ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯУЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТИнститут международныхотношений
Российско-американский факультет
КУРСОВАЯРАБОТА
на тему:
Российскаяналоговая система
Выполнил: студент группы МЭ-21
Воробьев Павел Павлович
Научный руководитель: к.э.н., доцент
Чувашлова МаринаВладимировнаУльяновск 2009
Содержание
Введение
Глава I. Основы налоговой системыРоссийской Федерации
1.1 Сущность, виды ифункции налогов
1.2 Основные принципыпостроения налоговой системы в экономике России
Глава II. Характеристика современной налоговой системы РФ и пути еесовершенствования
2.1 Особенностисовременной налоговой системы России
2.2 Оптимизацияналоговой системы Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Введение
Налоги являютсянеобходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновениягосударства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегдасопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованномобществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубофинансовой функции налоговый механизм используется для экономическоговоздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру,на состояние научно-технического прогресса.
Налоги известныдавным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано ссамыми первыми общественными потребностями.
Вразвитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. Наначальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государствоне имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяетлишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручаетгороду или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На второмэтапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственныхучреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя:устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяетэтот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этотпериод еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап — государствоберет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правилаобложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общиныиграют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Применение налогов являетсяодним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязиобщегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей,предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношенияпредпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными иместными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощиналогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечениеиностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоговая система вРоссийской Федерации практически была создана в 1991 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них:“Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, “О налоге на прибыльпредприятий и организаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие(введён с 01.01.92).Эти законы установили перечень идущих в бюджетную системуналогов, сборов, пошлин и других платежей, определяют плательщиков, их права иобязанности, а также права и обязанности налоговых органов. К настоящемувремени в эти законы были внесены изменения и дополнения.
События произошедшие 17августа 1998 года резко усилили роль налогов в экономическом положении странытак как любое государство в послекризисной обстановке пытается поправить своеэкономическое положение при помощи корректировки налоговой системы. Акорректировки могут заключатся в следующем: или повышение налогового бремени,или его понижение плюс «упрощение» налогов. В первом случае можно получитькризис неплатежей так как многие предприятия и физические лица будут попростууклонятся от уплаты налогов так как работать в убыток никто не хочет. За этимпотянется целая вереница проблем которые могут не только усугубить кризис, но ипривести к полному развалу экономики. Как правило, второй путь болеепрогрессивен, так как «упрощение» налогов и уменьшение налогового бремени доразумных пределов еще никогда не приводило к новому витку кризиса.
Схожая ситуация сложиласьв экономике России с сентября 2008. Ее тоже можно охарактеризовать как«кризис». У обоих кризисов есть свои особенности, но в путях выхода из обеихситуаций есть свои закономерности, к которым можно отнести совершенствованияналоговой системы.
От «качества» налоговойсистемы, от того, достигнут ли оптимальный компромисс между фискальными(бюджетно-налоговыми) интересами власти и интересами субъектов рыночнойэкономики, зависят не только текущие финансовые возможности государства, но иинвестиционный потенциал, ёмкость потребительского рынка и рост экономики вцелом.
Таким образом, выбранная мной тема весьма актуальна, так какво время экономического кризиса оптимальное построение налоговой системыявляется одним из важнейших элементов успешного решения проблем, стоящих передстраной.
Цель исследования– на основе анализа общих принципов и экономических законов построенияналоговой системы и структуры налоговой системы Российской Федерации выявить иобосновать пути совершенствования современной налоговой системы России.
Реализацияуказанной цели потребовала постановки и реализации ряда взаимосвязанных задач:
- определитьсущность и теоретические принципы построения налоговой системы;
- проследитьэволюцию налоговой системы в зависимости от развития экономики;
- проанализироватьсоответствие структуры налоговой системы России теоретическим принципампостроения налоговых систем;
- определитьпути дальнейшего совершенствования налоговой системы РФ.
I.Основы налоговой системы РоссийскойФедерации
1.1 Сущность,виды и функции налогов
Прежде всего остановимсяна вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились сразделением общества на классы и возникновением государства, как “взносыграждан, необходимые для содержания публичной власти“[1].В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись безналогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективныхпотребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могутбыть собраны только посредством налогов. Исходя из этого минимальный размерналогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимумаего функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функцийвозложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Налогивыражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы,участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налогивыступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современныхусловиях.
В дополнение ко всемунеобходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.
Объектаминалогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимостьотдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции сценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущества юридических и физическихлиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг идругие объекты, установленные законодательными актами.
По налогам могутустанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами,следующая льгота[2]:
- необлагаемый минимум объекта налога;
- изъятие из обложения определенныхэлементов объекта налога;
- освобождение от уплаты налогаотдельных лиц или категории плательщиков;
- понижение налоговых ставок;
- вычет из налогового оклада(налогового платежа за расчетный период);
- целевые налоговые льготы, включаяналоговые кредиты (отсрочкувзимания налогов);
- прочие налоговые льготы.
Для более детальногорассмотрения проблем налоговой системы России необходимо также рассмотретьпонятие “налоговое бремя”.
Налоговое бремя – этовеличина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, преждевсего, от размеров прибыли налогоплательщика.
Сущность налоговойсистемы РФ сформулирована в ст.6 Налогового Кодекса РФ: «Налоговая система РФпредставляет собой совокупность предусмотренных настоящим Кодексом федеральных,региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления,изменения и отмен, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты,осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мерответственности за нарушение налогового законодательства».
Экономическое содержаниеналогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с однойстороны, и государства, с другой стороны, по поводу формированиягосударственных финансов.
Виды налогов
Налоги бывают двух видов:
1) Налоги надоходы и имущество
– подоходный налог сфизических лиц;
– налог на прибыльпредприятий (корпораций, фирм);
– социальные налоги;
– поимущественные налоги,в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
– налоги на переводприбыли и капитала за рубеж и др.
Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, ихназывают прямыми налогами. Прямые налоги трудно перенести напотребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другуюнедвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, ценусельскохозяйственной продукции.
2) Налоги натовары и услуги
– налог с продаж, которыйв большинстве развитых стран в настоящее время заменён налогом на добавленнуюстоимость (НДС);
– акцизы (налоги, прямовключаемые в цену товара или услуги);
– таможенные пошлины;
– налог на наследство, насделки с недвижимостью и ценными бумагами и др.
Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги – косвенныеналоги. Плательщиком этих налогов становится, в конечном счете, потребитель(покупатель) этих товаров.
Косвенные налогипереносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичностиспроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластиченспрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менееэластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя,а большая уплачивается за счет прибыли.
Функции налогов[3]
Налоги как стоимостнаякатегория имеют свои отличительные признаки и функции, которые выявляют ихсоциально-экономическую сущность и назначение. Развитие налоговых системисторически определили три основные его функции: фискальную, стимулирующую ирегулирующую.
В настоящее времяналоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, чтозатрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующегоначала.
Суть фискальной функциизаключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разныхуровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всехобщественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходовгосударства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функциименее важны.
Выполнение регулирующей истимулирующей функций достигается путём участия государства ввоспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства,а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления илиослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики,расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.
Однако междустимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующеедействие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. намакроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближенак микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос ипредложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства вцелом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается черезизменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговыхкредитов и отсрочек платежей, а также другие.
1.2Основные принципы построения налоговой системы в экономике России[4]
Основыфункционирования национальной системы налогообложения следует рассматривать взависимости от состояния экономического базиса и общественно-политическойнадстройкой в переходный к рынку период. При этом особое место в созданииналогообложения рыночного типа занимают принципы ее построения. Под налоговой системойпонимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территориигосударства в соответствии с Налоговым кодексом, а также совокупность норм иправил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих вналоговых правоотношениях.
