Реферат по предмету "Финансовые науки"


Совершенствование бюджетного планирования в условиях рынка

ОглавлениеВведение1. Бюджетное планирование в системеуправления финансами2. Организация бюджетного планирования вусловиях рынка3. Совершенствование бюджетногопланирования в современных условиях
ЗаключениеСписок использованной литературы
Приложение 1

Введение
Бюджетявляется одним из столпов незыблемости и суверенитета государства, определяющийдальнейшее развитие страны и её регионов.
Государственный бюджет ибюджетная система складываются из совокупности экономических отношенийвозникающих при распределении и перераспределении ВНП и национального дохода.Бюджет напрямую связан со всеми стадиями воспроизводства, и в этой связирассматриваться он должен вместе с экономическими отношениями, которыевыступают в качественной форме доходов и расходов, и с которыми связаноразвитие и дальнейшее совершенствование бюджета, и развитие тех самыхэкономических отношений.
В условиях рынка бюджетявляется не только единственным плановым документом, утверждаемым в качествезакона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйствав целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовойполитики государства.
Методы развития теориибюджетного планирования основываются на определении сущности, роли и местабюджета в системе воспроизводства. Сущность же бюджета нельзя рассматривать внеконкретных экономических условий, так как на неё оказывает влияние множествофакторов, например, производственные отношения или способы производства.
Определение экономической сущностибюджета помогает понять его роль и значение в рыночных условиях.Взаимоотношения предприятий и организаций с бюджетом в этих условияхпредставляют собой постоянно обновляющийся процесс. Экономическая сущностьбюджета является отправным методологическим пунктом в совершенствованиибюджетного планирования, более полном использовании особенностей его доходов ирасходов в современных условиях кризиса, при котором бюджетное планированиеприобретает еще более острое значение для экономики страны и её субъектов, чтотолько увеличивает актуальность данной работы.
Целями работы являются рассмотрениеосновных элементов системы бюджетного планирования и её составляющих, а такжееё реорганизация и реформирование для дальнейшего совершенствования всовременных условиях рынка, откорректированных кризисными реалиями.

1. Бюджетное планирование в системеуправления финансами
 
Бюджетноепланирование на государственном уровне базируется на существующей в РФ методикеи многолетнем опыте сбора и распределения финансовых средств в целях выполнениясвоих функций перед обществом. Весь цикл управления процессами формирования,распределения, перераспределения и потребления бюджетных ресурсовосуществляется посредством бюджетного планирования, объектом которого являютсяфонды денежных средств. Благодаря бюджетному планированию обеспечиваетсясбалансированность народно-хозяйственных и межотраслевых пропорций,определяются пути рационального использования трудовых, материальных ифинансовых ресурсов.
Бюджетноепланирование на федеральном уровне и уровнях территориальных образованийобеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальнымии трудовыми балансами в стоимостном выражении. Исходя из бюджета (федерального,территориального), каждый финансовый план решает задачи организации иуправления бюджетными средствами в конкретном звене управления. В системубюджетно-финансовых планов входят перспективные и сводные финансовые балансы,составляемые на государственном и территориальном уровнях управления с учетомих возможностей по формированию бюджетов и их исполнению. Целями такогопланирования на всех уровнях власти являются:
· обеспечениекоординации социального и экономического развития государства и его территорийна основе бюджетной политики;
· прогнозированиеобъектов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемыхмероприятий;
· прогнозированиефинансовых последствий проведения реформ и выполнения программ;
· определениевозможностей по реализации различных мер в области финансово-бюджетной системы.
Перед бюджетнымпланированием выдвигаются следующие основные задачи:
· установлениеобщего объема финансовых ресурсов и их распределение по отдельным направлениям,национально-государственным и административным образованиям РФ, выявлениеразмеров направления собственных ресурсов хозяйства;
· организацияработы по мобилизации денежных накоплений и других финансовых ресурсовгосударства, финансовому обеспечению развития экономики, науки и социальнойсферы;
· осуществлениефинансового контроля за ходом выполнения бюджета.Системафинансовых планов бюджетного планирования
Система финансовых плановпо длительности их действия включает годовые финансовые планы, перспективные (среднесрочные)финансовые планы и долгосрочные финансовые планы (бюджетные прогнозы).
