План
Введение
1.Социально– экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1Сущность,функции и роль Федерального бюджета
1.2Составдоходов Федерального бюджета
1.3Классификациярасходов Федерального бюджета
1.4Принципы исполнения Федерального бюджета
2.Анализ Федерального бюджета на 2008 — 2010 годы
2.1Общаяхарактеристика Федерального бюджета
2.2Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета
2.3Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета
3.Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета
3.1Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета
3.2Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложения
Введение
Одним из важнейшихдокументов, регулирующих экономическую жизнь общества, является государственныйбюджет, который воспринимается как важнейший юридический закон экономическойдеятельности. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения егообъективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической,социальной и политической функций. Бюджетный кодекс дает такое определениебюджета: бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенныхдля финансового обеспечения задач и функций государства и местногосамоуправления.
В любой странегосударственный бюджет – ведущее звено финансовой системы. Он объединяетглавные доходы и расходы государства. Бюджет есть единство основных финансовыхкатегорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в ихдействии, т.е. через бюджет осуществляются постоянная мобилизация ресурсов и ихрасходование.
Государственный бюджетпредставляет собой основной финансовый план государства на текущий год, имеющийсилу закона. Бюджет утверждается законодательным органом власти – ФедеральнымСобранием. [16] федеральный бюджет финансовый доход расход
Федеральный бюджетРоссии – главное звено бюджетной системы. Он выражает экономические денежныеотношения, опосредствующие процесс образования и использованияцентрализованного фонда денежных средств государства, и разрабатывается иутверждается Федеральным Собранием РФ в форме федерального закона. Через этотбюджет мобилизуются средства предприятий различных форм собственности ичастично доходы населения. Они направляются на финансирование народногохозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепление обороноспособностистраны, на содержание органов государственного управления, финансовую поддержкубюджетов субъектов Федерации, на погашение государственного долга, созданиегосударственных материальных и финансовых резервов и др.
Цель даннойкурсовой работы — рассмотрение Федерального бюджета, его роль всоциально-экономическом развитии Российской Федерации, в экономике и путисокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи даннойработы:
— дать определениеФедерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемыебюджетом;
— рассмотреть состав иструктуру доходов и расходов Федерального бюджета;
— рассмотреть принципыисполнения бюджета ;
— дать общуюхарактеристику Федерального бюджета;
-проанализировать состави структуру федерального бюджета на 2008 и 2010, то есть рассмотреть егодоходы и расходы;
— рассмотреть проблемыформирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета;
— выявить путиукрепления доходной базы Федерального бюджета
Глава 1.Социально – экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1Сущность,функции и роль Федерального бюджета
Федеральный бюджет— составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходовгосударства. В РФ государственный бюджет составляется правительством,утверждается и принимается высшими законодательными органами.
В статье 16 БКРФ даетсяследующее определение Федерального бюджета -формаобразования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год,предназначенных для исполнения Расходных обязательств Российской Федерации.
Основные функцииуправления государством возложены на центральные органы власти. Для выполненияими их обязанностей и финансового обеспечения общегосударственных мероприятийформируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. Вконституции РФ зафиксировано, что в ведении Российской Федерации находитсяфедеральный бюджет, федеральный налоги и сборы и т.д.
Через федеральныйбюджет осуществляется процесс распределения и перераспределения ВВП исозданного национального дохода страны между отраслями народного хозяйства,регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложенофинансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий,связанных с обеспечением обороноспособности государства, развитием науки,подготовки высокоспециализированных специалистов.
Средства федеральногобюджета – главный источник финансирования структурной перестройки экономики,конверсии предприятий военно-промышленного комплекса, развития перспективныхнаправлений в сфере производства, освоения новых территориально-производственныхкомплексов.
Большую роль играетфедеральный бюджет в поддержании и развитии искусства, культуры, средствмассовой информации.
Для решения всех этихзадач федеральный бюджет в соответствии с бюджетным кодексом РФ формируется засчет федеральных налогов и неналоговых доходов.
Бюджет выполняет рядфункций:
1. Аккумулирующая или функцияобразования бюджетного фонда — Данную функцию выполняют доходы бюджета.Структура доходов непостоянна и зависит от общего экономического положения встране и приоритетов экономической политики в стране.