Для того, чтобывникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципыналогообложения. Как правило, они едины для налогообложения любой страны изаключаются в следующем:
1. Уровень налоговой ставки долженустанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов.Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширениепроизводства.
2. Необходимо прилагать все усилия,чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократноеобложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципаслужит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборотапроисходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продуктоблагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.
3.Обязательностьуплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений уналогоплательщика в неизбежности платежа.
4.Система ипроцедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными дляналогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
5.Налоговаясистема должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимсяобщественно-политическим потребностям.
6.Налоговаясистема должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и бытьэффективным инструментом государственной экономической политики.
Этимипринципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговойсистемы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако присоздании налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт,кроме того, по моему мнению, не была правильно оценена экономическая ситуация встране, поэтому уже в первые дни действия существующего налоговогозаконодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попыткиисключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговомзаконодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большейпротиворечивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующейналоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговаясистема Российской Федерации построена на следующих принципах:
1. Приоритетное направление по налоговымизъятиям приходится на обложение хозяйствующих субъектов (юридических лиц). Вусловиях рыночной экономики такое явление — анахронизм и требует поэтапного(постепенного) переноса налогового бремени на граждан;
2. Достаточно высокий удельный вес посравнению с зарубежными странами доли косвенных налогов и относительно меньший- прямых. Причём доля косвенных налогов в последнее время возрастает.
3. Создание разветвлённой системыфедеральной Госналогслужбы РФ снизу доверху, непосредственное подчинениевходящих в неё нижестоящих структур вышестоящим, главной задачей которыхявляется обеспечение контроля за поступлением всех налогов, включаярегиональные и местные.
4. Наличие широкого перечняразнообразных льгот, преимущественно направленных на стимулированиепроизводства.
5. Разработаны и утверждены жёсткиесанкции за различные нарушения налогового законодательства, включая мерыфинансовой, административной и уголовной ответственности.
6. Установлена обязательность постановкивсех субъектов предпринимательской и хозяйственной деятельности на учёт вналоговых органах, с правом открытия расчётного счёта в банках только послерегистрации в налоговых органах.
7. Определена первоочерёдностьнаправления имеющихся у предприятий на счетах средств на уплату налогов посравнению с остальными расходами предприятия.
Для налогоплательщиковпредусмотрена возможность получения по их просьбе отсрочек и рассрочек платежейв пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение можетпривести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельностиналогоплательщика.
II. Характеристика современной налоговойсистемы РФ и пути ее совершенствования
2.1 Особенностисовременной налоговой системы России
Налоговая система,действующая в России в настоящее время, сформировалась к началу 1992 года. Ноуже в середине 1992 года и в последующие годы в нее были внесены существенныеизменения. Появились новые виды налогов, а в существующие были внесеныизменения.
Основные положенияо налогах и сборах в Российской Федерации определены Конституцией РФ (ст. 57),Налоговым кодексом РФ, Законом РФ “Об основах налоговой системы в РоссийскойФедерации” от 27 декабря 1991 года, федеральными законами о конкретных налогахи сборах.
Налоговый кодексРФ заменяет Закон РФ от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы вРоссийской Федерации” и становится основным федеральным законодательным актом,регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц. Онустанавливает принципы построения и функционирования налоговой системы, порядоквведения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введениярегиональных и местных налогов и других обязательных платежей.
В основеНалогового кодекса – принцип справедливости, означающий, что каждое лицо должноуплачивать законно установленные налоги и сборы, основанные на признаниивсеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметьдискриминационный характер и различно применяться исходя из политических,идеологических, этнических и других различий между налогоплательщиками. Недопускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот взависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или местапроисхождения капитала.
Все налоги всоответствии с Налоговым кодексом РФ разделены на три вида в зависимости отуровня их установления и изъятия:
1. Федеральные (на уровнестраны);
2. Региональные (науровне регионального органа государственной власти);
3. Местные (науровне органа местного самоуправления)
Таким образом, вРоссии действует трехуровневая налоговая система. Такая система присущабольшинству государств, имеющих федеративное устройство.
1.Федеральные налоги представляют собой обязательные платежи физических июридических лиц, которые устанавливаются высшим органом законодательной властифедеративного государства. Поступления от федеральных налогов зачисляются вфедеральный бюджет либо распределяются между федеральным бюджетом и бюджетамисубъектов РФ. Состав федеральных налогов, налогоплательщики, элементыналогообложения определяются высшим законодательным органом РФ. Федеральныеналоги создают основу доходной части федерального бюджета, за счет нихподдерживается финансовая стабильность нижестоящих – региональных и местныхбюджетов. Перечень федеральных налогов и сборов устанавливается НК РФ, этиналоги обязательны к уплате на всей территории РФ.
ВРоссийской Федерации установлены следующие федеральные налоги (ст.13 НК РФ):
а)налог на добавленную стоимость (НДС);
б)акцизы;
в)налог на прибыль (доход) организаций;
г)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);
д)государственная пошлина;
е)единый социальный налог (ЕСН);
ж)налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ);
з)водный налог;
и)сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов.
2. Региональныеналоги – это обязательные платежи, право устанавливать которые в соответствии сКонституцией РФ или иными законодательными актами принадлежит субъектам РФ.Налоги субъектов РФ определяются исходя из тех функций по расходнымполномочиям, которые законодательно отнесены к компетенции властей субъектовРФ. Поступления от налогов субъектов РФ либо зачисляются в бюджет субъекта РФ,либо распределяются между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами.
В соответствии сост.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:
а) налог наимущество организаций;
б) налог наигорный бизнес;
в) транспортныйналог.
3. Местные налоги– это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местныебюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальнойинфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Этогородские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местныхналогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налоговустанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительныхорганов местного самоуправления:
а) земельныйналог;
б) налог наимущество физических лиц.
Часть налогов,относящихся в соответствии с классификацией к местным, является обязательной кприменению на всей территории Российской Федерации; другая часть налоговвводится по решению органов местного самоуправления.
Разделение налогов поуровням власти обеспечивает осуществление государством регулирующей функции,позволяя ему воздействовать на социально-экономические процессы на федеральном,региональном и местном уровнях. Это разделение целесообразно проводить с учетомследующих принципов[5]:
— Налоговые доходыкаждого уровня власти должны быть достаточны для финансирования закрепленныхсфер или предметов ведения;
— Чем менеемобильна налоговая база, тем на более низком уровне государственной властипроизводится ее налогообложение. Например, высокой мобильностью обладают труд икапитал, а низкой – природные ресурсы и недвижимость. Поэтому целесообразнозакрепить на федеральном уровне налогообложение доходов физических июридических лиц, а на иных уровнях – налогообложение имущества;
— Большинстворегулирующих налогов закрепляется на федеральном уровне;
— Косвенные налоги– акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины – взимаются нафедеральном уровне;
Налоговый кодекспризван решать следующие важнейшие задачи:
- построениестабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмомвзаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;
- развитиеналогового федерализма, позволяющего обеспечить доходами федеральный,региональный и местные бюджеты закрепленными за ними и гарантированныминалоговыми источниками;
- созданиерациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированиеобщегосударственных и частных интересов и способствующей развитиюпредпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и увеличениюбогатства государства и граждан;
- снижениеобщего налогового бремени и уменьшение числа налогов;
- формированиеединой налоговой правовой базы;
- совершенствованиесистемы ответственности плательщиков за нарушение налогового законодательства.
