Реферат по предмету "Финансовые науки"


Расходы бюджета объекта РФ на примере Оренбургской области

Введение
Каждоезвено бюджетной системы РФ решает определенные задачи посоциально-экономическому развитию соответствующей территории. Главная проблемав структуре расходов бюджетов субъектов РФ это острый недостаток финансовыхресурсов у органов местного самоуправления. Даже небольшое недопоступлениедоходов или финансовой помощи из вышестоящего бюджета, сбой в финансировании впроцессе исполнения бюджета могут привести к серьезным социальным осложнениям.Таким образом и на уровне субъекта РФ исследование расходов бюджетной системыявляется актуальным, так как неэффективное распределение расходов,недопоступление доходов и проблемы реструктуризации расходов бюджета субъектовРФ отражаются на социальном положении общества.
Основнойцелью работы является изучение анализа состава и структуры расходов бюджетасубъекта Российской Федерации и направлений их совершенствования.
Длядостижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
– изучитьпонятийный аппарат по данной проблеме;
– рассмотретьсостав и структуру расходов бюджета субъекта РФ;
– проанализироватьрасходную часть бюджета Оренбургской области за 2010 год;
– выявитьнаправления совершенствования расходной части бюджета субъекта РФ.
Объектомизучения является бюджет субъекта РФ – Оренбургской области.
Предметизучения составляют структура и состав расходов бюджета субъекта РФ.
Информационную основу данной работы составляютбюджет Оренбургской области на 2010 год. Научные публикации, периодическиеиздания и учебные пособия под редакцией: Бабич А.М., Вахрина А.П., Галицкой С.В.и т.д.
Методы исследования включают в себя: анализ,синтез и обобщение материала, теоретический метод, метод обработки данных,статистический метод и т.д.

1.Состав и структура расходов бюджета субъекта Российской Федерации
Втеории и практике финансов существует несколько признаков классификациирасходов бюджета. Каждый субъект РФ имеет свои особенности в развитии экономикии социально-культурной сферы.
Расходыбюджета, согласно Бюджетного Кодекса РФ – это денежные средства, направляемыена финансовое обеспечение задач и функций государства и местногосамоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системыРФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленнымиустановленным законодательством РФ разграничением полномочий федеральныхорганов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ иорганов местного самоуправления, исполнение которых согласно законодательствуРФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередномфинансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.
Расходыбюджетов представляют собой процесс выделения и использования финансовыхресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствии с законамио бюджетах на конкретный финансовый год. Из средств бюджетов субъектов РФ финансируются расходысубъектов РФ на работу органов законодательной и исполнительной власти,реализацию региональных целевых программ, содержание и развитие предприятий, учрежденийи организаций. находящихся в ведении органов власти субъектов федерации,оказание помощи местным бюджетам и пр.
Экономическаяклассификация расходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенноговоспроизводства. В этом случае выделяются текущие и капитальные бюджетныерасходы.
Текущиерасходы представляют собой часть расходов бюджета, обеспечивающих текущеефункционирование органов государственной власти, органов местногосамоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другимбюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Этирасходы включают:
А)Закупки товаров и оплата услуг:
– оплататруда государственных служащих, начисления на оплату труда (страховые взносы нагосударственное социальное страхование);
– оплатауслуг;
– приобретениепредметов снабжения и расходных материалов;
– командировкии служебные разъезды;
Б)Выплата процентов:
– позаймам, предоставленным ЦБ;
– позаймам, предоставленным бюджетами других уровней;
– процентыпо государственному внешнему долгу;
– субсидиии текущие трансферты (в том числе трансферты населению, пенсии, пособия,стипендии).
Капитальныерасходы бюджета – денежные затраты государства, связанные с финансированиеминновационной и инвестиционной деятельности.
Онивключают:
– капитальныевложения в основные фонды (приобретение оборудования и предметов длительногопользования);
– капитальноестроительство (жилищное, производственное, культурное);
– капитальныйремонт;
– созданиегосударственных запасов и резервов;
– приобретениеземли и нематериальных активов;
– предоставлениекредитов за вычетом погашения.
Функциональнаяклассификация расходов бюджета является группировкой расходов бюджетов всехуровней, отражающей направление финансов на выполнение основных функцийгосударства, и предусматривает следующие виды расходов:
– капитальныетрансферты (бюджеты других уровней и т.п.);
– расходына исполнительную, законодательную власть, налоговые органы;
– судебнаявласть;
– международнаядеятельность (сотрудничество, миротворческая деятельность, культурные, научные,информационные связи);
– национальнаяоборона (строительство и содержание вооруженных сил и т.д.);
– правоохранительнаядеятельность и обеспечение безопасности (органы внутренних дел, внутренние войска,уголовно-исполнительная система, органы налоговой полиции, государственнойбезопасности, пограничной службы, таможенные органы, прокуратура,противопожарная служба):
– фундаментальныеисследования и содействие НТП (разработка перспективных технологий,исследование космического пространства);
– промышленность,энергетика и строительная индустрия (топливно-энергетический комплекс,добывающая промышленность, воспроизводство минерально-сырьевой базы,машиностроение, конверсия оборонной промышленности, строительство);
– сельскоехозяйство и рыболовство;
– охранаокружающей природной среды и природных ресурсов, картография, геодезия,стандартизация, метрология;
– транспорт,дорожное хозяйство, связь, информатика:
– развитиерыночной инфраструктуры (малый бизнес и предпринимательство, прочиемероприятия);
– жилищно-коммунальноехозяйство, градостроительство;
– предупреждениеи ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий(государственная программа, предупреждение, гражданская оборона);
– культура,искусство, кинематография;
– средствамассовой информации;
– здравоохранениеи физическая культура;
– социальнаяполитика;
– обслуживаниеи погашение государственного долга (внутренний и внешний);
– пополнениегосударственных запасов и резервов;
– региональноеразвитие;
– утилизацияи ликвидация вооружений, включая выполнение Международных договоров;
– прочие(резервные фонды, проведение выборов и референдумов, финансовая помощь бюджетамдругих уровней, ссуды, прочие расходы, не отнесенные к другим подразделам).
Классификациярасходов по целевому назначению, т.е. по конкретным видам затрат, позволяетрационально использовать бюджетные средства и является необходимой базой дляэффективного контроля за использованием бюджетных средств.
Главная проблема в структуре расходов бюджетовсубъектов РФ это острый недостаток финансовых ресурсов у органов местногосамоуправления. Даже небольшое недопоступление доходов или финансовой помощи извышестоящего бюджета, сбой в финансировании в процессе исполнения бюджета могутпривести к серьезным социальным осложнениям. Таким образом и на этом уровнебюджетной системы актуальными являются проблемы реструктуризации расходов,прежде всего снижение их доли в финансировании жилищно-коммунального хозяйства.Степень дотирования местных бюджетов, безусловно, в разных субъектах РФотличается, но задачи перед администрациями стоят общие – укрепление доходной –целевое, экономное, эффективное использование ассигнований, осуществлениеоперативного контроля за бюджетным процессом.
) Формирование расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 65 БК РФосуществляется в соответствии с расходными обязательствами, обусловленнымиустановленным законодательством Российской Федерации разграничением полномочийфедеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исполнениекоторых согласно законодательству Российской Федерации, международным и инымдоговорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году за счетсредств соответствующих бюджетов.
Расходы бюджета субъекта Российской Федерации –это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовоеобеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации,
Формирование расходов бюджетов всех уровнейбюджетной системы Российской Федерации базируется на единых методическихосновах, нормативах бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказаниегосударственных услуг. Органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностейвправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных,муниципальных услуг.
