Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность и функции финансов предприятия и их влияние на результат

Министерство образования и науки РФ
Государственного образовательногоучреждения
высшего профессионального образования
«Кемеровский государственныйуниверситет»
Экономический факультет
Кафедра финансов
Курсовая работа
по курсу «Финансы»
Сущность и функции финансов предприятия и их влияние нарезультат
 
 
 
 
 
 
 
Новокузнецк, 2011

Реферат
Пояснительная записка 93 стр., 25 табл., 20 рисунков,10 источников.
ФИНАНСЫ, ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА, ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ, ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РФ,УПРАВЛЕНИЕ, БЮДЖЕТ, БАЗОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ, СТРАХОВАЯ ЧАСТЬ ПЕНСИИ, ДОПЛАТЫ.
Целью работы является закрепление полученных впроцессе аудиторских и самостоятельных занятий знаний по курсу «Финансы», атакже более углубленное и детальное изучение сущности и функций финансовпредприятия и их влияние на результат.
Объектом исследования стали методология и методикаэффективной работы территориального Управления Пенсионного фонда РФ, предметомисследования выбрана деятельность территориального Управления Пенсионного фондаРФ.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом ицелью исследования были определены следующие задачи:
- определить правовые основы пенсионногообеспечения в РФ; уточнить источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ;определить роль территориального Управления в системе Пенсионного фонда РФ;
- проанализировать деятельностьтерриториального Управления Пенсионного фонда РФ;
- предложить мероприятия по финансовомуулучшению эффективности деятельности территориального Управления Пенсионногофонда.
При написании работы были использованы следующиеисточники: законы и другие нормативные акты Российской Федерации, журнальныестатьи, учебные и методические издания, данные отчетности УправленияПенсионного фонда РФ, Интернет — сайты.
Методами исследования являются сбор и анализинформации из различных источников, метод группировки, сравнительный анализ,системный подход, статистическая обработка данных, табличный и графическийметоды.
пенсионный фонд финансовый деятельность

Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты деятельности Пенсионного фондаРоссийской Федерации
1.1 Динамика формирования Пенсионного фонда РФ
1.2 Источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
1.4 Организация работы Управления Пенсионного фонда РФ напримере – Управления Пенсионного фонда (Государственное учреждение) РФ вКуйбышевском районе г. Новокузнецка
2 Анализ финансовой деятельности Управления Пенсионногофонда РФ в Куйбышевском районе г. Новокузнецка
2.1 Анализ организации персонифицированного учета
2.2 Анализ организации оценки пенсионных прав
2.3 Анализ организации пенсионного обеспечения
2.4 Анализ организации работы с населением и страхователямипо сопровождению пенсионной реформы
2.5 Анализ организации финансово-экономической деятельности
3. Мероприятия по улучшению финансовой деятельностиУправления Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованной литературы

Введение
Финансы, будучи целостной экономической категорией,имеют свою внутреннюю структуру – несколько взаимосвязанных звеньев(институтов), для каждого из которых характерны свои особенности при сохраненииобщих качеств, свойственных финансам. Необходимость выделения таких звеньевобусловлена многообразием потребностей общества, которые призваны обслуживатьфинансы, охватывая своим взаимодействием всю экономику страны и социальнуюсферу.
Следовательно, финансовая системе в экономическомаспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в нихвзаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляетспецифическую группу финансовых отношений. В литературе, помимо рассмотренного,встречается применение термина «финансовая система» и в другом смысле – каксистемы финансовых органов. Однако такая подмена понятий ведет к размываниюпонятия предмета изучения.
Финансовая система в целом представляет собойсовокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуютсяи используются различные денежные фонды, т.е. реализуются функции финансов.
Наличие звеньев финансовой системы определяетсясуществованием самостоятельных экономических субъектов, участвующих вхозяйственной жизни. Экономический субъект – это юридическое или физическоелицо, являющееся носителем прав и обязанностей. В современных рыночныхотношениях участвуют четыре экономических субъекта: государство, регион,хозяйствующий субъект, гражданин (физическое лицо).
На современном этапе в состав финансовой системыРоссийской Федерации входят:
•бюджетная система, состоящая из государственных иместных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные имуниципальные фонды;
•финансы предприятий, организаций, учреждений;
•финансы страхования;
•кредит (государственный, муниципальный ибанковский).
Подобное мнение о содержании финансовой системышироко распространено среди представителей финансово-правовой науки .
Названные звенья финансовой системы существуют как нафедеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации и местногосамоуправления. Все они обладают общими свойствами финансов, но в силу своихособенностей по-разному влияют на социально-экономические процессы, вместе стем взаимодействуя между собой. Многозвенность финансовой системы способствуетбольшей ее гибкости и эффективности действия.
Каждое из звеньев финансовой системы концентрируетспецифические финансовые отношения, посредством которых образуются ииспользуются соответствующие виды денежных фондов (доходов) в целяхудовлетворения различных по своему содержанию и масштабам общественныхпотребностей.
Вместе с тем для финансовой системы России характерныспецифические черты, которые отражают экономические и политические условия,традиции и приоритеты, сложившиеся в стране.
Финансы — это система экономических (денежных)отношений, с помощью которой создаются и расходуются фонды денежных средств.
Финансы – совокупность объективно обусловленныхэкономических отношений, имеющих распределительный характер, денежную формувыражения и материализуемых в денежных доходах и накоплениях, формируемых вруках государства и субъектов хозяйствования для целей расширенноговоспроизводства, материального стимулирования работающих, удовлетворениесоциальных и других потребностей.
Необходимость финансов в условиях товарно-денежныхотношений объясняется тем, что финансы необходимы для распределения стоимостиобщественного продукта. Только с помощью категории финансов осуществляется этотпроцесс.
Функции финансов:
распределительная (распределяет созданныйпродукт; с помощью этой функции создаются фонды);
перераспределительная (перераспределениесозданного продукта, т.е. вторичное распределение между членами общества);
регулирующая (финансы могут как стимулироватьпроизводство, так и угнетать его);
контрольная (благодаря финансам обществоимеет возможность наблюдать все финансовые потоки в государстве для того, чтобывовремя повлиять на тот или иной товары).
Другая трактовка (по учебнику Родионовой) заключаетсяв том, что функции финансов следующие: распределительная и контрольная, аостальные являются производными от распределительной функцию.
Распределительная функция.
Стадия распределения начинается с распределения новойстоимости и заканчивается формированием первичных доходов (заработная плата,прибыль). Распределительная функция — объективное свойство категории финансовосуществлять распределение стоимости созданного продукта в денежном выражении.
Стадия перераспределения – многоступенчатый этап, накотором формируется общегосударственные фонды: госбюджет, внебюджетные фонды,страховые, банковские фонды и фонды предприятий. Перераспределительная стадияотличается от распределительной тем, что на этой стадии перераспределяютсяранее созданные доходы.

Контрольная функция
Осуществлением соблюдения пропорций враспределительном процессе занимается контрольная функция финансов. Пропорциидля разных отраслей различны и складываются при разных условиях и,следовательно, они объективны. Объектом контроля выступает распределительныйпроцесс. Главной же контролируемой пропорцией является пропорция между фондаминакопления и потребления. Объектом контрольной функции финансов являютсяфинансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений.
В связи с развитием рыночных отношений кромебюджетных отношений появились внебюджетные. Часть средств на проведениесоциально — культурных мероприятий идет через внебюджетные фонды. Такимобразом, считается, что мы сокращаем бюджет, но при этом увеличивается нагрузкана предприятия, которые производят отчисления.
В данной работе сущность и функции финансов, а такжеих влияние на результат предложено рассмотреть на примере УПФ РФ в Куйбышевскомрайоне города Новокузнецка Кемеровской области.
С 1 января 2002 года в стране идет реформированиесистемы пенсионного обеспечения.
Противоречия старой пенсионной модели свидетельствуюто том, что она находилась на грани кризиса, из которого ее, основываясь накосметических изменениях старого пенсионного законодательства, нельзя было вывести.Речь могла идти только о замене старой модели на новую, которая была бысвободна от недостатков предшественницы и позволяла бы решать неразрешимые длятой модели задачи. В том числе и главные среди них — создавать социальныегарантии обеспеченной старости для низкооплачиваемых и связь размера пенсии сразмером зарплаты для высокооплачиваемых, позволять регулярно повышать пенсиинынешним пенсионерам и эффективно учитывать пенсионные обязательства перед нынеработающими.
Решить проблему материального обеспечения пенсионеровможно только резко повысив доходы пенсионной системы. Но это возможно толькотогда, когда у работающих появятся стимул к уплате отчислений в Пенсионныйфонд, когда у человека появляется перспектива заработать пенсию, а пенсионная системастановится понятной и привлекательной.
Значит, способ увеличить доходы Пенсионного фонда (и,следовательно, поднять пенсии) один: повышать заинтересованность граждан куплате взносов в фонд. Люди должны почувствовать, что они могут эту пенсиюзаработать.
При этом от выполнения основной задачи рефор мынеотделимо и решение иных сопутствующих и вытекающих из ее сути вопросов. Вданном кон тексте наиболее приоритетной следует признать задачу по повышениюкачества обслуживания насе ления.

