Реферат по предмету "Финансовые науки"


Состояние и активация иностранных инвестиций в Украине

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранных инвестиций
1.2 Государственно-правовое регулирование иностранныхинвестиций: международная и отечественная практика
РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГОИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранных инвестиций в Украине в условияхмирового кризиса
2.2 Основные иностранные инвесторы на отечественном рынкеинвестиций
РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ АКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлечения иностранных инвестиций вэкономику Украины
3.2 Основные направления по улучшениюинвестиционного климата в Украине
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ
Восстановлениястабильного экономического роста в Украине требует выяснения реальногосостояния инвестиционных процессов и причин спада инвестиционной активности. Украинаимеет мощный, промышленно-развитый производственный потенциал, развитуюинфраструктуру, выгодное географическое положение. По уровню экономическогопотенциала, как показывают экспертные оценки, Украина входит в число первыхпяти стран Европы, а по эффективности его использования находится во второйсотни стран мира. Мировой опыт свидетельствует, что страны с переходнойэкономикой не в состоянии самостоятельно выйти из экономического кризиса безпривлечения и эффективного использования иностранных инвестиций. Аккумулируякапитал, обеспечивая доступ к современным технологиям и менеджменту,иностранные инвестиции не только способствуют формированию национальныхинвестиционных рынков, но и делают динамическими другие факторы в развитиирынков товаров и услуг. Кроме того, иностранные инвестиции способствуют мерамимакроэкономической стабилизации, позволяют решать многие социальные проблемыэтого периода.
В настоящее времяинвестиции осуществляются в основном в краткосрочные проекты, пониженаинвестиционная активность в базовых отраслях народного хозяйства, слабозагружены строительные комплексы. Удельный вес долгосрочных инвестиционныхкредитов в ряде крупных коммерческих банков составляет считанные проценты, а тои доли процента. Устойчивое оживление инвестиционной активности, как правило,является признаком начала устойчивого экономического роста. Исследователиотмечают, что Украина может выйти из кризисного состояния в первую очередь засчет собственных сил и средств. Однако интенсивный переход кконкурентоспособной модели национальной экономики требует сотрудничества смировой системой хозяйствования, в которой иностранные инвестиции являютсяважным экономическим рычагом. Кроме этого, следует уделить внимание такимвопросам, как управление инвестиционными процессами в целом и планированияинвестиционных процессов в частности как главному фактору повышенияинвестиционной активности.
Целью курсовой работы является анализиностранных инвестиций в Украине.
Для достижения указаннойцели предполагается рассмотреть и решить следующие задачи:
–  провести теоретический обзор и анализпроблемы значения иностранных инвестиций в мировой экономике;
–  проанализировать сущность и видыиностранных инвестиций;
–  рассмотреть международный иотечественный опыт государственно-правового регулирование иностранныхинвестиций;
–  исследовать современное состояние ипроблемы иностранных инвестиционных процессов в Украине;
–  рассмотреть проблемы и перспективыактивизации иностранных инвестиций в экономику Украины.
Объектом исследования являются иностранныеинвестиции в Украине.
Предметом исследования являются теоретические,методологические и практические вопросы активизации притока иностранногокапитала, рассматриваемые как важный фактор обновления и качественного развитияосновных фондов отраслей экономики Украины.
вид проблема иностранноеинвестирование

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
1.1 Сущность и виды иностранныхинвестиций
Инвестиция (от латинскогоinvestire — область) – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей,вкладываемых в объекты предпринимательской и других видов деятельности врезультате которых образуется прибыль (доход) или достигается социальныйэффект. К таким ценностям относятся денежные средства, целевые банковскиевклады, паи, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество,имущественные права, вытекающие из авторского права, «ноу-хау», опыт и иныеинтеллектуальные ценности, право пользования землей и другими природнымиресурсами [1].
Интернационализация иглобализация мировых хозяйственных связей закономерно ведет к возрастанию ролииностранных инвестиций как источника финансирования инвестиционнойдеятельности. Объем иностранных инвестиций является одним из показателей,характеризующих степень интеграции страны в мировое сообщество и зависит отпривлекательности объекта инвестирования. Внешнеэкономические операции включаютсоглашения по импорту-экспорту активов или капитала и по импорту-экспортутоваров и услуг. Получение иностранных инвестиций, условия их привлечения – этофактор, характеризующий инвестиционную деятельность и способствующийдальнейшему развитию внешнеэкономических связей. Инвестиционнаяпривлекательность определяется субъектами инвестирования по общемуинвестиционному климату в стране, условиям проведения внешнеэкономическойдеятельности, в том числе правовыми, таможенными. Каждое государство имеет своюсистему цен на ресурсы, налоговую политику и законодательную базу, различныйуровень развития отраслей и, соответственно, возникают различия в прибыльностисубъектов и объектов инвестирования. Импортные и экспортные операции поперемещению капитала связаны также с политической стабильностью и уровнемторговли на международном рынке.
Иностранные инвестициипредставляют собой капитальные средства, вывезенные из одной страны и вложенныев различные виды предпринимательской деятельности за рубежом с целью извлеченияпредпринимательской прибыли или процента [2].
Иностранные инвестиции –ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами в объектыинвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украины с цельюполучения прибыли или достижения социального эффекта [2].
Иностранные инвестиции –это реализация вывоза предпринимательского капитала в страны-реципиенты. ВЗаконе Украины «О режиме иностранного инвестирования» иностранные инвестицииопределяются как ценности, которые вкладываются иностранными инвесторами вобъекты инвестиционной деятельности в соответствии с законодательством Украиныс целью получения прибыли или достижения социального эффекта [3].
Иностранными инвесторамиявляются субъекты, которые проводят инвестиционную деятельность на территориистраны. На современном этапе получение прибыли, как конечной цели процессаинвестирования, способствует привлечению иностранного капитала. Инвесторыизучают национальную экономику страны, ее законодательную систему, ресурсы дляопределения объекта капиталовложений с более высокой отдачей. Объектамизарубежного инвестирования являются все объекты, инвестирование в которые незапрещено законами Украины.
Проведенные исследованияособенностей иностранного инвестирования показали, что иностранные инвестицииимеют положительные и отрицательные характеристики для стран-реципиентов истран-резидентов, приведенные в таблице 1.1. [ 4].

Таблица 1.1 Влияниеиностранных инвестиций на экономику стран-экспортеров и стран-импортеровстрана-резидент-экспортер страна-реципиент-импортер Достоинства Недостатки Достоинства Недостатки
· Рост прибыли инвестиций за счет перераспределения капитала внутри страны в более доходные за границей
· Увеличивается экспорт товаров, оборудования, технологий, что должно стимулировать производственный процесс
· Стимулирует инновационный процесс
· Высокая степень риска
· Снижение темпов отечественного производства
· Миграция рабочей силы
· Замедление темпов экономического роста и развития страны из-за перемещения капитала за границу
· Стимулируют темпы роста национальной экономики
· Поступают современные технологии, техника, оборудование
· Создаются дополнительные рабочие места
· Усиливается конкуренция внутри страны
· Прибыль инвестора, часть ВВП поступает в страну-резидент, снижая темпы экономического роста страны-реципиента
· Поступают не новые технические средства, технологии
· Опасность демпинга
· Высокая цена
· Сдерживается инновационный процесс
· Оплата труда ниже мирового уровня
· Недостаточная конкурентоспособность приводит к разорению национальных товаропроизводителей
· Снижается роль и значение страны на мировом рынке
Страны-инвесторы получаютболее высокую среднюю прибыль инвестиций, так как вкладывают их в болееприбыльные отрасли за границей, используют там более дешевую квалифицированнуюрабочую силу, экспортируют туда средства труда, но этим замедляя темпыэкономического роста и развития своей страны.
Иностранные инвестициимогут осуществляться в виде:
–  иностранной валюты, котораяпризнается конвертируемой Национальным банком Украины;
–  валюты Украины — при реинвестициях вобъект первичного инвестирования или в любые другие объекты инвестирования всоответствии с законодательством Украины при условии уплаты налога на прибыль(доходы);
–  любого движимого и недвижимогоимущества и связанных с ним имущественных прав;
–  акций, облигаций, других ценныхбумаг, а также корпоративных прав (право владения на часть (пай) в уставномфонде юридического лица, созданного в соответствии с законодательством Украиныили законодательства других стран), выраженных в конвертируемой валюте;
–  денежных требований и прав натребования выполнения договорных обязательств, которые гарантированныпервоклассными банками и имеют стоимость в конвертируемой валюте,подтвержденную в соответствии с законами (процедурами) страны инвестора илимеждународными торговыми обычаями;
–  любых прав интеллектуальнойсобственности, стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена в соответствиис законами (процедурами) страны инвестора или международными торговымиобычаями, а также подтвержденная экспертной оценкой в Украине, включаялегализованные на территории Украины авторские права, права на изобретения,полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, ноу-хау ит.п.;
–  прав на осуществление хозяйственнойдеятельности, включая права на пользование недрами и использование естественныхресурсов, предоставленных в соответствии с законодательством или договоров,стоимость которых в конвертируемой валюте подтверждена законами (процедурами)страны инвестора или международными торговыми обычаями;
–  других ценностей в соответствии сзаконодательством Украины [6].
