Содержание
Введение
1. Роль и место финансов врегулировании экономики
2. Основные направления использованияфинансов в регулировании экономики Республики Беларусь в переходный период
Заключение
Список использованных источников
Введение
Мировой финансовый кризиспоказал, что проблема соотношения государства и рынка в экономике, гармонизацияобщественных и частных интересов остается одной из актуальнейших современныхпроблем. По признанию самих западных ученых рынок плохо приспособлен кдействиям, имеющим перспективную направленность, затрагивающим интересы будущихпоколений. Он функционирует в основном в соответствии с краткосрочнымиинтересами.
Современное государствопрактически включено во все сферы экономической деятельности общества: разработкузаконодательной системы; защиту конкурентной среды доходов; перераспределение вобществе, коррекцию общественных благ и услуг; стабилизацию экономики истимулирование экономического роста.
Осуществление радикальныхпреобразований на современном этапе экономического развития Республики Беларусьвозможно только при активном и умелом использовании финансов как инструментавоздействия на социально-экономические процессы развития общества, чтообусловливает необходимость теоретического осмысления содержания финансов, ихроли и влияния на все стороны процесса общественного воспроизводства.
Тема контрольной работыявляется актуальной, поскольку в современных условиях огромную роль в структурерыночных отношений и в механизме их регулирования со стороны государства играютфинансы. Они – неотъемлемая часть рыночных отношений и одновременно важныйинструмент реализации государственной политики. Вот почему сегодня как никогдаважно хорошо знать природу финансов, глубоко разбираться в особенностях ихфункционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересахэффективного развития общественного производства. Хорошее знание финансовойсферы деятельности необходимо сегодня еще и потому, что страна переживаетэкономический и финансовый кризис.
Цель контрольной работы –раскрыть роль финансов в регулировании экономики государством.
Информационной базойисследования послужили учебные пособия различных авторов, раскрывающие вопросытеории финансов, среди авторов следует выделить следующих: Воробьев М.К.,Осипов И.А., Заяц Н.Е., Фисенко Ф.К., Бондарь Т.Е. и др.
1. Роль и местофинансов в регулировании экономики
Сфера материальногопроизводства характеризуется единством всех стадий воспроизводственногопроцесса. Причем определяющей среди них является стадия собственногопроизводства, на которой создается общественный продукт. Стадия распределениятесно связана с производством и непосредственно зависит от него. Функционируя в сфере материального производства, финансыобслуживают кругооборот производственных фондов. Нормальное функционирование экономики возможно при условии органичнойсвязи каждой отрасли и его структурных подразделений с другими. На такой основедостигается необходимая пропорциональность структуры общественногопроизводства, которая обеспечивает его сбалансированное развитие как единогоцелого. В условиях перехода к рынку суменьшением вмешательства государства в регулирование экономики согласованноефункционирование разных частей экономики достигается различными формамирегулирования.
Одной из формрегулирования экономики является саморегулирование. Саморегулированиехарактеризуется методами формирования финансового потенциала в разных звеньяхсферы материального производства, которые вырабатывают сами участникипроизводства (производство и сбыт продукции, распределение денежных доходов иприбыли) [3, с. 83].
Переход на принципырыночного хозяйствования положительно сказывается на объеме, структуре инаправлениях использования финансовых ресурсов. В условиях финансовой самостоятельностикаждый субъект хозяйствования может осуществлять формирование источниковрасширенного воспроизводства за счет собственных финансовых ресурсов.
Основным государственнымрегулятором для негосударственных предпринимательских структур является системаналогообложения и управления процентными ставками звеньев кредитной системы,страхования. Механизм бюджетной поддержки для этого сектора экономикипрактически не используется. Развитие малого бизнеса и предпринимательстваявляется самым эффективным направлением и в перспективе может стать одним изосновных источников увеличения национального богатства.
Однако рыночный механизмрегулирования экономики не всегда эффективен, поскольку не всегда способенобеспечить перераспределение доходов в соответствии с целями государства.
