Реферат по предмету "Финансовые науки"


Управление дебиторской и кредиторской задолженностью на ОАО "Орбита"

Введение
Стабильность экономики невозможнабез финансовой устойчивости организации. Именно устойчивость служит залогомвыживаемости и основой прочного положения предприятия. На устойчивостьоказывают влияние различные факторы: положение предприятия на товарном рынке;его потенциал в деловом сотрудничестве; степень зависимости от внешнихкредиторов и инвесторов; наличие неплатёжеспособных дебиторов; эффективностьхозяйственных и финансовых операций и т.п.
Они могут различаться по структуре (простые и сложные), по важностирезультата (основные и второстепенные), по времени действия (постоянные ивременные). Но все эти факторы можно разделить в зависимости от места ихвозникновения на внутренние, зависящие от организации работы самогопредприятия, и внешние, не подвластные воле организации.
Наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывают внутренниефакторы. Среди них особое место занимает наличие дебиторской и кредиторскойзадолженностей.
Дефицит денежных средств в экономикеи неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторамиодними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. По общему признаниюруководителей и специалистов российских фирм проблема управления дебиторскойзадолженностью в значительной степени осложняется еще и несовершенствомнормативной и законодательной базы в части востребования задолженности. Этипричины привели к иному восприятию сути управления дебиторской задолженностью вРоссии по сравнению со странами со стабильной рыночной экономикой: оно сведеноу нас к поиску цепочек взаимозачетов, к оценке возможностей бартера и иных суррогатныхплатежей.
Рассмотрим подробнеевлияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовую устойчивостьпредприятия.
1. Классификация,методы управления и влияние дебиторской и кредиторской задолженности на финансовуюустойчивость предприятия
В наиболее общем виде структура оборотных средств иих источников показана в бухгалтерском балансе. Чистый оборотный капиталпредставляет собой разность между текущими активами и краткосрочнойкредиторской задолженностью (ОК = ТА-КЗ), поэтому любые изменения в составе егокомпонентов прямо или косвенно влияют на его размер и качество. Как правило,разумный рост чистого оборотного капитала рассматривается как положительнаятенденция, однако могут быть и исключения. Например, его рост за счетувеличения безнадежных дебиторов вряд ли удовлетворит финансового менеджера.
Дебиторская задолженность — важный компонентоборотного капитала. Под дебиторскойзадолженностью мы понимаем задолженностьорганизаций и физических лиц данной организации (например, задолженностьпокупателей за приобретенный товар или оказанные услуги, задолженностьподотчетных лиц за выданные им денежные суммы и пр.). Соответственно,организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называютсядебиторами.
Когда одно предприятие продает товары другомупредприятию или организации, совсем не значит, что товары будут оплаченынемедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию (или счета кполучению) и составляют большую часть дебиторской задолженности. Специфическийэлемент дебиторской задолженности — векселя к получению, являющиеся по существуценными бумагами (коммерческие ценные бумаги). Одной из задач финансовогоменеджера по управлению дебиторской задолженностью являются определение степенириска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва посомнительным долгам, а также предоставление рекомендаций по работе с фактическиили потенциально неплатежеспособными покупателями.[1]
К текущим обязательствамотносится краткосрочная кредиторская задолженность. Под кредиторской задолженностьюпонимается задолженность данной организации другим организациям и физическимлицам – кредиторам (платежи за приобретенную продукцию, потребленные услуги,задолженность по платежам в бюджеты всех уровней и пр.). Так, кредиторскаязадолженность может возникнуть, если материалы в организацию поступают раньше,чем она их оплатила. В состав кредиторской задолженности также включаетсязадолженность своему трудовому коллективу по оплате труда, задолженность передорганами социального и медицинского страхования (возникает вследствие того, чтоначисление налогов и платежей происходит раньше, чем осуществляютсясоответствующие платежи)банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий и пр.
В условиях рыночной экономики основным источникомссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документальногоподтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальнымиценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятиемчасти своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлениемему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, однипредприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путемзалога имеющихся у них текущих активов, другие — за счет частичной их продажи.
Управление дебиторской задолженностью непосредственновлияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политикудля малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов иуменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающихгарантированное поступление денежных средств.
К приемам управления дебиторской задолженностьюотносятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторскойзадолженности. Среди подлежащих рассмотрению моментов есть некоторые, требующиеособого внимания, например необходимость поиск путей сокращения среднегопромежутка времени между завершением операции по продаже товара и выпискойсчета-фактуры покупателю. Также должны оцениваться возможные издержки,связанные с дебиторской задолженностью, т. е. упущенная выгода от неиспользования средств, вместо их инвестирования.
Управление дебиторской задолженностью связано с двумявидами резервов времени — на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время навыписку счета — это количество дней от отправки товара покупателю и до высылкисчета. Очевидно, что компании следует отправлять счета одновременно с товаром.Время почтовой доставки — между подготовкой счета-фактуры и получением егопокупателем. Время почтового прохождения документов может быть сокращено засчет децентрализации выписки счета-фактуры и почтовой отправки (используяслужбу срочных почтовых отправлений для крупных счетов-фактур с вручением впредусмотренные сроки либо предоставляя скидки за авансовые платежи).[2]
Кредитные условия. Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью являетсяопределение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказываютвлияние на объемы продаж и получение денег. Например, предоставление болеепродолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредитаимеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторскойзадолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньшеинвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь отбезнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшениюприбылей и негативной реакции покупателей. С другой стороны, если сроки кредитанеконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большегодохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами,связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. Срокидебиторской задолженности следует либерализовать, когда вы хотите избавиться отизбыточных товарно-материальных запасов или устаревшей продукции либо если выработаете в отрасли промышленности, товары которой предназначены для сезонныхпродаж (например, купальные костюмы). Если ваш товар является скоропортящимся,вы должны использовать краткосрочную дебиторскую задолженность и по возможностипрактиковать оплату при поставке.
