Содержание
Введение
Часть 1. Сущностьфинансового контроля
Часть 2. Органы,осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи
2.1 Органы,осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи
2.2 Сравнительнаяхарактеристика внутрифирменного и внешнего финансового контроля
Заключение
Список литературы
Введение
Темафинансового контроля на первый взгляд проста, но сложность ее заключается нанаш взгляд в том, что это очень емкая тема, поэтому важно выделить основное, ноподойти при этом, к рассмотрению финансового контроля, не только черезопределение термина и назначения, а показать как финансовый контроль получаетсвое оформление в конкретных формах и органах, которые его осуществляют.
Целью нашейработы является исследование содержания категории финансовый контроль, его задачи принципов. Первая часть работы наиболее полно отражает эту задачу. Во второйчасти мы постарались раскрыть формы, методы, и виды финансового контроля, а также обратили внимание на специфику и функции органов, которые осуществляют этотконтроль.
Часть 1.Сущность финансового контроля
Финансовыйконтроль государства принял официальную форму со времени издания царскогоманифеста – 28 января 1811 г., но факты того, что государственный финансовыйконтроль существовал еще раньше, относятся ко второй половине XII века. Так, в 1654г. Был образован Счетный приказ для проверки раздачи полкового жалования вовремя войны.
Необходимостьконтроля как особой функции обусловлена природой общественного труда. Контролькак социальная функция существует в системе хозяйственного и государственногоуправления независимо от общественно — политического строя.
Дляопределения основных проблем контроля большое значение имеет четкоеформулирование его экономической сущности, роли и места в системехозяйственного управления. Сущность контроля можно определить как системунаблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состоянияуправляемого объекта с целью оценки обоснованности и эффективности управленческихрешений и результатов их выполнения, выявления отклонений от требований этихрешений, устранения неблагоприятных ситуаций и сигнализации о них компетентныморганам.
Назначениефинансового контроля заключается в содействии успешной организации финансовойполитики государства, обеспечении процесса формирования и эффективногоиспользования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики.
Финансовыйконтроль — это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных сними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применениемспецифических форм и методов его организации[1].
Финансовыйконтроль, как особая область контроля, связанная с использованием стоимостныхкатегорий, имеет определенную сферу применения и соответствующую целевуюнаправленность. Объектом финансового контроля являются денежные,распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов,в том числе в форме денежных средств на всех уровнях и звеньях народногохозяйства[2].
Непосредственнымпредметом проверок выступают финансовые (стоимостные) показатели – прибыль,доходы, НДС, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления наразличные цели и фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтомуконтроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороныпроизводственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений,предприятий, учреждений, а так же механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферойфинансового контроля являются почти все операции, совершаемые с использованиемденег, а в некоторых случаях и без них (бартер). При этом исходят из положенияо невозможности исключения прямой или опосредованной взаимосвязи формирования ииспользования финансовых ресурсов, фондов денежных средств с любыми видамидеятельности или бездействия. Контролю подлежат не только плохо работающиеорганизации, но и имеющие нормальные результаты деятельности.
Финансовыйконтроль включает проверку: соблюдения требований экономических законов,оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валовогонационального продукта и национального дохода; составления и исполнения бюджета(бюджетный контроль); финансового состояния и эффективного использованиятрудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций,бюджетных учреждений, а так же налоговый контроль.
Передфинансовым контролем стоят задачи: содействие сбалансированности междупотребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондовнародного хозяйства; обеспечение своевременности и полноты выполненияфинансовых обязательств перед государственным бюджетом; выявлениевнутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе поснижению себестоимости и повышению рентабельности; содействию рациональномурасходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятиях, ворганизациях и бюджетных учреждениях, а так же правильному ведениюбухгалтерского учета и отчетности; обеспечение соблюдения действующегозаконодательства и нормативных актов, в том числе и в области налогообложения предприятий,относящихся к различным организационно-правовым формам, в том числе и повалютным операциям.
