Курсовая работа подисциплине «Финансовая политика»
на тему«Реализацияфинансовой политики в субъекте РФ »
Содержание
Введение… 6
1. Теоретические аспекты реализации финансовойполитики развития субъекта РФ 8
1.1 Финансовая политика:цели, ресурсы, значение и содержание на современном этапе… 8
1.2 Механизм реализациифинансовой политики развития… 11
1.3 Система показателейуровня экономического развития регионов… 16
2. Реализация финансовой политики развитияСамарской области за 2000-2008 гг. 22
2.1 Анализмакроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг… 22
2.2 Бюджетная политика,планируемая к реализации на территории Самарской области на 2009-2011 гг… 31
Заключение… 35
Введение
В настоящее время среди экономистов Россиисуществуют различные взгляды на пути экономического развития государства. Этиразличия в значительной степени связаны с разными подходами в решении проблемфедерального устройства государства, роли субъектов Федерации и их взаимосвязив условиях рыночной экономики.
Современное состояние регионов Россииопределяется общим состоянием экономики страны, но у каждого региона есть испецифические характеристики его социально-экономического состояния.Социально-экономическое развитие территории – это объективный процесс,происходящий как в самом регионе, так и в стране в целом под воздействиемисторических, географических, ресурсных, демографических и других факторов.Одновременно это и субъективный процесс, происходящий под воздействиемуправленческих мер, в первую очередь со стороны региональной администрации, атакже администрации федерального уровня. Большинство своих функций государствореализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы –финансовой политики.
В связи с этим особый интерес для понимания коренных процессовразвития экономики Российской Федерации и разработки на этой основе вопросовповышения ее эффективности представляет изучение финансовой политики на уровнесубъекта Федерации. Именно в рамках республик, краев и областей происходитсоздание валового внутреннего продукта (ВВП), осуществляется, собственно,экономическое и социальное развитие, которое всвоей совокупности иопределяет уровень развития производительных сил страны в целом, ее место вмировом разделении труда, а также степень ее политического авторитета вмеждународных отношениях. На этом же уровне фактически проверяется степеньрациональности финансовой политики федерального центра. Успех финансовойполитики и ее высокая результативность во многом основывается на анализе общейэкономической ситуации в регионе.
Исследование механизма реализациифинансовой политики и ее составных частей, как инструмента воздействия наэкономическую ситуацию, легло в основу предмета курсовой работы. Вкачестве объекта исследования выбраны финансово-экономические индикаторыразвития региона.
В связи с этим целью работыявляется изучение теоретических и практических аспектов реализации финансовойполитики развития региона и на этой основе определение путей повышенияэффективности принятия решений в области управления финансами со стороныадминистрации субъекта Федерации.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить ряд задач:
- определитьтеоретические аспекты финансовой политики: цели, ресурсы и механизм реализации;
- исследоватьвопросы теории регионального роста и развития;
1. Теоретические аспектыреализации финансовой политики развития субъекта РФ 1.1 Финансовая политика: цели, ресурсы, значениеи содержание на современном этапе
Успешное функционирование и развитиеэкономики любого государства во многом определяется возможностью реализациигосударственными и муниципальными органами власти, возложенных на них функцийпо обеспечению экономической стабильности, обороноспособности государства,развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения. Осуществлениеуказанных функций невозможно без формирования финансовой базы деятельностиорганов власти, регулирования финансовых отношений в обществе, созданияфинансового механизма их реализации в соответствии с целями экономическогоразвития. Изменение цели развития экономики обусловливает необходимостьизменения финансовых отношений в ее отраслях, сферах деятельности,пересматриваются источники формирования финансовых ресурсов и формы ихиспользования. В этих условиях государство вырабатывает соответствующуюфинансовую политику.
Финансовая политика государства, как часть (подсистема)экономической политики государства, представляет собой совокупностьбюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственнойфинансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиямипо формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствиисо стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики[1].
В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двухмеханизмов финансовой политики — инструментов и финансовых институтовгосударственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовыйинструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь приусловии, если его технология практического использования формируется вгосударственно-финансовых институтах (Министерство финансов, Министерствоэкономического и социального развития, Федеральная комиссия по валютномуконтролю и т.д.).
Важной компонентой приведенного определения является положение,что финансовая политика – это органическая часть экономической политики ипоэтому имеет целевую направленность. У любого финансового инструмента — будьто бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.д. — существует связь с целямиэкономической политики и ее социальной направленностью.
Содержание финансовой политикираскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:
- выработканаучно обоснованной концепции развития финансов;
- определениеосновных направлений использования финансов на перспективу и текущий период;
- разработкаконкретных путей реализации основных направлений использования финансов наперспективу[2].
Целью финансовой политики субъекта РФ на современном этапе являетсяувеличение бюджетной обеспеченности его жителей, повышение уровня доходов надушу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в данномрегионе. При этом, конечно, возрастает роль и значение разработки и принятиясоциальных нормативов. Особое значение имеет взаимосвязь данных нормативов науровне отдельных территорий и на федеральном уровне. С одной стороны,централизованно их невозможно определить. Потому что не могут быть одинаковымистандарты в Краснодарском крае и в Мурманской области, где продолжительностьзимнего отопительного сезона и, следовательно, затраты на теплоснабжение надушу населения, будут отличаться в несколько раз. С другой стороны, разработкасоциальных нормативов исключительно на уровне регионов приведет неизбежно к ихзначительной дифференциации. Кроме того, субъекты РФ являющиеся донорами, могутустановить такие большие значения показателей уровня жизни, что, обеспечивая ихреализацию, не останется средств для перечисления в федеральный бюджет[3].
