Реферат по предмету "Финансовые науки"


Сравнение налоговых систем Латвии и России

Содержание
Введение
1. Налоговая система государства
2. Налоговая система Латвии
3. Налоговая система России
4. Сравнительный анализ систем Латвиии России
Выводы
Список использованной литературы

Введение
Слово налоги длямногих людей ассоциируется с неприятными платёжными обязательствами, так как оченьчасто они бывают несоизмеримо большими. В данной работе будет объяснено, зачемнужно платить налоги, куда идут деньги налогоплательщиков, и как онииспользуются. Ежегодно происходят изменения в налоговой системе – это касаетсяналоговых ставок или расчётов. Для того, чтобы более полно отразить налоговуюсистему Латвии и России, в работе использовались известные книги по экономике иналогам, информация из порталов www.likumi.lv, www.nais.lv. и www.fm.gov.lv, атак же материалы российских налоговых интернет источников.
Актуальность выбраннойтемы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизациифинансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбораналогов, надлежавшей дисциплины налогоплательщиков.
Налог — это установленный закономобязательный платеж в государственный бюджет или бюджеты самоуправлений,который не является платежом за приобретение определенного товара (услуги),платежом штрафа, суммы увеличения основного долга и пени, а также платежом заиспользование государственного капитала или его доли (ст. 1 закона ЛР «ОНалогах и Пошлинах»).
Для обеспечениянормального функционирования любого государства, необходимы денежные средства,которые составляют государственный бюджет. Главным образом, государственныйбюджет формируется благодаря налогам, а также, бюджет представляет собой одиниз главных видов государственной экономической политики. Деятельность по сбору налоговв государстве для формирования бюджета, называют фискальной политикой.
Налоговые поступления вдоходах федеральных бюджетов развитых стран составляют до 90 %., в доходахрегиональных и местных бюджетов до 50%.
Целью данной работыявляется анализ эффективности налоговых систем Латвии и России, в котором можнобудет увидеть, как отличаются налоговые системы этих стран. Также, показание,как налоги работают в государстве.

1.Налоговая система государства
В каждом государствесуществует налоговая система, т.е. свои способы взимания налогов, и своиставки. Но существует и такая черта система, как функция налогов, которая вовсех странах одинакова. Функции налогов таковы: фискальная (пополнениебюджета), стимулирующая (помогает развивать то, что сегодня нужно стране),распределительная (при помощи налогов средства одних лиц переходят враспоряжение других).
Существует два виданалогов, косвенные и прямые. Рассмотрим их поотдельности.
Косвенные налоги: такие налоги устанавливаются в виденадбавки к цене в процентах или абсолютных ценах. Т.е. каждый день мысталкиваемся с косвенными налогами когда приходим в магазин за продуктами иливещами. Оплачивая их стоимость мы одновременно оплачиваем налог, а продавецвносит его в бюджет. К косвенным налогам относится таможенный налог, акцизный иНДС (налог на добавленную стоимость). При импорте товара в страну, всекосвенные налоги уплачиваются на границе, иначе, не заплатив их, выпуск товарав обращение будет запрещён. Но также существуют некоторые виды товара, которыеосвобождены от налогообложения. В Латвии это, например, транзит, ввоз на переработку,временный завоз, ввоз на таможенный склад и т.д.
Прямые налоги: их платит сам получатель дохода иливладелец облагаемого дохода. В раздел этих налогов входит: подоходный налог снаселения, подоходный налог с предприятия, социальные платежи, налог наприродные ресурсы, на недвижимую собственность, на азартные игры и лотереи.
Существует также большоеразличие между формированием бюджета каждой страны, это три вида налоговойсистемы. Первая – мягкая; вторая – жёсткая (к ней относятся страны Скандинавии,более 50% дохода населения уходит в бюджет в виде налогов) и третья – умеренная(в странах Западной Европы, на налоги уходит 30 – 40% дохода). И существуетчетвёртый, редкий вид налоговой системы, под названием – оффшорные зоны.Оффшорныезоны – это небольшие государства или территории, привлекающие иностранныекапиталы посредством предоставления налоговых и других льгот при проведениифинансово-кредитных операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте.
Налог на азартные игрыуплачивают исключительно те, кто занимается игорным бизнесом, такиепредприниматели оплачивают налог со своих доходов.
По каждому налогу имеетсямного различных льгот и скидок, благодаря им фирмы могут оптимизировать своёналоговое бремя, и всё это в рамках закона.
Не имеет значения,относится налогоплательщик к резидентам или к нерезидентам, ему всё равнопридётся уплачивать налоги, но для нерезидентов предусмотрено более мягкоеналогообложение его доходов. Нерезиденты, находящиеся на территории Латвииплатят налоги только с тех доходов, которые они получают на её территории. Нолюбой нерезидент имеет право и с лёгкостью, может стать резидентом.
По статье 15 – ой ЗаконаЛР «О налогах и пошлинах»все обязанности латвийскихналогоплательщиков делятся на 3 группы. 1 – общие для всех плательщиковобязанности, и для физических и для юридических лиц; 2 – обязанности физическихлиц и 3 – обязанности юридических лиц.
При неуплате налогов сналогоплательщиков взимают штрафы или пени. Штрафы взимаются в случае неуплатыналога в бюджет, и налоговая администрация раскрыла это во время проверки. Пени(от лат. poena – наказание) — разновидность неустойки, санкция в виде денежногоштрафа, накладываемого на должника за несвоевременное выполнение, просрочкуденежных обязательств с целью заставить его выполнить свои обязательства.Пениустанавливаются в размере процента от просроченной суммы и начисляются закаждый просроченный день.