Налоговоезаконодательство РФ определяет, что налог считается установленным лишь в томслучае, когда определены следующие элементы налогообложения: налогоплательщики,объекты налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка,порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы (внеобходимых условиях). Аналогичный порядок устанавливается и к установлениюсборов.
Всоответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками и плательщиками сборовпризнаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексомвозложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Налогоплательщикии плательщики сборов обязаны:
1. уплачиватьзаконно установленные налоги;
2. встатьна учет в органах Государственной налоговой службы РФ, если такая обязанностьпредусмотрена Кодексом;
3. вестив установленном порядке учет своих доходов и расходов и объектовналогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством оналогах;
4. представлятьв налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларациипо тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанностьпредусмотрена законодательством о налогах и сборах;
5. представлятьналоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных Кодексом,документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
6. выполнятьзаконные требования налогового органа об устранении выявленных нарушенийзаконодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законнойдеятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своихслужебных обязанностей;
7. предоставлятьналоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке,предусмотренных Кодексом;
8. втечение трех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и другихдокументов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов,подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги;
9. нестииные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Налоги взависимости от источников уплаты можно разделить на пять основных групп[6]:
Первая группапредставлена косвенными налогами, которые включаются в цену продукции (товара)сверх оптовой цены: НДС, акцизы, налог на реализацию горюче-смазочныхматериалов, налог с продаж.
Вторая группасостоит из налогов, которые в соответствии с законодательством включаются всебестоимость продукции (работ, услуг): земельный налог, таможенная пошлина,отчисления во внебюджетные фонды, некоторые налоги, служащие источникомобразования дорожных фондов.
К третьей группеотносятся налоги, уменьшающие финансовый результат деятельности предприятия доналогообложения прибыли: налог на имущество предприятия, сбор на нуждыобразовательных учреждений, налог на рекламу, налог на содержание объектовжилищного фонда и социально-культурной сферы, сбор на содержание милиции, наблагоустройство территории, сбор на парковку автотранспорта, сбор за правопроведения кино- и телесъемок.
Четвертуюгруппу составляет обособленно налог на прибыль (доход): единый налог на вмененныйдоход для определенных видов деятельности.
В пятую группувключаются налоги, относимые на чистую прибыль предприятия: налог на операции сценными бумагами, местные налоги и сборы, за исключением налогов и сборов,отнесенных на другие источники.
Основное место вРоссийской налоговой системе занимают косвенные налоги. В составе доходовбюджета они занимают определенное место, (удельный вес этих налогов составляет75% доходов бюджета).
НДС
Наиболеесущественным из косвенных налогов является налог на добавленную стоимость(НДС).
НДС в налоговойсистеме РФ имеет статус федерального налога и действует на территории РФ с 1января 1992 года. С его введением были отменены два ранее существовавшихналога: налог с оборота на отдельные виды товаров и налог с продаж. Закон РФ “Оналоге на добавленную стоимость” от 6 декабря 1991 года определяет НДС какформу изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадияхпроизводства и обогащения. Добавленная стоимость определяется в виде разницымежду стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальныхзатрат, относимых на издержки производства и обращения. Для исчисления НДС в РФпринят зачетный метод по счетам, при котором в бюджет поступает НДС,исчисленный с оборота по реализации продукции (работ, услуг), уменьшенный насумму НДС, уплаченного поставщиками материальных ресурсов, израсходованных напроизводство этой продукции. Таким образом, объектом налогообложения являетсяне добавленная стоимость, а оборот по реализации продукции (работ, услуг).
НДС – косвенныйналог, влияющий на процесс ценообразования и структуру потребления. Основнаяфункция НДС — фискальная. В среднем НДС формирует 13,5% доходов бюджетов стран,применяющих этот налог. Исчисление НДС – процедура сложная, она различается взависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческихсделок, отраслевой специфики хозяйствования. Рассматривая экономическую июридическую природу НДС, необходимо отметить, что различных странах мираиспользуются свои методики его исчисления и уплаты. Причем очень много будетзависеть от того, какой принцип в определении добавленной стоимости будетположен в основу.[7]
Круг плательщиковНДС очень широк. Ими выступают все организации (государственные и муниципальныепредприятия хозяйственные товарищества и общества, учреждения) независимо отформ собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридическоголица, согласно законодательству Российской Федерации, и осуществляющиепроизводственную и иную коммерческую деятельность, филиалы.
Льготы по уплатеНДС установлены законом, и их перечень не может быть изменен решениями местныхорганов власти. Например, возмещение налогоплательщикам сумм НДС из бюджетов РФи региональных бюджетов. Льготы не распространяются на продукцию, поставляемуюв другие государства – участники СНГ.
Расчет суммывзноса налога в бюджет осуществляется с учетом особенностей объектовналогообложения и видов деятельности плательщиков налога. Сроки уплаты НДС вбюджет зависят от сумм ежемесячных платежей, которые меняются весьмазначительно в условиях инфляции и периодически корректируются налоговымислужбами.[8]
Глава “Налог надобавленную стоимость” части второй Налогового кодекса РФ вступила в силу с 1января 2001 года. Однако некоторые положения вводимого законодательства,согласно закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ ивнесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах” вступили всилу в более поздние сроки. Конкретные значения налоговых ставок на добавленнуюстоимость, применявшихся в РФ с 1 января 2002 года по настоящее время приведеныв таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1[9])
В XXI веке изменяетсякруг плательщиков НДС. Возникает новая категория плательщиков НДС:индивидуальные предприниматели, деятельность которых до этого НДС необлагалась. Однако они могут добиться освобождения от уплаты налога. Статья 145НК РФ предусматривает такое послабление для предпринимателей и организаций снебольшим оборотом, в связи с незначительностью начисляемых им платежей.Единственное исключение при этом – плательщики акцизов, на которых действиестатьи не распространяется. Платить НДС начнут и коммерческие образовательныеучреждения, раньше освобожденные от этого вида налога. Освобождается от уплатыНДС безвозмездная передача объектов основных средств органам государственнойвласти и управления, органам местного самоуправления, а также бюджетнымучреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.[10]
Подоходный налог
Кчислу крупных источников дохода бюджета относится подоходный налог с физическихлиц. В большинстве зарубежных стран налог на личные доходы граждан служитглавным источником доходной части бюджета. Например, в федеральном бюджете СШАего удельный вес составляет более 40%, в то время как налог на прибылькорпораций — 10%. В бюджете Дании удельный вес подоходного налога 48%, то естьпочти такой же, как во всех остальных вместе взятых. В Германии этот налогзанимает первое место среди статей доходов бюджета, во Франции — второе местопосле налога на добавленную стоимость.
Растетзначение этого налога и в Российской Федерации. Однако этому процессупрепятствует низкий уровень доходов основной массы населения.
Объектом подоходногоналога является совокупный доход, полученный в календарном году как в денежной,так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. Датойполучения дохода является дата выплаты дохода (включая аванс), либоперечисления дохода, либо дата передачи дохода в натуральной форме. Доход виностранной валюте в целях налогообложения пересчитывается в рубли по курсу ЦБРФ на день получения.
Подоходныйналог является основным налогом, который уплачивают физические лица. Остальныеносят характер имущественных налогов или пошлин и не имеют такой регулярности вуплате. Подоходный налог вносится абсолютным большинством граждан ежемесячно, амногими еще пересчитывается и доплачивается по итогам календарного года. Налог уплачивается в сроки,установленные законодательством, нарастающим итогом с начала года с зачетомранее внесенных сумм.