Расходы бюджетов в зависимости от ихэкономического содержания делятся на:
1) текущие расходы
2) капитальные расходы.
Текущие расходы бюджетов – часть расходовбюджетов, обеспечивающая текущую деятельность органов государственной властирегионов, оказание государственной поддержки местным бюджетам.
Капитальные расходы бюджетов – часть бюджетов,которая направляется на финансирование инвестиционной деятельности (капитальныевложения на новое строительство, приобретение основных фондов, капитальныйремонт основных фондов).
Как текущие, так и капитальные расходыопределяются в бюджете органами власти субъектов Российской Федерации исходя иззадач, стоящих перед ними.
Основная проблема региональных органов власти –обеспечить экономическое и социальное развитие подведомственных им территорий.На решение этой задачи нацелены бюджеты республик, краев, областей, автономныхобразований
Главное направление использования региональныхфинансов – финансирование социальной и производственной инфраструктуры.
В соответствии с законодательством РоссийскойФедерации (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФфинансируются следующие функциональные виды расходов на:
-  обеспечение функционирования органов законодательной(представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-  обслуживание и погашение государственного долга субъектовРоссийской Федерации;
-  проведение выборов и референдумов субъектов РоссийскойФедерации;
-  обеспечение реализации региональных целевых программ;
-  формирование государственной собственности субъектовРоссийской Федерации;
-  осуществление международных и внешнеэкономических связейсубъектов Российской Федерации;
-  содержание и развитие предприятий, учреждений иорганизаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектовРоссийской Федерации;
-  обеспечение деятельности средств массовой информациисубъектов Российской Федерации;
-  оказание финансовой помощи местным бюджетам;
-  обеспечение осуществления отдельных государственныхполномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
-  компенсация дополнительных расходов, возникших в результатерешений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации,приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходовместных бюджетов;
-  прочие расходы, связанные с осуществлением полномочийсубъектов Российской Федерации.
В расходной части бюджетов может бытьпредусмотрено создание резервных фондов органов исполнительной власти. Размеррезервных фондов в бюджетах субъектов Российской Федерации устанавливаетсяорганами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации приутверждении бюджетов субъектов федерации на очередной финансовый год.
В бюджетах регионов занимают значительную долюрасходов ассигнования на развитие отраслей народного хозяйства региона(промышленность, энергетика, строительство транспорт). В сельскохозяйственныхобластях правомерно должен быть отдан приоритет ассигнованиям на развитиесельского хозяйства.
Такимобразом, каждый субъект РФ имеет свои особенности в развитии экономики и социально-культурнойсферы. Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведениясубъекта РФ. Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использованияфинансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствиис законами о бюджетах на конкретный финансовый год. Экономическая классификациярасходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенноговоспроизводства. В соответствии с экономической классификацией выделяют текущиеи капитальные расходы. Функциональная классификация расходов бюджета являетсягруппировкой расходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов навыполнение основных функций государства. Классификация расходов по целевомуназначению, т.е. по конкретным видам затрат, позволяет рационально использоватьбюджетные средства и является необходимой базой для эффективного контроля заиспользованием бюджетных средств.
2.Расходы бюджета Оренбургской области за 2010 год
Рассмотримзаключение Счетной палаты на проект решения Совета депутатов «О проекте бюджетамуниципального образования Оренбургский район на 2010 год и на плановый период2011 и 2012 годов». В проекте решения предлагалось утвердить общий объемрасходов бюджета на 2010 год в сумме 1025786,0 тыс. рублей. Планируемый объемрасходов на 2,3% (22853,0 тыс. рублей) выше объема расходов утвержденногобюджета на 2009 год (102933,0 тыс. рублей), но на 13,85% (164893,0 тыс. рублей)ниже ожидаемого исполнения бюджета 2009 года (1190679,0 тыс. рублей). Основноеувеличение расходной части проекта бюджета на 2010 год предусматривается засчет:
– повышениястоимости коммунальных услуг потребляемых бюджетными учреждениями:
– газ– 27,24 процентов;
– электрическуюэнергию – 60,0 процентов;
– тепловуюэнергию – 12,0 процентов;
– повышенияпрочих материальных затрат в 2010 году – на 10,0 процентов;
– другиеуслуги ЖКХ – 13,0 процентов.
Расходыбюджета на 2010 год сформированы по 10 разделам классификации расходов бюджета.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу 0100 «Общегосударственныевопросы» предусмотрены в размере 61694,0 тыс. рублей. увеличение расходов в2010 году по сравнению с соответствующим показателем 2009 года составит 48,0тыс. рублей. Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2010году составит 6,0%.
Поподразделу «Функционирование высшего должностного лица субъекта РоссийскойФедерации и муниципального образования» расходы предусмотрены в размере 902,0тыс. рублей, что на 59,0 тыс. рублей или на 6,1% ниже утвержденного показателя2009 года. Средства предусмотрено направить на обеспечение деятельности Главырайона. Распорядителем средств по данному подразделу является Администрациярайона.
Поподразделу «Функционирование законодательных (представительных) органовгосударственной власти и представительных органов муниципальных образований»предусмотрены расходы в размере 1405,0 тыс. рублей. Снижение расходов в 2010году по сравнению с соответствующим показателем текущего года составит 118,0тыс. рублей.
Поподразделу «Функционирование Правительства Российской Федерации, высшихисполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации,местных администраций» расходы планируются в размере 28886,0 тыс. рублей, чтона 4419,0 тыс. рублей или на 13,3% ниже соответствующего показателя 2009 года.Средства предусмотрено направить на обеспечение деятельности аппаратаадминистрации.
Бюджетныеассигнования по подразделу «Обеспечение деятельности финансовых, налоговых итаможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора»планируются в размере 10908,0 тыс. рублей, со снижением по сравнению ссоответствующим уровнем текущего года на 93,0 тыс. рублей. Средства планируетсянаправить на обеспечение деятельности Финансового управления администрации,контрольно-ревизионного управления администрации, Счетной палаты.
Бюджетныеассигнования по подразделу «Обеспечение проведения выборов и референдумов»планируются в размере 3500,0 тыс. рублей.
Поподразделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» расходыпредусмотрены в размере 1354,0 тыс. рублей.
Поподразделу «Резервные фонды» предусмотрены средства на формирование резервныхфондов в размере 990,0 тыс. рублей: резервный фонд администрации МО Оренбургскийрайон, резервный фонд по чрезвычайным ситуациям.
Поподразделу «Другие общегосударственные вопросы» расходы предусмотрены в размере13749,0 тыс. рублей, что на 992,0 тыс. рублей или на 7,8% выше утвержденногопоказателя 2009 года. Увеличение связано с ростом коммунальных услуг поадминистрации и дополнительно запланированных расходов по оформлениюмуниципальной собственности (письмо отдела по управлению муниципальнымимуществом и земельным отношениям администрации МО Оренбургский район).
Расходыпо разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» впроекте бюджета на 2010 год предусмотрены в сумме 1477,0 тыс. рублей. Прирострасходов по сравнению с соответствующим показателем 2009 года составит 76,0тыс. рублей или 5,2%. Доля расходов по подразделу «Национальная безопасность иправоохранительная деятельность» в общем объеме расходов бюджета в 2010 годусоставит 0,2%. Расходы предусматриваются по подразделу «Органы внутренних дел».