Иностранные инвестициимогут осуществляться в следующих формах:
1)  частичного участия в предприятиях,которые создаются совместно с украинскими юридическими и физическими лицами,или приобретение части действующих предприятий;
2)  создание предприятий, которыеполностью принадлежат иностранным инвесторам, филиалов и других отдельныхподразделений иностранных юридических лиц или приобретение в собственностьдействующих предприятий полностью;
3)  приобретение, не запрещенное законамиУкраины, недвижимого или движимого имущества, включая дома, квартиры,помещения, владения, транспортные средства и прочие объекты собственности,путем прямого получения имущества и имущественных комплексов или в виде акций,облигаций и других ценных бумаг;
4)  приобретение самостоятельно или сучастием украинских юридических или физических лиц прав на пользование землей ииспользование естественных ресурсов на территории Украины;
5)  приобретение других имущественныхправ;
6)  в других формах, которые не запрещенызаконами Украины, в том числе без создания юридического лица на основаниидоговоров с субъектами хозяйственной деятельности Украины [7].
Иностранные инвестициимогут вкладываться в любые объекты, инвестирование в которые не запрещенозаконами Украины.
Особое значение прианализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочихинвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестицийв соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежныхбалансах стран.
Прямые иностранныеинвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им правоконтроля и активного участия в управлении предприятием на территории другогогосударства.
К разряду портфельныхинвестиций относят вложения иностранных инвесторов, осуществляемые с цельюполучения не права контроля за объектом вложения, а определенного дохода.
Под прочими инвестициямипонимаются вклады в банки, товарные кредиты и т.п. Количественные границы междупрямыми и портфельными инвестициями довольно условны. Обычно предполагается,что вложения на уровне 10—20% и выше акционерного (уставного) капиталапредприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельными. Однако так как цели,преследуемые прямыми и портфельными инвесторами, различаются, такое делениепредставляется вполне целесообразным. Выделение прочих инвестиций связано соспецификой вложений.
В международнойстатистике доля иностранного участия в акционерном капитале, обеспечивающаяконтроль над предприятием, принимается равной 25%. Вместе с тем по различнымстранам она существенно варьируется (в США — 10%, Германии, Великобритании — 20%,Канаде — 50%). По определению Организации экономического сотрудничества иразвития (ОЭСР) к прямым инвестициям относят вложения на уровне 10% и вышеобычных акций, дающих контроль над соответствующим количеством голосов, или такназываемым эффективным голосом в управлении предприятием [8].
Иностранные инвестиции –это долгосрочные вложения капитала зарубежными собственниками в промышленность,сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли экономики: вывоз отечественногокапитала в другие страны. Экспорт предпринимательского капитала осуществляетсяв основном путем создания монополиями филиалов или дочерних предприятий зарубежом, в том числе в форме совместных предприятий с участием национальногокапитала [9].
 
1.2 Государственно-правовое регулированиеиностранных инвестиций: международная и отечественная практика
 
Создание благоприятногоинвестиционного климата во многом зависит от действующей системы приемакапитала. Под системой приема капитала понимают совокупность правовых актов иинститутов, регламентирующих государственную политику в части зарубежныхвложений.
В странах развитойрыночной экономики по отношению к иностранным инвесторам используется такназываемый национальный режим. Данное положение, закрепленное в ряде документовМВФ-МБРР, Международной торговой палаты и ОЭСР, означает, что привлечениеиностранных инвестиций и деятельность компаний с иностранным участиемрегулируется, как правило, национальным законодательством. При этом последнее восновном не содержит различий в регламентации хозяйственной деятельностинациональных и зарубежных инвесторов. Иностранные инвесторы могут иметь доступк местным производственным, трудовым и финансовым ресурсам, создаватьпредприятия на основе любой организационно-правовой формы деятельности,принятой в данной стране, осуществлять хозяйствование на тех же условиях, что инациональные предприниматели, пользоваться значительными местными льготами.
В частности,разработанные МБРР совместно с МВФ принципы приема прямых иностранныхинвестиций включают: национальный режим, недискриминацию иностранныхинвесторов, защиту и гарантии. В указанных Принципах содержатся рекомендациибеспрепятственного перевода соответствующих валют, недопущения экспроприациииностранных капиталовложений, обращения для разрешения спора между иностранныминвестором и принимающим государством к арбитражу Международного центра поурегулированию инвестиционных споров [10].
Важным условиемпривлечения иностранных инвестиций, способствующим минимизации рисковзарубежных инвесторов, является их государственное гарантирование прав иинтересов зарубежных инвесторов, которое может осуществляться:
1)  на основе конституций или специальныхнормативных актов;
2)  в рамках двусторонних имногосторонних межгосударственных соглашений о защите и стимулированиииностранных инвестиций;
3)  через участие в Конвенции поурегулированию инвестиционных споров между государствами и гражданами другихстран [11].
В конституциях многихстран содержатся положения о неприкосновенности собственности и о возможностиее экспроприации только в строго определенных случаях (как правило, принарушении общественных интересов). Конституционно закрепляются права насправедливую компенсацию и способы урегулирования споров при несогласиисобственника с фактом, размерами, сроками конфискации. Эти гарантии обычнораспространяются и на иностранных собственников. В странах, где принятыспециальные законы и кодексы в области инвестиционной деятельности, отмеченныеположения конкретизируются в данных нормативных актах.
Регулирование ввоза и вывозаиностранных инвестиций в Украине.
Законодательство Украиныустанавливает для иностранных инвесторов такие же (с некоторыми исключениями)условия для инвестирования, как и для отечественных инвесторов, а такжеопределенные дополнительные гарантии и инвестиционные стимулы. В частности,определяются условия для осуществле¬ния инвестиции, формы инвестиций, объектыинвестиционной деятельности, государственные гарантии защиты иностранныхинвестиций. Отметим сразу, что с целью максимального использования гарантий,предоставляемых законодательством иностранным инвесторам в Украине,рекомендуется все иностранные инвестиции при их внесении регистрировать.
Правовое регулирование
Основные условияосуществления инвестиционной деятельности в Украине, вне зависимости отнациональности инвесторов, определены в Законе Украины «Об инвестиционнойдеятельности» от 18 сентября 1991 года. Особенности регулирования иностранныхинвестиций предусмотрены Законом Украины «О режиме иностранного инвестирования»от 19 марта 1996 г. (далее — Закон об инвестициях) и главой 38 ХозяйственногоКодекса Украины от 16 января 2003 г. Ряд других законов и подзаконныхнормативных актов в той или иной степени регулируют порядок осуществленияиностранных инвестиций.
Закон об инвестицияхопределяет иностранные инвестиции как ценности, которые иностранные инвесторывкладывают в объекты инвестиционной деятельности согласно законодательствуУкраины в целях получения прибыли или достижения социального эффекта.Предприятием с иностранными инвестициями, согласно Хозяйственному кодексу иЗакону об инвестициях, признается предприятие, в уставном фонде которогоиностранная инвестиция составляет не меньше 10% [12].
Иностранные инвесторывправе осуществлять инвестиции на территории Украины в виде иностранной валюты,движимого и недвижимого имущества и связанных с ним имущественных прав, другихценностей (имущества), которые в соответствии с законом признаются иностраннымиинвестициями. Среди форм осуществления иностранных инвестиций Хозяйственныйкодекс предусматривает следующие:
1)  создание предприятий совместно сукраинскими юридическими и физическими лицами, или приобретение доли вдействующих хозяйственных организациях;
2)  создание иностранных предприятий натерритории Украины, филиалов или других структурных подразделений иностранныхюридических лиц или приобретения в собственность действующих предприятий;
3)  непосредственно приобретениенедвижимого или движимого имущества, либо приобретения акций или других ценныхбумаг;
4)  приобретение самостоятельно или приучастии граждан или украинских юридических лиц прав пользования землей ииспользование природных ресурсов на территории Украины;
5)  хозяйственная деятельность на основесоглашений о распределении продукции;
6)  приобретение других имущественныхправ [14].
Иностранным инвесторамзаконодательство предусматривает ряд гарантий для защиты их инвестиций, вчастности:
1)  неизменение законодательстваотносительно иностранных инвестиций на протяжении 10 лет;
2)  защита от принудительного изъятия(национализации) инвестиций, а также незаконных действий государственныхорганов и их должностных лиц;
3)  возмещение убытков, включая упущеннуювыгоду и моральный ущерб, нанесенных в результате действий государственныхорганов Украины;
4)  возвращение не позже шести месяцев содня прекращения инвестиционной деятельности инвестиций в натуральной форме безуплаты пошлины или в валюте инвестирования;
5)  беспрепятственный и немедленныйперевод за границу прибыли в иностранной валюте, полученной на законныхоснованиях в результате осуществления иностранных инвестиций [15].