1. Теоретические аспекты деятельности Пенсионного фонда РоссийскойФедерации
1.1 Динамика формирования Пенсионного фонда РФ
Пенсионный фонд России (ПФР) образован ПостановлениемВерховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года как самостоятельное финансово — кредитное учреждение в целях государственного управления финансами пенсионногообеспечения в Российской Федерации. ПФР — один из крупнейших и наиболеезначимых социальных институтов России. Согласно положениям статьи 5Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионномстраховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерацииявляется государственным учреждением и осуществляет функции страховщика всистеме обязательного пенсионного страхования.
При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеетсвой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которогоявляются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов иизъятию не подлежат.
Кроме того, вышеуказанным Федеральным закономустанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальныеорганы составляют единую централизованную систему органов управления средствамиобязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которойнижестоящие органы подотчетным вышестоящим.
Создание ПФР стало вехой в решении одной из важнейшихзадач по реформированию социальной сферы Российской Федерации — перехода отгосударственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионномустрахованию.
ПФР был создан для государственного управления средствамипенсионной системы. При этом решались две принципиальной важности задачи.
Первая задача — средства пенсионной системывыводились из ранее консолидированного государственного бюджета и становилисьсферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрелстатус самостоятельного государственного внебюджетного фонда, сохраняя его посей день.
И вторая — основным источником финансированияпенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивались зазастрахованных работников работодателями. В результате источником выполнениягосударством его обязательств перед пенсионерами стал не государственныйбюджет, а страховой платеж.
В России до 01.01.2002 года действовалараспределительная пенсионная система, и все поступления шли на текущую выплатупенсий.
Важнейшим принципом Пенсионного фонда была солидарнаяответственность поколений, которая преследовала цель обеспечить заработанныйчеловеком уровень жизненных благ путем перераспределения средств во времени.
Страховые взносы (тарифы) устанавливались взависимости от категории плательщиков. Они действовали в размере:
а) 28% — для работодателей (предприятий, учреждений,организаций), для предпринимателей, занимающихся частной практикой;
б) 20,6% — для колхозов, совхозов, предприятий попроизводству сельскохозяйственной продукции;
в) 26% — для предприятий, учреждений, организаций,выплачивающих авторские гонорары;
г) 28% — для граждан, использующих труд наемныхработников.
Все работающие граждане, в том числе пенсионеры иинвалиды, платили страховые взносы в ПФР в размере 1% от начисленной оплатытруда. Работодатели перечисляли эти взносы за работающих граждан одновременно сподоходным налогом с физических лиц.
И хотя средства ПФР сохраняют статус федеральныхсредств, они в то же время являются по своей природе и средствами обязательногопенсионного страхования.
Руководство ПФР, как и в настоящее время,осуществляло Правление и его постоянно действующий орган — Исполнительнаядирекция. Дирекции подчинялись отделения в республиках в составе РФ, отделенияв национально-государственных и административно-территориальных образованиях.На местах (в городах, районах) ранее имелись уполномоченные Фонда. Отделенияобеспечивали организационную работу по сбору взносов на социальное страхование,финансирование расходов органов социального обеспечения, региональных программсоциального обеспечения, а также контроль за расходованием средств.
Кроме ПФР вопросами пенсионного обеспечениязанимались Министерство труда и социального развития РФ, структурныеподразделения которого назначали и перераспределяли размеры пенсии.Министерство связи доставляло пенсии получателю, сберегательные банкиобеспечивали пенсионеров наличными деньгами и безналичными перечислениями.
Страховая природа пенсионных выплат, осуществляемыхчерез систему ПФР, существенно изменила природу многих сторон деятельностипенсионной системы в Российской Федерации. Прежде всего, она затронулаидеологию и организацию системы учета пенсионных прав. Вместо ранееприменявшихся методик учета трудового стажа в ПФР уже с 1997 года практическивнедрена система индивидуального (персонифицированного) учета, где фиксируютсявсе платежи, сделанные работодателями в интересах своих работников.
По мере нарастания массы этих и других изменений впенсионной системе России все острее ощущалась необходимость ее реформирования.Две попытки преобразования пенсионного законодательства и на его основе — пенсионной практики, предпринятые в 1994-95 и 1997-98 гг., успехом неувенчались из-за нестабильности экономической ситуации в стране и серьезныхфинансовых потрясений. И только после относительной стабилизации экономическойобстановки и поворота экономики к подъему стало возможным решительноеобновление и реформирование пенсионной системы.
Пенсионная реформа, начавшаяся с принятия в 2001 годунового пенсионного законодательства и вступления его в силу с января 2002 года,стала крупнейшим на сегодня и наиболее успешным социальным проектом вРоссийской Федерации. Осуществляя ее, Пенсионный фонд Российской Федерации выполняетроль одного из активных участников реформирования социальной сферы страны иутверждения новых отношений между поколениями, социальными группами,работодателями, работающими и государством. Результатом реформы должно статьсоздание современной, высокотехнологичной и эффективной системы пенсионированияграждан, которая определяла бы лицо социальной сферы России в ХХI веке.
С 01 января 2001 введен единый социальный налог, ифункции по сбору страховых взносов на пенсионное обеспечение были переданыналоговой инспекции.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерацииот 27 сентября 2000 г. № 1709 «О мерах по совершенствованию управлениягосударственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» в 2002 годубыла завершена работа по передаче полномочий по назначению и выплатегосударственных пенсий региональным отделениям ПФР. На начало 2002 года в 82субъектах Российской Федерации полномочия по назначению и выплате пенсий былипереданы территориальным органам ПФР. В течение 2002 года завершено формированиеединых пенсионных служб в большинстве региональных отделениях ПФР. Такимобразом, к 1 января 2003 года ПФР и его территориальные органы в соответствии сзаконодательством об обязательном пенсионном страховании составляли единуюцентрализованную систему по управлению средствами обязательного пенсионногострахования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетнывышестоящим. Схема Пенсионного фонда РФ представлена на рисунке 1.
/>
Рисунок 1 – Схема Пенсионного фонда РоссийскойФедерации
Объем получаемых ПФР доходов и выполняемых импенсионных платежей в 2006 году вплотную приблизился к одному триллиону рублей.За счет средств Фонда получают пенсии 38,2 млн. российских пенсионеров. Всистеме индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров. С Фондомсотрудничает 5,5 млн. работодателей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещенийоб объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними болеечем 42 миллионам застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительнуючасть, 18 миллионам, имеющим только страховую часть и 6 миллионам работающихпенсионеров для перерасчета пенсий. При этом ПФР — одна из немногих вертикальноинтегрированных структур в современной российской власти. Это дает возможностьосуществлять единую стратегию управления пенсионной системой на всем социальномпространстве России.
Таким образом, результатом почти пятнадцатилетнегоразвития Пенсионного фонда является создание достаточно прочной системыпенсионного обеспечения населения, при которой такой важной задачей занимаетсяне аппарат управления государством из средств государственного бюджета, аотдельно, специально созданный для этого государственный институт, занимающийсятолько непосредственно данной задачей, и использующий только собственныесредства не входящие в какой-либо бюджет.
1.2 Источники формирования бюджета Пенсионного фонда РФ
Доходы бюджета Пенсионного фонда формируются за счетследующих источников (рисунок 2):
а) сумм единого социального налога (ЕСН), поступающихиз федерального бюджета и направляемых на выплату базовой части трудовойпенсии;
б) страховых взносов на обязательное пенсионноестрахование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии;
в) страховых взносов на обязательное пенсионноестрахование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии;
г) средств федерального бюджета, направляемых навыплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
д) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций повзносам в Фонд;
е) средств федерального бюджета, передаваемых в ФондМинистерством труда и социального развития Российской Федерации на выплатупенсий, назначенных досрочно гражданам, признанным безработными, и социальныхпособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, иоказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услугуказанным получателям, включая расходы на их доставку;
ж) средств, передаваемых в Фонд из целевогобюджетного Фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии инаправляемых на выплату дополнительного ежемесячного пожизненного материальногообеспечения работникам, осуществляемым трудовую деятельность в организацияхядерного оружейного комплекса РФ;
з) страховых взносов по дополнительному тарифу дляработодателей — организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушныхсудов гражданской авиации и направляемых на доплату к пенсии членам летныхэкипажей воздушных судов гражданской авиации;
/>
Рисунок 2 — Схема классификации источниковформирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
и) доходов от размещения временно свободных средств;
к) доходов от временного размещения сумм страховыхвзносов на накопительную часть трудовой пенсии;
л) прочих доходов, подлежащих зачислению в Фонд всоответствии с законодательством Российской Федерации.
Если сравнивать источники формирования бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации за 2006, 2007, 2008, 2009 годы, то можносказать, что процентное соотношение составляющих бюджета ПФР практически неизменилось. Наибольший удельный вес составляют суммы ЕСН, поступающие изФедерального бюджета на выплату базовой части трудовой пенсии – 44 % истраховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплату страховой части пенсии — 38%.Меньший удельный вес составляют страховые взносы, зачисляемые в ПФР на выплатунакопительной части пенсии – 7,5 % и средства Федерального бюджета на выплатугосударственных пенсий – 6%.
Всего доходы бюджета Пенсионного фонда составили;
а) за 2006 год – 815 476,14 млн. руб.;
б) за 2007 год – 822 841,4 млн. руб. (увеличились на1%);
в) за 2008 год – 1 150 000 млн. руб. (увеличились на40%).
г) за 2009 год – 1 165 000 млн. руб. (увеличились на42 %).
Расходы бюджета Пенсионного фонда РФ в 2009 гсоставили 967,5 млрд. руб. Бюджет ПФР за 2009 г исполнен по доходам на 101,5 %к бюджетным назначениям, по расходам — на 93 %. Остаток средств бюджета ПФР на1 января 2009 г составлял 100,4 млрд. руб. За отчетный период этот показательснизился на 33,9 млрд. руб.
В структуре доходов бюджета ПФР в 2008 г. 441,3 млрд.руб. составили поступления от ЕСН, 403 млрд. руб. страховые взносы на выплатустраховой части пенсий, 70,6 млрд. руб. взносы на накопительную часть пенсий,4,13 млрд. руб. страховые взносы в виде фиксированных платежей, 59,5 млрд. руб.средства федерального бюджета. Кроме того, в 2008 году ПФР получил 83,8 млрд.руб. в качестве доходов, связанных с обязательным финансированием накопительнойчасти трудовых пенсий. Общая сумма доходов от временного размещения пенсионныхсредств составила 5,7 млрд. руб., в том числе 3,8 млрд. руб. от размещения вгосударственные ценные бумаги и 1,9 млрд. руб. в бумаги номинированные виностранной валюте.
Для сравнения поступления ЕСН и страховых взносов напенсионное обеспечение по Кемеровской области в 2008 году составили 14570,8млн. руб. В 2009 году поступления увеличились на 30,5 % и составили 19012,2млн. руб. или 2 % от всех поступлений по России (таблица 1).