Годовые финансовые планы представляют собой финансовые планына предстоящий год. Основными показателями проекта бюджета являются общийобъем доходов, общий объем расходов и дефицит бюджета. Наряду с общим объемомдоходов в проекте бюджета должны содержаться доходы бюджета по группам,подгруппам и статьям классификации доходов. Общий объем расходов бюджета долженбыть распределен поглавным получателям бюджетных средств всоответствии с ведомственной классификацией, а также по разделам и подразделамфункциональной и экономической классификаций. В расходах выделяются такжесредства целевых бюджетных фондов и объемы финансовой помощибюджетамдругих уровней управления. В отношении дефицита федерального бюджета, кроме егообщего размера, в проекте определяются источники финансирования за счетвнутренних заимствований, верхний предел государственного долга на 1 январяследующего за планируемым года, предел государственных внешних заимствований,объемы и перечень внешних заимствований, верхний предел государственноговнешнего долга. В проекте бюджета определяются также объемы кредитов,предоставляемых иностранным государствам, международным организациям ииностранным юридическим лицам.
Перспективный(среднесрочный) финансовый план. В развитых странах в последние десятилетия осуществляетсяпереход к многолетнему планированию. В рамках многолетнего планированиябюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыдущембюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана насоответствующий год, анализа изменений внешних факторов и условий, обоснованияизменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а такжекорректировки или разработки бюджетных проектировок на последующие годыпрогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план являетсяпрогнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либоутверждается законодательно, получая статус многолетнего бюджета. Такимобразом, бюджет на очередной финансовый год является составной частьюмноголетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа.Это,с одной стороны, обеспечивает преемственность государственнойполитикии предсказуемость распределения бюджетных ассигнований, с другой стороны,позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодныекорректировки в соответствии с целями государственной политики и условиями ихдостижения.
В России в соответствииконцепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004—2006 гг., принятойпостановлением Правительства РФ от 22 мая 2004 г. № 249, также налаживается составление перспективно-финансового плана. Он формируется поукрупненным показателям бюджетной классификации одновременно с проектом бюджетана очередной финансовый год на основе среднесрочного прогноза социально-экономическогоразвития РФ, субъекта РФ или муниципального образования. Он содержит данные опрогнозных возможностях бюджета по мобилизации доходов, привлечениюгосударственных или муниципальных заимствований и финансированию основныхрасходов бюджета. Перспективный финансовый план РФ разрабатывается на три года(включая очередной финансовый год) и ежегодно корректируется с учетомуточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития, при этомплановый период сдвигается на один год вперед. Он позволяет увязывать годовоефинансовое планирование со среднесрочным. Целью разработки перспективногофинансового плана является:
· определениепредполагаемых среднесрочных тенденций развития
· экономики исоциальной сферы;
· комплексноепрогнозирование финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ,законов;
· выявлениенеобходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовойполитики;
· отслеживаниедолгосрочных негативных тенденций для своевременного принятия соответствующихмер.
Балансфинансовых ресурсов или сводный финансовый баланс представляет собой балансвсех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образованийхозяйствующих субъектов. Он составляется на основе отчетного баланса финансовыхресурсов за предыдущий год с учетом прогноза социально-экономического развитияи является основой для составления проекта бюджета. Сводный баланс охватываетсредства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и средства государственныхпредприятий, расположенных на соответствующей территории.
Сводныйфинансовый баланс позволяет:
· увязатьматериальные и финансовые пропорции в народно-хозяйственном комплексе;
· скоординироватьпоказатели всех звеньев финансово- кредитной системы;
· обеспечитьпроверку сбалансированности прогноза социального и экономического развитиягосударства;
· установитьисточники поступления средств, за счет которых финансируются мероприятия;
· выявить резервы вцелях их изъятия в доход бюджетов;
· произвестипрогнозные расчеты финансовых средств, поступающих в доходы бюджетов;
· провести анализфинансового состояния бюджетных средств и разработать направления бюджетнойполитики.
Сводныйфинансовый баланс государства разрабатывается Правительством РФ на основемакроэкономических показателей по схеме (см. приложение № 1).
Долгосрочный финансовыйплан составляется вцелях определения налогово-бюджетной политики на более длительный период.Бюджетное прогнозирование представляет собой осуществляемые на основе прогнозасоциально-экономического развития расчеты и анализ возможного состояния бюджетав перспективе, оценку тенденций и закономерностей изменений, существующихальтернатив. На основе социально-экономического и бюджетного прогнозовосуществляется выбор наиболее благоприятного варианта развития страны илирегиона. В ходе прогнозирования доходов бюджета рассчитываются в целом потерритории объем финансовых ресурсов и возможности их привлечения в бюджет, выявляютсяи оцениваются формы мобилизации денежных ресурсов, оценивается воздействиеналоговой нагрузки и предполагаемых методов налогообложения на развитиепроизводства, определяются пропорции распределения доходов между бюджетамиразличных уровней управления. Бюджетное прогнозирование позволяет также оценитьвозможный объем и направления расходования бюджетных средств, дефицит бюджета иопределить возможные источники его покрытия.