Налог с заработной платыудерживается работодателями. Граждане, имевшие в течение года доходы не толькоот выполнения трудовых и приравненных к ним обязанностей по месту основнойработы (службы, учебы), обязаны представлять в налоговые органы декларацию одоходах.
Всовокупный годовой доход не включаются пенсии, государственные социальныепособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности, выходныепособия, компенсационные выплаты (например, командировочные, полевоедовольствие), стоимость натурального довольствия, суммы материальной помощи,оказываемой в связи со стихийными бедствиями или другими чрезвычайнымиобстоятельствами, выигрыши по облигациям государственных займов, по лотереям,проценты по вкладам в банках и других кредитных учреждениях, стипендиистудентов и их заработок, получаемый в связи с учебно-производственнымпроцессом и за работы, выполняемые во время каникул в составе студенческихотрядов, доходы лиц, осуществляющих старательскую деятельность, доходы гражданот продажи выращенного в личном подсобном хозяйстве скота, кроликов, птицы,нутрий, продукции пчеловодства, растениеводства и цветоводства, а также продажигрибов, ягод, орехов, лекарственных растений, суммы, получаемые в течениекалендарного года от продажи квартир, жилых домов, дач, садовых домиков,земельных участков в части, не превышающей пятитысячекратного размераминимальной месячной оплаты труда, а также суммы, получаемые от продажи иногоимущества в части, не превышающей тысячекратного размера минимальной месячнойоплаты труда, страховые выплаты, доходы, получаемые от физических лиц в порядкенаследования и дарения, за исключением вознаграждений, выплачиваемыхправопреемникам авторов открытий, изобретений, произведений литературы иискусства, стоимость подарков от предприятий, призов, полученных на конкурсах исоревнованиях, не превышающая двенадцатикратного размера минимальной месячнойоплаты труда, доходы членов фермерского хозяйства, полученные отсельскохозяйственной деятельности в течение пяти лет с момента образованияхозяйства; суммы дивидендов, выплачиваемых предприятиями физическим лицам, вслучае их инвестирования внутри предприятия на техническое перевооружение,реконструкцию, расширение производства или объектов социальной инфраструктуры,а также направленные на прирост оборотных средств, доходы (кроме заработнойплаты), получаемые членами кочевых родовых общин малочисленных народов Севера;суммы стоимости акций, полученных физическими лицами в соответствии сзаконодательством о приватизации предприятий, за исключением дивидендов идругих доходов от использования этих акций; доходы, полученные членамитрудового коллектива за счет льгот при приватизации предприятий; стоимостьпродукции собственного производства сельскохозяйственных предприятий,реализованной в счет натуральной оплаты труда, не превышающаяпятидесятикратного размера минимальной месячной оплаты труда; доходы, получаемыеот избирательных комиссий; суммы оплаты труда иностранных физических лиц,привлекаемых для реализации целевых социально-экономических программ жилищногостроительства, создания центров профессиональной переподготовки военнослужащих,уволенных с военной службы.[11]
Индивидуальныепредприниматели, перешедшие на упрощённую систему налогообложения, учёта иотчётности, платят подоходный налог в форме уплаты годовой стоимости патента.
Подоходныйналог с физических лиц является федеральным налогом, но большая частьполучаемых от его взимания средств остается в бюджетах субъектов Федерации.Наряду с налогом на прибыль он служит регулирующим источником доходов бюджета.Соотношения его между бюджетами менялись. В разное время в региональном бюджетеоставалось 100%, 99, 90% от всех поступлений, остальные направляются вфедеральный бюджет. Конкретные значения ставок подоходного налога с 2000 годапо настоящее время приведены в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2[12]).
Налогна прибыль
Налог на прибыльпредприятий и организаций — основной вид налога юридических лиц. Плательщикаминалога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные,представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формысобственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а такжесозданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями,международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации,образованные в соответствии с законодательством иностранных государств иосуществляющие предпринимательскую деятельность.
Законодательство “Оналоге на прибыль предприятий и организаций” не распространяется на банки,кредитные учреждения в части доходов от осуществления отдельных банковскихопераций и сделок; предприятия — по доходам страховой деятельности; предприятиялюбых организационно-правовых форм — в части прибыли, полученной от реализациипроизведенной ими сельскохозяйственной продукции. От других видов деятельностиназванные предприятия, кроме банков, уплачивают налоги согласно данному закону.
Объектом обложенияналогом является валовая прибыль. В этой связи важным моментом являетсяправильное определение затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ,услуг).
Если предприятие получаетдоходы в иностранной валюте, то они также подлежат налогообложению всовокупности с выручкой, получаемой в рублях. В этом случае доходы в валюте пересчитываютсяв рубли по курсу Центрального банка России на момент поступления доходов навалютный счет.
Налогооблагаемая прибыльуменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством при фактическипроизведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжениипредприятия на суммы:
— направленные нафинансирование капитальных вложений производственного и непроизводственногоназначения при условии полного использования предприятиями сумм начисленногоизноса (амортизации) на последнюю отчетную дату;
— в размере 30% откапитальных вложений на природоохранительные мероприятия;
— затрат (понормативам местных органов власти) на содержание находящихся на балансе предприятийобъектов здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детскихдошкольных учреждений, лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищныефонды, а также затрат на эти цели при долевом участии;
— взносов наблаготворительные цели, в различные фонды социально -культурные и оздоровительные,на восстановление объектов культурного и природного наследия, переквалификациювоеннослужащих и другие с учетом установленных ограничений по отношению коблагаемой налогом прибыли.
Особые льготы помимообщих установлены для малых предприятий, не превышающих 200 человек:
— исключаемая изналоговой базы прибыль, которая направляется на строительство, реконструкцию иобновление основных производственных фондов, освоение новой техники итехнологии, но не более 50% суммы налога, исчисленного по полной ставке;
— освобождение напервые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производствуи переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления,строительных, ремонтно-строительных и по производству строительных материалов — при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общейсуммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).[13]
Важном моментомналогообложения является то, что для арендных предприятий, созданных на основеаренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений,сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается насумму арендной платы, подлежащей в установленном порядке взносу в бюджет.
Законом предусмотреныособенности определения прибыли иностранных юридических лиц. Налогообложению подлежиттолько та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена всвязи с деятельностью на территории Российской Федерации.
Международные договоры обизбегании двойного налогообложения и предотвращению уклонения от налогов надоходы и капитал являются условием сбалансирования взаимных интересов двух илинескольких стран, заинтересованных во взаимной защите капиталовложений и обеспеченииидентичного налогового режима для юридических лиц договаривающихся стран.
Конкретныезначения ставок налога на прибыль предприятий с 1 января 2002 года по настоящеевремя приведены в таблице (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 3[14]).
Налоговые новшества 2009 года[15]
Начался новыйгод, который несет за собой начало нового налогового периода по большей частиустановленных в России налогов. Следовательно, это и время для внесенияизменений в налоговое законодательство, ведь в другое время их можно вносить встрого определенных Кодексом случаях.
Текущий годпринес многочисленные новеллы налогового законодательства, коснувшиеся, преждевсего, федеральных налогов и специальных налоговых режимов.
Нижерассмотрены некоторые из изменений:
Условно ихможно разделить на несколько групп. К первой можно отнести изменения,улучшающие положение физических лиц, (прежде всего – работающих по трудовымдоговорам).
