Реферат по предмету "Финансовые науки"


Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловской области

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени академика М.Ф. Решетнева»
Кафедра ОУНП
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине: Инвестиционные стратегии
Тема: «Региональная инвестиционная стратегия на примере Свердловскойобласти»
Красноярск, 2010

Содержание
Введение
1 Теоретическиеосновы инвестиционной стратегии
1.1 Понятие и сущностьинвестиционной стратегии
1.2 Состав и виды инвестиционныхстратегий
1.3 Разработка инвестиционнойстратегии
2 Региональнаяинвестиционная стратегия
2.1 Особенности инвестиционнойстратегии на уровне региона
2.2 Оценка инвестиционнойпривлекательности региона
2.3 Разработка региональнойинвестиционной стратегии
3 Стратегиясоциально-экономического развития Свердловской области до 2020 года
3.1 Краткая характеристикаСвердловской области
3.2 Основные цели и задачисоциально-экономического развития Свердловской области
3.3 Приоритетные направленияразвития Cвердловскойобласти
Заключение
Списоклитературы

Введение
 
Для всех регионов на данный моментявляется актуальным вопрос разработки инвестиционной стратегии на основефакторов, оказывающих влияние на социальное и экономическое развитие.
Объектом исследования даннойкурсовой работы выступает Свердловская область, ее уровень ее социального иэкономического развития. Предметом – инвестиционная стратегия региона, ее цели,задачи и приоритетные направления развития.
Целью настоящей работы являетсярассмотрение региональной инвестиционной стратегии на примере Свердловскойобласти. Определение целей и задач стратегии, приоритетных направлений развитияэтого региона.
Для раскрытия этой темы нужнорассмотреть следующие разделы:
·обозначить понятие инвестиционнойстратегии, изучить процесс ее создания и реализации;
·ознакомиться с процессом созданиярегиональной инвестиционной стратегии, методикой оценки привлекательности тогоили иного региона;
·на примере стратегиисоциально-экономического развития Свердловской области до 2020 года рассмотретьрегиональную инвестиционную стратегию, ее цели, задачи и направления.

1 Теоретические основы инвестиционнойстратегии 1.1Понятие и сущность инвестиционной стратегии
 
