Содержание
Введение
1. Теоретические аспекты развития рынка государственныхценных бумаг
1.1 Понятие рынка государственных ценных бумаг и его функции
1.2 Этапы становления рынка ценных бумаг в России
2. Современное положение рынка государственных ценных бумаг вРФ
2.1 Российский рынка государственных ценных бумаг впереходный период
2.2 Современное состояние рынка государственных ценных бумагв РФ
2.3 Рынок государственных ценных бумаг в кризисное время
2.4 Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
3. Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Структура рынка ГКО-ОФЗ по номиналу за 2006-2008гг.
Аннотация
Курсовая работа содержит36 страниц, 25 источников.
В данной курсовой работеизложены основные положения о рынке государственных ценных бумаг. Рассмотренасущность и особенности рынка государственных ценных бумаг, выявлены проблемы иперспективы развития рынка государственных ценных бумаг.
При написании работыиспользовались экономические труды российских авторов, периодическая печать инормативные документы, учебные пособия и ресурсы сети Интернет.
Введение
Важнейшим источникомразвития экономики, нового промышленного подъема и преодоления финансовогокризиса России должно стать развитие рынка ценных бумаг, истинноепредназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита,перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и встимулировании инвестиций в различные сферы экономики. Таким образом, рынокгосударственных ценных бумаг — это, с одной стороны, один из индикаторовсостояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие накоторую может замедлить или ускорить процессы рыночных преобразований.
Несмотряна то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно иотличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы,связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно дляпредприятий и организаций — непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.
Рынок государственных ценныхбумаг – важный компонент финансовых рынков мира. Государственные ценные бумагисчитаются наиболее ликвидным и наиболее надежным видом капиталовложений,который привлекает корпорации и население, используются как эталон свободногоот риска дохода, как альтернатива другим вложениям капитала.
Таким образом, рынкигосударственных ценных бумаг играют важную роль в финансированиигосударственного бюджета, в поддержании ликвидности финансовой системы,регулировании экономической активности.
Актуальность избраннойтемы связана с тем, что в условиях централизованной системы управления,существовавшей в нашей стране, рынок государственных долговых обязательствпрактически отсутствовал. А в период выхода из финансового кризисагосударственные ценные бумаги являются одним из направлений не инфляционногопокрытия бюджетного дефицита путем привлечения частных средств, а так же могутбыть важным источникам средств для большого количества правительственных проектов.К тому же формирование первичных и вторичных рынков государственных ценныхбумаг способствуют росту и повышению гибкости национальной финансовой системы,позволяет частному и государственному сектору лучше реагировать на сигналырынка.
Целью данной курсовойработы является всесторонняя характеристика рынка государственных ценных бумагРФ, выявление проблем этого рынка и оценка перспектив его развития.
Для достижения целинеобходимо выполнить следующие задачи:
— рассмотретьтеоретические аспекты рынка государственных ценных бумаг в РФ;
— проанализироватьсостояние рынка государственных ценных бумаг в РФ на современном этапе;
— выявить пути решенияпроблем рынка государственных ценных бумаг РФ и рассмотреть перспективы егодальнейшего развития;
Для его рассмотрения этихвопросов используются различные источники:
периодические издания,учебные пособия и ресурсы сети Интернет.
1.Теоретические аспекты развития рынка государственных ценных бумаг
1.1 Понятиерынка государственных ценных бумаг и его функции
Рынок государственныхценных бумаг – особаяформа торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском иобращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынкалюбой страны.
Рынки ценных бумагподразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.
Первичный рынок ценных бумаг — это рынок, которыйобслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичныйрынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценныхбумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.
Государство, как правило, выпускаетценные бумаги с целью привлечения средств для:
— финансирования текущегобюджетного дефицита;
— погашения ранее размещенныхзаймов;
— обеспечения кассовогоисполнения государственного бюджета;
— сглаживания неравномерностипоступления налоговых платежей;
— обеспечения коммерческихбанков ликвидными резервными активами;
— финансирования целевыхпрограмм, осуществляемых местными органами власти;
— поддержки социально значимыхучреждений и организаций.
Как уже раньше былосказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечениечастных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следуетзаметить что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономическицелесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению спрактикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов отэмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центральногобанка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практическиво всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступправительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денегприводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежныхсредств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения /1/.
Следует отметить, чтонеобходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи спотребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже бездефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанныхпричин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткиеразрывы между государственными доходами и расходами. Они обычно связаны с тем,что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты,установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время какбюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.
Выпуск некоторых видовгосударственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерностиналоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированностибюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобританиивыпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию ихдержателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы приуплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенныепроценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременномувнесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывовмежду доходами и расходами бюджета.
Финансированиегосударственного долга посредством выпуска государственных ценных бумагсопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковскихкредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательстваотличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затрудненийпри их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленныхвзаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночнойэкономикой, как правило, являются одним из основных источников финансированиявнутреннего долга /2/.
В странах с развитой экономикой рынокгосударственных ценных бумаг выполняет следующие функции:
— во-первых, с его помощьюосуществляется централизованное заимствование государством временно свободныхденежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний,различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсытрадиционно используются для не инфляционного финансирования дефицитагосударственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализациигосударственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственногобюджета;
— во-вторых, различныегосударственные ценные бумаги активно используются при проведении центральнымибанками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование спомощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся вобращении;
— в-третьих,государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами,применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитныхучреждений;
— в-четвертых, ценныебумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органамивласти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды;
Государство вправевыпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии подолевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями,которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевыеобязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.
Участники рынкагосударственных ценных бумаг. К середине XIXвека рынок ценных бумаг уже получил значительное развитие. Определился и кругего участников. Первоначально ими были физические лица, выступающие в качестветрейдер-индивидуалов и владельцев банкирских домов. Затем к операциям с ценнымибумагами приступили и юридические лица. Участники рынка ценных бумаг этофизические или юридические лица, которые продают или покупают ценные бумаги илиобслуживают их оборот и расчеты по ним; это те, кто вступает между собой вопределенные отношения по поводу обращения ценных бумаг. Ранее, когда рынокценных бумаг в России зарождался, ученые выделяли следующие группы участниковрынка.
На современном этапе вданной схеме произошли значительные изменения: фондовые посредники иорганизации обслуживающие рынок, объединились в группу профессиональныхучастников рынка ценных бумаг. На сегодняшний день в научной литературевыделяют следующих участников рынка ценных бумаг: 1) Эмитенты. Эмитент — юридическое лицо или органы исполнительной власти либо органы местногосамоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценныхбумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
2)Инвесторы — это лица, которым ценные бумаги принадлежат на праве собственностиили ином вещном праве.
Внастоящий момент на рынке ГЦБ проводят операции за свой счет или за счетклиентов более 280 организаций — дилеров. В целях повышения информационнойпрозрачности рынка государственных ценных бумаг по согласованию с Банком России ММВБ как торговая система на рынке государственных ценных бумаг начиная сиюня 2001 г. ежемесячно публикует на своем официальноминтернет-представительствесписокдилеров — наиболее активных участников рынка государственных ценных бумаг.Включение дилеров в рейтинг производится при условии предоставления ими в ЗАОММВБ письменного согласия на публикацию в списке ведущих операторов.
Таким образом, именногосударственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитогоотечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, чтоопределяются рыночной конъюнктурой.
Общая хозяйственная иполитическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебаниякурса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболеевостребованных товаров на фондовой биржи /3/.
1.2 Этапыстановления рынка ценных бумаг в России
Можно выделить следующиеэтапы становления рынка ценных бумаг: Первый этап — рынок ценных бумаг вэкономике дореволюционной России; второй этап – рынок ценных бумаг впланово-распределительной экономике; третий этап – рынок ценных бумаг впостсоветской экономике.
На первом этапеисследования Россия была преимущественно аграрной страной, где преобладали восновном натуральные отношения. В этот период предпринимательская деятельностьбыла почти не развита, и капитал, не находя себе применения, скапливался вбанках. По сути, правительством производились принудительные изъятия вкладовнаселения. В данной ситуации государство решало сразу две задачи: сохранялоденежные средства населения и приобретало долгосрочные ресурсы в своёпользование. В связи с этим вклады становились одним из главных источниковгосударственного кредита. Такие заимствования казначейства из сберегательныхкасс на покрытие дефицита бюджета носили системный характер. Возрастание суммызаимствования было обусловлено военными расходами и началом строительствапервых железных дорого. В этот период денежная масса выросла почти вдвое, всвязи с этим поступления в казенные банки превысили выдачи ссуд.
