СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1Рынок государственногодолга и его структура
1.2Механизм рынкагосударственного внутреннего долга
2Рынокгосударственных ценных бумаг. Современное положение
2.1Характеристикадеятельности агентов государства на рынке государственных ценных бумаг
2.2ЦБ как агентгосударства
2.3Банк развития ивнешнеэкономической деятельности
2.4Сбербанк РФ как агент государства
3Направлениясовершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Заключение
Список используемых источников
ВВЕДЕНИ/>е
Государственные ценные бумаги занимают важное местосреди инструментов рынка ценных бумаг. Их эмитентами являются правительства,органы местной власти, а также учреждения и организации, пользующиесягосударственной поддержкой.
Выпуск государственных ценных бумаг являетсянаиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицитапо сравнению с практикой заимствования средств в Центральном банке илиполучению доходов от эмиссии денег. Использование кредитных ресурсовЦентрального банка ссужает возможности регулирования ссудного рынка и поэтомуво многих странах установлены ограничения на доступ правительства к этимресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлениюв оборот необеспеченных реальными активами платежных средств, что связано синфляцией и расстройством денежного обращения страны.
Необходимость выпуска государственных долговыхобязательств может появиться и в связи с потребностью погашения ранеевыпущенных правительством займов даже при бездефицитности бюджета текущегогода.
Другой причиной выпуска государственных ценных бумагможет послужить то, что в течении года у государства могут возникатьотносительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Этиразрывы появляются из-за того, что поступление платежей в бюджет происходит вопределенные даты, в то время как расходы бюджета производятся более равномернопо времени.
Выпуск некоторых видов государственных ценных бумагможет способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений,устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Особенностьюобращения таких обязательств является то, что их владельцы могут черезопределенный срок возвратить эти обязательства правительства обратно, либоиспользовать их при уплате налогов.
Государственные ценные бумаги могут выпускаться дляфинансирования программ, осуществляемых органами местной власти. В такихслучаях Государство может выпускать не только свои собственные ценные бумаги,но и давать гарантии по долговым обязательствам, эмитируемым различнымиучреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают государственнойподдержки. Такие долговые обязательства приобретают статус государственныхценных бумаг.
Первичное размещение государственных ценных бумагосуществляется при посредничестве определенных субъектов. Среди нихглавенствующее положение занимают центральные банки, которые организуют работупо распространению новых займов, привлекают инвесторов, а в ряде случаев приобретаюткрупные пакеты правительственных долговых обязательств. В некоторыхгосударствах эти функции выполняются министерством финансов, либо относительносамостоятельными подразделениями по управлению государственным долгом. Вомногих странах допускается участие в качестве посредников при первичномразмещении государственных ценных бумаг частных финансово-кредитных учрежденийи организаций. Однако в ряде государств накладываются определенные запреты научастие коммерческих банков в подобной деятельности.
Целью данной работы является изучение деятельностиагентов государства на рынке государственных ценных бумаг и оценка ихзначимости в процессе формирования внутреннего государственного долга.
Предметом исследования в данной работе являетсямеханизм работы рынка государственных ценных бумаг, а объектами изучения –агенты государства: Центральный Банк РФ, Внешэкономбанк, Сбербанк.
Задачей является рассмотрение некоторых агентовдостаточно подробно, что бы сделать выводы о необходимости их участия впроцессе формирования и погашения государственного долга.
Актуальность избранной темы курсовой работы связанас тем, что в последнее время многие предприятия начали вкладывать значительныеденежные средства в операции на рынке ценных бумаг и, в частности, такой доходныйсектор, как государственные ценные бумаги, рассматриваемые государством какодно из направлений неинфляционного покрытия бюджетного дефицита путемпривлечения частных средств. Поэтому очень важно знать кто и каким образомосуществляет управление государственным долгом.
Новизна работы состоитв изучении современного положения рынка государственных ценных бумаг, изученииагентов государства, действующих на этом рынке, а также рассмотрении перспективдальнейшего развития институтов управления государственным внутренним долгом.
1Характеристика рынка государственных ценных бумаг РФ
1.1 Рынок государственного долга и его структура
Государственныезаимствования осуществляются на финансовом рынке. Финансовый рынок представляетсобой особую форму организации движения денежных средств от их владельцев кпользователям на основе покупки ценных бумаг или предоставления кредитов,выражающих собой форму движения ссудного капитала. Это означает, что финансовыйрынок включает в себя два компонента: рынок ценных бумаг и рынок ссудныхкапиталов.
Обаэтих компонента предоставляют средства для государственных заимствований.Основными сегментами рынка ценных бумаг являются рынки государственных,муниципальных и корпоративных ценных бумаг.
Зановостановление рынка государственных ценных бумаг в России началось в 1991 г. Основными факторами, определяющими его развитие, явились:
¾ развитиепрактики финансирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ за счетвыпуска государственных ценных бумаг;
¾ реструктуризациявнутреннего валютного долга на основе выпуска облигаций валютного займа;
¾ появлениеспецифических финансовых инструментов – казначейских обязательств, налоговыхосвобождений и векселей для решения кризиса неплатежей;
¾ постепенноеоткрытие доступа эмитируемым в России ценным бумагам на международные рынкикапиталов и доступа иностранным инвесторам на российский рынок.
Подвоздействием этих факторов сформировались правовые, экономические иорганизационные основы для дальнейшего развития отечественного рынкагосударственных ценных бумаг.
Вкачестве приоритетных задач своей стратегии на рынке государственных ценныхбумаг исполнительная власть определяет следующие направления:
¾ восстановлениеучастия государства на финансовом рынке на приемлемых условиях путем проведениясдержанной и гибкой политики осуществления новых заимствований;
¾ восстановлениедоверия участников рынка к государству как эмитенту ценных бумаг на основеполного выполнения обязательств по обслуживанию и погашению облигационной частигосударственного долга;
¾ последовательнаяработа по снижению стоимости и увеличению сроков государственных заимствований;
¾ функциональноеразделение государственных ценных бумаг на инструменты денежного рынка(краткосрочные бумаги) и инструменты рынка капиталов (облигации со срокомпогашения свыше одного года);
¾ выпускширокого спектра финансовых инструментов для удовлетворения потребностейразличных групп инвесторов;
¾ обеспечениескоординированных действий федеральных органов государственной власти и органовгосударственной власти субъектов РФ по привлечению заимствований черезмеханизмы рынка ценных бумаг;
¾ поддержаниенадежности и доступности государственных ценных бумаг для инвесторов.
Надежностьи доступность государственных долговых обязательств для инвесторовобеспечивается формированием государственной долговой книги и возможностьюпрямого владения ценными бумагами любыми группами инвесторов. Для обеспечениядоступа максимально широкому кругу инвесторов на рынок государственных займов,и, прежде всего, коллективных инвесторов, государство стимулирует развитиесоответствующих механизмов и технологий.
Вистекшие годы становления и развития рынка государственного долга властиопробовали функционирование различных видов ценных бумаг. Среди них –облигации, казначейские векселя, казначейские обязательства, векселя МинфинаРФ, золотые сертификаты, жилищные сертификаты.
Облигациягосударственного займа – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право еёдержателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок еёноминальной стоимости и зафиксированного в ней процента или иногоимущественного эквивалента. Как эмиссионное обязательство она характеризуетсяодновременно следующими тремя признаками:
¾ закрепляетсовокупность имущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке ибезусловному осуществлению с соблюдением установленных законом формы и порядка;
¾ размешаетсявыпусками;
¾ имеетравные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимостиот времени приобретения облигации.