Прогнозированиесоциально-экономического развития при составлении бюджета
Составление проектабюджета основывается на:
· бюджетном посланииПрезидента РФ;
· прогнозесоциально-экономического развития соответствующей территории;
· основныхнаправлениях бюджетной и налоговой политики[1];
Бюджетное посланиеПрезидента содержитнамечаемую бюджетную политику страны на финансовый год. Оно направляетсяФедеральному Собранию не позднее марта года, предшествующего планируемому.
Прогнозсоциально-экономического развития составляется до начала работы над проектом бюджета на основеитогов социально-экономического развития за прошедший период и тенденций напроектируемый финансовый год. Результаты государственного прогнозированияиспользуются при принятии органами законодательной и исполнительной властиконкретных решений в области социально-экономической политики государства.Государственные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются нагод, среднесрочную и долгосрочную перспективы, исходя из комплексного анализадемографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленногонационального богатства социальной структуры, внешнего положения России,состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.
Разработка прогнозовосуществляется в целом по Российской Федерации. Отдельно выделяется прогнозразвития государственного сектора экономики. Прогнозы социально-экономическогоразвития основываются на системе демографических, внешнеэкономических,социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельныхобщественно значимых сфер деятельности. При разработке прогнозовпредусматривается несколько их вариантов с учетом вероятностного воздействиявнутренних и внешних политических, экономических и других факторов. Прогнозысоциально-экономического развития включают количественные показатели,качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономическойструктуры, научно-технического развития, внешнеэкономи-ческой деятельности,динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологическойобстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения исоциального обеспечения населения.
Основными исходнымипоказателями прогнозов социально-экономического развития, используемыми дляразработки проекта бюджета, являются объем ВВП, темп его роста и предполагаемыйуровень инфляции. Эти показатели во многом определяют объем доходовгосударственных финансов и объем налоговых поступлений. В то же время прогнозсоциально-экономического развития должен учитывать проектируемые изменения вналоговом законодательстве и их воздействие на экономическое развитие иналоговые доходы.
Прогнозсоциально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трех допяти лет и ежегодно корректируется. Среднесрочный прогноз социально-экономическогоразвития позволяет формировать соответствующий прогноз доходов и расходовбюджета и учитывать влияние изменений в налоговом законодательстве на этотпериод. Первое, после вступления в должность Президента РФ Послание, с которымон обращается к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященныйконцепции социально-экономического развития России на среднесрочнуюперспективу. В нем характеризуется состояние экономики России, формулируются иобосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономическойполитики государства, направления реализации указанных целей, приводятсяважнейшие целевые макроэкономические показатели, характеризующие социально-экономическоеразвитие России на среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатываетПрограмму социально-экономического развития на среднесрочную перспективу,исходя из положений, содержащихся в Послании Президента РФ.
Прогнозсоциально-экономического развития на долгосрочную перспективу формируется раз пять лет надесятилетний период. На основе прогноза на долгосрочную перспективуПравительство РФ организует разработку концепции социально-экономическогоразвития России на долгосрочную перспективу. В указанной концепцииконкретизируются варианты социально-экономического развития, определяютсявозможные цели социально-экономического развития, пути и средства ихдостижения. Прогнозы социально-экономического развития создают предпосылки дляформирования стратегии бюджетного планирования. В целях обеспеченияпреемственности социально-экономической политики данные прогноза и концепциисоциально-экономического развития на долгосрочную перспективу используются приразработке прогнозов и программ социально-экономического развития России насреднесрочную перспективу.
В соответствии спрогнозом социально-экономического развития, прогнозом социально-экономическогоразвития соответствующей территории и определяемыми на основе этих прогнозовприоритетами, формируются долгосрочные целевые программы, финансируемые за счетбюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов,разрабатываются и реализуются органами исполнительной власти или органамиместного самоуправления и утверждаются законодательными и представительнымиорганами местного самоуправления.Составлениепроекта бюджета
Следующий этап бюджетногопланирования — процесс составления проекта бюджета. Главная задача разработкипроекта бюджета — определение объема денежных средств, централизуемых в бюджетес целью финансового обеспечения функций, возложенных на органы государственнойвласти и органы местного самоуправления, и мероприятий, предусмотренныхпрогнозом экономического и социального развития государства.