Вместе с саморегулированиембольшое влияние на структурную перестройку экономики оказывает государственноевмешательство в экономику. Такое вмешательство необходимо в связи с финансовойподдержкой приоритетных направлений экономики, развитием объектовпроизводственной и социальной инфраструктуры и т. п. Вмешательство государствав экономику происходит с помощью механизма налогообложения, предоставленияналоговых льгот и выделения бюджетных ассигнований.
Существуют различныерычаги регулирования экономики. На макроуровне такими рычагами являются звеньяфинансовой системы: госбюджет, система страхования, кредитная система и др. [3,с. 84].
Главный инструментрегулирования воспроизводственных пропорций на микроуровне – финансыпредприятий. С их помощью происходит регулирование воспроизводства структуры производимогопродукта, обеспечивается финансирование потребностей расширенного воспроизводства.Регулирование воспроизводственного процесса осуществляется также с помощьюбанковского кредита, процесса страхования, амортизационной политики, бюджетапри использовании механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот,выделения бюджетных субсидий.
Экономика страны –сложный народнохозяйственный комплекс, и его различные части развиваются неравномерно.Потребности общества в производстве той или иной продукции меняются. Особеннозаметны структурные изменения с приобретением страной экономическойсамостоятельности. Ряд отраслей и отдельных производств, связанных с развитиемсложившегося потенциала, получает ускоренное развитие, другие болеематериалоемкие и энергоемкие будут развиваться в составе транснациональных финансово-промышленныхгрупп с другими странами СНГ, особенно Россией, богатой сырьевыми ресурсами.Среди них могут быть менее эффективные, но необходимые экономике республики,которым нужна финансовая поддержка со стороны государства. Реальностью нашейэкономики может стать финансовая несостоятельность некоторых предприятий и дажебанкротство.
Государство с помощьюмеханизма налогообложения, предоставления налоговых льгот и выделения бюджетныхсубсидий побуждает субъекты хозяйствования осуществлять такие варианты развитияих деятельности, которые удовлетворяют интересы и потребности общества. Вместес тем из практики известно, что вмешательство в экономику имеет свои границы:излишнее вмешательство в форме предоставления необоснованных льгот и бюджетныхдотаций может привести к ослаблению экономических стимулов, снижениюэффективности функционирования всего рыночного механизма.
Низкая эффективностьбюджетного финансирования как одного из регуляторов экономики обусловила резкоеего снижение в условиях либерализации цен, дотации сохранились лишь поограниченному кругу товаров. Несомненно, бюджетный метод обеспечиваетконкретную адресность направления денежных средств, дает возможность быстрогоих использования. Однако, как показала практика, финансовые потребностипредприятий, не заложенные и не обеспеченные ценой и финансируемые из бюджета,порождают иждивенчество, привычку получать ресурсы из централизованных фондов.
В связи с этим в условияхих финансовой самостоятельности важным является вопрос о формировании источниковфинансирования расширенного воспроизводства: за счет собственных финансовыхресурсов, привлечения на акционерной основе или паевых началах денежных средствдругих предприятий, использования банковских кредитов, получения наопределенных основаниях бюджетных ассигнований. Формируемые из различныхисточников финансовые ресурсы позволяют инвестировать средства в новоепроизводство, расширять действующие предприятия, финансировать прикладную наукуи внедрять ее результаты в производство и т. д.
Финансовое регулированиеэкономики происходит в трех формах: самофинансирование, кредитование игосударственное финансирование [4, с. 28]. Самофинансированиебазируется на использовании собственных финансовых ресурсов субъектовхозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемныев форме выпуска ценных бумаг. Кредитование – способфинансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка,предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности.
Государственноефинансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных ивнебюджетных фондов.
На практике всеперечисленные формы финансового обеспечения воспроизводственных затратприменяются одновременно.