Региональные органы власти и органыместного самоуправления строят финансовую политику на подведомственнойтерритории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации.Осуществление финансовой политики субъектом РФ предполагает наличие несколькихее составляющих:
- обеспечениедостаточной доходной части бюджета или проведение в рамках своей компетенцииразумной налоговой политики;
- рациональнойиспользование полученных доходов или проведение эффективной бюджетной политики;
- формированиеполитики в сфере страхования,
- разработкарегиональной политики на рынке ценных бумаг[4].
Существуют, конечно, еще в качестве самостоятельных направленийполитики:инвестиционная, социальная.
Поскольку именно финансовая политика нафедеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой науровне субъекта РФ, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ееособенностей на современном этапе.
Бюджетная политика – главная составнаячасть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципыорганизации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, входе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемыхгосударством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структурурасходов бюджетов, но в перспективы использования бюджетных средств дляразвития экономики и социальной сферы. Кроме того, бюджетная политика предопределяеторганизацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государствомв ходе осуществления налоговой политики, проведения государственнойинвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношенииприоритетных отраслей и видов деятельности[5].
Основные цели и задачи бюджетной политикина текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодномБюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию.
Рассмотрев основные цели и задачифинансовой политики Российской Федерации на современном этапе, следуетотметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит отпоследовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагироватьна изменение условий экономического развития с целью корректировки тактическихнаправлений финансовой политики, а также от своевременного отражения еенаправлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансовогомеханизма.
1.2 Механизм реализации финансовой политики развития
Реализация целей и задач финансовойполитики осуществляется с помощью применения различных приемов организациифинансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которыев совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задачфинансовой политики или финансового механизма.
Финансовый механизм – совокупность видов,форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования ииспользования финансовых ресурсов и способов их количественного определения[6].
Вид организации финансовых отношенийявляется исходным, первичным элементом финансового механизма, посколькуопределяет способ их выражения и проявления в соответствующих финансовыхресурсах. В финансовой науке выделяют виды финансовых ресурсов, каждый изкоторых является результатом распределительного процесса как на макроуровне,так и при формировании денежных доходов и накоплений в рамках отдельнойорганизации. На практике в сфере государственных и муниципальных финансов впроцессе мобилизации доходов в бюджеты различных уровней власти используютсяконкретные виды налоговых платежей (налог на прибыль организаций, налог надоходы физических лиц, НДС, акцизы и т.д.) и виды неналоговых поступлений(дивиденды по акциям, принадлежащим государству, проценты по бюджетнымкредитам, суммы пени и штрафов за нарушение бюджетного законодательства ит.д.). В ходе предоставления бюджетных средств используются конкретные видыбюджетных расходов — на финансирование соответствующих отраслей экономики, насодержание аппарата управления, на реализацию целевых программ, на обслуживаниедолговых обязательств и прочие расходы.
Методами организации финансовых отношенийв финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов ипрактического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделитьчетыре основных метода формирования финансовых ресурсов[7]:
1) финансовыйметод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно набезвозвратной и безвозмездной основе. Финансовым методом, как правило,формируются собственные финансовые ресурсы коммерческих и некоммерческихорганизаций (аккумулирование членских взносов в некоммерческих организацияхсоответствующих организационно-правовых форм; формирование амортизационныхотчислений и прибыли в коммерческих организациях происходит на без возмездной ибезвозвратной основах);
2) методкредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности,возвратности и платности. На макроуровне этот метод используется в ходепредоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд другому бюджету, а намикроуровне – при получении юридическими лицами кредитов банков, бюджетныхкредитов, налоговых кредитов, доходов в результате выпуска долговых ценныхбумаг коммерческими организациями;
3) налоговыйметод подразумевает аккумулирование денежных средств для финансовогообеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в формеденежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной,принудительной и безвозмездной основах. В условиях функционирования рыночнойэкономики налоговый метод является преобладающим при формировании финансовойбазы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.Однако при его использовании следует обеспечивать необходимый баланс междуобъемом аккумулируемых с помощью налогов финансовых ресурсов на макроуровне иразмером финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении организаций и населенияс целью обеспечения финансовой устойчивости организаций и финансовой защиты населенияот различных экономических и социальных рисков;
4) страховойметод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступлениястраховых взносов. Его использование в рыночной экономике, характеризующейсяпроявлением многих элементов стихийности в ходе ее функционирования,непосредственно связано с особенностями осуществления финансовой деятельностисубъектами хозяйствования и органами власти в условиях, когда возрастаетвозможность наступления непредвиденных событий в социально-экономической жизниобщества. В этой ситуации страховые фонды, созданные в денежной форме,позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики н социальной сферыпри наступлении различного рода непредвиденных событий, имеющих негативноевлияние на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования,бюджетную систему государства и социальное обеспечение населения.
Финансовый механизм является инструментомосуществления финансовой политики государства, регионов и муниципальныхобразований. Используя различные элементы финансового механизма, органы властистремятся обеспечить реализацию целей финансовой политики, решение еестратегических и тактических задач.
Изменение соответствующих элементов финансовогомеханизма в зависимости от условий экономического и социального развитияобщества предопределяет возможности его количественного и качественноговоздействия на экономику и социальную сферу.
Эффективностьиспользуемого финансового механизма определяется взаимосвязанным,согласованным, комплексным функционированием всех его элементов.
Значение финансовой политики заключается втех результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течениефинансового года, так и в более долгосрочном периоде. На результативностьфинансовой политики оказывают влияние следующие факторы[8]:
1) научныйподход;
2) прогнозированиевозможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
3) учетнакопленного опыта;
4) четкоеопределение макроэкономических показателей;
5) учетнациональных и географических особенностей;
6) комплексныйподход при выработке и проведении финансовой политики, предполагающийсогласование целей и задач бюджетной политики, политики в областигосударственного социального страхования, инвестиционной и других видов финансовойполитики, их взаимосвязь.
