Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление государственным и муниципальным долгом

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу:
«Государственные имуниципальные финансы»
Тема:
«Управлениегосударственным долгом в РФ»
Архангельск 2009

Содержание
 
Введение
1. Сущность государственногодолга, его составляющие, классификация
1.1 Определение,составляющие, классификация, нормативно – правовая база по вопросугосударственного долга Российской Федерации
1.2 Внутреннийгосударственный долг
1.3 Внешний государственныйдолг
2. Основные направлениястабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнегодолга РФ
2.1 Текущеесостояние государственного долга Российской Федерации
2.2 Управлениегосударственным долгом
2.3 Обслуживаниегосударственного долга
Заключение
Литература
Приложения

Введение
Государственныйдолг играет существенную и многогранную роль в макроэкономической системелюбого государства. Это объясняется тем, что отношения по поводу формирования,обслуживания и погашения государственного долга оказывают значительное влияниена состояние государственных финансов, денежного обращения, инвестиционногоклимата, структуру потребления и развития международного сотрудничествагосударств.
Причинойвозникновения государственного долга является проводимая государством политика,которая не обеспечивает сбалансированность доходов и расходов государства.
Вместе с темв мире нет ни одного государства, которое в те или иные периоды своей историине сталкивалось бы с проблемой государственного долга. Государственный долгявляется неотъемлемой частью большинства финансовых систем государств мира.Мировая практика свидетельствует о широком использовании государством заемнойполитики для финансирования расходов бюджета. Таким образом, государственныйдолг – это нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованногогосударства.
Сэкономической точки зрения государственный долг представляет собойзадолженность государственных органов как результат формирования дополнительныхресурсов государства, направленных на разрешение противоречий междуэкономическими и социальными потребностями общества на основе займов денежныхсредств у частных лиц, институтов негосударственного сектора и иностранныхгосударств.
Сматериальной точки зрения государственный долг представляет собой общую суммузадолженности государства по непогашенным долговым обязательствам иневыплаченным по ним процентам.
Спецификадолговых отношений, которые складываются в процессе привлечения, размещениягосударством дополнительных финансовых ресурсов физических лиц и организаций напринципах добровольности, срочности, возвратности и возмездности для покрытиядефицита бюджета, а также отношения по погашению государственных долговыхобязательств заключается в том, что государство в этих отношениях всегдавыступает в роли заемщика (должника) и / или гаранта.
Правительствачасто управляют большими портфелями валютных резервов, их бюджетная позициянередко подвергается значительному риску по условным обязательствам ипоследствиям плохого управления бухгалтерским балансом в частном секторе.Поэтому при любых финансовых кризисах, как порожденных внутренними проблемамибанковского сектора страны, так и привнесенных извне в результатераспространения мирового финансового кризиса, обоснованная политика управлениягосударственным долгом, наряду с надежной макроэкономической политикой ирегулированием, имеют решающее значение для ограничения человеческих ипроизводственных издержек, вызываемых такими кризисами.
Необходимовыделить вопросы, которые не могут быть решены исключительно за счет надежногоуправления долгом. Оно не заменяет взвешенную макроэкономическую иналогово-бюджетную политику, и его одного недостаточно, чтобы гарантироватьнадежную защиту страны от экономических и финансовых потрясений. Следуетподчеркнуть необходимость надежной основы макроэкономической политики,характеризующейся адекватным режимом валютного курса; основ денежно-кредитнойполитики, надежно ориентированной на достижение стабильности цен; экономическиприемлемых уровней государственного долга; устойчивой внешней позиции, а такжефинансовой системы, за которой осуществляется надлежащий надзор. Такая основапредставляет собой важный фактор, способствующий появлению у участниковфинансового рынка уверенности в том, что они могут вкладывать средства вгосударственные ценные бумаги с минимальным уровнем неопределенности.
Такимобразом, наличие этих основ является важным предварительным условием в созданиитакой структуры долга, которая отражает предпочтения органов государственногоуправления, касающиеся желаемого соотношения между риском и затратами, и вцелом помогает стране свести к минимуму ее уязвимость по отношению кэкономическим и финансовым потрясениям.
Цельюнастоящей контрольной работы является изучение классификации, структуры,системы управления государственным долгом Российской Федерации. Для этой целибыли использованы нормативные правовые акты Российской Федерации, результатыконтрольных мероприятий Счетной палаты, а также иные материалы по этой теме.


1. Сущностьгосударственного долга, его составляющие, классификация
1.1 Определение,составляющие, классификация, нормативно – правовая база повопросу государственного долга Российской Федерации
Государственный или муниципальный долг –обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований,гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии свидами долговых обязательств, установленными настоящим Кодексом, принятые насебя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальнымобразованием – ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. «Как экономическая категориягосударственный долг находится на стыке финансов и кредита и воплощает в себеих черты, функционируя тем не менее как особое, специфическое отношение».[1]
Государственный долг России возникаетпрежде всего в результате государственных заимствований России, под которымисогласно п. 1 ст. 103 Бюджетного Кодекса РФ понимаютсягосударственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценныхбумаг от имени России, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетнойсистемы РФ, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевыеиностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иныхсубъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которымвозникают долговые обязательства России.
Другой составляющей частьюгосударственного долга России являются долговые обязательства погосударственным гарантиям, предоставленным Россией.
Третьей составляющей государственногодолга России являются долговые обязательства, возникшие в результате принятиязаконодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговыхобязательств третьих лиц, возникших до введения в действие Бюджетного Кодекса.Речь идет, наряду с прочим, об обязательствах бывшего Союза ССР, принятых насебя Россией.