Таблица 1 – Динамика поступления ЕСН и страховыхвзносов на пенсионное обеспечениеПоказатель Сумма, в млн. руб. Изменение суммы Относительное изменение, в процентах Удельный вес, в процентах 2008 год 2009 год Поступления в ПФР, РФ 754 800 919 030 164 230 22 100 Кемеровская область 14570 19012 4 442 30,5 100 ЕСН, поступивший в Федеральный бюджет для перечисления ПФР на выплату базовой части трудовой пенсии, РФ 365640 441 300 75 660 20,7 48 Кемеровская область 6598 8621 2023 30,7 45 Страховые взносы, зачисляемые в ПФР, РФ 376710 477 730 101 020 26,8 52 Кемеровская область 7972 10290 2318 29,1 55
Финансирование выплаты базовой части трудовой пенсииосуществляется за счет сумм ЕСН, зачисляемых в федеральный бюджет, афинансирование выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии — засчет средств бюджета Пенсионного фонда РФ. При этом финансирование выплатынакопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионныхнакоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счетазастрахованного лица.
В настоящее время перед правительством России стоитзадача как в ближайшее время индексировать пенсии и где взять деньги на этииндексации.
На традиционном совещании членов правительства спрезидентом Владимиром Путиным министр здравоохранения и социального развитияМихаил Зурабов сообщил, что с 1 августа 2009 года пенсия вырастет более чем на20%. В 2009 г. средняя трудовая пенсия составила 2090 рублей, после индексацииона достигла 2569 рублей. К концу 2010 г. пенсия — уровня в 3920 рублей.
Глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов заявил,что денег на выплату пенсий, досрочно проиндексированных по указанию президента,не хватает. «Мы попали не то что в ловушку, но в ситуацию, которая неприятнадля нас», – сказал глава ПФР. Поэтому проводить индексации пенсий можно толькоза счет бюджета.
Пенсионному фонду не хватает средств на ускореннуюиндексацию пенсий. Ставка единого социального налога (ЕСН) и взносов в ПФР,идущих на выплату страховой части пенсий, с 2009 г. снижена с 28% до 20%. Из-заэтого поступление от одного только ЕСН, по прогнозу Минфина, должно упасть на39,2% против прошлогоднего поступления денежных средств в бюджет ПФР. Накомпенсацию дефицита бюджета ПФР Министерство финансов должен перечислить изстабилизационного фонда 74,7 млрд. руб.
Внеплановое повышение базовых пенсий с 1 марта 2010г. (с 660 до 900 руб.) стоило бюджету еще 115 млрд. руб./>
Правительство столкнулось с кризисом пенсионнойсистемы. Пока кризис вполне можно решить при нынешних рекордных ценах на нефть.Но он заставляет вспомнить о неизбежном будущем и печальной судьбе пенсионнойреформы.
Дефицит Пенсионного фонда России (ПФР) в 2009 г. быложидаем. На его покрытие должны были пойти 83 млрд. руб. из резервов ПФР,накопленных в профицитные 2000-2002 гг., и еще 75 млрд. руб. изстабилизационного фонда. Но повышение пенсий из-за протестов в связи смонетизацией льгот увеличило дефицит ПФР до 190 млрд. руб. В результате низкихсборов ЕСН по итогам двух первых месяцев 2009 г. план недовыполнен на 5,6 млрд.руб. Это вызывало опасения, что дефицит станет еще больше.
Сегодня правительство сохраняет рычаги контроля надситуацией. По расчетам Минфина, рост цены на нефть на 1 доллар за баррельповышает доходы федерального бюджета на сумму около 45-50 миллиардов рублей.Уже в 2009 году стабилизационный фонд превысил 500 миллиардов рублей, идополнительные доходы пошли на погашение государственного долга, в том числедосрочное, за исключением 74,7 миллиарда рублей единоразового платежа напокрытие дефицита Пенсионного фонда, образующегося из-за снижения ставкиединого социального налога. В результате снижения стоимости обслуживаниягосдолга после досрочного погашения сумма дополнительных доходов бюджета отувеличения базовой цены нефти на 1 доллар за баррель возрасла до 60 миллиардоврублей, которые ведомства решили потратить на инвестиционные программы,предусмотрев соответствующую строку в бюджете с 2010 года. А финансированиедефицита ПФР должно осуществляться за счет общих расходов бюджета.
/>
1.3 Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ
Как уже говорилось выше, в России до 01.01.2002 годадействовала распределительная пенсионная система, и все поступления шли натекущую выплату пенсий. Неэффективность распределительной системы особенно яркопроявляется на фоне современной демографической ситуации в нашей стране и вовсем мире в целом. Так, согласно расчету предположительной численностинаселения Российской Федерации до 2015 года, сделанного Госкомстатом России,численность населения в начале 2016 года будет в пределах от 130,3 до 147,2миллионов человек. Наиболее вероятная средняя оценка – 138,1 миллионов человек.Численность населения из группы старше трудоспособного возраста в последниегоды систематически увеличивается. Показатель демографической нагрузкиуменьшился к 2006 году до 586 лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человектрудоспособного возраста, против 745 лиц в 1997 году. Потом будет отмечатьсяувеличение этого показателя, который в 2015 году составит 696 человек.
Судя по этим показателям,пенсионная система, использовавшаяся до недавнего времени была крайненесовершенна.С 1 января 2002 года в стране идет реформирование системы пенсионногообеспечения.
Современные пенсионные реформы предполагают создание,так называемых, накопительных пенсионных систем. При такой системе взносы,аккумулирующиеся в пенсионной системе за счет платежей работника и егоработодателя, не расходуются на выплаты сегодняшним пенсионерам, анакапливаются, инвестируются и приносят доход до тех пор, пока плательщик невыходит на пенсию. До момента выхода застрахованного на пенсию иразблокирования его пенсионного счета, включая и его специальную часть,средства остаются в федеральной собственности. В личную собственностьгражданина они переходят только в виде ежемесячных выплат с началом реализациипенсионных прав.
Пожилой человек при данной системе не зависит ни отгосударства, ни от молодого поколения. В этом случае не может быть пенсионнойуравниловки, в то же время экономика получает огромные ресурсы для долгосрочныхвложений, накопительный механизм в большинстве случаев сочетается сраспределительным, но иногда полностью его заменяет. В ряде случаев управлениепенсионными деньгами остается за государством, но часто эту обязанность берутна себя и частные компании. Существует система конкурирующих друг с другомнегосударственных пенсионных фондов.
Согласно концепции пенсионной реформы, современная государственнаяпенсия должна состоять из трех частей.
Базовая, или социальная – это установленный законом,единый для всех минимум (в настоящее время 900 рублей). Она объединила ранееустанавливаемые законами и указами Президента минимальную пенсию, компенсационныедоплаты и надбавки к пенсии. Ее размер не зависит ни от заработка, ни от суммыстраховых взносов, уплаченных в течение трудовой деятельности. В общем, как быне сложилась трудовая биография человека, государство гарантирует ему выплатуопределенного уровня дохода, индексируемого в соответствии с инфляцией.
Страховая часть зависит от пенсионного стажа, то естьот того периода, в течение которого предприятие делало отчисления за сотрудникав Пенсионный Фонд, и от суммы этих отчислений. Размер страховой части трудовойпенсии, которая будет ежемесячно выплачиваться человеку, рассчитать оченьпросто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначенияпенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии. Наосновании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в19 лет (288 месяцев).
Пенсионный капитал до дня назначения пенсии регулярноиндексируется в зависимости от роста цен и роста среднемесячной заработнойплаты по стране.
Накопительная часть также зависит от величиныпенсионных накоплений. Однако, в отличие от страховой части, данные пенсионныенакопления формируются не только из сумм налогов, уплаченных работодателем, нои в немалой степени зависят от выбора негосударственного пенсионного фонда илиуправляющей компании, которые увеличивают эти средства с помощью различныхинвестиционных инструментов. После назначения пенсии размер накопительной частиежегодно индексируется с учетом доходов, полученных от инвестирования.
Страховые взносы, которые будут делатьсяработодателями в пользу застрахованных, будут составлять основу для исчисленияпредставителя транзитных поколений — вторичной страховой части пенсий. Этивзносы будут суммироваться и составят к достижению пенсионного возрастанакопленный пенсионный капитал. Он при выходе на пенсию будет разделен напериод среднестатистического дожития, или, как он назван в новомзаконодательстве, расчетного ожидаемого пребывания на пенсии (он составляет 228месяцев, или 19 лет), — и в результате будет определена величина месячнойпенсионной выплаты. Она в сумме с базовой и страховой (начальной и полученнойот взносов) частями (естественно, проиндексированными) и составит общуювеличину ежемесячной пенсионной выплаты после выхода.
Кроме того, у лиц моложе 1967 года рождения в пенсиибудет еще одна часть – накопительная, которая будет играть роль резерва наслучай прогнозируемого ухудшения демографической ситуации. Процент отчисленийбудет повышаться с 3% в 2002 г. до 6% в 2010 г. с ежегодным темпом роста в одинпроцент. Эти средства, по выбору граждан, будут инвестироваться в те или иныеинвестиционные проекты, отобранные государством или (с 2004 г.)негосударственными пенсионными фондами, а инвестиционный доход вместе снакопительной частью будет суммироваться к пенсионному капиталу при расчетепенсии.
Новая пенсионная модель будет в гораздо большей мере,чем старая, учитывать различия в размере получаемых работниками доходов. Но вмире пенсия всегда играет роль своего рода социального уравнителя. А поэтомузадача любой пенсионной модели – обеспечивать минимальный уровень социальныхгарантий для пенсионеров и не допускать чрезмерной дифференциации пенсий.
Минимальный уровень социальных гарантий должна, поидеологии пенсионной реформы, обеспечить базовая пенсия. Ее размер связан сразмером ставки первого разряда тарифной сетки в бюджетной сфере и будетповышаться вместе с ним. Правительство планирует уже в ближайшие годы повыситьи ставку первого разряда, и вместе с ним базовую часть пенсии до размеровпрожиточного минимума. Размер базовой пенсии будет ежегодно утверждаться вместес федеральным бюджетом и индексироваться в темпе роста инфляции. Права же набазовую пенсию можно будет заработать, напомним, за пять лет страхового стажа,из которых до трех лет у женщин могут быть зачтены за счет двух отпусков поуходу за ребенком (по полтора года каждый), а два года у мужчин — за счет летслужбы в армии. Однако для этого предстоит наладить систему оплаты этихпериодов из средств федерального бюджета и оценки каждого страхового года.
Что касается масштабов дифференциации пенсий, то,действительно, во время обсуждения новых пенсионных законов высказывалисьопасения по поводу того, что снятие в новой модели ограничений с размеразаработка, учитываемого при назначении пенсии, может привести к существенномурасслоению пенсионеров по уровню доходов. Ведь в год у одного работающегозаработок может составлять 300 тысяч рублей, а у другого — 20 тысяч рублей. Неполучится ли, что один будет получать огромную пенсию, а другой совсеммаленькую? Новое пенсионное законодательство предусматривает нормы, недопускающие, чтобы такое расслоение произошло. Для этого предусмотрен механизмрегрессии, понижения ставок страховых платежей, благодаря которому платежи впенсионную систему на страховую часть пенсии выглядят так: до 280 тысяч рублейгодовой зарплаты — 14%, от 280 до 600 тысяч – 28000 рублей плюс 3,9% с суммы,превышающей 280 тысяч рублей, свыше 600 тысяч – 40480 рублей. Регрессияпозволит пенсионной системе, с одной стороны, не брать на себя избыточныеобязательства перед лицами с высоким уровнем доходов, которые могут обеспечитьсвою старость и другими способами, кроме получения пенсии из системыгосударственного пенсионного обеспечения, а с другой — предотвратить чрезмернуюдифференциацию пенсий. По нашим расчетам, при такой шкале регрессии, какаязаложена в новой пенсионной модели, дифференциация пенсий будет не больше чем 1к 6.
В настоящее времяназначаются и выплачиваются:
а) трудовые пенсии,которые регулируются законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173от 17.12.2001 года;
б) государственные пенсиикоторые регулируются законом «О государственном пенсионном обеспечении вРоссийской Федерации» № 166 от 15.12.2001 года.
Размер трудовой пенсии рассчитывается по формуле:
П=БЧ+СЧ+НЧ, (1)
где П – размер пенсии;
БЧ — размер базовой части трудовой пенсии;
СЧ — размер страховой части трудовой пенсии;
НЧ — размер накопительной части трудовой пенсии, до2013 года не выплачивается; Размер базовой части трудовой пенсии при расчете размера пенсии определяется категорией пенсионера и наличием нетрудоспособных иждивенцев (таблица 2).
Таблица 2 — Размеры базовыхчастей пенсий, установленных с 01.03.2009 годаКатегория пенсионера Размер базовой пенсии В отсутствии иждивенцев При наличии одного иждивенца При наличии двух иждивенцев При наличии трех и более иждивенцев Пенсия по старости Пенсионер на общих основаниях 900 1200 1500 1800 Пенсионер, являющийся инвалидом III степени, либо достиг 80 лет 1800 2100 2400 2700 Пенсия по инвалидности Инвалид III степени 1800 2100 2400 2700 Инвалид II степени 900 1200 1500 1800 Инвалид I степени 450 750 1050 1350 Пенсия по случаю потери кормильца Детям, указанным в подпункте 1 пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 — ФЗ, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери (круглым сиротам) 900 на каждого ребенка Другим нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца, указанным в пункте 2 статьи 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г. № 173 — ФЗ 450 на каждого члена семьи /> /> /> /> /> />
Размер страховой части трудовой пенсии определяется взависимости от вида трудовой пенсии.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости:
СЧ=ПК/Т, (2)
где Т — количество месяцев ожидаемого периода выплатытрудовой пенсии по старости, зависящее от года назначения трудовой пенсии (от12лет до 19лет); ПК- расчетный пенсионный капитал, руб. Расчетный пенсионныйкапитал определяется как общая сумма пенсионных прав (в денежном выражении),приобретенных до 01.01.2002, и страховых взносов, а также иных поступлений вПенсионный фонд Российской федерации за застрахованное лицо после 01.01.2002года. Начальный расчетный пенсионный капитал за период работы до 01.01.2002определяется по формуле:
ПК=(РП-БЧ)*Т. (3)

