Реферат по предмету "Безопасность жизнедеятельности"


Гражданская оборона составная часть структуры безопасности государства

Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ


Государственного Образовательного Учреждения


Высшего Профессионального Образования


«Уральский Государственный Университет Физической Культуры»


Кафедра связей с общественностью


Реферат на тему:


«Гражданская оборона: составная часть структуры безопасности государства»


Выполнила:


Студентка IV курса


Кафедры связей с общественностью


Подпорина Н.


Проверил:


Преподаватель БЖД


Старикова Е.К.


Челябинск – 2010


Содержание


Введение………………………………………………………………………..….3


1. Гражданская оборона, её основные принципы и задачи. Законодательно-нормативные основы ГО………..………..…..…………4


2. Система гражданской обороны. Управление ГО……….………………11


3. Силы гражданской обороны…………………………………………...…26


Заключение………………………………………………………………….……33


Список используемой литературы……………………………………….……..36


Введение


Гражданская оборона создавалась как составная часть системы общегосударственных оборонных предприятий, осуществляемых в мирное и военное время в целях защиты населения и народного хозяйства страны от оружия массового поражения и других средств нападения противника, а также для проведения спасательных работ в очагах поражения и зонах катастрофического затопления.


Прошли десятилетия, но опыт, добытый старшими поколениями сотрудников Гражданской обороны, не растрачен, он находит свое продолжение и отражение в делах обновленной гражданской обороны.


В последнее десятилетие система гражданской обороны (ГО) России существенно изменилась: иными стали решаемые задачи, возросли ее роль и значение. Несмотря на объективные трудности, в стране сохранилась достаточно эффективная система защиты населения и территорий от угроз мирного и военного времени. В настоящее время гражданская оборона является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности страны, от состояния которой во многом зависят безопасность людей и устойчивое функционирование объектов экономики. Понимая важность этих задач, государство уделяет сегодня особое внимание решению вопросов гражданской обороны, разработке и внедрению новых технологий и техники в области ГО, воспитанию гражданской ответственности за обеспечение безопасности каждого человека. Изменилось также отношение к гражданской обороне, ее мероприятиям и обучению населения со стороны органов исполнительной власти на местах.


Однако неинформированность и незнание основ ГО среди населения до сих пор являются проблемой современного общества. Оказавшись в чрезвычайной ситуации, не каждый находит правильное решение. Конечно, на помощь всегда придут специалисты, но зачастую события развиваются настолько стремительно, что необходима быстрая и своевременная реакция. Для этого и необходимо изучать основы гражданской обороны – наша безопасность в наших руках.


Предметом
выступает Гражданская оборона как система мероприятий по обеспечению безопасности жизнедеятельности РФ.


Субъектами
являются общество в целом, предприятия и организации, граждане РФ.


Актуальность проблемы
обуславливает объективная необходимость формирования социальной ответственности каждого члена социума в области ГО, проявляющейся в готовности к ЧС и умению правильно действовать в условиях ЧС.


Целью
работы являетсяизучение современного состояния гражданской обороны в нашей стране.


Цель реализуется в решении ряда задач
:


· проанализировать структуру и функционал ГО РФ;


· изучить законодательно-нормативные основы ГО;


· на основе полученных данных оценить современное состояние ГО РФ.


1. Гражданская оборона, её основные принципы и задачи. Законодательно-нормативные основы гражданской обороны


Сегодня Гражданская оборона

представляет собой систему мероприятий по подготовке и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Организация и ведение Гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.


Аналогичные службы существуют в большинстве стран мира. Гражданская оборона Российской Федерации объективно является одной из лучших. Специализированные подразделения гражданской обороны Российской Федерации принимали участие более чем в 150 тыс. спасательных операциях в России и 48-ми странах мира.


Мероприятия по гражданской обороне
- организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.


Территория, отнесенная к группе по ГО
- территория, на которой расположен город или иной населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение, с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения ЧС.


Гражданская оборона развивается сегодня на прочной законодательной базе и решает важные задачи по обеспечению защиты населения и территорий от последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечивает противопожарную защиту, координацию деятельности различных органов управления по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф. На Гражданскую оборону возложена специальная подготовка руководящих кадров и сил, обучение всех категорий населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях и другие задачи.


Основными задачами
гражданской обороны в соответствии с Федеральным законом № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 19.06.2007 N 103-ФЗ) являются:


- обучение населения в области гражданской обороны;


- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;


- предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;


- проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;


- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;


- санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;


- восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


- обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны и т.д.


К основным принципам защиты населения относятся:


· защита населения на всей территории страны;


· дифференцированная защита населения с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территории и степени реальной опасности возникновения чрезвычайной ситуации;


· заблаговременное планирование и проведение защитных мероприятий;


· необходимая достаточность и максимально возможное использование сил и средств при определении объема и содержания мероприятий по защите населения.


Задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, исполнительной власти ее субъектов, местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства ГО определяет Федеральный закон «О гражданской обороне». Всего в законе шесть глав.


В первой главе определены задачи, правовое регулирование, принципы и ведение ГО на территории Российской Федерации. Во второй - полномочия Президента Российской Федерации, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти в области ГО. В третьей - полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления и организаций, а также права и обязанности граждан в области ГО. В четвертой - порядок управления и организации служб ГО, а также структура ее системы. Определен и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный решать задачи ГО. В пятой - состав сил ГО, основы деятельности ее войск, а также порядок создания и деятельности гражданских организаций гражданской обороны. В шестой - порядок финансирования мероприятий ГО и ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в этой области.


За последние 10 лет в Российской Федерации проведена большая работа по созданию законодательно - нормативных основ для функционирования гражданской обороны в новых условиях.


В настоящее время Федеральный закон «О гражданской обороне» претерпел существенные изменения в результате принятия Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Президентом Российской Федерации утверждены «Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года».


Разработан и принят ряд подзаконных актов, постановлений Правительства Российской Федерации.


Активизировалась работа по разработке местных нормативных документов в субъектах Российской Федерации.


Принципиальное значение для организации гражданской обороны имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122, который внес существенные изменения в Федеральный закон «О гражданской обороне».


Гражданская оборона стала системой мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей не только от опасностей военного времени, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и террористического характера. В связи с этим несколько расширился смысл основных задач.


Упразднен территориально-производственный принцип организации гражданской обороны. Это означает, что хотя гражданская оборона организуется на всей территории страны, она искусственно не разделяется на две ветви - территориальную и производственную.


Качественное изменение опасностей, возникающих в случае даже ограниченного применения оружия массового поражения, высокоточного обычного оружия, оружия на новых физических принципах, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий – все это потребовало пересмотра роли гражданской обороны и ее места в системе национальной безопасности Российской Федерации.


Уточнена структура плана гражданской обороны: теперь он включает не только мероприятия на военное время, но и на мирное. Новое наименование плана «План гражданской обороны и защиты населения».


Произошло более четкое распределение полномочий в области гражданской обороны между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Если первые, в основном, организуют мероприятия гражданской обороны, то вторые их проводят в жизнь.


Вместо довольно неопределенного понятия «гражданские организации гражданской обороны» введено понятие - «нештатные аварийно-спасательные формирования», которые создаются в организациях, имеющих потенциально опасные производственные объекты и эксплуатирующие их, а также имеющие важное оборонное и экономическое значение или представляющие высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время. Упразднены службы гражданской обороны, вместо них должны быть созданы аварийно-спасательные службы, выполняющие задачи в области гражданской обороны.


Определено, что государственную политику в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны, т.е. МЧС России.


Законодательно определен статус территориального органа управления МЧС России - регионального центра.


За МЧС России закреплены специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны.


Уточнены расходные обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по обеспечению мероприятий по гражданской обороне и защите населения.


Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент безопасности страны. Она организуется и ведется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также международным правом.


Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны.


Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:


· проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие их;


· принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;


· оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.


В целом созданная в настоящее время нормативная правовая база в области гражданской обороны отвечает современным требованиям и обеспечивает функционирование гражданской обороны в мирное и военное время.


Вместе с тем требуется дальнейшая работа по ее совершенствованию, особенно в части нормативной документации, определяющей порядок выполнения отдельных задач гражданской обороны.


2. Система гражданской обороны. Управление ГО.


Систему гражданской обороны составляют:


· органы государственной власти и управления всех уровней, к компетенции которых относятся функции, связанные с безопасностью и защитой населения, предупреждением чрезвычайных ситуаций и реагирования на них (МЧС, МВД, управления и отделы по чрезвычайным ситуациям городов и районов и т. п.);


· органы повседневного управления по обеспечению защиты населения;


· силы и средства, предназначенные для выполнения задач гражданской обороны;


· фонды и резервы финансовых, медицинских и материально-технических средств, предусмотренных на случай чрезвычайной ситуации;


· системы связи, оповещения, управления и информационного обеспечения.


Общее руководство ГО Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в вопросах ГО;
- руководит организацией и ведением ГО;
- издает нормативные правовые акты и организует разработку проектов федеральных законов в области ГО;
- определяет порядок отнесения территорий к группам по ГО в зависимости от численности проживающего на них населения и числа организаций, играющих существенную роль в экономике государства или влияющих на безопасность населения;
- устанавливает порядок создания убежищ и иных объектов ГО, а также, порядок накопления, хранения и использования в целях ГО запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- осуществляет иные полномочия в области ГО в соответствии с законодательством Российской Федерации и указами Президента России.


Гражданская оборона в Российской Федерации организуется на территории всей страны - на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях, в том числе в организациях, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.


