Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление финансами в условиях рыночных отношений. Производственные фонды организаций

МОСКОВСКИЙИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ
МЕНЕДЖМЕНТА ИПРАВАФакультет: экономический
Кафедра «Финансыи кредит»
Специальность«Финансы и кредит»Контрольная работа
По дисциплине«Финансы»
Тема:
«Управлениефинансами в условиях рыночных отношений.
Производственныефонды организаций»
Выполнил: студентка 3курса
гр. РЭС (в) 2.1/1-10Н
Кошелева С.А.
2010 год

Управление финансами вусловиях рыночных отношений
Управление финансами,его объекты и субъекты. Нормативно – правовая база управления финансами в РФ.Финансовый аппарат управления финансами в странах с рыночной экономикой.Министерство финансов РФ, его структура, функции и роль в управлении финансами.Территориальные органы управления финансами.
Управление присуще всемсферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлениемпонимается сознательное целенаправленное воздействие на объект с помощьюсовокупности приемов и методов достижения определенного результата. Управлениеосновано на знании объективных закономерностей развития общества. Вместе с темна управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческихструктур.
Важной областьюуправленческой деятельности является управление финансами. Его осуществляетспециальный аппарат с помощью особых приемов и методов, в том числеразнообразных стимулов и санкций.
В управлении финансами,как и в любой другой управляемой системе, выделяют объекты и субъектыуправления. В качестве объектов управления выступают разнообразные видыфинансовых отношений, связанные с формированием денежных доходов, накоплений ииспользованием субъектами хозяйствования и государством. Субъектами управленияявляются те организационные структуры, которые осуществляют управление.
В соответствии склассификацией финансовых отношений по их сферам выделяют такие группы объектов:как финансы организаций (предприятий, учреждений), страховые отношения, государственныефинансы; финансы домашнего хозяйства.
Им соответствуют такиесубъекты управления как: как финансовые службы (отделы) предприятий, страховыеорганы, финансовые органы, налоговые инспекции.
Совокупность всехорганизационных структур, осуществляемых управление финансами, являетсяфинансовым аппаратом.
Субъекты управленияиспользуют в каждой сфере и каждом звене финансовых отношений специфическиеметоды целенаправленного воздействия на финансы. В то же время им присущи иединые приемы и способы управления. В управлении финансами можно выделить такиеважнейшие функциональные элементы, как: планирование, оперативное управление,контроль.
Планирование занимаетодно из важнейших мест в системе управления финансами. При планировании любойсубъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние финансов, вскрываетвозможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направление их наиболееэффективного использования. Плановые решения принимаются на основе анализафинансовой информации, которая базируется на бухгалтерской, статистической иоперативной отчетности.
Оперативное управлениепредставляет собой комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного анализаскладывающейся текущей финансовой ситуации и преследующих цель максимальногоэффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов.Основное содержание оперативного управления заключается в рациональномиспользовании финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной деятельности.
Контроль как элементуправления осуществляется в процессе планирования и оперативного управления. Онпозволяет составить фактические результаты по использованию финансовых ресурсовс плановыми, выявлять резервы роста финансовых ресурсов и более эффективного ихиспользования.
Различают стратегическое,или общее, управление финансами и оперативное. Стратегическое планированиевыражается в определении финансовых ресурсов для реализации целевых программ идр. Оно осуществляется органами государственного и хозяйственного управления:Федеральным Собранием Российской Федерации, Администрацией Президента,Министерством Финансов, Министерством экономического развития и торговли идругими. Оперативное управление является функцией аппарата финансовой системы:Министерства финансов, финансовых органов субъектов Российской федерации иместных органов власти, руководители внебюджетных фондов, страховыхорганизаций, финансовых служб организаций, финансовых служб предприятий.
При обработкеуправленческих решений финансового характера, как при стратегическом, так и приоперативном управлении учитываются требования экономических и юридическихзаконов, результаты экономического анализа, как итогов прошлого хозяйственногопериода, так и перспектив, экономико-математические методы и автоматизированныесистемы управления финансами, рациональное сочетание экономических иадминистративных методов управления. Управленческие решения по финансамоформляются в юридических законах, финансовых прогнозах и планах,постановлениях и других формах.
В нашей стране в условияхэкономических преобразований неоправданно недооценивается накопленный ранееопыт управления финансами, положительно влиявший на экономику в прошлом. Вуправлении почти не находят должного применения такие финансовые рычаги, какплата за землю, долговременные нормативы амортизационных отчислений, удельныекапитальные вложения и другие. Слабо развиваются формы государственногокредита, игнорируется применение субвенций целевых дотаций из бюджета.Финансово-кредитный кризис августа 1998 года потребовал разработки иосуществления новой финансово-кредитной политики, перехода на принципиальноновые методы управления финансами. Они должны обеспечить усилениягосударственного воздействия финансов на развитие реального сектора экономики,способствовать росту эффективности общественного производства и социальной сферы.
Приоритетными задачамиэкономической политики, направленными на достижение устойчивых темповэкономического роста, представляются: создание условий для развития основныхэлементов финансовой инфраструктуры (банковского сектора, фондового рынка,инвестиционных институтов, рынка страховых услуг) и достижение финансовойстабильности; обеспечение сбалансированности бюджетной системы и повышениеэффективности ее функционирования; существенное снижение налогового бремени иповышение эффективности налоговой и таможенной систем.