Составление проектов бюджетов –исключительная прерогатива Правительства РФ, высших исполнительных органоввласти субъектов РФ и муниципальных образований. По их поручению проект бюджетаразрабатывается Министерством финансов РФ и территориальными финансовымиорганами.
Для составления проекта бюджета Министерствофинансов РФ и территориальные финансовые органы должны быть обеспеченынеобходимой информационной базой, которая поступает им от соответствующегоправительства, статистических, налоговых органов и других учреждений. Главнымисточником информации для составления проекта бюджета служит прогнозсоциально-экономического развития государства. При разработке проекта бюджетаучитываются также основные положения финансово-бюджетной политики, принятой насоответствующий плановый период.
Проект федерального бюджетаразрабатывается Министерством финансов РФ по поручению Правительства РФ.
В задачу Министерства финансоввходит разработка:
· проектафедерального бюджета;
· проектировокосновных показателей федерального бюджета на среднесрочную перспективу;
· проектафедерального закона о федеральном бюджете на планируемый год.
В основу разработки проектафедерального бюджета закладываются направления планируемой финансово-бюджетнойполитики, определенной в Бюджетном послании Президента РФ Правительству РФ, ипоказатели разработанного Министерством экономики прогноза социально-экономичес-когоразвития России на планируемый год, уточненных параметров среднесрочногопрогноза социально-экономического развития России, показателей сводногофинансового баланса. Кроме того, используются показатели денежной программы,составляемой Центральным банком РФ, и показатели долгосрочных федеральныхцелевых программ.
На первой стадии формированияпроекта бюджета федеральными органами исполнительной власти разрабатываютсясценарные условия экономического и социального развития на планируемый год, вкоторых отражены главные макроэкономические показатели и материалы дляуточнения параметров среднесрочного прогноза экономического и социальногоразвития страны.
После одобрения Правительством РФэтих сценарных условий Министерство финансов разрабатывает основныехарактеристики доходов и расходов федерального бюджета на планируемый год ипроектирования размеров основных доходов и расходов федерального бюджета насреднесрочную перспективу.
Все эти материалы и расчетынаправляются на рассмотрение Правительства РФ. После их принятия Правительствомони могут быть представлены в Совет Федерации и Государственную Думу по ихзапросу.
Затем Министерство финансовнаправляет основные характеристики по доходам и расходам федерального бюджетафедеральным органам исполнительной власти, а также доводит до органовисполнительной власти субъектов РФ методику формирования межбюджетных отношенийРоссийской Федерации с ее субъектами на плановый год и среднесрочнуюперспективу.
На второй стадии разработкифедерального бюджета федеральными органами исполнительной власти производитсяраспределение предельных объемов бюджетных средств по показателям бюджетнойклассификации, а также адресное распределение финансовых ресурсов междуглавными распорядителями бюджетных средств.
Для проведения работы по составлениюпроекта бюджета в Министерстве финансов используются материалы, расчеты иобоснования, поступающие от субъектов, министерств и ведомств РФ. Эти материалысначала анализируются специалистами, закрепленными за соответствую-щимиминистерствами. В ходе анализа уточняются расчеты показателей финансовых плановминистерств, бюджетов территорий, выявляются возможности мобилизациидополнительных доходов и экономии расходов. Затем расчеты с внесеннымипоправками рассматриваются у руководителей департаментов Министерства, а затемнаправляются в бюджетный департамент, который рассматривает представленныерасчеты, вносит в них в случае необходимости поправки и направляет на решениеруководства Министерства финансов. Если у бюджетополучателей имеютсяразногласия по показателям бюджета, то несогласованные вопросы по этимпоказателям выносятся на рассмотрение Межведомственной правительственнойкомиссии.
После согласования всех бюджетныхрасчетов с ведомствами и субъектами Российской Федерации бюджетный департаментМинистерства финансов РФ составляет окончательный проект федерального бюджета,который представляется в Правительство РФ./>
 
2. Организациябюджетного планирования в условиях рынка
 
Проект федеральногозакона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе с другимипроектами и документами вносится на рассмотрение Государственной Думы непозднее 26 августа текущего года.
Центральный банк РоссийскойФедерации до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думупроект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политикина планируемый год, предварительно согласованный с Президентом РФ иПравительством РФ.
Совет Государственной Думы(в период парламентских каникул — ее Председатель) направляет проект в КомитетГосударственной Думы по бюджету для подготовки заключения о формальномсоответствии представленных документов требованиям закона, после получениякоторого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы,другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и вСчетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проектбюджета в трех чтениях [2].
Установленная БК РФпродолжительность рассмотрения проекта: в первом чтении — 30 дней со днявнесения в Государственную Думу, во втором — 35 дней со дня принятия в первомчтении, в третьем — 15 дней со дня принятия во втором.