Финансовыйконтроль тесно связан с ответственностью предприятий, организаций, учреждений,а также государственных и финансово-банковских структур за выполнениефинансовой дисциплины. Эта ответственность может быть выражена как вадминистративных, так и в экономических мерах воздействия на нарушителяфинансовой дисциплины. Экономические меры воздействия проявляются черезфинансовые санкции, являющиеся теми рычагами финансового механизма, которыесодействуют повышению эффективности производства, его интенсификации,экологическому оздоровлению.
Организацияфинансового контроля осуществляется в соответствии с принципами:
1)всеобщности;
2)универсальности (заключается в однотипности приемов контроля);
3) гласности;
4)достоверности, т.е. контроль должен опираться на правдивые данные о составлениифинансового документа;
5)действенности, т.е. по результатам проверки должны приниматься определенныерешения.
Видыфинансового контроля
Взависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают:
— государственный;
— внутрихозяйственный;
— общественный;
— независимый(аудиторский) финансовый контроль.
Главнаязадача государственного финансового контроля заключается в содействииуспешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечениясоблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины.
Внутрихозяйственныйфинансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций иучреждений. Объектом здесь выступает производственная и финансовая деятельностьсамого предприятия, а также его структурных подразделений.
Общественныйфинансовый контроль выполняют группы, специалисты на добровольной ибезвозмездной основах.
Независимыйфинансовый контроль осуществляют специализированные аудиторские фирмы и службы.
По формампроведенияфинансовый контроль делится на предварительный, текущий ипоследующий.
По методампроведения, т.е. приемам и способам его проведения различают проверки,обследования, анализ, ревизии.
Часть 2.Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи 2.1 Органы,осуществляющие финансовый контроль, их функции и задачи
Субъектами финансовогоконтроля являются особые органы и организации, наделенные контрольнымифункциями.
Общегосударственныйфинансовый контроль осуществляют законодательные органы власти, исполнительныеорганы управления, финансовые, налоговые и кредитные учреждения, страховыеорганизации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советовнародных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений,ревизионные комиссии в общественных объединениях и кооперативах[3].
Полномочияналоговых органов прежде всего связывают с применением к виновнымналогоплательщикам предусмотренных законом принудительных мер, к числу которыхможно отнести следующие.
1. Мерыоперативно-финансового воздействия, которые направлены на пресечениепредотвращение наиболее грубых нарушений законодательства о налогах и другихобязательных платежей государству. К этим мерам относят:
· постановлениеопераций юридических и физических лиц по расчетным и другим четам в банках ииных финансово-кредитных учреждениях;
· Взысканиев бюджет недоимок по налогам и остальным обязательным платежам государству
Законодательныеорганы страны осуществляют контроль при рассмотрении и утверждениигосударственного прогноза экономического и социального развития народногохозяйства, госбюджета, отчетов по его исполнению. Контролируется законность иэффективность использования государственных средств, целесообразностьосуществляемых расходов. Производится финансовый контроль законодательнымиорганами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые ибюджетно-финансовые комиссии.
Призаконодательных органах создаются так же Контрольные палаты. В РФ этоконтрольно-счетная палата. В ее ведении находятся такие вопросы, как контрольза:
1) источникамипоступления бюджетных ресурсов, их экономным использованием, пресечениерасточительства;
2) эффективностьюиспользования государственной собственности, работы государственныхпредприятий, разгосударствлением и приватизацией государственной собственности;
3) использованиемсредств специальных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования);
4) источникамиденежных доходов общественных организаций, включая различные партии, заиспользованием этих средств соответственно уставным целям.
Финансовыеорганы, возглавляемые Министерством финансов РФ, контролируют процессымобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот видфинансового контроля называется бюджетным. Бюджетный контроль способствуетразработке оптимальной финансовой и бюджетной политики, обеспечивающеймаксимальный прирост поступлений в госбюджет и развитие экономики.
Кредитныеучреждения проводят контроль при выдаче, проверке обеспеченности и взысканииссуд.
