Реферат по предмету "Финансовые науки"


Рынок корпоративных облигаций: тенденции и перспективы развития

Содержание
Введение
1. Корпоративные ценные бумаги
1.1 Виды корпоративных ценных бумаг
1.2 Облигации: виды, стоимость, инвестиционные свойства
2. Анализ современного состояния российского рынкакорпоративных ценных бумаг
2.1 Становление рынка корпоративных облигаций: основные этапы
2.2 Текущее состояние рынка облигаций, его характерныеособенности
3. Перспективы развития российского рынка корпоративныхоблигаций
Заключение
Список использованных источников

Введение
Ценные бумаги –необходимый атрибут рыночного хозяйства. Ценность этих бумаг состоит в техправах, которые она дает своему владельцу. Последний обменивает свой товар илисвои деньги на ценные бумаги только в том случае, если он уверен, что этабумага ничуть не хуже, а даже лучше (удобнее), чем сами деньги или товар.
Таким образом, ценныебумаги – это форма существования капитала, отличная от его товарной,производительной и денежной форм, которая может передаваться вместо негосамого, обращаться на рынке как товар и приносить доход. [4, С. 35]
До настоящего временисерьезной проблемой российского фондового рынка являлась нехватка надежныхфинансовых инструментов. Актуальность этой проблемы возросла и из-за нынешнегомирового финансового кризиса.
В экономической системегосударства фондовый рынок выполняет важные функции, обеспечиваяаккумулирование временно свободных денежных средств для инвестирования вперспективные отрасли экономики. Ценные бумаги занимают все большую долю воборотных средствах предприятий. Основными, наиболее используемымикорпоративными ценными бумагами являются акции и облигации. Правда, в отличие отакций, облигации компаний не дают их владельцам права на участие в управленииакционерным обществом, но, все равно являются привлекательным средствомвложения временно свободных средств. Это объясняется тем, что облигацииприносят гарантированный доход; легко, при необходимости, превращаются вналичные денежные средства; выплата процентов по облигациям акционерногообщества производится в первоочередном порядке, т.е до начисления дивидендов поакциям; а в случае ликвидации общества держатели облигаций также имеютпреимущественное право перед акционерами.
В ситуации,которая сложилась сейчас в мире и в нашей стране, как никогда актуальноиспользование такого финансового инструмента как корпоративная облигация.
В связи сэтим, целью этой работы является рассмотрение корпоративной облигации какфинансовый инструмент и определение тенденций развития ее на российском рынкекорпоративных ценных бумаг.
Авторомпоставлены задачи:
— изучитьэкономическую сущность корпоративной облигации;
— проанализировать текущее состояние рынка корпоративных облигаций в России;
— рассмотреть перспективы развития рынка корпоративных облигаций.
Предметомисследования в данной работе стали сложившиеся тенденции использованиякорпоративной облигации в качестве инструмента привлечения инвестиций, аобъектом – рынок корпоративных облигаций.
Принаписании работы были использованы научная литература, статьи из журналов,ресурсы из сети Интернет.
В первойглаве рассматриваются основные характеристики корпоративной облигации,преимущества ее использования перед другими финансовыми инструментами как дляинвестора, так и для эмитента, дана классификация корпоративной облигации.
Во второйглаве анализируется российский рынок корпоративных облигаций: его становление итекущее состояние.
В последнейглаве выявляются предпосылки развития рынка корпоративных облигаций в России и проблемы,препятствующие обращению корпоративных облигаций.

1.Корпоративные ценные бумаги, их характеристика
1.1 Виды корпоративныхценных бумаг
Корпоративные ценные бумаги- это ценные бумаги, эмитентами которых выступают акционерные общества,предприятия и организации других организационно — правовых форм собственности,а также банки, инвестиционные компании и фонды.
Выпуск, обращение,обслуживание, погашение, выплата дохода и соблюдение прав собственности покорпоративным ценным бумагам осуществляются на основе российскогозаконодательства.
Нормально функционирующийфондовый рынок состоит из двух основных рынков: рынка корпоративных ценныхбумаг, представленного в основном акциями предприятий и банков, и рынкагосударственных ценных бумаг. В странах с высоким уровнем развития рыночныхотношений корпоративные ценные бумаги занимают ведущие позиции на фондовыхбиржах.
Корпоративные ценныебумаги на рынке ценных бумаг представлены акциями акционерных обществ,долговыми обязательствами, облигациями, жилищными сертификатами, векселями,складскими свидетельствами. Характерным признаком, объединяющим их, являетсяналичие эмитента, не имеющего отношения к государственным органам управления.
Основным видомкорпоративных ценных бумаг являются акции. Акции, выпускаемые акционерным обществом,прежде всего удостоверяют право их владельца на получение дохода, даютвозможность участвовать в управлении обществом и получать интересующую акционераинформацию. В случае ликвидации акционерного общества владелец акций наделяетсяимущественной долей — ликвидационной стоимостью. Все акции общества являютсяименными, это означает, что владелец акций должен быть внесен в реестракционерного общества.
Акционерные обществавыпускают акции двух видов: обыкновенные и привилегированные.
Обыкновенная акция даетвладельцу право голоса на собрании акционеров, а размер получаемого дивидендазависит от результатов работы общества за год. Размер дивиденда заранеенеизвестен, он устанавливается органами общества по истечении финансового годаи выплачивается только из чистой прибыли.
Привилегированная акцияне дает ее владельцу право голоса на собрании акционеров. Владелец такой акцииимеет гарантированный доход, независимый от результатов деятельности общества.В случае отсутствия чистой прибыли акционерное общество обязано создатьспециальный фонд. Только в том случае, если после выплаты дивидендов обществоможет быть признано банкротом, оно имеет право не выплачивать их. В этом случаевладельцы акций приобретают право голоса на собрании акционеров.
Номинальная стоимостьвсех привилегированных акций не должна превышать 25% уставного капитала. Привилегированныеакции могут быть нескольких типов, характерные признаки которых определяетакционерное общество: привилегированная акция с правом отзыва, с правом участияв прибыли, кумулятивная, конвертируемая акция и т.д.
Другим видомкорпоративных ценных бумаг, которые может выпускать акционерное общество,являются облигации.
Облигация — эмиссионнаяценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитентаоблигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированногов ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.
Как и акции, облигацииявляются ценными бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собойсобственный капитал предприятий, облигации являются выразителями заемногокапитала, то есть для предприятия они являются «долговыми бумагами».Держатели облигаций (облигационеры) являются кредиторами предприятия, в товремя как акционеры – его совладельцами.