При оценке платежеспособности потенциальногопокупателя следует учитывать честность покупателя, финансовую устойчивость иимущественное обеспечение. Кредитную надежность покупателя можно оценитьколичественными методами анализа регресса, который рассматривает изменениезависимой переменной, имеющей место при изменении независимой (информативной)переменной. Этот метод особенно полезен, когда вам требуется оценить большоеколичество некрупных покупателей. Следует тщательно оценивать возможные потерипо безнадежным долгам, если ваша компания продает товары многим покупателям идлительное время не меняет свою кредитную политику.
Продление кредита влечет за собой дополнительныерасходы: административные расходы деятельности кредитного отдела, компьютернойслужбы, а также комиссионные, выплачиваемые специальным агентствам,определяющим кредитоспособность заемщиков или качество ценных бумаг.
Достаточно полезна информация, полученная откредитных бюро розничной торговли и профессиональных кредитных справочныхслужб.Контроль дебиторской задолженности. Имеется много способовмаксимизировать доходность дебиторской задолженности и свести к минимумувозможные потери: выставление счетов, оценку финансового положения клиентов иперепродажу права на взыскание долгов.
Выставление счетов. При циклическом составлении счетов они выставляются покупателям вразличные периоды времени. При такой системе покупатели с фамилиями,начинающимися на “А” могут быть первыми, кому выставляются счета в первый деньмесяца, тем, чьи фамилии начинаются на “Б”, счета будут выставлены во второйдень и так далее. Счета покупателям должны быть отправлены в течение двадцатичетырех часов со времени и составления.
Для ускорения взимания платежей можно направлятьсчета- фактуры покупателям, когда их заказ еще обрабатывается на складе. Можнотакже выставлять счет за услуги с интервалами, если работа выполняется втечение определенного периода, или начислять гонорар авансом, чтопредпочтительнее осуществления платежей по окончании работы. Во всяком случае,вы должны составлять счета на крупные суммы немедленно.
Когда бизнес развивается пассивно, могут применятьсясезонные датирования выставления счетов: вы предлагаете продление срокаплатежей для стимулирования спроса среди покупателей, неспособных произвестиплатежи раньше, чем в конце сезона.
Процесс оценки покупателя. Перед предоставлением кредита необходимо тщательноанализировать финансовые отчеты покупателя и получать рейтинговую информацию отфинансовых консультативных фирм. Необходимо избегать высоко рискованнойдебиторской задолженности, так в случае с покупателями, работающими в финансовонеустойчивой отрасли промышленности или регионе. Также предприятию необходимобыть осторожным с клиентами, которые работают в бизнесе менее одного года(около 50 процентов коммерческих предприятий терпят крах в течение первых двухлет). Как правило, потребительская дебиторская задолженность связана с большимриском неплатежа, чем дебиторская задолженность компаний. Следуетмодифицировать лимиты кредитования и ускорять востребование платежей на основанииизменений финансового положения покупателя. Для этого можно удержать продукциюили приостановить оказание услуг, пока не будут произведены платежи, ипотребовать имущественный залог в поддержку сомнительных счетов (стоимостьимущественного залога должна равняться или превышать остаток на счете). Еслинеобходимо, следует воспользоваться помощью агентства по сбору платежей длявостребования денежных средств с не подчиняющихся покупателей.
Необходимо классифицировать дебиторские задолженностипо срокам оплаты (расположить их по времени, истекшему с даты выставлениясчета) для выявления покупателей, нарушающих сроки платежа, и облагатьпроцентом просроченные платежи. После того как будут сравнены текущие,классифицированные по срокам дебиторские задолженности, с дебиторскимизадолженностями прежних лет, промышленными нормативами и показателямиконкурентов, можно подготовить отчет об убытках по безнадежным долгам,показывающий накопленные убытки по покупателям, условиям продажи и размерамсумм и систематизированный по данным о подразделении, производственной линии итипе покупателя (например, отрасли промышленности). Потери безнадежного долгаобычно выше у малых компаний.
Защита страхованием. Можно прибегнуть к страхованию кредитов, эта мера против непредвиденныхпотерь безнадежного долга. При решении, приобретать ли такую защиту, необходимооценить ожидаемые средние потери безнадежного долга, финансовую способностькомпании противостоять этим потерям и стоимость страхования.
Факторинг. Можноперепродать права на взыскание дебиторской задолженности, если это приведет кчистой экономии. Однако при сделке факторинга может быть раскрытаконфиденциальная информация.[3]
Кредитная политика. При предоставлении коммерческого кредита следует оценитьконкурентоспособность предприятия текущие экономические условия. В период спадакредитную политику следует ослабить, чтобы стимулировать бизнес. Например,компания может не выставлять повторно счет покупателям, которые получают скидкупри оплате наличными, даже после того, как срок действия скидки истек. Но можноужесточить кредитную политику в условиях дефицита товаров, поскольку в такиепериоды компания, как продавец, имеет возможность диктовать условия.
