Реферат по предмету "Финансовые науки"


Система государственных гарантий зарубежным инвесторам

Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
БФ Новосибирский Государственный Технический Университет
Образовательное учреждение высшего профессионального образования
Кафедра финансов и налоговой политики
Контрольная работа
по предмету: «Иностранные инвестиции»
На тему: Система государственных гарантий зарубежным инвесторам
Выполнил: студентка
3 курса группа 454
шифр 500245407
Герасименко И.А.
Проверил: Аксенова Н. И
2007 г.

Содержание
Введение
1. Экономическая сущность и классификация иностранныхинвестиций
2. Гарантии прав иностранных инвесторов
3.Система государственных гарантий зарубежным инвесторам
4. Инвестиционная ситуация в России
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Создание комплекса гарантий в совокупности с реальноработающим механизмом их реализации является важнейшей задачей при созданииблагоприятного инвестиционного климата в любой стране. Данный вопросприобретает особую актуальность в наше время в Российской Федерации.
Осуществляя инвестиционную деятельность в развивающихсястранах и государствах с переходной экономикой со свойственной им политическойи экономической нестабильностью, иностранный инвестор рискует тем, что в случаеизменения законодательства он может быть лишен ожидаемых финансовых результатов.Это наряду с некоммерческими рисками, введением жестких валютных ограниченийстраной-реципиентом инвестиций может быть приравнено к так называемым ползучимвидам принудительного изъятия иностранной собственности.
Таким образом, в интересах государства создать комплексгарантий, механизм их реализации, а также соответствующую «политическуюкартину», только совокупность данных факторов может способствоватьвовлечению в экономику страны долгосрочных иностранных инвестиций.
Гарантия в гражданском праве — предусмотренное законом илидоговором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое илиюридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполненииили ненадлежащем исполнении обязательства должником.
Принимающее государство гарантирует иностранному инвесторузащиту его прав и интересов, что декларируется в национальных конституциях,законах об иностранных инвестициях и многих других законодательных инормативных документах.
Целью работы является рассмотреть систему государственныхгарантий зарубежным инвесторам.
1. Экономическая сущность и классификацияиностранных инвестиций
Иностранными инвестициями являются все виды имущественных иинтеллектуальных ценностей, которые вкладывают иностранные инвесторы вхозяйствующие субъекты Российской Федерации в целях получения дохода.
Иностранными инвесторами могут быть:
иностранные юридические лица (компании, фирмы, ассоциации,правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством странысвоего местонахождения);
иностранные граждане, лица без гражданства;
международные организации.
Иностранные инвестиции осуществляются следующими способами:
долевого участия в организациях Российской Федерации;
создания организаций, полностью принадлежащих иностраннымюридическим или физическим лицам;
приобретения организаций, имущественных комплексов, зданий,сооружений, долей участия в организациях, паев, акций, облигаций и другихценных бумаг, а также иного имущества, которое в соответствии с действующим натерритории Российской Федерации законодательством может принадлежатьиностранным инвесторам;
приобретения прав пользования землей;
приобретения иных имущественных прав;
иной деятельности, не запрещенной действующим законодательствомРоссийской Федерации, включая предоставление займов, кредитов, имущества иимущественных прав.
Основными объектами иностранных инвестиций на территорииРоссийской Федерации являются: вновь создаваемые и модернизируемые основныефонды; оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства; ценныебумаги; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; права наинтеллектуальную собственность; имущественные права. Организация с иностраннымиинвестициями осуществляет в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации любые виды деятельности, отвечающие основным целям, предусмотренным вих уставе.
Иностранным инвесторам разрешено использовать получаемую имиприбыль по своему усмотрению. Т.е. осуществлять реинвестирование или хранить еена счетах в любом банке. Валютная часть прибыли может быть переведена заграницу, а на оставшуюся часть неиспользованной рублевой части прибыли можетбыть куплена валюта по рыночному курсу. Неиспользованную часть купленной валютыинвестор может свободно переводить за границу.