2. Перераспределительная илифункция использования бюджетного фонда — так с помощью бюджетных доходов ирасходов происходит перераспределение ВВП страны. При этом государствоосуществляет финансирование отдельных отраслей народного хозяйства,экономических регионов, учреждений не производственной сферы и отдельныххозяйствующих субъектов с целью соблюдения определенных макроэкономическихпропорций.
3. Контрольная – с помощью даннойфункции осуществляется контроль над действиями исполнительной власти,выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслейхозяйства, территориальных образований.
4. Регулирующая – означает, что вусловиях рыночной экономики основным государственным инструментом являетсяфинансовая система, а центральным звеном – бюджет.
Кроме четырех функций,которые являются основными, бюджет может выполнять симулирующую, информационнуюи другие функции. Они являются дополнительными, и их состав зависит отназначения бюджета
Свою деятельностьбюджет выполняет на основании соответствующих принципов:
1. единства бюджетной системы РФ;
Ст. 29. Означает единство бюджетногозаконодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системыРФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификациибюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ,единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формированиядоходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ.
2. Ст. 30. Принцип разграничения доходов, расходов иисточников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системыРФ (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ) [17]
Означает определение полномочий органов власти иорганов управления государственными внебюджетными фондами по формированиюдоходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению иисполнению расходных обязательств публично-правовых образований.
3. Ст. 31. Принцип самостоятельности бюджетовозначает: (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)[17]
право и обязанность органов государственной власти иорганов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированностьсоответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
право и обязанность органов государственной власти иорганов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс,за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
право органов государственной власти и органовместного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством РФ оналогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению всоответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
право органов государственной власти и органовместного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельноопределять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключениемрасходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетныхсубсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ);
недопустимость установления расходных обязательств,подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитовдругих бюджетов бюджетной системы РФ, а также расходных обязательств,подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетнойсистемы РФ, за счет средств консолидированных бюджетов или без определениябюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнениесоответствующих расходных обязательств;
право органов государственной власти и органовместного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнениерасходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти иорганами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетныхтрансфертов;
недопустимость введения в действие в течениетекущего финансового года органами государственной власти и органами местногосамоуправления изменений бюджетного законодательства РФ и (или)законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательныхплатежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов другихбюджетов бюджетной системы РФ без внесения изменений в законы (решения) осоответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов,снижения доходов;
недопустимость изъятия дополнительных доходов,экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнениябюджетов.
4. Ст. 31.1. Принцип равенства бюджетных правсубъектов РФ, муниципальных образований (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)[17]
Означает применение единых принципов и требованийпри определении бюджетных полномочий, установлении и исполнении расходныхобязательств, формировании налоговых и неналоговых доходов, определении объема,форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов.
5. Ст. 32. Принцип полноты отражения доходов,расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов (в ред. ФЗ от26.04.2007 N 63-ФЗ)
6. Ст. 33. Принцип сбалансированности бюджета
Означает, что объем предусмотренных бюджетомрасходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступленийисточников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета,связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатковна счетах по учету средств бюджетов. (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
При составлении, утверждении и исполнении бюджетауполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размерадефицита бюджета.
7. Ст. 34. Принцип результативности и эффективностииспользования бюджетных средств (в ред. ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает, что при составлении и исполнении бюджетовучастники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочийдолжны исходить из необходимости достижения заданных результатов сиспользованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результатас использованием определенного бюджетом объема средств.(в ред. ФЗ от 26.04.2007N 63-ФЗ)
8. Ст. 35. Принцип общего (совокупного) покрытиярасходов бюджетов (в ред. т 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает, что расходы бюджета не могут быть увязаныс определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.
Исключения:
субвенций и субсидий, полученных из других бюджетовбюджетной системы РФ;
средств целевых иностранных кредитов(заимствований);
добровольных взносов, пожертвований, средствсамообложения граждан;
расходов бюджета, осуществляемых в соответствии смеждународными договорами (соглашениями) с участием РФ;
расходов бюджета, осуществляемых за пределамитерритории РФ;
отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых квведению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.
9. Ст. 36. Принцип прозрачности (открытости) (в ред.ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Принцип прозрачности (открытости) означает:
обязательное опубликование в средствах массовойинформации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнотупредставления информации о ходе исполнения бюджетов;
обязательную открытость для общества и средствмассовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные(представительные) органы, процедур рассмотрения и принятия решений, в томчисле по вопросам, вызывающим разногласия;
стабильность и (или) преемственность бюджетнойклассификации РФ, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджетаотчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового годаи планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составефедерального бюджета.