В целом управление дебиторской задолженностьювключает:
1) анализ дебиторов;
2) анализ реальной стоимости существующей дебиторскойзадолженности;
3) контроль за соотношениемдебиторской и кредиторской задолженности
4) разработку политики авансовыхрасчетов и предоставления коммерческих кредитов;
5) оценку и реализацию факторинга.
Анализ дебиторов предполагает прежде всего анализ ихплатежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представлениякоммерческих кредитов и условий договоров факторинга. Уровень и динамикакоэффициентов ликвидности могут привести менеджера к выводу о целесообразностипродажи продукции только при предоплате или, наоборот — о возможности сниженияпроцента по коммерческим кредитам и т.п.
Анализ дебиторской задолженности иоценка ее реальной стоимости заключается в анализезадолженности по срокам ее возникновения, в выявлении безнадежной задолженности и формировании наэту сумму резерва но сомнительным долгам. Определенный интерес представляет анализ динамики дебиторскойзадолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделатьпрогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимыдополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторскойзадолженностью.
Соотношение дебиторской икредиторской задолженностей — характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективностифинансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирмзачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижениедебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств). Уменьшениедебиторской задолженности снижает коэффициент покрытия (ликвидности), фирмаприобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороныГосударственных органов и кредиторов. Вспомним, что баланс предприятиясчитается неплатежеспособным, если: объем оборотных средств на конец периода /краткосрочная задолженность на конец периода
Дебиторская задолженность — элементоборотных средств, ее уменьшение снижает коэффициент покрытия. Поэтому финансовыеменеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и еесбалансированности с кредиторской.[4]
При анализе соотношения дебиторскойи кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита,предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.
На уровень дебиторской задолженностивлияют следующие основные факторы:
— оценка и классификация покупателейв зависимости от вида продукции, объема закупок, платежеспособности клиентов,истории кредитных отношений и предполагаемых условий оплаты;
— контроль расчетов с дебиторами,оценка реального состояния дебиторской задолженности;
— анализ и планирование денежныхпотоков с учетом коэффициентов инкассации.
Для определения инвестиции вдебиторскую задолженность применяется расчет, который учитывает годовые объемыпродаж в кредит и срок неоплаты дебиторской задолженности.
Делая обобщение можно сделать выводчто в основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:
1) сравнение дополнительной прибыли,связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами ипотерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;
2) сравнение и оптимизация величиныи сроков дебиторской и кредиторской задолженностей. Данные сравнения проводятсяпо уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок,доходам и расходам по инкассации.
Оценкареального состояния дебиторской задолженности, т. е. оценка вероятностибезнадежных долгов — один из важнейших вопросов управления оборотным капиталом.Эта оценка ведется отдельно по группам дебиторской задолженности с различнымисроками возникновения. Финансовый менеджер может при этом использоватьнакопленную на предприятии статистику, а также прибегнуть к услугамэкспертов-консультантов.
Какуже было сказано, одним из важных моментов в управлении оборотным капиталомявляется определение разумного соотношения между дебиторской и кредиторскойзадолженностями. При этом необходимо проводить оценку не только своихсобственных условий кредитования покупателей, но и условий кредита поставщиковсырья и материалов, с точки зрения уменьшения затрат или увеличениядополнительного дохода, получаемого предприятием при использовании скидок.
Такимобразом, система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убыткови относительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной илинатуральной форме.
Политикаскидок.Длятого чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовыевыплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход отденежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.Изменение кредитной политики. Для того чтобырешить, следует ли компании давать кредит малоэффективным покупателям, надосравнить доход от дополнительных продаж с дополнительными издержками,связанными с дебиторской задолженностью. Если у компании есть резервныепроизводственные мощности, дополнительный доход является маржинальной прибыльюс новых продаж, так как постоянные затраты в этом случае не меняются.Дополнительные расходы по дебиторской задолженности объясняются возможнымувеличением безнадежных долгов и вложением денежных средств в дебиторскуюзадолженность на более продолжительный период времени. [5]
СогласноФедеральному Закону РФ «О бухгалтерском учете», в число основных задачбухгалтерского учета входит предотвращение отрицательных результатовхозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервовобеспечения ее финансовой устойчивости.
Непосредственно финансовая устойчивость является отражением стабильногопревышения доходов над расходами, обеспечивает свободное маневрированиеденежными средствами организации и путём их эффективного использованияспособствует бесперебойному процессу производства и реализации продукции.Финансовая устойчивость отражает соотношение собственных и заёмных средств,темпы накопления собственных средств, в результате текущей и финансовойдеятельности, соотношение мобильных и иммобилизованных средств предприятия,достаточное обеспечение материальных оборотных средств собственнымиисточниками. Поэтому финансовая устойчивость формируется в процессе всейпроизводственно-хозяйственной деятельности и является главным компонентом общейустойчивости предприятия.