Организационную основу гражданской обороны составляют:


· руководство гражданской обороны;


· органы управления;


· эвакуационные органы;


· комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время;


· органы государственного надзора в области гражданской обороны;


· силы гражданской обороны.


В соответствии с Федеральным законом «О гражданской обороне» руководство гражданской обороной осуществляют: в Российской Федерации - Правительство Российской Федерации, в федеральных органах исполнительной власти и организациях - их руководители, на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - соответственно главы органов исполнительной власти


Руководители перечисленных органов и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения. Таким образом, несмотря на то, что упразднен статус начальников гражданской обороны, руководители, как и ранее, осуществляют руководство и несут полную ответственность за ее состояние.


Полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и, права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны определены Федеральным законом «О гражданской обороне» (главы II и III).


Особые обязанности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны определяются в соответствии с Планом гражданской обороны и защиты населения, согласованным с этими органами и утвержденными Президентом Российской Федерации.


Выписки из плана, в части их касающейся, рассылаются соответствующим федеральным органам исполнительной власти.


Особые обязанности структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны определяют соответствующие главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.


Управление гражданской обороной
осуществляют специальные органы управления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.


Постоянно действующими органами управления гражданской обороны являются:


· на федеральном уровне - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России), структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти;


· на региональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее региональные центры МЧС России);


· на территориальном уровне - Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации;


· на местном уровне - структурные подразделения органов местного самоуправления, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;


· в организациях - структурные подразделения (работники), уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.


В целях обеспечения совместного функционирования Главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации между МЧС России и администрациями субъектов Российской Федерации заключается соглашение о передаче друг другу осуществления части своих полномочий. Эти соглашения утверждаются Правительством Российской Федерации.


По данным соглашениям МЧС России передает, а администрации субъектов Российской Федерации принимает на себя оперативное управление Главным управлением МЧС в части выполнения им полномочий по организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Что касается полномочий в области гражданской обороны, то эти полномочия остаются за МЧС России, однако Главное управление МЧС принимает непосредственное участие в планировании, организации и проведении мероприятий гражданской обороны совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Оперативное управление предполагает временное (на период действия Соглашения) руководство органами управления, силами и средствами РСЧС ГПС, организацию их подготовки и применения в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. При этом исключается возможность использовать оперативно подчиненные органы управления и силы не по прямому назначению, изменять организационную структуру и переназначать руководящий состав.


В целях финансового, материально-технического обеспечения мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, являющихся расходным обязательством субъекта Российской Федерации, создается территориальное агентство по финансовому, материально-техническому обеспечению мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.


Управление в области гражданской обороны на региональном и местном уровнях осуществляется на основании директивных указаний Правительства Российской Федерации.


Основными задачами органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны являются:


· планирование и организация выполнения мероприятий гражданской обороны и защиты населения;


· подготовка руководящего состава в области гражданской обороны и обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


· обеспечение постоянной готовности систем управления, связи и оповещения;


· контроль за планированием эвакуационных мероприятий, накоплением фонда защитных сооружений, средств индивидуальной защиты и другого имущества гражданской обороны, организацией их хранения и содержания;


· организация повседневного наблюдения за состоянием окружающей среды, всех видов разведки, сбор и обобщение данных обстановки;


· оповещение населения по сигналам гражданской обороны;


· обеспечение управления силами гражданской обороны в ходе выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ;


· организация взаимодействия органов управления и сил, участвующих в совместном выполнении задач, в том числе с органами военного командования.


На МЧС России в области гражданской обороны возлагается:


· разработка основных направлений развития и совершенствования гражданской обороны Российской Федерации с учетом государственных мероприятий по укреплению обороноспособности страны;


· разработка и представление на утверждение проекта Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации;


· организация разработки проектов федеральных законов и нормативных правовых актов в области гражданской обороны;


· организация и обеспечение оповещения органов гражданской обороны об угрозе нападения противника;


· подготовка для утверждения проектов нормативных документов по структуре, составу войск гражданской обороны и штатной численности военнослужащих войск гражданской обороны, а также проекта Положения о войсках гражданской обороны;


· организация обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также вследствие этих действий;


· осуществление методического руководства планированием гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях Российской Федерации;


· организация взаимодействия органов управления гражданской обороной с командованием военных округов (флотов) при решении задач гражданской обороны;


· организация и руководство силами и средствами гражданской обороны по наблюдению, прогнозированию и оценке обстановки, сложившейся на территории страны;


· контроль за готовностью ведомственных служб наблюдения и лабораторного контроля за заражением объектов внешней среды;


· контроль за накоплением и поддержанием в готовности защитных сооружений, индивидуальных средств защиты, техники и специального имущества гражданской обороны;


· разработка предложений для доклада Правительству Российской Федерации о порядке накопления, хранения и использования в целях гражданской обороны запасов и резервов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;


· осуществление методического руководства созданием, хранением, использование и восполнением резервов материальных ресурсов для нужд гражданской обороны;