Для реализацииуказанных задач необходимы конкретные меры по принятию новых законопроектов ивнесений изменений и дополнений в действующие в целях создание благоприятногоделового климата, защиты прав собственности, дебюрократизации управления,повышения инвестиционной активности управления, выравнивания налогового бременипо совершенствованию платежной системы, внедрению международных стандартовфинансовой отчетности и повышению открытости информации офинансово-хозяйственной деятельности экономических структур; завершениюперевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему,а высокодотационных субъектов РФ- кассовое обслуживание через органыфедерального казначейства; обеспечению прозрачности бюджетов всех уровней ивнебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг длягосударственных нужд; по совершенствованию порядка обязательного страхования,системы государственного регулирования страхования и надзора.
Объекты управления
Финансовая системапредставляет собой финансовые отношения, существующие в рамках даннойэкономической формации.
Финансовая система –совокупность различных сфер финансовых отношений (звенья финансовой системы), впроцессе которых образуются и используются фонды денежных средств. Этосовокупность централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Построение финансовойсистемы базируется на следующих принципах:
Функциональноезначение. Состоит в выполнении каждым звеном финансовой системы своих задач(госбюджет выражает распределительные отношения между государством,предприятиями и населением; финансы предприятий выражают отношения по созданиюи использованию денежных фондов предназначенных для обеспечения первичныхпотребностей общественного воспроизводства).
Единство фин. системы–предопределяется единой экономической и политической основой государства. Этообуславливает единую финансовую политику, проводимую государством черезцентрализованные финансовые органы и единые цели. Управление всеми звеньямипроисходит на основе единых законодательных и нормативных актах.
Территориальность –каждый регион имеет свою финансовую систему со своими территориальнымиособенностями
Общегосударственнымфинансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развитиявсех отраслей народного хозяйства, перераспределении финансовых ресурсов междуотраслями экономики и регионами страны, производственной и непроизводственнойсферами, а также отдельными группами и слоями населения.
Государственные финансы– это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупногообщественного продукта (СОП) и части национального богатства, связанные сформированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты порасширению производства, удовлетворения растущих социально-культурныхпотребностей общества, нужд обороны и управления.
В сфере государственныхфинансов выделяются звенья:
• государственный бюджет
• внебюджетные фонды
• государственный кредит
Государственный бюджет являетсяглавным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственнойвласти. В нем концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства;в руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД)(в России до 80% средств централизуется).
Бюджет РФ как финансовыйплан государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развитиястраны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органическисвязаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяетсяналоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.
Внебюджетные фонды создаютсяфедеральными и региональными органами государственной власти и органами местногосамоуправления для аккумуляции денежных средств, направляемы на финансирование расходов,не включаемых в бюджет.
Внебюджетные фонды имеютстрого целевое назначение и являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями.По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в тригруппы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственноезначение (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фондзанятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования). Вторая группаохватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого (ведомственного) назначения(создаются на федеральном уровне для финансирования затрат на НИОКР, социальноеи материально-техническое обеспечение отдельных ведомств). В третью входят различныевнебюджетные фонды территориального назначения.
Как финансово-кредитноеучреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора,приобретая государственные ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовыхресурсов.
Государственный кредит выражаеткредитные отношения между государством, в лице органов исполнительной власти федеральногоуровня, с одной стороны, хозяйствующими субъектами, физическими лицами, нерезидентамии иностранными государствами, с другой, по поводу получения займов, предоставлениякредитов или гарантийного обеспечения.
Дополнительные финансовыересурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейскихобязательств и других видов государственных ценных бумаг. Государственный кредитиспользуется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.
Государственный кредит функционируетв следующих формах: государственные займы, гарантированные займы. Государственныезаймы осуществляются путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения иностранногокредита. В форме условного государственного долга выступают гарантированные обязательствафедерального правительства под кредиты, получаемые органами исполнительной властисубъектов РФ либо хозяйствующими субъектами.
В соответствии с уровнемгосударственного управления финансовые отношения внутри звеньев сферы государственныхфинансов делятся на подзвенья:
• федеральные финансы
• финансы субъектов РФ
• местные финансы
Финансы предприятий различныхформ собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживаютпроцесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.
Финансы предприятий представляютсобой денежные отношения, связанные с образованием и распределением денежных доходови накоплений и их использование на выполнение обязательств перед финансово-кредитнойсистемой и финансирование затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживаниюи материальному стимулированию работающих.
Финансы хозяйствующих субъектовможно выделить в подзвенья:
• финансы коммерческих предприятийи организаций
• финансы некоммерческихорганизаций
Финансовые отношения этихдвух групп хозяйствующих субъектов имеет свою специфику, связанную с формой организациипредпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владения имуществом,выполнением обязательств, налогообложением.
Финансовые ресурсы предприятийпредставляют собой денежные доходы и накопления (собственные средства), а такжеденежные поступления извне (привлеченные и заемные средства), используемые ими дляпроизводства и реализации товаров и услуг, воспроизводства капитала и рабочей силы.
