме целевых бюджетных фондов.
Финансы предприятий, организаций,учреждений, отраслей народного хозяйствакак обособленные денежные фонды, находящиеся в распоряжении соответствующихсубъектов (предприятий, министерств и т.д.), используются ими для выполнениясвоих функций и задач. Для современных условий характерно многообразие формсобственности, на основе которых функционируют финансы предприятий,организаций и учреждений. Это звено финансовой системы подразделяется нафинансы коммерческих и некоммерческих организаций. Так, коммерческими организациямиявляются предприятия, имеющие основной целью своей деятельное извлечениеприбыли, в отличие от них бюджетные организации такой цели не имеют, хотя наосновании законодательства последних лет они вправе заниматься предпринимательскойи иной деятельностью для получения дополнительных доходов в целях болееполного выполнения ими своих функций.
Финансы предприятий – исходное звено,основа всей финансовой системы, так как они непосредственно связаны сматериальным производством, в процессе которого создается национальный доход,затем распределяемый и перераспределяемый посредством финансовой системы. Имущественноеи личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов,направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного физическим и юридическимлицам стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другиминеблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счетвзносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию. Однакозаконодательство предусматривает случаи страхования за счет средствгосударственного бюджета (военнослужащих, государственных служащих, работниковгосударственной налоговой службы и т.д.).
В связи с переходом к рыночной экономикестрахование перестало быть государственной монополией. Наряду с государственнымив этой сфере действуют в качестве предпринимательских негосударственныестраховые организации, находясь под надзором государства.
Кредит выражается в привлечении свободных денежных средствразличных субъектов, аккумуляцию их в денежные фонды и предоставление другимсубъектам во временное использование на началах возмездности и срочности.Кредит предоставляется заемщику не только из привлеченных, но и собственныхсредств кредитора. В условиях перехода к рыночной экономике кредитные отношенияпо своему содержанию и кругу участников стали более разнообразными.
Под государственным кредитомпринято понимать отношения, посредством которых образуется государственныйдолг. Это отношения по временному использованию денежных средств юридических ифизических лиц государством при недостаточности государственных (бюджетных)доходов для осуществления намеченных расходов. Государство в этих отношенияхвыступает в качестве заемщика, а лица, предоставившие ему средства, являютсякредиторами. Заимствование осуществляется в форме выпуска облигацийгосударственных займов, получения Правительством РФ кредитов в банке и др.
Списокиспользованных источников
1. Актуальные проблемы финансов ибанковского дела: Сб. науч. тр. / Под ред. А. И. Михайлушкина, Н. А. Савинской.– СПб.: СПбГИЭА, 1999.
2. Антонов Н.Г., Пессель М.А.Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ, 1995.
3. Бабич А. М., Павлова Л. Н.Финансы. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
4. Балабанов И. Т., Степанов В. Н.Бюджетная система Российской Федерации. – СПб.: СПбТЭИ, 1995.
5. Бюджетный кодекс РФ
6. Гейвандов Я. А. Основы правовогорегулирования банковской системы в Российской Федерации // Государство и право.– 1997. – № 6.
7. Гражданский кодекс РФ
8. Гурьев А. Н., Памфилов С. Ф.История России: кредитная система. – М.: ЮКИС, 1995.
9. Даль В. Толковый словарь живоговеликорусского языка. М., 1980. Т. 4.
10. Конституция РФ 12 декабря 1993года
11. Молчанов А., Тавасиев А.Российская банковская система: отечественная или иностранная? // РоссийскаяФедерация. 1994. – № 4.
12. Налоговый кодекс РФ
13. Ожегов СМ., Шведова Н.Ю. Толковыйсловарь русского языка. М., 1998.
14. Торкановский Е. Каким бытьбанковскому законодательству России? // Хозяйство и право. – 1994. – № 11.
15. Финансовое право: Учебник / Отв.ред. Н.И. Химичева. – М.: Юристъ, 2000.
16. Финансы России: Статистическийсборник. М.: Госкомстат России, 1998.
17. Финансы, денежное обращение икредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Арзиповой. – М.: «Проспект»,1999.
18. Финансы. Денежное обращение.Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. – М.: Финансы, ЮНИТИ,1999.
19. Шенаев В. Н. Денежная и кредитнаясистемы России. – М.: Наука, 1998.
20. Экономика и жизнь. – 1995. – № 19.