· организация и методическое руководство мобилизационными мероприятиями гражданской обороны;


· осуществление государственного надзора в области гражданской обороны за соблюдением требований гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;


· осуществление контроля за выполнением задач гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, министерствах, ведомствах и организациях, оказание им необходимой помощи;


· осуществление мер по поддержанию сил, органов управления и средств гражданской обороны в постоянной готовности к действию;


· осуществление функции государственного заказчика по закупкам материально-технических ресурсов для системы гражданской обороны в рамках государственного оборонного заказа;


· организация и проведение научно-исследовательских, опытно-конст-рукторских и испытательных работ в интересах повышения эффективности ведения аварийно-спасательных работ;


· организация и координация научных исследований, выполняемых в целях повышения устойчивости работы объектов экономики в военное время, создания новых средств и методов защиты населения, повышения эффективности аварийно-спасательных работ и сокращения возможных потерь, подготовка с участием федеральных министерств и ведомств Российской Федерации исходных данных для проведения этих исследований;


· разработка с участием строительных и проектных организаций нормативных документов по проектированию и строительству защитных сооружений гражданской обороны;


· рассмотрение и согласование в установленном порядке типовых проектов и выборочная экспертиза индивидуальных проектов защитных сооружений гражданской обороны;


· организация и проведение совместных учений сил гражданской обороны и Вооруженных Сил Российской Федерации, а также совместных учений по гражданской обороне дружественных стран.


На региональные центры МЧС России возлагается:


· координация вопросов гражданской обороны на территории региона;


· осуществление контроля за проведением мероприятий по гражданской обороне, участие в разработке и реализации планов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона;


· контроль за осуществлением мер в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления на территории региона по поддержанию сил гражданской обороны, органов управления гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к действию;


· организация и обеспечение оповещения подчиненных органов управления, организаций и сил гражданской обороны, органов управления субъектов Российской Федерации об угрозе нападения противника;


· осуществление и контроль за организацией подготовки сил гражданской обороны, сил постоянной готовности единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обучением населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


· осуществление контроля за состоянием и поддержанием в состоянии постоянной готовности к использованию технических систем управления, связи и оповещения гражданской обороны и объектов гражданской обороны в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории региона;


· участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению, развертыванию лечебных и других необходимых для первоочередного обеспечения пострадавшего населения учреждений;


· участие в проведении мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;


· участие в создании и содержании в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях на территории регионов в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных ресурсов;


· организация взаимодействия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на территории региона, территориальных органов министерств и иных федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации с органами управления военного округа и военно-морского флота, округа внутренних войск МВД России, пограничного округа, ФАПСИ и общественными объединениями граждан по вопросам гражданкой обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;


· руководство в пределах своих полномочий подчиненными соединениями, воинскими частями и организациями войск гражданской обороны, поисково-спасательной службой;


· планирование в установленном порядке применения войск гражданской обороны в соответствии с основными задачами, возложенными на них в мирное время;


· осуществление закупок материально-технических средств для содержания соединений и воинских частей гражданской обороны, поисково-спасательной службы по утвержденной номенклатуре снабжения и штатно-табельной потребности;


· обеспечение территориальных органов управления специальной связью, проведение мероприятий по сохранению сведений, составляющих государственную и служебную тайну.


На Главные управления МЧС России по субъектам Российской Федерации возлагается:


· планирование мероприятий гражданской обороны на мирное и военное время;


· поддержание органов управления, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, на подведомственной территории, сил и средств в постоянной готовности к решению возложенных на них задач;


· участие в создании, совершенствовании и обеспечении постоянной готовности систем управления, оповещения и связи гражданской обороны;


· организация мероприятий по защите населения и его первоочередному обеспечению;


· участие в организации и проведении мероприятий по повышению устойчивости функционирования экономики на подведомственной территории в мирное и военное время;


· участие в организации подготовки по гражданской обороне всех категорий населения;


· организация и управление спасательными и другими неотложными работами в ходе ликвидации последствий военного нападения, аварий, катастроф и стихийных бедствий;


· организация взаимодействия с органами военного управления и войсками при совместном выполнении задач в мирное и военное время;


· организация и осуществление оповещения и информирования подчиненных органов управления, сил гражданской обороны и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время, об угрозе нападения противника, о радиационном, химическом и бактериологическом (биологическом) заражении;


· участие в организации повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды;


· осуществление постоянного контроля за накоплением необходимого фонда защитных сооружений для населения, их содержанием, эксплуатацией, использованием в социальных целях, поддержанием их в готовности к приему укрываемых;


· организация накопления резервов средств индивидуальной защиты, медицинских средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля, средств управления, связи и оповещения, организации их хранения и содержания;


· организация планирования эвакуационных мероприятий;


· организация комплексной маскировки городов, муниципальных образований и объектов экономики;


· организация разведки по обнаружению зон загрязнения и заражения на соответствующей территории;


· организация всех видов обеспечения действий сил гражданской обороны и их взаимодействия при совместном выполнении задач;


· использование в приоритетном порядке для связи и передачи информации государственных систем и сетей связи, транспортных средств для доставки в районы поражения и возвращение в места постоянной дислокации сил, средств и специальных грузов, необходимых для ведения аварийно-спасательных работ, по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями. учреждениями и организациями.