Государственный долг РоссийскойФедерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральнойсобственности имуществом, составляющим государственную казну. «Следует сказать,что среди болевых проблем современной бюджетной политики проблема государственногодолга занимает особое место. Она является одной из основных проблем российскойэкономики, оказывающей непосредственное влияние как на темпы экономическогороста страны в целом, так и на направление финансовой и бюджетной политики»[2].
В состав государственного долга РФ входятдолговые обязательства в следующих формах:
1) кредитные соглашения и договоры, заключенныеот имени РФ с кредитными организациями, иностранными государствами имеждународными финансовыми организациями;
2) государственные ценные бумаги, выпускаемые отимени РФ;
3) бюджетные кредиты, привлеченные в федеральныйбюджет из других бюджетов бюджетной системы РФ;
4) государственные гарантии РФ;
5) иные долговые обязательства, ранее отнесенныев соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долгРФ.
Виды долговых обязательств России взависимости от срока, на который они приняты, подразделяются на:
– краткосрочные – на срок менееодного года;
– среднесрочные – на срок от одногогода до пяти лет;
– долгосрочные – на срок от пяти до30 лет включительно.
Для государства на федеральном и региональном уровняхвозможно применение двух видов долговых обязательств: внутреннего или внешнегодолга. «С целью оптимизации управления внутренними и внешними заимствованиямиБюджетный кодекс предусматривает разработку Правительством РФ двух программ:Программы государственных внешних заимствований ст. 108 Бюджетного кодексаи Программу государственных внешних заимствований»[3].Для муниципалитетов называется возможность применения только одного вида –внутреннего долга.
Процесссмены социально-экономической формации, проходивший в России в начале 90-хгодов, и кризисные явления в мировой экономике и экономике России в августе1998 года привели к тому, что вопросам государственного долга в РоссийскойФедерации в настоящее время уделяется повышенное внимание.
Довведения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательнуюоснову в сфере управления государственным долгом составляли два основныхзакона: «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября1992 года №3877–1 и «О государственных внешних заимствованиях РоссийскойФедерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерациейиностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям» от17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
Правовыеосновы системы государственных займов заложены в Конституции и Гражданскомкодексе Российской Федерации. Полномочия Правительства Российской Федерации повопросам управления государственным долгом были определены Федеральнымконституционным Законом от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации» (с изменениями и дополнениями). В соответствии сположениями вышеуказанного закона Правительство Российской Федерацииосуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РоссийскойФедерации. При этом, отдельные вопросы, связанные с управлением государственнымдолгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этихопераций регулировались и продолжают в настоящее время прописываться внормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерствафинансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка Россиии Внешэкономбанка.
Свведением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации впервые назаконодательном уровне было прописано понятие единой системы учета ирегистрации государственных долговых обязательств.
Однако,по сути, единой, целостной системы управления государственным долгом донастоящего времени не создано, и первостепенную роль в этой ситуации играетнесовершенство российского законодательства.
Вправовом регулировании нуждается порядок применения операции реструктуризации,обмена долговых обязательств на инвестиции, а также конверсии и консолидациизаймов. В большей согласованности нуждается политика управления активными ипассивными долгами.
«Вдействующем законодательстве также отсутствует система ответственности заэффективность принимаемых решений при осуществлении государственной политикизаимствований и управления государственным долгом»[4].
Необходимымявляется четкое определение в законодательстве процедур и механизмоввзаимодействия и координации, функций и сопряженной с ними ответственности, атакже обмена информацией между государственными органами, осуществляющимивалютную, денежно-кредитную, долговую и бюджетную политику. При этом необходимопридать большую четкость бюджетным документам, и этим снять имеющую в них местоправовую неопределенность.
Какпоказывают результаты проверок Счетной палаты, «учет долговых обязательств взначительной степени разобщен, а единая база данных государственных долговыхобязательств отсутствует»[5].
Государственнаякнига внешнего долга Российской Федерации служит только для документальнойрегистрации соглашений по предоставляемым займам и не содержит данных обисполнении обязательств по соглашениям обеими сторонами (изменение объемовдолговых обязательств и их погашение), а также о приостановлении илианнулировании соглашений.
«Классификацияисточников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетовсубъектов Российской Федерации не сопоставима с классификацией видовгосударственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации, что затрудняет оценку соответствия операций с внешними долговымиобязательствами изменениям объемов и структуры государственного внешнегодолга».[6]
Бюджетнымкодексом Российской Федерации предусмотрено деление государственного долгатолько по валюте обязательств. При таком подходе понятие «внешний долг» носитусловный характер, так как объемы обязательств в валюте в полном объеме неявляются внешними по отношению к Российской Федерации. Принцип деления долга,принятый в международной практике развитых стран по признаку резидентства,Минфином России не применяется.
Отсутствиеединой методологии учета государственного долга и единой интегрированной базыданных, обеспечивающей достоверный учет по всем видам долговых обязательств иконтроль за состоянием государственного долга в целом, в значительной степенипрепятствует проведению обоснованной долговой стратегии и эффективной бюджетнойполитики.
1.2 Внутреннийгосударственный долг
Согласно определению, данному в статье 6Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг – это обязательства, возникающие в валютеРоссийской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации имуниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностраннойвалюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
Внутренний государственный долг РФвключает в себя задолженность по ГКО (государственным краткосрочнымобязательствам), ОФЗ (облигациям федерального займа), ОГСЗ (облигациямгосударственного сберегательного займа), реструктурированную задолженность по ОВГВЗ(облигациям внутреннего государственного валютного займа), а также просроченнуюзадолженность по централизованным кредитам сельскому хозяйству и севернымрегионам.
