Реферат по предмету "Финансовые науки"


Расходы государственного бюджета Украины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.Н. Каразина
Институт экономики и международных отношений
Экономический факультет
Кафедра финансов и кредита
Индивидуальное задание
По курсу «Бюджетная система»
На тему: «Расходы государственного бюджета Украины»
Выполнила:
студентка группы ЭФ-43
Симагина А. Ю
Проверила:
Швайко М. Л.
Харьков 2010

Содержание
Введение
Расходы государственного бюджета сущность расходовгосударственного бюджета
Анализ расходов государственного бюджета Украины
Проблемы и перспективы государственного бюджета порасходной части
Заключение
Список литературы
/>Введение
Государственный бюджет Украины — план формирования и использованияфинансовых ресурсов для обеспечения заданий и функций, которые осуществляются органамигосударственной власти Украины, органами власти Автономной Республики Крым и органамиместного самоуправления в течение бюджетного периода.
Согласно Закону Украины " О государственном бюджете Украинына 2010 год", расходы Государственного бюджета Украины «включают бюджетныеназначения, установленные законом о Государственном бюджете Украины на конкретныецели, связанные с реализацией государственных программ».
Непосредственным объектом исследования в работе служат расходыгосударственного бюджета Украины.
Цель работы в соответствии с предметом всесторонне исследоватьобъект путем изучения теоретических аспектов и статистических данных, изучить современныетенденции, выявить проблемы и перспективы развития.
Для достижения поставленной цели предполагается решить такиезадачи:
· обобщить основные понятия, связанные с расходами государственногобюджета;
· перечислить основные статьи расходов государственного и местного бюджетовУкраины;
· анализировать статистические данные о расходах государственного бюджетаза предыдущие периоды и дать им оценку;
· Определить дальнейшие перспективы развития расходной части государственногобюджета.
/>Расходыгосударственного бюджета сущность расходов государственного бюджета
Расходы Государственного бюджета — это расходы государства наобщегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций.Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляетсяиспользование центральных средств по направлениям законом.
Направления использования бюджетных расходов обусловлены целойсовокупностью факторов, основными из которых являются:
· Необходимость содержания государственных учреждений;
· Уровень развития регионов государства;
· Связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местныхбюджетов;
· Формы предоставления бюджетных средств;
· Другие факторы, которые могут иметь важное значение в зависимостиот конкретной экономической и политической ситуации в государстве.
Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующимизаконодательными и нормативными актами — Бюджетным кодексом, Законом о Государственномбюджете на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органоввласти.
Начиная с 2000 года в Государственном Бюджете, в его расходнойчасти предусматриваются два фонда — общий и специальный.
В Законе Украины “О бюджетной системе Украины" предусмотренытакие виды расходов как текущие расходы и расходы развития.
Текущие расходы — это затраты бюджетов на финансирование сетипредприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетногогода, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иныхмероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходовв отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленныхвыше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.
Расходы развития — это затраты бюджетов на финансирование инвестиционнойи инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственногои непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народногохозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.
К расходам, которые финансируются из Государственного бюджетаотносятся расходы на: государственное управление; судебную власть; международнуюдеятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-техническогопрогресса государственного значения, международные научные и информационные связигосударственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельностьи обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуруи искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственныеспециальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержкирегионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программыразвития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики,государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядернойбезопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственногодолга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительногосударственное значение.
Финансирование отдельных программ экономического и социальногонаправлений месту реализации этих программ осуществляется через механизм межбюджетныхтрансфертов.
Межбюджетные трансферты — это отношения между государством, Автономнойреспубликой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетовфинансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных КонституциейУкраины и законами Украины.
Законом Украины «О Государственном Бюджете Украины на 2010год» утвержден следующий перечень защищенных статей расходов общего фонда наотчетный год по экономической структуре расходов: оплата труда работников бюджетныхучреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочныхматериалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей;обслуживание государственного долга; текущие трансферты населению; текущие трансфертыместным бюджетам.