Известно, что за счет собственных и заемных источников происходитформирование оборотных средств предприятия. Средства и источники средствпредприятия находятся в постоянном кругообороте – деньги превращаются в сырье иматериалы, которые в ходе производственного процесса становятся готовойпродукцией, которая реализуется за наличный или безналичный расчет. В ходе этихпроцессов возникают расчеты с юридическими и физическими лицами, Пенсионнымфондом, органами социального и медицинского страхования, бюджетами всех уровнейи др. Следовательно, поддержание оптимального объема и структуры текущихактивов, источников их покрытия и соотношения между ними – необходимаясоставляющая обеспечения стабильной и эффективной работы предприятия. В своюочередь, стабильность и эффективность работы предприятия во многом зависит отего способности погашать свои текущие и долговременные обязательства, а такжевовремя получать причитающиеся ему средства от реализации продукции, услуг ипр., чтобы поддерживать непрерывность воспроизводственного цикла – инымисловами, от степени платежеспособности и кредитоспособности предприятия.
Платёжеспособность и кредитоспособность является одними из форм проявления финансовойустойчивости.
Анализ устойчивости финансового состояния на ту или иную дату позволяетответить на вопрос: насколько правильно организация управляла финансовымиресурсами в течение периода, предшествующего этой дате.
Важно, чтобы состояние финансовых ресурсов соответствовало требованиямрынка и отвечало потребностям развития предприятия, поскольку недостаточнаяфинансовая устойчивость может привести к неплатёжеспособности предприятия иотсутствию у него средств для развития производства, а избыточная –препятствовать развитию, отягощая затраты предприятия излишними запасами ирезервами.
Таким образом, одной из форм внешнего проявления финансовой устойчивостиорганизации является её платёжеспособность, то есть способность своевременновыполнять все свои платёжные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных ииных операций платёжного характера.
В рамках внутреннего анализа осуществляется углублённое исследованиефинансовой устойчивости предприятия на основе построения балансанеплатёжеспособности, включающего следующие взаимосвязанные группы показателей:
1) Общая величинанеплатежей:
- просроченнаязадолженность по ссудам банка;
- просроченнаязадолженность по расчётным документам поставщиков;
- недоимки вбюджете;
- прочие неплатежи,в том числе по оплате труда.
2) Причинынеплатежей:
- недостатоксобственных оборотных средств;
- сверхплановыезапасы товарно-материальных ценностей;
- товарыотгруженные, но не оплачены в срок покупателями, и товары на ответственномхранении у покупателей ввиду отказа от акцепта;
- иммобилизацияоборотных средств в капитальное строительство, в задолженность работников пополученным ими ссудам, а также расходы, не перекрытые средствами специальныхфондов и целевого финансирования.
3) Источники,ослабляющие финансовую напряжённость:
- временносвободные собственные средства (фонды экономического стимулирования, финансовыерезервы и другие);
- привлечённыесредства (превышение нормальной кредиторской задолженности над дебиторской);
- кредиты банка навременное пополнение оборотных средств и прочие заёмные средства.
При полном учёте общей величины неплатежей и источников, ослабляющихфинансовую напряжённость, итог по группе 2 должен равняться сумме итогов погруппам 1 и 3. Для анализа финансовой устойчивости, платёжной дисциплины икредитных отношений рекомендуется рассматривать данные показатели в динамике.
Другим проявлением динамической устойчивости служит её кредитоспособность.Так, высшей формой устойчивости предприятия является его способность развиватьсяв условиях внутренней и внешней среды. Для этого предприятие должно обладатьгибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможностьпривлекать заёмные средства, то есть быть кредитоспособным.
Организация является кредитоспособной, если у неё существуют предпосылкидля получения кредита и способность своевременно возвратить взятую ссуду суплатой причитающихся процентов за счёт прибыли или других финансовых ресурсов.
За счёт прибыли предприятие не только повышает свои обязательства передбюджетом, банками, другими предприятиями, но и инвестирует средства вкапитальные затраты. Для поддержания финансовой устойчивости важен не толькорост абсолютной величины прибыли, но и её уровня относительно вложенногокапитала или затрат организации, то есть рентабельности. Необходимо такжепомнить, что высокая прибыльность связана и с более высоким риском, а этоозначает, что вместо получения дохода предприятие может понести убытки и дажестать неплатёжеспособным.
Таким образом, можно сказать, что финансовая устойчивость – этокомплексное понятие, означающее такое состояние финансовых ресурсовпредприятия, их распределение и использование, которое гарантирует иобеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала присохранении платёжеспособности и кредитоспособности в условиях допустимогоуровня риска.
В этой связи анализ дебиторской и кредиторской задолженности являетсяважной частью финансового анализа на предприятии и позволяет выявлять не толькопоказатели текущей (на данный момент времени) и перспективнойплатежеспособности предприятия, но и факторы, влияющие на их динамику, а такжеоценивать количественные и качественные тенденции изменения финансовогосостояния предприятия в будущем, так как задолженность по платежам можетсущественно деформировать структуру оборотных средств предприятия. Так, если в составе оборотныхактивов преобладает дебиторская задолженность, то предприятие либо должнопривлекать банковский кредит по высоким ставкам, либо останавливаться вожидании уплаты причитающихся ему долгов, а если в структуре формированияисточников оборотных активов преобладает кредиторская задолженность,предприятие зачастую вынуждено прибегать к разнообразным не денежным формамрасчетов (бартер и пр.), подвергаться разного рода штрафным санкциям.
