Содержание
Введение
Глава 1. Специфика финансов предприятий сельского хозяйства
Глава 2. Состояние финансов сельского хозяйства
Глава 3. Пути выхода сельскогохозяйства из кризиса
Заключение
Литература
7
Введение
Сельское хозяйство имеетстратегическое значение для национальной экономики, так как обеспечиваетпродовольственную безопасность страны, а наличие существенного количестваубыточных организаций сельского хозяйства вызвало необходимость осуществленияих финансового оздоровления, в целях обеспечения развития агропромышленногокомплекса страны.
Опережающий рост цен напромышленную продукцию и услуги, приобретаемые сельскохозяйственнымиорганизациями, по сравнению с ценами на их продукцию, является причинойразличий в уровне рентабельности, оплаты труда, технической оснащенностиотраслей, что приводит к низкой конкурентоспособности и убыточности отрасли. Сначалом радикальных реформ в 1990-е годы резко уменьшились объемы производствасельскохозяйственной продукции, снизился уровень продовольственной безопасностиРоссии, и возникла проблема финансового оздоровления сельскохозяйственныхорганизаций, увеличения государственной поддержки аграрной сферы.
В целях улучшения экономическойситуации, сокращения количества банкротств сельскохозяйственных организацийРоссийской Федерации были приняты государственные меры по финансовомуоздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей. В последние годы былиприняты нормативно-правовые акты, федеральные целевые программы, приоритетныенациональные проекты по развитию сельского хозяйства. Принятие Федеральногозакона от 9 июля 2002 г. № 83-Ф3 «О финансовом оздоровлениисельскохозяйственных товаропроизводителей» оказало положительное влияниена финансы организаций сельского хозяйства. В то же время не были определеныинструменты выхода из кризисного состояния. Вследствие этого возникла научная ипрактическая необходимость исследования форм и методов финансового оздоровлениясельскохозяйственных организаций, подтверждающая актуальность курсовой работы.
Объектами исследования даннойработы являются состояние финансов сельского хозяйства и методы егооздоровления. Основными задачами финансового оздоровления являютсяпредотвращение ликвидации, реструктуризация задолженности, восстановлениеплатежеспособности, обеспечение долгосрочной финансовой устойчивостисельскохозяйственной организации. Финансовое оздоровление сельскохозяйственныхорганизаций имеет особую специфику вследствие высокой зависимости финансовыхрезультатов их деятельности от стихийных природных явлений, существующегодиспаритета цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию,продолжительной оборачиваемости капитала из-за длительного производственногоцикла и сезонного характера работ.
Целями курсовой работы являютсяисследование состояния финансов сельского хозяйства и путей его улучшения.
Работа основывается наисследовании отечественной литературы, периодических изданий и нормативныхактов.
Глава 1. Специфика финансов предприятий сельскогохозяйства
Особенностисельскохозяйственного производства состоят в том, что оно имеет дело с живымиорганизмами — животными и растениями. Использует в процессе труда землю вкачестве главного, ничем незаменимого средства производства.
Эти особенности можно объединитьв следующие группы:
1. Природно-климатические иестественно-биологические:
почвенно-климатическиеособенности определяют зональную специализацию, длительность рабочих периодов впроизводстве, различия в продуктивности и доходности хозяйства, дифференциациюв себестоимости и рентабельности продукции;
погодные условия влияют на времяпроведения и темпы работы, объем и качество продукции, что вызываетнеобходимость создания натуральных и денежных страховых и резервных фондов;
природный,естественно-биологический цикл развития растений и животных определяеткругооборот финансовых ресурсов (от урожая к урожаю), а необходимостьконцентрации материальных, денежных и трудовых ресурсов к определенным периодамобеспечивается кредитами банков.
2. Технологические иорганизационные:
из-за сочетания в сельскомхозяйстве двух взаимодополняющих отраслей — растениеводства и животноводстваосуществляется раздельное планирование, учет и организация;
наличие внутрихозяйственногооборота большей части сельскохозяйственной продукции необходимо для обеспечениянепрерывности производственного цикла.
3. Социально-экономические:
по праву собственности всельском хозяйстве функционируют государственные, частные и кооперативные предприятиядвух относительно однородных групп: предприятия акционерного и кооперативноготипов.
Первые представлены акционернымиобществами (открытого и закрытого типов) и товариществами различных видов,вторые — колхозы, сельскохозяйственные производственные кооперативы иколлективные сельскохозяйственные предприятия. Растет число негосударственныхсельскохозяйственных предприятий различных организационно-правовых форм. Появилсясектор крестьянских (фермерских) хозяйств.