Дляпокрытия текущей бюджетной задолженности перед предприятиями и организациями в1994 г. Правительство РФ выпустило казначейские векселя и казначейскиеобязательства. Оба вида новых государственных финансовых инструментов удовлетворяливсем признакам эмиссионной ценной бумаги. Однако если казначейские векселясразу могли поступать во вторичный оборот, то казначейские обязательства моглипопасть во вторичное обращение только после прохождения установленного числаиндоссаментов (обязательных расчетов с поставщиками).
Золотыесертификаты 1993 г. выпускались в виде ценных бумаг государства, замещавшихсобой операции по продаже золота. Они отвечали требованиям эмиссионной ценнойбумаги, но являлись именными и не подлежали вторичному обращению на финансовомрынке.
Жилищныесертификаты — государственные ценные бумаги, замещающие собой операции попродаже общей жилой площади в домах-новостройках по частям. По накопленииопределенного количества жилищные сертификаты обмениваются на соответствующуюквартиру или погашаются деньгами. Сертификаты представляют собой специфическийвид облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, номинал которыхвыражается в единицах общей площади жилья и в его денежном эквиваленте.
Выпусксвободно обращающихся векселей Министерства финансов РФ осуществлен в 1995 г.для восстановления собственных кредитных ресурсов коммерческими банками,проводившими в 1992-1994 годах кредитование организаций АПК, потребительскойкооперации и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы КрайнегоСевера. Векселя эмитировались в размере задолженности заемщиков поцентрализованным кредитам и процентам по ним по состоянию на 1 апреля 1995 г.Эта задолженность образовалась в результате погашения с корреспондентских счетовкоммерческих банков централизованных кредитов и начисленных процентов по нимбез уплаты соответствующих сумм заемщиками.
Рынокссудных капиталов можно условно разделить на рынок долгосрочных кредитов икраткосрочных кредитов. На этих рынках государственные органы действуют наначалах обычных заемщиков, т.е. как и все другие юридические лица. Они могутобращаться к любым банкам, и кредиты получают на условиях, формирующихся подвоздействием закона спроса и предложения. Исключение составляет кредитование БанкомРоссии потребностей Правительства РФ, которое осуществлялось на льготныхусловиях (на длительные сроки и при низкой процентной ставке).
Совторого квартала 1995 г. прямое заимствование средств федеральной властью уЦентробанка РФ прекращено. Оно не отвечало требованиям рыночной экономики иявлялось мощным инфляционным фактором. Вся задолженность Правительства РФ передБанком России 15 марта 1997 г. переоформлена в облигации федеральных займов спостоянным купонным доходом. В результате обострения финансового кризиса летом1998 г., в четвертом квартале того же года и в 1999 г. Правительство РФ вновьбыло вынуждено использовать кредиты Центрального банка РФ.
Нафинансовом рынке государство выступает и как гарант по заимствованиям,привлекаемым хозяйствующими субъектами. Для эффективного использованияпредприятиями и организациями государственных гарантий они предоставляются наконкурсной основе. Получение государственной гарантии по ценным бумагам илипривлекаемым кредитам является действенным инструментом привлечения средствинвесторов для развития инвестиционных проектов.
Донедавнего времени государственные гарантии предоставлялись и по коммерческимкредитам, используемым субъектами РФ и иными получателями средств федеральногобюджета в случае их недофинансирования. Замещение бюджетного финансированиябанковским кредитованием приводило к существенным потерям сначала федеральногобюджета, а потом и самих получателей бюджетных средств. Кроме того,предоставление государственных гарантий не решало проблему недофинансированияиз федерального бюджета, а лишь отодвигало необходимость ее решения на будущее.С 1997 г. порочная практика предоставления государственных гарантий принедополучении бюджетных средств прекращена.
Такимобразом, рынок государственного долга можно определить как совокупностьотношений между государством как эмитентом и гарантом, другими эмитентами,инвесторами и их посредниками по поводу эмиссии и обращения государственныхценных бумаг, получения кредитов органами государственной власти и предоставлениягосударственных гарантий по займам и кредитам, привлекаемым региональными иместными органами власти, экономическими субъектами.
Другимисловами, рынок государственного долга включает в себя следующие три сегмента:рынок государственных ценных бумаг, рынок привлекаемых государством кредитов,рынок государственных гарантий (или гарантированных государством муниципальныхи корпоративных ценных бумаг и кредитов, привлекаемых органами местногосамоуправления и экономическими субъектами).
Рынокгосударственных долговых обязательств делится на внутренний и внешний. Навнутреннем рынке государственного долга заимодателями и кредиторами государстваявляются многочисленные российские предприятия и организации,финансово-кредитные институты, физические лица. На внешнем рынке инвесторамигосударства выступают иностранные правительства, банки, фирмы и физическиелица, международные финансовые организации.
1.2 Механизм рынка государственного внутреннего долга
Система участников рынка государственных заимствованийна федеральном уровне включает в себя
¾ Министерствофинансов РФ;
¾ Центральныйбанк РФ;
¾ Внешэкономбанк;
¾ Московскуюмежбанковскую валютную биржу (ММВБ);
¾ региональныеторговые площадки;
¾ дилеров;
¾ уполномоченныебанки и другие кредитные организации;
¾ инвесторов.
Междуэтими участниками рынка сложились определенные взаимоотношения, которыеявляются результатом распределения выполняемых на рынке видов профессиональнойдеятельности и функций.
Самыммассовым участником рынка государственных ценных бумаг выступают инвесторы. Этоэкономические агенты, осуществляющие инвестиции в государственные долговыеобязательства. В числе инвесторов можно выделить следующие группы
¾ население;
¾ коллективныеинвесторы (чековые и паевые инвестиционные фонды, негосударственные пенсионныефонды);
¾ коммерческиебанки;
¾ страховыеобщества;
¾ государственныевнебюджетные фонды и прочие.
Министерствофинансов РФ является эмитентом, который производит выпуск государственныхценных бумаг от имени Российской Федерации.
Центральныйбанк РФ выступает как организатор и генеральный агент Минфина РФ. В качестветакового Банк России выполняет самые разнообразные функции, перечень исодержание которых определяется по отношению к каждому займу в отдельности. Вчастности, он вместе с эмитентом может:
¾ устанавливатьпорядок размещения, обращения и погашения займов;
¾ хранитьгосударственные ценные бумаги;
¾ регистрироватьсделки купли-продажи;
¾ осуществлятьсами сделки;
¾ организовыватьвторичное обращение и погашение долговых обязательств государства;
¾ погашатьих.
Внешэкономбанк являетсяагентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственного валютногооблигационного займа. Он:
¾ осуществляетвыдачу облигаций;
¾ организуетучет их первичного размещения и вторичного обращения;
¾ ведетсоответствующие облигационные счета;
¾ осуществляетполномочия основного платежного агента.
Московскаямежбанковская валютная биржа:
¾ проводитаукционы и вторичные торги государственными краткосрочными бескупоннымиоблигациями и облигациями федеральных займов;
¾ обеспечиваетучет владельцев облигаций и движение последних между ними;
¾ открываетсчета и проводит расчеты между дилерами.
Нарядус ММВБ в режиме реального времени работают ещё семь региональных торговыхплощадок, но их доля в суммарном объеме проводимых операций ничтожно мала.
Темне менее, включение в орбиту единого российского электронного финансового рынкаНовосибирска, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Владивостока,Нижнего Новгорода и Самары имеет большое значение – теперь большая частьроссийских банков и инвестиционных компании имеет равные возможности по работена внутреннем рынке государственного долга, независимо от их территориальногорасположения.
Дилерами,как правило, являются банки, другие кредитные организации, финансовые компании.Они делятся на две группы: первичных и официальных дилеров. Дилеры действуют наоснове заключенного с Банком России договора.
