Содержание
Введение
1 Характеристика ОАО «Кровля»
2 Бюджет продаж
3 Бюджет производства
4 Бюджет прямых затрат на материалы
5 Бюджет прямых затрат на оплату труда
6 Бюджет производственных накладных затрат
7 Бюджет себестоимости
8 Бюджет управленческих и сбытовых затрат
9 Бюджет НДС
10 Бюджет доходов и расходов
11 Бюджет движения денежных средств
12 Прогнозный бухгалтерский баланс
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальнойзадачей российских организаций в настоящее время является внедрение современныхуправленческих технологий. Динамичное развитие, множество бизнес-направлений,приобретение новых предприятий, выход на новые рынки, привлечение инвестиций иинвестирование в новые проекты – вся эта деятельность требует качественнойсистемы управления. В связи с этим возникает необходимость применения новейшихтехнологий для решения задач управления, среди которых особенно актуальнойявляется бюджетирование.
Бюджетирование- один из основных инструментов управления компанией. Оно давно и активноиспользуется компаниями как технология финансового планирования. Однаконемногие компании рассматривают бюджетирование как реальный инструмент управленияэффективностью бизнеса и достижения стратегических целей и задач. Наиболее«продвинутые» российские предприятия уже успешно применяют процедурубюджетирования для планирования своей деятельности.
Бюджетированиепозволяет в режиме реального времени получать показатели рентабельности каждоготовара, подразделения и потребителя. Оперативный управленческий учет помогаетбыстро адаптироваться к изменениям рынка, а также видеть экономические проблемыв момент их возникновения и устранять их до того, как они нанесли ощутимыйматериальный ущерб.
Внедрениесистемы бюджетирования – сложный организационный процесс, трансформирующийфункции многих подразделений и документооборот организации. Первичный учет ворганизациях ведется для составления бухгалтерской и налоговой отчетности, иэтой информации не достаточно для принятия управленческих решений. Системабюджетирования должна обеспечивать трансформацию данных бухгалтерского учета вданные управленческого учета, и это позволит избежать ведения двойного учета(бухгалтерского и управленческого) и минимизировать затраты на ввод данных офактическом исполнении бюджетов.
Бюджетирование- это процесс планирования будущей деятельности организации, результатыкоторого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает созданиетехнологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.
Бюджет — этоплан деятельности организации за определенный период, выраженный в денежнойформе, который выполняет ряд важных функций:
- бюджет как экономическийпрогноз. Основные плановые решения принимаются при разработке стратегическогоплана, и процесс разработки бюджета, по существу, является переработкой этихпрогнозов;
- бюджет как основа дляконтроля. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходиморегистрировать фактические результаты деятельности организации. Сравниваяфактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемыйбюджетный контроль;
- бюджет как средствокоординации. Бюджет представляет собой выраженный в стоимостных показателяхплан в области производства, закупок сырья или товаров, реализации товара,инвестиционной деятельности и т.д.;
- бюджет как основа дляпостановки задачи. Разрабатывая бюджет на предстоящий период, необходимопринимать решения заблаговременно, до начала деятельности в этот период.
Присоставлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуреприближенные к документам бухгалтерской отчетности. Производить бюджетированиебез применения вычислительных средств и соответствующего программногообеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.
1 Характеристика ОАО«Кровля»
бюджет продажапроизводство затрата
Открытоеакционерное общество «Кровля» является юридическим лицом, действует наосновании устава и законодательства Российской Федерации. ОАО «Кровля»создано 1.10.2000 г. Юридический адрес ОАО «Кровля»: Российская Федерация,Новосибирская область, г. Искитим, ул. Заводская, 10.
ОАО «Кровля»специализируется на производстве кровельных и стеновых строительных материалов.Выпускаемая продукция: шифер кровельный 8 — волновой, шифер плоский окрашенный истеновой строительный материал — пеноблок.
Асбестоцементныйшифер — недорогой, легкий в монтаже и один из самых известных кровельныхматериалов. Широко используется как для устройства кровель, так и встроительстве стеновых ограждений, зданий, сооружений.