Перечень корпоративныхценных бумаг не ограничивается выпуском акций или облигаций. Выпуску жилищныхсертификатов в обращение предшествовал Указ Президента РФ от 10 июня 1994 г. «Овыпуске и обращении жилищных сертификатов».
Жилищный сертификатявляется именной ценной бумагой и может выпускаться в документарной ибездокументарной формах.
Порядок установленияноминала этих ценных бумаг определяется в единицах общей площади жилья, а такжев его денежном эквиваленте. Стоимостное выражение номинала жилищного сертификата остаетсяпостоянной величиной на весь срок его действия. Выпуск жилищных сертификатов возможен подпоручительство или гарантии, предоставленные банками, страховыми компаниями илииными коммерческими организациями, если на то есть разрешение Федеральнойкомиссии. При этом собственный капитал гарантов должен составлять сумму, в пятьраз превосходящую размер гарантируемой им части выпуска жилищных сертификатов. Средства, полученныеэмитентом от размещения жилищных сертификатов, поступают на специальныебанковские счета эмитента и используются строго в соответствии с их целевымназначением.
Жилищный сертификатимеет определенный срок действия, который не может превышать более чем в двараза нормативный срок строительства объекта привлечения средств. Погашениежилищных сертификатов производится путем выкупа: по требованию владельцажилищных сертификатов в течение семи банковских дней с момента получения от негописьменного требования о выкупе их эмитентом. Погашение может быть осуществленопутем предоставления владельцу жилищных сертификатов в собственность помещения.
В марте 1997 г.Президентом РФ был подписан Федеральный закон " О переводном и простомвекселе". Основной целью данного документа является создание условий дляразвития вексельного обращения и формирования механизма включения векселей вхозяйственный оборот. Совершенствование практики выпуска векселей иформирование рынка с их участием является одним из немаловажных направленийразвития сферы кредитно — финансовых услуг.
Вексель – этописьменное долговое обязательство, составленное в предписанной законом форме идающее его владельцу безусловное право требовать при наступлении конца срока слица, выдавшего обязательство уплаты, оговоренной в нем денежной суммы.
Вексель выступаетсложным расчетно-кредитным инструментом, способным выполнять функции как ценнойбумаги, так и кредитных денег, и может использоваться как средство платежа.
В зависимости отколичества участников сделки различают простой и переводной векселя. Простойвексель выписывается заемщиком (векселедателем) и содержит обязательства передкредитором (векселедержателем), например, уплатить по наступлении срокаопределенную сумму держателю векселя.
Переводной вексель(тратта) представляет собой письменный приказ векселедателя (трассанта),который адресован плательщику (трассату), с предложением уплатить указанную ввекселе сумму держателю векселя (ремитенту).
Переход векселя от одноголица к другому осуществляется путем индоссамента. Индоссамент — передаточнаянадпись на векселе, удостоверяющая переход прав по векселю к другому лицу ивыполняющая гарантийные функции. Тратта превращается в долговую расписку толькопосле акцепта ее трассатом.
Векселя взависимости от условий возникновения долга и выполняемых функций подразделяютсяна коммерческие (торговые), финансовые и обеспечительные.
Товарораспорядительнымиценными бумагами наряду с коносаментами являются двойные и простые складскиесвидетельства.
Складскоесвидетельство — неэмиссионная ценная бумага, выпущенная складом в бумажнойформе и подтверждающая факт нахождения товара на складе. Товарным наполнениемскладского свидетельства могут быть только товарно-материальные ценности —материальные объекты хозяйственного оборота, оценка которых может бытьпредставлена как в количественном, так и в стоимостном выражении.
В соответствии сФедеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» на российскомфондовом рынке появились новые ценные бумаги — закладные.
Закладная являетсяименной ценной бумагой, удостоверяющейправа ее законного владельца.Закладная выписывается залогодателем, передающим свое имущество в залог пообязательству залогодержателю. При этом сам залогодатель не обязательно являетсядолжником залогодержателя, он может быть гарантом исполнения должником своихобязательств перед залогодержателем.
По договору обипотеке может быть заложено недвижимое имущество, права на котороезарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации правна недвижимое имущество. Правила закона применяются также к залогунезавершенного строительством недвижимого имущества.
Депозитные исберегательные сертификаты как ценные бумаги имеют право выпускать толькокредитные организации Российской Федерации с соблюдением правил выпуска иоформления. Кредитная организация, выпускающая сертификаты, должна утвердитьусловия выпуска и обращения своих сертификатов. При этом условия выпускапредставляются для каждого типа сертификатов отдельно, т.е. и длясберегательных сертификатов, и для депозитных сертификатов.
Сертификаты могутбыть именными и на предъявителя. Именной сберегательный (депозитный) сертификатдолжен иметь место для оформления уступки требования (цессии), а также можетиметь дополнительные листы — приложения к именному сертификату, на которыхоформляются цессии.
Для передачи другомулицу прав, удостоверенных сертификатом на предъявителя, достаточно вручениясертификата этому лицу.
Сертификаты являютсясрочными ценными бумагами, и процентные ставки по ним устанавливаютсяуполномоченным органом кредитной организации. Проценты по первоначальноустановленной при выдаче сертификата ставке, причитающиеся владельцу поистечении срока обращения, выплачиваются кредитной организацией независимо отвремени его покупки.
Кредитнаяорганизация не может в одностороннем порядке изменить (уменьшить или увеличить)обусловленную в сертификате ставку процентов.
Несмотря намногообразие ценных бумаг, при необходимости привлечения значительных денежныхресурсов банки, финансовые институты, отдельные компании или их объединениячасто прибегают к выпуску и продаже облигаций.
1.2 Облигации: виды,стоимость, инвестиционные свойства
Корпоративнаяоблигация — это ценная бумага, удостоверяющая отношения займа между еевладельцем (кредитором) и лицом, ее выпустившим (заемщиком), в качествепоследнего выступают акционерные общества, предприятия и организации другихорганизационно-правовых форм собственности.
Как и акции, облигацииявляются ценными бумагами, но в отличие от акций, которые представляют собойсобственный капитал предприятий, облигации являются выразителями заемногокапитала, то есть для предприятия они являются «долговыми бумагами».
В связи с этим праваоблигационеров отличны от прав акционеров: они не имеют права голоса и не могутучаствовать в управлении компанией-эмитентом, но в то же время она обязанавыплачивать проценты по облигациям (в отличие от дивиденда по акциям, гденикаких подобных обязательств у корпорации нет), причем делать это до рассмотрениявопроса о дивидендах по акциям. Кроме того, при ликвидации компанииоблигационеры имеют преимущественные права по сравнению с акционерами.