7) учетвнутреннего положения и международных позиций государства, которые определяютособенности его экономического развития.
Реализация финансовой политики такжедолжна предусматривать рост финансовых ресурсов, находящихся в распоряжениисубъектов хозяйствования, способствовать созданию прочной финансовой основыдеятельности органов власти для реализации задач и функций, возложенных нагосударство, обеспечивать стабильность общественного производства с цельюулучшения экономического положения государства и социальной защиты населения.
В рыночнойэкономике основными целями проведения финансовой политики являются сглаживаниенеблагоприятных последствий рыночных условий хозяйствования для субъектовхозяйствования и населения, обеспечение развития отраслей экономики (например,образования, культуры, национальной обороны) и видов деятельности, которыеимеют стратегическое значение, но не могут развиваться в условиях конкурентнойсреды, достижение баланса финансовых интересов субъектов власти, субъектовхозяйствования и населения. Перечисленные цели характерны и для современнойфинансовой политики Российской Федерации.
В качествесредства повышения эффективности реализации финансовой политики развития должнывыступать учет теорий регионального развития и всесторонний анализ уровняэкономического развития территории.
1.3 Система показателей уровня экономического развития регионов
Исследованиепроцессов, происходящих в региональной экономике, основано на использовании,определенной системы показателей. Научная ценность и достоверность выводов изстатистических материалов определяются тем, насколько правильно установлены этистатистические показатели, насколько они полны по своему составу дляотображения общественной жизни в важнейших ее проявлениях. Для разработкиметодики определения региональных уровней экономического развития необходимоопределить методические основы оценки уровней экономического развития врегионах, установить систему показателей для характеристики регионов,определить требования, предъявляемые к этим показателям.
В основукомплексной оценки экономической ситуации в регионах России положен следующийметодологический подход. Уровень экономического развития в регионехарактеризуется определенным сочетанием индикаторов, которые отражают,во-первых, влияние объективных, устойчивых факторов регионального развития и,во-вторых, воздействие специфических для каждого региона компенсационныхмеханизмов, характеризующих особенности и возможности его адаптации к условиямрыночных отношений. В качестве основного использован такой индикатор какуровень экономического потенциала[9].
В системуэкономического потенциала входят элементы, отражающие развитие производительныхсил, производственных отношений и надстройки современного этапа развитияобщества. Возможности, заложенные в этих слагаемых общественного развития сучетом их региональных особенностей, составляют экономический потенциалрегионов. Представляется необходимым дать системную поэлементную характеристикуэкономического потенциала.
Для оценкиуровня экономического развития регионов используются абсолютные и относительныеиндикаторы экономического потенциала регионов, включающего наряду схарактеристиками их производственно-ресурсного потенциала и показателисостояния производственной и социальной инфраструктур.
Обобщающуюколичественную оценку экономического развития регионов целесообразно начать срассмотрения показателей их экономического потенциала, материальной подоплекиформирования всех прочих экономических и социальных индикаторов.
Подэкономическим потенциалом регионов понимается совокупность ресурсов, способныхпринимать участие в производстве материальных благ и оказании услуг приопределенном уровне развития производительных сил. По видам ресурсовэкономический потенциал подразделяется на следующие категории: трудовойпотенциал, материально-технический и природно-ресурсный потенциалы. Поназначению ресурсов экономический потенциал подразделяется напроизводственно-ресурсный и непроизводственный (социально-экономический)потенциалы[10].
Ведущая роль в экономическом потенциалерегионов принадлежит трудовому потенциалу, поскольку в результатеинтенсификации производства роль субъективного фактора возрастает. Под трудовымпотенциалом, как правило, понимаются трудовые ресурсы, которыми располагаетрегион. Следовательно, понятие «трудовой потенциал» является более широкимпонятием, чем численность занятых. Вместе с тем понятие «трудовой потенциал»является более глубоким, чем численность потенциальных трудовых ресурсов,поскольку наряду с количественной характеристикой последних он включает такжекачественные характеристики: образовательный уровень, специализацию,профессиональный опыт и т.д., которые при прочих равных условиях определяютразличие заключенного в рабочей силе потенциала, т.е. способности выполнятьнекоторые функции. На величину трудового потенциала влияет такжеорганизационно-структурный фактор: рациональное распределение трудовых ресурсовпо отраслям экономики, территориальное распределение труда, производственнаяспециализация регионов. Трудовой потенциал определяется также уровнемавтоматизации и механизации труда, представляющим наряду с сокращениемудельного веса работников ручного труда резерв увеличения трудового потенциаларегионов.
Входящие всостав экономического потенциала материально-технические ресурсы образуютматериально-техническую базу (потенциал) регионов. Для того чтобы оценивать егосостав и величину, необходима всесторонняя характеристика всех его элементов:объема, состава, состояния, характера использования, активной и пассивнойчастей, динамики и качества. Величина материально-технического потенциала,прежде всего, характеризуется объемом основных средств, т.е. частьюнационального богатства, созданной в процессе производства, длительное времяиспользуемой в экономике в неизменной натурально-вещественной форме, котораяпостепенно переносит свою стоимость на создаваемые продукты и услуги. Изменениевеличины материально-технического потенциала регионов характеризуется не толькоизменением объема основных фондов, но и их обновлением, изменением качества,структуры и эффективности использования.