Предприятие оснащенодвумя технологическими линиями по производству асбестоцементных листов СВ-8размером 1750x1130x5,8 мм и одной технологической линией по производству плоскихлистов размером 1750x1130x7,4 мм, также имеется установка для производствапеноблоков размером 200х300х600 мм.
Уставныйкапитал ОАО «Кровля» составляет 1 634 200 руб.
Цены навыпускаемую продукцию в текущем году:
- Шифер волнистый – 185руб./шт.;
- Шифер плоский окрашенный– 270 руб./шт.;
- Пеноблок – 2100 руб./м3.
Напланируемый год организация предполагает увеличить цены на 12%.
На бюджетныйгод планируются следующие объемы продаж:
- Шифер волнистый – 385000шт.;
- Шифер плоский окрашенный– 163000 шт.;
- Пеноблок – 6250 м3.
Организацияреализует свою продукцию трем заказчикам:
1. ООО«СибЦемРемонт» приобретает 30% шифера волнистого и 60% шифера плоского.
2. ООО«Строймастер» полностью приобретает пеноблок.
3. ОАО«Спецстрой» приобретает 70% шифера волнистого и 40% шифера плоского.
Расчет сзаказчиками производится в 2 месяца в процентном отношении 60/40. Дебиторскаязадолженность на текущий год – 3627,75 тыс.р.
Стоимостьматериалов на производство единицы продукции следующая:
1. Шиферволнистый – 121 руб.:
- асбест хризотиловый А-5 –33 руб.
- асбест хризотиловый А-6 –30 руб.
- портландцемент М500 – 58руб.
2. Шиферплоский окрашенный – 197 руб.:
- асбест хризотиловый А-6 –72 руб.
- портландцемент М400 – 70руб.
- водно-дисперсионнаяакриловая краска – 55 руб.
3. Пеноблок –1238 руб.:
- портландцемент М400 Д0 –1155 руб.
- песок – 38 руб.
- добавки – 45 руб.
Организациязаключила договор о поставке всех материалов, необходимых для производстваволнистого шифера с ООО «Геркулес». Материалы, которые требуются дляизготовления плоского шифера, поставляет ООО «Таурис». Сырье и материалы дляпроизводства пеноблоков предприятие получает по договору с ОАО«Искитиммраморгранит».
Оплата заматериалы осуществляется в 2 месяца в процентном отношении 60/40. Кредиторскаязадолженность на начало года составляет 2302,25 тыс.р.
Организацияявляется плательщиком налога на добавленную стоимость. Дополнительно примем,что ставка налога на прибыль составляет 20%.
Трудозатратына производство единицы продукции следующие:
- Шифер волнистый – 21 руб./шт.;
- Шифер плоский окрашенный– 25 руб./шт.;
- Пеноблок – 235 руб./м3.
Нормативпеременных накладных затрат на единицу продукции составляет:
- Шифер волнистый – 5 руб./шт.без НДС (0,9 руб.);
- Шифер плоский окрашенный– 7 руб./шт. без НДС (1,26 руб.);
- Пеноблок – 89 руб./м3 безНДС (16 руб.).
Нормативпеременных управленческих и сбытовых затрат на единицу продукции составляет:
- Шифер волнистый – 2руб./шт. без НДС (0,36 руб.);
- Шифер плоский окрашенный– 4 руб./шт. без НДС (0,72 руб.);
- Пеноблок – 39 руб./м3 безНДС (7 руб.).
Организацияпланирует закупку технологического оборудования на сумму 13900 тыс.р.
Общаячисленность работников организации составляет 90 человек, в том численностьрабочих составляет 78 человек, численность административно-управленческогоперсонала – 12 человек.
2 Бюджет продаж
Бюджет продаж – операционный бюджет,содержащий информацию о запланированном объеме продаж, цене и ожидаемом доходеот реализации каждого вида товара. Качество составления бюджета продажнепосредственным образом влияет на процесс бюджетирования и успешную работуорганизации.