Для планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях создаются эвакуационные органы:
эвакуационные и эвакоприемные комиссии.


Задачи эвакуационных органов, а также порядок эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы определяются Правительством Российской Федерации.


Постоянно действующие комиссии по повышению устойчивости функционирования экономики и организаций в военное время
создаются при руководителях соответствующих органов исполнительной власти, органах местного самоуправления и организациях. Задачей комиссий является организация разработки и осуществления мер по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.


В связи с упразднением Федеральным законом № 122 от 22.08.04 г. служб гражданской обороны, традиционно входящих в организационную систему гражданской обороны, их обязанности по гражданской обороне выполняют организации и учреждения соответствующего профиля (органы здравоохранения, охраны общественного порядка, предприятия коммунального хозяйства и др.).


Эти организации и учреждения осуществляют в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения подготовку соответствующих сил и средств, организацию управления мероприятиями.


Особые обязанности по гражданской обороне для этих организаций определяет глава администрации субъекта Российской Федерации на соответствующее министерство (департамент). Руководители этих организаций несут персональную ответственность за выполнение этих обязанностей. Они могут вносить предложения главам администраций о порядке привлечения в военное время или в случае чрезвычайной ситуации дополнительных сил из профильных учреждений, непосредственно ему неподчиненных.


Для обеспечения управления гражданской обороны создается соответствующая система управления
, включающая в себя органы и пункты управления, системы связи и оповещения, а также автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций с учетом адаптации ее структуры и задач к условиям военного времени.


Одним из основных элементов системы управления гражданской обороной являются пункты управления
, создаваемые на всех уровнях.


В целях обеспечения управления мероприятиями гражданской обороны предусматривается:


· загородный защищенный запасный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;


· городской защищенный пункт управления гражданской обороны - по одному для субъектов Российской Федерации и городов, отнесенных к группам по гражданской обороне;


· городской пункт управления с местами для укрытия личного состава - в каждом районе, городе и населенном пункте, не отнесенном к группам по гражданской обороне;


· подвижный воздушный пункт управления гражданской обороны - один на каждый субъект Российской Федерации (на вертолетах, приписываемых на военное время);


· подвижный пункт управления (на автотранспорте) - один-два на каждый субъект Российской Федерации и по одному на каждый город, район.


Пункты управления ГО (ПУ ГО) — специально оборудованные и поддерживаемые в постоянной готовности к использованию помещения или транспортные средства, оснащенные техническими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации, которые предназначены для размещения должностных лиц органов управления РСЧС и ГО при руководстве мероприятиями по ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.


В повседневных условиях управление организуется из мест постоянного размещения органов управления ГО.


Для эффективного управления ГО
на объекте создается система связи, которая включаете радио и
проводные средства связи, подвижные и сигналь­ные средства. Система связи является основным средством управления и должна обеспечить быструю и досто­верную передачу, в первую очередь командной информации, а также до­несений и сообщений о состоянии гражданской обороны. Она организу­ется в соответствии с решением на­чальника (командира), указанием на­чальника штаба и распоряжением по связи вышестоящего штаба. Непосред­ственную ответственность за ее орга­низацию несет начальник штаба ГО
объекта (службы, формирования).


Радиосредства
- основные средст­ва связи, так как они обеспечивают надежное управление
мероприятиями ГО.
С помощью радио можно в отно­сительно короткое время установить связь практически на любое расстоя­ние и на любой местности, обеспечить передачу информации одновременно большому числу корреспондентов. На объектах применяются, как правило, радиостанции ультракоротковолнового диапазона (УКВ),
а в отдельных слу­чаях - и коротковолнового диапазона (КБ). Не утратила свое значение
и проводная связь. Она не заменима в стационарных условиях объекта, в районе расположения формирования и при проведении СНАВР.


Даже при наличии достаточного количества современных средств радио и проводной связи современное управ­ление невозможно без подвижных и сигнальных средств, они используются во всех звеньях управления и во вся­кой обстановке.


Связь организуется со старшим на­чальником, подчиненными силами и средствами, соседями, а также взаимо­действующими органами и силами.


