/>/>МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИКАЗАХСТАН
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Ценообразование
на тему:
Регулирование государством цены
Выполнил:Ашимов Х.Ж.,
студентгруппы БУС-07-2
Проверила:ст.пр. Рябинина В.А.
Караганда 2009
Содержание
Введение
1.Цена – один из рычагов управления экономикой республики
2.Государственное регулирование цены
2.1История становления и развития государственного регулирования ценообразования
2.1.1Классический подход к государственному вмешательству в ценообразование
2.1.2Кейнсианство о роли государства в экономике
2.1.3Современный подход к роли государства в ценообразовании
2.2Методы воздействия государства на цены
2.2.1Методы прямого воздействия государства на цены
2.2.2Методы косвенного воздействия государства на цены
2.3Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результат функционирования рынка
2.3.1Механизм установления верхнего предела цены
2.3.2Механизм установления нижнего предела цены
2.4Оценка государственного регулирования рыночных цен
2.5Регулирование цен в Казахстане
2.5.1История развития регулирования цен в Казахстане
2.5.2Современное состояние экономики Республики Казахстан
3.Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағанды құрылыс»
3.1Общие сведения о предпрятии
3.2Установление цены на товар
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Цена товара является важнейшим элементом хозяйственногомеханизма современных экономических систем. В условиях развития рыночнойэкономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценовогомеханизма или отказ от управления ценами в надежде на его стихийное действиеоборачивались большими или меньшими негативными последствиями в развитииобщественного производства во многих странах на тех или иных этапах ихразвития.
Государство отпустило цены еще в 1992 году. Таким образом,начиная с этого момента, в Республике Казахстан все цены стали свободными.Однако, политика стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что все онив той или иной степени регулируют функционирование хозяйственного механизма.
Система цен является одним из важнейших элементов рыночнойэкономики, она взаимосвязана в другими элементами рыночного механизма иреагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическиминструментом и используется государством для регулирования экономическихпроцессов.
Поэтому проблема государственного регулирования цен игосударственного вмешательства в ценообразование, рассмотренная в даннойработе, является актуальной.
Государственное вмешательство в ценообразование впервые былообосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм исчитал, что для обеспечения нормального роста и достижения экономическогоравновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика«вылечить» себя не может.
Значимость государственного вмешательства в ценообразованиеочевидна – только при активном и грамотном государственном вмешательствевозможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование неоптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозитупадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.
Какие же цели ставит перед собой государство в политикерегулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономическогоравновесия и обеспечение общественного воспроизводства. Это – глобальные цели.Они перед государством стоят всегда. Кроме того, цели могут меняться взависимости от характера экономического развития в каждый данный промежутоквремени.
Но эти цели могут быть достижимы лишь в сопряжении. Например,стимулирование роста производства и повышение его эффективности хотя и можноставить в качестве цели, но второе не обязательно предполагает первое. С другойстороны, между целями могут возникнуть конфликты. Например, между повышениемэффективности производства и сохранением окружающей среды. Вот тут – то ивозникает ещё одна цель государственного регулирования – сглаживание противоречиймежду целями экономической политики, снятие конфликтов между ними.
Государство может ставить перед собой любые цели. Но, чтобыих достичь, оно должно располагать средствами, ресурсами материального инематериального порядка, которые явились бы гарантом достижения целей, то естьгосударство должно иметь возможности в случае необходимости “нажать”.
А подобных случаев бывает много. Такими средствами нажимаявляются:
— государственный бюджет
— государственная собственность
— законодательное творчество
— информация
— внешняя торговля
— силовые структуры
И наконец, государство вырабатывает определённые методырегулирования. В зарубежной практике сложились следующие методыгосударственного регулирования:
— управление государственной собственностью
— государственное потребление
— социальные программы
— бюджетная политика
— налогообложение
На заре рыночной экономики господствовало стихийноеценообразование. По мере развития экономической роли государства происходиловозрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены –тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует наценообразование – регулирует их. Имеются факты положительного и негативноговоздействия государственных органов на цены.
Регулирование цен – есть норма современной экономики всехстран мира. Все государства регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия,Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китаеболее 50%.
Тема актуальна тем, что регулирование цен государствомпозволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости отизменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненныйуровень населения и т.п.
1. Цена – один из рычагов управления экономикой республики
Цена — это количество денег (или других товаров, услуг),уплачиваемое за единицу товара (продукции, изделия и т.п.), или, другимисловами, денежное выражение стоимости товара (продукции, изделия и т.п.).
Цена – экономическое понятие, существование и важностькоторого никому не надо объяснять и доказывать. С детских лет, как толькочеловеку приходится наблюдать или самому участвовать в покупке, он на бытовомуровне воспринимает, что такое цена и какую роль она играет в его жизни и жизнидругих людей.
Высокая цена означает, что вещь дорогая, и её покупка требуетбольших денежных затрат, низкая цена означает дешевизну и меньшую нагрузку накарман покупателя. Однако цена, а точнее, цены, вся их совокупностьпредставляют собой не только индивидуальную, личную, но и общественную, социальнуюкатегорию. Они регулируют как отдельные покупки и продажи товаров потребителям,так и экономические процессы, в целом, включая производство, распределениетоваров, обмен или потребление благ, оказание услуг. Здесь уже все цены, вместевзятые, с учетом их формирования и изменения действуют как общий, единый,целостный ценовой механизм.
Эта функция цен и их воздействие на экономику в масштабах нетолько личности и семьи, но и предприятия, отрасли, территории, страны гораздоменьше известны обывателю.
Далеко не все знают, что в экономике применяются десяткимиллионов цен, что под единым понятием «цена» понимается множестворазновидностей цен, включая оптовые, розничные, регулируемые, договорные,свободные рыночные, государственные, контрактные, прогнозные, проектные,лимитные, мировые и ряд других.
Будучи широко употребительными в экономике любого типа(централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют в разныхэкономиках по-разному. В соответствии с коммунистической (чисто распределительной)доктриной экономика вообще может обойтись без денег, а следовательно, и безцен, тогда как рыночная экономика без цен становится бессмысленной.
Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкийинструмент и в то же время довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя ихреальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни вчастности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизмлюдьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешнийрегулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как врыночной они образуют часть системы саморегулирования.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимаетсякомплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реальнопод одним наименованием «цена» существует, как упоминалось выше, множество еёвидов, различающихся между собой назначением, областью применения, способомформирования.
Дать общее, единое определение понятия «цена» столь жесложно, как найти всеобщую дефиницию термина «деньги». Тем более что этипонятия тесно связаны между собой и что термин «цена» производен от слова«деньги». Для потребителя, покупателя такое утверждение может показатьсястранным. С позиции покупателя, приобретающего товары по определенным ценам,все представляется предельно ясным. Для покупателя цена – это количество денег,которое ему приходиться платить за единицу товара, за вещь, за услугу. Дляпродавца – это количество денежных единиц, которое можно получить запродаваемую вещь. В принципе эти естественные, эмпирические определения вполнекорректны.
Цена, как и деньги, есть историческая категория, возникшая исформировавшаяся в процессе зарождения и развития обмена. Уже в ходепростейшего натурального обмена приходится по сути использовать цены какобменные пропорции, обеспечивающие эквивалентность обмена. Когда древнийкаменотес обменивал один каменный топор на два горшка гончара, он исходил изтого, что цена горшка равна половине топора. Это были своеобразные товарныецены, проявляющиеся в пропорциях обмена. Такая цена еще не универсальна ивыражена для каждой из обменивающихся сторон в разных единицах.
Купля-продажа является признанием обществом его общественнойценности. Цена выступает главным ориентиром поведения предприятия на рынке, отнее непосредственно зависит, какие издержки будут возмещены в процессереализации товаров, какие нет, каковы будут доходы предпринимателей, в какиеотрасли будут направлены капиталы и т.д.
Успех деятельности предприятий определяют следующие составляющие:объективная ценовая стратегия, разумная ценовая тактика, правильная методикаценообразования. Развитие рыночной экономики означает переход к принципиальноиной модели установления цен, что сопряжено с необходимостью учитывать сложныйкомплекс ценообразующих факторов, отражающих интересы соответствующих субъектовхозяйствования.
Размер цены на конкретный товар зависит от возможностейрынка, его типа и емкости, других факторов и целей. В практике ценообразованиявыделяют следующие цели формирования цены:
ориентация на существующее положение, когда производитель(изготовитель, продавец) заинтересован в максимизации доли на рынке, ростеобъемов продаж;
ориентация на прибыль, т.е. получение ее максимума, иориентация на существующее положение, когда производитель стремится избегатьнеблагоприятных воздействий внешней среды (например, конкурентов,налогообложения и т.п.).