Деятельность иностранных инвесторов на территории РоссийскойФедерации имеет определенные ограничения. Иностранным инвесторам запрещено:
производство любого вида оружия, боеприпасов, взрывчатыхвеществ, а также ремонт боевого оружия;
изготовление и реализация наркотических, сильнодействующих иядовитых веществ;
посев, возделывание и переработка культур, содержащихнаркотические и ядовитые вещества;
переработка драгоценных металлов, радиоактивных иредкоземельных элементов;
лечение больных, которые страдают опасными инфекционнымизаболеваниями;
изготовление орденов и медалей. [1, c.48 — 56]
 2. Гарантии прав иностранных инвесторов
В России действует ряд нормативно — правовых актов, которыеобеспечивают правовой режим деятельности иностранных инвесторов. Основополагающийакт — Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях вРоссийской Федерации». Предмет регулирования этого Закона — отношения,связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов. Он нераспространяется на отношения, связанные с вложением иностранного капитала вкредитные организации, банки, страховые компании, а также на отношения,связанные с иностранными инвестициями в некоммерческие организации для достижениякаких-либо общественно полезных целей. В соответствии с положениями ч.4 ст.15Конституции РФ международные договоры являются составной частью ее правовойсистемы. Следовательно, договоры с иностранными государствами о поощрении ивзаимной защите инвестиций, а также соглашения об избежании двойногоналогообложения, ратифицированные Российской Федерацией, также служат гарантиейправ иностранных инвесторов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 9 июля 1999 г.иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объектпредпринимательской деятельности на российской территории в виде не изъятых изоборота или не ограниченных в обороте объектов гражданских прав, принадлежащихиностранному инвестору. Признак обязательности перевода капитала через границуРоссии в определении иностранных инвестиций отсутствует. Источник получениясредств при этом не имеет значения. Капитал вследствие принадлежности егоиностранному инвестору является иностранным, и реинвестирование доходов,полученных в России, в объекты предпринимательской деятельности на еетерритории признается иностранной инвестицией. Необходимо отметить, что Законот 9 июля 1999 г. регулирует не все виды иностранных инвестиций. Поэтому вопросо предоставлении гарантий по другим видам инвестиций, не входящим в предметрегулирования данного Закона, должен решаться в соответствии с международнымидоговорами.
Закон от 9 июля 1999 г. регулирует в основном прямыеиностранные инвестиции, к которым отнесены: приобретение иностранным инвесторомне менее 10% доли в уставном капитале хозяйственного общества или товарищества;вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица,создаваемого в России; осуществление на территории России иностранныминвестором финансового лизинга. С учетом положений ст.15 Конституции РФ наданные виды иностранных инвестиций распространяются гарантии, предусмотренныеЗаконом об иностранных инвестициях.
Следующим по значимости документом в данной сфере являетсяФедеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности вРоссийской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Онопределяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности,осуществляемой в форме капитальных вложений на территории России, а такжеустанавливает гарантии равной защиты прав, законных интересов и имуществасубъектов инвестиционной деятельности, независимо от форм собственности.
Необходимо отметить, что данные законы знаменуют собой новыйэтап правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации.При применении законодательства в этой сфере возникают различные проблемы. Рассмотримвопрос об одном из видов политического (некоммерческого) риска, который связанс нарушением беспрепятственного вывоза капитала. Представляется, что нарушениеэтой гарантии является скрытой формой принудительного изъятия государствоминостранной собственности.
Юридическая гарантия является разновидностью социальныхгарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства,обеспечивающие реализацию социально-экономических прав членов общества. Следовательно,юридические гарантии — правовые средства, обеспечивающие реализацию прав членовобщества. В юридической литературе гарантии подразделяются на общие испециальные. Специальные гарантии (собственно юридические) делятся на правовыеи организационные.