Финансовые отношения предприятийсостоят из четырех групп:
— отношения с другими предприятиямии организациями;
— внутри предприятия;
— внутри объединений, предприятий,которые включают отношения с вышестоящей организацией; внутри финансово-промышленныхгрупп, а также холдинга;
— с финансово-кредитной системой– бюджетами и внебюджетными фондами, банками, страхованием, биржами, различнымифондами.
От состояния финансов предприятийзависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. Приэтом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализациипродукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования.
Страхование – это совокупностьособых замкнутых перераспредели тельных отношений между его участниками по поводуформирования за счет денежных взносов целевого страхового фонда, предназначенногодля возмещения возможного ущерба, нанесенного субъектами хозяйствования, или выравниванияпотерь в семейных доходах в связи с последствиями происшедших страховых случаев.
Финансы страхования связаныс перераспределением денежных средств, поступающих от физических и юридических лиц.Ущерб по страховым случаям раскладывается между участниками страхования.
По различиям в объектахстрахования страховые отношения можно поделить на пять групп:
•социальное;
• личное;
• имущественное;
• страхование ответственности;
• страхование предпринимательскихрисков.
В социальном страхованиив качестве объекта выступает уровень дохода граждан и включает в себя страхованиепенсий, пособий, льгот. При личном страховании объектом является жизнь, здоровьеи трудоспособность страхование жизни и страхование от несчастных случаев. Объектомстрахования ответственности выступает обязанность страхователей выполнять договорныеусловия по поставкам продукции, погашению задолженности кредиторам или возмещениюматериального и иного ущерба, если он был нанесен другими лицами. При страхованииответственности возмещение ущерба производит страховая организация. В страхованиипредпринимательских рисков объектом является риск неполучения прибыли или образованияубытка (страхование на случай снижения оговоренного уровня рентабельности или дохода,страхование от простоев оборудования и др.)
Страхование проводится вобязательной и добровольной форме. Оптимальное сочетание обязательного и добровольногострахования позволяет сформировать систему страхования, обеспечивающую универсальныйобъем страховой защиты общественного производства.
Субъекты управления
Субъектами общего управленияфинансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти – ПрезидентРФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.
Президент РФ – регламентируетдеятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето»на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное Собрание РФ(состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливаетналоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовоезаконодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ – рассматриваетфедеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральныморганом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансовРФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политикив РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ(МФ РФ):
осуществляет методическоеруководство в сфере финансового планирования и финансирования отраслей хозяйства;
развивает бюджетный федерализм;
разрабатывает проект федеральногобюджета;
составляет отчет о выполнениифедерального бюджета;
составляет консолидированныйбюджет;
На Министерство финансоввозложены следующие функции:
участие в разработке прогнозовсоциально-экономического развития РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочнуюперспективы;
подготавливает предложенияи реализует мероприятия по совершенствованию бюджетной системы и механизма межбюджетныхотношений
участвует в подготовке предложенийпо основным направлениям кредитно-денежной политики;
проведение мероприятий поконтролю за целевым исполнением федерального бюджета и за исполнением целевых средствбюджета;
Министерство по налогами сборам РФ (МНС РФ) и Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП РФ) осуществляютконтроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующийбюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией;МНС РФ также осуществляет валютный контроль.
Федеральная комиссия поценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуятем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банкаРоссийской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитнойполитики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнениебюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата РоссийскойФедерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль засостоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежныхсредств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом оперативного управленияфинансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органысубъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации,дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организацийи учреждений, а также банки.
Органы управления финансами
В России главными властнымиструктурами по управлению финансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство.Именно эти органы принимают окончательное решение при утверждении федерального бюджетаи отчета о его исполнении.
На общегосударственном уровнеаппарат управления финансовой системы включает следующие органы: профильные комитетыпо бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации;Счетная Палата РФ; Министерство Финансов РФ и его органы на местах; Центральныйбанк РФ; Федеральная служба налоговой полиции РФ; Государственный Таможенный КомитетРФ; Федеральная Комиссия по рынку ценных бумаг; Министерство государственного имущества;исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения.
Финансовый аппарат управленияв странах с рыночной экономикой.
Общее управление финансамиосуществляют высшие органы власти и управления. В зависимости от государственногоустройства высшими законодательными органами выступают различные образования. Так,в США это Конгресс, в Великобритании- Парламент, в Германии- Бундестаг, во Франции-Национальное Собрание, в России- Федеральное Собрание.
В управлении финансами,как правило, принимают участие различные органы исполнительной власти. В США к этиморганам относится Министерство финансов, Административно-бюджетное управление приПрезиденте. Кроме того, управление исполнением бюджета осуществляется наряду с МинистерствомФинансов Таможенной службой, бюро по алкогольным напиткам, табачным изделиям и огнестрельномуоружию. В Великобритании главным исполнительным органом управления выступает Казначейство.Оно не только руководит разработкой и исполнением государственного бюджета, но иосуществляет контроль за расходованием средств государственными предприятиями. Висполнении бюджета участвует Управление таможенных пошлин и акцизов. В Германииглавным органом управления финансами исполнительной власти выступает МинистерствоФинансов. Оно составляет проект бюджета, осуществляет кассовое обслуживание бюджета,контроль за его исполнением, регулирует межбюджетные отношения и т.д. Во Францииуправление финансами осуществляет Министерство экономики, финансов и бюджета. Вего функции входит не только разработка государственного бюджета и контроль за егоисполнением, но и сбор налогов и пошлин.