Согласно Закона обинвестициях имущество, которое ввозится в Украину как взнос иностранногоинвестора в уставной фонд предприятий с иностранными инвестициями (крометоваров для реализации или собственного потребления), освобождается отобложения таможенной пошлиной.
Регистрация иностранныхинвестиций
Как следует из ст. 13Закона об инвестициях, иностранные инвестиции подлежат государственнойрегистрации. Незарегистрированные инвестиции не дают права на получение льгот игарантий, предусмотренных этим законом.
Процедура такойрегистрации установлена Положением о регистрации иностранных инвестиций от 7сентября 1996 г. Согласно положению для государственной регистрации иностранныхинвестиций иностранный инвестор подает в орган государственной регистрацииинформационное сообщение о внесении иностранной инвестиции с отметкой налоговойинспекции по месту осуществления инвестиции о ее фактическом внесении;документы, подтверждающие форму осуществления иностранной инвестиции и еестоимость, а также подтверждение оплаты за регистрацию.
Возвращение инвестиции иприбыли
Законодательство Украиныгарантирует, что в случае прекращения инвестиционной деятельности, иностранныйинвестор имеет право на возвращение своих инвестиций в натуральной форме или ввалюте инвестирования в сумме фактического взноса (с учетом возможногоуменьшения уставного фонда) без уплаты таможенной пошлины, а также доходов изэтих инвестиций в денежной или товарной форме за реальной рыночной стоимостьюна момент прекращения инвестиционной деятельности.
Иностранным инвесторампосле уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей также гарантируетсябеспрепятственный и немедленный перевод за границу их прибылей, доходов идругих средств в иностранной валюте, полученных на законных основанияхвследствие осуществления иностранных инвестиций [15].
Так как существующиесоглашения об избежание двойного налогообложения между Украиной и рядом другихстран предусматривают разные режимы налогообложения доходов, полученных врезультате инвестиционной деятельности в Украине, рекомендуется до внесенияинвестиций тщательно проанализировать перспективу налогообложения прибыли иструктурирования инвестиционной деятельности.
Выводы к первому разделу
Резюмируя вышеизложенное,можно сделать вывод, что иностранные инвестиции играют важную роль в успешномразвитии мировой экономики, и наиболее активно используются в такихперспективных секторах экономики, как энергетика, телекоммуникации,фармацевтика, финансовые услуги.
Большое значение имеютиностранные инвестиции для развития народного хозяйства стран с переходнойэкономикой, к которым относится и Украина. Объем иностранных инвестиций,поступающих в эти страны, не удовлетворяет их потребности и принимаются меры попривлечению дополнительных средств.
Значительная частьиностранных инвестиций поступает в виде различных кредитов, а также, черезсоздание особых экономических зон и совместных предприятий. Иностранныеинвесторы стремятся получить от своей деятельности как можно большую прибыль. Следуеттакже отметить, что иностранные инвестиции отнюдь не являются панацеей от всехнедугов мировой экономики. Использование иностранного капитала – неоднозначныйпо своим последствиям процесс для страны-реципиента, проявляющийся через сложноевзаимодействие комплекса положительных и отрицательных тенденций на макро-,мезо- и микроуровне.

РАЗДЕЛ 2. ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГОСОСТОЯНИЯ ИНОСТРАННОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
2.1 Особенности иностранныхинвестиций в Украине в условиях мирового кризиса
Инвестиционный бум 2005–2008гг. в Украине во многом напоминал экономические чудеса, предшествовавшиекризисам в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Быстрый притокинвестиций не только ускорял рост отечественной экономики, но и приводил кнадуванию пузырей на рынках активов, а также к быстрому увеличению импорта (в2008 году дефицит внешнеторгового баланса достиг $13,5 млрд, или 7,5% ВВП).Возможно, пузыри могли бы надуваться и дальше. Резервы для накоплениязадолженности у нашей страны еще были: к 1 октября минувшего года внешний долгне превышал 75% ВВП, что в два раза меньше предкризисного показателя четверки«новых азиатских тигров». Однако глобальный финансовый кризис, обострившийся виюле–сентябре 2008 года, дал старт немедленному оттоку капитала изразвивающихся стран, в том числе из Украины.
Общемировой характеркризиса был причиной того, что спад ВВП в стране оказался глубоким. Кромеоттока инвестиций, удар по экономике нанесло резкое сокращение экспорта из-зазначительного уменьшения спроса на мировых товарных рынках, прежде всего — насталь и химическую продукцию. По данным Госкомстата, в октябре–декабреминувшего года объем экспорта уменьшился на 36,1% по сравнению III кварталом и составил$13,4 млрд (в октябре–декабре 2007-го экспорт вырос на 8,4% к предыдущемукварталу, а в IV квартале 2006-го — уменьшился на 0,6%). Значительнаяэкспортная выручка могла бы частично смягчить шок от бегства капитала [16].
Впрочем, объяснитьглубину кризиса только внешними причинами нельзя.
Во-первых, Украинаоказалась уязвима перед кризисом из-за высокого уровня долларизации экономики,в частности большой доли валютных кредитов. На 1 октября 2008-го 51,4% займов,которые предоставили банки компаниям и частным лицам, были выданы в иностраннойвалюте — на сумму 290,9 млрд грн из общего объема 565,9 млрд грн (приофициальном курсе НБУ 4,86 UAH/USD).
Во-вторых, катализаторомбанковского кризиса и падения экономики стали политическая нестабильность,низкий уровень доверия бизнеса и населения к властям, а также неэффективноеуправление. Правительство и Нацбанк не смогли в полной мере использовать дляборьбы с кризисом имевшиеся в их распоряжении инструменты. К осени 2008 годаНацбанк накопил значительные золотовалютные резервы ($38,1 млрд), которыепозволяли частично компенсировать отток капитала. Кроме того, небольшой размервнешнего госдолга ($14 млрд, или 10% ВВП на 1 октября 2008-го) давалвозможность государству привлекать кредиты международных финансовыхорганизаций. Однако получение займов от МВФ было прервано в феврале этого годаиз-за разногласий правительства с Фондом [17].
По оценке Государственнойналоговой администрации, в прошлом году незаконный вывод капитала из Украины,осуществлявшийся не только зарубежными инвесторами, но и украинскимикомпаниями, составил $17 млрд. Собственно, значительная часть так называемыхиностранных инвестиций имела изначально украинское происхождение. Неслучайносамыми крупными иностранными инвесторами в Украине были кипрские компании.
По данным Госкомстата, на1 января этого года объем инвестиций из этой страны в украинскую экономикусоставлял $7,7 млрд — 21,5% в общем объеме прямых иностранных инвестиций. Крометого, выведенные за рубеж средства использовались для финансирования импортапри использовании схем уклонения от налогообложения. Но после начала кризисаукраинские деньги остаются за границей. «Раньше офшорные структурыиспользовались прежде всего для того, чтобы ввезти капитал в Украину, а сейчас— наоборот. Конечно, есть компании, которые имеют резервы и жизнеспособныйбизнес в Украине и продолжают заводить деньги в страну, но их меньшинство», —рассказывает Анатолий Цымбал, директор компании Nexus, которая занимаетсяналоговым консалтингом. По словам Игоря Стельмаховича, директора департаментаГНА по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, в январе изУкраины было выведено около $2 млрд.
Капиталы начнутвозвращаться в Украину только после улучшения ситуации в экономике. Речь идет,прежде всего, о стабилизации банковской системы. По оценке Гильермо Кальво иЭрнесто Тальви, исследовавших кризисы 1999–2002 гг. в Латинской Америке,банковский кризис наносит экономике значительно больший ущерб, чем падениекурса национальной валюты. Дело в том, что дисбалансы в финансовой системе существеннотормозят инвестиции. А удешевление валюты порой оказывает оздоравливающеевлияние на экономику. Себестоимость экспортной продукции снижается, импортдорожает, появляются предпосылки для создания импортозамещающих производств.
Именно таким был путьвосстановления азиатских и латиноамериканских экономик, которые пострадали отбегства капитала в течение последних полутора десятилетий. В государствах,переживших обесценивание валюты, быстро развивалось внутреннее производство ивнешнеторговый дефицит буквально в течение года сменялся профицитом. СнижениеВВП длилось, как правило, не более одного-двух лет. Хотя при этом возвратачастных инвестиций приходилось ждать намного дольше. Приток иностранногокапитала в страну, сравнимый с докризисным уровнем, появлялся лишь черезтри-пять лет.