В результате указанныхпричин появилась новая форма государственного кредита, которая заключалась втом, что государственные власти прибегали к постоянным заимствованиям кредитныхресурсов из казенных банков и сберегательных касс.
Все эти изменения привелик тому, что произошел постепенный отход государства от финансовогобезвозмездного изъятия средств к возвратному. Первый выпуск выигрышных займовбыл не совсем удачным, так как население в силу своей инертности не принялосразу этого новшества, на это так же повлияла отрицательная репутация прежнихгосударственных займов, которые по своей сути и на деле становилисьбезвозвратными. Последующие займы стали пользоваться у населения большейпопулярностью /4/.
Распространение облигацийпроизводилось банками, которые покупали их у правительства, а затем продавалинаселению через сберкассы. Сберегательные кассы на данном этапе играли нетолько сохранную роль. Но рассматривались в качестве одного из элементоврегулирования денежной массы в обращении. Долговые обязательства государствапродавались на бирже. По мере расширения деятельности сберегательных касс росфонд приобретаемых ими обязательств государства. Ими приобретались ценныебумаги, пользующиеся наибольшем спросом такие как: железнодорожные облигации,закладные листы, цена которых на бирже была намного ниже, чем на государственнуюренту. Кассы, приобретая ценные бумаги, сохраняли высокие ценны на ценныедолгосрочные государственные облигации. Без непосредственного участиясберегательных касс, правительство не смогло бы реализовать такое большоеколичество займов. На рынок государственных ценных бумаг вышли коммерческиебанки. Сберегательные кассы проводили операции по покупке, продаже, хранениюдолговых обязательств, по поручению вкладчиков привлекая, таким образом,дополнительные средства в казну, при этом не имели возможности осуществлятьобратной покупки ценных бумаг от населения. В случае нужды вкладчики обращалисьв другие кредитные учреждения, для того чтобы продать ценные бумаги илиполучить ссуду под них. Лишь после 1860 года банкам было разрешено проводитьвыдачу ссуд под ценные бумаги и осуществлять их переоценку. На тот период долячастных обязательств учитываемых в банках, хотя и возросла, но все равнобольшую часть составляли ценные государственные бумаги. Это объяснялось тем,что вложения в акции частных предприятий, которые обещали очень хорошиепроценты, были не так надежны, как государственные облигации. В дальнейшем этоподтвердилось разорением большинства обществ. Поэтому население сохранялоприверженность государственным ценным бумагам.
Создание акционерныхобществ было связано со строительством железных дорог. Строительство железныхдорог было предоставлено акционерным компаниям. Правительство же сталовыступать гарантом частных акционерных компаний.
Кроме осуществлениявнешних заимствований, российское правительство использовало новые видыдолговых обязательств, обращающихся на внутреннем рынке и относящихся кдолгосрочным рыночным инструментам. Это были рентные займы.
Применение рентныхзаимствований было связано с укреплением доверия граждан к государству какглавному плательщику процентов. В рентных займах оптимально соблюденоравновесие интересов заемщика – государства и кредиторов – владельцевсвободного капитала. В отличии от срочных облигационных займов, которыенеобходимо было погасить в определенные сроки, владельцам рентных обязательствежегодно выплачивались лишь проценты. Возврата основной суммы долга как таковойне производилось. Это давало государству возможность использоватьвысвободившиеся средства на другие нужды. Держатель ренты имел возможностьпродать долговые обязательства на бирже с целью возврата своего капитала. Крометого, впервые было осуществлено раздельное обращение ценной основной бумаги икупонов. Пользуясь положительной тенденцией развития экономики страны,правительство стало проводить конверсию обременительных долгов, заменяякраткосрочные обязательства на долгосрочные /5/.
Так же данный этапхарактеризуется кризисами, которые в основном были связаны с военнымидействиями. Бюджет опять стал дефицитным. В этот период долгосрочные ценныебумаги не были востребованы, так как экономическая ситуация оставаласьнестабильной, поэтому государство использовало краткосрочные долговыеобязательства, выпуск которых осуществлялся каждый год. Правительство прибегалок эмиссии, но уже посредством Госбанка. Госбанк покупал государственныеоблигации и под их обеспечение выпускал кредитные билеты. Широко применялисьзаймы как внутренние, так и внешние.
В период 1904-1908 годахнаибольшая часть выпущенных ценных бумаг приходилось на займы государства. Этообъясняется огромными расходами, связанными с Русско-японской войной.
В результате проведенногоанализа было выявлено, что российское правительство в период построениякапитализма постепенно перешло от финансовых, безвозмездных методов изъятия: эмиссииденежных знаков, изъятия вкладов из казенных банков – к кредитным: посредствомвыпуска процентных ценных бумаг.
ХарактеристикойФинансово-кредитной основы государственного кредита являлись не толькоинструменты, которые давали возможность государству привлекать свободныеденежные средства, но и субъекты этих отношений. Такими участниками былисберегательные кассы, казенные и коммерческие банки, которые содержали частьсвоих ресурсов в долговых обязательствах государства. На биржах проводилисьторги ценных бумаг. Все эти институты способствовали расширению границобращения облигаций государственного займа и отвечали интересам правительства/6/.
Советский период с точкизрения развития государственных ценны бумаг был разбит на следующие этапы:1917-1929гг. – переход от капитализма к социализму; 1930 – 1940гг. – периодпостроения планово-распределительной экономики; 1941 – 1945гг. – военныйпериод; 1946 – 1989гг. – период восстановления народного хозяйства и построениясоциально-ориентированной экономики. Каждый этап имел свои специфическиеособенности, которые обусловлены объективными обстоятельствами, вызывающимиизменения форм привлечения дополнительных средств государством.Обуславливающими его политику, цели и задачи.
С 1917 года начался новыйэтап в развитии советского государства, а значит привлечения свободных денежныхсредств. Трансформация общественного строя изменила задачи, стоящие перед вновьобразованным государством и определила новые пути их решения. К ним относились:национализация земли, банков, промышленности, торговли и др. Для того чтобыпокончить со старой государственной системой. Советское правительство принялодекрет от 21 января 1918 года «Об аннулировании государственных займов ЦарскойРоссии», в соответствии с которым по всем государственным займам прекращалисьвыплаты с 1 декабря 1917 года.
Это решение лишиловозможности получения внешних займов советской республикой на длительный срок,но и внутренние ресурсы стали ей недоступны. Разрушив созданную РоссийскойИмперией структуру сберкасс, новая власть лишилась в будущем источникафинансовых средств
В период становлениясоветское правительство не имело возможности использовать кредитные методыпривлечения денежных средств посредством выпуска государственных обязательств,так как для этого необходимо наличие свободных капиталов у населения ипредприятий. Население свои деньги потеряло вместе с разрушением системысберкасс.
Только с начала 20-хгодов, при проведении новой экономической политики, положение стало меняться клучшему, и у власти появилась возможность использовать различные виды займов,отличающихся сроком, местом и способом размещения. Усилилась система сборовналогов, стали выпускаться облигации государственного займа. Государственныезаймы становились мощным инструментом в руках правительства, способствовалиоздоровлению нашей финансовой и денежной системы, играли важную роль внакоплении денежных средств на цели хозяйственного и культурного строительства/7/.
Первые займы хлебный исахарный, выпущенные новой властью, погашались товарами. Облигациииспользовались в качестве средства обращения весь срок до их погашения.Облигации, по своей сути, еще не являлись кредитным инструментом, правительствос их помощью покрывало свои нужды в денежных знаках, обеспечивая товарообмен. Последующиезаймы осуществлялись уже в денежной форме. В 1922 году был выпущен выигрышныйзайм под 6% годовых, на сумму 100 млн. рублей «золотом» на срок 10 лет. Длярешения текущих задач выпускались займы и на более короткий срок. Хотя займы посвоей сути являются дополнительным кредитным источником при чрезвычайныхобстоятельствах. В данный же период он превратился в финансовый инструмент,пополняющий средства бюджета.
Кроме того, сберкассывыпускали специальные сертификаты, которые имели государственную гарантию. Этибумаги были долгосрочного характера.