Официальныедилеры:
¾ выступаютпосредниками между первичными дилерами и инвесторами при заключении сделок нарынке ГКО-ОФЗ;
¾ ведутучет владельцев облигаций в своем субдепозитарии;
¾ обеспечиваютсвоевременность и точность расчетов по своим операциям и операциям своихклиентов.
Первичныедилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняютдополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.
Уполномоченныебанки определяются для работы с конкретным кругом клиентов или обслуживанияопределенного займа. Так, из числа первичных дилеров выделяются уполномоченныебанки для работы с нерезидентами, есть уполномоченные банки и другие кредитныеорганизации, обслуживающие размещение и обращение облигаций государственногосберегательного займа. Специальный институт уполномоченных банков обслуживалдвижение казначейских обязательств. Критериями выбора уполномоченных банковмогут быть разные факторы: наличие лицензии на работу с иностранной валютой(для работы с нерезидентами), покупка облигаций на определенных Минфином РФусловиях подписки (сберегательный заем), наличие опыта работы с предприятиямиопределенных отраслей (казначейские обязательства).
Характеристикафункций основных участников рынка государственного долга свидетельствует о том,что они распределили между собой все виды профессиональной деятельности нарынке государственных ценных бумаг и выступают соответствующимипрофессиональными участниками рынка.
Дилерскуюдеятельность осуществляют первичные и официальные дилеры, уполномоченные банкипо работе с облигациями сберегательного займа.
Брокерскуюдеятельность ведут официальные дилеры, уполномоченные банки, Внешэкономбанк.
Управлениеценными бумагами инвестора осуществляют официальные дилеры и уполномоченныебанки.
Клиринговаядеятельность находится в компетенции ММВБ.
Депозитарнойдеятельностью занимаются Центральным банк РФ (казначейские векселя), ММВБ,дилеры, уполномоченные банки по работе с нерезидентами.
Реестрвладельцев ценных бумаг ведут Минфин РФ и территориальные органы федеральногоказначейства (векселя Минфина РФ), дилеры, Внешэкономбанк.
Торговуюдеятельность осуществляют ММВБ, первичные дилеры, уполномоченные банки,Российская торговая система.
Врезультате сложившегося распределения полномочий между основными участникамирынка государственного долга каждый инвестор в любое время беспрепятственноможет вложить свои средства в избранную им государственную ценную бумагу,разрешенную положением о ней к покупке данной категорией инвесторов.
1.3 Рынок государственных ценных бумаг. Современноеположение
Начнем рассматривать современное положениерынка государственных ценных бумаг с 2008 года.
Исходя из имеющихся последних данныхо рынке государственных ценных бумаг можно сделать вывод, что август 2008 сталрекордным со времени кризиса 1998 года по масштабу падения стоимости внутреннихгосударственных облигаций.
За август котировки наиболее длинныхоблигаций федерального займа (ОФЗ) снизились на 5-12 процентных пунктов. Такогозначительного падения стоимости государственных бумаг не было с кризиса 1998года. Только в 2005 году наблюдалось столь резкое движение цен, но тогда ОФЗнаоборот дорожали за счет притока иностранного капитала на фондовый рынок.
Объем рынка ОФЗ а настоящее времясоставляет более 1 трлн руб. Крупнейшими держателями госбумаг являютсяСбербанк, Банк развития и Банк России. Сбербанк держит госбумаг примерно на300 млрд руб. Согласно отчетности ВЭБа, его портфель ОФЗ превышает160 млрд руб.
Общая экономическая целесообразностьвложения средств в ОФЗ для инвесторов снижается, и причиной тому — повышениеБанком России ключевых ставок, считают участники рынка. Под ОФЗ можно получатьрефинансирование, в частности, в ЦБ по операциям репо. Однако с весны 2008годаставка по сделкам репо выросла с 6,25% до 7% годовых. За тот же срок ставкарефинансирования ЦБ выросла с 10,25% до 11% годовых. Удорожание денегЦентробанка привело к потере интереса инвесторов к федеральным облигациям.«Июльское повышение Центробанком ставки рефинансирования до 11% сталопоследней каплей, спровоцировавшей начало продажи госбумаг»,— считает аналитикбанка «Зенит» Александр Ермак[1].Менее чем за два месяца самый длинный выпуск ОФЗ с погашением в 2036 годупотерял 15 процентных пунктов, из которых 12 — за август.
Падение котировок госбумаг можетпривести к снижению прибыли держателей. Как правило, бумаги, находящиеся винвестиционном портфеле, остаются там до погашения. Бумаги в торговом портфелепериодически переоцениваются по текущим котировкам, и в случае их снижениявлияют на финансовый результат. Банкиры признаются, что стараются держать ОФЗ вторговых портфелях.
Смягчить эффект от падения стоимостиОФЗ крупным держателям этих бумаг позволяет игра на повышение. В последнийрабочий день месяца, когда держатели бумаг традиционно проводят переоценкуторговых портфелей, госбумаги неожиданно подорожали. Трейдеры нескольких банковрассказали, что за минуту до окончания торгов ОФЗ появились котировки, нанесколько процентных пунктов превышающие среднедневные уровни. В результате внекоторых длинных выпусках госбумаг прошли сделки на 150-200 млн руб., а ценак закрытию выросла на два-три процентных пункта. Однако банкиры и управляющиепублично не признаются в совершении таких операций.
До конца 2008 года ситуация на рынкеОФЗ только ухудшалась, считают эксперты. Учитывая отсутствие поддержки госбумагсо стороны крупных игроков и бегство инвесторов из длинных позиций, переоценкадоходностей ОФЗ продолжилась.
Снижение доходностей ОФЗ ударилопрежде всего не по частным управляющим компаниям, в структуре портфелей которыхдоля этих бумаг незначительна, а по Банку развития. В портфеле ВЭБа,инвестирующего пенсионные накопления, более 60% занимают ОФЗ. Согласно закону«Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовойпенсии Российской Федерации», любая управляющая компания, в том числе ВЭБ,должна обеспечить сохранность пенсионных накоплений, то есть не можетпоказывать отрицательную доходность их инвестирования. По итогам второгоквартала 2008 года ВЭБ показал доходность инвестирования накопительной частипенсии в размере 4,85% годовых. При этом за этот же период котировки ОФЗ вцелом снизились на два процентных пункта.
Несмотря на неблагоприятные прогнозыэкспертов, анализ результатов работы рынков ММВБ и Фондовой биржи ММВБ засентябрь 2008 показали стабилизацию ситуации на рынкегосударственных ценных бумаг.
Поданным Центрального Банка рынок государственных ценных бумаг на 2010 год находитсяв следующем положении:
Врассматриваемый период Минфин России продолжал укрупнять объемы последнихвыпущенных в обращение выпусков государственных ценных бумаг. На вторичномрынке были проведены два аукциона по доразмещению двух выпусков ОФЗ-ПДсрочностью 2,3 и 2,8 года. Суммарный объем размещения составил3,7 млрд. руб. по номиналу против 15,1 млрд. руб. в марте.
Таблица 1 – Параметрыи результаты аукционов по доразмещению ОФЗ на вторичном рынке
Параметры выпусков Дата аукциона 14.04.2010 21.04.2010 Номер выпуска 25072 25073 Объем предложения, млрд. руб. 6,0 11,1 Срок обращения, дней 1 015 833 Дата погашения 23.01.2013 1.08.2012
Результаты аукционов Объем спроса по номиналу, млрд. руб. 5,12 5,51 Объем спроса по рыночной стоимости, млрд. руб. 5,36 5,69 Объем размещения по номиналу, млрд. руб. 2,04 1,71 Объем выручки, млрд. руб. 2,13 1,77 Цена отсечения, % от номинала 103,13 101,95 Средневзвешенная цена, % от номинала 103,16 102,03 Доходность по цене отсечения, % годовых 5,99 6,00 Доходность по средневзвешенной цене, % годовых 5,98 5,97 Премия/дисконт к доходности выпуска на вторичном рынке, базисных пунктов 1 1 /> /> /> /> />
Вапреле в соответствии с платежным графиком эмитент выплатил купонный доход по7 выпускам ОФЗ на сумму 5,9 млрд. рублей. По итогам месяцаноминальный рыночный портфель гособлигаций возрос на 0,3% — до1490,9 млрд. рублей. Дюрация рыночного портфеля ОФЗ снизилась на9 дней и на конец апреля составила 4,4 года.