В объем внутреннего государственногодолга включаются:
1) номинальная сумма долга погосударственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которымвыражены в валюте Российской Федерации;
2) объем основного долга по кредитам,которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены ввалюте Российской Федерации;
3) объем основного долга по бюджетнымкредитам, полученным Российской Федерацией;
4) объем обязательств по государственнымгарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением указанных)долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте РоссийскойФедерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие настоящегоКодекса.
Статья 98.1 БК РФ, введенная Законом2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание сгосударственного внутреннего долга России долговых обязательств, непредъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности,установленного законодательством РФ Согласно ст. 196 ГК РФ общий срокисковой давности устанавливается в три года.
Соответственно, в случае если кредитор втечение данного срока не предъявит к погашению долговое обязательство России, т.е.не совершит определенные условиями обязательства и нормативными правовымиактами действия, то долговое обязательство считается полностью прекращенным исписывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательствоРоссии, как государственная гарантия России, считается полностью прекращенным исписывается с государственного внутреннего долга РФ по истечении срока даннойгарантии.
Статьей 119 Бюджетного кодекса Российской Федерации определенпорядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации,государственного внутреннего долга субъекта Российской Федерации, муниципальногодолга.
Затраты по размещению, выплате доходов и погашению долговых обязательствРоссийской Федерации осуществляются за счет средств федерального бюджета.
Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерациипроизводится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотреноПравительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещениюдолговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате доходов ввиде процентов по ним или в иной форме.
Выполнение Банком России, другим специализированным финансовыминститутом функций генерального агента Правительства Российской Федерации поразмещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплатедоходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальныхсоглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитентагосударственных ценных бумаг.
Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживаниюгосударственного внутреннего долга безвозмездно.
Долговые обязательства России подлежатучету и регистрации в государственных долговых книгах внутреннего и внешнегодолга РФ (в Кодексе указанные книги обозначены единым понятием – Государственнаядолговая книга РФ). Государственную долговую книгу РФ ведет Минфин России.Приказом Минфина России от 23 августа 2006 г. №107н утвержден Порядокведения Государственной долговой книги Российской Федерации в Министерствефинансов Российской Федерации, который разработан с целью определения процедурыведения Государственной долговой книги РФ, обеспечения контроля за полнотойучета, своевременностью обслуживания и исполнения долговых обязательств иустанавливает требования по структуре Долговой книги, а также по порядкуведения и хранения Долговой книги.
Правительство Российской Федерации вправе определять объемы выпуска,формы и методы эмиссии государственных ценных бумаг, являющихся долговымиобязательствами Российской Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, неприводящем к превышению верхнего предела государственного внутреннего долгаРоссийской Федерации.
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановыйпериод 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г. №198-ФЗ установлен верхний пределгосударственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2009 г.в сумме 1804189605,1 тыс. руб., на 1 января 2010 г. и на 1 января 2011 г.– 2249062621,8 тыс. руб. и 2817409429,4 тыс. рублей соответственно (в ред.Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ) [8].
Однако Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации (п. 5 ст. 103 БК РФ) предоставляет Правительству РоссийскойФедерации право осуществлять внутренние заимствования с превышением установленногофедеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый годпредельного объема государственного внутреннего долга, но вместо внешнихзаимствований, если это снижает расходы на обслуживание государственного долгав рамках установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очереднойфинансовый год объема государственного долга (суммы внутреннего и внешнегодолга).
Анализструктуры государственного внутреннего долга в период 2008–2010 годов,проведенный Счетной палатой, показывает, что увеличится доля государственныхценных бумаг. Динамика и структура внутреннего долга на период до 2011 г. приведенав Приложении 1.
Объемвнутреннего долга в 2008–2010 годах увеличится в 2 раза и к концу 2010 годасоставит 2618,2 млрд. рублей (или 91,7% внутреннего долга).
Более чем в 2раза увеличатся расходы на обслуживание внутреннего долга в 2010 году посравнению с 2007 года и составят 170,9 млрд. рублей, что превышает суммурасходов, предусмотренных в 2010 году на ЖКХ, охрану окружающей среды,культуру, кинематографию и средства массовой информации.
1.3 Внешнийгосударственный долг
В соответствии со ст. 6 БюджетногоКодекса внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, заисключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальныхобразований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте врамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).
В объем государственного внешнего долгаРоссийской Федерации включаются:
1) номинальная сумма долга погосударственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которымвыражены в иностранной валюте;
2) объем основного долга по кредитам,которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены виностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам(заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии РоссийскойФедерации;
3) объем обязательств по государственнымгарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.
Федеральным законом «О федеральномбюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.07 г.№198-ФЗ установлен верхний предел государственного внешнего долга РоссийскойФедерации на 1 января 2009 года в сумме 41,9 млрд. долларов США, или 27,2 млрд.евро; верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1января 2010 года в сумме 42,0 млрд. долларов США, или 28,2 млрд. евро, и на 1января 2011 года в сумме 42,2 млрд. долларов США, или 29,5 млрд. евро (в ред.Федерального закона от 22.07.2008 №122-ФЗ) [8].
Под государственными внешнимизаимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы,осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени РоссийскойФедерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранныхгосударств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международныхфинансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридическихлиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации,выраженные в иностранной валюте.
Государственные внешние заимствованияРоссийской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита(ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашениягосударственных долговых обязательств Российской Федерации.
Право осуществления государственныхвнешних заимствований Российской Федерации и заключения договоров опредоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов(займов) принадлежит Российской Федерации. От имени Российской Федерацииосуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерациилибо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации.
Внешняя задолженность РоссийскойФедерации унаследована от СССР после его распада, когда РФ приняла на себя долгв размере 102 млрд. долл., в дальнейшем к этим обязательствам быстро сталиприбавляться новые долги, сделанные Российской Федерацией уже в качественезависимого государства.