Планирование, учет икалькулирование издержек производства в сельском хозяйстве осуществляется сучетом того, что сельскохозяйственный год охватывает периоды, относящиеся кдвум календарным годам и при определении себестоимости затраты календарногогода распределяются между продукцией этого и будущего годов. Такжесебестоимость из-за сезонного характера работ исчисляется не только по видампродукции, но и по видам работ.
Планирование себестоимостиосуществляется в следующей последовательности:
сначала определяются затраты повидам работ на 1 га посева и на голову скота;
затем с учетом урожайности ипродуктивности определяется себестоимость отдельных видов продукции. При этомучитываются такие технико-экономические факторы как:
технический уровень имеханизация производства;
проведение мероприятий поулучшению плодородия земель и качества производственных ресурсов (машин,оборудования, скота, семян, кормов, удобрений и др.);
изменение цен на материальныересурсы и основные средства;
применение прогрессивных форморганизации труда и его оплаты.
При планировании себестоимостирассчитывают следующие показатели: себестоимость всей продукции, себестоимостьединицы продукции, затраты на 1 рубль валовой (товарной) продукции. Существеннымэлементом затрат на производство во всех отраслях сельского хозяйства являетсязаработная плата. Формы и системы оплаты труда тесно увязываются с конечнымирезультатами работы. Затраты, связанные с материальными ценностями, включаемымив себестоимость продукции, планируются по отдельным видам: корма, семена ипосадочный материал, удобрения и др. В элемент прочих затрат включаются такиеспецифические затраты, как затраты на подстилку для животных, затраты поограждению ферм и др. Совокупность затрат на производство и реализациюпродукции составляет ее полную себестоимость.
Затраты сельскохозяйственныхпредприятий возмещаются из выручки от реализации, которая поступаетнеравномерно и поэтому финансовый результат хозяйственной деятельностисельскохозяйственных предприятий можно определить только в конце года.
Разность между валовой денежнойвыручкой и полной себестоимостью продукции образует прибыль, отражающуюпревышение доходов над расходами. В практике различают общую (валовую) прибыльсельскохозяйственных предприятий, характеризующую общий результат деятельности,от реализации (по видам производств и продукции, работ, услуг) и отвнереализационных операций.
Структура основных средств, какизвестно, зависит от отраслевых особенностей, местоположения предприятия, егоразмера, технического уровня и формы организации производства.
Особенности структуры основныхсредств сельскохозяйственного назначения:
наряду со средствами труда,являющимися продуктами предшествующей индустриальной деятельности,функционируют также специфические средства труда — разные виды животных имноголетних насаждений, — в которых также воплощен прошлый труд людей,принимавших участие в уходе за ними, выращивании и т.д.;
стоимость специфических основныхсредств (животных, многолетних насаждений) в процессе использования доопределенного периода не только не уменьшается в отличие от машин,оборудования, зданий и др., но даже возрастает.
Эта специфика накладываетотпечаток на их воспроизводство. Если все прочие основные средства могутнаходиться в эксплуатации непрерывно вплоть до изнашивания, то, например, многолетниенасаждения в течение года функционируют лишь в пределах вегетационного периода.
Особенности функционированияоборотных средств сельскохозяйственного производства:
потребность в оборотныхсредствах в сельскохозяйственном производстве неравномерна в разные периодагода, т.к рабочее время меньше времени производства, которое продолжается подвоздействием природных сил;
значительная часть оборотныхсредств формируется в натуральной форме (семена, корма, органические удобрения,молодняк животных), минуя денежную фазу кругооборота капитала;
такие важные составные ихэлементы как семена, а в ряде случаев и посадочный материал, корма,органические удобрения и т.п., постоянно возобновляются в процессе кругооборотаза счет собственного производства. Поскольку данные виды оборотных средств непоступают в реализацию, а остаются в сфере производства на следующийпроизводственный цикл, то это влияет на их величину, продолжительность оборотаи порядок нормирования. Так, норматив по семенам должен отражать полную потребностьв них предприятия, объединения для ярового сева, а в зонах, где озимый севпроизводится до уборки, — и запасы семян. По кормам норматив собственныхоборотных средств устанавливается только в пределах страхового фонда, так каквесь сезонный запас покрывается банковским кредитом.
Правильное сочетание собственныхи заемных источников формирования оборотных средств обеспечивает максимальнуюэффективность денежных ресурсов сельскохозяйственных предприятий, поэтому вкачестве источников создания и пополнения используются собственные иприравненные к ним средства, а также банковские кредиты и ссуды. Банковскиекредиты могут быть использованы на покрытие сезонных затрат производства, наобразование товарно-материальных ценностей и на внутригодовой недостатоксобственный средств.