Инвестиционная стратегияпредставляет собой систему долгосрочных целей инвестиционной деятельностиорганизации, определяемых общими задачами ее развития и инвестиционнойидеологией, а также выбор наиболее эффективных путей их достижения.
Инвестиционную стратегию можнопредставить как генеральное направление (программу, план) инвестиционнойдеятельности организации, следование которому в долгосрочной перспективе должнопривести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемогоинвестиционного эффекта. Инвестиционная стратегия определяет приоритетынаправлений и форм инвестиционной деятельности организации, характерформирования инвестиционных ресурсов и последовательность этапов реализацийдолгосрочных инвестиционных целей, обеспечивающих предусмотренное общееразвитие организации.
Процесс разработки инвестиционнойстратегии является важнейшей составной частью общей системы стратегическоговыбора предприятия, основными элементами которого являются миссия, общиестратегические цели развития, система функциональных стратегий в разрезеотдельных видов деятельности, способы формирования и распределения ресурсов. 1.2 Состав и видыинвестиционных стратегий
Структура любой стратегии,независимо от субъекта хозяйствования включает в себя:
1.  долговременные цели, определяющие деятельность субъектаэкономики на перспективу;
2.  технологии, с помощью которых реализуется достижениестратегических целей;
3.  ресурсы, которые будут использованные для достижения целей;
4.  система управления, обеспечивающая достижение целей.
В зависимости от целейинвестирования, характера экономической ситуации и множества других факторовможно выявить большое число разнообразных стратегий. Рассмотрим некоторые изиспользуемых в современной литературе классификаций:
 I.  По характеру изменений скорости и направлений реализацииразличают:
1. Стратегия ограниченного роста, котораяне предполагает резких изменений в субъекте хозяйствования и наиболее применимадля успешных субъектов;
2. Стратегия роста предполагает резкиеизменения в субъекте хозяйствования;
3. Стратегия сокращения направлена на изменениедеятельности субъекта хозяйствования, его ликвидацию и перевод на новые рынки;
4. Стратегия сочетания предполагаетиспользование всех перечисленных вариантов на различных этапах деятельностихозяйствующего субъекта.
 II.  Стратегии субъектов хозяйствования, занятых в сфере бизнесас точки зрения их победы в конкурентной борьбе:
1. Стратегия прямой конкуренциипредполагает жестокую конкуренцию за рынки сбыта продукции и оказания услуг;
2. Стратегия конкурентныхтоваров-заменителей используется в смежных сферах бизнеса, где товар-заменительпозволит отвоевать определенную долю рынка;
3. Стратегия конкурентных поставок,конкуренция ведется на рынках поставки сырья, материалов и т. д.
 III.  Стратегии, связанные с диверсификацией деятельности:
1. Стратегия внедрения в новые отраслипредполагает создание новых компаний, совместных предприятий, приобретениесуществующего бизнеса в этой отрасли;
2. Стратегия производственнойдиверсификации определяет стратегическое соответствие смежных отраслей,производств;
3. Стратегия не производственнойдиверсификации предполагает проникновение в любые отрасли и бизнесы, общиефинансовые выгоды, при этом взаимосвязь и соответствие стратегий являетсявторичным;
4. Стратегии исключения и ликвидациивозникают тогда, когда бизнес теряет свою привлекательность и наиболеерациональным решением является его продажа;
5. Стратегия многонациональнойдиверсификации предполагает перевод части бизнеса на другие национальные рынкис использованием родственных технологий.
 IV.  По способу реакции на изменения внешних и внутреннихусловий функционирования организации:
1. Наступательная стратегия предполагаетактивность организации в конкурентной борьбе с применением различных способов иприемов;
2. Оборонительная стратегия используется,чтобы укрепить ранее достигнутые позиции и удержать их. 1.3 Разработкаинвестиционной стратегии
В основе разработки инвестиционнойстратегии лежат принципы новой управленческой парадигмы — системыстратегического управления. К числу основных из этих принципов, обеспечивающихподготовку и принятие стратегических инвестиционных решений в процессеразработки инвестиционной стратегии, относятся:
1. Принцип инвайронментализма. Этотпринцип состоит в том, что при разработке инвестиционной стратегии субъектэкономики (государства, отрасли, муниципального образования или предприятие)рассматривается как определенная система, полностью открытая для активноговзаимодействия с факторами внешней инвестиционной среды. Открытость объектаинвестирования как социально-экономической системы и его способность ксамоорганизации позволяют обеспечивать качественно иной уровень формированияего инвестиционной стратегии. В противовес инвайронментализму конституционализмозначает закрытую систему, деятельность которой не предполагает инвестиций идругих взаимоотношений с внешней средой.
2. Принцип соответствия. Являясь частьюобщей стратегии развития, инвестиционная стратегия носит по отношению к нейподчиненный характер. Поэтому она должна быть согласована со стратегическимицелями и направлениями операционной деятельности организации. Инвестиционнаястратегия при этом рассматривается как один из главных факторов обеспеченияэффективного развития в соответствии с избранной общей стратегией. Кроме того,разработанная инвестиционная стратегия должна обеспечивать сочетаниеперспективного, текущего и оперативного управления инвестиционнойдеятельностью.
3. Принцип инвестиционной предприимчивостии коммуникабельности. Данный принцип заключается в активном поиске эффективныхинвестиционных связей по всем направлениям и формам инвестиционнойдеятельности, а также на различных стадиях инвестиционного процесса.Инвестиционное поведение такого рода связано с постоянной трансформациейнаправлений, форм и методов осуществления инвестиционной деятельности на всемпути к достижению поставленных стратегических целей с учетом изменяющихсяфакторов внешней инвестиционной среды.
4. Принцип инвестиционной гибкости иальтернативности. Инвестиционная стратегия должна быть разработана с учетомадаптивности к изменениям факторов внешней инвестиционной среды. Помимо прочегов основе стратегических инвестиционных решений должен лежать активный поискальтернативных вариантов направлений, форм и методов осуществленияинвестиционной деятельности, выбор наилучших из них, построение на этой основеобщей инвестиционной стратегии и формирование механизмов эффективной еереализации.
5. Инновационный принцип. Формируяинвестиционную стратегию, следует иметь в виду, что инвестиционная деятельностьявляется главным механизмом внедрения технологических нововведений. Поэтомуреализация общих целей стратегического развития в значительной степени зависитот того, насколько его инвестиционная стратегия отражает достигнутые результатытехнологического прогресса и адаптирована к быстрому использованию новыхрезультатов.
6. Принцип минимизации инвестиционногориска. Практически все основные инвестиционные решения, принимаемые в процессеформирования инвестиционной стратегии, в той или иной степени изменяют уровеньинвестиционного риска. В первую очередь это связано с выбором направлений иформ инвестиционной деятельности, формированием инвестиционных ресурсов,внедрением новых организационных структур управления инвестиционнойдеятельностью. Особенно сильно уровень инвестиционного риска возрастает впериоды колебаний ставки процента и роста инфляции. В связи с различнымменталитетом инвестиционного поведения по отношению к уровню допустимогоинвестиционного риска на каждом предприятии в процессе разработки инвестиционнойстратегии этот параметр должен устанавливаться дифференцированно.
7. Принцип компетентности. Какие быспециалисты не привлекались к разработке отдельных параметров инвестиционнойстратегии, ее реализацию должны обеспечивать подготовленные специалисты –финансовые менеджеры.
Процесс разработки инвестиционнойстратегии осуществляется по следующим этапам:
 I. На первом этапе определяется общийпериод разработки инвестиционной стратегии. Главным условием является предсказуемость развитияэкономики и инвестиционного рынка.
 II. На втором этапе формированиестратегических целей инвестиционной деятельности должно исходить, прежде всего,из системы целей стратегии экономического развития. Эти цели могут бытьсформированы в виде обеспечения прироста капитала, роста уровня прибыльностиинвестиций и суммы дохода, изменение пропорций в форме реального и финансовогоинвестирования, изменения отраслевой и региональной направленности инвестиций.
 III. На третьем этапе разрабатываютсянаиболее эффективные пути реализации инвестиционной деятельности. Осуществляется по 2-м направлениям:
1. разработка стратегическогонаправления деятельности.
2. разработка стратегии формированияинвестиционных ресурсов.
 IV. На четвертом этапе конкретизируетсяинвестиционная стратегия по периодам её реализации. Предусматриваетустановление последовательностей и сроков достижения отдельных целей истратегических задач.
Стратегическое управлениеинвестиционной деятельностью носит целевой характер, т. е. предусматриваетпостановку и достижение определенных целей. Будучи четко выраженными,стратегические инвестиционные цели становятся мощным средством повышенияэффективности инвестиционной деятельности в долгосрочной перспективе, еекоординации и контроля, а также базой для принятия управленческих решений навсех стадиях инвестиционного процесса.
Стратегические цели инвестиционнойдеятельности представляют собой описанные в формализованном виде желаемыепараметры ее стратегической инвестиционной позиции, позволяющие направлять этудеятельность в долгосрочной перспективе и оценивать ее результаты.
Формирование стратегических целейинвестиционной деятельности должно отвечать определенным требованиям.
Во-первых, цели должны бытьдостижимыми. В них должен быть заключен определенный вызов. Они не должны бытьслишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереалистичными,выходящими за предельно допустимые возможности исполнителей. Хотя в основеразработки стратегических инвестиционных целей лежит идеальное представлениеили желаемый образ стратегической инвестиционной позиции, их необходимосознательно ограничивать по критерию реальной достижимости с учетом фактороввнешней инвестиционной среды и внутреннего инвестиционного потенциала.
Во-вторых, цели должны бытьгибкими. Стратегические цели инвестиционной деятельности следует устанавливатьтаким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки всоответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционнойсреде. Финансовые менеджеры должны помнить об этом и быть готовыми внестимодификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых состороны внешней инвестиционной среды, общего экономического климата илипараметров внутреннего инвестиционного потенциала.
В-третьих, цели должны бытьизмеримыми. Это означает, что стратегические инвестиционные цели должны бытьсформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить илиоценить, была ли цель достигнута.
В-четвертых, цели должны бытьконкретными. Стратегические инвестиционные цели должны обладать необходимойспецифичностью, помогающей однозначно определить, в каком направлении должныосуществляться действия. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получитьв результате инвестиционной деятельности, в какие сроки ее следует достичь икто будет ответственным лицом за основные элементы инвестиционного процесса.Чем более конкретна цель, чем яснее намерения и ожидания, связанные с еедостижением, тем легче выразить стратегию ее достижения.
В-пятых, цели должны бытьсовместимыми. Совместимость предполагает, что стратегические инвестиционныецели соответствуют миссии общей стратегии развития, а также краткосрочныминвестиционным и другим функциональным целям.
В-шестых, стратегическиеинвестиционные цели должны быть приемлемыми для основных субъектов влияния,определяющих деятельность. Цели также должны быть приемлемыми для тех, кто ихвыполняет и на кого они направлены.