Высшие органы государственнойвласти управления финансами в РФ.
Президент РФв своем ежегодном послании Федеральному собранию о положении в стране и о направлениивнутренней и внешней политики государства формулирует, в том числе основные принципыфинансовой политики государства на данный период. Это во многом определяет финансовуюдеятельность Правительства РФ на соответствующий период.
Кроме того, Президент осуществляетнекоторые кадровые назначения. Так с согласия Госдумы он назначает ПредседателяПравительства РФ, а по его предложению заместителей Премьер-министра, федеральныхминистров, в том числе министра финансов и министра по налогам и сборам. Президентпредставляет Госдуме кандидатуру председателя ЦБ РФ.
Президент РФ подписываети обнародует федеральные законы, вносит в Госдуму законопроекты. Он издает указыи распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ, являющиеся важнымэлементом государственного управления финансами.
Государственная дума РФ,согласно Конституции РФ, принимает федеральные законы, в том числе федеральные законыпо вопросам Федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного,кредитного, таможенного регулирования, которые подлежат обязательному рассмотрениюСоветом федерации. Однако законопроекты о введении или отмене налогов, о выпускегосзаймов, об изменении финансовых обязательств государства и другие законопроекты,предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут бытьвнесены только при наличии заключения Правительства РФ.
Совет федерации и Госдумаконтролируют осуществление федерального бюджета. С этой целью ими образуется Счетнаяпалата. При этом председателя Счетной палаты и половину состава его аудиторов назначаети освобождает от должности Госдума, а заместителя председателя и другую половинусостава ее аудиторов назначает Совет федерации.
Правительство РФразрабатывает и представляет Государственной думе федеральный бюджет и обеспечиваетего исполнение, а также представляет Госдуме отчет об исполнении бюджета.
Правительство РФ обеспечиваетпроведение в РФ единой финансовой и денежно-кредитной политики.
Правительство РФ являетсяважнейшим звеном стратегического управления финансами государства. И одновременнопосредством Минфина и других соответствующих федеральных ведомств осуществляет функциюглавного организатора, регулятора и координатора деятельности по оперативному государственномууправлению финансами и кредитом.
ФЗ «О федеральном бюджетена 1999 год»: ст.92 «Установить верхний предел государственного внутреннегодолга РФ на 1 января 2000г.: по долговым обязательствам РФ – 648,3 млрд. руб.; поцелевым долговым обязательствам РФ – 30 млрд. долговых рублей».
Операции с государственнымвнешним долгом регламентируются федеральным законом и другими нормативно-правовымиактами.
Право на осуществление государственныхвнешних заимствований находится в компетенции Правительства РФ. К примеру, Минфинразрабатывает проекты программ внешних заимствований и с участием заинтересованныхфедеральных органов исполнительной власти организует работу по привлечению в экономикуиностранных кредитных ресурсов.
Предельный размер государственныхвнешних заимствований ежегодно устанавливается в законе о федеральном бюджете.
ФЗ «О федеральном бюджетена 1999 год»: ст.103 «Установить предельный размер государственных внешнихзаимствований РФ на 1999 год в сумме 9,5 млрд. долларов США».
Министерство финансов РоссийскойФедерации.
Основные положения и сущностьфункций и задач МФ РФ, а также МНС РФ и ФСНП были изложены выше. А теперь попытаемсяраскрыть механизм реализации этих функций и задач. А него возложены следующие задачи:
— разработка и реализацияединой государственной финансовой политики;
— составлениепроекта и исполнение государственного бюджета;
— осуществлениефинансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств исредств федеральных бюджетных фондов;
— обеспечениеустойчивости государственных финансов и осуществление мер по развитию рынка.
Деятельность Министерствафинансов РФ определяется и регулируется положением «О Министерстве финансов»утвержденным постановление Правительства РФ.
Согласно положению МФ РФиздает в пределах своей компетенции на основе законодательства РФ приказы, инструкциии иные нормативные правовые акты.
Минфин проводит в своейкомпетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходованиясредств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональноеи целевое использование средств государственных внебюджетных фондов и других федеральныхсредств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственнойдеятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизиии финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной властии органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Министерство финансов имеетправо:
ограничивать, приостанавливать,а в необходимых случаях и прекращать в соответствии с законодательством финансированиеиз федерального бюджета организаций при выявлении фактов нецелевого использованияими средств федерального бюджета;
взыскивать в установленномпорядке с организации средства федерального бюджета, израсходованные ими не по целевомунаправлению, с наложением штрафа;
выдавать ссуды за счет средствфедерального бюджета;
предоставлять отсрочки (рассрочки)платежей по налогам в федеральный бюджет;
осуществлять лицензионнуюдеятельность.
В соответствии с положениемМинистерство финансов для осуществления своих полномочий может создавать в установленномпорядке свои территориальные органы.
Центральный аппарат Министерствафинансов включает следующие подразделения:
1) Департамент бюджетнойполитики – составляет проект бюджета и организует его исполнение.