Объем идвижение основных фондов в регионах учитываются с помощью балансов основныхфондов, составляемых по «чистым отраслям», и представляющим совокупностьосновных фондов, участвующих в производстве отраслевой продукции или оказанииопределенных услуг. Балансы основных фондов разрабатываются по полнойпервоначальной стоимости и по первоначальной стоимости за вычетом износа.
В связи спроцессом инфляции адекватная стоимостная оценка основных фондов предполагаетнеобходимость регулярной их переоценки, позволяющей установить показателиполной восстановительной стоимости основных фондов и восстановительнойстоимости за вычетом износа.
Материально-техническийпотенциал наряду с величиной стоимости основных фондов включает и стоимостьоборотных фондов (средств). Их стоимость полностью входит в стоимостьизготовляемой продукции или услуг. Оборотные фонды — это наиболее мобильный,постоянно возобновляемый элемент национального богатства регионов. В составоборотных фондов включаются производственные запасы, незавершенноепроизводство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.
Дляхарактеристики оборотных фондов, как составной части материально-техническогопотенциала регионов, важным моментом является их классификация на собственные изаемные.
Материально-техническийпотенциал регионов в значительной мере определяется наличием, ассортиментом икачеством товарных запасов. Пребывание запасов различного назначения в сферерынка товаров и услуг должно обеспечивать своевременное удовлетворение спроса.
Всекомпоненты экономического потенциала тесно связаны между собой. Ростматериально-технического потенциала является одновременно фактором наращиванияи трудового потенциала за счет роста фондовооруженности труда, позволяетснизить численность занятых без снижения величины потенциала.
Материальныенепроизводственные активы (потенциал) — это природно-ресурсный потенциал:земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы,размер которых в значительной степени предопределяет интерес потенциальныхинвесторов к тому или иному региону.
Нематериальныенепроизводственные активы (потенциал) — это активы, которые созданы внепроизводства, путем юридических и иных действий. Они включают патенты,авторские права, договоры об аренде, другие передаваемые контракты, которыемогут быть переданы или проданы.
Финансовыеактивы (потенциал) — это активы, которым противостоят обязательства другогособственника. Финансовые обязательства представляют собой финансовый актив длякредитора и финансовый пассив для должника. Рост финансовых активов являетсязалогом развития рынка инвестиций, определяющего перспективу выхода изэкономического кризиса.
Наряду с ВРПпоказателями полезного экономического эффекта в региональной статистике служат:валовая добавленная стоимость региона и отраслей его экономики; продукцияпромышленности, сельского хозяйства, капитального строительства и другихотраслей; прибыль и др.[11]
Наконец, приоценке экономического потенциала нередко возникает необходимость оценитьотдельные его грани, выделяя частные характеристики интеллектуального потенциала,научного потенциала, инвестиционного потенциала, информационного потенциала,оборонного потенциала и т.д.
Длядетального изучения уровня экономического развития предлагается следующаясистема показателей, комплексно характеризующих уровень экономического развитиярегионов[12].
Основныерезультаты исследований в данном разделе сводятся к следующему. Задачастатистического исследования уровня экономического развития регионов РФявляется в настоящий момент актуальной и, несмотря на то внимание, которое ей внастоящее время уделяется, далека еще от удовлетворительного решения. Именно наоснове анализа экономического положения региона должна строиться стратегия итактика финансовой политики, выбор вида финансовой политики (дискреционная,стабилизационная, политика роста). Важным методическим аспектом в процессереализации финансовой политики регионального развития должно стать изучениетеорий экономического роста регионов, проверенных временем.
Экономическоеразвитие регионов – это сложный разносторонний процесс, описание которого спомощью одного интегрального показателя достаточно проблематично. Длястатистической оценки региональных уровней экономического развития иопределения экономического потенциала регионов должна быть применена системавзаимосвязанных показателей, которые характеризуют различные аспектырегионального развития.
2. Реализация финансовой политики развития Самарской области за2000-2008 гг.
2.1 Анализ макроэкономической ситуации региона за 2000-2008 гг.
Анализ различных аспектов экономикирегиона проводится с целью определения объективного диагноза, на основекоторого должна строиться стратегия и тактика регионального развития.
На основеданных региональной статистики осуществляется оценка хозяйственной ситуации врегионах, рыночной экономической конъюнктуры, инвестиционной привлекательностиобъектов, позволяющая определить тактические цели и задачи управления,разрабатывать программы и прогнозы социально-экономического развития регионов,принимать оперативные решения, осуществлять контроль за их выполнением.
Проблемаопределения уровня экономического развития региона тесно связана с проблемаминаиболее рационального использования экономического потенциала региона,обеспечения социально-экономической безопасности, развития регионального рынкатруда и многими другими. Различные интерпретации экономического развития втрудах ученых позволяют сделать вывод, что определяющим в анализе уровняэкономического развития является экономический потенциал.
Попробуемпроанализировать уровень экономического развития Самарской области.Исследование проводилось с использованием официальных данных государственной статистики.
Для анализаобщей экономической ситуации используются в основном те же макропоказатели, чтои для анализа национальной экономики. Это валовой региональный продукт, доходынаселения, национальное богатство. Для межрегиональных сопоставлений уровнейразвития эти показатели даются в расчете на душу населения. При принятиирешений по вопросам управления экономическим развитием региона рассчитываютдинамику этих показателей.Динамикапроизводства валового регионального продукта Самарской области за 2002-2007 гг.