Конечный расчетный пенсионный капитал за периодработы после 01.01.2002 определяется по формуле:
ПК= сумма страховых взносов/Т. (4)
Размер страховой части трудовой пенсии поинвалидности:
СЧ=ПК/(Т*К), (5)
где К — отношение нормативной продолжительностистрахового стажа инвалида по состоянию на день установления инвалидности к 180месяцам.
Нормативная продолжительность страхового стажа додостижения инвалидом (умершим кормильцем) 19 лет составляет 12 месяцев лет иувеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста, начиная с 19 лет, ноне более чем до 180 месяцев.
Размер страховой части трудовой пенсии по случаюпотери кормильца:
СЧ=ПК/(Т*К)/КН, (6)
где КН — количество нетрудоспособных членов семьиумершего кормильца, являющихся получателями пенсий.
Кроме трудовых пенсий назначаются пенсии всоответствие с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении вРФ» от 15.12.2001 года № 166 –ФЗ. Размеры государственных социальных пенсийнетрудоспособным гражданам представлены в таблице 3 .
Таблица 3 – Размеры государственных социальных пенсийнетрудоспособным гражданам с учетом районного коэффициента 1,3, установленные с01.03.2005г.Категории лиц, имеющих право на социальную пенсию Размер пенсии (ст.18 ФЗ № 166 от 15.12.2001 г.) Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 3 степени 2340 руб. Инвалиды с детства с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени 2340 руб. Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 2 степени 1170 руб. Инвалиды с ограничением способности к трудовой деятельности 1 степени 994,50 руб. Дети – инвалиды 2340 руб. Дети – сироты 2340 руб. Дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного из родителей 1170 руб. Граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) 1170 руб.
Согласно пункту 3 статьи 17 Федерального закона от 17.12.2001№ 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицу, осуществлявшемуработу и (или) иную деятельность, которые предусмотрены статьей 10 названного Закона,не менее чем в течение 12 полных месяцев со дня назначения страховой частитрудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии по инвалидностилибо со дня предыдущего перерасчета указанной части соответствующей трудовойпенсии по его заявлению производится перерасчет размера страховой частитрудовой пенсии по старости или страховой части трудовой пенсии поинвалидности.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Закона от17.12.2001 № 173-ФЗ и абзацем первым пункта 7 Правил обращения за пенсией,назначения пенсии и перерасчета размера, перехода с одной пенсии на другую всоответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»,утвержденных постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 № 17/19пб),обращение за пенсией, в том числе за ее перерасчетом, может осуществляться влюбое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком.
В отношении лиц, которым пенсия была назначена (пересчитана)по нормам Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ с 1 января 2002 г., полные 12 месяцевистекают 31 декабря 2002 года. Следовательно, право на перерасчет страховойчасти трудовой пенсии по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 17 Законаот 17.12.2001 № 173-ФЗ, у них могло наступить не ранее 1 января 2003 г., а напоследующий перерасчет по тем же основаниям наступит не ранее 1 февраля 2004 г.и соответственно перерасчет согласно пункту 1 статьи 20 указанного Законаосуществляется в первом случае не ранее 1 февраля 2003 г., во втором – не ранее1 марта 2004 года.
Включение в индивидуальные лицевые счетазастрахованных лиц сумм страховых взносов, поступивших в Пенсионный фонд отстрахователей, производится по окончании календарного года.
Механизм реализации права на перерасчет страховойчасти трудовой пенсии представлен на рисунке 3.
/>
Рис