Для Украины срокивосстановления могут быть иными. Свои коррективы внесет мировой кризис, которыйзначительно уменьшил спрос на часть украинских экспортных продуктов, вчастности, стальной прокат, удобрения и продукцию машиностроения. Хотя при этоммогут оказаться востребованными другие экспортные товары, прежде всего —продовольствие. Дополнительный фактор, который грозит затянуть и углубитькризис, — ближайшие президентские выборы. Они могут обострить политическую нестабильностьили спровоцировать власти на опасные для экономики решения, особенно накрупномасштабную денежную эмиссию. Ранее острая борьба за власть оказывалазаметное влияние на деловую активность и инвестиции в Украине. Например, послепрезидентских выборов 2004 года рост украинской экономики замедлился (с 12,1% в2004-м до 2,7% в 2005-м). А после парламентских выборов в 2007 году всего затри месяца объем «прямых иностранных инвестиций» из Украины в экономику Кипраувеличился на $5,3 млрд (с $0,5 млрд до $5,8 млрд). Чтобы не допустить глубокихпотрясений, связанных с оттоком инвестиций, имело бы смысл уменьшатьдолларизацию экономики. При этом стоит помнить: когда кризис будет преодолен,Украину ждет новый инвестиционный бум [19].
Также необходимо отметить,что, несмотря на острейший финансовый кризис в 2008 году, рекапитализация украинскихбанков началась с задержкой более чем в полгода, что окончательно подорвалодоверие к украинским властям как со стороны населения, так и со сторонызарубежных партнеров. Это в значительно мере усугубило ситуацию в финансовойсистеме страны и в целом в экономике.
Именно неумение инежелание договариваться по ключевым вопросам и в адекватные сроки приниматьнеобходимые в национальных интересах решения стало той фундаментальнойпричиной, которая заложила основу практически под все кризисы, регулярнопотрясающие страну и обрекающие ее на многолетний инвестиционный голод.
 По показателю чистого притока прямых иностранных инвестиций в последнеедесятилетие, Украина также является далеко не самой успешной страной изначительно проигрывает своим прямым конкурентам, в частности странамЦентральной и Восточной Европы, РФ и Турции. В перерасчете на душу населения,объем накопленных прямых иностранных инвестиций в экономику Украины посостоянию на 01.01.2009 г. составил всего лишь 1021 дол. США, что более чем в11 раз ниже уровня Чехии, более чем в 8 раз уступает Словакии, в 6 раз ниженежели в Венгрии и Болгарии [20].
 
Таблица2.4 Прямые иностранные инвестиции в экономику странСтрана Приток прямых иностранных инвестиций за 1999-2008 гг. Накопленный объем прямых иностранных инвестиций по состоянию на 01.01.2009, в расчете на душу населения  Россия 203616 1511 Польша 113069 4235 Турция 81146 945 Чехия 70670 11083 Румыния 54092 3364 Венгрия 47488 6359 Болгария 41598 6060 Украина 39711 1021 Словакия 27076 8506 Хорватия 22981 7023
*Рассчитанона основе данных United Nations Conference on Trade and Development (UNCTAD)World Investment Report 2009
Необходимо отметить ещеодин немаловажный фактор — для того чтобы успешно развиваться в долгосрочнойвременной перспективе, недостаточно только привлечь инвестиции, куда болееважно создать необходимые условия, чтобы инвесторы в последующем в массовомпорядке не хотели покинуть страну, а продолжали в долгосрочной перспективеинвестировать свои капиталы в необходимых объемах. Например, в том же Китае ужеболее 10 лет среднегодовой приток ПИИ превышает $40 млрд.
К сожалению, для своейинвестиционной привлекательности Украина делает очень мало. Именно поэтомупривлеченные за все годы независимости иностранные инвестиции в нашу страну,пока не дотягивают даже до инвестиционного потока, который получал Китай всегоза один год еще в прошлом десятилетии. Если же еще учесть, что около 25% иностранныхинвестиций поступило в Украину из оффшорных зон, т.е. практически от нашихсограждан, то иностранный инвестиционный интерес к нашей стране будет и совсемуж мизерным. По состоянию на 01.01.2009 г. в Украину с Кипра поступило 7,7млрд. дол. США, Виргинские острова направили 1,3 млрд. дол. США.
Что касается секторовэкономики Украины, которые наиболее подходят для системных инвестиций, то в2009 году такими секторами с точки зрения потенциальных инвесторов стали:
–  сельское хозяйство (92%),
–  модернизация национальнойинфраструктуры (91%),
–  альтернативная энергетика (90%),
–  пищевая промышленность (81%) [21].
По мнению опрошенныхиностранных инвесторов, именно эти сектора идеально подходят для системногоинвестирования с учетом текущей ситуации и перспектив дальнейшего развития.
В настоящее время Украинав условиях дефицита государственных управленцев, умеющих профессиональноотстаивать национальные интересы и отсутствии необходимых финансовых ресурсовдля проведения эффективных реформ, фактически находится у той черты, когдасамостоятельные квалифицированные решения принимать уже не в состоянии. В конце2008 года получив по программе stand-by от МВФ кредитную линию на два года вразмере $16,4 млрд., украинское правительство так и не смогло разработатьцельную антикризисную программу по выводу страны из кризиса.
 
2.2 Основные иностранные инвесторы наотечественном рынке инвестиций
За последние четыре годаиностранные спекулянты вложили в Украину $18 млрд и столько же заработали. Померкам зарубежных инвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромныеприбыли — некоторые 100% годовых. Если эти инвесторы в одночасье решат уйти изстраны, рынки недвижимости и акций обвалятся.
В марте шведскаяинвестиционная группа East Capital совместно с украинской ИК Dragon Capitalкупила 70% акций украинской компании «Чумак» — производителя соусов,подсолнечного масла и продуктов питания. По оценкам аналитиков, предприятиеобошлось инвесторам в $35 млн.
Другое недавнееприобретение East Capital в Украине — 10% акций банка «Південний». Скандинавыкупили миноритарный пакет акций за $80 млн — на 25% дороже его рыночнойстоимости (считая по котировкам бумаг на бирже ПФТС). East Capitalспециализируется на инвестициях в страны Восточной Европы, Россию, Прибалтику иУкраину. Шведы покупают акции компаний (как правило, миноритарные пакеты) ичерез два-три года перепродают стратегическим инвесторам. Средняя доходностьинвестиций фондов группы East Capital — 60% годовых, сумма вложений в каждыйпроект — несколько десятков миллионов долларов (всего под управлением группы$6,9 млрд) [22].
Иностранные портфельныеинвесторы вкладывают в самые разные украинские инвестиционные активы с цельювыгодной перепродажи в будущем. В Украине спекулянты торгуют отечественнойнедвижимостью, землей, акциями и облигациями компаний. По меркам зарубежныхинвесторов, украинские инвестинструменты приносят огромные прибыли — некоторые100% годовых (в среднем на столько в прошлом году подорожала украинская земля иакции на ПФТС). Играют на нашем рынке в основном крупные инвестиционные фондыиз Европы, США и России, оперирующие миллиардами долларов. С появлением вУкраине полноценного валютного рынка зарубежные инвесторы перенаправятспекулятивный капитал в операции с инвалютой, а вот к рынку недвижимостииностранцы постепенно теряют интерес.
В Украине иностранцевпривлекают выгодное географическое положение страны (близость к России иЕвросоюзу), большая численность населения, квалифицированная рабочая сила,высокий потенциал развития сельского хозяйства и промышленности, большоеколичество полезных ископаемых. От этих факторов прямо или косвенно зависитфинансовое благополучие многих украинских компаний, в которые инвестируютзападные фонды, а также рост рынка недвижимости и земли.
Основные игроки на нашемрынке — фонды, специализирующиеся на развивающихся рынках, а также инвесторы,нацеленные исключительно на Восточную Европу и Украину, например, небольшиеKazimir Partners, Equest Fund или Alpcot Capital Management. Фонды,рассчитанные только на страны СНГ, нередко имеют в управлении всего по $100млн. Такие инвесторы не гнушаются сделками от $1 млн на украинском рынке иежегодно вводят в страну до $50 млн каждый.
Очень активны на нашемрынке российские инвесткомпании: «Альфа Капитал» (представляет интересыАльфа-Групп российского бизнесмена Михаила Фридмана), «Ренессанс Капитал»Стивена Дженнингса, «Тройка Диалог» Рубена Вардянана, «КИТ Финанс» АлександраВинокурова. Эти компании открыли представительства в Украине либо работаютчерез местных посредников (как, к примеру, КИТ Финанс) и покупают мелкие пакетыакций на фондовом рынке или концентрируют от 5% акций небольших промпредприятийдля дальнейшей перепродажи. «Украиной также интересуются такие фонды прямыхинвестиций, как Providence Equity, Warburg Pincus, Advant International, SigmaBleyzer, Siguler Guff, East Capital», — перечисляет финансовый аналитик ИК«АРТ-Капитал» Сергей Войтюк. Эти фонды покупают миноритарные пакеты акцийпредприятий, управляют бизнесом совместно с основными собственниками и спустянесколько лет перепродают обновленную компанию стратегическим инвесторам.Компании Sigma Bleyzer, например, принадлежат провайдер кабельного ТВ«Воля-Кабель» и Полтавакондитер, Euroventures — сеть ресторанов «Дрова» и сетьаптек «Виталюкс». В управлении фондов прямых инвестиций обычно находится от $1млрд до $10 млрд, в Украину они ежегодно инвестируют до $100 млн [23].