2 Региональная инвестиционнаястратегия 2.1Особенности инвестиционной стратегии на уровне региона
 
Под региональной инвестиционнойстратегией понимают совокупность организационных и экономических мер попривлечению инвестиций с целью возрождения экономики регионов, ликвидацииструктурных деформаций, формирования благоприятной рыночной среды с учётоминтеграции региона в единое экономическое пространство. Представляет собойотносительно обособленную сферу экономико-правовой иорганизационно-управленческой деятельности, но осуществляется с учётомобщегосударственной инвестиционной политики. Ответственность за реализациюнесёт исполнительная власть субъекта Федерации. Участниками реализацииинвестиционной политики регионов наряду с государственными структурами являютсябанки, финансовые компании, финансово-промышленные группы, страховые иинвестиционные фонды. Способствует укреплению экономики России, выравниваниюуровня жизни населения, сохранению целостности государства.
Переход страны к устойчивомуразвитию невозможен без обеспечения устойчивого развития всех её регионов. Внастоящее время нельзя представить поступательного развития региона без чёткоопределённой, осмысленной и адаптированной к региональным условиям стратегии.
Инвестиционная стратегия являетсяодним из ключевых элементов формирования инвестиционной политики региона.
На первом этапе, используярезультаты экономического анализа и оценки развития экономики региона,необходимо провести выбор типа базовой стратегии структурных преобразований иинвестиционной политики, которым будет соответствовать определённая инвестиционнаяполитика в регионе.
На втором этапе формированияинвестиционной политики определяются ключевые задачи, составляющие сущность еёпостроения. Они заключаются в:
1. разработке концепции развития хозяйстварегиона, на основе которой станет возможным вывить и обосновать кругприоритетных объектов для инвестирования в регионе.
2. формировании основных направленийинвестиционной политики, в частности, поиск, формирование и концентрациюсредств, включая полученные из различных источников финансирования.
Инвестиционная стратегия регионасодержит следующие составляющие:
·стратегию развития региона наперспективу, в основе которой закладывается система приоритетов развития иструктурной политики;
·основные направления инвестиционнойполитики региона, выступающие в качестве условий, обеспечивающих реализациюконцепции. На их основе разрабатываются предложения по активизацииинвестиционной деятельности в регионе (создание благоприятного инвестиционногоклимата, формирование механизмов для роста объёмов финансирования, подготовкаэкономики региона к эффективному использованию инвестиций, направлениеинвестиций на реализацию концепции развития экономики региона).
Одним из важнейших этаповинвестиционной стратегии является обеспечение эффективной отдачи от вложенныхсредств. Эффективность инвестиционных проектов в случае, если инвестиционнаядеятельность связана с инновациями в различных сферах экономики; в проведенииНИОКР с целью создания научного задела в различных отраслях науки и техники, вразработке новых технологий и их внедрении, в развитии сферы услуг иподдержании высокого уровня качества жизни населения.
Инвестиционная стратегия региона,в конечном счёте, должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность,экологическую безопасность, развитие поддерживающей инфраструктуры региона. 2.2 Оценкаинвестиционной привлекательности региона
Под региональным инвестиционнымклиматом обычно понимают систему социально-экономических отношений,формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных процессов намакро-, микро- и собственно региональных уровнях и создающих предпосылки дляпроявления устойчивых инвестиционных мотиваций.
В современной отечественнойэкономической науке выделяются три наиболее характерных подхода к оценке инвестиционнойпривлекательности региона.
 I. Суженный подход базируется на оценкединамики валового регионального продукта, объёмов производства, развитияинвестиционных и региональных рынков, в т.ч. фондового. Этот метод являетсяупрощённым, но универсальным. Однако его справедливо критикуют за игнорированиеобъективных связей фактора инвестиций с другими (например, ресурсными)факторами региона.
 II. Факторный подход основывается на набореследующих основных факторов:
1. факторы и ресурсы,характеризующий экономический потенциал региона. Под таким потенциаломпонимается совокупная способность экономики региона, его предприятий, хозяйств,осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию,товары, пользующиеся спросом на внутреннем и мировом рынках, удовлетворятьзапросы населения региона, общественные потребности.
2. зрелость рыночной среды врегионе как фактор инвестиционной привлекательности. Показатели:
·развитость конкурентной средыпредпринимательства, о чём могут свидетельствовать наличие (отсутствие) врегионе эффективной поддержки предпринимательства, доступность кредитныхресурсов и т.д.;
·воздействие приватизации наинвестиционную активность региона (использование выручки от продажиприватизационных объектов для целей инвестирования);
·развитость в регионе всех форминфраструктуры;
·степень инфляции и её влияние наинвестиционную деятельность.
3. периодические факторы, т.е.доверие населения к региональной власти, состояние политической стабильности врегионе;
4. социальные и социокультурныефакторы, т.е. уровень жизни населения региона, влияние миграции наинвестиционный процесс, условия работы для иностранных специалистов;
5. организационно-правовые формы,т.е. отношение региональных властей к иностранным инвесторам, соблюдениезаконодательства органами исполнительной власти региона, правовая культурапредпринимателей, информационное обеспечение в регионе, доступность информациии т.д.;
6. финансовые факторы, т.е.состояние доходной части бюджета, уровень банковского процента, доля убыточныхпредприятий в регионе и т.д.
К достоинствам факторного подходаоценки инвестиционного климата (привлекательности) региона относятсявозможность обеспечения максимально эффективного использования всех источниковинвестиций, связь инвестиционного климата региона с условиями деятельностиинвестора.
 III. Третий подход представляет собой учётрисков инвестирования капитала в регион. Так как оценка инвестиционнойпривлекательности региона – процесс сложный, требующий экспертных разработок, тометодики, проводимые с использованием одного-двух факторов, не могут датьобъективной картины. Поэтому при обосновании инвестиций как направленияформирования конкурентоспособности региона необходимо учитывать следующиеимеющие методологическое значение аспекты:
1. инвестиционный климат регионарассматривается с позиции некого “стратегического” инвестора, стремящегося кускоренному максимальному получению прибыли (дохода) на вложенный капитал. Приэтом не учитывается, что, как и инвестиции, капитал бывает разным –промышленным, торговым, ссудным, акционерным и другим, а цели инвесторовзачастую не совпадают.
2. существует необходимость винновационной “наполненности” привлекаемых в регион инвестиций. Это особенноактуально для привлечения инвестиций в сферу венчурного предпринимательства.
3. инвестирование должно бытьсвязано с социальной динамикой, т.е. обеспечением занятости, повышениемжизненного уровня населения региона, ростом квалификации работником во всехсферах региональной экономической деятельности.
4. инвестиционный климат не долженнарушать комплексные свойства экономической устойчивости региона.
5. интересы инвестируемых иинвесторов требуют комплексной оценки благоприятности инвестиционного климата иэффективности использования привлекаемых инвестиций.