Характерная черта современного этапа управления - всестороннее ис­пользование организационной техники, к которой относятся: средства добыва­ния информации (промышленная теле­визионная установка, которая позво­ляет вести наблюдения за производст­венной деятельностью в цехах, на складах, производственных участках, приборы радиационной и химической разведки и т.д.)
;
средства обработки информации и производства оператив­ных и инженерно-технических расче­тов (клавишные вычислительные ма­шины, электронно-вычислительные ма­шины и т. д.
);
средства документиро­вания и размножения документов (диктофоны, магнитофоны, пишущие машинки, копировальные (печатные) аппараты, чертежные приборы и уст­ройства), канцелярские принадлежно­сти, различные линейки, шаблоны, трафареты, наборы типовых записей, условных знаков, а также типовые формы.


В настоящее время на объектах широко применяются автоматизиро­ванные систе
мы
управления производ­ством (АСУП),
одной из подсистем которой должна быть гражданская оборона. Применение автоматизиро­ванных систем в управлении граждан­ской обороной вносит резкие измене­ния в методы работы и организацион­ную структуру органов управления: высвободит часть оперативных работников, выполнявших трудоемкую рабо­ту, отпадает необходимость разраба­тывать и отправлять письменные донесения и сводки. Исчезнет необхо­димость во внутренней информации, устраняется параллелизм и дублиро­вание в сборе данных обстановки и т. д.


3. Силы гражданской обороны


Для непосредственного ведения работ, связанных с выполнением задач Гражданской обороны, создаются силы ГО. В состав сил гражданской обороны входят:


· соединения и воинские части, специально предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны;


· аварийно-спасательные службы и нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач гражданской обороны.


Для непосредственного выполнения мероприятий гражданской обороны создаются силы и средства ГО, включающие соединения, части и подразделения Войск ГО, профессиональные АСС, нештатные АСФ различного уровня.


Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по защите населения и территории страны при угрозе или возникновении ЧС не только в военное, но и в мирное время.


Войска ГО Российской Федерации
- соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены для защиты территории страны и ее населения при чрезвычайных ситуациях и угрозе их возникновения в мирное и военное время, обусловленных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями.


Организационно войска гражданской обороны состоят из воинских частей и организаций центрального и регионального подчинения, спасательных центров в субъектах Российской Федерации, отдельных авиационных эскадрилий смешанного состава (отдельных вертолетных отрядов), аэромобильных пожарно-спасательных отрядов, а также частей и подразделений обеспечения.


Спасательные центры
являются основными тактическими соединениями и частями войск гражданской обороны. В составе спасательного центра имеются отряды и подразделения: механизированные, аварийно-спасательные, пожарно-спасательные, парашютно-десантные, инженерно-технические, радиационной, химической и биологической защиты, понтонно-переправочные, медицинские, пожарные, разведывательные, связи, пиротехнические, обеспечения и обслуживания. Наличие в своем составе различных по применению подразделений, включая техническую оснащенность, позволяет спасательному центру проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы в высоком темпе в любое время года и суток.


Отдельная авиационная эскадрилья
смешанного состава предназначена ведения воздушной разведки; выполнения специальных операций (пожаротушения, поиска и подбора пострадавших с ограниченных площадок, с водной поверхности и др.; оперативной доставки сил и средств на объекты проведения аварийно-спасательных работ; эвакуации пострадавших с медицинским сопровождением и т.п.).


Военнослужащие войск гражданской обороны состоят на действительной военной службе. Комплектование войск гражданской обороны осуществляется по контракту, а также на основе призыва граждан Российской Федерации на военную службу в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».


Задачи, порядок подготовки и применения войск гражданской обороны определяются Положением о войсках гражданской обороны, утверждаемым Президентом Российской Федерации.


Руководство войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:


· соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны, дислоцированными на территории регионов Российской Федерации - через региональные центры МЧС России;


· соединениями и воинскими частями войск гражданской обороны центрального подчинения - непосредственно.


На военное время создается единая группировка войск ГО и воинских частей и подразделений ГПС, развертываемых по единой схеме мобилизационного развертывания.
При этом основная часть воинских частей и подразделений ГПС развертывается в пожарно-спасательные части и подразделения.


Войска ГО и подразделения ГПС в основном осуществляют прикрытие не отдельных объектов, а территорий.


Объемы мобилизационных заданий по развертыванию войск гражданской обороны и воинских подразделений на военное время должны соответствовать возможным объемам аварийно-спасательных работ в условиях современных войн и реальным возможностям государства по созданию материально-технической базы для мобилизационного развертывания.


Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны.


Деятельность нештатных аварийно-спасательных формирований для решения задач в области гражданской обороны осуществляется по планам гражданской обороны и защиты населения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.


Нештатные аварийно-спасательные формирования для решения задач в области гражданской обороны оснащаются специальной техникой и имуществом и подготовлены для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, при возникновении чрезвычайных ситуаций федерального и регионального характера, а также при террористических акциях, вызывающих чрезвычайные ситуации федерального и регионального характера.