Существуют различные видыоблигаций, зависящие от различия в условиях выпуска облигаций. Рассмотримнаиболее массовые виды, указанные в таблице 1, составленной автором.
Законодательствомустановлены ограничения на выпуск необеспеченных облигаций, а именно: объем ихвыпуска допускается в том случае, если не превышает размер уставного капитала ине ранее третьего года существования общества при условии положительных двухгодовых балансов данного общества.
Таблица 1 –Виды облигацийВид Форма Характеристика По эмитенту Государственные Выпускаются государством или от его лица Корпоративные Выпускаются коммерческими организациями различных видов. По срочности Срочные Устанавливается условиями выпуска период времени, по окончании которого номинал облигации возвращается его последнему владельцу. Могут быть краткосрочные (до одного года), среднесрочные (до 25 лет), долгосрочные (от 25 до 30 лет). Бессрочные Конкретный срок выкупа не устанавливается, эмитент может погасить в любой момент облигации с предварительным уведомлением. По конвертируемости Конвертируемые Владелец имеет право на определенных условиях обменять облигацию на определенное количество других ценных бумаг данной компании. Неконвертируемые Владелец не имеет права на конвертацию облигаций в иные ценные бумаги. По доходности Купонные Доход выплачивается в виде определенного процента к номиналу облигаций и на протяжении всего срока ее существования. Может быть фиксированная процентная ставка, плавающая и равномерновозрастающая. Дисконтные Доход по облигации определяется в виде разницы между номиналом облигации и ценой ее приобретения владельцем, которая всегда меньше номинала. По обеспеченности Обеспеченные Выпускаются под залог у третьего лица, которым обычно является банк. Предметом залога могут быть ценные бумаги, недвижимое имущество, ценное оборудование. Необеспеченные Не имеют какого-либо обеспечения, но на самом деле они уже являются обеспеченными без заранее определенным видом имущества.
Облигации могутиметь различные стоимости: нарицательную (номинальную), конверсионную, выкупнуюи рыночную.
Стоимость ценнойбумаги обычно отличается от ее цены, т.к. стоимость фиксирует определенноемнение профессионального оценщика, покупателя, продавца, потенциальногоинвестора или эмитента, посредника, а цена отражает условия состоявшейся сделки.Таким образом, стоимость ценной бумаги субъективно определена, установлена, ацена – объективно материализована, зафиксирована.
Нарицательнаястоимость – это сумма, которая предоставляется в заем и подлежит возврату поистечении срока облигационного займа. Напечатана на самой облигации ииспользуется чаще всего в качестве базы для начисления процентов. Этотпоказатель имеет значение только в двух случаях: в момент выпуска облигации приустановлении цены размещения, а также в моменты начисления процентов, еслипоследние привязаны к номиналу. В период размещения облигационного займа ценаоблигации, как правило, совпадает с ее нарицательной стоимостью. Номинальнуюстоимость облигации устанавливает эмитент.
Конверсионнаястоимость — расчетный показатель, характеризующий стоимость облигации, вусловиях эмиссии которой предусмотрена возможность конвертации ее приопределенных условиях в обыкновенные акции фирмы – эмитента.
Выкупная цена(стоимость), цена досрочного погашения, отзывная цена — это цена, по которойпроизводится выкуп облигации эмитентом по истечении срока облигационного займаили до этого момента, если такая возможность предусмотрена условиями займа. Этацена совпадает с нарицательной стоимостью, как правило, в том случае, если заемне предполагает досрочного его погашения. Поэтому, с позиции оценки, разделяютдва вида займов: без права и с правом досрочного погашения. В первом случаеоблигации погашаются по истечении периода, на который они были выпущены. Вовтором случае возможен отзыв облигаций с рынка (досрочное погашение). Какправило, инициатива такого отзыва принадлежит эмитенту.
Рыночная (курсовая)цена (стоимость) облигации определяется конъюнктурой рынка. Определяетсяуровнем ссудного процента, кредитным рейтингом эмитента, сроком до погашения,наличием отложенного или выкупного фонда и уровнем риска вложений.
Приобретаякорпоративные облигации, инвестор должен оценить их инвестиционные качества ивзвесить риск и доходность по этим ценным бумагам. Корпоративные облигациипривлекательны тем, что имеют средний риск, гарантированную доходность, высокуюликвидность, надежность и безопасность за счет формирования страхового ивыкупного фондов при эмиссии облигаций. В отличие от акций имеют конечный срокпогашения.
Владельцыоблигаций имеют преимущество перед акционерами, т.к. корпоративная облигацияобладает старшинством перед акцией в выплате процентов. Например, еслипредприятие заработало прибыль, размер которой достаточен только для погашенияобязательств по облигациям, акционеры не получат никаких дивидендов. Эмитентобязан гасить купоны и номинал облигации в установленные сроки, иначе он можетбыть объявлен неплатежеспособным, что повлечет за собой его ликвидацию. Приликвидации предприятия его имущество в первую очередь идет на погашениеобязательств перед владельцами облигаций; и только оставшаяся частьраспределяется между акционерами. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупныхкомпаний банков.
 Это происходитпотому, что эмитенты облигаций являются заемщиками, должниками переддержателями облигаций, поэтому невыполнение эмитентом взятых перед держателямидолговых обязательств влечет за собой законные процедуры взысканиязадолженности, вплоть до банкротства.
Безусловно, что длявкладчика ставящего на первое место надежность своих инвестиций облигации, какценная бумага с фиксированным и гарантированным доходом, выглядит наиболеепривлекательной.
Для эмитента вэкономическом смысле облигации выгоднее: эмитент с инвестором связан напрямую,за счет чего – более низкий процент, который платит эмитент облигаций.
Выпускоблигаций содержит ряд привлекательных черт для компании-эмитента: посредствомих размещения хозяйственная организация может мобилизовать дополнительныересурсы без угрозы вмешательства их держателей-кредиторов в управлениефинансово-хозяйственной деятельностью заемщика. Следовательно, выпуск облигацийоткрывает для предприятий прямой источник привлечения инвестиций, в то же времяне затрагивает отношения собственности.

2. Анализ современногосостояния российского рынка корпоративных ценных бумаг
2.1 Становление рынкакорпоративных облигаций: основные этапы
В дореволюционной России хорошоразвитый фондовый рынок после 1917 года оказался разрушенным, былиликвидированы фондовые биржи, исчезли из обращения ценные бумаги, потерян кругпрофессионалов, работавших на этом рынке.