«В 2006 годуобъем государственного внешнего долга Российской Федерации снизился с 76,5млрд. долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2006 года до52,0 млрд. долл. США (1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января 2007 года,а его доля в государственном долге Российской Федерации снизилась,соответственно, с 71,6% до 56,3%, практически сравнявшись с задолженностью повнутренним обязательствам»[7].
В условияхмасштабного погашения внешних государственных долговых обязательств РоссийскойФедерации значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловленинтенсивным привлечением заемных средств в корпоративный сектор российскойэкономики, задолженность которого выросла на 83,9 млрд. долл. США. Наначало 2007 года она составила 260,1 млрд. долл. США (84,2% внешнего долгаРоссийской Федерации против 68,1% в начале 2006 года), более чем в 5 разпревышая совокупные долговые обязательства органов государственного управленияи денежно-кредитного регулирования (48,6 млрд. долл. США).
«За период с1 января 2001 года по 1 января 2007 года государственный внешний долгРоссийской Федерации увеличился на 149,2 млрд. долл. США. При этом долгбанков без участия в капитале увеличился в 11,2 раза и составил по состоянию на1 января 2007 года 101,2 млрд. долл. США. Долг прочих секторов увеличилсяс 22,3 млрд. долл. США до 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза)»[8].
Внешний долгРоссийской Федерации перед нерезидентами на 1.01.07 г., по даннымЦентробанка России, приведен в Приложении 2.
По заключениюСчетной палаты, абсолютный размер внешнего долга в рублевом эквиваленте будетиметь тенденцию к росту и составит к концу 2008 года – 1132,4 млрд. рублей, или3,2% ВВП, к концу 2009 года – 1164,5 млрд. рублей (прирост к 2008 году – 2,8%),или 2,9% ВВП, к концу 2010 года – 1232,9 млрд. рублей (прирост к 2009 году – 5,9%),или 2,8% ВВП. Динамика объемов и структуры внешнего долга приведена вПриложении 3.
В структуревнешнего долга уменьшится доля государственных ценных бумаг, номинированных виностранной валюте, задолженности по кредитам правительств иностранныхгосударств и МФО, увеличивается доля государственных гарантий. По заключениюСчетной палаты РФ тенденция увеличения абсолютных размеров государственноговнешнего долга не соответствует Основным направлениям долговой политики на 2008–2010годы, одобренным Правительством Российской Федерации 22 марта 2007 года.
Вопросы управления государственнымвнешним долгом в последние годы стали одними из центральных в экономической и политическойжизни Российской Федерации. Это было обусловлено как быстрым увеличением объемагосударственного внешнего долга Российской Федерации, так и значительным ростомуровня расходов по его погашению и обслуживанию.

2.Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственноговнутреннего и внешнего долга РФ
2.1 Текущее состояние государственного долга Российской Федерации
На протяжениипоследних лет происходит постепенное снижение как относительных, так иабсолютных показателей государственного долга. Снижается значение процентногосоотношения величины госдолга Правительства Российской Федерации по номинальнойстоимости к ВВП.
За период с 1января 2002 года по 1 января 2007 года государственный долг ПравительстваРоссийской Федерации снизился с 4,43 трлн. рублей (49,5% от ВВП) до 2,44 трлн.рублей (9,1% от ВВП). При этом государственный внешний долг ПравительстваРоссийской Федерации за указанный период уменьшился в 2,49 раза и составил посостоянию на 1 января 2007 года 1,37 трлн. рублей в пересчете в национальнуювалюту Российской Федерации (52,0 млрд. долл. США) – Приложение 3.
В 2005–2006годах были досрочно погашены ранее реструктурированные обязательства передстранами – членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США).Кроме того, были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) икредиты Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств БанкаРоссии (4,3 млрд. долл. США).
В 2006 годутенденция существенного сокращения объема государственного долга РоссийскойФедерации сохранялась на прежнем уровне, прежде всего, за счет двухразнонаправленных факторов: планового и досрочного погашения государственноговнешнего долга Российской Федерации, в том числе перед странами – членамиПарижского клуба кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительногоувеличения чистого объема привлечения средств за счет размещениягосударственных ценных бумаг Российской Федерации на внутреннем рынке в объеме177,6 млрд. рублей.
«Объемгосударственного долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил2435,3 млрд. рублей, или 9,1% к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах,сократившись на 641,4 млрд. рублей, или на 26,3%, по сравнению с началом 2006года, когда его объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2% к ВВП»[9].
2.2 Управление государственным долгом
«Подуправлением государственным долгом в широком смысле понимается формированиеодного из направлений экономической политики государства, связанной с егодеятельностью в качестве заемщика»[10]. Управлениегосударственным долгом заключается:
– вформировании политики в отношении государственного долга;
– вустановлении границ государственной задолженности (в том числе в определенииобщего объема бюджетного дефицита и, следовательно, объемов заимствований,необходимых для его финансирования);
– вопределении основных направлений и целей воздействия на микро- и макроэкономическиепоказатели;
– вустановлении возможности и целесообразности финансирования за счетгосударственного долга общегосударственных программ.
Подуправлением государственным долгом в узком смысле понимается совокупностьмероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговыхобязательств, обслуживанию, погашению и рефинансированию государственногодолга, а также регулированию рынка государственных ценных бумаг.
Осуществлениемероприятий по управлению государственным долгом требует от государствасистемного подхода и определяет многоплановый характер регулированиясуществующей задолженности.
В процессеуправления государственным долгом можно выделить несколько функциональныхэлементов:
– непосредственноуправление, включающее, в том числе, определение порядка, условий выпуска иразмещения государственных долговых обязательств;
– обслуживаниепосредством осуществления операций по размещению займов, выплате процентногодохода по ним, рефинансированию и погашению;
– контрольза состоянием государственного долга.