Навторичном рынке стоимостный объем спроса на облигации (в основном режиметоргов) незначительно уменьшился при некотором увеличении объема предложенияОФЗ. Объем сделок, заключенных в основном режиме торгов (без техническихсделок), сократился относительно марта на 31% (до 33,2 млрд. руб.), вовнесистемном режиме — на 28% (до 96,6 млрд. руб.) по фактическойстоимости. В основном режиме торгов сделки заключались преимущественно сОФЗ срочностью от 1 года до 3 лет, во внесистемном режиметоргов — с облигациями сроком от 4 до 5 лет.(см. рисунок А.1)
Средняяза месяц валовая доходность ОФЗ снизилась в апреле по сравнению с предыдущиммесяцем на 19 базисных пунктов — до 6,67% годовых. Размах колебанийдоходности ОФЗ в анализируемый период составил 72 базисных пункта(в марте — 111 базисных пунктов). (см. рисунок А.2).
Криваябескупонной доходности ОФЗ на конец анализируемого периода была возрастающей научастках до 3 лет и свыше 4 лет, убывающей на участке от 3 до4 лет. Кривая бескупонной доходности на участке от 2 до 3 летсдвинулась вверх, а по остальным срокам — вниз. (см. рисунок А.3).
Поитогам апреля бескупонная доходность ОФЗ срочностью 3 года повысилась на8 базисных пунктов. По базовым срокам 5; 10 и 30 лет по итогам месяцабескупонная доходность ОФЗ понизилась на 7; 10 и 11 базисных пунктовсоответственно. (см. рисунок А.4).
Рынок госбумаг является сегодня одним изосновных сегментов российского финансового рынка, предоставляя участникамвозможности инвестирования средств в сверхнадежные инструменты и обеспечиваяформирование индикаторов безрисковых процентных ставок, необходимых как рынкукорпоративных облигаций, так и иным сегментам финансового рынка, и экономике вцелом.
Вместе с тем, за последние годы основнойфункцией рынка госбумаг стало обеспечение Банка России и участников финансовогорынка инструментарием для управления ликвидностью. Так, сделки прямого репо сБанком России, заключаемые на рынке госбумаг, стали основным инструментом ЦБпри проведении денежно-кредитной политики, а сделки междилерского репо,совершаемые участниками рынка госбумаг, позволяют имэффективно размещать и привлекать временно свободные средства под надежноеобеспечение.
К существующим на рынке госбумаг проблемамможно отнести недостаточную ликвидность вторичного рынка, что является взначительной степени результатом концентрации бумаг в портфелях крупныхпассивных инвесторов. В первую очередь речь идет об инвестировании в госбумагипенсионных накоплений. Однако по мере дальнейшего роста объема рынка всоответствии с планами Минфина и обсуждаемого расширения инструментария дляинвестирования пенсионных средств ликвидность рынка госбумаг будет расти.
Усилия ММВБ по развитию рынка госбумагнаправлены на повышение ликвидности рынка, создание дополнительных возможностейи сервисов для участников рынка, Минфина и Банка России, приближение кмеждународным стандартам торговли, клиринга и расчетов в рамках концепциисоздания в Москве международного финансового центра. При этом на рынке госбумагпродолжают появляться все новые технологий, которые в дальнейшем работают наблаго всего российского финансового рынка.
В связи с тем что на рынке госбумагпреобладают среднесрочные и долгосрочные инструменты, у участников отсутствуюториентиры в определении стоимости «коротких» денег; у дилеров иинвесторов ограничены возможности по формированию и эффективному управлениюсвоими портфелями государственных ценных бумаг. Одним из способов решенияданной проблемы могло бы стать введение программы стрипования.
На сегодняшний день программы стрипования — раздельного обращения купонов и номиналов облигаций —используются в большинстве развитых стран. Одной из причин популярностипрограмм стрипования стало то, что их введение предоставляет Министерствуфинансов, как эмитенту, возможность предложить участникам пользующиеся спросомкраткосрочные финансовые инструменты без изменения политики долгосрочныхзаимствований и без сокращения дюрации долга. Для Банка России появление новогокороткого сегмента рынка государственных ценных бумаг, сопровождающеесяповышением активности участников рынка, означает формирование индикаторастоимости коротких денег, общее повышение ликвидности рынка государственныхценных бумаг и, как следствие, возможность более гибко осуществлять денежно-кредитнуюполитику и управлять ликвидностью банковской системы.
Возможность стрипования государственныхоблигаций увеличивает спрос на них со стороны инвесторов, способствует снижениюуровня процентных ставок, что, в свою очередь, приводит к сокращению расходовМинфина по обслуживанию госдолга.
Предложения по началу работы по программамстрипования ММВБ были подготовлены и направлены в Министерство финансов и БанкРоссии. Нужно учесть, что проект этот долгосрочный, а для его реализациинеобходима разработка детальной нормативной базы по аналогии с опытомбольшинства зарубежных стран, где процессы стрипования и реконституциирегламентируются нормативными актами министерств финансов или центральныхбанков. Также необходимо решение вопросов налогообложения стрипов, определениеподходов к процедурам стрипования и реконституции с точки зрения бюджетнойклассификации.
2 Характеристика деятельности агентовгосударства на рынке государственных ценных бумаг
2.1 ЦБ как агент государства
Наиболее активное участие ЦБ РФ осуществляет нарынке ГКБО, ОФЗ и ОБР. Однако в качестве агента Минфина Центробанк выступает нарынке облигаций федерального правительства. Банк России на рынке ГКБО/ОФЗ выполняетследующие функции:
а) агента Министерства финансов Российской Федерациипо обслуживанию выпусков Облигаций;
б) Дилера;
в) контролирующего органа.
Выполняя функции агента Министерства ФинансовРоссийской Федерации по обслуживанию выпусков, Банк России:
— устанавливает требования к технологическомуобеспечению рынка ГКБО/ОФЗ: торговой системе (ММВБ), расчетным центрам,головному депозитарию и субдепозитариям дилеров;
— устанавливает тpебования к дилеpам, к собственномукапиталу дилера, а также кpитеpии отбоpа дилеpов и их количественный состав,заключает договоры с организациями на выполнение функций дилеров;
— устанавливает контроль над ходом аукционов попервичной продаже ГКБО/ОФЗ;
— хранит глобальные сеpтификаты о каждом выпуске,присваивая каждому выпуску государственный регистрационный номер;
— осуществляет на условиях, согласованных с Министеpствомфинансов Российской Федеpации, дополнительную пpодажу на вторичном рынке непpоданных на аукционе облигаций в течение сpока их обpащения;
— организует операции по погашению ГКБО/ОФЗ;
¾ объявляетпараметры выпуска в своих бюллетенях за несколько дней до даты проведенияторговли.