Присоставлении бюджета продаж нужно ответить на следующие вопросы:
- какой товар выпускать;
- в каких объемах он будетреализован (с разбивкой на определенные промежутки времени);
- какую установить ценутовара;
- какой процент продажбудет оплачен в текущем месяце, какой в следующем, стоит ли планироватьбезнадежную задолженность.
В общемслучае организация в текущем периоде уже выпускает несколько видов товара.Подчиняясь стратегическому плану, отдел маркетинга оценивает хозяйственныйпортфель и выдвигает прогнозы относительно жизнеспособности и объемовреализации того или иного вида товара.
На объемпродаж товаров влияют следующие факторы:
- макроэкономическиепоказатели текущего и перспективного состояния страны (средний уровеньзаработной платы, темп роста производства товаров по отраслям, уровеньбезработицы и т.д.);
- долгосрочные тенденциипродаж для различных товаров;
- ценовая политика,качество товаров, сервис;
- конкуренция;
- сезонные колебания;
- объем продажпредшествующих периодов;
- производственные мощностиорганизации;
- относительнаяприбыльность товара;
- масштаб рекламнойкампании.
Вопросы остратегиях и тактиках установления цен на товары осуществляется на основеанализа рынка, целей и состояния организации.
В целом кбюджету продаж предъявляются следующие требования:
- бюджет должен отражать,по крайней мере, месячный или квартальный объем продаж в натуральных и стоимостныхпоказателях;
- бюджет составляется сучетом спроса на товар, географии продаж, категорий покупателей, сезонныхфакторов;
- бюджет включает в себяожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен вдоходную часть бюджета потоков денежных средств;
- в процессе прогнозаденежных потоков от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации,которые показывают, какая часть товара оплачена в месяц отгрузки, в следующиймесяц, безнадежный долг.
Бюджет продажна планируемый год представлен в табл. 2.4.
Используяинформацию об объеме продаж в текущем периоде (табл. 2.1) с учетом факторасезонности были спрогнозированы объемы продаж продукции на планируемый период(табл. 2.3). В маркетинговой стратегии организации предусмотрено незначительноесокращение объема продаж волнистого шифера до 385000 шт., что обусловлено снижениемспроса, вызванного появлением альтернативных кровельных материалов. Однако подругим видам продукции планируется рост объема продаж: по плоскому шиферу до163000 шт., по пеноблоку до 6250 м3. Также на планируемый год предусмотреноувеличение цен на продукцию на 12%. От реализации продукции в планируемом 2012году организация ожидает получить выручку в размере 169472,78 тыс.р.
Присоставлении графика поступления денежных средств учитывается, что выручка отпродаж текущего периода приходит в виде денег только на 60%, оставшаяся частьпоступает в следующем периоде.
В январеорганизация планирует получить дебиторскую задолженность предыдущего периода вразмере 3627,75 тыс.р. Дополнительно, организация получит 60% январскойвыручки.
В планируемомгоду организация не получит 40% декабрьской выручки, что составляет 4837,88тыс.р. Эта сумма будет зафиксирована в итоговом прогнозном балансе организации какдебиторская задолженность на конец года.
3 Бюджет производства
Бюджетпроизводства – это производственная программа, которая определяетзапланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде (внатуральных показателях).
Он опираетсяна бюджет продаж, учитывает производственные мощности, увеличение илиуменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Планируемыйобъем выпуска товаров определяется, таким образом: объем продаж плюс желаемыйзапас товаров на конец периода минус запасы готового товара на начало периода.Сложным моментом является определение оптимального запаса товаров на конецпериода. С одной стороны, большой запас товаров поможет отреагировать нанепредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороныденьги, вложенные в запасы, не приносят дохода.
Как правило,запас готовых товаров на конец периода выражают в процентах относительно продажследующего периода. Эта величина должна учитывать погрешность прогноза объемапродаж и историю отношений с покупателями.
Этоединственный бюджет, рассчитываемый в натуральных единицах. Он оказываетвлияние на все бюджеты, относящиеся к производству.