10. Ст. 37. Принцип достоверности бюджета
Означает надежность показателей прогнозасоциально-экономического развития соответствующей территории и реалистичностьрасчета доходов и расходов бюджета.
11. Ст. 38. Принцип адресности и целевого характерабюдж. средств (в ред. от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетныхобязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указаниемцели их использования.
12. Ст. 38.1. Принцип подведомственности расходовбюджетов (введена ФЗ от 26.04.2007 N 63-ФЗ)
Главные распорядители (распорядители) бюджетныхсредств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательствраспорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в переченьподведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств всоответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
У подведомственных распорядителя и получателябюджетных средств может быть только один главный распорядитель бюджетныхсредств.
13. Ст. 38.2. Принцип единства кассы (введена ФЗ от26.04.2007 N 63-ФЗ)
Означает зачисление всех кассовых поступлений иосуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета. Исключение:операции по исполнению бюджетов, осуществляемые за пределами территориисоответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операции,осуществляемые в соответствии с валютным законодательством РФ. [17]
1.2Составдоходов Федерального бюджета
Доходы Федеральногобюджета формируются за счет налоговых и неналоговыхдоходов, а также доходов целевых внебюджетных фондов.
В федеральный бюджетзачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов,налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
1)налога на прибыльорганизаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога вфедеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
2)налога на прибыльорганизаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных сдеятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, атакже в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов погосударственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;
3)налога на прибыльорганизаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных довступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «Осоглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «Осоглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальныхналоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет ибюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;
4)налога на добавленнуюстоимость — по нормативу 100 процентов;
5)акцизов на спиртэтиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
6)акцизов на спиртэтиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100процентов;
7)акцизов наспиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
8)акцизов на табачнуюпродукцию — по нормативу 100 процентов;
9)акцизов на автомобилилегковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
10)акцизов поподакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
11)налога на добычуполезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — понормативу 100 процентов;
12)налога на добычуполезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючегоприродного) — по нормативу 100 процентов;
13)налога на добычуполезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородногосырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) — понормативу 40 процентов;
14)налога на добычуполезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, висключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территорииРоссийской Федерации — по нормативу 100 процентов;
15)регулярных платежейза добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделепродукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу100 процентов;
16)регулярных платежейза добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделепродукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючегоприродного) — по нормативу 95 процентов;
17)регулярных платежейза добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, висключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территорииРоссийской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — понормативу 100 процентов;
18)сбора за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 20 процентов;
19)сбора за пользованиеобъектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — понормативу 20 процентов;
20)водного налога — понормативу 100 процентов;
21)государственнойпошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению вбюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях56, 61, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.
Неналоговые доходыфедерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46настоящего Кодекса, в том числе за счет:
1)доходов отиспользования имущества, находящегося в государственной собственностиРоссийской Федерации (за исключением имущества федеральных автономныхучреждений, имущества, переданного в доверительное управление юридическимлицам, созданным в организационно-правовой форме государственной компании,имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числеказенных, а также случаев, предусмотренных абзацами тринадцатым, четырнадцатымчасти первой и абзацами пятым, шестым части второй статьи 57 настоящегоКодекса), доходов от платных услуг, оказываемых федеральными бюджетнымиучреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РоссийскойФедерации, — по нормативу 100 процентов;
2)доходов от продажиимущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасовдрагоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственнойсобственности Российской Федерации, за исключением имущества федеральныхавтономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарныхпредприятий, в том числе казенных, а также случаев, предусмотренных частямивосьмой — десятой статьи 62 настоящего Кодекса, — по нормативу 100 процентов;
3)части прибылиунитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплатыналогов и иных обязательных платежей, — в размерах, устанавливаемыхПравительством Российской Федерации;
4)лицензионных сборов — по нормативу 100 процентов;
5)таможенных пошлин итаможенных сборов — по нормативу 100 процентов;
6)платы заиспользование лесов в части минимального размера арендной платы и минимальногоразмера платы по договору купли-продажи лесных насаждений — по нормативу 100процентов;
7)платы за пользованиеводными объектами, находящимися в федеральной собственности, — по нормативу 100процентов;
8)платы за пользованиеводными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям — понормативу 100 процентов;
9)платы за негативноевоздействие на окружающую среду — по нормативу 20 процентов;
20)консульских сборов — по нормативу 100 процентов;
21)патентных пошлин — по нормативу 100 процентов;
22)платы запредоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество исделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержаниеодносторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, — по нормативу100 процентов;
23)сборов в счетвозмещения фактических расходов, связанных с совершением консульских действий,- по нормативу 100 процентов.