Кроме того в этот периодСоветский Союз привлекал и внешние займы, которые направлялись на созданиетяжелой промышленности, использовались для покупки оборудования,потребительских товаров.
Государство, размещаязаймы, самостоятельно определяло сроки их погашения, которые зависели отсложившихся условий. Займы в основном размещались путем подписки с рассрочкойплатежа за приобретенные облигации из заработной платы. Этот вид займов сталгосподствующей формой привлечения свободных денежных средств на длительныйпериод.
Кроме размещения новыхоблигаций государство осуществляло и конверсию ранее выпущенных займов. Так какзаймы в основном носили характер принудительности, то и конверсия проводилась впринудительном порядке.
Вторая мировая войнаположила начало новому периоду становления финансово-кредитных отношенийгосударства. В это время было принято решение о замораживании вкладовнаселения, прекращена покупка у населения государственных ценных бумаг. Займы размещалисьпо подписке среди всех слоев населения.
Таким образом, наосновании анализа периода распределительной экономики выделяются следующиехарактерные признаки:
во-первых, это наличиенескольких этапов экономического развития и экономики и финансово-кредитныхотношений государства;
во-вторых, произошелполный отказ от рыночных методов распространения государственных займов ипереход к плановому распределению;
в-третьих, государствопри размещении обязательств исходило из собственных интересов;
в-четвертых, займы сталиносить принудительный характер, снизилась их ликвидность, распространениезаймов было поставлено под жесткий административный контроль.
Данному этапу характернареструктуризация экономики и переход нашей страны на новый метод ведения хозяйства,произошел отказ от принципов планового распределения ресурсов и переход крыночным методам их приобретения.
С началом перехода кновой форме общественных отношений государственные заимствования использовалисьв основном с целью – финансирования дефицита бюджета. Значит, в условияхпрофицита бюджета необходимость в государственном кредите должна отпасть самасобой. Между тем доказано, что с развитием современного общества, достижениемсбалансированности бюджета правительство не отказывается от возможностимобилизовать дополнительные денежные фонды, которые оно использует дляфинансирования программ хозяйственного и социально-культурного строительства,погашения старых долгов, не дожидаясь обычных бюджетных поступлений. Поэтомуразвитие рынка государственных ценных бумаг связано с появлением новых видовдеятельности государства в сложившихся условиях и не может определяться толькосостоянием бюджета.
В размещении российскойчасти Государственного внутреннего долга 1990 года приняли участие несколькоброкерских фирм, которые реализовали долговые обязательства на 300 с лишниммиллионов.
После образования СНГРоссия приняла на себя союзные долги, а Центральный банк России начал работу поразмещению облигации в счет сложившегося ранее внутреннего долга /8/.
2.Современное положение рынка государственных ценных бумаг в РФ
2.1Российский рынка государственных ценных бумаг в переходный период
Государственные ценныебумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любого государства,развивающегося на принципах рыночной экономики, имеющей свою институциональнуюи организационно-правовую структуру. В Российской Федерации данная структураначала формироваться в начале 1990-х годов параллельно с осуществлениемглубокого реформирования всей экономической системы государства.
Дальнейшая историяразвития рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации представляетсобой сочетание успехов и ошибок в построении системы привлечения финансовыхсредств для государственных нужд путем выпуска различных видов государственныхобязательств. Однако данный рынок стал одной из основных составных частейроссийской финансовой системы и ни у кого не вызывает сомнений необходимостьего существования.
Различные точки зрениясуществуют лишь по поводу вопросов, касающихся тактических моментов развитиярынка государственных ценных бумаг и его инструментов, но это вполне оправдано,так как государственные ценные бумаги и механизмы функционирования их рынкаявляются постоянно развивающейся системой, изучением и совершенствованиемкоторой занимаются как ученые-исследователи, так и практики, работающие винституциональных структурах финансового рынка /9/.
Выпуск в России ГКО-ОФЗпринял постоянный характер, один выпуск следовал за другим. При этом нарушалисьследующие условия размещения: приток новых средств на рынок должен былпревышать размеры погашения, чтобы разница могла использоваться в интересахгосударства; средства от погашения должны были частично вкладываться в новыевыпуски, а не выводиться с рынка. Каждый последующий выпуск этих обязательствприходилось воспроизводить на условиях более высокого процента. Сложиласьситуация, при которой новые эмиссии ценных бумаг не только не давали денег вбюджет, но сами поглощали бюджетные доходы.
Таблица 1 – Основныепоказатели рынка ГКО-ОФЗ, в трлн. руб. до 1998 г., в млрд. руб. с 1998 г. 1993 1994 1995 1996 1997 1998 Объем размещения 0,2 17,5 159,5 430,5 502,0 258,6 Объем государственного долга по ГКО-ФЗО (на конец года) 0,2 10,6 76,6 237,1 384,9 385,8 Объем выручки полученной в результате размещения 0,2 12,9 122,3 322,9 436,3 193,7 Привлечение средств в бюджет 0,2 5,7 26,8 35,2 32,7 -50,4
Это говорит о том, чтогосударство решало задачи по мере их поступления и не делало долгосрочныхвложений капитала в производство, которое являлось единственным источникомполучения добавленной стоимости. Сам механизм привлечения ресурсов посредствамразмещения долговых обязательств превратился в инфляционный. Это объяснялосьтем, что эти обязательства были краткосрочными: от 3-х до 6-ти месяцев. Оченьбыстро наступал срок погашения ранее выпущенных обязательств и выплатыпроцентов по ним, а изменения, происходящие в обществе, не так быстротечны,экономика все так же стагнирующая, налоговых поступлений бюджета на погашениедолгов не хватало.
Таблица 2 – Расходы наобслуживание госдолга, в % к сумме долга 1992 1993 1994 1995 1996 3,8 4,0 9,0 23,2 43,7
Увеличение расходовбюджета на обслуживание государственного долга, потребность в постоянномвозобновлении выпуска долговых обязательств – все это больше походило на прямоеизъятие средств. Государство превратило займы в постоянный доходный инструментфинансирования расходов бюджета, лишив его кредитной основы /10/.
Правительство выстроилодолговую пирамиду, в своей основе не имевшую точки опоры, роль которой должнабыла играть экономика. Но она в этот период сама находилась в кризисномсостоянии. Это подтвердилось наличием большого объема краткосрочныхзаимствований.
Таблица 3 – Динамикароста краткосрочного долга (%)1993 1994 1995 1996 1,8 44.1 80,1 89,9
Обычно высокий удельныйвес краткосрочных обязательств характерен для слабой экономики, когдагосударство не способно отвечать за взятые на себя обязательства. Государствокроме прямых займов предоставляло и гарантии, а это скорее говорило онедостатке средств у предприятий, которые посредством государственной гарантиимогли привлечь необходимые ресурсы на рынке капитала.
Таблица 4 – Гарантии ипоручительства в системе государственного долга (%)1993 1994 1996 План Факт План Факт План Факт 1,4 2,1 1,9 2,4 1,5 4,7
Кроме внутреннихзаимствований, которые в основной своей массе истощены инфляцией, в 1996 годуна рынок были привлечены иностранные инвестиции. Свои вложения зарубежныекредиторы осуществляли и в прямой, и в портфельной форме. Прямые инвестиции к1997 году возросли до 6240 млн. долл.
Таблица 5 – Прямыеинвестиции в экономику России (млн. долл.)1994 1995 1996 1997 1998 549 2200 2440 6240 3361
В связи с этим в конце1996 года и начале 1997 года наблюдался некоторый рост производства. Цены акцийроссийских предприятий возросли к 1997 году в з,5 раза. При этом доходностьГКО-ФЗО упала с 130-140 % в 1996 году до 9-10 % в июне – октябре 1997 года.
Благодаря этому произошлоперемещение части капитала в производственную сферу, потому что онаобеспечивает высокие доходы. Большая доля иностранных вложений носиланепроизводственный характер, да и портфельные инвестиции доминировали надпрямыми. Все это было характерно российского рынка государственных ценныхбумаг, хотя ему были свойственны и неопределенность, и высокие риски.