Если в акции инедвижимость иностранцы инвестируют вполне легально, то в земельные участки — восновном через подставные компании, поскольку официального рынка земли вУкраине нет. «Некоторые инвесторы, чтобы не возиться с покупкой земли на черномрынке, вкладывают в сотки через акции компаний», — рассказывает брокер ИК«Конкорд Капитал» Анастасия Назаренко. Многие украинские аграрные иагропромышленные компании арендуют крупные наделы земли — до 150 тыс. га. «Ктаким агрокомпаниям относятся, например, Лендвест и Лендком», — говоритАнастасия Назаренко. Отдельным агрокомпаниям уже удалось оформить правособственности на землю. Покупая акции отечественных агропромышленников,инвесторы надеются, что постепенно стоимость приобретенных бумаг вырастет — засчет роста стоимости земли во владении компаний.
В Украине также есть парафондов недвижимости, рассчитанных на иностранных инвесторов, к примеру, фондыпод управлением компании Dragon — Ukrainian Properties & Development Plc(создана инвесткомпанией Dragon Capital). Получив от инвесторов около $200 млн,компания занялась концентрацией наделов земли под застройку коммерческой ижилой недвижимостью.
Через акции агрокомпанийили паи в инвестфондах в украинские наделы вкладывают преимущественно западныеинвесторы. Российские спекулянты (в первую очередь строительные компании)самостоятельно покупают землю в Украине. Впоследствии они либо собственнымисилами строят объекты недвижимости (например, коттеджные поселки), либоперепродают землю застройщикам, либо работают в тандеме со строителями. Пословам Сергея Костецкого, аналитика компании SV Development, нередко россиянепокупают 30-40% акций строящегося на земельном участке проекта, которымруководит украинская компания (землей в этом случае инвесторы владеют примернов такой же пропорции). Суммы инвестиций, которыми оперируют иностранныепортфельщики на земельно-строительном рынке, — от $50 млн до $500 млн.
Еще один крупныйиностранный игрок на земельном рынке — банки с зарубежными инвестициями. Онисоздают собственные девелоперские компании либо соинвестируют с застройщиками вучастки.
Другой лакомый кусокукраинского инвестиционного пирога для зарубежных спекулянтов — рыноккоммерческой недвижимости. «Иностранные инвестфонды вложились в крупные объектыторговой недвижимости в Украине, такие как киевские ТЦ «Магелан», «Украина»,«Арена», — рассказывает Сергей Войтюк. Самая известная сделка на рынкенедвижимости с участием западного спекулянта — покупка универмага «Украина»американским фондом NCH Advisors и его масштабная реконструкция в 2003 году. В2006-м фонд продал «Украину» ирландской инвесткомпании Quinn Group за $59 млн.Предположительная доходность американской инвестиции — 150%.
По оценкам специалистов,на украинском рынке как в сфере биржевой торговли, так и на рынке недвижимостии земли сейчас в целом оперируют около 300 зарубежных инвестиционных фондов.Основной приток инвесторов пришелся на 2007 год, когда конъюнктура мировогофинансового рынка была благоприятной и в развивающиеся страны хлынул потокпортфельных инвестиций. Мелкие украиноориентированные фонды ежегодно вкладываютв нашу страну до 100% своих активов, мировые мегафонды — не более 1%. Сейчассредняя сумма реальных годовых инвестиций в Украину зарубежными инвестфондамиоценивается аналитиками на уровне $25-30 млн (каждый фонд). Если умножить эточисло на количество институциональных инвесторов (300), получится от $7,5 млрд до$9 млрд спекулятивных денег. Однако, скорее всего, такие суммы поступали вУкраину только в прошлом году: раньше зарубежные портфельщики вкладывали в нашустрану меньше — в среднем по $10-15 млн в год. Причем количество инвестфондовна рынке также было меньшим: в 2005-2006 гг. — не более 200. В целом можнопредположить, что инвестиции иностранных спекулянтов в Украину за последние 4года (до этого вложения были ситуативными либо связанными с концентрациейакционерного капитала зарубежными ТНК) составляют от $13,5 млрд до $18 млрд.При средней годовой доходности инвестинструментов на уровне 30% иностранныеинвесторы за этот период удвоили свои вложения в нашу экономику (при условиипостоянного реинвестирования полученной прибыли на протяжении четырех лет).Цифры по украинским меркам огромные — учитывая, что, по данным НБУ на 1 апреля2008-го, за всю историю независимости Украина получила $41 млрд прямыхинвестиций и около $15 млрд портфельных (вложения в пакеты акций меньше 10%уставного фонда и облигации) [25].
Выводы ко второму разделу
Согласно оценкеспециалистов Европейского центра исследований, предпринимательский рискинвестиций в Украину составляет 80%. Именно он обусловливает незначительныйпоток прямых инвестиций. В мировом потоке прямых инвестиций на экономикуУкраины приходится около 1%, а это очень мало. Ученые говорят, что Украинаможет выйти из кризисного состояния в первую очередь за счет собственных сил исредств. Однако интенсивный переход к конкурентоспособной модели национальнойэкономики требует сотрудничества с мировой системой хозяйствования, в которойиностранные инвестиции являются важным экономическим рычагом. При этом важнойпредпосылкой привлечения как внутренних, так и иностранных инвесторов являетсяэффективный механизм управления инвестиционными процессами в целом ипланирования инвестиционных процессов частности как главному фактору повышенияинвестиционной активности.
Сфера интересовзарубежных инвестфондов — вложения в украинские банки, ретейловые, аграрные,строительные компании, а также объекты недвижимости (офисные и торговыецентры), крупные участки земли.
Среди причин, которыепрепятствуют существенному увеличению притока иностранных инвестиций вэкономику Украины, иностранные компании называют: кризис в финансово-экономическойсистеме Украины, отсутствие эффективной модели инвестиционных стимулов,политическую нестабильность, отсутствие реальных государственных гарантийзащиты иностранных инвестиций и прав собственности.

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫАКТИВИЗАЦИИ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКУ УКРАИНЫ
3.1 Проблемы и условия привлеченияиностранных инвестиций в экономику Украины
По данным ЕвропейскойБизнес Ассоциации, в IV квартале 2009 г. индекс инвестиционнойпривлекательности Украины оставался неблагоприятным и составил 2,57 балла попятибалльной шкале. В III квартале оценка была на уровне 2,56. Правда, согласноданным этого опроса, доля умеренно позитивных оценок инвестиционного климата иего ближайших перспектив растет [26].
Кстати, в соответствии синформацией исследовательского центра SEOLA Group Ideas Factory, 91%руководителей мировых инвесткомпаний после президентских выборов ожидаютконсолидации всех ветвей власти, а 87% — создания эффективной моделиинвестиционных стимулов. Кроме того, 79,9% опрошенных верят, что новыйпрезидент инициирует создание долгосрочной стратегии развития Украины. Каквидим, инвесторы устали от неопределенности, «демократии» по-украински,изменений внешнеполитического курса, отсутствия хоть какой-то стратегииразвития страны. Самое неприятное, что согласно опроса инвесторов, только 4,6%из них называют целесообразным долгосрочное инвестирование в экономику Украины,при этом 58,2% считают оптимальными лишь краткосрочные инвестиции.
Недавно в большой спешке(очевидно с предвыборными целями) государство выбрало 10 проектов, имеющихстратегическое значение для экономики Украины и которые будут финансироватьсяпод госгарантии. В 2010 г. планируется привлечь в эти проекты не менее $7 млрд.инвестиций. Большинство из этих «счастливых» проектов инфраструктурные, часть —энергетические и несколько транспортных. Впрочем, источники финансирования поряду из них уже известны. В целом же, установление каких-либо приоритетов оченьнапоминает госпрограммы по привлечению инвестиций, которые после утвержденияобычно пылились на полках.
Как обычно, Украинатвердо может рассчитывать только на средства институциональных инвесторов.После того как в 2009 году ЕБРР вложил в 46 проектов (на частный секторприходится 75% проектов, на государственный — 25%) в Украине $1,5 млрд. уже втекущем году банк планирует инвестировать в Украину 1,1 млрд евро. Деньгипойдут, в частности, на программы в отрасли энергетики. В прошлом году банк«специализировался» на банках — более половины всех проектов на общую сумму $870млн. Около $350 млн. направлены в АПК, промышленность и недвижимость. Крометого, $137 млн. инвестированы в муниципальные проекты в Ивано-Франковске,Львове и Киеве [28].
Наиболее жепривлекательными в 2010 г. для инвесторов будут оставаться металлургия,телекоммуникации и IT, АПК и переработка сельскохозяйственной продукции,фармацевтика и энергетика. В этих сегменты возможен приход иностранныхинвесторов путем слияний и поглощений (в украинской практике скорееисключительно поглощений) и фондов прямых инвестиций.