В огосударствленнойэкономике оборот ценных бумаг по необходимости был чрезвычайно обеднен ипредставлен в основном государственными ценными бумагами – облигациями,предъявительскими сберкнижками и аккредитивами гострудсберкасс, выигравшимилотерейными билетами, а в расчетах между юридическими лицами мог использоватьсярасчетный чек. [4, C. 30]
С переходом к рыночнойэкономике в 90-е г.г. прошлого века оборот ценных бумаг возрос, сталформироваться их рынок. Становление рыночной экономики в России предполагал нетолько развитие предпринимательства в сфере производства товаров и оказанияуслуг, но и развитие новой отрасли экономики – фондового рынка, рынка ценныхбумаг. В России объем рынка ценных бумаг в сопоставлении с зарубежными рынкамимал, но это растущий, перспективный рынок.
В зависимости отэкономической ситуации в стране, изменений в законодательстве, в том числе вналоговой сфере, предприятия осуществляли облигационные заимствования наразличных условиях, которые определили характерные черты того или иного этапа вразвитии рынка корпоративных облигаций России.
І этап – Докризисноестихийное развитие рынка.
До осени 1997 года рынокценных бумаг быстро наращивал свою операционную способность. Постоянноувеличивалось число инвестиционных институтов, более заметной становилось ихвнедрение, см. таблицу 2.
Таблица 2 – Динамикачисленности инвестиционных институтов в РФ [17, С. 14] Показатели Октябрь 1993 г. Октябрь 1994 г. Апрель 1995 г. Апрель 1997 г. Всего инвестиционных институтов в РФ 1023 2734 3176 5045 в % 100,0 100,0 100,0 100,0
Из них, в %
— совмещающие лицензии финансового брокера и инвестиционного консультанта 62,0 51,8 50,9 50,2 — совмещающие лицензии финансового брокера, инвестиционной компании и инвестиционного консультанта 23,9 35,3 36,8 36,9
Характерными признакамиэтого этапа развития рынка корпоративных облигаций являются:
— товарная индексация илипогашение в товарной форме;
— эмитенты: производителиили предприятия добывающей отрасли;
— небольшое числоэмитентов и выпусков;
— отсутствие организованноговторичного рынка.
Наиболее известнымивыпусками этого этапа стали контракты «Гермеса» (1992 г.),привязанные к индексу цен на нефть; облигации АвтоВаза (1993 г.), привязанные киндексу цен на автомобили; облигации нефтяной компании ОАО «Коминефть».[37]
После кризиса осени 1997г. – лета 1998 г. рынок сохранил основных игроков рынка. Продолжали развиватьсядве национальные торговые системы – Московская межбанковская валютная биржа иРТС.
ІІ этап – Ориентация наиностранных инвесторов (сер.1999 – сер.2000 г.г.).
Послефинансово-экономического кризиса 1998 г. российский рынок корпоративныхоблигаций получил серьезную перспективу развития. На этом этапе произошлазначительная активизация выпуска корпоративных облигаций, т.к. в июне 1999 г.было выпущено постановление Правительства, в соответствии с которымналогооблагаемая прибыль уменьшалась на сумму процентов по облигациям. Пионерамирынка можно назвать «Газпром», «ЛУКойл», «ТюменскуюНефтяную Компанию», разместившие в конце 1999 года облигации под средстванерезидентов на счетах типа С. Доходность к погашению составила в среднем11,5-12,5% годовых. [23, С.10]
Помимо промышленныхпредприятий начали размещать облигации и банки: «МДМ-банк», «НоваяМосква», «Внешторгбанк» и ряд других. Таким образом, круг участниковрынка корпоративных облигаций расширяется.
Характерными признакамиданного этапа являются:
— ориентация напривлечение инвестиционных средств нерезидентов, за счет индексации купонныхвыплат;
— срок обращения от трехдо пяти лет с возможностью досрочного погашения. Например, «ТНК»предложила инвесторам обеспеченные поставками нефти облигации с возможностьюотзыва инвесторами после двух лет;
— эмитенты: крупнейшиепредприятия нефтегазовой отрасли и энергетики.
ІІІ этап – Ориентация напривлечение средств физических лиц (март 2000 г. – март 2001 г.).
Политическая стабилизацияи улучшение макроэкономической ситуации в России в 2000 г. не повлекли за собойрезкого притока иностранных инвестиций в промышленный сектор. По данным журнала«Индикатор», выпущенном в августе 2001г., рынок корпоративныхоблигаций все также занимал небольшое место в сравнении с рынкомгосударственных облигаций (см. рисунок 1). И компании стали пытаться привлекатьинвестиционные ресурсы на открытом рынке. Так появились первые облигационныезаймы. Круг покупателей и объем размещения облигаций в 2001 г. значительновырос по сравнению с 1999 г. (см. рисунок 2).
Для этого периодахарактерны эмиссии, рассчитанные на привлечение средств индивидуальныхинвесторов. При формировании доходности основным индикатором выступали ставкипо пенсионным вкладам, которые традиционно выше иных. Началось формированиевторичного рынка корпоративных облигаций, появились валютные аукционы длянерезидентов.
/>
Рисунок 1 – Размещенныевыпуски облигаций к сер. 2001 г.
Характерными признакамитретьего этапа развития рынка корпоративных облигаций являются:
— ориентация напривлечение средств индивидуальных инвесторов;
— формирование доходностив зависимости от ставки по вкладам физических лиц в региональных отделенияхСбербанка РФ;
— срок обращения отодного до трех лет;
— объем эмиссии от 0,7 до30 млн.рублей;

/>
Рисунок 2 – Динамикаобъема размещения российских корпоративных облигаций за 1999-2001 г.г.
— эмитенты: региональныепредприятия связи. Примерами могут служить выпуски ОАО «Уралсвязьинформ»,размер купонного дохода по облигациям которого превышал ставку по вкладу в 1,18раз, и ОАО «АЛОЙЛ» — размер купонного дохода определялся на базеставки по срочному вкладу, плюс девять процентов годовых.
ІV этап – Ориентация напривлечение средств финансовых институтов (сентябрь 2000 – апрель 2002 г.г.).