Таблица3. Основные показатели социально-экономического развития Самарской области иРоссии за период 2000-2007 годы
Показатели
2000 год
2001-2005 годы (в среднем за год)
2006 год
2007 год ВРП Самарской области, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % 106,2 105,2 106,2* 106,8* ВВП России, в основных сопоставимых ценах к предыдущему году, % 109,4 106,0 107,2 107,8
ВРП на душу населения в Самарской области,
тыс. руб. 42,8
- 150,8* 180,3*
ВРП в основных ценах/ВВП в рыночных ценах на душу населения в РФ,
тыс. руб. 39,5
- 161,0 199,6
Продукция промышленности, в сопоставимых ценах
к предыдущему году, % Самарская область 111,0 103,8 105,0 105,2 Россия 112,0 105,2 103,9 106,3
Продукция сельского хозяйства, в сопоставимых ценах
к предыдущему году, % Самарская область 100,2 101,9 105,9 103,6 Россия 107,7 103,1 103,6 103,3**
Инвестиции в основной капитал, в сопоставимых ценах
к предыдущему году, % Самарская область 127,8 107,8 123,8 128,7 Россия 117,4 109,9 113,7 121,1**
Реальные располагаемые денежные доходы населения,
в сопоставимых ценах к предыдущему году, % Самарская область 104,7 111,1 111,4 109,1 Россия 112,0 111,5 113,3 110,4
Оборот розничной торговли, в сопоставимых ценах к предыдущему году, % Самарская область 100,1 109,2 108,5 111,1 Россия 109,0 111,1 113,0 115,2
Объем платных услуг населению, в сопоставимых ценах
к предыдущему году, % Самарская область 100,6 107,7 106,5 105,7 Россия 104,7 105,4 107,6 107,1
Наблюдается постепенное снижение уровняноминального подушевого ВРП Самарской области относительно среднероссийскихпоказателей, что связано с опережающим ростом номинальных объемов ВРП в столичныхрегионах и регионах-экспортерах. К 2005 году превышение практически свелось кминимуму (2000 год – 8,4%, 2005 год – 0,1%). Темп роста основных индикаторовсоциально-экономического развития области в 2007 году был ниже, чем в целом поРоссийской Федерации (табл. 3).
По итогам IIIквартала 2008 года индекс выпуска базовых видов экономической деятельности(сельскохозяйственное производство, добыча полезных ископаемых, обрабатывающиепроизводства, производство и распределение электроэнергии, газа и воды,строительство, транспорт, розничная торговля) составил 106,8% по отношению каналогичному периоду 2007 года (II квартал – 104,7%).
Рисунок 1. Структура валовой добавленнойстоимости Самарской области по видам экономической деятельности, %.
/>
Наибольшийудельный вес в структуре валовой добавленной стоимости Самарской областизанимают такие виды экономической деятельности, как обрабатывающие производства(29,3%), оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств,мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного потребления (13,8%), операции снедвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (12,2%), добыча полезныхископаемых (10,9%).
В структуреиспользования валового регионального продукта в текущих основных ценахсохраняется тенденция прошлых лет: доля расходов на конечное потреблениепревышает валовое накопление основного капитала.
Согласнорейтингу конкурентоспособности регионов, разработанному Институтом региональнойполитики (www.irpex.ru), Самарская область входит в группу регионов России свысоким уровнем конкурентоспособности и демонстрирует устойчивый характерразвития.
В рейтингенациональной и международной конкурентоспособности российских регионов(подготовлен компанией Бауман Инновейшн) Самарская область также входит вгруппу лидирующих регионов Российской Федерации и занимает 4 позицию посостоянию на сентябрь 2008 года.
Инвестиционная политика Правительства областиориентирована на сохранение благоприятного инвестиционного климата, создание условий дляэффективных вложений в экономику региона и внедрение системы бюджетирования,ориентированного на результат, позволяющее сбалансировать государственные ичастные интересы.
Всоответствии с приоритетами социально-экономического развития областигосударственная поддержка оказывается инвесторам, обеспечивающим создание врамках реализации национальных и крупных инфраструктурных проектов «полюсовконкурентоспособности», сохранение существующих и создание новых рабочих мест,внедрение инновационных разработок и технологий. С этой целью региональноеинвестиционное законодательство содержит инвестиционные стимулы и льготы какфинансового, так и организационного характера, предоставляемые инвесторам навсех этапах реализации инвестиционных проектов.
Пилотными проектамиявляются проекты строительства и развития технопарков в Самарской области. Такаяформа поддержки значительно сократит затраты инвесторов, как материальные, таки транзакционные, связанные с получением необходимых разрешений и техническихусловий для строительства коммунальной инженерии.
Эффективной формойгосударственной поддержки инвесторов является предоставление субсидий наразвитие коммунальной инфраструктуры общего пользования, обучение(переобучение) персонала производственным специальностям, компенсация частипроцентной ставки по кредитам, полученным в финансовых и кредитных учреждениях.В 2007 году из бюджета на указанные цели было выделено 42,7 млн. рублей, чтопозволило привлечь на каждый рубль государственной поддержки 64,5 рублей инвестицийв строительство жилищных комплексов и модернизацию производственных объектов.
Другойнесомненно значимой для инвесторов формой поддержки являются налоговыепреференции, которые за 9 месяцев 2007 года составили 107,1 млн. рублей.Несмотря на то, что в общем объеме налоговых поступлений они занимают незначительнуюдолю – не более 0,2%, их стимулирующая роль по-прежнему высока, поскольку онипозволяют высвобождающие средства реинвестировать в реализацию новых проектов.
Предпринятыемеры по улучшению инвестиционного климата в Самарской области способствовали ростуинвестиционной активности в регионе – в 2007 году в Самарской областиотмечались рекордно высокие темпы капиталовложений: общий объем инвестиций восновной капитал составил 126,7 млрд. рублей – 128,7% к 2006 году – этонаиболее высокий рост с 2000 года – года начала возобновления позитивнойдинамики капиталовложений в регионе (рис. 2).