Внутрихозяйственныйфинансовый контроль осуществляется финансово-экономическими структурнымиподразделениями и ревизионными комиссиями организаций. Как правило, напредприятиях и в организациях финансовый контроль выполняется главными(старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов. Положение о статусеэтих органов определяется внутренними нормативно-правовыми актами. Органывнутреннего финансового контроля проводят анализ эффективности ицелесообразности затрат, производимых организациями, оценку ее финансовогосостояния.
ИнспекцииФедеральной налоговой службы РФ (ФНС РФ) это органы оперативного финансовогоконтроля[4].
В настоящеевремя инспекции ФНС (налоговые органы) находятся в ведении Министерствафинансов РФ и образуют вертикальную структуру, подчиненную руководителю Федеральнойналоговой службы Российской Федерации, назначаемому на должность иосвобождаемому от должности правительством РФ по представлению Министрафинансов РФ. Тем самым инспекции ФНС РФ при осуществлении своих функцийнезависимы от местных органов власти и управления, хотя и обеспечиваютисполнение решений последних, изданных в пределах их компетенции.
Основнымизадачами налоговых органов являются:
· Обеспечениесвоевременного и полного учета плательщиков налогов и других обязательныхплатежей в бюджет;
· Контрольза своевременностью представления плательщиками бухгалтерских отчетов ибалансов, а так же проверка достоверности этих документов в части правильностиопределения прибыли, дохода, иных объектов обложения и исчисления налогов;
· Осуществлениеконтроля за соблюдением налогового законодательства и законодательных актов опредпринимательской деятельности.
Своиконтрольные функции налоговые органы осуществляют в отношении: предприятий всехорганизационно-правовых форм, любых учреждений и организаций, включая те из них,которые отличаются особым режимом работы, а так же физических лиц.
Во многихстранах налоговые органы имеют в своем составе аппараты, использующие такназываемые негласные (оперативные) методы получения информации о деятельностиподконтрольных предприятий и граждан. В нашей стране сейчас налоговые инспекциинередко прибегают к помощи сотрудников органов внутренних дел,специализирующихся в области борьбы с экономическими правонарушениями.
1.Мерыоперативно-финансового воздействия, которые направлены на пресечение ипредотвращение наиболее грубых нарушений законодательства о налогах и другихобязательных платежей государству. К этим мерам относят:
· приостановлениеопераций юридических и физических лиц по расчетным и другим счетам в банках ииных финансово-кредитных учреждениях;
· взысканиев бюджет недоимок по налогам и остальным обязательным платежам государству.
2.Финансовыесанкции представляют собой принудительные меры по взысканию в доход государствас юридических и физических лиц, виновных в нарушении налоговогозаконодательства, денежных штрафов и иных дополнительных сумм. Определенныхзаконом. Основанием применения финансовых санкций признаются:
· сокрытиеили занижение прибыли (дохода), а также сокрытие иного объекта налогообложения;
· отсутствиеучета прибыли (дохода), или ведение этого учета с нарушением установленногопорядка;
· непредставлениелибо несвоевременное представление отчетных документов, требующихся дляисчисления и уплаты обязательных платежей государству.
С виновных вуказанных выше нарушениях налоговые инспекции взыскивают всю сумму сокрытой илизаниженной прибыли (дохода) за время уклонения и штраф в размере той же суммы,а при повторном нарушении – штраф в двойном размере.2.2 Сравнительная характеристика внутрифирменного и внешнегофинансового контроля
В результатепринципиальных изменений производственных отношений вместе с социалистическойсистемой организации экономических отношений была сломана и система контроля,ответственности. Появилась потребность в новой системе контроля, которая бысоответствовала возникшим условиям и реалиям.
В результателиберализации внешнеэкономической деятельности в конце 80-х годов в Россиирезко возросло количество предприятий с участием иностранного капитала. Следомза западными инвесторами в Россию пришли и иностранные аудиторские фирмы, целькоторых помочь своим клиентам освоится в условиях нового, только зарождающегосяроссийского рынка, создать для них уже привычную рабочую среду.