Облигационные займыпереориентированы с валютной индексации доходности на индексацию в зависимостиот изменения ставки рефинансирования ЦБ РФ и доходности рынка ГКО-ОФЗ. Дляуправления сроком обращения облигаций начали использоваться оферты. Офертаозначает безусловное обязательство эмитента либо третьего лица выкупитьоблигации у их владельца в заранее определенную дату и по определенной цене. Вэтом периоде эмитентами Центрального федерального округа стали использоватьсявыпуски облигаций, конвертируемых в акции из-за запрета прямого переоформлениязадолженности в акции. Итак, характерными признаками этого периода являются:
— ориентация напривлечение средств финансовых институтов;
— формирование доходностив зависимости от ставки рефинансирования ЦР РФ и доходности ГКО-ОФЗ;
— использование оферт надосрочный выкуп;
— эмитенты: широкий кругпредприятий.
V этап – Упрощениеструктуры и управление сроками (апрель 2002 г.до нынешнего времени).
Новацией сталопредоставление держателям облигаций возможности требовать досрочного погашенияв случаях существенных изменений в деятельности и структуре собственностиэмитента, так и поручителей. Характерные признаки:
— ориентация напривлечение средств широкого круга инвесторов;
— преобладаниефиксированного дохода;
— установление одного илинескольких купонов на аукционе;
— досрочное погашение ивыкуп для управления рисками;
— эмитенты – широкий кругпредприятий;
— использование облигацийдля переоформления задолженности в акционерный капитал;
— установление ставкикупона уполномоченным органом эмитента.
К концу прошлого и началунастоящего веков сложились уникальные условия: наблюдался рост производствароссийской промышленности. Значит, увеличивалась суммарная потребность компанийв долгосрочных инвестициях, в том числе для проведения модернизациипроизводства и наращивания мощностей. По данным из материалов Воробьевой З.А.(2004 г.) за период с сер. 1999 – нач. 2004 г.г. размещено 238 выпусков 154эмитентами-предприятими различных отраслей на сумму порядка 161,6 млрд. руб. пономиналу; финансовыми структурами размешено 76 выпусков на сумму (по номиналу)45,6 млрд. руб. По тем же данным Воробьевой данные о динамике размещения выпусковдемонстрируют динамичный рост рынка корпоративных облигаций (см. рисунок 3).

/>
Рисунок 3 – Динамикаобъема размещения выпусков с 1999 по 2003 г.г.
По материалам журнала «Рынокценных бумаг» 2006 г. за май месяц 2005 год стал наиболее удачным длярынка корпоративных облигаций с момента его зарождения в России. В течениевсего года отмечался плавный рост рынка без значительных и продолжительныхспадов. По итогам 2005 г. объем рынка корпоративных облигаций превысил 484млрд.руб. По сравнению с 2004 г. рынок вырос на 81-82 %. По скорости развитиякорпоративный сектор обошел муниципальный и федеральный рынки, которые за годприбавили по 30 %. На рынок вышли предприятия, ранее не помышлявшие особственном облигационном займе. [34]
Итак, российский рыноккорпоративных облигаций существенно стал развиваться и расширяться.
2.2 Текущее состояниерынка облигаций, его характерные особенности
За последние три годарынок пережил и взлет, и падение. Немного выше было сказано, что по итогам 2005года объем рынка корпоративных облигаций по сравнению с предыдущим годом выросна 81-82 %. В 2006 г. рынок корпоративных облигаций стремительно рос. Даженебольшие компании все активнее стали размещать свои облигации. По материалам «РоссийскойБизнес-газеты» от 31.10.2006 г. объем рассматриваемого рынка превысил 660млрд. руб., количество эмитентов – 280. В 2006 г. сектор корпоративныхоблигаций практически догнал сектор государственных бумаг (см. рисунок 4), аобъем обращающегося корпоративного долга вырос с 480 до 786 млрд. рублей. Поданным журнала «Экономика», для динамического роста корпоративныхоблигаций сложились благоприятные условия:
— политическая ифинансовая стабильность, быстрый рост экономики России;
— повышение кредитногорейтинга России до инвестиционного уровня;
/>
Рисунок 4 – Динамикаизменения структуры рублевого долга в России
— повышение уровнякорпоративного управления крупных российских компаний и рост доверияиностранных инвесторов к ним;
— готовность многихкомпаний поделиться собственностью.
На отечественном рынкестали преобладать горизонтальные слияния и поглощения — происходило отраслевоеукрупнение бизнеса и концентрация производственных мощностей. Лидерами в этомпроцессе явились нефтегазовая, телекоммуникационная, металлургическая,банковская, страховая, пищевая отрасли и сельское хозяйство. Продолжалсяпроцесс консолидации активов в различных секторах промышленности. В 2006 г. на рынок ежемесячно выходило 12-13 новыхкорпоративных эмитентов. Объем российского рынка корпоративных облигацийсоставил около 3% ВВП — цифра низкая, однако она указывала потенциал роста. [21]. В 2007 году российские компании посредством выпускакорпоративных облигаций привлекли 460 млрд. руб. долгосрочных инвестиций. Этотгод можно назвать годом «затруднений» в развитии рынка корпоративныхоблигаций по сравнению с 2005-2006 г.г. Из-за проблем ипотечного рынка в СШАчасть размещений в ІІІ квартале была отменена. Но к концу 2007 года секторкорпоративных облигаций вышел на лидирующее положение (см. рисунок 5)
/>
Рисунок 5 – Структурарублевого долга в России в 2007 г.
Здесь сыграли двафактора:
— на рынок вышло многоквазисуверенных заемщиков;
— в 2006 г. Россияотменила ограничения на капитальные операции нерезидентов. А в начале 2007 г. Clearstream и Euroclear включили рубль в число расчетныхвалют. Это способствовало притоку средств иностранных операторов в долговойрынок России.
К 2007 году доходности пооблигациям сильно выросли, а ставки по депозитам в Сбербанке упали примерно наодин процент. Поэтому вложения в облигации получили свою привлекательность.Текущий уровень доходности облигаций в 2007 году составлял 11-20 %. Но основнымфактором привлекательности бумаг являлась все же не высокая доходность, аожидание дальнейшего укрепления рубля. 2008 год на рынке российскихкорпоративных облигаций проходил под знаком преобладания негативных тенденций,ухудшение конъюнктуры рынка на мировых рынках капитала сказалось и на рынке корпоративногодолга, что привело к снижению цен и росту доходностей большинства выпусков,сокращению количества размещений, а также появлению первых дефолтов российскогорынка корпоративных облигаций. По данным ФБ ММВБ, объем невыполненных в срокобязательств за период с января по ноябрь 2008 года составил более 18 млрд.рублей (см. рисунок 6).