Наряду с агентской деятельностью Центробанк Россииможет осуществлять деятельность по купле-продаже ГКБО/ОФЗ на первичном ивторичном рынке от своего имени и за свой счет, сбор и исполнение заявок инвесторов.При этом Центробанк имеет право делегировать дилерские полномочия своимтерриториальным управлениям. Приобретение облигайий на аукционе от своего имении за свой счет Центробанк осуществляет при предоставлении Минфину РФкраткосрочного кредита на покрытие дефицита государственного бюджета; а такжепри предоставлении кредита на покрытие кассовых разрывов, возникающих впроцессе выпуска и погашения ГКБО/ОФЗ. В обоих случаях облигации Центробанк РФприобретает по средневзвешенной цене аукциона и в пределах лимита кредитованияфедерального правительства. Выполняя функции Дилера, Банк России:
— обладает пpавами дилеpа и может делегиpовать эти пpавасвоим теppитоpиальным упpавлениям;
— осуществляет торговлю облигациями на вторичномрынке путем выставления во время тоpгов заявок на покупку и продажу облигаций;
— осуществляет сбор заявок Инвесторов на покупку илипродажу ГКБО/ОФЗ на первичном и вторичном рынках, исполняет эти заявки черезТорговую систему.
Выполняя функции контролирующего органа, БанкРоссии:
— осуществляет контpоль за размещением и обращениемГКБО/ОФЗ;
— осуществляет сбор информации о ходе торговли,имеющуюся в торговой системе, об остатках на торговых счетах дилера, обостатках на счетах “депо” дилеров в депозитарии, о движении средств по счетам вТорговой системе.
— получает информацию о состоянии счетов “депо” всубдепозитарии каждого дилера;
— пpиостанавливает опеpации любого дилеpа на срок доодного месяца при обнаpужении в опеpациях данного дилера наpушения действующегозаконодательства или инструкции, а также без объяснения причин в связи срасторжением договора, однако в этом случае Центробанк обязан возместить всеиздержки дилера, связанные с расторжением договоров;
— не может использовать при осуществлении Банком Россиисобственных операций с ГКБО/ОФЗ информацию, полученную в ходе контроля заразмещением и обращением облигаций, а также передавать ее третьим лицам.
В 2010 году прошло три аукциона. Они прошли 20, 27января и 26 мая.
20 января были размещены ОФЗ с постоянным купоннымдоходом на сумму 45000 миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации –1000 рублей, процентная ставка купонного дохода – 7,15%. Дата погашения – 23января 2013 года.
27 января 2010 года — выпуск ОФЗ-ПД на сумму 45000миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации – 1000 рублей,процентная ставка купонного дохода – 6,85%. Дата погашения – 1 августа 2012года.
26 мая 2010 года — выпуск ОФЗ-ПД на сумму 40000миллионов рублей, номинальная стоимость одной облигации – 1000 рублей,процентная ставка купонного дохода – 6,88%. Дата погашения – 20 мая 2015 года.
Такжепроизошло доразмещение облигаций на вторичном рынке. Даты аукционов подоразмещению ОФЗ-ПД (2010 год): 17 и 24 февраля, 3, 17 и 24 марта, 14 и 21апреля, 2 июня.
2.2Банк развития и внешнеэкономической деятельности
Внешэкономбанкявляется агентом эмитента по обслуживанию внутреннего государственноговалютного облигационного займа. Он:
¾ осуществляетвыдачу облигаций;
¾ организуетучет их первичного размещения и вторичного обращения;
¾ ведетсоответствующие облигационные счета;
¾ осуществляетполномочия основного платежного агента.
Управлениегосударственным внутренним валютным долгом Внешэкономбанк занимает лидирующиепозиции в урегулировании внутреннего валютного долга бывшего СССР передюридическими лицами-резидентами Российской Федерации.
ДепозитарийВнешэкономбанка является уполномоченным Правительством Российской Федерациидепозитарием по облигациям внутреннего государственного валютного займа всехсерий, головным депозитарием по облигациям государственного валютного займа1999 года, агентом Министерства финансов Российской Федерации по погашениюуказанных ценных бумаг и выплатам купонных процентов по ним.
Врамках выполнения агентских функций по управлению государственным внутренним валютнымдолгом Внешэкономбанк:
¾ осуществляетвыверку остатков средств на блокированных счетах клиентов и их переоформление воблигации внутреннего государственного валютного займа;
¾ занимаетсяурегулированием расчетов предприятий и организаций с Министерством финансовРоссийской Федерации и Внешэкономбанком;
¾ обеспечиваетучет, хранение и выдачу облигаций государственного внутреннего валютного займаклиентам;
¾ проводитэкспертизу облигаций ОВГВЗ и ОГВЗ 1999г. и операции с ними на вторичном рынкеоблигаций;
¾ открываетсчета депо держателям указанных ценных бумаг;
¾ проводитконсультации по вопросам, связанным с внутренним валютным долгом бывшего СССРперед нерезидентами Российской Федерации;
¾ осуществляетвыверку расчетов и подписание ликвидационного баланса по операциям бывшихучреждений Внешэкономбанка на территории других государств СНГ и Балтии суполномоченными должным образом организациями этих стран;
¾ оказываетпомощь уполномоченным организациям стран СНГ и Балтии, отказавшихся отпретензий к Российской Федерации по внутреннему валютному долгу бывшего СССР ипринявших на себя ответственность за урегулирование этого долга перед своимирезидентами, в выверке и передаче на учет соответствующих сумм внутреннеговалютного долга.
Вцелях урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР Внешэкономбанкубыло поручено также:
1. Произвестиконвертацию средств в клиринговых, замкнутых и специальных валютах в свободноконвертируемую валюту (доллары США) в следующих соотношениях:
¾ порасчетам с развивающимися странами, а также бывшей СФРЮ — 5:1;
¾ порасчетам с бывшими социалистическими странами — 10:1;
Пересчет базовых валютклирингов в доллары США произвести по курсу Центрального банка РоссийскойФедерации на 25 декабря 1991 г.
2. Провестиинвентаризацию счетов (в свободно конвертируемой валюте, замкнутых испециальных валютах, валютах бывших социалистических стран), которые былипереданы по заявлениям юридических и физических лиц — клиентов Внешэкономбанкав главные территориальные управления Центрального банка Российской Федерации ипо которым не было предоставлено соответствующего валютного покрытия.
3. Осуществитьвыдачу облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займароссийским юридическим лицам — владельцам средств в клиринговых, замкнутых испециальных валютах во Внешэкономбанке вне зависимости от их юридическогостатуса в следующей пропорции:
¾ 55процентов суммы задолженности — облигациями IV транша;
¾ 45процентов суммы задолженности — облигациями V транша.
14мая 2008 года Внешэкономбанк, выступающий в качестве платежного агентаМинистерства финансов Российской Федерации, произвёл погашение облигацийвнутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) V серии, предъявленныхдержателями к погашению по состоянию на 14 мая 2008 года, в том численаходящихся на счетах депо во Внешэкономбанке. Сумма выплат в погашение ОВГВЗ Vсерии составила 2,47 млрд. долларов США.
Внешэкономбанк такжеосуществил платежи по купонам ОВГВЗ V и VII серий в общей сумме 104,85 млн.долларов США. Оплата купонов произведена из расчета 3% годовых.
Держатели ОВГВЗ Vсерии, которые не предъявили облигации во Внешэкономбанк для погашения вустановленный срок, смогут сделать это начиная с 16 мая 2008 года в течениепоследующих 10 лет.
После погашенияоблигаций внутреннего государственного валютного займа V серии в обращенииостается один выпуск указанных облигаций – ОВГВЗ VII серии в объеме 1,75 млрд.долларов США со сроком погашения 14 мая 2011 года.
Всоответствии с Условиями выпуска облигаций внутреннего государственноговалютного займа (ОВГВЗ), утвержденными постановлением Правительства РоссийскойФедерации от 4 марта 1996 года № 229, 14 мая 2009 года наступает срок оплатыкупона ОВГВЗ VII серии за 2009 год.