2) Департамент отраслевогофинансирования – определяет направление финансирования отдельных отраслей промышленности,АПК, выделение инвестиций, финансирование транспорта, связи.
3) Департамент межбюджетныхотношений – регулирует взаимоотношения с бюджетами субъектов федерации.
4) Департамент управлениягосударственным внутренним долгом – занимается эмиссией внутренних государственныхзаймов, выплатой процентов и погашением.
5) Департамент управлениягосударственным внешним долгом – производит выпуск внешних займов и их погашение.
6) Департамент аудита –осуществляет регламентацию и лицензирование аудиторской деятельности, аттестациюаудиторов, а также выполняет функции упраздненного Контрольно-ревизионного управления.
7) Департамент бухгалтерскогоучета и отчетности – разрабатывает методы, принципы и формы бухгалтерского учетаи отчетности, а также нормативные документы по формам учета и отчетности (План счетов,формы бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках и др.)
8) и другие департаменты.
В составе Министерства финансовна основании Указа президента РФ «О Федеральном казначействе», Постановления ПравительстваРФ «О Федеральном казначействе Российской Федерации», утвердившим Положениео нем действует Федеральное казначейство РФ, которое представляет собой единую централизованнуюсистему.
Структура территориальныхорганов казначейства является трехуровневой:
Главное управление федеральногоказначейства (ГУФК). Осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированныйучет операций и управление движением средств на счетах казначейства, информируетвысшие законодательные и исполнительные органы власти о результатах исполнения федеральногобюджета по доходам и расходам. Руководит работой нижестоящих органов казначейства,получает от них оперативную информацию и отчетные данные о доходах и средствах федеральногобюджета и обеспечивает исполнение ими бюджета в соответствии с действующим законодательством.
Управления федеральногоказначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям,городам Москве и С.-Петербургу. Обеспечивают через нижестоящие органы казначействаисполнение всех решений о формировании доходной части и расходованию средств федеральногобюджета.
Отделения федерального казначейства(ОФК) по городам, районам и районам в городах, кроме городов районного подчинения.Осуществляют формирование доходной части федерального бюджета на территории и обеспечиваютцелевое финансирование расходов по бюджетополучателям. Выполняют учет операций подвижению средств на счетах в банках и лицевых счетах бюджетополучателей, открытыхв органах казначейства, и представляют вышестоящим органам казначейства информациюоб исполнении доходов и расходов федерального бюджета на территории. ОФК осуществляюттекущий контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета бюджетополучателями.
Исполнение бюджетов органамифедерального казначейства происходит на основании закона о федеральном (или иногоуровня) бюджете на соответствующий год и представляет собой два параллельно осуществляемыхпроцесса: исполнение бюджета по доходам и исполнение бюджета по расходам.
Основными задачами органовФедерального Казначейства являются:
-организация, осуществлениеи контроль исполнение бюджета РФ;
-управление доходами и расходамибюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единствакассы;
-финансовое исполнение государственныхвнебюджетных фондов;
-краткосрочное прогнозированиеобъемов государственных финансовых ресурсов и оперативное управление ими;
-управление совместно сБанком России государственным внутренним и внешним долгом и его обслуживание;
-предоставление законодательными исполнительным органам отчетности ол финансовых операциях правительства РФ побюджету, а также о состоянии бюджетной системы Российской Федерации в целом.
Счетная палата РФ
Счетная палата являетсяорганом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным СобраниемРоссийской Федерации и ему подотчетным. Основными задачами счетной палаты являются:
-организация и осуществлениеконтроля за своевременным использованием доходных и расходных статей государственногобюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объему и целевому назначению;
-определение эффективностии целесообразности расходов государственных средств и использования средств федеральнойсобственности;
— финансоваяэкспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральныхорганов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средствфедерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета,или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральныхвнебюджетных фондов;
— регулярноепредоставление Совету Федерации и Государственной думе информации о ходе исполненияфедерального бюджета и результатов проводимых контрольных мероприятий.
Налоговые органы РФ
Налоговые органы РФ – единаясистема контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления,полнотой и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательныхплатежей, а также за соблюдением валютного законодательства.
Деятельность налоговых органоврегламентируется и определяется на основании закона «О налоговых органах РФ»и Налогового кодекса.
Задачи контроля со стороныналоговых органов:
1) Выявление суммы сокрытогоот налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
2) Изыскание дополнительныхплатежей в доходы бюджета.
Налоговые органы обязанывести в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительнуюработу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиково действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченныхи взысканных сумм налогов пеней и.
Налоговые органы вправе:
1. Производить в органахгосударственной власти и органах местного самоуправления, организациях, у гражданРФ, иностранных граждан и лиц без гражданства проверки денежных документов, бухгалтерскихкниг, отчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатойналогов и других обязательных платежей в бюджет; получать необходимые сведения повопросам возникающим при проверках.
2.Обследоватьлюбые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектовналогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий,организаций и граждан.
3. Требовать от руководителейи других должностных лиц, а также граждан устранения выявленных нарушений.
4. Приостанавливать операциипо расчетным и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случаяхнепредставления налоговым органам документов связанных с исчислением и уплатой налогови платежей.