1. С новогогода суммы, направленные работодателем на оплату обучения работников, будутучитываться им в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Причемучитываться будут не только расходы на повышение квалификации илипереподготовку, но и на получение среднего специального или высшего образования(п. 3 ст. 264 НК РФ). Эти же суммы в силу п. 21 ст. 217 НК РФ не включаются воблагаемый НДФЛ доход работника, которому организация оплачивает обучение, апп. 16 п. 2 ст. 238 НК РФ освобождает работодателя от необходимости начисленияв этом случае ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Всвязи с этими изменениями организации будут, скорее всего, более охотнонаправлять средства на обучение своих сотрудников.
2. В 2009году продолжается либерализация налогообложения командировочных расходоворганизаций. С текущего года был законодательно разрешен давний спорналогоплательщиков и налоговых органов о налогообложении НДФЛ доходов в видесуточных: в Кодекс были введены твердые нормы суточных, превышение которыхведет к образованию у работника облагаемого дохода. С нового года любые суммысуточных, выплачиваемые работодателем своим работникам, не будут нормироватьсякак при общем режиме налогообложения, так и при применении упрощенной системыналогообложения (пп. 12 п. 1 ст. 264, пп. 13 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такимобразом, с нового года работодателисмогут без каких-либо налоговых потерь выплачивать суточные в размере до 700рублей в сутки при командировках по РФ и до 2,5 тысяч рублей при заграничныхкомандировках.
Однако,скорее всего, проверяющие будут разрешать признавать в налоговом учете толькоте суммы суточных, которые предусмотрены соответствующим локальным нормативнымактом (например, приказом руководителя или положением о командировочныхрасходах). Ведь иные суммы можно признать выплаченными работнику безвозмездно(п. 16 ст. 270) или, как минимум, не связанными с получением организациейдоходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
3. Государствостимулирует осуществление работодателем добровольного личного страхования своихработников. С 1 января 2009 года такие расходы будут признаваться в размере нетрех, а шести процентов расходов на оплату труда, то есть норматив увеличен вдва раза.
4. Федеральнымзаконом от 30.04.2008 № 55-ФЗ были введены меры налогового стимулированияучастия граждан в системе дополнительных страховых взносов на накопительнуючасть трудовой пенсии. Во-первых, соответствующие взносы, уплаченные за своихработников, работодателям разрешено включать в состав расходов на оплату труда(п. 16 ст. 255 НК РФ). Во-вторых, указанные суммы (до 12 тысяч в год на каждогоработника) освобождены от налогообложения ЕСН (пп. 7.1 п. 1 ст. 238 НК РФ).В-третьих, и суммы, уплаченные работодателями (также не более 12 тысяч рублей вгод), и суммы, профинансированные государством, не признаются доходомфизического лица, облагаемым НДФЛ (п. 38 и 39 ст. 217 НК РФ). Если жезастрахованное лицо самостоятельно уплачивает такие дополнительные страховыевзносы, оно в силу пп. 5 п. 1 ст. 219 НК РФ имеет право на социальный налоговыйвычет в соответствующих суммах.
Такимобразом, суммы дополнительных страховых взносов освобождены от налогообложениявсеми налогами как у работодателя, так и у физического лица.
5. Увеличены суммы налоговых вычетов по НДФЛ, а такжесуммы доходов, до достижения которых предоставляются стандартные вычеты.Так, стандартный вычет в размере 400 рублей на налогоплательщика будетпредоставляться за все месяцы, в которых доход физического лица не превысил 40тысяч рублей (в 2008 году – 20 тысяч). Размер стандартного налогового вычета надетей увеличен с 600 до 1000 рублей в месяц, при этом соответствующийпредельный размер доходов повышен с 40 до 280 тысяч рублей. Совокупный размерсоциального налогового вычета повышен на 20 тысяч рублей и с нового годасоставит 120 000 руб. Кроме того, размер имущественного вычета в размерерасходов на приобретение жилья увеличен с одного до двух миллионов рублей(последняя поправка распространяется на правоотношения, возникшие с01.01.2008).
Следуетотметить, что несколько изменился и порядок предоставления стандартных вычетовпо НДФЛ на детей. Теперь этот вычет в двойном размере может быть предоставленодному из родителей на основании заявления об отказе второго родителя от этоговычета.
Во вторуюгруппу изменений налогового законодательства, вступающих в силу с 2009 года,вошли изменения, которые нельзя однозначно назвать ни улучшающими, ниухудшающими положение налогоплательщиков; они направлены на изменение порядкаисчисления тех или иных налогов в определенных аспектах, либо уточняютсоответствующие положения. В эту же группу следует включить и «процедурные»поправки, изменяющие отдельные аспекты взаимодействия участников налоговыхправоотношений.
1. Возвращена льгота по НДС в отношении лома и отходовчерных металлов. В 2008 году операции по реализации лома иотходов цветных металлов не подлежали налогообложению без права отказа от этойльготы, а реализация лома и отхода черных металлов подлежала налогообложению вобщем порядке. Признав неэффективность такого механизма, законодатели вернулильготу, однако, как и в случае с цветным металлоломом, лишилиналогоплательщиков возможности отказа от этой льготы, включив ее в п. 2 ст. 149НК РФ, а не в п. 3, как было ранее.
2. Принципиально изменен порядок применения нелинейногометода амортизации амортизируемого имущества для целей налогообложения прибылиорганизации.
Амортизациятеперь будет начисляться не в отношении отдельного основного средства илинематериального актива, а в целом по амортизационной группе (п. 1 ст. 259Кодекса).
/>Механизм начисления амортизации при этом следующий. Стоимость всехобъектов, включенных в амортизационную группу, формирует ее суммарный баланс(п. 2 ст. 259.2 НК РФ), который ежемесячно уменьшается на суммы начисленной поэтой группе амортизации (п. 4 ст. 259.2 НК РФ). При этом для каждой изамортизационных групп п. 5 ст. 259.2 НК РФ установлена своя месячная нормаамортизации: для первой группы – 14, 3, для второй – 8,8, для третьей – 5,6 ит.д.
/>Если суммарный баланс амортизационной группы становится менее 20 000руб., в следующем месяце организация получает право ликвидировать даннуюамортизационную группу, и значение суммарного баланса при этом относится навнереализационные расходы (п. 12 ст. 259.2 НК РФ). По истечении срока полезногоиспользования имущество исключается из амортизационной группы, при этомсуммарный баланс группы не меняется (п. 13 ст. 259.2 НК РФ).
Методначисления амортизации – линейный или нелинейный – выбираетсяналогоплательщиком для всего амортизируемого имущества, кроме имущества,входящего в 8-10 амортизационные группы, для которых п. 3 ст. 259 НК РФпредусматривает использование исключительно линейного метода.
3. Новаяредакция п. 7 ст. 258 НК РФ устанавливает порядок определения срока полезногоиспользования любого амортизируемого имущества, бывшего в употреблении, в томчисле и имущества, полученного в качестве вклада в уставный капитал (прииспользовании линейного метода).
Нормаамортизации по основным средствам, бывшим в употреблении, может определяться сучетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет и месяцевэксплуатации данного имущества предыдущим собственником. Если же срокфактического использования данного основного средства у предыдущихсобственников будет равен сроку полезного использования, который определен всоответствии с классификацией, или же будет превышать его, то организациявправе самостоятельно рассчитать срок полезного использования ОС с учетомтребований техники безопасности и других факторов.
4. Кпроцедурным поправкам следует отнести, в первую очередь, введение с 2009 годаобязательного досудебного обжалования решений налоговых органов. Теперь решениео привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения илирешение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговогоправонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только послеобжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалованиятакого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня,когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно овступлении его в силу. Также процедурной корректировкой можно назвать введениесроков вручения налогоплательщику акта налоговой проверки и решения опривлечении его к ответственности либо об отказе в привлечении (п. 5 ст. 100 ип. 9 ст. 101 НК РФ).