2. Государственное регулирование цены
2.1 История становления и развития государственногорегулирования ценообразования
Классическая политическая экономия рассматривала свободноскладывающиеся на рынке цены как главный элемент механизма поддержанияравновесия между спросом и предложением. Однако в действительности идеальнойвсеобщей и полной свободы ценообразования никогда не было. Весь спрос в степении формах ограничения свободной игры цен. Даже если абстрагироваться отвозможностей сговора производителей или продавцов, на протяжении всей историикапитализма можно проследить воздействие государства на цены.
Тарифы на услуги государственных железных дорог, почты,телеграфа, государственные монопольные цены на «акцизные» товары,продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные годы,таможенная политика и косвенное налогообложение, существенным образом воздействующеена внутренние цены — вот далеко не полный перечень мер государственногорегулирования цен за последние 100-150 лет.
Первая мировая война, а также начавшиеся вслед за нейдепрессия и кризис послужили переломным моментом в истории государственногорегулирования цен. Германский экономист Х. Мюллер писал по этому поводу, чтополитические и экономические потрясения в государстве и обществе вызвалиосознание того, что в интересах лучшего функционирования хозяйства, болееравномерного распределения и избегания опасности революционного переворота былобы целесообразно, чтобы государство взяло на себя заботу по регулированиюхозяйственного процесса и поддержанию справедливых цен.
Попытки регулировать цены в условиях инфляции и кризиса путемвнешнеторговой политики оказались несостоятельными. К середине 30-х годов вомногих развитых странах с рыночной экономикой были приняты законы,предоставляющие государству полномочия по воздействию на цены вплоть до ихзамораживания; государственные мероприятия по воздействию на цены сталисоставным элементом государственного регулирования экономики.
Государственные мероприятия по регулированию цен может носитьзаконодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентамизаконы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, атакже между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законовпредставляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданскоеправо. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляютадминистративную деятельность по регулированию цен.
Законопроекты по ценам, как и по другим хозяйственнымвопросам, вносятся в парламент партийными фракциями, независимыми депутатамиили правительством; мероприятия по регулированию цен осуществляют непосредственноминистерства экономики, финансов и центральный банк. В ряде стран существуютминистерства торговли, сельского хозяйства. Они также оказывают влияние наценообразование. Во многих странах в конце 60-70-х годах были созданымежминистерские советы по ценам; они имеют наблюдательно-совещательные функции.
В каждой стране при правительстве или отдельных его органахсуществуют экспертные комитеты, куда входят известные специалисты, и советы, вкоторых заседают представители профсоюзов, союзов крестьян, торговцев,предпринимателей и представители государственных органов. Указанные комитетыпризваны консультировать государственные органы по вопросам цен и выражать своемнение по поводу ценовых законопроектов.
2.1.1 Классический подход к государственному вмешательству вценообразование
Отношение к государственному вмешательству в рыночнуюэкономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В периодстановления рыночных отношений в 17 и 18 веках господствовала экономическаядоктрина меркантилизма, основывающаяся на признании безусловной необходимостигосударственного регулирования для развития.
С расширением рыночных отношений набравший силу класспредпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанныес этим ограничения как помеху своей деятельности. Неудивительно, что пришедшиев конце 18 века на смену меркантилизму идеи экономического либерализма,негативно оценившего государственное вмешательство в экономику, сразу нашлиогромное число горячих поклонников.
Применительно к рыночной экономике идеи экономическоголиберализма впервые наиболее полно обосновал А.Смит в труде «Исследования оприроде и причинах богатства народов». Согласно А. Смиту, рыночная системаспособна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личныйинтерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главнаяпобудительная сила экономического развития. То есть Смит утверждал, что вэкономике свободного рынка отдельные индивиды, руководствуясь собственнымиинтересами, направляются как бы невидимой рукой в целях реализации интересовдругих людей и общества в целом.
Можно легко показать суть аргументов А. Смита, применяяпример с рестораном быстрого обслуживания. Владельца ресторана, прежде всего,интересуют его прибыли. Он руководствуется своими собственными интересами встремлении снизить свои издержки и тем самым решает, как ему производить, чтобыне допустить растраты ресурсов. Он пытается скорректировать меню своегоресторана, с тем, чтобы максимизировать прибыль, и таким образом решает, чтоему производить, чтобы это отвечало потребительским запросам и желаниям. Еслион изобретет новый популярный бутерброд или лучший способ приготовлениягамбургеров, то он получит больше денег, но и завсегдатаи ресторана также отэтого выиграют. И поле приемлемого для общества в целом выбора расширяется. Вовсем этом цены играют ведущую роль: цены того, что он продает, отражаютценность его продуктов для потребителей, в то время как цены того, что онпокупает, отражают затраты его поставщиков.
Цены в экономике свободного рынка определяют не только то,что и как производится, но также и для кого. Люди, владеющие ценными ресурсами- унаследованными, как здоровье или талант, или приобретенными в результатетяжелого труда или счастливого случая, — получат больше из совокупногообщественного продукта. Те, кто на старте обладают меньшим количеством ресурсовили предпочитают работать не столь напряженно, в итоге получат меньше.
Несмотря на силу и элегантность аргументов А. Смита, несуществует чисто рыночных экономик. Почти все государства играют важную роль врешении, например, вопроса «для кого», обеспечивая едой тех, ктоиначе бы умер от голода, а также в попытке решения таких общеэкономическихпроблем, как инфляция и безработица. Государство, как правило, производитнекоторые товары и услуги (такие, как образование или национальная оборона) ирегулирует деятельность многих рынков (контролируя, например, и цены наэлектричество, и качество мяса для гамбургеров). Налоги вводятся как для того,чтобы оплачивать государственные покупки, так и для того, чтобы влиять нафункционирование рынков.
Одной из центральных в учении А. Смита стала идея о том, чтоэкономика будет функционировать эффективнее, если исключить регулирование еегосударством. Лучший вариант для государства — придерживаться политикиневмешательства государства. Поскольку главным координатором, по А. Смиту,выступает рынок, рынку больна быть предоставлена полная свобода.
Последователей Адама Смита, одним из которых является ДавидРикардо, относят к так называемой классической школе. Они полагали, что, чемменьше государство вмешивается в экономику, тем эффективнее функционируетрынок, то есть действуют силы спроса и предложения, а значит, в конечном счете,тем лучше для экономики.
2.1.2 Кейнсианство о роли государства в экономике
Переворот в классических воззрениях на роль государства врыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста ДжонаМейнарда Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе «кейнсианской революции», вызвали переворотв классических воззрениях на рыночную экономику. Доказывались невозможностьсамоисцеления экономического спада, необходимость государственноговмешательства как средства, способного уравновесить совокупный спрос исовокупное предложение, вывести экономику из кризисного состояния,способствовать ее дальнейшей стабилизации.
Из классической концепции следует однозначный выводотносительно роли государства. Если рынок обладает регуляторами, способнымиобеспечивать полное использование имеющихся ресурсов, то вмешательствогосударства излишне. В классической теории был сформулирован принципнейтральности государства, согласно которому оно должно воздерживаться отвлияния на экономических субъектов, и стараться свести к минимуму негативныерезультаты собственной деятельности.
Классики считали, что цены являются подвижными и гибкими.Кейнсианство исходило из того, что цены и заработная плата слабо менялись,особенно в краткосрочном периоде.
В кейнсианской концепции отвергалось и то положениеклассической теории, согласно которому предложение создает собственный спрос.Дж. Кейнс утверждал, что существует обратная причинно-следственная связь:совокупный спрос создает совокупное предложение. Если совокупный спрос недостаточен,то и объем производства не будет равен потенциальному при полной занятости. Принегибкости цен экономика долгое время может пребывать в состоянии депрессии свысоким уровнем безработицы.
Исходя из положения о том, что объем предложения, илиреальный объем производства, который предприниматели будут поддерживать,определяется спросом. Можно утверждать, что снижение совокупного спросаприведет к уменьшению реальных объемов производства. В данной ситуациисовокупный спрос и совокупное предложение будут уравновешены, но на уровне, далекомот потенциального объема, то есть с неполной занятостью ресурсов.
И такое положение может сохраниться достаточно долго, причемсамо по себе может и не измениться. Избежать больших потерь, длительнойбезработицы можно через активную макроэкономическую политику государства,направленную на стимулирование совокупного спроса.
Дж. Кейнс и его последователи считали, что государство должноспособствовать выводу экономики из кризиса, проводя экспансионистскуюфинансовую и денежно-кредитную политику. Иначе говоря, в периоды кризисоврекомендовалось расширять государственные расходы, стимулировать инвестиционныедоходы частного сектора через снижение налогов, низкую ставку процента(политика дешевых денег) и т. п.