5. Выносить решения о привлеченииорганов, организаций и граждан к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
6. Взыскивать недоимки ипени по налогам.
7. Предъявлять в суде иарбитражном суде иски о ликвидации предприятий любой организационно-правовой формы,о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученногопо таким сделкам.
8. Налагать административныештрафы.
МНС РФ является органомвалютного контроля и выполняет функции, связанные с осуществлением им валютногоконтроля.
Налоговые органы несут ответственностьза полный и своевременный учет всех налогоплательщиков.
Единая централизованнаясистема налоговых органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогами сборам и его территориальных органов.
МНС РФ подчиняется ПрезидентуРФ и Правительству РФ.
Управления МНС РФ (УМНС)по субъектам РФ осуществляют руководство территориальными государственными налоговымиинспекциями. И обеспечивают через них решение задач налоговых органов. Также УМНСзанимается контролем крупных налогоплательщиков имеющих межрегиональную структуру.Территориальные государственные налоговые инспекции (ТГНИ) осуществляют непосредственнуюработу с налогоплательщиками. Проводят камеральные проверки (на основании отчетныхданных предприятий и поступивших отчетов по налогам по налогам), документальные(с выходом на предприятие, не реже одного раза в год), комплексные – проверяютсявсе стороны деятельности предприятия), тематические. Методы проведения проверок:сплошной, выборочный, формальный, арифметический, встречные проверки.
Федеральная служба налоговойполиции.
Федеральные органы налоговойполиции выполняют свои функции по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованиюнарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административнымиправонарушениями, а также иные функции возложенные на них законом РФ «О федеральныхорганах налоговой полиции».
Органы налоговой полицииполномочны:
1)производитьв соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ дознание по деламо преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции указанныхорганов;
2)позапросам налоговых органов участвовать в налоговых проверках;
3)осуществлятьиные полномочия, предусмотренные законом «О федеральных органах налоговой полиции»
Государственный таможенныйкомитет РФ
Он несет ответственностьза поступление таможенных пошлин. К основным задачам Таможенного комитета относятся:
1. проведение налоговыхпроверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
2. проверка документов,связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых налоговыми органами;
3. приостановление операцийналогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполненииими таможенного законодательства;
4. взимание недоимок поналогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством.
На уровне хозяйствующегосубъекта организационная структура управления финансами определяется его высшимруководством и зависит, прежде всего, от размеров предприятия и видов его деятельности.Крупные компании соответственно имеют хорошо структурированный многочисленный штатфинансового управления. Как правило, главный менеджер по финансам в этих компанияхявляется и вице-президентом. Главный финансовый менеджер определяет важнейшие вопросыразвития компании, ценообразованием, в связанные с капитальными вложениями, политикойвыплаты заработной платы, дивидендной политикой, обоснованием и реализацией политикифинансирования и др. В небольших предприятиях функции финансового менеджера выполняетглавный бухгалтер, которого иногда называют финансовым директором. Функции и задачифинансового менеджера многообразны. Главной его задачей является поиск и нахождениепутей эффективного решения финансовых проблем, связанных как с обеспечением платежеспособностимероприятия, в краткосрочном периоде, так и с наиболее выгодным вложением временносвободных денежных средств.
Производственныефонды организаций
Составпроизводственных фондов, их роль в обеспечении процесса воспроизводства. Отраслевыеособенности и структура производственных фондов.
Средства труда (машины,оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем,материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженныев стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий.Различают основные и оборотные фонды.
Основные производственныефонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительноевремя и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится наготовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.
Оборотные фонды — это тесредства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственномцикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производстване сохраняют своей натуральной формы.
Наряду с производственнымисуществуют непроизводственные основные фонды — имущество социального назначения.Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другиеобъекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятийи не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс.
Классификация, структураи оценка основных производственных фондов
Для учета основныхфондов, определения их состава и структуры необходима их классификация. Выделяютсяследующие группы и подгруппы основных производственных фондов:
1. Здания(архитектурно-строительные объекты производственного назначения: корпуса цехов,складские помещения, производственные лаборатории и т.п.).
2. Сооружения(инженерно-строительные объекты, создающие условия для осуществления процесса производства:тоннели, эстакады, автомобильные дороги, дымовые трубы на отдельном фундаменте ит.д.).
3. Передаточныеустройства ( устройства для передачи электроэнергии, жидких и газообразных веществ:электросети, теплосети, газовые сети, трансмиссии и т.п.).
4. Машиныи оборудования в том числе:
4.1. Силовые машины и оборудование(устройства для выработки, преобразования и распределения энергии: генераторы, электродвигатели,паровые машины, турбины, двигатели внутреннего сгорания, силовые трансформаторыи т.п.).
4.2. Рабочие машины и оборудование(техника, предназначенная для механического, химического и термического воздействияна предметы труда: металлорежущие станки, прессы, термические печи, электропечии т.п.).
4.3. Измерительные и регулирующиеприборы и устройства, лабораторное оборудование (приборы и устройства для регулирования,измерения и контроля производственных процессов, проведения лабораторных испытанийи исследований).
4.4. Вычислительная техника(средства для ускорения вычислительных процессов и логических операций: ЭВМ, оборудованиедля сбора, фиксации и передачи информации и т.п.).