Для анализа гарантии права иностранных инвесторов на переводза границу законно полученных доходов необходимо взять за основу определениеспециальных (правовых) гарантий. Они отражаются в содержании норм, и основнымтребованием к ним является соответствие правовых норм общественным отношениям. Нормыправа должны адекватно отражать реальные условия жизни и соответствовать нормаммеждународного права по регулируемым вопросам и в целом не противоречитьдействующему законодательству.
Гарантия в гражданском праве — предусмотренное законом илидоговором обязательство, в силу которого какое-либо лицо (физическое илиюридическое) отвечает перед кредиторами полностью или частично при неисполненииили ненадлежащем исполнении обязательства должником.
Какова же система государственных гарантий зарубежным инвесторам?[4]3.Система государственных гарантий зарубежныминвесторам
Принимающее государство гарантирует иностранному инвесторузащиту его прав и интересов, что декларируется в национальных конституциях,законах об иностранных инвестициях и многих других законодательных инормативных документах.
Существуют следующие формы государственных гарантий.
1. Предоставление недискриминационного (национального) режимаиностранным инвесторам.
Действие национального режима — центральный вопрос. Онисходит из равных условий деятельности для иностранных и национальных инвесторови составляет основу инвестиционного регулирования большинства стран мира. Лишьв некоторых государствах, в частности США, Швеции, Австралии, Бельгии, донедавнего времени в Китае, действует РНБ. Как уже упоминалось, есть исключенияи из национального режима, и из РНБ. Поэтому целесообразно говорить овзаимосвязанном применении двух режимов. Как правило, в момент допускаиностранных инвесторов действует РНБ, призванный предоставить инвесторам однойстраны режим не менее благоприятный, чем режим допуска инвесторов другогогосударства, а для определения рамок функционирования иностранных инвестицийприменяется национальный режим, выравнивающий условия деятельности дляиностранных и национальных предпринимателей. Правда, в подавляющем большинствестран масштаб действия национального режима более широкий.
Следует сравнить оба режима с точки зрения льготности инедискримицации. Несомненно, недискриминационный характер имеет национальныйрежим, уравнивающий в правах и обязанностях иностранных и национальныхпредпринимателей. В свою очередь, РНБ требует пре доставления не худшей среды дляинвесторов из разных стран. Но при этом климат для национальных предпринимателейи иностранных инвесторов из отдельных государств (с учетом заключенныхинвестиционных договоров) может быть более благоприятным. Тем самым РНБ носитдискриминационный характер.
Таким образом, более льготным можно считать РНБ (или вотношении иностранных инвесторов из отдельных государств, или, напротив, вотношении национальных предпринимателей), тогда как национальный режим неявляется льготным.
2. Защита от возможной экспроприации, национализации или инойформы утраты иностранной собственности.
Центральным элементом системы государственных гарантий иностранныминвесторам является защита от возможной экспроприации, национализации или инойформы утраты иностранной собственности. Как правило, эта норма записана в национальныхконституциях, специальных законах об иностранных инвестициях.
Меры по обеспечению выполнения гарантий защиты прав инвесторовзависят от уровня коррупции в принимающей стране, от эффективности правовой исудебной системы и др. Источники правовой защиты инвесторов различаются вразных странах в зависимости от действующей системы права.
В государствах с общей системой права (Великобритания, США,Канада, Австралия, Новая Зеландия, многие африканские страны, Юго-ВосточнаяАзия) инвестиционные права защищаются наиболее жестко. Во Франции, Испании и ихбывших колониях, входящих во французскую систему гражданского права, — внаименьшей степени. Промежуточное положение занимают две другие группы — системагерманского гражданского права (Германия, страны, входящие в романо-германскуюязыковую группу, отдельные страны Восточной Азии) и система скандинавскогогражданского права. При этом есть различия и между этими правовыми системами. Вчастности, в германской группе более жесткая защита интересов кредиторов иболее мягкая — акционеров
3. Беспрепятственный перевод прибыли и других видов доходовза рубеж.