Наконец, втретью группу изменений, которые вводятся в действие с 2009 года, следуетвключить те изменения, которые явно направлены на улучшение положенияналогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.
1. Вводится вычет НДС вотношении сумм налога, уплаченных в составе сумм предварительной оплаты. Такимобразом, хотя уплата НДС с авансов, полученных налогоплательщиками, неотменяется, положение налогоплательщиков существенно улучшается, так каксоответствующие суммы НДС принимаются к вычету и, таким образом, незамораживаются в бюджете.
2. В соответствии с новойредакцией п. 5 ст. 172 НК РФ для применения вычетов НДС в отношении сумм,исчисленных при выполнении строительно-монтажных работ для собственногопотребления, уплата налога более не является необходимой. Вычеты теперьприменяются в том же периоде, в котором признается соответствующая налоговаябаза. Эта мера также направлена на недопущение замораживания средстворганизаций на несколько месяцев.
3. Ставка налога на прибыль организаций снижается с 24до 20 процентов за счет снижения «федеральной» части налога с 6,5 до 2процентов. Данная мера, скорее всего, значительно уменьшитналоговые платежи организаций (в абсолютной сумме), высвобождая необходимые вусловиях финансового кризиса оборотные средства.
4. Расширен состав амортизируемого имущества для целейналогообложения прибыли. Во-первых, с нового года в составамортизируемого имущества включаются не только капитальные вложения варендованные объекты основных средства, но и капитальные вложения впредоставленные по договору безвозмездного пользования объекты основных средствв форме неотделимых улучшений, произведенных организацией-ссудополучателем ссогласия организации-ссудодателя. Во-вторых, из состава амортизируемогоимущества, не подлежащего амортизации, исключены продуктивный скот, буйволы,волы, яки, олени, другие одомашненные дикие животные (за исключением рабочегоскота). Последнее изменение распространяется на правоотношения, возникшие с 1января 2008 года.
5. Убыток от реализацииимущественных прав с нового года признается для целей налогообложения прибыли вобщем порядке. Соответствующие дополнения внесены в п. 2 ст. 268 НК РФ.Напомним, что ранее, в том числе и по разъяснениям официальных органов, этобыло невозможно (см., например, письмо Минфина России от 08.11.2006 №03-03-04/1/735).
6. Продлено действиенулевой ставки налога на прибыль организаций для сельскохозяйственныхтоваропроизводителей. Напомним, что в ст. 2.1 Федерального закона от06.08.2001 № 110-ФЗ установлены пониженные ставки налога на прибыль для техсельскохозяйственных товаропроизводителей, которые не перешли на уплату ЕСХН, аостались на общем режиме налогообложения. Эти ставки применяются в отношениидеятельности, связанной с реализацией произведенной (а также произведенной исамостоятельно переработанной) сельскохозяйственной продукции.
Однако, по моемумнению, все вышеперечисленные новшества могут и не дать положительный эффект.Дело в том, что они разрабатывались до экономического кризиса, который начался в октябре 2008 года, ине соответствуют реалиям сегодняшнего дня. По данным министра экономическогоразвития РФ только в апреле 2009 года спад производства и падение ВВП составили13% и 10,5% соответственно. Понятно, что падение производства резко снижаетналогооблагаемую базу и приведет к значительному уменьшению суммы собираемыхкосвенных налогов (НДС, акцизы). К тому же растет армия безработных. Понекоторым оценкам ко второму полугодию 2009 года она достигнет 3 млн. человек,а это в свою очередь приведет к падению собираемых прямых налогов (подоходныйналог, налог на прибыль). В результате бюджет недополучит огромную сумму, чтосразу сделает его дефицитным. Покрыть дефицит сейчас планируется за счетрезервного фонда и заимствований. Однако я считаю, что можно увеличитьналоговые поступления за счет возврата к прогрессирующей ставке подоходногоналога.
В течение последнихлет появляется тенденция к снижению доли налоговых поступлений в бюджет по сравнениис созданной налогооблагаемой базой. Это вызвано низким уровнем налоговой дисциплины,а также недостатками в работе налоговых, финансовых и банковских органов.Многие предприятия и организации скрывают доходы, уклоняются от уплаты налогови других обязательных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Встране, по сути, сложилась многоканальная система ухода от налогов путемзанижения налоговой базы, расчетов векселями, сокрытия средств намногочисленных счетах в различных банках, создания, в том числе и с санкциифедеральных органов исполнительной власти, организационных структур и схемдвижения денег и расчетов, позволяющих уклоняться от уплаты налогов и другихобязательных платежей в бюджет, иных ухищрений.
В то же времяодних только мер по усилению налогового контроля, укреплению налоговойдисциплины недостаточно.
Анализируяпринятие и введение в действие части первой Налогового кодекса РФ можно сделатьвывод, что оно явно носило скоропалительный характер, что не могло не повлиятьнегативно на качество самого текста этого основополагающего в областиналогообложения документа. Кроме этого, пока не удалось решить одну из главныхпроблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации,стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранитьпротиворечия в законодательных актах.
Но, безусловно, вНалоговом кодексе РФ содержится очень много положительного, что будетсодействовать развитию экономики России, упорядочению взаимоотношенийгосударственных органов с функционирующими на рынке хозяйственными субъектами.[16]
2.2 Оптимизация налоговой системы Российской Федерации
На протяжениипоследнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентногореформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системыбесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритетыэкономического развития, что, в свою очередь, требует адекватного решенияпроблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством.
Анализ исполненияфедерального бюджета показывает, что основные причины бюджетного кризиса имеютвоспроизводственный характер и кроются в накопившихся глубинных негативныхявлениях в экономике, сужающих базу налогообложения и снижающих уровеньпоступления налоговых доходов. Избыточные обязательства государства породиливысокие и слишком сложные налоги. Многочисленные льготы и неравное отношениеналоговых органов к налогоплательщикам делают налоговую систему несправедливой.По всей стране процветают “налоговые оазисы”, создающие легальную основу длямассового уклонения от налогов. Налоговое администрирование пока не достиглоуровня, при котором платить налоги выгоднее, чем уходить от них.
Налоговая системаеще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющиххозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень.Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя подвывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческиепредприятия. [17]
По-прежнему имеютместо недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарииисчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которыедают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своихобязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета.Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенствоустанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов,взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершениеналоговых правонарушений.
Каковы же главныецели совершенствования налоговой политики Российской федерации? В среднесрочнойперспективе – это снижение налоговой нагрузки на экономику, упорядочиваниегосударственных обязательств, концентрация финансовых ресурсов на решениеприоритетных задач, снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктурымировых цен, создание эффективной системы межбюджетных отношений и управлениягосударственными финансами.
Налоговая реформапризвана снизить налоговое бремя на налогоплательщиков, упростить налоговуюсистему, выровнять условия налогообложения и повысить качество налоговогоадминистрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произволаналоговых и таможенных инспекторов, в том числе с помощью эффективных судебныхмеханизмов. В то же время должна быть ужесточена ответственностьналогоплательщиков за неуплату налога, за налоговые правонарушенияпредставляется целесообразным существенно повысить сумму штрафа.