Государственный бюджет Украины должен содержать объяснение всехрасходов, за исключением расходов, связанных с государственной тайной (секретныхрасходов). Секретные расходы, предусмотренные на деятельность органов государственнойвласти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджетУкраины без детализации. Контроль за проведением секретных расходов осуществляетсяСчетной палатой и Министерством финансов Украины в порядке, определенном ВерховнойРадой Украины.Анализ расходов государственного бюджета Украины
Расходы Государственного бюджета Украины за 2009 год были выполненыв объеме 242437,2 млн. грн, что на 947,1 млн. грн. Это на 0,4 процента больше аналогичногопоказателя 2008 года. Уровень выполнения годового плана в 2009 году составил 88,4процента плана, утвержденного Верховной Радой Украины на 2009 год, против 95,4 процентав 2008 году.
В полном упадке оказалась государственная инвестиционная политика.В 2009 году такое понятие, как развитие, было фактически забыто. Финансированиекапитальных расходов было осуществлено в объеме в 2,5 раза меньше чем в 2008 году.По общему фонду произошло падение капитальных расходов почти в 12,3 раза. В структурерасходной части государственного бюджета доля капитальных расходов уменьшилась на6,3 % до 4,3 %. Удельный вес капитальных расходов государственного бюджета в ВВПв 2009 году равнялась 1,1 процента против 2,7 процента в 2008 году.
По общему фонду государственного бюджета в 2009 году было открытоассигнований на проведение расходов в объеме 188699,4 млн. грн, что соответствует97,1 процента плана отчетного периода. [Приложение Б, Рис.Б2] Недофинансирование связано, в частности, с экономией:
Расходов на обслуживание государственного долга (государственныезаимствования осуществлена позже графика);
Расходов на субвенции социального характера в связи с их финансированиемв соответствии с фактически зарегистрированных обязательств;
Расходов, предусмотренных статьей 57 Закона Украины «Обобразовании» в связи с завершением расчетов по выплате задолженности;
Отсутствием решений о распределении средств резервного фондаи т.д.
Кассовые расходы по общему фонду государственного бюджета в 2009году проведены в сумме 187748,0 млн. грн., Или 96,6 процента годового плана.
Ресурсы государственного бюджета направлялись, в первую очередь,на финансирование основных защищенных статей бюджета (статья 27 Закона Украины«О Государственном бюджете Украины на 2009 год»), в частности заработнойплаты с начислениями, денежного обеспечения военнослужащих, пенсий, стипендий, приобретениемедикаментов и перевязочных материалов и т.д. [приложение А, табл. А1]
Кассовые расходы социального направления по общему фонду государственногобюджета за 2009 год составили на 4,8 процента больше, чем годовой показатель 2008года. Однако в реальном измерении расходы на оплату труда работников бюджетных учрежденийв 2009 году против 2008 года уменьшились на 6,4 процента.
В 2009 году на общегосударственные функции использованы средстваменьшие на 12,1 процента по сравнению с 2008 годом. В общем объеме расходной частиих доля в 2009 году снизилась на 0,93 до 6,52 процента. [приложение Г, рис. Г1]
Объем расходов государственного бюджета на оборону за 2009 годпо сравнению с 2008 годом уменьшился на 17,6 процента, или на 2069,7 млн. гривен.Удельный вес расходов на оборону в структуре расходной части государственного бюджетаснизилась на 0,9 до 4,0 процента.
По сравнению с предыдущим годом расходы государственного бюджетана обеспечение общественного порядка, безопасность и судебную власть уменьшилисьна 2,9 процента. В структуре расходов государственного бюджета их доля в течение2009 года снизилась на 0,3 п.п. до 10 процентов.
Объем расходов на экономическую деятельность уменьшился в 2009году по сравнению с 2008 годом на 14,1 процента. В структуре расходной части государственногобюджета на 2,3 до 13,7 процента.
По сравнению с 2008 годом объем расходов на охрану окружающейсреды уменьшился на 18,2 процента, или на 405,9 млн. гривен. В структуре расходовгосударственного бюджета их доля составляла 0,75 процента в 2009 году по сравнениюс 0,92 процента в 2008 году.