Принятый ГосударственнойДумой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год втечение 5 дней со дня его принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.Совет Федерации рассматривает закон в течение 14 дней со дня представленияГосударственной Думой.
В случае одобрения втечение 5 дней закон направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.В случае отклонения проекта он передается в согласительную комиссию,перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одномчтении, затем повторно передается в Совет Федерации для окончательногоутверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думойповторным голосованием не менее чем двумя третями голосов. В случае неподписаниязакона Президентом закон направляется в согласительную комиссию и вновьрассматривается Федеральным Собранием. При этом в состав согласительнойкомиссии включается представитель Президента. Исполнениебюджета
Исполнениебюджета — обеспечение полного и своевременного поступле-ния всехпредусмотренных по бюджету доходов и обеспечение финансированием всехзапланированных по бюджету расходов. Порядок исполнения бюджета устанавливаетПравительство РФ по согласованию с органами власти субъекта Российской Федерациии органами самоуправления. Исполнение бюджета обеспечивает Министерствофинансов, вся система органов управления финансами.
Бюджетывсех уровней бюджетной системы России исполняются на основе принципа единствакассы, который предусматривает зачисление всех поступающих доходов ипоступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счетбюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета.
Исполнениебюджета по доходам предусматривает: перечисление и зачисление бюджетных доходовна единый счет федерального бюджета; распределение в соответствии сутвержденным бюджетом федеральных регулирующих налогов; возврат излишнеуплаченных сумм доходов; учет доходов федерального бюджета и составлениеотчетности в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Порасходам бюджет исполняется специальными субъектами — участниками бюджетныхправоотношений, называемыми главным распорядителем бюджетных средств,распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств.
Главныйраспорядитель средств федерального бюджета (субъекта федерации, местного) – это орган государственной власти РФили местного самоуправления, бюджетное учреждение, имеющие право распределятьсредства соответствующего бюджета по подведомственным распорядителям иполучателям бюджетных средств, определенные ведомственной классификациейрасходов федерального бюджета.
Распорядительбюджетных средств представляетсобой орган государственной власти или орган местного самоуправления, имеющийправо распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетныхсредств.
Бюджетополучатель(бюджетное учреждение)– организация,созданная органами государственной власти РФ, органами государственной властисубъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления функцийнекоммерческого характера, деятельность которой финансируется изсоответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда наоснове сметы доходов и расходов.[3]
Исполнениебюджетов всех уровней осуществляется уполномоченными исполнительными органамина основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись составляется главнымраспорядителем бюджетных средств по их распорядителям и получателям на основеутвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономическойклассификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляетсяв орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета. Наосновании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средствсоставляется сводная бюджетная роспись федерального бюджета. Она составляетсяминистром финансов РФ в течение 15 дней со дня принятия федерального закона офедеральном бюджете и предусматривает поступление и расходование бюджетных средствпоквартально.Отчетоб исполнении бюджета
Ежегодноне позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в ГосударственнуюДуму и Счетную палату РФ отчет об исполнении федерального бюджета за отчетныйфинансовый год в форме федерального закона, а также отчеты об исполнениибюджетов федеральных целевых бюджетных фондов.
Отчетсопровождается следующими документами и материалами:
· отчетом орасходовании средств резервного фонда Правительства РФ и резервного фондаПрезидента РФ;
· отчетомМинистерства финансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении ипогашении бюджетных ссуд, бюджетных кредитов;
· отчетом Министерствафинансов РФ и иных уполномоченных органов о предоставленных государственныхгарантиях;
· отчетом овнутренних и внешних заимствованиях Российской Федерации по видамзаимствований;
· отчетом осостоянии внешнего и внутреннего долга Российской Федерации на первый ипоследний день отчетного финансового года;
· отчетомФедерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях занарушение бюджетного законодательства.
Счетнаяпалата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета заотчетный финансовый год в течение 1,5 месяца после представления указанногоотчета в Государственную Думу. Государственная Дума рассматривает отчет обисполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключенияСчетной палаты РФ. При рассмотрении отчета об исполнении федерального бюджета ГосударственнаяДума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства и министрафинансов об исполнении федерального бюджета, а также доклад Генеральногопрокурора РФ о соблюдении законности в области бюджетного законодательства изаключение Председателя Счетной палаты РФ.
Санализом рассмотренных и течение отчетного финансового года дел, связанных сбюджетными спорами и нарушениями бюджетного законодательства, могут выступитьили представить доклады Председатель Конституционного Суда РФ, ПредседательВысшего Арбитражного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ.
Поитогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и заключенияСчетной палаты РФ Государственная Дума принимает одно из следующих решений: обутверждении отчета об исполнении федерального бюджета; об отклонении отчета об исполнениифедерального бюджета.
Вслучае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся взаключениях, руководители и аудиторы Счетной палаты РФ освобождаются отзанимаемых должностей в соответствии с решением Государственной Думы или СоветаФедерации, назначивших конкретное должностное лицо.
Иныедолжностные лица, указанные в Бюджетном кодексе РФ, несут ответственность за недостоверностьи неполноту сведений, содержащихся в заключениях и документах, представляемых вГосударственную Думу для принятия решения по отчету об исполнении федеральногобюджета, в соответствии с законодательством.
Кнарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие меры: предупреждениео ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, блокировка расходов, изъятиебюджетных средств, приостановление операций по счетам в кредитных организациях,наложение штрафа, начисление пени, иные меры в соответствии с Бюджетномкодексом и федеральными законами.Бюджетныйконтроль
Государственныйи муниципальный финансовый контрольосуществляется законодательными (представительными) органами власти и органами исполнительной власти, органами местногосамоуправления.
Предусмотреныследующие формы финансового контроля:
· предварительныйконтроль — в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете ииных проектов законов побюджетно-финансовым вопросам;
· текущий контроль— в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседанияхкомитетов, комиссий, представительных органов местного самоуправления в ходепарламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
· последующийконтроль — в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Дляосуществления контрольных функций законодательные органы имеют право наполучение от органов исполнительной власти и органовместного самоуправления необходимых сопроводительных материалов при утверждениибюджета, оперативной информации об исполнении бюджетов, а также право наутверждение (неутверждение) отчета об исполнении бюджета.
Органыисполнительной власти, органы местного самоуправления обязаны представлять всюинформацию, необходимую для осуществления парламентского контроля,законодательным (представительным) органам, представительным органам местногосамоуправления в пределах их компетенции по бюджетным вопросам.
Финансовыйконтроль производят Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, финансовыеорганы субъектов РФ и муниципальных образований, главные распорядители,распорядители бюджетных средств. 3. Совершенствование бюджетногопланирования в современных условиях
Главной задачейреформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок длямаксимально эффективного управления общественными финансами в соответствии сприоритетами государственной политики, а, следовательно, и повышениеэффективности бюджетного планирования.
Одна из задач этойреформы заключается в смещении акцентов бюджетного процесса от управлениябюджетными ресурсами на управление результатами путем повышения ответственностии расширения самостоятельности участников бюджетного процесса в рамках четкихсреднесрочных ориентиров.
Исходя из необходимостиперехода к управлению результатами, бюджет должен формироваться на основаниицелей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетныеассигнования должны иметь четкую привязку к функциям, при их планированииглавное внимание необходимо уделять обоснованию конечных результатов в рамкахбюджетных программ. Расширяются самостоятельность и ответственностьадминистраторов бюджетных средств; устанавливаются долгосрочные переходящиелимиты ассигнований с их ежегодной корректировкой, в рамках среднесрочногофинансового плана, формируется общая сумма ассигнований на выполнениеопределенных функции и программ; создаются стимулы для оптимизациииспользования ресурсов. Приоритет отдается внутреннему контролю,ответственность за принятие решений делегируется на нижние уровни. Проводитсямониторинг и последующий внешний аудит финансов и результатов деятельности,оценка деятельности администраторов бюджетных средств ведется по достигнутымрезультатам.
Основой новой организациибюджетного процесса должна стать модель бюджетирования, ориентированного нарезультаты в рамках среднесрочного финансового планирования. Ее суть —распределение бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных средств и(или) реализуемыми ими бюджетными программами с учетом или в прямой зависимостиот достижения конкретных результатов (предоставления услуг) в соответствии сосреднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределахпрогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Бюджетирование, ориентированное на результат,является наиболее известным современным методом повышения эффективностибюджетных расходов. Безусловно, результативное бюджетирование является частьюболее широкой и общей модели результативного управления и предполагает, чтовыделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумеватьдостижение определенных целей.
В России система бюджетирования, ориентированного нарезультат, начала набирать свою актуальность с принятием Концепцииреформирования бюджетного процесса в 2004 — 2006 гг. Система результативногобюджетирования неоднократно озвучивалась как приоритетная в посланияхПрезидента РФ. Кроме того, система бюджетирования, ориентированного нарезультат, активно поддерживается Министерством финансов РФ и стимулируется квнедрению на региональном и местном уровнях посредством выделения субсидий изФонда реформирования региональных и муниципальных финансов (ФРРМФ).