Наиболее приемлемым считаетсярисковый подход к оценке инвестиционного климата региона. Авторы рисковойметодологии предлагают два её варианта.
Вариант первый. Основу концепциисоставляет оценка уровня инвестиционных рисков с позиции развития региональнойобщественной системы в целом. Авторы учитывали факторы характеризующиематериальную базу региона, но главный акцент они сделали насоциально-политической обстановке в регионе, на человеческом капитале.
Вариант второй. Достоинство этойметодики – оценка инвестиционной привлекательности региона и региональногоинвестиционного риска осуществляется индивидуально для каждого из 83 регионовРоссии. Инвестиционный климат – комплексная система, состоящая из двухподсистем: инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Факторы объединяют в несколькогрупп, которые характеризуют инвестиционный потенциал региона – ресурсный,производственный, потребительский, инфраструктурный, инновационный, трудовой,институциональный, финансовый. Применительно к региону выделяют следующие видырисков: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический,финансовый, законодательный.
В России достаточно высокаямобильность инвестиционных ресурсов, т.е. невозможно в течение длительноговремени выявить стабильность инвестиций в одни и те же регионы, чтообъясняется, крайней несбалансированностью регионов по риску.
Инвестиционный риск долженнепременно рассчитываться по регионам. Существует несколько методов расчёта уровня рисков:
1. Метод основных эквивалентовпредставляет собой корректировку ожидаемого потока инвестиций путём введенияпонижающих коэффициентов для каждого периода инвестирования. В результатеожидаемые инвестиции приводятся к величине инвестиций, которые практически невызывают рисковых опасений. Этот метод рассчитан на такие инвестиции, которыене предполагают наращивание величины риска. Однако необходимо исчислятькоэффициенты достоверности по каждому виду инвестиций, каждому периоду ихосуществления, что достаточно трудно. Кроме того, этот метод оценивает риск вцелом, что не позволяет выявить риск по ключевым позициям.
2. Метод анализа чувствительностикритериев эффективности инвестиций позволяет выявить влияние отдельныхпараметров на эффективность инвестиций, направления определения рискаинвестиций в регионе. Суть этого метода в том, что в виде математическогоуравнения или неравенства задаётся взаимосвязь между исходными данными ирезультатом определённого вида инвестиций. Затем определяются наиболеевероятностные значения исходных показателей инвестиций и возможные диапазоны ихизменений. Наконец, проводится изменение значений исходных показателейинвестиций в регионе и исследуется их воздействие на результат инвестирования.Однако данный метод не позволяет получить вероятностные оценки возможныхотклонений при исследовании результирующих показателей. Этот метод достаточнодалёк от реальной оценки рисков инвестиций региона, хотя и обеспечиваетмногофакторное изучение этих рисков.
3. Метод сценариев позволяет достаточнонаглядно определить результаты инвестиций при определённых условиях,складывающихся в данный период в региональном хозяйствовании. Этот методпозволяет обеспечить управление региона информацией о возможных отклонениях приосуществлении инвестиций, об изменениях критериев привлечения инвестиций врегион.
При определении рисков инвестицийособо важно выявить риски инвестора и риски региона. Применительно кконкурентоспособности более значимы риски самого региона в связи с привлечениеминвестиций. В регионе возможно управление рисками инвестиций, но это управлениеограниченно и определяется достоверностью расчётов самих рисков. Управлениекаждым видом рисков инвестиций может происходить с использованием егособственных способов.
В настоящее время начинаетвнедряться кэптивное (подконтрольное) страхование: кэптивная страховая компаниянаходится в полной собственности компании компании-учредителя и обеспечиваетзащиту её интересов. Крупные российские корпорации уже имеют такие страховыекомпании, однако в регионах их нет. Развитие кэптивного страхования –действительный способ управления инвестиционными рисками региона, хотя ихсоздание требует определённой перестройки финансовых потоков региона. Выполняяперестраховочную деятельность, предлагаемые компании смогут обеспечить управлениеинвестиционными рисками региона. При этом особое значение будут иметь рейтингрегиона, его устойчивость, потенциальные возможности. Создание филиаловпривлечёт не только отечественных, но и иностранных инвесторов. Еслииностранный капитал вовлекается в хозяйственную деятельность региона, то истраховые компании этой страны оказываются заинтересованными в работе данногорегиона, могут страховать инвестиционные риски региона.
Для иностранных инвесторовположительными являются следующие позиции отечественного хозяйствования:большие масштабы рынка в России, слабая освоенность этого рынка, неограниченныесырьевые возможности страны, возможность получить большую прибыль наинвестиции. Однако социально-политическая нестабильность страны и регионов,слабая степень страхования инвестиций, коррумпированность управления,неразвитость инфраструктуры снижают привлекательность регионов России дляинвестиций. 2.3 Разработкарегиональной инвестиционной стратегии
Формирование рыночных отношенийобусловило необходимость развития новых форм долгосрочного взаимодействиясубъектов региональной экономики, направленных на их эффективноефункционирование. Это обусловлено, прежде всего, не равномерностью этогопроцесса и слабостью воспроизводственной базы регионов. Однако экономическаясамостоятельность, которой обладают эти субъекты, затрудняет развитиеэффективного механизма управления социально-экономическими процессами врегионах.
Стратегия регионального развитияне может предписывать этим субъектам, что они должны делать. В то же времяможет помочь скоординировать их деятельность в той ее части, которая касаетсяразвития региона. Задача стратегии обозначить перспективу развития, ориентацияна которую позволит им увидеть новые возможности для реализации их интересов ицелей. Для этого стратегия должна ответить на вопрос о том, в чем состоитспецифика региона, каковы возможные приоритеты, цели и сценарии его развития всуществующих условиях, какими могут быть позиции региона в отношениях сФедерацией, другими регионами, значимыми корпорациями, муниципальнымиобразованиями.
Разработка стратегии развитиярегиона требует ответа на вопрос о том, чем и как задается ее целостность.Успех дальнейшей работы по формированию на этой основе собственно стратегии регионаво многом определится тем, насколько полноценно в эту работу удастся вовлечьтех, кто объективно заинтересован в ее результатах и способен внести реальныйвклад в общую работу. Среди таких субъектов промышленники и предприниматели,органы муниципальной и федеральной власти, политические партии и общественныеобъединения. Между ними существует сложная сеть самых разнообразных переговорови взаимодействий. Часть из них вполне может быть переориентирована наконструктивное обсуждение приоритетов и перспектив регионального развития. Силастратегии именно в том, что она консолидирует разрозненные действия, собирая ихрамками общих ориентиров, т.е. выступает как организатор.
Другим важнейшим направлениемработы по формированию стратегии регионального развития является ееконкретизация, углубление анализа возможностей, связанных с разными горизонтамии направлениями развития, формирования на этой основе программ и проектовдеятельности. Это сложная работа, требующая профессионального анализа инеобходимая для превращения стратегии в реальный инструмент управления. Без неестратегия в лучшем случае станет только документом общественного согласия.Однако политические декларации, не подкрепленные точным анализом и невоплощенные в систему действий, оставляют у людей впечатление пустоты илисоздают впечатление лукавства и политического манипулирования.