Бюджетныесредства планируется направить на обеспечение деятельности органов в сференациональной безопасности и правоохранительной деятельности.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Национальная экономика»предусмотрены в размере 52490,0 тыс. рублей. Прирост расходов в 2010 году посравнению с соответствующим показателем 2009 года составит 8862,0 тыс. рублейили 16,9%. Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2010 годусоставит 5,1%.
Поподразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» расходы предусмотрены в размере34726,0 тыс. рублей, что на 6954,0 тыс. рублей или на 20,0% вышесоответствующего показателя 2009 года. Проектом бюджета по данному подразделупредусмотрены средства на выполнение отдельных полномочий по поддержкесельскохозяйственного производства (возмещение% ставок, животноводческаяпродукция, аппарат УСХ). Расходы за счет областного бюджета.
Поподразделу «Транспорт» расходы предусматриваются в размере 15964,0 тыс. рублей,что выше соответствующего показателя текущего года на 1397,0 тыс. рублей или на8,75%. Расходы областного бюджета.
Поподразделу «Другие вопросы в области национальной экономики» расходыпредусматриваются в размере 1800,0 тыс. рублей, что на 511,0 тыс. рублей или на28,4% выше соответствующего уровня текущего года. Расходы районного бюджета наразграничение земельных участков п. Экспериментальный.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу 0500 «Жилищно-коммунальноехозяйство» предусмотрены в размере 7167,0 тыс. рублей. Снижение расходов посравнению с соответствующим показателем 2009 года составит 10343,0 тыс. рублейили в 1,5 раза. Сокращение объема финансирования областных целевых программ.Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2010 году составит 0,7%.
Вструктуре раздела основную часть занимают расходы, связанные с вопросами вобласти жилищного хозяйства и благоустройства.
Поподразделу «Жилищное хозяйство» расходы предусмотрены в размере 1483,0 тыс.рублей, что на 1440,0 тыс. рублей или на 97,1% ниже соответствующего показателя2009 года.
Основнойобъем бюджетных ассигнований по данному подразделу планируется направить нафинансирование мероприятий в области жилищного хозяйства за счет областногобюджета.
Поподразделу «Благоустройство» расходы предусмотрены в размере 5684,0 тыс.рублей, что на 6875,0 тыс. рублей или в 1,2 раза ниже соответствующегопоказателя 2009 года.
Расходыпо разделу «Охрана окружающей среды» в проекте бюджета на 2010 год предусмотреныв сумме 1020,0 тыс. рублей. Прирост расходов по сравнению с соответствующимпоказателем 2009 года составит 5,0 тыс. рублей или 0,5%. Расходы бюджета нарайонную программу 2010 года.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Образование» предусмотрены вразмере 528469,0 тыс. рублей. Прирост расходов по сравнению с соответствующимпоказателем 2009 года составит 88433,0 тыс. рублей или 16,7%. Доля расходов поразделу «Образование» в общем объеме расходов бюджета в 2010 году составит 51,5%.
Вструктуре раздела расходы на финансирование общего образования составят 71,8%,дошкольного образования – 25,4%, расходы на другие вопросы в областиобразования – 2,8%, расходы на организацию молодежной политики и оздоровлениедетей – менее 1,0%.
Поподразделу «Дошкольное образование» расходы предусматриваются в размере134284,0 тыс. рублей, что на 47627,0 тыс. рублей или на 35,5% вышесоответствующего уровня текущего года. Основной объем бюджетных средств поданному подразделу, предусмотрено направить на обеспечение деятельностиподведомственных дошкольных образовательных учреждений Оренбургского района.
Поподразделу «Общее образование» расходы предусмотрены в сумме 379189,0 тыс.рублей, что на 45564,0 тыс. рублей или на 12,0% выше соответствующегопоказателя 2009 года. Средства планируется направить на финансирование расходовна начальное, основное, среднее общее образование, а также на содержание иобеспечение учебного процесса образовательных учреждений, учреждений повнешкольной работе с детьми (музыкальные школы, спортивные школы).
Поподразделу «Молодежная политика и оздоровление детей» расходы предусмотрены вразмере 191,0 тыс. рублей, что на 20,0 тыс. рублей или на 10,5% вышесоответствующего уровня 2009 года.
Поподразделу «Другие вопросы в области образования» расходы предусмотрены в сумме14805,0,0 тыс. рублей, что на 4778,0 тыс. рублей или на 32,3% ниже соответствующегопоказателя 2009 года.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Культура, кинематография,средства массовой информации» предусмотрены в размере 15784,0 тыс. рублей.Снижение расходов в 2010 году по сравнению с соответствующим показателем 2009года составит 5658,0 тыс. рублей или 35,8%. Доля указанных расходов в общемобъеме расходов бюджета в 2010 году составит 1,6%.
Вструктуре раздела расходы, связанные с обеспечением деятельности учрежденийкультуры составят 63,1%, расходы на периодическую печать и издательства – 7,8%,расходы на финансирование других вопросов в области культуры – 29,1%.
Поподразделу «Культура» расходы предусмотрены в размере 9958,0 тыс. рублей, чтона 5019,0 тыс. рублей или на 50,4% ниже соответствующего уровня текущего года.Основной объем средств планируется направить на обеспечение деятельностиучреждений культуры, библиотек, музеев, подготовку и проведение мероприятий всфере культуры.
Поподразделу «Периодическая печать и издательства» расходы предусмотрены вразмере 1237,0 тыс. рублей, что соответствуют уровню текущего года.
Поподразделу «Другие вопросы в области культуры, кинематографии и средствмассовой информации» расходы предусмотрены в сумме 4589,0 тыс. рублей, что на639,0 тыс. рублей или на 13,9% ниже соответствующего уровня текущего года.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Здравоохранение, физическаякультура и спорт» предусмотрены в размере 133430,0 тыс. рублей. Прирострасходов по сравнению с соответствующим показателем 2009 года составит 6957,0тыс. рублей или 5,2%.
Доляуказанных расходов в общем объеме расходов бюджета района в 2010 году составит13,0%.
Вструктуре раздела основную часть расходов занимают расходы по подразделам«Стационарная медицинская помощь» и «Амбулаторная помощь» на долю которыхприходится 31,4% и 41,4% расходов соответственно.
Поподразделу «Стационарная медицинская помощь» расходы предусмотрены в размере41917,0 тыс. рублей, что на 13699,0 тыс. рублей или на 32,7% нижесоответствующего уровня текущего года. Средства планируется направить наобеспечение деятельности учреждений здравоохранения, оказывающих стационарнуюмедицинскую помощь.
Поподразделу «Амбулаторная помощь» расходы предусмотрены в размере 55243,0,0 тыс.рублей, что на 23611,0 тыс. рублей или на 42,7% выше соответствующего уровнятекущего года. Средства предусмотрено направить на обеспечение деятельностиучреждений здравоохранения, оказывающих амбулаторную медицинскую помощь.
Поподразделу «Скорая медицинская помощь» расходы предусмотрены в размере 22474,0тыс. рублей, что на 954,0 тыс. рублей, или на 4,2% ниже соответствующего уровнятекущего года. Средства предусмотрено направить на обеспечение деятельностиучреждений здравоохранения, оказывающих скорую медицинскую помощь.
Поподразделу «Физическая культура и спорт» расходы предусмотрены в размере11034,0 тыс. рублей, что на 2001,0 тыс. рублей или 18,1% ниже утвержденногобюджета 2009 года.
Поподразделу «Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры испорта» расходы предусмотрены в размере 2762,0 тыс. рублей, что соответствуетсумме бюджета 2009 года.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Социальная политика»предусмотрены в размере 153457,0 тыс. рублей. Прирост расходов по сравнению ссоответствующим показателем 2009 года составит 35364,0 тыс. рублей или 23,0%.Доля указанных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2010 году составит15,0%.