Эффективность использованияоборотных средств зависит от:
своевременной поставки продукции;
сокращения запасов продукции вготовом виде;
оплаты в положенные сроки счетовпоставщиков;
ликвидации задержек вдокументообороте по расчетам;
внедрения научно-обоснованныхнормативов расхода семян и кормов, горючего и смазочного материалов,электроэнергии, минеральных удобрений и т.д.Глава 2. Состояние финансов сельского хозяйства
В 2006 году общий объём валовойпродукции сельского хозяйства на предприятиях всех категорий вырос на 2,8%. Полученыхорошие производственные показатели по отдельным отраслям растениеводства — валовойсбор зерна составил более 78,4 млн. т. Сохранён экспортный потенциал зерна — около10 млн. т. Впервые было получено более 3,6 млн. т. кукурузы на зерно, почти 30млн. т. сахарной свеклы, 6,7 млн. т. подсолнечника. Были расширены посевныеплощади зерновых и бобовых культур, общие посевы которых занимают свышеполовины посевной площади сельскохозяйственных культур. На долю зернаприходится около 28% стоимости валовой продукции растениеводства. В выручке отреализации продукции растениеводства зерно составляет около 56%, а в общейвыручке от продажи сельского хозяйства — почти пятую часть. Производствопродукции основных сельскохозяйственных культур в 2006 году было выше, чем всреднем за пять предшествующих лет.
Определённые успехи достигнуты вотдельных отраслях животноводства. За 2006 год производство скота и птицы наубой в живом весе в хозяйствах всех категорий составило 7,9 млн. т., что на 4,6%больше соответствующего периода 2005 года, молока — 31,1 млн. т. (больше на 0,6%).Производство свиней на убой возросло на 8,7%, птицы на 14,7%. Продолжается ростмолочной продуктивности коров и яйценоскости птицы.
Динамично развивались многиеотрасли пищевой и перерабатывающей промышленности. Перерабатывающие предприятияначали активно включаться в сельскохозяйственного производство с целью созданияустойчивой сырьевой базы. В результате индекс физического объёмапроизводственной продукции в 2006 году составил 10,3% к уровню 2005 года. Вмясной и молочной отраслях расширился ассортимент и увеличился выпуск продукциипользующейся повышенным спросом населения.
Приход в отрасль эффективныхинвесторов и предпринятые меры государственной поддержки вызвали ростинвестиций в основной капитал предприятий АПК. С учётом национального проектаони увеличились в 2006 году до 249 млрд. руб., в 2005 году — 160 млрд. руб. Доляприбыльных организаций возросла с 58% до 68%.
Вместе с тем, наряду симеющимися положительными тенденциями, в сельском хозяйстве сохраняется рядсистемных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли. АПК России внастоящее время находится в кризисном состоянии. Основными проблемами АПКявляются: спад производства, сокращение посевных площадей, поголовья скота, чтопроизошло в результате неустойчивости производственно — хозяйственных связей,инфляции, удорожание кредитных ресурсов, сокращение государственногофинансирования, снижения покупательской способности потребителейсельскохозяйственной продукции, роста неплатежей между предприятиями идиспаритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию; неудовлетворительноесостояние сельскохозяйственных земель. Если в 2005 году цены на сельскохозяйственнуюпродукцию выросли на 9,6%, то на промышленную — на 15,7%. Аналогичная ситуациясохранилась и в 2006 году. Так цены на реализованную сельскохозяйственнуюпродукцию по сравнению с 2005 годом увеличились на 10%, а на промышленную — на21%. Диспаритет цен ещё более углубился. В результате, ежегодно из сельскогохозяйства изымается до 80 млрд. руб. В последние годы практическиприостановлены работы по повышению плодородия почв и мелиорации земель,осушению и орошению земель, сократились показатели применения органических иминеральных удобрений, что послужило усилению процесса деградации почв. Медленноразвивается инфраструктура земельного рынка, не создана система информационногообеспечения и разъяснительной работы, что создаёт возможность теневого оборота.За последние годы резко сократился уровень среднедушевого производства зерна. Всовременной ситуации Россия уже не обладает достаточными финансовымивозможностями для закупки необходимого количества зерна, а снижение зерновогоимпорта восполняется увеличением размера закупок готовых продуктов питания. Ситуацияв животноводстве оказалась ещё хуже, чем в растениеводстве, Отечественноеживотноводство обеспечивает не выше 50% потребности населения страны в молоке имясе.