В доходах федеральногобюджета, помимо перечисленных в пункте 1 настоящей статьи, также учитываются:
1)прибыль Центральногобанка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательныхплатежей, — по нормативам, установленным федеральными законами;
2)доходы отвнешнеэкономической деятельности;
1.3Классификациярасходов Федерального бюджета
Расходы федеральногобюджета — это денежные средства, направляемые дляисполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функцийгосударства.
Практически расходыфедерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федеральногобюджета на финансирование затрат общегосударственного характера,предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовыйгод.
Они выражаютэкономические отношения, связанные с распределением и перераспределениемнационального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федеральногобюджета классифицируют:
1. по экономическойроли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированиемматериального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2. по функциональномуназначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансированиенародного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны,правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
В составе расходовбюджета в зависимости от их экономического содержания выделяют текущие расходыи капитальные расходы.
Капитальные расходыбюджета — часть расходов бюджета, обеспечивающая инновационную и инвестиционнуюдеятельность.
Сюда включаются статьирасходов, предназначенных для инвестиций (капитальных вложений) навоспроизводство основных фондов, их капитальный ремонт.
Текущие расходы бюджета— часть расходов бюджета, обеспечивающая текущее функционирование органовгосударственной власти, бюджетных учреждений, состоящих на бюджетном финансированиииз федерального бюджета, оказание государственной поддержки другим бюджетам иотдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущеефинансирование.
Формирование расходовфедерального бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствамиРФ, обусловленными установленным законодательством РФ разграничением полномочийорганов государственной власти.
Расходные обязательстваРоссийской Федерации возникают в результате:
ü принятияфедеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральнымиорганами государственной власти полномочий по предметам ведения РоссийскойФедерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесеннымФедеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации;
ü заключенияРоссийской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений)при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий попредметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметамсовместного ведения, не отнесенным Федеральным законом «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочияморганов государственной власти субъектов Российской Федерации;
ü принятияфедеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РоссийскойФедерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающихпредоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах ипорядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:
ü субвенцийбюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательствсубъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих всоответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» финансовому обеспечению за счетсубвенций из федерального бюджета;
ü субвенцийместным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образованийв связи с наделением органов местного самоуправления отдельнымигосударственными полномочиями Российской Федерации.
В соответствии свыполняемыми функциями государства исключительно из федерального бюджетафинансируются следующие функциональные виды расходов:
1)обеспечениедеятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ,Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительнойвласти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственноеуправление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона офедеральном бюджете на очередной финансовый год;
2) функционированиефедеральной судебной системы;
3) осуществлениемеждународной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечениереализации межгосударственных соглашений и соглашений с международнымифинансовыми организациями, международного культурного, научного иинформационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти,взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы вобласти международного сотрудничества);
4) национальная оборонаи обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии обороннойпромышленности;
5) фундаментальныеисследования и содействие научно-техническому прогрессу;
6) государственнаяподдержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
7) государственнаяподдержка атомной энергетики;
8)ликвидацияпоследствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
9) исследование ииспользование космического пространства;
10)содержаниеучреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органовгосударственной власти РФ;
11)формированиефедеральной собственности;
12) обслуживание ипогашение государственного долга РФ;
13) компенсациягосударственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсийи пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии сзаконодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;
14) пополнениегосударственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней,государственного материального резерва;
15)проведение выборов иреферендумов Российской Федерации;
16)федеральнаяинвестиционная программа;
17)обеспечениереализации решений федеральных органов государственной власти, приведших кувеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов другихуровней;
18)обеспечениеосуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другиеуровни власти;
19)финансоваяподдержка субъектов Российской Федерации;
20)официальный статистический учет;
21)прочиерасходы.