В отличие от классической идеи о нейтральности государства, вкейнсианской концепции доказана необходимость координирующего активноговмешательства государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил всаморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения нормальногороста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне.Сама рыночная экономика «вылечить» себя не может.
2.1.3 Современный подход к роли государства в ценообразовании
Одной из наиболее значительных особенностей современногогосударственно-монополистического устройства является активное вмешательствогосударства в экономическую жизнь страны.
Положение о саморегулирующейся рыночной системе (Рынок – этоживой социальный механизм, наделенный удивительной способностью ксаморегуляции, движению к точке равновесия) подсказывает нам и пределыгосударственного вмешательства в рыночный механизм. Как живой человеческийорганизм наделен (до известной степени) способностью к самоизлечению, так и «сбоии поломки» рыночного хозяйства нередко способен выправить сам рынок. Можнопровести аналогию с болезнью человека, носящей не слишком серьезный, а темболее хронический характер. Если вы простудились и у вас слегка, на 0,5градусов, поднялась температура – это естественная реакция организма,означающая, что начали действовать его защитные механизмы. Но если вы сломалиногу – вмешательство хирурга неизбежно.
К началу 20 века рыночный механизм стал демонстрироватьсерьезные сбои, которые потребовали государственного вмешательства. Но всясложность государственного регулирования заключается в том, чтобы не разрушатьсокровенные механизмы самонастройки рынка. Так, установление государствоммаксимальных или минимальных цен на какую-либо продукцию может обернутьсянарушением важнейшей функции цены в товарном хозяйстве, – быть объективныминформационным сигналом. Да, с гиперинфляцией надо бороться, но если это делатьадминистративным путем подавления открытого роста цен, устанавливать потолкицен и заработной платы — это приведет к дефицитам тех или иных товаров ипроизводственных ресурсов.
Корректировать, но не разрушать рыночный механизм — заповедьсовременной эффективной макроэкономической политики.
Современная рыночная экономика — это гибкая системаприспособления производства к потреблению. Одновременно это и системагосударственного контроля за соблюдением принципов конкуренции и социальнойзащиты. Ни одно из известных ныне рыночных экономик не функционирует стихийно.Все они являются объектами государственного регулирования, перспективы ихразвития в большей или меньшей степени определяются содержаниемсоциально-экономической политики того или иного государства.
Целью экономической политики государства является достижение«полной» занятости и стабильности цен при равновесии платежного баланса страны,что должно обеспечить максимизацию прироста национального дохода.
Цели ценового регулирования заключаются в том, чтобы недопустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивогодефицита, резкое повышение цен на экспортируемое топливо и сырье, монополизмапроизводителей, способствовать созданию нормальной конкуренции, добитьсяконкретных социальных результатов, в частности обеспечить поддержаниеопределенного прожиточного минимума, возможность приобретения товаров первойнеобходимости.
Степень государственного регулирования цен зависит отсостояния экономики. Оно усиливается в кризисных ситуациях ускоренной инфляции,роста дефицитности отельных продуктов, необходимости быстрой структурнойперестройки экономики и ослабевает по мере выхода из кризиса. В странах сдинамичной, сбалансированной и развитой экономикой цены регулируются в меньшейстепени, чем в странах с несбалансированной и неустойчивой экономикой. Здесь вбольшей степени получает развитие неценовая конкуренция.
Во многих странах в настоящее время правительства отдаютпредпочтение неоклассической модели по сравнению с неокейнсианской, чтоозначает как можно меньшее государственное вмешательство в экономику исокращение сферы его влияния, а также создание условий для более полного исвободного взаимодействия рыночных факторов (так называемый «консервативныйпереворот» в государственно-монополистическом регулировании экономики).
2.2 Методы воздействия государства на цены
2.2.1 Методы прямого воздействия государства на цены
Прямое вмешательство государства в процесс ценообразованияозначает участие государства в лице его административных органов в формированииуровней, структуры, соотношений и динамики цен, установлении определенныхправил ценообразования.
В настоящее время все цены, как свободные, так ирегулируемые, устанавливаются товаропроизводителями. Государственноевоздействие на их уровень и структуру осуществляется путем обеспеченияметодического единства в их установлении и применении. Так, государственныеорганы управления определяют состав затрат, учитываемых в себестоимостипродукции, и расходы, возмещаемые из прибыли, устанавливают нормативырентабельности на продукцию предприятий-монополистов.
К методам прямого вмешательства государства в процессценообразования можно отнести следующие.
1. Замораживание цен (общее, на отдельные группы товаров илиот дельные товары), временный или частичный запрет на изменение цен.
Такой подход применяется при сильной инфляции длястабилизации уровня цен.
2. Установление фиксированных цен и тарифов, решение овведении которых принимается соответствующими органами власти. Субъектыценообразования (предприятия и организации) в случае введения таких цен обязаныреализовывать свою продукцию или услуги по ценам, не превышающим по своемууровню установленных фиксированных цен.
Такие цены в основном применяются при заключениигосударственных контрактов. Причем их введению предшествует процедураопределения прибыли (рентабельности), включаемой в цены, и разрешения возможныххозяйственных споров. В этом случае цена обладает определенной степеньюжесткости, а предприятие-изготовитель, принимая на себя хозяйственный риск, вто же время получает широкие возможности получения дополнительной прибыли засчет экономии затрат.
Фиксированные цены устанавливаются также на продукцию илиуслуги предприятий — естественных монополистов. В первую очередь это касаетсяотраслей жилищно-коммунального хозяйства, городского транспорта, ритуальныхуслуг и некоторых других, цены и тарифы на которые устанавливаютсярегиональными и муниципальными органами власти.
3. Установление предельных цен или коэффициентов, пределоввозможного изменения (роста) цены за определенный период времени или предельногоуровня цены, то есть максимального или минимального уровня цены, выше или нижекоторого цена не может подниматься.
Такого рода регулирование производится по отношению кпродукции естественных монополий, по которым определяются предельные уровнироста цен или тарифов на их продукцию или услуги в течение года.
4. Установление предельного норматива рентабельности. В этомслучае при расчете цены в ее состав включается прибыль в размере не большенорматива, размер которого может дифференцироваться по отраслям и видампродукции. Этот метод применяется при регулировании цен на продукциюпредприятий-монополистов. Цены на продукцию, по которой фактическаярентабельность превышает установленный уровень, должны быть снижены.
5. Установление фиксированных цен или предельных размеровснабженческо-сбытовых и торговых надбавок, наценок, скидок. Органамисполнительной власти на местах разрешено устанавливать предельные уровниснабженческо-сбытовых и торговых надбавок на некоторые виды продукции(лекарственные препараты и медикаменты, детское питание) и наценок на продукциюсобственного производства (в школьных буфетах и столовых) на соответствующейтерритории и определять порядок их установления и применения.
6. Декларирование цен. По решению органов исполнительнойвласти может быть введено декларирование цен (оптовых или отпускных) наотдельные виды продукции. В этом случае все предприятия, производящие даннуюпродукцию, обязаны представить в органы ценообразования декларации об уровнецен для заявительной регистрации. В свою очередь, органы ценообразования должныили принять решение о регистрации цены, либо отказать в ее регистрации, либопринять решение об обоснованном изменении указанной цены.
7. Установление рекомендательных цен по важнейшим видампродукции. Если цена превышает рекомендуемый уровень, то может применятьсяпрогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации продукции позавышенным ценам. Такой метод применяется в некоторых странах (США, Япония).
В целом, защитные меры государства по сдерживанию роста ценмогут осуществляться в форме установления правительством верхних пределов ценили прибылей, замораживания цен, установления определенного порядкаформирования цен. Для недопущения снижения цен могут устанавливатьсяминимальные цены, определяться минимально допустимый уровень прибыли, видызатрат, в обязательном порядке покрываемых за счет цены.
2.2.2 Методы косвенного воздействия государства на цены
Косвенное вмешательство в ценообразование обеспечиваетсяприменением совокупности способов и средств, способствующих расширениютоварного предложения на рынке, управлению доходами населения, регулированиюналогов как на производимую, так и на потребляемую продукцию.
Косвенное регулирование цен может осуществляться черезизменение учетной ставки банковского процента, уровня минимальной заработнойплаты, проведение определенной налоговой политики и политики доходов.Государство может влиять на цены через сферу денежного обращения, принятие иприменение антимонопольных законов путем воздействия на баланс спроса ипредложения, а также разработкой эффективной системы таможенных тарифов ипошлин и т. д.