Многочисленные исследованияпоказывают, что благосостояние регионов зависит от уровня производительностирасположенных на их территории корпораций. Уровень производительности зависитот способности предприятий обеспечивать себе долгосрочные и устойчивыеконкурентные преимущества на рынке. Причем информационный век, характеризуемыйболее высокой степенью неопределенности, стремительными изменениями на рынке ивлиянием глобализации, предъявляет новые требования. Сегодня не столь важныресурсы, которыми обладает регион, сколь важны способности региональных властейи бизнеса, в ответ на вызовы рынка, быстро адаптировать существующие ресурсы, атакже развивать и создавать новые. В условиях доминирования частного бизнеса,региональная администрация имеет возможность оказывать влияние на предприятияисключительно через создание привлекательного бизнес — климата на своейтерритории.
Правительство России впервые загоды реформ объявило о стратегии развития на длительную перспективу. При этомважнейшей целью преобразований объявлено повышение конкурентоспособности.Учитывая масштабы России, значимую роль в ее развитии играют регионы, включаярегиональные администрации и местный бизнес. Обеспечить конкурентоспособностьможно только определенными и целенаправленными действиями, способствующимиповышению конкурентоспособности регионального бизнеса, посредством созданияпривлекательных условий для его развития.
Таким образом, регионы имеютпотребность в разработке стратегии развития, направленной на повышениеконкурентоспособности. Практически все российские регионы сегодня имеютпрограммы социально-экономического развития, разработанные как самостоятельно,так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов.Однако обычно это декларативный документ, содержащий: некоторый анализ бюджетаи ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционныхпроектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосноватьвозможность получения средств на, так называемые федеральные программы,финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. С другойстороны, многочисленные региональные программы социально-экономическогоразвития так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанныхдокументов, а в том, что авторы программ социально-экономического развитиярегиона не принимают во внимание фундаментальные отличия России от другихстран.
В отличие от развитых стран неболее 5% крупнейших (бюджетообразующих) российских предприятий имеютпродуманные и четко сформулированные стратегии собственного развития. При этомтрудно рассчитывать на эффективную государственную политику, если она неучитывает стратегическое видение регионального бизнеса, как основного фактораконкурентоспособности региона. Практика деятельности региональных администрацийв России очень далека от того, что принято называть высокоэффективнойорганизацией. Успешная реализация региональной стратегии невозможна безповышения эффективности административного управления.
Разработки стратегии регионасостоит из трех основных задач:
1.  Формулирование стратегий развития ведущих предприятийрегиона (стратегических экономических субъектов).
2.  Анализ существующего состояния и разработка рекомендаций посовершенствованию бизнес — климата.
3.  Анализ состояния и разработка рекомендаций по повышениюэффективности деятельности администрации региона.
Данный подход имеет следующиепреимущества:
· Создание предпосылок для экономическогороста через инициирование реальных и целенаправленных изменений встратегических экономических субъектах (СЭС) региона.
· Разработка не декларативного документа,а стратегии, наполненной реальным содержанием
· Сбалансированность и реалистичность региональнойстратегии, посредством учета результатов стратегического планированиярегиональных СЭС.
· Повышение шансов на успешную реализациюстратегии посредством вовлечения широкой общественности и бизнес — сообщества впроцесс стратегического планирования региона через общее видение будущего.
· Использование более совершенных методованализа бизнес -климата и разработки рекомендаций по его совершенствованию,базирующихся на экономической теории кластеров.
· Создание ключевых индикаторов, которыепозволят осуществлять мониторинг процесса реализации стратегии.
· Проведение изменений, направленных наповышение эффективности административного управления, а, следовательно,повышение вероятности успеха реализации стратегии.
Стратегическая платформа включаетпирамиду из трех базовых элементов:
· конкурентоспособные стратегическиеэкономические субъекты (ключевые предприятия региона — СЭС),
· привлекательный бизнес-климат;
· эффективную администрацию,обеспечивающие конкурентоспособность региона и рост благосостояния населения.
Пирамида, базируется нарегиональном капитале (ресурсах). Цель стратегии — повышение благосостояниянаселения и обеспечение прироста регионального капитала. В процессе разработкистратегии анализируется состояние области в данный момент времени (текущаярегиональная стратегическая платформа) и формулируется видение будущегосостояния (определяется будущая платформа). Анализируются стратегическиеразрывы в трех областях: стратегические экономические субъекты (ключевыепредприятия региона), состояние бизнес – климата и эффективность администрации.
Каждый российский регион имеет неболее 20 — 30 крупнейших предприятий, которые могут быть отнесены кстратегическим экономическим субъектам (СЭС), отбор которых производится наоснове следующих критериев:
· существующий или потенциальный объемпродаж;
· количество и потенциал создания рабочихмест;
· потребление ресурсов региона;
· влияние на вспомогательные илисвязанные отрасли;
· поддержка социальной инфраструктуры.
В процессе анализа производится оценкатекущего состояния бизнес — климата, который включает:
· Анализ наличия и качестваспециализированных факторов (ресурсов).
· Анализ наличия и эффективностипредприятий вспомогательных и смежных отраслей.
· Анализ инвестиционного климата итекущей политики администрации региона.
· Анализ состояния и качества спроса.
· Определение региональных кластеров,анализ причин их возникновения и факторов, влияющих на развитие.
По результатам анализа бизнес — климата определяется видение будущего бизнес — климата, а также разрабатываютсярекомендации по его совершенствованию. Повышение эффективности региональнойадминистрации включает следующие задачи:
1.  Анализ существующих целевых групп потребителейадминистрации области (предприятия, Федеральное правительство, округ,население, др.).
2.  Анализ целей, а также задач и функций администрации поотношению к целевым группам потребителей.
3.  Анализ организационной структуры и ключевыхбизнес-процессов администрации области.
4.  Разработка рекомендаций по уточнению целевых групппотребителей, определению целей и задач, а также изменениям организационнойструктуры и ключевых бизнес-процессов.
Важнейшей задачей являетсясоздание системы сквозных и сбалансированных показателей эффективностидеятельности конкретных чиновников администрации (персональных критериевуспеха), которая будет скоординирована со стратегией развития региона. Впроцессе реализации стратегии, по мере повышения конкурентоспособности,происходит изменение стратегической позиции региона. Разработанные показателиэффективности используются для мониторинга и оценки эффективности происходящихизменений.