Невысокая производительностьтруда не позволяет обеспечить достойный уровень жизни занятым в отраслиработникам. Среднемесячная зарплата в сельском хозяйстве составляет 4904 руб.,или 36% общероссийского уровня. За чертой бедности находится более 40%сельского населения. Уровень занятости сельского трудоспособного населениясоставляет 65,6%. Среди сельских безработных удельный вес молодёжи в возрастедо 30 лет составляет 45%. Демографическая ситуация в сельской местностиостаётся тяжёлой. Продолжается отток квалифицированной, экономически активнойчасти населения в города. Во многом это обусловлено недостаточным уровнемпредоставляемых социальных услуг. Выявлено, что дальнейшее снижениепроизводства в аграрном секторе экономики, разрушение общественногопроизводства тесно связано с качеством жизни сельского населения, одним изпоказателей которого является уровень денежных доходов сельскохозяйственныхработников. Усиливается несоответствие между численностью сельского населения игромадными размерами территорий, что выражается в обезлюдении села. Уровеньбедности на селе снижается крайне медленно, а разрыв по этому показателю междугородом и селом увеличивается. Снижается уровень квалификации сельских кадров. Интенсивноидёт процесс старения всех категорий работников, занятых в сельскохозяйственномпроизводстве. Продолжаются процессы деградации социальной сферы села. Медленнымитемпами развивается фермерский сектор. Крестьянские (фермерские) хозяйства,занимая свыше 11% общей площади пашни, производят немногим более 3,9% валовойпродукции сельского хозяйства. Свыше половины всего объёма сельскохозяйственнойпродукции (51%) производится в личных подсобных хозяйствах населения, то есть вмелкотоварном секторе.
Одной из причин низкойэффективности сельского хозяйства является высокий физический и моральный износосновных средств. Нехватка свободных денежных средств не позволяет большинствупредприятий проводить полноценную техническую и технологическую модернизациюосновных фондов. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства составляетвсего 4% общего объёма инвестиций в экономику, что в 4,5 раза меньше, чем в1991 году. Основным источником финансирования продолжают оставаться собственныесредства предприятий. В результате износ основных фондов в АПК достиг 80%. По-прежнемуощущается нехватка «длинных» ресурсов для капитальных инвестиций.
Сохраняется дефицит техники. Одновременно,вследствие недостатка платёжеспособного спроса, слабо развиваетсясельскохозяйственное машиностроение. Почти полное разрушениесельскохозяйственного машиностроения (свыше 75% парка составляют старые машины,что делает современную и качественную уборку урожая практически невозможной). Средняяобеспеченность комбайнами и тракторами в расчёте на единицу обрабатываемойплощади в России отстаёт от соответствующих показателей Канады и Германии внесколько раз, нагрузка на основные виды техники в России значительно выше, чемв этих странах. Обеспеченность основными видами сельскохозяйственной техникисоставляет около 50% от технологически необходимой. Коэффициент выбытиятракторов превышает коэффициент обновления в 5 раз, зерноуборочных комбайнов — в3 раза, кормоуборочных — в 3,5 раза. В результате такой интегральныйпоказатель, как энергообеспеченность в сельском хозяйстве, оказался в 2-4 разаниже аналогичных показателей развитых стран, а энергозатраты выше в 2-3 раза. Такжесуществуют проблемы в обеспечении ГСМ из-за финансового состояниясельхозпроизводителей и их низкая платёжеспособность, а также опережающий ростцен на нефтепродукты, по сравнению с ценами на сельскохозяйственную продукцию.
Проведённый специалистамиминистерства совместно с учёными Россельхозакадемии анализ показал, что всельском хозяйстве используются в основном устаревшие технологии. Так, напримере использования интенсивной технологии производства озимой пшеницы видно,что для осуществления 16 технологических операций из 474 видов применяемыхсельскохозяйственных машин мировому уровню соответствует только 50%. Этоприводит к увеличению производственных затрат и уменьшению производительности на30%, к низкой урожайности зерновых культур (18-19 ц/га). Из-за технологическогоотставания и недостаточной обеспеченности техникой ежегодно на полях остаётсядо 14% выращенного урожая, ещё до 11% — теряется из-за несовершенства техники. Поэтим причинам из года в год сокращается рынок для отечественных производителей.