Вструктуре раздела основную часть расходов занимают расходы по подразделу«Социальное обеспечение населения» на долю которого приходится 59,4% расходов.
Поподразделу «Пенсионное обеспечение» расходы предусмотрены в размере 4727,0 тыс.рублей, что на 425,0 тыс. рублей или на 9,0% выше соответствующего уровня 2009года. Средства планируется направить на установленные законодательством социальныевыплаты к пенсиям муниципальных служащих.
Поподразделу «Социальное обслуживание населения» расходы предусмотрены в размере24623,0 тыс. рублей, что на 2604,0 тыс. рублей или на 10,6% вышесоответствующего уровня текущего года.
Поподразделу «Социальное обеспечение населения» расходы предусмотрены в размере91083,0 тыс. рублей, что на 33246,0 тыс. рублей или на 36,5% вышесоответствующего уровня 2009 года.
Поподразделу «Охрана семьи и детства» расходы предусмотрены в размере 21319,0тыс. рублей, что на 683,0 тыс. рублей или на 3,2% выше соответствующего уровня2009 года.
Поподразделу «Другие вопросы в области социальной политики» расходы предусмотреныв размере 11705,0 тыс. рублей, что на 1594,0 тыс. рублей или на 13,6% нижесоответствующего уровня 2009 года.
Впроекте бюджета на 2010 год расходы по разделу «Межбюджетные трансферты»предусмотрены в размере 70798,0 тыс. рублей. Снижение расходов по сравнению ссоответствующим показателем текущего года составит 99914,0 тыс. рублей.Субсидии бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований (межбюджетныесубсидии) не планируются.
Доляуказанных расходов в общем объеме расходов бюджета в 2010 году составит 6,9%.
Такимобразом, структура расходовбюджета на 2010 год в разрезе разделов бюджетной классификации, в сравнении саналогичными показателями 2009 года остается достаточно стабильной. Наибольшийобъем бюджетных средств предусмотрен для финансирования социальной сферы. Такосновная доля расходов бюджета приходится на расходы по разделам «Образование» –51,5% и «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – 13,0%.
Расходы бюджета Оренбургской областина2008 год описаны законом Оренбургской области об областном бюджете на 2008 год,принятом Законодательным собранием области от 22 декабря 2007 года. В соответствиис законом об исполнении областного бюджета за 2008 год, принятым Законодательнымсобранием области от 16 сентября 2009 года был утвержденотчетоб исполнении областного бюджета за 2008 год по расходам в сумме 51 722 294,2тысячи рублей по доходам в сумме 51 600 509,5 тысячи рублей спревышением расходов над доходами в сумме 121 784,7 тысячи рублей.Распределение расходов областного бюджета по разделам и подразделам расходовклассификации расходов бюджетов за 2008 год приведено в таблице 1.

Таблица 1 – Распределение расходов областногобюджета по разделам и подразделам расходов классификации расходов бюджетов за2008 год (тыс. руб.)Код Наименование разделов и подразделов Утвержденный бюджет с учетом внесенных изменений Исполнено Отклонение (+, -) 1 2 3 4 5 0100 Общегосударственные вопросы 1 235 137,1 1 061 843,4 -173 293,7 0102 Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования 2 024,0 1 883,3 -140,7 0103 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований 102 950,0 94 392,2 -8 557,8 0104 Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций 212 400,0 145 909,6 -66 490,4 0105 Судебная система 170 015,0 166 814,8 -3 200,2 0106 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора 131 272,0 113 092,2 -18 179,8 0107 Обеспечение проведения выборов и референдумов 24 131,0 20 085,0 – 4 046,0 0111 Обслуживание государственного и муниципального долга 55 662,0 54 621,6 -1 040,4 0112 Резервные фонды 47 557,0 - -47 557,0 0113 Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 14 650,0 13 085,0 – 1 565,0 0114 Другие общегосударственные вопросы 474 476,1 451 959,7 -22 516,4 0200 Национальная оборона 5 008,0 5 008,0 - 0204 Мобилизационная подготовка экономики 5 008,0 5 008,0 - 0300 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 643 880,9 2 560 560,8 -83 320,1 0302 Органы внутренних дел 1 700 226,7 1 693 001,9 -7 224,8 0309 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 98 424,1 63 312,0 -35 112,1 0310 Обеспечение пожарной безопасности 845 230,1 804 246,9 -40 983,2 0400 Национальная экономика 11 769 287,0 10 028 801,2 -1 740 485,8 0401 Общеэкономические вопросы 299 557,0 294 179,2 -5 377,8 0404 Воспроизводство минерально-сырьевой базы 17 486,3 17 486,3 - 0405 Сельское хозяйство и рыболовство 3 746 222,0 3 614 675,6 -131 546,4 0406 Водные ресурсы 39 124,0 39 124,0 - 0407 Лесное хозяйство 175 442,2 175 902,1 +459,9 0408 Транспорт 51 800,0 50 877,2 -922,8 0409 Дорожное хозяйство 5 132 710,9 5 019 934,8 -112 776,1 0410 Связь и информатика 177 540,0 91 910,6 -85 629,4 0411 Прикладные научные исследования в области национальной экономики 2 000,0 2 000,0 - 0412 Другие вопросы в области национальной экономики 2 127 404,6 722 711,4 -1 404 693,2 0500 Жилищно-коммунальное хозяйство 2 262 949,1 2 207 890,9 -55 058,2 0501 Жилищное хозяйство 735 534,0 734 107,7 -1 426,3 0502 Коммунальное хозяйство 1 060 305,8 1 016 034,6 -44 271,2 0503 Благоустройство 80,0 80,0 - 0505 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства 467 029,3 457 668,6 -9 360,7 0600 Охрана окружающей среды 132 865,0 127 717,8 -5 147,2 0601 Экологический контроль 87 937,0 85 587,7 -2 349,3 0603 Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 3 630,0 1 526,4 -2 103,6 0605 Другие вопросы в области охраны окружающей среды 41 298,0 40 603,7 -694,3 0700 Образование 2 913 762,0 2 760 995,2 -152 766,8 0702 Общее образование 893 395,5 842 976,1 -50 419,4 0703 Начальное профессиональное образование 987 581,5 931 552,6 -56 028,9 0704 Среднее профессиональное образование 462 953,0 445 215,9 -17 737,1 0705 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 25 034,0 23 729,3 -1 304,7 0706 Высшее и послевузовское профессиональное образование 79 596,0 79 193,9 -402,1 0707 Молодежная политика и оздоровление детей 57 606,0 55 166,3 -2 439,7 0709 Другие вопросы в области образования 407 596,0 383 161,1 -24 434,9 0800 Культура, кинематография, средства массовой информации 1 107 862,0 1 076 448,7 -31 413,3 0801 Культура 478 650,0 454 188,1 -24 461,9 0802 Кинематография 28 179,0 28 179,0 - 0803 Телевидение и радиовещание 25 600,0 25 196,2 -403,8 0804 Периодическая печать и издательства 76 186,0 73 331,2 -2 854,8 0806 Другие вопросы в области культуры, кинематографии, средств массовой информации 499 247,0 495 554,2 -3 692,8 0900 Здравоохранение, физическая культура и спорт 5 540 622,0 5 177 145,9 -363 476,1 0901 Стационарная медицинская помощь 1 762 505,4 1 727 906,2 -34 599,2 0902 Амбулаторная помощь 492 440,3 467 094,5 -25 345,8 0903 Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 21 476,3 20 660,2 -816,1 0904 Скорая медицинская помощь 243 617,0 243 578,0 -39,0 0905 Санаторно-оздоровительная помощь 76 985,8 75 309,9 -1 675,9 0906 Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 160 653,2 150 174,6 -10 478,6 0908 Физическая культура и спорт 1 007 688,0 847 519,5 -160 168,5 0910 Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта 1 775 256,0 1 644 903,0 -130 353,0 1000 Социальная политика 3 711 956,0 3 209 780,9 -502 175,1 1001 Пенсионное обеспечение 58 752,0 53 827,2 -4 924,8 1002 Социальное обслуживание населения 572 702,0 538 253,4 -34 448,6 1003 Социальное обеспечение населения 2 970 874,0 2 514 620,4 -456 253,6 1004 Охрана семьи и детства 17 420,0 14 135,4 -3 284,6 1006 Другие вопросы в области социальной политики 92 208,0 88 944,5 -3 263,5 1100 Межбюджетные трансферты 24 549 924,6 23506101,4 -1 043 823,2 1101 Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 2 233 881,0 2 182 666,0 -51 215,0 1102 Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии) 7 600 240,2 7 144 194,9 -456 045,3 1103 Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований 10 513 299,7 10036328,0 -476 971,7 1104 Иные межбюджетные трансферты 391 973,7 332 382,5 -59 591,2 1105 Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов 3 810 530,0 3810530,0 - ИТОГО РАСХОДОВ 55 873 253,7 51722294,2 -4 150 959,5
расходбюджет оптимизация оренбургский
Расходы областного бюджета за 2009 годсоставили 49 636 144 тыс. руб., утверждено законом об областномбюджете на 2009 год расходная часть в размере 51499119 тыс. руб., такимобразом, исполнение бюджета по данному разделу составило 96,4%.