Внешэкономбанк,являющийся платежным агентом Министерства финансов Российской Федерации поуказанным облигациям, с 14 апреля 2009 года начал прием ОВГВЗ VII серии отдержателей для оплаты очередного купона. Срок приема облигаций для оплатыкупона заканчивается за 7 дней до даты погашения купона, то есть приемосуществляется до 7 мая 2009 года включительно. После указанной даты до датыоплаты купона по облигациям Депозитарий Внешэкономбанка прекращает все операциис ОВГВЗ VII серии. Прием указанных облигаций для оплаты купона будетвозобновлен Внешэкономбанком 18 мая 2009 года.
Помимо агентаПравительства по управлению внутренним валютным долгом Внешэкономбанк выполняетследующие агентские функции:
¾ обслуживаниегосударственных внешних облигационных займов Российской Федерации(Внешэкономбанк обеспечивает осуществление платежей по основному долгу икупонам по двум внешним облигационным займам эмиссий 1998 г., а также повнешним облигационным займам с окончательными датами погашения в 2010 и 2030гг);
¾ Привлечениепод гарантии Правительства Российской Федерации иностранных кредитных ресурсов,их обслуживание и погашение (Внешэкономбанк — один из важнейших каналовпоступления в страну иностранных инвестиционных ресурсов под гарантииПравительства Российской Федерации. В соответствии с курсом, проводимымПравительством Российской Федерации, привлеченные Внешэкономбанком подправительственные гарантии ресурсы используются только для финансированиясоциально значимых проектов.)
¾ Взысканиес российских заемщиков задолженности по кредитам, полученными ими за счетцентрализованных средств (Высококвалифицированные юристы и экономисты Банкапостоянно занимаются совершенствованием имеющихся и разработкой новых формобеспечения возвратности бюджетных средств российскими заказчиками импортныхтоваров, закупленных в счет кредитов, привлеченных под гарантию ПравительстваРоссийской Федерации.);
¾ Управлениегосударственными финансовыми активами (Государственные финансовые активы,состоящие на учете во Внешэкономбанке — это обязательства иностранных заемщиков(зарубежных государств, банков и коммерческих фирм) по кредитам,предоставленным им Российской Федерацией и бывшим СССР. Подавляющая часть этихобязательств по своей природе относится к экспортным кредитам и связана споставками российских (и советских) промышленных товаров и услуг за рубеж.)
¾ Управлениесредствами пенсионных накоплений (В рамках проводимой в стране пенсионнойреформы в январе 2003 года постановлением Правительства Российской ФедерацииВнешэкономбанк назначен государственной управляющей компанией по управлениюпенсионными накоплениями граждан.
Внешэкономбанкосуществляет доверительное управление средствами пенсионных накопленийзастрахованных граждан, не выбравших частную управляющую компанию, а такжевыбравших Внешэкономбанк в качестве управляющей компании.)
2.3Сбербанк РФ какагент государства
КБАО «Сбербанк» – активный участник фондового рынка и являетсяпервичным дилером/агентом по обслуживанию операций с государственными ценнымибумагами (ГЦБ) эмитируемыми Министерством Финансов РФ и Центральным Банком РФ.
КБАО «Сбербанк» имеет Лицензию № 199 Агентства РФ по регулированию инадзору финансового рынка и финансовых организаций на проведение банковских ииных операций, осуществляемых банками, в национальной и иностранной валюте от09 апреля 2007 года, и Лицензию № 0401101506 на занятие брокерской и дилерскойдеятельностью на рынке ценных бумаг с правом ведения счетов клиентов в качественоминального держателя от 09 апреля 2007 года.
Сбербанкможет совершать сделки от своего имени и за свой счет, а также может выполнятьфункции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и попоручению клиента.
Сбербанкомбыли соблюдены следующие требования, чтобы стать дилером на рынкегосударственных ценных бумаг:
¾ Сбербанкимел лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществлениедилерской, брокерской и депозитарной деятельности;
¾ неимел нарушений налогового законодательства. Кроме того, на последнюю отчетнуюдату Сбербанк не имел задолженности по платежам в соответствующие бюджеты ивнебюджетные фонды;
¾ неимел санкции в виде приостановления или аннулирования действия лицензиипрофессионального участника рынка ценных бумаг;
¾ имелсобственные средства (капитал), соответствующие требованиям, установленнымФедеральной комиссией по рынку ценных бумаг для профессиональных участниковрынка ценных бумаг, осуществляющих на условиях совмещения дилерскую, брокерскуюи депозитарную деятельность, эквивалентную 1 млн. ЭКЮ.
Таккак Сбербанк является кредитной организацией, к нему были предъявленыдополнительные требования:
¾ выполнениеобязательных резервных требований за последние три месяца, предшествующиемесяцу подачи документов для заключения договора с Центробанком;
¾ членствов Национальной фондовой ассоциации (НФА);
¾ отсутствиепросроченной задолженности по кредитам, ранее предоставленным Банком России, ипроцентам по ним, а также других просроченных обязательств перед Банком России;
¾ недопущениефактов неоплаты расчетных документов его клиентов, а также неоплаты расчетныхдокументов самого банка в связи с отсутствием средств на корреспондентскихсчетах последнего непрерывно свыше 5 дней;
¾ отнесениек категории финансово стабильных банков, определяемой ГУ (НБ) Банка России всоответствии с нормативными актами Банка России.
Всеэти требования Сбербанком были соблюдены, поэтому он стал первичным дилером нарынке государственных ценных бумаг.
Первичныедилеры – это крупнейшие банки-операторы рынка ГКО-ОФЗ, которые выполняютдополнительные обязанности по поддержанию рынка по уровню ставок и ликвидности.
Выкупуподлежат ценные бумаги СССР:
¾ размещенныена территории Российской Федерации в период до 1 января 1992 года;
¾ предъявляемыегражданами Российской Федерации.
Выкупценных бумаг СССР осуществляется за счет средств федерального бюджета,перечисленных согласно Заявлениям клиентов.
Выплатыденежных средств производится:
¾ поценам, устанавливаемым Постановлением Правительства Российской Федерации;
¾ путемзачисления на счет владельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому вучреждении Банка, осуществившем прием этих ценных бумаг.
Внастоящее время отделения Среднерусского банка СБ РФ осуществляют приемзаявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательств СССР исертификатов Сберегательного банка СССР.
Выплатыденежных средств будут производиться по ценам, установленным ПостановлениемПравительства Российской Федерации № 230 от 06.05.2004 путем зачисления на счетвладельца ценных бумаг СССР по вкладу, открытому в учреждениях Банка,осуществляющем прием этих ценных бумаг.
Государственныеказначейские обязательства СССР и сертификаты Сберегательного банка СССР,размещенные до 1 января 1992 года, принимаются к оплате всеми отделениямиБанка.
ВыкупГосударственных казначейских обязательств СССР и сертификатов Сберегательногобанка СССР. В соответствии со статьей 104 Федерального закона РФ «О федеральномбюджете на 2006 год» № 189-ФЗ от 26.12.2005 и Постановлением ПравительстваРоссийской Федерации № 230 от 06.05.2004 «О выкупе в 2004 году у владельцев – гражданРоссийской Федерации имеющихся у них государственных казначейских обязательствСССР и сертификатов Сберегательного банка СССР, размещенных на территорииРоссийской Федерации до 1 января 1992 года», в учреждениях Сбербанка Россиивозобновлена работа по выкупу ценных бумаг СССР. Начиная с 2006 года учрежденияБанка также совершают операции выкупа сертификатов Сберегательного банка СССР,размещенных на территории Российской Федерации в период с 1 января 1992 года. Внастоящее время отделения Среднерусского банка Сбербанка России осуществляютприем заявлений клиентов на выкуп государственных казначейских обязательствСССР и сертификатов Сберегательного банка СССР.