Бюджетпроизводства представлен в табл. 3.1. Для обеспечения бесперебойной продажиорганизация планирует запас товара на конец периода в объеме 10% от объемапродаж следующего периода. На конец планируемого года спрогнозированы следующиеобъемы запасов: шифер волнистый – 3320 шт., шифер плоский – 1399 шт., пеноблок– 52,9 м3. При ожидаемом сокращении объема продаж волнистого шиферазапланировано сокращение запасов на начало года на 12%, при росте продажплоского шифера и пеноблока предполагается увеличение объема запасов на 12%. Планируемыезапасы на конец первого периода являются планируемыми запасами начала второгопериода. Таким образом, ожидаемый годовой объем производства составил: шиферволнистый – 385398 шт., шифер плоский – 162832 шт., пеноблок – 6243,6 м3.
4 Бюджет прямых затрат наматериалы
Бюджет прямыхзатрат на материалы – это количественное выражение плановых показателей прямыхзатрат организации на использование и приобретение основных видов сырья иматериалов.
Бюджет прямыхзатрат на материалы показывает, сколько сырья и материалов требуется дляпроизводства и сколько сырья и материалов должно быть закуплено. Объем закупоксырья и материалов зависит от ожидаемого объема их использования, а также отпредполагаемого уровня запасов.
Бюджет прямыхзатрат на материалы, как правило, составляется с учетом сроков и порядкапогашения кредиторской задолженности за материалы.
Составлениебюджета прямых затрат на материалы базируется на бюджете производства. Умножаяколичество единиц изделий, подлежащих изготовлению, на норму расхода сырья иматериалов на единицу изделия, мы получаем сумму прямых затрат на материалы.Прибавляя к полученному значению количество запасов на конец периода и вычитаяколичество запасов на начало периода, мы получим общую сумму затрат на закупкусырья и материалов. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджетпроизводства, должен быть оперативно изменен и план закупок сырья.
Бюджет прямыхзатрат на материалы содержит в себе и график оплаты приобретенных материалов(график погашения кредиторской задолженности).
Используяданные о запланированных объемах производства и стоимости материалов на единицупродукции, была рассчитана стоимость материалов на период. Для обеспечениябесперебойной поставки сырья в производство планируется запас сырья на конецпериода в размере 15% от потребности в сырье следующего периода. На началобюджетного года запасы материалов для производства волнистого шиферапланируется снизить на 15%, а запасы сырья для производства плоского шифера ипроизводства пеноблока – увеличить на 15%.
Общаястоимость затрат, связанных с приобретением сырья и материалов следующая: шиферволнистый – 55134,02 тыс.р., шифер плоский – 37778,49 тыс.р.,пеноблок – 9103,46 тыс.р.
Всоответствии графиком выплат денежных средств за материалы, в январе организацияпланирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место на начало года,которая составляет 2302,25 тыс.р. В соответствии с договоренностью споставщиками сырья организация должна оплатить за поставки сырья 60% стоимостизакупок в первом месяце и 40% во втором месяце. При планировании предполагаетсякредиторская задолженность на конец года в объеме 40% от стоимости сырья,планируемого к закупке в декабре. Эта сумма составляет 3056,34 тыс.р. ипомещается в итоговом балансе организации в статье кредиторская задолженностьна конец года.
5 Бюджет прямых затрат наоплату труда
Бюджет прямыхзатрат на оплату труда – это количественное выражение плановых показателейзатрат организации на оплату труда основного производственного персонала.
Приподготовке бюджета прямых затрат на оплату труда учитывают, что он составляетсяисходя из бюджета производства, данных о производительности труда и ставкахоплаты труда основного производственного персонала.
В бюджетезаработной платы основного производственного персонала необходимо выделять двесоставные части:
— фиксированную часть оплаты труда;
— сдельнуючасть оплаты труда.
Составлениюбюджета предшествует расчет затрат труда для каждого изделия, технологическогоцикла, этапа работы, объекта строительства.
Если ворганизации накопилась задолженность по оплате труда или организацияподозревает, что не сможет выплачивать заработную плату в установленные сроки,то дополнительно к бюджету прямых затрат на оплату труда составляется графикпогашения задолженности по заработной плате. Этот график составляется по томуже принципу, что и график оплаты приобретенных сырья и материалов.