В соответствии с законом Оренбургской областиоб областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годустановлены следующие характеристики расходной части бюджета:
– общий объем расходов областного бюджетана 2010 год в сумме 59 873 071 тыс. рублей;
– общий объем расходов областного бюджетана 2011 год в сумме 44 583 961,9 тыс. рублей, в том числе условноутвержденные расходы в сумме 1 115 000,0 тыс. рублей, и на 2012 год –в сумме 47 151 811,6 тыс. рублей, в том числе условно утвержденныерасходы в сумме 2 360 000,0 тыс. рублей;В соответствии с Законом Оренбургской области об областномбюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов от 6 декабря 2010 годаутверждены расходы областного бюджета на 2011 год:
– общий объем расходов областного бюджета– в сумме 50 520 211,0 тыс. рублей;
– общий объем расходов областного бюджетана 2012 год – в сумме 50 452 629,2 тыс. рублей, в том числе условноутвержденные расходы – в сумме 1 270 000,0 тыс. рублей, на 2013 год –в сумме 50 897 878,3 тыс. рублей, в том числе условно утвержденныерасходы – в сумме 2 550 000,0 тыс. рублей.
Расходы на 2011 и плановый период 2012 и 2013 гг.в соответствии с приложением 7 к Закону Оренбургской области «Об областномбюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» от 20 декабря 2010года №4156/942-IV-ОЗ приведены в таблице 2.
Таблица 2 – Расходы областного бюджета на 2011и плановый период 2012 и 2013 гг.Наименование 2011 год 2012 год 2013 год 1 2 3 4 Общегосударственные вопросы 1 502 596,7 1 467 017,7 1 460 814,6 Функционирование высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и муниципального образования 2 733,9 2 807,4 2 807,4 Функционирование законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований 129 004,3 133 800,9 133 800,9 Функционирование Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных администраций 137 221,7 142 078,4 142 078,4 Судебная система 216 688,0 223 628,5 223 628,5 Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора 141 593,7 146 820,7 148 146,7 Обеспечение проведения выборов и референдумов 59 164,7 30 605,9 30 605,9 Резервные фонды 170 661,0 170 661,0 170 661,0 Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов 11 000,0 11 000,0 11 000,0 Другие общегосударственные вопросы 634 529,4 605 614,9 598 085,8 Национальная оборона 46 430,2 47 962,7 47 962,7 Мобилизационная и вневойсковая подготовка 39 739,2 40 829,7 40 829,7 Мобилизационная подготовка экономики 6 691,0 7 133,0 7 133,0 Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 2 192 750,2 217 503,2 216 346,7 Органы внутренних дел 1 973 648,6 Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона 60 565,4 60 886,2 60 533,6 Обеспечение пожарной безопасности 158 536,2 156 617,0 155 813,1 Национальная экономика 5 921 089,7 6 077 526,6 5 787 093,5 Общеэкономические вопросы 329 095,7 290 976,3 306 918,2 Топливно-энергетический комплекс 40 051,0 40 051,0 40 051,0 Воспроизводство минерально-сырьевой базы 10 000,0 10 000,0 Сельское хозяйство и рыболовство 2 382 100,5 2 579 226,4 2 571 826,4 Водное хозяйство 78 332,6 78 332,6 78 332,6 Лесное хозяйство 140 933,7 131 632,8 131 632,8 Транспорт 267 592,0 167 592,0 167 592,0 Дорожное хозяйство (дорожные фонды) 2 249 785,4 2 480 452,1 2 207 495,1 Связь и информатика 48 290,0 48 290,0 48 290,0 Прикладные научные исследования в области национальной экономики 800,0 1 000,0 Другие вопросы в области национальной экономики 374 108,8 249 973,4 234 955,4 Жилищно-коммунальное хозяйство 2 637 009,4 2 137 701,1 1 888 136,1 Жилищное хозяйство 1 252 540,0 1 247 540,0 990 000,0 Коммунальное хозяйство 675 216,0 582 075,0 590 050,0 Благоустройство 616 439,0 209 580,0 209 580,0 Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства 92 814,4 98 506,1 98 506,1 Охрана окружающей среды 83 230,0 83 426,8 83 926,8 Экологический контроль 79 915,9 79 606,1 79 606,1 Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания 1 314,1 1 320,7 1 320,7 Другие вопросы в области охраны окружающей среды 2 000,0 2 500,0 3 000,0 Образование 9 832 604,5 9 826 670,4 9 912 256,4 Дошкольное образование 308 682,4 8 720,4 8 720,4 Общее образование 7 309 502,1 7 403 154,2 7 425 561,0 Начальное профессиональное образование 1 205 886,5 1 260 295,1 1 261 422,5 Среднее профессиональное образование 551 951,0 568 823,2 569 123,0 Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации 36 949,7 37 604,7 37 604,8 Высшее и послевузовское профессиональное образование 73 198,7 74 404,3 74 553,9 Молодежная политика и оздоровление детей 37 917,2 40 679,7 39 604,7 Другие вопросы в области образования 308 516,9 432 988,8 495 666,1 Культура и кинематография 722 363,0 665 338,3 663 565,8 Культура 463 131,7 475 005,2 476 598,5 Кинематография 22 537,0 22 537,0 22 537,0 Другие вопросы в области культуры, кинематографии 236 694,3 167 796,1 164 430,3 Здравоохранение 10 741 417,0 10 697 004,8 10 083 328,3 Здравоохранение Стационарная медицинская помощь 2 313 785,6 2 406 466,6 2 408 746,8 Амбулаторная помощь 582 464,3 604 576,5 606 550,3 Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов 35 444,2 37 465,8 37 570,8 Скорая медицинская помощь 33 274,5 35 678,3 35 678,3 Санаторно-оздоровительная помощь 102 742,1 105 355,4 105 355,4 Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов 170 576,1 176 538,2 176 538,2 Другие вопросы в области здравоохранения 7 503 130,2 7 330 924,0 6 712 888,5 Социальная политика 10 761 713,7 11 373 958,5 11 632 663,0 Пенсионное обеспечение 54 420,0 64 420,0 64 420,0 Социальное обслуживание населения 642 818,8 673 379,6 673 517,3 Социальное обеспечение населения 8 031 144,7 8 576 728,9 8 819 274,5 Охрана семьи и детства 706 184,0 728 084,8 744 076,0 Другие вопросы в области социальной политики 1 327 146,2 1 331 345,2 1 331 375,2 Физическая культура и спорт 655 543,4 683 895,8 695 719,8 Физическая культура 15 366,0 16 032,0 17 207,0 Массовый спорт 109 161,7 113 504,0 118 467,0 Спорт высших достижений 241 805,0 233 964,0 254 650,0 Другие вопросы в области физической культуры и спорта 289 210,7 320 395,8 305 395,8 Средства массовой информации 102 430,0 102 996,0 102 996,0 Телевидение и радиовещание 20 000,0 20 000,0 20 000,0 Периодическая печать и издательства 75 360,0 75 360,0 75 360,0 Другие вопросы в области средств массовой информации 7 070,0 7 636,0 7 636,0 Обслуживание государственного и муниципального долга 95 258,2 87 703,3 60 925,6 Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга 95 258,2 87 703,3 60 925,6 Условно утвержденные расходы 1 270 000,0 2 550 000,0 ИТОГО РАСХОДОВ 50 520 211,0 50 452 629,2 50 897 878,3
Таким образом, итоговые сведения расходов запериод 2008–2011 гг. и плановый 2012 и 2013 гг. приведены в таблице3.