Таким образом, в число методов косвенного воздействиягосударства на цены можно включить:
• регулирование доходов производителей продукции, продавцов ипокупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств,компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальнойзаработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников);
• регулирование налогов на производимую и потребляемуюпродукцию (льготное налогообложение);
• разработку системы мер, способствующих расширению товарногопредложения (снижение ставки банковского процента, льготное кредитование иналогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер позащите внутреннего товаропроизводителя);
• создание условий для развития конкуренции и ограничениямонополизации рынка;
• государственное стимулирование привлечения в странуиностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числарабочих мест;
• эффективное использование таможенных тарифов и применениельготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, непроизводимой в достаточных количествах.
путем использования и применения совокупности разных способови средств, способствующих расширению товарного предложения на рынке;
путем регулирования налогов как на производимую, так и напотребляемую продукцию (система льготного налогообложения).
Путем льготного кредитования, субсидирования и дотирования избюджета, государственного финансирования на разработку и создание новых видовпродукции снижаются затраты на производство, что является основой стабилизацииили снижения цен для потребителей. Государственное субсидирование —существенный фактор поддержки малодоходных, но важных для национальнойэкономики отраслей, а также предприятий, находящихся в состоянии реконструкции иликризиса, что, в свою очередь, может оказать влияние на стабилизацию уровня ценна товары первой необходимости.
Субсидирование цен широко практикуется через системукомпенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целяхвозмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки ихпроизводства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касаетсядотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточныепроизводства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотациисельскохозяйственного производства.
Органы государственной власти могут заключать с юридическимили физическим лицом договор о введении фиксированных цен на реализуемую имипродукцию или услуги, а также могут поощрять заключение соглашений междупроизводителями и потребителями продукции в части принятия производителямипродукции односторонних обязательств, направленных на ограничение роста цен.
К формам косвенного регулирования цен также можно отнестиразличные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами:
создание условий для развития здоровой конкуренции ипредпринимательства;
эффективное использование таможенных тарифов, льготныхтаможенных пошлин для стимулирования товарной интервенции по дефицитным илипредназначенным для социально незащищенных слоев населения видам продукции;
разработка специальных правительственных программ по развитиюпроизводства товаров народного потребления, расширению услуг, оказываемыхнаселению, увеличению жилищного строительства за счет государственных бюджетныхассигнований;
государственное стимулирование привлечения в странуиностранных инвестиций, создания совместных предприятий.
Регулируемые цены подразделяются на:
а) фиксированные цены – прямо устанавливаемые государством наопределенном уровне (нефть, газ, хлеб). Существуют такие формы фиксированияцен: прейскурантные цены, фиксирование монопольных цен (такие ценыустанавливаются в экспериментальных условиях – война, бедствие, кризис вэкономике, дефицит товаров).
б) предельные цены – это цены, выше которых предприятие неможет устанавливать цену на свою продукцию.
Регулируемые цены могут быть:
— гарантированными
— рекомендуемыми
— лимитными
— залоговыми (защитными)
Целесообразно наличие обоих видов цен (чтобы цены безграничноне росли вверх и социальная защита населения – прожиточный минимум).
Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования имеютв основном макроэкономический характер и представляют собой единое целое собщей макроэкономической политикой государства.
2.3 Воздействие верхнего и нижнего пределов цен на результатфункционирования рынка
/>
2.3.1 Механизм установления верхнего предела цены
Регулирование цен осуществляется посредством установленияверхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать ценызапрещено.
Например, если правительство, подталкиваемое жалобамипотребителей мороженого, устанавливает потолок цены, ее воздействие на рынокмороженого зависит от соотношения рыночной и предписанной государством цены. Втом случае, когда правительство устанавливает верхний предел цены в $4 (вышецены, уравновешивающей спрос и предложение $3), на рынке возникает ситуация, представленнаяна графике (Рисунок 2.3.1 – а) В таком случае предельная цена называетсянесвязанной. Рыночные силы естественно движут экономику к равновесию, аустановленный потолок не оказывает в этом случае существенного влияния.
График на (Рисунке 2.3.1 – б) иллюстрирует другой, болееинтересный вариант, когда правительство определяет верхний предел цены вразмере $ 2 за стаканчик. Так как равновесная цена в $ 3 выше установленнойгосударством цены, предельную цену называют сдерживающим ограничением рынка.Силы спроса и предложения движут цену к равновесной цене, но рыночная цена«ударяется о потолок», препятствующий ее росту, и устанавливается на уровневерхнего предела цены. При этой цене объем спроса на мороженое (125стаканчиков) превышает объем предложения (75 стаканчиков). Возникает дефицитмороженого, а значит, некоторые потребители, желающие приобрести мороженое, присуществующей цене не смогут это сделать.
Поскольку установление верхнего предела цены привело кпоявлению дефицита, формируется механизм естественного рационирования распределениямороженого — длинные очереди. Покупатели, имеющие возможность прийти пораньше иподождать в очереди, приобретут желанный стаканчик, в то время как люди,которые не имеют желания или возможности терять время, не получат ничего.Продавцы распределяют мороженое по собственному усмотрению: продают егодрузьям, родственникам или потребителям одной с ними расы или национальности.Отметим, что хотя установление потолка цены продиктовано желанием помочьпокупателям мороженого, выгоду извлекают далеко не все потребители. Некоторыепотребители покупают мороженое по низкой цене, но им приходится выстаивать вочереди, другие — вообще не могут получить мороженого.
/>
(а) (б)
Рисунок 2.3.1 – Несвязанный (а) и связанный (б) верхнийпредел цены
Мы имеем все основания сделать вывод: когда правительствоустанавливает сдерживающий верхний предел цены на конкурентном рынке,следствием его становится дефицит товара; продавцы должны рационировать распределениеограниченного количества товара среди большого количества потенциальныхпокупателей. Механизм рационирования, возникающий при верхнем ограничении цены,в нормальных условиях нежелателен. Длинные очереди неэффективны, так какпокупатели теряют в них время. Дискриминация, которая возникает прираспределении товара по усмотрению продавца, неэффективна (потому что товардалеко не всегда получает покупатель, который его больше всего ценит) инесправедлива. Напротив, механизм распределения на свободном конкурентном рынкеи эффективен и не подвержен влиянию отдельных личностей. Когда рынок мороженогодостигает равновесия, все, кто желает заплатить рыночную цену, без проблемполучают свой стаканчик мороженого. Свободный рынок распределяет товары спомощью цен.
/>2.3.2Механизм установления нижнего предела цены
Чтобы рассмотреть влияние другого вида контроля за ценами, используемпрежний пример с рынком мороженого. Допустим, что правительство поддалось уговорамНациональной организации производителей мороженого и приняло решение обустановлении нижнего предела цены. Определение пола цен, как и потолка, естьпопытка поддержать рыночные цены на неравновесном уровне. Если верхний пределцены — официальный максимум цены, нижний предел — официальный минимум цены.
Когда правительство устанавливает пол для цен на мороженое,возможны два результата. Если правительство устанавливает нижний предел цены вразмере $2 за стаканчик, а равновесная цена составляет $3, мы получаемрезультат, представленный на графике (а) Рисунок 2.3.2. Так как равновеснаяцена находится выше пола цены, нижний предел цены несвязан и рыночные силыестественно движут экономику к равновесию. Нижний предел цены в этом случае неоказывает никакого воздействия на состояние рынка.
График (б) Рисунок 2.3.2 иллюстрирует последствияустановления нижнего предела цены в размере $4 за стаканчик. Так какравновесная цена составляет $3, пол превращается в ограничение рынка. Силыспроса и предложения движут цену в сторону равновесия, но она наталкивается нанижний предел. В этом случае рыночная цена равна нижней предельной цене. Приэтой цене объем предложения мороженого (120 стаканчиков) превышает объем спроса(80 стаканчиков). Производители, желающие продать мороженое, не имеютвозможности реализовать его при текущей цене. Таким образом, следствиеустановления нижнего предела цены — избыток предлагаемой продукции.
Мы упоминали, что верхний предел цены и дефицит способствуютформированию нежелательного механизма распределения. В случае существованияпола рыночной цены некоторые продавцы не имеют возможности реализоватьпроизведенную продукцию. Преуспевают те из них, кто умеет использовать личныепредпочтения покупателей, основанные на расовых или семейных соображениях.Напротив, на свободном рынке основным элементом механизма распределения служитцена, а поставщики продают все, что они произвели, ориентируясь на равновеснуюцену.