2. Анализ финансовой деятельности ГУ — Управления Пенсионного фонда РФв Куйбышевском районе г. Новокузнецка
2.1 Анализ организации персонифицированного учета
Организацию персонифицированного учета ивзаимодействия со страхователями и застрахованными лицами осуществляет отделперсонифицированного учета и взаимодействия со страхователями и застрахованнымилицами (ПУ и ВСЗЛ), который является самым большим структурным подразделениемУправления Пенсионного фонда РФ в Куйбышевском районе г.Новокузнецка – 25человек .
Регистрация, учет, документальные проверки. Работа по регистрации иснятию с учета работодателей (рисунок 6):
а) на 01.01.2005г. в районе было зарегистрировано2647 страхователей;
б) за 2006 г. в результате корректировки базыданных число страхователей снизилось до 2450;
в) за 2007 г. цифра возросла до 3041 из-запоявления новых предприятий, физических лиц, а также предприятий из другихрайонов города после перерегистрации в инспекции МНС;
г) за 2008 г. цифра возросла до 3385страхователей (2323 страхователя – юридические лица и 1062 страхователя — физические лица).
Ежедневно проводился учет средств, поступающих вбюджет ПФР по кодам бюджетной классификации.
/>
Рисунок 6 – Количество зарегистрированныхстрахователей