Системауправления государственным долгом – это взаимосвязь бюджетных, финансовых,учетных, организационных и других процедур, направленных на эффективноерегулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.
ПравительствоРоссийской Федерации в «Концепции единой системы управления государственнымдолгом Российской Федерации» придерживается максимально общей формулировкиосновных целей управления государственным долгом:
– сохранениеобъема государственного долга на экономически безопасном уровне;
– сокращениестоимости обслуживания государственного долга Российской Федерации;
– обеспечениеисполнения обязательств государства в полном объеме.
Системауправления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующуюсовокупность основных мероприятий:
– разработкапрограммы заимствований Российской Федерации на следующий год, которая являетсявыражением экономической политики государства в отношении сложившихсягосударственных долговых обязательств;
– процедурапринятия основных параметров управления государственным долгом РоссийскойФедерации на очередной год;
– исполнениепринятой программы управления государственным долгом в течение планового года.
Основныезадачи, решение которых необходимо для достижения целей управлениягосударственным долгом:
– своевременностьи полнота формирования источников финансирования дефицита бюджета;
– проверкаэффективности и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом ипо видам применяемых финансовых инструментов;
– осуществлениеконтроля за соблюдением предельного значения и структуры государственногодолга;
– контрольза ходом исполнения долговых обязательств Правительства Российской Федерациипрошлых лет;
– контрольза эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченностиденежной массой в наличном обороте и на депозитах;
– экспертизапроекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществлениеконтроля за изменением структуры и объема государственного долга;
– экспертизапроектов законов, других нормативных правовых актов органов государственнойвласти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственногодолга.
Ключевойцелью долгового управления является баланс между минимизацией бюджетного рискаи минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Несмотря нато, что управление госдолгом фактически направлено на регулирование двухключевых параметров, характерных для любых финансовых инструментов, – риска идоходности (то есть в случае долга – издержек обслуживания), конкретные егоцели достаточно сложно четко разграничить. С одной стороны, если поставить вкачестве целевой установки минимизацию стоимости обслуживания, очень велик рисктого, что в погоне за этой целью власти начнут выпускать не те обязательства,которые действительно необходимы, а те, которые в данный момент лучшевоспринимаются рынком. Издержки такой стратегии Россия в полной мере испытала в1998 году, когда на внутреннем рынке размещались преимущественно «короткие»бумаги, наиболее востребованные инвесторами, но характеризовавшиесямаксимальными рисками для экономики. Краткосрочная экономия бюджета напроцентных выплатах обернулась серьезным потрясением для всей финансовойсистемы.
Однако если вкачестве другой крайности установить минимизацию рисков со стороны госдолга, тов пределе это будет означать полный отказ от использования заимствований.Вопреки достаточно распространенному мнению, полное отсутствие госдолга – этоне самое лучшее положение вещей в государственных финансах, особенно если речьидет о развивающейся стране.
На практике вкачестве ключевой цели долгового управления чаще всего называют баланс междуминимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.
Управление внешним долгом является однимиз элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны,эффективное использование внешнего долга может стать мощным факторомэкономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы.Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнениедолговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета иобеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Крометого, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. Сдругой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативнымфактором не только экономического, но и политического значения.
Как показали проверки Счетной палатыРоссийской Федерации, широкое распространение получила практика использованиявнешних займов, предоставленных для структурной перестройки экономики, напокрытие дефицита федерального бюджета, погашение и обслуживание внешнего долгаРоссийской Федерации. В результате основным методом управления государственнымвнешним долгом стало постоянное рефинансирование задолженности, в частности,перед международными финансовыми организациями, а также реструктуризациязадолженности кредиторам Парижского и Лондонского клубов, что привело клавинообразному нарастанию внешнего долга РФ [4].
С конца 1980-х годов в международнойпрактике сформировался достаточно разнообразный набор методов управлениявнешним долгом суверенных заемщиков. Этому способствовали усилия как должников,так и кредиторов.
Рассмотрим основные методы управлениявнешним долгом. «К таким методам относятся:
— консолидация – пересмотр условийпогашения задолженности, который может быть реализован либо путем измененияусловий погашения действующих долговых обязательств (реструктуризация), либопутем рефинансирования существующей задолженности;
— реструктуризация – основанное насоглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный илимуниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговымиобязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашенияобязательств. Другими словами, реструктуризация – это составление нового, болеевыгодного для должника графика выплаты долга, чем это предусмотренопервоначальным соглашением. При этом обычно предоставляется льготный период,когда уплачиваются только проценты, а также увеличивается срок выплатыосновного долга. Происходит перенос на более поздние сроки платежей пократкосрочным долгам. Реструктуризация внешнего долга может быть проведена счастичным списанием (сокращением) суммы основного долга. Основанием длясписания кредитором долговых обязательств полностью или частично может статьвесьма низкая вероятность, а точнее, практическое отсутствие возможностейпогашения долговых обязательств в связи со снижением стоимости реальных активов;
— рефинансирование представляет собойпроцесс погашения старых займов за счет привлечения новых;
– конверсия – применение различныхмеханизмов, обеспечивающих замещение государственного долга другими видамиобязательств, менее обременительными для экономики должника. Наиболеераспространенными видами конверсии считаются обмен долга на акции(собственность), обмен долга на товары, обмен долга на проведениеприродоохранных мероприятий, обратный выкуп долга заемщиком на особых условиях(с дисконтом), конверсия долга в долговые обязательства третьих стран, идругие;
— секьюритизация – переоформлениенерыночных займов в ценные бумаги, свободно обращающиеся на финансовых рынках;
– аннулирование – отказ от всехобязательств по ранее выпущенным займам. Но применение этого метода ведет кнанесению непоправимого ущерба репутации государства как заемщика средипотенциальных инвесторов и кредиторов»[11].