Крометого, в соответствии с законодательством РФ средства федерального бюджетаиспользуются совместно со средствами бюджетов субъектов Федерации и бюджетовмуниципальных образований на финансирование следующих функциональных видоврасходов:
1. государственнаяподдержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительстваи строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта,речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
2. обеспечениеправоохранительной деятельности;
3. обеспечениепротивопожарной безопасности;
4. научно-исследовательские,опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающиенаучно-технический прогресс;
5. обеспечениесоциальной защиты населения;
6. обеспечениеохраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов,обеспечение гидрометеорологической деятельности;
7. обеспечениепредупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийныхбедствий межрегионального масштаба;
8. развитиерыночной инфраструктуры;
9. обеспечениеразвития федеративных и национальных отношений;
10. обеспечениедеятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации всоответствии с законодательством РФ;
11. обеспечениедеятельности средств массовой информации;
12. финансоваяпомощь другим бюджетам;
13. прочиерасходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований.
1.4Принципыисполнения Федерального бюджета
Чтобы осуществитьисполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначалабюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ ипринимается в виде закона.
Федеральный бюджетимеет две основные составляющие:
1. доходная часть– формируется на основе плана поступления налогов, платежей и неналоговыхпоступлений от юридических и физических лиц, являющихся резидентами инерезидентами РФ, в соответствии с налоговым законодательством;
2. расходная часть– формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должнаобеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сферэкономики.
Непосредственно самоисполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными(представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своейцелью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального,территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение доходов федерального бюджета»,исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:
-перечисление изачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
-распределение всоответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующихналогов;
-возврат излишнеуплаченных сумм доходов;
-учет доходовфедерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствиис бюджетной классификацией РФ.
Важнейшие задачиисполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов идругих платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансированиемероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансовогогода, на который утвержден бюджет.
При исполнении бюджетаважное место принадлежит также правильному и экономически обоснованномураспределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета,осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляетсобой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениямбюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезераспорядителей бюджетных ассигнований.
Основной принциписполнения бюджета – принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всехпоступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет иосуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетногосчета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, вкоторых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системыРФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принципединства кассы).
Органом, осуществляющимуправление исполнением бюджета выступает созданное в составе Министерствафинансов РФ федеральное казначейство .
Главной задачей казначействаявляется организация, осуществление и контроль за исполнением федеральногобюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется вобязанность прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов;оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой ианализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с ЦентральнымБанком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживаниегосударственного внутреннего и внешнего долга России.
Глава 2. АнализФедерального бюджета на 2008 — 2010 г.г.
2.1Общаяхарактеристика Федерального бюджета
Федеральный бюджет— составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходовгосударства. В РФ государственный бюджет составляется правительством,утверждается и принимается высшими законодательными органами.
Бюджет 2010 годаспланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 43 187,0 млрд.рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходнуючасть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в2009 году — 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходовзапланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федеральногобюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году — 9 931,4 млрд.рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 годаустановлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.
Основными источникамипокрытия дефицита бюджета будут являться средства Резервного фонда и Фонданационального благосостояния.
Федеральный бюджет на2010 год и последующие годы консервирует сырьевую модель экономики России.Доходная часть бюджета формируется в основном за счет нефтегазовых доходов,которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметрыпромышленности, а цена на нефть и газ. [10 ]
Доходы Федеральногобюджета уменьшились по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 годуостаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года.Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается всреднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.
Предусматриваютсявнешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г. – 17,5 млрд. дол., в 2012 г. – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.
Предусматриваетсяснижение объема расходов Федерального бюджета с 25,5 % ВВП в 2009 году до 22,9% в 2010 г ., 19,5 % и 18% в последующие годы. С учетом инфляции, понижениежизненного уровня неизбежно. [10]
Структура расходовфедерального бюджета утверждена только на 2010 год. Приоритетными направлениямирасходования бюджетных средств являются выполнение социальных обязательств, атакже создание условий для посткризисного восстановления и развития экономики.
Бюджет РФ в2010г сбалансирован на уровне цены на нефть $95 за баррель.
Федеральный бюджет в2010 году с учетом расходования Резервного фонда сбалансирован на уровне ценына нефть $95 за баррель, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ АлексейКудрин, выступая на совместной коллегии Минфина и Минэкономразвития.