Была проведена большая работа с органамиФедерального Казначейства и Инспекцией МНС по Куйбышевскому району, врезультате которой платежи разнесены по регистрационным номерам физических лиц(таблица 4) .
Таблица 4 – Суммы уплаченных страховых взносов наобязательное пенсионное страхованиеПоказатель 2006 год 2007 год 2008 год Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Начислено страховых взносов, всего 265250711 100 326306549 100 400861367 100 1 На страховую часть пенсии 232926350 87,8 284476018 87,2 336604597 84 Показатель 2006 год 2007 год 2008 год Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах 2 На накопительную часть пенсии 32324361 12,2 41830531 12,8 64256770 16 Поступило страховых взносов, всего 237383883 89,5 316918254 89,5 417969329 95,4 1 На страховую часть пенсии 207000726 78 277110986 78,2 350232765 80 2 На накопительную часть пенсии 30 383 157 11,5 39 807 268 11,3 67 736 564 15,4 Задолженность по уплате страховых взносов, всего 27 866 828 10,5 37 255 123 10,5 20 147 161 4,6 1 На страховую часть пенсии 25 925 623 9,8 33 290 655 9,4 19 662 487 4,5 1.1 за 2006 г. 25 925 623 9,8 2 696 771 0,8 633 013 0,1 1.2 за 2007 г. - - 30 593 884 8,6 1 584 802 0,4 1.3 за 2008 г. - - - - 17 444 672 4,0 2 На накопительную часть пенсии 1 941 205 0,7 3 964 468 1,1 484 674 0,1 2.1 за 2006 г. 1 941 205 0,7 339 146 0,1 89 469 0,02 2.2 за 2007 г. - - 3 625 322 1,0 183 181 0,04 2.3 за 2008 г. - - - - 212 024 0,04
Из таблицы 4 видно, что задолженность по уплатестраховых взносов снизилась от 10,5 % до 4,6 %. На рисунке 7 и 8 показанаграфически динамика роста поступления страховых взносов и уменьшениязадолженности по уплате страховых взносов.
/>
Рисунок 7 — Поступление платежей на страховуючасть пенсии
/>
Рисунок 8 — Поступление платежей на накопительнуючасть пенсии
При регистрации страхователям разъяснялась ихобязанность по уплате страховых взносов и представлению индивидуальных сведений(ИНДС) на застрахованных лиц. Количество застрахованных лиц в информационнойбазе персонифицированного учета по Куйбышевскому району по состоянию на01.01.2005 г. составляет 69852 человек, из них 5045 работающие пенсионеры.
Также следует отметить, что не все суммы,поступивших страховых взносов в Пенсионный фонд и разнесенных в базу данных посведениям, предоставленным Инспекцией МНС по Куйбышевскому району, разнесены наиндивидуальные счета застрахованных лиц.
В таблице 5 представлены сведения о суммахвзносов, не принятых к разнесению в индивидуальные лицевые счета застрахованныхлиц.
Таблица 5 – Суммы страховых взносов, не принятыхк разнесению в индивидуальные лицевые счета застрахованных лицПоказатель 2006 год 2007 год 2008 год Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма, руб. Удельный вес, в процентах Сумма страховых взносов, поступивших на счет ПФ фонда РФ, и не принятых к разнасению, всего 737809 100 318 646 100,0 559 933 100,0 1 На страховую часть пенсии 579 629 78,6 206 320 64,7 467 681 83,5 1.1 По страхователям, ликвидированным 6 098 0,8 12 079 3,8 22 116 3,9 1.2 По страхователям, признанным банкротами 688 0,1 0,0 0,0 40 383 7,2 1.3 По страхователям, не представившим документы персонифицированного учета по неуважительным причинам 235368 31,9 192 600 60,4 435111 77,7 1.4 Неопознанные платежи 337475 45,7 1 641 0,5 -29 929 -5,3 2 На накопительную часть пенсии 158180 21,4 112 326 35,3 92 252 16,5 2.1 По страхователям, ликвидированным 1 257 0,2 2 315 0,7 5 236 0,9 2.2 По страхователям, признанным банкротами 2 002 0,3 0,0 0,0 3 026 0,5 2.3 По страхователям, не представившим документы персонифицированного учета по неуважительным причинам 70 486 9,6 53 752 16,9 101991 18,2 2.4 Неопознанные платежи 84 435 11,4 56 259 17,7 -18001 -3,1
В управлении проводятся документальные проверкидостоверности представленных индивидуальных сведений о стаже и заработке. Впроверках принимают участие 5 специалистов. За 2006 -2008 годы проверено 11152индивидуальных сведений на 4327 застрахованных лиц. В ходе проверок выявленынедостоверные сведения, представленные в УПФ (рисунок 9).
/>
Рисунок 9- Количество документально проверенныхиндивидуальных сведений а- 2006 год; б – 2007 год; в – 2008 год
Кроме того, специалистами отдела проведено 22 (на37 человек) документальные проверки на основании уведомлений о расхождении ИНДСпо данным трудовой книжки (либо справки о заработной плате) и выписки излицевого счета застрахованного лица от специалистов отдела назначения иперерасчета пенсии.
В результате анализа ошибок можно сделать вывод,что наиболее часто причины расхождений заключаются:
— в несоответствии даты приема на работу (илидаты увольнения) в трудовой книжке и в выписке из индивидуального лицевогосчета;
— в несоответствии данных по заработной плате всправке и выписке при переходящих отпусках.
Выставление требований на недоимку. В течение трех последнихлет проводилась работа по предъявлению требований об уплате страховых взносовна страховую и накопительную части пенсии страхователям, имеющим недоимку. Былопредъявлено 71 требование на страховую часть пенсии на общую сумму 10514 тыс.руб. и 52 требования на накопительную часть пенсии на сумму 1188 тыс. руб. Врезультате этой работы по двум кодам получено 167 тыс. руб. пени на недоимку.Наиболее злостным недоимщикам оформлено 5 исковых заявлений на общую сумму 4170тыс. руб. по взысканию задолженности по страховым взносам.
Прием индивидуальных сведений. На основании графикапредставления ИНДС, утверждаемого начальником Управления, работодателямвыписываются уведомления о сроках представления сведений. Ежегодно до 01 мартаспециалисты отдела занимаются приемом индивидуальных сведений от страхователейи физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы на обязательноепенсионное страхование, а так же контролем за своевременным их представлением.В случаях нарушения сроков уведомления выписываются на имя руководителяпредприятия с предупреждением об ответственности за нарушение ФедеральногоЗакона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системегосударственного пенсионного страхования» №27-ФЗ от 01.04.1996г. Наиболеезлостные страхователи, уклоняющиеся от своевременного представления ИНДС,приглашаются на финансовые комиссии в Администрацию Куйбышевского района. Всемстрахователям (127), нарушившим срок представления индивидуальных сведений,предъявлены штрафные санкции, из них 100 страхователей заплатили штраф вдобровольном порядке (79 %), а на 6 страхователей оформили документы вАрбитражный суд.
В 2006 году впервые был осуществлен приеминдивидуальных сведений от предпринимателей, в том числе уплачивающих единыйналог на вмененный доход.
Результаты приема индивидуальных сведенийпредставлены в таблице 6.
Таблица 6 – Количество страхователей изастрахованных лиц, представивших индивидуальные сведения за период с 2002 по2005 годПоказатель Год 2006 2007 2008 1 Количество страхователей, представивших индивидуальные сведения, всего 1042 1304 1420 1.1 От страхователей – работодателей 721 856 890 1.2 От страхователей – частных предпринимателей 321 448 530 2 Количество застрахованных лиц, представленных страхователями 56855 67383 60364
Кроме приема годовых индивидуальных сведенийспециалистами отдела постоянно осуществляется прием ИНДС на работников,уходящих на пенсию в текущем году и корректирующих форм ИНДС на основаниипроведенных документальных проверок.
Обработка и ввод документов ПУ. Приемом, проверкой ивводом документов в программно – технический комплекс системыперсонифицированного учета (ПТК СПУ) занимаются 13 специалистов отдела. Послеприема и проверки главным и ведущими специалистами документы поступают наобработку в ПТК СПУ. Если в процессе обработки специалисты обнаружили ошибки,то ошибочные формы возвращаются на доработку работодателю для дальнейшейработы.
В течение 2006 – 2007 годов специалистами отделапроводился прием, ввод запросов о предоставлении выписок о трудовом стаже изаработке из индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц.
По запросам от Управлений предоставлено 40629выписок, по запросам самообратившихся граждан 215 выписок (рисунок 10).
/>
Рисунок 10 — Анализ работы по подготовке выписокиз ИЛС застрахованного лица для назначения и перерасчёта пенсий а- назначениепенсии; б – перерасчет пенсии
В 2004 году в Управлениях ПФ г. Новокузнецкапоявилась возможность работы в режиме удаленного доступа в ПТК СПУ по обработкеанкет, заявлений, запросов для назначения пенсии и индивидуальных сведений.Специалистами отдела проведено обучение как специалистов Управления, так испециалистов других Управлений г. Новокузнецка. В результате проведенной работыприем, обработка и ввод ИС в ПТК СПУ проводились более грамотно и в максимальнокороткие сроки.
Хранение документов. После ввода в ПТК СПУдокументы персонифицированного учета передаются по описям на хранение в архивПУ. Всего в архив поступило;
а) за 2006 г. – 110319 листов, из них 445069индивидуальных сведений;
б) за 2007 г. – 423782 листа, из них 443052индивидуальных сведений;
в) за 2008 г. – 508775 листов, из них 439875индивидуальных сведений;
Уничтожено 266459 листов с истекшим сроком хранения.
Разъяснительная и методическая работа. Специалистами отдела постоянно проводится разъяснительнаяработа со страхователями по вопросам применения пенсионного законодательства инеобходимости уплаты страховых взносов. Работа эта начинается с моментарегистрации нового предприятия или частного предпринимателя.
Проводятся семинары по вопросам применениязаконодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системегосударственного пенсионного страхования и правилам представленияиндивидуальных сведений застрахованных лиц.
Ежедневно проводятся консультации по организацииработы и представлению индивидуальных сведений о стаже, заработке, доходе иначисленных страховых взносов застрахованного лица.
Во время отчетного периода выявляются:
а) работодатели, не получившие программу;
б) работники, не прошедшие начальную регистрацию;
в) кадровые изменения у страхователей.
Проводится работа по формированию наблюдательных делна страхователей.
Постоянно проводятся консультации частных лиц истрахователей по вопросам, связанным с выдачей страховых свидетельств, заполненияанкетных данных и индивидуальных сведений и формирования их в пачки.
На основании графика сдачи индивидуальных сведенийпроводится работа со страхователями-должниками по сдаче индивидуальныхсведений.
Работа с инспекцией МНС РФ. В соответствии с Соглашением об информационномвзаимодействии между Отделением Пенсионного фонда РФ по Кемеровской области иУправлением МНС РФ постоянно проводится работа по обмену информацией. Винспекцию МНС по Куйбышевскому району г.Новокузнецка направляются копии актов документальныхпроверок, информация о плательщике единого социального налога, представившегонедостоверные сведения по индивидуальному (персонифицированному) учету в частиуплаты страховых взносов. В свою очередь от инспекции МНС передаются копиирасчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу и страховымвзносам.
Новые задачи. Проводится работа в соответствии с социальной программой о проведениикапитального ремонта в домах интернатах области, в результате которойпогашаются недоимки по страховым взносам страхователей, которые образовались запредыдущие годы. Осуществляется постоянный контроль за своевременнымпоступлением денежных средств от страхователя на счет Отделения ПФ, авизо опоступлении сумм немедленно отправляются электронной почтой в адрес ОтделенияПенсионного фонда РФ по Кемеровской области.
Проводится работа по информированию страхователей осистеме электронного документооборота ПФР, о криптографической защитеинформации и ЭЦП.
В соответствие с рекомендациями отделения всепредприятия района с численностью свыше 800 человек были проинформированы овведении в системе Пенсионного фонда РФ криптографической защиты информации иэлектронной цифровой подписи, т.е. о возможности электронного документооборота.Представители страхователей приглашались на обучающие семинары.
Проводится информирование в рамках «пилотного»проекта населения, уходящего на пенсию в 2009-2010 году, о состоянии ихиндивидуальных лицевых счетов.
На основании Постановления Правления ПФР №55 от7.05.02 в Куйбышевском районе проводится подготовительная работа по проведению «пилотного»проекта по информационному взаимодействию с застрахованными лицами в системегосударственного пенсионного страхования в условиях реализации пенсионнойреформы.
В 2007 году была проведена работа по рассылкеизвещений о состоянии индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц вПенсионном фонде Российской федерации. Извещения направлены работающимгражданам, которые имели право на накопительную часть трудовой пенсии и которымна момент начала пенсионной реформы, 1 января 2006 года, было 50 и менее летдля мужчин и 45 и менее лет для женщин. Извещения вручены лично гражданам,которым они адресованы. Не разрешалось опускать заказные письма ПФР в почтовыеабонентские ящики, выдавать другим лицам, в том числе родственникам и соседям.Массив рассылки (количество застрахованных лиц, подлежащих информированию)насчитывал 705 человек. У всех через работодателей был уточнен адрес. ВКуйбышевский район поступило 465 писем, была проведена большая работа поуточнению адресов застрахованных лиц через адресное бюро. 64 письма быливозвращены по причине «адресат умер», «отсутствие адресата по указанному адресу»или «адресат не значится в базе данных адресного бюро». 401 письмо врученозастрахованным лицам, в том числе 52 письма вручены специалистами отдела. Крометого, сотрудниками отдела проведена работа по сбору невостребованнойкорреспонденции от Управлений ПФ города и передаче ее в Отделение ПФ.
В 2007 годупроведена работа по сбору заявлений на выбор управляющей компании. Граждане, сделавшие выбор управляющейкомпании, могли представить до 31 декабря 2007 года заявление одним изследующих способов:
а) личнопринести заполненные бланки заявлений в органы ПФР по месту жительства;
б) заверитьзаявление у нотариуса и направить его в территориальный орган ПФ по почте, либокурьером;
в) передатьзаявление в организации, с которыми ПФР заключил соглашение о взаимномудостоверении подписей и принятии заявлений от граждан о выборе управляющейкомпании.
Прием заявления от гражданина во всех указанныхслучаях, за исключением оплаты услуг нотариуса, бесплатный. Отделение ПФРподписали Соглашения об удостоверении подписи со всеми банками, кромеСберегательного, и 26 крупными организациями области.
В средствах массовой информации, на семинарах и приличном приеме граждан специалистами отдела проводились разъяснения о том, чтовыбор управляющей компании — это право, а не обязанность гражданина. Если он несчитает себя в 2003 году готовым принимать такие решения, то его средства могутбыть оставлены в государственном управлении. Для этого надо просто неотправлять бланк заявления в органы ПФР, и по умолчанию со средствамипенсионных накоплений будет работать государственная управляющая компания.
Из приведенных выше сведений просматриваетсятенденция к увеличению;
а) количества застрахованных лиц;
б) количества страхователей представляющихиндивидуальные сведения;
в) сумм поступивших в ПФ страховых взносов, которыенеобходимо разнести по индивидуальным счетам застрахованных лиц;
Также просматривается уменьшение:
а) задолженности по уплате страховых взносов;
б) сумм страховых взносов не принятых к разнесению наиндивидуальные счета застрахованных лиц по различным причинам,
в) количества сведений, подлежащих корректировке;
Данный анализ показывает необходимость увеличенияповышения уровня пенсионного обеспечения граждан, повышение качестваобслуживания населения в территориальных органах Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. Значимость данной работы трудно переоценить, поскольку во многом отее успеха зависит и отношение граждан к преобразованиям в пенсионной сфере и,как следствие, продвижение принципиальных положений реформы в широкие массыстрахователей, застрахованных лиц и самих пенсионеров.
При новой модели формирования пенсии информированиезастрахованных лиц и взаимодействие со страхователями является важнойсоставляющей понимания обществом целей пенсионных преобразований и успешнойадаптации к современным условиям каждого человека.
Вопрос совершенствования, оптимизации приеманаселения в территориальных органах ПФР получил принципиально новое звучание.Требуются иные методы работы с гражданами и страхователями, концептуальноотличающиеся от применявшихся в дореформенное время.
2.2 Анализ организации оценки пенсионных прав
Оценку пенсионных прав в Управлении осуществляют 2специалиста. В группе по оценке пенсионных прав на каждое предприятие либоорганизацию сформировано наблюдательное дело, которое состоит из наборадокументов, позволяющих осуществлять контроль обоснованности представляемых «льготных»индивидуальных сведений: учредительные документы, свидетельство огосрегистрации, перечень рабочих мест, профессий и должностей, дающих право нальготное пенсионное обеспечение, поименные списки работников, акт проверкиперечня, индивидуальных сведений и т.д.
Сравнительный анализ количества предприятий иорганизаций района, представляющих индивидуальные сведения со специальнымстажем представлены на рисунке 11.
/>
Рисунок 11 – Количествопредприятий и организаций, представляющих индивидуальные сведения соспециальным стажем

За 2002 — 2004 годыпроведена 100 % камеральная проверка перечней образовательных учреждений. Врезультате проверки выявилось несоответствие наименования одного учреждениядополнительного образования наименованиям, предусмотренных Списками учреждений,утв. Постановлением Правительства от 22.09.99 № 1067. Постоянно осуществлялиськамеральные проверки представляемых ИС.
Сравнительный анализ количества принятыхиндивидуальных сведений со специальным стажем представлен на рисунке 12.
/>
Рисунок 12 – Количествопринятых индивидуальных сведений со специальным стажем
За 2006 год принято 12810 индивидуальных сведений соспециальным стажем, в том числе:
а) 10040 индивидуальных сведений формы «исходная»;
б) 1517 индивидуальных сведений формы «корректирующая»;
в) 1253 индивидуальных сведений формы «пенсионная».
За 2007 год принято 16237 индивидуальных сведений соспециальным стажем, в том числе:
а) 11235 индивидуальных сведений «исходная» ,
б) 1349 индивидуальных сведений формы «корректирующая»,
в) 333 индивидуальных сведений формы «пенсионная».
г) 3320 индивидуальных сведений со специальным стажемзастрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионногострахования (формы СЗВ К).
За 2008 год принято 18098 индивидуальных сведений соспециальным стажем, в том числе:
а) 10880 индивидуальных сведений «исходная»,
б) 3561 индивидуальных сведений формы «корректирующая»,
в) 338 индивидуальных сведений формы «пенсионная».
г) 3319 индивидуальных сведений со специальным стажемзастрахованных лиц за период до регистрации в системе обязательного пенсионногострахования (формы СЗВ К).
Из рисунка 6 видно, что в 2008 г. увеличилоськоличество предприятий и организаций, представляющих индивидуальные сведения соспециальным стажем по сравнению с 2005 г. на 1,5 %, по сравнению с 2007 г. на13 %. Это связано с увеличением количества предприятий, представившихдополнительно перечень рабочих мест, профессий, должностей и показателей,работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение. Уменьшениеколичества предприятий со специальным стажем в 2006 и в 2007 г. связано сувеличением количества предприятий, не подтвердивших стаж, ликвидированных илине ведущих финансово – хозяйственную деятельность.
Из рисунка 7 видно, что количество принятыхиндивидуальных сведений неуклонно растет. В 2008 г. по сравнению с 2007г.увеличение произошло на 11,5 %. Увеличение в основном связано с увеличениемколичества принятых сведений для конвертации пенсионных прав и с необходимостьюисправления индивидуальных сведений.