2.Налоговая система Латвии
Так как мы живём вЛатвии, нам интересно узнать какая налоговая система в нашей стране, как онапостроена и как действует.
Как и любому другомугосударству, Латвии требуются средства для различных целей, от простогоулучшения города до обороны, поэтому у нас тоже существует налогообложение.
Согласно законуЛатвийской Республики «О налогах и пошлинах» систему налогов и пошлин ЛРобразуют:
· государственныеналоги,
· государственныепошлины,
· пошлинысамоуправлений.
Налоги, которыеуплаяивает население, составляет целых 85% государственного бюджета. Налоговаясистема Латвии состоит из прямых и косвенных налогов.
Начиная с 1 января 2007года налоговая система Латвии состоит из 11видов налогов: подаходныйналог с населения (IIN), подаходныйналог с предприятия (UIN),налог на недвижимость (NĪN), налогна добавленную стоимость (PVN), акцизный налог, таможенный налог,налог на природные ресурсы. Налог на азартные игры, социальный налог (VSAOI), налог на легковые автомобили имотоциклы, налог на электроэнергию.
В Латвии в 2010 году планируетсяввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц.Как поясняет Министерство финансов, он вводится по требованию и с помощьюМеждународного валютного фонда (МВФ), а также Еврокомиссии и Министерствафинансов Швеции. Новый налог будет применяться к дивидендам, доходам от арендыи сделкам с недвижимостью, доходом от прироста капитала, в результате продажиакций, а также к процентам по депозитам. По мнению банковских экспертов,введение налога, скорее всего, снизит желание людей вкладывать и накапливатьсредства, к тому же может привести к увеличению количества нелегальных сделок сцелью уйти от уплаты этого налога.
Виды и ставки налоговв ЛатвииТабл.1[7]
Nodoklis
Likme
Nodokļa bāze
Taksācijas periods
Normatīvais dokuments (pieņemšanas datums)
Uzņēmumu ienākuma nodoklis
— 15% no apliekamā ienākuma
— Nerezidentiem 2% — 15% Nodokļu maksātāja apliekamais ienākums — peļņa, kas gūta no saimnieciskās darbības, no kuras atskaitīti izdevumi, kas saistīti ar saimniecisko darbību. 12 mēneši, kas var nesakrist ar kalendāro gadu.
Likums „Par uzņēmumu ienākuma nodokli”
(01.02.1995.)
Iedzīvotāju ienākuma nodoklis
15% (saimnieciskās darbības ienākumiem)23%
1) ienākumi, kas gūti, pamatojoties uz darba attiecībām,
2) ienākumi no saimnieciskās darbības,
3) citi ienākumi saskaņā ar likuma „Par iedzīvotāju ienākuma nodokli” 3.pantu. Viens kalendārais mēnesis (ja ir darba attiecības) vai viens kalendārais gads (citos gadījumos).
Likums „Par iedzīvotāju ienākuma nodokli”
(11.05.1993.)
Valsts sociālās apdrošināšanas obligātās iemaksas
— Obligāto iemaksu likme, ja
darba ņēmējs tiek apdrošināts visiem sociālās apdrošināšanas veidiem, ir 33,09%, no kuriem 24,09% maksā darba devējs un 9% — darba ņēmējs,
— Obligāto iemaksu likme
28,30% personām, kurām ir tiesības uz vecuma pensiju, no kuriem 20,60% maksā darba devējs un 7,70% — darba ņēmējs,
— Pārējās likmes saskaņā ar
likumu „Par valsts sociālo apdrošināšanu” Algota darbinieka nopelnītā darba samaksa, no kuras tiek ieturēts iedzīvotāju ienākumu nodoklis, un pašnodarbinātas personas darba ienākumi. Viens kalendārais mēnesis.
Likums „Par valsts sociālo apdrošināšanu”
(01.10.1997.)
Pievienotās vērtības nodoklis
21%
1) preču piegāde par atlīdzību, arī pašpatēriņš,
2) pakalpojumu sniegšana par atlīdzību, arī pašpatēriņš,
3) preču imports,