Среднесрочное финансовоепланирование в России не лишено недостатков.
При разработке среднесрочного(трехлетнего) финансового плана отдельно для каждого года утверждается лишьгодовой бюджет. Данные на три года носят справочный характер и при составлениигодовых бюджетов каждый раз разрабатываются заново. В результате теряетсяпредсказуемость бюджетных ассигнований на трехлетний период и подрываетсяоснова трехлетнего планирования для бюджетополучателей. Очевидно, в перспективесреднесрочный финансовый план должен приобрести статус законодательноутверждаемого документа. Для этого должен быть разработан порядок и методологияежегодной корректировки ранее принятых проектировок, определены приоритетысреднесрочной государственной политики и обеспечена увязка с нимисреднесрочного финансового плана.
Выделяемые бюджетныесредства формируются на основе корректировки величины бюджетных ассигнованийпрошлых лет при крайне слабом учете ведущих направлений развития в соответствиис приоритетами государственной региональной экономической политики.
Практически неиспользуется механизм выделения средств на основеопределения целей,результатов использования выделенных ресурсов и оценки финансовой деятельностифедеральных, региональных и местных органов власти. В итоге, деятельностьорганов власти ориентирована в основном на освоение выделенных бюджетныхассигнований, в то время как ее следует ориентировать на достижениесущественных социально-экономических результатов по приоритетным направлениям.
В связи с этим Концепциейреформирования бюджетного процесса в РФ в 2004—2006 гг., предусмотрено«смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами» науправление результатамипутем повышения ответственности и расширениясамостоятельности участников бюджетного процесса и главных распорядителей иполучателей (администраторов) бюджетных средств в рамках четких среднесрочныхориентиров». Проектируется установление долгосрочных переходящих лимитовассигнований с их ежегодной корректировкой в рамках среднесрочного финансовогоплана, формирование общей суммы ассигнований на выполнение определенных функцийи программ. Таким образом, повышается предсказуемость объемов, которымираспоряжаются администраторы бюджетных средств. Суть финансирования,ориентированного на результаты, заключается в распределении бюджетных ресурсовмежду администраторами бюджетных средств и бюджетными программами с учетом илив прямой зависимости от достижения конкретных результатов в соответствии сосреднесрочными приоритетами.
В России необходимо повысить достоверность инадежность макроэкономических прогнозов. В настоящее время прогнозирование непозволяет с должной степенью достоверности осуществлять даже годовое бюджетноепланирование: фактические показатели исполнения федерального бюджетасущественно отклоняются от запланированных параметров, а изменения в законы офедеральном бюджете на очередной финансовый год вносятся, как правило,несколько раз в течение года. 
Однако необходимо отметить, что это во многомобусловлено не только качеством прогнозов, но и нестабильностью отечественнойэкономики и мировых рынков.
Решение задачи по повышению качествамакроэкономического прогнозирования и бюджетного планирования требует созданиясистемы мониторинга, соответствия достигнутых в отчетном году параметровпоказателям, установленным на трехлетний период, и, что особенно важно, анализапричин их отклонения от ранее утвержденных показателей; формированияинформационной базы, позволяющей учесть максимально возможное количествофакторов, влияющих на значение показателей экономического развития и параметровбюджетной системы; стабильного бюджетного и налогового законодательства;четкого определения приоритетов государственной политики;материально-технического и кадрового обеспечения разработки прогнозов.
Следует принять меры для снижения зависимостироссийской экономики от конъюнктуры мирового рынка, в том числе посредствомразвития потенциала не только добывающих отраслей экономики, но обрабатывающих.
Бюджетная политика является частью экономическойполитики. В связи с этим выработка бюджетной политики не должна ограничиватьсяисключительно полномочиями финансового органа. В противном случае бюджетныйпроцесс будет в большой степени подвержен влиянию субъективных решений иведомственных интересов, и не будет обеспечивать реализации приоритетных целейразвития.
Выработку направлений государственной политики иопределение возможностей использования бюджета как инструментасоциально-экономического развития необходимо отнести к полномочиям органа,отвечающего за реализацию экономической политики, который совместно сотраслевыми ведомствами определяет потребности экономики и перспективы ееразвития. В его функции должна входить оценка соответствия направленийиспользования бюджетных средств приоритетам государственной политики.Финансовый орган отвечает за обоснованность бюджетных ассигнований, учетсоответствующих расходов при формировании проекта бюджета, сбалансированностьбюджета и стабильность финансирования утвержденных программ.
