Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сущность, функции, виды и элементы налогов

МИНИСТЕРСТВОСЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
Департаментнаучно-технологической политики и образования
Федеральноегосударственное образовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
«КРАСНОЯРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
Дисциплина:«Правоведение»
Выполнил:
Студент 4курса 4 семестра
экономическогофакультета
Специальность(код)
Зачетнаякнижка №  Проживающий по адресу:
Проверил:
____________________________________
2008 г.

1 Сущность, функции,виды и элементы налогов
2 Состав территориальных финансовых ресурсов
3 Фондыобязательного медицинского страхования в Российской Федерации, их формированиеи использование

1 Сущность, функции, виды иэлементыналогов
Существуютразличные определения налогов. Д. Рикардо считал, что налог — это та доляпродукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К.Маркс полагал, что налоги — это экономическое воплощение существованиягосударства. Юридическое определение налога дано в Налоговом кодексе РоссийскойФедерации: «обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый сорганизаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежныхсредств в целях финансового обеспечения деятельности государства имуниципальных образований».
Основныечерты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность;принудительный характер платежей.
Налогиявляются важнейшим элементом экономической политики государства и выполняютрегулирующую, перераспределительную, фискальную, контрольную и стимулирующуюфункции.
Регулирующаяфункция. Государствоможет регулировать частную собственность только косвенно — через налоги; спомощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшениеналогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельныхпредприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики.
Перераспределительнаяфункция. С помощьюналогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферамиэкономики, отраслями, регионами и т.д.
Фискальнаяфункция — налогиявляются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более90% доходов.
Контрольнаяфункция. С помощьюналогов государство осуществляет контроль за эффективным использованиемфинансовых ресурсов.
Стимулирующаяфункция. Через налогигосударство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.
Классификацияналогов
1 По объекту обложения — прямые икосвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налогивключаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся наличные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаютсяс предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налогиподраз­деляются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) итаможенные пошлины.
2 Посубъектам обложения — раскладочные и количественные. Раскладочные налогираспределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитываютимущественное состояние налогоплательщика.
3 Поместу поступления — закрепленные и регулирующие.
4 Поуровню управления — федеральные, региональные и местные.
5 Поцели использования — общие и целевые.
6 Посрокам оплаты — регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядкенаследования и дарения).
Основные условия установления налога:
· категорииналогоплательщиков;
· объектналогообложения;
· налоговая база;
· налоговый период;
· налоговая ставка;
· порядокисчисления налога;
· срок и порядокуплаты налога;
· налоговые льготы.
Налогоплательщики- это организации ифизические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложенаобязанность уплачивать налоги.
Организациямиявляются:
· юридические лица,образованные в соответствии с российским законодательством;
· иностранные юридическиелица, компании и другие кор­поративные образования, созданные в соответствии сзаконодательством иностранных государств;
· международныеорганизации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.
Физическимилицами признаются граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства.
Индивидуальныепредприниматели — это физические лица, зарегистрированные в установленномпорядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образованияюридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частныедетективы.
Объектналогообложения — этото, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество,прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз)товаров на территорию России и др.
Налоговаябаза — стоимостная,физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Источникналога — это доход иликапитал на микроуровне, на макроуровне — национальный доход.
Налоговыйпериод — календарный годили иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база иисчисляется сумма налога.
Ставканалога — величинаналоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые(в руб.) и в процентах;
Методналогообложения — порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы.Различают четыре метода налогообложения:
· равное(подушное);
· пропорциональное- ставка налога одна, с ростом налоговой базы растет сумма налога;
· прогрессивное — сростом налоговой базы растет ставка налога;
· регрессивное — сростом налоговой базы ставка налога уменьшается.
Порядокисчисления налога показывает,кто исчисляет сумму налога. Это может быть сам налогоплательщик (налог наприбыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третьелицо (работодатель при исчислении налога на доходы физических лиц).
Способыисчисления налога:
· по частям (налогна рекламу);
· нарастающимитогом (налог на имущество организаций).
Способыуплаты налога:
· по декларации(налог на доходы физических лиц, земельный налог, дорожные налоги и др.);
· у источникадохода;
· кадастровый(земельный налог).