4) preču iegāde Eiropas Savienības teritorijā,
5) neapliekamu personu veikta jaunu transportlīdzekļu iegāde Eiropas Savienības teritorijā. Viens kalendārais mēnesis.
Likums „Par pievienotās vērtības nodokli”
(09.03.1995.)
10%
1) medikamentu, medicīniskā aprīkojuma,
un zīdaiņu speciālās pārtikas piegādes saskaņā ar LR Ministru kabineta apstiprināto sarakstu,
2) laikraksti, žurnāli (līdz 31.12.2010.),
3) mācību literatūra un oriģinālliteratūra (no 01.08.2009.),
4) sabiedriskā transporta pakalpojumi iekšzemē,
5) siltuma, elektroenerģijas un dabasgāzes piegāde iedzīvotājiem,
6) malkas un koksnes kurināmā piegādes iedzīvotājiem (no 01.08.2009.).
Sīkāk likumā „Par pievienotās vērtības nodokli. Viens kalendārais mēnesis.
0%
1) eksports un to preču piegādes, kas nav laistas brīvā apgrozībā, ja preču piegādes veiktas muitas noliktavā vai brīvajā zonā,
2) pakalpojumi, kas saistīti ar preču eksportu, importu, tranzīta pārvadājumiem un pakalpojumiem brīvajā zonā un muitas noliktavā, kas saistīti ar precēm, kas nav laistas brīvā apgrozībā,
3) pakalpojumi, kuru sniegšanas vieta nav iekšzeme,
4) kuģu degvielas uzpildei un apgādei paredzēto preču piegādei,
5) starptautiskajiem pasažieru pārvadājumiem,
6) elektroenerģijas importam vai dabasgāzes importam, ja dabasgāze tiek piegādāta, izmantojot pārvades vai sadales sistēmu,
7) preču piegādei ES teritorijā, ja preces pircējs ir citas dalībvalsts apliekama persona un preces tiek piegādātas uz citu dalībvalsti.
Sīkāk likumā „Par pievienotās vērtības nodokli”. Viens kalendārais mēnesis. Ar nodokli neapliek
1) sociālās aprūpes, rehabilitācijas un sociālās palīdzības pakalpojumi,
2) izglītības pakalpojumi,
3) maksa par bērnu uzturēšanos pirmskolas iestādēs,
4) ieejas maksa teātru, cirku izrādēs, koncertos, izstādēs, muzejos,
5) bibliotēku pakalpojumi,
6) apdrošināšanas pakalpojumi,
7) „Latvijas Pasta” pasta pakalpojumi un uz kuriem saskaņā ar Pasta likumu ir monopoltiesības,
8) iedzīvotāju maksājumi par dzīvojamo telpu īri,
9) atsevišķi finanšu pakalpojumi.
Sīkāk likumā „Par pievienotās vērtības nodokli”. Viens kalendārais mēnesis.
Likums „Par pievienotās vērtības nodokli”
(09.03.1995.)
Nekustamā īpašuma nodoklis Līdz 2010.gada 31.decembrim 1,0% no nekustamā īpašuma kadastrālās vērtības.
Ķermeniskas lietas, kuras atrodas Latvijas Republikas teritorijā un kuras nevar pārvietot no vienas vietas uz otru, tās ārēji nebojājot:
līdz 31.12.2006.— zemi, ēkas un būves (turpmāk — nekustamais īpašums), izņemot šā panta otrajā daļā minēto nekustamo īpašumu;
no 01.01.2007.gada 1.janvāra — zemi un ēkas (turpmāk — nekustamais īpašums), izņemot šā panta otrajā daļā minēto nekustamo īpašumu. Viens kalendārais gads.
Likums „Par nekustamā īpašuma nodokli”
(04.06.1997.)
Elektroenerģijas nodoklis
0.35 Ls par megavatstundu (no 01.01.2007. līdz 31.12.2007.).
0.45 Ls par megavatstundu (no 01.01.2008. līdz 31.12.2008.).
0.55 Ls par megavatstundu (no 01.01.2009. līdz 31.12.2009.).
0.71 Ls par megavatstundu (no 01.01.2010.).
Elektroenerģija, kas piegādāta gala patērētājam
Elektroenerģija, kas piegādāta pašpatēriņam Viens kalendārais mēnesis.
Elektroenerģijas nodokļa likums
 (19.12.2006.)
Akcīzes nodoklis Viens kalendāra mēnesis vai piecu darba dienu laikā no dienas, kad prece saņemta no ES valstīm, vai uz robežas, ievedot akcīzes preces no valstīm, kas nav ES dalībvalstis.
Likums „Par akcīzes nodokli”
(30.10.2003.)
 