Как показывает зарубежный опыт организациибюджетного процесса, формирование бюджета находится в компетенции только одногооргана исполнительной власти, если этот орган имеет сложную организационнуюструктуру и отвечает за широкий спектр задач государственного развития, как,например, Министерство экономики, промышленности и финансов Франции.
Важным фактором развития среднесрочного бюджетногопланирования является координация и повышение взаимосвязи в деятельностиорганов государственной власти. Такое взаимодействие должно предполагать обменинформацией, обеспечение соответствия программ и мероприятий, реализуемых ведомствами,целям государственной политики и решение тактических задач, не противоречащихзадачам других органов власти.
В настоящее время также существует потребность врасширении применяемых методов бюджетного планирования и разработке методологиирасчета потребности органов государственной власти и бюджетных учреждений вбюджетных ассигнованиях, необходимых для реализации их функций и задач.
 

Заключение
 
На основе всего вышесказанного,можно сделать вывод о том, что существование государства, его развитие иукрепление невозможно без профессионального управления финансами, основныминструментом которого является бюджетное планирование, в связи с этим емудолжно уделяться особое место в экономическом развитии страны.
Бюджет государства являетсяважнейшим звеном финансовой системы. Он отражает содержание процессовпроизводства и распределения общественного продукта и национального дохода,представляя собой экономическую форму образования и использования основногоцентрализованного фонда денежных средств страны, который должен определятьсязадачами социально-экономического развития.
Ключевым моментом совершенствованиябюджетного планирования должны стать:
· повышениенадежности и достоверности макро- и микроэкономических прогнозов на основедальнейшего развития государства и его субъектов;
· разработкасистемы мониторинга, которая позволит сопоставить полученные результаты спланируемыми, а также провести анализ причин их несоответствия;
· реализация мерпо усилению контроля над целевым использованием государственных денежных средств,в том числе направленных на реализацию государственных программ;
· упорядочиваниемеханизма перераспределения бюджетных средств между различными субъектами ипересмотр сложившихся отношений между бюджетами различных уровней.
Таким образом, совершенствованиебюджетного планирования способно оказать значительное положительное воздействиена функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следуетосуществлять как по отношению к внутренним межбюджетным отношениям, так и поотношению к количественным и качественным показателям самого бюджета,способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль надуровнем бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только всовокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет в мощныйстимул экономического роста, и именно бюджет позволяет аккумулироватьфинансовые ресурсы и осуществлять их использование в условиях рынка наиболееэффективно.
Списокиспользованной литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ17.07.1998): Омега-Л (ред. от 05.03.2010г.)
2. Александров И. М. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007.- 486 стр.
3. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник для вузов. – 4-еизд., перераб. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2005. — 724 стр.
4. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. / Под ред.Мацкуляка И.Д. — М.: РАГС, 2007. — 640 стр.
5. Дюбин В.В. Бюджетная система РФ. – Петрозаводск, 2003.- 118стр.
6. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы:Учебник. — М: ИНФРА-М, 2007. – 360 стр.
7. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ / Московскиймеждународный институт эконометрики, информатики, финансов и права. — М.: 2003.- 225 стр.
8. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / Под ред.М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт-Издат, 2006. — 543 стр.
9. Финансы: Учебник / Под ред. Архипова А.И., Погосова И.А. –М.: Проспект, 2009. – 640 стр.
10.  Финансы: Учебник / Под ред. проф. Грязновой А.Г., проф. Е.В.Маркиновой. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 504 стр.
11.  Финансы: Учебник / Под ред. Ковалева В.В. – М.: Проспект,2007 – 636 стр.
12.  Финансы: Учебник/ под ред. Литовченко В.П. – М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. – 724 стр.
бюджетныйпланирование рынок реформирование

Приложение 1.
 
Сводный финансовый балансДоходы Расходы
1. Прибыль
2. Налог на добавленную стоимость и акцизы
3. Подоходный налог с физических лиц
4. Налоги на имущество
5. Средства для образования Фонда социального страхования. Пенсионного фонда. Фонда страховой медицины и Фонда занятости
6. Средства других бюджетных целевых фондов
7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы
8. Амортизационные отчисления
9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи госимущества
10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности
11. Прочие доходы
Итого доходов
1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)
2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы
3. Государственные дотации
4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации
5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)
6. Расходы на науку за счет бюджета
7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов
8. Расходы на оборону
9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)
10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)
11. Расходы по внешнеэкономической деятельности
12. Расходы на образование резервных фондов
13. Прочие расходы
Всего расходов


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.