Порядокуплаты налога — этотехнические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут бытьавансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом суммыналога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т.д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке черезкредитную организацию в российской валюте. Днем уплаты налога признается деньзачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров – день принятия таможеннойдекларации таможенным органом.
Срокиуплаты налогов устанавливаютсяприменительно к каждому налогу. Они могут быть определены календарной датой илипериодом (год, квартал, месяц и т.п.).
Налоговаяльгота – предоставляемаяотдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможностьуплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, котораяподлежит уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются ввиде дополнительных скидок и вычетов.
2 Составтерриториальныхфинансовыхресурсов
Территориальныефинансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств,используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направлениеиспользования территориальных финансов — финансовое обеспечение социальной ичастично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансированиястали бюджетные ассигнования и средства субъектов хозяйствования (предприятия,организации).
Региональныебюджеты — основная составная часть территориальных финансов. В современныхусловиях все в большей степени территориальные органы власти призваныобеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитиепроизводственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальномразвитии территорий. Указанные факторы вызывают необходимость дальнейшегорасширения и укрепления финансовой базы территориальных органов власти, решенияряда проблем, связанных с совершенствованием методов формирования ииспользования финансо­вых ресурсов территорий.
Средствасубъектов хозяйствования – также составная часть территориальных финансов. Ктаким средствам относятся:
1. финансовыересурсы предприятий, находящиеся в муни­ципальной собственности (как правило,это коммунальные предприятия);
2. финансовыересурсы предприятий, фирм, организаций, используемые ими на финансированиесоциально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.
Субъектыхозяйствования для социальной поддержки своих работников строят и приобретаютжилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения иобъекты для отдыха. В нашей стране, особенно в новых городах, возникших на базестроящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится введомственном подчинении. Поэтому нередко в общем объеме территориальныхфинансов превалируют средства предприятия, направляемые на социальное развитие.
Территориальныевнебюджетные фонды — третий компонент территориальных финансов. Источникамиформирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения,специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.
3 Фонды обязательного медицинского страхования в Российской Федерации, ихформирование и использование
Фондыобязательного медицинского страхования — денежные фонды, предназначенные для финансированиягарантированной государством медицинской помощи населению. В соответствии со ст.1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страхованииграждан в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование — этосоставная часть государственного социального страхования, которая обеспечиваетвсем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинскойи лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательногомедицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программамобязательного медицинского страхования.
Основноеназначение территориальных фондов обязательного медицинского страхования —финансовое обеспечение программ обязательного медицинского страхования всубъектах Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинскогострахования предназначен для обеспечения финансовой устойчивости всей системына основе выравнивания условий финансирования территориальных программ и дляфинансирования отдельных мероприятий в области обязательного медицинскогострахования.
Вбюджетном законодательстве фонды обязательного медицинского страхованияопределены как денежные фонды, в то время как в Законе РФ «О медицинскомстраховании граждан Российской Федерации» Федеральный и территориальные фондыобязательного медицинского страхования определяются как самостоятельныенекоммерческие финансово-кредитные учреждения. Деятельность Федерального фондаобязательного медицинского страхования как учреждения осуществляется всоответствии с его Уставом[[1]],территориальных фондов — в соответствии с положениями о фондах, утвержденнымиисполнительными органами субъектов Российской Федерации[[2]].
Кправовым актам, регулирующим формирование и использование фондов обязательногомедицинского страхования (так же, как и других внебюджетных фондов), относятсяНалоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, законодательство и подзаконные акты вобласти здравоохранения и медицинского страхования, законы о бюджетахсоответствующих фондов и их исполнении.
Доходы ирасходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Доходнаячасть Федерального фонда обязательного медицинского страхования с 2001 г. формируется за счет:
· отчислений отединого социального налога;
· отчислений отединого налога при упрощенной системе налогообложения;
· отчислений отсельхозналога;
· отчислений отединого налога на вмененный доход;
· доходов отразмещения временно свободных средств Фонда и нормированного запаса;
· добровольныхвзносов юридических и физических лиц.