Nodokļa likmes alkoholiskajiem dzērieniem
1) 1,30 Ls (1,45 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par katru absolūtā spirta tilpuma %, bet ne mazāk kā 2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem. 1) Alus;
 
1.1) 0,65 Ls par katru absolūtā spirta tilpuma %, bet ne mazāk kā 2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem (0,725 Ls ar 2009.gada 1.februāri). 1.1) patstāvīgo mazo alus darītavu saražotajiem pirmajiem 10 tūkst. hektolitriem kalendāra gadā.
 
2)30 Ls (40 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem. 2) Vīns.
 
3) 30 Ls (40 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem. 3) Raudzētie dzērieni.
  4) Starpprodukti ar spirta saturu:
  4.1) 42 Ls par 100 litriem, 4.1) līdz 15 tilp.% (ieskaitot);
 
4.2) 70 Ls par 100 litriem. 4.2) no 15 līdz 22 tilp.% (ieskaitot).
 
5) 630 Ls (825 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem. 5) Pārējie alkoholiskie dzērieni.
 
Nodokļa likmes tabakas izstrādājumiem
1) 11 Ls par 1000 gabaliem. 1) Cigāri un cigarellas.
 
2) 22,5 Ls par 1000 gabaliem+ 34,5% no maksimālās mazumtirdzniecības cenas (ar 2009.gada 1.janvāri) 2) Cigaretes.
  3) Smēķējamā tabaka:
 
3.1) 23 Ls par 1000 gr.. 3.1) smalki sagriezta tabaka cigarešu uztīšanai;
  3.2) 14 Ls par 1000 gab. (23 Ls par 1000 gr. ar 2009.gada 1.februāri) 3.2) pārējā smēķējamā tabaka.
 
Nodokļa likmes naftas produktiem
1) 228 Ls (269 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem, 1) Svinu nesaturošs benzīns, tā aizstājējprodukti un komponenti;
 
1.1) 217 Ls (256 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 1.1) ja ir pievienots etilspirts, kas iegūts no lauksaimniecības izejvielām un ir dehidratēts (vismaz 99,5 tilpumprocenti), un tas veido 5,0 tilp% no kopējā daudzuma);
 
1.2) no 68,4 līdz 11,4 Ls (no 80,7 līdz 13,45 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem (no 01.01.2008.). 1.2) ja ir pievienots etilspirts, kas iegūts no lauksaimniecības izejvielām un ir dehidratēts (vismaz 99,5 tilpumprocenti), un tas veido no 70 līdz 95 tilpumprocenti no kopējā daudzuma (proporcionāli samazinātā pamatlikme).
 
2) 297 Ls (300 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 2) Svinu saturošs benzīns, tā aizstājējprodukti un komponenti.
 
3) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 3) Petroleja, tās aizstājējprodukti un komponenti;
 
3.1)15 Ls par 1000 litriem. 3.1) izmantojot kā kurināmo (marķētu).
 
4) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 4) Dīzeļdegviela (gāzeļļa), tās aizstājējprodukti un komponenti;
 
4.1)15 Ls par 1000 litriem. 4.1) izmantojot kā kurināmo ( marķētu);
 
4.2) 184 Ls (223 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 4.2) ja pievienota rapšu sēklu eļļa vai no rapšu sēklu eļļas iegūta biodīzeļdegviela, kas veido no 5-30 (neieskaitot) tilpumprocentus no kopēja daudzuma;
 
4.3) 136 Ls (164 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem. 4.3) ja pievienota rapšu sēklu eļļa vai no rapšu sēklu eļļas iegūta biodīzeļdegviela, kas veido vismaz 30 tilpumprocentus no kopēja daudzuma.
 
5) 87 Ls (90 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 kilogramiem. 5) Naftas gāzes un pārējie gāzveida ogļūdeņraži;
 
5.1) 0 Ls par 1000 kilogramiem. 5.1) izmantojot kā kurināmo.
 
6) 193 Ls (234 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 1000 litriem.
6) Degvieleļļa, kuras kolorimetriskais indekss ir mazāks par 2,0 un kinemātiskā viskozitāte 50°C ir mazāka par 25 mm2/s, tās aizstājējprodukti un komponenti;
 
6.1) 15 Ls par 1000 litriem. 6.1) izmantojot kā kurināmo (mrķētu).
 
7) 11 Ls par 1000 kilogramiem.
7) Degvieleļļa, kuras kolorimetriskais indekss ir vienāds ar 2,0 vai lielāks un kinemātiskā viskozitāte 50°C ir vienāda ar 25 mm2/s vai lielāka, tās aizstājējprodukti un komponenti.
 