/>
Рисунок 2.3.2 Установление связанного (а) и несвязанного (б) нижнегопредела цены
/>/>
2.4 Оценка государственного регулирования рыночных цен
Рынок обычно являет собой хороший способ организации экономическойдеятельности. Вот почему экономисты почти всегда выступают против установленияверхних и нижних пределов цен. По мнению экономистов, цены — итог принятиякомпаниями и потребителями миллионов решений, определяющих кривые спроса ипредложения. Цены играют важнейшую роль в достижении равновесия спроса ипредложения и, следовательно, координации экономической деятельности.Законодательное установление цен игнорирует сигналы, детерминирующиераспределение ресурсов общества. Конечно, правительство иногда имеетвозможность улучшить результаты функционирования рынка. Политики стремятсяустановить контроль над ценами, так как они считают рыночные результатынесправедливыми. Контроль за ценами часто призван улучшить положение беднейшихслоев населения. Например, закон о контроле за рентой направлен на увеличениедоступности аренды жилья, а минимальный размер оплаты — на избавление людей отбедности. Но очень часто последствия установления контроля за ценамиотрицательно сказываются именно на тех, кому стремятся помочь политики.Контроль за рентой сохраняет на низком уровне арендную плату, но он нестимулирует поддержание зданий в хорошем состояния и осложняет поиск квартиры.Закон о минимальном размере оплаты труда ведет к росту доходов некоторыхработников, но другое его следствие — увеличение безработицы.
Для того чтобы оказать помощь нуждающимся, совсем необязательно контролировать цены. Правительство имеет возможность сделать арендужилья более доступной, субсидируя оплату части ренты беднейшим семьям. Вотличие от контроля за уровнем ренты, рентные субсидии не ведут к сокращениюобъема предложения квартир и, следовательно, к дефициту жилья. Аналогично,субсидии заработной платы поднимают уровень жизни работающих представителейбеднейших слоев населения, а у фирмы исчезает повод отказывать им в приеме наработу. Пример таких субсидий — налоговый кредит на заработанный доход,правительственная программа, которая направлена на повышение доходамалооплачиваемых рабочих. Хотя политика субсидий (в сравнении с контролем заценами) более эффективна, но и она несовершенна. Рентные субсидии и субсидии назаработную плату стоят правительству денег и, следовательно, требуют повышенияналогов.
Заметим также, что такой контроль над ценами осуществляетгосударство на законодательной основе. Но он имеет вид вмешательства,нарушающего механизм рыночного ценообразования по законам спроса и предложения.Подобное вмешательство, или контроль над ценами, способны осуществлять и любыедругие монопольные структуры. В любом случае вмешательства такого рода способныблокировать рыночный механизм конкурентного ценообразования. Любой контроль надценами не только нарушает, но и разрушает рыночную систему. Примером этогоявляется командно-административная модель экономики с централизованным плановымспособом принудительного установления цены. Следствием такой моделиценообразования стали разрушение рынков и тотальные дефициты абсолютно всехвидов товаров.
Государственное вмешательство в рыночное ценообразование чащевсего сводится к принудительному установлению цены на уровне ниже рыночногоравновесия спроса и предложения. Мотивацией такого вмешательства выступают, какправило, социальные проблемы: ограниченный доступ к ресурсам илипотребительским благам; неравенство в доходах и т.д. Однако никогда еще неудавалось решить хотя бы одну из этих проблем методом вмешательства в механизмценообразования. Последствия контроля над ценами могут быть многообразными, новсе они, в особенности при длительном их применении, как правило, имеют отрицательныйэффект в социальной и экономической сфере. Такие последствия обнаружатся втоварном дефиците, нехватке и недопроизводстве товаров, что отрицательноскажется на всем обществе. Решена ли проблема бедных слоев общества, которыхправительство пыталось защитить, установив принудительно низкие цены? Нет, нерешена, поскольку недопроизводство и дефицитность «уводят» даже имеющиесятовары в теневые спекулятивные сферы. Возникают теневые рынки, где дефицитныетовары продаются по еще более высоким ценам, поскольку включают еще испекулятивную надбавку. Социально не защищенным группам эти товары и цены сталиеще более недоступными, а число неплатежеспособных граждан увеличилось.Контроль над ценами приводит также к таким экономическим последствиям, каксокращение производства, возникновение теневой экономики в различных сферах.Как известно, особенностью теневых структур является то, что они «неуловимы», вособенности для официального, государственного налогообложения. Следовательно,они сокращают реальные возможности для социальной защиты населения и бюджетныхотраслей, поскольку не платят налоги государству. Внешними, наиболее очевиднымипоследствиями разрушенного равновесия цен станут очереди потребителей затоварами, социальная напряженность и всеобщее недовольство политикойправительства. Потребуются такие меры, как нормирование, рационированиепотребления недостающих дефицитных товаров, их распределение по карточкам,талонам и т.п. На графике (Рисунок 2.4.3) показана схема государственногоконтроля и вмешательства в рыночный ценовой механизм с его основнымиотрицательными последствиями.
/>
Рисунок 2.4.3 – Схема государственного контроля
Нарушение законов ценообразования произошло прежде всегопотому, что спрос не ограничивался только группами социально незащищенногонаселения, для которых был установлен низкий уровень цен. Главное состоит втом, что этот принудительно «смещенный» спрос вызвал тенденцию сокращенияпроизводства и предложения товаров из-за их принудительно низких цен.Производители не заинтересованы выпускать и поставлять на рынок товары поценам, не возмещающим издержки производства. Возникающий вследствие этогодефицит товаров окажется необычайно болезненным для потребителей и вызоветнарастающее социальное напряжение.
2.5 Регулирование цен в Казахстане
2.5.1 История развития регулирования цен в Казахстане
Необходимость регулирования цен в Казахстане возникла еще вначале 90-х годов, когда Казахстан находился на стадии перехода к рынку. Итогихозяйствования за истекший после объявленной либерализации цен период в нашейреспублике, как и в других государствах СНГ, не обнадеживали. Монопольностьэкономики и отсутствие на рынке таких саморегуляторов цен, как свободноконкурирующие производители и поставщики товаров, государственногорегулирования, привели к резкому росту цен во всех отраслях и сферахдеятельности. Так, оптовые цены промышленности в декабре 1992 года по сравнениюс декабрем 1991 годом увеличились в 39 раз.
Рост оптовых цен не мог не сказаться на динамике розничныхцен на товары и платные услуги населению. В 1992 году они вырослисоответственно в 15 и 18 раз. Особенно больно они ударили по кошелькупокупателя, поднявшись за первый год реформы на продукты первой необходимости:на молоко — в 40 раз; масло сливочное — в 32; сахар — в 70; масло растительное- в 50; на мясо — в 20; на хлеб — в 15 раз. Услуги пассажирского транспортаподорожали за это время в 23 раза, дошкольных учреждений — в 14, бытовых — в 15раз, здравоохранения — в 28, курортные и оздоровительные — в 14, коммунальные,связи — в 19 раз.
Цены не оставили своей прыти и в 1992 году. Покупатель сталнадеется на государство. И оно стало регулировать уровень цен, прежде всего, напродукцию энергетических отраслей, являющихся исходными для уровня цен вперерабатывающих отраслях, товаров народного потребления и платных услугнаселению, выкраивая на это миллиардные дотации из бюджета, где и без того несходились концы с концами. Но случилось так, что возросшие государственныерасходы, появившиеся вследствие экспортного развала сложившегося десятилетиямиэкономического организма, приходилось покрывать в ущерб другим привычнымстатьям расходов.
Эти причины породили свои трудности и в деле регулированияцен в Казахстане, сопряженного с некоторыми особенностями структуры экономики икооперирования народного хозяйства традиционно в пределах бывшего СССР. Вреспублике не получила должного развития обрабатывающая промышленность,выпускающая конечную продукцию, от реализации которой как раз и получаетсяреальная прибыль. Поэтому Казахстан завозит с уже установленной поставщикомотпускной ценой. К ней прибавляются таможенные тарифы, посреднические,транспортные и прочие расходы, определяющие издержки обращения и окончательную ценутовара.
Наша экономика скооперирована в основном с Россией. Онапоставляла нам нефть, нефтепродукты, газ природный и сжиженный, электроэнергию.Такое кооперирование повлияло на формирование внутренних цен в республике затепло- и электроэнергию, коммунальные услуги.
Другой из причин роста цен являлось обвальное падение объемовпроизводства и услуг на всех предприятиях и в организациях, и увеличение всвязи с этим доли накладных расходов себестоимости единицы работ, продукции.Напрашивается вывод, что право самостоятельно устанавливать цены позволяетпредприятиям получать за счет этого дополнительную прибыль при сокращенииобъемов производства.
В условиях экономических преобразований без регулирующей ролигосударства в процессах управления народным хозяйством не обойтись. Тогда, вкачестве одной из антиинфляционных мер Кабинет Министров РК принял постановление(от 29.09.92 г. № 814) «О государственном регулировании цен на продукциюпредприятий-монополистов, регулируемую по свободным рыночным ценам».
Нельзя забывать и о том, что на уровень потребительских ценбольшое влияние оказывают услуги торговых организаций и других посредников всфере обращения товаров, которые материализуются в торговых иснабженческо-сбытовых надбавках.
Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставилогосударственным торговым и снабженческо-сбытовым организациям правосамостоятельно определять размеры надбавок с ограничением рентабельности:оптовой торговли — 3, розничной — 5% к товарообороту; снабженческо-сбытовыхорганизаций — 40% к издержкам обращения.
Но отдельные торговые предприятия злоупотребляли расширениемправ в этом деле. Распространилась практика произвольной дифференциации размеранадбавок по группам товаров. На дефицитные товары первой необходимости,пользующиеся спросом, стали применяться высокие торговые надбавки.
Напрашивается вывод, что сложившаяся практика в сфереценообразования нуждалась в корректировке. Поскольку крайности в степенилиберализации цен являлись негативными, необходимо было найти оптимальноесоотношение между достаточной самостоятельностью предприятий при установлениицен на реализуемую продукцию и государственным регулированием цен. Перестановкаакцента на государственное регулирование цен отнюдь не означает возврата ккомандно-административным методам управления. Следует лишь дополнить рыночныемеханизмы плановыми методами управления экономикой.
В условиях кризисной ситуации степень государственногорегулирования цен должна быть значительной. Резкий переход к новым условиямхозяйственной деятельности при отмене практически всех ранее действовавшихнормативных актов, как союзных, так и республиканских, привели к тому, что рядвозникающих в экономической практике ситуаций оказался не предусмотреннымдействующим законодательством. По принципу «все, что не запрещено, — разрешено», в разряд разрешенных попали и несогласованные экономическиедействия, не дающие видимой эффективности обществу. При рассмотренииразногласий возникают трудности из-за разночтений законов.
Действующая система законодательных актов открывается Законом«О ценообразовании», который предусматривает, наравне со свободнымценообразованием, также и государственное вмешательство в установление цен.Практически на данный момент сфера применения государственных фиксированных ценвключает хлеб, нефтепродукты, услуги связи, электроэнергию и коммунальныеуслуги. По этим ценам реализуется 10-15% товарной продукции республики. Законпредусматривает возможность противодействия недобросовестной конкуренции состороны предприятий-монополистов.
Действие постановление № 814 резко ограничивало рост оптовых(отпускных) цен на продукцию и товары, вырабатываемые государственнымипредприятиями-монополистами. Однако же эти товары оптом скупали лица,пользующиеся правами частного предпринимателя. Они присваивали себе разницумежду регулируемой и свободно устанавливаемой ими ценой. Ни население, нидругие конечные потребители продукции ничего от такого регулирования цен невыигрывали. Ограничение прибыли монополистов лишь увеличивало прибыль дельцов«теневой экономики» за счет государственного сектора.
В период, предшествующий либерализации цен, при относительностабильных ценах, постепенном отпуске цен на отдельные товары (в первую очередьтовары первой необходимости) можно было бы постепенно создать рыночный механизмфункционирования экономики.
При одновременном же отпуске цен произошло как бы ценовоестимулирование производства всех товаров, при этом без учета реального спросана них. Поскольку доходы населения выросли в гораздо меньшей степени, чемуровень цен, то произошло снижение спроса, тогда как рыночный механизмрегулирования предполагает увеличение цен именно в результате повышения спроса.
Сейчас сформировался экономический механизм, в котором каждоепредприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращатьпроизводство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли.Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.
Преодоление отрицательных тенденций в функционированииэкономики и ее стабилизация требуют проведения комплексных мер, связанных сизменениями в кредитно-денежном, налоговом регулировании. Центральным жемоментом является переход к комплексному регулированию цен.
Многими экономистами и политиками переход к комплексномугосударственному регулированию цен воспринимается как отход от перехода крыночной экономике, возврат к централизованно-административной системеуправления экономикой. В действительности же все обстоит наоборот. Сохранениесвободных цен не создает и не может создать условий для нормальногофункционирования экономики и ее стабилизации.
Как известно, в той или иной степени цены регулируются вовсех странах с рыночной экономикой. Это осуществляется двумя путями: во-первых,поддержанием конкурентной среды, не приводящей к разрушительной конкуренции;во-вторых, непосредственным регулированием цен прямым или косвенным путем,когда конкуренция невозможна или грозит разрушительными тенденциями вэкономике.
В наших условиях государственное регулирование цен должнобыть направлено на формирование конкурентной среды, так и на обеспечениеэффективного функционирования отраслей естественных монополистов. Этовзаимосвязанные процессы. При отсутствии конкурентного или регулируемогоценообразования в отраслях-немонополистах резко снижается эффективностьгосударственного регулирования цен в отраслях-монополистах.
Комплексное государственное регулирование цен явится одним изважнейших факторов, который должен стабилизировать экономику, подавить инфляциюи создать нормальные условия для функционирования предприятий.
Принципиальный подход к государственному регулированию цензаключается в том, чтобы исключить или ограничить до минимума возможностькаждому производителю определять цены.
Переход к непосредственному установлению цен государствомнецелесообразен. Более приемлемым является комплексное государственноерегулирование цен, обеспечивающее равноправные экономические условияфункционирования всех предприятий. Механизм государственного регулирования цендолжен быть таким, чтобы обеспечить плавное введение рыночного механизмарегулирования экономики с постоянным и постепенным наращиванием эффективностинациональной экономики.
Одновременно нужно учитывать, что без активного вмешательствагосударства в регулирование цен не смогут быть приостановлены разрушительныепроцессы в экономике и социальном развитии общества.
И немного о системе органов ценообразования. Проведение вжизнь концепции о ненужности государственного регулирования цен в условияхрыночной экономики привело к резкому сокращению системы органов ценообразованияи лишению их не только прав по установлению цен, но и функций контроля заценами. До реформы в систему органов ценообразования республики, кромевозглавлявшего ее государственного комитета цен, входили местные органыценообразования и контроля за ценами. В 1991 г. комитет утратил самостоятельныйстатус, функции контроля и соответствующий аппарат были переданыгосударственной налоговой инспекции. Отделы цен в местных органахгосударственного управления подверглись значительному сокращению, причем частьих утратила самостоятельность. В настоящее время функции ценообразованиярассредоточены между различными экономическими органами республики(Министерство финансов, Антимонопольный комитет и др.). Это привело кослаблению работы по проведению единой ценовой политики, контроля загосударственной дисциплиной цен и защиты интересов республиканского рынка ипотребителя.
Целесообразно усилить государственное регулирование цен взатянувшийся переходный период к рынку. Назрела необходимость воссоздатьреспубликанскую систему органов ценообразования, включая права и функцииконтроля за ценами, имея в виду, что контроль не является изолированной отразработки цен операцией. Это единый технологический процесс ценообразования. Впроцессе проверок выявляются ошибки разработчиков, резервы предприятий и прочиеполезные делу атрибуты.
Основными задачами системы являются разработка и реализацияорганизационных и экономических механизмов регулирования цен и тарифов,социальной защиты населения через контроль за соблюдением государственнойполитики ценообразования и дисциплины цен.
2.5.2 Современное состояние экономики Республики Казахстан
Финансовые потрясения в мировой экономике продемонстрировалиподверженность экономики Республики Казахстан внешним рискам. Фундаментальныеособенности развития экономики, которые формировались на протяжении последнихнескольких лет, стали одними из основных факторов уязвимости. Доходы сырьевыхотраслей, внешние заимствования банков, рост государственных расходовпродолжали способствовать «перегреву» экономики и росту совокупного спроса.Ограниченность инструментов для инвестирования в условиях объективнойнеспособности экономики быстро удовлетворить спрос на услуги инфраструктуры инедвижимость при активно растущем спросе привела к «перегреву» рынканедвижимости и повышению доходности в секторе строительства и других услуг.Рынок недвижимости стал наиболее привлекательным для инвестиций.
Рост финансового сектора экономики Республики Казахстан впоследние годы сопровождается значительным накоплением рисков в банковскойсистеме. Укрепление тенге, повышение суверенного кредитного рейтинга РеспубликиКазахстан и рейтингов отечественных банков, инвестиционная привлекательностьбанковского сектора способствовали экспансии казахстанских банков на внешниерынки капитала. Хотя рост внешнего заимствования и высокие темпы увеличенияобъемов кредитования обеспечивались соответствующим качеством ссудногопортфеля, тем не менее, потенциальный риск ухудшения качества активов банкамине был адекватно оценен.
