МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов иналоговой политики
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедройНовикова Т.С.
«__»_______2006 г.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ Управлениеналоговыми обязательствами организации при смешанных системах налогообложения поматериалам ООО «ИнСиТ»
Автор дипломной работы
Терина Г.В. Группа ОТЗ — 102 а
ЗФ ИДО
Специальность080105 – «Финансы и кредит»
Руководитель дипломной работы Н.Н. Куликова
Новосибирск, 2006 г.
МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
НОВОСИБИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра финансов иналоговой политики
УТВЕРЖДАЮ:
Зав. кафедройНовикова Т.С.
«__»_______2006 г.
ЗАДАНИЕ НА ДИПЛОМНУЮ РАБОТУ
Студенту (ке) ь Териной Г.В.группыОТЗ-102 а(фамилия,инициалы)(обучения)
1. Тема: Управление налоговыми обязательствамиорганизации при смешанных система налогообложения по материалам ООО «ИнСиТ»
Утверждена приказом по НГТУ № от « » октября 2006 г.
2. Дата представления проекта (работы) к защите « »декабря 2006 г.
3. Исходные данные для работы бухгалтерский баланс за2004 — 2005 гг., отчет о прибылях и убытках за 2004 — 2005 гг., регистрыбухгалтерского и налогового учета.
4. Содержание пояснительной записки
4.1 Основы управления налоговыми обязательствами
4.2 Методическое обеспечение управления налоговымиобязательствами
4.3 Разработка налоговой политики предприятия ООО «ИнСиТ»
5. Перечень графического и (или) иллюстрационногоматериала__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководительработы___________________________________________
(подпись,дата)(фамилия, инициалы)
Задание принял к исполнению___________________________________
(подпись студента, дата)(фамилия, инициалы студента)
АННОТАЦИЯ
Объем данной дипломной работы составляет ___ с.,количество таблиц __ шт., ___ рисун, ____ источников.
Ключевые слова: налоговое обязательство, налоговоепланирование, налоговая нагрузка.
Объект исследования работы — ООО «ИнСиТ», предприятие,занимающееся оптовой и розничной торговлей оргтехники.
Предмет исследования – управление налоговымиобязательствами как системой целей, задач и средств их достижения, реализуемых предприятиемв сфере налоговых отношений.
Целью дипломной работы — разработка налоговой политикипредприятия.
Работа состоит из 3 глав. Первая глава работы посвященаопределению, рассмотрению структуры налогового обязательства и понятияналогового планирования предприятия. Рассмотрены корпоративные налоговыесистемы.
Во второй главе исследуются методологические подходы вуправлении налоговыми обязательствами предприятий. Сформированы рекомендации поформированию налоговой политики ООО «ИнСиТ».
В третьей главе рассмотрена финансово-экономическаяхарактеристика ООО «ИнСиТ». Проведен финансовый и налоговый анализ деятельностипредприятия. Разработана налоговая политика на 2007 год.
Содержание
Введение
1.Теоретические аспекты управления налоговыми обязательствами
1.1Понятие и содержание управления налоговыми обязательствами
1.2Подсистема планирование
1.3Корпоративные налоговыые системы
2.Методическое обеспечение управления налоговыми обязательствами
2.1Анализ методов управления налоговыми обязательствами
2.2Рекомендации по формированию налоговой политики организаций со смешаннымисистемами налогообложения
3.Разработка налоговой политики предприяти ООО «ИнСиТ»
3.1Финансово – экономическая характеристика предприятия ООО «ИнСиТ»
3.2Налоговый анализ
3.3Налоговая политика
Заключение
Списокиспользуемых источников
Приложения
Введение
Налоговая система в современном государстве являетсяосновой его финансовой политики, от четкости и рациональной организации которойзависит экономический рост и потенциал страны, благосостояние и качество жизнинаселения.
Вместе с тем чрезвычайно сложно создать справедливуюналоговую систему — хотя бы потому, что до сих пор не установлено самоопределение справедливой лепты. Кроме того, практически ни одно государство несмогло добиться точного и справедливого распределения ресурсов из «общегокотла»: бюджетные расходы — их цели, размеры и направления по адресатам —вызывают разногласия среди всех налогоплательщиков. Также следует учитывать,что любой бизнес существует не ради налогов, а в целях извлечения прибыли, иналоги при этом существенно корректируют практически все управленческиерешения. Поэтому при всей значимости этой доходной статьи национальных бюджетовсистема налогообложения объективно порождает стремление оптимизировать налогии, как следствие, налоговый менеджмент.