8) 15 Ls par 1000 litriem
8) Eļļas atkritumi, kuri ietilpst KN 2710preču pozīcijā, ja tos paredz izmantošanai par kurināmo
 
9) 0 Ls par 1000 litriem. 9) Rapša sēklu eļļa, kas tiek izmantota kā kurināmais vai degviela, un biodīzeļdegviela, kas pilnībā iegūta no rapšu sēklām.
 
Nodokļa likme bezalkoholiskajiem dzērieniem
2 Ls (4 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 litriem. Bezalkoholiskie dzērieni.
 
Nodokļa likme kafijai
50 Ls (100 Ls ar 2009.gada 1.februāri) par 100 kg. Kafija.
  Vieglo automobiļu un motociklu nodoklis
1) 250 Ls. 1) Iepriekš nereģistrēti automobiļi un automobiļi, kuri nav vecāki par gadu;
 
2) 200 Ls. 2) gadu veci automobiļi;
 
3) 150 Ls. 3) divus gadus veci automobiļi; Pirms attiecīgā automobiļa vai motocikla reģistrācijas Ceļu satiksmes drošības direkcijā.
Likums „Par vieglo automobiļu un motociklu nodokli”
(14.11.2003.)
 
4) 125 Ls. 4) trīs gadus veci automobiļi;
 
5) 100 Ls. 5) četrus gadus veci automobiļi;
 
6) 75 Ls. 6) piecus līdz septiņus gadus veci automobiļi;
 
7) 80 Ls. 7) astoņus gadus veci automobiļi;
 
8) 85 Ls. 8) deviņus gadus veci automobiļi;
 
9) 90 Ls. 9) desmit gadus veci automobiļi;
 
10) 100 Ls. 10) 11 gadus veci automobiļi;
 
11) 110 Ls. 11) 12 gadus veci automobiļi;
 
12)130 Ls. 12) 13 gadus veci automobiļi;
 
13) 150 Ls. 13) 14 gadus veci automobiļi;
 
14) 170 Ls. 14) 15 gadus veci automobiļi;
 
15) 190 Ls. 15) 16 gadus veci automobiļi;
 
16) 210 Ls. 16) 17 gadus veci automobiļi;
 
17) 230 Ls. 17) 18 gadus veci automobiļi;
 
18) 250 Ls. 18) 19 līdz 25 gadus (ieskaitot) veci automobiļi;
 
19) 300 Ls.  19) automobiļi ar motora tilpumu no 3001 kubikcentimetra līdz 3500 kubikcentimetriem;
 
20) 400 Ls. 20) automobiļi ar motora tilpumu no 3501 kubikcentimetra līdz 4000 kubikcentimetriem;
 
21) 500 Ls. 21) automobiļi ar motora tilpumu no 4001 kubikcentimetra līdz 4500 kubikcentimetriem;
 
22) 600 Ls. 22) automobiļi ar motora tilpumu 4501 kubikcentimetrs un lielāku.
  Motocikliem nodoklis tiek aprēķināts atkarībā no vecuma automobiļiem noteiktās nodokļa likmes reizinot ar 0,25.
 
Dabas resursu nodoklis
1.pielikums;
2.pielikums;
3.pielikums;
4.pielikums;
5. pielikums;
6. pielikums;
7. pielikums;
8. pielikums;
9. pielikums;
1)Dabas resursu ieguve,
2)Ūdeņu ieguve,
3)Atkritumu apglabāšana,
4)Gaisa piesārņošana un stacionāras tehnoloģiskas iekārtas emitētais siltumnīcefekta gāzu apjoms, kas nav ietverts nodoto emisijas kvotu skaitā,
5)Ūdeņu piesārņošana,
6)Videi kaitīgas preces,
7)Preču un izstrādājumu iepakojums un vienreiz lietojamie galda trauki un piederumi,
8)Radioaktīvās vielas,
9)Akmeņogles, kokss un lignīts.
Transportlīdzekļi, kas LR teritorijā tiek reģistrēti pirmo reizi. Viens ceturksnis, gads
Dabas resursu nodokļa likums
(15.12.2005.)
  22 lati par vienu transportlīdzekli   Transportlīdzekļi, kas LR teritorijā tiek reģistrēti pirmo reizi.
 
1)0,01 lats par 100 kubikmetru dabasgāzes iesūknēšanu;
2)0,01 lats par 100 kubikmetru metāna iesūknēšanu;
3)0,05 lati par 100 kubikmetru oglekļa dioksīda iesūknēšanu;
4)0,1 lats par 100 kubikmetru pārējo siltumnīcefekta gāzu iesūknēšanu. Zemes dzīļu derīgo īpašību izmantošana, iesūknējot ģeoloģiskajās struktūrās dabasgāzi vai siltumnīcefekta gāzi.
  50 lati gadā C kategorijas piesārņojoša darbība nozarēs, attiecībā uz kurām normatīvajos aktos nav noteiktu nosacījumu.
  0,03 lati par vienu kilogramu Parka vīngliemežu (Helix pomatia L.) vākšana tālākai saimnieciskai izmantošanai.
  0% Akmeņogļu, koksa un lignīta (brūnogļu) realizācija personai, kurai ir licence siltumenerģijas un elektroenerģijas ražošanai koģenerācijas procesā.
 