В теории компании МСБ,располагающие уникальными знаниями и/или технологиями, смеют надеяться и наденьги фондов прямых инвестиций, но в таком случае они должны будут, во-первых, поделиться собственностью, а во-вторых — быстро показать конкретныерезультаты своей работы. Приоритетными отраслями для фондов прямых инвестицийявляются АПК, пищепром, IT и телекоммуникации, энергосбережение иимпортозамещение, фармацевтика и т. д.
Следует отметить, чтоукраинский фондовый рынок с марта прошлого года показывает рост, чтоспособствует оптимизму инвесторов. С другой стороны, многие из них отложилиреализацию своих проектов до полной стабилизации экономической ситуации. Слабоеулучшение макроэкономических показателей дает предметные надежды на увеличениепритока ПИИ. При этом фундаментальные проблемы украинской экономики минимум доконца 2011 г. разрешены не будут, а значит на резкий качественный ростинвестиционных потоков надеяться не приходится.
В посткризисный периодпотенциал экономического развития нашей страны оценивается и независимымиэкспертами, и международными организациями весьма пессимистично. В частности,по перспективному прогнозу Международного валютного фонда (МВФ), украинский ВВПсможет выйти на свой докризисный уровень не ранее 2014 г., когда он ожидается вразмере $175,95 млрд. Причем восстановление украинской экономики будет гораздоменее успешным, чем у большинства ее соседей. Так, на свой докризисный уровеньроссийская экономика выйдет спустя три года после начала кризиса — в 2012 г., ауже в 2014 г. российский ВВП превысит украинский в 12 раз. В 2008 г. этаразница составляла для Украины только девятикратное отставание [29].
Вероятно, понимая, что вотсутствие системных и, главное, быстрых реформ в ближайшие несколько летУкраина может прийти к бюджетному коллапсу и будет вынуждена объявить дефолт,правительство Юлии Тимошенко активизировало работу с внешними консультантами. Вконце ноября 2009 г. вице-премьер по европейской и международной интеграцииГригорий Немыря заявил, что правительство Украины совместно с Организациейэкономического сотрудничества и развития (ОЭСР) создало комплексную программупо содействию привлечению инвестиций в Украину. По словам вице-премьера, проектрассчитан на три года и включает две составляющие. Первая часть касаетсяконкурентоспособности отдельных секторов украинской экономики, вторая — обзораинвестиционной политики Украины.
 По мнению господинаНемыри, самыми перспективными могут быть такие секторы экономики: АПК,энергетика и инфраструктура. Программа поддерживается Шведским агентствоммеждународного развития, и на реализацию этого трехлетнего проекта будетвыделено 26 млн. шведских крон.
Экономико-историческийэкскурс показывает, что за последние почти два десятилетия объем общемировыхпрямых иностранных инвестиций увеличился в восемь раз. Если в начале 1990-х гг.он составлял $1,9 трлн., то к 2007 г. — вырос до $15,7 трлн. Однакомеждународный инвестиционный капитал за последние два десятка лет был не оченьблагосклонен ни к инфраструктурным проектам, ни к энергетике, ни особенно кАПК.
По оценочному прогнозуМВФ, украинская экономика сможет выйти на свой докризисный уровень не ранее2015 г. Возврат к своему докризисному уровню только через пять лет приведет ктому, что занимавшая в докризисный период 46-ю позицию Украина откатится ужетолько в шестой десяток среди крупнейших экономик мира [30].
Экстенсивный путьразвития только в ближайшие пять лет может отбросить Украину по своемуэкономическому потенциалу сразу на 10 позиций вниз, позволив обойти себя такимстранам, как Казахстан и Катар, экономики которых в докризисный период былисоответственно на четверть и вполовину меньше, чем украинская.
Ожидаемый многимиполитиками вариант развития событий с посткризисным ростом украинской экономикина уровне 6-8% в год, действительно, позволит нашей стране через десять летудвоить свой нынешний ВВП, однако такой результат не даст Украине шанса напопадание даже в пятый десяток крупнейших экономик мира.
Нaибoлee cyщecтвeнныeфaктopы, фopмиpyющиe инвecтициoнный климaт Украины:
1.  Мaкpoэкoнoмикa.
2.  Сocтoяниe гocyдapcтвeннoгo дoлгa.
3.  Гocyдapcтвeннoe yпpaвлeниe иэкoнoмичecкaя пoлитикa.
4.  Интeллeктyaльнaя coбcтвeннocть.
5.  Зaкoнoдaтeльcтвo и cyдeбнaя зaщитa.
6.  Сoблюдeниe oбязaтeльcтв пoкoнтpaктaм.
7.  Пpecтyпнocть и кoppyпция.
8.  Нaлoги.
9.  Бaнкoвcкaя cиcтeмa.
10.Вaлютнaя и тopгoвaя пoлитикa.
11.Пoлитикa мecтныx влacтeй.
12.Рaзличия в инвecтициoннoм климaтe длямecтныx и инocтpaнныx инвecтopoв.
Нeoбxoдимa выpaбoткaдoлгocpoчнoй cтpaтeгии cтимyлиpoвaния cбepeжeний и пpивлeчeния инвecтиций, втoм чиcлe инocтpaнныx, зaкpeплeннoй в гocyдapcтвeннoй экoнoмичecкoй пoлитикe.
На основепроведенного анализа инвестиционного процесса нами определены факторы, откоторых зависит поступление прямых иностранных инвестиций в Украину.
Факторы,влияющие на иностранные инвестиции, можно подразделить на две группы, выделивположительные и отрицательные или преимущества и недостатки инвестиций длязарубежных инвесторов (табл. 3.1).
«Недостатки»превышают «достоинства», это объясняется нестабильностьюинвестиционного процесса в стране, зависящего от многих субъективных факторов.
Квалифицированная рабочаясила, социально незащищенная, не востребованная государством, используетсязарубежными предпринимателями, так как нуждается в работе. Оплата трудазначительно ниже, чем в других экономически стабильных странах. Неразвитаяинфраструктура как производственная, так и социальная с одной стороны являетсяпрепятствием для западных бизнесменов, с другой стороны — это хороший объектвложения капитала.

Таблица 3.1 Факторы,влияющие на прямые иностранные инвестиции Преимущества для прямых иностранных инвестиций Препятствия для иностранных инвесторов
· Географическое положение в Европе
· Большое население
· Благоприятные природные условия
· Большой по размерам рынок
· Неразвитая производственная и социальная инфраструктуры
· Высокий уровень образования населения
· Уровень квалификации рабочей силы, в том числе инженерно-технических работников
· Низкий уровень заработной платы
· Социальная незащищенность работников
· Низкий уровень конкуренции в стране
· Отрицательный международный рейтинг Украины
· Отсутствие политической ответственности государства
· Нет стабильности в законодательстве
· Бюрократический аппарат с низким уровнем доходов
· Отсутствие инициативы принятия решения
· Длительный срок рассмотрения документов для регистрации совместных предприятий
· Низкие темпы приватизации
· Отсутствие государственных гарантий для иностранных инвестиций, которые могли бы защитить в суде
· Сложная и дорогостоящая процедура получения въездных виз и пограничный контроль
· Трудности при получении разрешения на трудовую деятельность
· Налоговая система, работа налоговой инспекции (большие налоги и сборы; субъективная интерпретация действующих законов)
· Нарушения договоренностей о встречах с представителями государственных структур или предприятий Украины
· Неразвитый внутренний финансовый рынок
· Недостаточно развитые и дорогие услуги инфраструктуры
3.2 Основныенаправления по улучшению инвестиционного климата в Украине
 
Инвестиционный климат —весьма сложное и многомерное понятие. Как правило, под инвестиционным климатомпонимают обобщающую характеристику совокупности социальных, экономических,организационных, правовых, политических и иных условий, определяющихпривлекательность и целесообразность инвестирования в экономику страны(региона).
Оценка инвестиционногоклимата предполагает учет:
1)  экономических условий (состояниямакроэкономической среды, динамики ВВП, национального дохода, объемовпроизводства промышленной продукции, инфляции, развития высокотехнологичныхпроизводств, положения на рынке труда, ситуации в денежно-кредитной,финансовой, бюджетной, налоговой, валютной системах и т.п.);
2)  государственной инвестиционнойполитики (степени государственной поддержки иностранных инвестиций, возможностинационализации иностранного имущества, участия в международных договорах,соблюдения соглашений, преемственности политической власти, устойчивостигосударственных институтов и эффективности их деятельности и т.д.);
3)  нормативно-правовой базыинвестиционной деятельности (статуса регламентирующих документов и порядка ихкорректировки, параметров ввода и вывода инвестиций из страны, налогового,валютного и таможенного режима, порядка создания, регистрации, деятельности,отчетности, слияния и ликвидации фирм, мер регулирования и контроля над ихдеятельностью, урегулирования споров);
4)  информационного, фактологического,статистического материала о состоянии различных факторов, определяющих инвестиционныйклимат [35].