«В настоящее времянаша сбалансированность бюджета 2010 года на уровне $95 за баррель с учетомтого, что, кроме того, что мы планировали в части доходов от экономики, мытакже тратим Резервный фонд. Суммарно это обеспечивает сбалансированностьнашего бюджета на уровне $95 за баррель », — сказал он.[12]
А.Кудрин напомнил, чтов момент, когда формировалась система «ухода от зависимости отнефти», было определено, что среднегодовая долгосрочная цена на нефть недолжна превышать $50 за баррель. Эта величина и легла в условия формированиянефтегазового трансферта — все, что свыше этой цены, направлялось наформирование нефтегазового трансферта.[12]
А.Кудрин такженапомнил, что в то время было запланировано, что нефтегазовый трансферт будетсокращен до 3,7% ВВП в 2011 году и больше не будет наращиваться.
Однако уже в 2009 годуполучилось так, что Минфин «существенно завысил свои ожидания по цене нанефть». Так, планировались расходы при цене на нефть $95 за баррель, в товремя как по факту она была на уровне $61 за баррель. В связи с этим пришлосьиспользовать Резервный фонд. Таким образом, отметил А.Кудрин, нефтегазовыйтрансферт составил более 11% ВВП, половина расходов была осуществлена за счетнефтегазовых доходов.
Министр подчеркнул, чтодискуссия о том, на каком уровне отсекать цену на нефть для финансированиядефицита бюджета, продолжается. Так, по его словам, на 2011 год «самыймягкий ограничитель, который мы можем себе позволить — $70 за баррель». Это,по словам А.Кудрина, означает, что «если мы при цене нефти $70 за баррельбудем иметь дефицит на уровне 4% ВВП, как планируем, то если цена будет $50 забаррель, то дефицит будет 8%, а это уже рискованная величина»[12].
/>
Рис 1
/>
Рис 2
2.2 Анализ состава иструктуры доходов Федерального бюджета
Проведем сравнительныйанализ доходной части Федерального бюджета 2008 – 2010 годов. Для этогоиспользуем данные Приложение№3 к Заключению Счетной палаты РФ на проектфедерального закона " о федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период2010-2012 годов" и Федеральный закон от 02.12.2009 N 308-ФЗ «Офедеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».Затем, по данным этих документов подсчитаем удельный вес доходов, абсолютное,относительное изменение, темп изменения и определим характер изменения доходов.
Таблица 2.1 ДоходыФедерального бюджета на 2008 – 2010г.г.(, млрд.руб)Наименование 2008 2009 2010 Налоги на прибыль, доходы 761,13 165,65 214,71 Налоги и взносы на социальные нужды 506,77 496,09 19,03 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 1123,62 1157,90 1348,15 Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 1169,07 882,79 965,03 Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1637,52 974,83 1104,46 Государственная пошлина 33,68 31,21 56,96 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,87 0,87 0,00 Доходы от внешнеэкономической деятельности 3584,95 2519,92 2750,30 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 150,54 103,17 263,87 Платежи при пользовании природными ресурсами 111,77 59,66 62,13 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 114,03 106,86 123,26 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 22,12 14,80 16,06 Административные платежи и сборы 4,54 5,33 5,26 штрафы, санкции, возмещение ущерба 8,18 5,30 5,32 Прочие неналоговые доходы 39,56 22,98 12,02 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет 6,24 164,31 0,72 Безвозмездные поступления 1,34 0,00 0,00 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,02 2,14 2,73 Всего доходов 9275,93 6713,82 6950,01
Таблица 2.2Удельныйвес доходов Федерального бюджета,( в %)Наименование 2008 2009 2010 Налоги на прибыль, доходы 8,2 2,5 3,09 Налоги и взносы на социальные нужды 5,46 7,39 0,27 Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 12,11 17,25 19,4 Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ 12,6 13,15 13,89 Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами 17,65 14,52 15,89 Государственная пошлина 0,36 0,47 0,82 Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам 0,009 0,009 Доходы от внешнеэкономической деятельности 38,65 37,53 39,52 Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 1,62 1,54 3,8 Платежи при пользовании природными ресурсами 1,21 0,89 0,9 Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 1,23 1,59 1,77 Доходы от продажи материальных и нематериальных активов 0,24 0,22 0,23 Административные платежи и сборы 0,05 0,08 0,08 штрафы, санкции, возмещение ущерба 0,09 0,08 0,0,8 Прочие неналоговые доходы 0,43 0,34 0,17 Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет 0,07 2,45 0,104 Безвозмездные поступления 0,014 Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 0,002 0,03 0,4 Всего: 100 100 100