Внастоящее время проводятся только выплаты купонного дохода по ОГВЗ 1991 года,ГСО-ФПС и ГСО-ППС. По ГСО-ППС последние выплаты проводились 7 мая и 21 апреля2010 года, по ГСО-ФПС – 29 апреля и 28 мая.
Выплатыдоходов по государственным ценным бумагам осуществляются и региональнымиотделениями Сбербанка.
3.Направлениясовершенствования механизма рынка государственного внутреннего долга
Необходимость инаправления совершенствования механизма рынка государственного внутреннегодолга мы рассмотрим в сравнении со странами-участницами ОЭСР.
Описательнойтеорией служит теория агентства, раскрывающая отношения принципала (хозяинаресурсов) с агентом (управляющим ресурсами ради исключительной выгодыпринципала).
Общаяидея состоит в том, что интересы принципала хотя бы частично должныконфликтовать с интересами агента, и агент имеет некое информационное илиоперационное превосходство над принципалом. Стандартная модель агентскихопераций содержит систему кнута и пряника, вынуждающую/побуждающую агентадействовать хотя бы частично в интересах принципала. Таким образом, принципалуприходится выбирать между эффективностью (нанять агента) и пониженным риском(сделать дело саму), и результат всегда хуже лучшего.
Внашем случае принципалом является государство, а «ресурсами» — его долг.Государство решает, самому управлять долгом или нанять для этого агента. Например,в России долгом управляет Минфин, а в Великобритании – специализированноеагентство (United Kingdom Debt Management Office – UKDMO). В первом случае,говорит теория, риск меньше, но и эффективность УГД ниже, во втором, наоборот,– риск больше, но и эффективность выше.
Делегированиеответственности за УГД долговому агентству создает проблему «принципал – агент»независимо от того, где находится агентство – в Минфине или за его пределами.Как подчинить интересам принципала деятельность агента, имеющего собственныеинтересы информационное превосходство над принципалом? Если агент информированлучше принципала, то у принципала возникает моральная проблема из-за того, чтоон не может проверить операции агента. Иначе говоря, принципал не понимает доконца, почему агент не справляется с возложенной на него миссией – из-за низкойквалификации агента или внешних, неподконтрольных агенту обстоятельств.Например, если мандат долгового агентства предписывает достижение некихисполнительских эталонов, а агентство не выполняет это предписание, то неясно,кто виноват – рынок, «подставляющий» агентство под плохую конъюнктуру, илинеопытные сотрудники агентства. В случае отдельного агентства потребность вэффективном делегировании ответственности еще острее, так как агентский рискнарастает с «длиной поводка». В этом случае отношения с агентством переводятсяв более формальное русло, а требования к прозрачности и подотчетностиужесточаются.
Системакнута и пряника, необходимая для решения проблемы «принципал – агент», возникает,когда принципал:
¾ воспринимаетагента как институт, то-есть организацию, имеющую юридический статус, мандат исоответствующий мандату персонал;
¾ ставитперед агентом ясные цели УГД и исполнительские эталоны;
¾ предлагаетсяагенту контракт, мотивирующий к приложению всех усилий и мобилизации кадровыхресурсов, необходимых для выполнения поручения принципала;
¾ проводитмониторинг операций агента и рисков;
¾ способенвыполнять функции такого мониторинга.
Рассмотримподробнее эти элементы системы кнута и пряника.
Начнемс восприятия принципалом агента как института. Когда функции УГД разбросаны поразличным ведомствам и департаментам, трудно (если вообще возможно) вложитьответственность за УГД в одни руки. Для начала необходимо собрать их в одном офисе,обладающим формальным статусом, мандатом, командной цепью и персоналом.Минфиновский приказ о создании департамента УГД позволяет воспринимать офис какинститут.
Чтокасается агентства, уровень формализма зависит от того, находится оно в Минфинеили вне Минфина. Одни агентства были созданы по специальному закону,определяющему их юридический статус, обязанности, подотчетность иорганизационное устройство; другие – по решению Минфина без специальногостатуса, и их обязанности, подотчетность и организационное устройствопрописывались в отдельном документе, например, агентском соглашении. Этотдокумент (не говоря уже о специальном законе) и позволяет принципалувоспринимать агента как институт. Глава агентства прямо подотчетен министруфинансов, а тот – парламенту.
Следующийэлемент системы кнута и пряника – цели и исполнительские эталоны (стандартыдеятельности). Чтобы направить деятельность агентства в нужное русло, Минфиндолжен поставить перед ним ясные неизмеряемые цели и увязать их, насколько этовозможно, со среднесрочной долговой стратегией, учитывающей отношениеправительства к риску. Отношение правительства к риску должно проистекать измандата, полученного им от парламента, а мандат должен учитывать стремлениесреднего избирателя избегать риска.
Внекоторых развитых странах неизмеряемые цели УГД дополняются измеряемымистратегическими целями. Измеряемые стратегические цели являются результатоманализа затрат и риска на основе стохастических симуляций денежного потока заряд лет.
Возложивна агента ответственность за получение измеряемых результатов, принципалпобуждает агента действовать более энергично и тем самым хотя бы частичнорешает свою моральную проблему. Но он должен отвечать и отчитываться передпарламентом за усилия по достижению неизмеряемых целей. И здесь его ждет другаяловушка. Будут цели достигнуты или нет, зависит от действий агента и внешнихобстоятельств. Поскольку принципал не может вычленить вклад агента в достижениецелей, моральный конфликт сохраняется. Неудачу принципал скорее всего спишет навнешние обстоятельства, а агент продолжит действовать спустя рукава, получаяполновесный гонорар.
Перейдемк исполнительским эталонам. Эти переоцененные по рынку параметры «теневого»,эталонного долгового портфеля — итог сделок, заключенных в строгом соответствиисо стратегическими целями. Если текущий долговой портфель можно мгновеннореструктурировать посредством выкупа ГЦБ и процентных свопов, то стратегическиецели идентичны исполнительским эталонам. В противном случае первые могут сильноотличаться от вторых.
ВАвстрии, Дании, Ирландии, Португалии и Швеции агентства ведут активную торговлюради краткосрочной экономии затрат на обслуживание долга. Для таких организацийстратегические цели дополняются исполнительскими эталонами, что позволяетизмерять их деятельность. Тогда и отвечать за неудачу приходится агентству. Вомногих странах- участницах ОЭСР стратегические цели идентичны исполнительскимэталонам, так фактический долговой портфель может быть быстро доведен до«теневого» посредством активной торговли. Там же, где стратегические цели неидентичны исполнительским эталонам, важно провести четкую границу между первымии вторыми.
Следующийэлемент – мотивация агента. Огромная проблема для принципала — отличитьрезультаты усилий и способностей агента от проявлений внешних факторов. Чтобырешить эту проблему, принципал предлагает контракт, мотивирующий агента кприложению всех усилий для выполнения возложенной на него миссии. Мотивацияособенно важно, если агент ведет активную торговлю, предполагающуюпозиционирование на рынке и награду в случае «победы над эталоном». Такойконтракт выходит за рамки единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы.В этой сетке нет надбавок за рискованные операции на рынке, но есть штрафы запотерю денег. Принципал должен изыскать способы доплачивать агенту за «победунад эталоном».
Следующийэлемент — проверка и контроль. Принципал должен проверять и контролироватьагента. Чем удаленнее агентство от правительства, тем формальнее должны бытьпроверка и контроль. Из-за высоких требований к информационным системам иперсоналу эти функции могут обходиться очень дорого. Но их значение труднопереоценить в свете операционных рисков, способных обрушить национальныефинансы.
Проверятьи контролировать можно:
¾ черезнезависимый департамент, отделенный от агентства«китайской стеной» (чтобыисключить использование людьми из front office бэк-офисной информации внеблаговидных целях);
¾ черезслужбу внутреннего аудита, подотчетную прямо директору агентства или совету директоров(если таковой имеется).