Таблица 3 – Расходы областного бюджета за 2008–2011 гг.и плановый 2012 и 2013 гг. (тыс. руб.)Год Запланировано Исполнено Отклонение+/- 2008 55 873 253,7 51722294,2 -4 150 959,5 2009 49 636 144 51499119 +1862975 2010 59 873 071 58 100 045 -1773026 2011 50 520 211,0 - - 2012 50 452 629,2 - - 2013 50 897 878,3 - -

Таким образом, анализируя расходную частьбюджета установлено, что из областного бюджета за 2010 год расходы произведеныв сумме 58,1 млрд. рублей, что в сравнении с 2009 годом больше – на 8,5 млрд.рублей.
Анализируя расходование средств областногобюджета министр финансов области Т.Г. Мошкова отметила, что прирасходовании бюджетных средств обеспечивалось стабильное финансированиепервоочередных расходов и, прежде всего, обязательств перед населением области.
Все социальные выплаты, которые осуществлялисьиз бюджета области в 2010 году, в текущем году сохранены в полном объеме.
Основу расходной части консолидированногобюджета в 2010 году составили расходы на образование, здравоохранение, спорт,культуру и социальную политику. Объем указанных расходов в прошедшем году избюджета области превысил 42 млрд. рублей, а их доля в общем объеме расходовбюджета составила 57,5%.
В целом из консолидированного бюджета областирасходы на образование произведены в сумме 17,3 млрд. рублей, это на 1 млрд.рублей больше, чем в 2009 году.
Расходы из консолидированного бюджета областина здравоохранение, с учетом платежей на обязательное медицинское страхование,в 2010 году составили 16,8 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом они вырослина 0,8 млрд. рублей.
Расходы на культуру и кинематографию изконсолидированного бюджета области в 2010 году произведены в сумме 2,3 млрд.рублей. В их числе расходы на содержание учреждений культуры, на проведение вних культурно-досуговых мероприятий составили 1,6 млрд. рублей. По сравнению с2009 годом расходы на культуру и кинематографию увеличились на 0,2 млрд.рублей.
Расходы на физическую культуру и спортсоставили 0,9 млрд. рублей. Средства были использованы на развитие массовогоспорта и спорта высших достижений.
Традиционно в области осуществлялась бюджетнаяподдержка сельского хозяйства, так в прошедшем году на преодоление негативныхпоследствий засухи из федерального бюджета были привлечены кредитные ресурсы всумме 2,8 млрд. рублей.
Общий объем бюджетных расходов на поддержкусельскохозяйственного производства в 2010 году составил 7,3 млрд. рублей. Этона 3,8 млрд. рублей больше, чем было направлено в 2009 году.
Расходы на дорожное хозяйство остались науровне 2009 года и составили 3,4 млрд. рублей.
Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство изконсолидированного бюджета области в прошедшем году составили 6,6 млрд. рублей,с ростом в сравнении с расходами, произведенными на указанные цели в 2009 году,на 0,5 млрд. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов из областногобюджета в 2010 году составил 28,7 млрд. рублей, их них 23,9 млрд. рублейпередано муниципальным образованиям, 4,8 млрд. рублей – Фонду ОМС.
В заключении министром было отмечено, что вцелях обеспечения качественного исполнения бюджета в текущем году больше будетуделяться внимания эффективности бюджетных расходов. Министерство намереноразработать и утвердить областную целевую программу повышения эффективности бюджетныхрасходов.
3. Совершенствованиерасходной части бюджета субъекта РФ
Проблемы, с которыми сегодня сталкиваются как федеральныйбюджет Российской Федерации, так и многочисленные территориальные бюджеты,настоятельно требуют от органов государственной власти преобразований не тольков качественном и количественном составе бюджетных показателей, но и в самихпринципах организации бюджетной системы. Расходыбюджета на сегодняшний день значительны во всех отношениях. Было отмечено, чторост расходов увеличивается ежегодно. Это вызывает дефицит бюджета и увеличиваетгосударственный долг. Проблему финансирования бюджетного дефицита нельзярассматривать только относительно обязательств федерального бюджета. На самомделе она охватывает бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, многие изкоторых нуждаются в получении финансовой помощи, субвенциях и дотациях. Главнаяроль в регулировании бюджетных процессов в государстве принадлежит Бюджетному КодексуРФ.
Каждое звено бюджетной системы РФ решаетопределенные задачи по социально-экономическому развитию соответствующейтерритории. Концептуальные положения построения новой бюджетной системы,отвечающей требованиям условий перехода к рыночным отношениям, законодательнозакреплены в Бюджетном кодексе РФ где установлены права и взаимные обязательствафедеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления;основные принципы, правила и элементы бюджетного процесса; полномочияпредставительных и исполнительных органов в ходе составления, обсужденияутверждения и исполнения бюджетов всех уровней.
Практическая реализация положений Кодекса, егосовершенствование будут способствовать укреплению доходной базы бюджетовсубъектов РФ, финансовой устойчивости, как территориальных бюджетов, так ибюджетов муниципальных образований.
В целях обеспечения сбалансированности бюджетовсоответствующие представительные органы власти могут устанавливать предельныеразмеры дефицита бюджета. Если в процессе исполнения бюджета происходит превышениепредельного уровня дефицита или наблюдается значительное снижение поступленийдоходов бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр расходов – это пропорциональноеснижение государственных расходов (на 5, 10, 15% и т.д.) ежемесячно по всемстатьям бюджета в течение времени, оставшегося до конца текущего финансовогогода.
Механизм секвестрования вводится, если впроцессе исполнения бюджета снижение объема поступлений доходов бюджета илиисточников покрытия дефицита оказалось выше определенным бюджетнымзаконодательством уровня.