К непосредственным задачам анализа дебиторской и кредиторскойзадолженности относятся следующие:
— точный, полный и своевременный учет движения денежных средств иопераций по их движению;
— контроль за соблюдением кассовой и платежно-расчетной дисциплины;
— определение структуры кредиторской и дебиторской задолженности посрокам погашения, по виду задолженности, по степени обоснованностизадолженности;
— определение состава и структуры просроченной дебиторской и кредиторскойзадолженности, ее доли в общем объеме дебиторской и кредиторской задолженности;
— выявление структурыданных по поставщикам понеоплаченным расчетным документам, поставщикам по просроченным векселям,поставщикам по полученному коммерческому кредиту, установление их целесообразностии законности;
— выявление объемов и структуры задолженности по векселям, по претензиям,по выданным и полученным авансам, по страхованию имущества и персонала,задолженности, возникающей вследствие расчетов с другими дебиторами икредиторами, задолженности по банковским кредитам и др. определение причин ихвозникновения и возможных путей устранения;
— определение правильности использования банковских ссуд;
— выявление неправильного перечисления или получения авансов и платежейпо бестоварным счетам и т.п. операциям;
— определение правильности расчетов с работниками по оплате труда, споставщиками и подрядчиками, с другими дебиторами и кредиторами и выявлениерезервов погашения имеющейся задолженности по обязательствам перед кредиторами,а также возможностей взыскания долгов (посредством денежных или не денежныхрасчетов или обращения в суд) с дебиторов.
2. Общаяхарактеристика ОАО «Орбита»
Открытое акционерное общество«Орбита» ИНН 1325029808 КПП 132801001 зарегистрировано ПостановлениемАдминистрации г. Саранска Республики Мордовия от 13.08.1993 года № 1102.Общество внесено в Единый государственный реестр юридических лиц 23 июля 2002года, государственный регистрационный номер 1021301112667. Изменения Уставазарегистрированы Межрайонной инспекцией МНС России №2 по Республике Мордовия.ГРН изменений 2021301113832, 2041320001897, 2031320002195, 2061328008729,2061328008730, 2071328028396, 2081328008199.
Открытое акционерное общество“Орбита” — предприятие электронной промышленности выпускает интегральныемикросхемы, полупроводниковые приборы, регуляторы напряжения, выпрямительныеблоки, электронно-пускорегулирующую аппаратуру (ЭПРА). С 2007 года начат выпускоборудования для электроэнергетики. Датой основания общества принято считать 1июля 1965 года.
Приоритет, сделанный на развитиеэлектроники в тот период истории в стране, предопределил бурное развитиепредприятия. Оно награждено двумя орденами: «Знак почета» и «Октябрьскойреволюции» и до начала 90-х годов было лидером по производству электронных компонентовдля телевизионных заводов СССР, потребителями продукции являлись практическивсе производители бытовой и радиоэлектронной техники.
До 1992 года ОАО «Орбита»являлось наиболее динамично развивающимся предприятием в Мордовии. Средняязаработная плата превышала аналогичный показатель по промышленным предприятиямреспублики. Объем промышленного производства продукции в 1991 году составил 40млн. долларов США. Технологическое оснащение позволяло выпускатьполупроводниковые приборы и интегральные микросхемы с проектными нормами 4-5микрон, что обеспечивалось регулярным обновлением основных средств.
Ухудшение положенияпредприятия начало диагностироваться в 1992 году. Это было связано в основном собъективными причинами: конкуренция с импортной продукцией, потеря традиционныхрынков сбыта, усиление инфляционных процессов в экономике, отсутствиеинвестиций. В конце 90-годов про ОАО «Орбита» забыли в отраслимикроэлектроники, как для бытовой промышленной аппаратуры, так и аппаратурывоенного назначения, от уровня 1991 года осталось всего лишь 14%. Компаниянаходилась в глубоком кризисе.
Технология на предприятиинаходится на (устаревшем технологическом) таком уровне, что не позволяетконкурировать даже с зеленоградскими предприятиями «Ангстремом» и «Микроном»,не говоря уже о зарубежных компаниях, таких как «Bosch» (Германия), «Моtorola» (США) и т.д. Сегодня «Ангстрем» — второйотечественный чипмейкер, выпускает продукцию с технологическими нормами 0,8-2мкм., которые в мире считаются даже не вчерашним, а позавчерашним днем.«Сегодня мы в основном занимаем нишу электроники, уходящей с рынка, где ненужна точность». Для сравнения: лидер полупроводникового рынка Intel еще в 2005 году перешел на 0,065мкм. Для того, чтобы на равных соперничать с зарубежными производителяминеобходимы финансовые затраты (стоимость современной микроэлектронной фабрикипревышает 2 млрд. долларов) и постоянное, раз в три-пять лет, обновлениепроизводственных мощностей и гарантированные рынки сбыта на сотни миллионовштук в год. У нас нет ни того, ни другого.
Утвержденная в 2007 году«Стратегия развития электронной промышленности России на период до 2025 года» ипринятая правительством России федеральная целевая программа «Развитиеэлектронной компонентной базы и радиоэлектроники», согласно которым государствонамерено вложить в развитие российской электроники до 2011 года 23,2 млрд.руб., позволит восстановить научно-технический ипроизводственно-технологический потенциал микроэлектроники и электроннойотрасли в целом « до приемлемого уровня». Эксперты не сомневаются: основнаяборьба за деньги развернется между двумя лидерами – «Ангстремом» и «Микроном».
По результатампроведенного анализа в ОАО «Орбита» было принято решение сместить ориентир вразвитии с микроэлектроники и основную ставку сделать на производство и продажупродукции новой и не совсем типичной для предприятия.