/>
Рис. 2. Динамикаинвестиций в основной капитал в Самарской области и Российский Федерации вцелом за 1999-2007 гг., в % к предыдущему году
По итогамдвенадцати проведенных национальным рейтинговым агентством «Эксперт РА»рейтингов инвестиционной привлекательности российских регионов Самарскаяобласть входит в число 21 региона со средним рангом потенциала вышесреднерегионального уровня, занимая среди них 7 место.
Наиболееинвестиционно привлекательным видом экономической деятельности в регионе,по-прежнему, являются обрабатывающие производства, где рост инвестиций превысилуровень 2006 года на 30,3%
В 2007 годуинвестиции в металлургическое производство и производство готовых металлическихизделий выросли в 3,7 раза, такой рост связан, прежде всего, с реализациейкомпанией Алкоа – собственником ОАО «Самарский металлургический завод» за счетсобственных средств и кредитов ЕБРР программы реконструкции и модернизациипроизводства.
В 2008 году Правительство Самарской области закладывает основы длябудущего промышленного роста на инновационной платформе. Это наглядно демонстрируютпредпринимаемые действия по привлечению в регион бизнес-корпораций мирового инационального уровней. Крупнейшей сделкой в истории отечественного автопромаявилось заключение соглашения о стратегическом партнерстве ОАО «АВТОВАЗ» сальянсом РЕНО-НИССАН. 15 промышленных предприятий Самарской области включены всостав государственной корпорации «Ростехнологии». Это станет гарантией ихобеспечения госзаказами с соответствующим финансированием. Особенно это важнодля проблемных муниципальных образований, таких как городской округ Чапаевск.Крупнейшие химические предприятия области осуществляют широкомасштабнуюреконструкцию и модернизацию действующих производств, увеличивая загрузкупроизводственных мощностей. Правительством Самарской области заключенысоглашения с рядом нефтедобывающих компаний.
В прогнозном периоде особо следует отметить решение задачисоздания в Тольятти высокотехнологичного комплекса по развитию современнойиндустрии автокомпонентов. Для этого создано акционерное общество, разработанпроект областной целевой программы «Развитие Тольяттинскогопромышленно-технологического парка на 2009-2015 годы», Правительство областиведет подготовку документов на создание на базе парка особой экономической зоныпромышленно-производственного типа.
Целью масштабной работы по созданию такого института развитияявляется привлечение крупных инвесторов. На сегодня мы имеем крупнейшегоякорного инвестора будущей зоны в лице компании «Пирелли». Группаобрабатывающих производств в 2009-2011 годах будет развиваться более быстрымитемпами, чем промышленность в целом. Только производство автомобилей увеличитсяв 2011 году до 1,5 млн.машин. Оценка перспектив развития промышленности даетвсе основания прогнозировать в регионе темпы роста промышленного производства8% в среднем за год, что выше федерального уровня.
В 2007 годуна территории области за счёт средств федерального бюджетареализовывались мероприятия 18 федеральных целевых программ, в рамках которыхосуществлялось строительство и реконструкция 113 объектов с лимитомгосударственных капитальных вложений в 4,66 млрд. рублей, что в сопоставимыхценах превышает аналогичный показатель 2006 года на 65,9% (рис. 21), 2005 года- в 2,4 раза. Количество строящихся и реконструируемых объектов в прошедшемгоду превысило уровень 2006 года на 12%, 2005 года на 9%. Рост федеральныхинвестиций в 2007 году обеспечен привлечением субсидий из средств федеральногобюджета на строительство автомобильных дорог общего пользования и мостовыхпереходов, на проведение капитального ремонта жилищного фонда.
/>
Рис. 21. Инвестициифедерального бюджета в 2005-2007 гг., млн. рублей
В 2007 годупродолжилась позитивная динамика основных показателей уровня и качестважизни населения Самарской области. По уровню благосостояния, рассчитанномукак покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения, областьвходит в тройку лидеров по Приволжскому федеральному округу. Регион занимает 10место среди субъектов Российской Федерации и 2 место в ПФО по индексу развитиячеловеческого потенциала[13]. Областьтрадиционно лидирует в ПФО по уровню денежных доходов и расходов населения,объему оборота розничной торговли и платных услуг на душу населения, количествуавтомобилей на тысячу жителей, занимая по величине среднемесячной заработной платыработников учреждений образования первое место, учреждений здравоохранения и предоставлениясоциальных услуг – второе место, учреждений отдыха, развлечений, культуры испорта – третье[14].
В 2007 годурост доходов населения несколько замедлился по сравнению с предыдущим годом,что соответствует общероссийской тенденции. Увеличение реальных располагаемыхденежных доходов составило 9,1% против 11,4% в 2006 году, что объясняетсязначительно возросшими темпами роста обязательных платежей и разнообразныхвзносов (на 34,9% в реальном выражении против 20,1% за предыдущий год).Среднемесячные денежные доходы на душу населения достигли 14035 рублей, их покупательнаяспособность составила 3,4 величины прожиточного минимума (в 2006 году – 3,1).
По оценке за 2008 год прирост реальных доходов составил 5%,реальной заработной платы – 14%, удельный вес населения с доходами нижевеличины прожиточного минимума– 14%.
Таблица 9. Сравнениеуровней зарегистрированной и общей безработицы по Самарской области,Приволжскому федеральному округу и Российской Федерации за 2007 год (в процентахот экономически активного населения) Показатель Самарская область ПФО РФ 2006 2007 Уровень безработицы по МОТ (в среднем за год) 4,3 4,3 6,1 6,1 Уровень зарегистрированной безработицы (на конец года) 1,4 1,5 1,3 2,1
Ситуация нарынке труда области, благодаря совместным, скоординированным усилиям социальныхпартнеров, остается управляемой. Однако уровень безработицы в самарской областиниже, чем показатели в России и приволжском Федеральном округе.