3 Стратегиясоциально-экономического развития Свердловской области до 2020 года 3.1Краткая характеристика Свердловской области
 
Свердловская область входит вчисло самых развитых российских регионов и является одной из наиболееблагоприятных в Российской Федерации территорий для инвестирования.
Регион демонстрирует уверенный истабильный экономический рост, превышающий средний по России. Традиционнымипреимуществами для инвесторов, приходящих в область, являются высокий кадровыйи научный потенциал, наличие развитой инновационной инфраструктуры, наличиедолгосрочной стратегии развития, законодательства об инвестиционнойдеятельности и большого количества инвестиционных проектов.
Стоит отметить, что Свердловскаяобласть, несмотря на трудности, связанные с общей макроэкономической ситуацией,и сегодня представляет собой динамично развивающийся регион, а свердловскиепредприятия продолжают реализовывать проекты модернизации и развития.
В стратегических планахСвердловской области сделан акцент на инновационном обновлении традиционныхсекторов экономики и структурной диверсификации экономики на основеинновационного технологического развития.
Важным элементом благоприятногоинвестиционного климата является новая промышленная инфраструктура. Дляподдержки деловой активности и создания условий для ведения бизнеса в регионе,формируются так называемые Институты развития:
Территории инновационного развития — муниципальныеобразования с особым статусом.
Зоны опережающего развития — исторически сложившиеся иестественно-природные территории, формирующие основной вклад в развитиеэкономики региона (одна из таких зон – город Нижний Тагил).
Территориально-производственные кластеры –машиностроительный (на базе предприятий г. Нижний Тагил), химический на базеОАО «Уралхимпласт» в г. Нижний Тагил, фармацевтический на базе ГК «Медсинтез» вг. Новоуральск, деревообрабатывающий (г. Алапаевск), сельскохозяйственный(Ирбитский и Михайловский районы) и металлургический‏.
Технопарки. Уже сейчас функционирует 3 индустриальных и 7научно-технологических технопарков, в разработке находятся еще 10 технопарков.
Особые экономические зоны регионального уровня — этотерритории, на которых действует особый режим осуществления предпринимательскойдеятельности. На данный момент разработаны проекты двухпромышленно-производственных и одной портовой зоны.
Инвестиционный фонд Свердловской области, задачами которогоявляются бюджетная поддержка инвестиционной деятельности, финансированиесоздания инфраструктуры под приоритетные региональные проекты и предоставлениегосударственных гарантий инвесторам.
Корпорация развития, которая будет производить инициацию исофинансирование инвестиционных проектов, подготовку площадок для инвесторов, атакже поддержку венчурных проектов.
Второе важное направлениеповышения инвестиционной привлекательности Свердловской области – развитиетранспортно-логистического комплекса Свердловской области. Также планируетсямодернизация энергетического комплекса региона, усовершенствование банковскойсистемы и дальнейшее развитие инфраструктуры делового сотрудничества.