Еще одной формой государственных гарантий иностранным инвесторамявляется, как правило, беспрепятственный перевод прибыли и других видов доходовза рубеж. Однако в чрезвычайных случаях развивающиеся страны и государства спереходной экономикой могут на время ограничивать перевод иностранных доходов встрану капитала, что предусматривается в двусторонних соглашениях о взаимнойзащите и поощрении иностранных инвестиций. В последних также оговариваютсяразновидности чрезвычайных обстоятельств, например, хронический дефицит платежногобаланса.
4. Введение «дедушкиной оговорки» для защитыинвестора при принятии в будущем законодательных актов, ухудшающих его положение.
Для этого в течение регламентированного законодательствомсрока действуют прежние нормативные акты, имевшие силу на момент вложенияинвестиций.
5. Определение порядка разрешения инвестиционных споров.
При возникновении спорных вопросов, как правило, стороныприбегают к переговорам, а в случае их провала обращаются в арбитражный судпринимающего государства (вместе с тем может быть предусмотрена возможностьобращения в независимый международный судебный орган).
Другой возможный путь разрешения инвестиционных споров — обращениев Международный центр по разрешению инвестиционных споров, функционирующий врамках Международной конвенции по раз решению инвестиционных споров. Конвенциябыла подписана в 1965 г. в Вашингтоне. Центр входит в группу Всемирного банка ираспространяет свои нормы на спорящие стороны, если хотя бы одна из нихявляется страной-подписантом. [2, c, 67 — 69]
В целом права инвесторов гарантируются во всех странах, чтоявляется существенным элементом инвестиционного климата. Но степень защитыможет несколько различаться в зависимости от действующей системы права.
Основными направлениями создания рыночного законодательствапри регулировании инвестиционного процесса в России должны быть:
изменение налоговой политики и системы в целом;
изменение системы ценообразования продукции или услуг,предназначенных для использования внутри страны или при ее реализации наэкспорт;
обеспечение государственной гарантии производителей ипотребителей продукции или услуг;
создание благоприятного климата финансирования из бюджета;
формирование правовой базы для эффективного обращения ценныхбумаг;
создание нормальных условий для денежного обращения;
стимулирование организаций по использованию прибыли иамортизации в инвестиционных целях.4. Инвестиционная ситуация в России
До настоящего времени в России не получил развития способпривлечения инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции. Такойспособ широко применяется в других странах и, в первую очередь, для привлеченияинвестиций в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использованиегосударственной земли. Утвержденный Президентом Указ «О соглашениях, оразделе продукции» в декабре 1995 г. до настоящего времени не применяетсяна практике в связи с отсутствием механизма его реализации. Так и не принятзакон, устанавливающий перечень месторождений в России, к которым можетприменяться закон «О соглашениях, о разделе продукции».
При отсутствии закона о СЭЗ уже созданные свободныеэкономические зоны («Находка» в Приморье, «Янтарь» вКалининградской области) работают практически в правовом вакууме. Такоеположение дел приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей,что в конечном итоге затрудняет привлечение иностранных инвестиций.
Анализ структуры уже привлеченных реальных иностранныхинвестиций показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Значительнаядоля реальных инвестиций направляется в экспортно-ориентированные отрасливключающие добычу нефти, горнодобывающую промышленность, либо в сверхприбыльныепроекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговлятелекоммуникации, строительство офисных и частных зданий в крупных городах). Такой«отраслевой» перекос в значительной мере отражает реальное положениеРоссии в системе международного разделения труда. Россия в настоящее времявыступает на мировом рынке, в основном как экспортер сырьевых ресурсов ипродуктов первого передела и как импортер высокотехнологичной иностранной продукции,рассчитанной на высокий потребительский спрос.