В период до 1998 годаосновой кредитных операций правительства были заемные операции, на начальномэтапе это прямое кредитование ЦБ, а в дальнейшем – выпуск краткосрочныхдолговых обязательств, таких как ГКО, ОФЗ. Данные виды ценных бумаг былинаиболее востребованы, так как обеспечивали их владельцам высокую доходность.Но для правительства подобные меры обернулись ростом долгов, для погашениякоторых выпускались новые партии долговых обязательств. Долгосрочные ресурсы вданной ситуации были бы более выгодны для правительства, но в периодэкономической нестабильности никто не согласился бы предоставлять свои капиталына длительный срок. Поэтому государство, прибегая к размещению краткосрочныхоблигаций, попало в порочный круг, выбраться из которого возможно лишь толькопри стабильно работающей экономике. Однако политика правительства, направленнаяна достижение финансовой стабилизации, но без коренной перестройкипроизводственной сферы не дала положительных результатов, ни в планепроизводства, ни в финансовой сфере.
Подорвав с помощьюлиберализации цен, приватизации, инфляции реальный сектор, государство лишилосьосновного источника поступления средств в бюджет, поэтому стало осуществлятьвыпуск государственных ценных бумаг, основу которых составляли ГКО. Ониразмещались на фондовых рынках, все больше вытесняя корпоративные ценные бумагии все более оставляя производство без денег /11/.
Основными посредникамиданного периода в размещении ценных бумаг государства были банки, и без ихпомощи государство просто не смогло бы решить свои задачи. Банки, в том числе иэмиссионные, согласно принятой мировой практике должны были осуществлятьпосредничество в размещении государственных ценных бумаг, но в случае с Россиейони превратились в покупателей ценных бумаг на первичном рынке.
Доля ЦБ РФ в общейстоимости портфеля ГКО-ФЗО в 1997 году составила около 40 %, выкупленныхбанковским сектором или немногим более 10 % всей стоимости выпущенных ГКО-ФЗО.Покупка эмиссионным банком государственных облигаций на первичном рынке не чтоиное, как финансирование правительственных расходов за счет будущих поступленийбюджета.
Таблица 6 – Структурадержателей государственных ценных бумаг (%) 1995 1996 1997 1998 Центральный банк 36,5 36,6 13,4 26,5 Сберегательный банк 14,7 30,7 65,3 42,5 Коммерческий банк 47,8 32,7 4,7 3,0 Физические лица 1 - - - Внешние инвесторы - - 16 28
Государственные ценныебумаги по своей сути считаются во всем мире самыми надежными и безрисковымиввиду того, что они обеспеченны всеми активами государства. Высокая степеньопределенности, присущая этим обязательствам, объясняется стабильностью ипоследовательностью проводимой государством политики.
Исходя извышеприведенного, можно сказать, что в данный период государство использовалокак прямые кредиты, так и долговые обязательства для привлечения необходимыхденежных средств. Но в связи с кризисной ситуацией в экономике Россиизаимствования правительства носили краткосрочный характер, что в дальнейшемпривело к росту долга. Кроме того институты, которые должны были размещатьгосударственные ценные бумаги, превратились в их покупателей. Долговыеобязательства надолго осаживались в портфелях ЦБ, коммерческих банков иСбербанка, превращаясь в денежные фонды государства /12/.
2.2Современное состояние рынка государственных ценных бумаг в РФ
С начала 2000-х годов в России сложились чрезвычайно благоприятныевнутренние и внешние экономические условия, связанные главным образом с резкимростом мировых цен на углеводородное сырье и другие традиционные товарыроссийского экспорта. В числе этих условий — возобновление и ускорениеэкономического роста, значительное снижение темпов инфляции, масштабноерасширение внешнеэкономического товарооборота, беспрецедентное увеличениеразмеров избыточного сальдо торгового баланса и счета текущих операцийплатежного баланса, соответственно резкое наращивание объема поступающей встрану экспортной валютной выручки, укрепление национальной валюты, повышение доверия со стороны бизнеса и населения к государственным органам.
Улучшение макроэкономической ситуации позволило существенно укрепитьгосударственные финансы, обеспечить значительное превышение государственныхдоходов над расходами.
При таких обстоятельствах взаимодействие между состояниемгосударственного бюджета и динамикой государственного долга изменилоськардинальным образом: если в 90-х годах бюджетный дефицитпокрывался за счёт привлечения внутренних ресурсов и иностранных кредитов, тотеперь, напротив, профицит бюджета стал основным источником погашениязадолженности по привлеченным ранее кредитам. Однако власти заботились и о том(что закономерно), чтобы наличие устойчивого профицита государственного бюджетане привело к полному прекращению эмиссии рублевых долговых обязательств, кликвидации рынка внутреннего государственного долга
Насегодняшний день на рынке государственных ценных бумаг на ММВБ обращается более80 различных выпусков ценных бумаг. К обращению на рынке допущеныгосударственные краткосрочные облигации (ГКО), различные виды государственныхоблигаций федерального займа, такие как облигации федерального займа спеременным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с постояннымкупонным доходом (ОФЗ-ПД),облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) иоблигации федерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД). Кроме того, всоответствии с «Правилами обращения на ММВБ ценных бумаг, сделки с которымизаключаются в Торговой системе на рынке государственных ценных бумаг с расчетамипо сделкам в валюте РФ в Секторе для расчетов по государственным федеральныйценным бумагам на Организованном рынке ценных бумаг», на рынке обращаютсяоблигации Банка России (ОБР), а также несколько выпусков еврооблигацийРоссийской Федерации, субфедеральные облигации г. Москвы и Московской области,облигации Республики Башкортостан, облигации Самарской области, Ханты-Мансийскогои Ямало-Ненецкого автономных округов. Допущены к обращению на рынке такжебумаги таких корпоративных эмитентов, как ОАО «РЖД», ОАО «Газпром»,ОАО «ЛУКОЙЛ», Банк Внешней торговли (ОАО), ЕБРР, ЗАО «Банк Русский Стандарт»,АБ «Газпромбанк» (ЗАО), ОАО «МегаФон», ОАО «Агентство по ипотечному жилищномукредитованию» и др.
Анализируя динамикуповедения рынка ГКО-ОФЗ по номиналу за 2006-2008 гг. (Приложение А, рис.1, рис.2, рис 3) можно сделать следующие выводы:
— Облигацийфедерального займа с амортизацией долга (ОФЗ-АД) имеют положительную динамику,происходит их повышение с 53,7 % в 2006 г. до 60,3 % в 2007 г., а в 2008 г. составили 66,7 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.
— Облигациифедерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) имеют неоднородную динамику,так в 2006 г. они составили 20,4 %, в 2007 г. наблюдается спад до 19,2 %, а в 2008 г. опять наблюдается рост до 22,0 % от общей структуры рынка ГКО-ОФЗ.
— По облигациямфедерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) наблюдаетсяотрицательная динамика с постоянным упадком. Так в 2006 г. они составили 25,9 %, в 2007 г. упали до 20,5 % и в 2008 г. опустились до отметки 11,3 % отобщей структуры рынка ГКО-ОФЗ. /10/
Рост объемов рынка ГЦБ стал в основном результатом эмиссииоблигаций федерального займа с погашением в 2007—2008 гг. В контексте установкина долгосрочные заимствования Минфин произвел в мае и сентябре 2008 г. эмиссию двух выпусков нового финансового инструмента — облигаций федерального займа самортизацией долга (ОФЗ-АД) со сроком обращения 4 и 6 лет. Особенностью этогоинструмента является погашение основной суммы долга не единовременной выплатой,а частями — в течение двух последних лет обращения на рынке, что значительноуменьшает нагрузку на бюджет. Купонная ставка по этим облигациям являетсяфиксированной для каждого купона; купонный доход начисляется на непогашеннуючасть номинальной стоимости.
Стремясь обеспечить гарантированное выполнение долговых обязательств иравномерное распределение платежей по долгу, Минфин России значительноувеличивает сроки своих рыночных заимствований. В результате этого на 1 января 2008 г. из общей суммы, выраженного в ценных бумагах государственного внутреннего долга (756.8 млрд.руб.) на обязательства со сроком погашения свыше пяти лет приходилось 60.2%, отгода до пяти лет — 30.3%, а с погашением в течение одного года — только 9.5%.Всвязи с созданием накопительной пенсионной системы был образован еще одинфинансовый инструмент — государственные сберегательные облигации (ГСО). Это необращающиеся на вторичном рынке ценные бумаги с длительным сроком погашения.Купонный доход по ним является постоянным и приблизительно соответствуетпрогнозному уровню инфляции /13/.