В целом основныминаправлениями совершенствования налоговой системы являются:
- обеспечениестабильности налоговой системы;
- максимальноеупрощение налоговой системы, изъятие из законов и инструкций норм, имеющихнеоднозначное толкование;
- ослаблениеналогового прессинга путем снижения налоговых ставок, обеспечение разумногоуровня налоговых изъятий;
- оптимальноесочетание прямых и косвенных налогов. При этом следует иметь в виду, что встранах с развитой рыночной экономикой в последние годы предпочтение отдаетсяпрямым налогам, в то время как ориентация на косвенные налоги свидетельствуют онеспособности налоговых администраций организовать эффективный налоговый контрольза сбором прямых налогов;
- усилениероли имущественных налогов, имеющих устойчивую налогооблагаемую базу;
- приведениев соответствие с налоговым законодательством иных законов, так или иначезатрагивающих порядок исчисления и уплаты налогов;
- максимальныйучет при налогообложении реальных издержек хозяйствующих субъектов, связанных сих производственной деятельностью;
- совершенствованиеподоходного налогообложения физических лиц, разработки гибкой шкалыналогообложения с учетом инфляционного процесса;
- развитиепринципа добровольности при уплате налогов, неотъемлемой частью которогоявляется своевременное информирование налогоплательщиков об измененияхналогового законодательства, оказание консультационных услуг при исчислении иуплате налогов.[18]
Налоговый кодексРФ имеет множество пробелов. К примеру, в нем не содержится запрета наустановление индивидуальных налоговых льгот. Напротив, статья 56 Кодексадопускает возможность установления индивидуальных налоговых льгот, чтопротиворечит принципам рыночных отношений и принятой налоговой политике.Налоговые льготы, первоначально носящие индивидуальных характер, являютсяпрецедентом для их распространения в последующем и размывают налоговую систему,обязательный характер налоговых платежей. Только последовательное проведениелинии на сокращение налоговых льгот будет способствовать выполнениюналогоплательщиками своих обязательств перед бюджетом, улучшит собираемостьналогов и повысит объем доходов бюджета.
Также следуетотметить, что значительные суммы выводятся из-под налогообложения и контроляналоговых органов путем открытия налогоплательщиками многочисленных счетов вразличных банках. Многие счета, в том числе и те, на которые обращается взысканиеналогов в бюджет, являются бездействующими, остатки средств, как правило, наних минимальны. Однако закрытие таких счетов растягивается на длительныйпериод, так как в соответствии со ст. 859 ГК РФ вопрос о закрытии банковскогосчета решается по требованию банка в судебном порядке при отсутствии операцийпо расчетному счету в течение года. Следовало бы существенно упростить порядокзакрытия банковских счетов при отсутствии операций по ним в течение трехмесяцев либо при проведении одноразовых, минимальных по объему операций втечение года.
Было быцелесообразным также дополнить налоговое законодательство нормами, вводящимивременные правовые ограничения в деятельности предприятий, уклоняющихся отуплаты налогов и имеющих в течение длительного времени устойчивую, неснижающуюся задолженность по платежам в бюджет.
Надежды на решениеострых для России проблем принято связывать с Налоговым кодексом.[19]Вступление его в силу немало способствовало укреплению самосознанияналогоплательщиков, повышения их статуса в системе взаимоотношений с налоговымиорганами. В связи с этим существенное значение имеет введение в налоговыхотношениях презумпции невиновности налогоплательщиков, расширение их прав,толкование всех неустранимых противоречий в налоговом законодательстве в пользуналогоплательщиков. Несмотря на отдельные недостатки части первой Налоговогокодекса РФ, его принятие стало важной вехой на пути создания системыцивилизованных налоговых отношений. Завершить начатое – задача второй(специальной) части Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговый кодекспредусматривает сокращение общего числа налогов при сохранении наиболеезначимых налогов как с фискальных позиций, так и с позиций регулированияэкономических процессов. В связи с этим упраздняется значительная частьдействующих местных налогов, имеющих слабое фискальное и регулирующее значение.В то же время состав местных налогов пополняется переводом под юрисдикциюместных органов власти налога на наследование и дарение.
Следует такжесказать несколько слов и о Законе РФ “Об основах налоговой системы РоссийскойФедерации”. С 1 января 2001 года общее количество налогов и сборов, действующихв РФ, уменьшено в результате внесения изменений в Закон РФ “Об основахналоговой системы Российской Федерации”. Это позволяет решить одну из задачНалогового кодекса РФ – снижение существующего в России налогового бремени. Кпримеру, вместо 49 установленных федеральным законодательством налогов исборов, теперь взимается не более 25. При этом важно подчеркнуть, что спринятием Налогового кодекса РФ перечень федеральных, региональных и местныхналогов остается исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной властисубъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления по-прежнемуне вправе установить налог, не предусмотренный Налоговым кодексом РФ.
Упорядочениеналогообложения, в первую очередь, направлено на отмену действовавших ранеенерациональных налогов и иных платежей. Принципиально сохранены только основныеналоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленнуюстоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физическихлиц, ресурсные и некоторые другие платежи. Они были апробированы во многихгосударствах с различными налоговыми системами и доказали свою достаточновысокую эффективность, за многие годы существования к ним адаптировались ироссийские плательщики.[20]
Во второй частиНалогового Кодекса сделана попытка устранить недостатки и упорядочить взиманиеНДС, налога на прибыль и ряда других налогов. В частности, совершенствованиепорядка исчисления и уплаты НДС предусматривает следующие направления:
- расширениекруга налогоплательщиков за счет индивидуальных предпринимателей;
- упорядочениесистемы исчисления и уплаты налога;
- введениеединого порядка возмещения входного НДС для всех сфер деятельности, включаярозничную торговлю и общественное питание;
- закреплениев законодательном порядке методики исчисления налога на добавленную стоимостьна основе счетов-фактур;
- сокращениеналоговых льгот.
Снижение налоговыхставок должно положительно отразиться на стимулах к труду и предпринимательскойактивности, что должно привести к росту производительности труда и увеличениювыпуска продукции, потребительского спроса вследствие роста необлагаемогодохода. Все это способствует увеличению государственных доходов, сдерживаниюроста цен и инфляции, выходу “на свет” теневой экономики.
Кроме этого,необходимо завершить процесс ликвидации льгот, предоставленных закрытымадминистративно-территориальным образованиям, продолжить упрощение системытаможенных тарифов. Простые и разумные налоги должны стать новым фундаментомответственности бюджетной политики.
В новых условияхразвития рыночных отношений изменяется характер государственных расходов, ихдоля снижается в направлении финансирования народного хозяйства. Предприятия,приобретая все большую экономическую свободу, способны самостоятельно решатьбольшинство задач своего хозяйственного развития. Все это способствуетформированию такого состава и структуры государственных расходов, которыепозволят решить в свою очередь три основные задачи:
- финансированиепотребностей социально незащищенных слоев населения;
- обеспечениепотребностей фундаментальных научных исследований (космические программы,проблемы экологии и другие исследования);
- финансированиесистем управления и обороты страны в пределах достаточности.[21]
Однако переход крынку требует специфических затрат, обеспечивающих структурную переориентациюпредприятий и отраслей, поддержание территориальных пропорций хозяйствования,предотвращение последствий неминуемо наступающей безработицы, поддержание резкоснижающегося уровня незащищенности слоев населения. Следствия ломки старыхполитических и экономических устоев в нашей стране являются исходной основой,предопределяющим условием для отработки оптимального уровня налогообложения:
- сокращениегосударственных расходов до оптимального, общественно необходимого уровня засчет отмены различного рода финансовых вливаний в неэффективные предприятия иотрасли и выделения федеральных бюджетных кредитов тем регионам, которыеобеспечивают поступательное продвижение к рынку и рост благосостояния граждан;
- созданиеналоговой системы, стимулирующей развитие экономического базиса, а это –снижение налогового бремени для предприятий-производителей конкурентноспособных товаров и услуг;
- государственноестимулирование инвестиций различными методами.