Из всего многообразия существующихметодов управления государственным долгом в Бюджетном кодексе РоссийскойФедерации получил определение только метод реструктуризации. Статья 101Бюджетного кодекса «Управление государственным долгом» посвящена толькоорганизационному аспекту управления государственным долгом. Согласно статье 101Бюджетного кодекса управление государственным долгом Российской Федерацииосуществляется Правительством Российской Федерации, а управление государственнымдолгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительнойвласти субъекта Российской Федерации. «Организационно в настоящее время системауправления государственным внешним долгом реализована на базе Министерствафинансов Российской Федерации и Внешэкономбанка как агента Министерствафинансов Российской Федерации»[12]. РоссийскаяФедерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований, если указанные обязательстване были гарантированы Российской Федерацией. В свою очередь, субъектыРоссийской Федерации и муниципальные образования не отвечают по долговымобязательствам Российской Федерации.
2.3Обслуживание государственного долга
Наличиегосударственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату попроцентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента,которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежныхресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
1)Необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означаетсущественное сокращение возможностей потребления для населения данной страны.
2) Долгприводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что можетограничить дальнейший рост в экономике.
3) Увеличениеналогов для оплаты растущего госдолга выступает в качестве антистимулаэкономической активности.
4)Перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Динамикавнешнего государственного долга РФ определялась принятием на себя обязательствбывшего СССР, а также участием МВФ в финансировании экономических реформ вРоссии. Следует также учитывать, что продолжительный спад производства усугубилпроблему обслуживания государственного долга и уменьшения его бремени.
 Необходимость обслуживания долга ограничивает возможности правительствабалансировать текущий бюджет или тратить средства, направляемые на обслуживаниедолга на другие нужды. Хотя с другой стороны, большая часть процессаобслуживания долга (внутреннего) является лишь формой перераспределения, когдасредства налогоплательщиков переходят владельцам государственных ценных бумаг.
 Обслуживание долга не имеет существенной альтернативной стоимости, эффектзамещения (вытеснения) существенно влияет на будущее. За счет финансированиядефицита на финансовом рынке остаются недофинансированными какие-то проектычастного сектора, снижаются инвестиции. Именно здесь то и проявляется высокаяальтернативная стоимость, как самих заимствований, так и всего процессаобслуживания долга в целом.
Такжесуществует проблема соотношения величины государственного сектора и частного.Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, авследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенныегосударственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышеннымигосударственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадаютбудущие поколения.
«По даннымСчетной палаты расходы на обслуживание государственного долга (процентныерасходы) на период 2008–2010 годы (на три года) предусмотрены в сумме 647,6млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 187,9 млрд. рублей (0,5% ВВП), 2009 год– 212,6 млрд. рублей (0,5% ВВП), 2010 год – 247,1 млрд. рублей (0,6% ВВП).
Увеличение расходов наобслуживание государственного долга в 2010 году по сравнению с оценкой исполнения2007 года составит 57,5%. Доля процентных расходов в общем объеме расходовфедерального бюджета в 2008–2010 годах составит 2,9 – 3% (в 2007 году – 2,9%).
Расходыфедерального бюджета на обслуживание внутреннего долга определены на 2008–2010годы в сумме 411,6 млрд. рублей, в том числе на 2008 год – 106,5 млрд. рублей(0,3% ВВП), 2009 год – 134,2 млрд. рублей (0,3% ВВП), 2010 год – 170,9 млрд.рублей (0,4% ВВП). Таким образом, прогнозируется увеличение указанных расходовкак в номинальном выражении – на 122% в 2010 году по сравнению с ожидаемойоценкой 2007 года, так и относительно ВВП – на 0,1 процентного пункта.
В 2008 году расходына обслуживание внутреннего долга составляют в объеме 106,5 млрд. рублей, или 56,7%процентных выплат по государственному долгу, что на 7,7 процентного пунктабольше, чем предусмотрено на 2007 год (49%). Более 90% указанных расходовпредусмотрено на процентные платежи по государственным ценным бумагам,номинальная стоимость которых выражена в российской валюте»[13].
Всоответствии с бюджетными проектировками расходы федерального бюджета наобслуживание внешнего долга на 2008–2010 годы предусмотрены в сумме 236,0 млрд.рублей, в том числе на 2008 год – 81,4 млрд. рублей, на 2009 год – 78,4 млрд.рублей, на 2010 год – 76,2 млрд. рублей. Прогнозируется снижение указанныхрасходов в 2010 году по сравнению с оценкой исполнения 2007 года на 4,8%.
Расходы наобслуживание внешнего долга в 2008 году, предусмотренные в объеме 81,4 млрд.рублей (3,1 млрд. долларов США), превысят показатель, ожидаемый по исполнению2007 года (80 млрд. рублей), на 1,4 млрд. рублей, или на 1,8%, и составят 43,3%расходов на обслуживание государственного долга.

Заключение
Система управлениягосударственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом, посколькудолговая политика и система управления государственным долгом непосредственновлияют на формирование бюджетной политики. Политика в области управлениягосударственным долгом и система управления долгом являются необходимымиусловиями для формирования обоснованной бюджетной политики и нормального функционированиябюджетного процесса. Упомянутая выше взаимосвязь определяет необходимостьсовершенствования и реформирования системы управления государственным долгомкак одного из основных элементов формирования и проведения бюджетной политики.