Бюджет затратна оплату труда отражается в бюджете денежных средств как одно из направленийоттока денежной массы.
В табл. 5.1произведен расчет затрат на оплату труда по всем видам продукции, выпускаемойпредприятием. Затраты на оплату труда по виду продукции определяются исходя изтрудозатрат на производство единицы продукции и объемов производства. Общиепрямые затраты на оплату труда на планируемый год составляют 13631,39 тыс.р., втом числе 8093,32 тыс.р. — затраты на оплату труда рабочих, занятых производствомволнистого шифера, 4070,83 тыс.р. – затраты на оплату труда рабочих, занятыхпроизводством плоского шифера, 1467,25 тыс.р. — затраты на оплату трударабочих, занятых производством пеноблока. Среднемесячная заработная платапроизводственных рабочих на бюджетный год составляет 14563 руб.
6 Бюджет производственныхнакладных затрат
Бюджетпроизводственных накладных затрат – это количественное выражение плановотносительно всех затрат организации, связанных с производством товара заисключением прямых затрат на материалы и оплату труда.
Производственныенакладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постояннаячасть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости отреальных потребностей производства, а переменная часть использует подход,основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицубазового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовыепоказатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующихпериодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурныефакторы.
Исходя изпланируемого объема производства и норматива переменных накладных затрат наединицу произведенной продукции, планируются суммарные переменные накладныезатраты.
Нормативпеременных накладных затрат на единицу продукции составляет:
- Шифер волнистый – 5руб./шт. без НДС (0,9 руб.);
- Шифер плоский окрашенный– 7 руб./шт. без НДС (1,26 руб.);
- Пеноблок – 89 руб./м3 безНДС (16 руб.).
Постоянныезатраты составляют 718900 руб. в месяц без НДС (табл. 6.1). Постоянныенакладные затраты распределяются по видам продукции пропорционально доле прямыхзатрат на оплату труда по продукту в суммарных затратах на оплату труда ворганизации.
Годовыепроизводственные накладные затраты с НДС составляют 13358,06 тыс.р.
Таблица 6.1 — Суммапостоянных накладных затрат (за месяц)№ п/п Показатель Сумма без НДС, руб. Сумма НДС, руб. 1. Затраты на доставку сырья 116000 - 2. Содержание кладовщика 12500 - 3. Содержание лаборатории 21200 3816 4. Текущий ремонт 12100 2178 5. Спецодежда 7800 1404 6. Коммунальные услуги 86100 15498 7. Ремонт оборудования 84300 15174 8. Амортизация 378900 - 9. Всего 718900 38070
7 Бюджет себестоимости
Бюджетсебестоимости представляет собой плановый документ, содержащий расчётсебестоимости продажи товаров в бюджетном периоде. Бюджет себестоимостисоставляется на основе данных о запасах и себестоимости закупленных товаров.
Себестоимость- один из важных обобщающих качественных показателей эффективностипроизводства, позволяющий осуществлять контроль над затратами и оцениватьрезультаты хозяйственной деятельности предприятия.
Цельюпланирования себестоимости является оптимизация текущих затрат предприятия,обеспечивающая необходимые темпы роста прибыли и рентабельности на основерационального использования денежных, трудовых и материальных ресурсов.
Оценкасебестоимости товара необходима для составления отчета о прибыли и оценкивеличины запасов готового товара на складе на конец планового периода. Себестоимостьскладывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд ипроизводственные накладные затраты.
В результатерасчетов определяется производственная себестоимость реализуемой продукции сучетом остатков готовой продукции на начало и конец планируемого периода.
В основесоставления бюджета себестоимости реализованной продукции лежит следующаяформула: себестоимость реализованной продукции = запасы готовой продукции наначало периода + себестоимость произведенной продукции за планируемый период –запасы готовой продукции на конец периода.
Себестоимостьпроизведенной продукции за планируемый период вычисляется следующим образом:себестоимость произведенной продукции за планируемый период = прямые затратыматериалов в планируемом периоде + прямые затраты труда в планируемом периоде +накладные расходы за планируемый период.
Оценкасебестоимости товара необходима для составления отчета о прибыли и оценки величинызапасов готового товара на складе на конец планового периода.