2.3 Анализ организации пенсионного обеспечения
Назначение пенсии. Прием населения повопросам назначения пенсии, производство и контроль нового назначения пенсийосуществляют в Управлении 5 специалистов.
В управлении ведется ежедневный прием населения истрахователей по вопросам назначения пенсий и даются консультации по вопросампенсионного обеспечения. Для сравнения в таблице 7 показаны данные по обращениюза назначением пенсии в 2000-2004 гг.
Таблица 7 – Количество принятых заявлений наназначение пенсийПоказатель Год 2005 2006 2007 2008 2009 1 принято заявлений, штук 1276 1326 1606 1725 1814 2 абсолютный прирост, штук 71 50 280 119 89 3 темп прироста, в процентах 5,9 3,9 21,1 7.4 5,2 4 темп роста, в процентах 105,9 103,9 121,1 107,4 105,2
Из приведенных данных видно, что за пятилеткупрослеживается тенденция роста подачи заявлений на назначение пенсий. В2008году по сравнению с 2007 годом принято больше на 89 заявлений или на 5,2%.
В таблице 8 показано распределение количестваподанных заявлений на назначение пенсии по видам.
Из приведенных данных видно, что в последние пять летпрослеживается тенденция роста числа уходящих на пенсию по возрасту, в первуюочередь за счет досрочных пенсий.

Таблица 8 — Распределение числа обращений наназначение пенсии в зависимости от вида пенсииГод Вид пенсии по старости по инвалидности по случаю потери кормильца социальные всего
из них досрочные
пенсии 2005 850 (67 %) 339 (27 %) 210 (16 %) 135 (11 %) 81 (6 %) 2005 938 (71 %) 360 (27 %) 199 (15 %) 128 (10 %) 61 (4 %) 2006 993 (62 %) 427 (26 %) 224 (14 %) 206 (13 %) 175 (11 %) 2007 1022 (59 %) 466 (27 %) 227 (13 %) 341 (20 %) 135 (8 %) 2008 1144 (63%) 498 (27 %) 228 (12 %) 283 (16 %) 159 (9 %) 2009 1153 (67%) 523 (30 %) 235 (14 %) 290 (18 %) 172 (17 %)
Для обеспечения правильности назначения таких пенсийважное значение имеет обоснованность представления к назначению пенсии,подтверждение льготной работы требуемыми документами. Помощь в назначениидосрочных пенсий оказывают специалисты группы по оценке пенсионных прав.
С целью проверок справок, уточняющих характер работы,специалисты отдела совместно со специалистами группы по оценке пенсионных праввыходят на предприятия района.
По результатам проверок составлены акты:
а) за 2006 год проведено 37 проверок, из них 27 — поподтверждению факта льготной работы, 4 – по подтверждению общего стажа, 6 – поподтверждению заработной платы;
б) за 2007 год проведено 34 проверок, из них 29 — поподтверждению факта льготной работы, 4 – по подтверждению общего стажа, 1 – поподтверждению заработной платы;
в) за 2008 год проведено 30 проверок, из них 16 — поподтверждению факта льготной работы, 13 – по подтверждению общего стажа, 1 – поподтверждению заработной платы.
Уменьшение количества проверок связано с увеличениемназначенных пенсий по данным персонифицированного учета.
В результате проверок выявлено 6 не обосновановыданных справок, подтверждающих факт льготной работы (ш.Димитрова,ш.Бунгурская, Аэрокузбасс, ООО»Сельмаш,»ООО «Риэлт») — на предприятиях несохранились документы, подтверждающие льготный стаж, а так же по одной справкео заработной плате выявлены расхождения, которые устранены в ходе проверки, ане обосновано выданные справки — отозваны .
Уменьшилось число обращений по которым Комиссией попенсионным вопросам вынесены решения об отказе в назначении пенсии (рисунок13). Это связано с изменением пенсионного законодательства. После вступления всилу новых законов, касающихся пенсионного обеспечения, в течение 2007 – 2008г. решениями Конституционного суда были возвращены некоторые нормы старого пенсионногозаконодательства.
/>
Рисунок 13 – Количество отказов в назначении пенсии
При назначении трудовых пенсий среднемесячныйзаработок за 2000-2001г.г. и страховой стаж застрахованных лиц, послерегистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются наосновании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В условиях автоматизированной обработки информации втечение всего периода, на который назначена пенсия, именно правильный вводисходных параметров на этапе назначения пенсии определяет законность дальнейшейвыплаты, своевременность и качество проведения перерасчетов и продления пенсий.
Сведения о количестве назначенных пенсий по даннымперсонифицированного учета представлены в таблице 9.
Таблица 9 – Количество назначенных пенсий по даннымперсонифицированного учетаПоказатель Год 2006 2007 2008 1Количество назначенных пенсий 931 1023 1199 2 Процент от общего количества назначенных трудовых пенсий 58 59 66 3 Темп прироста, в процентах - 9,9 17,2 4 Темп роста, в процентах - 109,9 117,2
Нельзя не учитывать тот факт, что каждое действие впенсионной системе после 1 января 2006 года, будь то назначение пенсии или еепере расчет, осуществляется на основании выписки из индивидуального лицевогосчета.
Всего для целей назначения пенсий было запрошено:
а) за 2006 г. – 2361 Выписка из индивидуальноголицевого счета, из них 899 повторных Выписок, что составляет 38 % от общегочисла запросов;


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.