Поступлениеединого социального налога является основным видом доходов Федерального фонда обязательногомедицинского страхования (например, э 2004 г. — 96,8% общей суммы доходов). Порядок расчета сумм единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фондобязательного медицинского страхования, аналогичен порядку, применяемому дляПенсионного фонда Российской Федерации. С 2005 г, основная ставка единого социального налога, зачисляемого в Федеральный фонд обязательногомедицинского страхования, изменена с 0,2% до 0,8%., Относительно небольшойудельный вес в доходах Федерального фонда обязательного медицинскогострахования (менее 1%) занимают доходы от размещения временно свободныхденежных средств и нормированного страхового запаса[[3]].В соответствии с Уставом этого Фонда временно свободные средства размещаются вбанковские депозиты и высоколиквидные государственные ценные бумаги.
Вкачестве возможного источника доходов предусмотрены также средства федеральногобюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательногомедицинского страхования. Вместе с тем отчетные данные об исполнении бюджетов Фондас 1994 по 2003 гг. показывают, что фактически такие средства в бюджет Фонда непоступали.
Наибольшийудельный вес в расходах Федерального фонда обязательного медицинскогострахования занимают расходы на выравнивание финансовых условий деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовойпрограммы обязательного медицинского страхования, включая нормированныйстраховой запас. Решение о предоставлении средств в соответствии с даннымирасходами принимает Комиссия Фонда по выравниванию условий деятельноститерриториальных фондов обязательного медицинского страхования на основеполученных от территориальных фондов заявок.
За счетсредств Федерального фонда обязательного медицинского страхования финансируютсятакже целевые программы оказания медицинской помощи по обязательномумедицинскому страхованию. Так, в 2002 г. была профинансирована целеваяпрограмма по охране материнства и детства.
Расходына управление Фондомвключают расходы на компью­теризацию системы обязательного медицинскогострахования, мероприятия по подготовке и переподготовке кадров, научныеисследования, проведение региональных совещаний и конференций, международноесотрудничество, информационно-публицистическую деятельность, содержаниеаппарата Фонда.
Доходы ирасходы территориальных фондов обязательного ме­дицинского страхования.
Доходытерриториальных фондов формируются за счет:
· отчислений отединого социального налога (основная ставка налога с 2005 г. изменена с 3,4% до 2%);
· отчисления отединого налога по специальным режимам налогообложения;
· поступлений изтерриториальных бюджетов в качестве страховых взносов за неработающеенаселение;
· доходов отразмещения временно свободных денежных средств и нормированного страховогозапаса;
· поступленийсредств из Федерального фонда обязательного медицинского страхования навыравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов;
· поступлений изПенсионного фонда Российской Федерации на обязательное медицинское страхованиенеработающих пенсионеров (с 2003 г.).
Структурадоходов территориальных фондов дифференцируется по различным субъектамРоссийской Федерации, в том числе в зависимости от того, получает ли территориальныйфонд средства из Федерального фонда или нет. В городе Москве страховые взносына неработающее население не отражаются в бюджете Московского городского фондаобязательного медицинского страхования, не поступают на счета этого фонда, анепосред­ственно перечисляются на счета лечебно-профилактических учреждений. Нов целом в доходах территориальных фондов обязательного медицинского страхованияпреобладают поступления единого социального налога, уплачиваемогоработодателями за работающих граждан, над поступлением взносов на обязательноемедицинское страхование неработающего населения. Соотношение междупоступлениями от единого социального налога и взносами за неработающеенаселение в последние четыре года в среднем по Российской Федерации составляетпримерно 2,3 к 1, не всегда соответствуя числу работающих и неработающих вотдельных регионах. По оценкам некоторых экспертов, недофинансирование изтерриториальных бюджетов за неработающее население в фонды обязательногомедицинского страхования доходит в проблемных регионах до 70%.
Территориальныефонды обязательного медицинского страхования так же, как и Федеральный фонд, размещаютвременно свободные средства и средства нормированного страхового запаса вбанковские депозиты и государственные ценные бумаги.
Расходытерриториальных фондов обязательного медицинского страхования связаны с финансированиемтерриториальной программы обязательного медицинского страхования, включаярасходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческихфункций территориальными фондами (филиалами), на формирование нормированногострахового запаса; а также на финансирование отдельных мероприятий в областиздравоохранения.