2.2 Бюджетная политика, планируемая к реализациина территории Самарской области на 2009-2011 гг.
Неотъемлемой частью системы индикаторов социально-экономическогоразвития региона являются показатели, характеризующие его финансовое состояние.Нельзя судить об уровне развития территории, не зная состояния финансовойсферы, так как именно она является базой проведения в жизнь любыхсоциально-экономических программ и проектов.
Бюджет Самарской области на 2009 год и на плановый период 2010 и2011 годов является социально ориентированным.
В основу формирования бюджетных проектировок положеныстратегические приоритеты, сформулированные в Бюджетном послании ПрезидентаРоссийской Федерации, и основные направления бюджетной и налоговой политикиСамарской области, обозначенные Губернатором Самарской области. Особенностибюджетной политики Самарской области определены долгосрочной концепциейразвития региона до 2025 года и связаны с реализацией таких задач, какповышение уровня благосостояния жителей области, оптимальное финансирование приоритетныхнаправлений развития региона, увеличение налоговой базы бюджета и проведениеэффективной долговой политики, внедрение системы бюджетирования,ориентированного на результат, завершение реформы местного самоуправления.
Областной бюджет по доходам определён в следующих суммах:
на 2009 год – 86 млрд. 119 млн.рублей;
на 2010 год – 100 млрд. 946 млн.рублей;
на 2011 год – 112 млрд. 944 млн.рублей.
Снижение темпов роста доходной части областного бюджета 2009 годак 2008 году (113,6%) по сравнению с темпом роста 2008 года к 2007 году (128,6%)объясняется следующими факторами. В 2008 году в областной бюджет поступилизначительные суммы разовых платежей от ОАО «Самаранефтегаз», РАО ЕЭС России поналогу на прибыль организаций. Кроме того, с 01.01.2009 вступил в действиеЗакон «О внесении изменений в статью 2 Закона Самарской области «О пониженныхставках налога на прибыль организаций, зачисляемого в областной бюджет» вотношении ОАО «Приволжскнефтепровод». Учитывая обратное действие данного Закона(с 01.01.2008) в 2009 году организация получит льготу как за 2009, так и за2008 годы.
При планировании поступлений 2009–2011 гг. учтено снижениеожидаемых поступлений от приватизации имущества Самарской области по сравнениюс утвержденными на 2008 год показателями.
Расходы определены в следующих объёмах:
2009 год – 93 млрд. 581 млн. рублей;
2010 год – 97 млрд. 608 млн. рублей;
2011 год – 105 млрд. 131 млн. рублей.
Законопроектом предполагается направить значительные средства нареализацию приоритетных национальных проектов в отраслях: здравоохранение,образование, жилищное и сельское хозяйство. В 2009 году социальные расходыобластного бюджета составят практически половину расходов бюджета — 42 млрд.400 млн. рублей.
Правительством Самарской области принято решение об увеличении в2009 году фонда оплаты труда работников учреждений бюджетной сферы, оплататруда которых осуществляется по Единой тарифной сетке, финансируемых за счетсредств областного бюджета, на 16,2% к уровню текущего года. Всего расходыобластного бюджета на фонд оплаты труда работников бюджетной сферы планируютсяв объеме на 2009 год – 23 млрд. 977 млн. рублей, на 2010 год – 26 млрд. рублей,на 2011 год – 27 млрд. 976 млн. рублей.
Для успешного развития экономики Самарской области требуетсядоведение автомобильных дорог до нормативного уровня. В связи с этимзаконопроектом предусматривается значительное увеличение по сравнению с 2008годом расходов на данное приоритетное направление использования бюджетныхсредств. Так, расходы на строительство, капитальный ремонт и содержаниеулично-дорожной сети на 2008 год запланированы в объеме 7 млрд. 384 млн. рублей,на 2009 год — 8 млрд. 968 млн. рублей.
Удельный вес расходов, осуществляемых в рамках целевых программ,увеличился с 15% от общего объема расходов областного бюджета в 2008 году до 22%в 2009 году. Всего на реализацию целевых программ будет направлено средствобластного бюджета в 2009 году – 20 млрд. 454 млн. рублей (23% от общего объемарасходов), в 2010 году 19 млрд. 363 млн. рублей (21%), в 2011 году 13 млрд. 769млн. рублей (13%).
Субсидии бюджетам муниципальных образований планируются в объемах:на 2009 год – 7 млрд. 93 млн. 642 тыс. рублей, 2010 год – 6 млрд. 727 млн. 824тыс. рублей, 2011 год – 3 млрд. 7 млн. 778 тыс. рублей
Законопроектом планируется на 2009 год дефицит областного бюджетав объеме 7 млрд. 461 млн. 169 тыс. рублей, или 9% от объема доходов областногобюджета без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиямстатьи 92.1 Бюджетного кодекса.
Существующая система подготовки бюджета на 3 года дает максимумвозможностей для эффективного планирования развития губернии на краткосрочныйпериод.
Ограничиться только анализом доходной ирасходной части бюджета для оценки финансового положения региона нельзя. Анализдоходной и расходной части бюджета субъекта РФ не дает полной картины состоянияфинансов. Необходимо проанализировать состояние государственного долга субъектаРФ.