Внекоторых странах отдельные (вне Минфина) агентства действительно имеют советыдиректоров.
Самиагентства проявляют инициативу в области проверки и контроля. Здесь ипериодические доклады министру финансов, и ежегодные слушания в парламенте, иаудиторские проверки, и обнародование долговой стратегии. Кстати, этаинициатива помогает ослабить политическое давление на агентства с цельюзаставить их «гоняться» за краткосрочной экономией процентных расходов.
Последнийэлемент системы кнута и пряника – способность принципала выполнять функциимониторинга. Когда весь «ноу-хау» (управлять долгом) находится за пределамиМинфина, трудно оценивать соответствие результатов УГД долговой стратегии.Чтобы преодолеть эту пропасть, из представителей правительства, офиса УГД ичастного сектора создаются координационные советы (комитеты). Однако последнееслово в принятии стратегических решений остается за Минфином. И если он намеренсправляться с ролью стратега, то должен быть столь же компетентным (в широкомсмысле), как и отдельное агентство. Чиновники в странах-участницах ОЭСР, гдесозданы отдельные агентства, признают, что надзор за деятельностью агентствоставляет желать много лучшего, так как «надзирателей» мало, они редкоконтактирует с рынком и потому слабо подкованы в управлении долгом. Там, гдеважна политическая координация, координационный совет играет ключевую роль вдостижении этой цели.
Еслиописанную выше систему кнута и пряника прописать в агентском соглашении, тоесть хорошие шансы решить проблему «принципал – агент». Это помогает понять,почему в половине стран-участниц ОЭСР возникли агентства и почему некоторые изних управляют долгом не хуже Минфина.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вусловиях рыночной экономики финансовое здоровье государства, его перспективыопределяются прежде всего состоянием государственного бюджета, величиной егодефицита, а также величиной государственного долга — агрегированнойхарактеристикой этого дефицита.
Вразвитых странах мира накоплен большой опыт в управлении государственным долгомпрежде всего рыночными методами, связанными с использованием различныхфинансовых инструментов, призванных обеспечивать результативное воздействие навеличину государственного долга и его структуру. Мировой опыт подсказывает, чтоодним из таких инструментов являются государственные ценные бумаги, выпускаемыев виде срочных долговых обязательств. Рынок государственных ценных бумаг — это,с одной стороны, один из индикаторов состояния всей экономики, а с другой — одна из болевых точек, воздействие на которую может замедлить или ускоритьпроцессы рыночных преобразований.
Созданиерынка государственных ценных бумаг, при условии его полноценногофункционирования, позволит решить следующие проблемы:
— финансирование бюджета из неинфляционного источника (за счет привлеченияфинансовых ресурсов с рынка);
— кризис неплатежей (выпуск казначейских обязательств предназначен для покрытиябюджетных долгов — так называемого начального звена в цепочке хроническихнеплатежей)
— определение реальной стоимости обслуживания государственного долга (процентнаяставка по государственным облигациям будет определяться и диктоваться рынком);
— установление ориентира для рыночных ставок по другим инструментам финансового иденежного рынков (ставка по государственным краткосрочным облигациям всегдаявляется отправным пунктом при сравнении различных типов инвестиций), в томчисле по срочным и опционным сделкам;
— предоставление участникам рынка высоконадежного, высоколиквидного инструментадля временного размещения финансовых ресурсов, конкурирующего с существующимифинансовыми инструментами (расширение спектра финансовых операций позволитдиверсифицировать портфели финансовых компаний и таким образом снижать риски иосуществлять более долгосрочное инвестирование);
— вышеупомянутое обстоятельство заметно снизит чувствительность экономики кизбыточному росту рублевой денежной массы и в условиях последовательнойденежно-кредитной политики правительства и Центробанка даст хорошие результатыв достижении финансовой стабилизации экономики;
— предоставление в распоряжение Банка России инструмента для проведенияденежно-кредитной политики посредством операций на открытом рынке;
— организация широкой сети коммерческих посредников, поддерживающих рынокгосударственных ценных бумаг и охватывающих значительные слои инвесторов;
— внедрение современной электронной технологии торговли, расчетов и депозитарногоучета, которая станет своего рода «моделью», примером для подражания впроцессе становления отечественного фондового рынка, стимулом дляцивилизованного развития всего фондового рынка в России и СНГ.
СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Законодательныеакты:
1.Федеральный законN 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг» от 29 июля 1998 года
2.Федеральный законN 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года
3.ПостановлениеПрезидиума Верховного Совета РСФРС. N 1697-1 «Об условиях выпускагосударственного республиканского внутреннего займа РСФРС 1991 года» от 30сентября 1991 г
4.ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 229 «О выпуске облигаций внутреннего государственноговалютного облигационного займа» от 4 марта 1996 г.
5.ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 379 «Об утверждении генеральных условийэмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа РоссийскойФедерации» от 16 мая 2001 г.
6.ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 458 «О генеральных условиях эмиссии иобращения облигаций федеральных займов» от 15 мая 1995 г.
7.ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 316 «О Генеральных условиях эмиссии иобращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 марта 1996 г.
8.ПостановлениеПравительства Российской Федерации N 790 «Об утверждении генеральных условийэмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 16октября 2000 г.
9.ПоложениеЦентрального Банка Российской Федерации N 219-п «Об обслуживании и обращениивыпусков федеральных государственных ценных бумаг» от 25 марта 2003 г.
10.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 11 «Об упорядочении работы поформированию и обслуживанию государственного внутреннего долга РоссийскойФедерации» от 19 января 1996 г.
11.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 68н «Об утверждении условийэмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций» от 19 августа2004 г.
12.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 103н «Об утверждении условийэмиссии и обращения государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 24ноября 2000 г.
13.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 65н «Об утверждении условийэмиссии и обращения облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом»от 16 августа 2001 г.
14.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 45н «Об утверждении условийэмиссии и обращения облигаций государственного сберегательного займа РоссийскойФедерации» от 15 июня 2001 г.
15.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 86н «Об утверждении условийэмиссии и обращения облигаций государственных нерыночных займов» от 21 сентября2004 г.
16.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условийвыпуска облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом» от 18августа 1998 г.
17.ПриказМинистерства финансов Российской Федерации N 37н «Об утверждении условийэмиссии и обращения облигаций федерального займа с амортизацией долга» от 27апреля 2002 г.
18.ПриказЦентрального Банка Российской Федерации N 02-78 «О проведении операций сгосударственными краткосрочными бескупонными облигациями» от 6 мая 1993 г.
19.ПисьмоЦентрального Банка Российской Федерации N 13 «О работе с облигациямигосударственного республиканского Внутреннего займа РСФСР 1991 года» от 20 мая1992 г.
20.Основныенаправления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 – 2010год Центрального Банка Российской Федерации
Учебнаяи периодическая литература:
21.Рынокценных бумаг: учебник под ред. В.А.Галанова, А.И. Басова. – 2-е изд., перераб.И доп. –М.: Финансы и статистика. 2007. 448 с.
22.Чумаченко А.Государственный внутренний долг РФ и государственные внутренние заимствования(долговая стратегия Минфина России на внутреннем рынке). РЦБ № 16 2005.
23.Алёхин,Б.И. Государственный долг: учебное пособие / Б.И. Алёхин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. – 335 с.
24.Рынокценных бумаг и биржевое дело: Учеб. Для вузов / Под ред. О.И. Дегтяревой и др.– М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 502с.
25.Данилов,Ю.А. Рынки государственного долга: Мировые тенденции и российская практика /Ю.А. Данилов. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 432с.
26.НикифороваВ.Д. Государственные и муниципальные ценные бумаги: учебное пособие / В.Д.Никифорова. – С.-П.: Питер, 2009.