Помимо «отраслевого» перекоса реальных иностранныхинвестиций имеется налицо их неравномерное территориальное вложение. Большаячасть инвестиций направляется в регионы с развитой торговой транспортной иинформационной инфраструктурой и высоким потребительским спросом (Москва иобласть, Санкт-Петербург, Приморский край), либо в регионы с высокой плотностьюэкспортно-ориентированных предприятий топливно-энергетического комплекса (Тюменская,Томская, Омская, Самарская, Нижегородская области Татарстан).
Тенденция к неравномерному отраслевому и территориальномураспределению реальных иностранных инвестиций в сочетании с их незначительнымдля экономики России в целом заставляет сделать вывод о практически маргинальнойроли прямых иностранных инвестиций в России. Иностранные инвестиции, неоказывая почти никакого значительного воздействия на развитие национальногохозяйства России, играют сейчас роль «катализатора» роста лишь внескольких узких секторах производства, ориентированных, в первую очередь, назарубежный спрос. Развитие этой тенденции (даже при количественном ростеиностранных инвестиций) может привести к так называемой «венесуэлизации»российской экономики — структуре национального хозяйства, при которой налицоослабление связей и глубокий технологический разрыв между передовымиэкспортно-ориентированными отраслями, в значительной мере контролируемымииностранным капиталом (топливно-энергетический комплекс, деревообработка,нефтехимия, горная промышленность, металлургия и обслуживающая эти отраслиинфра структура).
Избежать этой тенденции и добиться существенногоколичественного увеличения реальных иностранных вложений в российскую экономикуможно только путем выработки комплексной государственной программы попривлечению иностранных инвестиций. Учитывая опыт многих зарубежных стран, вчисло необходимых для России мер в этом направлении должны войти:
создание реально действующей системы льгот для иностранныхинвесторов в отдельных отраслях и регионах (в частности, реализация механизмараз дела продукции и создание реально действующих свободных экономических зон);
четкое разграничение собственности между хозяйствующимисубъектами, а также между федеральными и местными властными структурами;
создание стабильного экономического и внешнеторговогозаконодательства, включая нормативную базу по концессиям и разделу продукции;
снижение налогового бремени и упрощение структуры налогов;
введение частной собственности на землю;
создание механизмов страхования иностранных инвестиций.
Следует отметить, что в настоящее время реализацияперечисленных выше мер представляется делом отдаленного будущего. Этот фактор вусловиях высокой конкуренции со стороны других стран мира за привлечениезарубежных инвестиций не позволяет ожидать существенного количественного ростаи изменения структуры реальных иностранных инвестиций в Россию в ближайшембудущем, хотя определенный рост и может наблюдаться.
Другим направлением вложения иностранного капитала вэкономику России является приобретение финансовых инструментов на рынкесвободно обращающихся ценных бумаг. Целью финансовых инвестиций являетсявложение средств инвесторов в ценные бумаги наиболее прибыльно работающихорганизаций, а также в ценные бумаги, эмитируемые государственными и местнымиорганами власти с целью получения максимального дохода на вложенные средства. Привлечениеиностранных финансовых инвестиций также является для российской экономикидостаточно сложной задачей. С помощью средств зарубежных финансовых инвесторов возможнорешение следующих экономических задач:
пополнение собственного капитала российских организаций вцелях долгосрочного развития путем размещения акций российских акционерныхобществ среди зарубежных финансовых инвесторов;
аккумулирование заемных средств российскими организациямидля реализации инвестиционных проектов путем размещения среди финансовыхинвесторов долговых ценных бумаг российских эмитентов;
пополнение федерального и местных бюджетов субъектов РФчерез размещение среди иностранных инвесторов долговых ценных бумаг;
возможность реструктуризации внешнего долга РФ с помощью егоконвертации в государственные облигации и последующим размещением их средииностранных инвесторов.