Налоговый менеджмент — новая для России теоретическая ипрактическая область знаний, появившаяся на рубеже веков. По аналогии сфинансовым менеджментом налоговый менеджмент возник первоначально вхозяйственной среде, т.е. в практической действительности, и лишь впоследствиипоявились попытки теоретического обобщения и развития этой области знаний.
Вместе с тем до настоящего времени публикации по налоговомуменеджменту в большинстве своем сводятся к способам ухода от налогов, аналоговый менеджмент — к налоговому планированию, что заведомо сужает сферу егодействия. Широко распространена точка зрения, сводящая налоговый менеджмент коперациям с оффшорами, означающая лишь нелегальный или полулегальный вариантыразвития этой управленческой функции. И, наконец, налоговый менеджмент в рядепубликаций ограничивается задачей минимизации налогообложения, причем любымисредствами, что также неприемлемо, так как уменьшение одних налогов зачастуюозначает увеличение других, а минимизация налогов любыми средствами приводит ксанкциям и даже уголовной ответственности.
С переходом на новый уровень отношений«государство-предприниматель» возросла роль управления налоговымиобязательствами.
Однако многие руководители российских организаций до сихпор не используют управление налоговыми обязательствами как один из важнейшихинструментов эффективного управления производством. Тому есть две причины:
— недопонимание роли управления налоговымиобязательствами в современных условиях;
— отсутствие разработанных и апробированных отечественныхметодических подходов в области управления налоговыми обязательствами напредприятиях в условиях рыночной экономики.
Актуальность темы определяет естественное стремлениепредприятий минимизировать уплачиваемые налоги, поскольку способы и приемыоптимизации позволяют предприятиям получить в свое распоряжение средства длядальнейшего развития и увеличения прибыли.
Целью данной работы является разработка налоговойполитики. Для этого необходимо решить следующие задачи:
— изучить теоретические основы управления налоговымиобязательствами;
— рассмотреть налоговые режимы, предусмотреные налоговымзаконодательством РФ;
— разработать методическое обеспечение;
— провести анализ эффективности существующей налоговойполитики;
— разработать налоговую политику.
1. Теоретические аспекты управления налоговымиобязательствами организации
1.1 Понятие и содержание управления налоговыми обязательствами
Одним из важнейших элементов устройства экономическихотношений государства являются налоги. Развитие и изменение формгосударственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговойсистемы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходовгосударства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизмиспользуется для экономического воздействия государства на общественноепроизводство, его динамику и структуру, на состояние научно-техническогопрогресса.
С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. А также государствополучает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своихобщественных функций. За счет налогов финансируются расходы по социальномуобеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налоговогообложения определяет конечное распределение доходов между людьми.
Налоговый кодекс вводит следующие понятие налога – этообязательный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц вформе отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственноговедения или оперативного управления денежных средств в целях финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Мы видим, что понятие налогового обязательства вытекаетиз определения налога, так как он является обязательным для исполнения ирегламентируется налоговым законодательством.
Так Евстегнеев Е.Н. дает следующие определения налоговогообязательства:
1) налоговое правоотношение, в силу которого складываютсялегитимные связи между представителями публичной власти, устанавливающиминалоги, и налогоплательщиком, обязанным уплатить эти налоги;
2) совокупность налоговых платежей и сборов, подлежащихуплате в бюджет, по результатам экономической деятельности или отдельнымоперациям [15].
По мнению Поршнева А.Г. обязательства налоговые – этоправоотношение, в силу которого налогоплательщик обязан совершить в пользугосударства определенные действия по полной и своевременной уплате налога вбюджет [32].
Романовский М.В. пишет, что налоговое обязательство – этоэкономическое отношение, в силу которого налогоплательщик обязан выполнить всенеобходимые требования по исчислению и уплате налога, а государство в лицеуполномоченных органов вправе требовать от налогоплательщика исполнения этогообязательства. Налоговое обязательство существует при наличии обстоятельств,установленных налоговым законодательством [33].