ГСО предназначены для обладающих длинными деньгами, такназываемых пассивных институциональных инвесторов — Пенсионного фонда России,негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, распоряжающихсяпенсионными накоплениями граждан, а также инвестиционных фондов и страховыхкомпаний. Предполагается, что рынок ГСО позволит снизить долю пассивныхинвесторов на рынке ГКО-ОФЗ, чрезмерное увеличение которой было бы чреватоутратой ликвидности этого рынка.
Особенно значительно возрастает в последние годы совокупныйоборот рынка ГЦБ (суммарный объем всех сделок за год, включая денежный рынок).Как показано в табл. 2, по прогнозам в 2010 г. он увеличится по сравнению с соответствующим показателем 2006 г. в 22.3 раза. Это будет вызвано по большей частирезким ростом осуществления сделок РЕПО — продажи государственных долговыхбумаг с обязательством обратного их выкупа. В 2010 г. объем всех сделок такого рода возрастет более чем в 150 раз по сравнению с 2006 г. и почте в 2 раза против прогноза уровня в 2009 г. В совокупности на сделки РЕПО пришлосьоколо 75% объема торгов. Динамичное увеличение масштабов операций РЕПОзначительно раздвигает границы рыночного обращения ГЦБ, способствует развитиюрынка госбумаг, расширяет возможности Центрального банка в управлении рублевойликвидностью /14/.
Таблица — 7 Объем торгов на рынке ГЦБ и денежном рынке ММВБв 2006-2008 гг. (с прогнозом на 2009-2010 гг.)Вид операции 2006 2007 2008 2009 2010
Изменен.
в 2010 к 2006
млрд.
долл. %
млрд.
долл. %
млрд.
долл. %
млрд.
долл. %
млрд.
долл. % Аукционы 2,52 31,1 3,61 10,0 6,1 13,0 14,5 13,4 7,7 4,2 3,1 ГКО-ОФЗ 2,52 31,1 3,61 10,0 4,9 10,5 6,4 5,9 7,7 4,2 3,1 ОБР 1,0 2,1 8,1 7,5 Вторичные торги 4,70 57,9 8,74 24,2 14,3 30,5 18,8 17,4 21,1 11,7 4,5 Биржевое модифицир. РЕПО 0,07 0,9 12,89 35,8 5,1 10,8 4,5 4,2 12,6 7,0 180 РЕПО 0,82 10,1 10,83 30,0 21,4 45,7 63,2 58,5 122,3 67,7 149,1 Депозиты Банка России 7,0 6,5 17,1 9,4 Всего 8,11 100 36,07 100 46,8 100 108,0 100 180,7 100 22,3
Оборот собственно рынка ГКО-ОФЗ (вторичные торги, безучета размещении на аукционах, сделок РЕПО и депозитных операций Банка России)составит в 2010 г. 570.9 млрд. руб. (21.1 млрд. долл.). Это превысит уровень предыдущего года на 7.0% (в долларовом выражении — на 12.2%).
Основными инвесторами на рынке ГЦБ являются крупныекоммерческие банки с государственным участием (Сбербанк, Внешэкономбанк,Внешторгбанк), Пенсионный фонд идочерние предприятия иностранных банков икомпаний.
Таблица 8 — Внешний долгРоссийской Федерации (в млрд. долларов США) по государственным ценным бумагам в2006-2008гг. (прогноз на 2009-2010г.).
Наименование
задолженности 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г.
Долговые ценные
бумаги 19,0 18,5 17,9 17,4 17,1 Краткосрочные обязательства по ценным бумагам 39,5 39,4 42,5 50,0 53,6
Долгосрочные
обязательства по ценным бумагам 153,8 149,5 205,6 230,3 257,4
Проанализировав таблицуможно сделать вывод о том, что внешний долг Российской Федерации погосударственным ценным бумагам в целом имеет разрозненную тенденцию. В период с2006 по 2007 гг. наблюдается общий спад долгов по всем показателям. Это связанос укреплением экономического положения в стране и достаточно резким ростом цен(и удержанием их на данной отметке достаточно длительный период) натопливно-энергетические ресурсы.
В 2008 г. мы также наблюдаем, незначительное снижение по долговым ценным бумагам, но происходитувеличение государственного долга краткосрочных и долгосрочных обязательств поценным бумагам. Это связано с нестабильным положением на мировой арене,падением цен на топливно-энергетические ресурсы и развитием финансового кризисав Российской Федерации.
Прогнозы на 2009-2010 гг.показывают, что сохранятся тенденция 2008 года, но с более значительнымувеличением долга краткосрочных и долгосрочных обязательств по ценным бумагам.Причинами этого могут быть: сохранение позиций финансового кризиса внутристраны, неблагоприятная обстановка на мировой арене. Структура рынка ГЦБ претерпела сначала нынешнего десятилетия существенные изменения, состоящие в первую очередьв вытеснении краткосрочных долговых инструментов долгосрочными ценнымибумагами.
Таким образом, монетарные власти фактически стремятсядостичь одновременно двух противоречащих друг другу целей: с одной стороны,обеспечить повышение ликвидности рынка государственных заимствований, а сдругой — не допустить непомерного роста доходности долговых бумаг. Ростдоходности мог бы увеличить государственные расходы, связанные с обслуживаниемдолга, вызвать повышение процентных ставок по субфедеральным и корпоративнымзаимствованиям, которое, в свою очередь, затруднит привлечение заемногокапитала властями регионов и частными компаниями на внутреннем рынке. Поэтомузадача состоит в том, чтобы пройти по тонкой грани между этими двумяпротивоположными устремлениями, найти баланс между показателями доходностиценных бумаг и ликвидности рынка. Иначе говоря, государственным органам следуетпринимать решения, которые бы не подрывали доходность собственных инструментови не мешали частному сектору /15/.
2.3 Рынокгосударственных ценных бумаг в кризисное время
Подготовленный Министерством финансов РФ в 2007 г. доклад о политике в сфере государственного долга на 2007-2009 гг., в частности, констатировалналичие «готовности нерезидентов расширить присутствие на рынкегосударственных облигаций». Однако в то же время в этом документеговорилось; «В условиях высоких цен на нефть и связанного с этим притока встрану иностранной валюты преждевременно полностью либерализовать внутреннийрынок государственных ценных бумаг с целью открытия доступа на него иностранныхинвесторов, так как пока это может нарушить стабильность российской финансовойсистемы.
В нынешней ситуации российские власти закономерно стремятсярегулировать приток иностранной валюты в страну, с тем, чтобы не допуститьусиления инфляции или чрезмерного повышении реального валютного курса рубля.Определенное сдерживание притока средств нерезидентов на внутренний рынок ГЦБдолжно быть нацелено также на то, чтобы не допустить повторения событий 1998 г., которое могло бы произойти в случае ощутимого ухудшения состояния платежного баланса и общеймакроэкономической ситуации в стране. Отмена с середины 2008 г. всех валютных ограничений лишает власти этого средства контроля над иностранными портфельнымиинвестициями. На смену ему приходят более тонкие методы регулирования данногопроцесса, главным образом с помощью инструментов процентной политики /16/.
Впрограмме государственных внутренних заимствований РФ на 2009 г., сформированной с учетом одобренной Правительством РФ в апреле 2008 г. долговой стратегии на 2009—2011 гг.,Минфином России были обозначены планы по выходу из кризисной ситуации иразвитию рынка госдолга в следующем году. Среди них были планы по дальнейшему размещению в 2009 г. основных выпусков ОФЗ на сумму 227-232млрд. руб., а также планы по выпуску государственныхсберегательных облигаций (ГСО). При этом планируется, что доходность пократкосрочным инструментам будет сохранена на уровне до 5%, по среднесрочным — до 6,6%, по долгосрочным инструментам — до 7,2 5%.
Вкачестве основных направлений политики Министерства финансов РФ в 2009 г. в разработанной программе фигурируют: снижение государственного долга к ВВП; замещениегосударственного внешнего долга внутренними заимствованиями; сохранение иразвитие национального рынка государственных ценных бумаг. При этом МинфинРоссии исходит из необходимости одновременного развития двух сегментов рынкагосударственных ценных бумаг — рынка ГКО-ОФЗ и рынка ГСО. Такая политикаМинистерства финансов РФ обеспечит стабилизацию кризисной ситуации, а такжепоследовательное развитие рыночной части долга, выраженного в государственныхценных бумагах, и инвестирование части пенсионных накоплений в государственныесберегательные облигации. Минфин РФ считает возможным увеличить в 2009 г. объем привлечения на внутреннем рынке на 60-70 млрд. руб. по сравнению с 2008 г. за счет размещения государственных ценных бумаг, при сохранении действующего в настоящеевремя порядка эмиссии государственных облигаций, в 2009 г. за счет размещения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке планируется привлечь305,94 млрд. руб. при погашении государственных ценных бумаг в размере 80,11млрд. руб., в результате чего чистое сальдо по привлечению государственныхценных бумаг в 2009 г. составит 225,83млрд.руб. /17/.