Развитие ОАО «Орбита» сконца 90-х годов по настоящее время стало возможным благодаря освоению ивыпуску новых видов электронных блоков и регуляторов напряжения. Удельный веспродукции освоенной с 2001 года в общем объеме производства по итогам 2007 годасоставил 84,6%. Но усиление курса рубля по отношению к доллару, постоянноеповышение ресурсов, освоение производства автомобильной электроники зарубежнымифирмами, введением таможенных льгот на ввоз автомобильной электроники с каждымпериодом времени приближает ОАО «Орбита» к снижению объема поставок указаннойпродукции. При чем в последнее время компании предлагают не отдельныекомпоненты, блоки и узлы, а целиком решения на основе электронных блоков, чтозначительно усиливает конкурентные преимущества по сравнению с отечественнымипроизводителями.
Основные группы клиентовпредприятия находятся в следующих секторах:
1)производителиэлектронных компонентов в автомобильном и сельскохозяйственном секторах,основная клиентская база:
— ОАО «Завод им.Тарасова», г. Самара (генераторы и стартеры для всех видов транспорта);
— ОАО «ПРАМО-ЭЛЕКТРО», г.Ржев (генераторы, стартеры для АвтоВАЗ, Иж, ГАЗ);
— ОАО «ПРАМО ИСКРА»(генераторы, стартеры совместно с «ISKRA» Словения);
— ОАО «Автоэлектроника»,г.Калуга (различное электронное оборудование для всех видов автотранспорта;
— ОАО «Автоприбор», г.Владимир (различное электронное оборудование для всех видов автотранспорта;
2)производителисварочного оборудования;
3)отрасль осветительнойаппаратуры;
4)производители продукцииВПК.
 Наиболее крупнымизарубежными конкурентами ОАО «Орбита» являются следующие компании:
1.«Bosch» (Германия);
2.«Siemens» (Германия);
3.«ST Mikroelectronic» (Франция);
4.«Motorola» (США).
 В России и СНГ основнымиконкурентами ОАО «Орбита» являются
1.«Ангстрем», г.Зеленоград;
2.ЗАО «Группа Кремний»,г. Брянск;
3.АО «НИИ молекулярнойэлектроники и завод «Микрон», г. Зеленоград;
4.АО «Квазар- ИС», г.Киев (Украина);
5.КО «Кристалл», г. Киев(Украина);
6.НПО «Интеграл», г.Минск (Беларусь);
7.ПО «Электромодуль», г.Молодечно (Беларусь);
8.ПО «Фотон», г. Ташкент(Узбекистан).
В качестве первоочередныхзадач предприятия необходимо отметить:
— проведение техническогоперевооружения предприятия:
— привлечение внешнихинвестиций;
— освоение новыхнаправлений в деятельности предприятия;
— эффективное управлениеперсоналом и поиск внутренних резервов.
Устаревшее оборудование-это очень серьезная проблема предприятия. Для реконструкции требуютсяколоссальные средства, которыми предприятие не владеет.
 Так как данная отрасльсвязана с высокими технологиями, то персонал, занятый в производстве – это неменее «ценные активы», чем, например, здания и оборудование. Большинство выпускниковтехнических вузов либо уезжают за границу (например, из выпускников Бауманскогофизтеха в России осталось 2 человека), либо находят себя в других отрасляхнародного хозяйства. На предприятие же приходят единицы грамотных специалистов.
Люди – главное богатствофирмы. На этом постулате построена вся кадровая политика ОАО «Орбита». Об этомговорится в миссии предприятия, которая звучит следующим образом: «Максимальнополное удовлетворение и создание новых потребностей клиентов в продукции иуслугах компании с целью повышения качества жизни работников предприятия,развития научно-технического потенциала, улучшения условий труда и повышениякультуры производства»
Российская электроннаяотрасль инвесторов не интересует в силу своей не перспективности в обозримомбудущем, поэтому ОАО «Орбита» делает ставку на изыскание резервов внутрипредприятия, а также с помощью республиканских властей пытается «раскапывать»рыночные ниши, которые позволяют не только оставаться на плаву, но и двигатьсявперед.
3. Управлениедебиторской и кредиторской задолженностью на ОАО «Орбита»
Финансовый менеджеркомпании ОАО «Орбита» обратил внимание на то, что за последние двенадцатьмесяцев объем денежных средств на счетах значительно уменьшился. Финансоваяинформация о деятельности ОАО «Орбита» приведена в приложении.
Все закупки и продажипроизводились в кредит, период – 1 месяц.
 Требуется:
1) проанализироватьприведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, втечение которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2007 и2008 г.г.;
2) составитьаналитическую записку о влиянии изменений за исследуемые периоды;
3) построить прогнознуюфинансовую отчетность на следующий плановый период, при условии роста выручкиот реализации на Х%.