Таблица 2.3Динамикадоходов Федерального бюджетана2008 –2010г.г.(млрд.руб)Наименование Абсолютное изменение Относительное изменение Темп изменения Характер изменения Налоги на прибыль, доходы -546,42 0,282 -71,8 спад Налоги и взносы на социальные нужды -487,74 0,037 -96,24 спад Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ 224,53 1,199 19,9 рост Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ -204,04 0,825 -17,45 спад Налоги, сборы, регулярные платежи за пользование природными ресурсами -533,06 0,674 -32,55 спад Государственная пошлина 23,28 1,69 69 рост Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам -0,87 -100 спад Доходы от внешнеэкономической деятельности -834,65 0,767 -23,28 спад Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности 113,33 1,753 75,3 рост Платежи при пользовании природными ресурсами -49,64 0,56 -44 спад Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства 9,23 1,08 8,09 рост Доходы от продажи материальных и нематериальных активов -6,06 0,726 -27,4 спад Административные платежи и сборы 0,72 1,158 15,8 рост штрафы, санкции, возмещение ущерба -2,86 0,65 -35 спад Прочие неналоговые доходы -27,54 0,304 -69,6 спад Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, Прошлых лет -5,52 0,115 -88,5 спад Безвозмездные поступления -1,34 -100 спад Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 2,71 136,5 13550 рост Итого: -2325,94 148,32 13032,27 -
Налог на прибыль. Эта статья в динамике уменьшается. Вабсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшение поступленийна 595,48 млрд. руб., к 2010 ещё на 49,06 млрд. руб., что составит 636,28 млрд.руб., в общем, этот показатель к 2010 году уменьшился в 0,3 раза по темпамроста. Удельный вес этого показателя снижается от 8,2% — 3,09%.
Уменьшение поступлений в основном связано со снижением с 1января 2009 года ставки для зачисления налога в федеральный бюджет с 6,5 до 2%.При этом, в соответствии с законодательством, ежемесячные авансовые платежи (заисключением платежей по фактически полученной прибыли) в I квартале 2009 годауплачивались по ставке 6,5%.
Налоги и взносы на социальные нужды. Из данных таблицы (см. Приложение1.), видно, что удельный вес этого показателя увеличивается, но только с 2008по 2009 год. Далее следует резкое уменьшение от 7,39% – 0,27%. Суммы поступленийуменьшаются. В 2008 году в размере 506,77 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в0,4 раза по отношению к 2008 году, составив 487,74 млрд.руб.
Налоги на товары (работы, услуги) реализуемые натерриторию РФ.Доля этого раздела составляет 12,11% в 2008 году, в 2009 году составляет17,25%. В 2010 году увеличивается на 2,15%.В 2010 году сумма показателя возрастаетна 224,53 млрд. руб. по отношению к 2008 году.
Налоги на товары, ввозимые на территорию РФ. В динамике этого показателя, мывидим, что сумма этого показателя уменьшается от 1169,07 – 965,03 млрд. руб. на204,04 млрд.руб… Удельный вес этого показателя растет к 2010 году составит13,89% увеличившись на 1,29% к 2008 году.
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользованиеприродными ресурсами. Поступления налога на добычу полезных ископаемых на 2008 год составляетсумму 1637,52млрд. руб., на 2009 и 2010 год 974,83 млрд. руб. и 1104,46 млрд.руб. В относительном выражении происходит снижение данного показателя. Т.к. результатыбыли подсчитаны самостоятельно, возможно, есть небольшая погрешность этогопоказателя. Данный показатель полностью зависит от цен на природные ресурсы.
Государственная пошлина. При расчете государственной пошлины,подлежащей уплате в федеральный бюджет, применялись установленные бюджетнымзаконодательством нормативы распределения платежей между уровнями бюджетнойсистемы Российской Федерации. На 2008 год поступления составляют сумму в 33,68млрд. руб., на 2010 год 56,96 млрд. руб. Сумма этого показателя в 2010 годувозрастает на 23,28 млрд.руб. по отношению к 2008году.
Доходы от внешнеэкономической деятельности. В динамике этого показателя, мывидим, что сумма этого показателя уменьшается от 3584,95 – 2750,30 млрд. руб.на 834,65 млрд.руб… Удельный вес этого показателя растет к 2010 годусоставляет 39,52% увеличившись на 0,87% к 2008 году.