Одним из важныхинструментов регулирования экономики являются финансовые стимулы. В составефинансовых стимулов развития экономики и роста ее эффективности можно выделить:приоритетные и наиболее эффективные направления инвестирования финансовыхресурсов, стимулирующие поощрительные фонды, бюджетные стимулы, налоговыельготы и санкции. Можно выделить следующие основные направления инвестированияфинансовых ресурсов:
а) финансированиеструктурной перестройки экономики в направлении развития приоритетных дляреспублики направлений;
б) финансирование ифинансовая поддержка наукоемких технологий и производств, основанных на национальныхсырьевых ресурсах;
в) финансирование новыхперспективных конкурентоспособных отраслей, направлений и отдельныхпроизводств;
г) финансирование затрат,связанных с развитием непроизводственной инфраструктуры, воспроизводством рабочейсилы, повышением ее квалификации, развитием науки, профессиональной подготовкойкадров и ориентацией их на новые технологии [3, с. 86].
Экономическоестимулирование через систему стимулирующих поощрительных фондов реализуется вформе создания фондов экономического стимулирования на самих предприятиях сустановлением фондообразующих показателей для их формирования в зависимости отцелевых ориентиров, которые устанавливает государство через финансовуюполитику. В качестве ориентиров могут быть рост доходности и рентабельности,рост производства продукции, в том числе конкурентоспособной продукции,качественные показатели и т. д.
Повышение эффективностиэкономики и ее отдельных отраслей может обеспечиваться через систему бюджетныхстимулов, выступающих в форме льгот по налогам, полному или частичномуосвобождению от отдельных налогов. Стимулирующий характер системы бюджетногофинансирования состоит в поддержке высокоэффективных или социально значимыхпроектов.
Для этого необходимаразработка специфических принципов, форм и методов предоставления финансовыхресурсов субъектам хозяйствования. Не исключено, что систему бюджетногофинансирования следовало бы дополнить и заменить на систему сочетаниясобственных, кредитных и бюджетных ресурсов. Стимулирующее значение имеет исистема финансовых льгот и санкций. Льготы могут предоставляться дляфинансирования мероприятий по развитию новых высокотехнологичных производств,развития научно-технического прогресса, проведения природоохранных мероприятий.В качестве льготы может выступать полное или частичное освобождение от налоговприбыли предприятий. Система санкций может применяться за нарушение договорныхусловий, расчетной и финансовой дисциплины.
2. Основныенаправления использования финансов в регулировании экономики РеспубликиБеларусь в переходный период
Воспроизводственныйпроцесс на предприятиях регулируется в основном его собственными финансами. Наобщегосударственном уровне стратегическое регулирование экономики (отраслевая итерриториальная, структурная перестройка, формирование государственныхрезервов, стимулирование роста эффективности) обеспечиваетсябюджетно-финансовым, денежно-кредитным и налоговым регулированием [2, с. 206].
В системегосударственного регулирования экономикой в переходный период важным рычагомреализации экономической политики государства внутри страны, финансовой базойосуществления функций экономической политики государства являетсягосударственный бюджет. В тоже время в связи с решением задач переходногопериода значительно изменяются структура и направление использования бюджетныхсредств.
В условиях рынка всебольшее распространение получают платные социальные услуги. Часть социальныхпотребностей финансируется через предприятия (ведомственные детские сады, домаотдыха, и т. д.). В тоже время и в условиях рынка важную роль в социальнойзащите граждан, развитии непроизводственной сферы, играет государство. За счетбюджета финансируется начальное и среднее образование, бесплатная медицинскаяпомощь, социальные программы. Через формирование доходов и направление расходовбюджета государство регулирует экономические и социальные процессы в обществе.
Государство осуществляетпостоянный контроль за образованием доходов и их расходованием. В странах развитогорынка роль бюджета становится решающей в реализации финансовой политикигосударства, воздействии на воспроизводство, оптимизацию стоимостных пропорций,развитие социальной сферы. Усиливается социальная направленность бюджета и вРеспублике Беларусь, где происходит увеличение расходов на просвещение,здравоохранение, соц. обеспечение, на программы финансовой поддержкинетрудоспособных и малоимущих слоев населения.