Многие проблемы могут быть разрешены приуменьшении встречных финансовых потоков, так как в настоящее время ихдостаточно большое количество.
Основным риском неплатежеспособности субъектовРоссийской Федерации и муниципальных образований является неверный прогнозбюджетных доходов. С целью увеличения точности данных прогнозов субъектам РоссийскойФедерации рекомендуется оценить уровень и причины отклонения между планируемымии фактически полученными доходами (по видам доходов) за 3 последних отчетныхгода. На основе данной оценки рекомендуется разработать порядок прогнозированиядоходов бюджета в различных социально-экономических сценариях. При этомпланирование расходов бюджета должно быть привязано к консервативному вариантупрогноза бюджетных доходов. Это позволит снизить риск неплатежеспособностисубъекта Российской Федерации (муниципального образования) и повыситвероятность получения дополнительных доходов, которые можно использовать дляпроведения антициклической финансовой политики.
Под реестром расходных обязательств понимается«свод (перечень) нормативных правовых актов и заключенных органамигосударственной власти (органами местного самоуправления) договоров исоглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовыхактов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходныхобязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов».В соответствии с БК РФ, формирование реестра расходных обязательств является обязательнымдля субъектов Федерации и муниципальных образований. Однако далеко не вездереестр расходных обязательств стал реальным инструментом совершенствованиябюджетного процесса. Для того, чтобы решить данную задачу, необходимоосуществить следующие шаги:
– провести инвентаризацию расходныхобязательств субъекта Федерации (муниципального образования) с целью оценки того,насколько эти обязательства соответствуют полномочиям соответствующего уровнявласти, его целям и задачам;
– использовать результаты подобнойинвентаризации при определении перечня бюджетных услуг, финансирование которыхосуществляется за счет средств соответствующего бюджета, при проведении границымежду платными и бесплатными услугами;
– оценить методы определения объемабюджетных средств, необходимых для финансирования каждого из расходныхобязательств, осуществив в максимально возможной степени увязку данных объемовс качеством услуг и с количеством их потребителей.
Осуществление подобного комплекса мероприятийбудет способствовать повышению финансовой устойчивости субъектов Федерации(муниципальных образований), поскольку позволит отказаться от бюджетныхрасходов, не соответствующих полномочиям регионального (муниципального) уровнявласти, не способствующих достижению его целей и задач; оптимизировать соотношениемежду платными и бесплатными услугами, а также избежать избыточных расходовбюджета, не обусловленных масштабами и качеством предоставляемых региональных(муниципальных) услуг.
Раздельное планирование действующих ипринимаемых обязательств предусматривает, что первоочередному включению вбюджет подлежат расходы на финансирование действующих расходных обязательств,отраженных в реестре расходных обязательств. Принятие новых расходныхобязательств может осуществляться лишь в объеме разницы между объемомдействующих обязательств и бюджетными доходами и источниками финансирования дефицитабюджета на плановый период. Раздельное планирование действующих и принимаемыхобязательств является эффективным инструментом обеспечения финансовойустойчивости субъектов Федерации (муниципальных образований), посколькупозволяет:
– повысить финансовую дисциплину, т.е.избежать ситуации, когда в условиях невыполнения уже принятых обязательствпринимаются новые обязательства, в результате чего нагрузка на региональный(местный) бюджет существенно возрастает;
– обеспечить элементы конкуренции междусубъектами бюджетного планирования при распределении бюджета принимаемыхобязательств, что повысит их стимулы как к эффективному расходованию бюджетадействующих обязательств, так и к повышению качества заявок на бюджетные ассигнованияиз бюджета принимаемых обязательств;
– предусмотреть обязательную оценкувоздействия расходных обязательств, принимаемых в ходе данного бюджетногоцикла, на перспективные действующие обязательства, и оценить, в какой мереданные обязательства могут быть профинансированы за счет прогнозируемых доходовбюджета.
Организация бюджетного процесса должна бытьустроена таким образом, чтобы обеспечивать ориентацию бюджетных расходов не наподдержку существующей бюджетной сети, а на предоставление бюджетных услуг и достижениереальных общественно значимых результатов. Обеспечить подобную ориентациюбюджетных расходов возможно различными способами: путем подготовки субъектамибюджетного планирования докладов о результатах и основных направленияхдеятельности, повышения качества целевых программ и т.п. Однако вне зависимостиот выбранной формы необходимо, чтобы в ходе бюджетного процесса были обеспеченыследующие моменты.
Количественная оценка результативностибюджетных расходов субъектов бюджетного планирования, отражающая как объем икачество предоставляемых услуг (непосредственные результаты), так и ихвоздействие на социально-экономическую ситуацию в регионе либо муниципальномобразовании (конечные результаты). Количественные показатели должны бытьвыбраны таким образом, чтобы не выходить за рамки полномочий соответствующегоуровня власти; в максимальной степени отражать собственные усилия субъектабюджетного планирования и не зависеть от внешних обстоятельств; определяться деятельностьюсубъекта бюджетного планирования в рамках планового периода; по возможностибыть сопоставимыми с показателями, доступными по другим субъектам Федерации(муниципальным образованиям).
Анализ результативности деятельности субъектовбюджетного планирования в отчетном периоде, выявление причин невыполненияпоказателей результативности. В данном случае важно оценить как достижениепоказателей непосредственных результатов, так и их воздействие напрогнозируемую динамику показателей конечных результатов. При этом невыполнениепоказателей результативности не должно автоматически приводить к изменениюобъемов финансирования субъекта бюджетного планирования (ни в сторону увеличения,ни в сторону уменьшения), но должно являться индикатором наличия проблем срезультативностью расходов в соответствующей сфере, которые требуют своего решения.
Зависимость распределения бюджета принимаемыхобязательств от их результативности и прогнозируемого вклада в реализациюприоритетов социально-экономической политики органов власти субъекта Федерации(органов местного самоуправления). При этом необходимо обеспечить элементы конкуренцииза ассигнования из бюджета принимаемых обязательств между субъектами бюджетногопланирования, которые нивелировали бы стимулы к занижению показателейрезультативности, и, одновременно, обеспечить ответственность за использованиеметодов «нечестной конкуренции» путем необоснованного завышения данныхпоказателей.
Обеспечение участия в оценке результативностидеятельности субъектов бюджетного планирования широкого круга заинтересованныхучастников, обеспечение публичности данного процесса. Это может быть достигнутов том случае, если ключевую роль в оценке результативности будет играть Комиссияпо повышению результативности бюджетных расходов либо другой аналогичный орган,включающий в себя представителей законодательной и исполнительной власти,общественности, экспертов и т.п.
Использование механизмов оценкирезультативности в бюджетном процессе позволяет отказаться от расходов, неспособствующих решению вопросов, реально стоящих перед субъектом Федерации(муниципальным образованием); сосредоточить ресурсы на общественно значимыхприоритетах, а не распределять их в незначительных объемах между множествомимеющихся проблем, не достигая решения ни одной из них; обеспечитьсодержательный диалог между всеми заинтересованными сторонами, создавая барьерна пути чисто популистских проектов. Очевидно, что подобные результаты способствуютулучшению финансового положения субъектов Федерации (муниципальныхобразований).
В качестве совершенствования расходной частибюджета в Оренбургской области будет создана Правительственная комиссия поповышению эффективности бюджетных расходов. Правительственную комиссию по повышениюэффективности бюджетных расходов в Оренбургской области предложила создатьвице-губернатор – заместитель председателя Правительства Оренбургской областипо финансово-экономической политике Наталья Левинсон. Это необходимо длякоординации работы по внедрению на территории Оренбургской области элементовбюджетирования, проводимой в соответствии с Программой Правительства РФ по повышениюэффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
Правительственная комиссия будет состоять изчленов Правительства, представителей Законодательного Собрания, Общественнойпалаты и муниципальных образований.