Для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны могут привлекаться штатные специализированные подразделения мирного времени с учетом профессиональных задач, решаемых ими. К таким подразделениям относятся медицинская (скорая помощь), коммунальные службы и формирования, службы охраны общественного порядка, противопожарные службы и подразделения, организации, занимающиеся материально-техническим обеспечением и т.д. Перечень таких подразделений, порядок их подготовки и задействования определяется главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с рекомендациями МЧС России.


Для решения задач в области гражданской обороны могут привлекаться Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.


Порядок привлечения к решению задач гражданской обороны воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований определяется Президентом Российской Федерации.


Кроме того, для ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций и очагов поражения, могут привлекаться специализированные ведомственные аварийно-спасательные формирования и организации (служба медицины катастроф, аварийно-восстановительные поезда, аварийно-техничес-кие бригады для ликвидации аварий на радиационных объектах и др.).


В полном объеме по решению глав администраций субъектов Российской Федерации могут привлекаться силы и средств РСЧС и ГПС.


Примерная группировка сил гражданской обороны:


· силы разведки и наблюдения (центры и учреждения мониторинга и наблюдения; разведывательные подразделения войск гражданской обороны)


· силы I эшелона (соединения и части войск ГО; подразделения ГПС; территориальные аварийно-спасательные службы и формирования, функционирующие в рамках РСЧС и создаваемые специально на военное время; нештатные аварийно-спасательные формирования, создаваемые на объектах);


· силы II эшелона (привлекаемые соединения и части вооруженных сил и других войск; ведомственные аварийно-спасательные формирования).


В целях привлечения населения к решению задач гражданской обороны в угрожаемый период и в военное время могут создаваться дополнительные формирования гражданской обороны в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.


Основными задачами сил гражданской обороны являются:


· проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, борьба с пожарами, обнаружение и обозначение районов, подвергшихся заражению (загрязнению), санитарная обработка населения, обеззараживание техники, зданий и территорий, срочное захоронение трупов;


· проведение работ по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других неотложных мер;


· восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при военных действиях или вследствие этих действий;


· розыск пострадавших, их вывод (вывоз) из очагов поражения, оказание им первой медицинской помощи, эвакуация нуждающихся в стационарном лечении в лечебные учреждения;


· участие в выполнении других задач в области гражданской обороны (эвакуация населения, материальных и культурных ценностей, обслуживание убежищ, выдача средств индивидуальной защиты, осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время).


Силы гражданской обороны в мирное время могут привлекаться для ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий и катастроф, ставящих под угрозу жизнь и здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


В организациях и военных городках Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и других войск и воинских формирований задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями о местной обороне, разрабатываемыми на основе Федерального закона «О гражданской обороне», и Положения о гражданской обороне.


Деятельность войск ГО осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, на базе предприятий, организаций и учреждений создаются гражданские организации гражданской обороны. В них могут зачисляться граждане Российской Федерации: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп, беременных женщин и женщин, имеющих детей до 8-летнего возраста, а также женщин со средним и высшим медицинским образованием, имеющих детей до 3-летнего возраста.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на соответствующих территориях:
- выявляют организации, находящиеся в сфере их ведения, которые создают формирования;
- определяют по согласованию с организациями виды, состав и численность создаваемых формирований;
- ведут реестры организаций, создающих формирования, и осуществляют учет последних;
- организуют подготовку формирований;
- осуществляют общее руководство деятельностью формирований. Организации, создающие формирования;
- разрабатывают штаты и табели оснащения формирований специальной техникой и имуществом;
- укомплектовывают формирования личным составом, специальной техникой и имуществом;
- осуществляют подготовку и руководство деятельностью формирований;
- поддерживают формирования в состоянии постоянной готовности в соответствии с планами ГО к выполнению аварийно-спасательных и других неотложных работ.


Степень на­дежности управления гражданской обороной стала одним из важнейших показателей ее готовности к выполне­нию поставленных задач. В современных условиях к управ­лению предъявляются следующие тре­бования: высокая постоянная готов­ность всей
системы управления, твер­дость, гибкость, непрерывность, высо­кое качество и оперативность в работе, скрытность. Суть высокой постоянной готовности
заключается в том, чтобы вся сис­тема управления буквально с первых минут после получения сигналов тре­воги смогла обеспечить успешное вы­полнение задач в любой сложной об­становке.


Заключение


Развитие гражданской обороны в современных условиях во многом определяют частые локальные военные конфликты, распространение оружия массового поражения, совершенствование обычных средств ведения войны, а также международный терроризм, угрозы которого стали привычным атрибутом современной жизни. В настоящее время сформировалась достаточно эффективная законодательная и нормативно-правовая база.


Действует отлаженный государственный механизм по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению потерь среди населения и материального ущерба в экономике. Сформирована и успешно функционирует система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, в состав которой сейчас входят более 7 тысяч учреждений различных федеральных органов исполнительной власти. В целях стратегического управления рисками чрезвычайных ситуаций активно работает Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.