Импортные закупки продовольствияи сельскохозяйственного сырья в 2006 году возросли на 20%, до 21,6 млрд. долл. Примерно60% сельскохозяйственной продукции по импорту поставляется странами ЕС, США иКанадой, где уровень поддержки сельского хозяйства в расчёте на гектар пашни от20 до 40 раз выше, чем в России. По данным Федеральной таможенной службы, запервое полугодие 2007 года в страну импортировано продовольственных товаров насумму около 10 млрд. долл. Основными потребителями импортного продовольствияявляются крупные города. В тоже время, вместе с растущим расслоением подоходам, всё более значительной части российского населения не обеспечен дажевесьма скромный уровень потребления продуктов питания. В сложившейся ситуациизначительная часть сельскохозяйственных организаций обанкротилась, следствиемчего стали сокращение производства продукции, потеря рабочих мест, уход из селаквалифицированной рабочей силы, резкое ухудшение демографической ситуации,исчезновение десятков тысяч деревень.Глава 3. Пути выхода сельского хозяйства из кризиса
Без развитого сельскогохозяйства и прогрессивного АПК позитивное развитие экономики и повышениеблагосостояния общества невозможно. Решение проблемы вывода АПК из кризисногосостояния требует проведения последовательной продовольственной политики,которая включала бы ряд основных стратегических направлений:
стимулирование развитияотечественного сельского хозяйства, что в первую очередь потребуетопределённого перераспределения национального дохода в пользусельскохозяйственных производителей;
придание аграрной реформеосновной целевой функции — рост производства;
внесение коррективов всоциальную политику.
Каждая из этих проблем требуетсерьёзных мер своего решения. Прежде всего, необходимо приостановить падениесельскохозяйственного производства, затем должен наступить этап стабильногоразвития и, наконец, последовательный рост. Для этого требуется, прежде всего,установление более благоприятного ценового климата для сельскохозяйственного ипредоставление прямых государственных субсидий на основные видысельскохозяйственного производства. Большинство сельскохозяйственныхпредприятий из-за быстрого сокращения производственного потенциала требуетсерьёзной финансовой поддержки со стороны государства даже для достижениястадии равновесия, не говоря уже о последовательном развитии. Аграрная политикадолжна быть ориентирована на устойчивость и рост производства с учётомопасности его возможного спада. При этом необходимо стимулировать все формыхозяйствования, которые обеспечивают наиболее эффективное использованиересурсов и прирост производства сельскохозяйственной, в особенности товарнойпродукции.
Перемены, которые могут обеспечитьболее высокую динамику развития экономики и социальной сферы села увязываются спринятым Законом «О развитии сельского хозяйства. В Законе чётко изложенасущность государственной аграрной политики и определены её цели: повышениеконкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и качествапродовольственных товаров; формирование эффективно функционирующего рынкапродукции, сырья и продовольствия, способствующего повышению доходностисельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе оплаты труда работников,занятых в сельском хозяйстве; обеспечение устойчивого развития сельскихтерриторий; повышение занятости сельского населения и уровня его жизни; созданиеблагоприятного инвестиционного климата и увеличение объёма инвестиций в сфересельского хозяйства; сохранение и воспроизводство используемых для нуждсельского хозяйства природных ресурсов; наблюдение за индексами цен насельскохозяйственную и промышленную продукцию, используемуюсельскохозяйственными товаропроизводителями для поддержания паритета цен. Нафинансирование АПК из бюджета субъектам федераций будут предоставлятьсясубсидии в порядке, определённом правительством. При этом законодательноустановлено, что средства федерального бюджета имеют целевое назначение и немогут быть израсходованы на другие нужды. „Государственная программаразвития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственнойпродукции, сырья и продовольствия“ подготовлена Министерством сельскогохозяйства РФ и разработана сроком на хозяйства, источники их финансовогообеспечения и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий. Такаяпрограмма утверждена на первые пять лет правительством 12 июля 2007 года. Такимобразом, впервые появились обязательства федерального правительства надолгосрочную перспективу. В программе определены пять основных разделов; устойчивоеразвитие сельских территорий; создание общих условий функционирования сельскогохозяйства; развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства; достижениефинансовой устойчивости сельского хозяйства; регулирование рынкасельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Каждый раздел изложенпо следующей схеме: цель — задачи — количественно измеряемые целевые индикаторы- механизм реализации, включая состав участников, выделяемые финансовые ресурсыи условия их получения сельскохозяйственными товаропроизводителями. Составнойчастью программы стали утверждённые ранее Правительством РФ федеральные целевыепрограммы: „Социальное развитие села до 2010 года“, „Сохранениеи восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения иагроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 гг.“ исогласованные с Министерством экономического развития и торговли РФведомственные целевые программы.