/>
Рисунок 6 – Объемневыполненных обязательств по состоянию на 1 декабря 2008 г., млад. рублей
И все же второе полугодие2008 года стало периодом «крупных размещений крупных эмитентов»,поэтому объем внутреннего рынка корпоративных облигаций в течение прошлого годаостался на лидирующем положении. (см. рисунок 7). Что касается отраслевойструктуры, то максимальный объем облигаций за последние три года приходится нафинансовый сектор. В 2006 в общей сложности на них пришлось более половиныразмещений. (см. рисунок 8). Это связано прежде всего с бумом розничногокредитования. А отрасль розничной торговли заняла в 2005 году львиную долю ВВП,что и привело к активному размещению облигаций среди компаний розницы. Такиеотрасли как энергетика, тяжелая промышленность, металлургия требуют огромногообъема инвестиций, но активность эмитентов до сих пор мало проявляется.Основная причина в том, что реформы в этих отраслях продвигаются медленно.Другой причиной можно назвать замедление роста в эти годы промышленногопроизводства в России.
/>
Рисунок 7 – Структуравнутреннего долга в России в 2008 г.
/>
Рисунок 8 – Динамикаизменения отраслевой структуры рынка корпоративных облигаций за 2006-2008 г.г.

Однако эмитенты этогосегмента отличаются высоким кредитным качеством и уровнем прозрачности, поэтомуна высокую доходность инвесторам рассчитывать не приходится.
Как становится заметнымто, что рынок корпоративных облигаций до середины 2007 года развивался синтенсивной скоростью, т.к. в отсутствие реальных дефолтов кредитному качествуэмитентов не уделялось должного внимания, вследствие чего происходилбесконтрольный рост долговой нагрузки компаний.
К концу лета 2007 годаиз-за разразившегося кризиса на ипотечном рынке США начинается отток иностранногокапитала, что привело к некоторому спаду уровня ликвидности.
Наиболее заметнойтенденцией 2008 года стало сокращение количества первичных размещений из-заудорожания стоимости привлеченных средств. Основной объем эмиссий приходится,как обычно, на финансовый сектор.
В условиях удорожаниястоимости заемных средств проявилась тенденция переориентации эмитентов свнешнего на внутренний рынок (например, ВТБ отказался от размещенияеврооблигаций в пользу внутреннего долгового рынка). При этом эмитенты быливынуждены предлагать более высокую премию по доходности (размер ставкидоходности к погашению увеличился в среднем на три-пять процентных пункта).
Основным факторомухудшения ситуации на рынке рублевых корпоративных облигаций стал оттокиностранного капитала из-за неблагоприятной конъюнктуры мировых рынков(банкротство сильнейших финансовых институтов США) и политикой российскогоправительства (война в Южной Осетии).
Все это способствовалозначительному снижению уровня ликвидности, проявившему сильнейший обвал нарынке корпоративных облигаций, т.к последовала волна технических дефолтов пооблигациям компаний преимущественно пищевой промышленности и розничногосекторов.
Также чрезмерный ростразмещений на первичном рынке за эти годы, по словам аналитика ИБ «Траст»Владимира Брагина, привел к тому, что эмитенты вынуждены были существенноувеличивать премии при размещении. Высокие премии означали снижение спроса наоблигации эмитентов на вторичном рынке, в результате чего премии становилисьеще больше.
Таким образом, к началумирового финансового кризиса на рынке рублевого долга уже наблюдалосьизбыточное предложение, вследствие чего реакция рынка на кризис ликвидностибыла крайне острой.
В целом доходыкорпоративного сектора от выпуска ценных бумаг со второй половины 2008 годастали снижаться. В январе-мае 2009 года они приняли отрицательное значение засчет резкого уменьшения выпуска акций и облигаций, так и за счет существенногороста расходов на обслуживание долговых бумаг. [26]
Главной особенностью текущегосостояния рынка облигаций является полное отсутствие каких-либо ориентиров,отмечает аналитик ИБ «Траст» Владимир Брагин.

3. Перспективы развитияроссийского рынка корпоративных облигаций
По словам А.О. Шабалина,доктора экономических наук, ведущего сотрудника Института экономики РАН, дляпреодоления кризиса на рынке ценных бумаг необходимы в первую очередьантикризисные меры со стороны основных регулирующих органов:
— объединить усилиякрупных банков для качественного регулирования фондового рынка. Их задачамибудут являться поддержание процентных ставок на фондовом и кредитном рынках,стабилизация доходности курсов корпоративных бумаг;
— создать ЦБ РФ совместнос ФСФР единую депозитарную сеть по государственным и корпоративным ценнымбумагам. Это позволит пресекать недоброкачественные сделки на рынке;
— применятьадминистративные меры в отношении участников рынка, приостанавливая какие-либосделки, несущие негативные последствия на рынок корпоративных бумаг.
Минфину РФ необходиморазработать рейтинг корпоративных ценных бумаг. Присваивать рейтинги облигациямразличных эмитентов должно рейтинговое агентство, созданное при участииМинфина. Такие рейтинги стали бы основой для ориентации государственных органови коммерческих структур.
Установить срок (минимумтри-четыре месяца), в течение которого нерезиденты не могут вывезти за границусредства, полученные от продажи российских государственных и корпоративныхценных бумаг.
В текущих экономическихусловиях, которые характеризуются ростом неопределенности, сломом устоявшихсятенденций, точность прогнозирования сильно снижается.
Стандарты выпускарублевых облигаций должны быть улучшены. У нас отсутствует практика взысканиязадолженности с эмитента или поручителя в случае дефолта по облигациям, т. к.до кризиса не было реальных дефолтов.
Инвесторы станут болетребовательными к юридической защите своих прав, требуя, чтобы стандартывыпуска рублевых облигаций соответствовали стандартам выпуска еврооблигаций.
Российский корпоративныхсектор отличается от мировых аналогов тем, что рублевые облигации составляютнезначительную часть совокупного долга (4%). Поэтому у российских компаний естьриск ликвидности, но не риск неплатежеспособности. Денежных средств будетпо-прежнему достаточно для выплаты процентов по долгу компаний. Ликвидностьрынка облигаций снизится, поскольку значительная часть новых выпусков будетоседать до погашения в портфелях крупных государственных финансовых структур.
Объем рублевых облигацийв обращении вырастет за счет выхода на рынок крупных российских компаний. Доляэмитентов второго и третьего эшелонов заметно сократится за счет погашений. Аразмещение новых облигационных займов будет недоступно для большинства компанийтретьего эшелона и затруднительно для многих компаний второго эшелона.
Корпоративные дефолтыпродолжатся, на фоне чего возрастет количество чисто технических размещений. Вбудущем, в отсутствии новых внешних шоков и при сохранении достаточностабильной ситуации с ликвидностью в банковской системе темпы ростапросроченной задолженности в дальнейшем уменьшатся.