Доходы от использования имущества, находящегося вгосударственной и муниципальной собственности. Сумма этого показателя составляет 150,54млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 133,33 млрд.руб. по отношению к 2008 году., составляя 263,87млрд.руб.
Платежи при пользовании природными ресурсами. Поступления платежей при пользованииприродными ресурсами на 2008 год составляет сумму 111,77млрд. руб., на 2009 и2010 год 59,66 млрд. руб. и 62,13млрд. руб. В 2009 году относительно 2008 года происходитснижение данного показателя на 52,11 млрд. руб., в 2010 году идет небольшоеувеличение суммы на 2,47 млрд.руб.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затратгосударства. Вдинамике этого показателя, видно, что сумма этого показателя в 2010 годуувеличивается от 114,03 – 123,26 млрд. руб. относительно 2008 года. Удельныйвес этого показателя растет, к 2010 году составляя 1,77% увеличившись на 0,54% к2008 году.
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов. Суммы поступлений уменьшаются. В2008 году в размере 22,12 млрд.руб., в 2010 году уменьшается в 0,7 раза поотношению к 2008 году, составив 16,06 млрд.руб. Удельный вес этого показателя в2010 году уменьшается на 0,01% по отношению к 2008 году.
Административные платежи и сборы.Сумма этого показателя составляет 4,54млрд.руб. в 2008 году, в 2010 году сумма показателя возрастает на 0,72 млрд.руб. по отношению к 2008 году., составляя 5,26 млрд.руб.
штрафы, санкции, возмещение ущерба. Эта статья в динамике уменьшается. Вабсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшениепоступлений на 2,88 млрд. руб., к 2010 ещё на 0,02 млрд. руб., что составит5,32 млрд. руб. Удельный вес этого показателя практически не изменяется.
Прочие неналоговые доходы. Сумма доходов на 2008 год составляет39,56 млрд. руб., на 2009 год на 16,58 млрд. руб. меньше, а в 2010 годууменьшается ещё на 10,96 млрд. руб.
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возвратаостатков субсидии, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевоеназначение. Суммаданных доходов увеличивается,но только с 2008 по 2009 год от 6,24 млрд.руб. – 164,31 млрд.руб… Далееследует резкое уменьшение до 0,72 млрд. руб.
Доходы от предпринимательской и иной приносящей доходдеятельности увеличиваютсяот 0,02 млрд.руб. – 2,73млрд.руб.Также идет увеличение удельного веса на 0,38%
Такимобразом, за 2 года, 2008 по 2010 доходы Федерального бюджета уменьшились на2325,94 млрд.руб.
Проведем сравнительныйанализналогов, сборов, и регулярных платежей за пользование природнымиресурсами, а также доходов от внешнеэкономической деятельности Федеральногобюджета 2008 – 2010 годов. Для этого используем данные Приложение№3 кЗаключению Счетной палаты РФ на проект федерального закона " о федеральномбюджете на 2010 год и на плановый период 2010-2012 годов" и Федеральныйзакон от 02.12.2009 N 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и наплановый период 2011 и 2012 годов». Затем, по данным этих документовподсчитаем удельный вес доходов, абсолютное, относительное изменение, темпизменения и определим характер изменения доходов.
Налог на добычу полезных ископаемых. Эта статья в динамике уменьшается относительно 2008. Вабсолютном выражении мы видим, что к 2009 году происходит уменьшениепоступлений на 651,34 млрд. руб., но к 2010 она растет на 120,84 млрд. руб.,что составит 1074,15 млрд. руб.Удельный вес этого показателя снижается от33,06%-32,9%.
Налог на добычу полезных ископаемых в видеуглеводородного сырья
В динамике этого показателя, мы видим, что сумма этогопоказателя уменьшается от 1591,83 – 1059,20 млрд. руб. на 531,63 млрд.руб…Удельный вес этого показателя к 2010 году составляет 32,5% .
Нефть . Данный показатель уменьшается от 1492,99 – 971,03 млрд.руб.на 521,96 млрд.руб. Удельный вес уменьшается незначительно, от 30,6%- 29,8%.
Газ горючий природный из всех видов месторожденийуглеводородного сырья.Эта статья в динамике уменьшается на -11,07 млрд.руб. от 90,47 млрд.руб.– 79,40 млрд.руб.Удельный вес увеличившись на 0,58% составляет 2,44%.