Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление дебиторской задолженностью

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Московскийгосударственный университет экономики, статистики
и информатики
Контрольная  работа
Подисциплине «Финансовый менеджмент»Тема: «Управление дебиторской задолженностью»

Москва,2002 г.
Содержание:
 
1. Введение
2. Экономическаясущность расчетов с дебиторами и кредиторами
2.1.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотныхсредств предприятия.
2.2. Влияниедебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
3. Методыуправления дебиторской и кредиторской задолженностью
3.1. Подходы куправлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженностипо срокам образования, анализ оборачиваемости
4. Заключение

1. Введение
 
В процессефинансово-хозяйственной деятельности у предприя­тия постоянно возникаетпотребность в проведении расчетов со свои­ми контрагентами, бюджетом,налоговыми органами. Отгружая про­изведенную продукцию или оказывая некоторыеуслуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е.по сути оно кредитует покупателей. Поэтому в течение периода от момента отгруз­кипродукции до момента поступления платежа средства предприя­тия омертвлены ввиде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами:вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией,условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последнийфактор особенно важен для финансового менеджера.
Основными видами расчетов за поставленную продукциюявля­ются продажа за наличные деньги и в виде безналичных платежей. Встабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществ­ляемые с помощьючеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам,системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговыхзачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильнойэконо­мики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата за наличный расчет может бытьвыполнена рублями, с по­мощью кредитной карточки либо дебетовой карточки. Всоответствии с постановлением Правительства РФ в настоящее время юридиче­скиелица вправе рассчитываться между собой наличными деньгами только в том случае,если сумма по одному платежу не превышает 10 тыс. руб. (деноминированных).Кредитная карточка представляет со­бой пластиковую карточку с указанием именивладельца, присвоен­ного ему кода, личной подписи и срока действия карточки.Владелец карточки может совершать покупки в пределах некоторой суммы,оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если в момент по­купки онапревышает остаток на его счете. В отличие от кредитной дебетовая карточка непозволяет оплачивать покупки при отсутствии средств на счете покупателя. ВРоссии практика выпуска кредитных карточек пока незначительна.
Основными формамибезналичных расчетов являются:
•платежное поручение – поручение хозяйствующего субъекта своему банку оперечислении определенной денежной суммы на счет указанного им лица в этом илиином банке;
•аккредитив – обязательство банка осуществить по указанию клиента и в случаепредоставления получателем денежных средств и документов, определенныхусловиями аккредитива, одно из следую­щих действий: а) произвести платежтретьему лицу; б) оплатить пере­водный вексель; в) акцептовать его; г) учестьего; при расчете аккре­дитивом банк действует от своего имени, но за счетсредств клиента;
•расчеты по инкассо – обязательство банка осуществить по по­ручению клиента и заего счет действия по получению от плательщи­ка платежа и/или акцепта платежа(осуществляется на основе инкас­сового поручения, оформленного с помощьюплатежного требования, платежного требования-поручения и др.);
•расчетный чек – документ, содержащий распоряжение чекода­теля банку о выплатеозначенной суммы предъявителю чека.
Правила проведения и формы безналичныхрасчетов в общем регулируются законодательством РФ, а по технике исполнения –Центральным банком России. Законодательством определен общий срок безналичныхрасчетов: он не должен превышать двух операци­онных дней в пределах субъекта РФи пяти операционных дней в пределах РФ.
Управление дебиторскойзадолженностью предполагает прежде всего контроль за оборачиваемостью средств врасчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается какположительная тен­денция. Большое значение имеет отбор потенциальныхпокупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в кон­трактах.
2.1.Экономическая сущность расчетов с дебиторами и кредиторами
 2.2.Классификация дебиторской и кредиторской задолженности в структуре оборотныхсредств предприятия.
 