Данные о состоянии государственного долгаСамарской области взяты из официальных данных Министерства управления финансамиСамарской области – приложение к бюджету «Программа государственныхзаимствований Самарской области на соответствующий год»
Информация по государственному долгу Самарскойобласти по состоянию на 1 июля 2008 г. Объём, тыс. рублей Доля, %
01.07.2008/
01.06.2008,%
01.07.2008/
01.07.2007,% Государственный долг Самарской области 22 188 763,72 100,00% 156,48% 158,97% Областные государственные гарантии 2 206 359,44 9,94% 88,40% 100,80% Суды и кредиты из федерального бюджета 182 404,27 0,82% 98,93% 67,70% Ценные бумаги 19 800 000,00 89,23% 172,17% 172,17%
Данные таблицы показывают, что в Самарскойобласти соотношение суммы государственного долга к сумме собственных доходовочень незначительно
Проблема снижения государственного долгаявляется заботой исключительно самих субъектов РФ. Единый подход к ее решениюфактически отсутствует. Следствием этого являются многие ошибки приреформировании бюджетного процесса, в том числе при перераспределении доходныхи расходных полномочий между федеральным центром и регионами.
Заключение
В заключении работы хочется отметить, что эффективная финансоваяполитика развития регионов является залогом успешного развития страны в целом.Современная экономическая ситуация в Самарской области, да и в других регионахстраны, такова, что говорить о финансовой политике роста не приходится. Причинтому много. Это и внешняя политика государства, государственная политикаразвития регионов, существующая система межбюджетных отношений и другие. Ксожалению, решить отдельно возникшие проблемы на уровне региона нельзя.
Курс на централизацию большинства доходных источников на уровнефедерального центра, взятый несколько лет назад был единственно верным всложившейся ситуации, когда необходимо было расплачиваться с кредиторамистраны, погашать внешний долг. Благоприятная конъюнктура развития мировойэкономики, и, прежде всего мирового рынка нефти и газа, позволила нам «встатьна ноги». Сегодня Россия оправдывает статус надежного партнера, фондовый рынокнашей страны один из самых динамично развивающихся. Все это создает предпосылкипередачи полномочий на предоставление услуг населению, а также жилищногостроительства от федерального центра регионам. Соответствующая передачаполномочий должна подкрепляться передачей доходных источников. Уже в 2005 годув Самарской области сумма собственных доходных источников увеличилась.Постепенно самостоятельность бюджетов субъекта возрастает.
Важным фактором роста экономики регионов и страны в целомвыступает промышленность. Нам надо развивать те отрасли промышленности, дляразвития которых у нас есть все предпосылки. Развивая промышленность,необходимо учитывать положения теории размещения производства. Для Самарскойобласти – это нефтепереработка, электроэнергетика, автомобилестроение.Экономический рост, основанный на экспорте сырья, постепенно необходимозаменить экономикой, основанной на экспорте товаров и услуг. Добиться этогоможно только, улучшив качество производимых товаров. А это во многом можетстать результатом крупномасштабных инвестиций. В этом огромная роль принадлежитгосударству. Президент отметил в бюджетном послании на 2007 год: «Не нарушаядостигнутой финансовой устойчивости, нам надо сделать серьезный шаг кстимулированию роста инвестиций в производственную инфраструктуру и в развитиеинноваций. Россия должна в полной мере реализовать себя в такихвысокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос,авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг».
Развитиепромышленного производства должно сопровождаться развитием инновационныхтехнологий. Огромная роль в этом принадлежит образованию. Россия всегда была«кузницей высококвалифицированных кадров», но в последнее время мы наблюдаемотток «мозгов» за границу. Все это результат проводимой политики в областиобразования и науки. К счастью, сегодня на уровне государства начали не толькоговорить о сохранении кадров в стране, но и делать. «Необходимым условиемразвития новых технологий остается надежная защита интеллектуальнойсобственности, и мы должны обеспечить охрану авторских прав внутри страны — этонаша обязанность и перед нашими иностранными партнерами» — отметил В.В. Путин.Развитие образования – вот одно из направлений роста нашей страны и особенноСамарской области. Сейчас, когда информация становится важнейшим, и одним изсамых дорогих ресурсов, поддержка развития передовых технологий залог успеха вбудущем. Этот путь развития должен сопровождаться также большимикапиталовложениями. Источники инвестиций необходимо искать внутри страны.Прямая кооперация государства и бизнеса – вот решение многих проблем.Государство не должно вмешиваться в развитие предпринимательства, используяразличные рычаги воздействия. Государство должно создать условия для развитиябизнеса, стимулировать вложения средств бизнесменами в модернизациюпроизводства. Хочется надеяться, что эта кооперация будет основана на законныхоснованиях взаимодействия. «Будем поддерживать российский бизнес. Но ибизнесмен с миллиардным состоянием, и чиновник любого ранга должны знать, чтогосударство не будет беспечно взирать на их деятельность, если они извлекаютнезаконную выгоду из особых отношений друг с другом» — говорит В.В. Путин, темсамым ставит еще одну проблему России – развитие коррупции.
Путей возможного развития много, но выбрать все из имеющихсяневозможно в силу ограниченности ресурсов. Определение оптимальных путейразвития и конечный результат зависит от конкретных целей, а выбор наиболееэффективного способа развития – дело органов государственной власти. Жаль, чтокак и любое решение, решение о направлении развития и источниках повышения благосостояния нации принимаются отдельно стоящимилицами.
Поэтому усилия органов власти субъектовФедерации, федеральных органов власти должны быть направлены на повышениеэффективности принимаемых решений в области управления финансами. Важныммоментом здесь может служить использование мирового опыта управления финансами,а также обращение к теории вопроса, в том числе к теориям размещения и теориямэкономического роста, сформированные известными экономистами 19-20 веков.
Бюджет Самарской области на 2009 год и на плановый период 2010 и2011 годов является социально ориентированным.