Но, как показывает практика прошлых лет, в настоящий моментиностранные финансовые инвестиции в акции промышленных организаций не играютдля российской экономики значительной положительной роли. Причина этого лежитне в природе этих инвестиций, а в том положении на российском рынке капиталов,которое создалось в результате общего экономического кризиса и проведенияприватизации. В связи с этим регулирование рынка капиталов и приведение его всоответствие с нормальной мировой практикой является важнейшим фактором дляпривлечения финансовых вложений из-за рубежа и их включения в российскийинвестиционный процесс. Главными задачами, стоящими в этой связи передроссийскими властями и организациями являются:
создание стабильной и всеобъемлющей нормативно-правовойбазы, регламентирующей выпуск ценных бумаг российскими организациями и порядоких обращения на фондовом рынке;
правовое обеспечение прав акционеров и владельцев иныхкорпоративных ценных бумаг;
создание надежной общенациональной инфраструктуры фондовогорынка открытой как для отечественных, так и для зарубежных инвесторов;
организация выпуска российскими организациями новых эмиссийценных бумаг, предназначенных, в частности, и для размещения на зарубежныхрынках капиталов;
создание внутри российской системы коллективных инвестиций (впервую очередь — инвестиционных фондов и трастовых структур), что должнопридать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить егопривлекательность для спекулятивного иностранного капитала.
Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условияхэкономического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранныхпортфельных инвестиций. Однако без их реализации эта область инвестицийокажется практически потерянной для развития российской экономики.
Как показывает мировая практика, опосредованными формамиподдержки инвестиционной политики со стороны государства могут быть:
стратегия активного вмешательства;
децентрализованное планирование и регулирование;
смешанное планирование и регулирование. [3, c.243 — 249]
Заключение
Одни иностранные инвестиции не смогут поднять экономикунашей страны на соответствующий уровень. Но, с другой стороны, иностранныеинвестиции могут послужить стимулом, «катализатором» развития и роставнутренних инвестиций. В особенности это относится к реальным инвестициям, т.к вРоссию поступают не только деньги, но и основные средства, многолетний опыт,накопленный иностранными инвесторами на мировых рынках. Иностранные инвестициислужат для временного смягчения финансовых затруднений правительства России,хотя и путем роста внешнего долга. Привлечение иностранных инвестиций являетсятакже непременным спутником «вовлечения» России в мировой циклдвижения капитала и будет способствовать интеграции страны в мировое сообществои нахождению оптимальной «ниши» во всемирном разделении труда. Восновном в экономику России привлекаются реальные и финансовые инвестиции.
С точки зрения правового режима инвестирования иностранныеинвестиции на территории Российской Федерации пользуются полной и безусловнойправовой защитой, которая обеспечивается законодательными актами, настоящимЗаконом, международными договорами, действующими на территории РоссийскойФедерации. Правовой режим иностранных инвестиций является таким же, как и режимдля имущества, имущественных прав и инвестиционной деятельности физических июридических лиц России.
В соответствии с Законом иностранные инвестиции не должныподлежать национализации, ревизии или конфискации. Такие действия можноосуществить в исключительных случаях, когда эти меры необходимы в общественныхинтересах. Решение о национализации иностранных инвестиций может принять толькоФедеральное собрание с предварительным рассмотрением в Государственной думе. Иностранныеинвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду.Список используемой литературы
1. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебникдля вуза М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003 — 413 с.
2. Иностранные инвестиции: учеб. — методич. комплекс для студентов / Н.И. Аксенова.- Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. — 92 с.
3. Мыльник В.В. Инвестиционный менеджмент: Учебное пособие для вузов. — 4-еизд. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. — 272 с. — («Gaudeamus»).
4. Трапезников В. Гарантии прав иностранных инвесторов // www.interfax.ru
5. Шевчук Д.А. Организация и финансирование инвестиций: ил — Среднеепрофессиональное образование — Ростов-на-Дону: Феникс, 2006, — 272с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.