Рабочим органом по разработке нормативно-правовыхактов и организационных подходов к реформированию сети государственных имуниципальных учреждений области станет проектная группа «Бюджет ориентированна результат». Она будет сформирована из ответственных исполнителей органоввласти области и местного самоуправления.
Цель предстоящей реформы – повышениеэффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
На первом, переходном этапе, предстоит принятьсоответствующие законы субъекта и нормативно-правовые акты местногосамоуправления, создать казенные учреждения, внести необходимые изменения вуставы подведомственной сети, утвердить перечни закрепленного имущества.
Для оптимизации самого процесса переходасистемы бюджетных учреждений области на новые правила, разработана программамероприятий, важным пунктом которой является создание методических центров, гдепомощь по внедрению элементов бюджетирования муниципалитетам окажут квалифицированныеспециалисты. На западе области такой центр появится в Бузулуке, в центральнойзоне – в Оренбурге, на востоке – в Орске. Консультанты будут работать по единойметодологии, обучение начнется уже осенью, периодичность семинаров – не режеодного раза в месяц.
Реформирование системы бюджетных учрежденийпроизводится в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 2010 года №83-ФЗ «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных)учреждений».
Согласно документу, начиная с 2011 годапоявятся три типа учреждений – казенное, бюджетное и автономное.
Статус казенного учреждения приобретутфедеральные бюджетные учреждения, они по-прежнему будут получать сметноефинансирование расходов.
Учреждениям в статусе бюджетного илиавтономного предстоит переход на субсидирование в соответствии с заданиемучредителя и бюджетные инвестиции. Доходами от своей деятельности бюджетные иавтономные учреждения будут распоряжаться самостоятельно. Помимо этого, законрасширяет их имущественные права, дает право от своего имени вестифинансово-хозяйственную деятельность.
Все эти меры направлены на повышение качества иэффективности услуг, предоставляемых за счет бюджетных средств, снятиеустаревшие и избыточных ограничений в работе социальных учреждений страны ипереориентировании их на запросы и интересы граждан России. Для бюджетных учрежденийбудут установлены государственные задания на оказание услуг с четким описаниемих объема, требований качества, условий их предоставления.
Таким образом, основными направлениямисовершенствования расходной части бюджета субъекта РФ является:
– применения секвестра расходов бюджетасубъектов РФ;
– использование реестра расходныхобязательств как инструмента оптимизации региональных (муниципальных) расходов;
– раздельное планирование действующих ипринимаемых обязательств;
– использование инструментов оценкирезультативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки вбюджетном планировании.

Заключение
Каждыйсубъект РФ имеет свои особенности в развитии экономики и социально-культурнойсферы. Бюджет субъекта РФ – форма образования и расходования денежных средств,предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведениясубъекта РФ. Расходы бюджетов представляют собой процесс выделения и использованияфинансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах каждого уровня, в соответствиис законами о бюджетах на конкретный финансовый год. Экономическая классификациярасходов бюджета, показывающая их влияние на процесс расширенного воспроизводства.В соответствии с экономической классификацией выделяют текущие и капитальныерасходы. Функциональная классификация расходов бюджета является группировкойрасходов бюджетов всех уровней, отражающей направление финансов на выполнениеосновных функций государства. Классификация расходов по целевому назначению, т.е.по конкретным видам затрат, позволяет рационально использовать бюджетныесредства и является необходимой базой для эффективного контроля заиспользованием бюджетных средств.
Рассмотреврасходную часть бюджета Оренбургской области установлено, что структурарасходов бюджета на 2010 год в разрезе разделов бюджетной классификации, всравнении с аналогичными показателями 2009 года остается достаточно стабильной.Наибольший объем бюджетных средств предусмотрен для финансирования социальнойсферы. Так основная доля расходов бюджета приходится на расходы по разделам«Образование» – 51,5% и «Здравоохранение, физическая культура и спорт» – 13,0%.
Основными направлениями совершенствованиярасходной части бюджета субъекта РФ является:
– применения секвестра расходов бюджетасубъектов РФ;
– использование реестра расходныхобязательств как инструмента оптимизации региональных (муниципальных) расходов;
– раздельное планирование действующих ипринимаемых обязательств;
– использование инструментов оценкирезультативности бюджетных расходов и обеспечение учета подобной оценки вбюджетном планировании.

Список источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации[Текст]. – М.: Финансы и статистика, 2009.-240 с.
2. Об областном бюджете на 2010 год иплановый период 2011–2012 годов: законы Оренбургской области, принятЗаконодательным Собранием области от 16 декабря 2009 года. – Оренбург: 2009 г.– 52 с.
3. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебник: Рек.Мин. обр. РФ / Бабич А.М., Павлова Л.Н. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 687 с.
4. Бюджетная система России /Под ред.Акад. Г.Б. Полякова. – М.: ЮНИТИ, 2000.-421 с.
5. Вахрин, П.И. Финансы: Учебник: Рек. Мин. обр. РФ в качестве учебникадля студ. вузов / Вахрин П.И., Нешитой А.С. – М.: Маркетинг, 2000. –502 с
6. Галицкая, С.В. Деньги. Кредит. Финансы: Учебн. пособие – М.: Экзамен,2002. – 224 с.
7. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник: – М.:Инфра-М, 2003 г.-531 с.
8. Финансы и кредит: Учебник: Рек. Мин.обр. РФ в качестве учебника для студ. вузов / под ред. Романовского М.В., Белоглазовой Г.Н.– М.: Высшее образование, 2005 г.-491 с.     
9. Финансы, денежное обращение и кредит:учебник: рек. УМО в качестве учебника для студ. вузов / под ред. Сенчагова В.К.,Архипова А.И. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. – 720 с.
10. Финансы, деньги кредит / Под ред. доц. О.В. Соколовой.– М.: ЮРИСТЪ, 2000,-389 с.
11. Финансы. Денежное обращение. Кредит:Учебник: Рек. Гос. ком. по высш. обр. РФ / Под ред. Дробозиной Л.А. – М.:ЮНИТИ, 1997. – 479
12. Финансы: Учеб. пособие: Рек. Мин. обр.РФ в качестве учебн. пособия для студ. вузов / Под ред. Ковалевой А.М. – 4-еизд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.: ил. 
13. Финансы: Учебн. пособие / Авт.-сост. Вавилов Ю.В.,Егорычев И.Н. – М.: Социальные отношения, 2003. – 243 с.   
14. Финансы: Учебник: Доп. Мин. обр. РФ вкачестве учебника для студ. вузов / Под ред. Лушина С.И. – М.: Изд-во Рос.экон. акад., 2000. – 384 с.
15. Финансы: Учебник: Рек. Мин. обр. РФ вкачестве учебника для студ. вузов / Вахрин П.И., Нешитой А.С. – 4-еизд., перераб. и доп. – М.: «Дашков и Ко», 2005 г. – 641 с.
16. Финансы: Учебник: Рек. Мин. обр. РФ вкачестве учебника для студ. вузов / Под ред. Романовского М.В. и др. – М.:Юрайт, 2001. – 504 с.     
17. Чернова, В.Э. Финансы, денежное обращение и кредит: Конспект лекций:Соответст. гос. обр. стандарту высш. проф. обр. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2000. – 58 с. – (Высшее проф. образование).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.