Экспансивное кредитование банками строительной отрасли ирынка недвижимости обусловило, с одной стороны, дальнейшее повышение цен нарынке недвижимости и усиление подверженности банковского сектора кредитнымрискам. С другой стороны, сектор строительства стал практически полностьюзависеть от банковского финансирования.
В течение ряда лет Национальным Банком Республики Казахстан иАгентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка ифинансовых организаций принимались меры по минимизации возникающих рисков вбанковской системе. В частности, предпринимались меры по регулированию качествассудного портфеля, совершенствованию механизма минимальных резервныхтребований, были разработаны новые требования, направленные на более адекватнуюоценку кредитного риска, формирование провизий и увеличение капитала финансовыхорганизаций, вводились ограничения на приток иностранных заимствований.
Вместе с тем возникшие на мировых финансовых рынках проблемыпривели к проявлению накопленных рисков банковской системы и повышениюуязвимости национальной экономики к внешним финансовым шокам. Казахстанскиебанки, для которых внешнее финансирование является важным источником пополненияресурсной базы, столкнулись с проблемой нехватки текущей ликвидности. Снижениебанковского финансирования привело в первую очередь к сокращению объемовстроительства, а также снижению активности в других отраслях.
Переоценка риска, трудности с фондированием в финансовойсистеме привели к снижению международными рейтинговыми агентствами Standard& Poor’s и Fitch суверенного кредитного рейтинга Республики Казахстан, атакже рейтингов ряда отечественных банков. Тем не менее, значительногозамедления темпов роста экономики до конца 2007 года не произошло.
Рост цен на мировых товарных рынков обеспечил дальнейший ростэкспортных доходов Республики Казахстан. По данным таможенной статистикиэкспорт товаров за 9 месяцев 2007 года увеличился на 19% по сравнению ссоответствующим периодом 2006 года и составил 33,8 млрд. долл. США. Сохранениевысокого уровня мировых цен на энергоносители способствовало притокуиностранных прямых инвестиций в развитие инфраструктуры нефтяных месторождений.При этом источником высоких темпов роста несырьевого сектора в основномвыступали внешние займы банковского сектора.
Как и в предыдущие годы, доходы от текущих операций (восновном, поступления от экспорта товаров), не покрывали расходы на импорт ивыплаты нерезидентам доходов за привлеченные финансовые и трудовые ресурсы. В2007 году эти тенденции усилились, в результате чего произошло дальнейшееувеличение дефицита по счету текущих операций. Дефицит текущего счетаплатежного баланса за 9 месяцев 2007 года составил 5,3 млрд. долл. США, а порезультатам 2007 года ожидается на уровне 7 млрд. долл. США (в 2006 году – 1,8млрд. долл. США).
Вследствие значительного нетто-притока прямых иностранныхинвестиций (около 6 млрд. долл. США за 9 месяцев 2007 года) произошел рострасходов совместных предприятий на импорт, прежде всего, международных услуг.По итогам 9 месяцев 2007 года дефицит баланса международных услуг составил 5,7млрд. долл. США, что на 28,5% больше, чем в соответствующем периоде 2006 года.
Суммы, репатриируемые прямыми иностранными инвесторами,составляют основную часть расходов по текущему счету. За 9 месяцев 2007 годаони составили 6,9 млрд. долл. США, что на 23,6% больше, чем в соответствующемпериоде 2006 года.
Увеличение дефицита по счету текущих операций такжепроисходит за счет роста выплат вознаграждения по внешнему долгу банковскогосектора. За 9 месяцев 2007 года эта сумма составила 2,3 млрд. долл. США (рост в2 раза по сравнению с соответствующим периодом 2006 года).
Экономическое развитие Республики Казахстан в 2007 годухарактеризовалось сохранением высоких темпов роста, которые продолжаются напротяжении последних 7 лет. По итогам 9 месяцев 2007 года реальный рост ВВПсоставил 9,7%, незначительно замедлившись по сравнению с показателем 2006 года(10,7%). Основной рост был связан с высокими темпами развития таких отраслей, какобрабатывающая промышленность, операции с недвижимым имуществом, строительство,торговля. Инвестиции в основной капитал за январь-ноябрь 2007 года увеличилисьна 10,5% (в 2006 году – 11,1%).
Продолжает расти занятость в экономике. По итогам 11 месяцев2007 года рост занятости в экономике составил 2,4% (в 2006 году – 2,0%). Какследствие, уровень безработицы сократился с 7,8% в декабре 2006 года до 7,4% вноябре 2007 года.
По официальным данным Агентства Республики Казахстан постатистике инфляция по итогам 2007 года составила 18,8% (декабрь 2007 года кдекабрю 2006 года), что на 10,4 п.п. выше по сравнению с показателями 2006года. Продовольственные товары стали дороже на 26,6%, непродовольственные – на10,5%, платные услуги – на 15,4%.
Базовая инфляция (инфляция без учета роста цен на фрукты иовощи, бензин и уголь), которая отражает общую тенденцию в динамикеинфляционных процессов, в годовом выражении выросла до 17,3% по итогам ноября2007 года (в 2006 году – 7,3%).
В 2007 году инфляционные процессы носили разнонаправленныйхарактер.
По одобрению постановлением Правления Национального БанкаРеспублики Казахстан от 24 декабря 2007 года известно, что основной цельюденежно-кредитной политики Национального Банка Республики Казахстан на2008-2009 годы будет удержание годовой инфляции (декабрь по сравнению сдекабрем предыдущего года) в пределах 7,9-9,9% в 2008 году и 7,5-9,5% в 2009году при реализации как базового, так и пессимистичного сценариев. Этосоответствует уровню среднегодовой инфляции в пределах 16-18% и 8,0-10,0%,соответственно.
«Мы надеемся, что 2010 год будет легче, чем этот год. Мироваяэкономика оживляется, сырьевые рынки поднимаются. Мы чувствуем, что нафинансовых рынках может быть оживление», — сказал Н. Назарбаев на заседаниицентрального аппарата НДП «Нур Отан».
Вместе с тем, он отметил, что всегда нужно быть готовым клюбым ситуациям. «Потому что волатильность очень большая, обстановка меняется скаждым днем, приходиться всегда быть начеку», — добавил Н. Назарбаев.
3. Установление цены на товар предприятия ТОО «Қарағандықұрылыс»
3.1 Общие сведения о предприятии
Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағандықұрылыс» (100009, Республика Казахстан, город Караганда,ул.Пичугина, 251/1-51, тел.факс 8/7212/47-60-54) является строительнойорганизацией. Первым и настоящим руководителем является Калиев Айдын Айтманович- директор ТОО «Қарағанды құрылыс» по решениюединственного учредителя.
Характеристика предприятия:
Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағандықұрылыс» осуществляет свою деятельность на основе действующегозаконодательства Республики Казахстан: Гражданского кодекса РеспубликиКазахстан, Закона РК «О товариществах с ограниченной и дополнительнойответственностью», Закона РК «О частном предпринимательстве», Уставатоварищества с ограниченной ответственностью «Қарағанды құрылыс».
Товарищество с ограниченной ответственностью «Қарағандықұрылыс» создано 02.04.2004 года.
Основные виды деятельности:
Проектно-изыскательская деятельность:
— Строительное проектирование (с правом проектирования длякапитального ремонта и (или) реконструкции зданий и сооружений, а такжеусиления конструкций для каждого из указанных ниже работ) конструирование, втом числе: оснований и фундаментов; бетонных, железобетонных, каменных и армокаменныхконструкций; металлических (стальных, алюминиевых и из сплавов) конструкций;деревянных конструкций.
— Разработка специальных разделов проектов по составлениюсметной документации
— Технологическое проектирование (разработка технологическойчасти проектов строительства) объектов производственного назначения, в томчисле: плотин, дамб, других гидротехнических сооружений.
Строительно-монтажные работы:
— Земляные работы общего характера;
— Возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооруженийII и III уровня ответственности, включающее: монтаж металлических конструкций,установку арматуры; монтаж стальных резервуаров (емкостей), включая работающихпод давлением либо предназначенных для хранения взрывопожароопасных или иныхопасных (вредных) жидких или газообразных веществ; монтаж несущих конструкциймостов и мостовых переходов; устройство оснований; устройство монолитных, атакже монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций, кладку штучныхэлементов стен и перегородок и заполнение проемов; кровельные работы
— Производство специальных строительных и монтажных работ (втом числе специальных работ в грунтах), включающих хранилища нефти, нефтепродуктов;
— Специальные работы по устройству наружных инженерных сетейи сооружений и внутренних инженерных систем, в том числе: трубопроводовработающих под давлением, включая магистральные тепловые сети и сетигазоснабжения среднего и высокого давления, сетей холодного и горячеговодоснабжения, централизованной канализации бытовых, производственных иливневых стоков, устройства внутренних систем водопровода и канализации; сетейэлектроснабжения и устройства наружного электроосвещения, внутренних системэлектроосвещения и электроотопления; внутренних систем централизованногоотопления.