В настоящее время силы и средства гражданской обороны России развиваются и укрепляются на основе качественно новых подходов. В частности, оптимизируется их состав и структура, повышается готовность к действиям по предназначению, уровень подготовки войск ГО и подразделений гражданской обороны, улучшается их техническое оснащение. По-прежнему важной задачей остается подготовка населения и руководящего состава всех категорий к действиям в чрезвычайных ситуациях. Для этого сейчас широко применяются современные обучающие методики и технические средства. Разрабатываются, кроме того, новые методы и программы обучения. В практику работы повсеместно внедряется периодическая аттестация по вопросам ГО начальников гражданской обороны - глав органов исполнительной власти субъектов РФ, руководителей федеральных органов исполнительной власти, муниципальных образований и организаций. Регулярно также проводятся учения и штабные тренировки, организовано обучение руководящего состава в учебных заведениях, учебно-методических центрах и на курсах МЧС России.


Актуальной также остается проблема повышения устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики. Данная работа предполагает рациональное размещение производительных сил и объектов экономики; обеспечение безаварийного функционирования промышленных предприятий, в том числе при отключении электроэнергии. В этом направлении сейчас проводится большая работа, однако, в отдельных регионах России она продвигается пока медленно в силу имеющихся экономических и иных трудностей.


В последние годы МЧС России широко сотрудничает в области гражданской обороны с другими государствами, что полезно с практической точки зрения. Перенимая опыт, «чрезвычайные» национальные службы повышают эффективность использования своего научно-технического потенциала, а также развивают действующую систему защиты населения, материальных и культурных ценностей от разных опасностей и угроз. В настоящее время продолжается формирование системы гражданской обороны государств-участников СНГ. Российское МЧС активно также участвует в мероприятиях по линии Международной организации гражданской обороны (МОГО), в миротворческих и гуманитарных операциях, проводимых Советом Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН. Специализированные подразделения МЧС привлекаются к доставке в пострадавшие регионы мира гуманитарных грузов, оказанию помощи пострадавшему населению и разминированию территории.


Специалисты МЧС считают, что система защиты населения должна быть единой и глубоко интегрированной для условий мирного и военного времени, а также легко перенастраиваться для работы в условиях переходного периода. В ближайшее время планируется также улучшить финансирование и материально-техническое обеспечение гражданской обороны за счет внедрения современных финансовых механизмов и изыскания дополнительных внебюджетных источников.


Характерными особенностями гражданской обороны в настоящее время и на перспективу являются:


1. Обеспечение готовности для решения задач военного времени достигается через готовность сил и средств ГО к решению задач мирного времени.


2. Переход от прикрытия мобильными силами объектов к прикрытию территорий.


3. Создание двухуровневой системы защиты населения - на федеральном уровне и на местном уровне.


4. Гражданская оборона стала более социально-направленной системой в отличие от былой строго оборонной направленности.


5. Более активное участие общественности и населения в целом в мероприятиях ГО. «Гражданская оборона - дело каждого гражданина».


6. Более быстрая адаптация к обстановке и любому изменению хода событий.


Список используемой литературы:


1. В.Г. Атаманюк, Л.Г. Ширшев, Н.И. Акимов. Гражданская оборона. М.: Высшая Школа, 1986, - 146 с.;


2. Гражданская оборона. Под редакцией генерала армии А.Т. Алтунина - М.: Воениздат, 1982, - 243 с.


3. Гражданская оборона на объектах АПК. Под ред. Н.С. Николаева, И.М. Дмитриева. - М.: Агропромиздат, 1990, - 167 с.;


4. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»;


5. Постановление Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;


6. Указ Президента РФ от 27 мая 1996 г. «Вопросы гражданской обороны РФ» (в ред. Указов Президента РФ от 09.09.2000 № 1622, от 05.08.2002 № 846, от 08.05.2005 № 531)


7. Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28 – ФЗ «О гражданской обороне» (в ред. Федеральных законов от 09.10.2002 № 123-ФЗ,от 19.06.2004 № 51-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ);


8. http://www.mchs.gov.ru/mchs/law/index.php?ID=4205официальный сайт МЧС РФ;



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Сто вариантов малого бизнеса
Реферат Финансовое планирование. Лекции
Реферат Любовь Маяковского
Реферат Кальций – фосфорно – магниевый метаболизм
Реферат Морфологическая классификация опухолей
Реферат Расходы и доходы предприятия финансовые методы управления ими
Реферат Маркетинговые исследования на рынке недвижимости
Реферат Графика в информационных технологиях. Рисунки в Word
Реферат Затухание ЭМВ при распространении в средах с конечной проводимостью
Реферат Понятие виды система и общие условия проведения и оформления следственных действий
Реферат A Night On A Jamacian Beach Essay
Реферат Структура українського суспільства на сучасному етапі та тенденції її розвитку
Реферат How Western Imperialism Affects China And Japan
Реферат Память и её развитие в учебной деятельности
Реферат Історія козацтва його роль в державотворенні України