Дополнительнаяинформация:
1) Для расчета следуетпредположить, что год состоит из 360 дней;
2) Все расчеты следуетвыполнять с точностью до дня.Таблица 1Агрегированный баланс Активы Оборотные средства: Денежные средства 11 974 Дебиторская задолженность 145 900 Материальные запасы 25 000 Запасы готовой продукции 104 200 Незавершенное производство 28 600 Итого оборотных средств 315 674 Основные средства: Земля 50 000 Здания и оборудования 600 000 Накопленный взнос 160 000 Итого основных средств 490 000 Итого активов 805 674 Пассивы Краткосрочные и долгосрочные обязательства: Кредиторская задолженность 45 383 Налог, подлежащий к оплате 68 349 Итого краткосрочных и долгосрочных обязательств 113 732 Собственный капитал: Обыкновенные акции 649 977 Нераспределенная прибыль 41 965 Итого собственного капитала 691 942 Итого пассивов 805 674 Таблица 2Динамический анализприбыли№ п/п Показатели 2007 г., руб. 2008 г., руб. Изменения абс., руб. отн., % 1 Выручка от реализации продукции 477 500 535 800 58 300 12,21 2 Себестоимость реализованной продукции 350 000 370 000 20 000 5,71 3 Валовая прибыль (стр.1-стр.2) 127 500 165 800 38 300 30,04
Таблица 3Анализ оборотного капитала№ п/п Показатели 2007 г., руб. 2008г., руб. Изменения Абс., руб. Отн.,% 1 Дебиторская задолженность 80 900 101 250 20 350 25,15 2 Запасы сырья и материалов 18 700 25 000 6 300 33,69 3 Незавершенное производство 24 100 28 600 4 500 18,67 4 Готовая продукция 58 300 104 200 45 900 78,73 5 Кредиторская задолженность 19 900 27 050 7 150 35,93 6 Чистый оборотный капитал (1+2+3+4-5)
162 100
232 000
69 900
43,12 7 Коэффициент покрытия (1+2+3+4)/5
9,145
9,576
0,431
4,71
Таблица 4Анализ оборачиваемости оборотного капитала№ п/п Показатели оборачиваемости 2007 г., дни 2008 г., дни Изменения, абс. 1 Запасов сырья и материалов 44,88 49,15 4 2 Незавершенного производства 23,93 23,94 3 Запасов готовой продукции 59,97 101,38 41 4 Дебиторской задолженности 60,99 68,03 7 5 Кредиторской задолженности 40 44,3 4 6 Продолжительность оборота наличности (1+2+3+4-5)
149,77
198,2
48
Таблица 5
Основные технико-экономическиепоказатели работы ОАО «Орбита» за 2008 гг.№ Наименование показателя ед. изм. На начало отчетного периода На конец отчетного периода Темп роста, % 1. Объем реализации тыс. р. 673185 504886 75 2. Прибыль от реализации тыс. р. 640715 449265 70,1 3. Рентабельность от реализации % 24 28,6 119,1 4. Балансовая прибыль тыс. р. 913072 722847 79,1 5. Среднесписочная численность работающих чел. 771 860 111,54 6. Дебиторская задолженность на конец года тыс. р. 80900 101250 125,15 7. Кредиторская задолженность на конец года тыс. р. 19900 27050 135,9 8. Износ основных средств % 0,38 0,37 97,37
По данным таблицы 2 видно, что объем реализованной продукции ОАО «Орбита»на конец отчетного преиода по сравнению с началом отчетного периода годом выросна 75%. Рентабельность от реализации увеличилась на 119,1%. По показателючисленности ОАО «Орбита» является крупным предприятием. К концу года темп ростакредиторской задолженности обогнал темп роста дебиторской задолженности (135,9и 125,15%, соответственно).
4.Направления поулучшению показателей дебиторской и кредиторской задолженностью.
Объем реализованнойпродукции в 2008 г. на 12,2% выше, чем в 2007 г., а себестоимость реализованнойпродукции выше на 5,7%. Вложения в запасы и дебиторскую задолженность завычетом кредиторской задолженности возросли с 79700 тыс. руб. до 99200 тыс.руб., или на 22,9%, что не пропорционально росту объема продаж и свидетельствуето неудовлетворительном контроле периодов оборачиваемости оборотного капитала.
Прирост чистогооборотного капитала на 69900 тыс. руб. означает, что чистые поступления отприбыли 2008 г. на 19500 тыс. руб. меньше той величины, которую можно было бы получитпри отсутствии прироста запасов и дебиторской задолженности (за вычетомкредиторской задолженности) в течение 2008 г., поэтому компании, возможно,придется брать ненужную банковскую ссуду. При этом значительное увеличениечистого оборотного капитала означает, что в текущие активы вкладывается слишкоммного долгосрочных средств.
Коэффициент общейликвидности без учета наличности и краткосрочных ссуд свыше 9:1 (текущие активыв 9 раз больше краткосрочных обязательств) можно считать слишком высоким. Причиныроста чистого оборотного капитала:
1) рост объемапродаж;
2) увеличениепериодов оборачиваемости.
Вторая из перечисленных причин менее существенна. Длительность оборотазапасов сырья и материалов увеличилась с 44,88 дней до 49,15 дней, несмотря нато, что это увеличение было компенсировано продлением срока кредита,предоставляемого с 40 до 44 дней. Срок кредита для дебиторов увеличился с 60,99до 68,03. Этот срок представляется слишком большим. Однако наиболее серьезнымизменением было увеличение продолжительности оборота готовой продукции с 59,97до 101,38 дня, причем точную причину этого установить не представляетсявозможным.