В 2008 году продолжалразвиваться сегмент биржевых облигаций. Вероятно, что количество эмитентов,выпускающих биржевые облигации, увеличится, поскольку интерес к этим бумагамдостаточно высок из-за краткосрочной ликвидности. [33]
Биржевая облигация – этофинансовый инструмент, который не требует регистрации эмиссии регулятором,бумаги регистрируются самой биржей. При эмиссии этих бумаг не надо платитьгосударственную пошлину за регистрацию выпуска. Стандарты проспекта биржевыхоблигаций проще по сравнению с корпоративными облигациями. Срок обращения данныхоблигаций не может превышать трех лет.
Главной проблемой,которая препятствует восстановлению функционирования рынка рублевых облигаций,является напряженная ситуация на денежном рынке.
Реакция компаний в ответна финансовый кризис пока будет проявляться:
— в снижении капитальныхвложений;
— в снижении операционныхрасходов – оптимизацией расходов занимаются компании практически всех секторов;
— в реструктуризациипосредством консолидации или поглощения.
Поэтому возможностьобслуживания необеспеченных долговых обязательств ограничена, в дальнейшем –эмитенты с высокой долговой нагрузкой перейдут под контроль более крупныхкомпаний или объявят о дефолте. Нынешняя ситуация на финансовом рынке приведетк тому, что на рынке практически не останется облигаций эмитентов низкогокредитного качества.
По мнению НатальиСидоровой, начальника Департамента депозитарных услуг ING Wholesale Banking, необходимо для обеспечения прозрачностифункционирования всей инфраструктуры рынка ценных бумаг и в целях обеспечениязащиты прав инвесторов совершенствование системы раскрытия информации обучастниках финансового рынка.
Также необходимадальнейшая разработка норм корпоративного управления, что будет способствоватьукреплению уровня защиты прав инвесторов и стимулированию иностранныхинвестиций.
Снижениедоходности облигаций будет способствовать уменьшению процентных ставок покредитам. Стабилизация котировок ценных бумаг окажет положительное воздействиена устойчивость банковской системы, поскольку ценные бумаги являются важнымобъектом для вложения банковских ресурсов. Рост курсов государственных икорпоративных долговых бумаг расширит залоговую базу для рефинансирования ЦБ РФкоммерческих банков.
Несмотряна нынешнюю ситуацию некоторого затишья на рынке корпоративных облигаций ипланы Минфина РФ существенно увеличить заимствования на внутреннем рынке,разрыв между рынком корпоративных облигаций и гособлигаций в дальнейшем будеттолько расти в сторону корпоративных.
Именносейчас рынок облигаций позволяет неплохо заработать. В отличие от акций, уоблигаций жестко установлены график платежей и их размеры. И если отсутствуетнеобходимость переоценки бумаг по рыночной стоимости, то покупка облигаций дажепо цене на 10-15 % ниже номинала с учетом купонных платежей может приноситьдоходность 25-30 % и выше.
Сигналомтого, что рынок близок к восстановлению, станет состоявшееся первичноеразмещение эмитента, связанного с крупной компанией первого эшелона. Современем придет черед и рыночных первичных размещений из-за высокой потребностикомпаний в заемных средствах.

Заключение
Ценные бумаги – этонеобходимые инструменты рыночной экономики. Основными корпоративными ценнымибумагами являются акции и облигации. В сложившейся ситуации мировогофинансового кризиса, автор работы посоветовал бы лицам, желающим разместитьсвободные денежные средства, приобрести корпоративные облигации.
В данный момент, когда вэкономике страны пока все зыбко и неопределенно, более привлекательными нарынке ценных бумаг, по мнению автора, являются именно корпоративные облигации.
Во-первых, облигацииприносят гарантированный доход. Они выпускаются в купонной и бескупоннойформах, проценты выплачиваются в первоочередном порядке по сравнению с акциями,т.к. облигационеры являются только лишь кредиторами предприятия.
Во-вторых, нетограничений на валюту облигаций, на характер их обращений (свободнообращающиеся и с ограничениями) и владения ими (именные и предъявительские).
В-третьих, корпоративныеоблигации имеют средний риск за счет формирования страхового и выкупногофондов. Выпуск облигаций обеспечен гарантиями крупных компаний банков.
Поэтому, инвесторувыгодно приобретать этот инструмент с фиксированным и гарантированным доходом вцелях надежности своих вложений, а эмитенту выгоднее тем, что он напрямуюсвязан с инвестором, выплачивая более низкий процент по облигациям, чем,например, по банковскому кредиту. Так же эмитенту наиболее удобны облигациитем, что облигационеры не будут вмешиваться в управление предприятием, т.к. неимеют права голоса.
В момент перехода Россиик рыночной экономике рынок ценных бумаг был слабо развит. В 90-е годы прошлоговека оборот ценных бумаг стал возрастать. Начиная с 2001 года рынок внутреннегодолга рос в среднем на 60 % ежегодно. И объемы обращающихся выпусков облигаций к2008 году более чем в 26 раз стал превышать объемы 2001 года.
Рост рынка в 2006-2007годах произошел преимущественно за счет выпусков облигаций третьего эшелона(агросектор, торговля, продукты питания, строители и т.д.).
В отсутствии реальныхдефолтов кредитному качеству эмитентов не уделялось должного внимания,вследствие чего происходил бесконтрольный рост долговой нагрузки компаний.
По данным КИТ Финанс вструктуре выпусков (до кризиса) на долю первоклассных заемщиков (ЛУКОЙЛ, РЖД,Газпром, РусГидро и т.д.) приходилось около 23 %, на эмитентов второго эшелона(телекомы, ОГК, ТГК, металлургия и т.д.) – 27 %, на эмитентов третьего – 50%.
Таким образом,бесконтрольный рост рублевого долга и мировой финансовый кризис в 2008 годусделали свое дело. Произошло значительное снижение уровня ликвидности, котороепроявилось сильнейшим обвалом на рынке корпоративных облигаций.
В середине июня прошлогогода, по данным журнала РЦБ от 16 декабря 2008 года, лесопромышленный холдинг «Миннеско»в связи с резким ухудшением финансового состояния допустил дефолт по своимоблигациям, не выплатив купон и не исполнив свои обязательства по оферте. Послеэтого последовала череда технических дефолтов.
Но, по мнению многихфинансовых аналитиков, в сложившейся ситуации происходит очищение от слабыхэмитентов-заемщиков, т.е выживут наиболее приспособленные или наиболее важныедля стратегических интересов государства компании, эмитенты с высокой долговойнагрузкой либо перейдут под контроль более крупных игроков рынка, либо объявято дефолте.