В регулировании экономикипринимают участие все звенья финансовой системы государства. Безперераспределения финансовых ресурсов в условиях перехода к рынку невозможноэффективное развитие экономики. Ряд отраслей и производств без финансовойподдержки государства не могут успешно работать. Это в частности касаетсяагропромышленного комплекса.
Кроме агропромышленногокомплекса есть ряд стратегических направлений (структурная перестройка,конверсия, новое строительство и др.) требующих огромных финансовых ресурсов,финансирование которых возможно только из централизованного фонда финансовыхресурсов или за счет привлечения средств иностранных инвесторов.
В современных условияхбольшой статьей расходов государственного бюджета остается обслуживаниегосударственного долга. Хотя внешний долг республики и находится в пределахкредитной безопасности, вместе с тем он значителен.
Важнейшим направлениемиспользования финансов в регулировании экономики в современных условияхостаются налоги. Ныне существующая система налогообложения в РеспубликеБеларусь достаточно дифференцирована для выполнения регулирующей функции.Посредством действующих основных налогов в республике формируется более 65 %доходной части бюджета [2, с. 208].
Одним из направленийфинансового регулирования экономки в переходный период является созданиефинансово-промышленных групп.
Финансово-промышленнаягруппа – это объединение финансового, промышленного и торгового капиталов путемразветвленной системы участия. Она объединяет под контролем головной корпорации(материнской компании) юридически и финансово самостоятельные фирмы и предприятия,относящиеся к разным отраслям экономки: банки и кредитные учреждения,финансовые компании, промышленные, торговые и транспортные предприятия [1, с.37].
Участникифинансово-промышленных групп самостоятельно действуют на внутреннем рынке ипроводят международные торговые сделки. В них могут быть как национальныепредприятия, так и иностранные фирмы и компании. В них могут входить игосударственные и частные хозяйствующие субъекты. Основной целью объединениянезависимых фирм и компаний в финансовые и финансово-промышленные группыявляется привлечение дополнительного финансового капитала, необходимого дляосвоения новых технологий, повышения конкурентоспособности и выхода на мировыерынки.
В вышеназванные структурыв обязательном порядке входят банки и др. кредитные и финансовые организации. Ибанки, как правило, стоят во главе финансовой группы, выступают в роли ееглавной (материнской) компании.
В мировой практикедействуют группы, возглавляемые крупными промышленными корпорациями, которыеназываются промышленно-финансовыми группами, но это не меняет их сути.
Созданиефинансово-промышленных групп основано на системе участия, которая позволяетобъединять под эгидой головной материнской компании большое число фирм. Суть еесостоит в том, что для контроля над капиталом группы достаточно владетьопределенной долей его акций. В идеале – это 50 процентов, но на практике этадоля может составлять 15-20 %. Материнское общество владеет контрольным пакетомакций дочернего общества, а дочернее – внучатого.
Таким образом,материнская компания обладая относительно небольшим капиталом контролируетзначительный капитал нескольких компаний и банков, определяет для них стратегиюи политику развития, осуществляет выбор долгосрочных целей и программ. Единоестратегическое руководство всеми входящими в группу компаниями являетсяопределяющим принципом любой финансово-промышленной группы.
Белорусские предприятия ибанки в основном участвуют в создании таких групп с предприятиями России. Так,в состав финансово-промышленной группы «Формам» по созданию и производствуоборудования для выпуска химических волокон вместе с рядом российскихпредприятий входят два белорусских предприятия: «Гродненское ПО Химволокно» иСветлогорское ПО «Химволокно». Созданы или создаются финансово-промышленныегруппы с участием белорусских и российских предприятий: «Большегрузныеавтомобили», «Интеграл», Кормоуборочная техника», «Точность», «Вымпел».