Чтобы иметьвозможность оценить текущее положение дел, а также планировать продолжениебизнеса в России, иностранным инвесторам необходимо было подтверждениенезависимыми компетентными третьими лицами достоверности бухгалтерских данных,а также преобразование этих данных в форму, соответствующую международнымстандартам учета.
Предприятия всоответствии с российским законодательством проверяются банками, налоговымиорганами, пенсионными и другими внебюджетными фондами. Но все эти организациипри проверках рассматривают только отдельные участки из всей совокупностибухгалтерских данных, соответствующие специфике их работы. Поэтому возникаетобъективная необходимость привлечения услуг специализированных аудиторскихфирм, задача которых – оценка, контроль и анализ системы бухгалтерского учетапредприятия в целом, подтверждение достоверности всей совокупности данных бухгалтерскогоучета и проверка этих данных на соответствие требованиям российскогозаконодательства.
Всепредприятия во взаимоотношениях с государством выступают как налогоплательщики.Поэтому для них аудит необходим, чтобы убедиться, что налоги платятся имистрого в соответствии с российским законодательством.
Имея в видумногочисленные противоречия налогового законодательства, фирмы прося аудиторовпомочь им воспользоваться этими противоречиями в целях снижения налоговыхплатежей. Особенно эффективными могут быть рекомендации аудиторов, знакомых соспецификой работы предприятия.
Еслируководство предприятия заинтересовано в его успешной деятельности в системерыночных отношений, ему необходимо иметь достоверную непредвзятую оценку своейфинансово-коммерческой деятельности, данную высококвалифицированнымпрофессионалом. Эта оценка, выраженная в виде мнения независимого аудитора,дает возможность администрации предприятия взглянуть на производственныйпроцесс, а так же на управление им с иной, но так же профессиональной, точкизрения. Это может оказаться очень полезным при выборе направленийсовершенствования процесса управления и повышения эффективностипроизводственной деятельности предприятия[5].
Аудитиор – негосударственный служащий, а независимый бухгалтер — ревизор,высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.Аудиторы объединены в ассоциацию аудиторов, которая призвана способствоватьподготовке и переподготовке кадров, а так же контролировать высокое качествознаний и профессиональных навыков аудиторов.
Различаютвнешний и внутрифирменный аудит:
Внутрифирменныйаудит направлен на повышение эффективности управленческих решений посовершенствованию финансовой и хозяйственной деятельности предприятия в целяхмаксимизации рентабельности и прибыли
Внешний аудитвыполняют специальные аудиторские фирмы по договору с государственныминалоговыми и другими органами, предприятиями, другими пользователями – банками,иностранными партнерами, акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной ихзадачей является установление достоверности финансовой отчетности проверяемыхобъектов, а так же разработка рекомендаций по устранению имеющихся недостатковв деятельности хозяйственных органов, улучшению финансово – хозяйственной икоммерческой деятельности предприятий и организаций.
Заключение
Финансовыйконтроль это вторая по значимости категория, относящаяся к предмету финансы,это форма реализации контрольной функции финансов. Главный вывод, который мысделали – финансовый контроль необходим для эффективной работы государства, нетолько государственных, но и негосударственных предприятий. Его назначениезаключается в содействии успешной организации финансовой политики государства,обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовыхресурсов во всех сферах и звеньях экономики. Значимость финансового контроляможно заметить в том, что для его осуществления разработана целая системаорганов с конкретными функциями и задачами. Ясно, что финансовый контроль будетпретерпевать изменения по мере развития социально-экономических процессов.
Список литературы
1. Боди З. Мертон Р.Финансы: учебное пособие. – М.: Вильямс, 2002.
2. Конституция РоссийскойФедерации, 1993г.
3. Лукьянова З.А.,Горская Р.В., Рерих Л.М., Третьякова О.В., Степанова Л.Ю. Финансы: УМК. –Новосибирск: НГУЭУ, 2005.-136 с.
4. Налоговый кодекс РФ
5. Финансы: Учебник длявузов/ Под ред. проф. М.В. Романовского О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. М.:Юрайт-М, 2004.- 504 с.