Возможно, будутпересматриваться стандарты рублевых облигаций, т.к. в данный момент отсутствуетсудебная практика в случае дефолта по облигациям, и инвесторы станут более требовательнымик юридической защите своих прав, к кредитному качеству предприятия-заемщика.
Помнению Шабалина, снижение доходности облигаций будет способствовать уменьшениюпроцентных ставок по кредитам. Стабилизация котировок ценных бумаг окажетположительное воздействие на устойчивость банковской системы, поскольку ценныебумаги являются важным объектом для вложения банковских ресурсов.
Преодолениекризиса на фондовом рынке будет способствовать развитию реального сектора. Вперспективе за счет эмиссии акций и облигаций корпоративный сектор сможетполучать 45–50 млрд долл. в год. Рост котировок акций даст возможность укрепитьи увеличить залоговую базу для получения предприятиями кредитов. В целом всеэто позволит преодолеть кризис и даст экономике России импульс для дальнейшегоразвития.

Список использованныхисточников
1. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «Орынке ценных бумаг» (с последующими изменениями и дополнениями).
2. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Обакционерных обществах» (с последующими изменениями).
3. Федеральный закон от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «Озащите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (споследующими изменениями и дополнениями).
4. Алексеева Е.В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие/ Е.В.Алексеева, С.Ш. Мурадова – Ростов н/Д: Феникс, 2009. 331с.
5. Бердникова Т.Б. Оценка ценных бумаг: Учеб. Пособие. – М.:ИНФРА-М, 2006. 144с.
6. Берзон Н.И., Буянова Е.А., Кожевников М.А., Чаленко А.В.Фондовый рынок: Учебное пособие для высших учебных заведений экономическогопрофиля. – М.: Вита-Пресс, 1998. 400с.
7. Бочаров В.В., Леонтьев В.Е. Корпоративные финансы. – СПб.:Питер, 2004. 592с.
8. Вальчишен А. Есть ли будущее у корпоративных облигаций?//Финансовый директор. 2002. №4. С.39-43.
9. Воронин В.П., Сапожникова Н.Г. Учет ценных бумаг: Учеб.Пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. 400с.
10. Галанов В.А. Рынок ценных бумаг: Учебник. – М.: ИНФРА-М.,2008. 379с.
11. Гурвич В.// Верхом на облигациях// Российскаябизнес-газета. 2006. №578 от 31 октября.
12. Инвестиционная компания «Антанта Капитал».Отраслевая структура первичного рынка корпоративных облигаций: тенденции 2006г. от 4.12 2006. С.1-6.
13. Инфраструктура рынка ценных бумаг: итоги 2008 года иперспективы. 2009. №1 (71). С.6-11.
14.Килячков А.А., Чаадаева Л.А. рынок ценных бумаг и биржевоедело. – М.: Юристъ, 2000. 704с.
15. Леонова Е.// первичный рынок корпоративных облигаций: ещелучше?// Рынок ценных бумаг. 2006. №5. С.33-37.
16 Мау В., Кочеткова О., Дробышевский С. И др. Российскаяэкономика в 2008 г. Тенденции и перспективы (Выпуск 30) – М.: ИЭПП, 2009. 655с.
17. Миркин Я.М. рынок ценных бумаг. Учебное пособие. – М.:Финансовая академия при Правительстве РФ, 2002. 87с.
18. Моисеева С. Слияния и поглощения в инвестиционномпроцессе// Рынок ценных бумаг. 2007. №14 (341). С. 16-20.
19. Рынок ценных бумаг: Учебник/Под ред. В.А. Галанова, А.И.Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. 448с.
20. Рэй Кристина И. рынок облигаций. Торговля и управлениерисками: Пер. с англ. – (серия «Зарубежный экономический учебник»). –М.: Дело, 1999. 600с.
21. Слободник Д.// Монетарная политика и долговой рынокРоссии: достижения и проблемы// Рынок ценных бумаг. 2007. №14 (341). С.8-13.
22. Смоленчук Ф. Российский рынок облигаций – тенденции иперспективы// Биржевое обозрение. 2009. №7 (67). С.16-20.
23. Становление российского рынка корпоративных облигаций//Индикатор. 2001. №8 (спецвыпуск). С.10-12.
24. Тертышный С.А. Рынок ценных бумаг и методы его анализа. –СПб.: Питер, 2004. 220с.
25. Финансы и кредит: учебник/под ред. проф. М.В.Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшееобразование, 2008. 609с.
26. Шабалин А.О. Рынок ценных бумаг России в современныхусловиях// Банковское дело. 2009. №8. С.18-23.
27. Шевчук Д.А. Корпоративные финансы: [пособие]/Д.А. Шевчук.– М.: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2008. 224С.
28. Янукян М.Г. практикум по рынку ценных бумаг. – СПб.:Питер, 2006. 192с.
29 Аналитика// Российский долг: не так опасен, как кажется//Ассоциация кредит7ых организаций республики Башкоторстан – akorb.ru/.
30. Информационный центр// Семинар «Инструментыфондового рынка для компаний малой и средней капитализации Северо-Западногофедерального округа»// Официальный сайт Московской межбанковской валютнойбиржи – www.micex.ru.
31. Исследования/ Ценные бумаги// Проблемы и перспективырынка российских корпоративных облигаций// Рейтинги. Обзоры. Исследования.Конференции. Эксперт РА – www.raexpert.ru/.
32. Новости// Российский рынок корпоративных облигаций.Основные тенденции 2008 г.// Законодательство и инвестиции – www.lin.ru/.
33. Облигации// Российский долговой рынок//РосБизнесКонсалтинг QUOTE – quote.ru.
34. Облигации// Этапы развития рынка корпоративных облигацийв России// Все о ценных бумагах для частного инвестора – stockportal.ru/.
35. Оценка стоимости облигаций// Оценка облигаций// СайтНационального Института Экономики – www.niec.ru/.
36. Пресс-центр/ публикации наших специалистов//Инфраструктурные облигации. Текущее состояние// Сайт юридической фирмы «Вегас-Лекс»- www.vegaslex.ru/.
37. Рынок ценных бумаг// Рынок корпоративных облигаций вРоссии: структура, динамика развития и перспективы// Портал «Финансовыенауки» — www.mirkin.ru/.
38. Услуги/ Долговой рынок// Долговой рынок России – новыйвзгляд в условиях кризиса// Инвестиционная компания Велес Капитал – www.veles-capital.ru.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.