В целомдолговая политика при умелом использовании представляет собой достаточно мощныйинструмент макроэкономической политики. Для эффективного применения этогоинструмента необходимо создать стройную систему долгового управления, важнымиэлементами которой являются надлежащий учет и оценка собственных обязательств.Существующая в России система управления долгами позволяет решать текущиезадачи по реструктуризации обязательств, но ее эффективность в качествеполноценного инструмента макроэкономического управления остается низкой. Запоследние годы Правительством Российской Федерации проделана определеннаяработа по формированию системы управления государственным долгом, была значительнорасширена и усовершенствована соответствующая законодательная база и проведенряд успешных операций, приведших к сокращению долговой нагрузки на экономику.
Активнаядолговая политика подразумевает постоянную работу со всеми кредиторами икатегориями долга, усиление взаимодействия различных ветвей власти и проведениеими энергичных действий в этой области. Активная долговая политика включаетприменение известных в мировой практике методов управления государственнымдолгом, сочетая традиционные финансовые приемы с использованием долговыхсвопов, товарных поставок, досрочного выкупа, погашения долга с дисконтом ит.п. Активная долговая политика также связана с учетом геополитическихфакторов, использованием возможностей международных политических и финансовыхинститутов, творческим применением мирового опыта, привлечением к решениюдолговых проблем региональных органов власти и негосударственных структур.
Главнымицелями активной долговой политики должно быть решение следующих задач:
– улучшениекачества долга за счет снижения стоимости его обслуживания, совершенствованияструктуры;
– обеспечениестабильного обслуживания как внешних, так и внутренних обязательств страны прилюбой кризисной ситуации;
– содействиедостижению инвестиционного кредитного рейтинга и его дальнейшему повышению, чтоне только обеспечит удешевление новых заимствований для государства и частныхструктур, но и будет способствовать приливу новых прямых и портфельныхинвестиций;
– гибкоереагирование на изменяющиеся условия внешнего и внутреннего финансовых рынков ииспользование наиболее благоприятных источников и форм заимствований;
– обеспечениенадежного механизма перевода заемных средств в инвестиции, ставящего реальныезаслоны на пути их нецелевого использования. Дополнительные заемные средствадолжны привлекаться только для финансирования и кредитования приоритетныхпроектов и программ при условии их эффективного использования;
– усилениепривлекательности российских долговых бумаг для широкого круга инвесторов,предотвращение резких колебаний их цены на мировых финансовых рынках;
– прогнозированиеи избежание рисков, связанных со структурой долга, лучшее использованиевалютного фактора в снижении долговых выплат;
– максимальноеиспользование для обслуживания долга дебиторской задолженности иностранныхгосударств России, то есть зарубежных финансовых активов, а также задолженностипредприятий и регионов по гарантированным государством валютным кредитам;
– болеетесная координация государственной политики и политики внешних заимствованийкорпоративных структур, чтобы избежать ненужной конкуренции на финансовыхрынках и рисков, связанных с возможным невыполнением корпоративных долговыхобязательств;
– созданиекомплексной системы управления государственным долгом с участием органовгосударственной власти, которая позволит адекватно формулировать иреализовывать национальные интересы в этой сфере;
– совершенствованиеучета и мониторинга государственного долга, внедрения прогрессивных технологийпо управлению долгом, позволяющих контролировать состояние долговой нагрузкиэкономики и отслеживать ход выполнения государственных обязательств в режимереального времени.

Литература
1.  Конституция РФ.
2.  Федеральныйконституционный Закон от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации».
3.  Бюджетный КодексРоссийской Федерации. Федеральный закон №145-ФЗ от 31.07.98 г.
4.  Федеральный закон «Огосударственном внутреннем долге Российской Федерации» от 13 ноября 1992 года №3877–1
5.  Федеральный закон «Огосударственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственныхкредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, ихюридическим лицам и международным организациям» от 17 декабря 1994 года №76-ФЗ.
6.  Федеральный закон «Офедеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от24.07.07 г. №198-ФЗ.
7.  Приказ Минфина России от23 августа 2006 г. №107н.
8.  Заключение Счетной палатыРоссийской Федерации на проект федерального закона «О федеральном бюджете на2008 год и на период до 2010 года».
9.  Аналитическая записка«Анализ системы управления государственным долгом Российской Федерации». БюллетеньСчетной палаты Российской Федерации №6 (102) / 2006 год.
10. Аналитическая записка по вопросу формирования и использованияпоказателей, характеризующих состояние государственного внешнего долгаРоссийской Федерации. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации №1 (121) /2008 г.
11. Иванова Е.Е. Управлениевнешним долгом Российской Федерации. Правовые аспекты.
12. Бабич А.М.,Павлова Л.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник длявузов. ¾ М.: ЮНИТИ, 2002. ¾ 687 с.
13. Шохин С.О. Всезависит от того, как считать // Финансовый контроль. 2003. №2. С. 35.
14. КовалишинЕ. Государственный долг: Некоторые вопросы методологии // Финансовыйконтроль. 2003. №2. С. 20.
15. http://www.cbr.ru– сервер Центрального Банка РФ. Проверено 12.02.2009
16. Государственныеи муниципальные финансы / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б.,Юнити, М. 2007, 319 с
17. Финансы.Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б.– М., ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 639 с
18. Годин А.М.,Горегляд В.П., Подпорина И.В. Бюджетная система РоссийскойФедерации: учебник, М., «Дашков и К», 2007, с. 151

Приложение1 на 1.01.2008 г. закон
на 1.01.2009 г.
проект
на 1.01.2010 г.
проект
на 1.01.2011 г.
проект млрд. руб.
структура
% млрд. руб. структура, % млрд. руб. структура % млрд. руб. структура, % Государственный внутренний долг, всего, в том числе: 1363,3 100 1824,7 100 2275,8 100 2856,8 100 Государственные ценные бумаги Российской Федерации 1244,7 91,3 1681,3 92,1 2079,8 91,4 2618,2 91,7 Государственные гарантии 113,6 8,3 137,8 7,6 190,1 8,3 232,5 8,1 Прочая задолженность 5,0 0,4 5,6 0,3 5,9 0,3 6,1 0,2 /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />

Приложение 2
(млрд. долл.США)
1 января
2001 г.