Налоговое обязательство регулируется налоговым правом,которое определяет совокупность юридических норм, устанавливающих виды налоговв данном государстве, порядок их взимания и регулирующих их отношения,связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
Мы можем сделать вывод, что в процессе осуществленияпредприятием производственно-хозяйственной деятельности, у него появляются объектыналогообложения, следовательно, возникают налоговые обязательства, в отношениикоторых предприятие принимает на себя обязанность и ответственность заосуществление передачи определенных финансовых средств органам государственнойвласти в соответствии с действующим законодательством.
В целях определения обязанностей налогоплательщиказаконодательные акты устанавливают: объект налогообложения, порядок исчисленияналога, налоговую базу и ставку, налоговый период, установление и использованиельгот по налогам и сборам, срок уплаты и порядок уплаты налогов и сборов. Всеэти элементы регламентируются налоговым кодексом РФ.
Под объектом налогообложения понимаются операции пореализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, стоимость реализованныхтоваров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющийстоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которогоу налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновениеобязанности по уплате налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения,который определяется в соответствии с частью второй налогового кодекса.
Обязанность по уплате конкретного налога возлагается наналогоплательщика с момента возникновения обстоятельств, предусматривающихуплату данного налога.
Обязанность по уплате налога прекращается:
с уплатой налога;
с возникновением обстоятельств, с которымизаконодательство о налогах и сборах связывает прекращение по уплате данногоналога;
со смертью налогоплательщика или с признанием его умершимв порядке, установленном гражданским законодательством РФ;
с ликвидацией организации – налогоплательщика послепроведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетнымифондами) в соответствии со статьей 49 налогового кодекса.
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога,подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговй базы, налоговойставки и налоговых льгот.
В некоторых случаях, предусмотренных законодательством РФо налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложенана налоговый орган или налогового агента.
Налоговая база представляет собой, стоимостную,физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Налоговая ставкапредставляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговойбазы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки пофедеральным налогам устанавливаются налоговым кодексом РФ. Налоговые ставки порегиональным и местным налогам устанавливаются соответственно законамисубъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местногосамоуправления в пределах, установленных налоговым кодексом.
Под налоговым периодом понимается календарный год илииной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которогоопределяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащего уплате. Налоговыйпериод может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогамкоторых уплачиваются авансовые платежи.
Под льготами по налогам и сборам подразумевается полноеили частичное освобождение налогоплательщиков и плательщиков сборов от налогаили сбора. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либоприостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаютсяприменительно к каждому налогу и сбору.
Данные сроки определяются календарной датой илиистечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделямии днями.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммыналога либо в ином порядке, предусмотренным налоговым кодексом РФ и другимиактами законодательства о налогах и сборах. Сумма налога перечисляетсяналогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки и производится вналичной или безналичной форме.
Исполнить обязанность по уплате налога налогоплательщикдолжен самостоятельно, если иное не предусмотрено законодательством о налогах исборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена всрок, установленный законодательством о налогах и сборах, также исполнитьобязанность по уплате налогов можно досрочно.
Обязанность по уплате налога считается исполненной смомента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога приналичии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика [1].
Неисполнение обязанности по уплате налога являетсяоснованием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплатеналога.
По мере роста количественных и качественных показателейорганизации решение проблем, связанных с налоговыми обязательствами, становятсявсе более сложными и ответственными. Недостаточный учет этой стороны финансовойдеятельности организации, ошибки в расчетах по налогам с бюджетом могутпривести к серьезным финансовым и моральным издержкам, вплоть до банкротства иликвидации предприятия.
Именно поэтому так необходимо обладать знаниями и уметь управлятьналоговыми обязательствами в современных условиях, где налоги нередкозаставляют руководителей кардинально менять тактику действий компании.
Управление любым объектом, прежде всего, осуществляетсядля достижения поставленных целей. Цель – это конечное состояние, желаемыйрезультат, которого стремится добиться любая организация.