Дляпроведения эффективной политики по замещению внешних заимствований внутренниминеобходим стабильный и ликвидный внутренний рынок госдолга, на основании чего можнопрогнозировать дальнейший рост ликвидности операций с государственными ценнымибумагами, который будет поддерживаться в рамках проводимой Минфином Россииполитики.
Приэтом, согласно прогнозам, государственный внутренний долг, выраженный вгосударственных ценных бумагах, увеличится с 1,03 трлн. руб. на начало 2009 г. до 1,26 трлн. руб., на начало 2010 г. Сумма рыночной составляющей в его составе возрастет до1 трлн. руб.
Всвязи с увеличением государственных внутренних заимствований в 2009 г., а также в связи с ростом абсолютных размеров государственноговнутреннего долга, выраженного в государственных ценныхбумагах, расходы на его обслуживание также будут возрастать и составят в 2009 г. 76,8 млрд. рублей /18/.
Правительство Российской Федерации рассмотрело и одобрило Основныенаправления политики в сфере антикризисного управления по государственномудолгу на 2008-2010 гг. Этот документ впервые определяет основные приоритетыдеятельности Минфина России на внутреннем и внешнем рынках заимствований.
Таблица 9 — Оперативная информация рынка государственныхценных бумагНаименование 1.12.2005 1.12.2006 1.12.2007 1.12.2008 1.12.2009
Сумма средств в торговой системе
ГКО-ОФЗ-ОБР, в млн. руб. 3489,3 2954,2 4326,4 2995,2 3181,1 объем в обращении по номиналу, в млрд.руб. 1140,01 1144,02 1144,08 1138,02 1131,04 объем в обращении по деньгам, в млрд.руб. 1024,62 1024,32 1052,7 1037,11 1033,75 дюрация рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, в днях 1977,55 1959,25 1993,05 1961,06 1955,08
Указанная стратегия, в частности, предусматривает:постепенное замещение внешнего долга внутренними заимствованиями; развитиевнутреннего рынка государственных ценных бумаг; увеличение доли рыночногодолга, выраженного в государственных ценных бумагах; увеличение дюрациивнутреннего долга, выраженного в ценных бумагах; создание новых сегментов рынкагосударственных ценных бумаг.
По большинству позиций указанная стратегия либо выполнена, либо будетвыполнена к концу этого года. Сегодня можно говорить о следующих результатахисполнения долговой стратегии:
1) государственный внутренний долг за время действия долговой стратегии с 2007 г. по октябрь 2008 г. вырос на 25% и составляет в настоящее время 819,8 млрд. руб.;
2) доля рыночного внутреннего долга, выраженного в государственныхоблигациях, за указанный период значительно увеличилась как за счетосуществления Минфином России активных операций по размещению и доразмещениюгособлигаций, за счет переоформления в 2007 и 2008 гг. всего портфеля БанкаРоссии в новые крупные выпуски ОФЗ.
Так если на 1, января 2007 г. объем рыночного внутреннего долга составлял217 млрд. руб. (33 % от всего внутреннего долга в госбумагах), то на сегодня он составляет629,4 млрд. руб. (76 % от всего внутреннего долга в госбумагах) увеличившись за2,5 года на 190%;
3) объемы обращающихся выпусков гособлигаций значительно увеличились.Так если в начале действия долговой стратегии объемы выпусков составляли 10-15млрд. руб., то сегодня объемы обращающихся выпусков доходят до 55-62 млрд. руб.;
4) за счет того, что Минфином России основной упор был сделан напривлечение средств от размещения долгосрочных инструментов, дюрация рыночнойчасти внутреннего госдолга увеличилась до 4,8 года, т.е. более чем в 3,7 раза(на начало 2008 г. дюрация составляла 1,3 года).
В 2007-2008 гг. на рынке внутреннего госдолга Минфин Россииза счет размещения государственных ценных бумаг привлек 308,6 млрд. руб. (безучета операций переоформления) и погасил государственных облигаций на сумму186,5 млрд. руб. Таким образом, за два года чистое привлечение за счет операцийс государственными ценными бумагами на внутреннем рынке составило 122,1 млрд.руб., в том числе в 2004 г. — 96,2 млрд. руб.
Таким образом, ценныегосударственные бумаги являются неотъемлемой частью финансовой системы любогогосударства, развивающегося на принципах рыночной экономики, и рынокгосударственных ценных бумаг находится в непосредственном «движении».Наблюдается постоянная динамика, изменение структуры и объема рынка.
Наблюдая анализ различныхпоказателей видно, что оборачиваемые средства на рынке государственных ценныхбумаг, в основном имеют положительную динамику (судя по прогнозам на 2009-2010гг.).
Государство принимаетразличные меры по выходу из кризисной ситуации. Разрабатывается стратегии,модели поведения и антикризисная политика, частичное выполнение которой мынаблюдаем уже в этом году. Одним из ярких примеров является снижение внешнегодолга и увеличение внутреннего. Также значительно увеличился выпускгособлигаций, позволяющий привлекать больше денежных средств /19/.
2.4Проблемы развития рынка государственных ценных бумаг
На первичном рынке ГКО идругих долговых обязательств государства сейчас существует положение, прикотором доступ к аукционам имеет ограниченный круг дилеров. Это привело к тому,что доходы от операций по покупке ГКО на первичных аукционах с их последующейпродажей на вторичном рынке оказались очень велики. Чрезмерные прибыли дилеровсвидетельствуют о том, что фондовый рынок России организован гораздо менееэффективно, чем это должно быть. Одна из причин этого – высокая степеньмонополизации рынка банками-дилерами, в результате чего обычным инвесторамосуществлять свою деятельность трудно. Так, в апреле 1995 г. На аукционетрехмесячных ГКО доля удовлетворения заявок банков-дилеров составила 75%, адоля удовлетворения заявок инвесторов -25%.
Финансовые институтыпрактически всех регионов РФ, по существу, исключены из числа дилеров,допущенных к первичным аукционам. Это лишает их доступа к высоким прибылям отопераций с государственными ценными бумагами. Выход из создавшейся ситуациизаключается не только в увеличении числа участников аукционов, но и врасширении внебиржевого рынка государственных ценных бумаг как наиболееэффективного /20/.
Издержки проведенияопераций с государственными ценными бумагами, допущенными на вторичный рынок,слишком велики. Если сделки осуществляются через фондовую биржу, то, согласносуществующим правилам, они требуют заблаговременного резервирования средствучастников на специальных счетах. В России пока еще не существует ни развитойвнебиржевой торговли государственными ценными бумагами, ни их региональныхрынков. Концентрация торговли долговыми обязательствами государства в Москверезко сужает возможности региональных инвесторов и обходится им дорого. В итогегосударство несет потери из-за искусственного сужения рынка государственныхценных бумаг.
По мнению специалистовБанка России, наличие узкого круга первичных дилеров связано с необходимостьюжесткого контроля за участниками аукционов. В перспективе должны бытьразработаны новые правила торговли, которые позволят региональным коммерческимбанкам и другим финансовым институтам принимать в ней участие.
Противоречивая роль, которуюиграет на рынке государственных ценных бумаг Банк России. Он, например, нарынке ГКО одновременно является агентом Министерства Финансов, дилером иконтролирующим органом. Рынок ГКО, как и любой другой сектор фондового рынка,нуждается в объективной и общедоступной информации. Когда Банк России –единственный участник торгов, он может использовать всю информацию в своихцелях. Здесь виден определенный конфликт интересов. В то же времягосударственные интересы однозначны: государство заинтересованно в широкойинформации о положении дел на рынке ГКО для всех категорий инвесторов, а такжев том, чтобы этот рынок был более доступным.