3.2 Основные цели и задачисоциально-экономического развития Свердловской области
Миссия Свердловской области видится всохранении роли региона в качестве «локомотива» развития России,преобразовании в социально ориентированный регион устойчивого процветания,оптимально встроенный в мировое разделение труда.
Главная цель долгосрочного развитияСвердловской области заключается в обеспечении современных стандартовматериального и духовного благополучия населения, основанном насбалансированном росте экономики, эффективном государственном управлении иместном самоуправлении, интенсивном развитии потенциальных возможностей итрадиционных ценностях.
Образ Свердловской области в 2020 году:
· регион — «локомотив» развития России;
· сформированный устойчивый средний класс;
· пространство новой экономики;
· один из важнейших инфраструктурных центров Евразии;
· эффективное местное самоуправление.
Сценарии долгосрочногосоциально-экономического развития.
Применительно к долгосрочному развитиюСвердловской области на период до 2020 года выделены три целевых сценария:
1. Инерционный сценарий (догоняющее технологическое развитие вусловиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития, в основном,соответствует Схеме развития и размещения производительных сил Свердловскойобласти на период до 2015 года. Следуя ему, к 2020 году Свердловская областьвыйдет на уровень развития европейских стран 2007 года.
В логике этого сценария достаточноподдерживать сложившуюся динамику основных показателей социально-экономическогоразвития. Сохранятся темпы накопления инвестиций, которые будут преимущественнонаправляться на модернизацию и технологическое обновление традиционного сектораэкономики. Однако это приведет к консервации структуры экономики и сохранениюдоли высокотехнологичного сектора на уровне 19 процентов.
Такая экономика, при условии сохраненияфедеральной бюджетной и налоговой политики, не позволит Свердловской областисформировать бюджет, обеспечивающий создание социальной инфраструктуры,соответствующей требованиям завтрашнего дня. Средняя заработная плата к 2020году не превысит 42,3 тыс. рублей.
При таких условиях доля среднего классав численности населения области составит не более 50 — 55 процентов.
2. Инновационный сценарий (инновационное развитие в условияхблагоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий предполагает достижениев 2020 году основных макроэкономических показателей стран «Большойсемерки» уровня 2020 года по минимальному варианту прогноза их развития(по паритету покупательной способности).
Такой путь развития основан на резкомувеличении притока инвестиций. При этом они должны быть направлены ввысокотехнологичный и инфраструктурный сектора экономики региона. В этихусловиях изменится структура экономики региона — к 2020 году Свердловскаяобласть выйдет на долю высокотехнологичного сектора — 22 процента, долюинфраструктурного сектора — 45 процентов. Доля предприятий, осуществляющихтехнологические инновации, увеличится до 40 — 50 процентов, доля инновационнойпродукции в общем объеме выпуска — до 25 — 35 процентов.
Это позволит сформировать бюджет,грамотно используя который могут быть решены следующие задачи созданиясоциальной и коммунальной инфраструктуры, соответствующей минимальнымстандартам:
1) достижение нормативных показателейобеспеченности населения больницами, поликлиниками, учреждениями культуры,спортивными сооружениями;
2) строительство необходимого количествадетских садов для обеспечения местами всех детей дошкольного возраста;
3) обеспечение односменного обучения впределах транспортной доступности всех детей в общеобразовательных школах,оснащенных современной техникой и учебными пособиями;
4) газификация всех населенных пунктовСвердловской области.
Средняя заработная плата увеличится до54,2 тыс. рублей и станет надежным источником средств, обеспечивающим достойноесуществование работнику и его семье. При этих условиях в 2020 году 65 — 70процентов населения Свердловской области можно будет отнести к среднему классу.
3. Оптимистичный сценарий (инвестиционно-инновационный прорыв вусловиях благоприятной мировой конъюнктуры).
Данный сценарий развития регионапредполагает достижение в 2020 году уровня развития стран «Большойсемерки» также по минимальному варианту, но по обменному курсу валют. Этомаксимальная планка, для достижения которой Свердловская область должна в разыувеличить приток инвестиций в экономику региона и, прежде всего, ввысокотехнологичный сектор, доля которого к 2020 году может составить 24процента.
Такой вариант развития обеспечитформирование регионального бюджета, позволяющего выйти на мировые показателиобеспеченности социальной и коммунальной инфраструктурой. 3.3Приоритетные направления развития Cвердловской области
Важнейшими направлениями развитиярегиона на сегодняшний момент являются:
1. Преодоление сложившихся негативных демографических тенденций.
2. Повышение размера реальной заработной платы во всех видахдеятельности экономики, в организациях всех форм собственности, особенно всоциальных отраслях, превращение заработной платы в надежный источник средств,обеспечивающий достойное существование работнику и его семье, ростинвестиционного потенциала населения.
3. Обеспечение доступности жилья для граждан с различными доходами,соответствия объемов жилищного фонда потребностям населения. Содействие созданиюи развитию различных институтов жилищного кредитования населения: системыипотечного жилищного кредитования граждан коммерческими банками, в том числекредитования граждан, участвующих в долевом строительстве;жилищно-накопительных кооперативов; корпоративных фондов жилищногостроительства, привлекающих средства бюджетов и предприятий на строительствожилья для населения в рассрочку.
4. Создание комфортной среды проживания и эффективногожилищно-коммунального хозяйства.
5. Повышение качества и доступности медицинской помощи на основеглубокой структурной и технологической модернизации, улучшение на этой основепоказателей здоровья населения, рост средней продолжительности жизни населенияи снижение смертности. Создание условий для своевременной профилактикизаболеваний, возможности и стремления поддержания здоровья людей путем занятияфизической культурой и спортом.
6. Ориентация образования на обеспечение возможности полученияобразования, отвечающего требованиям современной инновационной экономики, созданиеусловий для самореализации личности.
7. Создание высокоразвитой, многоканальной и обновленной сферы услуг.
8. Создание условий для доступа к культурным ценностям и творческойреализации всех членов общества, усиление влияния культуры на процессы социальныхпреобразований и экономического развития территорий. Обеспечение единогокультурного пространства, доступности услуг учреждений культуры для социальноуязвимых групп населения, поддержка многообразия культурной жизни и культурныхинноваций.
9. Улучшение качества окружающей среды.
10. Снижение уровня преступности.
11. Устойчивое развитие сельских территорий, сокращение дифференциацииуровня и качества жизни на территории области с помощью мер социальной ирегиональной политики.
12. Завершение инновационного обновления традиционных секторовэкономики с целью закрепления и расширения конкурентных преимуществ региона,формирования базы для модернизации промышленного комплекса и экономики в целом:
· опережающее развитие минерально-сырьевой базы;
· в металлургическом производстве — освоение производства высокихпеределов, превращение отрасли в компонентную базу для отечественного имирового машиностроения, встраивание в международные технологические цепочки;
· в лесном комплексе — увеличение глубины переработки древесины,внедрение безотходных технологий деревообработки, укрепление позиций региона намировом рынке лесопродукции высокой степени обработки;
· в строительной индустрии (производство прочих неметаллическихминеральных продуктов) — обеспечение выпуска современных качественных иконкурентоспособных строительных материалов в объемах, удовлетворяющихпотребности не только Свердловской области, но и соседних регионов;
· в химическом комплексе — ввод в действие современного производствапо глубокой переработке газа, являющегося одним из инновационных направлений впереработке и использовании первичной сырьевой составляющей (природного газа),что позволит повысить эффективность использования природных ресурсов иобеспечить диверсификацию российского сырьевого экспорта; на базе развитияфундаментальных и прикладных научных исследований по созданиювысокотехнологичной медицинской продукции освоение производства новых видовлекарственных средств, создание сети отечественных фармацевтических предприятийс полным циклом технологических процессов, начиная от производства субстанций,заканчивая упаковкой готовых лекарственных средств.
13. Развитие потребительского сектора экономики с целью максимальнополного удовлетворения растущих потребностей населения в товарах и услугах,соответствующих мировым стандартам качества:
· в сельскохозяйственном производстве — обеспечение выпускаэкологически чистой, полезной для здоровья продукции с учетомприродно-климатических условий и территориальных особенностей проживания;
· в производстве пищевых продуктов — рост объема производствапродуктов питания, сбалансированных по составу и содержанию белков, жиров иуглеводов, обогащенных витаминами, минеральными веществами, микроэлементами.
14. Многократный рост производительности труда.
15. Экологизация промышленного производства, внедрение экологическичистых (безотходных) технологий, применение современных высокоэффективныхсистем очистки воды и воздуха, утилизации отходов производства.
16. Реализация эффекта межотраслевого взаимодействия, выстраиваниестабильных диверсифицированных связей, обеспечивающих устойчивость региональнойэкономики.
17. Структурная диверсификация экономики на основе инновационноготехнологического развития.
18. Формирование сектора «новой экономики» в машиностроительномкомплексе и обеспечение его приоритетного развития.
19. Создание современных высокотехнологичных наукоемких производств,основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособнуюпродукцию, соответствующую международным стандартам.
20. Выход на среднемировой уровень по производительности труда.
21. Глубокая переработка ресурсов Свердловской области,энергосберегающие технологии, информационно-телекоммуникационные технологии иэлектроника, применение новых материалов и химических технологий.
22. Рациональное природопользование.
23. Интеграция академической, вузовской и отраслевой науки.
24. Расширение базы экономического роста путем стимулирования малого исреднего бизнеса, создание комфортных условий для реализации предпринимательскихинициатив, участие значительной части населения в предпринимательскойдеятельности.
25. Развитие Свердловской области в качестветранспортно-логистического центра, связывающего и распределяющегогрузопассажирские, информационные и финансовые потоки, территориивзаимовыгодного сотрудничества в сфере экономики, науки и технологии, культурыи образования, участие в формировании интегрированного евразийскогоэкономического пространства совместного развития.
26. Формирование конкурентоспособной транспортной инфраструктуры,обеспечивающей реализацию транзитного потенциала территории области.
27. Укрепление и дальнейшее развитие устойчивой и конкурентоспособнойбанковской инфраструктуры на основе различных групп кредитных организаций(самостоятельные банки области, филиалы и представительства банков другихрегионов) для обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностейхозяйствующих субъектов и населения в эффективных банковских услугах,обеспечивающих развитие инновационной социально ориентированной региональнойэкономики.
28. Достижение уровня развития сферы услуг гостеприимства,необходимого для выполнения функций делового туризма и отдыха, повышениеобеспеченности гостиничными услугами на территории области за счетстроительства новых гостиниц, отвечающих мировым требованиям.
29. Реализация проектов комплексного развития сферы потребительскогорынка с ориентацией на общемировые тенденции формирования инфраструктурыторгового обслуживания населения и инновационные технологии.
30. Формирование гармоничной, высоконравственной, социальноадаптированной, конкурентоспособной, мобильной личности как основыпоступательного развития общества.
31. Консолидация усилий властных и общественных структур в целяхповышения эффективности управления социальными процессами.
32. Развитие потенциала молодых граждан, создание условий длясоциализации и участия молодежи в социально-экономическом развитии Свердловскойобласти, обеспечение максимального использования потенциала социально активных,талантливых молодых граждан.
При разработке стратегииучитывалась такая важная цель, как развитие производительных сил. Поэтому заоснову стратегии была взята «Схема развития и размещения производительныхсил Свердловской области на период до 2015 года как ключевой фактор обеспечениядолговременного экономического роста». Также с учетом современныхтенденций мировой экономики основу стратегии составили такие важные аспекты,как развитие малого предпринимательства и потребительского рынка, а также ростнаучного и инновационного потенциала в регионе.
Стратегия включает в себя блокконцептуальных документов, касающихся проблем поддержки малогопредпринимательства, продовольственной и экологической безопасности, развитиегорнорудной промышленности и др.
Стратегия разрабатывалась приактивном участии предпринимательских сообществ с учетом интересов хозяйствующихсубъектов.
В качестве главной долгосрочнойцели стратегией определено создание многоотраслевой социально ориентированнойэкономики, базирующейся на новом научно-техническом укладе и информационно-индустриальныхтехнологиях.
Для реализации стратегииправительство области ежегодно рассматривает и утверждает перечень объектовтехнического и технологического перевооружения, реконструкции, строек вотраслях материального производства.