Оценка различныхсоставляющих инвестиционного климата позволяет определить уровеньинвестиционного риска, целесообразность и привлекательность осуществлениявложений.
Методики оценкиинвестиционного климата весьма разнообразны. Так, в Японии используютсяописательные характеристики инвестиционного климата без количественных оценок.В США методика оценки инвестиционного климата предполагает определение четырехагрегированных показателей, характеризующих деловую активность, потенциал развитияхозяйственной системы, экономическую эффективность инвестиций и основныесоставляющие налоговой политики. Результаты оценок публикуются в «Ежегоднойстатистической карте».
Наибольшую известность внастоящее время получили комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности,публикуемые ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «TheEconomist». В частности, рейтинг журнала «Euromoney» определяется на основерасчета девяти групп показателей: эффективности экономики, уровня политическогориска, состояния задолженности, способности к обслуживанию долга,кредитоспособности, доступности банковского кредитования, доступностидолгосрочного ссудного капитала, вероятности возникновения форс-мажорныхобстоятельств. Важными ориентирами для иностранных инвесторов являются оценкиэкспертов Всемирного банка, специальные финансовые или кредитные рейтинги(IBCA, Moody's, Standard & Poor's и др.) [37].
Для того, чтобыдействительно осуществить экономический прорыв и через десять лет суметьпопасть не то чтобы в двадцатку, а хотя бы в первую тридцатку, необходимо, чтобыУкраина ежегодно показывала рост ВВП на уровне 15%, что представляетсясовершенно нереальным, исходя из той ситуации, в которой в настоящее времяоказалась Украина.
Такой сценарий, вероятно,возможен только в случае, если в ближайшие несколько лет украинские политикисумеют создать такие инвестиционные и бизнес-условия в Украине, которые понизятобъем теневой экономики с ныне существующих 60% ВВП хотя бы до 18-20%, асреднегодовой размер иностранных инвестиций будет составлять $15-20 млрд.
Причем показатель ростана уровне 10-15% в год будет также невозможно обеспечить, если не изменитьгосударственные инвестиционные приоритеты и существующий технологический уклади не начать (помимо АПК, транспортной инфраструктуры, энергетики, строительстваи ритейла, которые в первую очередь предлагает развивать Украине ОЭСР) активновкладывать инвестиционные ресурсы в наукоемкий сектор страны.
Для привлечениязарубежных инвесторов в каждой стране обязательными являются следующие меры:
1)  ряд налоговых льгот на прибыль;освобождение от налогов и пошлин материалов, комплектующих изделий,оборудования, ввозимых для развития производства; учет при налогообложениикурсовых изменений;
2)  введение пятилетней отсрочки дляприменения положений новых законов, ухудшающих условия деятельности иностранныхинвесторов;
3)  освобождение от уплаты таможенныхпошлин, налога на добавленную стоимость при ввозе товаров, которые являютсявкладом иностранного инвестора в уставный капитал в течение срока егоформирования, освобождение от вывозной таможенной пошлины товаров собственногопроизводства;
4)  замена налогов, сборов и обязательныхплатежей распределением производственной продукции между инвестором исубъектами;
5)  определение основ хозяйственнойдеятельности свободных экономических зон и предоставление льгот в зонахэкспортного производства [39].
Важным условиемпривлечения иностранных инвесторов является решение вопроса о собственности наземлю.
В Украине иностранныеинвесторы руководствуются в своей деятельности более чем 70 нормативными актамиразного уровня. Изменения и дополнения, вносимые в действующеезаконодательство, не улучшают условия инвестиционной деятельности.
Исследование условийпривлечения иностранных инвестиций в Украину показало, что иностранныминвесторам очень важно, чтобы в стране-реципиенте были созданы определенныеусловия для их деятельности. На основе данных проведенного исследования условийпоступления иностранных инвестиций нами разработана классификация способовустранения препятствий прямым иностранным инвестициям, объединённых в четырегруппы препятствий ПИИ и предлагаются меры их устранения.
Среди мер общегохарактера к первоочередным относятся:
1)  стабильность политической обстановкии доверие правительству;
2)  надежность информационногообеспечения;
3)  простор действий для частногопредпринимательства;
4)  адекватное и прогнозируемоеналогообложение;
5)  правовые гарантии и гарантиивыполнения договоров;
6)  сокращение роли бюрократическогоаппарата управления, упрощение процедуры выдачи разрешений;
7)  либеральный внешнеторговый режим;
8)  возможность пользоваться недорогимиуслугами инфраструктуры, такими как электроэнергия, вода, телекоммуникации,транспортные дороги, услуги и т.д.;
9)  отсутствие контактов с криминальнымиструктурами [41].
Для устраненияпрепятствий поступлению зарубежных инвестиций правительство пытается улучшитьусловия для инвесторов. С этой целью принимаются законы, вносятся изменения идополнения к действующим. Предполагается, что иностранцы будут иметьвозможность приобретения права собственности на землю. Также создано Агентствосодействия иностранным инвестициям, но без определенных полномочий.
В сфере содействияпоступлению иностранных инвестиций в Украину приоритетными на данномэкономическом этапе развития являются следующие вопросы:
1)  право собственности на землю;
2)  организация работы Агентствасодействия иностранным инвестициям, определение его функций;
3)  правовое обеспечение;
4)  налоговая система снижения сборов.
Как показывает опытзападных стран, поступления иностранных инвестиций должны способствоватьразвитию экономики страны, оздоровлению платежного баланса за счет текущихопераций, технологическому оздоровлению экономики и росту достижений научно-техническогопрогресса.
Для созданияблагоприятного инвестиционного климата, его стабилизации необходим длительныйпериод времени, что будет способствовать развитию международногоинвестиционного сотрудничества, увеличению притока инвестиций из-за границы иих эффективному использованию [42].
Выводы к третьему разделу
Географическое положениеи природные условия Украины благоприятны для инвесторов, также как большаячисленность населения и высокий уровень его образования. Часть населения неимеет постоянной работы и стабильного дохода. Низкий уровень заработной платыможет иметь и отрицательное значение, так как способствует заинтересованности вполучении взяток при проведении экономических мероприятий.
Среди причин,определенных аналитическим методом, препятствующих иностранным инвестициям вдругих странах СНГ, характерны нестабильность и неопределенность взаконодательстве, особенно непредсказуемые изменения – в налогообложении.
Пepeчиcлeнныeв рамках данного paздeла фaктopы, влияющиe в бoльшeй cтeпeни нeгaтивнo нaфopмиpoвaниe инвecтициoннoгo климaтa в Украине, тpeбyют paзpaбoтки кoмплeкcaмep пo eгo yлyчшeнию. К ним пpeждe вceгo cлeдyeт oтнecти cлeдyющee:
1.  Тpeбyeтcя paдикaльнoe yлyчшeниeинвecтициoннoгo климaтa, тaк кaк пoкa oн ocтaeтcя нeдocтaтoчнo пpивлeкaтeльным.
2.  Вмecтe c тeм, кaк пoкaзывaeт aнaлиз,быcтpo и кpyтo измeнить cитyaцию пpaктичecки нeвoзмoжнo. Мнoгиe пpoцeccы, кaк,нaпpимep, нaлaживaниe кopпopaтивнoгo yпpaвлeния, oбecпeчeниe нaдeжнoй paбoтыcyдeбнoй cиcтeмы, пpeoдoлeниe кoppyпции и дpyгиe измeнeния, имeют длитeльныйxapaктep.
 Отcюдa пpинципиaльныйвывoд: paзyмнaя пoлитикa cocтoит в тoм, чтoбы oбecпeчить пocтoяннoe инeyклoннoe yлyчшeниe cитyaции. У инвecтopoв дoлжнa cлoжитьcя yвepeннocть, чтooбщaя мaкpoэкoнoмичecкaя cитyaция в Украине cтaбилизиpyeтcя.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты исследований, изложенныев рамках данной курсовой работы свидетельствуют о том, что:
1. Инвестиционнаядеятельность хозяйствующих субъектов осуществляется посредством формируемых имиинвестиционных ресурсов. В рыночной экономике источники формированияинвестиционных ресурсов весьма многообразны. При их анализе следует различатьвнутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- имикроэкономическом уровнях. На макроэкономическом уровне к внутреннимисточникам финансирования инвестиций относят все источники, связанные снациональными сбережениями, а к внешним — иностранные источники. Намикроэкономическом уровне внутренними источниками инвестирования выступаютсобственные средства предприятий (прибыль, амортизация, инвестициисобственников предприятия), а внешними — привлеченные и заемные средства(государственное финансирование, инвестиционные кредиты, средства, привлекаемыепутем размещения собственных ценных бумаг, и др.).