Большинство новых банкови небанковских институтов в РФ не имеют прямого доступа на вторичный рынок ГКО.Высокая стоимость доступа на вторичный рынок уменьшает ликвидность выпускаемыхинструментов, что приводит к снижению цены, которую инвесторы согласны платитьза ГКО. Более высокая ликвидность приведет к повышению цены на эти бумаги.Замкнутый вторичный рынок также снижает спрос на ГКО /21/.
Важной проблемой являетсяоценка инвестиционного спроса на ГКО и другие подобные бумаги. Этот спроснаходится в прямой связи с динамикой ежемесячного уровня инфляции. По расчетамэкспертов ФКЦБ, если месячный уровень инфляции будет в пределах 1-3%, то спросна ГКО составит около 46 трлн. Руб., в пределах 4-10% — 41 трлн. руб., свыше11% — 38 трлн. Руб. Таким образом, по мере снижения инфляции инвестиции в ГКОмогут возрастать. Уровень инфляции не единственный фактор, влияющий на срок ГКО.Для превращения потенциального спроса в реальный важное значение имеют уровеньих доходности, сроки выпуска, а также организация самой торговли этим фондовыминструментом.
Серьезные проблемысвязаны также с таким видом государственных ценных бумаг, как КО. Достаточноотметить, что с помощью КО государство фактически занимает у предприятия деньгипо ставкам в несколько раз ниже рыночных. Нуждающиеся в средствах предприятияпродают КО банкам и финансовым компаниям, что ведет к переливу финансовыхресурсов из промышленной сферы в финансовую, тормозит рост производства. Немалопротиворечивых моментов можно найти и в функционировании других видовгосударственных ценных бумаг.
В последние два-три годаразвитие российского рынка ценных бумаг в значительной степени шло за счетдолговых обязательств государства. В этом заключается потенциальная опасностьдля экономики России: слишком большие по своим объемам заимствованиягосударства на фондовом рынке не только увеличивают размеры непроизводительногопотребления капитала в стране), льшинство расходов государства имеетнепроизводительный характер), но и, сокращая предложение капитала, ведут к егоудорожанию для частных эмитентов, тормозят инвестиционный процесс в стране.
В конечном счете надостремиться к тому, чтобы число участников рынка государственных ценных бумагвозросло, что позволит положить конец тенденции к монополизации и развиватьконкуренцию. Для этого необходимо установить терминалы в удаленных регионах,создать систему быстрых денежных расчетов, использовать существующие и создатьновые коммуникационные системы /22/.
3.Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
В 2008 г. по согласованию с Банком России Минфин России отказался отразмещения на рынке коротких инструментов, перейдя к размещению средне- идолгосрочных инструментов фиксированной длины — 3, 5, 10 и 15 лет в рамкахзаранее объявленного ежегодного графика аукционов, размещенного на сайтеМинфина России.
Все прошедшие за 7 месяцев 2008 г. первичные аукционы по размещениюгосударственных ценных бумаг были проведены четко в соответствии с объявленнымграфиком.
Для обеспечения ликвидности новых выпусков государственных облигаций и рынка в целом, планируется, что трех- и пятилетний выпуски облигаций федерального займа спостоянным купонным доходом будут размещаться в течение одного года в объеме 42млрд. руб. каждый (то есть в 2009 г. будут размещаться уже два новыхсоответственно трех- и пятилетний выпуска облигаций). Десятилетние выпускиоблигаций с амортизацией долга будут размещаться в течение двух лет (то есть предложенныйк размещению в 2008 г. выпуск будет размешаться и в 2009 г.), а 15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — в течение трех лет (то естьпредложенный к размещению в 2008 г. выпуск будет размещаться и в 2009 и в 2010гг.). При этом общие объемы выпусков будут доводиться соответственнодесятилетних выпусков облигаций с амортизацией долга до 80-85 млрд. руб., а15-тилетние выпуски облигаций с амортизацией долга — до 90-100 млрд. руб.
В условиях повышенного спроса на рублевые инструменты, в том числегосударственные ценные бумаги, Минфин России будет проводить дополнительноеразмещение ценных бумаг путем проведения аукционов по доразмещению облигаций,неразмещенных при проведении первичных аукционов. Размещение государственныхоблигаций на вторичном рынке без проведения аукционов будет минимальным пообъемам /23/.
Так, за 7 месяцев 2008 г.Минфином России проведено:
- 10 первичных аукционов. При этом объем привлечения составил 67,305 млрд.руб., или 65,34% от общей суммы привлечения;
- 12 аукционов по доразмещению облигаций, неразмещенных при проведениипервичных аукционов. При этом объем привлечения составил 32,741 млрд. руб., или31,78% от общей суммы привлечения.
Без проведения аукциона Минфин России осуществлял в 2008 г. доразмещение гособлигаций только два раза — в феврале и мае. Причем необходимо отметить, чтодаже в этих случаях о проведении доразмещения госбумаг объявлялось заранее.Суммарно при таком способе размещения гособлигаций привлечение составило 2,968млрд. руб., или 2,88% от общей суммы привлечения. Таким образом, Минфин Россиина сегодняшний день привлек на первичных аукционах и аукционах по доразмещению97,12% от общего объемапривлечения за 7 месяцев 2008 г.
Следствием проводимой Минфином России в 2008 г. политики заимствований на рынке государственного внутреннего долга явилось то, что из общего,объявленного к размещению объема новых госбумаг в сумме 98,0 млрд. руб. пономиналу размещено облигаций на сумму 97,655 млрд. руб., или 99,65 процентов.
Наглядное представление правильности проводимой Минфином России заемнойполитики дает статистика проведения Минфином России первичных аукционов поразмещению государственных ценных бумаг за 7 месяцев 2008 г. Таким образом, за 7 месяцев 2008 г. среднийкоэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,6748 в то время как в 2007 г. средний коэффициент размещения на первичных аукционах составил 0,5176.
Несколько слов о государственных сберегательных облигациях (ГСО). МинфинРоссии подготовил положение об обслуживании ГСО и в настоящее время идет егосогласование.
Необходимо отметить, что ГСО в ходе доработки нормативной базы изменилисвою целевую направленность. Сейчас ГСО в большей части превращаются винструмент для размещения пенсионных накоплений для государственной управляющейкомпании и Пенсионного фонда России. Рыночное размещение ГСО будетнезначительным.
В 2008 г. доходность к погашению государственных облигаций, обращающихся на рынке,как и в предыдущие годы, существенно зависит от текущей ситуации на валютном иденежном рынках.
В течение 2006-2008 гг. уровень доходности по государственным облигациям(индекс портфеля ГКО-ОФЗ) был значительно ниже текущих показателей,характеризующих инфляцию /24/.
Существуют причины, разнонаправлено влияющие на уровень процентных ставокна рынке ГКО-ОФЗ.
Основными причинами, препятствующими росту доходности на рынкегосударственных ценных бумаг, являются следующие:
1)консервативная политика Минфина России нарынке государственных внутренних заимствований;
2)сохранение высокого внутреннего спроса нароссийские долговые инструменты вследствие значительного роста объема рублевойликвидности в условиях роста золотовалютных резервов в 2006 г. на 29,145 млрд. долл., в 2007 г. — на 47,603 млрд. долл., в 2008 г. — на 56,034 млрд. долл.;
3)неготовность российских инвесторовфиксировать значительные убытки в условиях резкого роста доходности погосударственным ценным бумагам.
Среди причин, способствующих повышению доходности, можно выделить две — сохранение высокой стоимости пассивов дляроссийских кредитных организаций (основных инвесторов на рынке государственныхценных бумаг) и высокий уровень показателей инфляции, так значение, индексапотребительских цен в январе-июне 2008 г. составило 7,9 %. При определении цен отсечения на аукционах Минфин России учитывает влияние вышеуказанныхпричин.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в настоящее время сохраняетсязначительное превышение дюрации федеральных облигаций над дюрациейкорпоративных и субфедеральных облигаций.
Если говорить про реальную доходность на рынке государственных ценныхбумаг, то можно с полной уверенностью сказать, что ситуация с отрицательнойреальной доходностью в течение всего этого года будет сохраняться. В апреле 2008 г. Правительством Российской Федерации рассмотрены перспективы долговой политики на следующийтрехлетний период — на 2008-2010 гг., котораяявляется логическим продолжением подготовленнойМинфином России в 2008 г. стратегии. В результате начинает складываться системакачественного среднесрочного планирования долговых операций Минфина России, чтопозволяет повысить эффективность управления государственным долгом РоссийскойФедерации и обеспечить прозрачность проводимых операций.