Расходы государственного бюджета на развитие жилищно-коммунальногохозяйства в 2009 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 39,0 процента,или на 173,3 млн. гривен. Их доля в структуре расходов государственного бюджетав соответствии снизилась на 0,07 в. п.до 0,11 процента.
Расходы на здравоохранение в целом за 2009 год выросли на 2,3процента по сравнению с прошлым годом. В общем объеме расходной части их доля в2009 году выросла на 0,06 в. п. до 3,11 процента.
Расходы государственного бюджета на духовное и физическое развитиеза 2009 год выросли на 1,3 процента по сравнению с 2008 годом. Удельный вес этихрасходов в общем объеме расходной части государственного бюджета возросла на 0,12в. п. по сравнению с 2008 годом до 1,33 процента в 2009 году.
Расходы на образование за 2009 год выросли на 11 процентов посравнению с 2008 годом. Их удельный вес в в общей структуре расходов государственногобюджета увеличилась на 0,9 п.п. до 9,9 процента в 2009 году.
Расходы государственного бюджета на социальную защиту и социальноеобеспечение за 2009 год по сравнению с прошлым годом возросли на 1,4 процента. Удельныйвес этих расходов в структуре расходной части государственного бюджета их доля соответственноравнялась 21,25 процента в 2009 году против 21,04 процента в 2008 году.
Таким образом, расходы Сводного бюджета Украины в 2009 году составили307399,4 млн. грн, что на 1804,4 млн. грн, или на 0,6 процента меньше аналогичногопоказателя 2008 года. Удельный вес расходов сводного бюджета в ВВП в 2009 году составила33,6 процента против 32,6% в 2008 году.
В структуре расходов государственного бюджета по экономическойклассификации среди основных расходов текущего характера следует выделить значительныйрост по сравнению с 2008 годом [табл]:
Расходов на выплату процентов (дохода по обязательствам) (в 2,2раза до 9,9 млрд. грн.)
Расходов на медикаменты и перевязочные материалы (на 32,9 процентадо 2,5 млрд. грн.)
Расходов на выплату пенсий и пособий (на 18,3 процента до 49,6млрд. грн.)
Расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (на 17,9процента до 3,1 млрд. грн.)
Расходов на продукты питания (на 9,5 процента до 1,8 млрд. гривен).
Закон Украины «О Государственном бюджете на 2010 год»предусматривает, как видно из таблицы [приложениеГ, табл. Г3], увеличениерасходов на 33%, которые в большей мере превышают доходную часть, по сравнению спредыдущим периодом. Ожидается, что дефицит достигнет 57,7 млрд. грн, что примернов полтора раза превышает установленный годом ранее.Проблемы и перспективы государственного бюджета порасходной части
Первое с чем сталкивается государство — это нецелевое использованиесредств. Проблема нецелевого использования бюджетных средств.
Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственногобюджета говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использованиебюджетных средств в Украине стало массовым явлением.
Например, исполнение расходной части бюджета в 2009 году характеризовалосьсистемным «ручным управлением» средствами, хроническим недофинансированиемвсех программ, нецелевым и неэффективным использованием средств, а часто простои их хищением. Контрольно-ревизионным управлением и Счетной палатой Украины в 2009году в ходе проверок выявлен ряд нарушений и злоупотреблений. А также из-за непрозрачностисистемы государственных закупок в 2009 году потеряно около 40 млрд. гривен. К томуже, органами ГлавКРУ в 2009 году проведена проверка около 10 тыс. бюджетных учрежденийи выявлены нарушения, которые привели к потерям финансовых и материальных ресурсовна общую сумму более 3, млрд. гривен.
Опыт развитых стран подсказывает, что надо сделать прозрачным,подконтрольным общественности весь процесс составления плана расходования бюджетныхсредств и само расходование.
Следует добавить, что осуществление государственных закупок(заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе. А повышение оплатытруда государственных служащих проводить только в размерах, необходимых для обеспеченияконкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условияхдолжно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственномсекторе.