В наиболее общемвиде структура оборотных средств и их источников показана в бухгалтерскомбалансе. Чистый оборотный капитал представляет собой разность между текущимиактивами и краткосрочной кредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтомулюбые изменения в составе его компонентов прямо или косвенно влияют на егоразмер и качество. Как правило, разумный рост чистого оборотного капиталарассматривается как положительная тенденция, однако могут быть и исключения.Например, его рост за счет увеличения безнадежных дебиторов вряд лиудовлетворит финансового менеджера.
Дебиторскаязадолженность — важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продает товарыдругому предприятию или организации, совсем не значит, что товары будутоплачены немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета кполучению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфическийэлемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существуценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансовогоменеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степенириска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва посомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактическиили потенциально неплатежеспособными покупателями.
Денежныесредства и ценные бумаги — наиболее ликвидная часть текущих активов — такжеявляются составляющей оборотного капитала. К денежным средствам относятсяденьги в кассе, на расчетных и депозитных счетах. Ценные бумаги, составляющиекраткосрочные финансовые вложения, включают: ценные бумаги других предприятий,государственные казначейские билеты, государственные облигации и ценные бумаги,выпущенные местными органами власти.
Выбирая междуналичными средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу,подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существуютпреимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, — онипозволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность удовлетворитьтребование оплатить тариф ранее установленного законом срока. С другой стороны,издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздовыше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (вчастности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли привозможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджерунеобходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.
2.2. Влияниедебиторской задолженности на финансовые результаты предприятия
При выработкеполитики платежей предприятие исходит из сравнения прибыли, дополнительнополучаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемовпродаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.
Увеличениедебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:
увеличениеобъема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.);
увеличениепериода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);
увеличениепотерь от безнадежной дебиторской задолженности.
Смягчениеусловий коммерческого кредита может заключаться в увеличении срока кредита дляновых потребителей. Очевидно, что в этом случае и традиционные потребителиувеличат срок оплаты коммерческого векселя. Рассмотрим эту ситуацию на примере,являющемся продолжением предыдущего.
Широкоераспространение в управлении дебиторской задолженностью (в формированииполитики условий продаж) получили коэффициенты инкассации. Коэффициентыинкассации — доля поступлений от задолженности определенного срока по отношениюк объему реализации периода возникновения задолженности.
Уровеньдебиторской задолженности определяется многими факторами: вид продукции,емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, принятая напредприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен дляфинансового менеджера.
Основными видамирасчетов являются продажа за наличный расчет и продажа в кредит. В условияхнестабильной экономики преобладающей формой расчетов становится предоплата.
Оплата заналичный расчет может быть выполнена рублями, с помощью кредитной карточки либодебетной карточки. Кредитная карточка представляет собой пластиковую карточку суказанием имени владельца, присвоенного ему кода, личной подписи и срокадействия карточки. Владелец карточки может совершать покупки в пределахнекоторой суммы, оговоренной при выдаче карточки, даже в том случае, если вмомент покупки она превышает остаток на его счете. В отличие от кредитнойдебетная карточка не позволяет оплачивать покупки при отсутствии средств насчете покупателя. В России некоторые крупные отечественные банки уже началивыпуск кредитных карточек.
Безналичныерасчеты выполняются с помощью платежных поручений (поручение хозяйствующегосубъекта своему банку о перечислении указанной суммы другому хозяйствующемусубъекту), платежных требований (требование продавца к покупателю оплатитьпоставленные ему по договору товары), аккредитивов (поручение банку поставщика,сделанное покупателем через свой банк, об оплате счетов поставщика немедленнопо получении документов об отгрузке продукции), расчетных чеков (документ,содержащий указание чекодателя банку о выплате означенной суммы предъявителючека).
Анализ иуправление дебиторской задолженностью имеет особое значение в периоды инфляции,когда подобная иммобилизация собственных оборотных средств становится особенноневыгодной. Некоторые методы управления задолженностью в инфляционной среде будутрассмотрены ниже.
Управлениедебиторской задолженностью предполагает прежде всего контроль заоборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамикерассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеют отборпотенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров,предусматриваемых в контрактах.
Отборосуществляется с помощью неформальных критериев: соблюдение платежнойдисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплатезапрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровеньфинансовой устойчивости, экономические и финансовые условияпредприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличностии т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемойфинансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, изнеформальных источников. Оплата товаров постоянными клиентами обычнопроизводится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов.
Контроль задебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторскойзадолженности по срокам ее возникновения; наиболее распространеннаяклассификация предусматривает следующую группировку (дней): 0-30; 31-60; 61-90;91-120; свыше 120. Возможны и иные группировки. Кроме того, необходим контрольбезнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ иконтроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютныхи относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности,значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашениязадолженности дебиторами. Для этого, в дополнение к показателям наличияпросроченной дебиторской задолженности приводимым в форме Л-5 «Приложение кбухгалтерскому балансу», можно использовать коэффициент погашаемостидебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение среднейдебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами затовары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданныепоставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации. Значение этого показателязависит от вида договоров, превалирующих на данном предприятии: так, еслиосновной типовой договор предусматривает оплату в течение двух недель с моментаотгрузки товара, то критическое значение коэффициента равно 1/26. Такимобразом, если расчетное значение коэффициента превосходит 1/26, можно сделатьвывод, что предприятие имеет проблемы со своими дебиторами.
Наиболееупотребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашениязадолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональныевизиты, продажа задолженности специальным организациям.
3. Методыуправления дебиторской и кредиторской задолженностью
3.1. Подходы куправлению дебиторской задолженности, распределение дебиторской задолженностипо срокам образования, анализ оборачиваемости.
 
Управлениедебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании иопределяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей,пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а такжевыбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежныхсредств.
К приемамуправления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетови установление характера дебиторской задолженности. Среди подлежащихрассмотрению моментов есть некоторые, требующие особого внимания, напримернеобходимость поиска путей сокращения среднего промежутка времени междузавершением операции по продаже товара и выпиской счета-фактуры покупателю. Вытакже должны оценивать возможные издержки, связанные с дебиторскойзадолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо ихинвестирования.
Управлениедебиторской задолженностью связано с двумя видами резервов времени — на выпискусчета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета — это количество днейот отправки товара покупателю и до высылки счета. Очевидно, что компанииследует отправлять счета одновременно с товаром. Время почтовой доставки — между подготовкой счета-фактуры н получением его покупателем. Время почтовогопрохождения документов может быть сокращено за счет децентрализации выпискисчета-фактуры и почтовой отправки (используя службу срочных почтовыхотправлений для крупных счетов-фактур с вручением в предусмотренные сроки либопредоставляя скидки за авансовые платежи).
Кредитныеусловия
Ключевыммоментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроковкредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемыпродаж и получение денег. Например, предоставление более продолжительных сроковкредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношениек затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредитажесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскуюзадолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижениюобъемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей. С другойстороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличенияобъемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежныхдолгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупателизатягивают оплату. Сроки дебиторской задолженности следуете либерализировать,когда вы хотите избавиться от избыточных товарно-материальных запасов илиустаревшей продукции либо если вы работаете в отрасли промышленности, товарыкоторой предназначены для сезонных продаж (например, купальные костюмы). Есливаш товар является скоропортящимся, вы должны использовать краткосрочнуюдебиторскую задолженность и по возможности практиковать оплату при поставке.
При оценкеплатежеспособности потенциального покупателя следует учитывать честностьпокупателя, финансовую устойчивость и имущественное обеспечение. Кредитнуюнадежность покупателя можно оценить количественными методами анализ регресса,который рассматривает изменение зависимой: переменной, имеющей место приизменении независимой (информативной) переменной. Этот метод особенно полезен,когда вам требуется оценить большое количество некрупных покупателей. Следуеттщательно оценивать возможные потери по безнадежным долгам, если ваша компанияпродает товары многим покупателям и длительное время не меняет свою кредитнуюполитику.
Продлениекредита влечет за собой дополнительные расходы: административные расходыдеятельности кредитного отдела, компьютерной службы, а также комиссионные,выплачиваемые специальным агентствам, определяющим кредитоспособность заемщиковили качество ценных бумаг.
Достаточнополезна информация, полученная от кредитных бюро розничной торговли ипрофессиональных кредитных справочных служб. Отчеты компании «Дан эндБрэдстрит» (США) содержат информацию о характере бизнеса компаний, производственныхлиниях, управлении, финансовом положении, количестве работников, выполненийпредшествующих платежей по сообщению поставщиков, о текущих долговыхобязательствах (включая любые просроченные), условиях продаж, заключенииаудитора, судебных исках, страховом покрытии, арендных договоров, уголовномпреследовании, взаимоотношениях с банками учетной информации (например, текущиебанковские ссуды).
Контрольдебиторской задолженности
Имеется многоспособов максимизировать доходность дебиторской задолженности и свести кминимуму возможные потери: составление счетов, перепродажу права на взысканиедолгов и оценку финансового положения клиентов.
— Выставлениесчетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям вразличные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями,начинающимися на «А» могут быть первыми, кому выставляются счета в первый деньмесяца, тем, чьи фамилии начинаются на «Б», счета будут выставлены во второйдень и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцатичетырех часов со времени и составления.
Для ускорениявзимания платежей можно направлять счета- фактуры покупателям, когда их заказеще обрабатывается на складе-. Можно также выставлять счет за услуги синтервалами, если работа выполняется в течение определенного периода, илиначислять гонорар авансом, что предпочтительнее осуществления платежей поокончании работы. Во всяком случае, вы должны составлять счета на крупные суммынемедленно.
Когда бизнесразвивается пассивно, могут применяться сезонные датирования выставлениясчетов: вы предлагаете продление срока платежей для стимулирования спроса средипокупателей, неспособных произвести платежи раньше, чем в конце зона.
— Процессоценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательноанализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию отфинансовых консультативных фирм.  Необходимо избегать высоко рискованнойдебиторской задолженности, такой как в случае с покупателями, работающими вфинансово неустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятиюнеобходимо быть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одногогода (около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первыхдвух лет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана сбольшим риском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следуетмодифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей наосновании изменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержатьпродукцию или приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи,и потребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимостьимущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Еслинеобходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей длявостребования денежных средств с неподчиняющихся покупателей.
Необходимоклассифицировать дебиторские задолженности по срокам оплаты (расположить их повремени, истекшему с даты выставления счета) для выявления покупателей,нарушающих сроки платежа, и облагать процентом просроченные платежи. После тогокак будут сравнены текущие, классифицированные по срокам дебиторскиезадолженности с дебиторскими задолженностями прежних лет, промышленныминормативами и показателями конкурентов, можно подготовить отчет об убытках побезнадежным долгам, показывающий накопленные убытки по покупателям, условиямпродажи и размерам сумм и систематизированный по данным о подразделении,производственной линии и типе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долга обычно выше у малых компаний.
— Защитастрахованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденных потерьбезнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимооценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способностькомпании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
— Факторинг. Возможноперепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет кчистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрытаконфиденциальная информация.
Кредитнаяполитика
Припредоставлении коммерческого кредита следует оценить конкурентоспособностьпредприятия текущие экономические условия. В период спада кредитную политикуследует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например, компания может невыставлять повторно счет покупателям, которые получают скидку при оплатеналичными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можно ужесточитькредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такие периодыкомпания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целомуправление дебиторской задолженностью включает:
1) анализдебиторов;
2) анализреальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
3) контроль засоотношением дебиторской и кредиторской задолженности;
4) разработкуполитики авансовых расчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку иреализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагаетпрежде всего анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальныхусловий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров.Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводуо целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот — овозможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализдебиторскойзадолженности и оценка ее реальной стоимости заключается в анализезадолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежнойзадолженности и формировании на эту сумму резерва но сомнительным долгам.
Определенныйинтерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокамее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализпозволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношениикоторых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценитьэффективность управления дебиторской задолженностью.
Соотношениедебиторской и кредиторской задолженностей — характеристика финансовойустойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практикефинансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация,которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменениякредиторской (обязательств). Уменьшение дебиторской задолженности снижаеткоэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признакинесостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов.Вспомним, что баланс предприятия считается неплатежеспособным, если:
1) объемоборотных средств на конец периода/ краткосрочная задолженность на конецпериода
2) объемисточников объем внеоборотных собственных доходов — активов на конец периода /объем оборотных средств на конец периода
Дебиторскаязадолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициентпокрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижениядебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской.
При анализесоотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализусловий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья иматериалов.
4. Условияплатежей за отгруженную продукцию — один из факторов, влияющих на объем продаж.Под условиями платежей понимается:
а)предоставление отдельным покупателям коммерческого кредита (отсрочки платежа);
б) срок кредита;
в) скидка засвоевременность оплаты. Перечисленные три условия могут быть выраженыраспространенной схемой: Например, «3/10 чистых 30» — фирмапредставляет 3 процентную скидку, если вексель оплачивается в течение 10 дней,максимальный срок (без скидки)