Преимущества в созданиифинансово-промышленных групп можно определить следующим образом:
1. Быстрая адаптация фирмк условиям зарубежных рынков, в способности дополнительного привлечениякапиталов и финансовых средств, укрепление своих позиций на мировом рынке. Этоположительно сказывается на экономике республики (увеличениеэкспортно-импортных операций, укрепление платежного баланса, привлечениеиностранной валюты).
2. Получениедополнительного эффекта основанного на экономии издержек, особенно в отраслях,где оптимальные размеры производства и минимально необходимый капитал оченьвелики (самолетостроение и автомобилестроение, производство химических волокон,алюминия, транспортной и строительно-дорожной техники и др.).
3. Образованиемногонациональных корпораций, в которые входят ограниченное число фирм,сосредотачивают у себя основную часть производства данного вида продукции. Этоспособствует получению ими максимального финансового результата.
4. Создание крупныхмногонациональных корпораций также способствует внедрению наукоемкихтехнологий, требующих больших затрат [2, с. 209].
В условиях рыночнойэкономики финансы активно используются для решения такой проблемы, как:взаимные неплатежи предприятий и организаций. Ситуация с неплатежами можетвозникать в том случае, когда деньги за отгруженную предприятием продукцию ещене поступили, а предприятию нужны денежные средства доля оплаты сырья иматериалов для следующего производственного цикла. Чем дольше этот временнойлаг, тем больше потенциальная возможность срыва платежных обязательствпредприятия. Причиной такого положения является функционирование в республикенерентабельных и убыточных предприятий. Они становятся началом цепочкинеплатежей из-за отсутствия средств для расчетов с поставщиками.
Другими причинами этогоположения являются: несбалансированность доходов и расходов государства,задерживающая платежи по государственным закупкам и заказам; необоснованныйрост затрат предприятий; относительно низкий уровень, заработной платыработников ограничивает их покупательную способность; диспропорции междувозможностями конечного потребления и чрезмерными материальными затратами повсей цепочке отраслей порождает инфляцию и приводят к неплатежам; значительноеотклонение в ценах различных товаропроизводителей (монополизм «Белтелеком»),неплатежи на уровне стран СНГ. Задолженность предприятий ближнего зарубежья такженередко, являются началом цепочки неплатежей белорусских предприятий.
В нормальных условияхпредприятие, оказавшееся в таком положении, решает эту проблему при помощикредитов под оборотные средства или за счет прибыли. В нынешних условияхбольшинство предприятий не может этим воспользоваться. Убыточные предприятия неимеют прибыли и не в состоянии расплатиться за кредит
В решении вышеуказанныхпроблем неплатежей можно использовать ряд мер административного и финансовогохарактера: активное использование вексельного обращения; практическаяреализация механизма банкротства предприятий; урегулирование взаимоотношениймежду странами СНГ на правительственном уровне; реализация программыресурсосбережения и энергосбережения; минимизация времени прохождения платежей.
Понятие«несостоятельность» (банкротство) указывает на неспособность удовлетворениятребований кредиторов по оплате товаров (работ, услуг). Отсутствие на расчетномсчете денежных средств, необходимых для уплаты налогов, обязательных страховыхвзносов и иных аналогичных сумм, также является признаком несостоятельностипредприятия.
Важнейшими элементамисистемы государственного регулирования отношений несостоятельности являетсяоказание финансовой поддержки предприятиям по восстановлению их платежеспособности,финансирование социальной инфраструктуры и ликвидационных мероприятий.Государственное финансирование может быть на возвратной или безвозвратнойоснове в зависимости от приоритетов.
Государственноебезвозвратное финансирование может быть направлено на: содержаниесоциально-культурной и коммунально-бытовой сферы; возмещение убытковпредприятий, поставленных действующим законодательством в такие условияхозяйствования, когда не возмещаются затраты на производство продукции;финансирование издержек по восстановлению платежеспособности предприятий,принимаемых на полное бюджетное финансирование; финансирование ликвидационныхпроцедур, если не хватает средств от продажи имущества должника.
В остальных случаяхгосударственная финансовая поддержка должна оказываться на возвратной основе.
Большую роль врегулировании экономики, в мобилизации и распределении финансовых ресурсовиграет финансовый рынок.
Финансовый рынок –совокупность экономических отношений, связанных с распределением финансовыхресурсов, куплей-продажей временно свободных денежных средств и ценныхбумаг. Объектами отношений на финансовом рынке выступают денежно-кредитныересурсы и ценные бумаги. Субъектами отношений являются государство, предприятияразличных форм собственности, отдельные граждане [2, с. 212].
Финансовый рынок являетсяэлементом рыночной инфраструктуры. Главной функцией финансового рынка являетсяобеспечение движения денежных средств от одних собственников (кредиторов) кдругим (заемщикам). Финансовый рынок выступает в виде механизмаперераспределения финансовых ресурсов предприятий и сбережений населения междусубъектами хозяйствования и отраслями экономики, “связывания” части денежныхсредств, не обеспеченных потребительскими товарами, а также как средствопокрытия дефицита госбюджета без денежной эмиссии.
Основными элементамифинансового рынка являются кредитный рынок, рынок ценных бумаг, денежный рынок.Названные элементы финансового рынка находятся в тесном взаимодействии.Например, увеличение объема свободных денежных средств у населения ипредприятий ведет к расширению рынков кредита и ценных бумаг. И наоборот,выпуск ценных бумаг снижает потребность в финансировании народного хозяйства засчет кредитов и аккумулирует временно свободные средства инвесторов.Взаимосвязь кредитного рынка ценных бумаг проявляется и в их секьютеризации. Содной стороны, кредиты принимают характеристики ценных бумаг, так как приносятдоход и обращаются (т.е. покупаются и продаются), в результате чегоувеличивается их мобильность и уменьшается кредитный риск (риск не возвратассуды). С другой стороны, ценные бумаги (акции, векселя, чеки и др.) выступаюткак документы, подтверждающие долговые и долевые обязательства на кредитномрынке.
Через кредитный рынокобеспечивается перераспределение денежных средств путем предоставлениявладельцами их в ссуду на условиях возвратности, платности и срочности.
Кредитор получаетвознаграждение в виде процента за капитал. Заемщик стремится получить доход,достаточный для возврата суммы кредита, уплаты процента за предоставленныйкредит и получить прибыль для себя.
Наряду с кредитом, важнымэлементом финансового рынка является рынок ценных бумаг (фондовый рынок).
Рынок ценных бумаг –отношение финансового рынка, связанные с выпуском и обращением ценных бумаг.Рынок ценных бумаг охватывает кредитные отношения и отношения совпадения,выражающиеся в выпуске особых документов – ценных бумаг.
Ценные бумаги – денежныедокументы, имущественные права или отношения владельцы ценной бумаги поотношению к эмитенту. Ценные бумаги могут выпускаться в виде отпечатанных набумаге бланков или в форме записей на счетах.
Основными ценнымибумагами являются акции и облигации.
Покупатели акцийстановятся совладельцами акционерного общества и имеют право получать доход наакции, а в отдельных случаях принимать участие в управлении акционернымобществом. Владельцы облигаций становятся кредиторами государства илипредприятий, выпустивших облигации.
Кроме основных ценныхбумаг существуют вторичные, или производственные бумаги, представляющие собойдолговые обязательства или контракты, закрепляющие права на получение товарныхили денежных ценностей, а также покупку-продажу ценных бумаг в будущем. К этойгруппе ценных бумаг относятся опционы, фьючерсы, варранты, ордера, свопы и т.д.
Производственные ценныебумаги имеют самостоятельное обращение на рынке ценных бумаг и являютсяинструментами страхования (хеджирование) вложекурсовой стоимости активов,лежащих в основе контрактов.
По характеру движенияценных бумаг фондовый рынок делится на первичный и вторичный. На первичномпродаются и покупаются ценные бумаги новых выпусков, а на вторичном обращаются(перепродаются) ранее выпущенные ценные бумаги. Именно на вторичном рынке, гдеобращаются ранее размещенные ценные бумаги, осуществляется перечень капитала изодних отраслей или акционерных обществ в другие.
По форме организациифондовый рынок подразделяется на организованный (биржевой) и перераспределенный(внебиржевой). Фондовая биржа – организация с правом юридические лица, гдеосуществляется торговля ценными бумагами, определение их курса (рыночной цены)и его публикации для ознакомления всех заинтересованных лиц, регулированиедеятельности участников рынка ценных бумаг. На биржах проводятся котировкиценных бумаг – регулярные оценки специалистами курса покупателей и продавцов ковсем видам ценных бумаг, которые проходят через биржу. Котировки показывают, покакой цене на данной бирже в данный момент можно купить или продать конкретныеценные бумаги [2, с. 214].
Основные участники нарынке ценных бумаг: эмитенты – юр. лица производящие выпуск ценных бумаг;инвесторы – индивидуальные и институциональные – банки, инвестиционные фонды,страховые компании и т. п.; посредники – брокеры, дилеры, фондовые биржи.
Развитие рынка ценныхбумаг является условием и показателем развития рыночных преобразований встране.
Заключение
Проведенные исследованияпозволяют сделать следующие основополагающие выводы:
Изучение и раскрытиесущности финансов позволяет знать, куда и на что используются изымаемые упредприятий и граждан налоги, каковы причины и последствия бюджетного дефицитаи как их преодолеть. Более глубокое знание экономической природы финансов,присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использованияданной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры,направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствованиефинансовых взаимосвязей в нашей стране.
В условиях рыночнойэкономики принципиальным образом изменяется роль финансового регулирования. Оностановится одним из главных факторов экономического развития в условияхограниченного вмешательства государства в деятельность субъектовхозяйствования. Реальный механизм финансового воздействия на экономикупроявляется как динамичная, постоянно развивающаяся их совокупность,складывающаяся из отдельных компонентов, имеющих специфический характервлияния.
Проблемы финансового оздоровления волнуют сейчас буквальновсех. Ведь то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере теснымобразом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов,отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формыинвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. – такие вопросыобсуждаются сегодня не только в правительственных кругах; они глубоко волнуюткаждого из нас. Не в последнюю очередь также необходима хорошо работающаябанковская система, предприятия должны вовремя платить налоги, а для этогонеобходима налоговая реформа, обеспечение жесткого контроля за расходованиембюджетных средств.
От понимания сущностифинансов зависит четкое функционирование финансовой системы государства.Слаженность работы всех ее звеньев и подсистем. Кроме того, хорошее знаниефинансовой сферы деятельности необходимо нашей стране потому, что она переживаетсегодня глубокий экономический и финансовый кризис. Без четкогофункционирования финансовой системы невозможно оздоровление экономики, развитиявнутренних и внешних финансовых связей. Необходимо улучшать финансовую системудля ее более четкого функционирования.
Список использованныхисточников
финансыпереходный период регулирование
1. Барсегян Л.М.Финансы: курс лекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад.упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
2. Воробьев М.К.,Осипов И.А. Теория финансов: учебно-методический комплекс. – Мн.: издательствоМИУ, 2005. – 262 с.
3. Теория налогов:Учеб. / Н.Е. Заяц, Ф.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др. – Мн.: БГЭУ, 2002. – 220 с.
4. Финансы: курслекций / Л.М. Барсегян, Т.Г. Струк. – 2-е изд. стер. – Мн.: Акад. упр. приПрезиденте Респ. Беларусь, 2008. – 251 с.
5. Финансыпредприятий: Учебник / Л.Г. Колпина, Т.Н. Кондратьева, А.А. Лапко; Под ред. Л.Г.Колпиной. – 2-е изд., дораб. и доп. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 336 с.
6. Финансы предприятий:Учебное пособие / Н.Е. Заяц и др.; Под общ. ред. Н.Е. Заяц, Т.И. Василевской. –2-е изд. – Мн.: Выш. шк., 2005. – 528 с.