,60 latu par vienu kilogramu
0,80 latu par vienu kilogramu
Plastmasas maisiņi, ko pircēju ērtības vai reklāmas noformējuma dēļ iepakotu vai neiepakotu preču vai produktu kopumam (pirkumam) pievieno tirgotājs:
— viena maisiņa svars nepārsniedz 0,003 kilogramus (1000 maisiņu svars nepārsniedz 3 kilogramus);
— viena maisiņa svars ir lielāks par 0,003 kilogramiem (1000 maisiņu svars nepārsniedz 3 kilogramus).
Izložu azartspēļu nodoklis
Rulete (cilindriskā spēle) – par katru pievienoto spēļu galdu – 9600 Ls.
Kāršu un kauliņu spēles,- par katru galdu — 9600 Ls.
Bingo no 12 000Ls līdz 36 000Ls atkarībā no vietu skaita.(bingo (līdz 100 vietām) – Ls 12 000; bingo (līdz 200 vietām) – Ls 18 000; bingo (līdz 300 vietām) – Ls 24 000; bingo (virs 300 vietām) – Ls 36 000;)
Totalizators un derības — 30 000Ls + 10% no organizēšanas ieņēmumiem, kas gūti no totalizatora un derībām.
Videospēles un mehāniskie automāti — 1680Ls par katru automāta spēles vietu.
Veiksmes spēle pa tālruni – 10 % no šīs spēles organizēšanas ieņēmumiem.
Azartspēle, kuru organizē izmantojot telekomunikācijas — 10 % no šīs spēles organizēšanas ieņēmumiem.
Izlozes – 8% no biļešu realizācijas, momentloterijas 10% no biļešu realizācijas.
1. Gada likmes 1/12 daļa.
2. Spēles organizēšanas ieņēmumi (saņemtās likmes, no kurām atskaitīti izmaksātie laimesti).
3. Ieņēmumu no biļešu realizācijas. Viens kalendārais mēnesis.
Likums „Par izložu un azartspēļu nodevu un nodokli”
(16.06.1994) /> /> /> /> /> /> /> />
Подоходный налог спредприятияуплачивает каждая компания, зарагемтрированная на территории Латвии. Но естьтакие предприятия, которые освобожены от уплаты этого налога, к ним относятсягосударственные предприятия и бюджетные институции. Ставка подоходного налогасоставляет 15%.
Подоходный налог снаселения вычитаетсяиз заработной платы населения каждый месяц. Ставка налога – 23%.
Социальный налог также как и подоходный вычитается иззаработной платы и составляет 33,09%. Из этих 33,09% ежемесечно 24,09%удерживается с валового дохода работника, а оставшиеся 9% вносит в бюджет самслужащий.
Налогом на недвижимуюсобственностьоблагаются материальные вещи, которые нельзя переместить с места на место. Этотналог уплаяивают все лица находящиеся на территории Латвии, и имеющие здесьпостройки или землю. Уплачивает налог то лицо, которое указано в земельнойкниге. Ставка налога – 1% от кадастровой стоимости.
НДС – это налог, который уже входит всумму услуг или товаров, представленых людям. У этого налога существует 3ставки: 0%, 10% и 21%. Самая распространённая из них – 21%.
Акцизный налог – это налог, которым облагаютсятовары с постоянным высоким спросом. К ним относятся табачные изделия,алкогольные напитки, кофе, легковые автомобили, мотоциклы, безалкогольныенапитки (кроме минеральных вод, соков и нектаров).
Таможенным налогом облагается товар, проходящий черезграницу, который будут использовать в стране. Налог уплачивают на границе, ирасчитывается он очень строго.
Налог на азартные игры уплачивает лицо, которое занимаетсябизнесом связанным с азартными играми или лотереями. Налог на азартные игрыуплачивается ежегодно за каждую единицу игрового оборудования и каждую игровуюмашину.Налог на природные ресурсы упачивается точно такжекак и на азартные игры – предпринимателем, который использует их в своих целях.
Налогом облагаются:
1) любые добытые врезультате хозяйственной деятельности природные ресурсы,
2) загрязнение среды — отходы, выбросы и загрязняющие вещества,
3) вредные для средытовары,
4) упаковка товаров,
5) радиоактивныевещества,
6) одноразовую столовуюпосуду и принадлежности,
8) объем эмитированныхгазов с тепловым эффектом, который превосходит количество переданных квот,
9) использование полезныхсвойств глубин земли, извлекая природный газ.
Совершенствованиеналогового законодательства является актуальной задачей. Но пока наше налоговоезаконодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью,наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленныхизменений и дополнений действующих законодательных актов приводят лишь к ещебольшему запутыванию, усложнению налогообложения.
Также большой проблемойлатвийского налогового законадательства является несовершенство процедуры сбораи подачи документов на получение тех или иных льгот.
3.Налоговая система России
 
Налоговая система Россиибыла создана на рубеже 1991 – 1992 года.
Налоговая система РФпредставлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемыхв установленном порядке с плательщиков, юридических и физических лиц натерритории страны.
Общие принципы построенияналоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежиопределяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
В России роль отдельныхналогов в доходах бюджета несколько иная. В связи с относительно низким уровнемжизни большинства населения поступления от налогов на личные доходы невелики;вместо них главное место в доходной части бюджета занимают налоги на прибыльпредприятий и НДС.
В России, по степеникомпетенции органов законодательной или представительной власти налоги делятсяна:
— федеральные
— региональные
— местные.
Бюджетное устройствоРоссийской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, чторегиональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующихбюджетов.
Федеральные налогиустанавливаются и вводятся высшим органом государственной власти РоссийскойФедерации.К федеральным налогам относятся: НДС, подоходный налог сфизических лиц, налог на операции с ценными бумагами, акцизы.
К региональным налогамотносится налог на имущество предприятий. К местным: налог на рекламу,земельный налог, курортный сбор и т.д.
Также налоги различаютсяпо форме взимания на прямые и косвенные.
По степени обложениявыделяют три группы:
— прогрессивные,когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или иногообъекта обложения.
— регрессивные,когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения.
— пропорциональные,когда тяжесть обложения изменяется пропорционально росту доходов или величиныобъекта.
Основная задачаналогового регулирования — сосредоточение в руках государства, местных бюджетовденежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического,научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями вцелом.
Современная налоговаясистема России строится на принципах, которые должны регулироватьналогообложение на всей территории. К этим принципам относятся: однократностьобложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз заопределенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, ихставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговыхдоходов между бюджетами разного уровня.
В России при регистрациифирмы, выдаётся идентификационный номер налогоплательщика (ИНН). Он состоит из10 знаков: первые 4 – код районного налогового органа в соответствии сутверждённым ведомственным классификатором, который осуществил постановку научёт; следующие 5 цифр – порядковый номер налогоплательщика по журналу движениядокументов, которые принимаются от предприятия для постановки на учёт ивключения в Госреестр; и последняя цифра – контрольное лицо.
Как и в любой другойстране, каждый налогоплательщик обязан по Закону во время уплачивать налоги, ив полном его размере. Кроме того, юридическое лицо должно вести бухгалтерскийучёт, предоставлять налоговым органам необходимые документы.
Налоговая политика Россиипредставляет собой систему налоговых мероприятий, осуществляемых государством.
Направления налоговойполитики государства:
1. построение стабильнойналоговой системы в Российской Федерации;
2. сокращение числаналогов путём их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительныхпоступлений;
3. консолидация вфедеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевойнаправленности использования денежных средств;
4. облегчение налоговогобремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойногоналогообложения;
5. развитие налоговогофедерализма (это форма обеспечения единства и, одновременно, самостоятельностибюджетов различных уровней государственной власти в соответствии с их функциямии полномочиями, основанная на четких, закрепленных законодательством нормах);
6. сокращение льгот иисключений из общего режима налогообложения;
7. расширение практикиустановления специфических ставок акцизов;
8. замена акцизов наотдельные виды минерального сырья ресурсными платежами;
9. увеличение ролиэкологических налогов.
Рассмотрим налоги Россиипоподробнее.
Налог на прибыльорганизаций.Основная налоговая ставка – 24 %. Законами субъектов Российской Федерацииставка налога может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков(При этом указанная ставка не может быть ниже 13,5%).
НДС. Ставка 0% — при реализации товаров(кроме нефти экспортируемой на территории государств – участников СНГ),вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговыеорганы полного пакета документов согласно НК РФ. Ставка 10% — при реализации некоторыхпродовольственных товаров, товаров для детей, а также периодических печатныхизданий и медицинских товаров. Ставка 18% — реализации других товаров, работ иуслуг.
Налог на имуществопредприятий. Налоговыеставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могутпревышать 2,2 %.
Земельный налог. 0,3 % в отношении земельныхучастков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения, занятыхжилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, предоставленных дляличного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.
1,5 % в отношении прочихземельных участков.
 