Учитывая широкий спектрпроблем и ограниченность объема настоящей работы, были определены следующиезадачи:
1) раскрыть местоуправления дебиторской и кредиторской задолженностью в системе задачкраткосрочной финансовой политики;
2) исследовать факторы,обусловливающие полноту и динамику денежного оборота предприятия;
3) проанализироватьтехнико-экономические особенности предприятий и их воздействие на организациюденежного оборота;
4) определить влияниеусловий продаж и системы расчетов с покупателями на денежный оборотпредприятий;
5) проанализироватьсостав, структуру и динамику дебиторской и кредиторской задолженности предприятийисследуемой отрасли;
6) обосновать выборсистемы финансовых показателей, наиболее объективно отражающих устойчивостьфинансового положения предприятий;
7) определить способы истимулы минимизации дебиторской задолженности на предприятии;
8) определить направленияоптимизации структуры кредиторской задолженности в обеспечении финансовойустойчивости исследуемых компаний.

Заключение
Обобщаявышеизложенное исследование, можно сделать следующие выводы:
1.Одной из задач финансового менеджера по управлению дебиторской и кредиторскойзадолженностью являются определение степени риска неплатежеспособностипокупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, атакже предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособнымипокупателями.
2.Увеличение дебиторской задолженности инициирует дополнительные издержкипредприятия на: увеличение объема работы с дебиторами (связь, командировки ипр.); увеличение периода оборота дебиторской задолженности (увеличение периодаинкассации); увеличение потерь от безнадежной дебиторской задолженности.
3.Дебиторская задолженность — элемент оборотных средств, ее уменьшение снижаеткоэффициент покрытия. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачуснижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. Прианализе соотношения между дебиторской и кредиторской задолженностями необходиманализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырьяи материалов.
4.С целью максимизации притока денежных средств предприятию следует разрабатыватьширокое разнообразие моделей договоров с гибкими условиями формы оплаты игибким ценообразованием. Возможны различные варианты: от предоплаты иличастичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
5.Система скидок способствует защите предприятия от инфляционных убытков иотносительно дешевому пополнению оборотного капитала в денежной или натуральнойформе. Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку заавансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнитьдоход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, ссуммой скидки.

Список литературы
1.Федеральный закон от 21.11.1996 N129-ФЗ (ред. от 03.11.2006) «О бух-галтерском учете» (принят ГД ФС РФ23.02.1996) СПС Консультант Плюс
2. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N32н (ред. от 27.11.2006) " Об утвер-ждении положения по бухгалтерскомуучету «Доходы организации» ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в МинюстеРФ 31.05.1999 N 1791) СПС Консультант плюс
3. Приказ Минфина РФ от 06.05.1999 N33н (ред. от 27.11.2006) «Об утвер-ждении положения по бухгалтерскомуучету „Расходы организации“ ПБУ 10/99» (Зарегистрировано вМинюсте РФ 31.05.1999 N 1790) СПС Консультант плюс
4. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N94н (ред. от 18.09.2006) «Об утвер-ждении Плана счетов бухгалтерскогоучета финансово-хозяйственной деятель-ности организации и инструкции по егоприменению» СПС Консультант Плюс
5. «Гражданский кодекс РФ (частьпервая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. от18.12.2006, с изм. от 29.12.2006) (с изм. и доп., вступившими в силу с08.01.2009) СПС Консультант Плюс
6. «Налоговый кодекс РФ (частьпервая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от27.07.2009) СПС Консультант плюс
7. Ахтырская О.А. — Практическаябухгалтерия www.dtkt.com.ua
8. Бакаев А. Бухгалтерские термины иопределения, vocable.ru/
9. Глушков И.Е. Бухгалтерский учет насовременном предприятии. Эффек-тивное пособие по бухгалтерскому учету. М.:Кнорус, Новосибирск.: ЭКОР, 2005.- 797с.
10. Путеводитель по ИБ«Корреспонденция счетов» СПС Консультант Плюс
11.Г.Б.Поляк и др. «Финансовыйменеджмент», Москва, ЮНИТИ, 2008г.
12.Ковалев В.В. «Финансовый анализ»,Москва, Экономика, 2008г.
13.«Финансовое управление фирмой»,Москва, Экономика, 2007г.
14. Баканов М.И., Шеремет А.Д.«Теория экономического анализа» Москва, Финансы и статистика, 2006.
 15.РодионоваВ.М., Федотова М.А. «Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции»Москва, Перспектива, 2006г.
 16.СправочнаяПравовая система Гарант 5.3. «Анализ финансового состояния предприятия», 2009г.
17.Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2006. — с. 267.
18.Балабанов И.Т. Основа финансовогоменеджмента. — М.: Финансы и статистика, 2007. — с. 635.
19.Павлова Л.Н. Финансовыйменеджмент. Управление денежным оборотом предприятия: Учебник для вузов. — М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007. — с. 99.
20.Стоянова Е.С. Финансовый менеджмент.Российская практика. — М.: Перспектива, 2005. — с. 487.
21.Финансово-кредитный словарь подред. Гарбузова В. Ф., Финансы и статистика, 2006. — с. 321.
22.Финансы предприятий: Учеб.пособие. /Под ред. Е.И.Бородиной. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2006. — с. 331.
23.Финансы. Денежное обращение.Кредит. /Под ред. проф. Л.А.Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008. — с. 442.
24.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С.,Негашев Е.В. Методика финансового анализа предприятия. — М.: ИНФРА-М, 2005. — с. 49.
25.Шим Д.К., Сигел Д.Г. Финансовыйменеджмент. — М.: 2006. — с. 109.
26.Экономика предприятия/ Под ред.В.Я.Горфинкеля и Е.М. Купрякова — М.: ЮНИТИ, 2008. — с.220.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.