Огромная проблема украинского бюджета — его обремененность социальнымивыплатами. В начале 1990-х резкое падение доходов и уровня жизни большей части населенияспровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальныхрасходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. Это продолжалосьи в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупныхрасходах государства выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать,что ни уровень реальных заработных плат, ни уровень пенсий до сих пор не соответствуетуровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения и уровень жизнив 1990году не были высокими.
За последнее 10 лет в Украине произошло значительное увеличениерасходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования).Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году — 46,1%, то есть расходыгосударства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиесяс 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.
С 2005г. от 25 до 45% расходов ПФ финансируется не за счет страховыхвзносов работодателей и наемных работников, а за счет средств гос. бюджета.
В текущем году почти каждая пятая гривна расходов государственногобюджета Украины направлялась на обеспечение пенсионных выплат — эти расходы за 6мес. 2009 года составили почти 6% ВВП.
В бюджете, кроме социальных, значительно увеличились расходына государственное управление — с 1,1% ВВП в 1999 году до 2,6% ВВП в 2008 году,а также расходы на общественный порядок, безопасность и судебную власть — с 1,4до 2,9% ВВП.
Рост расходов на содержание аппарата принуждения государствабыл связан как с опережающей динамикой заработной платы государственных служащих,так и со значительным увеличением их количества. Если общее число занятых в экономикестраны в 2008 году по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 3,9%, то количествогосударственных служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.
Вследствие долгосрочного наращивания социальных расходов их доляв сводном бюджете в 2005-2008гг. увеличилась до 22-28% по сравнению с 12-15% в 1999-2001гг,а в 2010 увеличилась на 8% по сравнению с 2009.
Заключение
Расходы бюджета — особенная экономическая категория, котораяотображает отношения с целью учета затрат государства на осуществление своих полномочий.Расходы бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативнымиактами органов государственной власти.
Главной «особенностью» расходов Государственного бюджетаУкраины является, по моему мнению, их непрозрачность и однозначность. Следует подвергатьбольшей огласке не только статьи расходов, но и суммы, которые выделяются на это,пусть даже самые малые. Таким образом, государство сможет обезопасить себя от«разворовывания» бюджетных средств, коим сейчас принято называть«нецелевое использование». Необходимо также ужесточить контроль над использованиемэтих средств, чтобы ситуация с нарушением норм законодательства самим КабинетомМинистров не была уместной.
С другой стороны, необходимо решить ситуацию с государственнымдолгом, иначе большая часть расходов будет идти не на социальные выплаты, а на борьбус ним.
Насчет социальных выплат, статистические данные показывают, чторасходы на социальную защиту, так же как и на образование за последнее имеют положительныйприрост, но к сожалению, на данный момент это не афишируется и незримо.
Спорт, расходы на который меньше 1 процента, охрана окружающейсреды, наука, культура, здравоохранения до сих пор нуждаются в значительных ресурсахгосударства.
Список литературы
1. Бюджетний Кодекс України, Закон вiд 21.06.2001 № 2542-III
2. Артус М.М., Хижа Н.М. Бюджетна система України: навч.посіб. для студ. вищ. навч. Закладів. — К.: Видавництво Європейського ун-ту, 2007.- 220с.
3. Василик О.Д., Павлюк К.В. Державні фінанси України:Підруч. для студ. екон. спец. вищих навч. закл. / Київський національний ун-т ім.Тараса Шевченка. — К.: Центр навчальної літератури, 2003. — 606с.
4. Державні фінанси: Навч. посібник / За ред.В.Д. Базилевича.- 2-ге вид., доп. і перероб. — К.: Атіка, 2004. — 368с.
5. Деркач Н.И., Гордеева Л.П. Бюджет и бюджетный процесс в Украине. — Днепропетровск:Пороги, 1995. — 256с.
6. Міністерство фінансів. Электронный ресурс. Официальныйсайт. Режим доступа: www.minfin.gov.ua
7. Свободная энциклопедия Википедия. Электронный ресурс. Официальный сайт. Режимдоступа: ru.wikipedia.org/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.