1 января
2002 г.
1 января
2004 г. 1 января 2005 г. 1 января 2006 г. 1 января 2007 г. Органы государственного управления 117,2 104,2 97,9 97,4 71,3 44,7 Федеральные органы управления 116,0 103,2 96,7 95,7 70,1 43,2 Новый российский долг 49,5 41,9 38,6 39,6 35,7 33,8 кредиты международных финансовых организаций 7,0 7,0 6,6 6,2 5,6 5,4 МБРР 6,8 6,7 6,3 5,7 5,1 4,8 прочие 0,2 0,2 0,3 0,4 0,5 0,7 прочие кредиты (включая кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов) 8,4 6,3 4,9 4,2 3 2,6 ценные бумаги в иностранной валюте 30,7 26,9 26,8 28,9 26,7 25,0 еврооблигации, размещенные по открытой подписке, а также выпущенные при реструктуризации ГКО 8,0 7,1 7,7 7,3 4,9 4,7 еврооблигации, выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом кредиторов 1,4 1,4 16,8 18,6 19 19,3 облигации внутреннего государственного валютного займа – VI и VII транши и облигации государственного валютного займа 1999 г. 20,5 17,4 2,4 3,0 2,8 1,0 ценные бумаги в российских рублях (ГКО-ОФЗ) 0,7 1,0 0,1 0,0 0,5 прочая задолженность 0,0 0,0 0,2 0,2 0,3 0,3 Долг бывшего СССР 66,5 61,2 58,1 56,1 34,5 9,4 кредиты стран – членов Парижского клуба кредиторов 39,0 36,3 42,7 43,3 22,2 0,6 задолженность перед бывшими социалистическими странами 0,0 0,0 3,6 2,7 2,2 1,9 облигации внутреннего государственного валютного займа – III, IV, V транши 14,6 11,5 1,4 1,9 2 3,3 прочая задолженность 1,2 1,7 10,4 8,2 8,2 3,7 Субъекты Российской Федерации 1,2 1,0 1,2 1,6 1,2 1,5 Органы денежно-кредитного регулирования 12,0 9,7 7,8 8,2 11,0 3,9 кредиты 11,8 9,5 7,5 7,5 10,2 3,0 наличная национальная валюта и депозиты 0,2 0,2 0,3 0,7 0,8 0,9 Банки (без участия в капитале) 9,0 11,3 24,9 32,5 50,2 101,2 долговые обязательства перед прямыми инвесторами 0,2 0,1 0,1 0,1 0,2 0,4 кредиты 2,6 2,9 12,9 19,8 34,5 67,8 текущие счета и депозиты 4,2 5,5 9,6 9,7 12,4 27,8 долговые ценные бумаги 0,8 1,5 1,2 1,8 1,8 3,3 прочая задолженность 1,3 1,3 1,0 1,1 1,2 1,9 Прочие сектора (без участия в капитале) 22,3 23,8 55,1 77,0 126 159,9 Всего 160,5 149,0 185,7 215,1 258,5 309,7

Приложение3
(млрд. руб.) 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. Государственный долг, всего 4430,2 4562,2 4190,2 3944,8 3076,8 2435,3 внутренний долг 533,5 679,9 682,0 778,5 875,4 1064,8 внешний долг 3896,7 3882,3 3508,2 3166,3 2201,4 1370,5 Внешний долг, в долл. США 129,3 122,1 119,1 114,1 76,5 52,0 В% к ВВП, всего 49,5 42,1 31,6 23,3 14,2 9,1 внутренний долг 6,0 6,3 5,1 4,6 4,1 4,0 внешний долг 43,5 35,8 26,5 18,7 10,1 5,1

Приложение4 на 1.01.2008 г. закон на 1.01.2009 г. проект на 1.01.2010 г. проект на 1.01.2011 г. проект млрд. долл. США
структура
% ммлрд. дол. США
структура
% млрд. долл. США
структура
% млрд. дол. США
структура
% Государственный внешний долг, всего 46,7 100 43,3 100 43,9 100 45,0 100 Кредиты иностранных государств, МФО, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц 11,0 23,6 10,3 23,8 9,1 20,7 7,9 17,6 Государственные ценные бумаги РФ, номинированные в иностранной валюте 32,8 70,2 29,5 68,1 28,0 63,8 26,7 59,3 Государственные гарантии в иностранной валюте 2,9 6,2 3,5 8,1 6,8 15,5 10,4 23,1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ и оценка управления оборотными активами предприятия на примере ГУП Кореневский экспериментальный завод
Реферат Великое княжество Литовское
Реферат Расстройства менструаций у девочек подростков
Реферат Правовая охрана окружающей природной среды в энергетике и военной деятельности. Правовые меры охраны озонового слоя атмосферы Земли. Правовой режим зон повышенного экологического риска
Реферат Реализация компетентностного подхода в процессе обучения школьному курсу информатики на основе применения
Реферат The Widsom Of Teams Essay Research Paper
Реферат Ernest Hemmiway Essay Research Paper Ernest Hemmingway
Реферат Судова реформа 1864 року в Україні
Реферат Анонимные Созависимые
Реферат Система нормированного кормления жеребых кобыл
Реферат Роль ремарок в пьесе Островского "Гроза"
Реферат Взаимоотношения организма на разных этапах онтогенеза
Реферат Вошь лобковая
Реферат Abortion Essay Research Paper Abortion In 1973
Реферат An Unfair Working Enviroment Essay Research Paper