Интеграция России в мировую экономикудолжна идти таким путём, который бы не разрушал аграрный сектор, представляявнутренний рынок для собственного производителя. Здесь необходимо, преждевсего, сохранение полных суверенных прав государства по внешнеторговому иценовому регулированию. Высокая зависимость внутреннего рынка, например, отимпортных поставок мяса, послужила одной из основных причин разработкиприоритетного национального проекта „Развитие АПК“. Над выполнениемэтого проекта в 2006 году работала Межведомственная рабочая группа с участиемпредставителей аграрной науки. По направлению „Ускоренное развитиеживотноводства“ участниками проекта стали 1317 объектов. Они получили 53,1млрд. руб. кредитных ресурсов. ОАО „Росагролизинг“ поставилсельскохозяйственным производителям 50,2 тыс. голов крупного рогатого скота иоборудование для создания 78,7 тыс. скотомест. По направлению „Стимулированиемалых форм хозяйствования а АПК“, по оперативным данным, создано 2124сельскохозяйственных потребительских кооперативов всех видов. За истекший годмалыми формами хозяйствования привлечено в АПК более 40 млрд. руб. кредитов. Понаправлению „Обеспечение доступным жильём молодых специалистов“ введено713,8 тыс. кв. м. жилья для 12,3 тыс., молодых семей и специалистов. В рамкахконсолидированного бюджета (86,2 млрд. руб.) по Минсельхозу России иподведомственным ему Россельхознадзору и Рыболовству в 2007 году увеличенаподдержка по следующим направлениям: на развитие племенного животноводства — 1,3млрд. руб.; с северного оленеводства и табунного коневодства — 250 млн. руб., атакже овцеводства — 300 млн. руб.; на компенсацию части затрат по страхованиюсельскохозяйственных культур — до 3,4 млрд. руб. (больше чем в 2006 году на17,4%); финансирование по разделу „Образование“ до 12 млрд. руб. (большена 27%); на проведение противоэпизоотических мероприятий — 2,3 млрд. руб. (большена 52%).
Предполагается, что темпы ростав сельском хозяйстве будут возрастать более чем на 4%, а в животноводстве — на5%. Прогнозируется оживление инвестиционного процесса, что позволит, вчастности, повысить коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственнойтехники. Вырастет энергообеспеченность отрасли при существенном увеличенииприменения ресурсосберегающих технологий, что будет способствовать ежегодномувовлечению в хозяйственный оборот примерно 350-400 тыс. га неиспользуемыхсельскохозяйственных угодий. Вместе с тем выполнению прогнозных темпов развитиясельского хозяйства на 2008-2010гг. могут препятствовать проявления системныхрисков, которые обусловлены воздействием негативных факторов, и имеющиеся ваграрном секторе социально — экономические проблемы. Ситуация может обостритьсяи со вступлением России в ВТО. Нельзя забывать, что отечественные производителисельскохозяйственной продукции зачастую конкурируют на внутреннем рынке ссубсидированным импортом, и прежде всего из стран ЕС. Если сравнить уровеньгосударственной поддержки в России с зарубежным, то он один из самых низких изразвитых стран.
Наряду с экономическойподдержкой российского товаропроизводителя в рамках разрешённых ВТО мернеобходимо отменить страновый механизм квотирования импорта продукции. Всложившейся ситуации пока не созданы равные условия для российского сельскогохозяйства по сравнению с европейскими и американскими конкурентами, что создаётугрозу для продовольственной безопасности страны. Однако при вступлении в ВТОмогут быть получены определённые преимущества для АПК: открытие новых рынковдля экспортёров на основе распространения режима наибольшегоблагоприятствования в торговле и признания рыночного статуса российскойэкономики; возможность влияния на сокращение субсидированного импорта иззарубежных государств; рост ассортимента товаров и услуг на внутреннем рынке; улучшениеинвестиционного рейтинга страны; повышение конкурентоспособности национальнойэкономики.
Необходимо выявить и реализоватьи другие всесторонние меры по выводу из кризиса АПК:
Создание системы кредитованияотрасли, в т. ч. организация льготного кредитования и функционированияипотечных банков;
За годы реформ в стране так и несоздана рыночная система кредитования сельскохозяйственных производителей. Вместоэтого действует множество фрагментарных полугосударственных — получастныхдорогостоящих и низкоэффективных программ на федеральном и, особенно,региональном уровне. Основная доля сельскохозяйственной продукции сбывается врамках бартерных схем. Система кредитования должна строиться на созданиикомфортных условий для кредитования сельского хозяйства частными банками исельскими кредитными кооперативами, с чёткими и прозрачными схемамигосподдержки.
Создание государственной системырыночной информации;
От отсутствия такой системыстрадают, прежде всего, отечественные сельскохозяйственные производители,которые становятся объектом картельного сговора крупных торговых компаний.
Создание единого рыночногоаграрно-продовольственного пространства в стране путем развития рыночнойинфраструктуры;
Внутреннийаграрно-продовольственный рынок оказался разделен на множество слабо связанныхи нетранспарентных региональных „квазирынков“. Как справедливозамечают экономисты-аграрники, „в настоящее время сложнее экспортироватьпартию зерна из Краснодара в Вологду, чем из Греции в Финляндию“. Этосвязано как с прямыми административными ограничениями на вывоз продукции изрегионов, так и с трудностями получения необходимых лицензий и сертификатов,подтверждающих качество и безопасность каждой партии товара. Указанныепрепятствия существенно увеличивают трансакционные издержки на отечественномрынке, повышают барьеры для входа для малых и средних операторов, уводят втеневой сектор значительную долю поступающего на рынок продовольствия.
Государственное регулированиеземельных отношений, рынка земли, обеспечение более эффективного использованиясельскохозяйственных угодий, их экологической сохранности;
В условиях недостаточностифинансовых ресурсов государство должно в первую очередь направлять средства навыполнение региональных и общегосударственных программ по землеустройству имелиорации земель, известкованию и гипсованию почв, созданию почвозащитныхлесополос, обводнению территорий и внедрению почвозащитных технологий.
Прямые субсидии на капитальныевложения, развитие и поддержание аграрной науки, консалтинговых организаций,освоение и внедрение новых технологий и техники;
Разработка и внедрение новыхмашин и технологий в сельском хозяйстве открывает широкий путь для эффективногоиспользования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Только создание иосвоение новой техники и машинных технологий в сельхозпроизводстве позволит поднятькачество и конкурентоспособность отечественной сельхозпродукции. Для развитиясельского хозяйства и энергообеспечения требуется государственная поддержка,особенно при разработке и освоении энерго и ресурсосберегающих агротехнологий.
Поэтому необходимо выделить ещеодну специфическую для АПК проблему. Речь идет об охране и вовлечении вхозяйственный оборот на возвратной (коммерческой) основе перспективныхтехнологий возделывания и уборки сельхозкультур, содержаниясельскохозяйственных животных и птицы и ряда других. Это актуально еще ипотому, что предстоит преодолеть нарастающую из года в год технологическуюотсталость российского сельского хозяйства от уровня зарубежных стран.
Возмещениесельхозтоваропроизводителям потерь от стихийных бедствий и другихнеблагоприятных природно-климатических условий путем страхования имущества,урожая и животных в значительной доле за счет централизованных фондовгосударства.
Необходимое вмешательствогосударства в экономику, в производственный и социальный механизмы сельскогохозяйства требует значительных бюджетных затрат, которые, однако, себямногократно окупают. Они не только повышают доходы сельского хозяйства, но иприносят дополнительные выгоды в цепочке хранения, переработки,транспортировки, торговли и других смежных отраслях, обеспечивают странепродовольственную безопасность.
Заключение
Существует много особенностей,связанных с самой отраслью сельского хозяйства. Существенной спецификойсельского хозяйства является его самовоспроизводство. Естественные процессы,которые сопровождают сельское хозяйство, имеют достаточную протяженность вовремени. Следовательно, кругооборот средств оказывается весьма продолжительным.В сельском хозяйстве поступление доходов в течение года неравномерно. Оценитьхозяйственную деятельность и подсчитать результат можно только в конце года.
Зависимостьсельскохозяйственного производства от природных явлений вызывает необходимостьсоздания на предприятии специальных страховых и резервных фондов в денежной и натуральнойформе. Все работы, которые включаются в технологический цикл, обязательны кисполнению и имеют четкую временную привязку. Должно быть точное соблюдениевсей технологической цепочки. Это обуславливает необходимость концентрацииресурсов и средств к совершенно определенным срокам работ.
В современных условиях развитиеАПК страны происходит неоднозначно. С одной стороны имеют место положительныерезультаты: наметился рост производства в ряде отраслей, растёт количествопредприятий, работающих с прибылью. Но с другой стороны остаются и продолжаютразвиваться негативные процессы, которые преобладают над положительнымисдвигами, что в целом позволяет оценить положение в отрасли как сложное, неотвечающее задачам развития экономики. Главной негативной тенденцией в сельскомхозяйстве является сокращение всех элементов производственного потенциала, какотдельных предприятий, так и отрасли в целом. Это подвело страну к опасностипотерять продовольственную независимость.
В связи со стратегическойважностью сельскохозяйственного производства необходима государственнаяподдержка предприятий аграрной отрасли, включающая финансовые, организационные,правовые меры. Сельское хозяйство находится в таком положении, что применениеразовых мер уже недостаточно для вывода его из кризиса. Нужны кардинальныемеры, предполагающие крупные перемены. В основу аграрной политики должна бытьположена новая система преобразований.
Одним из главных аспектовпреобразований в АПК является участие государства в этом процессе. Необходимоскорейшее осуществление программы государственной поддержки агропромышленногокомплекса, целевое выделение средств из государственного бюджета, использованиефинансовых источников на местах, привлечение инвестиций, в том числе изарубежных. Решению проблем АПК будет способствовать и объединение усилийцентральной власти и регионов в виде создания фонда развития АПК за счётфедерального и местного бюджетов, а также отчислений средств бизнес — структурот получаемой прибыли в размере, определяемом администрацией региона. Рольгосударства заключается и в социально-экономическом развитии территорий,базирующемся на комплексном взаимодействии сельскохозяйственных организаций,инвесторов и органов управления АПК.
Важным направлениемпреобразований в АПК является обновление и эффективное использованиематериально-технической и технологической основы производства. В условияхсложного финансового положения наиболее приемлемым инструментом являетсялизинг, который, несмотря на все преимущества, развивается медленно.
Имеющийся природный потенциалпри условии создания надлежащих экономических условий может способствоватьвозрождению аграрного сектора. Однако в огромной степени это будет зависеть откоренного пересмотра принципов аграрной политики в сторону обеспечения приоритетаэтой отрасли экономики и создания надлежащих предпосылок его развития.
Литература
1. Апушова, Т.С. Стратегия финансового оздоровления сельскохозяйственнойорганизации [Текст] / Т.С. Апушова // Социально-экономическое развитие современногообщества в условиях реформ: Материалы Международной научно-практической конференции(10 декабря 2007 г). В 3-х частях. — Ч.1. / Отв. ред. Л.А. Тягунова. — Саратов:Издательство „Научная книга“, 2008.
2. Апушова, Т.С. Направления финансовой стабилизации функционированияпредприятий сельского хозяйства [Текст] / Т.С. Апушова, А.Г. Зеленский // Молодежьи наука: реальность и будущее: Материалы I Международной научно-практической конференции (Невинномысск,26 февраля 2008 г). Сборник в 3 томах. Т.2 — Невинномысск: НИЭУП, 2008.
3. Бандурин Р. Об эквивалентности межотраслевого обмена / Экономист,2007,№10.
4. Баутин В. „Инновационная деятельность в АПК“ // АПК — экономикаи управление. — 2005. — №8.
5. Беспахотный Г., Барышников Н. Возможности финансирования сельскогохозяйства / Экономист, 2006, №10.
6. Бунин М. „Инновационные технологии в сельском хозяйстве России“// Экономика сельского хозяйства России. — 2004. №7.
7. Емельянов А. Финансово-экономическое положение сельского хозяйства:пути оздоровления. /Экономист. 2006, №8.
8. Иохин В. Я Экономическая теория. Учебник. — М.: Юристъ. 2000.
9. Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства. С основами аграрныхрынков. Курс лекций. — М.: Ассоциация издателей. ТАНДЕМ: Издательство ЭКМОС,2002.
10. Кузнецова Э.Р. Роль и значение инвестиций в сельскохозяйственномпроизводстве /Экономика АПК Предуралья. Научно — практический журнал, 2007,№6.
11. Мухина Е. Оценка эффективности государственной поддержки агропромышленногопроизводства / Экономист, 2007,№4.
12. Николаева Т.П. Финансы предприятия / Московский государственныйуниверситет экономики, статистики и информатики, М., 2001.
13. Светлаков А.Г. Экономическая безопасность АПК / Трясцин М.М., идр. — Пермь, 2003.
14. Соловьёва Л.Ю. Региональная бюджетная поддержка сельского хозяйства/АПК: экономика, управление, 2007, №2.
15. Торопов Д. Стратегия развития сельских территорий / Экономист,2007,№10.
16. Трушин Ю. Национальный проект по АПК / Экономист, 2006, №10. ТрушинЮ. Современный подход государства к развитию АПК/ Экономист, 2007,№11.
17. Ушачёв И. Сельское хозяйство: приоритетно — целевой принцип развития/Экономист, 2007,№9.
18. Фисинин В. Концепция аграрной науки и научного обеспечения АПК/Экономист, 2007,№7.
19. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.- Киров. 2005.
20. Экономика сельского хозяйства. Под ред. И.А. Минакова. — М.: КолосС,2004.