Используяданные бюджета затрат на материалы, бюджета прямых затрат на оплату труда ибюджета производственных накладных затрат была рассчитана себестоимость единицыпродукции. Средняя себестоимость волнистого шифера составила 161 руб./шт.,плоского шифера – 244 руб./шт., пеноблока – 1710 руб./м3.
8 Бюджет управленческих исбытовых затрат
Бюджетуправленческих и сбытовых затрат – это плановый документ, в котором приведенырасходы на мероприятия, непосредственно не связанные с производство. Куправленческим расходам относят затраты на содержание аппарата управленияорганизацией (отдела кадров, бухгалтерии, отдела труда и заработной платы идр.), отопление и освещение помещений непроизводственного назначения, услугисвязи, налоги, проценты по полученным кредитам и т.д. Большинство управленческихрасходов носит постоянный характер, переменная часть планируется с помощьюнорматива, в котором роль базового показателя, как правило, играет объемпроданных товаров в натуральном или стоимостном выражении.
Чтобы отделмаркетинга качественно выполнил свою работу по составлению бюджета коммерческихрасходов, необходимо учитывать следующее:
- расчет коммерческихрасходов должен соотноситься с объемом продаж;
- не следует ожидатьповышения объема продаж, одновременно планируя снижение финансированиямероприятий по стимулированию сбыта;
- большинство затрат насбыт планируется в процентном отношении к объему продаж – величина этогоотношения зависит от стадии жизненного цикла товара;
- коммерческие расходымогут группироваться по многим критериям в зависимости от сегментации рынка;
- значительную часть затратна сбыт составляют затраты на продвижения товара — это определяет приоритеты вуправлении коммерческими расходами;
- в бюджет коммерческихрасходов включают расходы по хранению, страховке и складированию товара.
Данный бюджетсоставляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственныхнакладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Дляпланирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объемпроданных товаров, а не затраты прямого труда.
Постоянныезатраты составляют 374200 руб. в месяц без НДС (табл. 8.1).
Нормативпеременных управленческих и сбытовых затрат на единицу продукции составляет:
- Шифер волнистый – 2руб./шт. без НДС (0,36 руб.);
- Шифер плоский окрашенный– 4 руб./шт. без НДС (0,72 руб.);
- Пеноблок – 39 руб./м3 безНДС (7 руб.).
Годовая суммауправленческих и сбытовых затрат с НДС составляет 6469,88 тыс.р.
Таблица 8.1 — Планируемыеадминистративные и сбытовые затраты (за месяц)№ п/п Показатель Сумма без НДС, руб. Сумма НДС, руб. 1. Зарплата АУП 265300 - 2. Амортизация 12800 - 3. Организационные расходы 14600 - 4. Программное обеспечение 36300 6534 5. Прочие расходы 9800 1764 6. Расходы на рекламу 4000 720 7. Транспортные расходы 3900 - 8. Прочие сбытовые расходы 27500 4950 9. Всего 374200 13968
9 Бюджет НДС
Припланировании НДС необходимо помнить, что, как и остальные косвенные налоги,этот налог не влияет на планирование прибыли, так как не является «затратным»,то есть не увеличивает затраты предприятия, а отражается только приформировании бюджета движения денежных средств и прогнозного баланса.
Задолженностьпо НДС определяется с помощью следующих величин:
1. Суммы НДСв выручке.
2. Суммы НДСв выплатах поставщикам товаров и услуг — операция начисления возмещаемой суммыналога.
Задолженностьпо НДС перед бюджетом определяется как разность между НДС полученным и НДСуплаченным. Итоговая величина отражается в балансе по статье «Расчеты сбюджетом».
10 Бюджет доходов ирасходов
Бюджетдоходов и расходов представляет собой прогнозный отчет о прибылях и убытках – форма финансовойотчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результатыпланируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляетсядля того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль при расчетеоттока денежных средств в бюджете денежных средств.
Прогнозныйотчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся вбюджетах продаж, себестоимости реализованных товаров и текущих расходов. Приэтом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величиненалога на прибыль.