— Отделочные работы при строительстве, реконструкции,капитальном ремонте зданий и сооружений 1 или 2 уровня ответственности (заисключением штукатурных и малярных работ).
— Работы по строительству дорог, включающие основания ипокрытия, защитные сооружения и обустройство проезжей части улиц населенныхпунктов, не являющихся магистральными.
— Монтаж технологического оборудования (в том числепуско-наладочные работы), связанного с: металлообработкой; деревообработкой;компрессорными машинами, насосами и вентиляцией; а также приборами учета иконтроля производственного и бытового назначения.
— Капитальный ремонт и реконструкция объектов (за исключениереставрации памятников истории и культуры), в том числе усиление несущихконструкций: зданий и сооружений жилищно-гражданского и производственногоназначения 2 и 3 уровня ответственности, включая внутренние инженерные системыи наружные сети, кроме газоснабжения, лифтов и иных подъемно-транспортныхустройств; автомобильных дорог всех технических категорий и внутрихозяйственных(производственных) проездов, улично-дорожной сети населенных пунктов; защитныхпокрытий конструкций и оборудования (обмуровочных, футеровочных, изоляционных,антикоррозийных и химических покрытий).
Производство (выпуск) строительных материалов, изделий иконструкций (за исключением сертифицируемых продукций)
— Промышленное производство: изделий из металлов, полимерныхи композитных материалов, на основе отходов производств;
— Выпуск (промышленное изготовление): элементов для несущих иограждающих конструкций; технологических металлоконструкций и их деталей.
Экспертные работы и инжиниринговые услуги в сфереархитектурной, градостроительной и строительной деятельности
— Услуги по проведению собственного контроля заказчика(технический надзор, инженерная служба, технологическое сопровождение строек) ипроектной организации (авторский надзор) при строительстве (капитальномремонте, реконструкции) зданий и сооружений.
На все перечисленные виды деятельности ТОО «Қарағандықұрылыс» имеет лицензии.
30 апреля 2009 года ТОО «Қарағанды құрылыс»был выдан сертификат соответствия СТ РК ИСО 9001-2001 «Системы менеджментакачества. Требования»
Структура организации: Всей хозяйственной, производственной ифинансовой деятельностью руководят – согласно Устава:
Директор Калиев Айдын Айтманович, образование высшее,закончил Московский государственный строительный университет, по специальности Инженер-строительв 1997 году.
Главный бухгалтер Чернышова Эльвира Александровна,образование высшее, закончила Карагандинский финансовый институт, поспециальности Бакалавр учета и аудита в 2004г.
Для успешной реализации производственных планов директоррасполагает следующими структурными подразделениями:
— Заместитель директора по снабжению
— Главный инженер
— Производственно технический отдел
— Отдел снабжения
— Участок строительства
— Участок хранения
— Бухгалтерия
— Юрисконсульт
— Отдел кадров и документационного обеспечения
Общая численность работников ТОО "Қарағанды құрылыс"составляет – 154 человека. ТОО "Қарағанды құрылыс"достойно справляется со всеми взятыми на себя обязанностями, находится наподъеме своих производственных возможностей.
Система контроля: На предприятии разработана система контролякачества выполняемых видов работ в соответствии с нормативно-техническими документами:ГОСТ 12.3.040-86, ГОСТ 21.401-88, ГОСТ 21.101-97, СН В.3.2-3-98, ВСН-41-85(р),ВСН-42-85 (р), МСН 1.01-01-96, СН И П РК В.2.6.8-97, СН И П РК А.2.21-2001, СНИ П 11-23-81*, СН И П П-25-80, СН И П 1.06.05-85, СН И П 2.01.02-85*, СН И П2.02.01-83, СН И П 3.01.01-85, СН И П 3.01.04-87, СН И П 3.02.01-87, СН И П3.03.01-87, СН И П 3.04.01-87, СН И П 3.05.01-85, СН И П 2.08.01-89, СН И П2.08.02-85, СН И П 2.09.02-85*, СН И П 3.03.01-87, СН И П РК А.3.2.5-96 и т.д.
3.2 Установление цены на товар
Для установления цены на товар была составлена калькуляцияединицы продукции предприятия «Караганды Курылыс». В качестве продукции былоимспользовано металлопластиковое окно (2,5 м2) марки Galwin, четырехкамерное.
Заключение
Необходимость государственного вмешательства вценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент неутратила своей актуальности.
Усиление кризиса платежеспособности обусловливаетнеобходимость более широкого применения государственного регулирования цен,соответствующего сложившейся ситуации. Важнейшим принципом регулирования должнобыть установление рационального уровня оптовых цен на сырье и продукциютопливно-энергетического комплекса, сдерживание их резкого роста, ведущего либок сокращению доходов, либо к новому витку инфляции. В реальнойнесбалансированной и не сложившейся рыночной экономике Казахстана оптовые ценана природное сырье и энергоносители определяют динамику цен и доходов; вусловиях обесценения накоплений у многих предприятий и части населения существенныйскачок ресурсных цен может привести к резкому падению жизненного уровня ибанкротству предприятий. Поэтому сегодня необходима стабилизация цен наприродное сырье и энергоносители на минимальном допустимом уровне.
Очень важно так же и реорганизовать систему государственногорегулирования. Применяемая схема либерализации, одновременное введение крайневысоких налогов явились одной из причин кризиса платежеспособности,сворачивания производства, падения деловой активности. Были отпущены цены наширокий круг продукции базовых отраслей, природное сырье и материалы. Внеконкурентной экономике с деформированной структурой это предопределилостремительный рост затрат, сокращение доходов бюджета и невозможностьрегулирования даже весьма ограниченного круга цен на товары народногопотребления, который сейчас быстро сужается. При жесткой денежной политикелиберализация цен на товары народного потребления не приведет к увеличениюдоходов госбюджета и предприятий, так как рост затрат всегда будет опережатьрост цен конечного потребления.
Исходя из реальной структуры и состояния экономики Казахстанагосударству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукциютопливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, назначительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированнуюпродукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этомцены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, тоесть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.
Государственное регулирование цен по указанному широкомукругу продукции производственно-технического назначения позволит сдерживатьопережающий рост затрат, повысить доходы госбюджета предприятий за счетзамедления роста затрат на производство конечной продукции, реальнорегулировать розничные цены на жизненно важные товары народного потребления,проводить жесткую бюджетную и денежно-кредитную политику. Очевидно, что всложившейся ситуации поддержание покупательной способности денег возможно лишьпри более или менее жестком регулировании цен на ресурсы. В перспективе, помере развития конкурентного рынка и изменения структуры экономики,регулирование цен должно постепенно сниматься в течение ряда лет.
Возможны два варианта реализации указанной схемыгосударственного регулирования цен. Первый – установления правительством:
а) государственных цен на продукцию добывающейпромышленности, топливно-энергетического комплекса, тарифы транспорта и связи;
б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемыецены на средство производства;
в) предельных размеров роста розничных цен на товарынародного потребления. Цены на остальные товары государством прямо нерегулируются.
Второй вариант – установление правительством:
а) предельных норм рентабельности, включаемых в цены напродукцию добывающей промышленности, топливно-энергетического комплекса пристрогом государственном контроле роста себестоимости продукции этих отраслей,тарифов транспорта и связи;
б) предельных норм рентабельности, включаемых в регулируемыецены на средство производства, производимые предприятиями-монополистами;
в) предельных размеров роста розничных цен на товарынародного потребления. Цены на остальные товары государством прямо нерегулируются.
Варианты отличаются степенью жесткости государственногорегулирования цен, выбор того или иного варианта или компромисса между нимивозможен только при практической проработке этих схем специалистамигосударственного аппарата, отраслей и предприятий.
Список использованной литературы:
1. БаздникинВ., «Цены и ценообразование», М., 2003
2. Г. Маховикова,И. Желтякова, Н. Пузыня, «Цены и ценообразование», Санкт-Питербург, 2008
3. ЕсиповаВ.Е. «Цены и ценообразование», Питер, 2000
4. ПросветовГ.И., «Цены и ценообразование», М., 2001
5. Ценообразованиеи налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова – М.: Проспект, 2003г.