Таким образом,совершенствование налогообложения неразрывно связано с созданием прочногоэкономического базиса и стабильных политических условий общественного развития.От того, как скоро это будет создано, зависит формирование устойчивыхпредпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в факторэкономического роста.
России нужна такаяналоговая система, которая бы не тормозила развитие хозяйства, а являласьмощным импульсом к подъему экономики страны.
Заключение
Подводя черту под всемвыше сказанным, еще раз остановимся на основных моментах работы, выделим ееключевые аспекты.
Налоговая система- это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых вустановленном порядке и используемых государством для централизации частинационального дохода в бюджетах всех уровней с последующим перераспределением винтересах государства. Она является важнейшим механизмом системыгосударственного регулирования экономики и выполняет следующие функции: обеспечение финансирования государственныхрасходов (фискальная функция); поддержание социального равновесия путем изменениясоотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживаниянеравенства между ними (социальная функция); государственное регулированиеэкономики (регулирующая функция).
Оптимальнопостроенная налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовымиресурсами потребности государства, а с другой стороны, не только не снижатьстимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, но и обязыватьего к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтомупоказатель налоговой нагрузки на налогоплательщика является достаточно серьёзнымизмерителем качества налоговой системы страны. Доказано, что при повышенииналоговой нагрузки доходы бюджета сначала начинают расти, и достигаютмаксимума, а затем резко снижаются, так как либо предпринимателю не выгодноразвивать производство и он снижает обороты, сворачивает производство, либоналогоплательщик находит законные и незаконные способы уйти от уплаты налогов.
Однако именнораспределение налогового бремени является, по моему мнению, главной проблемойдля России. Учитывая, что у основной массы налогоплательщиков резко уменьшилисьдоходы, а значит уменьшилась база для налогообложения, возникает вопрос онеобходимости компенсировать эти потери. Для этого необходимо снова ввестипрогрессивную ставку подоходного налога. Основные поступления в бюджет должныприходить от людей с очень высоким уровнем доходов, которых в нашей страненемало. Для этого, к примеру, можно сделать ставку подоходного налога 30% дляграждан, чей доход превышает 5 млн. рублей в год, 50% для граждан, годовойдоход которых превышает 50 млн. рублей как это делают в настоящее время всеразвитые страны. Еще одной проблемой, актуальной для России, является теневаяэкономика. Ведь не платят же налоги “теневики”, а показатель ВВП досчитываетсяна предполагаемый объем произведенного ими продукта. Изымаемая доля ВВПрассчитывается из фактически полученных бюджетом денежных средств, а принынешней ситуации начисленные и уплаченные платежи это не одно и тоже. Поэтомутеневой бизнес очень сильно ударяет по налоговой системе и сбору налогов.
Существование в РФсистемы налоговых льгот также является причиной недополучения средств в бюджетстраны. Наличие большого числа таких льгот, конечно, оправданно с точки зренияэкономической политики поддержки отдельных отраслей производства, но среднийпоказатель налогового бремени должен корректироваться с учетом этих условий.
Немаловажное значение имеет и та экономическая среда, вкоторой приходится осуществлять финансово-хозяйственную деятельность и платитьналоги российским налогоплательщикам. Неразвитость рыночных отношений,экономическая и социальная нестабильность, несовершенство и постоянныеизменения налоговой системы страны, разрушение экономических связей междупредприятиями, непрекращающийся спад производства и ряд других немаловажныхфакторов, не влияя на абсолютный размер показателя налоговой нагрузки,относительно увеличивают налоговое бремя российского налогоплательщика.
Проведенноеисследование налоговой системы Российской Федерации, теоретических основпостроения налоговых систем и анализ соответствия структуры налоговой системыРоссии основным принципам и экономическим законом формирования налоговойсистемы позволяет сформировать следующие выводы:
· российскаяналоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическимзаконам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия,которые впрочем неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
· налоговая системаустанавливаемая Налоговым кодексом России стала “качественнее”, болееупорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранеенерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиальносохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговойсистемы, — налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыльорганизаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другиеплатежи.
· проблемаснижения налогового бремени в российской налоговой системе в значительнойстепени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения всферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике,укрепления налоговой и финансовой дисциплины.
Список литературы
1. КонституцияРоссийской Федерации // Информационная система “Гарант”.
2. Налоговый кодексРоссийской Федерации (часть первая)// Информационная система “Гарант”.
3. Налоговый кодексРоссийской федерации (часть вторая)// Информационная система«Гарант».
4. Гражданскийкодекс Российской Федерации // Информационная система «Гарант».
5. Федеральный закон“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” от 27.12.91 г. № 2118-1//Информационная система «Гарант».
6. Федеральный закон“О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” от31.07.1998 г. № 147-ФЗ// Информационная система «Гарант».
7. Федеральный закон“О внесении изменений и дополнений в федеральный закон “О введении в действиечасти первой Налогового кодекса Российской Федерации” от 09.07.99 г. №155-ФЗ.// Информационная система «Гарант».
8. Бюджетноепослание Президента РФ Федеральному собранию РФ “О бюджетной политике на 2005год и на среднесрочную перспективу”. “Российская газета” от 03.07.2004 г.
9. Астапов К.Приоритеты налоговой реформы в Российской Федерации // Экономист. — 2006. — №2. — С. 56.
10. Буткевич В. Междупрошлым и будущим // Экономика и жизнь. — 2007. — № 5. — С. 19.
11. Волкова Н.Д.,Лихтерман С.С., Ревазов М.А. Налоговая система России. – М.: МГГУ, 2005.
12. Горский И.В.Налоги в экономической стратегии государства // Финансы. — 2007. — №8. — С.37.
13. Евсеева А.А.Счастливый билет российского налогоплательщика // Налоговые известия. — 2006. –№ 16.
14. Евсеева А.А. НДС:35 статей лучше 8, но без разъяснений все равно не обойтись/Налоговые известия.– 2004. — № 18.
15. Ильин А.В.Налоговый механизм государственного регулирования доходов // Финансы. — 2005. — №3.
16. Капканщиков С.Г.Государственное регулирование экономики: учебник / С.Г. Капканщиков. – М.:Кнорус, 2009.
17. Максимова О.Фискальная политика: проблемы и перспективы // ПТиПУ. — 2006. — №7. – С. 19-31.
18. Мельникова Н.П.Развитие налоговой системы Российской Федерации: опыт, проблемы, перспективы //Финансы и кредит. -2008. — №6.
19. Миляков Н.В.Налоги и налогообложение: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2006.
20. Пансков В. Близкали к завершению налоговая реформа // РЭЖ. – 2007. — №3.
21. Сидорова Н.Экономические последствия налоговой политики // Экономист. – 2008. — №1. – С.70-79.
22. Финансы: Учебникдля вузов/ под ред. проф. М.В. Романовского, проф. О.В. Врублевской, проф. Б.М.Сабанти. – М.: Юрайт-М, 2004. – 504 с.
23. Черник Д.Г.Перекосы налоговой реформы // Эксперт. – 2007. — №37.
24. Шакиров Н.Шакиров И. Оптимизация налоговой системы // Экономист. – 2007. — №9. – С.55-62.
25. Юткина Т.Ф.Методологические основы налогообложения. – Сыктывкар, 2003.
26. «Консультант-плюс»:законодательство РФ – www.consultant.ru
27. Федеральнаяналоговая служба РФ – www.nalog.ru