Плановыйотчет о прибылях и убытках содержит в сжатой форме прогноз всех прибыльныхопераций организации и тем самым позволяет менеджерам проследить влияниеотдельных смет на годовую смету прибылей. Если сметная чистая прибыль слишкоммала по сравнению с объемом продаж или собственным капиталом, необходимдополнительный анализ всех составляющих сметы и ее пересмотр.
Призапланированных объемах продаж и затрат организация в плановом году получитчистую прибыль в размере 20213,51 тыс.р. Выручка от реализации продукциисоставит 143621,00 тыс.р., себестоимость реализованной продукции ожидается вразмере 112351,56 тыс.р.
11 Бюджет движенияденежных средств
Бюджетдвижения денежных средств – это плановый документ, отражающий будущие платежи и поступлениеденег. Приход классифицируется по источнику поступления средств, а расход — понаправлениям использования. Разность представляет собой либо неизрасходованныйизлишек денег, либо недостаток денежных средств. Ожидаемое сальдо денежныхсредств на конец периода сравнивается с минимальной суммой денежных средств,которая должна постоянно поддерживаться (размеры минимальной суммы определяютсяменеджерами организации).
Минимальнаяденежная сумма представляет собой своего рода буфер, который позволяет спастиположение при ошибках в управлении движением наличных средств и в случаенепредвиденных обстоятельств. Эта минимальная сумма денежных средств неявляется фиксированной. Как правило, она будет несколько больше в течениепериодов высокой деловой активности, чем во время спада. Кроме того, дляповышения эффективности управления денежными средствами значительная частьуказанной суммы может находиться на депозитных счетах.
Бюджетденежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной,инвестиционной и финансовой. Такое разделение очень удобно и нагляднопредставляет денежные потоки.
В бюджетеденежных средств отражаются данные по бюджету продаж, различным бюджетампроизводственных и текущих расходов, а также по бюджету капитальных затрат. Вовнимание также должны быть приняты выплаты дивидендов, планы финансирования засчет собственных средств или долгосрочных кредитов, а также другие проекты,требующие денежных расходов.
Расчетбюджета движения денежных средств показывает, что у организации отсутствуетпотребность в дополнительном финансировании, так как в течение всего плановогопериода у предприятия имеется излишек денежных средств. Организация планируетприобретение технологического оборудования на сумму 13900 тыс.р.
12 Прогнозныйбухгалтерский баланс
Прогнозныйбухгалтерский баланс – это форма финансовой отчетности, которая содержитинформацию о будущем состоянии организации на конец прогнозируемого периода.
Прогнозныйбаланс помогает вскрыть отдельные неблагоприятные финансовые проблемы, решениемкоторых руководство заниматься не планировало (например, снижение ликвидностиорганизации). Прогнозный баланс позволяет выполнять расчеты различныхфинансовых показателей. Он служит средством контроля всех остальных бюджетов напредстоящий период, и если все бюджеты составлены методически правильно, балансдолжен “сойтись”, т.е. сумма активов должна равняться сумме обязательств организациии его собственного капитала.
Отметим такжетот факт, что в рассматриваемом случае организация планирует закончить год безфинансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Организация можетзакончить год с частично не погашенным банковским кредитом, и тогда в статье“банковский кредит” появится некоторое значение, которое “не разбалансирует”баланс.
Заключение
В курсовомпроекте рассчитана система бюджетов ОАО «Кровля». Данная организацияспециализируется на производстве строительных материалов: шифера волнистого,шифера плоского и стенового строительного материала пеноблока.
Используяинформацию об объеме продаж в текущем периоде с учетом фактора сезонности былиспрогнозированы объемы продаж продукции на планируемый период. В маркетинговойстратегии организации предусмотрено незначительное сокращение объема продажволнистого шифера до 385000 шт., что обусловлено снижением спроса, вызванногопоявлением альтернативных кровельных материалов. Однако по другим видам продукциипланируется рост объема продаж: по плоскому шиферу до 163000 шт., по пеноблокудо 6250 м3. Также на планируемый год предусмотрено увеличение цен на продукциюна 12%. От реализации продукции в планируемом 2012 году организация ожидаетполучить выручку в размере 169472,78 тыс.р.