Основнымнаправлением расходов территориальных фондов обязательного медицинскогострахования являются расходы на финансирование территориальной программыобязательного медицинского страхования (до 92% общей суммы расходов).Территориальная программа обязательного медицинского страхованияразрабатывается в соответствии с базовой программой, утвержденнойПравительством Российской Федерации в составе Программы государственныхгарантий обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью. Предоставлениесредств из территориальных фондов обязательного медицинского страхованиястраховым медицинским организациям осуществляется на основе дифференцированныхподушевых нормативов.
Управленческиерасходы отдельныхтерриториальных фондов обязательного медицинского страхования и их филиаловмогут быть выше, чем в других субъектах Российской Федерации, если дирекциифондов непосредственно выполняют функции страховщиков.
В составрасходов территориальных фондов обязательного медицинского страхования входят расходына финансирование отдельных мероприятий в области здравоохранения. Вместе с темряд экономистов высказывает мнение, что финансирование отдельных мероприятий вобласти здравоохранения за счет средств фондов обязательного медицинскогострахования нарушает основной принцип медицинского страхования — «Деньгиследуют за пациентом»[[4]].
Суммыединого социального налога или заменяющих его налоговых платежей приспециальных режимах налогообложения зачисляются на счет, открытый управлениюФедерального казначейства, для последующего распределения средств междуфедеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами. Управлениефедерального казначейства платежными поручениями часть средств, поступивших отединого социального налога, перечисляет на счета Федерального и территориальныхфондов обязательного медицинского страхования. Средства территориальных фондовобязательного медицинского страхования формируются также за счет поступлений изтерриториальных бюджетов и Пенсионного фонда Российской Федерации, а такжесубвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Вдальнейшем средства обязательного медицинского страхования поступают изтерриториальных фондов в страховые медицинские организации для оплатыфактически оказанной медицинской помощи застрахованным.

Библиографическийсписок
1 Вахрин, П.И.Финансы [Текст]: учебник для вузов / П.И. Вахрин, А.С. Нешитой. — М.:Информационно-внедренческий центр «Маркетинг”, 2000. – 502 с.
2 Володин, А.В.Управление финансами (Финансы предприятий) [Текст]: учебник / А.В. Володин –М.: ИНФРА-М, 2004. – 504 с. – (Высшее образование)
3 Галяпина, Л.В.Финансы и кредит [Текст]: учебное пособие для студентов экономических колледжейи средних специальных учебных заведений / Л.В. Галяпина, Т.М. Трускова / подред. А.Б. Мельниченко – М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К”, 2002.– 352 с.
4 Грязнова, А.ГФинансы [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной – М.: Финансыи статистика, 2006. – 504 с.
5 Дробозина, Л.А.Финансы [Текст]: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.В. Дробозиной – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 527 с.
6 Ковалев, В.В.Финансы предприятий [Текст]: учебник / В.В. Ковалев, Вит.В. Ковалев – М.: ТКВелби, 2003. – 352 с.
7 Ковалева, А.М.Финансы [Текст]: учебное пособие5-е изд., перераб.и доп. / под ред. А.М. Ковалевой.– М.: Финансы и статистика, 2006. – 416 с.: ил.
8 Колпакова, Г.М.Финансы. Денежное обращение. Кредит [Текст]: учеб. пособие 2-е изд., перераб.идоп. / Г.М. Колпакова. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 496 с.: ил.
9 Крутик, А.Б.Основы финансовой деятельности [Текст]: учебное пособие 2-е изд.,перераб.и.доп. / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин – СПб.: Бизнес-пресса, 1999.-448 с.
10 Круш, З.А.Практикум по финансам организаций (предприятий) [Текст]: учеб. пособие / подред. З.А. Круш – М.: Финансы и статистика, 2006. – 304 с.: ил.
11 Лишанский, М.Л.Финансы в сельском хозяйстве [Текст]: учеб. пособие для вузов / М.Л. Лишанский,И.Б. Маслова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 430 с.
12 Моляков, Д.С.Финансы предприятий отраслей народного хозяйства [Текст]: учеб. пособие / Д.С.Моляков – М.: Финансы и статистика, 2002. – 200 с.: ил.
13 Самсонов, Н.Ф.Финансы, денежное обращение и кредит [Текст]: учебник / под ред. проф. Н.Ф.Самсонова. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 448 с. – (Серия “Высшее образование”).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.