4.5. Автоматические машины,оборудование и линии (оборудование, где все операции выполняются без непосредственногоучастия человека: станки-автоматы, автоматические поточные линии, гибкие производственныесистемы и т.п.).
4.6. Прочие машины и оборудование,техника, не вошедшая в выше перечисленные группы (пожарные машины, оборудованиетелефонных станций).
5. Транспортныесредства (тепловозы, вагоны, автомобили, мотоциклы, кары, тележки и т.д., кромеконвейеров, транспортеров, включаемых в состав производственного оборудования).
6. Инструмент(режущий, ударный, давящий, уплотняющий, а также различные приспособления для крепления,монтажа и т.д.), кроме специального инструмента и специальной оснастки.
7. Производственныйинвентарь и принадлежности (предметы для облегчения выполнения производственныхопераций: рабочие столы, верстаки, ограждения, вентиляторы, тара, стеллажи и т.п.).
8. Хозяйственныйинвентарь (предметы конторского и хозяйственного обеспечения: столы, шкафы, вешалки,пишущие машинки, сейфы, множительные аппараты и т.п.).
9. Прочиеосновные фонды. В состав этой группы включают библиотечные фонды, музейные ценностии т.д.
Удельный вес (в процентах)различных групп основных фондов в общей стоимости их на предприятии представляетструктуру основных фондов.
На предприятиях машиностроенияв структуре основных фондов наибольший удельный вес занимают две группы основныхфондов: машины и оборудование — в среднем около 50%; здания — около 37%.
В зависимости от степенинепосредственного воздействия на предметы труда и производственную мощность предприятияосновные производственные фонды подразделяют на активные и пассивные. К активнойчасти основных фондов относят машины и оборудование, транспортные средства, инструменты.К пассивной части основных фондов относят все остальные группы основных фондов.Они создают условия для нормальной работы предприятия.
Соотношение между отдельнымигруппами и частями основных производственных фондов характеризует их структуру,имеющую важное значение в организации производства. Наиболее эффективна та структура,где больше удельный вес активной части.
На структуру основных производственныхфондов влияют такие факторы, как специализация и концентрация производства, особенностипроизводственного процесса, уровень механизации и автоматизации, географическоеразмещение предприятия и др.
Существует несколько видовстоимостной оценки основных фондов.
Первоначальная стоимостьосновных фондов — это сумма затрат на изготовление или приобретение фондов, их доставкуи монтаж.
Восстановительная стоимость- это стоимость фондов на момент последней их переоценки.
Остаточная стоимость представляетсобой разность между первоначальной или восстановительной стоимостью основных фондови суммой их износа.
Ликвидационная стоимость- это стоимость реализации изношенных и снятых с производства основных фондов (например,цена лома).По натурально-вещественному признаку основныефонды подразделяются на здания, сооружения, передаточные устройства, машины и оборудование,транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочийскот, многолетние насаждения.По степени участия в производственном процессе основныефонды делятся на:
1) активные элементы (машины,оборудование) непосредственно влияют на производство, количество и качество продукции.
2) Пассивные элементы (здания,сооружения) – создают необходимые условия для производственного процесса.
Основные производственныефонды предприятий совершают хозяйственный кругооборот, который состоит из следующихстадий:
1) износа основныхфондов;
2) амортизации;
3) накоплениясредств для восстановления основных фондов;
4) их замены путемкапитальных вложений.
Основной капитал– денежная оценка основныхфондов как материальных ценностей, имеющих длительный период функционирования.
Основной капитална предприятие может поступать по следующим каналам:
1) как вклад вуставный капитал предприятия;
2) в результатекапитальных вложений;
3) в результатебезвозмездной передачи;
4) вследствиеаренды.
 Улучшение использованияосновного капитала на предприятиидостигается путем:
1) освобожденияпредприятия от излишнего основного капитала (или сдачи его в аренду);
2) своевременногои качественного проведения планово-предупредительных и капитальных ремонтов;
3) приобретениявысококачественных основных средств;
4) повышения уровняквалификации обслуживающего персонала;
5) своевременногообновления основных средств с целью недопущения чрезмерного морального и физическогоизноса;
6) улучшения качествасырья и материалов;
7) повышения уровняавтоматизации производства;
8) повышения уровняконцентрации, специализации и комбинирования производства;
9) внедрения новойтехники и прогрессивной технологии – малоотходной, безотходной, энерго– и топливосберегающей;
10) совершенствованияорганизации производства и труда с целью сокращения потерь рабочего времени и простояв работе машин и оборудования.
Состав и структураосновных фондов зависят от особенностей специализации отрасли, технологии и организациипроизводства, технической оснащенности. Структура основных фондов может быть различнапо отраслям промышленности и внутри отдельной отрасли в связи с теми же причинами.Видовая структура основных фондов различна в отраслях промышленности. Например,доля зданий в общей стоимости основных фондов наиболее велика в пищевой промышленности(44 %), сооружений – в топливной промышленности (17 %), передаточных устройств вэлектроэнергетике (32 %), машин и оборудования – на предприятиях машиностроительногокомплекса (45 % и свыше).
Воспроизводство основных производственных фондов
Находящиеся на предприятиях основные фонды постепенно изнашиваются. Различаютфизический и моральный износ.