Заключение
Инвестиционная стратегия регионадолжна быть ориентирована на долгосрочные цели и реализовываться в процессетекущей хозяйственной деятельности посредством отбора соответствующихинвестиционных проектов и программ. Формирование инвестиционной стратегиирегиона представляет собой сложный творческий процесс, который основывается напрогнозировании отдельных условий осуществления инвестиционной деятельности иконъюнктуры инвестиционного рынка, как в целом, так и в разрезе отдельных егосегментов. Эта стратегия всегда формируется в рамках общей стратегииэкономического развития, согласовывается с ней по целям, этапам, срокамреализации.
Свердловская область входит вчисло самых развитых российских регионов и является одной из наиболееблагоприятных в Российской Федерации территорий для инвестирования.
Свердловская область, несмотря натрудности, связанные с общей макроэкономической ситуацией, представляет собойдинамично развивающийся регион, а свердловские предприятия продолжаютреализовывать проекты модернизации и развития.
Главной задачей исполнительных органовгосударственной власти Свердловской области является реализация инновационногосценария развития с достижением основных целевых ориентиров.
В результате в регионе сложится новаяинновационная экономика, обеспечивающая формирование устойчивого среднегокласса на уровне 70 процентов численности населения.

Список литературы
 
1.  Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент: учебный курс. –Киев: Ника-Центр, 2001. – 448 с.
2.  sverdl-invest.midural.ru/analitics/investmentpotenciale/
3. http://www.minregion.ru/urals/sverdlovsk/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :