Введение
Местообязательного и добровольного накопительного пенсионного страхования болееобширно, а роль значима, чем представляется многим специалистам. В современноммире имеется опыт превращения некоторой доли накоплений, застрахованных всоциальные инвестиции. Между тем антикризисный потенциал инвестирования частипенсионных сбережений в российские ресурсы человеческого капитала (вместобиржевого капитала) до сих пор не рассматривался.
Наиболееполно знание о пенсионном страховании распределительного типа, где поступившиев течение года взносы почти полностью превращаются в выплачиваемые насолидарной основе пенсии по старости. Имеется понимание механизма обязательногопенсионного страхования накопительного типа, где ежегодные пенсионные взносы(премии) каждого застрахованного капитализируются через вложение в различныеинструменты фондового рынка. Не вполне осознается принципиальное различие междусущностями солидарной (распределительной) и накопительной пенсионных систем. Впенсионном обеспечении первого типа речь идет об отложенной в целях солидарногострахования части необходимого продукта (заработной плате). Считается, что врамках второй системы обеспечение пенсионеров должно происходить изнакопленного за десятилетия финансового оборота только прибавочного продукта ввиде курсовой маржи, дивидендов, процентов, рентных платежей, роялти и пр.
1.Накопительноепенсионное страхование: понятие и необходимость
накопительный пенсионный страхование кредитование
Накопительноепенсионное страхование имеет большое значение в странах англо-саксонской моделиразвития социально ориентированного рыночного хозяйства. Это США, западныепровинции Каналы, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Австралия и т.д. Датойначала возвышения частных (негосударственных) пенсионных фондов западные авторыназывают 1950г. Компания «Дженерал моторс» создала корпоративный пенсионныйфонд для своих работников и служащих по типу современных накопительныхпенсионных фондов (НПФ). Эти некоммерческие организации через (частные)Управляющие компании (ЧУ К), инвестиционные фонды, хедж-фонды и прочиефинансовые структуры производят долгосрочные инвестиции в ценные бумагиакционерных компаний и государства. К началу 2000-х гг. крупнейшим Н ПФ мирабыл «КАЛ ПЕРС» (CALPERS)-Калифорнийский пенсионный фонд, аккумулировавший тогда в резервы и накоплениясумму в 12 трлн. долл. США. Весь объем средств «КАЛПЕРС» управлялся ЧУК«Морган-Стенли».
Американскиеэкономисты довольно поздно заметили возросшее значение системы накопительногопенсионного страхования в развитии бизнеса и в преобразовании отношений частнойсобственности. Питером Ф.Дракером (PiterF. Drucker)быланаписана пионерская статья на эту тему в 1972 г. У работы симптоматичноеназвание: «Незамеченная революция: как социализм пенсионных фондов пришел вАмерику». Автор установил, что 35 % индустриальных активов США контролируеттаким институциональным инвестором, как сеть американских Н ПФ. Он сделал вназванной статье почти сбывшийся прогноз: «Другими словами, к 1985г. пенсионныефонды завладеют всей собственностью на средства производства, исключая аграрныйи государственный секторы»[1].
Сейчасинституциональные инвесторы управляют порядка 20 трлн. долл. активов, владея вСША около 20% голосующих акций предприятий всех отраслей. В 2005 г. они владели59,2 % акций наиболее известных американских корпораций. Коллективно ониконтролируют 69,4% обыкновенных акций 1 000 крупнейших американских корпораций.Сами же НПФ имеют в собственности 40,7% промышленных акционерных активов США. Врейтинге владельцев активами наряду с ними присутствуют инвестиционные компании(22%), страховые компании (23,3 %), банки и трасты (11,7 %), фондыпрочихвидов (2,4%). В целом НПФ удерживают 11,6% от величины всех активовинституциональных инвесторов (таким образом, цифры прогноза П. Драксраоказались преувеличенными)2.
Всовременных условиях в США накопительное пенсионное страхование выполняет функциюфинансирования части выплат пожилым людям, в конечном счете, принимая в целомучастие в исполнениичетырех социально значимых ролей.Имеломесто расширение набора ролей и направлений инвестирования, из-за чего прогнозДраксра не оправдался.
Помимообеспечения выплаты пенсий по накопительному компоненту пенсионного обеспечения(от 15 до 30% совокупных выплат в среднем) (I), оно играет роль механизмапринудительных, государственно стимулируемых сбережений, являющихся источникоминвестиционных ресурсов (II). Дополнительный капитал способствуетэкономическому росту, созданию рабочих мест, повышению доходов работников и,следовательно, косвенно влияет на объемы сбора налогов и взносов на социальныецели. (Об этом одним из первых начал писать английский экономист Р. Харрод.)Далее, пенсионные накопления вкладываются в ипотечные ценные бумаги, обеспечиваяв значительной степени развитие жилищного строительства частных домов (III).При решении проблем «социальной ипотеки» позитивное влияние оказывается накачество жизни населения, что сказывается на демографической ситуации. Поимеющимся наблюдениям, пенсионные накопления теперь в ряде стран такжевыступают как механизм финансирования «социальных кредитов» (IV). Данная рольпенсионных денег в силу ее «затушеванности» описана неполно, поэтому небросается в глаза аналитикам. В ней сильно превалирует социальный аспект. Вусловиях глобального кризиса новая грань работы пенсионной системы становитсяпервостепенно важной в плане трансляции зарубежного опыта в Россию — для борьбыс финансовым кризисом и его социальными последствиями у нас.
Добровольноепенсионное страхование накопительного типа начало действовать в России с 1990-хгг. в расчете на охват всех желающих. В начале 2000-х гг. в РоссийскойФедерации по подобию канонической модели накопительного страхования по старости(по П. Драксу) провели пенсионную реформу. Для части работающего населения (лицмоложе 1967 г. рождения) создали компонент обязательного пенсионногонакопительного страхования. В 2008 г. был введен в действие Федеральный законот 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительнуючасть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионныхнакоплений»[2].Ограниченность механизма созданной системы в том, что она выполняет толькопервые три из четырех названных функций.
Вцелом в пенсионном накопительном страховании сконцентрировалось порядка 2% ВВПРоссии благодаря росту курса российских ценных бумаг в период с 2002 по 2005 г.Однако с 2006 г. ситуация начала меняться к худшему. Из-за повысившейсяинфляции пенсионные накопления младшего поколения работников стали «таять» в реальномвыражении. Приросте 2002 по 2007 г. пенсионных накоплений, управляемых ГУ К«Банк развития — Внешэкономбанк» (там 97% от общего объема обязательныхпенсионных накоплений), был на 12,3 процентных пункта ниже суммарной инфляции4.Низкую доходность в сравнении с учетом роста цен продемонстрировал не толькоВнешэкономбанк, но и остальные 55 частных управляющих ком пан и й. И х средняядоходность была около 4,14 %[3].То есть, тенденция к спаду доходов наметилась еще в 2005 — 2006 гг. Кризис 2008г. еще заметнее обесценил пенсионные накопления реально и номинально,дискредитировавтезис о надежности и прибыльности фондового обращения.
Досередины 2008 г. значительную часть наполнения финансовых потоков на биржах РТСи ММВБ обеспечивали иностранные инвесторы. В основном за их счет капитализацияфинансового рынка России поднялась в пять раз — с 200 млрд долл. в 1998 г. до 1трлн в 2007гЛ Опираясь на имманентные преимущества в виде знания глобальныхфинансовых рынков, полувековой опыт, огромные денежные ресурсы, мотивациюсотрудников на выигрыш, они вели крайне успешные спекуляции. Противостоящие имроссийские фондовые операторы не обладают ни сопоставимыми ресурсами, ниопытом, ни организованностью. Зарубежные инвесторы привнесли на российскийфинансовый рынок высокую волатильность, импортированную с Запада. В 2008 г.иностранные инвесторы первыми ушли обратно, успев зафиксировать прибыль.Напротив, отечественные игроки по результатам года калькулируют огромныеубытки. Еще одно специфическое обстоятельство: по словам Н. А. Кричевского.официальный доход российского Ч У К в 2007 г. от оперирования обязательнымипенсионными накоплениями составлял в среднем сумму около 600 долл. в месяц. Втаких условиях некоторым российским НПФ и ЧУ К проще радеть о личномблагополучии, действуя вопреки законодательству не во благо вкладчиков, чемпробовать переигрывать зарубежных спекулятивных инвесторов.
Фактическаянуллификация эффекта от фондового инвестирования заставила Правительство Россиивыдвинуть в качестве приоритетной задачи «формирование механизмовсовершенствования накопительной составляющей пенсионной системы,… болееэффективное управление пенсионными накоплениями»[4]. Высказаномножество предложений по реорганизации работы управляющих компаний на (|юндовомрынке и расширению набора финансовых инструментов. Наряду с этим требуетсямодернизация законодательства об инвестировании взносов на накопительныепенсии, НПФ и отношениях с финансово-кредитными учреждениями. В целях борьбы ссоциальными последствиями кризиса целесообразно расширить область вложенияпенсионных накоплений за пределы рынка корпоративных акций и облигации, а такжефинансовых деррива- тнвов. Другими словами, нужно дополнить три уже имеющиесяфункции российского пенсионного накопительного страхованиячетвертой,предусматривающей развитие социального кредитования пол залог пенсионныхнакоплений. Следует сделать сферу инвестиций и человеческий капитал страны(социальных капиталовложений) легитимным иконкурентоспособнымнаправлением вложения пенсионных сбережений россиян.
Схожимпутем с1970-хit.идутв США и ряде других стран. Средства пенсионных накоплений в значительном объеме(до40%) вложены в муниципальные облигации и другие государственныеценные бумаги. Полученный эмиссионный доход в определенной бюджетами частиупотребляется местной исполнительной властью на так называемое «социальноекредитование»; и эта практика имеет историю не в одно десятилетие (например, вШвеции).
Пояснимвкладываемое в данный термин содержание (иное, чем у К. X. Дугласа").Прежде всего, «социален» заем, в результате использования которого трудоспособностьзаем щи ка (или членов семьи заемщика) повышается. Средства предоставляютсявозвратно и платно, исключительно на цели, связанные с тем, чтобы впоследствиипроизведенные затраты положительно отразились на трудовых доходах заем- шика.Благодаря этому обеспечиваются своевременный возврат банку заемных средств,выплата ссудных процентов, возврат залога и приращение сумм на пенсионном счетезастрахованного в Н ПФ. Государство «получает свое» благодаря последующемуросту налоговых поступлений и сокращению потребности в социальнообеспечительных расходах бюджета и социально-страховых затратах. Социальнымикредитами целесообразнее всего обслуживать работающих (и членов их семей) сдоходами на среднем или выше среднего уровня, делая, прежде всего, пенсионныенакопления старших поколений ресурсом для жизненного старта младших (случаетсяи наоборот). Следует их также использовать для борьбы с молодежной,структурной, фрикционной, генд/>ерной безработицей,незанятостью иммигрантов и т.д.
2Условия и задачи устойчивой работы системы социального страхования
Понашему мнению и с учетом известного опыта, в России система социальногокредитования состоится как общественно полезная при постановке перед нейследующего перечня задач:
1) оплата услуг по получению специальногосреднего, высшего и дополнительного профессионального образования (56%российских студентов уже платят за высшее образование);
2) помощь семьям при рождении вторых ипоследующих детей (следует предусмотреть возможность погашения социальныхкредитов из средств материнского капитала);
3) медицинская и профессиональнаяреабилитация, позволяющая заемщику вернуться к работе, исполнять далее своипрофессиональные обязанности с большей интенсивностью и результативностью;
4) кредиты на лечение ряда заболеваний,требующих дорогостоящего и долгосрочного лечения, грозящих инвалидностью (в РФпочти 13 млн инвалидов) или ранней смертью;
5) оплата переезда к новому местужительства, обустройство на этом месте в связи с получением там работы поспециальности или новой профессии;
6) получение юридической зашиты гражданиномпри предъявлении ему судебного обвинения, которое грозит изоляцией от обществаи, соответственно, потерей трудового дохода;
7) оплата услуг по получению прав на защитуинтеллектуальной собственности коммерческого предназначения и их последующуюпролонгацию;
8) личное кредитование владельцев приоткрытии предприятий малого бизнеса как средство борьбы с трудовойнезанятостью, прежде всего инвалидов;
9) основанием кредита может стать развитиесамозанятости. Например, выкуп молодым человеком (их группой) налаженногобизнеса или частной практики, например врачебной, консультационной, юридическойи т.д., от уходящего на пенсию владельца(ев). Пространство групповогосоциального кредитования также довольно широко. Заслуживают кредитованияпроекты организаций гражданского общества при условии, что государство илиспонсоры гарантируют погашение займа с процентами. Также из пенсионных средстввозможно кредитовать проекты социальной ипотеки групп сотрудников компаний.Также можно финансировать и капитальные инвестиции товариществ собственниковжилья, а также развитие других ключевых институтов социальной инфраструктуры.
Вусловиях кризиса вскоре порядка 1/10 российских студентов (25 % обучаемых накоммерческой основе) столкнутся с трудностями при оплате образования. ModusOperandi отношенийпоручителя, кредитора, заемщика и других субъектов сделки (на примере выдачи ипогашения образовательного займа) можно выстроить следующим образом: 1.Граждане РФ моложе 1967г. рождения, работающие с 2002г., консолидируют своипенсионные накопления обязательного и добровольного характера на счете вуполномоченном НПФ.
Затемони обращаются как будущие поручители в уполномоченный государственный орган.Получают разрешение на превращение сбережений в обеспечение под выдаваемыйфизическому лицу социальный (образовательный) кредит.
Позаявлению застрахованных по накопительному пенсионному страхованию (например,матери и отца, дяди/тети совершеннолетнего неработающего студента, получающеговысшее профессиональное образование на коммерческой основе) в НПФ, пенсионныесбережения переводятся в банк. Там преобразуются в срочный депозитный вклад(особого рода), разметаемый под покрывающий прогнозируемую инфляцию процент, нониже рыночной ставки.
Далее,родственннк-заемщик, имеющий на руках договор с вузом об образовании накоммерческой основе, заключает с указанным банком кредитный договор о поэтапнойоплате обучения под поручительство застрахованных по пенсионному накопительномустрахованию на условиях, что открытый депозит послужит обеспечением кредита.
Государственныйорган, ответственный за финансирование образовательной системы, лает согласиебыть сопоручителем. Далее он проводит соплатежи на цели оплаты маржи банка,страхование залога. Главное — предоставляет средства для начислениядополнительного процента дохода на пенсионные сбережения родителей, обеспечиваятем самым их сверхинфляционный рост. (Средства для этого либо прямо черпаютсяиз социальных разделов бюджета, либо их источник — доход от эмиссиигосударственных облигаций.)
Позавершении образования бывший студент, а теперь — молодой специалист погашаетпри поддержке государства основную сумму кредита банка из заработанных денег.При этом выбор его места работы может регулироваться заинтересованнымгосударственным органом. Необходимые и достаточные условия устойчивой работысистемы социального кредитования в России видятся в придании ей следующих черт:
1) это должна быть система юридическиформализованных отношений взаимопомощи в кризисной ситуации междузастрахованными по пенсионному накопительному страхованию;
2) используемые для обеспечения социальногокредитования пенсионные накопления необходимо полностью защищать от инфляции ириска банкротства финансового учреждения;
3) своими пенсионными накопления-ми старшиегарантируют профессиональный старт младшим, но на возмездной основе и приусловии роста стоимости пенсионных накоплений за счет государственной поддержки(двойной — тройной рост за 35 лет обращения);
4) государство за свой счет должностраховать и перестраховывать обеспечение под кредиты на случайнесостоятельности заемщика;
5) законодательство должно предусматриватьльготное налогообложение направляемых на погашение социального кредита средствзаемщика (или платящего за него юридического липа);
6) работодатели социальных заемщиков должныв определенной мере участвовать в процессе погашения кредитной задолженности нальготных условиях.
«Социальность»кредитования зависит от предоставления целевых персональных и групповых займовкак на льготной, так и долгосрочной основе; при соблюдении требований не толькосохранности. но и гарантированного прироста сумм обеспечения. Часть процентнойставки по кредиту должен гасить сам заемщик (согласно показателям темпов инфляции).Федерация, регионы и муниципалитеты должны участвовать в финансировании вограниченной, меньшей степени, обеспечивая чистый доход участвующим банкам изатем — после отзыва депозита/залога — сыграть роль источника пополненияпенсионных счетов и резервов НПФ. Государству достаточно предоставлять банку всоставе ссудной ставки по социальному кредиту ежегодную внешнюю субсидию вразмере 3 — 5% от величины займа. (Надо учесть и затраты на страхование иперестрахование обеспечивающего кредит депозита, состоящего из средствпенсионных накоплений.)
Вцелом общество может рассчитывать на шесть видов эффекта:
1) На одну и ту же сумму бюджетных средств,нужных для обучения или лечения, трудоустройства и т.д., можно помочь папорядок большему числу нуждающихся.
2) Бюджетам всех уровней станет легчевременно перенаправить, часть расходов на финансирование прочих антикризисныхмер.
3) Кроме того, застрахованные «молчуны»будут прямо заинтересованы в переводе своих накопленных средств из ПФР в НПФ.
4) Национальные банки привлекутдополнительные финансовые ресурсы, расширят клиентские отношения.
5) НПФ надежнее разместят доверенные имденьги и получат гарантированный, не спекулятивный, долгосрочный доход.
6) Работодатели смогут привлечь кадры болееквалифицированных и производительных работников.
АмериканскиеНПФ в результате финансового кризиса понесли к настоящему времени потери вразмере 2 трлн. долл. Однако там часть пенсионных сбережений гарантированавложением в социальные, относительно небольшие кредиты, являясь дискретными идисперсными, персонифицированными и актуарно рассчитываемыми, легко страхуемымифинансовыми активами. Они в условиях кризисов сохранятся и вырастут, будучинезависимыми от процесса схлопывания«пузырей» на рынках фиктивных капиталов. С точки зрения политико-экономическойтеории устойчивость социально-инвестиционного направления очевидна, так как вусловиях рецессий величина прибавочного продукта (например, в частинефтегазовых или сырьевых доходов) падает иколеблетсязначительнее стоимости рабочей силы (необходимого продукта).
Заключение
Социально-политическийпозитив изложенного предложения в стратегическом плане связан со сглаживаниемотрицательных последствий от 17-кратной разницы в жизненных возможностяхдецилей самых бедных и самых зажиточных россиян. Ограничивая общественнуюмобильность, эти различия создают опасный груз социальной напряженности9.Тем актуальнее в нынешних кризисных условиях проект обобщения, анализа итрансляции опыта социального кредитования как малобюджетного способа борьбы свозникшими проблемами. Вместе с тем конкретное применение метода невозможно безкорректировки иностранного опыта посредством его адаптации к отечественнымусловиям. Только затем имеет смысл строить и обсуждать концепции изменениядействующего российского законодательства.
Видимо,далеко не все силы в нашей стране заинтересованы в реализации предлагаемыхизменений. Однако есть интерес к созданию механизма социального инвестированияпенсионных средств, скорее всего, у НПФ, банков, отстаивающих профессиональныеинтересы работников организаций и самих людей. Организационно взаимодействуя,им сподручнее проявить инициативу по подготовке дискуссии, вовлечениюпартнеров, выбору площадки разработки и подбору команды экспертов. Консолидацияподходов заинтересованных сторон для выработки согласованных авант-проектовтребуемых документов — по нашему мнению, не терпящая отлагательств работа.
Списокиспользованной литературы
1) Российская газета. — 2008. — 12 мая.
2) http:www.napf.ru
3) http://www.conference-board.org
4) http://www.mzsrrf.org.ru.
5) http://www.fintrip.ru