Физический износ означает материальный износ основных производственных фондовпод воздействием процесса труда, сил природы (стирание рабочих органов, коррозияметаллических частей и конструкций, гниение деревянных частей, выветривание и т.п.).
Физический износ основных производственных фондов находится в прямой зависимостиот нагрузки, качества ухода, уровня организации производства, квалификации рабочихи других факторов. Он определяется соотношением фактического и нормативного сроковслужбы основных фондов. Для более точного определения износа проводится обследованиетехнического состояния основных фондов.
Под моральным износом основных производственных фондов понимается их несоответствиесовременному уровню техники, снижение технико-экономической целесообразности ихэксплуатации.
С целью компенсации износа основных фондов и накопления необходимых средствдля воспроизводства и восстановления основных фондов используется система амортизационныхотчислений.
Амортизацией называется денежное возмещениеизноса основных фондов. Амортизационные отчисления являются одним из элементов издержек производстваи включаются в состав себестоимости продукции.
Размер амортизационных отчислений, выраженный в процентах к первоначальной(балансовой) стоимости каждого вида основных фондов, называется нормой амортизациии рассчитывается по формуле
/>
где Фп(б) — первоначальная(балансовая) стоимость основных фондов;
Фл — ликвидационная стоимость основных фондов;
Тсл — срок службы основных фондов.
Ежегодную сумму амортизационных отчислений на реновацию основных фондов исчисляютпутем умножения среднегодовой стоимости основных производственных фондов на соответствующиенормы амортизации и поправочные коэффициенты к ним, учитывающие конкретные условияэксплуатации отдельных видов средств труда.
Величина амортизационных отчислений определяется тремя методами: равномерным, равномерно-ускоренными ускоренным (когда в первые три года переносится 2/3 первоначальной стоимости основныхфондов, а затем остаток — равномерно). Существуют различные формы простого и расширенноговоспроизводства основных фондов.
Формы простого воспроизводства — ремонт (текущий, средний, капитальный и восстановительный),модернизация оборудования (совершенствование его с целью предотвращения технико-экономическогостарения и повышения технико-эксплуатационных параметров до уровня современных требованийпроизводства) и замена физически изношенных и технически устаревших средств труда.
Формы расширенного воспроизводства основных фондов:
— техническое перевооружение (на качественно новом уровне) действующего предприятия;
— реконструкция и расширение;
— новое строительство.
Списоклитературы
1. Бюджетныйкодекс РФ. Принят 17.07.98 №115-ФЗ.
Федеральный закон «О внесенииизменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений», от20.08.04 №120- ФЗ. Федеральный закон. О внесении изменений в Федеральный закон «Обюджетной классификации РФ и Бюджетный кодекс РФ», от 23.12.04 №174- ФЗ.
2.О финансовых основах местного самоуправления. Федеральный закон РФ от 25.09.97 №126-ФЗ.
3.О счетной палате РФ. Закон РФ от 11.01.95 №4-ФЗ.
4. О бюджетной классификацииРФ. Закон РФ от 15.08.98 №115-Фз.
5.мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ. Указ ПрезидентаРФ от25.05.96 № 1095.
6.Учёт основных средств (ПБУ 6/01). Утверждено приказом Минфина РФ от 30.03.01 №26-Н.
7.БерлинСИ. Теория финансов. Учебное пособие М.: Приор, 1999.
8.Бюджетная система России / под ред. Г.Б. Поляка М.: Юрайт, 2004.
9.Бюджетнаясистема РФ / под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской М.: Юрайт, 2004.
10.ВахринП.И., Бюджетная система Российской Федерации. Учебник М., Дашков и К°. 2004
11. Вахрин П.И., НешитойА.С. Финансы. Учебник. М., Дашков и К0. 2004
12.Годин A.M.,Максимов Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. Учебник М.,Дашков и К0. 2004
13.ТреневН.Н. Управления финансами. Учебное пособие, М.: Финансы и статистика,1999.
14.Финансы.Учебник / под ред. Л.А. Дробозиной, М.: Финансы, 2000.
15.Финансы.Учебник / под ред. М.В Романовского и О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти, М.: Перспектива,Юрайт, 2003.
16.Финансы.Деньги Кредит. Учебник / под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИ 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Если бы я была депутатом…»
Реферат Герои войны и военные трутни в романе Л.Н.Толстого Война и мир.
Реферат О Болонской реформе в Италии
Реферат Технологии социально-культурной деятельности общественных организаций в России
Реферат Проект мероприятий по повышению эффективности маркетинговой деятельности ООО "Проктер энд Гэмбл Сервисез"
Реферат Трансформація телевізійного сюжету в газетний текст
Реферат Практическое задание по теме Организация и технология отрасли
Реферат Програмні засоби захисту даних
Реферат Гражданско-правовой механизм защиты авторских прав в Российской Федерации
Реферат Труд и чувство собственности по роману М Шолохова Поднятая целина
Реферат Культура Зигмунда Фрейда
Реферат Кредитна політика комерційного банку
Реферат ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАК НОВОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Реферат Исследование индивидуально-психологических особенностей подростков имеющих психосоматическую
Реферат банкротство крестьянского (фермерского) хозяйства