Вне зависимости от величины организации, ееорганизационно-правовых форм, сферы деятельности можно сформулировать рядважнейших целей:
1) Соблюдение налогового законодательства, обеспечениеточного расчета и своевременности уплаты налогов;
2) Оптимизация налоговых обязательств, нахождениезаконных способов их минимизации;
3) Создание стабильной основы для деятельностиорганизации, уверенности в надежности принимаемых управленческих решений сточки зрения налогообложения, освобождение организации от необходимости решатьвозникающие налоговые проблемы после внешних налоговых проверок [28].
Управление налоговомы обязательствами, как и любаясистема управления, базируется на определенных принципах (см. рисунок 1).
Вопросы управления налоговыми обязательствами, выполнениекоторых строго регламентировано налоговым законодательством, являются предметомизучения корпоративного налогового менеджмента.
Объектом изучения является система отношений, возникающаяпри организации на уровне предприятий денежных потоков в виде обязательных ибезэквивалентных платежей (налогов и сборов) от субъектов налогообложения вбюджеты разных уровней.
Как составная часть менеджмента организации корпоративныйналоговый менеджмент долджен выполнять следующие основные управленческиефункции:
— налоговое планирование;
— организацию налогового менеджмента;
— координирование;
— мотивация;
— налоговый контроль [40].Принципы управления налоговыми обязательствами
/> Научность Построение системы управления базируется на строго научных основах
/> Системность и комплестность Изучение объекта управления и управляющей системы должно быть совместным и нераздельным
/> Единоначалие в управление и коллегиальность в выработке решений Решение принимается коллегиально, которое проводится в жизнь под персональной ответственностью руководителя
/> Пропорциональность в управление Отражается в соотносительности управляемой и управляющей части
/> Единство распорядительства в управление На предприятии должна быть построена рациональная организационная структура
/> Экономии времени Предполагается уменьшение трудоемкости в процессе управления
/> Принцип делигирования полномочий Передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение
/> Обратной связи Особая форма устойчивой внутренней связи между управляющей и управляемой подсистемами, которая носит информационный характер
Рисунок 1 — Принципы управления налоговыми обязательствами
Рассмотрим более подробно эти функциии.
Под корпоративным налоговым планированием мы будемпонимать процесс предварительного рассмотрения и оценки решений в областифинансово-хозяйественной деятельности организации с учетом величины возможныхналговых платежей и обеспечение выбора из них наилучших решений с позиции общихцелевых установок организации.
Понятие организации корпоративного налогового менеджментаследует понимать как средство решения проблем управления с помощью специальносозданного механизма, обеспечивающего наилучшее использование всех возможностейдля достижения поставленных целей.
Следовательно, реализация функций организации системыуправления налогообложением на предприятии предполагает:
— разделение общей сложной задачи на более простыепозиции;
— закрепление этих подзадач за конкретными частямисистемы с делегированием соответствующих полномочий;
— установление всех необходимых связей между частямисистемы для обеспечения должного взаимодействия и обмена информацией присовместном решении задач.
Координация представляет собой вид деятельности посогласованию и упорядочению объединенных общей целью и совместной деятельностьюлюдей в производственно-хозяйственной деятельности, по средствам установленияоптимальных связей между ними. Следовательно, координация становится основнойорганизующей функцией, так как требуется согласованность творческих усилий,целенаправленность на идеи, их мотивированность.
Мотивацию как функцию налогового менеджмента в настоящеевремя зачастую недооценивают и не выделяют в качестве самостоятельной, полагая,что эта функция должна реализовываться только на уровне государственногоналогового менеджмента.
С точки зрения общей теории управления под мотивациейпонимают возможность целенаправленного воздействия на людей для успешного решениязадач системы управления.
На мой взгляд, в системе корпоративного налоговогоменеджмента функция мотивации также должна рассматриваться как одна изважнейших, поскольку собственные интересы и целевые установки людей не всегдасовпадают с общими целями организации.
И здесь необходимо исходить из общих известных способовмотивации:
1) принуждение;
2) с помощью стимулирования;
3) сочетанием принуждения и стимулирования.
Мотивация через принуждение должна базироваться ворганизации на нормах налогового, гражданского и трудового законодательства, атакже на системе внутренних нормативных документов (приказов, инструкций,рекомендаций), определяющих ответственность за ненадлежащее исполнениеобязанностей.