2. Источниками финансированияинвестиционной деятельности могут служить привлеченные и заемные средства.Привлеченные средства — это средства, предоставленные на постоянной основе, покоторым может осуществляться выплата владельцам этих средств дохода. Заемныесредства представляют собой денежные ресурсы, полученные в ссуду наопределенный срок и подлежащие возврату с уплатой процента. Мобилизацияпривлеченных и заемных средств осуществляется различными способами, основнымииз которых являются: привлечение капитала через рынок ценных бумаг, рыноккредитных ресурсов, государственное финансирование. С развитием финансовыхрынков возникают новые способы мобилизации капитала, среди которых можноназвать лизинг, венчурное инвестирование, франчайзинг.
3. С развитием процессовинтернационализации хозяйственных связей возрастает роль иностранных инвестицийкак источника финансирования инвестиционной деятельности. Иностранныеинвестиции могут осуществляться в различных формах. При классификации форминостранных инвестиций особое значение имеет выделение прямых, портфельных ипрочих инвестиций. Считается, что вложения на уровне 10-20% и выше акционерногокапитала предприятия являются прямыми, менее 10—20% — портфельнымиинвестициями.
4. Возможностьпривлечения иностранных инвестиций во многом зависит от состоянияинвестиционного климата. Инвестиционный климат — это обобщающая характеристикакомплекса социальных, экономических, организационных, правовых, политических ииных условий, определяющих привлекательность и целесообразность инвестированияв экономику страны. Методики оценки инвестиционного климата разнообразны:описательные характеристики, расчеты экономических показателей, комплексныерейтинги инвестиционной привлекательности.
5. Важными условиями,способствующими привлечению иностранного капитала, являются правовоерегулирование и государственное гарантирование иностранных инвестиций. Встранах с развитой рыночной экономикой по отношению к иностранным инвесторамиспользуется национальный режим, в соответствии с которым деятельность компанийс иностранным участием регулируется национальным законодательством, несодержащим различий в регламентации хозяйственной деятельности национальных изарубежных инвесторов.
Государственноегарантирование прав и интересов зарубежных инвесторов может осуществляться: наоснове конституций или специальных нормативных актов; в рамкахмежгосударственных соглашений о защите и стимулировании иностранных инвестиций;через участие в Конвенции по урегулированию инвестиционных споров междугосударствами и гражданами других стран.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Закон України «Про інвестиційну діяльність» від 18 вересня1991 р.
2. Закон Украины «О режиме иностранного инвестирования» сизменениями от 15.05.2003.
3. Аньшин В.М., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инновацийв малом и венчурном бизнесе. – М.: Анкил, 2007. – 288 с.
4. Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами ипроектами. Пер. с англ. – М.: Пресс, 2006. – 315 с.
5. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическаяоценка реальных инвестиций. – М.: Гардарики, 2006. – 299 с.
6. Банковский портфель: Книга менеджера по кредитам. Книгаменеджера по расчетам. Книга менеджера по фондовым и трастовым операциям. Книгабанковского бухгалтера и аудитора. – М.: ИНФРА, 2007. – 623 с.
7. Барр Р. Политическая экономия: в 2-х т. – Т. 2. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 2005. – 689 с.
8. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – К.: МП «Итем» ЛТД,2005. – 447 с.
9. Газеев М.Х., Смирнов А.П., Хрычев А.Н. Показателиэффективности инвестиций в условиях рынка. – М.: ПМБ ВНИИОЭНГа, 2007. – 212 с.
10. Гамидов Г. Н. Банковское и кредитное дело. – М.: ЮНИТИ,Банки и биржи, 2005. – 427 с.
11. Глазунов В.Н. Финансовый анализ и оценка риска реальныхинвестиций. – М.: Финстатинформ, 2005. – 135 с.
12. Громов Б.Г. Планування і аналіз ефективності інвестицій.– К.: Фінанси, 2006. – 188 с.
13. Гончаров В. Сетевые методы планирования инвестиционныхпроектов // Бизнес информ. – 2007. – № 1-2. – С.34-39.
14. Грузинов В.П. Экономика предприятия ипредпринимательство. – М., 2005. – 355 с.
15. Гусєв В. Державна інноваційна політика: аспектінтернаціоналізації // Економіка України. – 2006. – №6. – С.77-84.
16. Дідівська Л.І., Головко Л.С. Державне регулюванняекономіки. – К., 2002. – 355 с.
17. Денисенко М. Можливості активізації інвестування всучасних умовах // Економіка України. – 2007. – №1. – С.28-32.
18. Добрынин А.И., Тихолиз А.П. Инвестирование ресурсов вразвитие малого бизнеса // Ученые записки Института управления экономики. –2007. – № 1. – С.19-26.
19. Ермошенко Н.Н., Скворцов Н.Н. Словарь-справочникпредпринимателя. – К.: УкрИНТЭИ, 2005. – 422 с.
20. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепция и методыпланирования. – М., 2006. – 406 с.
21. Заікіна О. Міжнародне співробітництво та внутрішнірезерви інвестування в економіку України // Економіка України. – 2006. – №1. –С.70-78.
22. Заньковецька Т.Л. Фінансова рівновага підприємства… –К.: Фінанси, 2006. – 327 с.
23. Игошин Н.В. Инвестиции: организация управления ифинансирование: Учебник для вузов. – М., 2007. – 305 с.
24. Інвестиційний менеджмент: Навч. посібник / За ред… П.О.Дорошенко. – К.: Фінанси, 2005. – 422 с.
25. Інвестиції зовнішньоекономічної діяльності. Статистичнийзбірник. За ред. О.Г. Осауленка – К.: ДП «Інформаційно-аналітичне агентство»,2008. – 56 с.
26. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-раэкон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономистъ, 2007. – 478 с.
27. Идрисов А. Б., Картышев С.В., Постников А.В.Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. — М.:Информационно-издательский дом “Филинъ”, 2005. – 275 с.
28. Камалов Ф.И. Внутренние источники финансированияинвестиционной деятельности в Украине // Культура народов Причерноморья. –2005. – № 57. – Т.2. – С. 41-44.
29. Кныш М.И. и др. Стратегическое планирование инвестиционнойдеятельности: Учебное пособие для вузов. – СПб: Изд. дом«Бизнес-пресса», 2007. – 376 с.
30. Колапс Б. Управление финансовой деятельностьюпредприятия. Проблемы, концепции и методы: Учеб.пособие / Под ред. проф. Я.В.Воколова. – Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 576 с.
31. Комаров В. Інвестиції в СНД // Економіка України. – 2003.– №2. – С.74-81
32. Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент. – М.: Дело и Сервис,2005. – 304 с.
33. Криворучко Н.В. Використання кореляційного аналізу длявизначення впливу інвестицій в основний капітал на забезпечення розвиткунаціональної економіки // Проблемы развития внешнеэкономических связей ипривлечения иностранных инвестиций: региональный аспект. – Сборник научныхтрудов. Донецк: ДонНУ, 2009. – С. 843-848.
34. Круш М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционнойпривлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве иторговле. — М.: Изд-во «Стратегия», 2004. – 322 с.
35. Крылов Э.И. и др. Анализ эффективности инвестиционной иинновационной деятельности предприятий. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 159с.
36. Куликов А. А., Голосов В. В., Пеньков Е. Е… Кредиты.Инвестиции. – М.: ИНФРА, 2006. – 566 с.
37. Лазебник Л. Противоречия использования иностранногокапитала в Украине // Экономика Украины. – 2007. – №3. – С.36-39.
38. Ландарь І. Особливості залучення іноземних інвестицій вУкраїну // Економіка України. – 2007. – №12. – С.68-72.
39. Леркасов В. Е. Международные инвестиции. – М.: «Дело»,2008. – 422 с.
40. Липсиц И.В., Косов В.В. Инвестиционный проект: методыподготовки и анализа. – М.: Финансы, 2006. – 140 с.
41. Лукинов И. Инвестиционная активность в экономическомобновлении и росте // Экономика Украины. – 2005. – №8. – С.4-16.
42. Методичні рекомендації по оцінюванню ефективностіінвестиційних проектів та їх відбору для інвестування. – К.: Фінанси, 2005. –155 с.
43. Міжнародний рух прямих інвестицій // Економіка України. –2006. – №2. – С.67-73.
44. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / Подред. И.С. Королева. — М.: Экономист, 2007. – 422 с.
45. Недільский М.Г. Комерційна оцінка інвестиційних проектів// Економіка України. – 2005. – №2. – С.33-39.
46. Общая теория денег и кредита / Под ред. Жукова Е. Ф. –М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. – 568 с.
47.Панченко С.Г., Гаврилюк О.В., Сидоренко С.В. Стратегіярозвитку міжнародного підприемництва та іноземних інвестицій в Україні. – К.,2007. – 355 с.
48. Прусова Л. Г. Основы рыночной экономики. К.: РПО“Полиграфкнига”, 2006. – 305 с.
49. Пеньевская И.С. Планирование инвестицийhttp://enbv.narod.ru/text/Econom/finance/penyevskaya/index.html.
50. Сапир Ж. Экономика информации: новая парадигма и ееграницы // Вопросы экономики. — 2007. — № 10. С. 22-23.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.