Основные приоритеты, определенные в стратегии на 2006-2009 гг., для внутреннегорынка сохраняются и в 2008-2010 гг. Сюда входят:
— обеспечение сбалансированности источников финансирования дефицитафедерального бюджета за счет государственных заимствований на внутреннем ивнешнем рынках совместно с поступлениями от приватизации и реализациейгосударственных запасов и средствами Стабилизационного фонда РоссийскойФедераций;
— сохранение объемови структуры государственного долга, позволяющих гарантированно выполнять обязательства поего погашению и обслуживанию, а также рефинансировать долг независимо отсостояния федерального бюджета;
— осуществление государственных внутренних заимствований в объеме,позволяющем активно развивать рынок корпоративных и муниципальныхзаимствований, обеспечивающих финансирование инвестиций в отраслях и регионах;
— изменение структуры государственного долга Российской Федерации в частидальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупногогосударственного долга при одновременном уменьшении внешнего долга, особенноего нерыночной части.
Такая политика Минфина России, учитывающая рыночные изменения, позволилазначительно снизить спрэды между федеральными облигациями и корпоративными исубфедеральными облигациями и, соответственно, повысилась привлекательностьгосударственных федеральных ценных бумаг за счет повышения интереса к ним состороны все более широкого круга участников /25/.
Заключение
Развитие финансовыхрынков в государствах с переходной экономикой является важным элементом реформ.Эти рынки играют очень важную роль в превращении сбережений в инвестиции иперемещение денег и капитала с одного сектора в другой для более эффективногоих использования. Сбалансированная структура финансового рынка, без сомнения,обеспечила бы полное использование финансовых ресурсов, стимулировала бы иускоряла развитие отраслей и регионов, гарантировала бы экономический ростгосударства.
Рынок государственныхценных бумаг – это неотъемлемая часть внутреннего финансового рынка, и его роств большей мере может способствовать развитию, стабильности и эффективностифинансовой системы. Кроме того, что государственные бумаги являются надежнымисточником дохода, они делают экономику более гибкой к рыночным сигналам.
Тем более что выпускгосударственных ценных бумаг для финансирования государственных расходов впереходной период кажется более привлекательным в сравнении с роста денежноймассы за счет эмиссии или кредитов центрального банка, потому что:
— Размещение ценных бумагпозволяет правительству финансировать свои расходы без увеличения совокупнойденежной массы;
— Продажа ценных бумагчасто является дешевым путем (по сравнению с увеличением налоговой нагрузки илиденежной массы) финансирование государственных расходов;
— Рынок государственныхценных бумаг является составляющей частью национальных финансовых рынков;
— Выпуск ценных бумагпозволяет правительству приспособить структуру и время займов к своимтеперешним и будущим потребностям;
— Активная торговлягосударственными ценными бумагами способствует уменьшению разницы междурыночными ставками привлечения и предоставления в заем денежных ресурсов иснижению расходов финансовых посредников;
— Обращениегосударственных ценных бумаг способствует росту ликвидности и гибкостиэкономики в целом;
— Существование хорошоразвитых вторичных рынков дает возможность использования государственных ценныхбумаг при проведении денежной политики центрального банка страны;
— Развитие первичных ивторичных рынков государственных ценных бумаг позволяет правительству полноймерой контролировать высокие темпы инфляции;
— Обращениегосударственных ценных бумаг отвечающий существующим международным стандартомделает экономику более стабильной и привлекательной для иностранных инвесторов.
В тоже время некоторыенедостатки интенсивного использования продажи ценных бумаг для финансированиягосударственных расходов, например:
— новые выпускигосударственных ценных бумаг могут увеличить государственный долг и таким образомпереносить часть финансовой нагрузки на будущее поколение;
— Развитие первичных ивторичных рынков государственных ценных бумаг может вызвать нежелательноераспределение финансовых ресурсов и иметь негативное влияние (эффект вытеснениядругих инвестиций) на развитие других финансовых рынков страны;
— Большие суммы замовмогут привести к увеличению номинальных процентных ставок и сделать расходыбюджета восприимчивыми к изменением процентных ставок;
— Использование ценныхбумаг ослабляет желание правительства и других органов власти контролироватьсвои расходы и, кроме того, может увеличить зависимость правительства от своихкредиторов.
Таким образом, отечественныйрынок государственных ценных бумаг находится в стадии становления, однако опытзарубежных стран свидетельствует о важной роли этих ценных бумаг как источникаформирования заемного капитала. В условиях развитой рыночной экономикигосударственные ценные бумаги, послужат необходимым средством мобилизацииденежных средств. Для инвестора облигации будутодним из надежнейших способов помещения капитала.
Список использованных источников
1.Алехин Б. История развития рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценныхбумаг. — 2005. — № 8. — С. 26-30.
2.www.ru.wikipedia.com– Электронная библиотека сети Интернет
3.Подвинская Е., Столяров А., Шахназарян Г. Исрользование государственных ценныхбумаг для решения проблем финансирования бюджетного дефицита.//Финансы икредит. – 1997. — № 8 – С. 46.
4.Стаханович Л. Гарантии и поручительства в системе государственногодолга.//Финансы и кредит. – 1997. — № 8. – 49.
5. Абрамов А. Современные тенденции развитиярынка ценных бумаг открытых инвестиционных фондов // Биржевоеобозрение.-2004.-№10.-С. 8-11.
6. Бердникова Т. Рынок ценных бумаг.– М.: Инфра-М, 2004. – 278 с.
7.www.rcb.ru– Официальный сайт журнала «Рынок ценных бумаг»
8. ГалановВ., Басов А. Рынок ценных бумаг.- М.: Финансы и статистика, 2000.
9.Щербаков А. Рынок государственных ценных бумаг Российской Федерации иперспективы его развития на 2006-2008 годы//Рынок ценных бумаг.- 2006.- № 8.-С. 3-7.
10.Холтуев. Е. Взаимосвязь рынка государственных ценных бумаг РФ с мировымрынком// Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 3.- С. 61-66.
11.Другов А. Рынок государственных ценных бумаг в 2008 году: тенденции иперспективы//Биржевое обозрение.- 2008.- № 12.- С. 5-9.
12.Смыслов Д. Российский рынок государственных ценных бумаг: становление,эволюция, перспективы//МЭ и МО.- 2008.- № 1.- С. 34-44.
13.Гамбаров Г. Совокупный оборот рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценныхбумаг.- 2008.- № 16.- С. 17-22.
14.www.rbc.ru – «РосБизнесКонсалтинг» Годовой отчет о результатах деятельностиММВБ за 2008 г.
15.Воробьева З. Кризисный период на рынке государственных ценных бумаг// Рынокценных бумаг.- 2008.- № 21.- С. 28-37.
16.Ульянецкий М. Политика рынка государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.-2007.- №19.- С. 16-23.
17.www.minfin.ru-Официальный сайт Министерства Финансов РФ
18.Вьюгин О. Ликвидность государственных ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.-№4.- С. 42-50.
19.Кравцов. А. Доходность рынка государственных ценных бумаг//Биржевое обозрение.-2008.- № 14.- С. 15-23.
20.Чинкарев В. Тяжелое время для рынка государственных ценных бумаг. Необходимостьстабилизации//Рынок ценных бумаг.- 2007.- №9.- С. 37-44.
21.www.cbr.ru– Официальный сайт Центрального Банка РФ
22.Ульянецкий М. Анализ мировых государственных облигаций//Рынок ценных бумаг.-2007.- № 20.- С. 56-62.
23.Прозоров Ю. Смена стратегии: перспектива государственных и муниципальныхзаимствований//Рынок ценных бумаг.- 2007.- № 7.- С. 47-50.
24.Зенькович Е. Взаимодействие государственных и саморегулируемых органов в сфереконтроля и надзора на рынке ценных бумаг//Рынок ценных бумаг.- 2008.- № 13.- С.18-21.
25. Малюгин В.И. Рынок ценных бумаг: Количественные методы анализа.-М.: Дело, 2003.-320с.
Приложение А
Структурарынка ГКО-ОФЗ по номиналу за 2006-2008 гг.
/>
Рисунок1 – Структура рынка ГКО-ФЗО за 2006 г.
/>
Рисунок2 — Структура рынка ГКО-ФЗО за 2007 г.
/>
Рисунок 3 — Структурарынка ГКО-ФЗО за 2008 г.