В системе материального и морального стимулирования, действующихна предприятии, должны быть предусмотрены соответствующие мероприятия дляцеленаправленного воздействия на людей для успешного решения задач налоговогоменеджмента.
В основу корпоративного (внутреннего) налогового контролядолжны быть положены общие принципы реализации этой важнейшей функцииуправления.
С позиции теории управления контроль предполагает:
1) выявление и измерение того, что фактически достигнутообъектом управления за рассматриваемый период времени;
2) сравнение достигнутого состояния с запланированнымирезультатами;
3) разработку и применение действий, направляемых наустранение выявленных отклонений.
В связи с этим под корпоративным налоговым контролембудем понимать целенаправленную и систематическую деятельность, направленную наорганизацию налогового учета на предприятии; контроль за правильностью расчетаналогов и своевременностью их уплаты; выявление и устранение допущенныхналоговых ошибок и налоговых правонарушений (до проверки налоговых органов);минимизацию финансовых и административных последствий налоговых правонарушений.
Организационная структура, процедура и система технологийкорпоративного налогового контроля существенным образом зависит от масштабапредприятия, сферы его деятельности, перечня налогов, которое оно уплачивает, идругих факторов.
Построение системы эффективного внутреннего контроля,особенно в условиях несовершенства и нестабильности российскогозаконодательства представляется довольно сложной задачей, имеющей своиспецифические особенности.
Однако правильно организованный внутренний налоговыйконтроль позволяет существенным образом снизить количество налоговых ошибок итем самым свести до минимума размеры штрафных санкций по результатамкамеральных и выездных проверок налоговыми органами.
Кроме того, правильно организованный корпоративныйналоговый контроль обеспечивает руководству организаций уверенность внадежности решений с позиций налогообложения, освобождает от необходимостирешать налоговые проблемы после внешних налоговых проверок.
С учетом вышеизложенных функций, которые должна выполнятьсистема корпоративного налогового менеджмента, управление налоговыми обязательствамивключает в себя несколько направлений (см. рисунок 2).1. Организация налогового и бухгалтерского учета 2. Разработка схем минимизации налогов 3. Контроль правильности расчетов и сроков уплаты налогов 1.1. Верное толкование законодательства о налогах и сборах с учетом его изменений 2.1. Разработка учетной политики для налоговых целей 3.1. Исключение арифмитических и счетных ошибок 1.2. Определение характера связи бухгалтерского и налогового учета 2.2. Определение совокупности льгот по уплате налогов 3.2. Применение технологии внутреннего контроля налоговых расчетов 1.3. Правильное оформление первичных документов и регистров налогового учета 2.3. Анализ и правильная организация сделок 3.3. Применение налогового календаря для недопущения просрочки уплаты налогов 4. Оптимизация системы налогообложения в рамках действующего законодательства 4.1. Разработка стратегии, бизнес-плана, системы бюджетов 4.2. Разработка схем оффшорного бизнеса (в случае необходимости) 4.3. Использование финансовых моделей и имитационных моделей
Рисунок 2 — Управление налоговыми обязательствами напредприятии
1.2 Подсистема планирование
Среди способов управления налогообложением важнейшимэлементом является налоговое планирование, так как от качества егоосуществления напрямую зависит финансовое положение предприятия не только втекущем периоде, но и в отдаленной перспективе. Его необходимость заложена в самомналоговом законодательстве, которое предусматривает те или иные налоговыережимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговойбазы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы.
В современной экономической российской литературевстречаются различные определения налогового планирования в организации. Рядавторов считают, что «налоговое планирование — это законный способ уменьшениясумм налоговых платежей с использованием предоставляемых законом льгот иприемов сокращения налоговых обязательств» (Евстигнеев, Липатова).
Поршнев Н.В. в своей работе предлагает рассматриватьналоговое планирование как организацию правильного налогового учета иотчетности, планирования экономической деятельности в рамках определенных законом,и своевременной уплате налогов. Так же он отмечает, что это деятельность врамках закона, позволяющая получить минимальное отношение налоговых расходовналогоплательщика к его доходам [32].
По мнению Кириенко А.П. налоговым планированиемназывается разработка и применение специальных приемов уменьшения налоговыхобязательств налогоплательщика правомерными способами и средствами.