Присоставлении графика поступления денежных средств учитывается, что выручка отпродаж текущего периода приходит в виде денег только на 60%, оставшаяся частьпоступает в следующем периоде.
В январеорганизация планирует получить дебиторскую задолженность предыдущего периода вразмере 3627,75 тыс.р. Дополнительно, организация получит 60% январскойвыручки.
В планируемомгоду организация не получит 40% декабрьской выручки, что составляет 4837,88тыс.р. Эта сумма зафиксирована в итоговом прогнозном балансе организации какдебиторская задолженность на конец года.
Дляобеспечения бесперебойной продажи организация планирует запас товара на конецпериода в объеме 10% от объема продаж следующего периода. При ожидаемомсокращении объема продаж волнистого шифера запланировано сокращение запасов наначало года на 12%, при росте продаж плоского шифера и пеноблока предполагаетсяувеличение объема запасов на 12%. Планируемые запасы на конец первого периодаявляются планируемыми запасами начала второго периода. Таким образом, ожидаемыйгодовой объем производства составил: шифер волнистый – 385398 шт., шиферплоский – 162832 шт., пеноблок – 6243,6 м3.
Используяданные о запланированных объемах производства и стоимости материалов на единицупродукции, была рассчитана стоимость материалов на период. Для обеспечениябесперебойной поставки сырья в производство планируется запас сырья на конецпериода в размере 15% от потребности в сырье следующего периода. На началобюджетного года запасы материалов для производства волнистого шиферапланируется снизить на 15%, а запасы сырья для производства плоского шифера ипроизводства пеноблока – увеличить на 15%.
Общаястоимость затрат, связанных с приобретением сырья и материалов следующая: шиферволнистый – 55134,02 тыс.р., шифер плоский – 37778,49 тыс.р.,пеноблок – 9103,46 тыс.р.
Всоответствии графиком выплат денежных средств за материалы, в январеорганизация планирует погасить кредиторскую задолженность, имевшую место наначало года, которая составляет 2302,25 тыс.р. В соответствии с договоренностьюс поставщиками сырья организация должна оплатить за поставки сырья 60%стоимости закупок в первом месяце и 40% во втором месяце. При планированиипредполагается кредиторская задолженность на конец года в объеме 40% отстоимости сырья, планируемого к закупке в декабре. Эта сумма составляет 3056,34тыс.р. и помещается в итоговом балансе организации в статье кредиторскаязадолженность на конец года.
Общие прямыезатраты на оплату труда на планируемый год составляют 13631,39 тыс.р., в томчисле 8093,32 тыс.р. — затраты на оплату труда рабочих, занятых производствомволнистого шифера, 4070,83 тыс.р. – затраты на оплату труда рабочих, занятыхпроизводством плоского шифера, 1467,25 тыс.р. — затраты на оплату трударабочих, занятых производством пеноблока. Среднемесячная заработная платапроизводственных рабочих на бюджетный год составляет 14563 руб.
Годовыепроизводственные накладные затраты с НДС составляют 13358,06 тыс.р.
Средняясебестоимость волнистого шифера составила 161 руб./шт., плоского шифера – 244руб./шт., пеноблока – 1710 руб./м3.
Годовая суммауправленческих и сбытовых затрат с НДС составляет 6469,88 тыс.р.
Призапланированных объемах продаж и затрат организация в плановом году получитчистую прибыль в размере 20213,51 тыс.р. Выручка от реализации продукциисоставит 143621,00 тыс.р., себестоимость реализованной продукции ожидается вразмере 112351,56 тыс.р.
Расчетбюджета движения денежных средств показывает, что у организации отсутствуетпотребность в дополнительном финансировании, так как в течение всего плановогопериода у предприятия имеется излишек денежных средств. Организация планируетприобретение технологического оборудования на сумму 13900 тыс.р. в течениепланового периода.
Порезультатам расчета бюджетов организации составлен прогнозный баланс,отражающий состояние имущества организации и источников финансирования наначало и на конец планового периода.