— 30 дней.Последний срок — срок коммерческого кредита; далее — штрафы за просрочкуоплаты. Скидки более предпочтительны, чем надбавки, так как скидки уменьшаютналогооблагаемую базу, а надбавки ее увеличивают. Поощрение всегда действуетлучше, чем наказание.
На уровеньдебиторской задолженности влияют следующие основные факторы:
— оценка иклассификация покупателей в зависимости от вида продукции, объема закупок,платежеспособности клиентов, истории кредитных отношений и предполагаемыхусловий оплаты;
— контрольрасчетов с дебиторами, оценка реального состояния дебиторской задолженности;
— анализ ипланирование денежных потоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для определенияинвестиции в дебиторскую задолженность применяется расчет, который учитываетгодовые объемы продаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщениеможно сделать вывод что в основе управления дебиторской задолженностью лежитдва подхода:
1) сравнениедополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанногофинансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политикиреализации продукции;
2) сравнение иоптимизация величины и сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данныесравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа,стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.
Оценка реальногосостояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятности безнадежныхдолгов — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом. Эта оценкаведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различными срокамивозникновения. Финансовый менеджер может при этом использовать накопленную напредприятии статистику, а также прибегнуть к услугам экспертов-консультантов.
Выборочный исплошной методы анализа расчетов с дебиторами и кредиторами
В зависимости отразмера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторованализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общаясхема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Задаетсякритический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы,относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаютсяпроверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихсярасчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяютсяразличные способы. Одним из самых простейших является n-процентный тест(так, при n = 10% проверяюткаждый десятый документ, отбираемый по какому-либо признаку, например повремени возникновения обязательства).
Существуют иболее сложные статистические методы отбора, основанные на задании критическихзначений уровня значимости, ошибки выборки, допустимого отклонения междуотраженным в отчетности и исчисленным по выборочным данным размером дебиторскойзадолженности и т.п.  В этом случае определяют интервал выборки по денежномуизмерителю, и каждый расчетный документ, на который падает граница очередногоинтервала, отбирается для контроля и анализа.
Этап 3. Проверяетсяреальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. Вчастности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердитьреальность проставленной в документе или проходящей в учете
Этап 4. Оцениваетсясущественность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различныекритерии. Так, национальными учетными стандартами Австралии отклонение между учетнойи подтвержденной в результате контрольной проверки суммами в размере,превышающем 10%, признается существенным (материальным). Если отклонениеварьирует от 5 до 10%, решение о его существенности принимает аналитик(управляющий, бухгалтер, аудитор) по своему усмотрению. Отклонение, непревышающее 5%-го уровня, признается несущественным.
4. Заключение
 
Обобщаявышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы.
Одной из задачфинансового менеджера по управлению дебиторской задолженностью являютсяопределение степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозногозначения резерва по сомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций поработе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.
Увеличениедебиторской задолженности инициирует дополнительные издержки предприятия на:увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки и пр.); увеличениепериода оборота дебиторской задолженности (увеличение периода инкассации);увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
В зависимости отразмера дебиторской задолженности, количества расчетных документов и дебиторованализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом.
Дебиторскаязадолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициентпокрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижениядебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. При анализесоотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходим анализ условийкоммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
С цельюмаксимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатывать широкоеразнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты и гибкимценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичнойпредоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Система скидокспособствует защите предприятия от инфляционных убытков и относительно дешевомупополнению оборотного капитала в денежной или натуральной форме.  Для тогочтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовыевыплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход отденежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.
 
 

Списоклитературы
1. КовалевВ.В. Введение в финансовый менеджмент, М.: Финансы и статистика, 2002 год
2. КовалевВ.В. Финансовый анализ, М.: Экономика, 1998 год


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.