В работе у А.З. Дадашева можно встретить следущиеопределения налогового планирования:
• использование налогоплательщиками всех допустимыхдействующим законодательством средств, способов и приемов в целях максимальногосокращения своих налоговых обязательств;
• планирование себестоимости и расходов из прибыли сцелью сокращения налоговых платежей и отчислений в бюджет по действующемузаконодательству, извлечение дополнительных выгод организации путем тонкого игибкого применения существующего налогового законодательства;
• целенаправленная деятельность организации,ориентированная на максимальное использование всех нюансов существующегоналогового законодательства с целью уменьшения налоговых платежей в бюджет;
• искусство освобождать капитал от налогов [14].
Он пишит, что основу налогового планирования составляютнаиболее полное и правильное применение установленных нормативно-правовымиактами льгот, знание и умелое использование существующих в законодательстве оналогах и сборах возможностей (лазеек) с целью минимизации налоговых платежейпри данном объеме продаж.
Опираясь на вышеизложенный материал определенияналогового планирования целесообразно объединить в две основные групп: первая –на основе подхода к определению налогового планирования лежит минимизацияналоговых обязательств налогоплательщика; вторая группа – понятие налоговогопланирования основано на налоговой оптимизации. Большинство авторовпридерживаются позиции налоговой минимизации. Однако происходит постепеннаяэволюция взглядов: например, А.В. Брызгалин, первоначально придерживавшийсяпозиции налоговой минимизации, в дальнейшем перешел к налоговой оптимизации.
Следует обратить внимание, на то, что налоговаяминимизация – это максимальное снижение всех налогов, а налоговая оптимизация –это процесс, связанный с достижением определенных пропорций всех аспектовдеятельности хозяйствующего субъекта в целом, осуществляемых им сделок ипроектов.
Наиболее полное определение дает Е. Вылкова и подналоговым планированием на уровне хозяйствующего субъекта понимает неотъемлемуючасть управления его финансово-хозяйственной деятельностью в рамках единойстратегии его экономического развития, представляющая собой процесс системногоиспользования оптимальных законных налоговых способов и методов дляустановления желаемого будущего финансового состояния объекта в условияхограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования [12].
Следовательно, корпоративное налоговое планированиепредусматривает выработку и оценку управленческих решений исходя из целевыхустановок организации и учета величины возможных налоговых последствий.Организации стремятся максимизировать свой доход и прибыль. С этих позицийосновной задачей налогового планирования является выбор варианта уплатыналогов, позволяющего оптимизировать систему налогов. А это означает не толькоснижение налогового бремени по отдельным налогам и в целом по организации, нотакже оптимальное распределение налоговых платежей по времени.
Мы можем определить значение и выгоды корпоративногоналогового планирования, а также последствия, к которым приводит невнимание кпроблеме планирования.
Отсутствие налогового планирования ставит хозяйствующиесубъект в такое положение, когда они:
— недостаточно полно понимают возможности развития бизнесв более благоприятных условиях;
— оказываются в более слабой позиции по сравнению сдругими участниками рыночной деятельности;
— не обеспечивают должной системности в своем развитии;
— могут допускать существенные ошибки в стратегическомразвитии и реализации своей миссии.
Применение налогового планирования создаетследующиеважные преимущества для бизнеса:
— прояснение возникающих проблем;
— возможность анализа и использования будущихблагоприятных условий;
— подготовку фирмы к изменениям во внешней среде;
— стимулирование участников налогового планирования креализации своих решений в дальнейшей работе, создание предпосылок для повышенияобразовательной подготовки менеджеров;
— обеспечение более рационального распределения ииспользования различных видов ресурсов хозяйствующего субъекта;
— повышение финансовой устойчивости и значимостипредпрития.
Для каждого предприятия цели налогового планирования ипути их решения могут быть различны. Вместе с тем можно сформулировать рядосновополагающих принципов налогового планирования, которые определяют общийподход к определению целей планирования и путей их достижения (см. рисунок 3).
С учетом изложенного целью налогового планирования, помоему мнению, являются: соблюдение налогового законодательства; сведение доминимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработкаструктуры взаимовыгодных сделок; эффективное сотрудничество с участникаминалогового планирования.