4.Сравнительный анализ налоговых систем Латвии и России
Приведя примеры налоговыхсистем Латвии и России можно сделать выводы о том, в чём различия налоговыхсистем этих стран, а в чём они схожи. А также можно увидеть плюсы и минусыкаждой из систем, и выбрать, какая налоговая система лучше. Итак, сделаеманализ.
Поступления средств вбюджет приведённых стран от налогов, сильно отличается. 85% Латвийского бюджетасоставляет уплата налогов, а в России это всего лишь 25,1%. Из этого можносделать вывод, что в России больше источников, из которых в бюджет поступаютденьги, т.е. соответственно налоговые ставки в России ниже чем в Латвии.
Для того, чтобы лучшеувидеть разницу в ставках налогов, сравним некоторые из них. Итак: подоходныйналог с населения в Латвии он составляет 23%, а в России только 13%; налогна добавленную стоимость в Латвии 0%, 10% и 21%, в России ставки 0%, 10% и18%; в Латвии социальный налог 33,09%, а в России 26%; налог нанедвижимость в Латвии – 1%, в России же разделяется на налог наимущество предприятий и налог на имущество физических лиц и составляет 2,2%и от 0,1 до 2%.
Проведя этот небольшойсравнительный анализ налоговых ставок, мы можем заметить, что ставки в Латвии иРоссии существенно отличаются. В среднем, примерная разница около 10%, а этодовольно – таки приличная сумма. Самую крупную разницу процентов мы наблюдаем вподоходном налоге с населения, она составляет 10%, и в социальном налоге –7,09%, НДС – 3%.
То есть, мы видим, чточерез налоги, правительство Латвии пытается собрать больше денег вгосударственный бюджет (особенно сейчас, когда Миссия МВФ работает в Латвии надбюджетом страны), а правительство России пополняет свой бюджет другимиметодами, нежели сбором налогов.
Сравним ещё один очень важныймомент в налогообложении – уклонение от неуплаты налогов. Такие случаивстречаются в каждом государстве, и застраховаться от людей, которые не платятналоги, борются с ними при помощи штрафных санкций.
Для начала рассмотримштрафные санкции России. По мнению экспертов, законодательство, касающеесянаказания за неуплату налогов, соответствует законодательству других стран. Внекоторых случаях, за неуплату налогов нарушителя могут лишить свободы срокомдо 7 лет. К таким случаям относится неуплата крупных налогов (от 1000 до 100тыс.руб.) и особо крупных (от 5000 руб.).
Штрафные санкции Латвиине сильно отличаются от Российских. Служба госдоходов, в случае сомнения вналогоплательщике, может пересчитать его налоги и потребовать уплатитьопределённый налог и штраф, в размере до 100% суммы налога. Самый же суровыйштраф за несоблюдение уплаты налогов составляет целых 250% от суммы налога, онпредусмотрен за налог на природные ресурсы. Если же говорить об уголовнойответственности, то в Латвии лишают свободы максимум на 5 лет.

Выводы
В заключении, можносделать следующие выводы:
Налоги обеспечиваютгосударство денежными ресурсами, необходимыми для развития страны.
Систему налогов и пошлинЛР образуют:
государственные налоги,
государственные пошлины,
пошлины самоуправлений.
Налоговая система Латвииеще несовершенна, нуждается в улучшении. Основные направления совершенствованияналоговой системы включают в себя снижение налоговых ставок, оптимальногораспределения средств между бюджетами различных уровней. В сегодняшнейкризисной ситуации, чтобы выполнить условия МВФ, правительство Латвии пошло нарадикальную перекройку налоговой системы. Самые обширные манипуляции проведеныс НДС — его основная ставка повышена с 18% до 21%, а льготная — с 5% до 10%.Пересмотрены также акцизы и подоходный налог с населения. В 2010 году планируетсяввести новый десятипроцентный налог на доход от капитала для физических лиц.
Проведя сравнительныйанализ налоговых систем Латвии и России, мы увидели, что многие налоговыеставки в России гораздо ниже Латвийских ( в среднем на 10%), из этогостановиться ясно, что в более маленьких странах, налоговые ставки выше, потомукак население страны меньше, а финансировать бюджет страны как – то надо, авзимание налогов один из самых прибыльных методов.
От стабильности налоговойсистемы напрямую зависит прибыль предприятия, в которой заинтересованно всеобщество, поскольку обеспечивает расширение и совершенствование производства напредприятии и в стране, что влечет за собой увеличение рабочих мест, ростдоходов населения.

Списокиспользованной литературы
1. Лукашина О.«Налогообложение в Латвии – анализ и практические рекомендации», Рига,Merkūrs
2. Камаев В.Д.«Экономическая теория», Моссква, изд. центр «ВЛАДОС», 2003 г.
3. Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш. Экономика и управление.-М., 2005
4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/econ_dict/10786
5. www.nais.lv
6. www.likumi.lv
7. http://www.vid.gov.lv/default.aspx?tabid=8&id=2982&hl=1


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.